Все о sony xperia j. Полный обзор Sony Xperia J: смартфон на каждый день. Дизайн, размеры, управляющие элементы

Большое признание в научном мире получила также разработана в 30-60-е pp. XX в. теория функциональных систем П.К. Анохина. Часто считается наиболее завершенной системной теории в психологии и физиологии, поскольку в ней не только четко определено понятие системы, но и разработана внутренняя операционная архитектоника системы и определены основные принципы ее функционирования.

В русле системного подхода поведение рассматривается как целостный, определенным образом организованный процесс, направленный, во-первых, на адаптацию организма к среде и, во-вторых на активное его преобразования,. Приспособительный поведенческий акт, связанный с изменениями внутренних процессов, всегда носит целенаправленный характер, что обеспечивает организму нормальную жизнедеятельности. Сейчас как методологическая основа психофизиологического описания поведения используется теория функциональной системы П.К. Анохина .

Функциональные системы - это динамические организации, саморегулирующиеся, деятельность всех составляющих компонентов которых способствует получению жизненно важных для организма приспособительных результатов (П.К. Анохин).

П.К. Анохин выделил такие универсальные для различных систем узловые механизмы:

♦ красный приспособительный результат как ведущий пункт функциональной системы;

♦ рецепторы результата;

♦ обратная афферентация от рецепторов результата в центральные образований функциональной системы;

♦ центральная архитектура, представляет собой выборочное объединение нервных элементов различных уровней;

♦ исполнительные соматические, вегетативные и эндокринные элементы, включая организованную целенаправленное поведение.

Результат деятельности для каждой функциональной системы ее является центральным системообразующим фактором. П.К. Анохиным были выделены четыре группы приспособительных результатов:

1) ведущие показатели внутренней среды, определяющие нормальный метаболизм тканей;

2) результаты поведенческой деятельности, удовлетворяющие основные биологические потребности;

3) результаты стадной деятельности животных, которые удовлетворяют потребности группировки;

4) результаты социальной деятельности человека, удовлетворяющие ее социальные нужды, обусловленные ее положением в определенной общественно-экономической формации.

Центральная архитектура функциональной системы, в свою очередь, тоже состоит из взаимосвязанных и организованных в единое целое блоков (стадий):

♦ афферентный синтез - стадия функционирования системы, инициируется определенной потребностью, для удовлетворения которой и создается упомянутая система; на этой стадии решается вопрос "что делать?", какой же именно сейчас нужен результат; к компонентам афферентного синтеза входят - доминирующая на данный момент мотивация, учредительная афферентация, которая также отвечает данному моменту, пусковая афферентация и память;

♦ принятие решения - это стадия характеризуется выбором основной для данного момента "линии поведения";

♦ формирование акцептора результата действия - определяет процесс формирования образа результата или цели системы;

♦ эфферентный синтез - стадия, на которой происходит динамическое объединение соматических и вегетативных функций для выполнения целенаправленного воздействия;

♦ целенаправленное действие - динамическое взаимодействие соматических, вегетативных и эндокринных компонентов, направленная на достижение цели системы; целенаправленное действие происходит под постоянным контролем соответствующих механизмов акцептора результата действия с помощью обратной афферентации, информации (параметры, образ) о реально полученный результат; при этом происходят постоянное сравнение, оценка достигнутого и соответствующая коррекция действия;

♦ санкционируя стадия - если сравнение достигнутого результата через обратную аферентацию соответствует запрограммированным качествам в акцепторе результата действия, то делается вывод об удовлетворении данной потребности и поведенческий акт заканчивается.

Вышесказанное схематическое представление в определенной мере гипотетическим, поскольку реальных механизмов его осуществления пока не обнаружено. Как не обнаружено и конкретных мозговых структур, которые отвечают за работу указанных блоков. Поиск механизмов функциональной системы продолжается.

Кроме вышеприведенных принципов организации функциональной системы, также существуют основные принципы ее функционирования.

♦ взаемоспивдии - системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, в которых взаимодействие и взаимоотношения имеют характер взаемоспивдии компонентов для получения сфокусированного полезного результата (чтобы подчеркнуть основной механизм функционирования системы, П.К. Анохин в своих работах часто выделял долю "пение" в слове взаемоспивдия)

♦ динамичности - приводит свойство системы быть пластичной, внезапно менять свою структуру для достижения запрограммированного полезного результата;

♦ иерархичности - принцип функционирования и организации системы, который, с одной стороны, отражает многоуровневость ее внутренней реализации, а с другой - предполагает, что определенная система также входит и в иерархии системы высшего порядка;

♦ саморегуляции - принцип функционирования системы, которая реализуется на основе механизма обратной афферентации и аппарата акцептора результатов действия для достижения запрограммированного результата;

♦ минимизации - введение в структуру функциональной системы только тех элементов, которые необходимы для получения конечного результата, и отвержение всех других.

Функциональная система представляет собой универсальную модель для понимания и построения любой системы в различных классах явлений, включая организмы, машины и социально-экономические организации. Преимущество теории функциональных систем перед другими системными теориями заключается в том, что она дает конкретные возможности для системного анализа различных классов явлений природы и общества и является связующим звеном между синтетическим и аналитическим уровнем исследований (К.В. Судаков).

Именно теория функциональных систем П.К. Анохина оказалась наиболее эффективным и пригодным для психологов вариантом системной методологии, ибо, в отличие от других вариантов системного подхода, в ней было разработано понятие системообразующего фактора. Этот фактор - результат системы, под которым понимается красный приспособительный эффект в соотношении организма и среды, достигается при реализации системы. Поэтому детерминантой поведения и деятельности в теории функциональных систем рассматривается не прошла по ним событие - стимул, а будущее - результат (Ю.И. Александров, В. Дружинин).

Выдающимся проявлением влияния теории функциональных систем на психологическую науку стало создание нового направления в психологии - системной психофизиологии, задачей которой является изучение систем и межсистемных отношений, составляющих и обеспечивают психику и поведение человека.

10.4. Человек как целостная биопсихосоциальная система

В последнее время в науке получили широкое распространение взглядов о необходимости рассмотрения человека как целостной биопсихосоциальной системы. Истоки этих взглядов был заложен еще в 60-80-х pp. прошлого столетия трудами Н.А. Агаджаняна, Б.Г. Ананьева, В.А. Ганзена, А.С. Батуева, Б.Ф. Ломова, BC Мерлина, В.М. Русалова и др.

Согласно теории Б. Ананьева человек представляет собой пол- системным образования, в котором выделяются различные ипостаси. Первая из них определяется как индивид (или целостный организм). Индивид ни качества, в свою очередь, делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся соматические, нейродинамических, конституциональные и половые, к вторичным - те, что образуются на основе первичных в процессе жизнедеятельности: сенсомоторная организация, структура органических потребностей, темперамент, задатки.

Б.Ф. Ломов выделял три уровня индивидуальности человека, представляющие собой целостную систему: социальный, психический и психологический, биологический. При этом ученый отмечал, что ведущую роль в отношении человека к миру играют те качества, которые определяются ее принадлежности к социальной системы.

Согласно теории интегральной индивидуальности BC Мерлина совокупность индивидуальных качеств человека представляет собой большую иерархическую систему, которая саморегулируется. Иерархические уровни этой большой системы включают:

1. Система индивидуальных качеств организма. ее подсистемы: а) биохимические; б) общесоматические; в) качества нервной системы (нейродинамических).

2. Система индивидуальных психических качеств. Ее подсистемы: а) психодинамические (качества характера) б) психические качества личности.

3. Систему социально-психологических индивидуальных качеств. Ее подсистемы: а) социальные роли в социальной группе и коллективе; б) социальные роли в социально-исторических общностях.

В.М. Русалов, основываясь на системных принципах, определил человеческую индивидуальность как целостную систему, целью которой является сохранение целостности и тождественности человека самому себе в условиях непрерывных внутренних (организмических) и внешних (социальных) изменений.

В структуре человеческой индивидуальности он выделил два основных компонента: организм и личность и следующие основные признаки: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, самосознание, творческие способности.

В.М. Русалова было также выделено два основных уровня индивидуально-психологических различий между людьми, подчеркивает преимущественно "социальное" или "биологическое" происхождение этих различий:

♦ к первому уровню относятся "содержанию" индивидуальные различия, касающиеся социально обусловленных качеств (направленности, отношений, моральных установок, желаний, мотивов, интересов, а также знаний, умений, навыков и т.д.).

♦ второй уровень касается "психодинамических" качеств личности, которые обусловлены организмический качествами человека, его биологической организацией. При этом разделение психики человека на "содержательный" и "динамический" уровне не означает существование непроходимой границы между ними, а указывает лишь на возможность рассмотрения этих различных аспектов единого целостного психического процесса.

Вышеприведенные взгляды на человеческую индивидуальность представляют собой общенаучную основу современных представлений о человеке как целостную биопсихосоциальная систему.

Несмотря на определенную абстрактность изложенных представлений, они имеют важное значение для теоретического обоснования психофизиологических исследований и интерпретации их результатов. О том, что между психическим и соматическим существуют причинно-следственные связи, которые имеют двустороннюю направленность (психическое влияет на физиологическое и наоборот), свидетельствует множество фактов. Только при таком подходе получают объяснения феномена изменения физиологических показателей под влиянием психических изменений, и наоборот, изменения в психике человека под действием воздействий на ее тело. Итак, целостность индивидуальности лежит в основе того факта, что любое воздействие (например, прием химического препарата, изменение атмосферного давления, шум на улице, неприятные известия и т.д.) хотя бы на один из уровней (биохимический, физиологический, психологический и др.) неизбежно приводит к отзывам на всех других уровнях и меняет текущее состояние организма человека, его психическое состояние, а возможно, и поведение. Поэтому следует рассматривать различные аспекты индивидуальности во всем многообразии их взаимосвязей и взаимодействия .

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой понятие системного подхода и системы?

2. Какие системные принципы рассмотрения психических явлений были определены Б.Ф. Ломовым?

3. Какие уровне исследования человека и его психики были определены Б.Ф. Ломовым?

4. Что представляет собой функциональная система и каковы ее узловые механизмы?

5. По каким блоков состоит центральная архитектура функциональной системы?

6. Каковы основные принципы функционирования функциональной системы?

7. В чем заключаются основные взгляды относительно понимания человека как целостной биопсихосоциальной системы?

Литература

1. Аиохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. - М.: Наука, 1980. - 197 с.

2. Кокун А.Н. Онтимизация адаптационных возможностей человека: психофизиологический аспект обеспечения деятельности: Монография. - М.: Миле- ниум, 2004. - 265 с.

3. Лол.ов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 446 с.

4. Ломов Б. Системность в психологии: Избр. психол. тр. / Под ред В.А. Барабан тиковая. - М.: Институт практической. психологии, 1996. - 384 с.

5. Мпрютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. - Четвёртый изд. - М.: Флинта, 2004. - 400 с.

6. Теория функциональных систем в физиологии и психологии. - М.: Наука, 1978. - 384 с.

7. Психофизиология: Учебник для вузов / Под. ред. Ю.И. Александрова. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

Темы рефератов

1. История развития системного подхода.

2. Системный подход в психологии.

3. Системная психофизиология как новое направление психологии.

Творческое задание

Подробно опишите, основываясь на методологических принципах-теории функциональных систем, какой-нибудь (на выбор) поведенческий акт человека.

Её основные постулаты

Под функциональными системами понимают такие саморегулирующиеся динамические организации, деятельность всех составных компонентов которых взаимосодействует достижению полезных для организма в целом приспособительных результатов.

Такими результатами, прежде всего, являются различные показатели обмена веществ и внутренней среды организма. Кроме того, это многочисленные результаты поведенческой деятельности живых существ, определяющие удовлетворение их ведущих потребностей. В организме, таким образом, столько функциональных систем, сколько полезных, приспособительных результатов.

Например, из учения П. К. Анохина о функциональных системах вытекает одна из ведущих закономерностей роста и развития организма – СИС-ТЕМОГЕНЕЗ. Последний очень наглядно прослеживается на ранних этапах развития ребёнка: новорожденный не способен к какому-либо активному физическому действию, кроме осуществления врождённых рефлексов. На определённом этапе ребёнок повернётся на бочок, когда достаточного развития достигнет функциональная система, обеспечивающая этот акт (соответствующее развитие костно-связочно-мышечного аппарата, механизма ориентации в пространстве и т. п.). Так же, далее, он, в своё время, сядет, пойдёт, побежит, когда определённой степени развития достигнут функциональные системы, обеспечивающие эти акты. Таким образом, СИСТЕМОГЕНЕЗ – это избирательное и ускоренное развитие анатомо-физиологических образований (функциональных систем), обеспечивающих человеку выживание, функционирование на каждом отдельном этапе развития . Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития.

Состав функциональных систем не определяется топографической близостью структур или их принадлежностью к какому-либо разделу анатомической классификации. В функциональную систему могут быть вовлечены как близко, так и отдалённо расположенные структуры организма. Единственным фактором, определяющим избирательность этих соединений, является биологическая и физиологическая архитектура функции, а единственным критерием их полноценности является конечный приспособительный эффект для целого организма, наступающий при развёртывании процессов в данной функциональной системе.

Таким образом, центральное звено любой функциональной системы представляет тот или иной полезный для организма в целом, для его метаболизма, результат. Последнее (результат) – это «визитная карточка» любой функциональной системы. Любое состояние результата и особенно отклонение от уровня, обеспечивающего нормальный метаболизм, воспринимается соответствующими рецепторами, которые передают информацию в специальные центры. Последние, в свою очередь, мобилизуют различные исполнительные механизмы, которые приводят результат к оптимальному для организма уровню. В итоге, функциональные системы работают по принципу саморегуляции.


Функциональные системы – единицы целостной деятельности организма. Они представляют собой динамические саморегулирующиеся организации, формирующиеся на метаболической основе или под влиянием факторов окружающей, а у человека – и социальной среды.

Многообразие полезных для организма приспособительных результатов указывает на то, что число функциональных систем, составляющих раз-личные стороны жизнедеятельности целого организма, может быть чрезвычайно велико. Одни функциональные системы своей деятельностью определяют различные показатели внутренней среды организма, другие – поведенческую деятельность и взаимодействие с окружающей средой.

Любая функциональная система, согласно представлениям П. К. Анохина, имеет принципиально однотипную организацию и включает следующие общие, универсальные для разных систем, периферические и центральные узловые механизмы:

· полезный приспособительный результат как ведущее звено функциональной системы – это «пусковой механизм» системы;

· рецепторы результата – дающие «задание» на получение приспособительного результата (здесь заканчивается безусловная часть рефлекса);

· обратную афферентацию , идущую от рецепторов результата в центральные образования функциональной системы как необходимая и универсальная стадия любого условного рефлекса или поведенческого акта, когда даётся весь комплекс информации «обратной связи» в центральное звено функциональной системы, насколько выданное решение корректно поставленной задаче;

· центральную архитектуру (центры коры головного мозга), представляющую избирательное объединение функциональных систем нервных элементов различных уровней, являющуюся анализатором (корректором) принятого решения (предсказание и контроль результатов действия);

· исполнительные соматические, вегетативные и эндокринные компоненты , включающие организованное целенаправленное поведение в рамках, определяемых сложившимся решением функциональной системы.

В целом организме взаимодействие различных функциональных систем строится на основе принципов иерархии и многосвязного, мультипараметрического взаимодействия результатов деятельности отдельных функциональных систем.

Принцип иерархии состоит в том, что в каждый данный момент времени деятельность организма определяется функциональной системой, доминирующей в плане выживаемости или адаптации к окружающей среде (принцип доминанты ). Другие функциональные системы выстраиваются в иерархическом порядке в соответствии с их биологической значимостью и необходимостью для социальной деятельности человека.

Смена доминирующих функциональных систем происходит постоянно и отражает сущность непрерывно происходящего обмена веществ и постоянного взаимодействия организма с окружающей средой. Однако все функциональные системы находятся в тесной взаимосвязи и изменение одного показателя, результата деятельности какой-либо функциональной системы, тут же сказывается на результатах деятельности других функциональных систем.

Целостный организм в каждый данный момент времени представляет слаженное взаимодействие, интеграцию (по вертикали и горизонтали) различных функциональных систем, что определяет нормальное течение метаболических процессов. Нарушение этой интеграции, если оно не компенсируется специальными механизмами, означает заболевание и может привести к гибели организма.


Академик П.К. Анохин в фундаментальных трудах по нейрофизиологии – механизмам условного рефлекса, онтогенезу нервной системы ввел понятие системообразующего фактора (результата системы). Под результатом системы П.К. Анохин понимал полезный приспособительный эффект во взаимодействии «организм – среда», достигаемый при реализации системы.

Поведение индивида можно описать как результат определенного взаимодействия организма с внешней средой. Причем по достижении определенного результата, исходное воздействие прекращается, что делает возможным реализацию следующего поведенческого акта [Швырков, 1978]. Поэтому в системной психофизиологии поведение рассматривается с позиции будущего – результата.

На основании обобщения экспериментов П. К. Анохин пришел к выводу, что для понимания взаимодействия организма со средой следует изучать не «функции» отдельных органов или структур мозга, а их взаимодействие, то есть координацию их активности для получения конкретного результата.

В системной психофизиологии активность нейронов связывается не с какими – либо специфическими «психическими» или «телесными» функциями, а с обеспечением систем, в которые вовлекаются клетки самой разной анатомической локализации и которые, различаясь по уровню сложности и качеству достигаемого результата, подчиняются общим принципам организации функциональных систем [Анохин, 1975,1978].

Именно поэтому системные закономерности, выявленные при изучении нейронной активности у животных, могут быть применены для разработки представлений о системных механизмах формирования и использования индивидуального опыта в разнообразной деятельности человека [Александров, 2001].

В ТФС П. К. Анохина разработана концепция изоморфности иерархических уровней. Изоморфность уровней заключается в том, что все они представлены функциональными системами, а не какими-либо специальными процессами и механизмами, специфичными для данного уровня, например периферического кодирования и центральной интеграции, классического обусловливания и инструментального обучения, регуляции простых рефлекторных и сложных произвольных движений и т. п. Независимо от уровня системообразующим фактором для всех этих систем является результат, а фактором, определяющим структурную организацию уровней, их упорядоченность, - история развития.

Этот вывод согласуется с представлением о преобразовании последовательности стадий психического развития в уровни психической организации - стержнем концепции Я. А. Пономарева о превращении этапов развития явления в структурные уровни его организации. И с позицией Л. С. Выготского, считавшего, что «индивид в своем поведении обнаруживает в застывшем виде различные законченные уже фазы развития». Ж. Пиаже также подчеркивал соответствие стадий развития уровням организации поведения, полагая при этом, что формирование нового поведения означает «ассимиляцию новых элементов в уже построенные структуры».

Модель функциональной системы

Академик П.К. Анохин предложил модель организации и регулирования поведенческого акта, в которой есть место для всех основных процессов и состояний. Она получила название модели функциональной системы . Ее общее строение показано на рис. 1.

Модель функциональной системы. Рис. 1.

Суть данной концепции П.К. Анохина заключается в том, что человек не может существовать изолированно от окружающего мира. Он постоянно испытывает воздействие определенных факторов внешней среды. Воздействие внешних факторов было названо Анохиным обстановочной афферентацией . Одни воздействия для человека несущественны или даже неосознаваемы, но другие, - как правило, необычные - вызывают у него ответную реакцию. Эта ответная реакция носит характер ориентировочной реакции .

Все воздействующие на человека объекты и условия деятельности, вне зависимости от их значимости, воспринимаются человеком в виде образа . Этот образ соотносится с информацией, хранящейся в памяти, и мотивацпонными установками человека. Причем процесс сопоставления осуществляется, скорее всего, через сознание, что приводит к возникновению решения и плана поведения.

В центральной нервной системе ожидаемый итог действий представлен в виде своеобразной нервной модели, названной Анохиным акцептором результата действия . Акцептор результата действия - это цель, на которую направлено действие. При наличии акцептора действия и программы действия, сформулированной сознанием, начинается непосредственное исполнение действия. При этом включается воля, а также процесс получения информации о выполнении поставленной цели.

Информация о результатах действия имеет характер обратной связи (обратной афферентации) и направлена на формирование установки но отношению к выполняемому действию. Поскольку информация проходит через эмоциональную сферу, она вызывает определенные эмоции, влияющие на характер установки. Если эмоции носят положительный характер, то действие прекращается. Если эмоции негативны, то в выполнение действия вносятся коррективы [Маклаков, 2001].

Функциональная система П.К. Анохина - это схематичная модель основных блоков мозга, обеспечивающих целенаправленное поведение, т.е. поведение, направленное на достижение определённой цели. Она отражает более сложный нервный механизм, обеспечивающий поведение, по сравнению с рефлекторными дугами.

Функциональная система П.К. Анохина

Для того чтобы легче было запомнить эту схему, я её несколько модифицировал по сравнению с той схемой, которая даётся в учебниках по физиологии.

Итак, запоминаем функциональную систему П.К. Анохина:

  • три входа
  • три блока
  • три этажа в каждом блоки
  • три явления на выходе
  • три нововведения (АРД, обратная афферентация, параметры результата).

Внутренняя афферентация

Потребность, т.е. недостаток чего-то в организме, порождает внутреннюю афферентацию.

Внутренняя афферентация - это сенсорный (афферентный) поток импульсов от интерорецепторов, расположенных во внутренних органах, мышцах, кровеносных сосудах. Интерорецепторы (или интероцепторы) реагируют на изменения во внутренней среде организма.

В блоке мотивации во главе с миндалиной мозга из множества текущих потребностей выбирается только одна наиболее биологически значимая потребность. На её основе формируется поток мотивационного возбуждения.

Добавим к схеме П.К. Анохина представления Ю. Конорского о драйв-рефлексах. Тогда получится, что поток мотивационного возбуждения передается в систему драйв-рефлексов. Драйв - это подготовительное поведение для повышения вероятности исполнительного рефлекса.
В результате драйва организм оказывается в таком месте, или создаёт такую ситуацию, где повышена вероятность нахождения пускового раздражителя и реализации исполнительного поведения, которое даёт желаемый результат и удовлетворяет потребность.

Акцептор результата действия (АРД) = планировщик, активатор, компаратор (сравнитель) и завершатель.

  • Планирует ожидаемый результат, точнее - его воспринимаемые параметры.
  • Активирует программу действий для достижения этого результата.
  • Сравнивает полученные параметры с ожидаемыми.
  • Завершает деятельность функциональной системы при совпадении полученных параметров результата с ожидаемыми.

» Функциональная система Анохина

© В.А. Роменець, И.П. Маноха

Теория функциональных систем П.К. Анохина (1898-1974)

Идею функционализма (как единства интегративной активности мозга и организма) П.К. Анохин предложил в 1939 году. Она касалась основоположных проблем физиологии, психологии и кибернетики.

Принципы выдвинутой Анохиным теории функциональных систем были изложены следующим образом: можно констатировать наличие системоорганизующего фактора, определяющего образование кооперативных отношений между компонентами системы, которые содержат функционально полезный результат.

Такая кооперация становится возможной, если система перманентно выбирает «степени свободы» каждого системного компонента (речь может идти, например, о синаптической формации нейрона). Таким образом, обратная афферентация в результате производит реорганизованный эффект кооперативных отношений между системой компонентов, определенный специфический ключ механизмов (внутренняя архитектоника) не может построить для исследователя концептуальный мост от уровня интеграции до уровня тончайших механизмов мозговой систематической активности с молекулярным уровнем включительно.

Эти основополагающие механизмы функциональной системы обеспечивают непрерывную самоорганизацию и пластичную адаптацию в отношении к изменениям внешней среды. Были определены ключевые механизмы функциональной системы:

  • афферентный синтез
  • принятие решения;
  • акцептор результатов действия;
  • программа действия,
  • результат действия;
  • обратная афферентация, которая содержит все параметры результата;
  • сравнение реальных результатов с теми, которые предвиделись заранее в акцепторе результатов действия.

Теория Анохина дает нам возможность изучать и оценивать сложные процессы в жизнедеятельности всего организма.

Таким образом, функциональная система состоит из определенного количества узловых механизмов, каждый из которых занимает свое место и имеет определенное специфическое назначение. Первый из них - афферентный синтез , в котором выделяют четыре обязательных компонента: доминирующую мотивацию, ситуационную и пусковую афферентацию, а также память. Взаимодействие этих компонентов приводит к процессу принятия решения.

Любое целенаправленное действие животного или человека происходит лишь при наличии соответствующей мотивации, формируется на основе потребности (физиологической, социальной и т.д.). Если нет такой мотивации, поведение не реализуется. Поэтому у сытого животного невозможно выработать пищеварительный условный рефлекс, поскольку нет мотивации голода. Соответственно, для формирования целенаправленного поведения необходима соответствующая актуализация (возбуждение) определенных нервных центров с одновременным подавлением других центров. То есть мотивация действия или поведения должна быть доминирующей.

Поведенческий акт в зависимости от окружающих условий может осуществляться по-разному, то есть ситуационная афферентация определяет характер действия.

Третий компонент афферентного синтеза - пусковая афферентация, то есть возбуждение, которое непосредственно вызывает поведенческую реакцию. Внешнее проявление условного рефлекса начинает разворачиваться только в момент включения соответствующего сигнала, выполняет роль пускового стимула. Именно поэтому возбуждение, возникающее при воздействии такого конкретного раздражителя, называется пусковой афферентацией .

Четвертым компонентом афферентного синтеза является память, то есть прошлый опыт человека или животного. Достичь одной и той же цели можно различными способами, поэтому память подсказывает характер реакции либо необходимую линию поведения индивида.

Но перед тем как будет принято решение, должна осуществиться обработка всех четырех компонентов афферентного синтеза, то есть их сравнение, взаимодействие. В основе афферентного синтеза лежит явление конвергенции (взаимодействия) возбуждений разной модальности на полимодальных нейронах мозга, которые способны отвечать возбуждением на несколько раздражителей, причем не только сенсорных (звуковых, зрительных, тактильных и др), но и биологически (и не только!) значимых (пищеварительных, болевых и т.д.).

Эти нейродинамические процессы обуславливают дифференцирование и оценку возможных результатов деятельности определенной функциональной системы до того, как будет принято решение о получении вполне определенного результата, то есть результата, который наиболее соответствует данной доминирующей мотивации в данной обстановке (ситуации).

Как утверждает Анохин, все эти разномодальные возбуждения происходят на одном нейроне, где и проходит обработка информации, то есть конвергенция возбуждений на нейроне является универсальным рабочим фактором его интегративной деятельности. В этом нейроне происходит сложная переработка и перекодирование информационной значимости всех многочисленных возмущений, поступивших в него, в одно-единственное аксонное возбуждение. Соответственно, это возбуждение, выходящее из нейрона, должно иметь очень сложное кодовое значение, то есть по своему информационному смыслу должно соответствовать интегративному состоянию целого нейрона.

Афферентный синтез и принятие решения предопределяют построение программы действий, то есть формируется специфический набор эфферентных импульсов, которые должны обеспечить периферийное действие, а затем и сообщение составляющих соответствующего результата, что является основной задачей поведенческого акта.

Одновременно с программой действий возникает еще один важный механизм функциональной системы - акцептор результата действия . Он представляет собой модель будущего результата действия, полученного в результате выполнения определенной поведенческой реакции, копию того эфферентного набора импульсов, который создан на основе принятого решения. Соответственно, одновременно с прохождением этого эфферентного образа импульсов к исполняющим органам копии должны формировать в мозгу модель (копию) будущего результата действия.

Если поведенческий акт выполнен неправильно или только частично, мозг получает эту информацию. От исполнительных органов к нему поступает обратная афферентация в виде разрядов афферентных импульсов, и эта обратная связь является необходимым компонентом любой функциональной системы.

Если параметры результата действия не отличаются от намеченных, то образец обратной афферентации совпадает с образцом акцептора результата действия, и действие завершается. Когда такого совпадения нет, возникает рассогласование акцептора результата действия с обратной афферентацией, что приводит к усилению ориентировочной реакции животного или человека, в результате чего снова запускается вся функциональная система и цикл повторяется до получения ожидаемых по программе результатов.

Теория опережающего отражения действительности - научный итог, осуществленный Анохиным с целью раскрытия характера жизненной активности организма. Внешние воздействия на организм (А, Б, В, Г, Д и т.д.), систематически повторяясь в течение определенного времени, вызывают в протоплазме живого существа определенный ряд химических реакций (а, б, в, г, д). Протоплазма получает возможность отражать в микроинтервалах времени своих химических реакций последовательность событий внешнего мира, которые по самой своей природе развертываются в макроинтервалах времени. Достаточно появления первого фактора (А), чтобы привести в активное состояние всю последовательность цепи химических реакций. Скорость химических реакций протоплазмы обеспечивает опережение организмом развертывания последовательных, многократно повторяющихся внешних воздействий. Это свойство Анохин расценивал как живой универсальный и единственно возможный путь приспособления организма к внешнему миру. Вся история животного мира показывает усовершенствование этой древнейшей закономерности, которую П.К. Анохин называет опережающим отражением действительности. Ряд воздействий среды приобретают при этом сигнальное значение, а цепи последовательных химических реакций, которые образовались на этой основе, предстают как временные связки.

Центральная нервная система рассматривается как субстрат высокой специализации, который развивался в виде аппарата максимального и скорейшего опережения последовательных и повторяющихся явлений внешнего мира. Безусловно то, что условный рефлекс в его сигнальной функции истолковывается как частный случай высокоспециализированных форм опережающего отражения действительности.

В целом теория функциональных систем является достаточно эффективной попыткой разносторонне и целостно представить поведенческий акт в совокупности физиологических механизмов, обеспечивающих поэтапное его развертывание от начального к конечному моменту.

Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии XX века. - Киев, Лыбидь, 2003 .




Top