Аргументы за и против жестоких компьютерных игр. Мнение психолога Натальи Никитиной. Играйте в правильные игры и играйте правильно

Актуальность.

Нам и нашим одноклассникам нравится играть в компьютерные игры. Но дома от мам, в школе на переменах от Елены Александровны мы слышим: «Не сиди долго у компьютера, не играйте в телефоны и игровые приставки, это вредно!». Нам стало интересно, правда ли компьютерные игры так вредны?

Мы считаем, что выбранная нами тема важна, так как большинство моих одноклассников проводит много времени за компьютерной игрой.

Мы выдвинули две гипотезы :

играть в компьютерные игры - вредно,

играть в компьютерные игры - полезно.

Цель нашего исследования - выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на младших школьников.

Объектом исследования являются компьютерные игры.

Предметом исследования — влияние компьютерных игр на младших школьников.

Задачи нашего исследования:

Выяснить, в какие игры играют наши одноклассники, как много времени проводят за игрой.

Выяснить, чем полезны и вредны для детей компьютерные игры.

Узнать, какие правила нужно соблюдать при игре на компьютере.

Выяснить, как выбирать игры с пользой для себя.

Методы исследования:

сбор информации,

анкетирование одноклассников и их родителей,

акция-эксперимент «Один день без компьютерной игры»,

консультация у специалистов: школьного медицинского работника, учителя информатики,

анализ результатов.

Практическая часть

Сбор информации

Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы воспользовались возможностями сети Интернет, нашли нужную информацию и проанализировали ее.

Мы узнали, что игра—вид деятельности, направленный не на получение результата, а на удовольствие от самого процесса игры.

Игры могут быть: подвижные, настольные, спортивные, компьютерные и др.

Мы выяснили, что компьютерные игры могут нести и вред, и пользу.

Компьютерные игры полезны тем, что они:

Развивают быстроту реакции и внимание

Логические игры развивают мозг и память

Развивают желание создавать, учат нестандартному подходу, воображению

Можно научиться работать в разных программах

Можно весело провести свободное время.

Так же мы узнали, что компьютерные игры не только полезны, но и приносят вред . Если играть в жестокие игры, то они приводят к насилию и агрессии. Если подолгу засиживаться за компьютером, то ухудшится зрение, снижается желание общаться, могут появиться болезни суставов и позвоночника, компьютерные игры также вызывают привыкание, снижение успеваемости в школе.

А так же мы узнали, какие правила необходимо соблюдать детям при игре на компьютере:

Выбирать игры в соответствии с возрастом.

К сожалению, в России нет своей устоявшейся системы возрастного категорирования и маркировки компьютерных игр, поэтому ниже мы приведем обозначения, которые используются для маркировки компьютерных игр зарубежных производителей (см слайд).

Принимать правильную позу при игре: не наклоняться близко к монитору, не горбиться.

Учитывать время игры: не более часа в день, каждые 15 минут делать перерыв.

Делать зарядку для глаз и гимнастику для опорно-двигательного аппарата.

Выбирать развивающие компьютерные игры.

Анкетирование одноклассников и их родителей.

Мы и наши одноклассники с интересом ответили на вопросы анкеты. В анкетировании приняли участие 25 учеников 2 к-2 класса и 21 родитель.

Целью анкетирования было выяснить, в какие игры любят играть ученики 2 к-2 класса, и как много времени ребята проводят за игрой.

Представляем вашему вниманию некоторые результаты (см диагр).

Результаты проведенного исследования показали, что:

На вопрос «Любишь ли играть в компьютерные игры?» 22 ученика ответили ДА, 1 затруднился ответить, 2 ответили НЕТ.

На вопрос «Как часто/долго играешь в компьютерные игры?»:

36 % ответили «все свободное время»

16 % -- несколько часов в день

12 %-- 1час в день

12 %--несколько раз в неделю

24% -- редко или только в выходные.

Мы тщательно обработали и проанализировали все игры, которые указали наши одноклассники в анкете на вопрос «Какие игры нравятся?», и пришли к интересным выводам.

Мы разделили перечисленные игры на 3 категории:

игры, не подходящие для младших школьников по возрастному ограничению,

игры безвредные, но и не полезные,

развивающие, обучающие, интеллектуальные игры.

Во 2-- 15 игр.

В 3-- 7 игр (см диагр)

Как мы видим, наши одноклассники часто не умеют выбирать полезные развивающие игры.

При анализе анкет родителей мы получили следующие результаты:

100 % родителей считают, что их ребенок любит играть в компьютерные игры.

При перечислении игр, в которые играет ребенок, родителями были указаны лишь 2 игры, не соответствующие возрасту (напомним, что ребята указали 7 подобных игр). Мы пришли к выводу, что родители часто не знают, в какие игры играет их ребенок.

67 % родителей считают, что компьютерные игры приносят вред. Среди комментариев чаще всего попадались следующие: «портят зрение», «после игр у ребенка появляется агрессия», «мало проводит времени на улице», «страдает учеба».

33 % родителей считают, что компьютерные игры приносят пользу:

Ребенок приобретает навык работы с ПК,

Развивается логика, внимание, реакция.

Акция-эксперимент «Один день без компьютерной игры»

Обработав результаты анкетирования, мы решили в классе провести акцию-эксперимент «Один день без компьютерной игры». В акции приняли участие 25 учеников 2 к-2 класса.

У нас получились следующие результаты (см диагр)

Те ребята, которые смогли выдержать эксперимент (11 уч), отмечают, что они заменили компьютерные игры другими занятиями: прогулками на свежем воздухе, настольными играми, чтением, общением с близкими, помощью по дому, походом в гости. Ребята отметили, как много они успели в этот день.

Вторая часть ребят (4 уч.) призналась, что долго боролись с искушением, «ходили вокруг компьютера кругами», «брали в руки телефон подержать». В итоге сели играть. Ребята не смогли найти интересную замену компьютерным играм.

Третья группа наших одноклассников (10 уч.) даже не пыталась бороться с игровой зависимостью. Они отметили, что это «слишком сложно».

Таким образом, мы увидели, что часть наших одноклассников попала в игровую зависимость.

Консультация у специалистов

Мы проконсультировались по этому вопросу у школьного медика. Светлана Николаевна ответила, что компьютерные игры больше несут вреда:

Снижение остроты зрения,

Перегрузка суставов кистей рук,

Влияние на неокрепшую психику,

Ребята мало времени проводят на улице.

Так же Светлана Николаевна посоветовала соблюдать гигиену при работе на компьютере:

Отдыхать каждые 15 минут.

Делать зарядку для глаз.

Делать гимнастику для всего организма.

Проветривать помещение.

Делать самомассаж шеи для улучшения кровообращения головы.

Не сидеть за компьютером больше 1 часа в день.

Не играть перед сном.

С интересующим нас вопросом мы обратились к учителю информатики Ольге Васильевне. Она считает, что компьютерные игры приносят вред, особенно она выделила такую проблему как «игровая зависимость».

Таким образом, мы видим, что специалисты отмечают в основном вред от компьютерных игр.

Анализ результатов

Наши гипотезы подтвердились не полностью. Нельзя сказать, что компьютерные игры приносят только вред или только пользу. Влияние компьютерных игр на детей неоднозначно. Кто-то развивает логическое мышление, память, а кто-то забывает в игре про окружающий реальный мир.

Проанализировав все собранные данные, мы пришли к следующим выводам:

В современной жизни есть место компьютерным играм.

Должен присутствовать разумный контроль со стороны взрослых.

Игры должны соответствовать возрасту.

Выбирать игры развивающие, логические, обучающие, интеллектуальные.

Не забывать, что в жизни есть интересные увлекательные занятия: хобби, чтение, прогулки, общение, творчество, спорт.

Заключение

Мы думаем, что наша работа была полезной для нашего класса. На самом ближайшем классном часе мы обязательно поделимся с нашими одноклассниками нашими наработками. Мы теперь внимательно будем выбираем игры, обращать внимание на возрастные ограничения, на жанр игры.

Использование компьютерных игр позволяет: гораздо легче и быстрее развивать память, внимание, воображение, умение находить закономерности. В то же время мы узнали и о вредном воздействии таких игр. Последние исследования ученых показали, что не сам компьютер негативно воздействует на организм человека, а неправильное его расположение, несоблюдение временных ограничений, ограничений по возрасту.

Необходимо говорить с ребятами о пользе здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом. При соблюдении всех этих условий компьютер превратится в друга и верного помощника.

Спасибо за внимание!

Источники

Как уберечь зрение при работе за компьютером: http :// constructorus . ru / zdorovie / kak - uberech - zrenie - pri - rabote - za - kompyuterom . html

Комплекс упражнения для людей, которые много сидят за компьютером: http :// otvetkak . ru / health - beauty / kompleks - uprazhnenij - dlya - lyudej - kotorye - mnogo - sidyat - za - kompyuterom . html

Гимнастика при работе с компьютером: http :// stolikus . ru / articles / computer - gymnastics . aspx

Статья «В чём вред, а в чём польза от компьютерных игр?»: http :// shkolazhizni . ru / archive /0/ n -7264

Семь мифов видеоигр: http :// www . vitaminov . net / rus -9234-0-0-2958. html %7 C

Детские компьютерные игры под контролем родителей. Возрастные категории компьютерных игр: http :// www . cybermama . ru / overview _ pc _ games . php

Возрастные ограничения по играм: http ://4 mmog . ru / articl _ vozrastnie _ ogranicheniya . htm

Игры Развивающие: http :// multoigri . ru / igri - razvivaushie

Игры Развивающие для детей: http :// playshake . ru / igri - razvivaushie - dlya - detei

Обучающие, развивающие компьютерные игры: http :// detskieradosti . ru / load /25

Приложения

Приложение 1.

Анкета для ребят «Компьютерные игры и Я»

Есть ли у тебя:

компьютер (или ноутбук)

планшет

игровая приставка

телефон с компьютерными играми

Любишь играть в компьютерные игры? да нет

Как часто /долго играешь:

все свободное время

около 1 часа в день

несколько часов в день

несколько раз в неделю

редко

Какие игры нравятся: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за ваши ответы.

Приложение 2.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители, просим вас принять участие в анкетировании «Компьютерные игры-ЗА и ПРОТИВ».

1. Играет ли ваш ребенок в компьютерные игры? да нет

2. Как часто/долго играет?________________________________________________

3. На каких устройствах играет ваш ребенок?

компьютер (ноутбук)

 планшет

игровая приставка

 телефон

несколько устройств

4. Какие игры предпочитает ваш ребенок? __________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как вы считаете, компьютерные игры приносят вред или пользу вашему ребенку (объясните свой ответ)? __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за участие в анкетировании.

Приложение 3.

Памятка при работе с компьютером.

1. Проводить за компьютером не больше одного часа в день.

2. Делать перерывы и гимнастику для глаз.

3. Упражнения для глаз: 10 секунд смотрите на свой палец. 10 секунд на дерево за окном. Повторить 2-3 раза. Закройте глаза и покрутите головой вправо-влево, вверх-вниз, к плечам. Крепко зажмурьтесь на 10 секунд, широко раскройте глаза на 10 секунд. Повторите 2-3 раза.

4. Обязательно занимайтесь каким-нибудь активным видом спорта.

Приложение 4.

Гимнастика при работе на компьютере для всего тела

Приложение 5.

Зарядка для глаз при работе на компьютере

Дабы разобраться в целесообразности покупки ноутбука, мы решили явно обозначить мотивы, толкающие на покупку его или, наоборот, противодействующие ей. Десять аргументов, убеждающих в том, что ноутбук вам жизненно необходим, и десять аргументов, говорящих о том, что эта «умная штуковина» вам совсем не нужна. Какие окажутся более действенными, – решать вам.

Покупка ноутбука – десять аргументов за и столько же против

За… … и против

Если взглянуть на общемировую картину, то можно смело утверждать, что ноутбуки уже одержали первую победу над десктопами. На американском, японском и ряде других рынков портативные компьютеры лидируют по уровню продаж, и отрыв растет с каждым годом. Даже беглое знакомство с перспективными планами развития hi-tech компаний убеждает в том, что времена «царствования» настольных компьютеров безвозвратно уходят. Но статистика это одно, а решиться на этот шаг - совсем другое. Тем более что ноутбуки далеко не идеальные устройства, и наряду с неоспоримыми преимуществами имеют и определенные недостатки.

Ноутбук это портативный компьютер, и в этом определении уже заложен самый главный аргумент в его пользу – мобильность. Возможность работать и отдыхать, бороздить просторы всемирной паутины, проверять почту в любом месте и в любое время значит очень много. Причем независимо от масштабов перемещения (квартира, город, страна, материк…) ноутбук ничуть не утрачивает своих способностей. И не следует думать, что это свойство необходимо только бизнесменам, которым всегда нужно держать руку на «пульсе событий». Отнюдь, владелец любого настольного компьютера просто пасует перед владельцем ноутбука по причине «жесткой привязки» к рабочему месту. В данном случае рабочее место (или место отдыха) там, где находитесь вы.

Обзаведясь ноутбуком, вы наверняка захотите его сделать основным своим компьютером, и будете правы. На наш взгляд, нет ничего хуже, чем работать одновременно на нескольких компьютерах. Ведь вы работаете с одними и теми же приложениями, одинаковой информацией, и для того, чтобы продолжить работу на другом компьютере, вам необходимо перенести туда все свои последние наработки. Затраченное время, нервы никто не принимает в расчет, а ведь это наша жизнь. И ноутбук вносит в нее такое приятное свойство как информационное единство. Ну разве не прелесть – открыл ноутбук, включил его, и все на своих местах. Причем всегда.

Сэкономленные время и нервные клетки (последние, как известно, не восстанавливаются) это просто здорово, но ведь ноутбук это еще и экономия жизненного пространства. Прикиньте, сколько места занимает ваш любимый настольный компьютер? А ноутбук абсолютно не требователен к условиям работы, и покажет себя превосходно везде: за столиком в кафе или на скамейке в парке, в гостиной или на кухне. Закончили работать, сложили ноутбук, – получилась «пухленькая» папка, пристроить которую можно без особых проблем.

Рядом с мобильностью везде шествует беспроводность, и ноутбук является одним из самых эффектных ее представителей. Модуль Wi-Fi по умолчанию, встречаются Bluetooth и даже GSM/GPRS/EDGE. Вы скажете, что то же самое можно установить и в десктоп? Но зачем, ведь в стационарных условиях можно воспользоваться и кабелем. И заметьте, за беспроводными коммуникациями будущее, так что без них никак нельзя.

Впрочем, оставим главные «козыри» ноутбука до поры, до времени, а обратим внимание на его функциональность, в этом плане портативный компьютер ничуть не уступает настольному ПК. Обычно бытует противоположное мнение, но при этом не учитываются многие факторы. К примеру, в упрек ноутбукам ставится «слабость» звуковой подсистемы. А давайте подключим к компьютеру и ноутбуку одни и те же колонки. Думаем, что на слух не различите, что где. Зато вообще без колонок десктоп - полный нуль (с точки зрения звука), а ноутбук кое-что может. Да и вообще в нем есть все, что может понадобиться пользователю: оптический привод, современный видеоакселератор, все необходимые проводные интерфейсы. Если какой-то функции не хватает, то можно задействовать платы расширения, соответствующий слот найдется в любом ноутбуке. И обратите внимание, что такие понятия как «ноутбук для работы с трехмерной графикой» или «игровой ноутбук» давно уже не мифы, а воплощенные устройства.

Меньше 15 лет назад компьютер воспринимался за диковинку. Но уже сегодня мы используем этот агрегат ежедневно. Компьютерные программы позволяют обрабатывать музыку, видео и фотографии.

В основном инициаторами приобретения домашнего ПК являются школьники. Поэтому родителям подростков нужно четко разбираться в плюсах и минусах приобретения компьютера.

Аргументы «за»

На данный момент технологии стремительно развиваются, поэтому овладение компьютерной грамотой в подростковом возрасте будет очень полезным. Уже в школьный период дети имеют возможность научиться работать с большим количеством данных. Ученые доказали, что компьютер в жизни школьника вещь достаточно полезная.

Например, интеллектуальные игры или игры-стратегии способствуют умственному развитию ребенка. Также благодаря компьютерным технологиям, в том числе и Интернету, стираются границы между обучением в крупных городах и провинциальных, ведь с любого уголка мира можно иметь доступ к современным обучающим программам и различной информации.

Существует множество специальных разработок для дошкольников, школьников и даже взрослых. Было замечено, что дети, изучающие навыки чтения, счета и чтения географических карт при помощи компьютера, намного быстрее усваивают информацию, потому что процесс их увлекает. Если предыдущее поколение получало знания из бумажных источников, то нынешние школьники привыкли усваивать новые умения через видеоряд. В чём же плюсы обучающих компьютерных программ?

Обучающие игры создают на экране фантастический в мир, в котором оживают герои сказок, мультфильмов, а также буквы, цифры и окружающие предметы. Такие игры создают обстановку, помогающую школьнику представить не конкретную ситуацию или единичное понятие, а получить обобщенное представление о подобных ситуациях либо же предметах. То есть в момент занятий за компьютером у ребенка развиваются такие важные мыслительные операции, как классификация и обобщение.

Но благоприятно влияют на умственные процессы школьника не только обучающие программы, но и обычные компьютерные игры. Воспитатели отметили, что благодаря такому времяпрепровождению у детей улучшается внимание и память. Психологи объясняют это тем, что дети непроизвольно запоминают только эмоциональные и яркие моменты. Компьютерные программы за счет яркой подачи учебного материала способствуют ускоренному и долговременному запоминанию информации.

Кроме этого игры на компьютере положительно влияют не только на интеллект, но и на формирование моторной координации. Многие родители сталкивались с проблемой усадить ребенка за какое-либо занятие. Но за компьютером школьники всегда занимаются с удовольствием, ведь он, как любая новая игрушка, привлекает внимание детей.

Аргументы «против»

Конечно, все родители беспокоятся за пагубное влияние компьютера на здоровье школьника. И это волнение не безосновательно.

Вероятность испортить зрение – один из самых главных страхов заботливых родителей. Во время глобальной компьютеризации все офтальмологи были против компьютеров, а со временем придумали специальный диагноз «компьютерный зрительный синдром».

Такой недуг рано или поздно проявляется как у маленьких, так и у взрослых пользователей компьютера. Это выражается в покраснении глаз, усталости глаз, чувства тяжести на веках, ощущении пелены, слезотечении и даже в раздвоении изображения.

· Неудобная поза

Работая за компьютером, школьник длительное время не отрывает взгляд от экрана и постоянно держит руки на клавиатуре и мыши. В результате долгого неподвижного сидения могут возникнуть боли в суставах кистей рук, спине, мышцах шеи, головные боли. А при неправильном положении тела может развиться сколиоз или остеохондроз.

Эту проблему называют самой важной. Психологи заметили, что «компьютерное поколение» отличается безответственностью, эмоциональной незрелостью и рассеянностью. При неконтролируемом сидении за компьютером можно не научиться контактировать с другими людьми, обрести комплексы и не обрести понятия о привычных ценностях. Кроме этого уменьшается способность фантазировать и самостоятельно принимать решения. Однако такие проявления не страшны при работе на компьютере по несколько часов в день.

· Игромания

Таким термином называют психологическую зависимость от компьютерных игр. Игроманы обычно испытывают состояние тревоги, раздражительны и агрессивны, особенно когда им не дают заняться любимым делом, то есть игрой. Одерживая победу в виртуальном мире, они испытывают эйфорию и стремятся за новой «дозой» эмоций. Зачастую игроки проводят за компьютером больше 10 часов в день, теряют интерес к реальной жизни. Подростки, уходящие в виртуальный мир, вымещают там свою агрессию или забывают о комплексах.

Кто подвержен игромании? Подростки или дети, страдающие низкой самооценкой, желающие самоутвердиться или же выиграть деньги. Ещё один важный фактор – внушаемость. Чтобы избежать такой зависимости, стоит воспитывать в ребенке самостоятельность, лидерские качества, поощрять его инициативы. О компьютерной зависимости ребенка можно узнать по следующим проявлениям.

Он проводит за компьютером 6-10 часов в день. У него много виртуальных друзей, но практически нет реальных.

Запрет на работу за компьютером вызывает агрессию.

Ребенок пропускает школу, чтобы поиграть за компьютером, теряет интерес к обучению.

В процессе игры начинает разговаривать с персонажами, как с реальными людьми, становится более агрессивным.

Из-за интернета или компьютерной игры забывает о приеме пищи или личной гигиене.

С трудом просыпается по утрам, при этом имея подавленное состояние. Настроение повышается при работе за компьютером.

Как избежать пагубных последствий?

Описанные выше проблемы, это не данность, а возможное развитие ситуации. Специалисты рекомендуют оградить детей 3-5 лет от знакомства с компьютером. С 5 до 7 лет можно давать ребенку поиграть не более 20 минут в день, поскольку неокрепшая психика в таком возрасте не позволяет дитю отличать виртуальность от реальной жизни.

Школьнику в возрасте от семи до двенадцати лет уже можно проводить за компьютером пару часов, но не в ночное время. Период после 12 лет менее опасный для развития. В таком возрасте человек способен различать реальный и виртуальный мир, однако стоит обращать внимание на индивидуальное развитие ребенка. Даже в этот период не рекомендуется разрешать играть за компьютером перед сном и ночью.

Компьютер для школьника должен быть помощником в учебе. Например, используя интернет, можно готовить рефераты, а ученики младших классов могут подготавливать небольшие доклады. Также стоит следить за играми, которыми увлекается ребенок. В идеале, на компьютере должны быть установлены развивающие или «добрые» игры.

Программы с агрессивным содержанием лучше ограничить. Кроме этого школьника желательно увлечь другими развлечениями: кружки и секции любой направленности, космос, театр или динозавры. Это может быть всё, что угодно, лишь бы ребенок получал радость не только от «общения» с этой умной машиной. Также негативное влияние компьютера можно значительно уменьшить, следуя простым правилам:

Обзавестись хорошим монитором, это позволит снизить утомляемость глаз. Расстояние от дисплея до глаз должно быть 45-60 сантиметров. Источник естественного света должен находиться слева. Для взрослого человека допустимо 2 часа беспрерывной работы, для ребенка – полчаса. Затем следует отвлечься хотя бы на 15 минут. Чтобы сохранить зрение, следует ограничивать время игр и сидения в интернете.

Специальный компьютерный стул без подлокотников и на газпатроне позволит избежать неудобной позы и боли в суставах. Важно соблюдать правильную позу. При сидении за компьютером ноги должны прочно опираться на пол, а спина сохранять ровное положение. Положение головы тоже должно быть ровным, а не выпяченным вперед. Если нет возможности приобрести специальное кресло, стоит подобрать максимально удобный стул. Он должен быть с твердым сиденьем и удобной высоты. Также рекомендуется приобрести компьютерный стол, оснащенный выдвижной доской для клавиатуры.

· Чтобы не допустить психического перенапряжения, необходимо ограничить время игр-стрелялок и пребывание в интернете. Нужно регулярно отвлекаться от монитора и проветривать помещение.

· При правильно оборудованном рабочем месте время провождения за компьютером можно увеличить. Соответственно, при плохой организации желательно удержаться от длительного контакта.

Также рекомендуется следить за увлечениями ребенка: какие игры предпочитает, какие сайты посещает. Для удобства и спокойствия родителей на компьютерах существует функция «Родительский контроль», позволяющая ограничивать время пребывания за экраном и блокировать опасные сайты.

Основной вопрос – ограничить своего ребенка от использования компьютера или нет? Вопрос достаточно сложный, но решаемый. Компьютер, как и любой бытовой предмет, может нести не только пользу, но и вред. Но так можно описать любой предмет обихода и любую игрушку. Во всем нужно соблюдать меру и пользоваться незамысловатыми, но действенными рекомендациями.

Компьютер стал заменой видеоприставке, пишущей машинке, музыкальному центру и даже телевизору. Но основное достоинство – он стал средством связи и позволяет общаться людям с разных уголков планеты.

Компьютер детям не игрушка.

А учебник и тренажер - примерно так можно продолжить написанную в заголовке фразу. В самом деле – не собираетесь же вы, уважаемые мамы и папы, китайской стеной отгородить свое чадо от достижений современной цивилизации, к коим относится и компьютер. Только использовать это достижение надо исключительно в педагогических целях, то есть с умом и под строгим родительским контролем. Иначе компьютер ребенку будет во вред.

Речь, кстати, идет и о компьютерных играх . Ребенок познает окружающий его мир в игре. Потому нет ничего удивительного и страшного в том, что его так и тянет поиграть на компьютере. Задача родителей – использовать эту тягу во благо интеллектуальному развитию своего чада и не при этом не нанести непоправимый вред его здоровью и психике. Так давайте же взвесим все «за» и «против».

Аргументы против компьютерных игр просты . Во-первых , они отнимают драгоценное время, которое лучше провести с книжкой в руках или на свежем воздухе. Во-вторых, разные стрелялки и пугалки развивают агрессивность. Увлекшийся ими подросток часто проявляет немотивированную жестокость, перестает различать грань добра и зла, ну, а уж о психологической зависимости от компьютера, когда за ним проводят день и ночь – сутки прочь – писано-переписано, а число таких зависимых не уменьшается. В-третьих, сидение за компьютером прибавляет работы офтальмологам. И не только им – о вреде компьютерных бдений твердят педиатры, психиатры и невропатологи.

Аргументы за . Вред получается, если не соблюдать меру. Если же работать за компьютером по правилам, польза будет громадная. Компьютерные «игрушки» развивают логику, находчивость, нестандартное мышление. Благодаря компьютеру ребенок открывает в себе новые качества, учится творчески мыслить. Компьютер сейчас все активнее используется для подготовки ребенка к школе. Он развивает способность к анализу, внимание, зрительную память, с его помощью можно научить ребенка читать и писать, рисовать, считать и т.д.

Компьютерные игры и программы устроены так, что ребенок поневоле вынужден корректировать свои действия в зависимости от ситуации . Благодаря компьютерным играм ребенок получает обобщенное представление о похожих ситуациях или предметах. Таким образом, он учится обобщать и классифицировать, начинает мыслить без опоры на внешние предметы. А это уже умение читать «про себя» и считать в уме. Достижения же детей в компьютерных играх тут же оцениваются сверстниками, что повышает самооценку и прибавляет уверенности.

И, наконец, упражняясь с клавиатурой и мышкой, ребенок развивают мелкую моторику и координирует деятельность глаз и рук. Одновременно развивается усидчивость. На компьютере малыш занимается с удовольствием, ведь компьютерные игры ни один ребенок не будет воспринимать как занятие.

Но, как мы уже сказали, здесь важно не переборщить . Прислушайтесь к советам врачей, и вы сразу поймете, как играть на компьютере. 5-6-летний малыш может провести за компьютером не более 10-15 минут. После чего надо отдохнуть. Если у ребенка проблемы со зрением, работать на компьютере он должен только в очках. Позаботьтесь о хорошем освещении рабочего места. Свет не должен падать на экран и светить прямо в глаза. Расстояние от детских глаз до монитора должно составлять не менее 50-70 см.

Кисти рук должны быть на уровне локтей, а запястья – на краю стола (на опорной планке). Не забывайте о прогулках, занятиях спортом. Ни в коем случае не разрешайте ребенку есть и пить за компьютером. После занятий умойте ребенка прохладной водой или протрите ему лицо влажной салфеткой.

Во что играть. Игры надо выбирать с поправкой на детское восприятие. Легче всего дети воспринимают крупное цветное неподвижное изображение со звуком. С самыми маленькими можно спокойно рассматривать на компьютере фотографии и картинки в сопровождении дикторского текста. При рисовании на компьютере ребенок очень сильно напрягает зрение. А значит, напрягается и сам. То же самое можно сказать и о чтении с экрана текста. Вредны: движущееся на высокой скорости изображение и мелкие детали.

Ну, а чтобы не попасть впросак, правильно выбрать игру и не ударить перед детьми в грязь лицом , родителям не худо бы разбираться в том, какие бывают компьютерные игры и что обозначает название их жанра. Адвентурные (приключенческие) обычно оформляются как мультфильм, сидящий за компьютером может управлять действием. Возникающие проблемы решаются при помощи находок – предметов, которые находит персонаж, преодолевая разные уровни игры. Здесь важен баланс между сложностью возникающих задач и возможностями ребенка. Если задачи будут слишком простыми – игра слишком быстро закончится, ребенок не получит удовлетворения от преодоления препятствий. Если, наоборот, все слишком сложно – малыш потеряет к игре интерес.

Стратегия предполагает управление . Войсками, заводами, полезными ископаемыми – не так важно, важно, что одновременно надо что-то планировать и следить за текущей ситуацией. Цель – набрать очки или что-то завоевать. Эти достаточно сложные игры развивают усидчивость, тренируют мышление на перспективу.

Аркадные игры дробятся по уровням , наградой и целью является переход к следующему эпизоду или миссии. Здесь игрок набирает очки и бонусы (например, жизни) за нахождение секретных дверей, быстроту прохождения и т.д. В подобных играх тренируется глазомер, внимание, скорость реакции. Но дошкольникам их можно порекомендовать только в том случае, если родители будут следить за временем. Ролевые игры предполагают множество персонажей, у каждого из которых – своя роль. Совместными усилиями герои должны отыскать клад, сокровище или узнать заклинание. А по пути к цели надо одолеть вредителей и преодолеть массу препятствий. Ребенок должен научиться правильно использовать персонажей.

3D-Action – это затюканные и заигранные всеми вопилки-стрелялки-убивалки . Спецэффекты, трехмерная графика создают эффект присутствия, что в принципе для неокрепшей детской психики опасно. Ничего нового ребенок из них не узнает, разве что разовьет моторику рук. Но, честное слово, развивать моторику можно и менее затратными для психики и здоровья методами. В общем, пользы от них немного, зато вред очевиден. В том числе и с точки зрения морали.

Логические игры – это головоломки . Главное, чтобы они были доступны для ребенка. Здесь вам и задачки на перестановку фигур, и составление рисунка, и решение каких-то несложных головоломок по типу «найди лишнего». С их помощью и обучают детей счету, чтению, письму и другим премудростям. А заодно и тренируют логическое мышление, память, моторику и прочие качества, необходимые в этой жизни.

Симуляторы обычно поясняют , что же такое они симулируют, или имитируют. Это могут быть имитаторы парусных или современных кораблей, машин, космических кораблей, самолетов, вертолетов, да чего пожелаете. Желание ребенка самому посидеть за рулем и поуправлять сложным механизмом компании-производители научились учитывать на «отлично». Что хорошо, ответные реакции получаются практически такими же, как и в реальности. Соблюдаются даже мельчайшие детали. И ребенок мало-помалу начинает понимать: резко крутанул руль – машина завертелась на месте, если хочешь повернуть вправо, то туда же и руль крути, но не забудь вовремя его вернуть в прежнее положение. Быстрота реакции – вот что такие игры воспитывают. Неплохо, правда?

Выводы? Простые . Жанр игры надо выбирать в соответствии с темпераментом и возможностями ребенка. Кому-то подходят спокойные игры, кому-то – динамические. Делайте упор на исследовательское содержание, развивающую составляющую. В ходе игры малыш должен проявлять инициативу, пытаться разрешить возникающие проблемы, анализировать ситуацию, делать выводы. Строго следите за временем. Регламент прежде всего! И учтите: чем активней и напряженней ритм игры, тем меньше времени она должна длиться. Но нельзя прерывать игру до того, как ребенок завершит эпизод. Пословицу «кончил дело – гуляй смело» еще никто не отменял. Кроме того, ребенок должен встать из-за компьютера с сознанием успешно выполненного задания.

Ненавязчиво, но упорно доводите до сведения и сознания малыша: компьютер – это хорошо, но не в ущерб другим занятиям: сну, еде, прогулкам, спорту , чтению книг и т.д. Чем тверже это будет усвоено, тем спокойнее вы будете, когда ребенок вырастет и взрослые уже не смогут его контролировать от и до. И – самое главное: компьютер и общение с его помощью играют только вспомогательную роль. Реальный мир куда сложнее виртуальной реальности. Поэтому не забывайте знакомить малыша с реальным миром, пусть малыш активно общается со сверстниками, а компьютер будет лишь одним из его увлечений.

Классный час: "Компьютер в жизни школьника: «за» и «против»"

Цели:

1. Познакомить с историей появления компьютеров.

2. Обсудить с ребятами пользу от использования компьютеров в жизни людей и вред, наносимый здоровью.

3. Познакомить с приёмами, восстанавливающими организм после работы с компьютером.

4. Развитие мышления, памяти, внимания.

Оборудование:

1. Компьютер.

2. Презентация.

3. Памятки для детей "Берегите зрение", "Гимнастика для глаз", подготовленные с помощью компьютера.

Структура урока здоровья:

1. Организационный момент.

2. История происхождения компьютера.

3. "Дискуссионные качели".

6. Оборудование рабочего места.

7. Знакомство с «золотыми правилами» работы с компьютером.

8. Выводы.

Используемая литература:

1. Жуйков Е. А. , Леонова Л. Н. «Школьник за компьютером» Москва 2007 г;

2. ;

3. ;

5. .

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Учитель: Компьютер прочно вошёл в жизнь современных людей. Но многие учёные "трубят" о его вреде, наносимом здоровью. Сегодня на уроке здоровья мы должны решить для себя: компьютер – это наш друг или враг?

2. "История происхождения компьютера".

Во время рассказа учитель демонстрирует слайды.

Слайд 2: С момента появления на Земле человек ещё был вынужден постоянно считать. Житель каменного века обходился простейшими вычислениями. Как разделить убитого мамонта? Сколько кореньев запасти на зиму? Неужели у первобытного человека был персональный компьютер? Да, у каждого из нас он всегда под рукой! Это десять пальцев. А когда их не хватает, то и пальцы ног. Считать на пальцах просто и удобно. Только результаты вычислений хранить трудно. И тогда появились чёрточки на стенах пещер, зарубки на древках копий, узелки на верёвочках, камешки, косточки.

Слайд 3: Первым счётным прибором древности стал абак, в переводе "пыль" или "мелкий песок".

На специальной доске раскладывали в определённом порядке камешки и, чтобы они не скатывались, посыпали доску песком. Знаменитый древнегреческий математик Пифагор считал счёт на абаке обязательным для математиков.

Слайд 4: Постепенно "вычислительные машины" усовершенствовались.

Косточки для счёта нанизали на нити. Получившиеся "бусы" натянули на рамку. Получились счёты. Только на современных счётах, которыми иногда пользуются и сейчас, металлические спицы.

Слайд 5: В 17 веке замечательный французский учёный Паскаль изобрёл первую счётную машинку, которая называлась арифмометр. Она выполняла любые арифметические действия. Один из экземпляров этой машины был подарен русскому царю Петру Первому великим математиком Лейбницем. Умножение в ней осуществлялось многократным сложением, деление – многократным вычитанием. Это было великое изобретение для своего времени. Главный недостаток арифмометра – передвигать колёсики, устанавливать цифры, запоминать промежуточные результаты – всё это должен был делать человек.

Слайд 6: В 20 веке механический арифмометр уже не поспевал. Где выход? Электрическая энергия – вот что помогло создать совершенно новые вычислительные машины. Так пришло время ЭВМ. Слово "компьютер" произошло от латинского слова, означающего "считать, вычислять". Они считали в 1000 раз быстрее механических счётных машин.

Слайд 7: Но какими огромными были ЭВМ! Комнаты, в которых они размещались, напоминали гигантские залы, сплошь заставленные белыми шкафами. Несколько десятков тысяч электронных ламп обрабатывали огромное количество цифр. Но на смену лампам пришли транзисторы, и компьютеры стали размером с комнату. А нынешние персональные компьютеры с микросхемами легко расположить на письменном столе и даже в кармане брюк. Первые персональные компьютеры появились в 1976 году в США.

Учитель: Несомненно, компьютер значительно облегчил жизнь людей. Вот и сейчас во время

рассказа ребят мы пользовались компьютером. Было очень удобно и зрелищно. Но

послушайте ребят, которые просто заболели благодаря компьютеру.

3. "Дискуссионные качели".

Класс делится на две команды. Капитанам команд выдаются карточки со словами: "за" или "против".

Участники команд становятся друг против друга, перекидывают большой надувной мяч, изображая "качели" и называют слова "за" и "против". Два подготовленных ученика вписывают в таблицу на компьютере, а результаты демонстрируются на экране.

Аргументы "За" использование компьютера:

Материал при подготовке к урокам

Полезная информация

Обучающие программы

Сочинение музыки, стихов

Почта, общение по Интернету

Библиотека на дому

Медицинское обследование

Игры

Покупки, информация по Интернету

Игры в шахматы

Рисование, т.д.

"Против"

Ухудшение зрения

Искривление осанки

Избегание живого общения

Не знаком с настоящей библиотекой

Вредное излучение

Множество агрессивных игр

Ошибочная информация

Ошибки в вычислениях

Сбой машины, т.д.

Учитель: Какие выводы можно сделать по этой таблице?

Выслушивается мнение детей.

Учитель: Верно, нашу жизнь невозможно представить без компьютера.

Сегодня на уроке здоровья мы подробнее обсудим три строчки таблицы: вред зрению, искривление осанки и боязнь живого общения.

4. Знакомство с упражнениями для зрения.

Детям раздают Памятку "Гимнастика для глаз".

а) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. (Повторить 4–5 раз).

в) Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счёт 1–4, потом перенести взор вдаль на счёт 1–6. (4–5 раз)

г) В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счёт 1–6. (1–2 раза)

д) Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить 3 раза в каждую сторону.

е) Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. (3 раза)

5. Знакомство с упражнениями для осанки.

Упражнения за компьютером

а) Правую руку поднять и сцепить замком за спиной, прогнуться назад. Поменять руки.

б) Руки сцепить замком перед собой и потянуться вперёд. Затем развести руки в стороны, расслабиться.

в) Руки поднять вверх, согнуть в локтях и пальцами помассировать между лопатками.

г) Выполнить наклоны вправо и влево, положив руки на пояс.

д) Опереться спиной о спинку стула, руки сцепить снизу (за спинкой стула) и потянуть плечи назад.

е) Наклоны головы вперёд – назад, вправо – влево.

ж) Медленное вращение головой в правую и левую стороны.

6. Оборудование рабочего места.

    Мебель должна соответствовать росту ребёнка.

    Стул обязательно должен быть с твёрдой спинкой.

    Сидеть за монитором ребёнок должен на расстоянии не менее 50 – 70 см.

    Стол, на котором стоит монитор, следует поставить в хорошо освещённое место, но так, чтоб на экране не было бликов.

    Для увлажнения воздуха в комнате рекомендовано ставить аквариум.

7. «Золотые правила» при работе за компьютером.

Итак, мы сели работать за компьютер. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья. Но… даже самое современное оборудование не поможет избежать заболеваний, если использовать его неправильно.

Но есть неформальный «Свод золотых правил», который поможет предотвратить заболевания, а от работы за компьютером получить максимум удовольствия.

Сразу нужно оговориться, что эти правила не помогут, если не выполнять их в системе всем членам семьи.

Следуя простым советам инструкции правильной посадки за компьютером можно предотвратить появление и развитие нарушений здоровья.

    Правило первое: перед работой за компьютером обязательно сделай разминку. Разминка может быть общая, танцевальная, для глаз. Выучить разминки несложно, сложнее контролировать их самостоятельное применение.

    Правило второе: когда работаешь – сиди расслабленно.

    Правило третье: чаще меняй позу, делай перерыв в работе. Временные рамки работы за компьютером колеблются в зависимости от возраста ребенка. Кроме того, от долгого сидения за компьютером возникает так называемый грудной синдром.

    Правило четвертое: пальцы должны быть легкими и расслабленными. Чтобы длительная работа на компьютере не привела к появлению заболевания, достаточно следовать несложным рекомендациям по организации рабочего места и режима работы, в частности делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для рук.

    Правило пятое: заботься о зрении при работе за компьютером. Ухудшение зрения у детей нарастает от 4% в 1 классе до 25% на выходе из школы. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Рабочее место должно быть достаточно освещено. Нужен хороший монитор, правильная его настройка и использование качественных программ. Специальное питание для глаз. Гимнастика, разминки для глаз.

    Правило шестое: закончил занятие – сделай разминку.

8. Выводы.

Учитель: Урок здоровья подходит к концу. Наши "Дискуссионные качели" скоро остановятся. Какие выводы вы сделали для себя, ребята?

Дети перебрасывают мяч друг другу по кругу и произносят по одному короткому предложению:

Компьютер – необходим в современной жизни.

Нужно соблюдать осторожность при обращении с ним.

Обязательно позаботься о своём зрении.

Нужно "дружить" с компьютером, но не забывайте о своих друзьях.

Не забывайте об упражнениях для осанки при работе на компьютере, т.д.

Учитель: Верно, компьютер облегчает нашу жизнь, и, не только помогая детям в учёбе. Он оказывает неоценимую помощь в медицине, литературе, искусстве. Без него современную жизнь трудно представить. Поэтому необходимо научиться жить с ним дружно. Сегодня мы познакомились с простейшими упражнениями, помогающими сохранить и укрепить здоровье при работе на персональном компьютере.

Самоанализ воспитательного мероприятия

    Тема воспитательного мероприятия была выбрана и предложена студенткой-практиканткой и согласованна с классным руководителем в период прохождения практики с 11.02.2013. по 6.04.2013. в МОУ СОШ № 4 г. Ртищево. Именно эта тема показалась нам наиболее подходящей для учащихся 5 класса, потому как она более полно показывает место компьютера в жизни школьника. Данная тема полностью соответствует интересам и уровню развития классного коллектива, а также возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

    Цели воспитательного мероприятия сформулированы четко и лаконично. Они полностью соответствуют общей концепции, целям и задачам плана воспитательной работы школы и плана воспитательной работы классных руководителей, ввиду того, что в данной школе и в данном классе.

2.1. Реализация воспитательных целей мероприятия прошла успешно. Воспитательная ценность мероприятия несомненна. В ходе мероприятия формируются такие компоненты личностной культуры личности как: развитие личности, культура поведения, культура общения, тактичность, культура выражения мыслей и эмоций, уважение к труду, коллективизм.

2.2.Реализация развивающих целей мероприятия прошла успешно. Было обеспечено развитие мышления, внимания, памяти, восприятия учащихся, обеспечены речевая активность и развитие творческих сил и способностей личности.

2.3.Реализация образовательных целей мероприятия прошла успешно. Происходили систематизация и обобщение уже известных учащимся знаний. Ими были получены новые знания о вреде и пользе использования компьютера в повседневной жизни.

    Выбор содержания воспитательного мероприятия был вполне обоснован. Считаю, что степень новизны материала находилась на приемлемом уровне. И хотя нового материала было не совсем много, его актуальность и привлекательность для школьников несомненна. Студентка-практикантка использовала дополнительную методическую литературу при подготовке, а также использовала сеть интернет.

    В рамках подготовительного этапа деятельность организатора была эффективной и упорядоченной. В подготовке к уроку была задействована только студентка-практикантка, которой, однако, удалось в подготовительный период вызвать у учащихся интерес, понимание значимости предстоящей работы, а также сформировать к ней положительное отношение.

    Практическая реализация урока прошла успешно. Было обеспечено своевременное (запланированное) начало всех этапов данного мероприятия. Время, отведенное на его проведение было использовано максимально рационально.

    Методика проведения традиционна. Коллективная работа сочеталась с индивидуальной (хотя индивидуальной было сравнительно меньше), учащиеся проявляли активность и эмоциональность в ходе данного урока, ребята работали очень слаженно, взаимодействие между ними проходило успешно.

    Результативность данного урока находится, на мой взгляд, на высоком уровне. Поставленные цели были решены довольно успешно. Взаимоотношения учащихся и студентки-практикантки, возникшие в ходе урока можно считать доверительными.

    Думаю, что коммуникативная и организаторская грамотность студентки проявились на высоком уровне в ходе данного мероприятия. Мне удалось организовать и настроить на активную работу и открытое общение всех учащихся. Ребята активно отвечали на вопросы учителя,каждому хотелось внести личное мнение при ответе на заданные вопросы.

    В ходе урока значительных недостатков выявлено не было.




Top