Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий. Государственное регулирование в сфере информатизации. Направления совершенствования государственного регулирования рынка информационных продуктов и услуг

Государственное регулирование в сфере информатизации

Целями государства в сфере информатизации являются информационное обеспечение деятельности органов государства; информационное обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц; сохранение и структурирование информационного пространства.

Существуют два принципиальных подхода к информатизации: западная и азиатская модель. Западной моделью информатизации называют путь, по которому идут индустриально развитые страны. Однако в его рамках следует отделить путь, по которому идет континентальная Европа, от американо-английского пути. Европейский путь - это поиск баланса между полным контролем со стороны государства и стихийностью рынка, динамическое сочетание правительственных и рыночных сил, с учетом того, что роль каждой из них может меняться во времени. Все страны ЕС имеют собственную программу и взгляды на информатизацию, основной идей каждой из них остается социальная направленность и государственное регулирование большинства процессов, затрагивающих преобразование общества. Однако акценты информатизации могут несколько отличаться.

Так, например, в отчете датского правительства подчеркивается, что рынку нельзя позволить взять контроль над стратегией разработки инфомагистралей. В шведском правительственном отчете предлагается введение переходного периода, во время которого правительство берет руководство на себя и является гарантом интересов не только рынка, но и индивидуумов.

Франция наиболее жестко настаивает на централизованном развитии инфраструктуры информационного общества. Она предполагает обобщить опыт использования телеинформационной системы Минитель (разработка 70-х годов, аппарат связи выдается в почтовом отделении бесплатно, пользователь платит только за услуги), которая в 2009 г., несмотря на существование Интернета, имела не менее миллиона пользователей. Испания считает, что роль правительства заключается в обеспечении перехода от услуг для элиты к услугам для всех, и прежде всего - в отраслях телеобразования и телемедицины.

Американо-английский путь информационного развития определяется своей моделью социально-экономического развития, когда функции государства сводятся к минимуму, а частных лиц - к максимуму. Истинно американский путь - перевес частной инициативы во всех проявлениях развития: оставить все в руках частного сектора и рынка, полная либерализация рынка информационных технологий, ограничение государственного управления в сфере телекоммуникаций.

Вторым из основных факторов, по которому дифференцируются европейская и американская модели развития информационного общества, являются особенности законодательства. Континентальная Европа имеет более жесткое законодательство в области регулирования рынка труда, продуктов и услуг, чем США и Великобритания. По мнению экспертов, существующее в Европе законодательство во многом тормозит развитие информационного общества. Государственная политика США в вопросах информатизации ограничивается развитием глобальных проектов, которые частный капитал финансировать не может.

Азиатская модель информатизации основана на эффективном сотрудничестве государства и рынка, попытке установить связь между социальными трансформациями и культурными ценностями. Эта модель отражает философский принцип сосуществования и сопроцветания - альтернативный способ социально-экономического развития региона и конфронтацию с Западом. В рамках азиатской модели выделяются Япония и «азиатские тигры» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг).

В Японии процессы информатизации обязаны базироваться на главной идее общества, когда каждый знает свой статус по отношению к другим и ведет себя в соответствии с целями своей группы. Японский стиль управления основан на иной, по сравнению с европейской, корпоративной культуре, когда управляющее звено обязано заботиться о подчиненных, а те должны беспрекословно выполнять директивы. Поэтому государство и бизнес совместно несут ответственность за все проблемы, возникающие при переходе к информационному обществу, и разрешают их совместными усилиями. Большие государственные расходы на научные исследования и разработки всегда были и являются до сих пор отличительными чертами Японии. Роль бизнеса состоит в развитии новых, высоких технологий и производств. При этом роль государства - создавать благоприятные условия для творчества, уменьшать риск предпринимателей, действующих в приоритетных сферах. Японское правительство считает, что для стимуляции творческой деятельности интеллектуальный капитал нации должен стать достоянием всех. Основной акцент в будущем Японии делается на повседневные нужды людей, на разработку и внедрение ИКТ, способствующих повышению качества жизни населения

Любое изменение условий жизни человека, обусловленное развитием общества и изменением социально-экономических условий, влечет за собой необходимость адаптации человека к ним. История развития цивилизации показывает, что увеличение объемов знания повлекло за собой появление письменности, а следовательно, появилась необходимость умения писать и читать для того, чтобы не оказаться изгоем общества. Возникновение развитого промышленного производства потребовало от большинства населения определенных навыков работы с техническими устройствами, как в быту, так и в условиях производства.

Модели информатизации развивающихся стран . В развивающихся странах выделяют две идеологии построения информационного общества - латиноамериканскую и азиатскую, в основе которых лежат две модели реформы телекоммуникаций, технической основы информатизации.

Для развивающихся стран возможны две принципиально различные стратегии реформы - приватизация и либерализация. Приватизация - это передача государственных предприятий и видов деятельности в полное или частичное владение или контроль. Либерализация - это снижение барьеров для вхождения в рынок или его часть с помощью разрешения третьим сторонам конкурировать с известными, обычно монопольными производителями товаров и услуг. Опыт показал, что те страны, которые пытались одновременно проводить приватизацию и либерализацию, потерпели неудачу и растянули достижение реформы во времени.

Латиноамериканская модель начинается с приватизации, предназначенной быстро улучшить качество телекоммуникационных услуг ценой задержки введения на рынок конкуренции.

Азиатская модель реформы развивающихся стран характеризуется тем, что реформа начинается с внедрения конкуренции, оставляя всякую серьезную приватизацию на потом. Латиноамериканская модель более быстрая и смелая.



Отдельный путь перехода к информационному обществу выбрала Индия. Особенностью идеологии построения информационного общества в Индии является осторожность, постепенность и опора на национальные культурные корни. Ее путь можно назвать промежуточным, по размаху и глубине он ближе к латиноамериканской модели, а по скорости проведения - к азиатской. Индия не выбрала ни пути полной приватизации, ни мягкой либерализации. Своим главным капиталом на пути в глобальное информационное общество Индия считает свои человеческие ресурсы. Государственные предприятия не передаются в частный сектор, а конкуренция допускается на рынке местных услуг, при этом разрешается не более 49% иностранного присутствия. Междугородная и международная связь остаются в руках государства. В стране существует гибкое законодательство, хорошо регулирующее сферу телекоммуникаций.

Международные программы информатизации. Учитывая глобальный характер проблем перехода к информационному обществу, необходимость выравнивания условий информатизации в различных регионах и странах, формируются международные программы, определяющие главные векторы глобальной информатизации.

В июле 2000 года на Окинаве состоялся саммит "Большой восьмерки". Там впервые официально был провозглашен переход мирового сообщества к глобальному информационному обществу. Окинавская хартия (Okinawa Charter on the Global Information Society) устанавливает основные принципы вхождения государств в глобальное информационное общество и является важнейшим документом, призванным организовать и активизировать деятельность международного сообщества в области формирования глобального информационного общества.

В Хартии выделяется четыре раздела:

Использование возможностей цифровых технологий;

Преодоление электронно-цифрового разрыва;

Содействие всеобщему участию;

Дальнейшее развитие.

В Окинавской хартии были установлены следующие основные принципы вхождения государств и стран в глобальное информационное общество.

Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) - один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества.

Суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей.

Руководители стран «восьмерки» подтверждают свою приверженность принципу участия в этом процессе, исходя из того, что все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества.

Руководители стран «восьмерки» будут осуществлять руководство в продвижении усилий правительств по укреплению соответствующей политики и нормативной базы.

Руководители стран «восьмерки» отмечают, что Хартия является, прежде всего, призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторах ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний.

Не менее важным событием явился Всемирный саммит на высшем уровне по информационному обществу, проводившийся в два этапа: Женева, 2003 год, и Тунис, 2005 год. По итогам первого этапа была принята «Декларация принципов. Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии», декларативный документ, определяющий основные задачи глобальной информатизации.

Второй этап проходил при активном участии ООН и был посвящен в значительной степени проблемам управления Интернетом. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, выступая на саммите, сказал: «Нынешняя встреча на высшем уровне должна стать саммитом решений». Была сделана попытка выявить ключевые вопросы публичной политики и разработать согласованное представление о ролях и ответственностях правительств, межправительственных и международных организаций, частного сектора и организаций гражданского общества в вопросах управления Интернетом. Значительная группа стран под руководством Китая и членов так называемой Группы-20 (Бразилия, Южная Африка, Индия и другие) заняла позицию достаточно жесткого управления Интернетом, включая борьбу со спамом, незаконным контентом и т.д. Фактически эта позиция сводится к установлению цензуры в Интернете. США и страны Европейского союза при поддержке частного сектора утверждают, что регулирование Интернета должно сводиться к техническим вопросам , а его организационную основу менять не следует. Российская делегация заняла промежуточную позицию, но точка зрения Китая была ей более близка. Несмотря на жесткую дискуссию, найти согласованное решение не удалось, и Интернет до настоящего времени остается стихийной организацией, управляемой коммерческими структурами, базирующимися на территории США.

Свои программы имеют межгосударственные объединения (Евросоюз, СНГ) и международные организации (ООН, ЮНЕСКО). Первоначальный план действий Евросоюза «Европейский путь в информационное общество» (Europe"s Way to the Information society. An action plan) был принят в 1994 г. Его часто называют "инициативой Бангемана", по фамилии руководителя группы высокопоставленных экспертов, которая подготовила рекомендации по активизации работ, связанных с переходом к информационному обществу. Европа к тому моменту имела серьезное отставание в процессах информатизации от США и Японии.

Дальнейшая стратегия информатизации в ЕС была определена на сессии Совета Европы в Лиссабоне в 2000 г., которую затем оформили в виде программы действий «Электронная Европа 2002» (eEurope Action Plan 2002), подготовленной Европейской комиссией. В этой программе поставлена стратегическая цель - создать к 2010 г. в Евросоюзе самую конкурентоспособную и динамичную информационную экономику в мире. Приоритетными направлениями должны стать: дешевый, быстрый, безопасный Интернет; инвестиции капитала в людей и их квалификацию; содействие использованию Интернета; совершенствование юридической среды информационного общества; развитие информационной инфраструктуры, распространение соответствующих услуг в пределах Евросоюза, ускорение развития электронной торговли; создание «онлайнового правительства»: электронный доступ к общественным услугам; создание онлайнового здравоохранения; разработка европейского цифрового контента для глобальных сетей; создание интеллектуальных транспортных систем.

Практическая реализация стратегических целей развития Евросоюза объединяется в 5-летние рамочные программы. Так, в рамках 5-ой рамочной программы было направление «Технологии информационного общества». 6-ая программа (2002-2006 гг.) в значительной степени посвящена крупнейшему политическому проекту «Электронная Европа» (eEurope), в рамках которого выполнялось множество подпрограмм как внутри стран-членов ЕС, так и на уровне Европейской комиссии. В виде примеров таких подпрограмм можно указать e-Content - программа поддержки производства, распространения и использования европейского контента и поддержки многоязычия Всемирной сети; e-Inclusion - вовлечение в жизнь общества, обеспечение компьютерного образования малоимущих, людей с различными физическими недостатками. Если какое-то государство Евросоюза хочет развивать направления, не лежащие в русле общей стратегии, оно должно обеспечивать их собственным финансированием.

Следует отметить, что система демократического распространения финансовых средств сопровождается очень жестким мониторингом достигнутых результатов. Сравниваются показатели различных государств, достигнутые при реализации общей стратегии. Все основные результаты, текущие задачи и возникающие проблемы концентрируются на сайте http://ec.europa.eu/information_society/index_en.htm.

Так как европейцы не удовлетворены состоянием дел в области научных исследований, считая их не адекватными стратегической цели построения информационного общества, базирующегося на знаниях, при мониторинге особое внимание уделяется сравнениям с аналогичными процессами в США.

Государства, входящие в Содружество Независимых Государств, также нацелены на интеграцию усилий при переходе к информационному обществу. Этому способствуют общие исторические корни, менталитет, географическое расположение. В 1996 г. была разработана и согласована «Концепция формирования информационного пространства СНГ». В ней отмечается, что «в области формирования информационного пространства СНГ существуют закономерности, общие для всех государств Содружества и специфические для каждого государства», поэтому одной из основных задач является развитие нормативно-правовой базы взаимодействия в информационной сфере. Кроме этого, в Концепции определены общие интересы государств Содружества в информационной сфере:

Сохранение и развитие контактов граждан;

Беспрепятственное и нецензурируемое распространение открытой информации о жизнедеятельности государств - участников СНГ и органов Содружества;

Развитие образования, науки, техники и культуры;

Обеспечение доступа граждан, предприятий и организаций, органов государственного управления к национальным и международным информационным ресурсам по различным сферам согласованной деятельности на основе соответствующих межгосударственных договоров;

Создание условий взаимовыгодного использования информационных ресурсов государств - участников СНГ.

Кроме этого было констатировано, что имеется ряд важных конкретных задач, эффективное решение которых возможно только путем совместных усилий государств Содружества.

Однако реализация на практике декларированных положений пока вызывает значительные затруднения.

Основные задачи Российской Федерации в сфере информатизации состоят в качественном обеспечении информацией органов государственной власти и местного самоуправления; в обеспечении реализации конституционных прав и свобод граждан РФ; в совершенствовании и защите отечественной информационной инфраструктуры, интеграции России в мировое информационное пространство.

Информационное общество и переход к нему характеризуются рядом показателей: наличием и уровнем развития внутреннего информационного рынка , степенью его интеграции с мировым информационным рынком (уровнем заполнения рынка отечественной информационной продукцией и способностью удовлетворять потребности граждан в информационной продукции); наличием информационной индустрии , ее способностью производить конкурентоспособную интеллектуальную продукцию (возможность обеспечивать потребность граждан отечественными и зарубежными информационными ресурсами); развитием информационной инфраструктуры , обеспечивающей возможность доступа к отечественным и зарубежным информационным ресурсам (характеризует возможность общества получать новые информационные продукты и повышать участие населения в интеллектуальной деятельности); уровнем информационного взаимодействия с зарубежными странами , т. е. участием в международной кооперации и разделении труда в области производства и продажи интеллектуальных продуктов (уровень развития отечественной информационной индустрии и его влияние на мировую экономику).

Для достижения указанных целей решаются такие задачи, как развитие материально-технической базы информатизации; координация работ по созданию и использованию информационных ресурсов; создание общей коммуникационной среды, единого комплекса информационных технологий по ведению эталонных баз данных и других необходимых компонентов информатизации; подготовка документов и других носителей информации в машиночитаемом виде и нормативно-технической документации в области информатизации; обеспечение информационной безопасности.

Государственное участие в процессах информатизации оформляется в виде специализированных программ, причем каждое государство определяет свою тактику поддержки процессов перехода к информационному обществу. Анализ национальных планов информатизации позволяет выделить ключевые факторы, определяющие различия между ними. К ним относятся:

Экономический потенциал, государственное устройство, политическая ситуация;

Специфика законодательства, обеспечивающего (или тормозящего) движение к информационному обществу;

Макроэкономическая политика государства в контексте формирования информационного общества;

Особенности идеологии построения информационного общества;

Характеристики национальной культуры и менталитета.

К основным сферам информатизации общества, в которых государство занимает активную позицию, относятся:

Социальная сфера;

Информатизация социального обеспечения;

Информатизация системы образования;

Материальное производство;

Управление;

Информатизация государственного управления;

Информатизация армии.

Основными целями программ информатизации являются:

Содействие динамичной конкуренции в области развития телекоммуникаций;

Поощрение частных капиталовложений в развитие информационной инфраструктуры;

Участие в разработке гибкого, способного к адаптации законодательства в сфере информатизации;

Обеспечение открытого доступа к информационным сетям;

Содействие предоставлению гражданам эффективных и доступных информационных услуг;

Участие в обсуждении международных проблем построения глобального информационного общества.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 N 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», которая сформирована в соответствии с инновационным сценарием социально-экономического развития Российской Федерации, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р к 2020 году прогнозируется 10-кратный рост объема услуг связи (в 2,6 раза к 2015 году относительно 2010 года и в 2,7 раза за время реализации второго этапа Программы в 2015 - 2020 годах) и более чем 2-кратный рост объема рынка информационных технологий.

В отношении отрасли информационных технологий Концепция определяет такие цели, как повышение качества жизни граждан , развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества , совершенствование системы государственного управления.

Концепция определяет 5 приоритетных направлений развития информационных технологий:

Формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг в сфере информационных технологий и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

- повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе информационных технологий ;

Обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационных технологий ;

Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и коммерческих организаций с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Противодействие использованию информационных технологий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем.

Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;

Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий;

Развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

Сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения.

Кроме того, к сфере реализации Программы относятся следующие стратегические векторы экономической модернизации нашей страны:

Совершенствование российскими специалистами информационных технологий, которые позволят добиться серьезного влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей, используя суперкомпьютеры и другую необходимую материальную базу;

Создание собственной наземной и космической инфраструктуры передачи всех видов информации, с тем чтобы наши спутники "видели" весь мир, помогали гражданам и людям всех стран общаться, путешествовать, заниматься научными исследованиями, сельскохозяйственным и промышленным производством.

Причем отмечено значение информационных технологий для реализации таких фундаментальных политических свобод, как свобода слова и собраний, выявления и ликвидации очагов коррупции, непосредственного обмена мнениями и знаниями. Таким образом, Программа должна обеспечить создание платформы для решения задачи более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений.

Такой подход соответствует не только задачам развития Российской Федерации, но и сложившемуся в международном сообществе пониманию развития информационного общества. Так, например, в докладе Генеральной ассамблеи ООН от 16 мая 2011 г. доступ к сети Интернет отнесен к базовым (или неотъемлемым) правам человека, ограничение доступа к сети Интернет и распространения информации признано нарушением базовых прав человека.

В этой связи определена цель Программы - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных технологий. Для достижения поставленной цели необходимо и достаточно решить 3 задачи:

Обеспечение доступа граждан и организаций к услугам на основе современных информационных технологий;

Развитие технической и технологической основы становления информационного общества;

Предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе.

Достижение цели характеризуется следующими показателями Программы:

Место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий;

Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Показателями решения задач Программы являются:

В области обеспечения доступа граждан и организаций к услугам на основе современных информационных технологий:

Доля населения, являющегося активными пользователями сети Интернет, в общей численности населения;

Сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития;

Доля федеральных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на Едином портале, в общем количестве федеральных государственных услуг;

Доля региональных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на региональном портале государственных услуг, в общем количестве региональных государственных услуг;

в области развития технической и технологической основы становления информационного общества:

Доля радиочастотного спектра, доступного для использования радиоэлектронными средствами гражданского назначения;

Развитие государственной группировки космических аппаратов;

Уровни перевода сетей связи в городе и на селе на цифровые технологии;

В области предупреждения угроз, возникающих в информационном обществе:

Снижение доли жалоб субъектов персональных данных, по результатам, рассмотрения которых подтвердились факты нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных;

Доля населения, не использующего сеть Интернет по соображениям безопасности, в общей численности населения.

Ожидаемыми результатами Программы являются:

Обеспечение создания на всей территории Российской Федерации современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;

Достижение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных технологий, опережающего роста российского рынка информационных технологий по отношению к общемировому уровню;

Обеспечение доступных и разнообразных услуг почтовой связи;

Существенное сокращение транзакционных издержек в экономике за счет стандартизации процессов, среды взаимодействия и внедрения информационных технологий;

Высокое качество предоставления государственных услуг в электронном виде, осуществление подавляющего большинства юридически значимых действий в электронном виде;

Обеспечение прав и основных свобод человека, в том числе права каждого человека на информацию;

Развитие социальной самоорганизации и социального партнерства власти, бизнеса и общественности на основе использования информационных технологий;

Сокращение «цифрового неравенства» субъектов Российской Федерации, предупреждение изолированности отдельных граждан и социальных групп;

Развитие сервисов на основе информационных технологий в сферах культуры, образования и здравоохранения;

Возможность дистанционной работы и самозанятости;

Достижение такого уровня развития технологий защиты информации, который обеспечивает неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа;

Высокая степень интеграции Российской Федерации в мировое информационное общество.

Исследование изменений в государстве, происходящих под воздействием информатизации, совершенствование правового регулирования информатизации становится необходимым условием дальнейшего стабильного развития государства и общества.

Дело в том, что традиционные методы правового регулирования, действие норм права в пространстве, во времени и по кругу лиц, вопросы юрисдикции, постановка ряда юридических задач требуют нового осмысления и определенной корректировки в условиях информатизации.

информационных продуктов и услуг ">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Сёмкина Нина Николаевна. Государственное регулирование рынка информационных продуктов и услуг: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01: Орел, 2005 183 c. РГБ ОД, 61:05-8/3143

Введение

1 Состояние рынка информационных продуктов и услуг .

1.1 Информационные продукты и услуги в рыночных условиях. 10

1.2 Рынок информационных продуктов и услуг и его структура. 29

1.3 Основные субъекты информационного рынка. 39

2 Анализ государственного регулирования рынка информационных продуктов и услуг .

2.2 Границы и методы государственного регулирования рынка информационных продуктов и услуг.

2.3 Современное состояние регулирования государством рынка информационных продуктов и услуг в России.

3 Совершенствование государственного регулирования рынка информационных продуктов и услуг .

3.1 Направления совершенствования государственного регулирования рынка информационных продуктов и услуг.

3.2 Совершенствование институционально-правовых основ регулирования рынка информационных продуктов и услуг.

3.3 Тенденции и перспективы государственного регулирования рынка информационных продуктов и услуг.

Заключение 165

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современных условиях бурно возрастают объемы информации, происходит информатизация экономики. Результаты многообразной информационной деятельности субъектов экономики представлены в виде информационных продуктов и услуг (ИЛУ), имеют цену и обращаются на информационном рынке. Опыт развитых стран показывает, что исключительно на рыночных принципах пока не работает информационная деятельность ни в одной стране. Определенная государственная политика в области регулирования информационной деятельности проводится фактически всеми развитыми странами мира. Для каждого этапа развития рыночных отношений на рынке информационных продуктов и услуг требуется соответствующий и постоянно развивающийся механизм экономического регулирования его развития. В свою очередь, каждому этапу развития рыночного механизма должны соответствовать свои направления и механизмы экономического регулирования этой деятельности со стороны государства.

Актуальность исследования государственного регулирования рынка информационных продуктов и услуг вытекает из необходимости познания факторов, способов, методов и границ государственной политики. Это связано с обособлением информационной сферы в системе общественного разделения труда, выделением информации в особый вид ресурса и отражает возрастающую зависимость предприятий и домохозяйств от объемов и качества информационных продуктов и услуг, поступающих на рынок ИЛУ.

Вместе с тем значительное отставание в развитии рынка ИЛУ, особенно в регионах, требует проведения экономического исследования направлений и механизмов государственного регулирования социально-экономических условий как сдерживающих, так и способствующих процессу формирования данного рынка. В связи с этим возникает потребность теоретического исследования социально-экономических условий, влияющих

4 на государственное регулирование рынка информационных продуктов и услуг.

Степень научной разработанности проблемы. Многие ученые связывают свою исследовательскую деятельность с процессами информатизации, происходящими в обществе. Этой теме посвящены труды таких ученых, как Д.С. Робертсон, К. Кларк, В. Мартин, П. Дикен, М. Бауд, М. Ватере, Д. Медоуз, М. Вильяме, Г. Поппель, Б. Голдстайн, П.А. Страссман, М. Порат, Б. Нанс и других.

Фундаментальные основы формирования информационного общества, философские аспекты информации достаточно глубоко представлены в трудах отечественных ученых Р.Ф. Авдеева, В.Л. Иноземцева, В.И. Чалова, Д.А Урсула, Т.Л. Смоляна, Д.С. Черешкина, А.Я. Эльянова, А.И.Ракитова, А.Н.Лаврухина, Б.Н. Тихомирова. Кибернетический аспект информации исследовали в своих работах ученые с мировым именем В.Т. Глушков, Н. Винер, К.Э. Шеннон.

В настоящее время появились научные публикации отечественных ученых о проблемах информационной экономики. Среди них представляют интерес труды С.А. Дятлова, В.Л. Тамбовцева, О.В. Голосова, С.А. Охрименко, А.В. Хорошилова и других.

Приоритетным и перспективным направлением для развития российской науки можно назвать изучение форм, методов и инструментов рынка информационных продуктов и услуг в условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям. В этом направлении следует отметить принципиально важные по постановке вопросы и идеи Ю.М. Арского, Р.С. Гиляревского, B.C. Егорова, О.В. Кедровского, А.С. Комарова, А.Н. Лаверева, И.С. Мелюхина, И.И. Родионова, В.А. Цветковой, А.Г. Чеснокова.

Вместе с тем, широкий спектр актуальных проблем формирования и развития рынка информационных продуктов и услуг, а также его государственного регулирования, применительно к социально-экономическим условиям российской экономики в настоящее время является

5 малоизученным. Недостаточно исследованы содержание и границы государственного регулирования рынка ИПУ. Поэтому необходимо проанализировать и обобщить многие теоретические и практические аспекты государственного регулирования рынка информационных продуктов и услуг в современных условиях перехода к рыночной экономике в России.

Объектом исследования является государственное регулирование рынка информационных продуктов и услуг, организаций информационной сферы Российской Федерации, в том числе Орловской области.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения между субъектами хозяйствования в процессе государственного регулирования рынка информационных продуктов и услуг.

Целью данного диссертационного исследования является теоретическое обоснование содержания, факторов и способов государственного регулирования рынка информационных продуктов и услуг в трансформационной экономике России.

Для достижения поставленной цели определены и решены следующие задачи:

раскрыть социально-экономическую форму информационных продуктов и услуг (ИПУ);

определить специфику, структуру и современное состояние рынка информационных продуктов и услуг;

проанализировать основные направления государственной информационной политики в современных условиях.

обосновать основные пути и факторы совершенствования государственного регулирования рынка ИПУ.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам информатизации экономики, функционирования и государственного

регулирования рынка информационных продуктов и услуг, а также соответствующие законодательные и нормативные документы.

Теоретические положения, выводы и практические рекомендации обосновывались с использованием методов научной абстракции, анализа и синтеза, статистических группировок, экспертных оценок и других.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических положений и научно-методических рекомендаций по исследованию содержания, форм и методов государственного регулирования рынка информационных продуктов и услуг.

Научная новизна исследования подтверждается следующими научными результатами:

    Раскрыты социально-экономические характеристики информационных ресурсов, а также свойства товарной формы информационных продуктов и услуг. Общественная полезность и ценность информационных продуктов и услуг оценивается их важностью, адекватностью, оперативностью, релевантностью и толерантностью. Информационные услуги оцениваются по доступности, достоверности информации, оперативности и затратам клиентов (п. 1.1. Паспорта специальности 08.00.01).

    Выделены и охарактеризованы основные субъекты рынка информационных продуктов и услуг (производители, собственники, провайдеры, продавцы и покупатели). Круг поставщиков информационных продуктов и услуг включает собственников баз данных, центры обработки информации, серверы и провайдеров услуг Интернет и др. Осознание полезности и ценности информации для предпринимательской деятельности, рост потребностей в информационных услугах и спроса на них ускорил учреждение и деятельность специализированных субъектов рынка ИЛУ -информационных посредников (brokers) (п. 1.3. Паспорта специальности 08.00.01).

    Раскрыты необходимость, содержание, границы и методы государственного регулирования рынка информационных продуктов и услуг. На данном, быстро развивающемся, рынке государство действует как косвенными методами, так и непосредственно принимает на себя часть затрат по накоплению информации и оказанию тех видов информационных услуг, которые являются политически или социально важными. На современном этапе разрабатываются национальные и международные программы государственной поддержки приоритетных секторов и видов информационных продуктов и услуг, инвестируя бюджетные средства в информатизацию экономики и управления. Косвенные методы регулирования рынка информационных продуктов и услуг носят не запретительный или ограничивающий характер, а стимулирующий его эффективное функционирование (п. 2.1., 2.2. Паспорта специальности 08.00.01).

    Определены политико-экономические условия и направления совершенствования государственного регулирования рынка информационных продуктов и услуг. Учет многосекторности и сложности рынка информационных продуктов и услуг, обособление частного и государственного секторов, поощрение конкуренции, ограничение государственного вмешательства, разработка институциональной инфраструктуры нормативно-правовых основ регулирования рыночной информационной деятельности (п. 3.1. Паспорта специальности 08.00.01).

    Обоснованы пути совершенствования институциональных основ регулирования рынка информационных продуктов и услуг. Предложена классификация существующей правовой базы как системы формальных институтов: нормы обеспечения права на поиск, получение и потребление информации; институты регистрации и защиты интеллектуальной собственности; институты регулирования гражданского оборота информации; организационные институты формирования информационных

8 ресурсов, информационных систем и их сетей; институты обеспечения информационной безопасности (п. 3.2. Паспорта специальности 08.00.01).

6. Выявлены тенденции и перспективы государственного регулирования информационной деятельности и рынка информационных продуктов и услуг, включая развитие системы формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов; стимулирование отечественной индустрии конкурентоспособных средств и систем информатизации связи и телекоммуникаций; повышение эффективности использования государственных информационных ресурсов; расширение участия России в международной кооперации производителей этих средств и систем; государственная поддержка отечественных фундаментальных и прикладных научных исследований процессов информатизации (п. 3.3. Паспорта специальности 08.00.01).

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования его концептуальных положений и теоретической базы для подготовки государственными органами предложений в области выработки государственной информационной политики, как части экономической, научно-технической и социальной политики государства, а также для разработки программ развития соответствующей государственной инфраструктуры и стимулирования деловой активности в РФ. Предложены:

Комплекс мер, направленных на совершенствование государственного
регулирования рынка ИЛУ;

классификация существующей институциональной базы регулирования рынка ИЛУ;

Основные принципы, способствующие проведению более четкой
государственной политики в области регулирования рынка ИЛУ.

Практическая значимость исследования состоит в возможности
использования его основных положений и выводов преподавателями вузов,
научными работниками и организациями для выработки рекомендаций по
совершенствованию государственного регулирования рынка

9 информационных продуктов и услуг.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на международных и российских научно-практических конференциях: «Системная модель Российского общества XXI века и корректировка реформ» (г. Орел, 2003 г.); «Актуальные проблемы планирования и прогнозирования» (г. Орел, 2004 г.); «Актуальные проблемы образования» (г. Орел, 2004 г.); «Актуальные проблемы региональной экономики и образования» (г. Орел, 2004 г.); «Потенциал развития России XXI века» (г. Пенза, 2004 г.); «Современное состояние и перспективы развития экономики России» (г. Орел, 2004 г.); «Молодежь. Образование. Экономика» (г. Ярославль, 2004 г.); «Управление. Экономика. Право» (г. Орел, 2004 г.); «Компьютерные технологии при моделировании, в управлении и экономике» (г. Харьков, 2004 г.); «Инфокоммуникации: возможности и развитие» (г. Санкт-Петербург, 2005 г.).

Публикации. По результатам диссертационных исследований опубликовано 10 научных работ общим объемом 2,4 п.л.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка литературы. Содержание диссертации изложено на 168 страницах основного текста, включая 7 таблиц и 2 рисунка.

Информационные продукты и услуги в рыночных условиях

В последние десятилетия для ряда наиболее развитых стран мира становится характерным переход к новому типу общества - постиндустриальному или информационному обществу. Вся структура современной экономики начинает перестраиваться в направлении, которое наиболее эффективно позволяет работать с информацией. В качестве важнейшего ресурса экономики начинает выступать информация. Её экономическая значимость всё больше определяется не только наличием традиционных ресурсов, условий производства капиталов, а в главной степени наличием информационных ресурсов, информационных технологий и продуктов. Приоритеты в экономике все больше смещаются к научным знаниям и информации.

В настоящее время информация как важнейший экономический ресурс существенно увеличивает взаимосвязанность и взаимозависимость предприятий и регионов. П А. Страссман отметил, что увеличение числа занятых обработкой информации является общемировой тенденцией .

Изменение места информации в системе факторов общественного производства, произошедшее благодаря научно-технической революции, выдвинуло в ряд самостоятельных составных частей современной экономической науки сравнительно молодую и бурно развивающуюся область экономики, изучающую экономические закономерности, действующие в сфере воспроизводства информации, научного знания. Эту область экономической науки называют экономикой информационного производства, или информационной экономикой.

Информация в системе производительных сил общества. Данное направление исследует информацию как фактор общественного производства, изучает характер и условия ее участия в производственных процессах. При этом исследуется информация как предмет труда и как средство труда, а также различия в производительном применении информации «постоянной» (permanent), накапливающейся в производстве в качестве «фонда», и «текущей» (transitory), проходящей через производственный процесс в качестве «потока». Кроме того, характер производительного применения различных видов информации неодинаков. В частности, существуют различия в применении научно-технической информации в ее «чистом виде» (патенты, лицензии, ноу-хау) и в овеществленном виде в качестве средств производства и потребительских товаров, представляющих собой информационные продукты.

Один из важнейших выводов, сделанных данным направлением информационной экономики, касается становления информационного типа экономического роста, характерной отличительной чертой которого является функционирование информации в качестве универсальной производительной силы общества . На сегодняшний день не существует ни одного способа производительного приложения труда, который в то же время не был бы приложением информации. Таким образом, информационный тип экономического роста характеризуется тем, что информация становится всеобщим предметом труда, всеобщим средством труда, то есть важнейшим экономическим ресурсом.

Продвигаясь по пути к постиндустриальному обществу, человечество совершенствует свои средства труда и вовлекает в производственный процесс все новые предметы труда, что служит важнейшим показателем применения информации, научного знания в процессах материального и духовного производства. Этот факт означает, что для современного экономического роста важнейшую роль играет не только количество и качество вовлекаемых в производственный процесс вещества и энергии, а производство и потребление информации, как особого информационного ресурса.

Современное производство невозможно без увеличения количества применяемой в производственных процессах информации и без повышения ее качества, обеспечивающего соответствие полученных человечеством знаний и их производительного овеществления в технико-технологических решениях. Следовательно, информационный тип экономического роста исключает возможность рассмотрения общественного производства как системы, действующей по принципу «затраты-выпуск», а сами понятия затрат и результатов общественного производства, когда идет речь об информационных продуктах и информационных ресурсах, имеют принципиально иной смысл, чем при изучении других типов экономического роста. Характерная отличительная черта информационного типа экономического роста состоит в том, что потребление информации, в отличие от потребления вещества и энергии, снижает энтропию (неопределенность) в системе общественного производства и повышает организованность, упорядоченность среды, в которой осуществляется производственный процесс.

Экономические основы производства и обращения информации. Данное направление информационной экономики исследует научно-техническую информацию как продукт общественного производства и рассматривает характер и формы ее движения в производственных процессах.

Сегодня очевидно, что информация, овеществленная в продуктах материального производства, вносит существенный вклад в национальный доход, и в дальнейшем ее удельный вес в стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) будет существенно возрастать. Следовательно, важнейшей задачей в этой области является разработка методов экономической оценки информационных ресурсов, в частности методик ценообразования, планирования и учета. Необходимо научиться оценивать в стоимостной форме информацию, овеществленную в продуктах материального производства .

Информационная сущность современной научно-технической революции и ее экономические формы требуют исследования принципов и методов экономической оценки научно-технической информации, эффективности ее производства и применения в материальном производстве. В настоящее время распространена позиция, согласно которой ни информационное производство, ни его продукт не могут иметь никакого иного количественного выражения, кроме косвенного, опирающегося на стоимость и ее превращенные формы. Однако значительная и все более растущая доля научно-технической информации, распространяемой в стороне от процессов товарного обращения, убеждает в том, что стоимостные показатели вовсе не являются не только исчерпывающими, но даже преобладающими параметрами в экономической оценке информации.

Рынок информационных продуктов и услуг и его структура

Рынок информационных услуг и продуктов представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле (продаже и покупке) услуг и продуктов между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) и характеризуется определенной номенклатурой услуг и продуктов, условиями и механизмами их предоставления и ценами.

Уровень и перспективы развития информационного рынка в стране определяются соответствием складывающейся информационной инфраструктуры рыночным требованиям.

Современный информационный рынок - рынок электронной информации и коммуникации, частью которого является рынок информационных услуг и продуктов, -оформился к концу 80-х гг. Его можно разделить на три взаимодействующих области: - информация собственно рынка информационных услуг и продуктов (с одной стороны, базы данных, доступные в электронном виде через сети связи и на носителях, имеющих вещную форму, создаваемые ИБД, и с другой стороны, услуги по организации доступа к базам данных в электронном виде); - электронные сделки (электронная торговля, биржевые и финансовые операции - e-commerce широко); - глобальная электронная коммуникация (организация работы сети).

Интернет и такой ее компонент, как World Wide Web (WWW) - всемирная паутина, занявшие одно из лидирующих положений на информационном рынке, интересна тем, что дала новое измерение для каждой из упомянутых областей, интегрировав их на качественно новом и более высоком уровне или оставив им четко очерченную сферу использования.

Однако, все эти три области по-прежнему сохраняют самостоятельность, и каждая из них продолжает развиваться по-своему и занимает собственное место в структуре общественного производства и социальной инфраструктуре общества. Тем не менее, последнее десятилетие XX в. привело к тому, что началась интеграция трех упомянутых областей в одно целое в рамках Интернета, который, в свою очередь, превращается в самостоятельную область информационного рынка, роль и значение которого, а также влияние на другие области, постоянно возрастают. Сегодня Интернет открывает новые возможности развития для всех секторов информационного рынка и, возможно, в будущем вся информационная деятельность и рынок сведутся к Интернету, и три упоминаемых нами области необходимо будет выделять внутри Интернета.

Характеризуя современный информационный рынок, необходимо отметить, что в части электронных сделок он непосредственно выступает элементом рыночной инфраструктуры современного постиндустриального, или как его еще называют, информационного общества. Область глобальной электронной коммуникации находится, как бы, на стыке с отраслью электросвязи (telecommunications), которую принято рассматривать в качестве отрасли материального производства, и она может быть также отнесена к рынку услуг связи в части ее усовершенствованных (advanced) услуг.

Область информации является не только ведущей на информационном рынке, но и одним из лучших примеров доминирования нематериального производства и постоянного повышения его роли в сопоставлении с материальным производством в современном обществе.

Выделенные области рынка в определенной степени соответствуют этапам воспроизводственного цикла постиндустриального общества, начинающегося с исследований и завершающегося потреблением, но определяемого стадией организации производства, сбыта и реализации.

В экономической теории эти стадии определяются как трансформация (производство товаров и услуг любого вида) и транзакция (сделки любого вида). Неоклассическая модель экономики, предложенная в начале XX в., исходила из того, что трансформационные и трансакционные издержки равны нулю и участники трансформационных или трансакционных отношений обладают совершенной информацией. В дальнейшем это положение было подвергнуто критике в рамках теории институционализма, которая исходит из того, что трансформационные и трансакционные издержки определяются потребностями в информации их участников и, таким образом, прямо определяют затраты на информационное обеспечение в качестве производственных затрат. Исходя из теории прибавочной стоимости, это позволяет отнести информационный рынок к области материального производства.

Конечно, информационный рынок богаче и шире, чем выделенные области. Вне пределов нашего рассмотрения остаются такие важные его элементы, как подготовка источников информации, специальные услуги библиотек и архивов, услуги в области природной, метеорологической, космической и гео- и экологической информации, услуги обработки данных и про-вайдинг приложений - ASP, услуги по разработке информационных систем (услуги системной Интеграции) и деловое консультирование в этой области, стратегическое консультирование, а также услуги в области разработки и применения программного обеспечения. В описываемый нами информационный рынок не вошли и средства массовой информации (mass-media), несмотря на то, что сегодня благодаря развитию электронных технологий они приобретают характер, направленный на конкретного пользователя и, таким образом, смыкаются с информационными услугами. Более того, многие компании, работающие на рынке mass-media, развивают свой бизнес именно на информационном рынке, считая его более перспективным, чем традиционные формы оповещения о новостях и услуги досуга и развлечения. Интернет открывает новые возможности роста и для этих, не рассматриваемых нами секторов.

Содержание государственной информационной политики и регулирования рынка информационных продуктов и услуг

Свободное создание, распространение и потребление информации как важнейшее конституционное право граждан находится в фокусе общественного внимания и именно поэтому государственную информационную поли- тику следует рассматривать как серьезную движущую силу проведения в

России демократических преобразований общества и государства. Хотя впереди еще долгий путь к гражданскому обществу, к правовому государству, уже можно говорить о формировании в России новой информационной реальности, базирующейся на принципе открытости информации и постоянно совершенствующейся системе информационного законодательства.

Государственная информационная политика должна отражать и учитывать множество интересов граждан, общественных организаций и движений,

федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций и коммерческих структур. Государственная информационная политика (ГИП) России, как государства, расположенного на огромной территории, должна также принимать во внимание различные уровни социально-экономического, научно-технического и культурного развития субъектов Федерации. Отсюда возникает необходимость активного участия всех заинтересованных граждан и структур в конкретизации, развитии и реализации положений государственной информационной политики.

Государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, стратегических направлений, отражающих национальные интересы России в информационной сфере и систему мер их реализующих .

Государственная информационная политика является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Долгосрочной стратегической целью информационной политики явля-ется обеспечение перехода к новому этапу развития России - построению демократического информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество.

Основой этого перехода является создание единого информационно телекоммуникационного пространства страны как базы решения задач социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности.

Все цивилизованные государства рассматривают построение информационного общества как основу своего социально-экономического, политического и культурного развития и проводят целенаправленную государственную информационную политику. Сформулирована и последовательно проводится информационная политика для Европейского сообщества, а также для стран Большой семерки. Информационная политика разных стран зависит от особенностей их социально-экономического и культурного развития. Для ее реализации эти страны принимают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы.

Достижение главной стратегической цели государственной информационной политики (ГИП) - обеспечение перехода к новому этапу развития России, построение информационного общества и вхождение страны в мировое информационное сообщество - требует, как показывает опыт развитых стран, согласованного регулирующего воздействия государства на обе главные составляющие ГИП, обеспечивающие этот переход: социально-политическую и технико-технологическую.

ГИП должна опираться на следующие базовые принципы :

1. Принцип открытости политики - все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение.

2. Принцип равенства интересов - политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости

(от их положения в обществе, формы собственности и государственной при надлежности (единые для всех "правила игры").

3. Принцип системности - при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности.

4. Принцип приоритетности отечественного производителя - при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.

5. Принцип социальной ориентации - основные мероприятия ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России.

6. Принцип государственной поддержки - мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы финансируются преимущественно государством.

7. Принцип приоритетности права - развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы.

Многолетний опыт функционирования эффективной рыночной экономики в высокоразвитых странах и неудачный старт рыночных преобразований в России в 90-е годы убедительно показал необходимость активного регулирования рыночных отношений государством. Как верно замечает академик Л.И. Абалкин, "нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства" . Тем более необходимо усиление государственного регулирования экономических процессов в сложных нестабильных условиях переходной экономики.

Нуждается в государственном регулировании также формирование и функционирование специфического рынка информационных продуктов и услуг. Без постоянной всесторонней деятельности государства, без его правовой, экономической и организационной поддержки нельзя сформировать современный рынок информационных товаров, преодолеть монополизм крупных производителей информационных услуг, беспрепятственно получать возрастающие потоки различной информации из-за рубежа, облегчить доступ к ней многочисленных потребителей.

Очевидно, что эффективное государственное регулирование формирования рынка информационных услуг должно базироваться на научно-обоснованной государственной информационной политике (ГИП).

Процессы построения информационного общества требуют непрерывного, взвешенного и разностороннего государственного управления и регулирования.

К основным процессам информатизации как объектам государственной информационной политики следует отнести :

Формирование единого информационного пространства России как целостного федеративного государства и как части мирового информационного пространства на основе национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

Всесторонняя поддержка отечественного научно-технического и производственного потенциала информатизации, регулирование отечественного рынка информационных технологий, средств, продуктов и услуг;

Развитие и совершенствование системы формирования общественного мнения, всестороннего и объективного информирования населения страны о деятельности государственной власти и власти о процессах общественного развития и жизни народа.

Направления совершенствования государственного регулирования рынка информационных продуктов и услуг

Развитие и изменение политической системы России безусловно приводит и к изменениям в информационной сфере, представляющей совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, тиражирование, распространение и использо-вание информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Как отмечал академик Л.И. Абалкин, "Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать" .

Сегодня именно уровень информационно-технологического развития любой страны в большой степени определяет ее положение на международной арене, а также характер происходящих в ней социальных, экономических и культурных процессов. Соответственно, его повышение является непременным условием дальнейшего обеспечения растущих потребностей человека и реализации его демократических прав и свобод в современном обществе.

В связи с этим совершенствование государственного регулирования рынка информационных продуктов и услуг становится одним из приоритетных на- правлений политического, экономического и правового развития России на ближайшую перспективу.

Задача государственного управления информационной инфраструктурой на этапе перехода к рыночной модели развития информационной деятельности заключается в : сохранении и развитии пропорциональности и сбалансированности национальной информационной инфраструктуры на пути приспособления ее к условиям и потребностям рыночной экономики и в предотвращении в интересах всего общества выпадения отдельных элементов информационной инфраструктуры (и прежде всего систем первого уровня как наименее рыночной ее части), критичных для удовлетворения информационных потребностей общества из-за того, что государственное финансирование подготовки баз данных (БД) уже прекратилось, а негосударственное недостаточно;

Создании экономических и правовых условий, способствующих привлечению негосударственного финансирования информационной инфраструктуры и постепенного замещения государственного финансирования негосударственным, рыночным финансированием как в случае элементов, непосредственно обслуживающих рыночную экономику, так и в случае элементов, важных для обеспечения сбалансированности информационной инфраструктуры и для удовлетворения социальных потребностей;

Преобразовании информационной инфраструктуры путем при влечения к организации и управлению ею негосударственных структур, раз деления с ними ответственности за ее функционирование и развитие;

Совершенствовании организационно-функциональной структуры государственных информационных организаций и управления ими.

Переход к функционированию информационной инфраструктуры в условиях рыночной модели (от преимущественно бюджетного к преимущественно негосударственному финансированию) должен происходить поэтапно. Каждому этапу должны соответствовать определенные приоритеты в действиях государства по экономическому регулированию информационной инфраструктуры и прежде всего исходя из необходимости: 1) решения задач информационного обеспечения государства; 2) решения социальных задач, которые государство оставило за собой и не передало общественным институтам и другим (в том числе коммерческим) негосударственным структурам; 3) гармоничного и пропорционального развития самой информационной деятельности как целостной структуры. Информационные продукты и услуги подготавливаются государ ственными организациями для решения задач, определенных органами государственной власти и управления, прежде всего, для обеспечения условий : - работы самих органов власти и управления; - работы других государственных организаций; - научно-технического развития и развития предпринимательства в на- правлениях, определенных органами власти и управления; - доступа для населения к социально-значимой информации как одного из способов решения социальных задач.

Из западного опыта становится ясно, что: - ставя определенные задачи перед информационной деятельностью и выделяя из бюджета средства для их решения, государство должно стремиться к тому, чтобы решение задач и использование выделенных средств по воз можности осуществлялось частным или публичным сектором информацион ной деятельности. Во-первых, это позволяет решить задачи с минимальными затратами, а во вторых - стимулирует развитие частного и публичного секторов. Выбор исполнителей должен осуществляться на конкурсной основе;

Государство создает собственные организационные структуры в области информационной деятельности только в том случае, если частный и публичный сектора не готовы взяться за решение задач, поставленных государством (на условиях, определенных государством), или если государство через государственные структуры сможет решить задачи с меньшими затратами (что очень редко бывает на практике);

Государство постоянно и периодически возобновляет свои попытки передать решение информационных задач частному или публичному сектору.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и характерные черты информационного ресурса и рынка, сравнение с рынком товаров и услуг; его структура, программная часть. Современное состояние информационного рынка в России и в странах Европы. Правовое регулирование, проблемы и перспективы.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2011

    Характеристика основных секторов рынка информационных услуг. Участники информационного рынка: сектор деловой информации, информации для специалистов, массовой и потребительской информации. Правовое регулирование на рынке информационных услуг.

    реферат , добавлен 01.12.2007

    Понятие и структура рынка информационных продуктов и услуг. Развитие информационного рынка в России на примере ИТ-услуг. Приобретение ИТ-услуг: от дискретного к аутсорсингу. Значение информационных услуг для внешнеэкономической деятельности России.

    реферат , добавлен 14.06.2010

    Основные предпосылки появления и динамики развития информационного общества в мире и на территории Российской Федерации. История развития сетевых технологий. География информационного общества, его текущие проблемы. Перечень перспективных технологий.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2015

    Структура современного информационного рынка. Секторы деловой, профессиональной, юридической и массовой потребительской информации. рынок Интернет-услуг в России. Финансовые результаты Самарских IT-компаний. Ценность информационной сети и ее ресурсов.

    контрольная работа , добавлен 29.10.2009

    Теоретические аспекты информационного общества: сущность, основные свойства; закономерности его формирования и развития в России, критерии перехода. Информационный потенциал, личность и проблемы общества: "цифровое неравенство"; правовое регулирование.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2012

    Понятие информационного общества, которое занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, ее высшей формы – знаний. Характерные черты данной стадии развития общества и экономики. Основные достоинства информационного общества.

    Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких, как:

      "Об информации, информатизации и защите информации".

      "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".

      "О правовой охране топологий интегральных схем".

    Рассмотрим основные положения закона "Об информации, информатизации и защите информации", который является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развития информационного общества. С его помощью удалось частично решить вопросы правового регулирования на информационном рынке ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением "персональной" информации.

    Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:

      Общие положения.

      Информационные ресурсы.

      Пользование информационными ресурсами.

      Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения.

      Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.

    В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации.

    Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, правовые положения по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:

      как материальный продукт, который можно покупать и продавать;

      как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.

    Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы - формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения.

    Ввод в действие закона, обеспечение выполнения его положений гарантируют, что государство получит значительную экономию средств и необходимые условия для более устойчивого развития экономики и построения демократического общества в России.

    1.3. Информатика – предмет и задачи

      Появление и развитие информатики

      Структура информатики

    ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАТИКИ

    Термин информатика возник в 60-х гг. во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин informatigue (информатика) образован путем слияния слов information (информация) и automatigue (автоматика) и означает "информационная автоматика или автоматизированная переработка информации". В англоязычных странах этому термину соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике).

    Выделение информатики как самостоятельной области человеческой деятельности в первую очередь связано с развитием компьютерной техники. Причем основная заслуга в этом принадлежит микропроцессорной технике, появление которой в середине 70-х гг. послужило началом второй электронной революции. С этого времени элементной базой вычислительной машины становятся интегральные схемы и микропроцессоры, а область, связанная с созданием и использованием компьютеров, получила мощный импульс в своем развитии. Термин "информатика" приобретает новое дыхание и используется не только для отображения достижений компьютерной техники, но и связывается с процессами передачи и обработки информации.

    В нашей стране подобная трактовка термина "информатика" утвердилась с момента принятия решения в 1983 г. на сессии годичного собрания Академии наук СССР об организации нового отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации. Информатика трактовалась как "комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на ЭВМ систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики".

    Информатика в таком понимании нацелена на разработку общих методологических принципов построения информационных моделей. Поэтому методы информатики применимы всюду, где существует возможность описания объекта, явления, процесса и т.п. с помощью информационных моделей.

    Существует множество определений информатики, что связано с многогранностью ее функций, возможностей, средств и методов. Обобщая опубликованные в литературе по информатике определения этого термина, предлагаем такую трактовку.

    Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.

    Часто возникает путаница в понятиях "информатика" и "кибернетика". Попытаемся разъяснить их сходство и различие.

    Основная концепция, заложенная Н. Винером в кибернетику, связана с разработкой теории управления сложными динамическими системами в разных областях человеческой деятельности. Кибернетика существует независимо от наличия или отсутствия компьютеров.

    Кибернетика – это наука об общих принципах управления в различных системах: технических, биологических, социальных и др.

    Информатика занимается изучением процессов преобразования и создания новой информации более широко, практически не решая задачи управления различными объектами, как кибернетика. Поэтому может сложиться впечатление об информатике как о более емкой дисциплине, чем кибернетика. Однако, с другой стороны, информатика не занимается решением проблем, не связанных с использованием компьютерной техники, что, несомненно, сужает ее, казалось бы, обобщающий характер. Между этими двумя дисциплинами провести четкую границу не представляется возможным в связи с ее размытостью и неопределенностью, хотя существует довольно распространенное мнение, что информатика является одним из направлений кибернетики.

    Информатика появилась благодаря развитию компьютерной техники, базируется на ней и совершенно немыслима без нее. Кибернетика же развивается сама по себе, строя различные модели управления объектами, хотя и очень активно использует все достижения компьютерной техники. Кибернетика и информатика, внешне очень похожие дисциплины, различаются, скорее всего, в расстановке акцентов:

      в информатике – на свойствах информации и аппаратно-программных средствах ее обработки;

      в кибернетике – на разработке концепций и построении моделей объектов с использованием, в частности, информационного подхода.

    СТРУКТУРА ИНФОРМАТИКИ

    Информатика в широком смысле представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации главным образом с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств связи во всех сферах человеческой деятельности.

    Информатику в узком смысле можно представить как состоящую из трех взаимосвязанных частей – технических средств (hardware), программных средств (software), алгоритмических средств (brainware). В свою очередь, информатику как в целом, так и каждую ее часть обычно рассматривают с разных позиций (рис. 1.3): как отрасль народного хозяйства, как фундаментальную науку, как прикладную дисциплину.

    Рис. 1.3. Структура информатики как отрасли, науки, прикладной дисциплины

    Информатика как отрасль народного хозяйства состоит из однородной совокупности предприятий разных форм хозяйствования, где занимаются производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой современной технологии переработки информации. Специфика и значение информатики как отрасли производства состоят в том, что от нее во многом зависит рост производительности труда в других отраслях народного хозяйства. Более того, для нормального развития этих отраслей производительность труда в самой информатике должна возрастать более высокими темпами, так как в современном обществе информация все чаще выступает как предмет конечного потребления: людям необходима информация о событиях, происходящих в мире, о предметах и явлениях, относящихся к их профессиональной деятельности, о развитии науки и самого общества. Дальнейший рост производительности труда и уровня благосостояния возможен лишь на основе использования новых интеллектуальных средств и человеко-машинных интерфейсов, ориентированных на прием и обработку больших объемов мультимедийной информации (текст, графика, видеоизображение, звук, анимация). При отсутствии достаточных темпов увеличения производительности труда в информатике может произойти существенное замедление роста производительности труда во всем народном хозяйстве. В настоящее время около 50% всех рабочих мест в мире поддерживается средствами обработки информации.

    Информатика как фундаментальная наука занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем. Существует мнение , что одна из главных задач этой науки – выяснение, что такое информационные системы, какое место они занимают, какую должны иметь структуру, как функционируют, какие общие закономерности им свойственны. В Европе можно выделить следующие основные научные направления в области информатики: разработка сетевой структуры, компьютерно-интегрированные производства, экономическая и медицинская информатика, информатика социального страхования и окружающей среды, профессиональные информационные системы.

    Цель фундаментальных исследований в информатике – получение обобщенных знаний о любых информационных системах, выявление общих закономерностей их построения и функционирования.

    Информатика как прикладная дисциплина занимается:

      изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение);

      созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности;

      разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла: для этапов проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т.д.

    Главная функция информатики заключается в разработке методов и средств преобразования информации и их использовании в организации технологического процесса переработки информации.

    Задачи информатики состоят в следующем:

      исследование информационных процессов любой природы;

      разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов;

      решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.

    Информатика существует не сама по себе, а является комплексной научно-технической дисциплиной, призванной создавать новые информационные техники и технологии для решения проблем в других областях. Она предоставляет методы и средства исследования другим областям, даже таким, где считается невозможным применение количественных методов из-за неформализуемости процессов и явлений. Особенно следует выделить в информатике методы математического моделирования и методы распознавания образов, практическая реализация которых стала возможной благодаря достижениям компьютерной техники.

    Комплекс индустрии информатики станет ведущим в информационном обществе. Тенденция ко все большей информированности в обществе в существенной степени зависит от прогресса информатики как единства науки, техники и производства.




Top