Почему первый советский телевизор назывался квн 49.  Виртуальный компьютерный музей

Модель "КВН-49-Б" тоже имела две модификации. Во втором выпуске в усилителе высокой частоты второго канала на одну контурную катушку меньше. Но, вероятно, решение оказалось неудачным, и поэтому в следующей модели "КВН-49-4" схема УВЧ полностью повторяет "КВН-49-Б" (1 выпуск).

Телевизоры выпускали разные заводы-изготовители: Александровский радиозавод, Бакинский радиозавод, Воронежский завод "Электросигнал", Киевский завод "Маяк", Ленинградский завод "Россия", Ленинградский НИИ телевидения, Московский радиозавод, Новгородский завод Квант.

Разработчики телевизора "КВН" - группа инженеров в составе В.К.Кенигсона, Н.М.Варшавского и И.А.Николаевского при активном участии главного инженера НИИ А.В.Дубинина. КВН - это аббревиатура, составленная из первых букв фамилий его основных конструкторов.

Благодаря надежности в работе и доступности КВН-49 стал в последующие годы наиболее популярным телевизионным приемником. Это был первый массовый телевизор в СССР и один из первых телевизоров в мире.

С 1962 года выпуск КВН-49 был прекращён.

Основные показатели телевизора "КВН-49" (базовая модель):

Канал изображения телевизора собран по схеме прямого усиления, а канал звукового сопровождения - по супергетеродинной схеме с использованием в качестве промежуточной частоты разностной частоты в 6,5 МГц, возникающей в результате биений между несущими частотами сигналов изображения и звукового сопровождения.

В телевизоре 16 ламп.

Размер изображения на экране кинескопа 18ЛК15 - 105х140 мм.

Телевизор рассчитан на прием первых трех телевизионных каналов.

Его чувствительность (при входном сопротивлении 75 Ом) по каналу изображения не хуже 1 000 мкВ, по каналу звукового сопровождения 800 мкВ.

Разрешающая способность по горизонтали в центре не менее 400 линий.

Мощность, потребляемая от сети телевизорами "КВН-49-А", - 216 Вт.

Наружные размеры футляра 380х490х400 мм. Вес 29 кг.

  1. Усилителя высокой частоты на лампе Л1 - 6Ж4;
  2. Смеситель на лампе Л2 - 6Ж4;
  3. Гетеродин на лампе Л3 - 6С2С;
  4. 1 каскад УПЧИ на лампе Л4 - 6Ж4;
  5. 2 каскад УПЧИ на лампе Л5 - 6Ж4;
  6. Видеодетектор на лампе Л6 - 6Х6С;
  7. Видеоусилитель на лампе Л7 - 6П9;
  8. 1 каскад УПЧЗ на лампе Л8 - 6Ж3;
  9. 2 каскад УПЧЗ на лампе Л9 - 6Ж3;
  10. Ограничитель на лампе Л10 - 6Ж3;
  11. Частотный детектор на лампе Л11 - 6Х6С;
  12. Предварительный каскад УНЧ на лампе Л12 - 6Ж7;
  13. Оконечный каскад УНЧ на лампе Л13 - 6Ф6С;
  14. Селектор (левый триод) и ограничитель импульсов синхронизации (правый триод) на лампе Л14 - 6Н7С;
  15. Блокинг-генератор, генератор напряжения пилообразно-импульсной формы на лампе Л15 - 6Н7С;
  16. Оконечный каскад кадровой развертки на лампе Л16 - 6Ф6С;
  17. Задающий генератор строчной развертки на лампе Л17 - 6Н7С;
  18. Оконечный усилитель строчной развертки на лампе Л18 - Г-411;
  19. Демпферный диод на лампе Л19 - 1Ц1С;
  20. Импульсный выпрямитель для питания анода кинескопа на лампе Л20 - 5Ц4С;
  21. Кенотронный выпрямитель на лампе Л21 - 5Ц4С;
  22. Кенотронный выпрямитель на лампе Л22 - 5Ц4С;
  23. Кинескоп - 18ЛК15.
Схема:

Высокочастотный блок состоит: из усилителя высокой частоты на лампе Л1, смесителя на лампе Л2 и гетеродина на лампе Л3. Входное устройство телевизора представляет собой трансформатор, рассчитанный на подключение несимметричного фидера с волновым сопротивлением 75 Ом. Управляющая сетка смесительной лампы через трансформатор L3, L4 связана с анодным контуром УВЧ, а на катод этой лампы подается напряжение, генерируемое гетеродином лампой Л3, который собран по трехточечной схеме с индуктивной связью.

Канал изображения: канал сигналов изображения состоит из двух каскадов УПЧ (лампы Л4 и L5), детектора (лампа Л6) и видеоусилителя (Лампа Л7).

Частотная характеристика УПЧ формируется настройкой трех контуров, один из которых (L7,L7,C17,C18) имеет двухгорбую характеристику, а два других одногорбую. Контур L9,C23 - режекторный. С анодным контуром смесителя связан контур L12,L13C39, настроенный на промежуточную частоту звука. Регулировка контрастности осуществляется переменным сопротивлением R20, с которого в цепь катода лампы Л4 подается положительное напряжение. Детектор на лампе Л6 собран по двухтактной схеме. Лампа Л7 - усилитель сигналов изображения. Дроссели Др2, Др3 и Др4 корректируют частотную характеристику усилителя сигналов изображения в области высоких частот.

Канал звукового сопровождения состоит из двухкаскадного усилителя промежуточной частоты (лампы L8 и Л9), ограничителя (лампа Л10), частотного детектора (лампа Л11) и двухкаскадного усилителя низкой частоты (лампы Л12 и Л13). Для улучшения качества звучания в усилителе низкой частоты применена отрицательная обратная связь.

Блок синхронизации. Левый триод лампы Л14 служит селектором, а правый - ограничителем импульсов синхронизации. Разделение импульсов синхронизации на строчные и кадровые производится при помощи дифференцирующей (R87, С86 и интегрирующей (R71,C75, R70, R69, С77) цепочек.

Развертывающие устройства. Кадровая развертка в телевизоре состоит из блокинг-генератора, генератора напряжения пилообразно-импульсной формы (лампа Л15) и усилителя (лампа Л16) с дроссельным выходом.

В строчной развертке в качестве блокинг-генератора и разрядной лампы также использован двойной триод (лампа Л17).

Выходной каскад строчной развертки на лампе Л18, являющийся генератором пилообразного тока, при помощи трансформатора Tp5 связан со строчными отклоняющими катушками. На этом же трансформаторе имеется специальная демпферная обмотка, соединенная с лампой Л20.

Питаниe анода кинескопа производится импульсным выпрямителем на лампе Л19.

Низковольтный выпрямитель собран на двух кенотронах Л21 и Л22, соединенных параллельно.

В телевизоре использована высокоомная фокусирующая катушка Кф, включенная между плюсом анодного напряжения и шасси. Катушка подмагничивания громкоговорителя Др8 вместе с конденсатором С69 образует дополнительную ячейку фильтра в анодной цепи канала звукового сопровождения.

Особенности схемы телевизора модификации "КВН-49-4".

Сигналы изображения и звука после общих для них каскадов усилителя высокой частоты поступают на амплитудный детектор 2. С выхода детектора снимаются сигналы изображения и промежуточная частота звука, равная 6,5 МГц +-75 кГц, образовавшаяся в результате биений между напряжениями несущих частот звука и изображения и равная их разности. Так как биения создаются сигналами, один из которых модулирован по частоте, а другой по амплитуде, получившаяся промежуточная частота в 6,5 МГц +-75 кГц имеет амплитудную и частотную модуляцию.

Сигналы изображения после усиления 3 поступают на модулирующий электрод кинескопа. Усиленный сигнал с частотой 6,5 МГц +-75 кГц при помощи трансформатора передается с выхода видеоусилителя на ограничитель 4, который подавляет амплитудную модуляцию, а затем на дискриминатор 5 и на усилитель низкой частоты 6.

Схема с использованием биений между несущими дает возможность уменьшить число ламп и деталей в телевизоре и устраняет необходимость подстройки, как это имеет место в схеме супергетеродина с раздельными каналами УПЧ сигналов изображения и звукового сопровождения.

В схеме легко осуществляется переключение с одного канала на другой, так как промежуточная частота звука получается автоматически за счет строго постоянной разности между несущими частотами сигналов изображения и звука.

Эта помеха появляется всякий раз при нарушении установленного соотношения между уровнями несущих частот на входе амплитудного детектора и ухудшении помехоподавляющих свойств частотного детектора или ограничителя.

Соотношение между уровнями несущих частот звука и изображения на входе амплитудного детектора регулируется настройкой каскадов УВЧ и выбирается в пределах 1/10 - 1/12. При этом амплитудная модуляция промежуточной частоты звука (6,5 МГц) снижается до 10-12%, и ее возможно успешно подавить в каскадах ограничителя и частотного детектора.

Ухудшение помехоподавляющих свойств ограничителя обычно наблюдается при нарушении режима его работы, чаще всего из-за уменьшения напряжения промежуточной частоты звука на управляющей сетке ограничителя ниже порога ограничения.

Помехоподавляющие свойства частотного детектора определяются правильностью его настройки.

Канал сигналов изображения состоит из четырехкаскадного усилителя высокой частоты (лампы Л1, Л2, Л3 и Л4), диодного детектора и усилителя сигналов изображения. Вход телевизора апериодический (сопротивление R1), рассчитанный на подсоединение коаксиального кабеля с волновым сопротивлением 75 Ом. Регулировка контрастности производится при помощи переменного сопротивления R3, изменяющего величину отрицательного напряжения на управляющей сетке лампы первого каскада УВЧ.

Контур каждого каскада усилителя высокой частоты включен по схеме параллельного питания и состоит из индуктивности, образованной одной или несколькими последовательно соединенными катушками (в зависимости от положения переключателя каналов) и подключенной к ним емкости.

Для уменьшения влияния смены ламп на настройку контуров применена автотрансформаторная связь контура с цепью управляющей сетки лампы.

В каждом телевизионном канале имеется по одному режекторному контуру (L4, C4, L3, C9, L12, С14). Питание анодной, экранной и накальной цепей УВЧ производится при помощи емкостных шин, выполненных в виде узких металлических полосок и изолированных от шасси тонким слоем триацетатной пленки. Емкость каждой такой шины по отношению к шасси составляет 600-700 пФ.

Амплитудный детектор выполнен на одном из диодов лампы L5. Лампы Л6 и Л7 работают в каскадах видеоусилителя. Назначение дросселей Др2, Др3 и Др4 - скорректировать частотную характеристику усилителя в области высоких частот, а конденсатора С22 и сопротивления R16 - в области низких частот.

Трансформатор L16 L17 отсасывает промежуточную частоту, равную 6,5 МГц, в канал звукового сопровождения. С сопротивлений анодной нагрузки R17 и R19 и дросселя Др4 сигналы изображения через конденсатор С60 снимаются на управляющий электрод кинескопа (18ЛК1Б или 18ЛК5Б). Подключенная к управляющему электроду кинескопа цепочка из сопротивлений R69, R70 и правого диода лампы Л5 используется для восстановления "постоянной составляющей".

Канал звукового сопровождения состоит из ограничителя (Л8), частотного детектора (Л9) и усилителя низкой частоты (Л10). Подстройка дискриминатора производится в одних сериях телевизоров изменением индуктивности катушек путем вдвигания сердечника, в других, как в данном случае, при помощи подстроечных конденсаторов.

Канал синхронизации. Полный телевизионный сигнал поступает на сетку левого триода лампы Л11, который выполняет роль фазоинвертора и ограничителя. Правый триод этой лампы используется в качестве селектора. Сигналы синхронизации снимаются в цепи генератора кадровой развертки с сопротивлений R40 и R41, включенных в цепи катода правого триода, а в цепи генератора строчной развертки - с сопротивления R40. Для выделения строчных синхронизирующих импульсов используется дифференцирующая цепочка (конденсатор C45 и сопротивление R43), а полукадровых - интегрирующая цепочка (конденсаторы и сопротивления (C54, R55, C53, R56, C55, R57).

Развертывающие устройства. Левый триод лампы Л12 работает в качестве блокинг-генератора и генератора напряжения пилообразно-импульсной формы. Выходной каскад строчной развертки на лампе Л13 связан при помощи трансформатора Тр4 со строчными отклоняющими катушками.

Для демпфирования колебаний, возникающих при обратном ходе луча, используется правая половина лампы Л12, включенная диодом и подсоединенная параллельно выходной обмотке строчного трансформатора. К этой же обмотке подсоединена катушка индуктивности L20, используемая для регулировки размера строки. Анодное напряжение для питания электроннолучевой трубки (4000 В) получается при помощи импульсного выпрямителя на лампе Л14.

В цепи кадровой развертки работает двойной триод Л15, левая половина которого входит в схему блокинг-генератора и генератора напряжения пилообразно-импульсной формы, а правая - в схему усилителя. Регулировка линейности производится при помощи переменного сопротивления R63 путем изменения величины отрицательного напряжения на управляющей сетке правого триода лампы Л15. Анодное питание на все лампы, за исключением оконечного каскада усилителя низкой частоты, снимается после дросселя Др1, а на оконечный каскад до дросселя. В цепь минуса выпрямленного напряжения последовательно включены фокусирующая катушка Кф и потенциометр центровки растра по горизонтали. Создаваемое на сопротивлении центровки падение напряжения используется для подачи отрицательного напряжения на управляющие сетки ламп Л1 и Л7, а полное падение напряжения, создаваемое в минусовой цепи телевизора, подается на переменное сопротивление регулировки линейности.

С момента своего выпуска телевизор "КВН-49" прошел несколько модернизаций, касавшихся отдельных узлов, но не изменивших существенно его принципиальной схемы.

Первый массовый отечественный телевизор КВН-49

С. В. Новаковский

Как уже неоднократно отмечалось в журнале "Электросвязь", в 1944 г. в нашей стране была начата разработка стандарта черно-белого телевидения на 625 строк. 7 ноября 1948 г. Московский телецентр приступил к регулярному телевизионному вещанию по новому стандарту разложения изображения на 625 строк, который в дальнейшем был принят и в большинстве европейских стран.

Разработка первых телевизоров на 625 строк проводилась в ВНИИТ (г. Ленинград) и координировали ее М. Н. Товбин, В. А. Клибсон и главный инженер института А. В. Дубинин. В течение 1946-1948 гг. группа инженеров в составе В. К. Кенигсона, Н. М. Варшавского и И. А. Николаевского при активном участии А. В. Дубинина создала телевизор КВН, аббревиатура которого была составлена из первых букв фамилий его основных конструкторов. В дальнейшем этот телевизор получил наименование КВН-49. В это же время на Московском радиозаводе Е. Н. Геништа и И. Я. Сытин создают телевизор "Москвич", а на заводе им. Козицкого под руководством Р. Г. Британишского, Д. С. Хейфеца и В. А. Клибсона разрабатывается телевизор "Ленинград".

Телевизор КВН-49 был тщательно испытан и принят для крупносерийного производства Межведомственной комиссией во главе с главным инженером МТЦ С. В. Новаковским. В 1949 г. к его массовому выпуску приступил Александровский радиозавод (АРЗ, Владимирская обл.) под руководством директора завода М. М. Жулева. Телевизор КВН-49 представлял собой приемник прямого усиления и был предназначен для приема ТВ программ по трем радиоканалам: 48,5...56,5 МГц (волны 6,15...5,31 м); 58,0...66,0 МГц (волны 5,17...4,55 м) и 76,0...84,0 МГц (волны 3,95...3,57 м).

В телевизоре использовался кинескоп 18ЛК1Б с круглым экраном без ионной ловушки; фокусировка и отклонение электронного луча осуществлялись магнитными полями. Фокусирующе-отклоняющая система (ФОС) состояла из трех катушек (строчных, кадровых, фокусирующей). Размер изображения на экране кинескопа составлял 105х140 мм, формат кадра 4:3. Выходная звуковая мощность равнялась 1 Вт. Для увеличения размеров изображения завод выпускал отдельную приставную увеличительную пластмассовую линзу, наполненную дистиллированной водой. Потребляемая телевизором от сети мощность составляла 220 Вт. Габариты телевизора 380х490х400 мм, масса - 29 кг.

Схема телевизора состояла из тракта обработки сигнала (из четырех каскадов УВЧ на лампах 6Ж4, видеодетектора (6Х6С), двух каскадов видеоусилителя (6Ж4 и 6П9), каскада восстановления постоянной составляющей видеосигнала (6Х6С), амплитудного селектора (6Н8С), усилителя и ограничителя синхроимпульсов (6Н8С)); генератора строчной развертки (задающий генератор (6Н8С), разрядная лампа (6Н8С), выходной каскад (Г-807), демпфер (6Н7С), высоковольтный выпрямитель (1Ц1С)); генератора кадровой развертки (задающий генератор (6Н8С) и выходной каскад (6Н8С)); звукового тракта (усилитель и амплитудный ограничитель (6Ж8), частотный детектор (6Х6С), усилитель низкой частоты (6П9)).

В процессе производства в телевизор вносились различные усовершенствования (модернизации), что отражалось добавлением к названию приемника отдельных букв. В 1962 г. выпуск КВН-49 был прекращен, и АРЗ перешел на производство унифицированного телевизора типа "Рекорд". Всего же было выпущено 2,5 млн. телевизоров типа КВН.

Телевизор КВН-49 был весьма популярен у населения и его по праву можно было назвать народным телевизором. Ни в одной стране мира после войны не выпускался подобный массовый телевизионный приемник (перед второй мировой войной в Германии был разработан так называемый "Народный телевизор", но крупносерийное его производство не было организовано).

В 1953 г. в Москве передавалось уже пять программ. Промышленность начала выпускать кинескопы 35ЛК2Б, 40ЛК1Б, 43ЛК2Б, 53ЛК2Б, производство телевизоров и комплектующих изделий к ним было организовано на многих заводах страны. В 1957 г. появился кинескоп с углом отклонения луча 110°. В 1963 г. был совершен переход на выпуск унифицированных телевизоров типов УНТ-35; УНТ-47; УНТ-59, разработанных в МНИТИ совместно с КБ ряда радиозаводов. Унифицированные телевизоры производились на 22 заводах. В 1970 г. выпуск телевизоров составлял 6 млн. в год, а приемный парк достиг 40 млн. телевизоров. В 1990 г. годовое производство телевизоров увеличилось до 10 млн. (включая цветные телевизоры), а их приемный парк превысил 100 млн.

Говоря о прошлых достижениях в области телевизоростроения, мы должны помнить, что массовое производство телевизоров в СССР началось с приемника КВН-49, и не забывать имена названных выше его создателей.

Выпускавшийся в СССР в различных модификациях с до 1960 года. Первый массовый телевизор в СССР и один из первых в мире, рассчитанных на стандарт разложения 625/50 , принятый в Советском Союзе в 1945 году .

История

Модернизация

В процессе производства в телевизор вносились различные усовершенствования (модернизации), что отражалось добавлением к названию приёмника отдельных букв. Большинство модернизаций были связаны с добавлением и заменой ламп, поскольку изначальная схема телевизора в погоне за простотой и дешевизной была сделана чересчур примитивной. Внешне модификации телевизора неотличимы.

Список основных разновидностей телевизора, выпускавшихся в разные годы :

  • «КВН-49-1» - с по 1950 год ;
  • «КВН-49-А» - с 1950 по 1952 год ;
  • «КВН-49-Б» - с 1952 по 1955 год ;
  • «КВН-49-4» - с 1953 по 1958 год ;
  • «КВН-49-М» - с 1954 по 1955 год ;
  • «КВН-49-4(А)» 1 выпуск - с 1955 по 1959 год ;
  • «КВН-49-4(А)» 2 выпуск - с 1959 по 1960 год ;

Конструкция

Телевизор мог принимать три существовавших ТВ канала , с частотами несущих видеосигнала 49,75 МГц, 59,25 МГц и 77,25 МГц . Тип приёмника - одноканальный (нет отдельного ВЧ-тракта звука) приёмник прямого усиления , промежуточная частота канала звукового сопровождения получается в результате биений несущих частот изображения и звука . Такое решение позволило упростить устройство телевизора, в котором использовано всего 16

Смотря на современные модели телевизоров, сложно представить, что несколько десятилетий назад подобная техника демонстрировала низкокачественное черно-белое изображение, давая возможность просмотра одного-трех телеканалов. В СССР первой моделью телеоборудования стал телевизор «КВН», выпускаемый с 1948 по 1960 год. Ныне это изобретение является желанным экземпляром для коллекционеров антикварных предметов, лишь отдаленно напоминая современные модели.

Появление телевизора «КВН»

Работы по созданию стандарта черно-белого телевиденья в СССР были организованы в 1944 году, по окончании Второй мировой войны. Телевидение должно было соответствовать стандарту, согласно которому транслируемое изображение занимало 625 строк.

Первая модель телевизора «КВН»

На базе Всесоюзного научно-исследовательского института телевидения в Ленинграде и началась разработка первых моделей телевизоров. Создание нового изобретения координировалось В. Клибсоном, М. Товбиным и А. Дубининым - главным инженером учреждения.

С 1946 по 1948 год велись научно-технические работы по созданию первой модели телевизора «Т-1». В непосредственном создании техники участвовали советские инженеры Кенигсон, Варшавский и Николаевский. Первые буквы фамилий разработчиков и были взяты для названия первого в истории СССР телевизора - «КВН», созданного в 1949 году.

Позже новинка техники получила название «КВН-49». После окончательного налаживания процесса телевещания телевизор КВН начал массово производиться с целью дальнейшей продажи населению СССР. В 1949 году техника выпускалась на потоке на базе Александровского радиозавода во Владимирской области РСФСР. Процессом изготовления телевизоров руководил начальник учреждения М. Жулев. Позже производством телевизоров «КВН» начали заниматься следующие заводы СССР:

  • «Маяк», город Киев;
  • «Россия», город Ленинград;
  • «Электросигнал», город Воронеж;
  • «Квант», город Нижний Новгород.

Особенности

Телевизор советского производства мог транслировать всего лишь три телеканала. Отличался он небольшими размерами экрана, диаметр которого составлял всего 18 сантиметров (для сравнения: у самого небольшого ноутбука диагональ составляет 20 сантиметров). Изображение, которое транслировалось на экране телевизора, было настолько маленьким, что его невозможно было рассмотреть без применения линзы. К слову, она заполнялась водой или глицерином и приставлялась к экрану. Линза продавалась вместе с техникой.

Качество звука также было более чем низким: телевизор постоянно «хрипел» и «шипел». Большинство экземпляров отличалось плохой износостойкостью. Так, большая половина телевизоров «КВН» попала на гарантийный ремонт.

Несмотря на сомнительное качество техники, население СССР мечтало обзавестись телевизором «КВН», так как это изобретение считалось признаком состоятельности его владельца. На самом же деле многие обладатели такого телевизора относились к нему как к радиоприемнику, поэтому предпочитали не смотреть, а слушать транслируемую информацию.

Производство телевизоров «КВН» длилось с 1949 по 1962 год. На протяжении всего этого периода разработчики трудились над усовершенствованием техники, хотя дизайн телевизора не менялся. Все же довести технику до совершенства не удалось, так как при ее разработке весь акцент был сделан на дешевизну и простоту, и уже в 1962 году телевизоры «КВН» были сняты с производства. На смену им пришел унифицированный телевизор «Рекорд». За 13 лет было произведено и продано населению СССР свыше 2,5 миллиона экземпляров телевизоров «КВН». Этот показатель отображает темпы популяризации телевидения в СССР, которые, в сравнении с США, оставались незначительными.

Первый советский телевизор был прославлен в заставке ОРТ в 1995 году. А также первую модель телевизора можно увидеть, посмотрев киноленты «5 вечеров» и «Покровские ворота». К популярной телепередаче «КВН» этот телевизор не имеет никакого отношения, несмотря на полное сходство названий.

Валерий не без труда достает с полки 32-килограммовый деревянный ящик, посередине которого крошечный экран размером с ладошку. Подсоединяет антенну, включает в сеть, щелкает большим круглым тумблером. Телевизор начинает шипеть - лампы нагреваются.

И через минуту-другую на экране появляется изображение!

Второй ручкой Валерий настраивает картинку, третьей поправляет яркость, четвертой - контрастность. Аппарат функционирует идеально.

Неужели он так и сохранился с 49-го года?

Увы. Конденсаторы от времени пересыхают и выходят из строя. Этот экземпляр я собрал из нескольких телевизоров. Поиск ламп, оригинальных шнуров, крышек, элементов декора занял годы. Вот эту ручку мне прислали из Находки, задняя крышка из картона доставлена из Владивостока, поддон - из Литвы. А самую сложную деталь, лучевую трубку, возвращал к жизни мой знакомый инженер.

Экран совсем крошечный... Как его смотреть?

Усмехнувшись, Валерий достает странное устройство из стекла на двух изогнутых ножках, похожее на плоский аквариум:

Это специальная линза, для удешевления она сделана полой; ее заполняли через узкое горлышко глицерином или водой и ставили перед кинескопом. Линза увеличивала изображение в четыре раза, но смотреть можно было только под определенным углом, иначе возникали очень большие искажения.

Пробую смотреть. Это и впрямь непросто. К тому же экран нещадно фонит - ладонь на расстоянии 10 см чувствует покалывания от электромагнитного поля. Но каким же пустяком это было для первых зрителей КВН в послевоенных коммуналках!

Домашние ворчат на Валерия - мол, громоздкие телевизоры заполнили весь дачный подвал. А я снимаю шляпу перед коллекционером. В размытом изображении на экране-ладошке - аромат, атмосфера далекой эпохи, которую, наверное, только так и можно сохранить для потомков.

Потому и сам Валерий вместе с друзьями каждый Новый год спускается в подвал, включает КВН-49 и смотрит "Голубые огоньки" третьего тысячелетия, с легкой грустью вспоминая страну, которой больше нет и о которой напоминают лишь громадные мамонты-телевизоры на полках.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Первый советский массовый телевизор КНВ-49 производился на радиозаводе в г. Александров (Владимирская обл.), был рассчитан на прием трех телеканалов.

В 1949 году аппарат стоил 1200 руб., затем цена была снижена до 900 (при средней зарплате хорошего инженера 600 руб.).

Частота кадров - 50 Гц (у современных аппаратов - 100 Гц).

В разных модификациях было выпущено почти 2 000 000 аппаратов.

Современная цена в хорошем состоянии, заводской комплектации и с документами - до 100 000 руб.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

Ласковое, но уверенное похлопывание по боковине телевизора нередко возвращало ему четкость изображения.

Большой проблемой был устойчивый прием программ. Поэтому газеты тех лет пестрели статьями об умельцах, строивших на крышах мощные антенны и выводивших провод через форточку.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Кенигсон, Варшавский, Николаевский...

Модель КВН-49 названа по первым буквам фамилий конструкторов, ленинградских инженеров Кенигсона, Варшавского и Николаевского. Производство шло со скрипом, первая партия (несколько тысяч аппаратов) не отличалась особой надежностью, главным образом из-за плохого качества пайки. Шутники расшифровывали КВН как "купил, включил, не работает".

Марку телевизора позже использовали для названия популярного шоу "Клуб веселых и находчивых" (первоначально программа называлась "Вечер веселых вопросов").




Top