Что впервые было записано на компакт диск. История компакт-диска. Специфика производства современных CD

Ламинатор – оборудование, которое предназначено для нанесения защитной пленки на печатный материал. В повседневной жизни вы сталкивались с подобными документами не один раз. Ламинируют практически все важные документы: сертификаты, дипломы, удостоверения, доверенности и справки.

Немного об устройстве или что это такое?

Сам принцип работы ламинаторы скрывается в его строении. Он выпускается с горячими пластинами и валами, которые нагреваются с внешней и внутренней стороны. Существуют модели с прессом, позволяющим соединять пленку с поверхностью бумаги. Это предназначено для материалов, которые чувствительны к нагреванию.

Современные модели ламинатора для ламинирования снабжены оптическими сенсорами, с помощью которых устройство автоматически подбирает необходимую толщину пленки. Производители предусмотрели и время нагрева для ламинаторов, которые выполняют большой объем работы. Некоторые модели оснащены технологией быстрого нагрева.

3 правила при выборе ламинатора

  1. Определитесь с масштабом. Ламинировать можно документы разных форматов. Для универсального использования отлично подходит формат А3, т.к. он позволяет печатать почти все возможные варианты. Максимальный размер может составлять 297 на 400 мм.Если ваш объем – огромное масштабное производство, обратите внимание на рулонные ламинаторы. Их чаще всего приобретают владельцы типографий. Принцип работы таких ламинаторов в том, что пленка загружается сразу рулонами.
  2. Как сильно устройство будет загружено работой? Рассчитайте, какой ежедневный объем работы вы ожидаете от ламинатора? Если вы планируете ламинировать в домашних условиях и совсем редко, приобретите простую модель с базовой защитой документа пленкой 80 мкм.Если ламинировать документы придется ежедневно и в больших объемах, простые модели могут через некоторое время дать сбой и выйти из строя. В вашем случае целесообразно присмотреться к офисным моделям с высокой производительностью.
  3. Какая защита вам нужна? Как уже упоминалось, простые ламинаторы позволяют наносить пленку 80 мкм. Более продвинутые модели способны нанести пленку до 250 мкм. Это означает, что печатная продукция будет максимально защищена не только от влаги и пыли, но и от царапин и механический замятий.

Долгое сотрудничество с этими поставщиками позволяет нам отбирать лучшие ламинаторы для продажи. В магазине Офисмаг вы найдете модели следующих марок: BRAUBERG (Брауберг), GBC (Джибиси), FELLOWES (Феллоус).

Ламинированием называется процесс покрытия печатного листа плёнкой. Ламинирование, или ещё говорят ламинацию, по своим задачам можно разделить на три типа :

  1. ламинация для защиты печатного изделия от различных видов влияния, без изменения или с минимальным изменением толщины изделия;
  2. ламинация для придания печатному изделию жесткости или большей толщины;
  3. ламинация для изменения поверхности печатного изделия.

В результате выполнения того или иного типа ламинирования на выходе можно получить полиграфические продукты с нужными свойствами и характеристиками, например:

  • обложки книг, дневников, папок; сувенирные пакеты; упаковка – покрытые тонкой плёнкой;
  • изделия-информаторы: инструкции, объявления, рекламные постеры, разнообразные карты, меню; визитки и пластиковые карточки – ламинируются с 2-х сторон;
  • напольные или настольные влагозащитные постеры; декорированные обложки папок, дневников; декорированные визитки.

Перечисленные изделия ламинируются по-разному: обложки, пакеты и упаковка – это, как правило,односторонняя ламинация (ламинируется только лицевая сторона изделия. Информаторы, карточки и постеры – это двусторонняя ламинация (ламинируются обе стороны изделия).

Плёнка

Существует два основных типа пленок для ламинирования: «холодные» (адгезия под давлением) и«термальные» . Первые используют рулон полипропилена без клеевого слоя и прикатываются к материалу ламинаторами, использующими жидкий клей. Чаще всего используются для покрытия отпечатков струйных принтеров, изображений на виниле, для термически неустойчивых и содержащих воск красок.


Термальной ламинационной плёнкой , или плёнкой для термоламинирования, называют основу из полимера с нанесённым клеевым слоем. На сегодняшний день это самый популярный тип пленки и применяется в подавляющем большинстве офисных и промышленных ламинаторов. Он изготавливается посредством нанесения слоя EVA-клея на полимерную основу. Именно основа определяет тип плёнки, и может содержать один из трёх следующих полимеров:

Полипропилен, маркировка PP

Имеет высокий глянец, легко фальцуется, эластичен, но подвержен царапинам и недостаточно пластичен для двухстороннего ламинирования, температура диффузии не более 125 o С. Пленка на основе полипропилена выпускается толщиной от 24 до 31 мкн . Такую пленку применяют для ламинации обложек, книг, папок, ежедневников и т.п.

Полиэтилэнтерэфталат (полиэстер или просто ПЭТ), маркировка PET

Наиболее универсальный тип пленки, поскольку изготавливается в широком диапазоне толщин от 25 до 250 мкн . Особенность PET-пленки – кристальность покрытого этой плёнкой продукта. Полиграфическая продукция после ламинации PET-плёнккой выглядит как будто накрыта стеклом. При этом данный тип плёнки как бы “вскрывает” печать, придавая краскам яркость и контраст. В отличии от PP-пленки изделия в PET обладают значительной прочностью, поэтому основной тип ламинированной продукции для PET-пленки – это сувенирные пакеты, упаковка, изделия-информаторы, визитки и пластиковые карточки.

Поливинилхлорид или ПВХ, маркировка PVC

Плёнка для ламинаторов выпускается в виде рулонов и в виде пакетов .

Пленка для ламинирования рулонная

Чаще всего выпускается с толщиной от 24 до 38 мкн . Она удобна в использовании, поскольку отматывается непрерывно, пока не окончится рулон. Применяется в промышленных ламинаторах в средних и больших типографиях. Подаётся в натяжении с рулона , поэтому может иметь небольшую толщину, а следовательно более низкую стоимость. Поэтому рулонная пленка с успехом используется для ламинации полиграфической продукции большими тиражами, например, обложки книг, дневников, папок и подобные.

Единственным недостатком такого способа ламинирования является необходимость обрезания пленки по краям изделия. Эту операцию можно выполнять либо вручную при помощи триммера , либо при помощи разделителя листов, дополнительно опции к рулонному ламинатору.

Пленка для ламинирования пакетная

Это пленка состоящая из двух однотипных пленок , спаянных по короткой стороне в виде пакета (конверта), обрезанная в определенный размер. Пакетная пленка имеет закругленные края и предназначена для изготовления конечного изделия соответствующего формата без последующего обрезания пленки по краям. Такой тип плёнки очень удобен и используется в большинстве офисных ламинаторов при производстве единичных экземпляров продукции (ламинация документов, удостоверений, пропусков, пластиковых карт и даже печатных плат), либо коротких тиражей постеров, карт и др., пленкой толщиной от50 мкн и выше. Пакетная плёнка расправляется вручную и не имеет такого натяжения, как в случае с рулонным ламинатором. Поэтому она не может быть слишком тонкой (минимум 50-60 мкн ) иначе при ламинировании образуются морщины и внешний вид заламинированного продукта испортится.

тип продукции тип плёнки материал тип ламинатора
обложка/пакет рулонная, только PP — основа бумага от 110 г/м 2 рулонный, с возможностью односторонней ламинации с температурой нагревания до 125 o C
рулонная PP и PET — основа бумага от 110 г/м 2 рулонный, с возможностью односторонней ламинации с температурой нагревания до 140 o C
изделия-информаторы (двусторонняя ламинация от 60 мкн.) рулонная PET — основа без ограничений рулонный, с горячими резиновыми валами или платформами с температурой нагревания до 140-160 o C
пакетная PET — основа без ограничений рулонный, с горячими резиновыми валами с температурой нагревания до 140-160 o C;
пакетный с горячими пластинами или горячими валами
пластиковые карточки/визитки (двусторонняя ламинация от 100 мкн.) пакетная PET — основа синтетическая бумага типа Teslin или визиточный картон конвертный, с горячими валами
напольные или настольные постеры/декорированные изделия пакетная или рулонная PVC — основа без ограничений рулонный, с горячими резиновыми валами;
пакетный, с горячими валами

Выбор ламинатора

Проблема выбора ламинатора, как и любого другого полиграфического оборудования, часто ставит в тупик, особенно если покупка совершается впервые. Да безусловно, это не офсетная печатная машина, со всеми её тонкостями и спецификой. Но к выбору ламинатора нужно также подойти со всей серьёзностью, ибо ламинирование, как заключительная технологическая операция, во многом будет определять окончательный вид готового продукта.

  • тип продукции (документы, удостоверения, фотографии, обложки, постеры, пластиковые карточки и т.п.),
  • интенсивность использования (количество экземпляров) или тиражи продукции, которая будет ламинироваться (подача с рулона или пакетом),
  • максимальный формат ламинирования (размер продукта по узкой стороне),
  • материалы, которые будут ламинироваться (бумага, картон, пластик и т.д.),
  • тип плёнки (PP, PET, PVC) и её вид (матовая, глянцевая, декоративная),
  • диапазон толщины используемых пленок (от 25 до 250 мкн.),
  • необходимые дополнительные технологические опции – тиснение фольгой, глянцевание, матирование и т.п,
  • необходимые дополнительные технические опции – диапазон регулировки температуры, диапазон регулировки скорости, реверс, обрезка кромки, сепарирование (разделение готовых продуктов) и т.п.,
  • ориентировочный бюджет на покупку ламинатора.


Попробуем классифицировать ламинаторы по нескольким основным характеристикам.

По типу нагревательной системы

Ламинаторы с горячими пластинами

Заготовка в пленке проходит сквозь узкую щель между нагревательными пластинами, клеевой слой расплавляется и дифузирует в заготовку. Пленка прикатывается к заготовке холодными резиновыми валами на выходе. Результат ламинирования не всегда хороший, продукция очень часто получается волнистая, с воздушными пузырями, плохо устойчивая к механическим воздействиям. Это обусловлено тем, что передача тепла от нагревательных пластин к пленке происходит через воздушный зазор, что в свою очередь вызывает нестабильность температурного режима, сложность его оптимального подбора а также неравномерный нагрев и деформацию пленки. Холодные валы, установленные на выходе нагревателя, отбирают на себя тепло, переданное пленке, не давая полимерному связующему качественно соединится с верхним слоем бумаги. Чтобы предохранить документ от возможных повреждений во время ламинации необходимо использовать бумажный конверт для ламинирования. В рулонных ламинаторах нагревательные пластины ещё называют «платформами» и расположены они не между валами, как в пакетных ламинаторах, а над и под передней парой валов.

В настоящее время производство ламинаторов с этой устаревшей системы практически полностью прекращено в пользу ламинаторов с горячими валами внешнего нагрева.


Ламинаторы с горячими валами

Клеевой слой плёнки и поверхность изделия в таких ламинаторах разогревают «горячие валы». Для нагрева таких валов применяется внутренний нагреватель в виде спирали, изготовленный из нихромовой проволоки электрически изолируемый от вала посредством кварцевой трубки, в которую он и помещается, как в ламинаторах чешской фирмы Komfi : Komfi AMIGA , Komfi DELTA , Komfi SAGITTA , Komfi SIRIUS , или разогретое масло, как например, в ламинаторах испанской фирмы Tauler модель Tauler PrintLam CTI 75 . Использование такой технологии привело к возникновению целого семейства серий профессиональных ламинаторов практически всех мировых производителей в этой отрасли.

«Горячие валы» могут быть резиновыми , при этом диаметр таких валов ощутимо меньше, в силу термопередающих свойств резины. А поскольку диаметр вала есть той величиной, которая определяет площадь разогрева материала, то ламинаторы с горячими резиновыми валами максимально могут работать со скоростью 3 м/мин . И чем длиннее вал (максимальный формат изделия), тем ниже скорость. В случае промышленных рулонных ламинаторов, в которых горячие валы не резиновые а металлические – с масляным разогревом, скорость значительно выше, и может достигать 60 м/мин , как например в моделиKOMFI Sirius 107 , но при этом стоимость ламинатора намного выше.


Технология «горячих валов», кроме прочего, позволяет интегрировать в ламинаторы дополнительные возможности, недоступные в предыдущих моделях, делающие эти аппараты по настоящему универсальными. К ним можно отнести такие как, возможность тиснения тонерочувствительной фольгой по порошковой печати, глянцевание и матирование порошковой печати и т.п.

Недостатки ламинаторов с горячими пластинами:

  • более дорогая конструкция и как следствие более дорогой ламинатор,
  • необходимость проведения периодических профилактических работ по очистке валов от остатков клея по краям,
  • низкая скорость в случае использования резиновых валов.

Ламинаторы с внешним кумулятивным нагревом («эффект горячих валов»)

Похожая по принципу, но более дешевая технология с одной парой горячих валов. Нагрев валов осуществляется снаружи при помощи специального цилиндрического сегмента со встроенным нихромовым или керамическим нагревателем. Эффект горячих валов при этом сохраняется, а стоимость аппаратов заметно уменьшается. Такие ламинаторы позволяют выполнять качественную ламинацию широкого спектра полиграфической продукции, как обычных документов, так и фотографий, теснить фольгой по порошковой печати и прочее.

По способу использования расходных материалов

Пакетные ламинаторы

Пакетные, или ещё их иногда называют конвертные ламинаторы, работают с готовой пленкой заданных форматов: от самых маленьких (для бейджей и визиток) до формата А2 . Обычно пленка в них подаётся «пакетами» (два листа, сложенные вместе клеевым слоем друг к другу и склеенные по одной стороне). Исключение составляют пленки для холодного ламинирования, которые нарезают в листах, поскольку предназначены они обычно для одностороннего ламинирования.

Пакетные ламинаторы в свою очередь подразделяются на офисную и профессиональную серии.

Конструкция пакетных ламинаторов офисной серии достаточно простая. Нагревательным элементом служат либо пластины, либо валы с внешним нагревом. Офисные ламинаторы предназначены для малых объемов работ дома или в малом офисе и отличаются довольно простым управлением. Некоторые ламинаторы оснащены регулировкой температуры, что обеспечивает возможность применения пленок широкого диапазона толщин, функцией «реверс» для остановки процесса ламинирования и возврата документа, позволяя исправить возможные ошибки оператора.


Ламинаторы профессиональной серии предназначены для более интенсивной работы с расширенным диапазоном материалов. Они построены по схеме: 4 или 6 валов , которые нагреваются изнутри, такая схема обеспечивает наилучшее качество ламинирования и фольгирования. Современные модели ламинаторов оснащены ЖК-дисплеем для удобства и точности настроек, функцией «реверс» и регулировкой скорости ламинирования для обеспечения высокой производительности при работе со всем диапазоном материалов. Расходные материалы представляют собой пакет различного формата, запаянный с одной стороны, внутрь которого закладывается документ и пропускается через ламинатор.

Преимущества пакетных ламинаторов:

  • простота конструкции,
  • простота в работе, оператор не требует специального обучения и специальных навыков.

Недостатки пакетных ламинаторов:

  • расходные материалы для пакетных (конвертных) ламинаторов дороже, чем для рулонных ламинаторов,
  • одностороннее ламинирование возможно лишь в специальных пакетах,
  • производительность ниже, чем у рулонных ламинаторов.

Рулонные ламинаторы

В рулонных ламинаторах плёнка подается с рулона , что позволяет работать с более тонкими пленками . Они могут работать с продукцией форматов от А3 до А0 и рекомендуются для применения в печатных салонах и на полиграфических предприятиях с большими объемами работ. Кроме того, некоторые модели ламинаторов позволяют производить одностороннее ламинирование и тиснение фольгой. В случае отсутствия такой опции одностороннее ламинирование на рулонном ламинаторе с горячими резиновыми валами выполняют следующим образом. Два изделия из тиража складываются вместе тыльными сторонами друг к другу и подаются в ламинатор. На выходе изделия разделяются и получаются заламинированными с одной стороны. Производительность при этом сильно падает, поскольку заготовки приходится точно складывать и разделять вручную.

Преимущества рулонных ламинаторов:

  • возможность использования тонких плёнок, поскольку тонкие плёнки нормально ложатся только с рулона,
  • расходные материалы в рулонах дешевле листовых,
  • производительность рулонных ламинаторов выше, чем у пакетных.

Недостатки рулонных ламинаторов:

  • более сложная и дорогая конструкция,
  • требуется время и квалификация для настройки ламинатора (заправка плёнки между валами, регулировка натяжения, температуры, скорость, давление), в т.ч. пробное ламинирование, а это дополнительные затраты,
  • наличие квалифицированного обслуживающего персонала, в т.ч. обученный оператор.

По наличию/отсутствию реверса

Из-за недостатка опыта работы или по причине загрязнения валов может произойти наматывание ламинационной заготовки на валы. В этом случае для изъятия документа очень полезна функция реверса (обратного хода). Традиционно ею оснащаются ламинаторы А4 и большего форматов .

По форматам ламинирования

Чаще всего пакетные (конвертные) ламинаторы работают с форматами от А6 до А3, а рулонные — с форматами от А3 до А0 . Конструктивно ламинаторы большего формата более продуманы, они удобнее в работе, имеют большую производительность, и как правило, содержат больше опций. При более высокой стоимости они, при этом, позволяют пропускать по несколько заготовок за один раз, укладывая их попеременно по всей ширине ламинатора. При этом нужно помнить, что ламинировать на большом ламинаторе маленькие форматы нельзя. Из-за неправильной укладки в ламинационную щель заготовка начинает двигаться со смещением, что вызывает замятие краев и повреждение документа.

2) Чистка резиновых валов.

При ламинирование возможно попадание клея на резиновые валы ламинатора, что значительно ухудшает качество ламинации. Поэтому рекомендуется регулярно проводить чистку валов.

Для проведения чистки валов, снимите с ламинатора рулоны с пленкой, нагрейте ламинатор до температуры 30-40ºС (нагретые валы легче очищать от клея). Выключите ламинатор, откройте защитный экран, снимите стол для подачи документов и чистой хлопковой ветошью очистите валы. Для чистки не пользуйтесь какими-либо грубыми средствами очистки или абразивными материалами.

Типовые (частые) неисправности ламинаторов

сроки ремонта : при наличии термоэлемента (лампочки) у мастера данная неисправность устраняется за 1-1,5 часа. Найти лампочку (термоэлемент) в магазинах не очень просто, но по сравнению с некоторыми другими ЗиП для ламинаторов (ламинирующих машинок) несложно. При необходимости приобретения новой запчасти сроки ремонта вырастут максимум на день-два. И то эти сроки зависят от времени суток заказа услуги по ремонту ламинатора и дня недели.

2. Второй типовой неисправностью данных аппаратов является жалоба на то, что ламинатор не захватывает бумагу. : в редких случаях шестеренку можно восстановить. Но чаще всего необходима замена шестерни;

сроки ремонта : приобрести новую готовую шестеренку для ламинатора практически невозможно. Выход один: изготовить шестеренку для ламинатора на заказ*. Изготовление шестерни для ламинатора в нашей компании занимает 2-5 дней в зависимости от сложности зубцов и состояния изношенности оригинала.

*О сроках изготовления шестеренок, а также ценах и условиях читайте на нашем сайте в разделе изготовление шестеренок на заказ .

4. Иногда поступают жалобы на плохое ламинирование апппарата. т. е. аппарат ламинирует, но при этом пленка для ламинации морщится или ламинатор ламинирует бумагу частями. Обычно жалоба звучит так: ламинатор плохо ламинирует пленку.

причина : недостаточный прижим между валиками протяжки;
способ устранения : замена или восстановление валиков протяжки ламинатора;
сроки ремонта : при необходимости замены валиков протяжки сроки ремонта варьируются от 1 дня до недели (при условии отсутствия необходимой запчасти у мастера). Однако зачастую валики протяжки в ламинаторе можно восстановить. Ремонт занимает 3-4 часа не больше.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ: Что нужно знать о записи CD-R и CD-RW дисков.

1. Что необходимо иметь для записи компакт дисков?

Вам необходим компьютер с установленным в нем устройством, которое называется CD-writer. Данное устройство подключается к компьютеру несколькими возможными путями. Большинство дисководов для записи дисков имеет интерфейс IDE и подсоединяются так же, как и обычные CD-ROM-ы или жесткие диски и имеют внутреннее исполнение. Однако существуют и другие исполнения, как внешние, так и внутренние - с интерфейсом SCSI, подключающиеся к параллельному порту или к шине USB.
Второй необходимой частью для записи дисков является программное обеспечение . Его выбор очень велик - от популярнейших коммерческих пакетов фирмы Adaptec (Easy CD Creator, Easy CD Deluxe, Easy CD Pro) до условно-бесплатных программ типа Nero или CDRWin.
И, наконец, Вам необходим пустой диск CD-R или CD-RW

2. Что можно записывать на диски CD-R или CD-RW?

Традиционно на диски можно записывать, как звук, так и данные. Данные сохраняются на компакт-дисках в том привычном виде, в каком они хранятся на жестком диске. Также нельзя не отметить, что имеется возможность создавать смешанные диски, совмещая звук с данными.

3. В чем отличие дисков CD-R и CD-RW?

CD-R означает CD-recordable, то есть "записываемый". Это значит, что записанная на такой диск информация не может быть оттуда удалена. Основным отличием дисков CD-RW (CD-rewritable) является то, что информация с них может быть удалена и записана вновь. Как следствие, более гибкие в применении диски CD-RW стоят несколько дороже обычных дисков с однократной записью.

4. Сколько информации можно записать на CD-R диск?

5. Почему стандартная длительность составляет 74 минуты?

По общему мнению, такая длительность была выбрана, потому что разработчики CD хотели иметь формат, в котором помещалась бы девятая симфония Бетховена, Они определяли, какой использовать диаметр, и длительность некоторых исполнений решила этот вопрос.

Записанные диски можно использовать на следующих устройствах:

    Бытовой проигрыватель компакт-дисков Учитывая то, что бытовые проигрыватели компакт-дисков появились раньше, нежели устройства для записи дисков CD-R, то не имеется гарантии того, что все записанные музыкальные CD будут воспроизводиться в аудио-плэйерах. Однако для достижения лучшего результата рекомендуется использовать диски CD-R, так как по спецификации они куда ближе к традиционным музыкальным дискам, нежели чем CD-RW. Дисковод DVD-ROM или DVD-плэйер Подавляющее большинство DVD плэйеров и все дисководы DVD-ROM (за исключением первых образцов данных устройств) в состоянии считывать информацию с дисков CD-R и CD-RW. Дисководы CD-ROM

Все современные дисководы CD-ROM превосходно читают, как диски с однократной записью, так и диски CD-RW. Нюансы существуют лишь со старыми дисководами, которые в ряде случаев не читают диски CD-R, или читают эти диски, но не читают диски CD-RW. Если Ваш старый дисковод помечен, как обладающий функцией Multiread, то это означает, что с его помощью вы сможете справиться с этой задачей. Хорошим признаком того, что дисковод в состоянии работать с записываемыми дисками является скорость считывания данных этим дисководом. Если скорость составляет 24-х и выше, то как правило такой дисковод вполне годится для работы с CD-R и CD-RW дисками.

7. Почему отражающая сторона дисков имеет разные цвета?

Разные компании, производящие компакт-диски имеют патенты на различные химические схемы, использующиеся ими при производстве дисков. Некоторые компании сами производят диски, некоторые просто лицензируют им свои технологии. Как результат, отражающая сторона компакт-дисков получается разного цвета. Существуют CD-R следующих комбинаций состава: золотой/золотой, зеленый/золотой, серебряный/синий, и серебряный/серебряный, и их многочисленные оттенки. Видимый цвет определяется цветом отражающего слоя (золотой или серебристый) и цветом красителя (синий, темно-синий или бесцветный). Например, диски зеленый/золотой состоят из золотого отражающего слоя и синего красителя, поэтому со стороны этикетки диск золотого цвета, а со стороны записи - зеленого. Многие пришли к заключению, что "серебряные" диски изготовлены из серебра, и, на основании этого допущения, пытались размышлять о коэффициенте отражения и долговечности носителей. До тех пор, пока представитель производителя не выступит с заявлением о реальном составе диска, неразумно предполагать что-то конкретное. У некоторых CD есть дополнительное покрытие (например, у "Infoguard" от Kodak), которое делает CD более устойчивым к царапинам, но не влияет на способ хранения информации. О верхней (этикеточной) стороне диска стоит беспокоиться больше всего, поскольку именно тут "живут" данные, а ее легче всего повредить на CD-R. Обезопасить диск от царапин позволяет наклеивание на всю его площадь круглой наклейки для CD. Диски CD-RW имеют совершенно другую структуру. Сторона данных (в отличие от стороны этикетки) серебристо темно-серого цвета, который трудно описать. Также можно привести краткий список того, какие компании производят те или иные диски:

Фирма Taiyo Yuden изготовила первые "зеленые" CD. Сейчас они также изготавливаются TDK, Ricoh, Kodak, и, вероятно, некоторыми другими фирмами.

Фирма Mitsui Toatsu Chemicals (MTC) изготовила первые "золотые" CD. Сейчас они также изготавливаются Kodak и, возможно, другими.

Фирма Verbatim изготовила первые "серебряные/синие" CD.

Многие марки CD-R (например, Yamaha и Sony) являются OEM-версиями одного из основных производителей. По большому счету, трудно определить, кто что производит, поскольку построены новые предприятия, а продавцы могут менять поставщиков.

8. Что означают цифры скоростей (например, 6x4x32) в параметрах устройств для записи компакт-дисков?

Обычные аудио-проигрыватели проигрывают музыкальные компакт-диски за 74 минуты. Данная скорость принята за базу при измерении скоростей проигрывания и записи компакт-дисков и названа однократной скоростью (1-х). Однократная скорость соответствует передачи 150 Килобайт в секунду. Дисковод CD-ROM имеющий двух кратную скорость (2-х) передает данные со скоростью 300 Килобайт в секунду.

Три числа в параметрах CD-writer-ов означает скорости, с которой данное устройство может писать диски CD-R, диски CD-RW и соответственно читать эти диски.
Например, 6х4х32 означает то, что данное устройство записывает диски CD-R со скоростью 6-х (900 КБ/сек), записывает диски CD-RW со скоростью 4-х (600КБ/сек) и читает любые типы компакт-дисков со скоростью 32-х (4800 КБ/сек)

9. Какие существуют форматы при записи дисков CD-R?

Это наиболее сложный для ответа вопрос, учитывая, что за последние несколько лет появилось немало самых разнообразных форматов компакт-дисков, и это притом, что по-прежнему существуют исторически сложившиеся форматы, которые существуют давно и находят применение в специализированных приложениях. Ниже приводится обзор основных форматов:

Музыкальные диски (Audi o CD) или CD-DA или "Красная книга"

Для записи обычных музыкальных компакт-дисков Вам нужно, чтобы записанный диск соответствовал стандарту CD-DA. При записи используются, в качестве источника файлы стандартного типа WAV (или AIFF - Apple Audio Interchange File Format)

ISO9660 Data CD

Данный стандарт определяет вид, в котором обычные данные записываются на CD-R диски. Этот стандарт имеет много ограничений, а именно - максимальное число вложенных директорий не может превышать 8, имена файлов не могут иметь длину большую, нежели чем 8 символов и 3 символа отводится на расширение имени файла. Однако, данный стандарт совместим с большим количеством компьютеров и операционных систем.

Формат, предложенный фирмой Microsoft одновременно с появлением операционной системы Windows"95. Длина имени файла ограничена в этом стандарте 64 символами, и данный формат поддерживается теперь, как в среде Windows, так и в MacOS и Linux. Joliet основывается на стандарте ISO9660 и диски, записанные в этом формате могут быть прочитаны практически на любом компьютере. Однако имена файлов будут обрезаться до схемы 8+3.

Данный формат строго относится к компьютерам Macintosh. HFS CD могут быть прочитаны только на компьютерах этого типа.

UDF или Pocket Writing

UDF (Universal Disk Format) радикальное расширение стандарта ISO9660, в чем-то напоминающее Joliet. Программа Adaptec DirectCD (поставляющаяся в составе пакета Easy CD Creator Deluxe, или продающаяся отдельно для платформы Mac) и, например, программа CeQuadrat PacketCD позволяют записывать диски в этом формате. UDF отличается от других форматов тем, что вы можете работать с компакт-диском, как с большой дискетой, копируя файлы на него с помощью стандартных средств Windows или MacOS. Однако этот формат плохо подходит для передачи дисков другим людям, ибо чтобы прочитать диски этого формата им понадобится установить специальное программное обеспечения для чтения таких дисков.

ISO 9660 Rock Ridge

Расширение стандарта ISO9660, используемое исключительно в операционных средах Linux и UNIX.

ISO Level 2

Несколько модернизированный формат ISO9660, упрощенный в плане ограничений. Например, длина имени файла в нем ограничена 31 символом. Однако низкий уровень совместимости данного стандарта не позволяет применять его так широко, как, например, применяется формат Joliet.

VideoCD или VCD или "Белая Книга"

Формат VideoCD был разработан в середине 90-х годов и был ориентирован на использование в таком устройстве, как проигрыватель Philips CD-I. Диски VideoCD содержит видеоизображение и звук, сжатый по стандарту MPEG1. Несмотря на то, что Philips CD-I плэйер давно не производится, данные диски могут быть использованы на подавляющем большинстве DVD плэйеров, если они поддерживают чтение дисков CD-R или CD-RW.

8. Какой формат мне необходимо использовать, если я хочу ….

…. обмениваться данными с друзьями, которые используют сходную с моей операционную систему?

Тут все просто. Пользователи операционной системы Windows должны использовать формат Joliet, пользователи Mac - формат HFS.

…. обмениваться данными с людьми, которые используют различные операционные среды и платформы?

Для максимальной совместимости рекомендуется использовать формат ISO9660. Однако, если вам необходимо сохранить длинные имена файлов на диске, то вы должны попробовать использовать формат Juliet. Современные Mac-и и большинство операционных систем сейчас имеют возможность считывать диски, записанные в таком формате.

…. слушать музыку на обычном аудио проигрывателе?

Тогда вы должны записать диск в формате CD-DA, что обеспечит наибольший уровень совместимости с аудио-проигрывателем.

10. Как записывать диски со смешанным содержимым?

Существует две возможности записывать такие диски:

Mode I - при использовании данного формата данные записываются в начале диска (в любом известном формате), затем следуют записанные звуковые трэки. Если вам надо совмещать звук и данные, то использование этого режима обеспечит необходимый уровень совместимости с различными устройствами и операционными средами.
СD-XA (Mode II) - данный режим отличается от предыдущего тем, что данные и звук могут быть записаны в произвольном порядке. Однако эта гибкость отрицательно сказывается на совместимости, записанных дисков.

11. Что такое мультисессионный CD?

Данная технология позволяет вам добавлять данные или звук на диск, на котором уже что-то записано до тех пор пока не будет произведена процедура "закрытия" диска. Это было очень актуально в начале 90-х годов, когда стоимость пустого диска CD-R доходила до $12, дисков CD-RW не существовало, а жесткие диски имели маленький объем.

Диски, записанные по такой технологии, имеют некоторые проблемы с совместимостью, и оттого не рекомендуется использовать ее без веских причин. Формат UDF делает эту технологию ненужной; c помощью Direct CD и подобного программного обеспечения вы можете записывать данные, не беспокоясь о совместимости. Если же вам нужно передать диск другим людям, то просто запищите его за раз в формате Joliet

12. Что такое "закрытие" диска?

"Закрытие" диска означает, что после выполнения этой процедуры что-либо на данный диск CD-R будет невозможно. Если вы никогда не пользуетесь возможностью "multisession", то вам не имеет смысл задумываться об этом, ибо диск будет закрываться автоматически после окончания записи информации на диск. Многие старые дисководы CD-ROM и аудио-плэйеры имеют проблемы с чтением незакрытых дисков, так что для большей совместимости имеет смысл "закрывать" диск.

Если вы хотите записать что-либо на "закрытый" диск CD-RW просто выполните функцию "очистить" и вы сможете записывать данные на этот диск снова. Если же вы используете формат UDF, то в нем нет понятия "закрытия" диска в традиционном смысле этого слова - просто копируйте и удаляйте файлы с такого диска, как с простой дискеты.

Любой компакт-диск состоит из нескольких слоев, соединенных в единую круглую тонкую пластину. Диаметр подавляющего большинства компакт-дисков составляет 120 миллиметров, что равняется пяти дюймам. Стандартный пятидюймовый диск содержит 650 мегабайт информации, хотя имеются диски и большего объема. Допускается использование дисков диаметром 80 миллиметров, то есть трехдюймовых. Однако на практике такие диски встречаются крайне редко, хотя в некоторых случаях их малый размер был бы очень полезен. На такие диски помещается около 180 мегабайт.

Иногда встречаются необычные диски, называемые business card CD – компакт-диск, в виде визитной карточки. Фактически, это обрезанные с двух сторон трехдюймовые диски. Они напоминают визитную карточку, как по внешнему виду, так и по размеру. На такой диск записывается от 10 до 70 мегабайт, в зависимости от степени обрезания краев диска. В настоящее время такие диски являются большой редкостью. CD-ROM, созданный промышленным способом, часто называют штампованным. Он состоит из трех слоев. Основа диска, созданная из прозрачного поликарбоната, занимает большую часть диска. При изготовлении основы, методом штамповки на нее наносится информационный узор. В результате получается прозрачная пластиковая пластина. С одной стороны она гладкая, а с другой стороны на ней нанесено множество микроскопических углублений. Далее на основу напыляется отражающий металлический слой. Чаще всего в штампованных дисках для этих целей используется алюминий, хотя могут использоваться и другие металлы или сплавы. Сверху на диск наносится защитный слой из тонкой пленки поликарбоната или специального лака. На защитный слой часто наносится полиграфия – различные красочные рисунки и надписи.

Обратите внимание, что отражающий и защитный слои достаточно тонкие, и их можно легко поцарапать. Некоторые недобросовестные производители экономят на защитном слое, используя для него нестойкий лак, причем наносится этот лак чрезвычайно тонким слоем. После создания всех слоев, диск готов к использованию. Информация считывается с рабочей стороны диска, через прозрачную основу. Штампованный информационный узор и отражающий слой отражают луч считывающего лазера по-разному в разных участках.

Записываемые и перезаписываемые компакт-диски имеют дополнительно еще один слой. У них основа не имеет информационного узора, но между основой и отражающим слоем расположен регистрирующий слой. Он может менять прозрачность под воздействием высокой температуры. При записи лазер разогревает заданные участки регистрирующего слоя, создавая информационный узор. Участки регистрирующего слоя, к которым было применено температурное воздействие, темнеют. В качестве материала для регистрирующего слоя используются различные сложные органические соединения. Часто используются цианин (Cyanine) и фталоцианин (Phtalocyanine). Считается, что фталоцианин более надежен и долговечен. Для отражающего слоя в CD-R и CD-RW используется золото или серебро, хотя могут быть использованы и сложные сплавы. Из-за наличия регистрирующего слоя требования к отражающему слою у записываемых и перезаписываемых дисков выше, чем у штампованных, поэтому вместо алюминия приходится применять более дорогие материалы.

В зависимости от комбинации веществ, используемых в регистрирующем и отражающем слоях, рабочая сторона диска может иметь различный цвет. Раньше многие диски имели золотистую рабочую поверхность, поэтому часто все записываемые диски называют «золотыми». В настоящее время золотистые диски почти не встречаются. Чаще всего поверхность имеет светло-зеленый цвет. Иногда встречаются диски синего или темно-зеленого цвета. Диски CD-RW имеют серо-коричневый цвет рабочей поверхности. Возможно, с внедрением новых технологических процессов появятся диски с рабочей поверхностью других цветов.

Как отмечалось выше, из-за наличия регистрирующего слоя, записываемые диски имеет более низкий коэффициент отражения, чем штампованные. Из-за этого некоторые устаревшие проигрыватели звуковых компакт-дисков могут воспроизводить такие диски менее надежно, чем диски заводского производства. Старые модели CD-ROM также могут отказываться работать с записываемыми дисками. Перезаписываемые диски имеют еще более низкий коэффициент отражения, и большинство музыкальных центров не способны работать с ними. К сожалению, устаревшие модели CD-ROM также, скорее всего, не смогут прочитать информацию, записанную на диск CD-RW. Однако все дисководы CD-ROM, разработанные в последние пять лет, не имеют проблем с чтением любых дисков. Так что, любой записанный вами диск без проблем будет прочитан на не слишком устаревшем компьютере.

Логическая структура и форматы компакт-дисков

Как штампованные, так и записываемые или перезаписываемые компакт-диски, имеют одинаковую структуру хранения информации. Все данные записаны на спиральной дорожке, идущей от центра диска к его периферии. Вдоль дорожки располагаются углубления, называемые питами (pit – углубление). На дисках CD-R и CD-RW питы имитируются темными пятнами регистрирующего слоя, получившимися в результате нагрева нужного участка лазером. Чередованием углублений и промежутков между ними и кодируется любая информация.

В зависимости от вида информации, различают разные форматы компакт-дисков. Непрерывная последовательность углублений и промежутков между ними может быть разбита t на отдельные сессии. В начале сессии расположена специальная начальная запись, называющаяся Lead In (Ввести). В конце сессии располагается запись Lead Out (Вывести). Сессия, в свою очередь, может состоять из одной или нескольких дорожек. Чаще всего сессия состоит из одной дорожки. Стандарты из различных «цветных» книг описывают информацию, размещающуюся в каждой дорожке. В конце диска располагается специальная запись, после которой не могут располагаться никакие другие данные.

На одном диске могут располагаться сессии различных форматов, однако чаще все сессии на диске имеют один формат. Наличие множества сессий позволяет записывать информацию отдельными частями, превращая CD-R и CD-RW в удобное средство ведения рабочего архива. Однако следует помнить, что запись первой сессии требует дополнительно двадцать два мегабайта, а запись каждой последующей сессии отнимает тринадцать мегабайт. Впрочем, это не так много, учитывая, что на диск можно записать 650-700 мегабайт информации, а на некоторые современные диски и еще больше.

Не все дисководы и операционные системы могут работать с мультисессионными дисками. В ДОС обычно видна только первая сессия, а в Windows 95 – последняя. На устаревших дисководах CD-ROM часто также видна только первая сессия. Если сессия не закрыта, то есть, не записаны специальные данные в конце сессии, она не будет видна многими дисководами.

Звуковая дорожка представляет собой немного преобразованный файл в распространенном формате РСМ, что расшифровывается как Pulse Code Modulation -импульсно-кодовая модуляция. Этот же формат используется в звуковых файлах формата WAV, повсеместно используемых в Windows. Можно сказать, что на компакт-диски записываются немного модифицированные WAV-файлы. Используется частота дискретизации 44.1 килогерц, кодирование звука с использованием 16 бит и два стереоканала. Если же на дорожке записаны произвольные данные, к ним добавляется каталог. В каталоге записываются полное имя файла и его местонахождение, а также другая служебная информация. При записи нескольких сессий есть возможность записать в каталог информацию о файлах из предшествующей сессии. Также можно «стереть» некоторые файлы, не записывая информацию о них в новый каталог или «перезаписать» файл, включив в новую сессию новый; файл с идентичным именем. С помощью этих средств мультисессионные диски удобно использовать для ведения рабочего архива.

При записи файлов на компакт-диски сектор данных всегда равен двум килобайтам. Размер дисков принято обозначать временем звучания звука, так как изначально компакт-диски создавались для воспроизведения песен и музыки. Стандартные диски содержат 75 секторов на секунду. Если размер диска равен 74 минутам, то, умножив соответствующие цифры, получим максимальный объем записываемой информации – 650 мегабайт. Для дисков размером 80 минут этот объем составит 700 мегабайт. Следует отметить, что формат CD-DA и CD-ROM различен, и на звуковых дисках CD-DA записано меньше вспомогательной информации. Благодаря этому на такие диски можно записать 747 мегабайт WAV-файлов. А если использовать диски размером 80 минут, общий объем WAV-файлов превысит 800 мегабайт. Кстати, в последнее время – появились диски размером 90 минут.

Хотя имеется множество форматов записи на компакт-диски, подавляющее большинство дисков использует всего несколько форматов. Можно выделить два основных типа CD: CD-ROM – компьютерный диск, содержащий различные файлы, и CD-DA, также называемый Audio CD, -музыкальный компакт-диск. Еще два типа дисков являются расширением предыдущих. Записываемый диск, содержащий несколько сессий, называется мультисессионным – Multisession CD-ROM. Иногда на компакт-диск записываются данные и музыка, причем музыка может быть воспроизведена на обычном музыкальном проигрывателе компакт-дисков, а данные вместе с музыкой можно прочитать на компьютере. Такие диски называются Mixed-mode CD (Компакт-диски смешанного типа). Они часто используются в мультимедийных играх. Другие типы дисков, например Video CD или CD-I, используются значительно реже.

Компьютерные диски с данными могут быть загрузочными. Если BIOS вашего компьютера поддерживает возможность загрузки с CD-ROM, то, используя такой диск, вы можете загрузить в компьютер нужную операционную систему. При создании диска на нем располагается образ загрузочного диска. Создав загрузочную дискету, вы можете записать ее образ на компакт-диск и загружаться в дальнейшем с него. Также можно создать образ жесткого диска. При этом жесткий диск должен быть меньшего размера, чем CD-ROM.

Вы наверно заметили, что многие компакт-диски автоматически запускаются при вставке их в устройство чтения дисков. Создать компакт-диск с функцией автозапуска в Windows достаточно просто. Для этого следует разместить в корневом каталоге текстовый файл с именем autorun.inf. В нем располагаются команды автозапуска. С их помощью можно создавать достаточно сложные сценарии, но для начала вполне достаточно использовать такие команды:

Icon=myicon.ico

open=myprogram.exe

Естественно, следует указать названия ваших собственных файлов вместо myicon.ico и myprogram.exe. Команда open запускает нужную программу, а команда icon меняет значок диска в проводнике Windows. Конечно, данные файлы также должны быть расположены на компакт-диске.

При создании CD-ROM вы можете использовать различные варианты файловой системы, поддерживаемые разными операционными системами. Набор символов лучше использовать ISO 9660, чтобы они читались в различных операционных системах. Файловая система ISO Level 1 поддерживается всеми ОС, однако в ней нельзя использовать длинные имена файлов. Система ISO Level 2 допускает длинные имена. Однако если вы планируете читать диски в операционной системе Windows 95/98/NT 4.0/2000/Me/XP, лучше использовать файловую систему Joliet, которая допускает использование пробелов, русских букв и специальных символов в длинных именах файлов. Различают варианты CD-ROM: Mode 1 и Mode 2/XA. Второй вариант формата компакт-диска обеспечивает более гибкий подход к записи информации, поэтому предпочтительнее.

Формат UDF позволяет использовать записываемые и перезаписываемые компакт-диски как обычные жесткие диски, записывая, редактируя и удаляя любые файлы. При этом используется специальное программное обеспечение. Однако диски, записанные в формате UDF, не будут читаться в большинстве операционных систем, если не установлен дополнительный драйвер.

Все программы записи на компакт-диски позволяют записывать в разных форматах, поэтому вы должны точно знать, какой формат диска вам нужен. Выбрав неудачный формат, вы не сможете в дальнейшем прочитать информацию с записанного диска на другом компьютере. Фактически, заготовка компакт-диска будет испорчена.

Коротко о главном

«СиДи-Ультра» - это полный спектр услуг по тиражированию и печати дисков (CD, DVD а также тиражирование mini CD и CD-визитки). Команда профессионалов компании занимается производством и тиражированием CD, тиражированием DVD, нанесением изображения на диски (печать дисков, печать cd) с 2000 года и обладает огромным опытом.

История компакт-диска

Первая всемирная презентация Philips CD Audio 9 марта 1979 г. На фото Joop Sinjou, глава "Philips CD-Lab".

И сливались с густою массою мрака, тяготевшего над ними. Компакт-диск умирал…

(По мотивам: Н.В. Гоголь. Фонарь умирал )

Что такое компакт-диск

Википедия дает такое определение:

«Компакт-диск – оптический носитель информации в виде пластикового диска с отверстием в центре, процесс записи/считывания информации на/c который осуществляется при помощи лазера. Дальнейшим развитием CD -дисков стали DVD -диски. Изначально компакт-диск был создан для хранения аудиозаписей в цифровом виде (известен как CD-Audio ), однако в дальнейшем стал широко использоваться как носитель для хранения любых данных (файлов) в двоичном виде (т. н. CD-ROM (англ. Compact Disc Read Only Memory , компакт-диск только с возможностью чтения)…».

Компакт-диск представляет собой поликарбонатную подложку толщиной 1,2 мм и диаметром 120 мм, покрытую тончайшим слоем металла (золото, серебро, алюминий и др.) и защитным слоем лака, на который наносилась этикетка, представляющая содержание диска.

На внешней поверхности компакт-диска имеется кольцевой выступ высотой 0,2 мм, позволяющий диску, положенному на ровную поверхность, не касаться этой поверхности.

В центре диска расположено отверстие диаметром 15 мм.

Масса диска – 15,7 г.

Формат хранения данных на CD , известный как Red Book (« книга»), был разработан компанией Philips . В соответствии с этим форматом на компакт-диск можно записывать звук в 2 канала с 16-битной импульсно-кодовой модуляцией и частотой дискретизации 44,1 кГц. Благодаря коррекции ошибок с помощью кода Рида-Соломона, лёгкие радиальные царапины не влияют на читаемость диска.

Информация записывается на диск в виде спиральной дорожки, состоящей из питов (англ. pit – впадина, «кратер», углубление – , неотражающее пятно на поверхности CD-ROM , представляющее двоичный "0"), выдавленных в поликарбонатной основе. Каждый пит имеет примерно 100 нм в глубину и 500 нм в ширину. Длина пита варьируется от 850 нм до 3,5 мкм. Промежутки между питами называются лендом (англ. land – контактная площадка, контактный участок – , отражающее пятно на поверхности CD-ROM , представляющее двоичную "1"). Шаг дорожек в спирали составляет 1,6 мкм.

Данные с компакт-диска считываются при помощи луча с длиной волны 780 нм. Принцип считывания информации лазером заключается в регистрации изменения интенсивности отражённого света. луч фокусируется на информационном слое в пятно диаметром 1,2 мкм. Если свет сфокусировался между питами (на ленде), то фотодиод регистрирует максимальный сигнал. В случае, если свет попадает на пит, фотодиод регистрирует меньшую интенсивность света.

Скорость чтения/записи CD указывается 150 КБ/с (то есть 153 600 байт/с). Например, 48-скоростной привод обеспечивает максимальную скорость чтения/записи CD , равную 48 x 150 = 7200 КБ/с (7,03 МБ/с).

Компакт-диски изначально вмещали до 650МБ информации (или 74 минуты звукозаписи). Начиная с 2000 г., всё большее распространение получали диски объёмом 700МБ , позволяющие записать 80 минут аудио.

CD-ROM -ные легенды

…Существует легенда о том, что компакт-диск создали не Philips и Sony , а американский Рассел, работавший в компании Optical Recording . Якобы уже в 1971 г. он продемонстрировал своё изобретение для хранения данных. Делал он это для «личных» целей, желая предотвратить царапание своих виниловых пластинок иглами звукоснимателей. Спустя 8 лет подобное устройство было «независимо» изобретено компаниями Philips и Sony .

…Вице-президент корпорации Sony Ога (англ. Ohga ), обожавший классическую музыку, считал, что компакт-диск должен быть в состоянии вместить 9-ю симфонию Бетховена (самое популярное музыкальное произведение в Японии в 1979 г., согласно специально проведённому опросу!). В этом случае, по его мнению, на дисках можно будет распространять до 95% классических произведений. Дальнейшие исследования показали, что 9-я симфония в исполнении берлинского филармонического оркестра под руководством фон Караяна имела продолжительность 66 минут. А наиболее продолжительным исполнением стала симфония под руководством Фуртвенглера, исполненная на Байрейтском фестивале – 74 минуты. Якобы это и послужило решающим аргументом при принятии решения о первоначальной ёмкости диска – 650МБ информации (или 74 минуты звукозаписи).

…В Philips и Sony до мая 1980 г. не было единого мнения о внешнем диаметре диска. С точки зрения инженеров Sony , был достаточен диаметр в 100 мм, поскольку он позволяет миниатюризировать портативный проигрыватель. От высшего руководства Philips исходила идея сделать диск не более диагонального размера стандартной аудиокассеты (115 мм), имевшей на рынке большой успех. В мае 1980 г. руководители фирм пошли на компромисс и утвердили «окончательный» диаметр диска в 120 мм, ёмкость диска в 74 минуты аудиозаписи и частоту дискретизации в 44,1 кГц.

…Другая легенда гласит, что диаметр диска в 12 см выбран потому, что он соответствует размеру стандартной подложки под голландское …

История взлёта и падения, или Реквием компакт-диску

Компакт-диск (англ. Compact Disk , CD ) был разработан в 1979 г. голландской компанией Royal Philips Electronics совместно с японской Sony . Philips разработала технологический процесс производства компакт-дисков и проигрывателей с головками. Sony усовершенствовала ранее применявшийся в профессиональных цифровых магнитофонах свой способ записи (кодирования сигнала), обеспечивающий безошибочное считывание данных с диска (Pulse Code Modulation , PCM – импульсно-кодовая модуляция сигнала).

«Когда мы начинали, альтернативы не было, – вспоминает Крамер ( Kramer ), руководитель подразделения по оптическим разработкам лаборатории Philips в 70-е гг. XX в. – Попытка привнести цифровой звук в массы была весьма рискованной…».

В 1982 г. началось массовое производство компакт-дисков на заводе в городе Лангенхагене под Ганновером (Германия). Выпуск первого коммерческого музыкального CD – это был компакт-диск с записью альбома «The Visitors» группы ABBA – был анонсирован 20 июня 1982 г.

Продажи первых CD -проигрывателей начались осенью 1982 г. в Германии, а до рынка США они добрались только весной следующего года.

Значительный вклад в популяризацию компакт-дисков внесли корпорации Microsoft и Apple Computer . Скалли, возглавлявший тогда Apple Computer , в 1987 г. сказал, что компакт-диски произведут революцию в мире . И он оказался прав!..

Взлёту популярности компакт-дисков весьма споспешествовало то обстоятельство, что их стали использовать для записи не только музыки, но и любых (!) данных. А тут и все стали оснащаться приводом CD-ROM . Кроме того, широкое распространение получили диски, предназначенные для записи в домашних условиях: CD-R (Compact Disc Recordable; CD+R , CD-R ) – для однократной и CD-RW (Compact Disc ReWritable ; CD+RW , CD-RW ) – для многократной записи.

Компакт-диск имел оглушительный успех: к 2004 г. мировые продажи дисков CD , CD-ROM , CD-R , CD-RW достигли 30 млрд. штук. К 2007 г. в мире было продано около 200 млрд. CD (на каждого жителя Земли, включая младенцев и стариков, – не меньше 30 дисков!).

Но в 2007 г. начался закат эры компакт-дисков – продажи CD упали на 15%!..

Почти 30 лет компакт-диск возглавлял рынок музыкальных носителей. Но время не стоит на месте! С ростом объёмов информации появляются новые форматы носителей – DVD , , Blu-ray . Многие предпочитают просто « » музыку (или видео) в Интернете и скачать на свой жёсткий диск, чем покупать компакт-диски.

Можно назвать ещё много причин падения популярности компакт-дисков: малый объём CD , и т.д. и т.п.

Честно говоря, на CD давно уже не обращают внимания, – особенно с тех пор, как подешевели , а их объём существенно вырос. Кроме того, позволяет быстро скачивать большие объёмы информации.

Аналитики Gartner считают, что CD утратил свою коммерческую привлекательность – у него не осталось ни преимуществ, ни перспектив, – поэтому звукозаписывающая индустрия должна отказаться от компакт-дисков и вплотную заняться дистрибуцией музыки через Интернет.

Спасти формат CD не смогут никакие новшества и ухищрения, включая предложенный в 2007 г. компанией Walt Disney формат CDVU+ (CD View Plus ), который помимо музыкальных треков может включать другой мультимедийный контент.

Крупнейшая британская компания Linn Products первой отказалась от выпуска домашних и профессиональных CD - , после того как их продажи упали за 2 года на 40%.

1 апреля 2009 г. в Нью-Йорке закрылся крупнейший в мире музыкальный магазин Virgin Megastore . За несколько недель до своего закрытия культовый музыкальный на Таймс-сквер объявил полную распродажу. Но, тем не менее, в не было наплыва покупателей, несмотря на то, что скидки на товары достигали 60%, а сам магазин расположен в центре Манхэттена, где всегда очень многолюдно.

Флагман американской развлекательной индустрии Virgin Entertainment Group заявил, что закроет ещё 5 музыкальных магазинов – в Сан-Франциско, Денвере, Орландо, Голливуде и нижнем Манхэттене. Торговая сеть музыкальной и видеопродукции, некогда основанная на известного своими неординарными проектами миллиардера сэра Брэнсона, не выдержала конкуренции с интернет-рынком. Объём продаж упал с $230 млн. в 2002 г. до $76 млн. в 2008 г.

Итак, Его Величество Компакт-диск умер, да здравствует…




Top