Ида сушумна. Ида и пингала. Ида и Пингала

Энергетические каналы называются нади. Это слово происходит от санскритского корня над - движение. Нади - это каналы, по которым движется жизненная сила прана и передается знание.

Наше тело пронизано положительными и отрицательными потоками энергии, и когда эти потоки полностью уравновешиваются, мы наслаждаемся идеальным здоровьем.

В организме человека работает автономная нервная система. Авто означает "само", но кто тогда есть этот Авто, приводящий в действие автономную нервную систему? Медицина назвала ее саморегулирующейся системой, но кто этот Сам? Этот Сам есть Дух. Этот Дух обитает в сердце каждого человеческого существа и находится в состоянии непривязанного свидетеля.

Дух является отражением Бога Всемогущего, тогда как Кундалини является отражением энергии Бога, Его желания. Эта энергия Бога является Изначальной Матерью, ее называют Ади Шакти, Святой Дух или Афина. Таким образом, Кундалини является отражением Святого Духа, тогда как Дух является отражением Бога Всемогущего. Всепроникающая энергия любви является энергией Изначальной Матери, которая создает, растит и делает всю живую работу.

Чрезвычайно важно, чтобы различные техники практиковались в определённой последовательности: прежде чем сама кундалини пробудится к действию, необходимо, чтобы нади (энергетические каналы) ида и пингала были очищены, а чакры и сушумна (Центральный канал) пробуждены. Если чакры не будут пробуждены до активации кундалини, энергия заблокируется в одной из них, что приведёт к усилению связанной с данной чакрой поведенческой тенденции. Человек сможет развить некоторые сиддхи, например ясновидение, но пойти дальше он будет уже не в состоянии. Если у него есть какие-то неосуществленные желания и негативные тенденции, то преждевременное пробуждение кундалини проявит их с огромной силой.

СУШУМНА-НАДИ (или просто СУШУМНА) - крупный биоэнергетический канал, соответствующий на физическом плане спинномозговому, который проходит внутри позвоночника вдоль цереброспинальной оси. Сушумна, начинается из Муладхара-чакры и заканчивается вверху в Сахасрара-чакре. Она имеет красный цвет, подобно Агни (Огню). У обычного человека проход в Сушумну закрыт, энергетическая практика ведет к открытию этого прохода благодаря его очищению.

В центре головы Сушумна-нади разветвляется на две ветви - переднюю и заднюю. Передняя ветвь идет до Аджна-чакры и продолжается до Сахасрары, вторая ветвь - задняя - проходит вдоль затылочной части черепа, через "четвертый глаз" (мелкое отверстие на затылке, соответствующее "затылочному родничку" у новорожденного, через месяцев 6 после рождения этот "родничок" зарастает). Передняя ветвь черепной части Сушумны связана главным образом с биоэнергетическим обменом, задняя - информационный канал.

ПИНГАЛА-НАДИ представляет собой правый энергетический проток. Это - обитель разрушающей энергии, исполненная мужской силы (Ян). Пингала начинает свое течение от правой ноздри, спускаясь вниз, она несколько раз переплетается с Сушумной и заканчивается в области правой половой железы. Ее конечная точка - промежность на физическом плане - совпадает с нижней точкой истечения двух других каналов, т. е. Сушумны и Иды. Пингала имеет ярко-красный цвет, соответствует Солнцу. Она поднимает температуру тела, ответственна за контроль усвоения пищи. Дыхание через правую ноздрю рекомендуется при физических, нервно-психических и интеллектуальных перегрузках.

ИДА-НАДИ - левый энергетический канал, соответствующий женской энергии (Инь). В физическом плане Ида начинается вверху от левой ноздри. Она - бледного цвета, соответствует Луне, понижает температуру тела. Каналы Ида и Пингала спиралевидно направлены, пересекаясь в области центра головного мозга, яремной впадины, мечевидного отростка грудины, на уровне пупка, на уровне лобковой кости, и в области промежности. В области центра головного мозга и в области промежности каналы замыкаются.

Пингала и Ида подчинены временным зависимостям, Сушумна же существует вне временных изменений. Некоторые практикующие, задерживая всю Прану в Сушумне, несколько раз отодвигали время смерти. Перед смертью у всех людей работают обе ноздри, т. е. Ида и Пингала одновременно, контролируя этот процесс, можно существенно увеличить продолжительность жизни.

Итак, левый энергетический канал называется Ида Нади и соединяется с правой и задней стороной головного мозга. Правый и левый энергетические каналы пересекаются на уровне чакры Аджны. Левый канал питает левую симпатическую нервную систему. Левый канал отвечает за эмоциональную жизнь человека и его прошлое. Можно сказать, что в этом канале хранится прошлое. Все, что является настоящим сегодня, становится прошлым завтра. Бессознательное черпает информацию и образы из этого энергетического канала.

Кроме того, бессознательный ум каждого человека соединен с многовековым коллективным бессознательным умом. Все события, произошедшие с момента сотворения мира, пребывают в дремлющем состоянии в коллективном бессознательном.

В этом коллективном бессознательном накапливается и хранится все, что происходило в процессе эволюции, все, что является мертвым или выпало из процесса эволюции, а также все, что выходит из бессознательного ума людей.

Правый энергетический канал называется Пингала Нади. Он пересекается с Ида Нади на уровне чакры Агии. Он соединен с левой и передней стороной головного мозга. Этот энергетический канал питает правую симпатическую нервную систему. С правой стороны находится сознательный ум, который создает наше будущее. Все, что человек думает относительно будущего, записывается на правой стороне, которая имеет выход в коллективное надсознание.

Центральный энергетический канал называется Сушумна Нади. Через него проходит Кундалини, чтобы затем пройти через область родничковой кости (Брахмарандхру) и соединиться с энергией Всепроникающей Божественной Любви. Сушумна Нади - это энергетический канал настоящего, только тот человек, Кундалини которого поднялось по этому каналу, может объективно воспринимать реальность, находясь в состоянии непривязанного свидетеля, в постоянной связи с Богом.

Нади – это энергетические каналы в теле, через которые проходят различные формы

Праны. Существуют 72 главные суры , или зоны, через которые проходят нади. Три

главные нади – это

- ида с левой стороны позвоночника,

- пингала – с правой стороны и

- сушумна , которая проходит вверх по центру позвоночника.

Канал иды заканчивается в левой ноздре. Он соотносится с успокаивающей, расширяющейся и охлаждающей женской энергией Луны. Канал пингалы заканчивается в правой ноздре. Он соотносится с возбуждающей, согревающей, стимулирующей мужской энергией Солнца.

Когда сушумна вибрирует, к ней присоединяются ида и пингала. Когда ида, пингала и

сушумна синхронизируются, все 72 канала нади резонируют и воздействуют на 72000

каналов, проходящих через все системы тела.

Когда открывается коронная чакра, 1000 её лотосных лепестков излучают 1000 искр или

мыслей. Эти 1000 семян, или проявлений, ума пробуждают 72 основных меридиана, или

канала, производя 72 тысячи вибраций. Ум взаимодействует с 72 основными каналами

для пробуждения всех десяти тел и чакр, а также – для того, чтобы наше сознание

открылось осознанию Бесконечности.

Кундалини изначально располагается у основания позвоночника, там, где встречаются

ида, пингала и сушумна. Кундалини восходит через сушумну к макушке головы. Через

концентрацию на позвоночном столбе во время пения мантр и дыхания, а также через

применение замков мы можем пробудить сушумну, которая влияет на всю систему.

Поднимая Кундалини

Прана – это вселенская жизненная сила, которая пробуждает каждый атом и каждую

клеточку нашего существа. Описанные выше различные формы Праны действуют на

грубом физическом уровне, а также – на тончайших уровнях нашего существа. Для того

чтобы понять процесс подъёма Кундалини, мы разделим праническую энергии на две

Прана – это жизненная энергия выше пупка.

Апана – это жизненная энергия ниже пупка.

72 тысячи нади, или каналов, которые проводят эту жизненную энергию, исходят из

Пупочного центра и заканчиваются в стопах и ладонях. Эти каналы несут прану во все

части нашего физического тела и тонких тел. Основных каналов три – ида, пингала и

Ида проходит между левой ноздрёй и основанием позвоночника. Ида несёт апану ,

негативно заряженную лунную энергию, которая необходима для вывода отходов и

негативности. Энергия апаны охлаждающая, успокаивающая и укрепляющая. Она

воплощает успокаивающую, расширяющуюся и сжимающуюся, постоянно меняющуюся

энергию Луны. Ида выражает дающую женскую полярность.

Пингала проходит между правой ноздрёй и основанием позвоночника. Она несёт

позитивно заряженную солнечную энергию праны . Солнечная энергия возбуждает и

производит жар, или таппу. Пингала выражает мужскую полярность и принимающую

энергию Солнца.

Сушумна начинается в основании позвоночника и заканчивается на макушке головы.

Кундалини поднимается по сушумне через Коронную чакру.

Эти три нади встречаются у основания позвоночника в месте расположения Кундалини.

Кундалини остаётся спящей до тех пор, пока её не разбудят. Для того, чтобы Кундалини

пробудилась и поднялась, в Корневой чакре должны быть сбалансированы и объеденены

две энергии – прана и апана. Они должны быть одинаково сильными, чтобы создать

необходимое для пробуждения Кундалини давление, которое вызовет её подъём через

сушумну к Коронной чакре.

НАДИ, т. е. внутренние биоэнергетические каналы в тонком теле по которым циркулирует Прана, их от 720 000 до 350 000 каналов, хотя, если учитывать тончайшие соединения, т.е. третьестепенные по значимости, их будет намного больше. В китайских, японских и вьетнамских оздоровительных системах и школах восточных единоборств используются главным образом знания о 12 крупных ветвях-меридианах, в индийской йоге основное внимание уделяется только 3 крупным каналам, с которыми работают мастера высоких уровней. Это - Сушумна, Пингала и Ида.

Расположение биоэнергетических каналов и их влияние.

СУШУМНА-НАДИ (или просто СУШУМНА) - крупный биоэнергетический канал, соответствующий на физическом плане спинномозговому, который проходит внутри позвоночника вдоль цереброспинальной оси. Сушумна, начинается из и заканчивается вверху в Сахасрара-чакре. Она имеет красный цвет, подобно Агни (Огню). У обычного человека проход в Сушумну закрыт; практика йоги ведет к открытию этого прохода благодаря очищению его от разного рода астральных нечистот.
В центре головы Сушумна-нади разветвляется на две ветви - переднюю и заднюю. Передняя ветвь идет до Аджна-чакры и продолжается до Сахасрары, вторая ветвь - задняя - проходит вдоль затылочной части черепа, через «четвертый глаз» (мелкое отверстие на затылке, соответствующее «затылочному родничку» у новорожденного; через месяцев 6 после рождения этот «родничок» зарастает). Передняя ветвь черепной части Сушумны связана главным образом с биоэнергетическим обменом, задняя - информационный канал

ПИНГАЛА-НАДИ представляет собой правый астральный проток. Это - обитель разрушающей энергии, исполненная мужской силы (Ян). Пингала начинает свое течение от правой ноздри; спускаясь вниз, она несколько раз переплетается с Сушумной и заканчивается в области правой половой железы. Ее конечная точка, промежность на физическом плане - совпадает с нижней точкой истечения двух других каналов, т. е. Сушумны и Иды. Пингала имеет ярко-красный цвет, соответствует Солнцу. Она поднимает температуру тела, ответственна за контроль усвоения пищи. Дыхание через правую ноздрю рекомендуется при физических,
нервно-психических и интеллектуальных перегрузках

ИДА-НАДИ - левый астральный канал, соответствующий женской энергии (Инь). В физическом плане Ида начинается вверху от левой ноздри. Она - бледного цвета, соответствует Луне, понижает температуру тела.
Пингала и Ида подчинены временным зависимостям, Сушумна же существует вне временных изменений. Некоторые йоги, задерживая всю Прану в Сушумне, несколько раз отодвигали время смерти. Перед смертью у всех людей работают обе ноздри, т.е. Ида и Пингала одновременно; контролируя этот процесс, можно существенно увеличить продолжительность жизни.
Приверженцы Свара-йоги заставляют работать все дневное время суток Иду, а ночью - Пингалу. Это гармонизирует астральное тело, т. к. в ночное время поток солнечной энергии резко ослабляется. Такая практика приводит к увеличению продолжительности жизни. Кроме того, продвинутые йоги в жару стимулируют Иду, а в холод - Пингалу.

Смены типа дыхания, для изменения тока Праны.

Существуют разные методы смены типа дыхания, т. е. изменения тока Праны. Наиболее простой состоит в следующем. Лечь на левый бок, и через 10-15 минут такого лежания поток Праны будет течь через Пингалу. Для активизации Иды следует полежать на правом боку. Другой способ состоит в том, чтобы просто зажать
пальцами правую или левую ноздрю, перекрыв таким образом поток Праны и заставив его смениться на противоположный.

Автоматическая регуляция смены типа дыхания происходит каждые 2 часа.

https://сайт/wp-content/uploads/2017/04/nadi.png https://сайт/wp-content/uploads/2017/04/nadi-150x150.png 2018-08-19T22:18:34+07:00 Mistic Отражение Практики #boamasteruga,mistik,Биоэнергетические каналы.,Ида,каналы НАДИ,Пингала,Принцип ритма,рейки,Сушумна,Физическое тело,энергетический баланс Важная составляющая астрального тела - НАДИ, т. е. внутренние биоэнергетические каналы в тонком теле по которым циркулирует Прана, их от 720 000 до 350 000 каналов, хотя, если учитывать тончайшие соединения, т.е. третьестепенные по значимости, их будет намного больше. В китайских, японских и вьетнамских оздоровительных системах и школах восточных единоборств используются главным образом знания... Mistic

| Ида и пингала

Ида и Пингала

«Из 72 000 нади тела, две - ида и пингала, важные, остальные бесполезные. Лишь сушумна содержит Самбхави-Шакти». Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.18)


Существует четырнадцать главных нади, связанных с Кундалини, расположенной в центре. Их названия — ида, пингала, сарасвати, варуни, пуша, хастиджихва, яшасвини, вишвадхари, куху, шанкхини, паясвини, аламбуша и гандхари.


Из них считается поддерживающей вселенную и ведущей к Освобождению. Расположенная в задней части ануса, она связана с позвоночником и простирается до макушки головы, будучи невидимой, тонкой и сияющей. Слева от сушумны находится ида, а справа — пингала .


Луна движется в иде, а солнце — в пингале. Луна имеет природу тамаса, а солнце — раджаса. Солнце источает яд, а луна — нектар. Они направляют время, а сушумна поглощает его.

Позади и рядом с сушумной находятся сарасвати и куху соответствен но. Между яшасвини и куху находится варуни. Между пушей и сарасвати находится паясвини. Между гандхари и сарасвати находится яшасвини. В центре пупка — аламбуша.

Перед сушумной находится куху, который простирается на длину генитального органа. Выше и ниже Кундалини находится варуни, который простирается повсюду. Яшасвини, которая прекрасна, доходит до больших пальцев ног.

Пингала идет вверх к правой ноздре. Паясвини идет к правому уху. Сарасвати идет к верхней части языка, шанкхини — к левому уху, а гандхари начинается позади иды и идет к левому глазу. Аламбуша идет вверх и вниз из корня ануса.


От этих четырнадцати нади простираются другие малые нади; от них, в свою очередь, простираются другие нади, а от них все остальные; так это следует понимать. Как лист фикуса и других деревьев пронизан тончайшими волокнами, так и это тело пронизано нади».
«Шандилья упанишада» (1.15)

Человеческое тело опутывает тонкая сеть невидимых энергетических каналов — нади. Корень «над» означает «поток». Нади пронизывают и питают праной физическое тело от пальцев ног до макушки. Согласно «Хатха-йога-прадипике» и «Горакша паддхати» число нади семьдесят две тысячи. Главные из них — ида, пингала и сушумна.


Сушумна, ида, пингала, гандхари, хастиджихва, яшасвини, пуша, аламбуша, куху, шанкхини, называют каналами «десяти ворот». Они относятся к каналам астрального тела (манаваха-нади).


Солнечный и лунный потоки () находятся справа и слева от центрального канала. Поднимаясь из , они пересекаются с сушумной в точках чакр, соединяясь в (в месте, именуемом «мукта-тривени»). От аджна-чакры идут к ноздрям и заканчиваются там (см. рисунок).

«Слева — ида. Обвиваясь вокруг сушумны, она идет к правой ноздре.

Справа — пингала. Обвивая вокруг сушумну, она идет к левой ноздре».

«Шива Самхита» (2.25 — 26)

«Три потока встречаются у рта брахмарандры. Омовением в этом месте йогин достигает Освобождения». «Шива Самхита» (5.131)

Насколько ветры двигаются по боковым каналам, настолько человек ограничен телом, пространством и временем.

«Солнечная энергия пронизывает солнечную нади, а лунная — лунную нади. Тот, кто овладел этим процессом, властвует над тремя мирами».

«Шива Свародайя» (67)

Каналы ида и пингала являются проекциями двух фундаментальных энергий вселенной в человеческом теле.

«Чандра или лунный поток олицетворяет женский принцип, а сурья или солнечный поток — мужской принцип. Знайте, что луна — это Шакти, а солнце — Шива. Когда активна ида, лучше совершать спокойную работу».

«Шива Свародайя» (60)

Левый канал является воплощением женской энергии луны, правый воплощает собой мужскую энергию солнца.

«Когда активна пингала, совершайте грубую и тяжелую работу, но когда активна сушумна, благоприятно совершать действия, ведущие к бхакти (преданности) и мукти (Освобождению)».

«Шива Свародайя» (61)

Во время активной пингалы следует выполнять практики с опорой на усилие. Когда активна ида, благоприятна практика самоотдачи, устранения усилия, безусильного созерцания.

«В течение первых трех дней двух светлых недель активизируются лунные потоки нади. Затем происходит чередование, и в первые три дня темных двух недель активизируются солнечные потоки нади. И опять чередование. Вам необходимо знать время возрастания свары». «Шива Свародайя» (62)

Работа левого и правого каналов строго связана с лунными фазами.

Ида

«Левая нади подобна нектару, питающему целый мир. Поток левой нади дарит сиддхи». «Шива Свародайя» (57, 58)


Ида — это канал силы ума (манас-шакти).


Тусклого цвета, подобного луне, ида начинается в левом яичке и заканчивается в правой ноздре. Женский лунный канал ида очищает и насыщает тело животворной энергией, поэтому во всех пранаямах (кроме сурья-бхеды-пранаямы) вдох всегда начинают с левой ноздри. Нектар белой бинду, падающий вниз из сома-чакры, разделяется на две части. Первая идет по лунному каналу, вторая — по центральному каналу, солнце (красная капля) в пупке поглощает этот нектар.

Согласно свара-шастрам, йогин в светлое время суток должен держать иду активной для равновесия с пингалой . По левому каналу движется мягкая саттвичная кармическая прана, поэтому во время активности иды благоприятно занятие созерцанием. Ида активна на растущей луне во время восхода и заката в течение девяти дней. Божество иды — Луна.

Пингала

«Правая нади, обладающая свойством движения, всегда творит мир».

«Шива Свародайя» (57)

Пингала — это канал активной энергии (прана-шакти). Пингала красного цвета, подобного солнцу, содержит в себе яд, грубую нечистую энергию (клеша-прану). Божество правого канала — Солнце.


Йогин должен сохранять пингалу активной ночью для долголетия и здоровья. Пингала — активный раджасический канал. Пингала проявляется как манаваха-нади и пранаваха-нади.

Пингала
доминирует на убывающей луне девять дней во время восхода и заката.


Корень пингалы — в , она выходит с правой стороны и поднимается по спирали вверх вдоль позвоночника, пересекаясь с идой в чакрах и заканчиваясь в корне левой ноздри. Управляет правой стороной тела.

Среди символических фигур, которыми пользовались для толкования структуры человека , особое значение имеет кадуцей (это греческое слово означает «посох вестника»). Символ кадуцея известен с глубокой древности, но только истинные Посвященные знали его сокровенное значение. Только они владели наукой о кадуцее, наукой Древа Жизни, и умели пользоваться ею в своей жизни.

Этот символ включает в себя изображение двух змей, обвивших посох. Две змеи представляют два потока космической жизни: любовь и ненависть. Эти вибрационные потоки обвивают мировую ось, приводя в движение весь мир, поскольку начало любого движения есть притяжение или отталкивание. Однако и сам человек является живым кадуцеем. Если рассмотреть кадуцей в аспекте применимости к человеческому организму, то получим, что посох - это позвоночный столб, а две змеи представляют собой два потока (канала), положительный и отрицательный, по которым энергия циркулирует вдоль позвоночника. Энергетические каналы называются нади. Слово нади происходит от санскритского корня над - «движение». Нади - это каналы, по которым движется жизненная сила прана и передается знание.

Физическое тело пронизано бесчисленными нади. К нади относятся и грубые физические нервы, и вены, артерии и лимфатические узлы, известные современной медицине, но мы будем говорить только о тонких нади. Есть очень тонкая связь между нади и умом, телом и умом, умом и праной, между праной и кундалини шакти. Огромное значение в йогической практике уделяется очищению ума, тела и нади. Очищение нади - важнейший процесс на начальных ступенях йоги, ибо засоренность каналов мешает правильному функционированию праны и препятствует поднятию кундалини. Очищение осуществляется медитацией, пранаямой, мантрами, правильной диетой и другими способами в зависимости от типа нади. В йогической практике используется главным образом четырнадцать основных нади, важнейшими из которых считаются ида, пингала и сушумна. Главным каналом из трех является сушумна; ей подчинены все остальные.

СУШУМНА
Сушумна нади расположена внутри позвоночного столба, на месте, соответствующему внутреннему спинномозговому каналу. Сушумна исходит из муладхара чакры и поднимается к двенадцатилепестковому лотосу в «околоплоднике» тысячелепесткового лотоса, сахасрары чакры. Эта нади разделяется на две ветви: переднюю и заднюю. Передняя ветвь идет до аджны чакры,расположенной на уровне межбровья,и присоединяется к брахма-рандхре. Другая ветвь идет по задней стороне черепа и присоединяется к брахма-рандхре. Это пустое пространство также называется брахмара-гупха (пещерой шмелей) и андха-купа (глухой колодец, илидесятые врата). У новорожденного можно почувствовать пульсацию в темечке, после шести месяцев это мягкое место закрывается. И его можно открыть впоследствии только с помощью особой практики лайа-йоги, свара-йоги, крийа- йоги или нада-йоги. В священных писаниях говорится, что если йогин покидает свое тело через десятые врата, он освобождается от цикла рождения и смерти. Некоторые йогины следуют особой практике, подготавливая десятые врата таким образом, чтобы их последнее дыхание перенесло душу через эти врата к освобождению. Настоящий ученик, желающий освобождения, будет работать с задней ветвью сушумны. Другая особенность сушумны состоит в том, что она не связана со временем. Если йог с помощью медитации утверждается в аджне чакре и поднимает прану в область брахма-рандхры, он пребывает вне времени. Смерть не может коснуться его. Но телесного бессмертия достичь труднее, чем освобождения. Перед смертью у всех человеческих существ работает сушумна-дыхание, отчего обе ноздри работают одновременно. Говорится, что смерть невозможна, если ида и пингала работают вместе. У обычного человека проход в сушумну закрыт. Когда человек практикует йогу, проход открывается. Это отверстие - врата к освобождению. Кундалини поднимается к сахасраре по самому тонкому каналу сушумны. Согласно тантрическому тексту «Лалита Сахасранама», сушумна состоит из четырех оболочек. Внутри огненно-красной тамасичной сушумны находится сияющая раджасичная ваджра нади. Внутри важдра нади находится палевая нектароподобная саттвичная читра, или читрини нади. Первая - огненноподобная, вторая - как Солнце, третья - как Луна. Вход в читра нади называется брахма-двара «врата Брахмана». Через нее кундалини шакти восходит к высшей обители - манас чакре, лалане чакре или сома чакре, где встречаются Шива и Шакти. Внутри читра нади проходит брахма нади, путь пробужденной кундалини. Муладхара чакра - место слияния трех главных нади - называется юкта тривени. Начиная с муладхары, они встречаются в каждой чакре. В аджне чакре нади сплетаются и образуют «узел», называемый мукта тривени (мукта - «освобождение»). При разделении потоков ида заканчивается в левой ноздре, а пингала - в правой. Читра и ваджра нади относятся к мановаха-нади. Сушумну также называют Сарасвати нади и Брахма нади. Однако это неправильное отождествление, ибо сушумна является таким каналом, в котором есть и другие тонкие нади, и сарасвати представляет собой дополнительную нади сушумны, протекающую у нее по левой стороне.

ИДА
Ида нади - это левый канал. Ида представляет собой лунный поток, она женственна по природе, питающая и очищающая. Поэтому ее также называют Ганга. В свара-йоге (йоге звука) она символизирует «левое дыхание», то есть дыхание, протекающее главным образом через левую ноздрю. Согласно тантрам, левое считается магнетическим, женственным, эмоциональным по природе. В практике пранаямы, за исключением сурья бхедана пранаямы, вдох (пурака) начинается с левой ноздри. Это возбуждает иду нади, ибо ида начинается от левого яичка и заканчивается в левой ноздре. Особое дыхание через левую ноздрю приводит в возбуждение иду нади, и она своим влиянием очищает элементы тела.Рекомендуется выполнять действия, ведущие к улучшению благосостояния, в то время, когда функционирует ида. В системе сурья-йоги практикующий обычно поддерживает левую ноздрю открытой в течение дня, чтобы сбалансировать солнечную энергию, поступающую в дневные часы. Ида нади саттвична по природе, и поддерживая ее работающей в течение дня (время преобладания раджасичной энергии), можно увеличить саттву, тем самым, обретая благость, гармонию и умиротворение. Ида приносит мозгу энергию. Она расположена на левой стороне меру данды, и ее неправильно отождествлять с цепью ганглий, связанных нервными окончаниями со спинным мозгом.

ПИНГАЛА
Пингала нади - это правый канал. Она также называется Ямуной. Этот канал мужской по природе и является обителью разрушающей энергии. Пингала также очищающая, но ее очищение огненное. В свара-йоге пингала представлена как «правое» дыхание, то есть протекающее через правую ноздрю. Правое - это электрическое, мужское, вербальное и рациональное по природе. Пингала нади придает активность телу. Сурья бхедана пранаяма - это дыхание, увеличивающее выносливость, жизненную силу и солнечную энергию. Эта пранаяма - исключение в йогической практике, так как в ней вдох начинается через правую ноздрю. В свара йоге утверждается, что пингала нади делает мужское «чисто мужским», а ида делает женское «чисто женским».Дыхание через правую ноздрю рекомендуется для физической деятельности, дискуссий, споров, состязаний. Для поддержания гармонии в организме свара-йога предписывает держать открытой правую ноздрю в ночное тамасичное время, когда солнечная энергия менее влиятельна. Активизируя иду днем, а пингалу ночью, можно увеличить жизненную силу и продолжительность жизни. Пингала более активна в период уменьшающейся Луны.




Top