Горизонтальное меню с подменю jquery. Подборка горизонтальных меню на jQuery. Отличное jQuery меню в стиле Apple

О юзабилити" url="http://marketnotes.ru/about-usability/usability-principls/">

Читая про эвристические методики оценки дизайна и юзабилити, я обратил внимание, что все ссылаются на некие общепринятые принципы юзабилити, однако, никто не пишет какие. Тут два варианта: или они настолько понятны и естественны, что о них даже и не стоит говорить, или же толком никто не знает, что же это за принципы. Проанализировав статьи, которые на них ссылаются, да и просто подумав обе поисковые системы, я пришел к неутешительному выводу: толком никто ничего не знает, а все статьи – это неточные копии одной из статей Якоба Нельсона. Некоторые даже оставили ссылку на эти самые общепринятые принципы.

Увы, я не нашел ни одной статьи на русском (или украинском) языке, где бы они раскрывались. А посему, я решил, что стоит все-таки перевести и немного расшифровать эти самые принципы.

Итак, 10 общепринятых принципов юзабилити. Рассмотрим их более подробно.

1. Видимость статуса системы.

Этот принцип означает, что пользователь ВСЕГДА должен знать, что происходит и на каком участке пути он остановился. Если это сложная регистрация, указывайте, что это 2 шаг из 3. Если что-то закачивается или работает какой-то скрипт – выводите % обработки. И т.д.

Простой пример – уверен что каждый сталкивался с ситуацией, когда вы по какой-то иконке кликнули, но ничего не происходит. Судя по тому, как активно крутиться винт и мигает монитор – что-то все-таки происходит, и через несколько минут открывается окно программы, например (у меня так до сих пор открывается ИЕ). А что делать в интернете, когда все грузиться не на вашем компьютере, а на сервере в другой стране. Большинство пользователей просто несколько раз нажимают на кнопку «отправить», загружают одни и те же файлы несколько раз и т.п. А все потому, что отсутствует эта самая связь между пользователем и системой.

Следует внимательно следить за тем, чтоб система всегда четко и однозначно реагировала на действие пользователя. Есть такой момент – между действием и реакцией должно пройти максимум 1 секунда – это не причуда юзабилистов. Научно выяснено, что это именно то время, которое наш мозг держит причинно-следственную связь, типа сделал-получил. Если же реакция на ваше действие идет позже, чем через секунду – мозг воспринимает это как отдельное действие, лишь отдаленно связанное с предыдущим.

И еще одна граничная цифры – 10 секунд. Пользователь должен получить то, что он хочет в течении 10 секунд после своего действия (например, просматривая результаты поиска, пользователь открыл 5 окно. Затем быстро просматривает каждое из них. Если после того как он открыл окно в течении 10 секунд он туда не вернулся – считайте что он для вас потерян).

(цифры сам не проверял и не придумывал, взято с книги).

(это пример из Контакта. При загрузке фотографий вы видите процесс и оцениваете, сколько еще осталось ждать).

Следующий принцип говорит нам о том, что ваш сайт должен быть сделан под определенную аудиторию и вы должны общаться с ней на ее языке, используя ее обозначения и уровень подготовленности.

Буквально пару дней назад я смотрел два сайта компьютерной тематики с довольно похожей структурой и дизайном. НО! Один был посвящен особенностям настройки операционной системы, а второй – компьютерные курсы для начинающих.
Как вы понимаете, это две совершенно разные аудитории, и фраза «кликните 35 строку в реестре» будет более чем понятна для аудитории первого сайта, 99% пользователей второго сайта повергнет в шок.

Поэтому, всегда учитывайте свою аудиторию, и делайте сайт всегда для нее. Это касается не только текстов, но и структуры, помощи, дизайна, визуального восприятия информации и т.д.

(уже с первого взгляда понятно, на кого направлена информация на этом сайте. Новичок даже читать не будет что там. Уже по оформлению понятно, что она для программистов).

3. Пользовательское управление (свобода выбора)

Пользователь всегда должен контролировать ситуацию, так сказать держать руку на пульсе (ну или как минимум у него должно создаваться такое впечатление). Что это означает на практике? Например, при заполнении формы обязательно должна быть кнопка «очистить форму». Если форма предусматривает несколько шагов – пользователь должен вернуться на предыдущий шаг, или наоборот, по возможности – пропустить какой-то, чтоб попозже вернуться к нему.

Такая ситуация создаст у пользователя впечатление, что именно он «всем рулит», его не пытаются обмануть и запутать. И усложнение на первый взгляд интерфейса при правильном подходе станет упрощением. Ведь людям гораздо проще сделать 2-3 простых действия, чем одно сложное (здесь штука в том, что пока пользователь заполняет второй шаг, он еще думает что может отменить первый, но уже задумывается и о третьем).

(при создании проекта в Сеолибе, вы видите, на каком этапе находитесь, сколько еще осталось. Так же вы можете вернуться к предыдущему шагу, или пойти дальше, пропустив этот).

4. Последовательность и стандарты.

Еще один принцип, который кажется очевидным, но увы – так редко используемый на практике. Скажите, вы легко можете в интерфейсе любой Офисной программы Микрософт можете создать новый документ? Сохранить его? Отцентрировать текст? А ведь это не всегда такие простые операции…

Все дело в том, что кампания Микрософт в своих продуктах придерживается этого принципа (хотя часто и нарушает многие другие). У них во всех продуктах одни и те же иконки находятся в одних и тех же местах и выглядят одинаково.

В интернете уже есть определенные устоявшиеся обозначения и стандарты (например, вид корзины, контакты в верхнем углу и т.д.). Тем ни менее, если вы посмотрите, сколько разных видов корзин (по Яндекс или Гугл картинкам), вы поймете, что неопытный пользователь может серьезно заблудиться среди всех этих тележек, электронных корзин, ультра-модных пакетиков и т.д.).
Что же касается последовательности – то выбрав какой-то определенный стиль – соблюдайте его везде. Это касается и шрифтов, и картинок, и текста и верстки.

Я много раз видел, как расположение товара и верстка страницы отличалась в разных разделах. Создатели сайта считают это «креативной фишкой». Если они делают его для себя – то можно так и оставить, но если вы делаете это для пользователя, то как вы ему объясните, почему дизайн страницы при выборе принтера должен так сильно отличаться от дизайна страницы выбора оперативной памяти (в рамках одного и того же магазина)?

(как видно в этом примере, все иконки совершенно одинаковые в Ворде, Экселе и PP. Осваивая какой-либо новый продукт компании Микрософт, минимум половина функций вам сразу будет понятна).

5. Профилактика ошибок.

Этот принцип гласит, что ошибку проще предупредить, чем исправить. Везде, где можно упростить выбор и убрать ненужные, случайные действия – следует убрать.
На практике это может быть: подсказка при вводе с клавиатуры чего бы то ни было (города/страны например).

Это касается и кнопок. Например, ПРИНЯТЬ, обычно делают крупнее и ярче, чем Очистить форму. Если вам что-то известно о вводимой информации – подсказывайте ее пользователю (формат телефона или код региона) и т.д.

данном случае, пользователь не может пройти дальше, пока не разберется с этими настройками и не выберет хотя бы один вариант анализа сайта. Это намного удобней, чем потом сообщать пользователю что-то типа “выберите хотя бы один вариант, или неверно заданы параметры.)

Максимально упрощайте жизнь пользователю, делайте ему подсказки, запоминайте вводимую ранее им информацию (не только на предыдущей странице, но и с его прошлых посещений сайта).
Например, если у вас опять же многошаговая форма регистрации, показывайте ему уже заполненные поля, если они могут понадобиться в дальнейшем.

Кроме того, постарайтесь минимизировать количество текстовых полей, где пользователь должен что-то вводить сам. Давайте ему варианты (подсказки), чтоб он мог выбрать из уже имеющихся вариантов.

(подсказка региона выскакивает при вводе хотя бы одной буквы. И если пользователь не знает, как правильно пишется город – он просто кликает по одному из предложенных вариантов).

7. Гибкость и эффективность использования.

Одна из самых больших проблем – это как соединить простоту интерфейса и его функционал? Как сделать так, чтоб один и тот же интерфейс был понятен и удобен как профессиональному пользователю, так и новичку?

Этот принцип гласит, что интерфейс должен быть гибким, настраиваемым и с расчетом на ту аудиторию, которая преобладает. Делайте основной упор на простоту из расчета на простого пользователя. Элементы для продвинутых можно сделать значительно меньше и поставить в менее заметные части экрана, т.к. он их найдет везде.

Ярким примером является Карта сайта. Согласитесь, что новичок туда вообще не полезет, а опытный пользователь найдет внизу экрана мелким шрифтом эту «карту сайта», или маленькую иконку где-то сбоку.
Другой пример – кликеры/тайперы. Т.е. на каждую страницу можно попасть или из меню, кликая по навигации, или с помощью поиска по сайту. Оба варианта должны поддерживаться и в конечном итоге приводить к одинаковому результату.

(мы видим простой поиск для большинства пользователей, а так же расширенный, для продвинутых. При этом функции расширенного поиска спрятаны довольно далеко и только опытный пользователь может их найти, т.е. по сути только тот, кому он и нужен).

8. Эстетический и минималистический дизайн

Этот принцип гласит – в интерфейсе не должно быть информации, которая не нужна пользователю или которая может понадобиться ему в редких случаях. Аналогичным образом и в формах: вы не должны у пользователя спрашивать ту информацию, которая вам не нужна, или нужна в каких-то исключительных случаях.

К сожалению, этим принципом практически никто не пользуется. В 90% случаев при регистрации вас спрашивают и домашний телефон, и мобильный, и адрес и e-mail, и даже дату рождения. А все для того – чтоб поздравить вас с новым годом и днем рождения.

Все дополнительные данные вы сможете уточнить позже, при необходимости. А изначально, при регистрации например, или при оформлении заказа спрашивайте только ту информацию, которая вам действительно необходима.

Точно так же, на сайте (или в программе, эти принципы универсальны), не стоит выводить пользователю ту информацию, которая может быть когда-нибудь ему понадобиться. Например, возьмем тот же Микрософтовский Ворд. Скажите, как часто вы пользуетесь функцией «навигатор» или в вставкой Дата-Время? А тем ни менее, эти кнопки всегда на виду в тулбаре (в зависимости от версии кнопки могут быть разными, но я уверен что если вы посмотрите на них, вы найдете минимум 40% иконок, которыми вы НИКОГДА не пользовались, и даже не знаете что они делают).

(вот типичный пример. При регистрации Озон спросил меня и Имя и Фамилию. При этом, единственное где используется мое имя – это заголовок к письму. Фамилию вообще ни разу не видел, чтоб использовали. И спрашивается – зачем им эти данные? Ведь есть ник. Т.е. форму можно сократить вдвое легко…).

9. Помочь пользователю понять и исправить ошибку.

Скажите, что означает ошибка базы данных в строке 433? Или длинные жуткие ошибки в строке памяти LXR-XXX-5438645?
Все эти системные сообщения должны сохраняться в логах для администратора сайта/системы. Пользователю же пишите нормальным языком, в чем конкретно ошибка. Более того, пользователя по сути интересует только одно: виноват он или система? И можно ли что-то сделать?

Уверен, что у вы сталкивались с тем, что заполняете форму, нажимаете отправить, а вам в ответ какая-то ошибка базы данных. И ты сидишь и мучаешься двумя главными вопросами: кто виноват и что делать? Ушла ли форма? Если да, то вся ли информация? Или попробовать отправить еще раз?

Хотя все же такие серьезные ошибки встречаются все реже. Но другой вариант бесит еще больше – ты заполняешь довольно длинную форму, нажимаешь отправить и видишь красную надпись (или всплывающее окно) – внимательно заполните все поля, отмеченные звездочкой.
И снова ты сидишь и думаешь – какие поля? Какой звездочкой? Вроде бы я все заполнил, внимательно просмотрел… а потом оказывается что там номер телефона надо написать с пробелами, а не дефисом.

Якоб Нильсен

Юзабилити это качественный признак, который определяет, насколько интерфейс пользователя легок в использовании. Слово «юзабилити» также обозначает набор методов, служащих для улучшения интерфейса во время процесса его разработки.

У юзабилити есть пять количественных составляющих:

* Обучаемость: насколько легко пользователи могут выполнить основные задачи, впервые встретившись с незнакомым им интерфейсом?

* Эффективность: после того, как пользователи ознакомятся с дизайном, как быстро они могут выполнить то же задание?

* Запоминаемость: После того, как пользователь снова вернется к интерфейсу через определенный промежуток времени, насколько легко ему будет восстановить свои навыки работы с данным интерфейсом?

* Ошибки: сколько ошибок делает пользователь, насколько серьезны эти ошибки, насколько легко пользователь может исправить эти ошибки?

* Удовлетворенность: насколько пользователю приятно пользоваться данным интерфейсом?

Помимо юзабилити существует еще множество других важных качественных признаков дизайна. Один из ключевых - полезность, который описывает функциональность дизайна и отвечает на вопрос: является ли интерфейс тем, что пользователю нужно? Юзабилити и полезность одинаково важны: какой толк в программе, пусть даже и удобной в использовании, если она не делает то, что вам нужно? Плоха и та программа, которая гипотетически делает то, что вам нужно, но вы не можете с ней работать из-за ее сложного интерфейса. Для изучения полезности программы вы можете пользоваться теми же методами, что и при изучении качества ее юзабилити.

В Web-е юзабилити является необходимым условием выживания. Если с веб-сайтом трудно работать, посетители просто уходят с него. Если главная страница сайта не заявляет четко и ясно, чем занимается компания, и что какие задачи сайт позволяет выполнить, посетители уходят. Если сайт запутанный, посетители уходят. Если информация на сайте трудна для восприятия и не отвечает на ключевые вопросы посетителей, они уходят. Не бывает таких посетителей, которые внимательно изучают «справочное руководство по работе с сайтом» или тратят свое время на освоение его интерфейса. В Web-е полным полно других сайтов, поэтому уйти с сайта - первое побуждение, возникающие у посетителей, когда они наталкиваются на трудность.

Первое правило e-комерции гласит: если посетители не могут найти товар, они никак не смогут его купить.

Сегодняшний опыт показывает, что примерно 10% бюджета проекта должно тратиться на юзабилити. В среднем это поможет увеличить качество веб-сайта более чем в два раза, и чуть меньше чем в два раза В среднем это поможет увеличить качество веб-сайта более чем в два раза, и чуть меньше чем в два раза, качество интранет-сайта. Что касается ПО и других продуктов, степень улучшения качества, как правило, немного ниже, но все равно значительна.

При разработке продуктов для внутреннего пользования считайте, что улучшение юзабилити в 2 раза означает сокращение времени на обучение пользователей в два раза, позволит удвоить объем продаж, количество зарегистрированных пользователей и заказов, и вообще, увеличить в 2 раза тот результат, которые вы ожидаете получить от проекта.

Существует множество методов изучения юзабилити, но самый основной и самый полезный - это тестирование вашего дизайна пользователями.

Оно состоит из трех элементов:

Выберите пользователей, наиболее типичных для вашего проекта/продукта, например, посетителей коммерческих сайтов или сотрудников вашей компании, которые часто пользуются интернетом (в последнем случае должны быть выбраны те, кто не работает в вашем отделе);
- Попросите их выполнить наиболее типовые задачи;
- Следите за тем, что делают пользователи, где у них все получается, где возникают сложности с интерфейсом. Молчите и слушайте, что они скажут.

Самое важное - проводить тестирование с каждым пользователем. Пускай каждый из них самостоятельно решает проблемы, которые возникают перед ним.

Если вы будете им помогать или привлекать внимание к какому-то определенному элементу на экране, вы испортите результаты теста.

Для выявления наиболее серьезных проблем с юзабилити, достаточно привлечь к тестированию 5 пользователей. Вместо того, чтобы тратиться на большое дорогое исследование, лучше всего провести несколько мелких тестов и вносить изменения в дизайн после каждого из них: так вы сразу сможете исправить выявленные ошибки. Этот метод постепенного дизайна лучше всего позволяет улучшить качество конечного продукта. Чем больше версий и идей вы откатаете на пользователях, тем лучше.
Юзабилити играет свою роль на каждом этапе реализации проекта. Оценка качества интерфейса на каждом этапе - лишь одна причина по которой я рекомендую проводить многократные быстрые и дешевые тесты. Вот как это выглядит:

Перед началом разработки нового дизайна, проведите тестирование старого дизайна, чтобы выявить в нем хорошие моменты, которые надо оставить или усилить, и плохие моменты, которые вызывают затруднения у пользователей.

В случае если вы работаете не над интранет-проектом, исследуйте дизайн ваших конкурентов, чтобы за дешево получить данные о возможных вариантах интерфейса, имеющих те же функции, что и ваш.

Проведите тестирование в реальных условиях, чтобы оценить, как работают с интерфейсом пользователи в обстановке своего рабочего места.

Создайте бумажные прототипы одного или нескольких вариантов дизайна и испытайте их на пользователях. Чем меньше времени вы потратите на реализацию той или иной идеи, тем лучше, так как вам все равно придется менять дизайн по результатам тестов.

Отшлифуйте идеи, которые дают лучшие результаты по нескольким тестам. Постепенно продвигайтесь от схематичного дизайна на бумаге к более подробному и детальному на компьютере. Проводите тесты на каждом этапе внесения изменений.

Проверьте дизайн на соответствие общепринятым правилам юзабилити.

После того, как вы приняли решение по окончательному варианту и реализуете его, протестируйте его еще раз. На этапе реализации всегда находятся мелкие ошибки.

Не откладывайте тестирование дизайна на пользователях до самого последнего момента. Если вы поступаете так, большинство критических ошибок, которые будут найдены во время теста, будет уже невозможно исправить. Многие из этих ошибок будут носить структурный характер, и для их исправления придется переделать все заново.

Единственный способ получить качественный пользовательский интерфейс - начать тестировать с самого начала развития проекта и продолжать проводить тесты на каждом этапе.

Закажите аудит вашего сайта в Webcom Performance, сотрудники проведут вам детальный анализ всех параметров сайта и предоставят вам подробный отчёт с рекомендациями по исправлению ошибок на сайте, улучшению структуры и его функциональности.

14 ноября 2011 в 19:02

Принципы юзабилити: понятно, удобно, комфортно. Коротко о главном

  • Блог компании Digital Professionals Hub

В современном мире понимание основ юзабилити является необходимостью. Большинство посетителей сайта не совершают действий, которых от них ждут владельцы ресурсов. Люди не заказывают товар, не регистрируются, не подписываются на обновления и т.д. В чем причина такого поведения пользователей?
Причина проста – ресурс оказывается неудобным для пользователя. Например, для того чтобы «заказать» продукт, приходится пройти несколько страниц, а кнопку регистрации и вовсе невозможно обнаружить. Это делает ресурс неконкурентоспособным.
Как уменьшить количество отказов от использования сайта? Если проект нуждается в основательном подходе, можно обратиться в студию, к специалистам. Юзабилити-лаборатории предлагают не только различные варианты тестирования и проектирование интерфейса. А если бюджет ограничен, можно попробовать познать азы юзабилити самостоятельно.

Для самостоятельной разработки интерфейса нужно учитывать несколько простых правил:

  1. Правило 7-ми.
    Известно, что способности человеческого мозга небезграничны. Человек способен держать в кратковременной памяти не более 5-9 сущностей. Поэтому не следует размещать в навигации больше 7 пунктов.
    С этой точки зрения сайт tutu.ru , безусловно, заслуживает хороших отзывов, поскольку основной функционал удалось разместить в шапке сайта, ограничиваясь 4 пунктами меню и выпадающим списком.
    В то время как сайт Российских Железных дорог - отличный пример того, как делать не надо. От количества разрозненной информации пестрит в глазах, хочется просто закрыть его и больше никогда не заходить.
  2. Правило 2х секунд.
    Чем меньше пользователь ждет отклика программы, сайта или приложения, тем больше вероятность того, что он не откажется от использования этого продукта. 2 секунды – это оптимальный временной интервал отклика программы, именно к нему стоит стремиться. Так что стоит сто раз подумать, прежде чем ставить на сайт тяжелую флэшевую заставку, как это сделали на mtv.ru .
  3. Правило 3х кликов.
    Никому не нравится серфить страницы, в поисках необходимой информации и функционала. У посетителя должна быть возможность попасть с главной страницы на любую другую страницу сайта, сделав не более 3-х кликов. Это способствует и более успешной индексации сайта поисковыми роботами.
  4. Правило Фиттса
    Опубликованная Паулем Фиттсом в 1954 году модель движений человека, определяет время, необходимое для быстрого перемещения в целевую зону как функцию от расстояния до цели и размера цели.
    Метафорически правило можно объяснить так: легче указать на зажигалку, чем на спичку. Но указать на утес или огромный дирижабль одинаково просто. Если объект интерфейса, например ссылка, и без того достаточно крупный, нет смысла делать его еще крупнее.
  5. Перевернутая пирамида
    Этого принципа придерживается сам гуру юзабилити, Якоб Нильсен. Статья должна начинаться с итогового вывода, за которым следуют ключевые моменты, а завершаться наименее важной для читателей информацией. Это оптимально для веба, где пользователь хочет получить информацию максимально быстро.
Но даже спроектированный по всем правилам интерфейс стоит протестировать. Фокус-группы – самый доступный способ для тестирования «своими силами».

Тестирование состоит из четырех этапов:

  1. Подбор фокус-группы. Тестировщики должны соответствовать вашей целевой аудитории. Не стоит просить бабушку протестировать приложение для поиска обновлений драйверов.
  2. Составление плана тестирования – списка задач, для выполнения которых разработан ваш продукт. Именно этому списку будут следовать тестировщики. Если вы делаете интернет-магазин, в список должны быть включены такие задачи как поиск товара, получение информации о товаре, путь от получения информации о товаре к его заказу, удаление товара из корзины.
  3. Выполнение тестировщиками списка задач и фиксирование ошибок. Ошибкой можно считать все что угодно: слишком сложная капча, отсутствие сообщения от сервера о том, что «товар добавлен в корзину», невозможность изменить количество товаров в корзине или отменить действие, и т.д.
  4. После выявления и исправления ошибок цикл тестировки нужно пройти заново. Цикл должен повторяться до тех пор, пока результаты не будут удовлетворять необходимым требованиям.
Оценка качества интерфейса должна проводиться на каждом этапе проекта. Не откладывайте тестирование юзабилити до самого последнего момента. Серьёзные ошибки просто нельзя будет исправить из-за того, что проект находится на завершающей стадии. И тогда - либо переделывать заново, либо получить низкий показатель юзабилити.
Как правило, достаточно 5 тестировщиков для выявления основных багов.

Пример по теме

Напоследок разберем типичные ошибки на примере сайта известного исполнителя Влада Топалова . Предположим, мы хотим договориться о выступлении с его менеджментом и хотим найти на сайте их контакты. И вот тут начинается квест!
Первое, что мы видим на сайте, это черную заставку со ссылкой «enter» и предложением обновить флеш-плеер.


Кнопка «enter» звучит как призыв попасть на главную страницу сайта. Но вместо главной страницы попадаем на «чистый лист».


Здесь взгляд приковывает изображение красной ленты, и мы, конечно, думаем, что это ссылка, и может даже на меню. Но нет – это всего лишь символ борьбы со СПИДом, который призван обозначить общественную позицию певца и не более. И тогда рука тянется в левый верхний угол. А там и не меню вовсе, а кнопка полноэкранного режима. Несколько секунд в замешательстве, и поиски окончены, вожделенное меню внизу, в центре экрана. Кликаем… и видим ПЛЕЕР! Нас снова обманули.


Пока в плеере транслируется клип, мы продолжаем искать меню. Теперь оно наверху, в самом центре. В выпадающем списке мы, наконец, наблюдаем желанное слово «Контакты». Но и тут не все так просто. Эти контакты нельзя скопировать. Придется переписывать вручную!


Теперь о цифрах. Время ожидания отклика в зависимости от скорости соединения может разниться, но в любом случае это будет больше 2х секунд. А путь до страницы контактов менеджмента занял 7 кликов. А мог бы занять всего один.
Влад Топалов, конечно, может позволить себе такие «креативные» решения. Но очевидно, что такие решения просто губительны для бизнеса.

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Думаю все из вас слышали такое слово, как юзабилити. Многие даже знают, что это такое, а какая-то часть только думает, что знает.

Так получилось, что мне в своей практике пришлось очень тесно столкнуться не просто с понятием юзабилити, а именно проанализировать сайт, высказать свое мнение и дать рекомендации по улучшению. Причем анализировала я не с точки зрения веб-дизайна, а с точки зрения эффективности сайта, как инструмента бизнеса.

Самым сложным в этой ситуации для меня оказалось не выявление проблемных моментов на сайте, а сами объяснения, почему это считается проблемным.

Естественно, я не собираюсь претендовать на глубокие знания в юзабилити сайтов и не собираюсь конкурировать с профильными ресурсами по данной теме. Те несколько публикаций, которые я посвящу юзабилити, будут в большей степени для упорядочивания моих знаний, закрепления темы и шпаргалки на будущее.

Также обращаю внимание, что я рассматриваю данную тему не столько с точки зрения веб-разработчика и веб-дизайна, сколько с точки зрения интернет-маркетолога.

Именно поэтому в предыдущей статье я поделилась , которой объясняется и описанный ниже взгляд на юзабилити.

Хотелось бы начать с того, что большая часть информации о юзабилити в различных блогах о веб-дизайне – это только верхушка айсберга. Это обусловлено несколькими причинами, и одна из них заключается в том, что юзабилити – это не какое-то там удобство пользования сайтом, которое может придумать любой веб-дизайнер, это отдельное масштабное направление в разработке программного обеспечения, на службе которого трудятся настоящие профессионалы – юзибилити-инженеры.

Немного из истории возникновения юзабилити

Из всех определений, что я встретила в интернете, по сути ни одно из них не являлось определением. т.е. нельзя сказать, что юзабилити – это наука о…., или юзабилити – это комплекс мер….

Из всего многообразия определений я пока решила остановиться на определении международного стандарта ISO 9241-11, согласно которому:

Юзабилити – это степень , с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью.

Но решила поискать и другие определения, из-за чего я углубилась в истоки возникновения, и выяснила, что юзабилити является частью микроэргономики, которая в свою очередь, является одним из разделов эргономики. Наконец-то я встретила понятное для меня слово, при этом имеющее научную основу и терминологию.

В прошлой жизни я должна была стать художником-дизайнером и в процессе обучения получила знания о том, что такое эргономика – наука, изучающая взаимодействие человека с окружающими предметами (может определение не самое научное, но суть передает).

Вы когда-нибудь задумывались, почему ступеньки в вашем подъезде ровно той высоты, какой есть? Дверные проемы никогда не бывают у же определенного размера, как и односпальная кровать. Все размеры предметов являются следствием науки эргономики, даже не смотря на то, что появились несколькими тысячелетиями раньше неё самой.

Любая современная разработка, во-первых, всегда разрабатывается с учетом размеров среднестатистического человека, во-вторых, проходит тщательное тестирование на предмет удобства использования.

С развитием техники в эргономике выделилось направление – микроэргономика, одним из направлений в которой является проектирование интерфейсов. Вот тут то и возникло такое слово, как юзабилити.

Как уже сказала выше, я не просто так опубликовала прошлую статью о интернет-маркетинге, в которой поделилась своими видением этой темы. И рассуждая на тему юзабилити с точки зрения интернет-маркетинга, я пришла к такому выводу, что в большей степени юзабилити является аналогом нашего слова "качество", т.е. фразы: юзабилити сайта и качество сайта по сути являются равноценными.

Я уже затрагивала такую тему, что для любого бизнеса . Чем более качественным будет ваш инструмент, тем лучших результатов вы сможете добиться.

Т.е. качественный инструмент тот, который выполняет свою функцию: для интернет-магазина это будут продажи; для сайта дизайн студии – прямые заказчики; для блога – подписчики.

Соответственно, с сайтом постоянно взаимодействует пользователь, и чем легче и проще происходит взаимодействие, тем более качественным является ваш инструмент - сайт, значит, тем лучше юзабилити вашего сайта.

Самое главное, почему я столько времени уделила своим размышлениям и поискам, чтобы вы усвоили для себя, что юзабилити не просто "удобное меню на сайте", а мера качества всего сайта с точки зрения использования его человеком.

Результатом взаимодействия является удовлетворение нужд и потребностей интернет-пользователя (), что в итоге приносит прибыль компаниям, которые развивают свой бизнес посредством интернета.
И ещё раз...

нельзя сказать о сайте - "у сайта хорошее юзабилити" до тех пор, пока вы не получите реальное подтверждение тому, что этот сайт приносит пользу пользователю. Соответственно, в зависимоти от сайта пользой является - получение информации, осуществление покупки и т.п., т.е. все то, что приводит к удовлетворению нужд и потребностей интернет-пользователя.

Казалось бы, выводы все сделаны, теперь должно быть все более понятно, но не тут то было. Ведь все люди разные, и у каждого свое мерило качества. Для одних пользователей будет удобным одно, другим – другое. Но юзабилити сайта, как и качество сайта невозможно измерить, все это является относительными величинами. Осталось только понять, относительно чего? Ответ - относительно того, что было или имеется изначально.

И это вторая причина, почему многие о юзабилити имеют самые поверхностные знания. Как я уже сказала – юзабилити – это огромный пласт исследовательской, статистической и аналитической информации в разработке программного обеспечения, в том числе и в веб-разработке.

Для ответа на все возможные вопросы проводятся исследования, опросы, тестирование и анализ данных. Для этого над вопросом юзабилити работают целые группы исследователей и разработчиков, а в тестировании участвуют тысячи пользователей. Но, к сожалению, позволить себе такие масштабные исследования могут только крупные компании. Но, естественно, это не освобождает каждого владельца сайта думать о юзабилити своего ресурса, проводить собственные мини-исследования и тестирования. Для этого нам нужно знать основы юзабили и уметь пользоваться инструментами, с помощью которых можно протестировать ресурс.

Основы юзабилити

Юзабилити строится на основных пяти принципах, в сети вы встретите, что их называют факторами или составляющими юзабилити. На мой взгляд, слово "принципы" более точно передает их сущность.

Принцип первый – обучаемость . Это конечно больше касается сложных интерфейсов, очень актуально для администраторских панелей CMS, аккаунтов в различных биржах, системах статистики.

Например, часто жалуются на интерфейс Google Analytics, что в нем сложно разобраться или, как сложен для многих твитер. Это яркий пример первого принципа юзабилити, когда пользователь испытывает сложности, впервые зарегистрировавшись на каком-нибудь сайте.

Хотя, на мой взгляд, пример не самый удачный, т.к. по моим личным наблюдением сложность заключается не столько в юзабилити, сколько в не самой удачной русификации иностранных ресурсов, ну и частично в менталитете. Для сравнения, интерфейс Яндекс Метрики, на мой взгляд, намного удобнее, и сразу схватываешь на лету, где и что находится, и без проблем начинаешь пользоваться системой.

И тут начинает действовать второй принцип юзабилити - эффективность . Я, как пользователь, могу с уверенностью сказать, что я эффективно использую Яндекс Метрику, единожды обучившись с ней работать. Значит разработчики хорошо справились со вторым принципом юзабилити. Также, единожды разобравшись в твитере, понимаешь, что он очень простой и начинаешь его эффективно использовать. Чего совсем я не могу сказать о Google Analytics, когда я, вроде бы, все изучила, все поняла, но при этом уверена, что не использую его возможности даже на половину.

А каждый раз, когда начинаю с ней работать, обязательно пару раз кликну не туда, куда мне нужно или долго перебираю все меню, чтобы найти нужный мне отчет. Эта ситуация полностью зависит от выполнения третьего принципа юзабилити – запоминаемость . Например, мне, в приведенном примере, плохо удается запомнить, где какой отчет находится. Одни отчеты нахожу быстро и без проблем, а на поиск других трачу время. Что это, моя проблема или проблема разработчиков? На самом деле нельзя дать однозначный ответ, и этот вопрос я рассмотрю в следующей публикации.

Четвертый принцип юзабилити – ошибки . Тут, я думаю, в расчет берутся и такие ошибки, как бесполезные лишние клики, т.е. сам пользователь ошибается из-за плохой обучаемости и запоминаемости, так и серверные ошибки, например, та же является ошибкой сервера и ее отсутствие может повлиять на лояльность пользователя к ресурсу.

Последний, пятый принцип юзабилити – это удовлетворенность . Причем, стоит отметить, что я могу быть удовлетворенной или нет, как процессом использования, так и результатом . И если, например, для меня процесс использования Google Analytics сложен, то результатом взаимодействия с этой системой аналитики я полностью довольна, при этом, в зависимости от поставленных задач, я могу быть удовлетворена в значительно большей степени, чем от использования Яндекс Метрики.

Справляется Google Analytics со своей задачей, когда обучаемость, эффективность и запоминаемость не ахти, но пользователь получает удовлетворенность? Я считаю, что справляется.

Таким образом, разобравшись со всеми основополагающими принципами юзабилити, я возвращаюсь к тому, что юзабилити сайта и качество сайта – это синонимы, которые определяют степень (меру) удовлетворения пользователя сайтом и как следствие – выполнение функций сайта. А как мы с вами уже знаем, выполнение сайтом своих функций сулит хозяину сайта увеличение прибыли.

К слову, из принципов очень ясно видно, что изначально юзабилити не использовалось для веб-ресурсов и видны все проблемы, с которыми сталкивается пользователь именно при работе с интерфейсом программ. С другой же стороны, я привела наглядные примеры тому, что современные веб-ресурсы обладают сложнейшими интерфейсами и очень важно, чтобы разработчики не забывали об основных принципах юзабилити.

Учитывая вышесказанное, чтобы наше представление о юзабилити для веб-сайтов было более полным и понятным, в следующей статье я расскажу, какие правила действуют при разработке качественного сайта. Эти правила будут более ориентированы на веб-сайты и расширяют сами принципы юзабилити.

Оставайтесь на связи и удачи в продвижении.

Доброго дня вам, уважаемые читатели моего блога. Популярным инструментом продаж услуг и товаров в интернете является сайт. Как сделать так, чтобы пользователи не просто заходили полюбоваться красивыми картинками, но делали именно то, что вам нужно: совершали покупки, оформляли подписку на материалы?

Поведением пользователя на сайте можно управлять. Для этого существует юзабилити, основные принципы которого мы рассмотрим в статье.

Но даже если у вас нет своего сайта, понимание основ юзабилити можно превратить в источник неплохих денег. Интересно? Тогда читайте дальше.

Проблема большинства владельцев сайтов одинакова. В веб-разработку вложены большие деньги, но инструмент не работает!

Пользователи не совершают тех действий, которые ждет от них продавец. Не покупают, не подписываются на обновления, быстро уходят, низкий процент повторных обращений. В чем дело?

А ответ на поверхности – сайт для пользователя неудобный!

Что это значит? Например, чтобы найти информацию об оплате и доставке пользователю нужно пролистать несколько страниц. Никто не хочет тратить лишние усилия на поиски. Поэтому нужно предлагать простые решения.

Принципы юзабилити в интерфейсе

Есть несколько важных правил в дизайне, которые нужно учитывать при его разработке.

Первое правило носит название «Правило 7». Основано оно на особенностях работы человеческой кратковременной памяти.

Охватить вниманием человек способен от 5 до 9 объектов, в среднем это Не нужно перегружать страницы обилием объектов среди которых легко потеряться, ограничьтесь семью.

Второе правило – это правило двух секунд. Никто не хочет ждать пока прогрузится сложная, забитая графикой и флеш-заставками страница. Поэтому стоит подумать много раз, прежде чем так поступать.

Возможно, это сделает сайт визуально более привлекательным, но пользоваться им не будут.

Следующее правило звучит как правило трех кликов. Это значит, что пользователь должен совершить максимум три перехода до того момента, как найдет нужную информацию. Такие сайты любят не только посетители, но и поисковые роботы.

Правило Фиттса. Суть его в том, что не нужно делать крупные предметы еще более крупными, человек их и так заметит.

Принцип перевернутой пирамиды . Это значит, что посетитель должен сначала получать самую важную информацию и постепенно переходить к менее значимой. Такой подход экономит время на поиски, что вызывает у пользователей положительные эмоции.

Тестирование интерфейса

Даже если вы уверены в том, что выполнили все правильно, интерфейс нуждается в обязательном тестировании. Для этого нужно собрать группу людей, которые будут принимать участие в тесте и подготовить список самых востребованных задач, которые пользователь должен решить при помощи вашего сайта.

Допустим, найти товар, оформить заказ, оплатить, поменять товар в корзине, получить информацию о доставке и другие.

Все всплывающие в ходе тестов ошибки нужно фиксировать письменно, даже самые незначительные. Устранить все недочеты. Шаги повторять до тех пор, пока не будет получен необходимый результат.

Чужими руками или самостоятельно?

Разработка интерфейса может быть выполнена самостоятельно или руками привлеченных специалистов.
Например, на этой бирже weblancer.net можно заказать услуги по разработке дизайна и верстке сайта. Вложенные средства окупятся очень быстро.

Также вы можете пройти обучение мастерству создания работающих сайтов. Например, здесь вы найдете много качественных, работающих курсов.

Эти программы могут быть полезны не только владельцам сайтов, но и людям, которых интересует хорошо оплачиваемая работа в интернете.
Пройдя обучение, вы становитесь специалистом, который может помочь качественно в интернете, сделать его более прибыльным.

Такие специалисты востребованы на рынке труда и могут рассчитывать на хорошую оплату.

Обучающие курсы содержат видеоматериалы от ведущих специалистов российского интернета, практические материалы, чек-листы и интеллект-карты. Изучить информацию вы можете в удобное для вас время.

Например, на курсе «Проведение аудита юзабилити сайтов » вы научитесь видеть и исправлять ошибки, которые приводят к потере больших сумм денег, сможете обеспечить попадание в топ-10 только за счет того, что исправите эти ошибки.

Принципы юзабилити контента

Говоря о юзабилити, не стоит упускать из виду важность контента. Каким бы удобным ни был сайт с точки зрения дизайна, главное, зачем приходит человек – это качественная информация, контент.

Признаки качественного контента:
логичность информации;
простота подачи;
наличие структуры.

Текст, написанный простыней, не воспринимается. Такие статьи закрывают, даже не пытаясь в них вчитываться. Поэтому в любой статье должна быть четкая структура: подзаголовки, списки, врезки, выделенные основные мысли.

Все это позволяет пользователю экономить время на поиске нужной информации.
Где брать такие тексты? Можно писать их самостоятельно, привлекать для работы профессиональных копирайтеров или покупать готовый контент на бирже, например, здесь — textsale.ru




Top