Чем вирусы отличаются от организмов. Основные отличия бактерий от вирусов. Основы современной классификации вирусов

Произведение Капитанская дочка читается быстро и каждая глава важна для главного героя. Так, в жизни Петруши события, что произошли во второй главе что именуется Вожатый, оказали влияние на дальнейшую судьбу главного героя.

Глава Вожатый Капитанская дочка

Почему эта глава важна для Петруши Гринева? А все потому, что именно в этой части он впервые встретится с — народным предводителем, который в дальнейшем еще ни раз поможет парню. Можно даже сказать, что Пугачев станет вожатым для Петруши по жизни, ну а пока Петруша не знает кто это и сама встреча произошла случайно, когда Гринев и Савельич заблудились в дороге, направляясь на будущее место службы Петруши. Именно в этот миг и появляется незнакомец, который вызвался проводить до ближайшего дома.
Как выглядит незнакомец и какой рисует нам портрет Вожатого в Капитанской дочке автор произведения? Здесь мы видим, что это человек сорока лет, худощав, с широким плечами, черной бородой. Описывая портрет вожатого, стоит упомянуть и таинственный разговор с хозяином постоялого двора, который велся на непонятном для Петруши языке.

Хочется ответить на вопрос, почему глава начинается народной песней, и здесь, мне кажется, автор хотел нам показать драматичность момента, ведь как ни как, Гринев уезжает из родительского дома, для него начинается более взрослая жизнь вдали от родительского гнезда. И здесь с помощью песни, автор передает общее состояние души Петруши. Но, вернемся к встрече.

Незнакомец выполнил обещание и привел к дому заблудившихся в дороге, за что Петруша отблагодарил мужика, отдав свой тулуп и угостив вином. Далее каждый пошел своей дорогой и Петруша попал на прием к генералу.. Здесь состоялся интересный разговор Гринева с генералом, который в последствии направляет парня на службу в глушь, в Белгородскую крепость. Но, несмотря на то, что пути Петруши и незнакомца временно разошлись, в Капитанской дочке это только первая встреча с вожатым, а далее встречи будут еще и еще, но о них мы поговорим позже.

А какую оценку поставите вы?


Краткое содержание и разбор первой главы «Капитанская Дочка» Краткое содержание пятой главы произведения «Капитанская Дочка»


Береги честь смолоду.

Поразмышляем над прочитанным...

Глава I. Сержант гвардии

1.Глава называется «Сержант гвардии»; О ком рисскааывается в этой главе? Какова была семья Гринева? Какую роль в его детстве играли Савельич и Бопре? Как провожали Петрушу родители на службу и какими словами напутствовал его отец?

2. Как характеризует Гринева и Савельича случай с Зуриным?

Глава II. Вожатый

1. Почему глава начинается народной песней ? Как характеризует Гринева разговор с Савельичем, каков характер Савельича?
Дорога, буран - расскажите об этом. Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петруши? Опишите портрет Вожатого: его таинственый разговор с хозяином. В чем его иносказательность?

2. Как отблагодарил Гринев Вожатого?

3. Чем интересен разговор Гринева с генералом? Как Гринев объяснил генералу выражение «держать в ежовых рукавицах»? Каков истинный смысл этого выражения? Проверьте, как объясняется этот оборот в фразеологическом словаре .

Глава III. Крепость

1. Что представляли собой Белогорская крепость, порядки, заведенные в ней? Чем объяснить такой «семейный» характер отношении между людьми в крепости? Расскажите о ее обитателях - Иване Кузмиче, его жене, Швабрине, Марье Ивановне. Какое значение имеет солдатская песня, стоящая эпиграфом к третьей главе?

2. Каковы ваши впечатления о каждом из героев?

Глава IV. Поединок

1. Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»?

2. Что нового вы узнали о них? Какие черты характера стали проявляться в Гриневе?

Глава V. Любовь

1. Перескажите подробно главу. Расскажите, какие черты характера проявили герои во взаимоотношениях друг с другом. Какой смысл вкладывает автор в народную песню - эпиграф?

2. Что можно сказать о Швабрине?

3. Как вы понимаете слова Гринева о «благом потрясении»?

Глава VI. Пугачевщина

1. Опишите губернию, которая «обитаема была множеством полудиких народов». Можно ли считать, что этим описанием Пушкин как бы подготавливает читателя к событиям, которые произойдут в Белогopской крепости?

2. Какие приготовления начались в крепости после получения письма от генерала?

Глава VII. Приступ

1. О чем говорит песня, поставленная в эпиграф к этой главе? Почему так быстро удалось Пугачеву взять крепость?

2. Как вели ceбя немногочисленные защитники крепости? О чем хочет сказать автор фразой: «Народ повалил на площадь; нас нагнали туда же»? Как приняли смерть Иван Кузмич, Иван Игнатьич, Василиса Егоровна?

Глава VIII. Незваный гость

1. В чем смысл эпиграфа к этой главе?

2. Кого Гринев называет «новобранными наместниками» и почему?

3. Какие настроения пугачевцев передает бурлацкая песня?

4. Каким предстал Петруше военный совет Пугачева? Почему Пугачев простил дерзкие и правдивые речи Гриневу?

Глава IX. Разлука

1. Швабрин на служба у Пугачева. Савельич предъявляет счет Пугачеву. Прощание с Марьей Ивановной. Прочитайте и прокомментируйте названные эпизоды.

2. Подготовьте близкий к тексту пересказ эпизодов.

Глава X. Осада города

1. Как встретился Гринев с генералом? Что происходило в городе на военном совете? О каком «подкупательном движении» говорили на совете?

2. Что происходило при осаде города?

3. О чем писала Марья Ивановна?

Глава XI. Мятежная слобода

1. Как держался Гринев в пугачевском стане и как велн себя пугачевцы? Чем интересен разговор Пугачева и Гринева?

2. Что значат слова Пугачева: «Улица моя тесна; волн мне мало»?

3. Какое значение имеет сказка Пугачёва об орле и как отреагировал на нее Гринев? В чем смысл этого диалога?

Глава XII. Сирота

1. Как в этой главе рассказчик называет Швабрина?

2. Почему Пугачев решил помиловать Марью Ивановну?

Глава XIII. Арест

Почему Гриневу пришлось расстаться с Марьей Ивановной?

Глава XIV. Суд

1. По чьей вине Гринев привлечен к суду и почему оправдан?

2. Как сложилась дальнейшая судьба героев?

3. Подумайте, как происходило взросление героя: от недоросля к человеку достойному и честному. Вспоминаются ли при этом «благие потрясения»?

4. Как относится автор к героям? Подтвердите свое мнение цитатами из тексту произведения. Что можно сказать о пушкинском отношении к восстанию, восставшим, Гриневу, Пугачеву, Маше Мироновой?

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки

Почему глава начинается народной песней?

Это эпиграф к главе, в котором отражено основное содержа­ние главы, а также авторская оценка происходящего. Через эту песню передается состояние души Петра Гринева, впервые ока­завшегося в чужой стороне.

“Сторона незнакомая” – его ждут неизвестные приключе­ния, может быть, испытания. Песня печальная, создает соот­ветствующий настрой у читателя: что-то произойдет, не совсем спокойно на душе.

Как характеризует Гринева разговор с Савельичем? Какой ха­рактеру Савельича?

Это тот разговор расположен в начале главы: Гринев жалеет о том, что обидел старика. Он извиняется перед Савельичем. Это говорит о нем как о добром человеке, он относится к Саве – льйчу как к человеку, а не как к слуге. Это тоже высокая оценка его человеческих качеств.

Савельич имеет характер своеобразный: заботу о Петре он считает важнейшим делом, не боится брать ответственность на себя, имеет свое мнение, не боится его высказывать.

Он мало походит на слугу, больше на старшего товарища.

Дорога, буран, дорожный…

Расскажите об этом.

Дорога в литературе часто ассоциируется с жизненным пу­тем человека. Ту часть дороги, которую в этот момент проходит Петр Гринев, автор показывает печальною пустыней. Неуютно на ней, неизвестно, что ждет впереди.

Буран, изображенный в этой главе, предупреждает о возмож­ных потрясениях. Буран все поглотил, налетев внезапно, быст­ро. Чуть не привел к гибели героя, но именно в этот момент происходит встреча Гринева с вожатым - Пугачевым.

Повествование лаконично, глаголы, передающие динамику действия, помогают представить картину. Мы вновь понима­ем, что обстановка вокруг неспокойная.

Вожатый хорошо ориентируется в обстановке. “Сторона мне знакомая”, - говорит он. Очевидно, он здесь свой человек. Он спокоен, знает, что делать и куда ехать. Внешность его не была особенно примечательной, рассказчик выделяет выражение лица: “довольно приятное, но плутоватое”.

Сцена спасения Петра Гринева повторяется в произведении, это необходимо автору для того, чтобы показать переплетение судеб людей. Если при этом они поступают по-человечески, то их отношения всегда благополучны.

Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петра Гри­нева?

Сон - известный литературный прием. Основное назначе­ние этого приема - показать подсознание героя, именно оно чащб всего помогает герою (и читателям) понять, что происхо­дит в его”душе, какие события будут происходить дальше. Во сне Петр увидел, какую роль сыграет в его жизни провожатый (посаженый отец, у которого нужно целовать руку). Нежелание Петра делать это.

Жестокие действия провожатого, множество мертвых тел. Всё это произойдет в романе дальше, читатель не знает об этом, но атмосфера тревожности сгущается

Опишите портрет вожатого, его таинственный разговор с хозяином. В чем иносказательность?

Портрет вожатого показан таким, каким его увидел рассказ­чик. Некоторые детали (худощав, но широкоплеч, живые боль­шие глаза, глаза бегали, выражение лица приятное, но плутов­ское) говорят о том, что при довольно обычной внешности внут­ренний мир героя необычный: он содержит что-то тревожное, непонятное.

Говорит он загадочно. Использует пословицы. Его речь по­нятна только хозяину, но не понятна Гриневу. Ясно только, что вожатый говорит о каком-то противостоянии (“заткни топор за спину: лесничий ходит”), рассказывает вожатый и о том, что он бродил по этим местам, подвергался опасности (“швырнула бабушка камушком - да мимо”). Хозяин понимает о чем речь, это, очевидно, единомышленник вожатого.

Как отблагодарил Гринев вожатого?

Он отдал вожатому свой заячий тулуп, потому что тот был плохо одет. Это было сделано искренне, из чувства благодарно­сти, которое должен иметь в душе каждый человек.

Чем интересен разговор Гринева с генералом?

Он интересен тем, что генерал плохо знал русский язык, был немцем. Из-за этого возникла комическая ситуация: Петр Гри­нев толкует ему поговорку “держать в ежовых рукавицах” наро­чито ошибочно (“обходиться ласково, не слишком строго, да­вать побольше воли”). На самом деле поговорка имеет обрат­ное значение: обходиться строго.

Но генерал, читая дальше, догадывается о неверном толко­вании. Может быть, этим обосновано его решение отправить Гринева в Белгородскую крепость, тем самым круг сужался: встреча с Пугачевым - бунтовщиком становилась неизбежной.

Глоссарий:

        • почему глава начинается народной песней
        • чем интересен разговор гринева с генералом
        • как отблагодарил гринев вожатого
        • опишите портрет вожатого его таинственный разговор с хозяином
        • почему глава начинается народной песней как характеризует

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Глава IV. Поединок Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе “Поединок”? В главе “Поединок” изображена дуэль двух героев - Гринева и Швабрина. Причиной дуэли...
  2. Глава I. Сержант гвардии В главе I “Сержант гвардии” рассказывается о детстве Петра Гринева. Большое внимание уделено рассказу о том, как вос­питывался мальчик. Он вырос...



Top