Общее состояние территориальной дорожной сети россии. Плотность сети автомобильных дорог общего пользования

Плотность дорог общего пользования является одним из основных количественных показателей, характеризующих достигнутый уровень транспортного обслуживания в регионе. Нормированию подлежит сеть автомобильных дорог с твердым покрытием местного, регионального или межмуниципального значения (без улиц в населенных пунктах), т.е. участки дорог, предназначенные для связи населенных пунктов между собой. При этом дороги федерального значения не учитываются, поскольку они в своем большинстве не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и расположенных на них населенных пунктов.

Дорожная сеть моделируется с учетом Методических рекомендаций по подготовке местных нормативов градостроительного проектирования с учетом пространственных особенностей структурно-функциональной организации территорий муниципальных образований Московской области, утверждённых распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 23.03.2009 N 14а "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке местных нормативов градостроительного проектирования с учётом пространственных особенностей структурно-функциональной организации территорий муниципальных образований Московской области". Плотность дорожной сети Р на территории региона прямо пропорциональна протяженности сети L и обратно пропорциональна площади территории 8 региона.

На один населенный пункт приходится удельный участок территории средней площадью .

Рис. 2. Определение среднего расстояния между соседними населенными пунктами региона

С учетом изложенного, протяженность и плотность дорожной сети определяется по формулам:

; i = 1, 2, 3, ..., N. (27)
; i = 1, 2, 3, ..., N. (28)

При фиксированных значениях N и S протяженность и плотность дорожной сети зависит от степени дорожной связанности населенных пунктов Ri.



В сети дорог, имеющей форму стягивающего дерева, все населенные пункты соединены между собой и между любой парой населенных пунктов имеется только один единственный путь сообщения. Такая сеть, дополненная участком дороги с выходом за границу территории, состоит из участков и имеет наименьшую протяженность. В древовидной сети степень связности каждого населенного пунктов больше или равна 1, а в среднем равна 2.

, i = 1, 2, 3, ..., N. (29)

В частном случае при Ri = 2 сеть имеет форму цепи, т.е. не имеет разветвлений.

Рис. 3. Древовидная сеть дорог

, , , , , , , , .

Недостаток разветвлений в сети приводит к недопустимо большому перепробегу транспортных средств из-за многократного превышения длины пути между несмежными парами населенных пунктов над расстоянием между ними, как видно на рисунке 3.

Увеличение степени связанности населенных пунктов достройкой новых дополнительных соединяющих участков разветвляет сеть и образует в ней циклы. В результате между парами населенных пунктов появляются альтернативные более короткие пути сообщения и перепробег транспорта существенно сокращается. В сети на рисунке 4.

Рис. 4. Сеть дорог с альтернативными путями.

Добавлены участки (2 - 8), (2 - 5) внутри, и (4-), (6-), ведущие за границу региона.

, , , , , , , , .

При увеличении степени дорожной связанности населенных пунктов до 4 сеть принимает вид четырехугольной решетки с узлами в населенных пунктах и перепробег приближается к теоретически минимальному значению для квадратичной решетки, но протяженность сети увеличивается вдвое.

Поэтому, повышать дорожную связность следует избирательно, в первую очередь для населенных пунктов с наибольшей интенсивностью автомобильного сообщения. Интенсивность, в основном, обусловлена численностью населения и административным статусом населенных пунктов. Для целей Нормативов принята следующая типология населенных пункты со степенью дорожной связанности:



группа 1 с R = 4 - административные центры муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений и другие населенные пункты с численностью населения 1 000 человек и более;

группа 2 с R = 3 - населенные пункты с численностью населения от 200 до 1000 человек, не относящиеся к группе 1;

группа 3 с R = 2 - населенные пункты с численностью населения до 200 человек. Нормативные протяженность и плотность сети дорог при количестве населенных пунктов первой группы , второй - , третьей - определяются по формулам:

; (30)
. (31)

и не зависят от формы территории (вытянутость, изломанность границ). Методическая погрешность формул обусловлена принятым при расчете допущением о равномерности распределения населенных пунктов по территории. Сгущение населенных пунктов на локальных участках территории в пределе приводит к их слиянию, т.е. уменьшение общего количества пунктов. При сокращении количества населенных пунктов на протяженность сети уменьшается на по формуле:

. (32)

С увеличением N относительная погрешность расчета и , обусловленная неравномерностью распределения населенных пунктов, асимптотически уменьшается и при N > 50 становится незначимой для практических расчетов.

Две методические погрешности, возникающие вследствие моделирования протяженности реально непрямолинейного участка дороги между границами неточечных населенных пунктов 1 и 2 прямым расстояниям между их центрами , сопоставимы по величине и, имея разные знаки, частично компенсируют друг друга. В итоге их можно считать приемлемыми для практических расчетов.

Рис. 5. Моделирование длины дороги расстоянием между центрами населенных пунктов 1 и 2,

В Нормативах установлены минимальные значения плотности сети дорог для Московской области в целом (0,42 км/кв. км) и дифференцировано по устойчивым системам расселения и муниципальным районам.

Среднее расстояние между соседними населенными пунктами в Московской области составляет около 2,7 км. Основная доля протяженности сети приходится на участки дорог между населенными пунктами третьей группы (с численность населения до 200 человек). В третью группу входит более 80 процентов от общего количества населенных пунктов. Достигнутая в регионе плотность сети дорог 0,31 км/кв. км составляет около 3/4 от нормативной.

Нормативные плотности сети дорог неодинаковы в различных устойчивых системах расселения. Для рекреационно-аграрной Заокско-Мещерской системы расселения характерно рассредоточенное распределение населенных пунктов со средним расстоянием между населенными пунктами около 3,6 км, которое предопределило наименьшую нормативную плотность 0,30 км/кв. км. Для городской Одинцовской системы расселения, наоборот, характерно повышенное сгущение населенных пунктов на территории и нормативная плотность наибольшая в регионе 0,72 км/кв. км. По этим же причинам различна нормативная плотность в муниципальных районах: наименьшая в Шатурском 0,29 км/кв. км и Луховицком районах 0,31 км/кв. км, наибольшая в Ленинском 0,65 км/кв. км и Люберецком районах 0,61 км/кв. км.

"...Плотность сети автомобильных дорог общего пользования - отношение протяженности сети автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории, к площади территории..."

Источник:

Постановление Правительства МО от 14.07.2010 N 547/29

"Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области"

  • - обследование, сбор и анализ информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования дорог и дорожных сооружений, наличии дефектов и причин их появления, характеристиках транспортных потоков и другой...

    Строительный словарь

  • - исследования экономических, технических и природных условий, в которых будут осуществляться строительство и эксплуатация автомобильной дороги, с целью определения оптимального технико-экономического решения для...

    Строительный словарь

  • - технический учет автомобильных дорог и дорожных сооружений с составлением паспорта дороги...

    Строительный словарь

  • - зона взаимодействия транспортных потоков двух или нескольких сходящихся дорог...

    Строительный словарь

  • - по российскому налоговомузаконодательству уплачивают: предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлеж ности в размере 0...

    Финансовый словарь

  • Большой бухгалтерский словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - разделение существующих и проектируемых автомобильных дорог или отдельных их участков на категории - см. также Категория дороги...

    Строительный словарь

  • - совокупность всех дорог на территории страны, краев, областей или районов, обслуживающих все отрасли их комплексного хозяйства...

    Строительный словарь

  • - отраслевая схема общего комплекса схем развития и размещения отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам...

    Строительный словарь

  • - налог, который платят все компании, фирмы, учреждения и организации независимо от формы собственности в процентах, от объема производства продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг...

    Словарь бизнес терминов

  • - целевой налог, плательщиками которого являются предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от формы собственности, для которых устанавливается ставка налога в размере 0,4% от объема производства...

    Большой экономический словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

"Плотность сети автомобильных дорог общего пользования" в книгах

Вдали от автомобильных дорог

Из книги Но пасаран автора Кармен Роман Лазаревич

Вдали от автомобильных дорог Разбитый бомбардировкой Великолукский аэродром все-таки жил. Какие-то самолеты взлетали, какие-то садились.Тяжело было в Великих Луках расставаться с Борей Шером. У него были грустные глаза. Мы понимали, что в этой военной заварухе наивно

Способы обхода закона ISTEA: увеличение ширины проезжей части автомобильных дорог под видом выделения обособленных полос для карпулинга

Из книги Транспорт в городах, удобных для жизни автора Вучик Вукан Р.

Способы обхода закона ISTEA: увеличение ширины проезжей части автомобильных дорог под видом выделения обособленных полос для карпулинга Одним из наиболее очевидных примеров применяемых на местах ухищрений для обхода духа и буквы закона ISTEA является вал

ПЕРЕЧЕНЬ водоемов общего пользования

Из книги Волшебная мормышка автора Смирнов Владимир Алексеевич

ПЕРЕЧЕНЬ водоемов общего пользования Днестровский лиман:1. От Овидиопольской пассажирской пристани в сторону с. Николаевка по берегу - 1000 м и вглубь лимана - 500 м.2. От Б.-Днестровской пассажирской пристани в сторону Б.-Днестровского мясокомбината по берегу - 1000 м и

3.3.1. Экономия при освещении мест общего пользования

Из книги Современный квартирный сантехник, строитель и электрик автора Кашкаров Андрей Петрович

3.3.1. Экономия при освещении мест общего пользования Обычно при рассмотрении этого вопроса предлагают установку датчиков движения и энергосберегающих ламп на лестничных площадках и в подвалах. В этом случае цена вопроса вместе с затратами на установку может достигать

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

КАК ЭТО СДЕЛАТЬ: Частный сервер для общего пользования

Из книги Журнал «Компьютерра» №40 от 01 ноября 2005 года автора Журнал «Компьютерра»

КАК ЭТО СДЕЛАТЬ: Частный сервер для общего пользования В статье «The Matrix Has You» («КТ» #608) было подробно рассказано о mmorpg: о финансовых потоках, типах игроков, процедуре создания частного онлайн-сервера и еще о куче всяких мелочей. Кто-то просто принял статью к сведению, кто-то

автора Автор неизвестен

Статья 135. Проезд и стоянка транспортных средств на землях лесного фонда, в зеленых насаждениях за пределами автомобильных дорог общего пользования и в запрещенных местах Проезд и стоянка транспортных средств на землях лесного фонда, в зеленых насаждениях за

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Статья 223. Повреждение автомобильных дорог, железнодорожных переездов, технических средств регулировки дорожного движения и других дорожных сооружений Повреждение автомобильных дорог, железнодорожных переездов, технических средств регулировки дорожного

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Статья 224. Нарушение правил использования автомобильных дорог транспортными средствами (1) Проезд по национальным автомобильным дорогам транспортных средств на гусеничном ходу, гужевого транспорта, а также не оборудованных соответствующим образом транспортных

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Статья 227. Несоблюдение правил по содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог (1) Несоблюдение правил по содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог, переходов и сообщений, расположенных в зоне автомобильной дороги, средств регулировки

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 11. 22. Нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений Неисполнение землепользователями участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог, в пределах населенных пунктов на дорогах федерального значения

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 11.22. Нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений Неисполнение землепользователями участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог, в пределах населенных пунктов на дорогах федерального значения

13 октября 2006 года, Ярославль Вступительное слово на заседании президиума Государственного совета по вопросу развития сети автомобильных дорог

Из книги автора

13 октября 2006 года, Ярославль Вступительное слово на заседании президиума Государственного совета по вопросу развития сети автомобильных дорог Добрый день, уважаемые коллеги!Тема нашего сегодняшнего заседания – состояние и развитие автомобильных дорог в России.В

Места общего пользования

Из книги 100 интересных мест для любви автора Чулков Леонид Петрович

Места общего пользования Разумеется, речь идет о таких местах, которыми могут воспользоваться (в случае необходимости) все желающие: вокзал, аэропорт, туалет, больница и так далее. Эти «места» могут быть битком набиты людьми или же пустовать, в зависимости от вашего

Протяженность и плотность дорог

Для Российской Федерации характерна низкая плотность автомобильных дорог, которая составляет:

67 км на 1000 км 2 площади территории страны;

8 км на 1000 жителей.

В то же время плотность автомобильных дорог на 1000 км площади территории страны составляет во Франции и Германии 1800-1830 км, в Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Индии - 1070-1175 км, США - 670 км, то есть в 10-25 раз больше по сравнению с Российской Федерацией. В России протяженность дорог с твердым покрытием 1000 км территории в 20 раз ниже, чем в Европе, и в 10 раз - чем в Канаде. По значению плотности автодорог на 1000 жителей Россия в 2-3 раза уступает США, Франции, Швеции, Финляндии и другим странам.

По данным Росавтодора, общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного значения Российской Федерации (то есть дорог, находящихся в государственной собственности) в новой классификации на 2006 год оценивается в 1145 тыс. км.

В 2007 году протяжённость дорог общего пользования в новой классификации в России составила по данным Росстата 746 тыс.км. Из них, с твёрдым покрытием - 623 тыс.км. По территории Российской Федерации проходят 34 автодорожных маршрута европейской и азиатской сети международных автомобильных дорог общей протяженностью 32 тыс. км.

Протяжённость федеральных дорог на начало 2008 года составила 48,8 тыс. километров, это менее 5% от общей протяжённости дорожной сети страны, при этом на федеральные дороги пришлось более 40 процентов всех пассажирских и грузовых перевозок. К концу 2008 г. было построено около 350 км новых дорог и отремонтировано 5 000 имеющихся дорог. Протяженность сети автодорог общего пользования прирастает медленно: в соответствии с федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" к 2010 году плотность дорог на 1000 жителей практически останется на уровне 2006 года. В то же время уровень автомобилизации страны вырастет в полтора раза.

Рис. 1.

Источник. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат).


Рис. 2.

Источник. Росавтодор.

Дорога 1 категории - автомобильная дорога с интенсивностью движения более 7000 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 150 км/час, усовершенствованным капитальным покрытием, числом полос движения - 4 и более.

Дорога 2 категории - автомобильная дорога с интенсивностью движения 3000-7000 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 120 км/ч, усовершенствованным капитальным покрытием, числом полос движения - 2.

Дорога 3 категории - автомобильная дорога с интенсивностью движения 1000-3000 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 100 км/ч, усовершенствованным облегчённым покрытием, числом полос движения - 2.

Дорога 4 категории - автомобильная дорога с интенсивностью движения 200-1000 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 80 км/ч, усовершенствованным облегчённым или переходным покрытием, числом полос движения - 2.

Дорога 5 категории - автомобильная дорога с интенсивностью движения менее 200 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 60 км/ч, переходным или низшим покрытием, числом полос движения - 1.

Общее состояние территориальной дорожной сети России

Общее состояние территориальной дорожной сети России, по данным Росавтодора, характеризуется следующими негативными моментами:

Протяженность участков территориальных дорог, не соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, составляет более 76% от общей протяженности сети;

Отсутствие подъездов с твердым покрытием к малым сельским населенным пунктам обусловливает дополнительные затраты на перевозки по грунтовым дорогам, которые в 3-4 раза выше, чем по дорогам с более качественным покрытием - протяженность грунтовых дорог составляет около 220 тыс. км, движение по этим дорогам затруднено в осенне-весенний период, что вызывает значительные потери у сельскохозяйственных предприятий;

Около 50 тыс. населенных пунктов не имеют круглогодичной связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием, что приводит к стагнации производства и оттоку населения.

Страница 1

Для Российской Федерации характерна низкая плотность автомобильных дорог, которая составляет:

67 км на 1000 км2 площади территории страны;

8 км на 1000 жителей.

В то же время плотность автомобильных дорог на 1000 км площади территории страны составляет во Франции и Германии 1800-1830 км, в Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Индии – 1070-1175 км, США – 670 км, то есть в 10-25 раз больше по сравнению с Российской Федерацией. В России протяженность дорог с твердым покрытием 1000 км территории в 20 раз ниже, чем в Европе, и в 10 раз – чем в Канаде. По значению плотности автодорог на 1000 жителей Россия в 2-3 раза уступает США, Франции, Швеции, Финляндии и другим странам.

По данным Росавтодора, общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного значения Российской Федерации (то есть дорог, находящихся в государственной собственности) в новой классификации на 2006 год оценивается в 1145 тыс. км.

В 2007 году протяжённость дорог общего пользования в новой классификации в России составила по данным Росстата 746 тыс.км. Из них, с твёрдым покрытием – 623 тыс.км. По территории Российской Федерации проходят 34 автодорожных маршрута европейской и азиатской сети международных автомобильных дорог общей протяженностью 32 тыс. км.

Протяжённость федеральных дорог на начало 2008 года составила 48,8 тыс. километров, это менее 5% от общей протяжённости дорожной сети страны, при этом на федеральные дороги пришлось более 40 процентов всех пассажирских и грузовых перевозок. К концу 2008 г. было построено около 350 км новых дорог и отремонтировано 5 000 имеющихся дорог. Протяженность сети автодорог общего пользования прирастает медленно: в соответствии с федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" к 2010 году плотность дорог на 1000 жителей практически останется на уровне 2006 года. В то же время уровень автомобилизации страны вырастет в полтора раза.

Рис. 1. Протяжённость автомобильных дорог общего и необщего пользования в новой классификации, 2002-2007 гг. (тыс. км).

Источник. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат).

Рис. 2. Распределение автомобильных дорог общего пользования федерального значения по категориям в 2007 г.

Источник. Росавтодор.

Дорога 1 категории – автомобильная дорога с интенсивностью движения более 7000 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 150 км/час, усовершенствованным капитальным покрытием, числом полос движения – 4 и более.

Дорога 2 категории – автомобильная дорога с интенсивностью движения 3000-7000 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 120 км/ч, усовершенствованным капитальным покрытием, числом полос движения – 2.

Дорога 3 категории – автомобильная дорога с интенсивностью движения 1000-3000 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 100 км/ч, усовершенствованным облегчённым покрытием, числом полос движения – 2.




Top