Для чего нужен микшерный пульт

«mixing console» ) - электронное устройство, предназначенное для сведения звуковых сигналов: суммирования нескольких источников в один или более выходов. Также при помощи микшерного пульта осуществляется маршрутизация сигналов. Микшерный пульт используют при звукозаписи , сведении и концертном звукоусилении. Существуют аналоговые и цифровые микшерные пульты, и у каждого из этих видов существуют свои сторонники и противники, так как оба вида имеют свои очевидные преимущества и недостатки. Также микшерные пульты различаются по количеству входов и выходов. Профессиональные концертные и студийные микшерные консоли, как правило, имеют не менее 32 входов, более 6 Aux-шин, мощный эквалайзер на входах, 4 или более подгрупп, а также оснащаются высокоточными и длинноходными фейдерами . В свою очередь компактные и бюджетные микшеры имеют малое количество каналов, более скудные эквалайзеры , и нередко лишены фейдеров (которые заменяются обычными потенциометрами).

Существует отдельный класс микшерных пультов, предназначенных для работы диджея . Основное отличие DJ-пульта состоит в меньшем количестве входных каналов (например, один микрофонный и два стерео канала), наличии кроссфейдера, с помощью которого диджей плавно сводит сигналы входных каналов, а также наличии блока специальных звуковых эффектов.

Структура микшерного пульта

Каждый входной канал состоит из нескольких блоков обработки и маршрутизации сигнала. Основные из них:

  • Предварительный усилитель с регулировкой чувствительности (Gain или Trim), позволяющий оптимально задать рабочий уровень входного сигнала.
  • Подавляющее большинство микшерных пультов имеют на входе источник «фантомного» питания , которое необходимо при использовании конденсаторных микрофонов или некоторых ди-боксов.
  • Многополосный эквалайзер , позволяющий откорректировать частотную характеристику сигнала. Профессиональные микшерные пульты оснащаются полупараметрической регулировкой полос, количество которых может достигать шести.
  • Блок маршрутизации входного сигнала на дополнительные шины (Aux), которые можно использовать для обработки сигнала внешним (или встроенным) процессором эффектов, либо для отправки его на отдельную мониторную линию. В зависимости от конфигурации микшерной консоли, Aux-шин может быть от двух до двенадцати. Любая Aux-шина может работать в двух режимах: Pre и Post - они определяют зависимость уровня сигнала в шине от положения фейдера громкости. Таким образом, в Aux-шине можно создать индивидуальный микс (баланс) входных источников.
  • Регулятор панорамирования, с помощью которого определяется положение сигнала в звуковой стерео картине.
  • Фейдер громкости входного сигнала, определяющий его уровень в общем балансе всех каналов.

Входы некоторых микшерных пультов оснащаются «точкой разрыва» (Insert), которая находится после предусилителя. Данное гнездо представляет собой одновременно вход и выход данного канала, который можно использовать для индивидуального подключения какого-либо устройства обработки сигнала, например, компрессор .

Секция выходов микшерного пульта представляет собой систему управления и маршрутизации всех присутствующих на пульте выходов. Данная секция может состоять из:

  • Фейдеров уровня общего (главного) выхода.
  • Ячеек подгрупп, которые представляют собой универсальные шины, позволяющие объединять входные сигналы для определённой цели и управлять такой группой одним фейдером, или даже отправить группу на отдельный выход. Например, можно объединить все сигналы ударной установки в одну подгруппу.
  • Регуляторов уровня выхода Aux-шин. Помимо выходов для Aux-шин, многие микшерные пульты имеют Aux-входы (т. н. «возврат»), которые, по сути, являются дополнительными входами. Обычно система «посыл-возврат» используется для обработки сигнала Aux-шины внешним процессором эффектов.
  • Дополнительных функций, таких как: общий эквалайзер , сумматор общего стерео-выхода в моно-сигнал, матрица (дополнительный набор универсальных шин), блоки прослушивания отдельных каналов в наушниках без вмешательства в основной баланс и многое другое.

Применение и разнообразие микшерных пультов

Микшеры применяются во всех сферах звукового усиления - студии звукозаписи, концертное оборудование, трансляционное оборудование, радиостанции и т. д. Существуют микшерные пульты со встроенными усилителями мощности (т. н. «активные микшеры»), которые подходят для компактных и мобильных звуковых комплектов. Некоторые профессиональные студийные и концертные микшерные консоли оснащаются электронной моторикой всех регуляторов, что позволяет управлять ими с компьютера, при этом сама консоль остаётся аналоговой, однако их применение ограничивается довольно высокой стоимостью.

Отдельного внимания заслуживают цифровые микшерные пульты, основные преимущества которых заключаются в более функциональных блоках обработки и маршрутизации, возможностью сохранения всех настроек в пресеты, а также в гораздо более компактных размерах. Однако оцифровка входных сигналов и обратное преобразование цифрового сигнала в аналоговый привело к появлению большого количества противников этой технологии. Кроме того, в отличие от традиционных микшерных консолей, где все функции и органы управления понятны любому звукорежиссёру, цифровые микшеры требуют определённого времени на их изучение.

Другой класс микшерных пультов составляют консоли для вещательных студий радиостанций. Данные микшеры, как правило, оснащаются высококачественными и сверхнадёжными компонентами и фейдерами, а также так называемыми «телефонными гибридами», которые представляют собой ячейку, предназначенную для согласования с телефонной линией .

Андрей Субботин

ВВЕДЕНИЕ

Микшерный пульт, микшерная консоль (пульт, микшер, mixing board, mixing console, mixing desk) — устройство, предназначенное для смешивания (микширования), обработки, и маршрутизации звуковых сигналов.

С точки зрения технической реализации пульты бывают аналоговыми и цифровыми .

Цифровые, в свою очередь можно разделить на программные (software) и физические (hardware) . Последнее деление является несколько условным, поскольку в обоих случаях устройство построено на использовании одного или нескольких процессоров и программного обеспечения, разница состоит лишь в том, что программный микшер использует стандартный компьютер с обычными для компьютерных программ методами управления (мышью и клавиатурой), а физический — специализированные процессоры с органами управления, более похожими на органы управления аналоговых пультов. Возможно также и использование различного типа контроллеров, имеющих физические регуляторы, для управления программными пультами.

Существуют и гибридные решения — это аналоговые пульты с цифровым управлением.

Несмотря на множество конкретных технических решений, все микшерные пульты построены на общих принципах и общей архитектуре, понимание которых позволяет быстро ориентироваться в конфигурации звукового тракта, поэтому мы будем рассматривать, в основном, эти общие принципы, независимо от способа их реализации.

КАНАЛЫ, ПАНОРАМНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ И ГРУППОВЫЕ ШИНЫ

Рассмотрим базовую функцию любого пульта — микширование и регулирование уровня нескольких сигналов, когда сигналы от разных источников суммируются между собой.

Число возможных микшируемых звуковых сигналов определяется числом каналов пульта . Не следует путать число каналов и число входов пульта , каждый из каналов может иметь несколько входов для разных источников, но работать в один момент времени может только один из этих входов. На рисунке изображена упрощенная структурная схема пульта, каждый из монофонических каналов которого имеет по два входа.

Каналы пульта могут быть монофоническими и стереофоническими .


Рассмотрим типичную структуру монофонического канала пульта.


Обычно монофонический канал имеет два входа, обозначаемые mic (микрофонный вход) и line (линейный вход) , отличающиеся уровнем чувствительности и входным сопротивлением.

Микрофонные входы профессиональных пультов имеют фантомное питание со стандартным напряжением 48 вольт, и кнопку включения его для каждого канала в отдельности, реже — для группы каналов. Уровни сигналов источников имеют очень большой диапазон, поэтому для согласования уровня сигнала источника с дальнейшим трактом на входе канала присутствует плавная регулировка чувствительности входа, обычно обозначаемая термином gain , реже — input sensitivity . Кроме нее, на уровень сигнала влияет кнопка pad , ослабляющая входной сигнал на заданную величину, обычно 20 дБ.

В этой же точке тракта обычно находится и переключатель mute , позволяющий полностью отключить канал, но физически сам переключатель находится в нижней части канала пульта, обычно над канальным фейдером. За ним следует обрезной фильтр, реже — два.

Если используется только один фильтр — то это всегда High Pass Filter, фильтр высоких частот, ограничивающий частотный диапазон сигнала снизу. На более сложных пультах имеется возможность регулировки частоты среза, и, иногда, даже крутизны спада фильтра. На более простых — просто включение фильтра с заранее заданными частотой (обычно в пределах 50 — 100 Гц) и крутизной спада (обычно в пределах 12 — 18 дБ/окт). Реже встречаются варианты, когда на входе имеется и фильтр низких частот — Low pass filter.

Далее сигнал поступает на эквалайзер. Эквалайзеры пультов могут быть самыми разнообразными, от простейших двухполосных, просто с регуляторами высоких и низких частот, до четырех и даже шестиполосных полностью параметрических.

После эквалайзера сигнал поступает на блок динамической обработки. В аналоговых пультах блок динамической обработки есть в каждом канале только в самых дорогих студийных моделях, в пультах средней и нижней ценовых категорий он отсутствует. В цифровых пультах он есть всегда, так как программная реализация значительно дешевле. Также в цифровых пультах есть возможность изменения порядка устройств обработки в тракте — блок динамической обработки может быть включен как до, так и после эквалайзера. В аналоговых же эквалайзер всегда стоит до динамической обработки сигнала. Каждый из каналов обязательно имеет регулятор уровня, называемый канальным регулятором уровня , или фейдером (fader) .

Еще одним элементом, обязательным для каждого канала, является разрыв цепи звукового сигнала, называемый просто разрыв , или insert . Он предназначен для включения в тракт дополнительных внешних устройств, не входящих в пульт, т.н. «внепультового оборудования», outboard equipment . Разрыв обычно не имеет каких-то элементов управления на пульте, только специальные разъемы для подключения внешних устройств. Эти разьемы оборудованы механическими размыкателями цепи, так что при подключении внешнего устройства на них перекоммутация происходит автоматически, сигнал проходит через подключенное устройство и возвращается в канал пульта.

В пультах средней и нижней ценовых категорий разрывы обычно выполнены на одном двухканальном гнезде типа JACK, в котором совмещены небалансные вход и выход разрыва тракта, и для подключения необходим специально изготовленный кабель, на одном конце которого имеется стереофонический разъем типа jack, а на другом — два раздельных разъема того типа, который поддерживается подключаемым устройством.

В дорогих пультах разрывы часто реализованы на двух разъемах, отдельно для балансных входа и выхода, при этом разрыв цепи происходит при включении только входного разъема.

Разрыв цепи канала для подключения внешнего устройства может находиться до или после эквалайзера канала. В аналоговых пультах выбор его положения обычно происходит перестановкой перемычек на плате канала внутри пульта, и требует разборки пульта. Реже встречается выбор положения разрыва до или после канальной обработки специальным переключателем, расположенным на верхней панели канала. В цифровых пультах точку разрыва в тракте обычно можно выбрать в специальном меню.

И последним элементом, входящим в состав канала, является индивидуальный выход канала, т.н. direct out . Он позволяет выводить сигнал канала на специальный выход, который, при необходимости, дает возможность подключения сигнала из индивидуального канала пульта к внешнему устройству. Такой выход, также как и разрыв, может находиться в тракте до эквалайзера, или после него. И, также как и в случае с разрывами, в аналоговых пультах его положение в тракте определяется внутренними перемычками, а в цифровых — в специальном меню. В некоторых студийных пультах выход директ находится после канального фейдера. Особенности использования различных способов включения этого выхода мы рассмотрим позже.


В случае стереофонического канала пульта, панорамный регулятор заменяется регулятором баланса, который меняет соотношение уровней правого и левого каналов источника, не смещая их по панораме.


Стереофонические каналы аналоговых пультов обычно имеют несколько более упрощенную структуру — в них отсутствуют микрофонные входы, часто используются более простые эквалайзеры, а все остальные элементы повторяют устройство монофонического канала.

Суммирование сигнала происходит на т.н. суммирующей или сборной шине, mixing bus . Каждая из шин, в свою очередь, на выходе также имеет свой регулятор уровня уже суммированного сигнала. Суммирующие шины могут быть, в свою очередь, одно-, двух- и многоканальными. Одна из шин, формирующая сигнал, поступающий на главные выходы пульта (main outs, master outs) , называется главной (main bus) , или мастер-шиной (master bus) .

Для шин, имеющих больше одного канала, в каждом канале пульта имеется панорамный регулятор, позволяющий плавно изменять соотношение уровня сигнала, поступающего на каждый из каналов шины.


Очевидно, что для монофонического канала пульта суммарный уровень звукового давления, возникающего при воспроизведении двух одинаковых сигналов на обоих каналах стереофнической шины, будет выше, чем для одного, поэтому регулирование уровня распределения монофонического сигнала между каналами двухканальной шины происходит по специальному закону панорамирования, pan law , позволяющему оставлять неизменной общую громкость звукового сигнала источника независимо от положения панорамного регулятора (и, соответственно, независимо от положения кажущегося источника звука в стереобазе). Традиционно в аналоговых пультах ослабление уровней сигналов, поступающих на каналы стереофонической сборной шины, составляет от 3 до 6 дБ при центральном положении панорамного регулятора, но эта величина может задаваться в цифровых пультах в пределах от 0 до 6 дБ.


На этом рисунке по горизонтали изображено физическое положение регулятора панорамы монофонического канала, а по вертикали — уровень сигнала. Две кривых соответствуют уровням сигнала в правом и левом каналах мастершины. Как видно, при крайнем левом положении панорамного регулятора, уровень сигнала, поступающего в правый канал сборной шины, будет равен нулю, а в левый — максимальному значению, и наоборот — при крайнем правом положении максимальный уровень сигнала будет в правом канале, а в левом он будет равным нулю. В центральном положении панорамного регулятора на оба канала мастершины поступает равный по уровню сигнал, но ослабленный на 3 дБ. Форма кривых выбрана таким образом, чтобы при любом положении панорамного регулятора субъективная громкость источника оставалась той же. В некоторых цифровых пультах имеется возможность выбора не только величины ослабления сигнала в центральной точке положения регулятора, но и формы кривой изменения уровня с логарифмической на линейную, но с практической точки зрения такая возможность не нужна.


Кроме мастершины, пульты обычно имеют еще несколько сборных шин, идентичных ей. Такие шины называются групповыми , имеют собственные регуляторы уровня на выходе, собственные выходы, и их отличие от мастершины состоит только в том, что выходы групповых шин могут коммутироваться на мастершину. У групповых шин три назначения: первое, это группировка входных каналов с возможностью регулирования уровня сигнала всей группы одним регулятором, при этом сохраняется взаимный баланс уровней каналов, входящих в группу, второе — возможна обработка сигналов, входящих в группу одним устройством, так как во всех шинах пульта имеются разрывы тракта insert , по своим возможностям повторяющие аналогичные в каналах пульта, и третье — коммутация выходов групповых шин на устройство многоканальной записи.

Рассмотрим структуру пульта с одной стерофонической мастершиной, и четырьмя групповыми шинами.

Как видно из рисунка, к схеме добавлены четыре групповые шины, а в каждый канал добавлены три переключателя, позволяющие коммутировать выход панорамного регулятора канала на шины попарно. При нажатии первого переключателя сигнал канала попадает на мастершину, при нажатии второго — на шины 1 и 2, при нажатии третьего — на шины 3 и 4. Переключатели работают независимо, т.е. мы можем коммутировать сигнал только на выбранную пару групп, только на мастершину, на все шины сразу — в любых комбинациях. Если нам нужно послать сигнал только на одну шину из пары, то нужно просто перевести панорамный регулятор в одно из крайних положений: крайнее левое положение дает возможность коммутации сигнала только на левую сторону стереофонической мастершины, и на нечетные групповые шины, крайнее правое положение — только на правую сторону мастершины и четные групповые шины. Поэтому на панорамных регуляторах многих пультов наряду с отметками L и R (лево-право) можно видеть надписи odd и even (четный — нечетный). Очевидно, что пара групповых шин может быть использована для создания полноценной стереофонической групповой шины, просто нужно поставить панорамный регулятор в то положение, где должен находиться источник звука. Выходы групповых шин имеют свой собственный фейдер для регулировки уровня на выходе шины, и возможность коммутации выхода группы на мастершину, обычно таким образом, как показано на рисунке — выходы нечетных шин коммутируются на левую сторону мастершины, выходы четных — на правую. Переключатель, подключающий выход групповой шины к мастершине, имеет название group to mix или bus to master, иногда просто mix, общего названия для него нет, каждый производитель использует собственную терминологию. Такая коммутация типична для студийных пультов, но бывают и нечастые вариации, когда, например, каждая групповая шина заканчивается собственным панорамным регулятором, позволяющим плавно распределять сигнал между левой и правой сторонами мастершины. Очевидно, что крайнее левое положение таких регуляторов для нечетных шин, и крайнее правое для четных, сводят такое подключение к предыдущему варианту.


Здесь нужно отметить, что если для аналоговых и большинства физических цифровых пультов число шин это постоянная величина, определенная производителем, то для программных и некоторых цифровых физических пультов количество создаваемых шин определяется пользователем для каждого проекта отдельно. Для пультов с фиксированным числом шин их количество отражается в конфигурации пульта, так, например, если вы прочитали в документации, что пульт имеет конфигурацию 24: 8: 2, это значит, что у него 24 канала, 8 групповых шин, и стереофоническая двухканальная мастершина. Та часть пульта, в которой находится фейдер регулирующий уровень на выходе мастер-шины, носит название мастер-секции, в большинстве студийных пультов она находится в центре, слева от нее находятся канальные фейдеры, а справа — групповые. Из-за такого раздельного расположения подобные конфигурации получили название «сплит» (split).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ШИН В СТУДИИ

Традиционно в студийных пультах выходы групповых шин использовались для коммутации их со входами многоканальных устройств записи, сначала со входами аналоговых многоканальных магнитофонов, а позднее, с развитием цифровой техники, со входами интерфейсов цифровых систем записи. Исходя из того, что студии имели большое количество каналов записи, в пультах делалось и большое число групповых шин, в идеале их число было равным количеству входов в устройстве записи. Число групповых шин в больших студийных пультах могло достигать 48 и более. Такая архитектура имела явные недостатки. Дело в том, что при сведении такое количество групп просто не нужно, а цена такого решения была очень высока. Вторым недостатком была явно избыточная длина тракта — от источника сигнал проходил через канал, затем через группу, и уже только потом попадал на устройство записи, проходя при этом через большое количество буферных усилителей и другой электроники пульта. Для создания условий прослушивания в предварительном балансе уже записанного сигнала требовалось большое количество каналов, в идеале — число одновременно записываемых источников плюс число каналов устройства записи. Немаловажным фактором в этой ситуации становился и размер пульта — большие сплитовые консоли превышали в ширину четыре метра.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ DIRECT OUT В СТУДИИ

Промежуточным решением стало использование для записи «прямых выходов» direct out каналов пульта. Рассмотрим более подробно это решение.

Direct Out — это прямой выход на устройство записи, сигнал на который поступает непосредственно из канала пульта. Возможно три варианта реализации такого выхода. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Первый, наиболее часто встречающийся вариант, это т.н. Pre EQ , когда сигнал на директ поступает сразу после регулятора уровня чувствительности входа пульта, до канального эквалайзера.


В этом случае канальный эквалайзер и фейдер никак не влияют на сигнал, идущий на выход директ. Уровень сигнала на этом выходе определяется только положением регулятора чувствительности входа пульта. Эквалайзер никак не влияет на этот сигнал.

Второй вариант — post EQ , в этом случае сигнал на выход директ поступает после канального эквалайзера, уровень его, как и в предыдущем случае, определяется регулятором уровня чувствительности, но эквалайзер уже присутствует в тракте.

Третий вариант, post fader — когда сигнал на выход директ поступает после канального фейдера, в этом случае все элементы тракта канала влияют на него.

Таким образом, используя выходы директ для подключения многоканального устройства записи, мы можем значительно уменьшить количество используемых групповых шин, и сократить длину тракта прохождения сигнала. Группы в этой ситуации используются только в том случае, если нам надо послать на один канал многоканального устройства записи несколько уже смикшированных сигналов входных каналов пульта, что в современной студийной ситуации встречается достаточно редко, и число групп студийного пульта можно без ущерба для фукциональности сократить до восьми, и, даже до четырех в недорогих моделях.


Во многих студийных аналоговых пультах выходы каналов direct носят название to tape (на ленту) и могут работать в двух режимах — как собственно описанный выше direct , и альтернативно — как выход групповой шины. В этом случае в канале пульта есть отдельная кнопка direct , позволяющая адресовать физический разъем direct либо на direct out этого канала, либо на выход группы. Выбор адресуемой на direct out канала группы в этом случае невозможен. Например, если у пульта 8 групповых шин, то при отжатой кнопке direct первого канала на его direct out поступает сигнал с выхода первой группы, второго канала — второй группы, и т.д. На direct out девятого канала опять поступает сигнал первой группы, десятого — второй группы, и т.д. Таким образом, сигнал с выхода первой групповой шины может появиться на direct out первого, девятого и 17 канала, а с восьмой групповой шины — на direct out восьмого, 16 и 24 каналов. При большем числе каналов и шин этот цикл, соответственно, увеличивается.

Такая, на первый взгляд, сложная система позволяет осуществлять многоканальную запись с минимум перекоммутации кабелей в студии и значительно экономит время. В большинстве цифровых и программных пультов возможна произвольная маршрутизация от любого выхода пульта до любого физического разъема на панели в специальном меню, но, по умолчанию, обычно используется маршрутизация, сходная с аналоговыми пультами.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШИНЫ ЭФФЕКТОВ — AUX

Кроме групповых и мастершины в пультах существуют дополнительные шины AUX. Их отличие от описанных выше состоит в том, что уровень сигнала, отдаваемого на шину из канала, определяется специальным регулятором AUX в канале пульта. Количество таких регуляторов в канале обычно равно числу дополнительных шин AUX, в аналоговых пультах от четырех до 12 регуляторов и шин. Шины AUX в студийных пультах, в свою очередь, могут быть монофоническими, стереофоническими и многоканальными. Как правило, дополнительные шины AUX используются для двух целей — подключения к их выходам устройств обработки сигнала и создания вспомогательного микса с альтернативным балансом для мониторинга исполнителю. Эти две задачи требуют разных режимов работы регуляторов AUX канала.


В первом случае, при подключении к выходу шины AUX внешнего устройства эффектов, уровень сигнала, посылаемого на дополнительную шину, кроме регулятора AUX должен регулироваться еще и канальным фейдером. Уменьшение или увеличение уровня сигнала, производимое канальным фейдером, должно соответствующим образом увеличивать или уменьшать уровень сигнала, посылаемого на устройство обработки. Таким образом, отбор сигнала на шину AUX происходит после фейдера канала, post fader , а сам регулятор AUX определяет соотношение прямого сигнала и эффекта.

Во втором случае, при создании альтернативного микса, уровни сигнала, подаваемого на шину AUX, не должны меняться при изменении положения канального фейдера, и отбор сигнала на шину AUX происходит до фейдера канала, такое подключение носит название pre fader .

В дорогих студийных аналоговых пультах переключатель режима работы pre fader/post fader имеется у каждого регулятора AUX в канале. В более дешевых моделях — у части регуляторов, в бюджетных моделях выбор отсутствует совсем, а регуляторы AUX канала постоянно находятся в одном из режимов — pre или post, на что указывает соответствующая надпись рядом с регулятором AUX канала.

Как и в случае с остальными шинами, выход шины AUX имеет общий регулятор уровня. В отличии от групповых шин, выход шины AUX нельзя подключить к мастершине.

КОНЦЕПЦИЯ IN-LINE

На разных этапах процесса записи требуются разные варианты маршрутизации сигналов от источников и устройства многоканальной записи.

Рассмотрим маршрутизацию на этапе трекинга.

Источники записываемых сигналов подключаются ко входам пульта. Далее индивидуальные сигналы каждого из источников должны быть направлены на входы устройства многоканальной записи. Два разных способа, применяемые для этого — с использованием групповых шин или выходов директ мы рассмотрели выше. Второй задачей на этом этапе является мониторинг записываемого сигнала в аппаратной с возможностью изменения баланса без изменения уровня сигналов, поступающих на устройство записи. Таким образом, мы можем менять баланс при прослушивании только меняя уровни сигнала, поступающего на пульт с выходов устройства записи. Для этого можно использовать каналы пульта, которые не заняты источниками. Но эта ситуация требует большого числа каналов — число каналов должно быть равно числу выходов устройства записи плюс число записываемых источников. Причем, позже, при сведении, все эти каналы не нужны, а их возможности при трекинге используются незначительно. Для уменьшения стоимости пультов появились специальные упрощенные входные каналы, предназначенные только для мониторинга записываемого сигнала на этапе трекинга. В этих каналах обычно есть регулятор чувствительности, два-четыре регулятора aux, панорама, и регулятор уровня. Традиционно в пультах конфигурации «сплит» они располагались справа от мастерсекции, над фейдерами групп, малое число регуляторов позволило разместить по два таких канала в одной ячейке пульта. При трекинге на эти каналы поступает сигнал с выходов многоканального устройства записи, поэтому обычно они носят название tape return . Они позволяют создавать в аппаратной отдельный микс, с самостоятельным балансом, независимо от положения регуляторов входных каналов, используемых для записи. А их регуляторы aux позволяют как подключать к ним устройства внешней обработки (сигнал которых не попадает на запись), так и сформировать отдельный микс с независимым балансом для исполнителей. При сведении сигнал с многоканального рекордера перекоммутируется на основные входы пульта, и уже там позволяет использовать все возможности входных каналов.


Позднее эти вспомогательные каналы были перемещены во входные каналы, и в каждом канале пульта появился второй фейдер и возможность переключения регуляторов уровня сигнала на дополнительных шинах AUX с основного канала на вспомогательный, и даже переключение некольких полос эквалайзера из тракта основного канала во вспомогательный. Такая конфигурация и получила название in-line , когда в одной ячейке пульта у вас присутствуют два независимых, но неравнозначных по возможностям канала.

В ряде моделей был сделан следующий шаг — когда любой из каналов пульта мог работать в режиме группового регулятора, просто вход канала подключался к выходу групповой шины, без возможности выбора номера шины, с постоянной адресацией выхода шины на вход канала — первый канал мог подключаться к выходу первой групповой шины, второй — второй шины, и т.д. Но широкого распространения такая конфигурация не получила.

СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ СИГНАЛА

Системы контроля пультов по принципу коммутации можно разделить на два типа — деструктивные и недеструктивные .

К недеструктивному типу относится принцип PFL pre fader listen , не изменяющий сигнал на всех выходах пульта, кроме мониторного, и позволяющий прослушивать отдельно индивидуальный источник сигнала, поступающий на активный вход канала. Такие системы используются в концертных и вещательных пультах, чтобы обеспечить возможность прослушивания отдельного источника не прерывая концерт или трансляцию. Система активируется специальной кнопкой (обычно без фиксации) PFL , при удержании которой сигнал, взятый до канального фейдера (т.е. после всей обработки, используемой в канале, включая разрывы), подается на контрольные мониторы, специально выделенный измеритель уровня и наушники звукорежиссера вместо ранее выбранного источника прослушивания. Сигнал на остальных выходах пульта не меняется.

Плюсами такого метода являются:

1. возможность контроля без изменения сигналов на выходах,

2. возможность прослушивания сигнала источника при закрытом фейдере канала,

3. возможность точной установки регулятора чувствительности во избежание перегрузки.

Минусами — при таком методе:

1. не контролируются положение источника в стереобазе, сигналы устройств, подключенных к источнику через шины аукс,

2. невозможно также контролировать взаимный баланс нескольких источников.

Всех этих недостатков лишен другой, деструктивный принцип построения системы контроля, называемый Solo In Place — SIP . Его отличие состоит в том, что при нажатии кнопки Solo (иногда она называется SIP ) отключаются все остальные каналы, кроме того, в котором нажата кнопка. Это дает возможность услышать индивидуальный сигнал источника с полной обработкой, местом в панораме и уровнем в миксе. Возможно прослушивание одновременно любого числа каналов. Для того, чтобы какой-то канал (или группа каналов) не отключались при нажатии кнопки «соло», есть возможность отключения любого из каналов от команд системы — этот режим носит название solo defeat . Это необходимо, если на вход этого канала поступает сигнал от устройств внешней обработки, в этом случае мы можем прослушать сигнал от выбранного кнопкой «соло» канала вместе с сигналом устройства внешней обработки. Минусом такого решения является изменение сигналов на всех выходах пульта — сигнал с отключенных каналов не поступает ни на выходы главной и групповых шин, ни на шины AUX, поэтому такая система может использоваться только в студийных пультах. В больших студийных пультах часто сосуществуют обе этих системы, либо имеется глобальный переключатель режимов работы системы контроля из деструктивного SIP в недеструктивный PFL.

Voltage Controlled Amplifier — усилитель, управляемый напряжением. Это устройство, коэффициент усиления которого определяется величиной напряжения, подаваемого на управляющий вход. Во многих пультах высшей и средней ценовых категорий такие устройства используются для регулировки уровня сигнала на выходах каналов пульта. В этом случае канальный фейдер управляет величиной управляющего напряжения, поступающего на VCA, который уже и определяет уровень сигнала на выходе канала.

Такая система позволяет объединять несколько канальных фейдеров в группу по управлению, без использования групповой шины, давая возможность регулировать общий уровень группы с сохранением баланса уровней каналов внутри нее.

Положительной стороной такого решения является отсутствие групповой шины, удлиняющей тракт прохождения сигнала. Отрицательной — невозможность общей обработки этой группы внешними устройствами. Возможность такого группирования в аналоговых пультах присутствует наряду с групповыми шинами, а цифровые пульты имеют эмуляцию подобного режима — группирования нескольких фейдеров в группу с управлением от отдельного фейдера, без создания групповой шины. Эти управляющие групповые фейдеры обычно находятся рядом с обычными групповыми регуляторами, и называются VCA group . В аналоговых пультах может быть от 4 до 8 таких Фейдеров. В этом случае у каждого канального фейдера есть специальный переключатель, подключающий цепь управления VCA этого канала к одной из управляющих групп.

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ

При всем разнообразии схем и способов автоматизации работы пультов, все они имеют некоторые общие черты.

Автоматизация пультов бывает двух видов — статическая и динамическая .

Статическая автоматизация — это как фотография всех регуляторов пульта, сделанных в один момент времени. Для того, чтобы вернуться к сохраненному состоянию пульта, в цифровых пультах достаточно загрузить соответствующий файл, восстановление сохраненных параметров происходит практически мгновенно.

В аналоговых пультах восстановление параметров в соответствии с записью статической автоматизации происходит вручную — каждый регулятор должен быть поставлен в правильное положение в соответствии с показаниями индикаторов системы автоматизации. Эти индикаторы показывают, в каком направлении должен быть повернут тот или иной регулятор для восстановления его положения на момент сохранения. Такая система получила название Total Recall . В больших аналоговых пультах этот процесс может занимать несколько часов.

Динамическая автоматизация — позволяет записывать в память устройства движение регуляторов пульта. В аналоговых пультах динамическую автоматизацию имеют только канальные фейдеры, все остальные регуляторы — только статическую. Динамическая автоматизация фейдеров в аналоговых пультах обычно использует моторизованные фейдеры, хотя есть решения и без моторизации, когда запоминаются только значения управляющих напряжений VCA, а физическое положение фейдера не отражает величины изменения уровня сигнала на выходе канала. Реальное значение можно увидеть на специальном индикаторе рядом с канальным фейдером, или на специальном дисплее. Из-за абсолютной ненаглядности процесса такие системы широкого распространения не получили.

Управление системами автоматизации уникально у каждого из производителей, но можно выделить некоторые общие режимы. Каждый из автоматизированных регуляторов имеет, как минимум, три режима работы автоматизации — read , write и update разных производителей эти режимы имеют разные названия, устоявшейся терминологии здесь нет).

В режиме read регулятор считывает ранее записанный сигнал системы автоматизации, и перемещается в соответствии с ним.

В режиме write происходит запись изменения положения регулятора со стиранием предыдущей информации.

В режиме update изменение положения регулятора записывается без стирания предыдущей записи, позволяя корректировать уже имеющуюся информацию системы автоматизации.

Микшерный пульт (сокр.: «Микшер») - это электронное устройство, которое предназначено суммирования источников звука в один иои более выходов (то есть для сведения звуковых сигналов). Используют микшер при записи звука, концертном усилении звука и при сведении. Есть цифровые и аналоговые микшеры. Каждый из видов имеет свои очевидные недостатки и преимущества.

Также микшеры различаются по количеству выходов и входов. Студийные и концертные аппараты профессионального класса, как правило, имеют более тридцати двух входов, более шести Aux-шин, четыре или более подгрупп, мощный эквалайзер. Кроме того, такие микшеры оснащаются длинноходными и высокоточными фейдерами. Небольшие микшеры бюджетного класса имеют менее мощные эквалайзеры, меньше выходов и зачастую лишены фейдеров - они заменяются потенциометрами.

Существуют и специальные пульты для диджеев. Основное отличие такого аппарата состоит в меньшем количестве выходов (например, два стерео и один микрофонный канал), наличии кроссфейдера, при помощи которого можно плавно свести сигналы входных каналов. Кроме того, DJ-пульты оснащен блоком звуковых спецэффектов.

Структура микшера

У любого микшерного пульта есть секция входов и секция выходов. Секция входов, которая состоит из определенного числа входных ячеек (каналов) - стереофонических и монофонических. Как правило, количество входов кратно 2-м. Обычно вход каждого моно канала оформлен двумя гнездами: для линейного источника сигнала (RCA или TRS) или для микрофона (XLR). Кждый входная чейка состоит из нескольких блоков маршрутизации и обработки сигнала. Основные из блоков:

  • предусилитель с регулировкой чувствительности (Trim или Gain), который позволяет задать рабочий необходимый уровень (рабочий) входного сигнала;
  • практически все микшеры имеют на входе источник так называемого «фантомного питания. Оно необходимо при применении некоторых ди-боксов и конденсаторных микрофонов;
  • многополосный эквалайзер, при помощи которого можно производить коррекцию частотной характеристики сигнала. Микшерные пульты профессионального класса оснащаются полупараметрической регулировкой полос, число которых может достигать 6-и;
  • блок маршрутизации сигнала выхода на Aux-шины. Их можно применять для обработки сигнала встроенным (или внешним) процессором эффектов или для отправки его на мониторную линию. Aux-шин в зависимости от конфигурации консоли микшера может быть от 2 до 12. Любая Aux-шина способна работать в двух режимах: Post и Pre - их задача состоит в определении зависимости уровня сигнала в Aux-шине от положения фэйдера громкости. Вывод таков: в Aux-шине можно сделать индивидуальный баланс (микс) входных источников;
  • регулятор паномирования, при помощи которого можно определить положение сигнала в стереокартине звуков;
  • фэйдер громкости сигнала выхода определяет уровень в общем миксе всех каналов;


Входы некоторых микшеров оснащаются специальной «точкой разрыва», находящейся до предусилителя. Это гнездо является одновременно и выходом и входом данного канала. Его можно использовать для отдельного подключения устройства обработки сигнала. Секция выходов микшера - это система маршрутизации и управления всех выходов, присутствующих на пульте. Эта секция может состоять из:

  • фэйдеров уровня главного выхода;
  • ячеек подгрупп, представляющих собой универсальные шины. Они позволяют объединить входные сигналы и управлять подобной группой одним фэйдером (например, объединение всех сигналов барабанной установки в одну подгруппу;
  • регуляторов выходного уровня Aux-шин;
  • дополнительных функций, например: сумматор общего стереовыхода в моносигнал, общий эквалайзер, матрица.

Где применяют микшерные пульты

Сейчас микшерный пульты используются во всех сферах усиления звука (концертное оборудование, студия записи звука, радиостанции и т. д.).

Микшерный пульт

Микшерный пульт Yamaha 2403

Микшерный пульт («микшер», или «микшерная консоль», от англ. «mixing console» ) - электронное устройство, предназначенное для сведения звуковых сигналов: суммирования нескольких источников в один или более выходов. Также при помощи микшерного пульта осуществляется маршрутизация сигналов. Микшерный пульт используют при звукозаписи , сведении и концертном звукоусилении. Существуют аналоговые и цифровые микшерные пульты, и у каждого из этих видов существуют свои сторонники и противники, так как оба вида имеют свои очевидные преимущества и недостатки. Также микшерные пульты различаются по количеству входов и выходов. Профессиональные концертные и студийные микшерные консоли, как правило, имеют не менее 32 входов, более 6 Aux-шин, мощный эквалайзер на входах, 4 или более подгрупп, а также оснащаются высокоточными и длинноходными фейдерами . В свою очередь компактные и бюджетные микшеры имеют малое количество каналов, более скудные эквалайзеры , и нередко лишены фейдеров (которые заменяются обычными потенциометрами).

Существует отдельный класс микшерных пультов, предназначенных для работы (англ.) русск. диджея . Основное отличие DJ-пульта состоит в меньшем количестве входных каналов (например, один микрофонный и два стерео канала), наличию кроссфейдера, с помощью которого диджей плавно сводит сигналы входных каналов, а также наличию блока специальных звуковых эффектов.

Структура микшерного пульта

Каждый входной канал состоит из нескольких блоков обработки и маршрутизации сигнала. Основные из них:

  • Предварительный усилитель с регулировкой чувствительности (Gain или Trim), позволяющий оптимально задать рабочий уровень входного сигнала.
  • Подавляющее большинство микшерных пультов имеют на входе источник «фантомного» питания , которое необходимо при использовании конденсаторных микрофонов или некоторых ди-боксов.
  • Многополосный эквалайзер , позволяющий откорректировать частотную характеристику сигнала. Профессиональные микшерные пульты оснащаются полупараметрической регулировкой полос, количество которых может достигать шести.
  • Блок маршрутизации входного сигнала на дополнительные шины (Aux), которые можно использовать для обработки сигнала внешним (или встроенным) процессором эффектов, либо для отправки его на отдельную мониторную линию. В зависимости от конфигурации микшерной консоли, Aux-шин может быть от двух до двенадцати. Любая Aux-шина может работать в двух режимах: Pre и Post - они определяют зависимость уровня сигнала в шине от положения фэйдера громкости. Таким образом, в Aux-шине можно создать индивидуальный микс (баланс) входных источников.
  • Регулятор панорамирования, с помощью которого определяется положение сигнала в звуковой стерео картине.
  • Фэйдер громкости входного сигнала, определяющий его уровень в общем балансе всех каналов.

Входы некоторых микшерных пультов оснащаются «точкой разрыва» (Insert), которая находится до предусилителя. Данное гнездо представляет собой одновременно вход и выход данного канала, который можно использовать для индивидуального подключения какого-либо устройства обработки сигнала, например, компрессор .

Секция выходов микшерного пульта представляет собой систему управления и маршрутизации всех присутствующих на пульте выходов. Данная секция может состоять из:

  • Фэйдеров уровня общего (главного) выхода.
  • Ячеек подгрупп, которые представляют собой универсальные шины, позволяющие объединять входные сигналы для определенной цели и управлять такой группой одним фэйдером, или даже отправить группу на отдельный выход. Например, можно объединить все сигналы ударной установки в одну подгруппу.
  • Регуляторов уровня выхода Aux-шин. Помимо выходов для Aux-шин, многие микшерные пульты имеют Aux-входы (т. н. «возврат»), которые, по сути, являются дополнительными входами. Обычно система «посыл-возврат» используется для обработки сигнала Aux-шины внешним процессором эффектов.
  • Дополнительных функций, таких как: общий эквалайзер , сумматор общего стерео-выхода в моно-сигнал, матрица (дополнительный набор универсальных шин), блоки прослушивания отдельных каналов в наушниках без вмешательства в основной баланс и многое другое.

Применение и разнообразие микшерных пультов

На сегодняшний день микшеры применяются во всех сферах звукового усиления - студии звукозаписи, концертное оборудование, трансляционное оборудование, радиостанции и т. д. Существуют микшерные пульты со встроенными усилителями мощности (т. н. «активные микшеры»), которые идеально подходят для компактных и мобильных звуковых комплектов. Некоторые профессиональные студийные и концертные микшерные консоли оснащаются электронной моторикой всех регуляторов, что позволяет управлять ими с компьютера, при этом сама консоль остается аналоговой, однако их применение ограничивается довольно высокой стоимостью.


Цифровой микшерная консоль Digidesign с монитором и компьютерной клавиатурой.

Отдельного внимания заслуживают цифровые микшерные пульты, основные преимущества которых заключаются в более функциональных блоках обработки и маршрутизации, возможностью сохранения всех настроек в пресеты , а также в гораздо более компактных размерах. Однако оцифровка входных сигналов и обратное преобразование цифрового сигнала в аналоговый привело к появлению большого количества противников этой технологии. Кроме того, в отличие от традиционных микшерных консолей, где все функции и органы управления понятны любому звукорежиссеру, цифровые микшеры требуют определенного времени на их изучение.

Другой класс микшерных пультов составляют консоли для вещательных студий радиостанций. Данные микшеры, как правило, оснащаются высококачественными и сверхнадежными компонентами и фейдерами, а также так называемыми «телефонными гибридами», которые представляют собой ячейку, преобразующую телефонный сигнал в обычный звуковой.

Ссылки

См. также

Анатомия микшерного пульта.

Взято из английского журнала SOS. Перевод: Диана Кочиева.

Автор статьи Хью Робджонс решил заняться исследованием строения микшерного пульта начиная фейдерами и заканчивая обработкой и схематехникой.Разнообразие микшерных пультов необычайно широко в наше время, от самых простых 6:2 (входы/выходы), под которые обычно устраиваются танцы и караоке вечеринки, и до 100+канальных монстров. Встречаются всякие конфигурации, например сплит консоли или инлайн. Сплит консоль имеет несколько входных каналов, и имеет отдельную мониторную микс панель в другом месте на контрольной поверхности. Разница между входными каналами и AUX совершенно ясна и легко понять новичку.

Также различаются по ручкам управления или назначениям управляющей поверхностью, и сейчас конечно, аналог тоже управляется цифрой, или даже по правде- везде цифровые платы. Несмотря на огромное разнообразие, многие аспекты функционирования и его конструкция являются общими для всех микшеров, понимание основных принципов, плюс немного здравого смысла сделает любую самую солидную представительную консоль игрушкой для ребенка.

Итак, приступим. Та часть пульта, в которой находится фейдер регулирующий уровень на выходе мастер-шины, носит название мастер-секции, в большинстве студийных пультов она находится в центре, слева от нее находятся канальные фейдеры, а справа - групповые. Из-за такого раздельного расположения подобные конфигурации получили название «сплит» (split).В Сплит мониторных консолях тоже есть группы фейдеров. В группах (часто неправильно называемые подгруппы) есть выходы для многодорожечного устройства записи. Вы можете смешать несколько каналов в одну группу и записать ее в единое русло. Фейдер группы будет контролировать общий уровень идущий на трек. Обычно это делается в тех консолях,где одна половина консоли используется для контроля записи, а другая половина используется для воспроизведения - отсюда и фраза сплит консоли. А Инлайн - это пульты в которых мониторинг и запись дорожки можно отслеживать через каждый channel strip.

Основы.

Пути прохождения сигнала в общем-то выглядят одинаково во всех пультах, ведь у них одно предназначение. Всегда меняются тонкости в зависимости от назначения и ценовых рамок, но принципы остаются теми же: микшер принимает сигналы от ряда источников звука, обрабатывает их, настраивая приемлемый баланс, и качество, и передает полученный микс на рекордер, на воспроизведение, либо на PA системы. Для микшера соответственно требуется большое количество входных каналов, каждый из которых должен уметь обрабатывать сигнал с микрофонным или линейным уровнем, иметь регуляторы громкости и эквалайзеры. Кроме того, он может генерировать дополнительный сигнал, для устройства эффектов и отправлять на многодорожечную запись.

В довершение всего микшер должен обеспечить возможность для прослушивания и измерения сигнала отдельных каналов, основного микса или дополнительных выходов, так чтобы сигнал корректно проходил все этапы.

Большинство микшеров имеют аналогичный путь прохождения сигнала: на входе микрофонный или линейный сигнал пропускается через микрофонный предусилитель или линейный буферный усилитель, где уровень сигнала оптимизирован по перегрузу и шуму, затем проходит через эквалайзер до фейдера. Дополнительные выходы идут либо до фейдера, либо после (pre или post), там обычно находятся точка разрыва, откуда сигнал извлекается из консоли на внешнее устройство обработки (допустим компрессором или нойз-гейтом) и обработанный сигнал возвращается через return обратно в микшер.

Далее сигнал идет либо на нужный выход, или на группу если это необходимо. В случае групп сигнал пройдет через дополнительный эквалайзер, соответственно до фейдера, а после уже на главный выход пульта. Группы справляются с большим количеством каналов одновременно с помощью сигнального процессора.

Входной тракт.

Первый элемент на пути сигнала является микрофонный усилитель и общий входной каскад. Конструкция микрофонного предусилителя влияет на окрас поступившего звука и с этого момента любая потеря качества звучания не сможет быть восстановлена. И во многих многодорожечных студиях используют внешние микрофонные предусилители, которые конечно же стоят дороже, вместо посредственных преампов встроенных в довольно неплохой среднебюджетный микшер.

Микрофонный усилитель должен справиться со следующей сложной задачей: он должен обеспечить усиление до высокого уровеня сигнала с минимальным шумом; он должен иметь хороший запас в пиках во избежание перегруза; и должен передать каждый тончайший нюанс, от самых низких частот и до самых высоких и не сжимая динамический диапазон.

Самые качественные микрофоны как правило электростатические (конденсаторные), и на каждом микрофонном канале для работы такого рода микрофонов требуется фантомное питание. Этот ток нужен для поляризации капсуля и работы внутреннего предусилителя микрофона.

Микрофоны направленной характеристики имеют нежелательный "эффект близости" (увеличение НЧ), что часто провоцирует перегруз сигнала. Чтобы противодействовать этой проблеме, на каждом канале есть специальный переключаемый ВЧ фильтр, который уберет весь нежелательный хлам, не затрагивая полезный сигнал.

В любом хорошем микрофонном предусилителе предусмотрен большой диапазон регулировки уровня, так что микрофон смело можно будет ставить на отдалении. Сигнал будет передан с хорошим усилением. Для этого есть грубый переключатель уровня- на 5, 10 dB. А в дешевых пультах эта кнопка бывает рассчитана одна на весь диапазон усиления. Чисто с инженерной точки зрения этот подход является совершенным, но в наши дни есть и респектабельное оборудование основанное на втором подходе. Для максимальной гибкости входного тракта динамический диапазон до 70 dB – это желательно, но это накладывает большие требования на схему. Большинство домашних студий может управлять только 50 dB усиления микрофона, что значительно расслабляет проектные ограничения.

Чрезвычайная чувствительность микрофонных предусилителей это очень хорошо, но что бывает когда место в котором стоит микрофон очень зашумлено, например внутри бочки, или под раструб трубы. Во избежание перегруза для подобных ситуаций на входе канала существует переключатель чувствительности на -20 -30 dB (Pad).

Входной тракт также часто оснащен инвертором фазы. Это такой переключатель, который требуется если смешиваются микрофоны противоположной полярности и на выходе происходит взаимное уничтожение, а не сложение. А это все потому, что не все производители пользуются общепринятым стандартом XLR при передачи сигнала в пульт, где 2-ой пин положительный, 3-ий отрицательный- вот и происходит различная поляризация сигнала.

Наконец, большинство пультов оснащены стредством переключения с микрофонного на линейный вход, в том случае когда на один канал приходятся два входа, а такое возможно. На более дорогих консолях будут отдельные регуляторы уровня для каждого входа.

Когда вы выставляете входное усиление на канал, важно деактивировать все настройки эквалайзера, то есть поставить все ручки в положение ноль. Иначе не получится создать естественное звучание, так как эквалайзер будет вносить свои недочеты в различные области и вам будет казаться, что усилив громкость или ослабив вы сможете выровнять частотную характеристику.

Фейдеры каналов обеспечивают удобную корректировку во время записи и воспроизведения. Если фейдер все время находится в нижнем положении, то входное усиление было выставлено неправильно.

Вспомогательные посылы

Число посылов может колебаться от одного, до восьми. Посылы могут быть переключены для получения сигнала до фейдера, и после фейдера, то есть будет зависим, либо не будет зависим от уровня фейдера. Обычно пре-фейдерная настройка включает в себя гейн и обработку эквалайзера, а есть модели которые обходят тракт эквалайзера. В обоих случаях есть и минусы и плюсы. Режим пре- EQ хорош в тех случаях, когда нет риска обратной связи, тогда как пост- EQ могла бы быть лучше для эффектов или сигнала наушников. Пре- фейдер годится для наблюдений, или когда сигнал должен подаваться так, чтобы фейдер на него никак не влиял. Пост- фейдер обычно используется для домашних систем или на вещании, и для большинства типов обработки, особенно для искусственной реверберации.

Использование пост- фейдерных вспомогательных посылов имеет значение тогда, когда один процессор эффектов обрабатывает основную долю сигнала, потому, что когда канальный фейдер закрыт, его непосредственного вклада на выходе нет. Если пре- фейдерный режим использовать, то канал по прежнему будет звучать даже при выключенном фейдере, это наверно не очень удобно для звукорежиссера.

Чтобы сократить количество относительно дорогих ручек и регуляторов, их ставят на паре дополнительных посылов, и так немного планирования потребуется для оптимизации вспомогательного оборудования в конкретной ситуации. Большие консоли могут быть обеспечены одним или несколькими стерео посылами, где один регулятор становится регулятором уровня, а другой панорамным регулятором.

Маршрутизация

На выходе один из каналов должен быть смешан с другими каналами. В простейших пультах все каналы могут быть направлены на мастер выход, но более типично когда каналы поступают на группы и потом только на мастер секцию.

В зависимости от предполагаемой роли на пульте, может быть что угодно от двух и до 48 групп, с различным уровнем сложности в плане эквалайзеров, и дополнительных посылов. Обычно группы разделяются на пару - с каналом pan-pot обеспечивающим ограничение сигнала в одной группе, и создающее положение в пространстве. Лучше выбирать для одного источника в пространстве определенный канал стерео. Сложней придется с двумя моно раскинутыми влево и вправо, потому что придется настроить усиление, эквализацию и фейдеры аналогично друг другу, проще работать с выделенным стерео каналом.

Полезное примечание: не используемые каналы не стоит оставлять посланными в группу, иначе это создаст ненужные шумы и помехи (хотя в каком-то конкретном случае может так и не случиться).

Структура

Структура микшера в своем общем строении проста и едина - все входные каналы отправляются на еще меньшее число групп, и потом посылаются на мастер шину, или на остальные выходы. Однако, эта простая структура усложняется если консоль предназначается для работы совместно с многодорожечными рекордерами, особенно если большее число дорожек задействованы. Нормальным считается, если в многодорожечных консолях записываемые дорожки будут посланы на одну группу (тем самым позволяя нескольким каналам быть задействованными в одной дорожке, например для bounce-downs) так 24, 32 или 48 групп могут быть необходимыми.

Входные Каналы -- Группы -- Выходы Каналов для Мониторинга (Tape Monitor Channels) – Стерео Выход. Вообразите консоль с 72 входами, 48 группами и 48 мониторными выходами, бок о бок: это впечатляет, но это не практично! Такого рода структура идет под общим названием «Сплит консоль» , т к входы для записи и выходы мониторинга полностью самостоятельны. И тут просто понять, насколько этот дизайнерский подход является громоздким, так как количество дорожек увеличивается, и выполнение простых функций, таких как bounce-downs. Часто требуются внешнее прохождение пути сигнала, чтобы изменить маршрут сигнала, с возвратом через входные каналы и затем отправляются в группу.

Чтобы преодолеть эксплуатационную непрактичность в Сплит Консолях, в качестве альтернативного решения была разработана, в дальнейшем ставшая очень популярной, SSL 4000-ой серии консоль. Такие микшерные пульты называются Инлайн, хотя по строению они более сложные, значительно более гибкие в управлении и требуют гораздо меньшего физического пространства. В Инлайн консолях, секция канала становится и входной и выходной, потому,что каждая полоса микшера включает все функции для приема сигнала, выходов на группы и посылы на мониторы в соответствии с числом заданных полос. Другими словами, модуль 6 содержит микрофонный и линейный вход для канала 6, вместе с дополнительным управлением посылов и эквалайзером, фейдером канала, и выходной маршрутизацией. +The off-tape monitor + монитор для трека 6 для удобства тоже будет на этом модуле, и будут обеспечены дополнительные посылы, эквалайзер (хотя эти обычно разделяются или заимствуются из каналов путей устройства) и фейдер (обычно длинноходный).

Строение консоли позволяет в данной конфигурации много экономных возможностей- уменьшение затрат денежных на ручки управления и габаритов пульта- разделение или расширение вспомогательных посылов для эквалайзера между каналами (запись сигнала) и мониторных выходов (повтор сигнала). Кроме того, чрезвычайно гибкая маршрутизация сигнала для таких операций как отслеживание скачков сигнала становится возможной с добавлением нескольких электронных переключателей внутри самой конструкции (patching внешнего сигнала редко требуется); функции фейдеров канала и мониторинга могут быть переменены местами одним нажатием кнопки, позволяя вручную контролировать тип фейдера для работы с каналом или выходами мониторов.

Это также означает, что во время микс-дауна, вы можете использовать незадействованную дорожку, чтобы подключить виртуальную клавиатуру или возврат с устройства эффектов (отсюда и основная форма продажи в виде 48-канальной с 96 входами на микс-дауне). Расширяя идею повторного использования redundant bits , маршрутизация группы также может быть повторно использованы в качестве пост-фейдерного дополнительного посыла, и вам не надо подключать сторонние устройства, потому что несколько внутренних электронных переключателей могут заново настроить всю консоль быстро и легко.

В нижней части инлайн конструкции очень просто озадачиться сигнальным трактом конкретного звукового источника за исключением, пока вы не обратите внимание на обозначения. Вы только представьте себе ситуацию, когда микрофон подключен в 6 вход, и это будет контролироваться входной секцией и маленьким фейдером канала, затем направляются на tape track 17, и так TRIM контроль группы будет на настройках 17 канала, как и мониторный ответный сигнал будет управляться собственным фейдером. Этот маршрут сигнала может показаться не слишком плохим, но потенциал для путаницы растет, и вы понимаете,что эквализация затрагивает запись (канал) и воспроизведение (монитор)- очень легко непреднамеренно установить несколько эффектов, или сигнал посыла на тот же канал, но из разных модулей ввода/ вывода.

Рабочая поверхность

Традиционно, каждая операция на микшере имеет свою ручку или кнопку управления, но поскольку пульты с каждым годом увеличиваются в размерах, то становится невозможным дотянуться до некоторых ручек без необходимости вставать с места и идти с одного конца микшера до другого. Также некоторые возникающие сложности: время, на то чтобы перезагрузить микшерный пульт между сессиями, затраты на подходящие ручки управления, переключатели и потенциометры.. и т.д. эти проблемы привели к росту популярности пультов, с возможностью «назначения» ручек ли кнопок, которые значительно уменьшают количество эксплуатируемых регуляторов, и могут программироваться под разные команды.

Чтобы понять практические возможности «назначения» , стоит рассмотреть возможности обычных ручек управления. Его очевидная роль в изменении параметров сигнала, как уровня, так и изменение частоты эквалайзера. Каждый регулятор обеспечивает доступ к определенной функции, но в конце the control shaft это фактическое устройство, которое изменяет намеченный параметр. Каждая кнопка управления также указывает на текущее состояние параметра, менее очевидная, но более жизненная роль в возможности запоминать свое предыдущее значение, ведь сама по себе она не сможет переключиться.

Учитывая то, что у нас только две руки, «назначаемый» микшер требует только одной или двух ручек управления. Хотя некоторые пульты придерживались этого подхода, большинство проектировщиков признает этот подход не самым практичным. Лучше было б иметь один назначаемый канал микшера, со всеми настройками, эквализацией, чувствительностью, и вспомогательными элементами, а также набор отдельных канальных фейдеров. Назначаемая кнопка на каждый фейдер канала вспоминает параметры канала полосы. Это вполне работающий метод, но когда требуется более быстрый доступ, или если один канал должен оставаться постоянно доступный, в этом случае два или более «назначаемых» канала будет лучше. И, конечно, это упростит параметры настройки канала.

«Назначаемые» консоли, как правило требуют больше труда ссылаясь на отдельные каналы один за другим. Пара консолей могут преодолеть эту проблему, путем выделения одного или двух регуляторов для каждого канала и назначая на них специальные функции.

Хотя «назначаемость» широко используется в цифровой аппаратуре, это также вполне применимо и к аналоговой. Так «возможность назначения» требует цифрового контроля поверхности пульта, отсюда и термин- «цифровое управление аналогом» -подход,который в настоящее время представляет собой вершину конструкции микшеров.

В идеале, хорошо разработанная система имеет возможность полного контроля эргономикой, преимущества полной автоматизацией, один оператор контролирующий смехотворно большое количество каналов.

Цифровые консоли

Для многих людей, топовым пунктом технической реализации пульта является то, что он «цифровой». Как и большинство цифровых консолей используют «назначаемый» контроль поверхностей, есть одно существенное различие с «аналогом с цифровым управлением» в способе обработки траектории сигнала.

Высококачественный аналоговый микшер имеет значительно большую полосу частот сигнала, и значительно низкий шумовой порог, чем любой цифровой пульт оснащенный простым 16-битный А-Ц и Ц-А преобразователем. Однако, цифровые консоли могут предоставить до 1500дБ внутреннего динамического диапазона, когда сигнал находится в цифровой области, невозможно практически получить перегруз на выходных каналах, или даже услышать любой шум, независимо от количества подключаемых каналов. Вместе.

В действительности, это всё еще относительно ранний этап в совершенствовании цифровых консолей, потому, что нынешнее поколении аналого-цифровых преобразователей не может сравниться с возможностями самых мощных чисто-аналоговых конструкций. Однако, то что разрешение преобразователей превышает 20 бит, и как производители повышают частоту дискретизации, есть растущая тенденция в сторону 96 кГц, кажется бесспорным что цифровые микшеры скоро заменят аналог полностью.

Устройство эквализайзера зависит от предназначения консоли, а также от его цены. Например, на недорогих консолях не может быть эквалайзеров везде.

Тем не менее основы или разработки в эквалайзерах, его главной особенностью является наличие переключателя на Байпас, так что исходные и измененные сигналы могут быть быстро сравнены. Человеческое ухо имеет плохую память, если постоянно не прокручивать образцы для сравнения. Так что эта функция поможет остановиться в те моменты, когда нужные изменения уже достигнуты, но хочется всё еще сделать звук громче и ярче!

На канале предназначена ручка возврата с эффектов и тому подобное, устройство EQ может быть ограничено чуть больше на низких и высоких регуляторах. А обычные входы, одна или больше регуляторов в среднем диапазоне, возможно с регулируемой добротностью Q. В общем, секция эквализации на большинстве микшеров предназначена обеспечить мягкую тональную коррекцию в случае компенсации неблагоприятной позиции микрофона, и помочь сигналу пройти в общий микс. Хотя, всегда есть исключения, микшерные эквалайзеры не принято использовать для устранения узкополосного шума,как: низкочастотный гул, звуковая акустика или обратная связь. Внешнее оборудование является гораздо более эффективным.

Чтобы использовать эквалайзер эффективно, нужно слушать источник звука, определить что не так, и попробовать проанализировать, какие части частотного спектра нуждаются в корректировке, пользуясь переключателем EQ вкл./выкл (байбасс).

Другая ловушка - это трата времени на эквализацию звука в изоляции (в соло). Когда вы слушаете канал сам по себе, применяя корректирующую эквализацию, чтобы удалить нежелательный грохот, (spill) проникновения, то миксе все равно будет звучать совершенно подругому

Большинство микшеров обеспечивают точку разрыва (Insert) каналов, группы и основные выходы. Инсерты позволяют внешним процессорам эффектов (обычно это компрессор или шумоподавление) обрабатывать сигнал через разрыв цепи. Более дорогие консоли имеют отдельные разьемы посыла и возврата сигнала, дешевые имеют один разьем стерео джек, требующий кабель в форме Y ("штаны"), на одном конце которого разьем - TRS стерео, а на другом два разьема подходящих для коммутации со внешним эффектом. Разрыв может быть установлен в любом месте тракта, либо перед эквалайзером, либо после эквалайзера, или пре-фейдер и пост-фейдер. Иногда можно самостоятельно вручную в тракте пульта сформировать разрыв, установив переключатели на панели управления, и сконструировав два разрыва в различных местах.

Важно знать в какой точке установить разрыв сигнала, так как это может повлиять на функции обработки. Например GATE должен быть установлен до фейдера, в противном случае положение фейдера будет влиять на порог срабатывания эффекта, а это чревато полным исчезновением сигнала. По той же причине он также должен входить в тракт до эквалайзера. Обработка компрессора в режиме пре-фейд означает что фейдер канала эффективно действует на скомпрессированный сигнал, а пост-фейд режим сделает фейдер канала порогом контроля срабатывания. Регулирование фейдера будет иметь очень разные последствия в этом случае.

Точка разрыва также используется не только для подключения процессора эффектов, но и для многодорожечной записи сессии концертного усиления, во время которой микшер будет использоваться в целях как и звукоусиления, но и в целях звукозаписи. Если в пульте этот разьем раздельный, то можно подключит рекордер в разьем «Send»-посыл. Однако на TRS- оснащенных аппаратах сигнал идет через «Send», затем зацикливается через «Return» - возврат прежде чем продолжить свой путь по тракту пульта.




Top