Кто создал первый ноутбук в мире. Младшие братья. История самых первых портативных компьютеров. Кто изобрел ноутбук

«Королевские войска» или «стройбат» были настоящей легендой в СССР. Правда, скорее в плохом смысле слова – этого рода войск сторонились многие призывники, а военное руководство вообще выступало против его существования…
«Королевские войска»
Военно-строительные отряды (ВСО), или в просторечье – «стройбат», ведут свой отсчет с 13 февраля 1942 года, когда постановлением Совета народных комиссаров СССР было сформировано Военно-восстановительное управление, которое занималось ремонтом и строительством объектов на территориях, освобожденных от немецких оккупантов.
Термин «стройбат» был официально выведен из обращения в 1970-х годах, однако полностью из лексикона не ушел, сохраняясь как часть военного и гражданского жаргона. Также словосочетание «строительный батальон» продолжало использоваться в отношении некоторых групп зарубежных войск.


«Стройбатовцы» иронично называли себя «королевскими войсками».
По одной версии из-за многочисленности личного состава: в 1980-х годах он насчитывал приблизительно от 300 до 400 тыс. человек, что превышало количество военнослужащих в ВДВ (60 000), Морской пехоте (15 000) и Пограничных войсках (220 000) вместе взятых. По другой версии самоназвание было связано с именем конструктора Сергея Королёва (все космодромы СССР возводились строительными отрядами).
Условия службы
У советской молодежи стройбат считался не самым престижным местом для несения воинской службы. Его непопулярность во многом была вызвана тем, что непосредственно к военному делу он имел лишь формальное отношение.
Тем не менее, новобранцы, пополнявшие состав строительных отрядов имели определенные преимущества перед призванными в другие рода войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР от 30 мая 1977 года военному строителю за работу начислялась заработная плата, из которой, правда, вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения – тех, что объединялись понятием «вещевая задолженность».


Как вспоминал один из служащих строительного батальона, ежемесячно у него удерживали около 30 рублей за бытовые услуги – «стирку, помывку, форму».
Зарплата в строительных войсках (на период 1980-х годов) колебалась в диапазоне от 110 до 180 рублей, но в некоторых случаях доходила и до 250 рублей. Все зависело от специальности. Больше других получали как правило работавшие на башенных кранах и экскаваторах. Деньги клались служащему на счет и выдавались при увольнении в запас. Правда, при острой необходимости разрешали пересылать деньги родным.
По окончании службы «стройбатовцы» иногда вывозили до 5 тыс. рублей.

Были у «стройбатовцев» и дополнительные источники заработка, в частности, на так называемых «халтурах», где платили в районе 10-15 рублей за один трудовой день. Полагались им и льготы. Их получали прапорщики и офицеры, которые имели возможность быстро решать свои жилищные проблемы.
Личный состав
ВСО комплектовались в основном из призывников, окончивших строительные учебные заведения. Часто стройотряды пополнялись за счет выходцев из сельских районов, «умеющих держать инструмент в руках». Туда же отправляли неблагополучную молодежь, иногда уже с судимостью.
Хоть говорить об этом было не принято, национальный признак был еще одним критерием отбора в стройбат. Так, доля кавказских и среднеазиатских народов в некоторых строительных батальонах, доходила до 90% личного состава.


Распространено мнение, что причиной, по которой выходцы из Средней Азии и Кавказа допускались в основном к строительным работам было плохое знание русского языка. Национальный состав стройотрядов отпугивал многих призывников.
Еще одна категория призывников, которым дорога в стройбат «была заказана» – юноши с ограничениями по состоянию здоровья. Их родители всеми правдами и неправдами искали всевозможные обходные пути, чтобы оградить детей от трудовой повинности.
Критика стройбата
Сам факт существования военно-строительных отрядов не раз подвергался критике высшим военным руководством, которое считало подобные формирования неэффективными и даже «нелегальными».
В 1956 году министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский докладывали, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба … должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».

Специалисты обращали внимание на то, что производственная деятельность военно-строительных частей была плохо организована, а их материально-бытовое обеспечение находилось на крайне низком уровне.
Один из негативных примеров связан с военно-строительным отрядом №1052, который в ноябре 1955 года был размещен в недостроенном помещении. Комиссия выявила недопустимые бытовые и санитарные условия содержания служащих. Рабочим приходилось спать одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца они были лишены возможности мыться в бане, менять белье, в результате чего у многих завелись вши.
Опасные регионы
Вопреки сложившемуся мнению служба в строительных отрядах была отнюдь не безопасна. В 1986 году «стройбатовцы» были брошены на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы – по некоторым данным они составляли не менее 70% контингента работавшего в зараженной зоне. Через два года стройотряды отправились в Армению разбирать завалы и отстраивать города после разрушительного землетрясения.
Служили они и в Афганистане. В 1979 году сразу после ввода советских войск в эту страну встал вопрос о расквартировании личного состава. В кратчайшие сроки от строителей требовалось создать и благоустроить военные городки со всей инфраструктурой, жилыми и военно-административными зданиями, построить склады для боеприпасов и техники, фортификационные сооружения по периметру воинских частей, аэродромы.


В 1982 году советский строительный батальон был направлен на Фолклендские острова в порт Стэнли удлинять бетонную взлетно-посадочную полосу. Именно в это время на острова вторглись британские войска, оспаривавшие с Аргентиной контроль над данными территориями.
По сведениям участника тех событий, советские солдаты заминировали все подходы к аэродрому, вооружились трофейным оружием и в течение трех дней выдерживали осаду со стороны британских военных. Только благодаря вмешательству Москвы локальный военный конфликт был остановлен – советским солдатам приказали сложить оружие.
Тарас Репин

«В советской армии есть самые страшные войска – стройбат, этим зверям вообще оружие не дают в руки!» - утверждал популярный некогда анекдот

«Пойдешь служить в стройбат!». Любой советский юноша призывного возраста больше всего боялся услышать эти слова. Вся доблесть стройбатовцев заключалась в бесконечном «возведении объектов». И туда было очень удобно отправить тех, кому опасно доверять оружие, то есть неблагонадежных граждан.

Сдвинь корону набок

Свое начало войска берут с момента выхода 13 февраля 1942 года постановления о формировании военно-восстановительного управления. Было необходимо заново отстроить все разрушенное на территориях, освобожденных от немецких оккупантов.

Не без доли юмора ВСО называли «королевскими войсками» – благодаря численности, которая доходила до 400 тысяч человек. Для сравнения, в Советском Союзе войска ВДВ насчитывали примерно 60 тысяч солдат, пограничников было около 200 тысяч, а морских пехотинцев около 15 тысяч. Существовала также другая версия о столь «громком» названии войск. Дело в том, что все космодромы в Союзе возводились силами стройбатов, поэтому название и связывали с главным конструктором страны Сергеем Королевым .

Для строительства и ремонта не надо выдавать оружие, это было поводом для обидных шуток. Всех, кто служил в ВСО (военно-строительный отряд – прим. ред.), называли дураками, которым нельзя доверять ничего важного, зато они отлично управляются с кирками и лопатами.

В стройбате даже стрелять не учили. По сути, войсками их назвать было сложно – парни, которые служили в ВСО, были простыми работягами, практически не отличающимися от гражданских строителей.

Богатые женихи

Но было у стройбатовцев огромное преимущество: им выплачивали зарплату – от 110 до 250 рублей в месяц, уровень зависел от специальности. Самую большую зарплату получали те, кто работал на кранах и экскаваторах.

После демобилизации стройбатовцы увозили домой до 5000 рублей, машину можно было купить. А в редких случаях со счета снималась определенная сумма денег для отправки родным. Правда, с каждого солдата взымали 30 рублей в месяц за быт: стройбатовец оплачивал проживание, питание и обмундирование. Иногда в эту сумму входила и оплата культурных мероприятий и других развлечений.

Стройбатовцы имели возможность подзаработать на стороне. У парней всегда было достаточно денег на личные расходы: соглашаясь на «покопать», «побелить», «покрасить», за один день работы можно было получить около 15 рублей. Заказы на рабочую силу поступали преимущественно от колхозников и жителей сел.

Стоит сказать, что стройбатовцы не брезговали получать за свой труд «жидкой» валютой. Деревенские часто соглашались оплатить мелкую работу литром-другим самогона и прочими горячительными напитками, Доходами, полученными на стороне, стройбатовец мог распоряжаться по своему усмотрению.

Язык мой – враг мой


Именно состав ВСО стал причиной отрицательных мнений о строительных войсках. Конечно, главный упор делался на выпускников строительных техникумов и училищ. Призывники, которые на гражданке уже получили необходимые знания, ценились выше остальных. Как правило, и зарплата у них была больше. Преимущество отдавали также солдатам из сел, которые имели представление, как держать лопату.

Но очень часто в строительные войска «запихивали» жителей самых дальних регионов, преимущественно с Кавказа и Азии. Этому было логическое объяснение – они практически не говорили по-русски. Призыв на военную службу граждан без знания государственного языка создал бы серьезный барьер между солдатами, а в строительстве вопрос языка не стоял остро. Поэтому в некоторых отрядах азиатский и кавказский контингент составлял до 90 % численности.

Отправляли в стройбат и неблагонадежных юношей: около 6-8 человек на батальон были ранее судимы. Призывников с ограниченными физическими возможностями и с проблемами со здоровьем не брали на службу в серьезные войска, но всегда ждали в стройбате. Считалось, что физические недостатки не помеха для строителя.

«Мирный труд» на благо Родины

Дедовщина и землячество были распространены в стройотрядах повсеместно. Некоторые новобранцы, оказавшиеся в одном отряде со вчерашними уголовниками, привыкшими жить по собственным законам, а также с представителями восточных регионов, почти всегда переживали издевательства, подвергались насилию. Процент самоубийств в стройбате был на порядок выше, чем в других войсках. К тому же жители Средней Азии устраивали рынки сбыта гашиша, поэтому многие дембеля возвращались на гражданку законченными наркоманами.

О безопасности службы в военно-строительных подразделениях говорить не приходилось. Не только в самих частях солдаты подвергались опасности. Во-первых, никто не гарантировал от увечий и даже смертей во время работ, особенно крановщиков и экскаваторщиков. Во-вторых, с1979 года специальные отряды отправлялись в Афганистан, где им поручали возводить временное жилье, строить аэродромы, фортификационные объекты, налаживать инфраструктуру для советских войск.

В 1986 году специальные подразделения строительных частей отправили в Чернобыль для ликвидации последствий взрыва на АЭС. Не стоит и говорить, что многие солдаты получили опасный для жизни уровень радиационного излучения. Вообще считалось, что служба в стройбате – это невыносимый каторжный труд, который калечил как психологически, так и физически.

Глазами руководства

Условия прохождения службы, неблагонадежный контингент войск, восточный менталитет солдат и многие другие отрицательные стороны ВСО не красили их не только в глазах призывников и всего гражданского населения страны. О неэффективности и даже незаконности стройбата говорило и высшее военное руководство.

Министр обороны Георгий Жуков , а также начальник Генштаба СССР Василий Соколовский еще в 1956 году указывали на то, что само существование стройбата противоречит Конституции Советского Союза. Ведь, согласно главному документу государства, несение воинской службы возможно только в составе Вооруженных Сил, а стройбат в их ряды не входил.


При этом многие забывают о том, что военно-строительные подразделения принесли немало пользы, особенно в послевоенное время. Недаром численность войск была самой большой в Союзе, группы военных строителей работали в самых удаленных и «трудных» уголках Союза.

Каждое подразделение имело свою специфику. Одни с успехом возводили военные бункера, другие строили дома, третьи занимались инфраструктурой. Поэтому, даже учитывая непрестижность, ВСО приносили государству явную пользу.

Противоречивая история этих войск могла завершиться в 1990 году, когда Михаил Горбачев подписал Указ об их расформировании. Но это была отнюдь не последняя реформа, и процесс, судя по всему, не окончился и сегодня.

«Королевские войска» или стройбат были настоящей легендой в СССР. Правда, скорее в плохом смысле слова – этого рода войск сторонились многие призывники, а военное руководство вообще выступало против его существования.

«Королевские войска»

Военно-строительные отряды (ВСО), или в просторечье – «стройбат», ведут свой отсчет с 13 февраля 1942 года, когда постановлением Совета народных комиссаров СССР было сформировано Военно-восстановительное управление, которое занималось ремонтом и строительством объектов на территориях, освобожденных от немецких оккупантов. Термин «стройбат» был официально выведен из обращения в 1970-х годах, однако полностью из лексикона не ушел, сохраняясь как часть военного и гражданского жаргона. Также словосочетание «строительный батальон» продолжало использоваться в отношении некоторых групп зарубежных войск. «Стройбатовцы» иронично называли себя «королевскими войсками». По одной версии из-за многочисленности личного состава: в 1980-х годах он насчитывал приблизительно от 300 до 400 тыс. человек, что превышало количество военнослужащих в ВДВ (60 000), Морской пехоте (15 000) и Пограничных войсках (220 000) вместе взятых. По другой версии самоназвание было связано с именем конструктора Сергея Королёва (все космодромы СССР возводились строительными отрядами).

Условия службы

У советской молодежи стройбат считался не самым престижным местом для несения воинской службы. Его непопулярность во многом была вызвана тем, что непосредственно к военному делу он имел лишь формальное отношение. Тем не менее, новобранцы, пополнявшие состав строительных отрядов имели определенные преимущества перед призванными в другие рода войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР от 30 мая 1977 года военному строителю за работу начислялась заработная плата, из которой, правда, вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения – тех, что объединялись понятием «вещевая задолженность». Как вспоминал один из служащих строительного батальона, ежемесячно у него удерживали около 30 рублей за бытовые услуги – «стирку, помывку, форму». Зарплата в строительных войсках (на период 1980-х годов) колебалась в диапазоне от 110 до 180 рублей, но в некоторых случаях доходила и до 250 рублей. Все зависело от специальности. Больше других получали как правило работавшие на башенных кранах и экскаваторах. Деньги клались служащему на счет и выдавались при увольнении в запас. Правда, при острой необходимости разрешали пересылать деньги родным. По окончании службы «стройбатовцы» иногда вывозили до 5 тыс. рублей. Были у «стройбатовцев» и дополнительные источники заработка, в частности, на так называемых «халтурах», где платили в районе 10-15 рублей за один трудовой день. Полагались им и льготы. Их получали прапорщики и офицеры, которые имели возможность быстро решать свои жилищные проблемы.

Личный состав

ВСО комплектовались в основном из призывников, окончивших строительные учебные заведения. Часто стройотряды пополнялись за счет выходцев из сельских районов, «умеющих держать инструмент в руках». Туда же отправляли неблагополучную молодежь, иногда уже с судимостью. Хоть говорить об этом было не принято, национальный признак был еще одним критерием отбора в стройбат. Так, доля кавказских и среднеазиатских народов в некоторых строительных батальонах, доходила до 90% личного состава. Распространено мнение, что причиной, по которой выходцы из Средней Азии и Кавказа допускались в основном к строительным работам было плохое знание русского языка. Национальный состав стройотрядов отпугивал многих призывников. Еще одна категория призывников, которым дорога в стройбат «была заказана» – юноши с ограничениями по состоянию здоровья. Их родители всеми правдами и неправдами искали всевозможные обходные пути, чтобы оградить детей от трудовой повинности.

Критика стройбата

Сам факт существования военно-строительных отрядов не раз подвергался критике высшим военным руководством, которое считало подобные формирования неэффективными и даже «нелегальными». В 1956 году министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский докладывали, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба … должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР». Специалисты обращали внимание на то, что производственная деятельность военно-строительных частей была плохо организована, а их материально-бытовое обеспечение находилось на крайне низком уровне. Один из негативных примеров связан с военно-строительным отрядом №1052, который в ноябре 1955 года был размещен в недостроенном помещении. Комиссия выявила недопустимые бытовые и санитарные условия содержания служащих. Рабочим приходилось спать одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца они были лишены возможности мыться в бане, менять белье, в результате чего у многих завелись вши.

Опасные регионы

Вопреки сложившемуся мнению служба в строительных отрядах была отнюдь не безопасна. В 1986 году «стройбатовцы» были брошены на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы – по некоторым данным они составляли не менее 70% контингента работавшего в зараженной зоне. Через два года стройотряды отправились в Армению разбирать завалы и отстраивать города после разрушительного землетрясения. Служили они и в Афганистане. В 1979 году сразу после ввода советских войск в эту страну встал вопрос о расквартировании личного состава. В кратчайшие сроки от строителей требовалось создать и благоустроить военные городки со всей инфраструктурой, жилыми и военно-административными зданиями, построить склады для боеприпасов и техники, фортификационные сооружения по периметру воинских частей, аэродромы. В 1982 году советский строительный батальон был направлен на Фолклендские острова в порт Стэнли удлинять бетонную взлетно-посадочную полосу. Именно в это время на острова вторглись британские войска, оспаривавшие с Аргентиной контроль над данными территориями. По сведениям участника тех событий, советские солдаты заминировали все подходы к аэродрому, вооружились трофейным оружием и в течение трех дней выдерживали осаду со стороны британских военных. Только благодаря вмешательству Москвы локальный военный конфликт был остановлен – советским солдатам приказали сложить оружие.

Почему же стройбат был так непопулярен у призывников и почему все так боялись туда попасть?

Во-первых, в «обычных» войсках солдат обучали стрельбе и прочим боевым умениям, а эти занятия всегда считались истинно мужскими. А стройбатовцы были по сути просто работягами, таких много и на «гражданке».

Во-вторых, формирование личного состава «королевских войск» имело свои особенности. Костяк их составляли выпускники строительных учебных заведений. Были и жители сельской местности, умеющие держать в руках строительный инструмент. Еще одна достаточно многочисленная категория – призывники, имеющие неблагополучную биографию, например, с судимостями. Могли попасть в стройотряд молодые люди с ограничениями по состоянию здоровья, которые, однако, не мешали им быть призванными в армию. Считалось, что для «классических» войск они не подходят, а вот для строительства – в самый раз.

И наконец, в некоторых строительных отрядах до 90% контингента составляли выходцы из Средней Азии и с Кавказа. Почему их туда отправляли? Считалось, что основная причина – плохое знание русского языка. В условиях боевой подготовки иметь дело с плохо говорящими по-русски солдатами было крайне неудобно и даже опасно – им просто боялись доверять оружие… Но во время строительных работ это не играло большой роли.

В «стройвойсках» процветали дедовщина и землячество. Отдельные новобранцы, оказавшиеся в окружении живущих по своим волчьим «законам» уголовников и представителей восточных национальностей с соответствующим менталитетом, испытывали, нередко подвергались издевательствам, среди «стройбатовцев» был высок процент самоубийств.

Кроме того, стройотряды часто превращались в точки сбыта наркотиков, в частности, гашиша, который распространяли уроженцы Средней Азии. Это приводило к тому, что многие, отслужив положенный срок, возвращались домой законченными наркоманами.




Top