Как написать ядро операционной системы. Руководство по созданию простой UNIX-подобной ОС. Создание загрузочной флешки

Оригинал: "Roll your own toy UNIX-clone OS"
Автор: James Molloy
Дата публикации: 2008
Перевод: Н.Ромоданов
Дата перевода: январь 2012 г.

Этот набор руководств предназначен для того, чтобы подробно показать вам, как запрограммировать простую UNIX-подобную операционную систему для архитектуры x86. В этих руководствах в качестве языка программирования выбран язык C, который дополняется языком ассемблера там, где это требуется. Цель руководств - рассказать вам о разработке и реализации решений, используемых при создании операционной системы ОС, которую мы создаем, монолитную по своей структуре (драйверы загружаются в режиме модулей ядра, а не в пользовательском режиме так, как происходит с программами), поскольку такое решение более простое.

Этот набор руководств очень практический по своей природе. В каждом разделе приводятся теоретические сведения, но большая часть руководства касается вопросов реализации на практике рассмотренных абстрактных идей и механизмов. Важно отметить, что ядро реализовано как учебное. Я знаю, что используемые алгоритмы не являются ни самыми эффективными по использованию пространства, ни оптимальными. Они, как правило, выбирались благодаря своей простоте и легкости понимания. Целью этого является дать вам правильный настрой и предоставить базис, на котором можно работать. Данное ядро является расширяемым и можно легко подключить лучшие алгоритмы. Если у вас возникнут проблемы, касающиеся теории, то есть много сайтов, на которых вам помогут с ней разобраться. Большинство вопросов, обсуждаемых на форуме OSDev, касаются реализации ("My gets function doesn"t work! help!" / "Моя функция не работает! Помогите!") и для многих вопрос по теории похож на глоток свежего воздуха. Ссылки можно найти в конце настоящего введения.

Предварительная подготовка

Чтобы скомпилировать и запустить код с примерами, как я предполагаю, потребуется только GCC, ld, NASM и GNU Make. NASM является ассемблером для x86 с открытым исходным кодом и многие разработчики ОС для платформы x86 выбирают именно его.

Однако нет никакого смысла просто выполнять компиляцию и запускать примеры, если нет их понимания. Вы должны понять, что кодируется, и для этого вы должны очень хорошо знать язык C, особенно то, что касается указателей. Вы также должны немного понимать ассемблер (в этих руководствах используется синтаксис Intel), в том числе то, для чего используется регистр EBP.

Ресурсы

Есть много ресурсов, если вы знаете, как их искать . В частности, вам будут полезны следующие ссылки:

  • RTFM! Руководства от intel - это находка.
  • Wiki страницы и форум сайта osdev.org.
  • На сайте Osdever.net есть много хороших руководств и статей и, в частности, Bran"s kernel development tutorials (Руководство по разработке ядра), на более раннем коде которого основывается настоящее руководство. Я сам использовал эти руководства для того, чтобы начать работу, и код в них был настолько хорош, что я не менял его в течение ряда лет.
  • Если вы не новичок, то ответы на многие вопросы вы можете получить в группе

Данный цикл статей посвящён низкоуровневому программированию, то есть архитектуре компьютера, устройству операционных систем, программированию на языке ассемблера и смежным областям. Пока что написанием занимаются два хабраюзера - и . Для многих старшеклассников, студентов, да и профессиональных программистов эти темы оказываются весьма сложными при обучении. Существует много литературы и курсов, посвящённых низкоуровневому программированию, но по ним сложно составить полную и всеохватывающую картину. Сложно, прочитав одну-две книги по ассемблеру и операционным системам, хотя бы в общих чертах представить, как же на самом деле работает эта сложная система из железа, кремния и множества программ - компьютер.

Каждый решает проблему обучения по-своему. Кто-то читает много литературы, кто-то старается поскорее перейти к практике и разбираться по ходу дела, кто-то пытается объяснять друзьям всё, что сам изучает. А мы решили совместить эти подходы. Итак, в этом курсе статей мы будем шаг за шагом демонстрировать, как пишется простая операционная система. Статьи будут носить обзорный характер, то есть в них не будет исчерпывающих теоретических сведений, однако мы будем всегда стараться предоставить ссылки на хорошие теоретические материалы и ответить на все возникающие вопросы. Чёткого плана у нас нет, так что многие важные решения будут приниматься по ходу дела, с учётом ваших отзывов.

Возможно, мы умышленно будем заводить процесс разработки в тупик, чтобы позволить вам и себе полностью осознать все последствия неверно принятого решения, а также отточить на нем некоторые технические навыки. Так что не стоит воспринимать наши решения как единственно верные и слепо нам верить. Еще раз подчеркнём, что мы ожидаем от читателей активности в обсуждении статей, которая должна сильно влиять на общий процесс разработки и написания последующих статей. В идеале хотелось бы, чтобы со временем некоторые из читателей присоединились к разработке системы.

Мы будем предполагать, что читатель уже знаком с основами языков ассемблер и Си, а также элементарными понятиями архитектуры ЭВМ. То есть, мы не будем объяснять, что такое регистр или, скажем, оперативная память. Если вам не будет хватать знаний, вы всегда можете обратиться к дополнительной литературе. Краткий список литературы и ссылки на сайты с хорошими статьями есть в конце статьи. Также желательно уметь пользоваться Linux, так как все инструкции по компиляции будут приводиться именно для этой системы.

А теперь - ближе к делу. В оставшейся части статьи мы с вами напишем классическую программу «Hello World». Наш хеллоуворлд получится немного специфическим. Он будет запускаться не из какой-либо операционной системы, а напрямую, так сказать «на голом железе». Перед тем, как приступить непосредственно к написанию кода, давайте разберёмся, как же конкретно мы пытаемся это сделать. А для этого надо рассмотреть процесс загрузки компьютера.

Итак, берем свой любимый компьютер и нажимаем самую большую кнопочку на системном блоке. Видим веселую заставку, системный блок радостно пищит спикером и через какое-то время загружается операционная система. Как вы понимаете, операционная система хранится на жёстком диске, и вот тут возникает вопрос: а каким же волшебным образом операционная система загрузилась в ОЗУ и начала выполняться?

Знайте же: за это отвечает система, которая есть на любом компьютере, и имя ей - нет, не Windows, типун вам на язык - называется она BIOS. Расшифровывается ее название как Basic Input-Output System, то есть базовая система ввода-вывода. Находится BIOS на маленькой микросхемке на материнской плате и запускается сразу после нажатия большой кнопки ВКЛ. У BIOS три главных задачи:

  1. Обнаружить все подключенные устройства (процессор, клавиатуру, монитор, оперативную память, видеокарту, голову, руки, крылья, ноги и хвосты…) и проверить их на работоспособность. Отвечает за это программа POST (Power On Self Test – самотестирование при нажатии ВКЛ). Если жизненно важное железо не обнаружено, то никакой софт помочь не сможет, и на этом месте системный динамик пропищит что-нибудь зловещее и до ОС дело вообще не дойдет. Не будем о печальном, предположим, что у нас есть полностью рабочий компьютер, возрадуемся и перейдем к рассмотрению второй функции BIOS:
  2. Предоставление операционной системе базового набора функций для работы с железом. Например, через функции BIOS можно вывести текст на экране или считать данные с клавиатуры. Потому она и называется базовой системой ввода-вывода. Обычно операционная система получает доступ к этим функциям посредством прерываний.
  3. Запуск загрузчика операционной системы. При этом, как правило, считывается загрузочный сектор - первый сектор носителя информации (дискета, жесткий диск, компакт-диск, флэшка). Порядок опроса носителей можно задать в BIOS SETUP. В загрузочном секторе содержится программа, иногда называемая первичным загрузчиком. Грубо говоря, задача загрузчика - начать запуск операционной системы. Процесс загрузки операционной системы может быть весьма специфичен и сильно зависит от её особенностей. Поэтому первичный загрузчик пишется непосредственно разработчиками ОС и при установке записывается в загрузочный сектор. В момент запуска загрузчика процессор находится в реальном режиме.
Печальная новость: размер начального загрузчика должен быть всего 512 байт. Почему так мало? Для этого нам надо ознакомиться с устройством дискеты. Вот познавательная картинка:

На картинке изображена поверхность дискового накопителя. У дискеты 2 поверхности. На каждой поверхности есть кольцеобразные дорожки (треки). Каждый трек делится на маленькие дугообразные кусочки, называемые секторами. Так вот, исторически сложилось, что сектор дискеты имеет размер 512 байт. Самый первый сектор на диске, загрузочный сектор, читается BIOS"ом в нулевой сегмент памяти по смещению 0x7С00, и дальше по этому адресу передается управление. Начальный загрузчик обычно загружает в память не саму ОС, а другую программу-загрузчик, хранящуюся на диске, но по каким-то причинам (скорее всего, эта причина - размер) не влезающую в один сектор. А поскольку пока что роль нашей ОС выполняет банальный хеллоуворлд, наша главная цель - заставить компьютер поверить в существование нашей ОС, пусть даже и на одном секторе, и запустить её.

Как устроен загрузочный сектор? На PC единственное требование к загрузочному сектору - это содержание в двух его последних байтах значений 0x55 и 0xAA - сигнатуры загрузочного сектора. Итак, уже более-менее понятно, что нам нужно делать. Давайте же писать код! Приведённый код написан для ассемблера yasm .

section . text

use16

org 0x7C00 ; наша программа загружается по адресу 0x7C00

start:

mov ax , cs

mov ds , ax ; выбираем сегмент данных



mov si , message

cld ; направление для строковых команд

mov ah , 0x0E ; номер функции BIOS

mov bh , 0x00 ; страница видеопамяти

puts_loop:

lodsb ; загружаем очередной символ в al

test al , al ; нулевой символ означает конец строки

jz puts_loop_exit

int 0x10 ; вызываем функцию BIOS

jmp puts_loop

puts_loop_exit:

jmp $ ; вечный цикл



message:

db "Hello World!" , 0

finish:

times 0x1FE - finish+ start db 0

db 0x55 , 0xAA ; сигнатура загрузочного сектора

Эта короткая программа требует ряда важных пояснений. Строка org 0x7C00 нужна для того, чтобы ассемблер (имеется в виду программа, а не язык) правильно рассчитал адреса для меток и переменных (puts_loop, puts_loop_exit, message). Вот мы ему и сообщаем, что программа будет загружена в память по адресу 0x7C00.
В строках
mov ax , cs

mov ds , ax
происходит установка сегмента данных (ds) равным сегменту кода (cs), поскольку в нашей программе и данные, и код хранятся в одном сегменте.

Далее в цикле посимвольно выводится сообщение «Hello World!». Для этого используется функция 0x0E прерывания 0x10 . Она имеет следующие параметры:
AH = 0x0E (номер функции)
BH = номер видеостраницы (пока не заморачиваемся, указываем 0)
AL = ASCII-код символа

В строке « jmp $ » программа зависает. И правильно, незачем ей выполнять лишний код. Однако чтобы компьютер опять заработал, придется перезагрузиться.

В строке « times 0x1FE-finish+start db 0 » производится заполнение остатка кода программы (за исключением последних двух байт) нулями. Делается это для того, чтобы после компиляции в последних двух байтах программы оказалась сигнатура загрузочного сектора.

С кодом программы вроде разобрались, давайте теперь попробуем скомпилировать это счастье. Для компиляции нам понадобится, собственно говоря, ассемблер - выше упомянутый

Илья Александров

Создаём собственную ОС на базе Linux

Дистрибутивов Linux существует сотни, и неизвестно, сколько появится еще. Десятки компаний и тысячи программистов соревнуются в создании лучшего Linux-проекта, а между тем любой опытный пользователь может стать автором системы для домашнего ПК, не уступающей продуктам гигантов IT-индустрии.

За долгие годы работы с Linux мною было использовано огромное количество различных дистрибутивов: Mandriva, Fedora, SlackWare, Debian, Ubuntu и многие другие. Какой-то проект нравился больше, какой-то – меньше. Но во всех дистрибутивах неминуемо приходилось сталкиваться с серьезными недостатками, которые сильно затрудняли работу. Один слишком требователен к ресурсам, в другом нет поддержки всего нужного оборудования, в третьем не хватает различного ПО. Вот тогда я вспомнил известную восточную мудрость: если нужно что-то сделать хорошо, сделай это сам.

Linux from Scratch

Я не единственный, кто решил заняться построением собственной версии Linux – ОС, в которой за основу будет взята базовая часть системы и ядро, но где не будет ни единого лишнего килобайта от разработчика, то есть от вас. Большое количество Linux-дистрибутивов, не соответствующих требованиям пользователей, подтолкнуло Герарда Бикменса (Gerard Beekmans) к созданию дистрибутива, который даст возможность каждому собрать систему, где будут только необходимые ему компоненты и функции.

Стремление талантливого программиста вылилось в проект Linux from Scratch (www.linuxfromscratch.org), сокращенно – LFS. Этот проект, позволяет сконструировать «с нуля», из исходных кодов, свою операционною систему на базе Linux. Компиляция LFS проходит на компьютере с уже установленной Linux-системой, впрочем, подойдет и «продвинутый» Live-CD, например, Knoppix .

При этом Linux-система, используемая для сборки, может быть любой – обязательно лишь наличие компилятора и системных библиотек. Linux From Scratch трудно назвать дистрибутивом в привычном смысле этого слова – это что-то вроде вспомогательного ПО, которое вкупе с базовой частью операционной системы позволит вам создать свою, уникальную версию ОС.

Как известно, Линус Торвальдс разрабатывал свою операционную систему под девизом «Just for fun!» – то есть только ради удовольствия. Нужно признать, что LFS действительно не часто можно встретить на серверах, используют эту систему, как правило, компьютерные энтузиасты. Установка и работа с Linux from Scratch поможет вам разобраться во взаимосвязи компонентов ОС, что пригодится при собственных разработках Linux-дистрибутива, причем не только на базе LFS. Поэтому LFS во многом рассчитан на тех людей, для которых процесс сборки собственного дистрибутива увлекателен и интересен – а таких людей, поверьте, немало.

Итак, если вы готовы потратить на конструирование системы целый день (а то и больше), то рекомендую скачать с сайта (2) LFS-packages-6.0, LFS-book, и продолжить читать эту статью.

Разбиение диска и создание дерева каталогов

Для лучшего понимания материала опишем весь ход процесса в общих чертах (см. рис. 1).

На первом этапе, с помощью уже инсталлированного дистрибутива или LiveCD, разбивается диск. На жестком диске выделяется раздел для новой системы. После чего на этом разделе нужно будет статически скомпилировать все необходимые программы и ядро системы. Далее происходит смена корневого каталога на раздел жесткого диска, отведенный под нашу новою ОС. Потребуется повторить компиляцию, но на этот раз ПО должно быть собрано динамически (отличие динамической компиляции от статической будет описано ниже). Последний этап включает в себя сборку важнейшей библиотеки glibc и конфигурацию установленной ОС. Как видите, ничего особенно сложного делать не придется.

На протяжении всего процесса ваш главный помощник – документация из пакета LFS-book, русский перевод которой можно взять тут: http://multilinux.sakh.com/download/lfsbook.tar.bz2 . В книге подробно описан каждый шаг создания ОС, поэтому обязательно обращайтесь к этому руководству в случае возникновения проблем (данная статья не призвана заменить такую обширную документацию).

Создаем новый раздел – в моем случае это /dev/hda5, так как раздел /dev/hda1 уже занят установленным на жесткий диск Linux Slackware. Рекомендуется предварительно сделать бэкап системы, дабы можно было ее восстановить в случае повреждения, хотя вероятность подобного близка к нулю. И тут, думаю, все понятно: выделяем нужное количество (достаточно 23 Гб) под корневой каталог, пространство, равное удвоенному объему ОЗУ – под swap-раздел, по желанию можно создать отдельные разделы для домашнего каталога (/home) и для /boot. Впрочем, излюбленный многими вариант разбиения – отвести под корневой каталог все доступное пространство минус swap, и последующее создание собственно swap – также вполне допустимо при сборке LFS. На компьютере автора и Linux Slackware, являющийся родительской ОС, и LFS, используют один жесткий диск, впрочем, установить LFS на другой винчестер тоже труда не составит.

Файловую систему выбирайте на ваше усмотрение: и с Ext3, и с ReiserFS никаких проблем под LFS не было. А вот поклонников XFS придется огорчить – попытки заставить Linux From Scratch работать с этой ФС не увенчались успехом.

Теперь монтируем раздел, отведенный под новую ОС:

$ mount /dev/hda5 /mnt/mylin

Для удобства определим переменную MYLIN:

$ export MYLIN=/mnt/mylin

Отлично, для дальнейшей работы лучше создать отдельного пользователя mylin, которого и назначим владельцем смонтированного раздела.

$ useradd mylin

$ chown –R mylin $MYLIN

Нужно создать дерево каталогов в корне нового раздела:

$ cd $MYLIN

$ mkdir –p bin boot dev etc home lib mnt opt root sbin usr/{X11R6,local} var

В каталогах usr, usr/X11R6, usr/local создаем необходимую структуру: подкаталоги bin, etc, include, lib, sbin, share, src.

Затем то же самое проделаем для каталогов /var и /opt будущей системы:

$ mkdir var/{cache,lib,local,lock,log,opt,run,spool}

$ mkdir opt/{bin,doc,include,info,lib,man}

Не будем забывать, что существуют более глубокие иерархии, например, /usr/share/man/man1. Но объем статьи не позволяет привести здесь всю информацию о структуре файлового дерева, поэтому нужно либо воспользоваться документом Filesystem Hierarhy Standart (можно найти по адресу: http://linux-ve.net/MyLDP/file-sys/fhs-2.2-rus), либо внимательно изучить структуру уже установленной у вас ОС семейства Linux. После подготовки жесткого диска приступаем к статической сборке.

Статическая сборка

Зачем мы используем статическую сборку? При статической компиляции исходный код библиотеки присоединяется к коду приложения, что влечет за собой увеличение его размера, но при этом сохраняется целостность. При динамической же компиляции библиотека находится в отдельном файле, к которому по мере необходимости обращаются приложения. В итоге все программы работают с одной версией библиотеки

Но когда мы посредством команды chroot установим корневой каталог для вновь собираемой системы, библиотеки «родительской», установленной системы, находящиеся в /lib, /usr/lib, и прочих, станут уже недоступны, поэтому динамически скомпилированные программы работать откажутся, вдобавок совместимость версий никем не гарантирована.

Чтобы избежать этого, все необходимое программное обеспечение для нашей будущей системы мы для начала соберем статически. Начнем, пожалуй, с командного интерпретатора bash. (Поклонники ZSH или TCSH могут установить любимые интерпретаторы после установки системы, но на этапе сборки их использование не предусмотрено автором LFS). Следует проверить, есть ли у вас файл /usr/lib/libcurses.a и если его нет – установите пакет nсursesdev. Все пакеты надо собирать с флагами статической сборки: «--enable-static-link», «--disable-shared» или «--static». Какой именно подходит в каждом конкретном случае, можно узнать из документации к конкретному пакету или из вывода конфигурационного сценария, запущенного с параметром «--help».

$ ./configure –-help

Чтобы не спутать позже статически скомпилированные программы с «динамическими», создадим для них специальный каталог:

$ mkdir $MYLIN/stat

При сборке и установке пакетов не забываем добавлять параметр «--prefix=$MYLIN/stat» для перемещения файлов именно в этот каталог. И, наконец, ставим bash:

$ ./configure –-enable-static-link --prefix=$MYLIN/stat

$ make

$ make install

По такой же схеме собираем остальные необходимые пакеты: binutils, bzip2, textutils, texinfo, tar, sh-utils, gcc, grep, gzip, gawk, diffutils, fileutils, make, patch, sed, и, собственно, linux-kernel.

Да, при компиляции ядра не забываем, что для старых версий ядер (2.2.x-2.4.x) нужно использовать gcc 2.95, а для текущей версии 2.6.x рекомендуется применить gcc 3.x, дабы не возникло проблем.

Не забываем заглядывать в соответствующие разделы LFS-book, там сказано об этом и многих других нюансах. В целом же компиляция ядра в LFS не отличается от подобной процедуры, проводимой при использовании установленного на HDD дистрибутива. Разархивируем исходники ядра в $MYLIN/usr/src/linux-2.6.xx, после чего конфигурируем, запуская:

$ make menuconfig

Процесс настройки параметров ядра многократно описан в Интернете (6), вряд ли есть необходимость останавливаться на этом подробнее. Далее даем следующие команды в папке с исходными текстами Linux-kernel:

$ make bzImage

$ make modules

Все, по адресу $MYLIN/usr/src/linux-2.6.xx/arch/i386/boot/bzImage находится новое ядро.

Далее создаем файлы $MYLIN/etc/passwd и $MYLIN/etc/group. В первом прописываем пока единственного пользователя – root с любым паролем, а во втором группы пользователей (для начала одной группы root тоже будет достаточно).

На этом наши приготовления к следующему шагу закончились, и мы переходим уже к более тонкой динамической сборке.

Динамическая сборка

Теперь нам нужно сменить корневой каталог на /mnt/mylin, где мы будем пользоваться только статически собранными утилитами – к помощи инструментов из «родительской» ОС мы уже прибегать не сможем. Даем команду в консоли:

$ chroot $MYLIN/usr/bin/env –i

>HOME=/root TERM=$TERM PS1=’u:w$’

>PATH=/bin: /usr/bin: /sbin: /usr/sbin: /stat/sbin

>/stat/bin/bash --login

Этой командой мы указали пути к исполняемым файлам, тип терминала, интерпретатор и вид приглашения командной строки.

Для обеспечения работы некоторых программ, надо установить файловую систему proc в новой системе.

$ mount proc /proc -t proc

Наступил самый ответственный момент. Сборка библиотеки glibc. Самый ответственный он потому, что работать без нее большинство необходимых программ не будет, а в использовании Linux без основной библиотеки смысла нет. Сборка glibc же зачастую доставляет массу проблем.

При сборке мы указывали параметр «--prefix=$MYLIN/stat», поэтому при смене корня все статически собранные пакеты окажутся в каталоге /stat раздела новой ОС.

Итак, распаковываем архив glibc-2.x.x.tar.gz (например, в директорию /usr/src/) и переходим в каталог glibclinuxthreads. Придется немного подправить исходный код ввиду того, что на данном этапе в системе невозможна идентификация пользователя по имени (как раз из-за отсутствия glibc и других библиотек), и того, что для установки glibc нужен интерпретатор Perl, которого у нас нет.

Заменяем имя пользователя root в файле login/Makefile на его uid, то есть 0, а переменную $PERL в файле malloc/Makefile следует заменить на путь к интерпретатору – /usr/bin/perl – и при конфигурировании он просто будет проигнорирован.

$ /usr/src/glibc-2.x.x/configure --prefix=/usr --enable-add-ons --libexecdir=/usr/bin &&

& make

& make install

$ make localedata/install-locales

$ /stat/bash --login

Если вы все сделали правильно, glibc скомпилируется, в строке приглашения наконец-то появится «root», и можно будет динамически перекомпилировать все программы.

Завершим установку ядра:

$ make modules_install

$ make install

Чтобы переместить новое ядро в каталог /boot, выполняем еще одну команду:

$ make unstall

Собираем все установленные и некоторые новые программы, теперь уже без флагов статической компиляции. Нам потребуются (на данном этапе очень важно не забыть скомпилировать все нижеперечисленное) (см. таблицу 1).

Таблица 1. Необходимый набор пакетов для сборки

autoconf

grep

perl

automake

groff

bash

gzip

procinfo

bin86

procps

binutils

less

psmisc

bzip2

reiserfs-progs

diffutils

libtool

e2fsprogs

lilo

sh-utils

shadow

file

make

sysklogd

fileutils

makedev

sysvinit

findutils

man-pages

flex

modutils

texinfo

gawk

ncurses

textutils

netkitbase

util-linux

bison

net-tools

gettext

patch

После выполнения динамической перекомпиляции можно удалить каталог со статически собранными пакетами:

$ rm -rf /stat

Можно облегченно вздохнуть и выпить кофе – самое сложное, рутинное осталось позади. Переходим к следующему этапу – начальному конфигурированию нашей системы.

Начальное конфигурирование системы

Перед тем как приступить к настройке, замечу, что все изменения нужно делать в файлах каталога новой ОС, а не родительской системы.

Для установки системного времени создадим файл /etc/sysconfig/clock, содержащий всего одну строку:

UTC=0

Теперь часы компьютера будут отображать время вашего часового пояса – при условии, что значение времени в BIOS установлено верно.

Дадим компьютеру имя:

echo "HOSTNAME=my_linux" > /etc/sysconfig/network

Теперь разделы, которые система должна монтировать при загрузке, укажем в /etc/fstab:

# filesystem mount-point fs-type options dump fsck-order

/dev/hda5 / ext3 defaults 1 1

/dev/hda3 swap swap pri=1 0 0

proc /proc proc defaults 0 0

Вместо /dev/hda3 и /dev/hda5 напишите ваши разделы (корневой и swap), дополните файл при необходимости точками монтирования других разделов жесткого диска и CD-ROM.

Теперь сделаем нашу систему загружаемой.

Если помимо lFS вы пользуетесь другими дистрибутивами Linux, то сейчас нужно войти в старую систему – для этого выполняем команду:

$ exit

Уже в родительской ОС в файл /etc/lilo.conf добавляем следующее:

# LFS

image=/boot/bzImage

Label=lfs

Root=

Read-only

Понятно, что «/boot/bzImage» – это путь к скомпилированному вами ядру системы, а «partition» – раздел диска, где находится корневой каталог.

Если же вы не планируете пользоваться другими операционными системами и дистрибутивами Linux, то сразу переходите к настройке LILO в LFS.

В этом случае lilo.conf будет выглядеть примерно так:

boot=/dev/hda

Delay=40

Compact

Vga=normal

Root=/dev/hda1

Read-only

Image=/boot/zImage-2.6.12

Label=Linux

Сделайте необходимые изменения в зависимости от вашей конфигурации. Обновляем загрузчик командой:

$ /sbin/lilo –v

И, если все предыдущие этапы были выполнены правильно, мы окажемся в новой системе. Однако долгий этап «тонкой» настройки (отдельное внимание стоит уделить безопасности новой системы, ибо LFS по умолчанию выглядит довольно-таки незащищенным, как и всякая вновь установленная ОС) еще впереди. Зато собственноручно собранная версия Linux у вас уже есть.

Постскриптум

Герард Бикменс – не единственный, кому пришло в голову создать собственный Linux. Другой проект – BYOLinux, руководителем которого являлся Джонатан Торп (Jonatan Thorpe), на сегодняшний день свое развитие прекратил, хотя написанная имдокументация сохраняет актуальность и сейчас, но она не так детальна, как LFS-book и не переведена на русский. Главное отличие метода Джона в том, что библиотека glibc переносится из родительской системы в дочернюю без перекомпиляции, это не столь эффективно, но позволяет избежать многих проблем при сборке. Желание почувствовать себя конструктором ОС испытывают и некоторые пользователи FreeBSD.

Теперь такое вполне возможно – по адресу http://ezine.daemonnews.org/200302/fbsdscratch.html находится статья о сборке FreeBSD из исходников целиком – от distributions до портов, причем методом не похожим на обычный «rebuild» системы, но схожим с методом Герарда Бикменса. Что ж, теперь и у вас есть личная, уникальная система, созданная на базе Linux. В случае возникновения проблем ищите их решение в LFS-book, там все подробно описано. Также рекомендую с портала http://www.tldp.org скачать руководство Linux Network Administrator’s Guide, оно хоть и не относится непосредственно к LFS, но пригодится на этапе настройки системы. Не стоит забывать, что с каждой программой поставляются также различные man и info pages, также призванные облегчить жизнь линуксоида.

  1. LFS-book на русском – http://multilinux.sakh.com/lfs .
  2. Официальный портал проекта LFS – http://www.linuxfromscratch.org .
  3. Портал ByoLinux – http://www.byolinux.org .
  4. Cтатья о FreeBSD from scratch – http://ezine.daemonnews.org/200302/fbsdscratch.html .
  5. Статья о компиляции ядра Linux – http://vikos.lrn.ru/MyLDP/kernel/kompil-2-6.html .
  6. Байрак А. Обзор Knoppix 3.7 Russian Edition. – Журнал «Системный администратор», №3, март 2005 г. – 4-6 с. ().

Если подходить по существу...

ОС - это такая штука, которая реализует многозадачность (обычно) и заведует распределением ресурсов между этими задачами и вообще. Нужно следить, чтобы задачи друг другу не могли вредить и работали в разных областях памяти и с устройствами работали по очереди, это хотя бы. А ещё надо предоставить возможность передавать сообщения от одной задачи к другой.

Ещё ОС, ежели имеется долговременная память, должна предоставлять доступ к ней: то есть предоставлять все функции для работы с файловой системой. Это минимум.

Почти везде самый первый загрузочный код должен писаться на ассемблере - там бывает куча правил, где оно должно быть, как должно выглядеть, что должно делать, и какой размер не превышать.

Для РС надо на асме писать бутлоадер, который будет вызываться BIOS и кой должен, не превышая четырёх с копейками сотен байт, что-то сделать и запустить основную ОС - передать управление основному коду, который в ближайшей же перспективе можно писать уже и на С.

Для ARM надо на асме делать таблицу прерываний (сброс, ошибки разные, прерывания IRQ, FIQ и пр.) и передачу управления в основной код. Хотя, во многих средах разработки такой код для почти любого контроллера имеется.

То есть, необходимо для этого:

  1. Знать ассемблер целевой платформы.
  2. Знать архитектуру процессора и всякие служебные команды и регистры, чтобы настроить его для работы в нужном режиме. В РС это переход в защищённый режим, например, или в 64битный режим... В ARM - настройка тактирования ядра и периферии.
  3. Знать, как именно будет запускаться ОС, куда и как нужно пихать свой код.
  4. Знать язык С - большой код на асме написать затруднительно без опыта, поддерживать его будет ещё труднее. Посему надо ядро писать на С.
  5. Знать принципы работы ОС. Ну, книжек на русском языке по этой теме много всяких, правда, не знаю, все ли они хорошие.
  6. Иметь много-много терпения и усидчивости. Ошибки будут и их надо будет искать и исправлять. А ещё надо будет очень много читать.
  7. Иметь много-много времени.

Далее. Допустим, вы что-то написали. Надо это дело тестировать. Либо надо устройство физическое, на коем будут идти эксперименты (отладочная плата, второй компьютер), либо эмулятор его. Второе обычно использовать и проще, и быстрее. Для PC, например, VMWare.

Статей по этой теме в интернете тоже достаточно, если хорошо поискать. А также есть множество примеров готовых ОС с исходниками.

Даже можно при большом желании посмотреть исходники старого ядра NT-систем (Windows), как отдельно (кое микрософтом выложено, с комментариями и разного рода справочными материалами), так и в совокупности со старыми же ОС (утекло).


Одним из лучших способов сэкономить время в любой деятельности является создание системы для нее. Ее преимущество в том, что автоматизировав и оптимизировав работу, вы становитесь более продуктивным и получаете больше времени на другие важные для вас задачи.

Система - это метод, процедура или рутинный процесс, который создается для выполнения повторяющейся деятельности при помощи стратегии. Системы позволяют управлять своей работой и жизнью более эффективно.

Вот несколько сфер жизни, для которых можно создать собственную систему:

  • Систематизация .
  • Систематизация .
  • Систематизация задач для ведения блога.
  • Систематизация уборки дома.
  • Систематизация утренней и вечерней рутины.
  • Систематизация обработки электронной почты.
  • Систематизация рабочих задач.

Следующие пять шагов позволят вам создать собственную систему почти для любой деятельности.

Проведите инвентаризацию

Начните с определения действий, которые вы регулярно предпринимаете, как дома, так и на работе. Проанализируйте свой день и взгляните на все дела, которые составляют ваше ежедневное расписание. Например: утренняя подготовка к работе/учебе, подготовка детей к школе, поездка на работу, ответы на электронные письма и телефонные звонки, написание отчетов, вечерняя пробежка, приготовление ужина, написание поста в блоге, маркетинг вашей книги и т.п.

Перейдите к списку конкретных дел для выбранного пункта и спросите себя следующее:

  • Как вы делаете это сейчас?
  • Считаете ли вы, что делаете это максимально эффективно?
  • Где вы теряете много времени?
  • Где вы теряете деньги?
  • Какие действия вас больше всего расстраивают?
  • Что не делается в настоящее время так быстро, как может?
  • Что нужно оптимизировать?

На основе своей инвентаризации, выберите одну деятельность для систематизации.

Проанализируйте, чем на данный момент занимаетесь

Выполняйте действия, которые вы хотите систематизировать, используя обычную процедуру (то есть ведите себя, как обычно). Документируйте процесс, записав все из следующих действий:

  • Какие шаги вы предпринимаете?
  • Какие инструменты вы используете?
  • Где «узкие» места (где теряется время, постоянно происходят проволочки, что-то идет не так)?
  • Что вас разочаровывает?
  • Сколько времени требуется для завершения этой деятельности?
  • Сколько это стоит?
  • Какие результаты вы получаете?

После этого просмотрите полученный документ и изучите его.

Спланируйте новый процесс

Система, как мы указали ранее - это процесс, который вы создаете для оптимизации задач и повышения эффективности. Взгляните на свой документ и деятельность, которую хотите оптимизировать, и задайте себе следующие вопросы:

  • Какого результата вы хотите достичь, занимаясь этой деятельностью? Какой цели вы пытаетесь достичь? Каков идеальный результат?
  • Все ли шаги, которые вы предпринимаете, являются необходимыми? Можно ли некоторые из них устранить?
  • Вы выполняете шаги в наиболее эффективной последовательности? Получились бы иные результаты, если бы вы изменили порядок шагов?
  • Как это все можно сделать быстрее?
  • Можете ли вы создать чек-лист, диаграмму, ментальную карту или сценарий для этой деятельности?
  • Можно ли автоматизировать некоторые шаги или весь процесс? Есть ли программа, которую можно для этого использовать?
  • Можно ли делегировать некоторые шаги или весь процесс?
  • Нужно ли обновить инструменты, которыми вы пользуетесь?

Теперь запишите свою новую систему, подробно перечислив каждый шаг.

Выполняйте план

Когда у вас будет план, его тут же нужно приводить в действие. Возможно, вам предварительно понадобится помощь других людей, нужно будет приобрести программное обеспечение или обновить инструменты.

Настало время запустить процесс и протестировать его работу. Проведите его и обратите внимание на полученные результаты. Задайте себе следующие вопросы:

  • Получили ли вы желаемые результаты?
  • Что работает?
  • Что не работает?
  • Сколько времени вы сэкономили?
  • Сколько все это стоит? Учитывая результаты, эффективна ли система?
  • Вы достигаете своей цели самым простым способом?
  • Есть ли пробелы в процессе?
  • Можно ли еще оптимизировать процесс?

Внесите необходимые корректировки и изменения. Обновляйте свою систему, пока не получите желаемые результаты.

Непрерывно совершенствуйте систему

Следить за своей системой стоит постоянно, потому что в мире, который быстро меняется, она может так же быстро устаревать. Всегда спрашивайте себе, нужны ли улучшения.

  • Система работает так, как должна?
  • Можете ли вы снизить стоимость системы?
  • Можете ли вы сделать систему еще более эффективной?
  • Можете ли вы упростить систему, чтобы получать лучшие результаты?

Настройка системы всегда требует инвестиций времени. Но изначально потратив его больше, чем тратите привычно, вы в конечном итоге значительно его сэкономите. И минимизируете влияние операционного стресса.

Желаем вам удачи!




Top