Информационная поддержка и иные. Поиск информации в сети интернет. Служба помощи торговым организациям

Информационная поддержка - процесс информационного обеспечения, ориентированный на пользователей информации.

Информационная поддержка используется при подготовке и реализации управленческих решений.

Для того чтобы организовать любое мероприятие, необходима маленькая, но очень важная деталь - повод . Исходя именно из этой детали, складывается сценарий любого мероприятия.

День рождения компании, юбилей руководителя, новогодняя вечеринка, деловой конгресс, все эти события объединяет одно - наличие повода, который в свою очередь является причиной для организации мероприятия.

Далеко не каждая event компания занимается информационной поддержкой мероприятий, и это понятно, так как для осуществления данной услуги необходимо четко понимать информационный повод конкретного события. Именно тот повод, который будет интересен, прежде всего, средствам массовой информации.

Наличие информационного повода является ключевым моментом, при подготовке информационной поддержки, от этого напрямую зависит успех проводимого информационного мероприятия.

Актуальность информационного повода определяет грамотно написанный пресс-релиз . Профессиональный журналист или PR-щик четко знает, в каком ключе нужно подать информацию, чтобы привлечь максимальный интерес со стороны СМИ, именно от него зависит насколько будет интересно то или иное события.

Привлечение информационных спонсоров также является одним из основных моментов в организации информационной поддержки.

Для потенциального информационного партнера каждый спонсорский пакет представляет собой совокупность информационных услуг . После получения такого пакета потенциальный информационный партнер формирует встречное предложение по информационной поддержке. Таким образом, исходя из объема предлагаемых информационных услуг, формируется статус каждого информационного партнера. На основе спонсорского пакета, определяются взаимоотношения между организаторами события и средствами массовой информации, которые осуществляются на бартерной основе.

Специальные мероприятия призваны решать следующие коммуникационные, информационные и имиджевые задачи:

· обеспечение постоянного присутствия компании в информационном поле

· привлечение внимания журналистов и целевой аудитории к компании (ее продукции) или персоне

· создание, поддержание и развитие положительного имиджа компании или ее продукта

· взаимодействие с целевыми группами (в том числе поддержание внутрикорпоративных отношений)

· получение обратной связи, что позволяет провести анализ эффективности деятельности и стратегии

· демонстрация уровня развития компании, масштабов ее деятельности

· создание дополнительного источника информации о компании (у компании появляется важное и вполне контролируемое средство распространения информации)

Информационная поддержка мероприятия. Безусловно, ваша аудитория должна узнавать о событии заранее. В зависимости от формата и масштабности мероприятия и характеристик аудитории для мероприятий местного значения достаточным является период от месяца до двух недель. Чем более масштабным является ваше мероприятие, чем больших временных и финансовых затрат требует участие в нем, тем раньше должно начаться оповещение.

Способы оповещения зависят от формата мероприятия и предполагаемой аудитории. Это может быть директ-маркетинг - если речь идет о мероприятиях корпоративного формата и круг приглашаемых лиц известен заранее и ограничен, либо реклама в СМИ, если мероприятие носит открытый и массовый характер. Для массовых мероприятий эффективными будут наружная реклама и лефлетинг (раздача информационных листовок). В случае с аудиторией моложе 35 лет уместно использовать Интернет.

В любом случае при подборе арсенала информационных средств надо учитывать не только целевую аудиторию события, но и характер самого мероприятия, уместность информации о нем в рамках того или иного информационного ресурса.

Вторая волна информации о вашем мероприятии должна быть запущена после его проведения. Это так называемые «пост-выходы» информации в СМИ и Интернете. В случае мелких мероприятий и мероприятий, рассчитанных на ограниченный круг людей, без этого можно обойтись, но не стоит забывать о том, что любое упоминание мероприятия в СМИ в формате новостей - повышает статус события, придает ему значимость, как в глазах участников, так и в глазах остальной публики. К тому же, это лишний способ напомнить потребителям о вашей марке и ее позиционировании. Поэтому, если есть возможность раздуть мероприятие в некий информационный повод, не стоит от него отказываться.

Например, для инновационного интеллектуалльноемкого бизнеса это может быть проведение конференций по острым социальным проблемам, связанным с тематикой этого бизнеса - с приглашением на них представителей заинтересованных медиа и общественных организаций. Подобные мероприятия и последующее информационное их освещение помогут спозиционировать компанию, придать ей статус и известность в нужных кругах, заинтересовать общественность своими продуктами и услугами, заявить о себе как о надежном и ответственном игроке рынка.

В любом случае, планируя специальное мероприятие, задумайтесь: а нельзя ли раздуть из него достаточно интересный информационный повод? Если ваше мероприятие носит социальнозначимый характер, возможно СМИ пойдут на то, чтобы бесплатно опубликовать о нем информационный материал. Если же мероприятие чисто коммерческое - возможно стоит дать информацию на платной основе. Хорошим каналом бесплатной коммуникации могут быть различные новостные ленты на интернет-порталах - достаточно будет выслать пресс-релиз и фотографии с мероприятия. Впрочем, отдельные издания тоже могут опубликовать подобные пресс-релизы в формате новостей. Чем больше ваше мероприятие будет обсуждаться и озвучиваться после его проведения - тем лучше, тем больше эмоций свяжется с вашей маркой, причем не только у людей, которые побывали на мероприятии, но и у остальной публики.

Главное здесь, также как и при планировании остальных элементов event-marketing, помнить об уместности и целесообразности того или иного сообщения в том или ином контексте или формате.

Так же необходимо помнить о медиапланировании.

Media Planning – комплекс процедур по анализу целевой аудитории, выбору наиболее оптимальных (с точки зрения эффективности и стоимости программы размещения рекламного материала) рекламных носителей и рекламных инструментов, доступных на этих носителях, формированию

схемы размещения, оценке ее медиаэффектов, оценке результатов рекламной кампании.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02

Информационная поддержка (ИП) относится к виду социальной помощи. Она заключается в предоставлении ценных сведений (информации) для решения конкретных проблем, возникших на производстве или в организации. Рассматривается такой вид поддержки в современном обществе как обслуживание, консультирование человека или группы людей по вопросам информационного характера.

Что это

Информационная поддержка - это процесс, во время которого пользователь получает определенную информацию для улучшения бизнеса или делопроизводства. Полученные сведения используются для подготовки и реализации управленческих решений. Нуждаются в подобной поддержке пользователи, занятые руководством сложными объектами. Система поддержки автоматизирована. Она решает вопросы информационного, аналитического, интеллектуального характера и направлена на лиц, которые принимают, обосновывают и исполняют решения.

Данный вид поддержки влияет на активное поведение пользователя. ИП направлена на необходимость противостоять возникшим проблемам и экономическому коллапсу. Кроме того, поддержка считается главным социальным ресурсом в сложившейся жизненной ситуации. Она помогает быстро найти решение проблемы, беря полную ответственность за результат.

Для чего нужна

Информационная поддержка - самый распространенный вид развития технологий, сайтов, бизнеса на сегодняшний день. В данном случае ИП с помощью воздействия информации осуществляет повышение дохода, респектабельности и других показателей эффективности. В компетенцию поддержки входит также контроль качества информации и ее защита.

Особенности

Из чего состоит информационная поддержка? Принятие решений, оптимизация сайта, продвижение товаров, построение бизнеса, улучшение эффективности - часть того, что входит в круг обязанностей специалистов ИП. Ее особенность в том, что такой вид поддержки оказывается практически во всех сферах жизни. Визуализация, составление планов, документов, мониторинг, контроль, консультирование пользователей в принятии сложных решений. Все это оказывается незаменимым, если необходимо использовать информацию для поиска новых возможностей.

Мероприятия

Информационная поддержка ЕГЭ и других мероприятий - важная часть функционирования современного информационного общества. Для продвижения и увеличения эффективности важных событий, специалисты ИП используют различные методы, в число которых входят:

  • Публикация сведений о предстоящем мероприятии в Сети.
  • Создание логотипа.
  • Разработка анонса.
  • Составление и публикация пресс-релиза.
  • Продвижение анонса, ежедневная публикация на порталах.
  • Разработка баннера.
  • Создание активной ссылки.
  • Подведение итогов: публикация репортажа с места событий (текст, фото).

Информационные системы

Поддержка информационных систем - необходимое условие для корректной и успешной работы современных предприятий и организаций. Современные системы ИП занимаются добычей, сбором, распределением, хранением сведений об объекте управления, формированием и визуализцией обстановки, прогнозированием, когнитивным анализом данных и подготовкой проектов управленческих решений. К поддержке относят оценку качества принятых решений, их регистрацию. Развитие систем ИП включает подготовку, исполнение, мониторинг, оценку, контроль эффективности, реализацию, принятие действий для корректировки решений, подготовку к реализации новых задач.

Сайты

Информационная поддержка сайта состоит из комплекса мероприятий, направленных на быстрое обновление его содержания (текст, изображения). Такой вид поддержки необходим, ведь без него сайт будет неэффективным и не сможет реализовать свой потенциал по максимуму. Этот вид ИП можно осуществить самостоятельно или воспользоваться услугами профессионалов. Если поддержка самостоятельная, за обновление сайта не нужно платить. У такого вида ИП есть плюсы и минусы. К преимуществам относят отсутствие необходимости оплачивать услуги специалиста и полноценные знания потребностей целевой аудитории.

Профессиональная поддержка гарантирует обновление сайта в срок, уникальный контент, SEO-оптимизацию для поисковых систем. Кроме того, не нужно искать время для наполнения сайта и его продвижения. Для того чтобы получить профессиональную поддержку, следует заключить контракт с веб-студией или организацией. Он часто включает не только информационные, но и технические услуги. Специалисты гарантируют индивидуальный подход, с учетом интересов клиентов. ИП возвращает полезность сайта (свежие новости, статьи, ведение форума, добавление модулей, обновленный каталог продукции и многое другое).

Какие услуги оказывают профессионалы? Веб-студии обновляют контент, поддерживают сервисы, которые требуют постоянного мониторинга, размещают медиаконтент, переводят тексты на иностранный язык, обеспечивают информационную поддержку решений. Кроме того, специалисты ИП адаптируют материалы с учетом специфики контента сайта, создают уникальные тексты, обновляют и улучшают структуру активных разделов.

Технологии

Поддержка - неотъемлемая часть процесса трудовой деятельности. С помощью средств ИТ человек осуществляет производственные и организационные работы для удовлетворения потребностей социума. Средства информационных технологий включают различную электронную технику, которая облегчает производственные процессы, расширяет возможности человека, улучшает эффективность бизнеса и облегчает ведение дел. Информационные технологии сегодня активно применяются в сфере образования. Компьютеризация помогает организовать учебный процесс и сделать его максимально эффективным. Сегодня активно создаются программные обеспечения для образовательных учреждений. К ним относят справочные системы, базы данных, хранилища информации, компьютерное администрирование и обучение. Именно поэтому с развитием коммуникативных технологий появляется естественная потребность в использовании ИП. Поддержка текущего состояния помогает добиться большей эффективности, а также наладить процесс работы.

Бизнес

Развитие бизнеса немыслимо в условиях нынешних экономических отношений без информационной поддержки. Это главный рычаг повышения товарооборота и дохода. На экономическом рынке чаще встречаются следующие виды ИП:

  • Реклама. С ее помощью происходит поддержка малого и среднего бизнеса. Описание свойств товаров, их преимуществ и достоинств перед конкурентами позволяет создать между продавцом и потенциальным клиентом. Создается уникальное торговое предложение.
  • Информационное руководство. Это знания, которые помогают вывести бизнес на новый уровень рентабельности, усовершенствовать товар, повысить продажи и увеличить прибыль. Для тех, кто занимается написанием уникальных текстов (копирайтер) информационным руководством становятся инструкция по СЕО-оптимизации контента.
  • Информация. Предназначена для улучшения эффективности бизнеса, структуры, экономического роста, а также всестороннего совершенствования.
  • Консультация. Вид услуг, который помогает удерживать потенциального клиента и побуждает к совершению покупки. Все это приносит большую прибыль, если информационная кампания правильно выстроена.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ

Реформирование контрольно-оценочной системы в отечественном образовании за последние годы создало условия для независимой оценки знаний, умений и навыков школьников, открытости результатов обучения и возможности сопоставления учебных достижений по различным выборкам испытуемых, сравнения их со статистическими нормами, а также для создания и развития квалиметрического мониторинга качества образования. Практически все население страны в той или иной мере затрагивают вопросы аттестации выпускников. А поскольку обучение рано или поздно затрагивает каждого, то и накапливаемая образовательная информация должна быть доступна всем пользователям. За последнее время формирование единой информационной системы потоков образовательной статистики единого государственного экзамена (ЕГЭ) существенно расширило число пользователей результатов итоговой аттестации. В этом смысле ЕГЭ является ярким примером информатизации контрольно-оценочной деятельности в масштабах страны.

В связи с развитием системы независимого тестирования школьников и выпускников происходит накопление сопоставимой образовательной статистики одного и того же свойства, актуализируются вопросы ее эффективного использования. По отношению к образовательному процессу пользователей можно разделить на несколько групп: обучающиеся, родители, педагоги, администрации образовательных учреждений, органы управления образования и прочие организации (вузы, ссузы, предприятия, желающие повлиять на процесс обучения с целью дальнейшего привлечения выпускников в свою структуру). При этом каждой категории пользователей требуется своя информация в компактном, наглядном и удобном для восприятия виде, особенно накопительная для динамического наблюдения за обучающимся или образовательными системами. Централизованно формируемые форматы представления результатов ЕГЭ и других форм тестирования имеют большие объемы данных и требуют для корректного педагогического анализа учебных достижений определенных навыков и специальных знаний, которыми владеют далеко не все пользователи, а многие и не должны ими владеть, так как каждого пользователя интересует вполне определенная информация. Выпускников в первую очередь интересуют индивидуальный тестовый балл и собственный рейтинг по данному предмету, конкурсные баллы в вузы и ссузы. Ключевым звеном образовательной системы является учитель, которому важно знать структуру, содержание и уровни трудности контрольных измерительных материалов, тестовые баллы своих выпускников по данному предмету, средние тестовые баллы по классам, школе, территории, региону и стране. Для содержательного анализа ему также необходима информация о процентах выполнения заданий по структуре теста различными группами школьников и возможность их сравнения с данными генеральной выборки. Администрации общеобразовательных учреждений и работникам органов управления образованием необходима интегральная информация по образовательным учреждениям, отдельным территориям, региону и стране в целом. Что касается родителей, то одних интересуют учебные достижения их детей, а других, дети которых еще обучаются на ранних стадиях, интересует рейтинг образовательного учреждения, проходные баллы вузов и ссузов. В последнее время эта категория становится все более активным пользователем образовательной информации и фактором влияния на использование независимых форм аттестации учащихся в школах. Вузам и ссузам важно содержание контрольных измерительных материалов, уровень трудности заданий и критерии оценивания.

Поскольку в будущем ожидается смещение независимых форм аттестации школьников на более ранние стадии обучения, то вопросы разработки и создания накопительных систем и банков образовательной статистики, создания программ выбора и предъявления информации по запросам различных категорий пользователей требуют разрешения. Для этого, прежде всего, необходима выработка рекомендаций по построению единой автоматизированной информационной системы поддержки пользователей образовательной статистики. Программный комплекс системы такого информационного мониторинга по нашему мнению должен строиться на основе как минимум четырех принципов: доступности, многоуровневости, конкретности и наглядности.

1. Доступность обеспечивается технологией получения информации через глобальную сеть Internet. В условиях формирования, популярной тенденции на Западе и обсуждаемой у нас, получение динамических оценок внешнего контроля (различные виды массового тестирования, олимпиады, ЕГЭ и др.) может обеспечить доверие со стороны пользователей к его содержанию. Структура портфолио пока еще только разрабатывается. Накапливающаяся информация о количественных и качественных оценках учебных достижений, степени личностного развития обучающихся, имеющихся сертификатах и призовых местах в олимпиадах за определенный период времени может явиться основой портфолио и быть полезной при зачислении в вузы и приеме на работу.

2. По своей сути любой мониторинг имеет многоуровневую природу, тем более в системе массового тестирования, в которой обеспечивает накопление данных по следующей схеме: учащийся, класс, образовательное учреждение, территория, регион, генеральная выборка. Поэтому информационная система квалиметрического мониторинга, основанного на накоплении и анализе данных педагогических измерений, должна обеспечивать возможность их сопоставления как по вертикали, так и по горизонтали в однотипном ряду, одинаковую функциональность на каждом уровне обобщения информации.

3. Конкретность должна обеспечиваться ориентированным на данную категорию пользователей интерфейсом. Система, не имеющая ориентации на конкретных пользователей, будет предоставлять либо избыток информации, либо ее недостаток. Каждый пользователь по отношению к процессу обучения выполняет свою роль и, следовательно, ему требуется доступ к определенным данным, помогающим достичь цели. Часть данных может быть предназначена только для просмотра узкому кругу лиц, имеющих специальный пароль и логин, либо анкетные данные. Поэтому необходим механизм авторизации (идентификации) пользователя. Так, например, информация об учащемся носит личный характер и должна быть доступна только самому учащемуся или лицам уполномоченным от него. Авторизация пользователя может происходить на основе анкетных данных по запросам школ, вузов, ссузов и др. Для всех других видов статистической информации после выбора пользователем определенного пункта меню модуль взаимодействия формирует запрос к серверу баз данных , а полученные результаты пользователь может просмотреть в виде готовых таблиц, графиков или диаграмм.

4. Наглядность представления информации виде таблиц, графиков, диаграмм позволяет быстро ориентироваться в ней. Пользователь должен иметь возможность выбора удобной для него формы представления информации и ее сохранения (текстовый документ, электронная таблица, гипертекстовый документ и др.).

Система информационной поддержки пользователей образовательной статистики (рис.) состоит из двух подсистем:

1. Накопительной части программного комплекса, представляющей собой распределенную базу данных.

2. Модуля взаимодействия системы мониторинга и анализа образовательной статистики с пользователями. Он располагается на Web-сервере в сети Интернет.

Информационный обмен между системами получения первичной информации и системой поддержки пользователей должен обеспечивается с помощью механизма репликации данных в двух режимах.

1. Режим online. Информационные системы связаны цифровыми каналами передачи данных (непосредственно или через Интернет).

2. Режим offline. Информационные системы работают автономно друг от друга, а для обмена между базами используется механизм экспорта/импорта данных через внешние магнитные носители.

Подобным же образом может происходить информационный обмен между системами смежных уровней. Поскольку объем базы данных, начиная с регионального уровня, каждый год будет интенсивно увеличиваться (так как информационная система интегрирует данные всех учреждений своего региона), то в качестве системы управления базой данных (СУБД) можно использовать клиент-серверные технологии (например, Oracle или Microsoft SQL Server).

Программное обеспечение" href="/text/category/programmnoe_obespechenie/" rel="bookmark">программное обеспечение для построения такой системы поддержки пользователей образовательной статистики можно разделить на 4 группы:

1. Системы накопления информации, получаемой из различных источников:

– АСУ образовательных учреждений (школ, вузов);

– Результаты тестирования и олимпиад;

– Итоги единого государственного экзамена и других видов тестирования;

– Результаты аттестации образовательных учреждений и др.

Системы мониторинга:

– индивидуальных показателей учащегося;

– интегральных статистических показателей по учебным заведениям и отдельным выборкам обучаемых;

– корректности проводимых контрольно-оценочных мероприятий;

– влияния различных факторов на процесс обучения и показатели качества в образовании.

Системы управления и оптимизации:

– качества параметров тестов и тестовых заданий;

– генерации тестов;

дистанционного обучения;

– обучающего контроля (самоконтроля).

4. Служебные программы, отвечающие за обслуживание баз данных и организацию обмена между ними.

Для создания такой целостной информационно-технологической системы требуется выполнение ряда условий:

§ формирование системы стандартизированных массовых контрольно-оценочных процедур не только для итоговой аттестации, но и на промежуточных стадиях обучения;

§ установление объективных квалиметрических показателей и критериев качества образовательного процесса и образовательных систем;

§ материально-техническое и информационно-технологическое оснащение распределенных пунктов автоматизированной обработки результатов тестирования;

§ разработка валидного инструментария педагогических измерений и надежных контрольно-оценочных процедур, обеспечивающих конфиденциальность педагогических измерительных материалов на всех этапах контрольно-оценочного процесса;

§ создание условий открытости образовательной информации о качестве предоставляемого образования: банка валидной образовательной статистики, циркуляции информационных потоков и доступа к ним различных категорий пользователей.

получение ответов на всевозможные текущие запросыи оформление их в виде бумажных документов или отчетов.

Особенностями применения данной технологии являются :

решение только хорошо структурированных задач,для которых можно разработать алгоритм;

выполнение стандартных процедур обработки;

выполнение основного объема работ в автоматическом режиме с минимальным участием человека;

использование детализированных данных;

акцент на хронологию событий.

Основные компоненты информационной технологии обработки данных .

сбор данных (по мере производства фирмой продукции или услуги каждое ее действие сопровождается соответствующими записями данных);

обработка данных (для создания информации, отражающей деятельность фирмы, используются следующие типовые операции: классификация или группировка; сортировка для упорядочивания последовательности записей, вычисления; укрупнение или агрегирование для уменьшения количества данных);

хранение данных (многие данные на уровне операционной деятельности необходимо сохранять для последующего использования либо здесь же, либо на другом уровне; для их хранения создаются базы данных);

создание отчетов и документов (в информационной технологии обработки данных необходимо создавать документы для руководства и работников фирмы, а также для внешних партнеров).

Вопрос 5. Технологии текстового поиска

1. Понятие технологии текстового поиска.

2. Основные задачи технологии текстового поиска.

Текст является одной из основных форм обмена информацией в обществе.

Поэтому текстовые сообщения преобладают в информационных системах.

Наиболее распространенными системами технологии обработки текста являются системы текстового поиска. Их задача заключается в том, чтобы находить в заданных коллекциях на естественном языке такие документы, которые, удовлетворяю информационным потребностям пользователей. Технологии текстового поиска имеют дело с информацией Это могут быть статьи из газет и журналов, технические руководства, отчеты, книги, письма, законодательные акты и пр.

Основной единицей информации в системах текстового поиск, являетсядокумент – объем информации, обладающий законченным содержанием и какоголибо рода уникальным идентификатором.

Системы текстового поиска оперируют электронными документами – документами, хранимыми в памяти компьютеров доступными для автоматизированной обработки. Компьютерная обработка и анализ текстовых документов возможны лишь в случае если программно доступны отдельные элементы текстового документа. Поэтому недостаточно просканировать бумажный текстовый документ и хранить полученное его факсимиле в памяти компьютера в виде какого-то графического файла. Необходимо иметь документ воцифрованном виде – формате, когда каждый компонент текста программно доступен.

Представление текстового документа в оцифрованном виде создается с помощью :

ввода содержания документас клавиатуры с использованием какого-либо текстового редактора:

сканирования его с бумажного носителя и использования программы распознавания оптических символов;

генерации текста программным путем распознавателями голоса и другими

способами.

Современные технологии текстового поиска охватывают большой спектр проблем :

теория информационного поиска;

методы удовлетворения потребностей пользователей в:

сборе информации;

организации информации;

хранении информации;

поиске информации;

распространении информации;

обеспечение интерфейсов между пользователем и средствами управления ресурсами неструктурированной или слабоструктурированной информации, поддерживаемой в компьютерной среде. Значительное место в технологиях текстового поиска занимает обработка естественного языка. Под ней понимается компьютерное решение задач, связанных с пониманием, анализом, выполнением различных операций над текстами на естественном языке, а также с их генерацией. Этот класс задач относится к областиискусственного интеллекта.

В середине 1990-х гг. во многих странах мира развернулись работы, связанные

с созданием электронных библиотек. Они в значительной мере оживили интерес к проблемам текстового поиска. Возникли такие совершенноновые направления , как:

обнаружение информации в глобальной компьютерной сети;

текстовый поиск в Web;

мультиязыковой поиск.

Активное развитие технологий текстового поиска стимулировало создание

поисковых систем более общего класса, которые имеют дело не только с

текстовыми документами, но и с информацией, представленной в различных иных средах. В таких мультимедийных системах содержание объектов поиска – документов – представляет собой сочетание :

текстовых элементов;

статических изображений;

музыкальных произведений;

мультфильмов;

видеоклипов и т. п.

Системы текстового поиска оказали значительное влияние на формирование

специфического класса информационных систем, называемых системами управления документами, который широко используются в настоящее время во многих крупны коммерческих компаниях и в других организациях. В таки; системах важная роль отводится не только методам обработки естественного языка, созданным для работы с текстовыми документами, но и организации групповой разработки документов, их хранения, распространения, а также технологиям текстового поиска.

Вопрос 6. Информационная технология поддержки принятия решений

1. Характеристика и назначение ИТ поддержки принятия решений.

2. Основные компоненты ИТ поддержки принятия решений.

Информационная технология поддержки принятия решения – вид ИТ,

которая помогает человеку с помощью компьютера обрабатывать большие объемы информациии принимать решенияОсобенность данной ИТ в том, что человек участвует в данной процессе на начальной и завершающей стадиях (вводит первоначальные данные в компьютер и принимает окончательное решение на основе полученной информации). "Черновую" же работу по переработке заданной информации проделывает компьютер.

Подобное взаимодействие между человеком и компьютером где человек выступает в качествеуправляющего звена, акомпьютер под управлением человека

создает новую информацию, называется итерационным процессом. Для итерационного процесса характерны :

ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;

сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;

направленность на непрофессионального пользователя компьютера;

высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.

Информационная технология поддержки принятия решении может использоваться на любом уровне управления. Кроме того, решения, принимаемые на различных уровнях управления, часто должны координироваться. Поэтому важной функцией и систем, и технологий является координация лиц, принимающих решения как на разных уровнях управления, так и на одном уровне.

В состав системы поддержки принятия решений входят три главных компонента:

база данных;

база моделей;

программная подсистема, которая состоит из системы управления базой данных (СУБД), системы управления базой моделей (СУБМ) и системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером.

База данных – совокупность информации, используемая в работе информационной технологии принятия решений. Указанная база формируется из нескольких источников. Часть данных поступаетот информационной системы операционного уровня. Чтобы использовать их эффективно,эти данные должны быть предварительно обработаны :

или через систему поддержки принятия решений;

или за пределами системы поддержки принятия решений путем создания

специальной базы данных.

Второй вариант более предпочтителен для фирм, производящих большое количество коммерческих операций. Обработанные данные об операциях фирмы образуют файлы, которые для повышения надежности и быстроты доступа хранятся за пределами системы поддержки принятия решений. Помимо данных об операциях фирмы, для функционирования системы поддержки принятия решений требуются и другие внутренние данные, напримерданные о движении персонала, инженерные данные и т. п., которые должны быть своевременно собраны, введены и поддержаны.

Важное значение, особенно для поддержки принятия решений на верхних уровнях управления, имеют данные из внешних источников. В числе необходимых внешних данных следует указахданные о конкурентах, национальной и мировой экономике. В отличие от внутренних данных, внешние данные обычно приобретаются у специализирующихся на их сборе организаций. В настоящее время широко исследуется вопрос о включении в базу данных еще одного источника данных –документов, включающих в себязаписи, письма, контракты, приказы и т. п. Если содержание этих документов будет записано в памяти и затем обработано по некоторым ключевым характеристикам (поставщикам потребителям, датам, видам услуг и др.), то система получит новый мощный источник информации.

Система управления данными должна обладать следующими возможностями :

составление комбинаций данных, получаемых из различных источников, посредством использования процедур агрегирований и фильтрации;

быстрое прибавление или исключениетого или иного источникданных;

построение логической структуры данных в терминах пользователя;

использование других данных для экспериментальной проверкирабочих альтернатив пользователя;

обеспечение полной логической независимостиэтой базы данных от других

операционных баз данных, функционирующих в рамках фирмы.

Целью создания базы моделей является описание и оптимизация некоторого объекта или процесса. Использование моделей обеспечиваетпроведение анализа в системах поддержки принятия решений.

Модели, базируясь на математической интерпретации проблемы, при помощи определенных алгоритмов способствуют нахождению информации, полезной для принятия правильным решений.

По цели использования модели подразделяются на :

оптимизационные, связанные с нахождением точек минимума или максимума некоторых показателей (например, управляющие часто хотят знать, какие их действия ведут к максимизации прибыли или минимизации затрат);

описательные, описывающие поведение некоторой системы и не предназначенные для целей управления (оптимизации).

По способу оценки модели классифицируются на :

детерминистские, использующие оценку переменных одним числом при конкретных значениях исходных данных;

стохастические, оценивающие переменные несколькими параметрами, так как исходные данные заданы вероятностными характеристиками.

Детерминистские модели более популярны, чем стохастические, потому что они менее дорогие, их легче строить и использовать. К тому же часто с их помощью получается вполне достаточная информация для принятия решения.

В системах поддержки принятия решения база моделей состоит из :

стратегических моделей;

тактических моделей;

оперативных моделей;

математических моделей (в виде совокупности модельных блоков, модулей и процедур, используемых как элементы для их построения).

Стратегические модели используются на высших уровнях управления для

установления целей организации, объемов ресурсов, необходимых для их достижения, а также политики приобретения и использования этих ресурсов. Они могут быть также полезны при выборе вариантов размещения предприятий, прогнозировании политики конкурентов и т. п. Для стратегических моделей характерны значительная широта охвата, множество переменных, представление данных в сжатой агрегированной форме.

Тактические модели применяются управляющими среднего уровня для распределения и контроля использования имеющихся ресурсов. Среди возможных сфер их использования следует указать: финансовое планирование, планирование требований к работникам, планирование увеличения продаж, построение схем компоновки предприятий.

Оперативные модели используются на низших уровнях управления для поддержки принятия оперативных решений. Возможные применения этих моделей включают в себя ведение дебиторских счетов и кредитных расчетов, календарное производственное планирование, управление запасами и т. д. Оперативные модели обычно используют для расчетов внутрифирменных данных.

Математические модели состоят из совокупности модельных блоков, модулей и процедур, реализующих математические методы. Сюда могут входить процедуры линейного программирования, статистического анализа временных рядов, регрессионного анализа и т. п.

Эффективность и гибкость информационной технологии во многом зависят от характеристик интерфейса системы поддержки принятия решений.Интерфейс определяет :

язык пользователя;

язык сообщений компьютера, организующий диалог на экране дисплея;

знания пользователя.

Язык пользователя – это те действия, которые пользователь производит в

отношении системы путем использования возможностей клавиатуры; электронных карандашей, пишущих на экране; джойстика; "мыши"; команд, подаваемых голосом; и т. п. Наиболее простой формой языка пользователя является создание форм входных и выходных документов. Получив входную форму (документ), пользователь заполняет его необходимыми данными и вводит в компьютер. Система поддержки принятия решений производит необходимый анализ и выдает результаты в виде выходного документа установленной формы.

Наибольшую популярность имеет визуальный интерфейс. С помощью манипулятора "мышь" пользователь выбирает представленные ему на экране в форме картинок объекты и команды, реализуя таким образом свои действия.

Управление компьютером при помощи человеческого голоса – самая простая форма языка пользователя. Существующие разработки требуют от пользователя серьезных ограничений :

определенного набора слов и выражений;

специальной надстройки, учитывающей особенности голоса пользователя;

управления в виде дискретных команд, а не в виде обычной гладкой речи.

Язык сообщений – это символы, графика, цвет, данные, полученные на принтере; звуковые выходные сигналы, которые выводятся на дисплей. Важным измерителем эффективности используемого интерфейса является выбранная форма

Информационная поддержка пользователя в современной библиотеке

В 1990-х годах в библиотеках нашей страны стали внедряться информационные технологии, что привело к изменениям многих видов библиотечной деятельности. Библиотечное дело в настоящий момент испытывает смену парадигмы всей своей деятельности – концептуальное изменение технологических и идеологических процессов. «Читатель» как термин заменяется словом «пользователь» и понимание концепции пользователя подразумевает систему взаимосвязанных представлений о роли и месте пользователя в информационной стратегии, приоритетности тех или иных пользовательских категорий, целях и задачах изучения пользователя библиотеки.

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», подтверждает, что во главу угла ставятся вовсе не технологии, не информация, а ее создатель и конечный потребитель – человек . Речь идет о гуманитарном подходе к подготовке человека к условиям информационного мира, смешение смысловой нагрузки с технических средств, на проблемы адаптации личности к жизни в информационном обществе.

Прослеживается прямая зависимость изменения информационно-библиографического обслуживания в библиотеке от изменения принципов работы пользователей. Е. Д. Жабко в работе «Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика» отмечает основные тенденции в информационно-библиографическом обслуживании:

1. Потребности общества не только не уменьшаются, а наоборот, возрастают. Спрос имеет информация не столько библиографического, сколько полнотекстового и фактографического характера.

2. В библиотеках формируются электронные ресурсы, отражающие фонд конкретной библиотеки, в то же время онлайновый доступ к мировым библиографическим БД, сводным электронным каталогам позволяет выполнять запросы, связанные с фондами любых библиотек и информационных центров.

3. Пользовательская аудитория количественно увеличилась за счет удаленных пользователей, обращающихся к ресурсам библиотеки в режиме удаленного доступа.

4. Использование новых информационных технологий не привело к упрощению организационной структуры библиотек, а наоборот, усложнило процессы обслуживания, создав параллельно существующие, частично пересекающиеся традиционные и электронные среды.

Внедряя информационные технологии, библиотеки обеспечивают широкий и свободный доступ пользователей, как к внутренним, так и внешним цифровым ресурсам, фактически, становясь их провайдерами. В такой ситуации становится необходимостью создание системы информационной поддержки пользователя библиотеки. Информационная поддержка используется при подготовке и реализации пользовательских решений. Подобные системы должны быть 1) гибкими относительно быстро меняющегося окружения, 2) способными обеспечивать персонифицированную поддержку пользователей с различными уровнями компетенции и требований к получаемым знаниям, 3) масштабируемыми относительно типов информационных ресурсов и их содержимого и 4) способными взаимодействовать с другими электронными приложениями. Для создания подобных систем широкое распространение получила технология многоагентных систем.

Обеспечение системы информационной поддержки читателя – это специально организованный процесс. Можно выделить основные направления работы:

Блок работ, способствующий повышению эффективности поиска пользователей в электронных каталогах данной библиотеки или корпорации библиотек;

Блок работ для улучшения поиска пользователей в специализированных библиографических БД с контролируемой лексикой;

Блок работ, помогающий пользователям без посредников осуществлять поиск полнотекстовой информации;

Блок работ обучающих поиску в онлайновых БД через Интернет;

Рассмотрим основные составляющие данной системы:

1. Традиционная комфортная обстановка в залах библиотеки, продуманность расположения отделов, сервисных точек, указателей, табличек с наименованиями и визуальная наглядная помощь с информацией об услугах, информационных и документальных ресурсах и направлениях деятельности библиотеки. Наглядная помощь при работе с базами данных, электронными каталогами включает помощь, как в интерфейсе самих баз данных, так и в печатном виде в непосредственной близости от АРМа читателя.

2. Обучение пользователей работе с каталогами, базами данных. Обучение может быть как традиционным, так и электронным. Несмотря на высокую потребность студентов в развитии информационной культуры и готовности к ее саморазвитию, анализ практики высшего образования показывает, что, целенаправленно такой процесс не организуется. К сожалению, предмет «информационная культура» не включен в федеральный компонент государственных образовательных стандартов. Результаты исследований показывают, что уровень развития информационной культуры более чем у половины выпускников вузов не дотягивает до нормы. Несмотря на то, что существует высокая потребность в саморазвитии информационной культуры, готовность к такому саморазвитию у большинства студентов развита недостаточно: отсутствуют четкое целеполагание, системность, необходимые умения и навыки саморазвития информационной культуры.

Интернет-обучение дает возможность решения информационных задач путем создания и включения в библиотечное обслуживание виртуальных сетевых сообществ, в которых пользователи библиотеки могут общаться вне стен библиотеки под контролем библиотекаря. Для повышения продуктивности этого сервиса необходимо организовать общение между участниками, создать условия для развития информационно-поисковых навыков, вовлечь в процесс как можно больше читателей.

3. Виртуальная справочная служба получает все более широкое распространение в современных библиотеках. Предвестником виртуальной справки можно считать список рекомендуемых библиотекарем сайтов. На Интернет-странице библиотеки обычно размещается перечень ссылок на определенные, просмотренные библиографом, часто снабженные аннотацией, сайты. Виртуальная справочная служба возможна в двух вариантах, так называемое off-line и on-line обслуживание.

Первый вид обслуживания заключается в возможности отправки пользователем информационного запроса через электронную почту или напрямую через сайт. Такой сервис в Чувашской Республике действует в Национальной библиотеке и библиотеке Чебоксарского кооперативного института. Второй вид обслуживания, on-line, реализуется через чат-технологию или форум. В реальном времени пользователь и библиограф общаются через Интернет, где возможно уточнить запрос, проконсультировать по стратегии поиска информации, это напоминает классическое обслуживание в библиотеке. Такое интерактивное консультирование возможно только при постоянном модерировании библиографа на чате. К сожалению таких чат-модулей, встроенных в автоматизированные библиотечные системы в нашей стране нет. Эти два вида удаленного информационного обслуживания могут применяться в комплексе.

4. Разнообразие способов интерактивного взаимодействия становится возможным в силу многообразия форм предоставления информации в электронных документах, её мультимедийных свойств. Важно, чтобы пользователь был способен сам, без помощи библиотечных работников осуществлять все необходимые операции по взаимодействию с электронным ресурсом. Это достигается за счет объектно-ориентированных компонент программных средств, которые из-за своего визуального характера доступны для понимания пользователей.

Программное обеспечение и интуитивно понятный интерфейс являются необходимыми техническими условиями базы системы.

5. Возможность для пользователя работать в своем профайле позволяет полностью индивидуализировать поиск и последующую работу с документами. Вся система обслуживания основывается на максимальном учете индивидуальных потребностей и запросов пользователей. Большинство видов услуг будут производится через сайт библиотеки. Пользователь заходит на сайт библиотеке, вводит свой номер читательского билета (логин) и пароль, который получает при записи в библиотеку. Войдя в свой профиль на сайте, иногда его называют «личный кабинет», пользователь данной библиотеке может формировать настройки своего профиля, хранить электронные документы, архив общения с библиотекарем, рассылки с новыми поступлениями и т.д. Пользователь производит поиск в электронных каталогах, базах данных, обращается за помощью к библиотекарю, к коммерческим ресурсам из своего профайла. Если данная библиотека не может удовлетворить запрос пользователя, она может перенаправить его в другую библиотеку, соответствующего профиля, состоящую в едином консорциуме.

Вузовская библиотека обычно придерживается определенной схемы в предоставлении доступа со своего сайта к онлайновым базам данных, электронным каталога и др. Не всем пользователям библиотеки даны равные права, в зависимости от информационной политики библиотеки, какой-то категории читателей предоставляются полнотекстовые материалы коммерческих сайтов, другой – только по зафиксированным в профиле читателя настройкам. Различают доступ таких категорий пользователей, как: преподаватели, сотрудники, аспиранты, студенты, пользователи, не имеющие отношение к данному учреждению.

Мы рассмотрели основные составляющие системы информационной поддержки читателя. Данная система должна включать в себя строгую схему обслуживания, необходимость следования этой схеме должна быть научно обоснована и многократно проверена на практике. Разумеется, творческий подход при обслуживании возможен, но при условии высокой квалификации библиотекаря. Наличие строгой схемы облегчит работу библиотекаря, устранит лишнее изобретение уже изобретенного. Система обеспечения информационной поддержки читателя, конечно, не догма, а результативный инструмент в руках специалиста.

Преимущества создания системы несомненны: 1) доступность обслуживания независимо от места и времени; 2) формирование и поддержка библиотечной среды, ориентированной на самообслуживание; 3) удовлетворенность библиотекарей своей профессиональной деятельностью.

Не оставляет сомнения необходимость постоянного мониторинга информационного поведения пользователя, коррекция и создание новых библиотечных сервисов.

Итак, сервисный подход к библиотечно-информационному обслуживанию (разработан В. А. Минкиной и В. В. Брежневой) заставляет обратить особое внимание к потребительским требованиям: требованиям пользователей к информации, оборудованию и технологиям, производителям, условиям (комфортности) предоставления услуг. Создание системы информационной поддержки читателя, позволяющей решать поисковые проблемы пользователя, как в традиционном, так и автоматизированном режиме несет как научные, так и прикладные цели.

В научном плане, её разработка, апробация и внедрение позволят лучше понять сущность информационно-библиографического обслуживания, определить объем знания необходимого библиотекарю для удовлетворения информационных потребностей пользователей, выработать подходы к изучению информационного поведения пользователя при поиске информации.

В практическом плане создание системы информационной поддержки пользователя дает обеспечение доступности информации для множества пользователей одновременно; получение, трансформацию и сохранение знаний многих специалистов как единого целого; высвобождение специалистов высокой квалификации для решения сложных профессиональных задач; создание средств обучения поиску информации пользователей и молодых библиотекарей.

Литература

1. Программа ЮНЕСКО Информация для всех [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.unesco.org ; www.ifap.ru.

2. Жабко Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика / Е. Д. Жабко. - СПб.: РНБ, 2006. - 388 с.

3. Брежнева В. В. Информационное обслуживание: концепции сервисного развития / В. В. Брежнева; С.-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб.: СПбГУКИ, 2006. – 332 с.

4. Брежнева В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В. В. Брежнева, В. А. Минкина; С.-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: Профессия, 2004. – 304 с. – (Серия «Библиотека»).

Мазуркина, И. Ю. Информационная поддержка пользователя в современной библиотеке / И. Ю. Мазуркина // Имидж библиотеки в условиях интеграции в мировое информационное пространство: материалы Междунар. форума библиотечных идей, Казань, 20-21 ноября 2008 г. / М-во культуры Респ. Татарстан; сост. : О. А. Калегина [и др.]. – Казань, 2008. – С.158-161.




Top