Источники информации и ее виды. Аналоговая и цифровая информация. Понятие и виды информации, передача и обработка, поиск и хранение информации

Источники информации - это такие системы, компоненты которых обеспечивают размещение, целостность и доступность информации по ее назначению.

В зависимости от типа интересующего вас объекта, источники можно каким-то образом классифицировать.

Виды источников информации

1. открытые или относительно доступные;

2. полуоткрытые (не полностью засекреченные, но контролируемые кем-то);

3. закрытые.

Источники информации могут быть:

1. знающими людьми;

2. документами;

3. средствами проводной и беспроводной связи.

Знающими лицами считаются такие люди, которые явно или потенциально обладают нужной информацией. Это такие источники информации как:

1) Эксперты, т.е. индивиды, чьи профессиональные контакты и знания (работа, хобби) позволяют сориентироваться в интересующем вопросе. Они могут выдать базовые материалы, вывести на новые источники информации.

2) Осведомители - это личности из группировки противника, поставляющие материал о деятельности своего работодателя. Правдивость предоставленных ими материалов может быть достаточно высокой.

3) Напуганные - это все знающие люди, которые предоставляют информацию под нажимом. В данном случае истинность сообщаемого не гарантирована.

4) Агенты - это доверенные люди, которые находятся в окружении объекта. Достоверность поставляемых ими данных зависит от их индивидуальных качеств.

Источники информации, в качестве которых выступают знающие люди, могут быть и другими лицами, случайно владеющими нужными данными.

Документы как источники информации:

1) Официальные документы, характеризующие объект.

2) Архивы и деловые бумаги.

3) Носители компьютерной информации - базы данных, диски, флешки и пр., с которых можно распечатать нужную информацию.

4) Личные архивы и бумаги - записные книжки, пометки на календарях и т.д.

5) Мусор - случайно потерянные или выброшенные черновики и записи.

6) Обнародованные сведения - это публикации в газетах, на сайтах в Интернете, теле- и радио сюжеты, прочитанные кем-то лекции и выступления.

Технические средства связи

Источники информации могут быть средствами проводной и беспроводной связи (разнообразные технические средства обработки и

К ним можно отнести:

1) Проводные телефоны. В данном случае нам сообщают информацию либо она прослушивается специальными службами с целью выяснения того, что их интересует. При этом существует возможность прослушки не одних только телефонных переговоров, но и того, что говорится при закрытых дверях при трубке, положенной на рычаг.

2) Мобильные средства связи и пейджеры. Такие устройства доступны для прослушивания обычным эфирным радиоперехватом соответствующим сканером, если отсутствует специальная защита.

3) Телеграф, телефакс, телетайп. По каналам таких аппаратов циркулирует графическая и знаковая информация, которая выводится на бумажные носители, что очень удобно в деловых связях и взаимоотношениях.

4) Персональные радиостанции, которые применяются для гражданской и служебной радиосвязи. Если объектом не предусмотрены специальные средства защиты, то перехватывать сигналы с такой радиостанции не составляет особых усилий.

5) Многие организации имеют локальные сети для связи между компьютерами с выходом в Интернет. Это позволяет подключиться к кабелю и «сосчитать» информацию, которая находится в памяти непосредственно компьютера, и ту, которая передается по сети.

Следует учитывать, что информация, необходимая для принятия правильного решения, обычно или дорого стоит, или недоступна вовсе. В стоимость информации необходимо включать время, затраченное руководителями и подчиненными на ее сбор. Поэтому предстоит решить, насколько существенна выгода от этой информации.

Абсолютно любая деятельность человека в современном мире, если речь идёт хотя бы о малейшем развитии и получении новой информации, предполагает поиск новых данных. Но просто искать информацию - это одно, а искать её профессионально и грамотно - это другое. В этом уроке мы поговорим о том, что вообще представляет собой поиск информации, где и как следует искать информацию, как выбирать источники информации, анализировать их и проверять на достоверность, а также расскажем о правилах поиска информации в Интернете и работе с полученными данными.

Что такое информационный поиск?

Впервые понятие «информационный поиск» было употреблено в 1948 году американским математиком и специалистом в области компьютерных технологий Кельвином Муэрсом, но в общедоступной литературе оно начало встречаться лишь с 1950 года.

Изначально автоматизированный информационный поиск (имеются в виду информационно-поисковые системы) применялся с целью поиска научных данных и соответствующей литературы, и использовался он университетами и публичными библиотеками. Однако с появлением и развитием сети Интернет информационный поиск получил широкое распространение.

По сути, поиск информации является процессом выявления в определённом массиве текстовых документов тех данных, которые касаются конкретной темы и удовлетворяют указанным условиям, и в которых имеются необходимые сведения и факты.

Состоит процесс поиска информации из нескольких последовательных этапов, посредством которых обеспечивается сбор данных, их обработка и предоставление. Как правило, поиск осуществляется следующим образом:

  • Определяется информационная потребность и формулируется запрос
  • Определяется комплекс источников, в которых может находиться нужная информация
  • Информация извлекается из выявленных источников
  • Происходит ознакомление с данными, и оцениваются результаты поиска

Но, несмотря на то, что на первом этапе нужно как можно правильнее определиться с тем, какую конкретно информацию вы собираетесь искать (а это может показаться первостепенным), наибольшую важность представляет именно второй этап, ведь определиться с тем, где искать информацию, на порядок сложнее.

Где искать информацию?

Вопрос о том, где искать информацию, действительно очень важен. И в первую очередь, по той причине, что - это век информационный. А это, в свою очередь, значит, что информационный поиск на настоящее время имеет свою специфику.

Давайте вспомним: в конце прошлого века и даже начале настоящего столетия с целью поиска информации люди обращались в специализированные заведения. К таким можно отнести библиотеки, архивы, картотеки и другие подобные органы информации. Но если в то время, чтобы отыскать информацию о том, что интересует, человеку нужно было собраться, выйти из дома, добраться до нужного места, заполнить заявку, отстоять очередь, чтобы её отдать, некоторое время подождать, пока нужная литература будет найдена, а затем провести несколько часов в поиске конкретной информации и её записи на бумагу, то сегодня все эти пункты можно обойти стороной, т.к. практически у каждого дома имеется компьютер и доступ в Интернет. Исходя из этого, актуальные ещё в не таком далёком прошлом информационные базы (архивы, библиотеки и прочее) сегодня если и не потеряли своей актуальности, то, во всяком случае, имеют гораздо меньшее количество клиентов.

Чтобы найти то, что нужно в Интернете, требуется просто ввести запрос в строке поискового сервиса (вспоминаем первый этап), нажать кнопку «Найти» и выбрать наиболее подходящий из предложенных вариантов - интернет-страниц. О поиске информации в Интернете мы продолжим говорить чуть позже, а пока заметим, что пренебрегать традиционными способами поиска информации всё же не стоит, и время от времени можно наведываться в библиотеку, картотеку или архив. Ко всем прочему, это позволит вам разнообразить свою деятельность, развеяться и провести время необычно, с пользой и интересом.

Говоря о подборе источников для поиска информации, нельзя не затронуть вопрос о достоверности, что говорит о необходимости уметь анализировать источники данных и определять те, которым можно доверять.

Как выбирать достоверные источники информации?

Любые рассуждения на тему того, какие источники могут быть, и какие следует считать достоверными, так или иначе, приведут нас к стилистическому пониманию источников информации, а их существует немалое количество. Представим лишь самые распространённые:

  • Научные исследования, имеющие под собой реальные доказательства, полученные эмпирическим путём
  • Научно-популярные размышления, включающие в себя как фактические эмпирические данные, так и субъективные точки зрения людей, являющихся специалистами в той или иной области
  • Философские трактаты и рассуждения, отличающиеся наибольшей оригинальностью, субъективностью и формой подачи
  • Художественная литература, служащая, как правило, источником информации - пищи для размышления, но не достоверных эмпирических данных
  • Публицистические произведения - категория произведений, которые посвящены актуальным явлениям и проблемам текущей социальной жизни. Нередко в таких произведениях можно отыскать немало достоверных данных и фактов
  • Средства массовой информации - комплекс органов публичной передачи информации, таких как телевидение, радио, журналы и газеты, а также Интернет

Всегда следует брать в расчёт то, что практически ни один источник информационных данных не может являться на 100% достоверным. Исключение составляют лишь научные исследования и, в некоторой степени, научно-популярные размышления, т.к., как уже и было подмечено, в них содержатся преимущественно факты, подтверждённые опытом и официально признанные научной общественностью (есть, конечно, и люди, и точки зрения, идущие вразрез с общепринятыми, но в данной статье частные случаи мы рассматривать не будем).

Информацию же из любых других источников следует подвергать тщательной проверке, дабы удостовериться в её актуальности и правдивости. Но прежде чем перейти непосредственно к принципам отбора информации, не будет лишним сказать о том, что для самого процесса информационного поиска является очень удобным и эффективным использование идей особого философского направления - позитивизма, т.к. благодаря этому в ряде случаев (особенно если это касается поиска конкретно научных данных) множество вопросов отпадают сами собой.

Совсем немного о позитивизме

Позитивизм является философским направлением в учении о методах и процедурах научной деятельности, в котором считается, что единственным источником истинного и действительного знания вообще являются только эмпирические (подтверждённые опытным путём) исследования.

Также позитивизм говорит о том, что философское исследование не несёт в себе познавательной ценности. Базовой предпосылкой позитивизма является то, что любые подлинные (они же позитивные) знания - это совокупность результатов специальных наук.

Основной же целью позитивизма является получение объективного знания, что возможно только через проверку информации на деле. Руководствуясь всем этим, мы снова можем вернуться к идее о том, что наиболее достоверными источниками информации являются научные исследования и научно-популярные размышления.

Вооружившись этим принципом как основным, можно начать использовать и другие.

Принципы отбора информации

Можно выделить несколько принципов отбора информации:

Принцип наглядности

Исследуемая информация, которая соответствует этому принципу, обладает следующими признаками:

  • Информация доступна для восприятия и понимания
  • Формируемые информацией образы достоверны, т.к. их можно смоделировать и установить их источники
  • Основные понятия, объекты и явления могут быть продемонстрированы
  • Информация соответствует запрашиваемым критериям

Принцип научности

Принцип научности подразумевает, что исследуемая информация соответствует современным научным данным. Если такое соответствие соблюдается, то появляется возможность обнаруживать неточности и ошибки, воспринимать другие точки зрения, руководствоваться собственной аргументацией и преобразовывать информацию, сопоставляя её с другой.

Вкратце критерии принципа научности можно выразить так:

  • Данные соответствуют научным представлениям современности
  • Если в массиве данных имеются ошибки и неточности, они не способны повлечь за собой искажения объективной картины, касающейся рассматриваемого вопроса
  • Информация может иметь вид исторического документа, который показывает путь развития конкретного научного знания

Принцип актуальности

Согласно этому принципу, информация должна быть практичной, злободневной, соответствующей современным запросам, важной на текущий момент времени. Такая информация способна вызвать наибольший интерес, в отличие от неактуальной. Здесь нужно руководствоваться следующими соображениями:

  • Желательно, чтобы информация была близка по времени и волновала исследователя
  • Информация может представлять собой документ, который расширяет представление об исследуемом объекте
  • Информация должна обладать исторической ценностью или быть важной по иным причинам
  • Информация может являться классическим примером чего-либо, что знают все

Принцип систематичности

Если информация соответствует принципу систематичности, можно наблюдать её многократное повторение в той или иной интерпретации в рамках одного источника или в той же или другой подобной интерпретации в других источниках.

Таким образом, информация достойна внимания и может быть применена, если:

  • Аналогичные данные можно найти в различных базах данных
  • Различные интерпретации не разрушают целостность представлений об одной и той же проблеме

Принцип доступности

Нередко затруднения в поиске и обработке информации могут быть вызваны, во-первых, самим её содержанием, а, во-вторых, стилем, в котором она излагается. По этой причине, работая с информацией, необходимо учитывать, что:

  • Информация должна быть не только доступной для понимания с точки зрения терминологии, но и расширять тезаурус исследователя, по причине чего она будет восприниматься интересной, но не банальной
  • Информация должна соответствовать той терминологии, которой обладает исследователь, но освещать конкретную тему она должна с разных сторон
  • Информация должна предполагать и дидактическую обработку, которая снимает терминологический барьер, другими словами, информацию можно адаптировать под себя, при этом сохранив её смысл

Принцип избыточности

Исследуемая информация должна позволять исследователю выделять основную мысль, находить скрытый смысл, если таковой имеется, приходить к пониманию авторской позиции, определять цели изложения и развивать умение соотносить содержание с назначением.

Принципы поиска информации, о которых мы поговорили, могут быть применены в работе с любыми источниками данных: книгами, документами, архивными материалами, газетами и журналами, а также интернет-сайтами. По сути, эти принципы универсальны, но здесь следует чётко понимать для себя, что для поиска информации в традиционных источниках их может быть вполне достаточно, но при поиске информации в сети Интернет во избежание ошибок необходимо соблюдать ещё один ряд правил.

Правила поиска информации в Интернете

Для опытного пользователя поиск информации в Интернете предельно прост, однако, для людей, столкнувшихся с вопросом автоматизированного информационного поиска впервые, этот процесс может показаться довольно сложным из-за обилия всевозможных поисковых операторов. Ниже мы рассмотрим простой поиск и расширенный поиск, а также укажем дополнительную информацию, которая будет полезна при поиске данных в Интернете.

Простой поиск информации в Интернете

Для начала стоит сказать, что наиболее популярной поисковой системой в мире является «Google ». В России к нему добавляется «Яндекс », «Поиск@mail.ru » и «Rambler ».

Чтобы найти нужную информацию, нужно просто внести в поисковую строку сервиса интересующий запрос, например «Иван Грозный» или «Как правильно водить машину», и нажать «Найти» или клавишу «Enter» на клавиатуре компьютера. В результате поисковик выдаст множество страниц, на которых представлена информация по запрашиваемому запросу. Обратите внимание на то, что наиболее актуальными считаются результаты, расположенные на первой странице поисковой системы.

Расширенный поиск информации в Интернете

По своему принципу расширенный поиск ничем не отличается от простого, кроме того, что можно указывать дополнительные параметры.

При помощи специальных фильтров у пользователя есть возможность задать дополнительные условия для своего запроса. Это может быть ограничение по региону, конкретному сайту, нужному языку, форме слова или фразы, дате размещения материала или типу файла.

Чтобы активировать эти функции, нужно щёлкнуть по специальному значку, расположенному на странице поисковика. Откроется дополнительное меню, где и задаются ограничения. Сбрасываются фильтры (ограничения) нажатием кнопки «Очистить» на странице поисковика.

Дополнительная информация

Каждый пользователь должен иметь в виду, что:

  • Ограничение по региону запускает поиск в указанном регионе. В качестве стандарта (По умолчанию) обычно выдаются запросы по тому региону, откуда выходит в Сеть пользователь.
  • Ограничение по форме запроса запускает поиск по тем документам, где слова имеют конкретно ту форму, которая стоит в запросе, однако порядок слов может меняться. Пользователь может задать регистр букв (заглавные или строчные), любую часть речи и форму, т.е. склонение, число, род, падеж и т.д. По умолчанию поисковые системы ищут все формы запрашиваемого слова, т.е. если задать «написал», поисковик будет искать «написать», «напишу» и т.п. Однокоренные слова поисковик искать не будет.
  • Ограничение по сайту запускает поиск информации среди документов, имеющихся на конкретном сайте.
  • Ограничение по языку запускает поиск информации на выбранном языке. Есть возможность установить поиск по нескольким языкам одновременно.
  • Ограничение по типу файла запускает поиск по конкретному формату документа, т.е. при указании соответствующих расширений можно найти текстовые документы, аудио- и видеофайлы, документы, предназначенные для открытия специальными программами и редакторами и т.д. Есть возможность установить поиск по нескольким типам файлов одновременно.
  • Ограничение по дате обновления запускает поиск по конкретной дате размещения документа. Пользователь может найти документ от конкретного числа, месяца и года, а также установить временной промежуток - тогда поисковик выдаст всю информацию, добавленную за этот период времени.

Этих правил будет достаточно для поиска информации в Интернете. Освоить его в состоянии любой человек, причём потребуется на это совсем немного времени - обычно хватает буквально 2-3 трёх практических подходов.

Но что делать с найденной информацией, ведь весь её массив не обязателен для изучения? Неважно, как вы предпочитаете искать данные на интересующую тему - ходить в библиотеку или кликать по сайтам, одновременно попивая кофе - помимо того, что вы должны обладать навыками поиска, вы также должны уметь обрабатывать тот материал, который изучаете. И для этого как нельзя лучше подходит конспектирование и некоторые другие техники.

Работа с полученной информацией: конспекты, ментальные карты, опорные схемы и блок-схемы

Конспектирование по праву считается самым популярным и применяемым способом обработки информации. Учитывая это, мы решили уделить этому процессу наибольшее внимание, а по ментальным картам, опорным схемам и блок-схемам представить лишь ознакомительную информацию.

Что такое конспект?

Как все мы знаем, конспект представляет собой письменный текст, где последовательно и кратко излагаются основные моменты какого-либо источника информации. Конспектирование подразумевает приведение к определённой структуре сведений, взятых из оригинала. Основой этого процесса является систематизация данных. Заметки могут быть либо точными выдержками и цитатами, либо иметь форму свободного письма - главное, чтобы оставался смысл. Стиль, в котором выдерживается конспект, в большинстве случаев близок к первоисточнику.

При правильном составлении конспекта отражается логическая и смысловая связь записываемого. Конспект можно взять через некоторое время или же дать другом человеку, и чтение и понимание материала не вызовут затруднений. Грамотный конспект способствует восприятию даже самой сложной информации, ведь выражена она в понятной форме.

Конспекты также различаются по видам, и чтобы можно было правильно применять тот вид конспекта, который в большей степени подходит выполняемой работе, эти виды нужно уметь различать.

Виды конспектов

Выделяют плановые конспекты, схематические плановые конспекты, текстуальные, тематические и свободные конспекты. Вкратце о каждом из них.

Плановый конспект

Основой планового конспекта является предварительно подготовленный материал, а сам конспект включает в себя заголовки и подзаголовки (пункты и подпункты). Каждый из заголовков сопровождается небольшим текстом, по причине чего имеет понятную структуру.

Плановый конспект в наибольшей мере соответствует подготовке к семинарам и публичным выступлениям. Чем чётче будет структура, тем более логично и полноценно можно будет донести информацию до адресата. По мнению специалистов, плановый конспект должен дополняться пометками, указывающими на использовавшиеся источники, ведь довольно сложно.

Схематический плановый конспект

Схематический плановый конспект состоит из пунктов плана, представленных в форме предложений-вопросов, на которые нужно ответить. При работе с информацией нужно вносить по несколько пометок под каждое из-предложений-вопросов. В таком конспекте будет отражена структура и внутренняя связь данных. Кроме того, этот вид конспектов помогает хорошо усвоить изучаемый материал.

Текстуальный конспект

Текстуальный конспект отличается от всех остальных максимальной насыщенностью, т.к. для его составления используются отрывки и цитаты из первоисточника. Его легко можно дополнить планом, терминами, понятиями и тезисами. Текстуальный конспект рекомендуется составлять тем, кто занят изучением литературы или науки, ведь здесь цитаты представляют особую важность.

Но и составляется этот вид конспектов непросто, т.к. необходимо уметь определять самые важные отрывки текста и цитаты так, чтобы, в конечном счете, они могли дать целостное представление об изученном материале.

Тематический конспект

Тематический конспект отличен от других более всего. Его смысл заключается в том, что освещается какая-либо конкретная тема, вопрос или проблема, а для его составления обычно используют целый ряд источников информации.

Посредством тематического конспекта лучше всего можно провести анализ исследуемой темы, раскрыть главные моменты и изучить их с разных ракурсов. Но нужно понимать, что для составления такого конспекта потребуется исследовать массу источников, чтобы суметь создать целостную картину - это является непременным условием действительно качественного материала.

Свободный конспект

Свободный конспект является лучшим выбором для людей, способных применять разные способы работы с информацией. В свободный конспект можно включить всё: тезисы, цитаты, отрывки текста, план, пометки, выписки и т.д. Необходимо только уметь быстро и грамотно излагать мысли и работать с материалом. Многие считают, что использование конспекта такой формы является самым полноценным и целостным.

Как только вы определились с тем, какой конспект вы будете составлять, можно приступать к самому процессу. Чтобы выполнить работу качественно, нужно руководствоваться определёнными правилами.

Правила составления конспекта

Таких правил несколько и все они предельно просты:

  1. Ознакомьтесь с текстом, выявите его основные особенности, характер, сложность; определите, есть ли в нём термины, которые вы видите впервые. Отметьте незнакомые понятия, места, даты, имена.
  2. Узнайте всю необходимую информацию о том, что вам показалось незнакомым в тексте при первом прочтении. Наведите справки о людях и событиях. Узнайте значение терминов. Полученные данные обязательно зафиксируйте.
  3. Прочтите текст повторно и проведите его анализ. Это поможет вам выделить основные моменты, разделить для себя информацию на отдельные блоки и конспекта.
  4. Изучите отмеченные ранее основные моменты, составьте тезисы или выпишите отдельные фрагменты или цитаты (если их наличие не обязательно, то выразите авторскую мысль своими словами с сохранением смысла). При фиксации цитат и фрагментов обязательно помечайте, откуда взята информация, и кто является автором.
  5. Если у вас есть возможность выражать авторские мысли своими словами, то старайтесь делать это так, чтобы даже большие объёмы данных были выражены в 2-3 предложениях.

Применяя эти рекомендации на практике, вы овладеете навыком грамотного конспектирования, и фиксировать и обрабатывать информацию у вас будет получаться очень быстро и качественно (в качестве подспорья вы можете использовать дополнительный ).

Помимо конспектов, для фиксации информации можно использовать и другие не менее интересные и эффективные методики.

Ментальные карты

Ментальные карты или, как их ещё принято называть, диаграммы связей, интеллект-карты, карты мыслей или ассоциативные карты являются таким методом структурирования информации, в котором используются графические записи, имеющие форму диаграмм.

Ментальные карты изображаются в виде древовидных схем, на которых присутствуют задачи, термины, факты и/или какие-либо иные данные, которые связаны ветвями. Ветви, как правило, отходят от главного (центрального) понятия.

Эффективность данного метода обусловлена тем, что его можно использовать в качестве удобного и простого инструмента управления информацией, для которого необходимо лишь наличие бумаги и карандаша (также можно использовать маркерную доску и маркеры).

Опорные схемы

Опорные схемы наглядно отображают интеллектуальную психологическую структуру человека, которая управляет его мышлением и поведением. Они позволяют изложить информацию при помощи логико-графического языка посредством значимых опор.

При составлении опорной схемы указывается её название, отмечаются ключевые понятия и схематически изображаются показатели и критерии, на основе которых производится группировка материала.

Этот вид структурирования информации очень удобен при подготовке к зачётам, экзаменам, семинарам. Его можно сопровождать конспектами и дополнительными пометками.

Блок-схемы

Блок-схемы - это ещё один действенный метод, помогающий структурировать информацию. Он представляет собой графические модели, которые описывают последовательность .

Суть блок-схемы заключается в изображении отдельных шагов в форме блоков, имеющих различную форму. Все блоки соединяются друг с другом линиями-стрелками, которые указывают нужную последовательность мышления.

Чаще всего блок-схемы используются для работы с чётко структурированной информацией, когда все шаги являются конкретными. Каждый блок, имея свою форму, указывает на тот или иной мыслительный процесс, и ориентироваться по блок-схеме можно даже с минимальным количеством текстовых данных на ней. Удобно применять в качестве дополнительного инструмента.

В заключение

Как можно заключить, поиск информации и её обработка - это не только интересная, но и увлекательная деятельность. Если научиться применять этот навык с учётом всех особенностей, о которых мы сегодня поговорили, найти нужную информацию и использовать её в своих целях не будет составлять никакого труда, в особенности, если выполнить приемлемый для себя алгоритм действий несколько раз подряд.

В следующем уроке вы узнаете о том, почему в процессе самостоятельного обучения рекомендуется следовать конкретному плану, о том, как его составить, и на что нужно обратить внимание, чтобы обучение было максимально эффективным.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Понятие источников финансирования

Обеспечение развития фирмы включает в себя проведение финансирования различных хозяйственных операций. Для этого фирма может использовать ресурсы, которые были привлечены из разных источников. В экономической практике различают два основных источника финансирования:

1. Внутренние источники финансирования;

2. Внешние источник финансирования (заемные и привлечённые средства);

Для детализации источников финансирования предлагаем рассмотреть рисунок 1.

Внутренне финансирования - это мобилизация собственных финансовых ресурсов, которые образуются в процессе деятельности предприятия. Основными источниками внутреннего финансирования выступают: чистая прибыль, амортизация, задолженности кредиторов, различные резервы и доходы от продажи имущества.

Внешнее финансирования - это использование средств для деятельности предприятия, которые получены от внешних контрагентов. В свою очередь внешнее финансирования делиться на привлеченные и заемные средства. Субъектами внешнего финансирования могут выступать: финансово - кредитные организации, государство, юридические и физические лица и другие.

На рисунке ниже представлена систематизация основных источников финансирования предприятия.

Основной проблемой российских промышленных предприятий выступает изношенное состояние основных производственных фондов. Фонды подвержены как физическому, так и моральному устареванию. В случае обновления основных средств, одним из ключевых этапов выступает выбор источника финансирования. В экономической практике выделяют следующие источники финансирования:

* Внутреннее финансирование (чистая прибыль, реализация активов, амортизация);

* Привлеченные средства (инвестиции, продажа акций и ценных бумаг);

* Заемные средства (кредит, лизинг, вексель);

* Смешанное финансирование.

Внутреннее финансирование

Источники финансирования является сложной экономической категорией, ведь в процессе хозяйственной деятельности они трансформируются в материальные, интеллектуальные, технические, инновационные и другие виды ресурсов. С точки зрения их привлечения, они делятся на внутренние и внешние. В условиях нестабильности экономической ситуации привлечение внешних источников финансирования проблематично, поэтому субъекты хозяйствования ориентируются в своей финансовой деятельности на привлечение внутренних источников финансирования.

К внутренним источникам финансирования субъектов хозяйствования относят чистая прибыль; амортизационные отчисления, обеспечение будущих расходов и платежей.

Чистая прибыль является собственностью учредителей (участников). Неиспользованная его часть отражается в I разделе пассива баланса «Нераспределенная прибыль». В дальнейшем он направляется на пополнение собственных оборотных активов, формирование долгосрочных активов, а также на формирование резервного капитала, материальное стимулирование и социальное развитие.

Амортизационные отчисления накапливаются в процессе эксплуатации основных средств. Амортизационные исчисление как правило используются на приобретение новых, или замены изношенных долгосрочных активов, нематериальных активов, технических нововведений и прочих качественных и количественных обновлений производственных мощностей предприятий. Так же амортизационные исчисление могут быть использованы для ремонта повреждённых активов.

Обеспечение будущих расходов и платежей создаются по собственной инициативе предприятия. Эффект финансирования за счет обеспечения следующих платежей проявляется благодаря существования временного разрыва между моментом их формирования и использования.

Внешнее финансирование

Основой функционирования займа является движение стоимости в сфере обмена в процессе которого возникает разрыв во времени между движением товара и его денежным эквивалентом. Если движение товарных потоков опережает движение денежных потоков, то предприятия-потребители товаров с наступлением момента платы за них не всегда имеют достаточную сумму средств для оплаты купленных товаров, в результате чего предприятия производители испытывают недостаток средств, что может остановить процесс производства. Поэтому у них возникает потребность в заемных средствах. Кредитные отношения могут возникать также в связи с особенностями производства, несвоевременностью расчетов и другими обстоятельствами.

Источники заимствования капитала субъектами хозяйствования разнообразны. Их можно привлекать как на кредитном, так и на фондовом рынке, у субъектов хозяйствования, государства, а также владельцев и работников предприятия.

По формам кредитования кредиты бывают товарные и денежные. Товарный кредит - это форма коммерческого кредита, по которому кредитор передает товар заемщику по соглашению, предусматривающий долговое обязательство на время окончательного расчета. Объектом денежного кредита являются средства в национальной или иностранной валютах.

Кредиты различаются за следующими видами:

  • финансовый (банковские кредит и кредиты от финансово-кредитных организаций);
  • коммерческий (как правило, краткосрочный кредит, от одного предприятия другому, который предоставляется в форме отсрочки платежа за товары, роботы, услуги).
  • Лизинг - это кредит, который выдаётся основными средствами, и который заключается составлениям лизингового соглашения.

К особенным источникам внешнего финансирования относят финансирования за счет владельцев предприятия или продажи доли в компании. Часто такие источники называют внутренний источник внешнего финансирования. Он включает дополнительные взносы участников доли в компании, продажа акций на фондовом рынке и другие.

Владельцы предприятия могут вносить дополнительные финансовые ресурсы за счет безвозвратных вложений, или же за счет нераспределенной прибыли. Такое финансирования выступает приоритетным, так как в этом случае предприятие не является должников для внешних контрагентов.

Продажа акций компании может осуществляется в разных формах. Так же компания может выплатить дивиденды в виде акций.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

| Информационная безопасность сетевой технологии работы

Урок 38
Информационная безопасность сетевой технологии работы

Угрозы безопасности информационных систем

Существуют четыре действия, производимые с информацией, которые могут содержать в себе угрозу: сбор, модификация, утечка и уничтожение. Эти действия являются базовыми для дальнейшего рассмотрения.

Придерживаясь принятой классификации будем разделять все источники угроз на внешние и внутренние.

Источниками внутренних угроз являются:

Сотрудники организации;
Программное обеспечение;
Аппаратные средства.

Внутренние угрозы могут проявляться в следующих формах:

Ошибки пользователей и системных администраторов;
нарушения сотрудниками фирмы установленных регламентов сбора, обработки, передачи и уничтожения информации;
ошибки в работе программного обеспечения;
отказы и сбои в работе компьютерного оборудования.

К внешним источникам угроз относятся:

Компьютерные вирусы и вредоносные программы;
Организации и отдельные лица;
Стихийные бедствия.

Формами проявления внешних угроз являются:

Заражение компьютеров вирусами или вредоносными программами;
несанкционированный доступ (НСД) к корпоративной информации;
информационный мониторинг со стороны конкурирующих структур, разведывательных и специальных служб;
действия государственных структур и служб, сопровождающиеся сбором, модификацией, изъятием и уничтожением информации;
аварии, пожары, техногенные катастрофы.

Все перечисленные нами виды угроз (формы проявления) можно разделить на умышленные и неумышленные.

По способам воздействия на объекты информационной безопасности угрозы подлежат следующей классификации: информационные, программные, физические, радиоэлектронные и организационно-правовые.

К информационным угрозам относятся:

Несанкционированный доступ к информационным ресурсам;
незаконное копирование данных в информационных системах;
хищение информации из библиотек, архивов, банков и баз данных;
нарушение технологии обработки информации;
противозаконный сбор и использование информации;
использование информационного оружия.

К программным угрозам относятся:

Использование ошибок и "дыр" в ПО;
компьютерные вирусы и вредоносные программы;
установка "закладных" устройств;

К физическим угрозам относятся:

Уничтожение или разрушение средств обработки информации и связи;
хищение носителей информации;
хищение программных или аппаратных ключей и средств криптографической защиты данных;
воздействие на персонал;

К радиоэлектронным угрозам относятся:

Внедрение электронных устройств перехвата информации в технические средства и помещения;
перехват, расшифровка, подмена и уничтожение информации в каналах связи.

К организационно-правовым угрозам относятся:

Закупки несовершенных или устаревших информационных технологий и средств информатизации;
нарушение требований законодательства и задержка в принятии необходимых нормативно-правовых решений в информационной сфере.

Рассмотрим модель сетевой безопасности и основные типы атак, которые могут осуществляться в этом случае. Затем рассмотрим основные типы сервисов и механизмов безопасности, предотвращающих такие атаки.

Модель сетевой безопасности

Классификация сетевых атак

В общем случае существует информационный поток от отправителя (файл, пользователь, компьютер) к получателю (файл, пользователь, компьютер):

Рис. 1 Информационный поток

Все атаки можно разделить на два класса: пассивные и активные .

Пассивная атака

Пассивной называется такая атака, при которой противник не имеет возможности модифицировать передаваемые сообщения и вставлять в информационный канал между отправителем и получателем свои сообщения. Целью пассивной атаки может быть только прослушивание передаваемых сообщений и анализ трафика.

Рис. 2 Пассивная атака

Активная атака

Активной называется такая атака, при которой противник имеет возможность модифицировать передаваемые сообщения и вставлять свои сообщения. Различают следующие типы активных атак:

1. Отказ в обслуживании - DoS-атака (Denial of Service)

Отказ в обслуживании нарушает нормальное функционирование сетевых сервисов. Противник может перехватывать все сообщения, направляемые определенному адресату. Другим примером подобной атаки является создание значительного трафика, в результате чего сетевой сервис не сможет обрабатывать запросы законных клиентов. Классическим примером такой атаки в сетях TCP/IP является SYN-атака, при которой нарушитель посылает пакеты, инициирующие установление ТСР-соединения, но не посылает пакеты, завершающие установление этого соединения. В результате может произойти переполнение памяти на сервере, и серверу не удастся установить соединение с законными пользователями.

Рис. 3 DoS-атака

2. Модификация потока данных - атака "man in the middle"

Модификация потока данных означает либо изменение содержимого пересылаемого сообщения, либо изменение порядка сообщений.

Рис. 4 Атака "man in the middle"

3. Создание ложного потока (фальсификация)

Фальсификация (нарушение аутентичности) означает попытку одного субъекта выдать себя за другого.

Рис. 5 Создание ложного потока

4. Повторное использование.

Повторное использование означает пассивный захват данных с последующей их пересылкой для получения несанкционированного доступа - это так называемая replay-атака. На самом деле replay-атаки являются одним из вариантов фальсификации, но в силу того, что это один из наиболее распространенных вариантов атаки для получения несанкционированного доступа, его часто рассматривают как отдельный тип атаки.

Рис. 6 Replay-атака

Перечисленные атаки могут существовать в любых типах сетей, а не только в сетях, использующих в качестве транспорта протоколы TCP/IP, и на любом уровне модели OSI. Но в сетях, построенных на основе TCP/IP, атаки встречаются чаще всего, потому что, во-первых, Internet стал самой распространенной сетью, а во-вторых, при разработке протоколов TCP/IP требования безопасности никак не учитывались.

Сервисы безопасности

Основными сервисами безопасности являются следующие:

Конфиденциальность - предотвращение пассивных атак для передаваемых или хранимых данных.

Аутентификация - подтверждение того, что информация получена из законного источника, и получатель действительно является тем, за кого себя выдает.

В случае передачи единственного сообщения аутентификация должна гарантировать, что получателем сообщения является тот, кто нужно, и сообщение получено из заявленного источника. В случае установления соединения имеют место два аспекта.

Во-первых, при инициализации соединения сервис должен гарантировать, что оба участника являются требуемыми.

Во-вторых, сервис должен гарантировать, что на соединение не воздействуют таким образом, что третья сторона сможет маскироваться под одну из легальных сторон уже после установления соединения.

Целостность - сервис, гарантирующий, что информация при хранении или передаче не изменилась. Может применяться к потоку сообщений, единственному сообщению или отдельным полям в сообщении, а также к хранимым файлам и отдельным записям файлов.

Невозможность отказа - невозможность, как для получателя, так и для отправителя, отказаться от факта передачи. Таким образом, когда сообщение отправлено, получатель может убедиться, что это сделал легальный отправитель. Аналогично, когда сообщение пришло, отправитель может убедиться, что оно получено легальным получателем.

Контроль доступа - возможность ограничить и контролировать доступ к системам и приложениям по коммуникационным линиям.

Доступность - результатом атак может быть потеря или снижение доступности того или иного сервиса. Данный сервис предназначен для того, чтобы минимизировать возможность осуществления DoS-атак.

Механизмы безопасности

Перечислим основные механизмы безопасности:

Алгоритмы симметричного шифрования - алгоритмы шифрования, в которых для шифрования и дешифрования используется один и тот же ключ или ключ дешифрования легко может быть получен из ключа шифрования.

Алгоритмы асимметричного шифрования - алгоритмы шифрования, в которых для шифрования и дешифрования используются два разных ключа, называемые открытым и закрытым ключами, причем, зная один из ключей, вычислить другой невозможно.

Хэш-функции - функции, входным значением которых является сообщение произвольной длины, а выходным значением - сообщение фиксированной длины. Хэш-функции обладают рядом свойств, которые позволяют с высокой долей вероятности определять изменение входного сообщения.

Модель сетевого взаимодействия

Модель безопасного сетевого взаимодействия в общем виде можно представить следующим образом:

Рис.7 Модель сетевой безопасности

Сообщение, которое передается от одного участника другому, проходит через различного рода сети. При этом будем считать, что устанавливается логический информационный канал от отправителя к получателю с использованием различных коммуникационных протоколов (например, ТСР/IP).

Средства безопасности необходимы, если требуется защитить передаваемую информацию от противника, который может представлять угрозу конфиденциальности, аутентификации,целостности и т.п. Все технологии повышения безопасности имеют два компонента:

1. Относительно безопасная передача информации. Примером является шифрование, когда сообщение изменяется таким образом, что становится нечитаемым для противника, и, возможно, дополняется кодом, который основан на содержимом сообщения и может использоваться для аутентификации отправителя и обеспечения целостности сообщения.
2. Некоторая секретная информация, разделяемая обоими участниками и неизвестная противнику. Примером является ключ шифрования.

Кроме того, в некоторых случаях для обеспечения безопасной передачи бывает необходима третья доверенная сторона (third trusted party - TTP). Например, третья сторона может быть ответственной за распределение между двумя участниками секретной информации, которая не стала бы доступна противнику. Либо третья сторона может использоваться для решения споров между двумя участниками относительно достоверности передаваемого сообщения.

Из данной общей модели вытекают три основные задачи, которые необходимо решить при разработке конкретного сервиса безопасности:

1. Разработать алгоритм шифрования/дешифрования для выполнения безопасной передачи информации. Алгоритм должен быть таким, чтобы противник не мог расшифровать перехваченное сообщение, не зная секретную информацию.
2. Создать секретную информацию, используемую алгоритмом шифрования.
3. Разработать протокол обмена сообщениями для распределения разделяемой секретной информации таким образом, чтобы она не стала известна противнику.

Модель безопасности информационной системы

Существуют и другие относящиеся к безопасности ситуации, которые не соответствуют описанной выше модели сетевой безопасности. Общую модель этих ситуаций можно проиллюстрировать следующим образом:

Рис. 8 Модель безопасности информационной системы

Данная модель иллюстрирует концепцию безопасности информационной системы, с помощью которой предотвращается нежелательный доступ. Хакер, который пытается осуществить незаконное проникновение в системы, доступные по сети, может просто получать удовольствие от взлома, а может стараться повредить информационную систему и/или внедрить в нее что-нибудь для своих целей. Например, целью хакера может быть получение номеров кредитных карточек, хранящихся в системе.

Другим типом нежелательного доступа является размещение в вычислительной системе чего-либо, что воздействует на прикладные программы и программные утилиты, такие как редакторы, компиляторы и т.п. Таким образом, существует два типа атак:

1. Доступ к информации с целью получения или модификации хранящихся в системе данных.
2. Атака на сервисы, чтобы помешать использовать их.

Вирусы и черви - примеры подобных атак. Такие атаки могут осуществляться как с помощью дискет, так и по сети.

Сервисы безопасности, которые предотвращают нежелательный доступ, можно разбить на две категории:

1. Первая категория определяется в терминах сторожевой функции. Эти механизмы включают процедуры входа, основанные, например, на использовании пароля, что позволяет разрешить доступ только авторизованным пользователям. Эти механизмы также включают различные защитные экраны (firewalls), которые предотвращают атаки на различных уровнях стека протоколов TCP/IP, и, в частности, позволяют предупреждать проникновение червей, вирусов, а также предотвращать другие подобные атаки.
2. Вторая линия обороны состоит из различных внутренних мониторов, контролирующих доступ и анализирующих деятельность пользователей.

Одним из основных понятий при обеспечении безопасности информационной системы является понятие авторизации - определение и предоставление прав доступа к конкретным ресурсам и/или объектам.

В основу безопасности информационной системы должны быть положены следующие основные принципы:

1. Безопасность информационной системы должна соответствовать роли и целям организации, в которой данная система установлена.
2. Обеспечение информационной безопасности требует комплексного и целостного подхода.
3. Информационная безопасность должна быть неотъемлемой частью системы управления в данной организации.
4. Информационная безопасность должна быть экономически оправданной.
5. Ответственность за обеспечение безопасности должна быть четко определена.
6. Безопасность информационной системы должна периодически переоцениваться.
7. Большое значение для обеспечения безопасности информационной системы имеют социальные факторы, а также меры административной, организационной и физической безопасности.

МОДУЛЬ 2. Информация. Источники информации. Работа с информационными источниками

Теория . Информация. Виды, хранение, поиск, использование информации. Источники информации. Правила составления библиографического списка. Работа с информационными источниками.

Цель : сформировать представления об информации, ее видах, источниках, особенностях хранения, поиска и использования.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие и виды информации

2. Уяснить источники и носители информации

3. Узнать виды, хранение, поиск, использование информации

4. Сформировать представления о работе с информационными источниками

5. Узнать правила составления библиографического списка

Понятие и виды информации

Информация - общенаучное понятие, включающее совокупность знаний о природе, обществе, человеке и мышлении.

Знания, добытые человечеством, зафиксированы в книгах, учебниках, методических пособиях и других документах.

Люди имеют дело со многими видами информации. Информацию подразделяют на общественно-политическую, социально-экономическую, педагогическую, научно-техническую и др.

Общение людей друг с другом дома и в школе, в университете, на работе и на улице - это передача информации. Одну и ту же информацию можно передать и получить различными путями. Так, чтобы найти дорогу в музей в незнакомом городе, можно спросить прохожего, получить справку в справочном бюро, попытаться разобраться самому с помощью плана города или обратиться к путеводителю. Когда мы слушаем объяснение учителя, читаем книги или газеты, смотрим новости ТВ, посещаем музеи и выставки - в это время мы получаем информацию.



Учительский рассказ или рассказ товарища, телевизионная передача, телеграмма, письмо, устное сообщение и т.д. - все это примеры передачи информации. Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Живые существа способны не только воспринимать информацию из окружающей среды с помощью органов чувств, но и обмениваться ею между собой.

Человек также воспринимает информацию с помощью органов чувств, а для обмена информацией между людьми используются языки. За время развития человеческого общества таких языков возникло очень много. Прежде всего, это родные языки (русский, английский и др.)» на которых говорят многочисленные народы мира.

Источники и носители информации

Источниками информации являются различные документы.

Под документами надо понимать не только традиционные письменные источники (книги, журналы, брошюры, газеты и т.п.), но и другие объекты, которые содержат информацию, предназначенную для хранения и передачи пользователю. Это рукописные материалы, аудиовизуальные средства (звукозаписи, кино и видиофильмы и др.), наглядные пособия, коллекционные материалы.

Документ, предназначенный для распространения содержащейся в нём информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или теснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения, называется изданием . Издание может быть не только печатным текстом, но и комбинированным, т.е. включать записи звуков (пластинки, магнитофонные ленты или диски), изображения на других материальных носителях (дискеты, компьютерные диски, слайды, плёнки и т.п.)

В настоящее время большинство документов публикуются на бумажных носителях. Это очень дорого, занимает много места, связано с большими трудностями поиска данных.

В тоже время существуют и такие носители информации, как микрофильмы, микрокарты, микрофиши, емкость и плотность записи которых значительно выше, чем на бумаге.

Виды, хранение, поиск, использование информации

Человек хранит полученную информацию в голове. Мозг человека - огромное хранилище информации. Блокнот или записная книжка, ваш дневник, школьные тетрадки, библиотека, музей, кассета с записями любимых мелодий, видеокассеты - все это примеры хранения информации.

Информацию можно обрабатывать: перевод текста с английского языка на русский и наоборот, вычисление суммы по заданным слагаемым, решение задачи, раскрашивание картинок или контурных карт - все это примеры обработки информации. Все вы любили в свое время раскрашивать книжки-раскраски. Оказывается, в это время вы занимались важным процессом - обработкой информации, черно-белый рисунок превращали в цветной.

Информацию можно даже терять. Допустим, Иванов Дима забыл дневник дома и поэтому записал домашнее задание на листочке. Но, играя на перемене, он сделал из него самолетик и запустил его. Придя домой, Дима не смог сделать домашнюю работу, он потерял информацию. Теперь ему нужно или попытаться вспомнить, что же ему задали, или позвонить однокласснику, чтобы получить нужную информацию, или идти в школу с невыполненным домашним заданием.

Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале прошлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы - каждые пять лет. Выходом из создавшейся ситуации стало создание компьютеров, которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.

Первая электронная вычислительная машина «ЭНИАК» была разработана в США в 1946 году. В нашей стране первая ЭВМ была создана в 1951 году под руководством академика В.А. Лебедева.

В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других видов информации. Сегодня компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии. Он позволяет связаться по специальной почте с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, использовать энциклопедии, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Модельеру он помогает разрабатывать выкройки, издателю компоновать текст и иллюстрации, художнику - создавать новые картины, а композитору - музыку. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере.

Получение, хранение, передача и обработка информации - это информационные процессы . Роль информационных процессов в нашей жизни велика и с каждым годом становится все ощутимей. Поэтому человеческое общество нашего времени называют информационным обществом. Люди, живущие в информационном обществе, должны уметь пользоваться главным его инструментом, и в первую очередь универсальной информационной машиной - компьютером.

Рассмотрим подробнее основные информационные процессы: поиск, сбор (хранение), передача, обработка и использование информации.

Поиск информации.

Нам с вами очень часто приходится заниматься поиском информации: в словаре искать перевод иностранного слова, в телефонном справочнике - номер телефона, в железнодорожном расписании - время отправления поезда, в учебнике математики - нужную формулу, на схеме метро - маршрут движения, в библиотечном каталоге - сведения о нужной книге. Можно привести еще много примеров. Все это - процессы поиска информации на внешних носителях: книгах, схемах, таблицах, картотеках.

Методы поиска информации:

Непосредственное наблюдение;

Общение со специалистами по интересующему вас вопросу;

Чтение соответствующей литературы;

Просмотр видео, телепрограмм;

Прослушивание радиопередач, аудиокассет;

Работа в библиотеках и архивах;

Запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;

Другие методы.

Сбор и хранение информации.

Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить.

Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени. Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга - библиотека, картина - музей, фотография - альбом). ЭВМ предназначен для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней.

Информационная система - это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур- главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов. Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. Благодаря ему поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляет собой стандартные, формализованные процедуры.

Люди хранят информацию либо в собственной памяти (иногда говорят - "в уме"), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего - на бумаге.

Те сведения, которые мы помним, всегда нам доступны. Например, если вы запомнили таблицу умножения, то вам никуда не нужно заглядывать для того, чтобы ответить на вопрос: сколько будет пятью пять? Каждый человек помнит свой домашний адрес, номер телефона, а также адреса и телефоны близких людей. Если же понадобился адрес или телефон, которого мы не помним, то обращаемся к записной книжке или к телефонному справочнику.

Память человека можно условно назвать оперативной. Здесь слово "оперативный" является синонимом слову "быстрый". Человек быстро воспроизводит сохраненные в памяти знания. Свою память мы еще можем назвать внутренней памятью. Тогда информацию, сохраненную на внешних носителях (в записных книжках, справочниках, энциклопедиях, магнитных записях), можно назвать нашей внешней памятью.

Человек нередко что-то забывает. Информация на внешних носителях хранится дольше, надежнее. Именно с помощью внешних носителей люди передают свои знания из поколения в поколение.

Передача информации.

В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации - канал связи.

Канал связи - совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю.

Кодирующее устройство - устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника к виду, удобному для передачи.

Декодирующее устройство - устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.

Деятельность людей всегда связана с передачей информации.

В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи в радио, искажение или затемнение изображения в телевидении, ошибки при передачи в телеграфе. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, искажают информацию. К счастью, существует наука, разрабатывающая способы защиты информации - криптология.

Обработка информации.

Обработка информации - преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

Обработка информации по принципу "черного ящика" - процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют и не принимаются во внимание.

"Черный ящик" - это система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь информация на входе и на выходе этой системы, а строение и внутренние процессы неизвестны.

Процесс обработки информации не всегда связан с получением каких-то новых сведений. Например, при переводе текста с одного языка на другой происходит обработка информации, изменяющая ее форму, но не содержание.

К этому же виду обработки относится кодирование информации. Кодирование - это преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для ее хранения, передачи или обработки.

Еще одной разновидностью обработки информации является ее сортировка (иногда говорят - упорядочение). Например, вы решили записать адреса и телефоны всех своих одноклассников на отдельные карточки. В каком порядке нужно сложить эти карточки, чтобы затем было удобно искать среди них нужные сведения? Скорее всего, вы сложите их в алфавитном порядке по фамилиям. В информатике организация данных по какому-либо правилу, связывающему ее в единое целое, называется структурированием.

Использование информации.

Информация используется при принятии решений.

Достоверность, полнота, объективность полученной информации обеспечат вам возможность принять правильное решение.

Ваша способность ясно и доступно излагать информацию пригодится в общении с окружающими.

Умение общаться, то есть обмениваться информацией, становится одним главных умений человека в современном мире.

Компьютерная грамотность предполагает:

Знание назначения и пользовательских характеристик основных устройств компьютера;

Знание основных видов программного обеспечения и типов пользовательских интерфейсов;

Умение производить поиск, хранение, обработку текстовой, графической, числовой информации с помощью соответствующего программного обеспечения.

Информационная культура пользователя включает в себя:

Понимание закономерностей информационных процессов;

Знание основ компьютерной грамотности;

Технические навыки взаимодействия с компьютером;

Эффективное применение компьютера как инструмента;

Привычку своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, основанную на владении компьютерными технологиями;

Применение полученной информации в практической деятельности.

Работа с информационными источниками

Любая научно-исследовательская работа, немыслима без изучения специальной литературы. Квалифицированный анализ литературных источников требует знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования.

Поиск литературы может продолжаться и в процессе ознакомления с источниками на основе изучения списков использованной литературы, обычно приводимой в конце книги. При подборе интересующей литературы надо учитывать год издания, авторитетность и известность в науке автора книги, издательство, общую направленность работы (определяемой на данном этапе по заглавию). Этап подбора соответствующей литературы должен сопровождаться библиографическим описанием источника на специальных каталожных карточках или в тетради. Это связано с тем, что иногда возникает потребность в повторных просмотрах тех или иных источников, а также необходимостью создать личную картотеку, построенную по определенному тематическому признаку. Все библиографические описания должны быть строго унифицированы и отвечать общепринятым правилам.

Изучение литературы необходимо для более четкого представления методологии исследования и определения общих теоретических позиций, а также выявления степени научной разработанности данной проблемы. Всегда важно установить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специальных работах по данному вопросу, отражающих результаты соответствующих исследований.

Основными хранилищами научно-технической информации являются библиотеки. Поэтому исследователям для осуществления успешного поиска литературы необходимо правильно ориентироваться в фондах библиотеки.

Библиотеки бывают универсальные, научные, технические, публичные и ведомственные. В универсальных библиотеках собрана литература по всем отраслям знаний. В отраслевых библиотеках представлена литература по соответствующей специальности.

Школьникам для исследовательской (проектной) деятельности в основном достаточно книг, журналов и газет из школьной и районной библиотек.

В том случае, когда нужной информации в указанных библиотеках нет, то необходимую информацию следует заказать в районной библиотеке по межбиблиотечной доставке.

При посещении библиотеки в первую очередь надо обратиться к библиографу. Он подскажет в каком каталоге следует искать книгу или другое печатное издание.

При получении книги надо читать её начинать с аннотации. Аннотация - это краткая характеристика содержания, назначения, формы и других особенностей печатного издания. Аннотация также может включать информацию об авторе, содержать текст пояснительного или рекомендательного характера.

Школьник, прочтя аннотацию, может выявить, что ему для работы нужно всего несколько страниц рассматриваемого издания. Тогда он может заказать их ксерокопии и спокойно работать с ними дома.

Практически в каждой библиотеке есть читальный зал. В нём имеются наиболее ценные книги, справочники, словари, энциклопедии.

Большую помощь для целенаправленной работы в библиотеке могут оказать соответствующие каталоги , которые подразделяются на три основных вида: алфавитный, систематический и предметный. Каждый из них имеет конкретное назначение, служит для ответа только на соответствующие запросы и оформляется согласно ГОСТу.

В алфавитном каталоге сведения об имеющейся в библиотеке литературе располагаются в едином алфавитном порядке с указанием фамилий авторов или названий книг (если в них не указаны авторы). Алфавитный порядок сохраняется также для имени и отчества автора. Литература, опубликованная на языке, использующем латинскую графику, как правило, располагается в этих каталогах после всех изданий на русском языке.

Наряду с алфавитными широко распространены систематические каталоги . Описания произведений в них даны по отраслям науки и техники. Отделы и подотделы систематических каталогов строятся в порядке от общего к частному, который закрепляется специальными индексами - сочетанием букв или цифр. Отделы систематических каталогов нередко имеют вначале перечни своих подразделений, со ссылками и примечаниями, позволяющими ориентироваться в большом массиве каталожных карточек.

В ряде крупных научных и технических библиотек создаются) предметные каталоги. Они отражают более частные вопросы и группируют описания литературы под наименованием предметов в алфавитном порядке. Кроме рассмотренных выше основных видов каталогов, можно выделить еще каталоги периодических изданий, получаемых библиотекой, или каталоги журнальных и газетных статей. При работе с литературой следует учесть, что материалы журналов и сборников содержат более свежие данные, чем книги и монографии, так как последние долго готовятся и издаются. В то же время в монографиях и книгах материал излагается более подробно.

В настоящее время существует и электронный каталог. Электронный каталог представляет собой библиографическую базу в машиночитаемой форме, включающую элементы библиографической записи, для отражения содержания документов и элементы, указывающие адрес хранения документа (шифры или сиглы библиотек). Наличие в базе данных этих элементов позволяет Электронному каталогу выполнять функции всех видов каталогов:

· По назначению - читательского, служебного, топографического;

· По способу группировки - алфавитного, систематического и предметного;

· По виду отражаемых документов - на книги, журналы и статьи и др.; электронный каталог автоматизированный библиотека

· По отражаемым фондам - Электронный каталог одной библиотеки или сводный Электронный каталог.

Большинство необходимых документов сконцентрировано в государственных архивах. В нашей стране имеются центральные архивы федерального значения, республиканские, краевые и областные архивы. Свои архивы имеет также ряд научных и учебных заведений и организаций.

Документы в архивах откладываются и хранятся по фондам, которые делятся на описи. В основу описи положен хронологический принцип либо структурные подразделения учреждения фондообразователя. Допуск исследователей в архивы и порядок работы в них регулируются специальными правилами, общим для которых является обязательное представление просьбы научного или учебного заведения разрешить конкретному лицу работу в определенном архиве по соответствующей теме и плану, подписанному исследователем.

При отборе документов в архиве следует, прежде всего, ознакомиться с его учетно-справочным аппаратом: сводным справочным фондом архива или путеводителем по архиву, часто имеющим аннотации к наиболее значительным фондам; каталогами и описями дел фондов, которые называются единицами хранения. После установления названия фонда, материалы которого необходимы для работы, составляется заявка по форме, имеющейся в каждом архиве.

Полученные по заявке документы нужно внимательно просмотреть и выявить их ценность и необходимость для дальнейшего изучения. Содержание очень важных для работы и имеющих небольшой объем документов следует выписывать полностью, одновременно указывая название фонда, номер описи, номер дела, единицу хранения и лист. В некоторых случаях можно ограничиться краткими выписками отдельных фактов, также сопровождая их обязательной ссылкой на фонд, опись, дело и лист.

Работа в архиве - важное звено многих научных и научно-методических исследований, поэтому знакомство с организацией, методикой и техникой этого дела можно считать неотъемлемой частью общенаучной подготовки студентов.




Top