Gtx 460 против современных карт. Конфигурация тестовых платформ и методология тестирования производительности. Игровые тесты: Aliens vs. Predator

Так уж получилось, что на отечественном рынке видеоускорителей после 150$ и аж до 250+ у.е. наступает глубочайший провал. Другими словами в диапазоне 1300-2000 грн покупать просто НЕЧЕГО, не считая конечно старья вроде 260GTX, которая хоть и хороша – но абсолютно морально устарела и стоит непомерно дорого. И виной тому не только славное государство Украина… Но ситуация стремительно меняется!

Комплектующие для тестирования были такие:

На сайте уже есть ряд статей о том, как отчаянно суетится Nvidia заполняя пробелы в средних и дешевых предложениях и полки магазинов, ведь с стане AMD Radeon тоже не спят и со дня на день выпустят Radeon 6870 и его обрезки .

Так вот – на рынок вышла несколько урезанная версия GTX460 , обладающая 192-х битной шиной памяти и ее объем соответственно уменьшен до 768Мб. Но все дело в том, что архитектура (число шейдерных блоков, CUDA ядер в первую очередь) практически не пострадало даже по сравнению со старшими представителями семейства. А некоторое урезание шины можно простить в силу того, что установлена память стандарта DDR5 и итоговая пропускная способность практически не пострадала. И конкурентом этой видеокарте позиционируется Radeon 5770 . Сравним эти две карты:

Таблица технических характеристик

Видеокарты GeForce
8800 GTX
GeForce
9800 GTX
GeForce
GTX 260
GTX 460 768Мб
Radeon
HD 4850
Radeon
HD 5770
Графический процессор G80 G92b GT200b GF104 RV770 RV840 Juniper
Техпроцесс, нм 90 55 55 40 55 40
Число транзисторов, млн. шт 681 754 1400 1950 956 1040
Универсальные процессоры, шт 128 128 216 336 800 800
Текстурные блоки, шт 32 64 72 56 40 40
ROP, шт 24 16 28 24 16 16
Тактовая частота GPU, МГц 576 675 575 675 625 850
Тактовая частота шейдерного домена, МГц 1350 1688 1240 1350 625 850
Шина памяти, бит 384 256 448 192 256 128
Тип памяти GDDR3 GDDR3 GDDR3 GDDR 5 GDDR3 GDDR 5
Объём памяти, Мбайт 768 512 896 768 512 1024
Тактовая частота памяти, МГц 1800 2200 2000 3600 2000 4800
Дата выхода 2006 2008 2008 2010 2008 2009
Стоимость на сентябрь 2010, грн. *~600 *~700 *~1100 1500 *~650 1350

*такие видеокарты сняты с производства, но на барахолках их можно приобрести приблизительно по указанной цене.

Сразу обращу внимание на GTX260. Хоть эта видеокарта и является достаточно мощной, хоть она и имеет 448-ми битную шину, лично я бы не стал ее брать по ряду причин:

— огромные габариты

— большое энергопотребление

— отсутствие поддержки DX11

— недостаточная шейдерная мощность (только 216 шейдеров)

— завышенная цена (новые экземпляры умудряются предлагать и по 1800 грн!)

При этом герой сегодняшнего обзора имеет аж 336 шейдеров, что более чем в 1.5 раза больше. Подкачала только шина в 192 бита, но наличие высокочастотной DDR5 хорошо компенсирует этот недостаток, а у конкурента Radeon 5770 она и вовсе 128 бит.

Но самая главная характеристика кроме производительности – это цена. И мы видим, что «по деньгам» c Radeon 5770 конкурирует только GTX460 768Мб . Вот давайте и сравним эти две видеокарты лоб в лоб и узнаем как ведет себя Radeon 5770 1024Мб против GTX460 768Мб в играх..

Посмотрим на результаты тестирования в трех современных играх.

Как видим GTX460 успешно громит как старую гвардию из своего же лагеря, так и конкурентов от AMD. В частности Radeon 5770 . Игра активно использует DirectX 11 тесселяцию , в которой карты Nvidia очень сильны. Поэтому в данной игре нужна не большая шина памяти, а в первую очередь высокая вычислительная (геометрическая в т.ч.) мощность чипа. 336 шейдеров у GTX 460 делают свое дело.

Ситуация повторяется и в MAFIA 2. Новая карта от Nvidia по-прежнему выгодно отличается от Radeon 5770 и всех остальных конкурентов.


METRO 2033, пожалуй, самая сложная для видеокарт игра современности. Даже комментировать что то смысла нет – ситуация повторилась. И более того, со временем отставание остальных видеокарт еще более усугубится в новых играх. Поэтому видеокарта Nvidia GTX 460 768Мб однозначно самая лучшая в своем ценовом диапазоне и то, что ее памяти на 256Мб меньше, чем у гиговых конкурентов – ничуть ей не помеха. Мало того – появилась масса вариантов GTX 460 (что свидетельствует о популярности карты), среди которых лично я за требуемые деньги выделяю GeForce GTX 460 SE 1024Мб – это настоящих хит , дешевый и лишенный проблем с узкой шиной и недостатком видеопамяти.

Что НЕ порадовало в GTX 460.. Не порадовала система охлаждения у версии с 768Мб видеопамяти. Несмотря на вентилятор и отверстие для выдува за пределы корпуса из-за отсутствия нормального кожуха воздух выдувался невесть куда. При больших нагрузках карта бывало и подвисала через 20-30 мин. А вот у версии 1024Мб оказалось все в порядке. У Nvidia вообще сейчас проблемы и скандалы с охлаждением своих видеокарт . Тем не менее можно и нужно находить хорошие версии, благо предложений от производителей всех мастей на рынке много и можно купить видеокарту на свой вкус.

Невероятно жаркое лето 2010 года принесло на своих горячих крыльях не только засуху, дым с горящих торфяников и сорокоградусную жару. В июле текущего года компанией Nvidia был анонсирован мощный игрок средней ценовой категории, которого первой очень не хватало, дабы закрыть крупную брешь между GeForce GTX 470 и GeForce GTS 250.

Вышедшая недавно GTX 465 хоть и оказалась достаточно мощным и производительным решением, совсем не отличалась привлекательной ценой и приемлемым уровнем тепловыделения. Будучи сильно урезанной версией GTX 480, видеокарта сохранила все положительные и отрицательные черты своего старшего брата, включая неплохую производительность в DirectX 11, а вместе с ней горячий нрав и огромные аппетиты в плане энергопотребления. Запасы бракованных GF100 небезграничны, да и с такими тепловыми характеристиками нужно было что-то делать.

И вот калифорнийцы анонсируют полную замену видеокарте GeForce GTX 465, основанную на абсолютно другом чипе - GF104, с более холодным и экономным нравом и даже чуть большей производительностью. Недорогая PCB и менее навороченная подсистема питания, а также относительно недорогой в производстве GPU сделали своё дело – видеокарты на базе GeForce GTX 460 появились на свет не только мощными и холодными, но и совсем недорогими. По сравнению с потенциальным конкурентом Radeon HD 5830 GeForce GTX 460 выглядели более чем достойно, обеспечивая в среднем большую производительность при сравнимой цене.

Однако на сегодняшний день распространено невероятно огромное количество бывших лидеров среднего класса как на базе GT200b, так и на базе G92b. И если преимущество GeForce GTX 460 над GeForce 9800 GTX или 8800 GTS очевидно, то предсказать абсолютное преимущество первой над видеокартами GeForce GTX 260 или GeForce 9800 GX2 не так-то просто. Учитывая, что семейство GeForce GTX 2x0 продолжительное время успешно конкурировало даже с линейкой Radeon HD 5800, можно предположить, что запас прочности у этих видеокарт ещё остался, и они вполне могут обеспечить схожий с GTX 460 уровень комфортной игры в ряде современных игр.

Кроме того, есть немало и обладателей видеокарт линейки Radeon HD 4800, которую по праву можно назвать серией “Эпохи Возрождения” былой славы ATi, которую подразделение растеряло после выхода видеоадаптеров Radeon HD 2x00. В своё время Radeon HD 4870 шёл с GTX 260 на равных, обгоняя версию с 192 шейдерными процессорами и слегка уступая форсированной версии с их увеличенным количеством, а Radeon HD 4850 успешно соперничал практически со всеми реализациями калифорнийских плат на базе G92b.

Другими словами, на руках пользователей все еще остается очень большой “ходовой” парк видеокарт разных поколений и архитектур, которые, тем не менее, “дают прикурить”, и их скорости хватает практически для любых настроек и самых высоких разрешений. По итогам данного тестирования обладатели “прошлогодних” плат смогут сделать для себя вывод о целесообразности покупки новой видеокарты и решить – так ли будет оправдана покупка GTX 460, и на сколько от неё отстанет “старая гвардия”.

Герои тестирования

Немного предисловия. Все участники тестирования будут проходить тесты в двух режимах – работая на штатных заводских частотах и в разгоне под системой водяного охлаждения (СВО). Благодаря ей можно будет забыть об ограничениях по температуре, устанавливаемых воздушными кулерами, и разогнать видеокарты по максимуму. При этом, в ввиду некоторых обстоятельств (в основном из-за того, что большинство видеокарт автору не принадлежит), вольтмод проводиться не будет. Использование СВО здесь необходимо только для того, чтобы обеспечить “идеальные условия охлаждения” для достижения более высокого, чем под воздушной СО, разгонного потенциала.

GeForce 8800 GTX

Без сомнения, герой своего времени. Выпустив в конце 2006 года по-настоящему мощнейшее решение на базе революционного чипа G80, компания Nvidia как никогда раньше почувствовала себя лидером 3D графики. Сложное видеоядро с шейдерной архитектурой в момент списало некогда могущественные Radeon X1950 XTX и GeForce 7950 GX2 в утиль, предоставляя вдвое большую производительность по той же цене.

Однако, производительность GeForce 8800 GTX была прямо пропорциональна его энергопотреблению и тепловыделению – видеокарта получилась очень горячей и довольно часто выходила из строя из-за отпайки BGA шаров GPU или чипа NVIO.

Тем не менее, нужно отдать должное GeForce 8800 GTX: на протяжении почти двух лет она оставалась одной из самых мощных одиночных видеокарт и до подхода HD 4870 и GTX 280 уступала разве что двухпроцессорной GeForce 9800 GX2. Сейчас же 8800 GTX - частая гостья на барахолках, и продаётся по весьма низким ценам. Многие пользователи покупали её для второго домашнего ПК или использовали в качестве основной видеоподсистемы: производительности 8800 GTX до сих пор хватает в очень многих играх и приложениях.

Gainward GeForce 8800 GTX 768 Мбайт

Герой недавнего тестирования и бывший король 3D графики. Родная система охлаждения отжила своё, так что ей на смену была установлена мощная СО Zalman GV1000.

Частота GPU – 576 МГц, шейдерного домена – 1350 МГц, памяти – 1800 МГц.

Разгон

Видеокарте покорились не самые высокие частоты, несмотря на активное охлаждение холодной водой. Поскольку микросхемы памяти остались без радиаторов и обдувались только воздушным потоком, она разогналась хуже остальных компонентов видеокарты – всего “плюс” 90 МГц. GPU стабильно заработал на частоте 675 МГц, а шейдерный домен - 1566 МГц. Стареет, что тут сказать…

Geforce 9800 GTX

Видеокарты на базе GeForce 9800 GTX получили не самую добрую славу. Являясь по сути переименованными и слегка разогнанными версиями GeForce 8800 GTS 512 Мбайт, они продавались по слишком завышенной цене и ничего глобально нового по сравнению с предыдущим флагманом собой не представляли, оказываясь даже чуть медленнее в некоторых тестах. Ни о какой замене GeForce 8800 GTX, конечно же, речи не шло, да и наступающая на пятки AMD со своей агрессивной ценовой политикой дала понять, что её продукт на базе Radeon HD 4850 быстрее и дешевле.

Сама по себе GeForce 9800 GTX в течение полугода до появления линейки HD 4800 пользовалась определённым спросом и отличалась достаточно высокой производительностью. Её последующее перевоплощение в GeForce GTS 250 дало видеокартам на базе G92b третье дыхание, а постепенно снижающиеся цены сделали её одной из самых популярных и недорогих графических плат на рынке.

Почему же в тестировании принимает участие именно 9800 GTX, а не 8800 GTS 512 или GTS 250? Первый графический ускоритель можно считать “средним арифметическим” этих трёх видеокарт, так что она будет демонстрировать в целом средние, обобщающие результаты от имени плат на базе G92b.

Asus GeForce 9800 GTX 512 Мбайт

Видеокарта Asus GeForce 9800 GTX работает на завышенных тактовых частотах и виной тому заводской разгон.

Для сегодняшнего тестирования частоты были искусственно понижены до рекомендованных:

Частота GPU – 675 МГц, шейдерного домена – 1688 МГц, памяти – 2200 МГц.

Разгон

Разогналась 9800 GTX очень неплохо - 849/2052/2484 МГц. Достойный результат.

GeForce 9800 GX2

“Левиафан” 9800 GX2 оброс рекордами ещё до своего появления. Его тяжеленная система охлаждения делала общую массу видеокарты столь высокой, что её не рекомендовали перевозить, будучи установленной в готовые корпуса – она могла вырвать слот PCI-E из материнской платы. Будучи сдвоенной версией GeForce 8800 GTS 512 Мбайт, видеокарта демонстрировала невероятные результаты скорости, заметно обгоняя некогда мощнейшую Radeon HD 3870x2 и выводя планку FPS до недосягаемого для других видеокарт уровня.

Однако калифорнийцы подставили подножку для самих себя, ведь появившаяся уже через полгода одночиповая GeForce GTX 280 не всегда оказывалась быстрее и шла со «стариком» на равных. Естественно, от мощнейшего монолитного флагмана, являющегося действительно новым и по-настоящему обновлённым наследником GeForce 8800 GTX, все ожидали гораздо большего, но GeForce 9800 GX2 оказалась слишком уж мощным решением, победить которое даже старшему брату оказалось не так-то просто.

Сегодня GeForce 9800 GX2 не самый частый гость в компьютерах пользователей. Но если он в своё время затыкал за пояс GeForce GTX 280, то можно предположить, что он сможет составить конкуренцию даже такому мощному новичку как GeForce GTX 460.

Asus GeForce 9800 GX2 1024 Мбайт

Видеокарта выполнена на референсном дизайне, но получила небольшой разгон, который был убран до рекомендованных тактовых частот. Итоговые значения:

Частота GPU – 600 МГц, шейдерного домена – 1500 МГц, памяти – 2000 МГц

Разгон

К сожалению, ввиду конструктивных особенностей GeForce 9800 GX2 установить обычный водоблок было невозможно. В итоге, это единственный участник тестирования, СО которого не была заменена. Несмотря на это, под референсным воздушным охлаждением видеокарта разогналась великолепно, достигнув частот 774/1944/2376 МГц.

GeForce GTX 260 216 sp

Первая версия видеокарт GeForce GTX 260 получилась действительно скоростной: 192 потоковых процессора, 448-битная шина памяти, 896 Мбайт DDR3 памяти – невероятно производительная начинка по меркам 2008 года. Но жёсткая конкуренция со стороны Radeon HD 4870 заставила Nvidia снизить цены на GTX 260, а вскоре выпустить улучшенную версию с большим количеством исполнительных блоков.

Появившаяся буквально через полгода форсированная GeForce GTX 260 с 216 потоковыми процессорами оказалась чуть быстрее HD 4870 и также получила большое распространение благодаря невысокой цене, доступности, тихой СО и отличной производительности.

Судя по названию, GTX 460 претендует именно на замену GeForce GTX 260, таким образом, в данном тестировании мы наглядно увидим, насколько новичок лучше своего предшественника, и так ли существенна разница, чтобы менять хорошо зарекомендовавшего себя “ветерана” на более свежего и мускулистого собрата.

Palit Sonic GeForce GTX 260 216 sp 896 Мбайт

Данному экземпляру, попавшему к нам уже будучи разогнанным производителем, были возвращены референсные частоты и убран искусственный разгон.

Итоговые тактовые частоты:

Частота GPU – 575 МГц, шейдерного домена – 1240 МГц, памяти – 2000 МГц

Разгон

Оверклокерский потенциал у GTX 260 просто великолепный – видеокарте покорились внушительные 790/1704/2404 МГц. Память взяла такие высокие частоты из-за того, что на ней остался заводской радиатор, снять который было просто невозможно: крепился он к памяти и чипу NVIO термоклеем и, несмотря на все усилия, так и не сдвинулся с места.

ВведениеВсе, кто сколько-нибудь интересуется состоянием современной индустрии потребительской трёхмерной графики, в курсе, что в классе однопроцессорных одиночных игровых карт лидерство Advanced Micro Devices было успешно оспорено Nvidia, выпустившей GeForce GTX 480, однако, в категории карт, оснащённых более чем одним GPU, по-прежнему царит ATI Radeon HD 5970, несущий на борту пару чипов RV870 «Cypress». Перед ним GeForce GTX 480 пасует, в чём, с учётом чудовищного отставания в скорости выборки текстур, нет ничего удивительного. Шансов на победу у решения Nvidia при таком раскладе попросту нет, да и по остальным техническим характеристикам детище бывшей ATI Techologies находится впереди своего соперника. Но Nvidia непременно захочет бросить вызов AMD и в этом секторе, так что вопрос о создании и выпуске двухпроцессорной карты с архитектурой Fermi не стоит - это лишь вопрос времени и технической возможности.

До недавнего времени именно с последним пунктом у Nvidia были серьёзные проблемы, так как даже в версии GeForce GTX 470 SLI гипотетический двухпроцессорный GeForce GTX 490/495 получался громоздким, горячим и крайне неэкономичным решением, а уж об объединении на одной плате пары GeForce GTX 480 не могло быть и речи. Да, пара GeForce GTX 470, работающая в режиме SLI, обеспечивала должный уровень производительности, однако, по вышеуказанным причинам, это ещё не открывало прямой дороги к GeForce GTX 490/495. Но теперь, когда Nvidia располагает новым, менее сложным и более экономичным ядром GF104, ситуация в корне изменилась - этот сравнительно недорогой графический процессор подходит для создания двухчиповой игровой карты высшего класса куда лучше, нежели монструозный GF100. Как показали проведённые нами тесты, при достаточно высоких тактовых частотах в ряде случаев он способен конкурировать с GeForce GTX 470, но даже при заводских частотах пара GF104, объединённая в SLI-тандем выглядит весьма внушительно, по крайней мере, в теории:

Если предположить, что гипотетический GeForce GTX 490/495 будет построен на базе ядер GF104, то, разумеется, такой вариант будет уступать ране рассмотренной версии, аналогичной по характеристикам тандему GeForce GTX 470 SLI. Тем не менее, он на голову превзойдёт одиночный GeForce GTX 480 при сопоставимой или даже меньшей стоимости и будет весьма неплохо смотреться даже в сравнении с Radeon HD 5970, серьёзно уступая последнему только в скорости обработки текстур. Последнее - беда всех решений, использующих архитектуру Fermi, обусловленная тем, что при проектировании соответствующих графических процессоров Nvidia решила сэкономить на «чистой» мощности подсистемы TMU в пользу расширенных возможностей обработки геометрии. Как показывает практика, это не мешает решениям на базе GF100 и GF104 неплохо чувствовать себя в современных играх, и уж тем более, наличие мощных блоков тесселяции не помешает им в играх будущего поколения, активно использующих эту возможность.

Правда, если стоимость карты, оснащённой двумя чипами GF104, будет сопоставима со стоимостью GeForce GTX 480 (16 тысяч рублей ), это сделает последний непопулярным среди потенциальных покупателей, но пока GeForce GTX 490/495 не существует в виде отдельной карты, делать какие-либо прогнозы на этот счёт рано, тем более, что и у решений на базе GF100 есть некоторый резерв в виде возможности активации всех 512 поточных процессоров. Ясно одно - такой вариант будет существенно дешевле версии с двумя GF100, в результате чего AMD придётся активно снижать цены, поскольку даже сейчас за Radeon HD 5970 зачастую просят более 20 тысяч рублей . Конечно, GeForce GTX 490/495 даже при стоимости порядка 16-17 тысяч рублей по определению не сможет сделать солидного объёма продаж - такова участь всех дорогих дискретных карт - но его появление наверняка поможет Nvidia снискать популярность среди требовательных игроков, не желающих возиться с дискретными тандемами SLI или CrossFire. В будущем можно предположить появление карты, несущей на борту два ядра GF104, работающих в полной конфигурации с 384 поточными процессорами и 64 TMU, но это пока лишь спекуляции; впрочем, можно допустить, что такой монстр получит имя GeForce GTX 495, в то время как GeForce GTX 490 может быть построен на базе пары усечённых GF104.

Именно последний вариант мы сегодня протестируем в реальных условиях, используя пару GeForce GTX 460 1GB, работающих в режиме SLI. Одним из составляющих этого тандема станет Zotac GeForce GTX 460 1GB (модель ZT-40402-10P), с которым мы собираемся познакомить наших читателей поближе.

Zotac GeForce GTX 460 1GB: упаковка и комплектация

Упаковки, в которых Zotac поставляет свою продукцию в розничные торговые сети, не отличаются разнообразием форм и оригинальностью дизайна. Их преимущество кроется в другом - на коробках всегда есть окно, сквозь которое можно увидеть видеоадаптер, не доставая его, и, следовательно, не вскрывая пломб. Покупатель сразу видит, с чем именно он будет иметь дело, и это, на наш взгляд, является заметным преимуществом таких упаковок:


На этот раз, помимо базовой информации о продукте и упоминания о расширенной фирменной гарантии Zotac на коробке имеется и наклейка, сообщающая о наличии в комплекте поставки полной версии игры Prince of Persia: The Forgotten Sands.

Как обычно, внутреннее пространство коробки занимает пенополиуретановый поддон, в котором прорезаны углубления под сам видеоадаптер и сопутствующий ему набор принадлежностей. Карта надёжно зафиксирована в своём ложе и надёжно защищена от мелких перипетий, могущих постигнуть её в процессе транспортировки и складирования; от серьёзных неприятностей, разумеется, не спасёт никакая разумная защита. Видеоадаптеру Zotac GeForce GTX 460 1GB сопутствует следующий набор дополнительных принадлежностей и аксессуаров:



На наш взгляд, комплектацию Zotac GeForce GTX 460 1GB можно оценить как хорошую: в её составе есть всё необходимое для полноценной эксплуатации описываемой карты. Помимо этого, покупатель получит в подарок полную версию продолжения знаменитой серии Prince of Persia. В последнее время редкий производитель графических карт балует покупателей бесплатными играми, так что Zotac можно лишь похвалить за приятный сюрприз.

В целом, упаковка и комплектация Zotac GeForce GTX 460 1GB не вызывают никаких нареканий. Достанем саму карту из коробки и рассмотрим её более детально, тем более, что в нашей практике это первый экземпляр GeForce GTX 460 1GB, использующий эталонный дизайн печатной платы, разработанный самой Nvidia.

Zotac GeForce GTX 460 1GB: конструкция и технические характеристики

Эталонный вариант GeForce GTX 460 1GB очень напоминает все предыдущие разработки Nvidia достаточно высокого класса и использует систему охлаждения с радиальной турбиной и выбросом нагретого воздуха за пределы корпуса системы.






Карта выглядит более массивно, нежели описанный ранее Gainward GeForce GTX 460 GS GLH, и превосходит его по длине; правда, разница не фатальна и в большинство корпусов Zotac GeForce GTX 460 1GB установится без проблем. Разве что в моделях с укороченной базой могут быть проблемы с подключением разъёмов питания - здесь они расположены на торцевой стороне печатной платы, а не на верхней, как в изделиях Palit/Gainward.



Компоновка PCB в общих чертах напоминает компоновку вышеупомянутой карты Gainward - одна из микросхем памяти точно так же расположена в гордом одиночестве от остальных, рядом с разъёмами DVI. Подсистема питания построена по схеме «3+1», трёхфазный стабилизатор питания GPU управляется чипом NCP5388 производства ON Semiconductor NCP5388, который также используется в конструкции GeForce GTX 470 и GeForce GTX 465.






Утилита MSI Afterburner поддерживает эту микросхему, однако, верхний предел напряжения питания графического ядра жёстко зафиксирован и составляет 1.087 Вольта. Это ограничение можно убрать лишь прошивкой модифицированной версии BIOS, но, к сожалению, сделанная нами попытка не увенчалась успехом и для возвращения карте работоспособности пришлось прошивать оригинальный BIOS обратно. Микросхема Anpec Electronics APW7165 отвечает за энергоснабжение памяти; она также встречалась ранее в нашей практике - в частности, в конструкции GeForce GTX 465. Как и дизайн Palit, эталонный дизайн Nvidia GeForce GTX 460 предусматривает подключение внешнего питания посредством двух шестиконтактных разъёмов PCIe 1.0.


Маркировка памяти не открывает ничего нового - перед нами всё те же микросхемы K4G10325FE-HC05 производства Samsung Semiconductor, имеющие ёмкость 1 Гбит (32Мх32) и рассчитанные на частоту 1000 (4000) МГц. Но, в отличие от Gainward GeForce GTX 460 1GB GS GLH, частота памяти соответствует эталонному значению и составляет 900 (3600) МГц. Повторимся, по меркам решений AMD/ATI эта цифра не выглядит серьёзной, по крайней мере, в сочетании с 256-битной шиной доступа. Общий объём локальной видеопамяти закономерно составляет 1024 МБ, чего достаточно любым современным играм и приложениям. В энергосберегающих режимах частота памяти может понижаться до 324 (1296) МГц и до 135 (540) МГц, в зависимости от задачи - если карта работает с типичными офисными приложениями, используется более экономичный второй режим, а в случае декодирования видео высокого разрешения - первый. В этом смысле Zotac GeForce GTX 460 1GB ничем не отличается от ранее рассмотренной Gainward GeForce GTX 460 1GB GS GLH.




На плате Zotac GeForce GTX 460 1GB установлен экземпляр GF104 ревизии A1, произведённый на 23 неделе 2010 года. Он работает в максимально доступной на данный момент конфигурации: 336 ALU, 56 TMU и 32 RBE; тактовая частота графического ядра соответствует официальным спецификациям и составляет 675 МГц для основной части GPU и 1350 МГц для вычислительного домена. В энергосберегающих режимах частоты снижаются до 405/810 МГц или до 51/101 МГц. Напряжение питания ядра в режиме 3D равно 0.987 Вольта, в первом энергосберегающем режиме оно, соответственно, понижается до 0,912 В, а в максимально экономичном режиме - до 0,875 В. Как уже упоминалось выше, предел программного повышения значения vGPU составляет 1,087 В, а для достижения более экстремальных значений необходима модификация BIOS. Отметим также, что текущая версия GPU-Z по-прежнему некорректно отображает параметры карт на базе GF104, в частности, количество активных шейдерных процессоров. Увидев цифру «224» не надо пугаться того, что вам досталась дефектная карта - на самом деле, работают положенные 336 ALU из физически имеющихся на кристалле 384.



Конфигурация интерфейсов эталонной карты Nvidia лучше соответствует современным реалиям, нежели та, которую реализовала в своём продукте Gainward - здесь присутствуют все востребованные цифровые интерфейсы, включая DisplayPort, а поддержка аналогового подключения D-Sub без проблем реализуется с помощью стандартного переходника. Имеется в наличии и один разъём интерфейса MIO, служащий для объединения пары GeForce GTX 460 в тандем SLI. Герой сегодняшнего обзора без проблем заработал в этом режиме и прошел полный цикл тестов без единого сбоя.

Конструкция эталонной системы охлаждения Nvidia GeForce GTX 460 проста и не являет собой ничего нового, ведя свою родословную от системы охлаждения GeForce 8800 GTX. Правда, в ней используется технология «прямого контакта», подразумевающая непосредственный контакт тепловых трубок с крышкой теплораспределителя GPU, но это мы уже видели в конструкции GeForce GTX 480/470/465. Как ни странно, какие-либо прокладки, обеспечивающие тепловой контакт основания с микросхемами памяти, данной конструкцией не предусмотрены; лишены таких прокладок и силовые транзисторы стабилизаторов питания.



Здесь же можно увидеть маркировку вентилятора. Модель Protechnic MGT8012YB-W20 хорошо знакома всем, кто предпочитает решения Nvidia, так как именно ей комплектуются практически все эталонные системы охлаждения, разработанные этой компанией. В зависимости от скорости вращения, данный вентилятор может быть как весьма тихим, так и соперничать в громкости с бытовым пылесосом.



Сам радиатор имеет довольно скромные габариты и, соответственно, не слишком большую площадь теплосброса. Во всяком случае, на фоне конструкции Gainward/Palit он смотрится довольно скромно. Да, для отвода тепла от GF104 такого радиатора будет вполне достаточно, но на особенно комфортный температурный режим рассчитывать не приходится; впрочем, это предположение будет проверено в следующей главе обзора. Мы считаем, что в конструкции Nvidia GeForce GTX 460 следовало бы использовать и более солидный радиатор, несмотря на то, что GF104, в отличие от своего старшего собрата, вовсе не является огнедышащим монстром. Также, на наш взгляд, разработчикам не следовало использовать «двухэтажную» схему расположения разъёмов DVI - за счёт этого количество прорезей в крепёжной планке было сокращено, а ведь именно через них система охлаждения выводит за пределы корпуса системы нагретый воздух. Как это отразится на эффективности охлаждения эталонной версии GeForce GTX 460 1GB, читайте ниже.

Уровень энергопотребления, тепловой режим, шумность и разгон

Поскольку ране полученные данные об уровне энергопотребления карт на базе GF104 были добыты с помощью нестандартной модели GeForce GTX 460 1GB, мы перепроверили их, используя карту Zotac и уже привычную нашим читателям тестовую платформу со следующей конфигурацией:

Процессор Intel Core 2 Quad Q6600 (3 ГГц, 1333 МГц FSB x 9, LGA775)
Системная плата DFI LANParty UT ICFX3200-T2R/G (ATI CrossFire Xpress 3200)
Память PC2-1066 (2x2 ГБ, 1066 МГц)
Блок питания Enermax Liberty ELT620AWT (мощность 620 Вт)
Microsoft Windows 7 Ultimate 64-bit
CyberLink PowerDVD 9 Ultra/«Serenity» BD (1080p VC-1, 20 Мбит/с)
Crysis Warhead
OCCT Perestroika 3.1.0

Напоминаем, данный стенд оснащён специальным измерительным модулем, описанным в обзоре «Энергопотребление компьютеров: так сколько нужно ватт? ». Его использование позволяет получить наиболее полные данные об электрических характеристиках современных графических карт в различных режимах. Как обычно, для создания нагрузки на видеоадаптер в различных режимах были использованы следующие тесты:

CyberLink PowerDVD 9: FullScreen, аппаратное ускорение включено
Crysis Warhead: 1600x1200, FSAA 4x, DirectX 10/Enthusiast, карта «frost»
OCCT Perestroika GPU: 1600x1200, FullScreen, Shader Complexity 8

Для каждого режима, за исключением симуляции предельной нагрузки в OCCT, замеры проводились в течение 60 секунд; во избежание выхода карты из строя вследствие перегрузки цепей питания, для теста OCCT: GPU время тестирования было ограничено 10 секундами. С использованием данной методики были получены следующие данные:















Если в режиме рабочего стола конструкции Nvidia и Palit/Gainward ведут себя схожим образом, демонстрируя пиковый уровень энергопотребления порядка 20 Ватт, то дальше начинаются довольно существенные отличия. В частности, уже при выполнении не слишком сложных для современного GPU задач, вроде декодирования видео высокого разрешения, эталонный дизайн Nvidia демонстрирует существенно худшую экономичность, по крайней мере, в пике. После перехода в энергосберегающий режим с пониженными тактовыми частотами, средний уровень энергопотребления составляет около 23 Вт, что сопоставимо с показателями карты Gainward, однако, само переключение режимов происходит не так быстро. В современных играх эталонная карта Nvidia также потребляет чуть больше, но разница составляет менее 10 Вт, и погоды, разумеется, не делает. Отметим, что в этом режиме первый разъём питания нагружается существенно сильнее, нежели второй - протекающий через него ток может достигать 7,4 А, в то время как на второй разъём в максимуме приходится лишь 3 А. Теоретически, можно было бы обойтись одним восьмиконтактным разъёмом питания PCIe 2.0, для которого стандарт допускает мощности до 150 Вт, но GeForce GTX 460 будет устанавливаться, в том числе, и в не самые дорогие системы, блоки питания которых могут быть и не оснащены такими разъёмами питания графических карт.



Таким образом, очевидно, что повторное исследование электрических характеристик GeForce GTX 460 1GB не открыло нам и нашим читателям ничего экстраординарного. В целом, показатели вполне допустимые для уровня производительности, демонстрируемого решениями на базе GF104, хотя и уступающие аналогичным показателям решений Advanced Micro Devices.



Краткая проверка способности эталонной системы охлаждения Nvidia справляться со своей работой показала, что делает она это хуже, нежели решение, предложенное Gainward/Palit, что и неудивительно, учитывая скромную площадь теплоотдачи радиатора и затруднённый «двухэтажным» разъёмом DVI выброс нагретого воздуха за пределы корпуса системы. Тем не менее, нельзя утверждать, что это провал - даже в жаркую погоду, когда проводились тесты, карта работала абсолютно стабильно. Если вы не увлекаетесь разгоном, можно не беспокоиться, а вот любителям оного мы можем лишь порекомендовать сменить эталонный кулер Nvidia на что-то более производительное.


Увы, скромные возможности радиатора вкупе с затруднённым воздухообменом привели к закономерному итогу - эталонную систему охлаждения Nvidia GeForce GTX 460 1GB ни при каких условиях нельзя назвать бесшумной. В режиме 3D она успешно соперничает с флагманом линейки, GeForce GTX 480, но и в режиме рабочего стола тишины нам добиться так и не удалось. В оправдание можно сказать о жаркой погоде в период проведения тестов, однако, Gainward смогла выпустить на рынок куда более тихий вариант GeForce GTX 460 1GB с куда более высокими тактовыми частотами графического ядра, так что оправдание получается не слишком убедительным. Совет любителям тишины будет тот же, что и оверклокерам - избавляйтесь от эталонной системы охлаждения или сразу приобретайте версию GeForce GTX 460, оснащённую нестандартным кулером.


С разгоном, впрочем, всё оказалось не столь плачевно, как мы думали - графический процессор Zotac GeForce GTX 460 1GB устойчиво заработал на частоте 820/1640 МГц, а память достигла отметки 1065 (2130) МГц. Это чуть больше того, на что оказался способен описанный ранее Gainward GeForce GTX 460 GS GLH, однако, 20 МГц по частоте графического ядра - слишком незначительный прирост, чтобы ради него проводить отдельный цикл тестов, а уровень производительности GF104, работающего на частотах 800/1600 МГц нам и нашим читателям уже известен. Кроме того, основной целью данного обзора является исследование производительности GeForce GTX 460 1GB при работе в тандеме SLI. К описанию результатов этого исследования мы и переходим.

Конфигурация тестовых платформ и методология тестирования производительности

Тестирование игрового потенциала тандема GeForce GTX 460 SLI было проведено на универсальной тестовой платформе, имеющей следующую конфигурацию:

Процессор Intel Core i7-975 Extreme Edition (3,33 ГГц, 6,4 GT/s QPI)
Кулер Scythe SCKTN-3000 «Katana 3»
Системная плата Gigabyte GA-EX58-Extreme (Intel X58)
Память Corsair XMS3-12800C9 (3x2 ГБ, 1333 МГц, 9-9-9-24, 2Т)
Жесткий диск Samsung Spinpoint F1 (1 ТБ/32 МБ, SATA II)
Блок питания Ultra X4 850W Modular (мощность 850 Вт)
Монитор Dell 3007WFP (30”, максимальное разрешение 2560x1600@60 Гц)
Microsoft Windows 7 Ultimate 64-bit

Использовались следующие версии драйверов ATI Catalyst и Nvidia GeForce:

ATI Catalyst 10.7 для ATI Radeon HD
Nvidia GeForce 258.96 WHQL для Nvidia GeForce

Сами драйверы были настроены следующим образом:

ATI Catalyst:

Smoothvision HD: Anti-Aliasing: Use application settings/Box Filter
Catalyst A.I.: Standard
Mipmap Detail Level: High Quality
Wait for vertical refresh: Always Off
AAMode: Quality

Nvidia GeForce:

Texture filtering - Quality: High quality
Vertical sync: Force off
Antialiasing - Gamma correction: On
Antialiasing - Transparency: Multisampling
CUDA - GPUs: All
Set PhysX configuration: Auto-select
Ambient Occlusion: Off
Остальные настройки: по умолчанию

В состав тестового пакета вошли следующие игры и приложения:

Трехмерные шутеры с видом от первого лица:

Aliens vs. Predator (1.0.0.0, Benchmark)
Battlefield: Bad Company 2 (1.0.1.0, Fraps)
Call of Duty: Modern Warfare 2 (1.0.182, Fraps)
Crysis Warhead (1.1.1.711, Benchmark)
Far Cry 2 (1.03, Benchmark)
Metro 2033 (1.0.0.1, Fraps)
S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat (1.6.02, Fraps)


Трехмерные шутеры с видом от третьего лица:

Just Cause 2 (1.0.0.1, Benchmark/Fraps)
Resident Evil 5 (1.0.0.129, Benchmark)


RPG:

Mass Effect 2 (1.01, Fraps)


Симуляторы:

Colin McRae: Dirt 2 (1.1, Benchmark)
Tom Clancy"s H.A.W.X. (1.03, Benchmark)


Стратегические игры:

BattleForge (1.2, Benchmark)
StarCraft II: Wings of Liberty (1.0.2, Fraps)
World in Conflict: Soviet Assault (1.0.1.0, Benchmark)


Полусинтетические и синтетические тесты:

Futuremark 3DMark Vantage (1.0.2.1)
Final Fantasy XIV Official Benchmark (1.0.0.0, Fraps)
Unigine Heaven Benchmark (2.0)

Каждая из входящих в набор тестового программного обеспечения игр была настроена таким образом, чтобы обеспечивать максимально возможный уровень детализации. Принципиальный отказ от ручной модификации каких-либо конфигурационных файлов означает, что для настройки использовались исключительно средства, доступные в самой игре любому непосвящённому пользователю. Тестирование проводилось в разрешениях 1600х900, 1920х1080 и 2560х1600. За исключением отдельно оговоренных случаев, стандартную анизотропную фильтрацию 16х дополняло сглаживание MSAA 4x. Активация сглаживания осуществлялась либо средствами самой игры, либо, при их отсутствии, форсировалась с помощью соответствующих настроек драйверов ATI Catalyst и Nvidia GeForce.

Помимо тандема GeForce GTX 460 SLI, в тестировании приняли участие следующие решения:

Nvidia GeForce GTX 470 SLI
Nvidia GeForce GTX 480
Nvidia GeForce GTX 460 1GB
ATI Radeon HD 5970
ATI Radeon HD 5870

Для получения данных о производительности использовались встроенные в игру средства тестирования с обязательным применением оригинальных тестовых роликов, а также, по возможности, фиксацией данных о минимальной производительности. В случае отсутствия вышеупомянутых средств применялась утилита Fraps 3.1.2 в ручном режиме с трёхкратным тестовым проходом, фиксацией минимальных значений и последующим усреднением финального результата.

Игровые тесты: Aliens vs. Predator

Тестирование в этой игре проводится в режиме DirectX 11 при максимальных настройках качества графики.


Новый тандем начал очень резво, опередив во всех разрешениях связку GeForce GTX 470 SLI - по всей видимости, из-за более высоких тактовых частот GPU. Преимущество невелико, но свидетельствует в пользу того, что новая двухпроцессорная карта Nvidia будет построена именно на основе пары чипов GF104. Cам по себе уровень производительности такого решения достаточно высок для использования разрешения 1920х1080, но, увы, не 2560х1600, а ведь именно ради экстремальных разрешений, зачастую, и приобретаются флагманские решения AMD и Nvidia.

Игровые тесты: Battlefield: Bad Company 2


Конечно, паре GF104 тяжело тягаться с парой GF100, пусть и работающих в усечённой конфигурации, особенно там, где не всё решают тактовые частоты. Но отставание столь же невелико, как превосходство в предыдущем тесте, а значит, двухпроцессорным картам на базе GF104, скорее всего, быть! Тем более, что производительность такого решения позволит использовать разрешение 2560х1600 или грядущее ему на смену 2560х1440 без оглядки на настройки детализации.

Игровые тесты: Call of Duty: Modern Warfare 2


В разрешении 2560х1600 описываемый тандем ведёт себя так же, как обычный GeForce GTX 480, да и пара GeForce GTX 470, работающих в режиме SLI, выглядит ненамного быстрее. Иными словами, смысла в использовании столь мощных двухпроцессорных решений в данной игре нет - достаточно и более-менее мощной однопроцессорной графической карты, например, Radeon HD 5870. Более того, с ней справляется и одиночный GeForce GTX 460 1GB, правда, какой-либо запас прочности в разрешении 2560х1600 практически отсутствует.

Игровые тесты: Crysis Warhead


Система GeForce GTX 460 SLI сплоховала - и именно там, где от неё ожидали большего, то есть, в сверхвысоких разрешениях. Она продемонстрировала среднюю производительность на уровне одиночного GeForce GTX 480 и вдвое более низкую минимальную, что, разумеется, делает использование такого тандема малоосмысленным. А вот в разрешениях до 1920х1080 включительно всё хорошо, особенно с минимальной производительностью, дела с которой у гипотетического GeForce GTX 490 обстоят заметно лучше, нежели у Radeon HD 5970.

Игровые тесты: Far Cry 2


В отличие от Crysis, в Far Cry 2 система GeForce GTX 460 SLI выглядит весьма многообещающе на фоне Radeon HD 5970, даже в разрешении 2560х1600. Никаких проблем с качеством изображения или задержками в управлении мы не обнаружили, а комфортный уровень производительности сохранялся даже в сложных сценах; впрочем, Far Cry 2 уже давно не лидер в области системных требований. Также стоит отметить крайне несущественное отставание от GeForce GTX 470 SLI. По всей видимости, карт на базе пары GF100 мы не увидим, если только Asus не решит выпустить ограниченным тиражом очередного уникального монстра, а вот сдвоенные модели на базе GF104, особенно с разблокированными 384 шейдерными процессорами будут представлять собой очень серьёзную силу.

Игровые тесты: Metro 2033

Эта игра тестируется без сглаживания, поскольку включение MSAA лишь ухудшает качество текстур, одновременно сильно снижая производительность.


А вот в Metro 2033 Radeon HD 5970 удалось удержаться в лидерах, и особенно это заметно в разрешении 2560х1600. По крайней мере, если речь не идёт о включении тесселяции, которая в тёмных постапокалиптических подземельях не слишком-то и заметна. Здесь Nvidia потребуется нечто более мощное, дабы сразиться на равных с флагманом AMD/ATI. Как уже было отмечено, скорее всего, это будет тандем GF104, работающих в максимально возможной конфигурации.

Игровые тесты: Игровые тесты: S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat

В этом тесте для карт, обладающих соответствующими возможностями, задействуются режимы DX10.1 и DX11.


В первых двух разрешениях исследуемый тандем не может опередить связку GeForce GTX 470 SLI, но и не уступает ей, а вот в 2560х1600 он неожиданно сдаёт свои позиции. Минимальная производительность в этом режиме составляет менее 20 кадров в секунду и играть становится невозможно. Вряд ли это обусловлено характеристиками текстурной подсистемы, поскольку она, как минимум, не хуже аналогичной подсистемы тандема GeForce GTX 470 SLI, а в теории даже лучше из-за более высокой частоты графических процессоров. Возможно, это связано с меньшей производительностью вычислительной части, но тогда ситуацию сможет исправить только разблокировка всех 384 ALU у GF104. А вот Radeon HD 5970 от нехватки вычислительных мощностей не страдает, поэтому чувствует себя довольно уверенно даже в разрешении 2560х1600; во всяком случае, играть в этом режиме можно вполне успешно.

Игровые тесты: Just Cause 2

Интегрированные средства тестирования не выводят информацию о минимальной производительности.


Тандем GeForce GTX 460 SLI повёл себя странно в разрешении 1920х1080, уступив одиночному GeForce GTX 480. В разрешении 2560х1600 он показал неплохой средний результат, но слишком низкий минимальный; впрочем, здесь с задачей обеспечения мало-мальски приемлемой производительности справился только Radeon HD 5970.

Игровые тесты: Resident Evil 5


Довольно неоднозначны и результаты, полученные в Resident Evil 5 - здесь исследуемое решение смогло опередить GeForce GTX 470 SLI в двух разрешениях из трёх, но добиться производительности, сопоставимой с показателями Radeon HD 5970, ему удалось лишь в 2560х1600, а вот в более низких разрешениях пара GF104 смогла соперничать на равных лишь с одиноким RV870 на борту Radeon HD 5870.

Игровые тесты: Mass Effect 2

В этом тесте полноэкранное сглаживание форсируется с использованием методики, описанной в обзоре Contemporary Graphics Accelerators in Mass Effect 2.


А вот поклонников Mass Effect 2 полученные нами цифры могут порадовать - здесь с парой GeForce GTX 460 может соперничать лишь пара GeForce GTX 470, которая обойдётся любителям высокой производительности куда дороже. С учётом высокой минимальной производительности исследуемого решения даже в 2560х1600 - великолепный результат.

Игровые тесты: Colin McRae: Dirt 2



Исследуемый тандем выступил великолепно, уступив только более мощному варианту на базе двух GeForce GTX 470. Правда, в разрешении 2560х1600 его производительность оказалась такой же, как у Radeon HD 5970, но с учётом менее высокой стоимости такого решения, даже в виде пары отдельных GeForce GTX 460 1GB это превосходный результат.

Игровые тесты: Tom Clancy"s H.A.W.X.

Для тестирования применяются встроенные в игру средства, не предусматривающие фиксации минимальных показателей. Используются режимы DirectX 10/10.1.


Ещё одна победа Nvidia, правда, на давно освоенной территории - в H.A.W.X. решения этой компании почти всегда являются лидерами в своих весовых категориях. Правда, владельцы Radeon HD 5870, не говоря уж об обладателях Radeon HD 5970, могут не волноваться - им нет нужды бежать в магазин за парой GeForce GTX 460 1GB. Даже одиночные современные видеоадаптеры достаточно высокого класса способны обеспечить в этой игре комфортный уровень производительности даже в разрешении 2560х1600.

Игровые тесты: BattleForge

Для карт, поддерживающих DirectX 11, используется соответствующий режим.


Увы, достижения GeForce GTX 460 SLI в BattleForge достаточно скромны - это всего лишь паритет с Radeon HD 5970 в разрешении 1600х900, правда, с неплохим превосходством в минимальной производительности. В остальных разрешениях мы неожиданно увидели полный провал с падением минимальной производительности исследуемого решения ниже всех допустимых пределов. Когда скорость может внезапно упасть до 5-12 кадров в секунду, ни о каком игровом комфорте говорить не приходится. В меньшей мере это свойственно тандему GeForce GTX 470 SLI, а вот одиночный GeForce GTX 480 чувствует себя великолепно даже в 2560х1600, своим примером демонстрируя главное преимущество классических однопроцессорных карт - независимость от программной оптимизации multi-GPU, которая необходима современным многопроцессорным графическим решениям, как воздух.

Игровые тесты: StarCraft II: Wings of Liberty


Как было отмечено в обзоре, полностью посвящённом продолжению легендарного StarCraft, вторая часть игры не может похвастаться сверхсовременным движком, напичканным продвинутыми спецэффектами; это явно не Crysis Warhead. Поэтому игра не отличается запредельными требованиями к графической подсистеме. Впрочем, при использовании сглаживания StarCraft II не столь резв, как без него, поэтому в экстремальных разрешениях производительности однопроцессорных решений на базе RV870 и GF100 может и не хватить. Здесь как нельзя к месту приходятся двухпроцессорные решения класса Radeon HD 5970 и гипотетического GeForce GTX 490, причём, работают они одинаково быстро. В менее ресурсоёмких режимах решение AMD оказывается несколько производительнее, но там достаточно и одноядерных графических карт.

Игровые тесты: World in Conflict: Soviet Assault


Похоже, двухпроцессорные решения Nvidia достигли своего потолка - показатели двух тандемов на базе GeForce GTX 470 и GeForce GTX 460 1GB одинаковы в разрешениях 1600х900 и 1920х1080. В актуальном для таких систем разрешении 2560х1600 герой сегодняшнего обзора успешно тягается на равных с Radeon HD 5970, что для пары карт суммарной стоимостью менее 15 тысяч рублей является прекрасным показателем, ведь решение AMD по такой цене найти в продаже попросту невозможно.

Полусинтетические и синтетические тесты: Futuremark 3DMark Vantage

Чтобы минимизировать влияние центрального процессора, при тестировании в 3DMark Vantage применяется профиль «Extreme», использующий разрешение 1920х1200, FSAA 4x и анизотропную фильтрацию. Для полноты картины производительности, результаты отдельных тестов снимаются во всем диапазоне разрешений.






Результат тандема GeForce GTX 460 SLI нельзя назвать провальным, но на номинальных тактовых частотах преодолеть планку 13000 очков ему не удалось, в отличие от Radeon HD 5970.




В обоих графических тестах исследуемый тандем SLI смог завоевать лидерство только в разрешении 1600х900, в первом тесте он сдался на милость Radeon HD 5970 уже в 1920x1080, а во втором, хотя и смог удержать паритет в этом режиме, но отстал в 2560х1600.

Полусинтетические и синтетические тесты: Final Fantasy XIV Official Benchmark

Поскольку изначально FF XIV Official Benchmark выдаёт малоосмысленный результат в очках, для получения данных о производительности графических карт используется Fraps. Тест поддерживает только разрешения 1280х720 и 1920х1080.



Как уже отмечалось в предыдущих обзорах, FF XIV предпочитает архитектуру ATI Radeon HD 5000. Вследствие этого, результаты, показанные тандемом GeForce GTX 460 SLI, нас ничуть не удивили. Более того, в разрешении 1920х1080 он неожиданно проиграл даже одиночному GeForce GTX 480, хотя уровень производительности продемонстрировал вполне комфортный.

Полусинтетические и синтетические тесты: Unigine Heaven benchmark


Не хватает с неба звёзд новый тандем и в Unigine Heaven. Конечно, здесь он играет на своём поле, однако, всё, чего ему удаётся добиться - это паритет с Radeon HD 5970. Это неплохой результат, особенно, повторимся, с учётом цены, однако, откровенно говоря, в данном тесте от пары GeForce GTX 460 1GB, работающих в режиме SLI мы ожидали большего.

Zotac GeForce GTX 460 1GB: достоинства и недостатки

Достоинства:

Высокая производительность в своей ценовой категории
Высокая минимальная производительность
Высокая производительность при выполнении тесселяции
Существенно опережает Radeon HD 5830
За счёт разгона может соперничать с Radeon HD 5850
В режиме SLI может соперничать с Radeon HD 5970
Широкий выбор режимов FSAA
Улучшенное качество CSAA/TMAA
Минимальное влияние FSAA на производительность
Поддержка DirectX 11, Shader Model 5.0, DirectCompute 11
Поддержка CUDA и PhysX
Полноценная аппаратная поддержка декодирования HD-видео
Качественный постпроцессинг и масштабирование HD-видео
Поддержка HDMI 1.3a
Поддержка Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio
Приемлемый уровень энергопотребления и тепловыделения
Наличие в комплекте полной версии игры Prince of Persia: The Forgotten Sands

Недостатки:

Низкая эффективность эталонной системы охлаждения
Повышенный уровень шума

Заключение

Итак, повторим основной тезис, высказанный в сегодняшнем обзоре: с выпуском GF104 у Nvidia появилось графическое ядро, практически идеально подходящее для создания мощного двухпроцессорного графического адаптера. Предыдущее решение нового поколения, GF100, подходило на эту роль крайне слабо из-за низкой экономичности, высокого уровня тепловыделения и широкой внешней шины памяти, существенно осложняющей разводку печатной платы для такого двухпроцессорного монстра. GF104 этих недостатков лишён. Поскольку самой двухпроцессорной карты на базе ядра среднего класса ещё не существует в природе, мы протестировали её аналог, воспользовавшись парой GeForce GTX 460 1GB, работающих в режиме SLI, ведь, по сути, любая двухчиповая модель Nvidia GeForce и представляет собой такой тандем. Что же нам удалось выяснить в результате данного исследования?

Рассмотрим полученные результаты в деталях, прибегнув к помощи сводных диаграмм:

С масштабируемостью у GeForce GTX 460 1GB полный порядок - в среднем, прирост производительности от включения режима SLI составляет 75 %, а временами оказывается выше 100 %. С противостоянием Radeon HD 5970 дела обстоят не столь однозначно: хотя можно говорить о среднем преимуществе, составляющем порядка 10 %, в некоторых тестах исследуемый тандем решению AMD проиграл, правда, не слишком сильно, за исключением Resident Evil 5 . С учётом выигрыша в стоимости начало очень хорошее, но разрешение 1600х900 - не та арена, где идут битвы таких монстров, как Radeon HD 5970 и гипотетический GeForce GTX 490.

А в разрешении 1920х1080 тандем GeForce GTX 460 SLI выглядит уже не столь уверенно - среднее превосходство над Radeon HD 5970 сократилось до ничтожных 3 %; к тому же, в десяти тестах из девятнадцати он проиграл. Наибольшее отставание было зафиксировано в Metro 2033, Just Cause 2, Resident Evil 5 и тесте Final Fantasy XIV Official Benchmark . Провалом такой результат назвать нельзя, но и однозначной победы над флагманом AMD добиться не удалось. Что же касается сравнения с тандемом GeForce GTX 470 SLI, то герой данного обзора медленнее в среднем на 10 %, что, опять же, можно назвать хорошим достижением, особенно с учётом цен и разницы в уровнях энергопотребления.

Увы, в наиболее критическом для графических решений высшего класса раунде тандем GeForce GTX 460 SLI не смог выступить по-настоящему достойно, несмотря на внушительный потенциал. Финальный счёт остался прежним, 10:9 в пользу AMD, но среднее отставание от Radeon HD 5970 выросло до пяти с лишним процентов; кроме того, в отдельных тестах, в частности, в Metro 2033 , проигрыш достиг весьма внушительных величин. К весомым достижениям GeForce GTX 460 SLI в разрешении 2560х1600 можно отнести разве что результат в Mass Effect 2 , где исследуемый тандем серьёзно обошёл Radeon HD 5970 в минимальной производительности.

В целом, результаты, показанные парой GeForce GTX 460 1GB в режиме SLI нас несколько разочаровали. Откровенно говоря, от этого тандема мы ожидали большего. Нет, провалом его выступление назвать нельзя - в ряде тестов он в состоянии тягаться на равных или даже опережать такого признанного чемпиона, как ATI Radeon HD 5970. Но вот однозначного превосходства Nvidia добиться не удалось, и, судя по всему, не удастся, если гипотетический двухпроцессорный GeForce GTX 490 будет базироваться на урезанной версии GF104 с 336 активными поточными процессорами. Да, меньшая цена является важным козырем, и покупка пары GeForce GTX 460 1GB уже сейчас может быть весьма выгодным решением для тех, кто жаждет высокой производительности в любимых играх, но ничего нового потенциальным покупателям этот вариант не откроет. Остаётся лишь предполагать, что новых горизонтов производительности сможет достичь двухпроцессорная карта на базе полнофункциональной версии GF104 со всеми активированными ALU. Тем не менее, думать о снижении стоимости Radeon HD 5970 графическому подразделению Advanced Micro Devices стоит порезвее - при текущем уровне цен тандем GeForce GTX 460 SLI выглядит существенно привлекательнее для конечного покупателя, пусть и с чисто экономической точки зрения.

Что касается Zotac GeForce GTX 460 1GB, который, как уже было сказано, является точной копией эталонной карты Nvidia, то этот вариант GeForce GTX 460 1GB понравился нам меньше, нежели разработанный в недрах Palit/Gainward. В первую очередь, в этом виновата недостаточно хорошо продуманная конструкция системы охлаждения, в которой выброс нагретого воздуха за пределы корпуса системы затруднён из-за неудачной компоновки разъёмов на крепёжной планке. В совокупности с не слишком производительным радиатором это привело к тому, что для сохранения приемлемой эффективности охлаждения описываемая конструкция жертвует комфортными акустическими характеристиками. Тем не менее, карта неплохо разгоняется, стабильно работает, и её можно смело рекомендовать к приобретению, но лишь в том случае, если уровень шума для вас не является критическим параметром, или же вы сразу после покупки планируете заменить эталонную систему охлаждения Nvidia на что-то более эффективное. В подарок вы получите полную версию Prince of Persia: The Forgotten Sands.

Другие материалы по данной теме


Обзор профессиональной видеокарты NVIDIA Quadro 5000
Младший в семействе: GeForce GTX 460 1 ГБ
Готовим печку летом: 4 Radeon HD 5870, 3 GeForce GTX 480 и материнская суперплата Gigabyte GA-X58A-UD9

Наверняка многие задавались вопросом о том, можно ли сэкономить при покупке игрового компьютера класса hi-end или же они комплектуются исключительно дорогими деталями? Сэкономить, безусловно, можно, это не зависит от класса системы. Вся разница между low-end и hi-end компьютерами заключается в том, что в случае с hi-end решениями наличие приличной суммы денег позволяет более творчески подходить к решению задачи. При этом, если постараться, удастся неплохо экономить на "железе". Сегодня, на примере графической составляющей ПК мы попробуем продемонстрировать творческий подход к выбору видеокарты и заодно постараемся немного сэкономить.

Сначала давайте определимся с условиями задачи. Первое и самое главное - мы хотим собрать мощный игровой компьютер, способный показывать приемлемую частоту смены кадров во всех современных играх, как минимум в Full HD разрешении и на максимальных настройках качества картинки. Как показали наши предыдущие исследования, для достижения такой цели вполне достаточно приобрести один современный ускоритель класса hi-end.

Итак, предположим, вы уже отложили энную сумму денег и готовы идти в магазин. Однако прежде, чем вы сделаете окончательный выбор, мы рекомендуем изучить альтернативный подход к решению задачи. Для этого давайте сначала посмотрим, как обстоят дела с ценами на современные топовые видеоускорители:

  • AMD Radeon HD 5870 1 Гб ~ 12300 рублей.
  • NVIDIA GeForce GTX 480 1.5 Гб ~ 15300 рублей.
  • AMD Radeon HD 5970 2 Гб ~ 19000 рублей.

Нынешний король 3D-графики, Radeon HD 5970, является самым дорогим решением. Оно и понятно, максимальная производительность обеспечивается силами двух GPU Cypress - отличное решение для бескомпромиссного геймера. Далее идёт GeForce GTX 480 на базе чипа NVIDIA GF100 и, наконец, с “отставанием” в 3000 рублей тройку замыкает ускоритель Radeon HD 5870, который немного уступает по производительности видеокарте GeForce GTX 480.

Любое из представленных решений позволит вам достичь поставленной выше цели, но можно ли решить эту задачу иначе? В нашем предыдущем материале мы рассматривали весьма перспективное решение - ускоритель GeForce GTX 460, который показал достойную производительность при сравнительно невысокой цене. Интересно, получится ли за стоимость, сравнимую, скажем, с ценой GeForce GTX 480, собрать тандем из GeForce GTX 460 и получить аналогичную производительность? Попробуем. Давайте прикинем, сколько будет стоить SLI-связка из двух видеокарт GeForce GTX 460:

  • 2 x GeForce GTX 460 768 Мб ~ 12500 рублей
  • 2 x GeForce GTX 460 1 Гб ~ 14000 рублей

Итак, пара видеокарт GeForce GTX 460 768 Мб обойдётся в сумму, сравнимую со стоимостью Radeon HD 5870, а две видеокарты GeForce GTX 460 с 1 Гб видеопамяти окажутся примерно на 1300 рублей дешевле, чем один ускоритель GeForce GTX 480.

В нашем распоряжении оказались две видеокарты GeForce GTX 460 1 Гб, и мы попробуем выяснить, сможет ли производительность такой SLI-связки превзойти скорость одиночной GeForce GTX 480.

GeForce GTX 460 768Мб GeForce GTX 460 1 Гб GeForce GTX 470 GeForce GTX 480
Техпроцесс GPU, нм 40 40 40 40
Кластеры обработки графики, шт. 2 2 4 4
Кол-во потоковых мультипроцессоров 7 7 14 15
Кол-во ядер CUDA 336 336 448 480
Кол-во текстурных блоков 56 56 56 60
Кол-во блоков ROP 24 32 40 48
Частота GPU, МГц 675 675 607 700
Частота ядер CUDA, МГц 1350 1350 1215 1401
Эффективная частота видеопамяти, МГц 3600 3600 3348 3696
Объём видеопамяти, Мб 768 1024 1280 1536
Ширина шины памяти, бит 192 256 320 384
Пропускная способность видеопамяти, ГБ/с 86,4 115,2 133.9 177.4
Поддержка DirectX 11 11 11 11
Максимальный TDP, Вт 150 160 215 250
Рекомендованная мощность БП, Вт 450 450 550 600
Предельная температура GPU, °C 104 104 105 105
Примерная стоимость по данным , рублей 6200 7500 10250 15000

Если внимательно посмотреть на характеристики GeForce GTX 460 1 Гб и представить их в SLI-тандеме, то “бицепсы” GeForce GTX 480 уже не кажутся столь пугающими. С большой долей вероятности можно сказать, что пара видеокарт GeForce GTX 460 1 Гб в режиме SLI окажется быстрее, чем один ускоритель GeForce GTX 480. Другой вопрос, насколько, и во всех ли играх. Это мы проверим чуть позже, а пока давайте поговорим о том, что еще может потребоваться потенциальному владельцу SLI-системы.

Во-первых, для работы SLI-связки необходима специальная материнская плата с поддержкой этой технологии. Это вряд ли будет проблемой, поскольку большинство hi-end компьютеров базируется на системной логике и процессорах компании Intel. Более того, даже не самые дорогие современные материнские платы на чипсетах Intel X58/P55 в полной мере поддерживают технологию NVIDIA SLI.

Во-вторых, для работы SLI-тандема нужен мощный блок питания. Впрочем, одиночные hi-end ускорители тоже потребляют немало энергии, так что блок питания компьютера, способный вытянуть GeForce GTX 480, наверняка сможет справиться и с парой GeForce GTX 460.

В-третьих, совместимость с играми. На сегодняшний день, пожалуй, не осталось ни одной игры, которая бы работала на SLI или CrossFireX системе хуже, чем на одиночной видеокарте. И проблем с совместимостью у “парочек” ничуть не больше, чем у “одиночек”.

Чтобы проверить наши доводы на практике, мы использовали два графических ускорителя на основе GPU NVIDIA GF104, один из которых произведён компанией Gainward, а другой изготовлен на мощностях ZOTAC. Для более подробного ознакомления с этими ускорителями вы можете обратиться к нашему предыдущему обзору . Здесь же мы приведём лишь несколько фотографий использованных ускорителей.

Графические гиганты Nvidia и AMD продолжают сражаться с возможностями технологий производства, чтобы выпускать революционные GPU каждые полтора года.

Удовлетворить потребностям любителей высокой производительности нелегко. Действительно, вспомните, с каким отчаянием фанаты Nvidia воспринимали одну задержку за другой перед выходом на рынок GeForce GTX 480 . Видеокарта, в конце концов, вышла на рынок, при этом она оказалась весьма мощной, но вместе с тем горячей и дорогой (впрочем, фанаты Nvidia были вполне удовлетворены подобной комбинацией, чего нельзя сказать про нас).

Те же качества перешли и на производные менее дорогие модели, поэтому наше разочарование GeForce GTX 465 вряд ли кого-то удивило. Потребовались серьёзные изменения дизайна, прежде чем технология оказалась готова для проникновения на массовый рынок.

Долгожданная эволюция появилась на свет в виде GPU Nvidia GF104. По цене дешевле половины GeForce GTX 480, Nvidia представила 1-Гбайт GeForce GTX 460 , которая обеспечила лидирующую производительность в своём классе при намного меньшем тепловыделении - карта оказалась настолько хороша по соотношению производительность/цена, что мы выдали ей награду "Рекомендованная покупка". Мы были настолько впечатлены производительностью GeForce GTX 460, что сразу же задались вопросом: обойдут ли две эти карты флагмана GTX 480 в тестах? Компания Sparkle Computer выслала в нашу лабораторию все видеокарты, которые были необходимы для поиска ответа на заданный вопрос.

Примечание для фанатов AMD: данная статья фокусируется на сравнении производительности двух GeForce GTX 460 в конфигурации SLI с одной GeForce GTX 480. Если вам интересен детальный анализ, как GeForce GTX 480 работает по сравнению с конфигурациями Radeon на нескольких GPU, включая Radeon HD 5970 и Radeon HD 5870 в CrossFire, то обратитесь к обзору Asus ARES .


CPU Intel Core i7-980X (3,33 ГГц, 12 Мбайт общего кэша L3)
Разгон до 4,00 ГГц при +100 мВ, 160 МГц BCLK
Материнская плата Gigabyte X58A-UD9 BIOS F3 (05/28/2010), Intel X58 Express, LGA 1366
Память Kingston KHX16000D3ULT1K3/6GX (6 Гбайт), DDR3-2000 на DDR3-1600 CAS 7-7-7-21
Видеокарты GTX 460 Sparkle GeForce GTX 460 1 GB (x2 для SLI)
700 МГц GPU, GDDR5-3600
Видеокарта GTX 480 Sparkle GeForce GTX 480 1.5 GB, 700 МГц GPU, GDDR5-3696
Видеокарта Radeon Diamond Radeon HD 5870 1 GB, 850 МГц GPU, GDDR5-4800
Жёсткий диск для ОС Western Digital VelociRaptor, 600 GB (WD6000HLHX), 10 000 об/мин, SATA/600, кэш 32 Мбайт
Звук Встроенный HD Audio
Сеть Встроенная Gigabit
Блок питания OCZ-Z1000 1000 Вт модульный, ATX12V v2.2, EPS12V, 80 PLUS Gold
Программное обеспечение
ОС Microsoft Windows 7 Ultimate 64-bit
Видеокарты GeForce ForceWare 258.96
Видеокарты Radeon AMD Catalyst 10.6
Чипсет Intel INF 9.1.1.1020

Sparkle предоставила нам одну видеокарту GeForce GTX 480 и две GeForce GTX 460. Каждая видеокарта оснащена переходником с mini-HDMI на стандартный HDMI, переходником DVI-I на VGA, в комплект поставки входит CD с различными бесплатными утилитами, инструкция по установке и два переходника питания.

Поддержка установки до семи видеокарт обусловила выбор X58A-UD9 для нашей тестовой платформы. Менее дорогие материнские платы на чипсете Intel X58, конечно, тоже вполне удобно подойдут для тестов конфигурации 2-way SLI, поскольку данный чипсет поддерживает две видеокарты x16 с полной пропускной способностью.


Нажмите на картинку для увеличения.

Мы выбрали шестиядерный процессор Intel Core i7-980X как самую мощную модель в лагере Intel, пусть даже современные игры вряд ли умеют должным образом использовать больше четырёх потоков CPU. Конфигурация SLI в играх может загрузить несколько ядер CPU до упора, поэтому мы разогнали процессор до 4,00 ГГц.

Видеокарту Diamond Radeon HD 5870 мы добавили в наши тесты для сравнения. Кроме того, мы рекомендуем обратиться к обзору Asus ARES , в котором вы получите довольно подробный анализ конфигураций CrossFire в дополнение к нынешнему ограниченному тесту SLI.

Тесты и настройки


3D-игры
Aliens Vs. Predator Benchmark Alien vs Predator Benchmark Tool

Call of Duty: Modern Warfare 2 Campaign, Act III, Second Sun (45 sec. FRAPS)
Test Set 1: Highest Settings, No AA
Test Set 2: Highest Settings, 4x AA
Crysis Patch 1.2.1, DirectX 10, 64-bit executable, benchmark tool
Test Set 1: Highest Quality, No AA
Test Set 2: Highest Quality, 4x AA
DiRT 2 Run with -benchmark example_benchmark.xml
Test Set 1: Highest Settings, No AA
Test Set 2: Highest Settings, 4x AA
S.T.A.L.K.E.R.: Call Of Pripyat Call Of Pripyat Benchmark version
Test Set 1: Highest Settings, No AA
Test Set 2: Highest Settings, 4x MSAA
Синтетические тесты
3DMark Vantage Version: 1.0.1, GPU and CPU scores




Top