Почему рассказ о народной песне становится. Сочинение "русская народная песня - отражение русской души". Выдающиеся исполнители русской народной песни

Многообразие жанров русских народных песен отображает многогранный мир души русского человека. В ней - удаль и лирика,юмор и героика. В русской песне заключается история нашего народа.

Жанры русских народных песен

Песня и слово родились, наверное, одновременно. Постепенно с развитием своего эмоционального и духовного мира, человек осознал красоту окружающих его предметов и явлений и захотел ее выразить красками, звуками, словом. Мелодия родилась из души. Она завораживала, сливалась с пением птиц, журчанием воды. Магический голос матери успокаивал дитя монотонной ласковой песней, веселая мелодия зажигала огонь внутри, будила радость безудержного веселья, лирическая песня лечила растревоженную душу, дарила покой.

Жанры русских народных песен отражают многогранность души нашего народа. Люди всегда пели песни, прославляли в них героев, описывали исторические события, рассказывали о красоте родного края, о чувствах, бедах и радостях. Не всякий человек мог сложить песню, спеть ее. Но талантливых людей всегда хватало на Руси. Поэтому так много народных песен пришло к нам из глубины столетий. Иногда мелодия рождалась раньше стиха, но чаще смысл песни, ее текст диктовал характер, лад, темп, тембровую окраску музыки.

Песня - основа фольклора

Народная песня - это песня, сложенная народным неизвестным автором, которая передаваясь устным способом, видоизменялась, совершенствовалась, обрастала новыми мелодическими и текстовыми оборотами. В каждой губернии одну и ту же песню пели по-своему, на особом диалекте. Характер ее зависел от того, о чем в ней говорилось. Так, песни были шуточные, веселые, грустные, лирические, серьезные. Они трогали душу сильнее, чем длинный подробный рассказ о событии. Песни были и утешением, и радостью.

Так, поэт Иван Суриков писал: «Как кому на свете дышится, живется, такова и песня у него поется».

Жанры русской народной песни многообразны. В них поется обо всем, что волнует человека. Песня рисует быт и образ жизни русского человека, обычаи и традиции. Герои народной песни - простые люди, славные защитники Родины. Жизнь человека была тесно связана с природным циклом хлебороба, с семейными церковными обрядами.

Обрядово - календарные песни

Еще в дохристианские времена языческие календарные праздники сопровождались песнями, в которых земледельцы обращались к силам природы, просили даровать им хорошую погоду и обильный урожай. Это были заклички, прославления богов солнца, ветра, дождя. Ритуалы поклонения им сопровождались обрядовыми песнями, плясками, подношениями даров. Дни зимнего и летнего равноденствия, начало весны и сбор урожая - основные знаменательные события в жизни земледельца. Они сопровождались народными песнями.

Языческие обряды постепенно утрачивали магическое значение и уходили в прошлое, а традиции, связанные с ними, адаптировались к христианским праздникам и продолжали жить. Календарный цикл начинался с праздника Рождества Христова, Святок, встречи Нового года. Они совпадали с по языческому календарю и сопровождались песнями соответственно дню и обряду. Например, обряд колядования заключался в прославлении щедрых хозяев, пожелании им здоровья, прибавления в семействе, урожая и всех благ, важных для сельского жителя. Пелись во время этого обряда колядки, великодные, волочебные песни. Русские композиторы использовали народные песни в операх, инструментальных произведениях. Так, записанная в Саратовской губернии «Каледа - Маледа», была использована в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова в сцене проводов Масленицы. Во время Святочной недели девушки и женщины гадали на события будущего года, сопровождая гадания подблюдными песнями. Зиму провожали шумно, весело, радуясь скорому теплу. Масленичная неделя предшествовала Великому посту. Проводы Масленицы превращались в гулянья с играми. Встреча весны - Жаворонки, отмечали прилет первых птиц. Хозяйки пекли пряники в виде жаворонков и раздавали их детям и гостям. В песне «Ой, кулики-жаворонушки» речитативно звучат призывы к весне.

Летние русальная неделя, несут в себе отголоски языческих обрядов, связанных с колдовством и ворожбой. В купальскую ночь проводили обряд очищения от болезней и скверны, прыгая через костер. Безудержные по удальству и веселью, похожие на ритуальные языческие, пляски, сопровождались купальскими песнями. Важным на деревне был Крестьяне в народных песнях благодарили силы природы за обильные дары, радовались окончанию тяжелых работ. Песни этого периода называются обжиночные. Веселые ярмарки после сбора урожая шумели частушками и плясовыми.

Календарные обрядовые песни - самые близкие к языческим, самые древние. Их язык полон эпитетов и сравнений, символов и метафор. Мелодии этих песен простые и даже примитивные. Они похожи на заклички, прославления и мольбы. Неравномерный ритм близок к говору, а не к музыке.

Семейные обрядовые песни

Родинные, крестинные песни пели ребенку и родителям на "зубок". В них желали здоровья и счастья малышу.Семейные праздники были значительными и радостными вехами в жизни русского человека. Отмечали они рождение, свадьбу, и даже тризну. Каждому событию соответствовало определенное мелодическое сопровождение. В жанрах русских народных песен обрядовые песни имеют особый статус. По поверьям, они носили магический смысл.

Свадебные песни были очень многообразны. Свадьба представляла собой сложный поэтапный обряд из сватовства, смотрин, девичника и самого свадебного торжества.

Одевание новобрачной к венцу (расплетение косы) традиционно проходило под плач невесты и пение печальных песен, в которых говорилось об утраченной девичьей свободе и переселении в чужую семью.

Свадебному пиру предшествовал выкуп невесты из родительского дома. Подружки пели веселые шуточные песни и частушки, подначивали друзей жениха. К венчанию молодых провожали под поздравительные величальные песни («Во горнице, во светлице»). В них виновников торжества сравнивали с белым лебедем и лебедушкой, с князем и княгинюшкой. Свадебный пир был веселым, шумным, с плясками и частушками. Второй день праздновали в доме тещи и тестя. Теща привечала зятя, угощала блинами. На третий день свадьбу «тушили». Праздник завершался.

Не только радостные события случались в русских семьях. Ведь обряды соблюдались не только по праздникам. Ведь они являются, по сути, определенными магическими ритуалами, призванными оградить, оберечь от беды, порчи и т.п. Например, когда юноша уходил на службу, из дома его выводили вперед спиной, чтобы лицо смотрело в дом. Тогда, считалось, он вернется с войны или из армии живым и здоровым. При этом читались молитвы и особые причитания.

Плачи и причитания сопровождали так же и похороны близких. В них покойный упоминался как достойнейший человек, по которому скорбят и горюют живые. Перечислялись его лучшие качества, даже если таковых не было. Были даже особые певчие - плакальщицы, которых приглашали сопровождать похороны.

Семейные обрядовые песни отличаются трогательностью, душевностью, глубоким смыслом. В них заключена вся жизнь, переживания человека.

Колыбельные песни

Многочисленны жанры русских народных песен. Колыбельные в них занимают особое место. Они относятся к семейным, но не являются обрядовыми. Эти песни самые нежные, ласковые и простые. Голос матушки - это первая ниточка, связывающая младенца с миром. В колыбельной мать определяет его место, повествует о мире, в который он пришел. Монотонные успокаивающие мотивы колыбельных передавались от поколения к поколению, являясь семейным достоянием. Первые песни матери знакомили маленького с окружающими предметами и образами. Они открывали ему большой мир, служили своеобразной защитой, оберегом ему. Считалось, что колыбельные отгоняли нечистую силу от младенца.

Лирические песни

В жанры русских народных песен лирические входят большой группой. Они связаны с душевными переживаниями человека и имеют яркую эмоциональную окраску. В них звучат темы тяжелой женской доли, солдатской жизни, неволи. Лирические песни можно разделить на общенародные и социальные. Первые - это песни о разлуке с Родиной, о несчастной любви, тяжелой крестьянской жизни. Природа в песнях одушевлялась. Образы ее сравнивались с человеческими типами. или белая береза олицетворяли нежные женские девичьи образы. Могучий одинокий дуб - богатырь, опора, крепкий мужик. Часто в песнях присутствует солнце красное как символ тепла, надежды, радости. Темная ночь, наоборот, несет в себе сомнения, страхи, душевные переживания. Догорающая лучина сравнивается с угасающей от непосильной работы женщиной. Ветер, дубравушка, сине-море - каждый образ природы несет свой скрытый смысл, иносказательно повествует о переживаниях.

Вторая группа - ямщицкие, рекрутские, разбойничьи песни. В них упоминаются другие темы и образы. Ямщицкие песни рисуют унылые поля, бесконечные пыльные дороги и одинокий колокольчик. О трагических судьбах одиноких извозчиков, об опасных дорогах поют эти бесконечные протяжные песни. Разбойничьи песни поются лихо, широко, раздольно. Народ не всегда ненавидел разбойников, лихих людей. Ведь и Стенька Разин, и Емельян Пугачев поддерживались разбойничьими ватагами. Да и грабили те, в основном, купцов да помещиков, не трогая бедный люд. Поэтому песни, сложенные о них, рассказывают не столько о разбоях, сколько о героических поступках. Повествуют они об истории народа, о сильных смелых людях. Все, о чем тосковала душа, выливалось в лирической песне широкой распевной мелодией. Медленные протяжные мотивы лирических песен обрастали многоголосными распевами. Их пели во время застолий, хором и сольно.

На грани лирических и плясовых песен находятся хороводы. Плавное течение роднит их с лирическими песнями. Но поются они с движением. Пожалуй, это самый значительный по широте тематики и образов пласт народных песен.

Трудовые песни

Исследуя жанры русских народных песен, трудовые песни нельзя обойти вниманием. С ней легче спорилось трудное дело, она задавала ритм работы. Знаменитая «Дубинушка» является примером трудовой песни. Запев рассказывал о тяжелой жизни трудового люда, а припев помогал слаженным действиям всей артели. Бурлацкие лямочные песни имели размеренный ритм («Эй, ухнем!»). Трудовые песни наряду с обрядовыми среди всех жанров русской народной песни являются древнейшими, служили они для облегчения процесса труда. Для подбадривания работающих многие песни имели шуточное юмористическое содержание.

Частушка, припевка

Наиболее демократичным, популярным и живучим жанром русской народной песни являются русские частушки. В них соединилось все остроумие, талант народа, меткость русского слова, лаконичность мелодического сопровождения. Короткое меткое четверостишье как стрела выстреливало в самую суть смысла, задорная ритмичная мелодия, многократно повторяющаяся, заставляла обратить внимание на стих, содержание частушки. Ее пели с приплясыванием. Чаще исполнялась она сольно, а право исполнения переходило по кругу среди певцов. Иногда устраивались соревнования, кто дольше продержится в кругу, исполняя частушки, кто их больше знает.

Называлась русская частушка по-разному: припевка, страдания, сбирушка, завлекаша, тараторка и т.д. По типу сложения выделяются следующие типы: страдания - медленные припевки на любовные темы, плясовые - веселые бесконечные шуточные попевки («Семеновна»).

Русские частушки высмеивали социальные и человеческие пороки, выражали истинное настроение и мнение народа по политическим и общественным вопросам.

Они не были политизированы, а, наоборот, выражали скептическое отношение ко многим «перегибам» в общественной жизни.

Жанры русской народной песни как зеркало отражают бытие народа, его менталитет и духовную суть. Вся жизнь простого человека от рождения и до самой смерти отразилась в народной песне. Тяжелая крестьянская доля, бесправное существование женщины, солдатская пожизненная тягота, каторжный беспросветный труд - всему в песнях есть место. Но сила духа русского народа проявляется в разухабистых плясовых, разбойничьих удалых песнях, острых частушках. Нежность не зачерствевшей души нашла отражение в лирических и колыбельных песнях. Бережно, с любовью собирают и по сей день любители и знатоки народной музыки эти перлы народного таланта, ведь и сейчас в глубинках российских провинций поют незаписанные народные песни, услышанные от бабушек и дедов.

"РУССКАЯ ПЕСНЯ - ДУША НАРОДА". Статья Ирины Скорик о русской песне.

РУССКАЯ ПЕСНЯ - ДУША НАРОДА

Наша Россия-матушка поистине богата талантами, мостовые можно мостить, но одна беда - их редко можно услышать, т.к. настоящее искусство, русская песня заменена зарубежной дешевой подделкой, лжекультурой. Но песню как русскую душу, нельзя уничтожить, теплится она неугасимой свечей в родных глубинках, как лампадка перед иконой, охраняя от недобрых взглядов свою истинную веру, свою культуру

Почему, когда мы слышим родную речь, интонации русской песни, в нашей душе появляются щемящая и неизъяснимая грусть, и в то же время удивительное чувство мира в душе? В чем же таинственная сила, обаяние народной песни?

Все очень просто. Интонации русской песни - интонации русского народа - это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца.

Народная мудрость гласит - «В русской песне живет душа русского народа». Русская песня - это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни - это, прежде всего ее высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, - правильное вероисповедание.

Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики Ф.И. Глинка подчеркнул, что «Музыку создает народ, а мы ее только аранжируем».

Некоторые русские песни дошли до нас из глубокой древности. Проходя многовековой путь, песня зачастую теряла своего автора и обретала подлинно народные черты, становилась достоянием всей русской культуры. Но к счастью, некоторые песни сохранили свое авторство до наших дней: «Однозвучно гремит колокольчик» - И. Макаров, «Варяг» - Я. Репинский, «Вечерний звон» - И. Козлов, «Лучинушка» - Н. Панов. Но, не смотря на это, все эти песни имеют одно общее определение, близкое и родное нашему сердцу - русская народная песня.

Бесконечно богата и многогранна песенная культура. Вспомним, как русская песня любовно поет о родной сторонушке, о темной ноченьке, о бесконечно близкой нам избитой дороге с заунывно одиноко звучащим колокольчиком и щемящей песней ямщика.

С какой скорбью, печалью народ поет о тяжелой женской доле, о доле вдовы - солдатки, о той доле, которая подстать нашей матушке России ( «Матушка», «Лучинка», «Ой, ты, вдовушка » и др.)

Ой, ты, доля горькая - лучинушка,

Плачет в поле девичья краса,

Словно долю женскую - судьбинушку

У России - матушки взяла.

И наоборот - заразительно веселые, остроумные, плясовые и шуточные песни - еще одна грань народного характера.

Вспомним, как русский человек в народных песнях прощается со всем миром перед смертью. Здесь престает перед ним картина высшей нравственности. В последние минуты жизни он не клянет судьбу, а спокойно предается воле божьей, прося у всех прощения, отдавая поклон родителям, а жене - свою последнюю волю, дабы она не печалилась и обвенчалась с другим, отпуская ее с миром и любовью, благословляя её на новую жизнь. Думы не о себе, а о близких людях, являются ярким примером высшей нравственной чистоты, неразрывности жизни русского человека с христианством, примером того, что русская песня - духовное отражение православия на Руси.

И самое главное - русская песня является живым свидетельством исторических событий разных эпох.

Это своеобразная летопись, хранимая народной памятью. Народно-эпические баллады, сказания руны воссоздают картины седой древности, величие и героизм народа. Песни о великих русских победах, о наших дедах, потомках русских богатырей, поднимают дух величайшего патриотизма народа, который ощущает неразрывную связь своего прошлого с настоящим («Варяг», «Дело было под Полтавой», «Сусанин», «Солдатушки - ребятушки», «Ермак » и др.)

Русская песня - живая исповедь нашего народа. Она отражает не только положительные черты русского духа, но и подлинно исторические события, порою глубоко отрицательные. Такие песни, как «Из-за острова на стержень», «Дубинушка», «Хаз Булат удалой», «Александровский централ» - говорят о сложнейшей многострадальной судьбе России. В них откровенно исповедуются самые страшные, смертельные грехи - убийство, язычество, вольнодумство, вероотступничество, цареубийство:

Но настанет пора и проснется народ, Есть преступники большие

Разогнет он могучую спину. Им не нравился закон

И на бар, на царя, на попов и господ, И они за правду встали

Он отыщет покрепче дубину. Чтоб разрушить царский трон.

«Дубинушка» «Александровский централ»

Но, надо отдать должное - таких песен мало. Ведь идеалом русской песни всегда было стремление к святости. Россия - страна, где народ любовно называет свою родину святою - «Русь святая!»

Русь святую разоряют, Ты бери коня,

Нет уж сил владеть собой: Что не лучшего,

Бранный жар в крови пылает, Ты беги, беги, мать,

Сердце просится на бой! Во святую Русь.

«Вспомним, братцы, Русь и славу» «Как за речкою, да за Дарьею»

Музыкальной основой русских народных песен являются духовные песнопения, знаменные древние распевы. Это еще раз подчеркивает, что в основании великой русской культуры лежит христианство - православная вера наших предков.

Духовные знаменные распевы представляют собой одноголосное пение. Постепенно русская песня выработала на их основе глубоко самобытный тип многоголосья, подголосочной полифонии, где один голос подхватывается другим, другой третьим, и в своем развитии каждый проходит свой путь, как бы проживает мелодическую ткань, напоминающую великолепные русские кружевные узоры.

В самобытном гармоническом звучании диатонического лада русской песни мы слышим черты русского характера. В народной песне нет суеты, мелочности. Там все основательно. В самой ладовой основе кроется архаичность, глубина, непоколебимость, сдержанность. Огромная могучая внутренняя духовная сила лежит в основе русской песни, которая, в то же время, отличается особой напевностью, мелодичностью. В удивительной мелодии раскрывается вся природная красота матушки России, ее раздолье, широта, чистота и искренность души русского человека.

Особая отличительная черта русских песен - отсутствие агрессивности. Русские люди, славяне, издревле занимались миролюбивыми занятиями - земледелием и скотоводством. Он не завоеватель, а защитник, так было во все времена:

«Вспомним братцы, Русь и славу,

И пойдем врагов разить.

Защитим свою державу,

Лучше смерть, чем в рабстве жить.»

(«Вспомним, братцы, Русь и славу»)

Русский народ гордится своими песнями и в своем народном творчестве воспевает их с большой любовью:

Как затянет, как зальется

Песней русскою народ,

И откуда что берется,

Прямо к сердцу так и льнет.»

(«Что за песни»)

Какая могучесть, исполинская силушка, и в то же время открытость. Это не хвастовство, а великая любовь к своей русской культуре. Не случайно Россия испытывает сейчас огромное противостояние. Антиправославные силы Запада и всего мира направлены на уничтожение русской культуры. Могущества России боятся, загадка русской души непонятна. Ведь за ней кроется глубина, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками - это истинная православная вера. Фактически одна Россия-матушка осталась во всем мире хранительницей православного вероисповедания.

Россию нельзя взять в открытом бою, она сразу становится необоримым щитом. Сейчас все делается тихо, без драки и боя. Надев дружескую личину, через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию. Главная цель - уничтожение православия через русскую культуру. Через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию. Насаждая свою лжекультуру, т.е. стараясь подчинить русский народ, Запад подменяет истинные понятия.

Поэтому-то настоящую народную русскую песню в ее истинном звучании сейчас редко услышишь. А то, что мы слышим - это несколько эстрадированный, веселящий ни к чему не обязывающий городской современный фольклер, где от русской песни присутствует очень мало. Если мы и слышим наши любимые песни, то в совершенно искалеченном виде, обработанные современными агрессивными ритмами, которые глубоко чужды распевности русской мелодии. Это песни-калеки, где широкая протяжность русской песни должна подлаживаться под четкий ритм, так называемой «свободы».

Я уже не говорю о том, что русские песни пытаются смешать с негритянскими ритмами и напевами, что совершенно недопустимо, не говоря уже о чисто внешнем облике, о «русских», расписанных золотыми узорами, костюмах молодых исполнителей, которые едва прикрывают наготу.

Стыдно и больно слышать песню «Вечерний звон» - символ русской культуры в совершенно искаженном виде, в виде пляски-агонии. Обидно за наших эстрадных супер-звезд, которые по своему неразумению, своими же руками разрушают русскую культуру.

Народная песня не только сохранилась, но и развивается. Глубокий поклон нашей замечательной исполнительнице нар.арт. России Л.Зыкиной и Л.Стрельченко и другим. Которые действительно берегут и хранят в своем сердце истинное звучание русской песни. Наша матушка Россия - это неиссякаемый источник народного творчества. Отрадно, что в наше время пишутся новые песни, в которых сохраняется все то, что Русь хранила веками. Это действительно чистые родники. Как хочется, чтобы они зажурчали веселым гамом и осветили Русскую землю своими светлыми потоками. Смыли всю грязь, западную наносную культуру, которая коростой вцепилась в родную землю, в души русских людей.

Русская песня - это живое творчество русского народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.

А все, что происходит сейчас - вне истинной культуры - это сознательное действие опорочить великое настоящее искусство, которое дарит истинный свет души. Пытаясь заслонить солнце, они сами оказываются в тени. Это мышиная возня, слабая попытка укусить самого себя за хвост, так как русская песня, как и вера православная, поругаема не бывает!

Ирина Скорик, г. Санкт-Петербург, 2001 год

Для того, чтобы полюбить, сжиться и сродниться с русской народной песней, достаточно её несколько раз услышать и спеть. Песня эта – выражение народных чувств. Русские народные песни знакомы нам с детства. Выучить наизусть такую песню не составляет труда – кажется, что ты её давно откуда-то знаешь.

Русские народные песни – кладовая народного творчества. Они давно обратили на себя внимание. Народная песня – это музыкально-поэтическая композиция, в которой неизвестно что ценнее: музыка или поэзия. Попытаться проникнуть в биографию замысла русской народной песни сложно. Автор её неизвестен, как она родилась, менялась, дополнялась – никто не знает. Что почерпнуто авторами песни из жизни, а что создано лишь их воображением – ни один не возьмётся ответить на этот вопрос. У каждой русской песни свой путь к известности. Но подлинной основой народной песни служит сама жизнь.

Вот как говорил один из исполнителей русской народной песни:

— Запою я хорошую русскую песню, сидючи за столом, да с ржаным хлебом и квасом; а не будет ни хлеба, ни кваса, запою и на тощее сердце, водицей прихлёбывая, запою на радость нашему вечеру, во славу этому красному денечку, запою на утеху завтрашнему дню, на встречу новому утру.

Главная ценность русской народной песни заключается в том, что она до сих пор живёт и здравствует, в то время как песни других народов представляют интерес постольку, поскольку они – объект археологического исследования.

Песни разных местностей разнятся между собой и то являются вариантами уже записанных ранее песен, поющихся чуть ли не повсеместно, то представляются чисто местными, незнакомыми в других областях, часто слагаясь под впечатлением каких-либо местных событий.

Притом же русские народные песни – это не памятники только старины: живой народ ведёт живую жизнь и слагает свои песни почти непрерывно, а потому понятно постоянное внимание к песням, понятна необходимость в появлении новых сборников.

Часто персонажами русских народных песен бывали птицы:

Ждала, ждала канарейка соловья,
Ждала, ждала молоденька соловья –

А что долго молоденький не летит?
А что долго соловушек не летит,
А что долго удаленький не летит?..

Песнями об Иване Грозном начинается ряд русских народных песен, которые могут быть названы историческими, то есть теми, которые напрямую связаны с реальной историей. Исторические песни – из той же серии, что и историческая повесть, роман, драма, баллада. О каких серьёзных событиях говорится в исторических песнях? О Семилетней войне, о турецких и шведских воинах Екатерины, о войне с Наполеоном 1812 года…

О многом поётся в русских народных песнях. Поётся с душой, с любовью.

Пусть живёт и царствует русская песня в наших сердцах!

Гуренкова Алена. Ученица 6 класса.

Сочинение "Русская народная песня - отражение русской души"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Русская народная песня - отражение русской души

Нигде нет такой литературы, как у нас,
у русских. А народные песни?...
Такие песни могли родиться только в
народе великой души...
М. Горький

Слово, люди, добро, род, родня, Родина...Много веков живут на Земле эти слова. По ним в старину люди учились читать. Почти с каждой буквы алфавита начиналось главное в жизни каждого человека слово...и песня
"Песня - душа народа", прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Она раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский пел и поёт почти всегда - в горе и радости, в будни и праздники. Песня настолько полно выражает особенности национального характера, что это было отмечено русскими мыслителями "Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, - говорил И.А.Ильин, - скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын".
Народная песня - самая доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, как говорили древнегреческие мудрецы.

Песня - хранилище души народной, а без души и народа не будет. Если перестанет русский народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация.

Русская народная песня - основной вид музыкального творчества русского народа - с глубокой древности; поется соло, ансамблем, хором ("одному не спеть, артелью - легче").Тесно связанная с жизнью и бытом, передаваемая устно от поколения к поколению, она шлифуется в процессе исполнения. Народная песня богата различными жанрами: песни,трудовые,обрядовые,календарные,свадебные,хоровые,исторические песни и духовные стихи, романсы, частушки и другие. Старинной крестьянской песне свойственны многоголосный склад, ладовость, ритмическая свобода,пение без музыкального сопровождения. Свою специфику имеют и городские песни, разнообразные по содержанию и стилю.
Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжёлую работу, объединяли людей, с песней работалось дружней, организованней, веселей. Трудовые песни часто переходили из одной артели в другую, причём слова могли изменяться в зависимости от выполняемой работы(«Эх,ухнем», «Вы ребята,бери дружно», «Дубинушка».)

Полдневный зной его палил.
И пот с него ручьями лил.

И падал он, и вновь вставал,

Хрипя, «Дубинушку» стонал…
Обычно в таких песнях один запевал, придумывая слова, а артель подхватывала припев, одновременно выполняя какую-либо общую работу.
Старинные обряды сопровождались тоже песнями, которые дают нам возможность узнать о жизни нишах предков. Среди обрядовых различаются песни календарные и семейно-бытовые, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи: свадьбами, похоронами, проводами в солдаты. Особой пышностью выделялась свадьба. Самыми почётными гостями на свадьбе были певцы и музыканты. Недаром раньше говорили «играть свадьбу». В старину на свадьбах наряду с весёлыми песнями звучали и грустные, похожие на плачи.
Ведь часто девушку выдавали замуж против её воли. Нередко эти плачи исполнялись специально приглашенным «плакальщикам». («Виноград в саду цветёт», «Ты река ль, моя реченька».)
В старину у девушек был обычай гадать о своей судьбе. Гадали два раза в году – зимой и летом. Зимой гадали по вечерам. Летом собирались на лугу или в лесу, водили под песни хороводы, плели венки и бросали их в воду. Одна из песен этого обряда – «Как на речке, на лужочке».
Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Они отличаются богатством и разнообразием музыкального языка, раскрывают душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроения. («Лучинушка», «Ой, да ты, калинушка», «Уж вы, мои ветры», « Не одна во поле дороженька пролегла» и т.д.)
Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют об интересе русского народа к своему прошлому и настоящему. По характеру мелодии исторические песни разнообразны: протяжные, напевные, похожие на былины, есть бодрые, маршевые.
С конца XVIII века русская народная песня записывается и издаётся; она сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы. Хоровая народная песня долгое время была любимым видом бытового музицирования.
Новую жизнь русская народная песня обрела в советское время, благодаря её широкому распространению.

Невозможно переоценить значение русской народной песни в формировании национального самосознания и характера, свойственным русскому народу. Ребёнок должен слышать русскую песню в колыбели. Пение несёт ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. «Русская песня, - писал И.А.Ильин, глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, она даёт детской душе исход из грозящего озлобления и каменения».

Русская классическая литература XIX века содержит многочисленные свидетельства о своеобразии, душевном строе и эмоциональной глубине русской народной песни. Удивительную силу народной песни запечатлел Н.В.Гоголь в «Мертвых душах»: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудесного, прекрасного далека тебя вижу:.. Почему слышится и раздается в ушах твоя тоскливая, несущая во всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовёт, и рыдает, и хватает за сердце?...»

У Л.Н.Толстого есть рассказ «Песни в деревне». Но наиболее сильное впечатление производит рассказ «Певцы» в «Записках охотника» И.С.Тургенева. В этом рассказе речь идёт о состязании двух певцов. Это состязание – своеобразный конкурс, в котором принимают участие два героя: рядчик и Яков – Турок. Рядчик первым исполнил весёлую плясовую песню с удалью, и все решили, что победил он. Но настала очередь Якову – Турку исполнять свою песню.И.Тургенев подробно описывает как певец «входит в образ», « Он глубоко вздохнул и запел…» «Не одна во поле дороженька пролегла» - пел он, и всем сладко становилось и жутко.» Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так хватала за сердце, хватала прямо за его русские струны! Песнь росла, разливалась…

И.Тургенев сумел необычайно выразительными художественными средствами показать своеобразие русского национального характера в песенном творчестве.

Русская народная песня всегда была и, будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и разлуки. Русский человек в песне олицетворяет мир природы: «Что затуманилась, зоренька ясная», «Липа вековая над рекой стоит», «Калинка».

Бытие русского народа, это – река и лес, спеть и поле; происходит слияние человека с природой. И в русской песне утверждается «широта русского характера: «Ах ты, степь широкая…», «Вниз по матушке, по «Волге», и т.д. Образ Родины запечатлён в песне «Родное» на стихотворение Ф.П.Савинова

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.
Это – русская сторонка,

Это – Родина моя!

В русской народной песне воспеты Алтай и Валдай, Урал и Сибирь, Байкал и Русский Север.

В русских народных песнях нашли отражение и обобщённые, и конкретные образы дорогих почитаемых священных для русского человека природных явлений – один из многообразных ликов Святой Руси. С ними русский человек общается, разговаривает, как с живыми, олицетворяет их. Широко известны песни, в которых поётся о природных явлениях – Волги, Доне, священном Байкале. Эти песни знает вся Россия. Одни из них радостные, другие горестные, но во всех песнях реки или озёра, словно живые, «их жизнь» и судьба русских людей – героев песни – слита воедино.

Передовые люди России, стремясь сохранить великие богатства устного народного творчества, для будущего, стали записывать песни. Первые сборники песен появились в XVIII веке. Позднее народные песни собирали и записывали композиторы М.Глинка, Балакирев, Римский – Корсаков, Чайковский, Лядов, писатели Тургенев, Л.Толстой, Пушкин, Гоголь.

Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для создания художественной достоверности вводились в литературные произведения- иногда с элементами обряда. Свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме А. Пушкина «Русалка» и в опере А. Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. Детская игра «Гори-гори ясно» приводится П. Чайковским в I действии оперы «Пиковая дама», народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.

Использование народных песен придаёт музыкальным произведениям особый колорит, так как в их словах и интонационном строе запечатлены образ времени глубокое своеобразие народной культуры. Народное песенное творчество – это целостный образ страны, её природы, уклада жизни.

Получили известность имена талантливых сказителей – певцов Ирины Федосовой, Марфы Крюковой, Рябининых. Русская народная песня становится ещё более известной и популярной, благодаря великим русским исполнителям, среди которых первые места занимали и занимают Ф. Шаляпин, Н. Плевицкая, Л. Русланова, Л. Зыкина, Д. Хворостовский и многие другие. Они выразили в своем творчестве лучшие свойства русского национального характера.

Песни – воплощение жизни народа, его культуры; является и всегда была выражением искренности, эмоциональности, и выразительности народной души. А как затянешь песню – и тяжелая работа не в тягость, и горе – не горе, и беда – не беда. Для русского человека пение подобно молитве: в песне и напляшешься, и раскаешься, и повинишься, и душу свою облегчишь, и тяжесть с души камнем отвалится.

Русская народная песня всегда была и будет выразительницей русского национального самосознания и русского характера. Русская песня – русская история.

Издревле песня сопровождала русского человека. В работе и во время отдыха, в суровые будни и в праздники, в горе и в радости – песня шла рука об руку с народом, дышала его заботами, думами, бытом. Песня слышалась русскому человеку в шуме ветра, в шелесте листвы дремучих лесов, в плеске широких рек, в птичьем переклике да в топоте копыт.

Так что же это такое — загадочная русская песня? Откуда она взялась?

Писатель Николай Гоголь, воспевший широту русской души в своих произведениях, писал о песне: «Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа… Всё сильное, юное бытие его выливается в народных песнях».

Первые народные песни родились вместе с обрядовыми напевами славян. Они были посвящены языческим богам или праздникам, которые всегда отмечались широко и весело. Это масленичные , полные озорства и радости; и песни-веснянки , напевами которых кликали приход весны; и подблюдные песни, которые юные девицы пели во время святочного гадания. Без песни не обходились ни рождение ребенка, ни разгульные свадьбы, ни похороны, песни для коих прозвали плачами.

Корнями в древность уходит и песенный эпос: исторические сказы да былины , которые повествуют о могучих богатырях, о славных битвах, о добрых молодцах да красных девицах. Исполняли их под перебор на гуслях, в широком кругу слушателей, и посредством музыкального повествования рассказывали детям о старинных легендах и ушедших эпохах – татаро-монгольском иге, Смутном времени, крещении Руси.

Однако песни исполнялись не только во время отдыха – они помогали легче переносить ношу ежедневного труда. Крестьяне пели во время пахоты, сева и жатвы, обращаясь к кормилице-земле, песенным ритмом помогая слаженному темпу тяжелой работы. Известны тягучие, разухабистые песни бурлаков , тянущих по колено в воде громадные баржи и корабли.

Еще в петровские времена родились солдатские песни, превозносящие доблесть, честь, смелость и отвагу. А в кавказских войнах 19 века приобрели популярность казачьи песни, в которых так и слышится свист шашки да галоп резвого скакуна. Кстати, именно в 19 веке интерес к народной песне настолько вырос, что многие композиторы, историки и филологи отправились в путешествие по русским деревням, собирая бесценные, уникальные мелодии и тексты, которые сливаются в бесконечно глубокую по смысловым и эмоциональным оттенкам русскую песню. Именно тогда репертуар народных певцов пополнился новыми мотивами. О русских песнях с восхищением высказывались знаменитые писатели и поэты: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Н. Гоголь, Л. Толстой, И. Тургенев и другие деятели золотого и серебряного веков литературы.

А в 1911 году впервые выступил крестьянский хор имени Пятницкого, слава о котором прокатилась по всей России. Хор Пятницкого утвердил народную музыку как высокое искусство , вывел её на большую сцену. «Главный певец страны» Федор Шаляпин любил исполнять народные песни не меньше, чем оперные арии, за которые он получил мировое признание.

Во время Великой Отечественной Войны обновился жанр солдатской и военно-патриотической песни, родились новые мелодии, трогательные и воодушевляющие стихи.




Top