Роль информационных технологий в развитии личности студента. Информационные технологии как средство личностного развития учащихся

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 040100.65 «Социология»

Кафедра математических методов и информационных технологий

по дисциплине «Современные информационные технологии в социальных науках»

Информационные технологии в системе социализации личности

студентка 921 Б группы

Мельницкая Юлия Александровна

Руководитель работы:

Старший преподаватель

Панкратьева Светлана Геннадьевна

Хабаровск 2014

Развитие современных средств обработки информации чаще всего происходит по пути увеличения производительности вычислительной техники. Компьютеры работают всё быстрее, скорость передачи информации от объекта к объекту возрастает, объемы производимой человечеством информации увеличиваются лавинообразно. Появление мобильных телефонов, оснащенных видеосредствами, лишь увеличивает возможность каждого из нас вложить свою лепту в разрастание объема информации, накопленной человечеством.

Масштабные социокультурные изменения, происходящие под воздействием процессов информатизации и компьютеризации, порождают исследования, связанные со становлением личности. Обновление информационной среды влечет за собой формирование новых культурных потребностей и интересов, активизирует адаптационные механизмы человека, расширяет поиск адекватных коммуникативных практик.

Обычно указанный социокультурный обмен информацией рассматривается в рамках отдельных дисциплин и редко как междисциплинарная проблема. В то же время, появление таких наук, как социальная информатика, обусловлено необходимостью формирования у личности таких качеств, как способность усвоения коммуникативных технологий и использование их для решения возникающих задач, возможность решать эти задачи в любой точке нахождения . Проблема получения навыков обмена информацией и ее использования должна быть рассмотрена в условиях кардинальных изменений социокультурной среды.

Социализация как процесс усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества является средством научиться выполнять особые социальные роли (ребенка, родителя, работника и т.д.). Ролевые ориентиры воспринимаются воспитуемым из окружающей его действительности. Информация, получаемая воспитуемым посредством информационно-коммуникативных каналов, является одним из краеугольных камней формирования личности. Постоянный обмен информацией позволяет ребенку получать опыт общения, получать представление о своем месте в мире, добиваться определенных целей.

Становление и развитие личности как автономной, не зависимой от общества системы происходит на протяжении всей жизни человека, но особенно четко этот процесс прослеживается в детском и подростковом возрастах. Это время закладки многих факторов, которые будут служить ориентиром дальнейшего развития личности. Очевидно, что на становление и развитие личности особое влияние оказывают обстоятельства воздействия окружающей среды общества.

В свою очередь, общество - это организованная система социальных ролей, которые придают устойчивость социальным взаимодействиям, стандартизуя поведение индивидов независимо от их личных качеств . Здесь социальная роль рассматривается как ожидаемое поведение в типичной ситуации.

Роли организованы в различные институты и общности , определяя структуру общества (сложность общества определяет большое количество социальных ролей). Институты и общности формируют скелет системы, связывая роли между собой и обеспечивая их коммуникацию. Многообразие взаимодействующих институтов и общностей фактически и образуют формальную систему обеспечения нормативного порядка в обществе с регулируемыми социальными связями.

Реализуя себя, каждый человек, как личность, исполняет свою социальную роль, которая не должна вступать в противоречия с обществом, вносить в общество деструктивные элементы. При этом каждая личность не может соответствовать установленному идеалу - развитие как известно не в единородии, а как раз в различиях, в единстве и борьбе противоположностей.

Социальную роль принято рассматривать как совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом - это совокупность действий, которые должен выполнить социализированный человек. У человека может быть множество ролей, которые могут вступать в ролевой конфликт (противоречие ролей) . Сущности ролевых конфликтов, их предопределённость также заложены в систему социальных ролей и определяются личностными характеристиками человека.

Таким образом, процесс социализации личности в обществе во многом зависит от воздействий на подростка в период становления личности. Немаловажное влияние на этот процесс оказывают информационные технологии.

Современная Россия как часть глобального информационного общества участвует в мировом информационном обмене , ее население может использовать передовые образцы средств вычислительной техники. Применяемые информационные технологии облегчают выполнение рутинных операций, облегчают жизнь каждого конкретного индивидуума. Но свобода использования технологий не всегда оказывает положительное влияние на развитие личности человека, его социализацию.

Общеизвестно, что формирование духовно-развитой личности не происходит одномоментно, требуются материальные и информационные ресурсы, создание объективных социальных условий. Для успешного развития человека как личности требуется двуединый процесс, совокупность материальных и духовных ресурсов общества.

Указанный процесс в соответствии с кибернетическими принципами должен осуществляться систематически, с учетом закономерностей (правил) развития личности реальных результатов развиваемого человека и с использованием обратной связи .

Информационные технологии, применяемые в процессе формирования личности, являются внешним фактором воздействия, определяющим некий круг способностей, духовности и нравственных норм этой личности. Средства вычислительной техники выступают в роли развивающего и воспитательного воздействия, что требует его анализа и особой организации.

Во-первых , воспитание будущей личности должно опираться на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе его развития. Отсутствие такого знания приводит к волюнтаристскому, манипулятивному воздействию на указанный процесс, искажению его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Во-вторых , любая развивающаяся личность в конце концов сама начинает сознательно преобразовывать и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Данное обстоятельство придает особый статус свойству интерактивности информационных технологий, используемых в процессе социально-исторического формирования личности. Возможности интерактивности должны способствовать организации такой деятельности, которая формировала бы важнейшую из потребностей - заботу об окружающих.

Искусство как способ эмоционально-образного отражения мира направлен на творческое преобразование окружающего пространства и самого себя. Этому способствует современная мультимедийность вычислительной техники. Способность отображать не только алфавитноцифровую, но и графическую информацию высокого качества позволяет использовать в процессе коммуникации не только статические изображения, но и видео, подкрепленное звуком.

Художественная, наглядная форма подачи информации помогает решить другую задачу развития личности - формирование гуманистической направленности личности в мотивационно-потребностной сфере общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны неизменно преобладать над эгоистическими мотивами.

Устойчивые учебно-познавательные интересы определены детской потребностью познавать. Обычно воспитание предполагает, что ребенок открывает для себя законы окружающего мира, предсказывает события и проверяет их выполнение, связывает разнородные явления. Удовольствие познания формирует любознательность, которая с годами сосредотачивается на той или иной предметной области. Информационные технологии с их многообразием представления информации имеют большую значимость для данного процесса, позволяет сделать изучение того или иного, даже, на первый взгляд, «сухого» теоретического вопроса, занимательным и увлекательным.

С точки зрения системотехнического подхода к человеку, такая система обладает свойством целостности - взаимозависимость и взаимосвязь элементов, их свойств и отношений от места в системе. Развитие человека как личности определяет его деятельность. Жизненные принципы личности формируются совокупностью всех социальных воздействий на человека, и, прежде всего, системой общественного воспитания, составляющей частью которой сегодня, несомненно, являются и информационные технологии.

Являясь частью окружающей его среды, с позиций системности элементы этой среды имеют отношение к личности, воздействуют на нее, определяют условия (предпосылки) формирования и функционирования личности. При этом каждый конкретный человек адаптивно приспосабливается под воздействие окружающих факторов.

Становится очевидным необходимость специальной организации общественной практики, стимулирующей определенные цели воспитания - в обществе должно присутствовать постоянно и сознательно организуемое совершенствование системы общественного воспитания. Данную задачу в настоящее время успешно решают средства массовой информации (СМИ) и бурно развивающиеся информационные технологии, стимулируя социализацию личности.

В современном подростку мире, особенно в крупных и средних городах, формируются отличные от прежних лет ориентиры развития. Проникновение мобильных средств связи даже в сельские поселения повышает роль информационного образа жизни. Последний включает в себя:

1. высокую степень информационных отношений между людьми, базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях;

. информационный аспект образа жизни.

Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества в целом, социальных групп, личности, определяемых социальноэкономическими условиями. Главная черта образа жизни - его системность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению другой. На социализацию и воспитание подростка оказывают влияние следующие виды деятельности, составляющие образ жизни: трудовая, общественно-политическая, учебная, бытовая, социально-культурная, досуговая деятельность. Каждый из указанных видов деятельности так или иначе может использовать используемые человечеством информационные технологии, совершенствуя образ жизни в целом, делая его более рациональным и эффективным.

Интерактивность коммуникационных средств, активное внедрение в жизнь подростка средств мобильной и других видов интернет-связи позволяет воспитуемому не только быть потребителем информации, но и ее создателем. Данное обстоятельство работает на формирование активной жизненной позиции, изменяет общественно-политическую деятельность как вид деятельности.

Широкое внедрение средств информационного обмена в учебную деятельность ведет не только к повышению компьютерной грамотности, к индивидуализированному образованию на основе компьютерных технологий образования, но и раскрытию индивидуальных возможностей человека. Изменяется культура быта, возможности и средства обучения, появляются новые горизонты в экономическом наполнении существования подростка.

По результатам последнего (на момент написания статьи) опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), настольный персональный компьютер или ноутбук есть в каждой третьей российской семье. Как правило, такие домашние компьютеры оснащены средствами мультимедедиа и подключением к сети Интернет (всё чаще и чаше широкополосным каналом с большой пропускной способностью), активно применяются при решении вычислительных, обучающих, информационно-справочных, игровых, воспитательных и других задач. Обеспечивая информационные потребности людей и, в частности, вступающих в активную общественную жизнь, подростков, домашние компьютеры существенно изменяют бытовую деятельность воспитуемых.

Социально-культурная деятельность - это деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры . Информационно-коммуникационные технологии способны насытить ее чувствами и эмоциями, благотворно влияя на процесс воспитания. Приобщению к искусству и научной деятельности способствуют такие проекты как мультимедийные энциклопедии или возможность с помощью программы для серфинга в сети Интернет - браузера - увидеть известные полотна выдающихся художников с очень высоким разрешением и качеством.

Развлекательные информационные средства, формирующие досуговую деятельность, используя логические игры, музыкальные и художественные интерактивные программы, позволяют вовлечь подростка в жизнь, регулируемую стремлением к познанию.

Один из проблемных моментов использования информационных технологий в досуговой деятельности - качество контента . В развитых странах данный вопрос решается введением жесткого и объемного контроля за содержанием информации для детей и подростков. Во многие браузеры встроены средства, позволяющие осуществлять родительский контроль за качеством предоставляемой информации, разработана система кодов и паролей. Данные меры направлены на минимизацию доступа подростка к запрещенной информации, предотвращают вредное влияние и развращающее воздействие средств массовой информации на подрастающее поколение. К сожалению, в Российской Федерации не часто встречаются сайты, имеющие отметку о категории данного контента. Работа с включенной функцией минимального родительского контроля приводит к постоянному запрету посещения даже открытых сайтов (типа сайта Первого канала российского телевидения), что в целом не способствует широкому внедрению ограничивающих мер.

Другая проблема активного использования компьютерных технологий в общении и воспитании - компьютерная зависимость (компьютеромания), грозящая формирующейся личности оторванностью от реальной жизни, зацикливанием на виртуальном общении с ровесниками или искусственным интеллектом. Разнообразные программы экологии воспитания, широко применяемые за рубежом, рекомендации психологов и педагогов, позволяют избежать болезненного увлечения электронным миром. Подростку необходимо прививать представление о компьютерной игре, как о способе приятно «убить время», когда в этом возникает необходимость. Стремительно совершенствующиеся информационные технологии и беспредельно развиваемые ими предоставляемые возможности в настоящее время позволяют совершить это действие с большей пользой (например, прослушиваемые с помощью сотового телефона аудиокниги в виде МРЗ-файлов). социализация информационный компьютерный личность

Говоря о влиянии воздействия информационных технологий на конкретную личность, необходимо отметить, что эти воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими процессами. Суть влияния информации как раз и состоит в том, что вещественно-энергетические процессы, параметры которых на много порядков выше самой информации, начинают превалировать над личностью. Пользователи виртуальных миров более подвержены гипнозу и внушению, что может быть использовано против конкретного человека, группы людей, социальной группы. Виртуальная система, может быть использована как оружие, кодирующее и зомбирующее. За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении, за непричинением теми или иными технологиями вреда воспитанию и социализации подростка компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах.

Важно отметить, что в настоящее время скорость развития общества увеличивается. Передовые технологические разработки в корне изменяют понятие «информационные технологии» и оказывают достаточно сильное влияние на развитие и становление личности детей, подростков и молодежи не только в развитых странах (странах, где материальный доход позволяет приобщить ребенка к техническим новинкам), но даже и в странах третьего мира. С другой стороны - именно подростков всегда интересовали последние достижения в области информационно-коммуникационных технологий как средства развлечения и как средства получения информации.

На процесс приобщения подростка к информатизации как процессу деятельного познания оказывают влияние все общественные институты, действующие в данном обществе. Одним из определяющих является институт семьи, оказывающий как прямое (материальное) так и косвенное (нематериальное) влияние на применение подростком средств вычислительной техники для решения ежедневных проблем. Пример родителей определяет ведение ребенком с самого раннего возраста информационного образа жизни. Иногда пример так силен, что ученые и специалисты многих стран ставят вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде, помогающей создать ориентиры воспитания для подростка.

Информационно-коммуникационные технологии все настойчивее изменяют нашу жизнь, увеличивая влияние на становление личности. Постоянно формируются новые технологии, все больше и больше затягивая нас в информационное общество, в котором, согласно Парето, более половины трудоспособного населения заняты в сфере предоставления информационных услуг. Следующая стадия развития общественного развития - ноосферное общество, в котором большая часть работающих будет занята в сфере производства новых знаний.

Следует заметить, что каждый из очередных этапов в развитии цивилизации, очевидно, сопровождается своей технологией обработки информации. Первый из этапов - аграрный, сопровождается ручной технологией обработки информации: ее скорость вполне соответствует объему обрабатываемых в то время данных. Далее можно установить следующие соответствия:индустриальное общество - механическая технология; постиндустриальное общество - электронная технология (ЭВМ на базе больших интегральных микросхем и т.п.). Создание персональных компьютеров привело к трансформации постиндустриального в информационное общество.

Широкое внедрение персональной техники сделало актуальным объединение локальных компьютеров в сети, которые в конце концов стали объединяться в глобальные. Военный американский проект АРКАМЕТ после распада Советского Союза был коммерциализирован и стал называться Интернет. Последний наложил особое влияние на процесс становления современных школьников: они используют всемирную сеть для подготовки к урокам, написания различных рефератов, обретению новых знаний и развлечений. Представляется, что в будущем должна появиться новая революционная информационная технология, которая и будет определять формирующееся и сформировавшееся ноосферное общество. Очевидно, что с ее появлением коренным образом изменится и процесс рождения новых знаний, и процесс становления личности.

“В одобренной Правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года перед системой образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущим является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе… Ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями. Поэтому жить в современном мире, адекватно этому миру, сможет тот, кто сам умеет использовать информационные технологии, владеет современными ИКТ. Кроме этого, на сегодняшний день уровень и темпы внедрения, использования информационных и коммуникационных технологий во многом определяют состояние экономики, качество жизни населения, национальную безопасность, место государства в современном мире”. .

В последние годы персональные компьютеры перестали быть экзотикой и вошли в повседневную жизнь. Увеличивается их число в индивидуальном пользовании. Есть различные мнения о целесообразности использования компьютерных технологий в образовании, но этот вопрос представляется в значительной мере решенным. Компьютерные технологии являются мощным информационным средством, доступным и интересным для детей, поэтому они уже участвуют в процессе образования. Влияние новых технологий на образование неизбежно.

Остается определить наиболее эффективный способ применения компьютерных технологий в образовании, найти ответ на два вопроса: “Какие задачи образования должен помочь решить компьютер?”, и “Какова технология их решения?”. Скорее всего, внедрение новых технологий в образование будет целесообразным, если удастся сохранить преимущества устоявшихся форм обучения, устранив при этом их недостатки.

В течение нескольких лет я использую информационные технологии в качестве инструментария диагностики лингвистической компетентности учащихся и в качестве средства для создания продукта проектной деятельности во внеклассной работе. Таким образом, информационные технологии выступают средством развития личности учащихся.

Диагностику лингвистической компетентности учащихся по русскому языку я рекомендую осуществлять при помощи электронных образовательных ресурсов, таких программ, как: “Страна Лингвиния. Сборник диктантов, тренингов, электронных словарей”, “Обучающая программа-тренажер “Фраза”, “Мультимедиа-комплекс “1С: Репетитор”, ПМК “Семейный наставник”, “Менеджер тестов” (Приложение 2) и электронной таблицы Microsoft Excel (Приложение 3).

Оригинально представлена в “Стране Лингвинии”, во “Фразе”, мультимедиа-комплексе “1С: Репетитор” и в ПМК “Семейный наставник” система контрольно-диагностических тестов и задания, которые контролируют уровень владения орфографией и пунктуацией по темам, выявляют в ходе тестирования причины ошибок и обеспечивают пользователя индивидуальными рекомендациями, помогающими избежать ошибки в дальнейшем.

Данные программы удобны тем, что диагностические процессы (подведение итогов работы, формирование рекомендаций по устранению пробелов в усвоении учебных элементов, построение графиков и т.д.) происходят в компьютере автоматически. Но в рамках классно-урочной системы использование некоторых комплексов не совсем удачно, так как на выполнение предложенных заданий уходит большое количество времени, тесты, представленные в комплектах, не рассчитаны на разноуровневую подготовку учеников. Поэтому эффективнее использовать мультимедиа-комплекс “1С: Репетитор” и ПМК “Семейный наставник” для индивидуальной работы при подготовке к централизованному тестированию, единому государственному экзамену.

Отбирать тестовые задания с учетом времени, изучаемого материала и индивидуальных особенностей учащихся позволяют программа “Менеджер тестов” и электронная таблица Microsoft Excel.

Эти программы можно применять для преобразования тестов с бумажного носителя в компьютерное приложение. С их помощью можно очень быстро создавать программы-тесты, что позволяет без проблем многократно использовать тесты, не заботясь о подсчете баллов. Программа “Менеджер тестов” и электронная таблица Microsoft Excel имеют простую форму, но удобны и практичны в работе. Они дают учителю возможность быть самому “программистом”.

Составляя тест, необходимо придерживаться некоторых требован2ий:

  1. Тесты должны нести в себе содержательную валидность: включать задания по возрастающей трудности, включать правдоподобные ответы (при выборе ответа).
  2. Тесты должны быть функционально валидны, то есть соответствовать выявленному уровню.
  3. Тесты должны быть просты, то есть в одном тесте должны быть представлены задачи одного уровня.
  4. В тестах не должно быть двусмысленных формулировок.
  5. В тестах должна быть однозначность и правильность решения эталона.

Использование компьютерных технологий не заменяет традиционных видов и форм проверки знаний, а лишь дополняет их. Опыт показывает, что систематическое и целенаправленное использование программно-методических комплексов, являющихся логическим продолжением традиционной работы над орфографическими и пунктуационными правилами и ставящих своей целью организовать индивидуальную работу учащихся по овладению мыслительными операциями, в комплексе с другими средствами обучения дает более высокий уровень грамотности учащихся.

И все-таки при использовании информационных технологий возникают некоторые риски:

  • снижение мотивации к традиционным формам обучения;
  • снижение уровня коммуникативной компетентности.

Поэтому еще раз обращаю внимание на то, что информационные технологии на уроках русского языка необходимо применять в сочетании с традиционными формами и методами работы.

Результат работы по данной методической модели замеряется с помощью диагностики усвоения знаний, предложенной В.П. Беспалько, и мониторинговыми исследованиями уровня обученности и обучаемости.

По подходам В.П.Беспалько степень выполнения теста измеряется по формуле:

где K – коэффициент усвоения знаний,

N – число выполненных операций,

M – общее число операций.

В среднем у большего числа учащихся коэффициент усвоения знаний не менее 0.7, иногда 0,9 и 1 – значит, процесс обучения на данном этапе завершен, и дальше учащийся способен совершенствовать свои знания. Но есть и такие случаи, когда коэффициент менее 0.7, значит, учащийся не усвоил знания данного уровня и поэтому обучение на данном этапе не закончено. Учителю придется поработать с данными учащимися индивидуально для того, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, а затем опять провести тестирование по этой же теме.

Мониторинговые исследования позволяют сделать вывод о том, что уровень обученности по пройденным темам у большинства учащихся выше среднего.

Следует обратить внимание на психологическое состояние учащихся, а именно на уровень тревожности, во время работы на компьютере. Диагностика уровня тревожности осуществлялась с помощью тестирования Спилбергера, был выявлен положительный результат: при работе на компьютере уровень тревожности ниже по сравнению с уровнем тревожности при работе по карточкам.

Сегодня в результате процесса информатизации российского образования, реализации федеральных программ компьютеризации школ многие учебные заведения получили возможность использовать компьютерную коммуникацию и новые информационные технологии, как в учебном процессе, так и во внеурочной и внеклассной работе с учащимися. Всё это способствует поиску нового содержания образования, изменению организационных форм и методов обучения и воспитания.

Уже стал очевидным тот факт, что использование информационных технологий в учебно-воспитательной работе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся,
  • совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах,
  • повышать уровень работы с информационными ресурсами,
  • развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся,
  • развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

Виды работ учащихся с применением ИТ:

  • Составление докладов, выступлений, рефератов с использованием электронных энциклопедий и Internet- источников.
  • Подготовка различных текстов, таблиц, рисунков, творческих работ.
  • Поиск нужной информации в Internet.
  • Подготовка коллективных проектов, их презентаций.
  • Моделирование и создание индивидуальных Web-страниц
  • Внеклассные и внеурочные мероприятия.
  • Классные часы (с демонстрацией мультимедийной презентации).
  • Создание видеофильмов.

Вот уже почти 10 лет в нашей школе под моим руководством действует литературное творческое объединение “Мир слова”. Объединение занимается разными видами деятельности: участие в конкурсах чтецов, создание рукописных книг, работа над проектами, создание видеофильмов и др. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентности”, происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход, противоположный знаниево-ориентированной педагогике. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс отечественной школы. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Проектирование - это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте. Это “деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть”.

Формат проекта в зависимости от целей и задач обучения задается по некоторым параметрам. По месту – школьный, внешкольный. По масштабу субъекта: индивидуальный, групповой, коллективный, корпоративный. По времени, которое может потребоваться по реализации проекта: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. По территории распространения: международный, внутришкольный, сетевой. По содержанию: предметный, межпредметный, интегративный. По характеру приоритетной деятельности – исследовательский, экспериментальный, поисковый, коммуникационный.

Упорядочить работу учащихся и педагога помогает составление памяток, перечня этапов, плана работы над проектом. Например, обозначение этапов работы на стороне преподавателя и учащихся может выглядеть так.

  1. Введение учащихся в проектную деятельность.
  2. Определение и утверждение тематики проектов.
  3. Составление графика работы над проектом.
  4. Подбор и анализ литературных источников.
  5. Анализ и контроль процесса выполнения проекта (консультации).
  6. Контроль за выполнением проекта.
  7. Организация и проведение предзащиты проекта.
  8. Контроль за доработкой проекта.
  9. Защита проекта.
  10. Подведение итогов проекта.
  1. Получение информации о проекте.
  2. Выбор темы проекта.
  3. Составление индивидуального графика работы.
  4. Осуждения хода выполнения проекта.
  5. Оформление проекта.
  6. Предзащита в группе.
  7. Доработка проекта.
  8. Защита проекта.

Внедрение проектной методики в свою педагогическую деятельность я начала с изучения программы Intel “Обучение для будущего”, поэтому продукт проектной деятельности мы оформляем с помощью информационных технологий. Для меня программа Intel была начальным этапом знакомства с проектированием. С творческой группой ребят мы начали работать над проектом “Поэт “невольничьей музы”. Проект был посвящен изучению творчества украинского поэта Т.Г.Шевченко, связи поэта с Оренбургским краем. В итоге работы над проектом был создан слайд-фильм в программе Power Point “Страницы Оренбургской ссылки Т.Г.Шевченко”, путеводитель по оренбургскому музею-гауптвахте Шевченко, web-страница “Жизненный путь Тараса Шевченко”. В результате проектной деятельности ребята смогли реализовать свой творческий потенциал, расширить кругозор и получить интеллектуальное удовлетворение от процесса работы. Но это лишь некоторые положительные черты проектной деятельности, на самом деле каждый отдельный проект имеет свой перечень целей и задач, позволяющих сделать образовательный процесс разносторонним и современным.

В дальнейшем большая часть творческих работ стала сопровождаться проектированием.

Новый учебный год, 2006-2007, принес в нашу проектную деятельность некоторое усовершенствование. Мы получили возможность создавать видеофильмы также в рамках проектов с помощью программы Pinnacle Studio. Медиатека личных работ пополнилась первым видеофильмом “И ходит по Земле Босая Память…”, посвященным жизненному пути дубровского учителя, погибшего в годы Великой Отечественной войны.

Таким образом, проектная деятельность способна развивать практически все личностные структуры человека. Те, кто много участвовал в проектировании, безусловно, отметили, что на каждом этапе проектной деятельности помимо запланированного продукта формируются свои личностные “приращения”. Становится заметна динамика ценностей, норм, установок, овладение новыми процедурами, смена отношений с окружающими людьми. Личностно-деятельностное начало проектирования содержит в себе глубокий стимул к самосовершенствованию.

В заключение отмечу самые яркие результаты проектной деятельности, осуществляемой с помощью информационных технологий:

  • 2004 год - участие во Всероссийском конкурсе литературно-творческих работ, посвященном 190-летию украинского поэта Т.Г.Шевченко (слайд-фильм “Страницы Оренбургской ссылки Т.Г.Шевченко”);
  • 2005 год – 1-е место в областном конкурсе исследовательских работ “Моабитская тетрадь”, посвященном 100-летию со дня рождения М.Джалиля (слайд-фильм “Лишь в отважном сердце вечность есть!”);
  • 2006 год – видеофильм “И ходит по Земле Босая Память …”. Этот фильм мы представили на конкурсы разных уровней: муниципальном, региональном, федеральном, и везде он был отмечен. На районном конкурсе, посвященном 80-летию, занял 1 место, на областном конкурсе исследовательских работ “Со школьного порога – в вечность” - 2 место, на областном конкурсе видеофильмов “Юные патриоты России” объединение стало Лауреатом, со Всероссийского конкурса исследовательских работ “Россия. Человек: XX век” ребятам были присланы свидетельства участников этого конкурса.
  • 2007 год – проект “Живи, моя родина!”. Проект состоит из трех видеофильмов: “Возникла среди лесов…”, “Судьба деревни”, “Дубровка сегодня”, посвященных истории возникновения села Дубровка и современной жизни в этом селе. Проект занял 2-е место в областном конкурсе видеофильмов в номинации “Памятники Отечества”. Планируем отправить проект на другие конкурсы.

Возможности внеклассной работы во многом шире, чем в пределах классно-урочной системы. Это объясняется тем, что внеклассная работа изначально ориентирована на развитие личности и не подразумевает выравнивание учащихся под единый шаблон. Внедрение новых информационных технологий во внеклассную работу позволяет придать новое качество традиционным формам работы во внеурочное время. Таким образом, практика показывает, что в образовательных учреждениях необходимо вести активную работу по внедрению новых информационных технологий не только в учебный процесс, но и во внеклассную и внеурочную работу.

Список литературы

  1. Болотов В.А. Основные направления информатизации общего образования // Вестник образования. - 2003. - № 4
  2. Intel. Обучение для будущего при поддержке Microsoft. 4-ое изд., испр. – М., 2004. – С.5.
  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М., 2005.
  4. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. – М., 2005.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность понятия "средства массовой информации". Условия функционирования массовой коммуникации. Виды периодических изданий. Негативное воздействие СМИ на ребенка. Уровень влияния телевидения на школьников. Интернет и средства массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2010

    Роль информации как инструмента управления обществом. Принципы функционирования глобального информационного пространства. Место информации в структуре психики личности. Способы обработки информации индивидами. Видение роли СМИ в официальной науке.

    презентация , добавлен 03.02.2016

    Интернет как средство массовой информации. Особенности размещения информации в сети. Дополнительные возможности изучения посетителей через Интернет. Электронные СМИ. Анализ структуры информационного сайта Интернет-версии газеты "Вятский наблюдатель".

    реферат , добавлен 21.06.2014

    Роль средств массовой информации (СМИ) в развитии принципов российского гражданского общества. СМИ в формировании политической культуры населения России. Роль СМИ в политической социализации личности в современном российском гражданском обществе.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2012

    Характеристика массовой коммуникации, ее основные цели и функции. Виды средств массовой информации (телевидение, радио, пресса, интернет и др.), их в формировании общественного мнения. Общие правила отношений с СМИ, понятие и задачи паблик рилейшнз.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2010

    Средства массовой информации и воспитательное воздействие телевидения как лидирующего СМИ. Основные модели медиавоздействия на сознание человека. СМИ как часть медиакультуры. Интернет и пресса как субъекты медиавоздействия на подрастающее поколение.

    дипломная работа , добавлен 22.02.2011

    Из истории развития средств массовой информации (СМИ). Эволюция журналистики. Качество информационных технологий. Виды, функции, влияние на культуру средств массовой информации. Роль СМИ в формировании активности, в политической жизни общества.

    реферат , добавлен 22.11.2008

    Средства массовой информации (СМИ) являются одним из важнейших институтов современного общества и политическая борьба в России неразрывно связана со СМИ. Пресса, радио и телевидение становятся настоящей ареной для предвыборных баталий всех партий.

    - 100.00 Кб

    ВВЕДЕНИЕ 3

    1. Понятие информационной технологии 5

    2. Информационные технологии в развитии личности 11

    3. Роль информационных технологий в развитии личности

    студента 14

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    ВВЕДЕНИЕ

    Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.

    Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:

    • активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов;
    • интеграцию информационных технологий в научные и производственные виды деятельности, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;
    • высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

    Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

    Одно из направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

    Процесс информатизации так же затронул и экономические отрасли. Их радикальное усовершенствование и приспособление к современным условиям стало возможным благодаря массовому использованию новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации .

    Новые информационные технологии значительно расширяют возможности использования информационных ресурсов в различных отраслях промышленности, а так же в образовании.

    1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

    Технология - это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего, управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.

    Согласно определению, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

    Составляющие информационной технологии

    Используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как норма, норматив, технологический процесс, технологическая операция и т.п., могут применяться и в информационной технологии. Прежде чем разрабатывать эти понятия в любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следует попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий.

    Необходимо понимать, что освоение информационной технологии и дальнейшее ее использование должны свестись к тому, что нужно сначала хорошо овладеть набором элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в разных комбинациях составляется действие, а из действий, также в разных комбинациях, составляются операции, которые определяют тот или иной технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический процесс (технологию). Он может начинаться с любого уровня и не включать, например, этапы или операции, а состоять только из действий. Для реализации этапов технологического процесса могут использоваться разные программные среды.

    Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:

    Обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;

    Включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

    Иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.

    Современные информационные технологии

    Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальнымтехническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества.

    Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация общества». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

    При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

    При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

    Таким образом, «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация общества», и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии «информатизация общества» акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

    Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ - около 40%.

    С современной точки зрения использование телефона в первые годы его существования выглядит довольно смешно. Руководитель диктовал сообщение своему секретарю, который затем отправлял его из телефонной комнаты. Телефонный звонок принимали в аналогичной комнате другой компании, текст фиксировали на бумаге и доставляли адресату. Потребовалось много времени, прежде чем телефон стал таким распространенным и привычным способом сообщения, чтобы его стали, использовать, так, как мы это делаем сегодня: сами звоним в нужное место, а с появлением сотовых телефонов – и конкретному человеку.

    В наши дни компьютеры, в основном, применяются как средства создания и анализа информации, которую затем переносят на привычные носители (например, бумагу). Но теперь, благодаря широкому распространению компьютеров и созданию Интернета, впервые можно при помощи своего компьютера общаться с другими людьми через их компьютеры. Необходимость использования распечатанных данных для передачи коллегам устраняется подобно тому, как бумага исчезла из телефонных переговоров. Сегодняшний день, благодаря использованию Web, можно сравнить с тем временем, когда люди перестали записывать текст телефонных сообщений: компьютеры (и их связь между собой посредством Интернета) уже настолько широко распространены и привычны, что мы начинаем использовать их принципиально новыми способами. WWW – это начало пути, на котором компьютеры по – настоящему станут средствами связи.

    Интернет предоставляет беспрецедентный способ получения информации. Каждый, имеющий доступ к WWW, может получить всю имеющуюся на нем информацию, а также мощные средства ее поиска. Возможности для образования, бизнеса и роста взаимопонимания между людьми становятся просто ошеломляющими. Более того, технология Web позволяет распространять информацию повсюду. Простота этого способа не имеет аналогов в истории. Для того чтобы сделать свои взгляды, товары или услуги известными другим, больше нет необходимости покупать пространство в газете или журнале, платить за время на телевидении и радио. Web делает правила игры одинаковыми для правительства и отдельных лиц, для малых и больших фирм, для производителей и потребителей, для благотворительных и политических организаций. World Wide Web (WWW) на Интернете – это самый демократичный носитель информации: с его помощью любой может сказать и услышать сказанное без промежуточной интерпретации, искажения и цензуры, руководствуясь определенными рамками приличия. Интернет обеспечивает уникальную свободу самовыражения личности и информации.

    Подобно использованию внутренних телефонов компаний для связи сотрудников между собой и внешним миром, Web применяется как для связи внутри организации, так и между организациями и их потребителями, клиентами и партнерами. Та же самая технология Web, которая дает возможность небольшим фирмам заявить о себе на Интернете, крупной компанией может использоваться для передачи данных о текущем состоянии проекта по внутренней интрасети, что позволит ее сотрудникам всегда быть более осведомленными и, значит, более оперативным по сравнению с небольшими, проворными конкурентами. Применение интрасети внутри организации для того, чтобы сделать информацию более доступной для своих членов, также является шагом вперед по сравнению с прошлым. Теперь, вмело того, чтобы хранить документы в запутанном компьютерном архиве, появилась возможность (под контролем средств защиты) легко производить поиск и описание документов, делать ссылки на них и составлять указатели. Благодаря технологии Web бизнес, равно как и управления, становится более эффективным.

    2. Информационные технологии в развитии личности

    На сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационные технологии (ИТ). Необходимость внедрения новых ИТ в учебный процесс не вызывает сомнений. Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет обеспечить доступ к информации без каких-либо существенных ограничений по объему и скорости транслируемой информации. Появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернет позволяют использовать ИТ в качестве средства общения, воспитания, интеграции в мировое сообщество. Явно чувствуется и влияние ИТ на развитие личности, профессиональном самоопределении и самостановлении.

    Описание работы

    Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

    480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    Килимова Людмила Викторовна. Влияние информационных технологий на саморазвитие личности: Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06: Курск, 2003 147 c. РГБ ОД, 61:04-22/107-7

    Введение

    Глава 1. Саморазвитие личности в современном обществе 13

    1.1. 13

    1.2. Потребность в информации - неотъемлемая составляющая развития личности 32

    1.3. Саморазвитие как форма развития личности 54

    Глава 2. Роль информационных технологий в развитии личности 80

    2.1. Информационные технологии в системе социокультурных отношений 80

    2.2. Особенности влияния информационных технологий на самосовершенствование личности 104

    Заключение 131

    Список использованных источников 134

    Введение к работе

    Последние десятилетия XX века отмечены событиями, существенным образом трансформировавшими современную социокультурную реальность. Речь идет об активном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий, произошедшем в результате бурного развития электроники. Происходит изменение средств и характера труда, возрастает роль информации и знания на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни. Это связано со вступлением человечества в новую эпоху своего развития - период построения информационного общества, что обусловило огромный интерес к проблемам информатизации, к новым информационным технологиям, вопросам влияния информатизации на социокультурные процессы, адаптацию и развитие личности в качественно новой среде.

    В условиях становления информационного общества важнейшим продуктом его жизнедеятельности является информация, ее производство, распространение, использование. Информация становится одним из главных факторов развития общества, а новые информационные технологии являются основой качественно новых механизмов развития в XXI веке.

    Современная кардинальная социотехнологическая трансформация, включает материальное производство, социальные отношения, культуру, коммуникации, автоматизацию интеллектуальной деятельности человека. Формируется качественно новая система ценностей личности, ее потребностей и целей, а, соответственно, возникают проблемы развития и саморазвития личности в новых социальных условиях. Эта трансформация осуществляется в форме информатизации всех сфер жизнедеятельности общества и личности. Информационные технологии настолько глубоко проникли в жизнь людей, стали атрибутом ее повседневности, что вычленить их из общего мировоззренческого и социокультурного контекста невозможно. Качественный скачок в информационной индустрии обусловил необходимость анализа новейших технологий сквозь призму мировоззренческих изменений. Переход к информационному обществу, в

    4 котором познавательные ценности являются одними из основных, определил потребность изменения личностного потенциала. Формирование новой познавательной системы ценностей личности, информационной культуры способствует выживанию, дальнейшему непрерывному развитию и саморазвитию личности в новой социокультурной среде.

    Как и всякое крупномасштабное социальное явление, информатизация несет в себе не только благо для человека и человечества, но и серьезную угрозу для их существования и развития в случае бесконтрольного или злонамеренного использования ее возможностей. Это обстоятельство ставит информационную безопасность личности, общества и государства в ряд актуальных и перспективных проблем государственной политики и научного познания.

    Особое место в изучении проблем информатизации общества принадлежит социологии, включающей в свою предметную область все сферы жизни общества на широкой междисциплинарной основе. Полагая в центре внимания личность и ее деятельность, рассматривая в системном и органичном единстве объективные и субъективные стороны жизнедеятельности человека, социология способствует более полному и глубокому раскрытию закономерностей и механизмов информационных процессов в обществе, предельно сближая предметные поля философии, психологии, культурологии и социологии.

    Глобализация информационных процессов, внедрение в жизнедеятельность человека новейших информационных технологий, развитие личности в современных условиях неизбежно влечет за собой потребность в переосмыслении проблем, возникающих в связи с этим.

    Именно необходимость социологического осмысления этого феномена определяет актуальность настоящего исследования.

    Степень научной разработанности проблемы. Информатизация общества рассматривается исследователями с различных позиций, не всегда согласующихся друг с другом. Далеко не во всех случаях к информатизации

    5 общества подходят как к чрезвычайно сложному социотехническому явлению, стержнем которого являются процессы интеллектуализации, развития духовной сферы общества, базирующиеся на принципиально новой научно-технической и технологической основе.

    Основными вопросами научных исследований современных
    информационных процессов выступает обеспечение адекватности,
    объективности, целостности, динамизма воспроизведения социального
    пространства в рамках идентичного ему информационного пространства. Это
    - создание адекватного информационного отражения жизнедеятельности
    общества и его структурных элементов как целостных систем,
    продуцирование диалектически взаимосвязанного социально-

    информационного пространства.

    Доктрина постиндустриального (информационного) общества, разработанная во второй половине XX столетия, стала одним из эффективных теоретических инструментов исследования тенденций и процессов социокультурной эволюции человеческого сообщества, вступившего в XXI век. Сегодня это важнейшая социокультурная метатеория в равной мере воспринята западной и отечественной социальнб-политической традицией. Суть ее заключена в анализе новой социальной системы, идущей на смену индустриализму, в понятиях прогресса научного знания и технологических достижений в области сбора, хранения, трансформации и распространения информации.

    В современных условиях развитие и применение информационных технологий - это крупномасштабный социальный процесс, который охватывает практически все сферы жизни и общественной деятельности людей. Не случайно в области информационных технологий ведут научно-исследовательскую работу философы, социологи, психологи, специалисты теоретической и прикладной информатики, социальной когнитологии, информографии и других областей знания.

    В мировом обществознании наиболее значимый вклад в разработку

    концепций информационного (постиндустриального) общества внесли Д.Белл , А.Гоулднер , М.Кастельс , И.Масуда , О.Тоффлер , А.Турен .

    В разработку проблемы социальной информации внесли вклад В.Г.Афанасьев , Б.А.Грушин , Г.Т.Журавлев , А.П.Суханов и другие. Вопросы взаимодействия в системе «человек-техника-среда» нашли отражение в работах Р.Ф.Абдеева , В.М.Глушкова , А.П.Ершова , Н.Н.Моисеева , А.И.Ракитова , А.Д.Урсула . Над вопросами влияния информационных технологий на глобальное развитие работали В.Б.Бритков , К.К.Колин , Н.П.Ващекин , В.Ф.Халипов и другие.

    Вопросы развития информационного общества и проблемы трансформации в социальных сферах исследуются в работах О.Н.Вершинской , Г.Г.Воробьева , В.А.Копылова , НЛ.Поляковой , Г.Л.Смоляна , Д.С.Черешкина , Ю.В.Яковца .

    Основу для разработки специальной методологии, методики и техники социологического анализа проблем, порождаемых информатизацией общества, создали отечественные социологи Г.С.Батыгин , А.Г.Здравомыслов , Г.В.Осипов , В.И.Патрушев , В.А.Ядов и другие.

    Среди весьма значительного числа научных исследований по проблемам информатизации немного работ, в которых бы это явление рассматривалось с позиций анализа его вклада в процесс интеллектуализации общества, влияния информационных технологий на саморазвитие личности.

    Проблема саморазвития личности, в той или иной мере, рассматриваются в работах исследователей: К. Роджерса , Дж. Келли , А.Маслоу , Г.Олпорта , Э.Фромма , В.И.Андреева , Л.И.Анцыферовой , О.В.Афанасьевой , Л.П.Гримака , П.Ф.Кравчук , Н.Б.Шмелевой и других.

    7 Вместе с тем, в социологии недостаточно внимания уделяется исследованию процесса саморазвития личности в условиях информатизации российского общества. Сегодня возникла необходимость всестороннего изучения социокультурных условий, характера, потребностей, особенностей, направлений использования информационных технологий в процессе саморазвития личности. Уровень исследования проблемы обусловил определение объекта и предмета исследования, его цели и задач.

    Объектом исследования данной диссертационной работы является процесс развития личности в условиях информационного общества.

    Предмет исследования - специфика влияния информационных технологий на саморазвитие личности.

    Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в выявлении особенностей влияния информационных технологий в образовательной и профессиональной деятельности на процесс саморазвития личности.

    Исходя из цели исследования, определяются следующие задачи:

    обосновать необходимость саморазвития личности в условиях информационного взаимодействия в социуме;

    определить место и роль информационной потребности в системе потребностей развивающейся личности;

    выявить специфику процесса развития личности; раскрыть взаимосвязь развития информационных технологий и трансформаций жизнедеятельности общества;

    исследовать характер влияния информационных технологий на самосовершенствование личности.

    Теоретические и методологические основания исследования.

    Методологической основой предлагаемой работы являются социально-философские положения о сущности и природе информационных процессов в обществе (работы В.Г.Афанасьева , В.М.Глушкова ,

    8 Г.Р.Громова , А.П.Ершова , А.И.Ракитова , А.Д.Урсула и других), принципы системного подхода, которые изложены в работах таких авторов как И.В.Блауберг , В.А.Картышев , В.Н.Садовский , Э.Г.Юдин и других. Использование данного подхода в исследовании процесса развития личности, ее системы ценностей нашло отражение в работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Анцыферовой, П.Ф.Кравчук, А.П.Станкевича, В.А.Ядова и других. Исследования А.Н.Леонтьева, А.Маслоу, А.В.Петровского, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе, применяемых деятельностный подход, позволили проанализировать проблему потребностей личности и ее структуру. Использованы методы диагностики и прогнозирования социальных отношений, что позволило раскрыть сущность саморазвития личности в условиях информатизации общества.

    Эмпирической базой диссертационного работы являются результаты социологического исследования, проведенного автором в 2003 году на территории города Курска методом анкетирования с объемом выборки 548 человек среди групп молодежи, имеющих различный образовательный уровень, являющихся учащимися колледжа (87 человек), студентами вузов (378 человек) и выпускниками вузов (83 человека). Выборка строилась по квотному принципу.

    В диссертации использовались также результаты социологических исследований проблем информатизации общества, полученные другими исследователями: Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2003 году, группой под руководством В.Кроля и В.Мордвинова в 1998-2000 годах среди студентов Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики; Ч.Пиллером в 1994 году, С.Лохром (S.Lohr) в 1995 году и Р.Маклеодом (R.McLeod) в 1996 году в США.

    9 Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем.

    Выявлены особенности развития личности в условиях необходимости качественного изменения уровня информационной культуры, повышения уровня нравственной ответственности и активности проявления творческого потенциала индивида.

    Определено место информационной потребности в структуре личностных потребностей как элемента, обеспечивающего открытость личности, стимулирующего развитие личностного потенциала.

    Уточнено понятие саморазвития личности как внутреннее, необходимое, качественное изменение личностного потенциала, определяемое противоречиями процесса самореализации человека в условиях информационного общества.

    Раскрыта структура самосовершенствования личности, как единства саморазвития, самообразования, самовоспитания.

    Показана социальная сущность информационных технологий, как фактора, обусловливающего процесс саморазвития личности.

    Основные положения, выносимые на защиту:

      Личность как субъект информационного взаимодействия с новыми телекоммуникационными технологиями характеризуется высоким уровнем интеллектуального потенциала, информационной культуры, нравственной ответственности, активностью проявления творческого потенциала.

      В условиях информатизации общества происходит постоянный отбор информации, в который включаются интересы, потребности, система ценностей личности. Информационная потребность, порождая активность личности, предваряет любую деятельность и удовлетворение всех других потребностей, производством и использованием информации для выбора цели, определения путей и способа действий личности, направленных на саморазвитие. В структуре человеческих потребностей она является

    10 элементом, обеспечивающим открытость личности, ее готовность к самореализации.

      Саморазвитие способностей осуществляется в рамках самосовершенствования личности и является центральным элементом его структуры. Оно неразрывно связано с самообразованием и самовоспитанием. Саморазвитие личности - это осознанное, целенаправленное развитие конкретных качеств и способностей личности, вызывающих ее неудовлетворенность. Оно опирается на информационную потребность, которая представляет собой синтез потребности в «информации-знании» и потребности в «информации-ценности», приобретает творческий характер действий, направленных на качественное совершенствование своих задатков и способностей, то есть самосовершенствование.

      Информационные технологии выступают как самостоятельный феномен, который, с одной стороны, обусловлен потребностями общества и подвластен определенным закономерностям, с другой - сам оказывает детерминирующее воздействие на социум.

    Практическая значимость диссертации состоит в следующем:

    Результаты и выводы диссертационного исследования могут быть
    использованы при дальнейшей разработке социальных и социокультурных
    проблем функционирования, развития информационных технологий и
    применения их в целях саморазвития личности;

    Положения диссертации могут быть применены в процессе
    совершенствования государственной информационной политики,
    направленной на саморазвитие личности, а также общей стратегии
    формирования информационного общества в России;

    Материалы диссертации использованы в комплексном исследовании
    кафедры, в преподавании учебных курсов гуманитарных дисциплин, а
    предложенная автором методика социологического исследования может

    использоваться в области диагностики уровня самосовершенствования личности.

    Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии образования и обучения в высшей школе: теоретические и методологические аспекты» (Курск, январь 2001г.), на Российской научно-технической конференции «Молодежь и наука XXI века» (Железногорск, апрель 2003 года), на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2003» (Москва, апрель 2003 года), на XXI вузовской научной конференции студентов и аспирантов в области научных исследований «Молодежь и XXI век» (Курск, май 2003 года), на Международной научной конференции «Инновационные процессы в системе образования» (Курск, октябрь 2003 года), на заседаниях кафедры философии Курского государственного технического университета, отражены в публикациях автора.

    Ряд выводов подтвержден методами прикладных социологических исследований.

    Основные положения диссертационной работы представлены в публикациях автора:

      Килимова Л.В. Информатизация общества и проблемы образования // Современные технологии образования и обучения в высшей школе: теоретические и методологические аспекты: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции / г. Курск. - М.: Изд. МГСУ «Союз», 2001. С. 156-159.

      Кравчук П.Ф. Килимова Л.В. Информатизация общества как условие самосовершенствования личности // Известия Курск, гос. техн. ун-та. №1(8). Курск. 2002. С.241-253.

      Килимова Л.В. Влияние информации на развитие личности // Молодежь и наука XXI века. Сб. материалов /г. Железногорск. - Н.Новгород: Талам. 2003. С. 34-36.

      Килимова Л.В. Роль информационных технологий в саморазвитии личности: Научное издание. - Курск: Курск, гос. техн. ун-т. 2003.-63с.

      Килимова Л.В. Значение информационных технологий в современных условиях // Молодежь и XXI век: Тезисы докладов XXXI вузовской научно-технической конференции: В Зч. Ч.З / Курск, гос. техн. ун-т. Курск, 2003. С.121-123.

    Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников.

    Личность как субъект информационного взаимодействия

    Современный момент цивилизационного развития характеризуется двумя социотехнологическими процессами: компьютеризацией человеческой деятельности и информатизацией общества. Под компьютеризацией понимается процесс создания и использования средств электронной вычислительной и микропроцессорной техники в различных сферах жизнедеятельности общества . Компьютеризация составляет ядро технического перевооружения, являясь катализатором научно-технического прогресса, она существенно изменяет условия труда, влияет на формирование мировоззрения, открывает новые возможности для всестороннего развития личности. Однако компьютеры, составляя техническую основу информатизации общества, не исчерпывают всю технику информатизации, включающую системы связи, традиционные средства хранения и тиражирования информации. Информатизация - более широкое понятие, чем компьютеризация, так как акцентирует внимание на проблеме освоения информации, а не средствах ее обработки.

    Информатизация общества является системно-деятельностным социотехнологическим процессом с характерными для него закономерностями и тенденциями. Одной из тенденций развития является приоритет информации по отношению к техническим и материальным ресурсам. В ходе дальнейшего развития общества мыслительная, интеллектуально-информационная деятельность будут преобладать. Информатизация общества является социально значимым процессом благодаря ускоряющемуся накоплению информации, достигшего с начала 90-х годов прошлого столетия темпа ежегодного удвоения. Поэтому в качестве второй закономерности информатизации выделяется постоянно увеличивающееся накопление информации в ускоренном темпе. В этих условиях потребители информации (отдельная личность или общество в целом) не в состоянии удовлетворить свои информационные потребности без качественно новых средств обработки, хранения и передачи информации. Одной из важнейших закономерностей информатизации является расширение и рост информационных потребностей личности и общества. Этот процесс происходит как по пути компьютерного накопления и поиска данных, так и по пути автоматизации научных исследований, генерирующих новое знание. Именно благодаря информатизации общества удается разрешить информационный кризис, выражающийся в противоречии между информационным «взрывом» и информационным «голодом» (неудовлетворенными нуждами потребителей информации).

    Понятие «информация» исследователи характеризуют с разных точек зрения, рассматривая как «товар», «ресурс», «элемент процесса познания», «явление культуры» и тому подобное. Сложность данного понятия показывает противостояние двух исследовательских концепций: атрибутивной и функциональной. Приверженцы атрибутивной концепции (А.Урсул , Б.Бирюков , и другие) квалифицируют информацию как свойство присущее всем материальным объектам, как атрибут материи.

    Сторонники функциональной концепции (И.Гришкин , Д.Дубровский и другие) связывают информацию с функционированием самоорганизующихся систем, с органической природой и обществом.

    Информацию делят на два вида: техническую и семантическую (смысловую). В связи с этим, в науке выделяются два направления: кибернетическое и социальное. В рамках данного диссертационного исследования наибольший интерес представляет социальная информация.

    Трактовки понятия информация и, в частности, социальной информации различны. Так А.Д.Урсул и Г.Т.Журавлев определяют его как отражение действительности, Б.А.Грушин - совокупность сообщений человека, В.Г. Афанасьев , А.П. Суханов - как знания, сообщения, сведения, циркулирующие в обществе. Таким образом, многие исследователи связывают информацию с человеком, с его трудовой, познавательной, научной, духовной и общественной деятельностью.

    В современных условиях информация приобретает значение неистощимого, возобновляемого и приоритетного ресурса человечества, выступает одной из главных ценностей общества. Превращение информации в фактор (ресурс), определяющий прогресс общества является существенной закономерностью . Производство информации становится «господствующим, а информационный ресурс - важнейшим национально-государственным ресурсом и стимулом развития» .

    Информационный ресурс становится одним из основных ресурсов человечества, главной ценностью современной цивилизации. По словам Г.Р.Громова , информация - это единственный вид ресурсов, который в ходе поступательного развития человечества не только не истощается, но и увеличивается, качественно совершенствуется и вместе с тем содействует наиболее рациональному, эффективному использованию, а в ряде случаев расширению и созданию новых знаний.

    Потребность в информации - неотъемлемая составляющая развития личности

    Информация играет одну из ведущих ролей в жизни человека, благодаря ей окружающий мир связан в единую информационную систему. Сложность феномена информации обусловливается многообразием ее проявлений в действительности. Проблема информации отражена в работах Э.Шапиро , А.А.Харкевича , А.М.Коршунова и В.В.Мантатова , А.И.Берга и других.

    Одной из работ, посвященной вопросу возникновения информации, является труд Г.Кастлера «Возникновение биологической организации», написанный в 1964 году. Согласно этому автору, информация - это запомненный выбор из набора возможных состояний. Данный подход к информации можно рассматривать как процесс организации, и что, соответственно, может происходить самоорганизация информации .

    По словам Ю.М.Каныгина и Г.И.Калитича информация может существовать в пассивной и активной формах. К пассивным относятся такие формы существования знаний, которые не связаны, либо слабо связаны, с конкретными предметными областями, возникающие в процессе целеполагания (книги, журнальные статьи и тому подобное). К активным формам существования информационного ресурса относятся: модель, программа, база знаний. Информационный ресурс делает человеческое знание коллективным, массовым и является фактором коллективного творчества. Личностные знания рождаются в основном в результате интеллектуальных коммуникаций человека, они рождаются из информации и являются субъективной категорией. Знание, превращенное в сообщение, ставшее информационным ресурсом является уже субъективно-объективной категорией, отражающей не пассивно-созерцательный, а деятельностный, активный подход к миру .

    Общественная ценность информации с каждым годом возрастает. Каждое явление общественной жизни, все процессы, протекающие в социальных группах, становление и развитие личности осуществляется благодаря движению информации. К критериям развивающихся систем Э.П.Семенюк относит «...объем информации, на базе которого осуществляется развитие (информационное содержание, информационное обогащение, повышение информационных возможностей...)» . Информационный критерий развития предполагает обнаружение постоянного и неуклонного обогащения и оптимизации информационного содержания, потенциала информационных возможностей. Только непрерывное совершенствование информационных возможностей может обусловить прогрессивное развитие.

    Личность как целостная система способна, с одной стороны, сохранять свою Самость, с другой - саморазвиваться. Приобретаемая ею информация способствует сохранению системы и выступает источником ее саморазвития, самореализации. Именно эти две интенции человеческой жизни (самосохранение и саморазвитие) порождают потребности личности.

    Потребность активизирует человека, стимулирует его поведение, направление поиска информационных, материальных или энергетических ресурсов, задавая активность личности по отношению к внешнему миру и, что более важно, по отношению к себе.

    Именно поэтому феномен потребности привлекает особое внимание и его уместно рассматривать в вопросах развития и саморазвития личности. А.Т.Шумилин отмечает, что внешние условия детерминируют потребности, которые осознаются и определяют цели и задачи. Удовлетворение потребностей в процессе потребления завершает цикл и, в то же время, создает новые условия для дальнейшего развития . Именно потребности личности толкают ее на преодоление различных препятствий.

    Анализируя понятие «потребность», мы пришли к выводу, что ряд определений связаны с термином «необходимость» (Д.Н.Узнадзе , Л.И.Божович , В.А.Ядов и другие), иные подходы связаны с термином «зависимость» (А.В.Петровский , П.В.Симонов и другие). Однако, практически все, авторы отмечают связь понятия потребности с понятиями «сохранение» и «развитие». В данной работе мы придерживаемся определения, данного П.В.Симоновым. «Потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире» .

    Наличие той или иной потребности означает нарушение равновесия между организмом и средой: организм как система испытывает неустойчивое состояние ввиду недостатка, отсутствия или избытка того, что необходимо для его нормального функционирования. Всякое состояние неустойчивости сопровождается напряжением системы. Если до реализации потребности оно существует как появляющееся и усиливающееся ощущение недостатка в чем-либо, то по мере реализации потребности возникшее напряжение ослабляется и угасает. Переживание потребности выражается в стремлении практически снять внутренний конфликт, разрядить появившееся напряжение, получить удовлетворение и относительное успокоение.

    Для целей нашего исследования важно, что потребность всегда включает в себя сравнение и оценку. Потребность существует только тогда, когда человек может сравнивать какое-то актуальное состояние отсутствия чего-либо с иным, потенциальным состоянием присутствия того же объекта, а так же произвести суждение о том, что второе, потенциальное состояние является предпочтительным. Например, потребность умения работы на компьютере в современных условиях не есть просто некая прихоть или желание человека.

    Информационные технологии в системе социокультурных отношений

    В процессе становления нового общества возникает индустрия информационных технологий, предназначенная удовлетворять потребности в информации ее членов. Понятие информационные технологии связано с длительным историко-культурным развитием техники и технологии передачи, хранения информации, насчитывающим более тысячи веков. Однако сегодня это понятие получило новое звучание. Его содержание и объем не определены окончательно и во многом дискуссионны.

    В узком смысле под технологией понимаются конкретные технологические приемы. В широком смысле технология есть способ освоения человеком мира посредством специально организуемой деятельности. М.Кастельс, Х.Брукс и Д.Белл под технологией понимали «использование научного знания для определения способов изготовления вещей в воспроизводимой манере» . Специфика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность, использующуюся многократно, тиражируется для решения сходных задач, достижения заданных результатов.

    Таким образом, информационные технологии можно определить как программные и электронные средства для сбора, накопления, переработки, транспортировки и представления информации . В этом качестве они родились и развивались. Наиболее распространенным в отечественной и зарубежной литературе является определение, данное А.Макмиланом. Информационная технология - это «...получение, обработка, хранение и распространение звуковой, графической (изобразительной), текстовой и цифровой информации с помощью, основанной на микроэлектронике, комбинации вычислительной, телекоммуникационной и видеотехники» . Сюда относятся и широковещание и телекоммуникации, и обработка информации с помощью компьютера. .

    Принятое определение позволяет выделить техническую, обеспечивающую составляющую, однако функциональная, содержательная сторона дела остается недостаточно раскрытой. На наш взгляд, в структуре информационных технологий можно выделить две стороны. Первая - это техническая сторона, которая отражает уровень и возможности систем регистрации, хранения, обработки и передачи информации. Вторая сторона -социокультурная.

    Информационные технологии определяют уровень информационного воздействия в той или иной сфере жизнедеятельности общества, то есть объектом информационных технологий является процесс деятельности, взаимодействие в системе «человек-техника-среда». Именно это направление рассматривают в своих работах отечественные авторы В.Г.Афанасьев , Н.П.Ващекин , В.М.Глушков , В.С.Готт , А.П.Ершов , К.К.Колин , Н.Н.Моисеев , А.И.Ракитов , Э.П.Семенюк , А.Д.Урсул и другие. Большой вклад сделан зарубежными авторами К.Бродом , А.Мейером , Э.Роджерсом , К.Хессингом и другими. Именно этот социокультурный аспект информационных технологий представляет интерес для данного диссертационного исследования.

    В связи с этим возникает необходимость рассматривать информационные технологии как разновидность социальных технологий. В научной литературе обсуждается множество концепций социальной технологии, но единое определение пока не сложилось. Так, например, Н.Стефанов определяет социальную технологию как деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности.

    Несколько иной подход к определению социальных технологий предлагают В.Взятышев и Л.Романенков . Под социальными технологиями они понимают:

    1) способы рациональной и человекоориентированной организации коллективной и индивидуальной деятельности человека в технической области;

    2) технологии деятельности человека в интересах общества, которые предполагают и опираются на определяющую роль личности деятеля и всесторонний учет интересов других людей;

    3) учение, стремящееся распространить естественные и искусственные структуры и закономерности коллективной и индивидуальной деятельности человека на возможно большее количество социальных практик.

    Понятие социальной технологии органично связано с информационной проблематикой. Сама технология как система включает в себя одну из составляющих - информацию: здесь важно и знание как таковое, и возможность его трансляции, практического воплощения с помощью различных механизмов коммуникации и социальной памяти, а коммуникативная функция - неотъемлемый атрибут информации в обществе. Прямое следствие этого, начиная с самых ранних стадий развития общества, непрерывно стимулируемая деятельность людей по разработке и совершенствованию средств коммуникации и связи.

    Особенности влияния информационных технологий на самосовершенствование личности

    Появление новых информационных технологий привело к качественно новым условиям жизнедеятельности, в которых человеку предстоит развивать и совершенствовать свои способности, навыки, умения и другие социальные качества. Это обусловливает необходимость изучения особенностей влияния условий информатизации на развитие личности, ее самосовершенствование.

    На процесс формирования и развития личности в современном обществе наибольшее влияние оказывают следующие факторы: - интеллектуализация трудовой деятельности человека; - применение информационно-телекоммуникационных технологий; - проблема поиска и доступа к информации; - формирование утилитарно-сциентической системы ценностей. Вопрос о том, является ли человеческая деятельность, построенная на использовании новых информационных технологий, более содержательной, освобождающей от рутинной работы или, наоборот, становится рутиной, ограничивает творчество, развитие личности решается отнюдь не однозначно. Анализируя работы, посвященные исследованию информационного общества можно отметить опасения, связанные с использованием новых информационных технологий вообще, и компьютерных систем в частности. Многие авторы (К.Брод, С.Нора, А.Минк, И.Шнепель, КЛсперс) утверждают, что внедрение компьютеров может оставлять меньше простора для инициативы, разнообразия и творчества.

    К.Брод обращает внимание на непосредственное влияние техники на формирование характера мышления человека. Интенсивная работа с компьютером, по его мнению, делает людей техноцентрированными, утрачивающими интерес к чисто человеческим ценностям. Поведение таких людей все больше подчиняется машине. Они утрачивают гибкость мышления и способность к творческому решению задач .

    Все высказываемые опасения действительно могут стать реальностью. Здесь большое значение играет выбор применяемых технологий и систем, принципы, на основе которых они разрабатываются. Однако технические и технологические инновации воспринимаются каждым человеком по-разному, в зависимости от способностей, специализации, пристрастий и желаний индивида.

    Проведенное социологическое исследование направлено на выявление особенностей влияния информационных технологий на самосовершенствование личности, в том числе самообразование, самовоспитание, саморазвитие. Анализ результатов социологического исследования показал: респонденты, принявшие в нем участие, находятся на следующих уровнях самосовершенствования, разработанных автором в диссертации (рис.2.1).

    Большинство опрошенных находятся на высоком уровне самообразования, на среднем уровне самовоспитания и на низком уровне саморазвития. Это показывает, что информационные технологии оказывают различное влияние на самовоспитание, самообразование и саморазвитие. Самосовершенствование представляет собой результат нормирования суммарных значений каждой составляющей.

    Самосовершенствование, а также самовоспитание, самообразование и саморазвитие имеют определенную зависимость от таких показателей как пол, возраст, образование, успеваемость, место учебы и наличие работы.

    Для мужчин более характерен низкий уровень саморазвития (44,9%), то есть проявления творческих способностей только по мере необходимости, высокий уровень самообразования (43,1%). Для женщин в большей мере характерно проявление своих творческих способностей в условиях благоприятной атмосферы, свойственное среднему уровню саморазвития (39,5%) и низкий уровень самообразования (42,3%). Отметим, что мужчины достигают больших успехов в процессе самовоспитания. (34,3% против 22,4%). Таким образом, процесс самосовершенствования имеет тендерные отличия.

    На следующем рисунке представлено распределение респондентов по уровням самосовершенствования в зависимости от возраста (рис.2.3). Анализ данных исследования показывает определенную динамику: чем старше молодежная возрастная группа, тем на более высоком уровне самосовершенствования она находится. Пик этого процесса приходится на возрастную группу 26-29 лет и составляет 32,1%.




Top