Как составлять круговую диаграмму. Как построить круговую диаграмму. Как сделать сводную диаграмму

На уроке вы сможете научиться производить морфологический разбор глагола, повторите основные понятия, связанные с темой «Глагол». В школе, проводя морфологический разбор глагола, вы показываете свое знание этой темы. Умение определять грамматические признаки может быть основой для других более интересных исследований. Вы сможете изучать историю языка; анализировать, какие грамматические категории использует автор в литературном произведении; проводить сравнительный анализ языков. Инструментом этого служит морфологический разбор.

План морфологического разбора глагола

Часть речи: глагол ;

Вопрос: что делать? что сделать? что делаешь? что сделаем? что делал? и т. п.

Общее значение: действие предмета.

Морфологические признаки:

Начальная (неопределенная) форма;

Постоянные признаки : вид, переходность, возвратность, спряжение;

Непостоянные признаки : наклонение, время (в изъявительном наклонении), лицо (в повелительном наклонении, в настоящем и будущем времени), род (в условном наклонении и в прошедшем времени в единственном числе), число (во всех формах, кроме неопределенной).

Синтаксическая роль

Схема 1. Непостоянные признаки глагола

Образец: На окраине одного маленького шведского городка вы увидите запущенный сад .

Морфологический разбор глагола

Увидите - глагол;

I. (что сделаете?) увидите ;

Н.ф. - увидеть ;

II. Пост. - сов. вид, перех., невозвр., II спряж.;

Непост. - изъявит. накл., буд.вр., 2л., мн.ч.

III. Вы (что сделаете?) увидите.

Некоторые трудности в морфологическом разборе глагола

Трудность, связанная с аналитическими формами глагола (состоящими из двух слов): ехал бы; буду рисовать; пусть едет. Здесь можно условное наклонение принять за прошедшее время, а будущее сложное за инфинитив, а повелительное наклонение перепутать с настоящим временем. Особенно если в предложении частицы бы или глагол-связка быть стоят отдельно от глагола.

Например: Если бы я завтра приехал , то обязательно пришел бы на день рождения.

Я буду всегда вас помнить .

Трудность, связанная с омонимичными формами: повелительное наклонение и формы настоящего или будущего времени (Учите, учите ).

повелит. накл. изъявит. накл.

Сравните: Учите правила основательно. - Если вы учите правила основательно, то будете писать без ошибок.

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Глагол как часть речи. СРЯ ().
  2. Спряжение глаголов ().
  3. Культура письменной речи. Правописание глаголов ().
  4. Розенталь Д.Э. Словарь лингвистических терминов ().
  5. Дидактические материалы. Раздел «Глагол» ().
  6. Стилистическое использование глаголов в художественной речи ().

Домашнее задание

Задание: прочитайте текст и выполните задания.

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал , что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел ...

Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.

Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)

1. Найдите в тексте глаголы.

2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.

3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.

4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?

5. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.

6. Произведите морфологический разбор выделенных слов.

Учебник: « Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина Издательство: ООО «БАЛАСС».

Цель: научить разбирать глагол как часть речи.

Задачи:

  • Образовательные :
    • ознакомиться с алгоритмом разбора глагола как части речи и образцом записи разбора
    • повторить знания о глаголе
    • учить планировать учебную деятельность
  • Развивающие :
    • развивать устную и письменную речь
    • развивать умение работать в парах
    • развивать умение работать по алгоритму
    • развивать орфографическую зоркость
  • Воспитательные :
    • воспитывать учебную активность
    • воспитывать навыки самоконтроля и самооценки

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. В начале урока мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. На столах у вас находятся карточки с символами настроения. Выберите подходящую для вас и покажите.(показывают). Я рада, что у большинства ребят весёлое настроение.

2. Языковая разминка с элементами актуализации изученного

– Прочитайте слова: Р.КЕТА ПЛ.НЕТА КОСМ.С

– Какое задание вы можете выполнить? (Вставить пропущенные буквы, списать,подчеркнуть опасные места, поставить ударение)

Хоровое проговаривание, проверка у доски.

– Какие слова записали? (С непроверяемыми написаниями)
– Что означает слово Р.КЕТА? (Летательный аппарат, снаряд для фейерверков и сигнализации, боевой снаряд)
– Составьте предложения с данными словами. (Составляют устно)
– Запишите предложение под диктовку.

Яркая ракета осветила небо.

– Подчеркните опасные места. Проверим устно.
– Назовите имена существительные из предложения. (Ракета, небо)
– Разберём их как часть речи. (Комментируют с места)
– Найдите имена прилагательные. (Яркая) Разберём как часть речи. (Ученик работает у доски)

3. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока

– Какую часть речи ещё надо разобрать? (Глагол)
– Разберите. (Не умеем)
– Какая тема нашего урока? (Разбор глагола как части речи)

4. Совместное планирование учебной деятельности с записью плана на доске

– С чего начнём работу? (Вспомним, что такое глагол и на какие вопросы отвечает)
– Что ещё добавим? (Как определить время глагола)
– Что будем делать с глаголами? (Изменять по числам, определять род)
– А ещё познакомимся с алгоритмом разбора и образцом записи разбора глагола как части речи.

На доске план:

глагол
вопросы
время
число
род

– Тема есть. Задачи поставлены.

5. Поиск решения

Задание 1

– Прочитайте слова. Выпишите только глаголы.

Полёт лётчик летать самолёт улетает вылет летательный лётный вылетел полетит

– Докажите.
(Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать?)
– Среди этих глаголов есть особенный. Какой? (Летать)
– Почему? (Нельзя определить время и число)
– На какой вопрос отвечает? (Что делать?)

Вывод: глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? и что сделать?

– Как по-другому называется неопределённая форма глагола? (Начальная форма, инфинитив)

Задание 2

Работа с карточкой.

Поставьте глаголы в неопределённой форме, выделите суффиксы. Проверка в парах. Проверка на компьютере. Оцените себя.

Дружил –
Нёс –
Пёк –
Рисовал –

– Сделайте вывод. (Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы ть , ти , о , а , и , я , е , у и оканчиваются на чь )

Задание 3

– Если у глагола летать нельзя определить время, то у оставшихся глаголов улетает. вылетел, полетит можно.
– Назовите глагол настоящего, прошедшего, будущего времени. Докажите.
– От глаголов неопределённой формы образуйте глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

Пускать (устно)
Сигналить (письменно)

Вывод: глаголы изменяются по временам.

– На какой вопрос отвечает начальная форма глагола, когда образуются все три времени глагола? (Что делать?)

Задание 4

Определите число глаголовулетает. вылетел, полетит . (Единственное число)

– В каком числе ещё можно поставить глаголы? Поставьте устно.

Вывод: глаголы изменяются по числам.

– Что ещё можно определить у глагола? (Род)
– У всех глаголов? (Только в прошедшем времени)
– Какой вывод можно сделать? (Только глаголы прошедшего времени изменяются по родам)

Физминутка

Задание 5

Знакомство с алгоритмом разбора глагола по учебнику с 111.
– Прочитайте порядок разбора (Вслух) . Посмотрите на доску и сравните, что мы знаем о глаголе.
– Запись одинаковая?
– Сможем ли мы указать все признаки глагола как части речи? (Да)

Вывод: значит мы можем работать по алгоритму разбора глагола как части речи.

– Какую ещё осталось задачу решить? (Как правильно оформить на письме)
– Смотрим образец записи в учебнике.

6. Развитие умения – применения нового знания

На доске запись.

Н.ступила ранн.. в.сна.
Ласково светит ярк.. со.нце.
Скор. з.пахнет душ.стыми поч.ками.

– Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы. Объясните. (по 1 ученику у доски)
– Найдите глаголы. Разберите как часть речи.(один глагол с комментированием – записывает учитель, другой – работает ученик у доски, третий – самостоятельно)
– Что поможет разобрать глагол как часть речи?

Вывод: знание алгоритма помогает разобрать глагол как часть речи.

Работа с учебником. Упр.381

– Что будем выполнять в упражнении?
– Подчеркните глаголы. Выберите два любых глагола и разберите как часть речи.

Проверка на компьютере.

7. Итог урока

– Выполнили ли мы задачи, которые поставили? (Да)

Вывод: мы научились разбирать глагол как часть речи.

9. Домашнее задание: стр.115 упр.1 (устно) упр. 6.

Представление данных в наглядной форме диаграмм позволяет быстро оценить и проанализировать их. Как построить диаграмму в Excel? Пошаговая последовательность действий будет показана на основе приводимой ниже таблицы, показывающей помесячные доходы и налоги условного физического лица, и их соотношение в процентах.

Создание диаграмм

1. Прежде всего, необходимо выделить участок таблицы, на основе данных которого требуется построить диаграмму в эксель. В приводимом примере выделены все данные – доходы, налоги и проценты.

2. Перейти на вкладку «Вставка», и в разделе «Диаграммы» щёлкнуть желаемый вид.

3. Как видно, в разделе «Диаграммы» пользователю на выбор предлагаются разные виды диаграмм. Иконка рядом с названием визуально поясняет, как будет отображаться диаграмма выбранного вида. Если щёлкнуть любой из них, то в выпадающем списке пользователю предлагаются подвиды.

Иногда употребляют выражение «Диаграммы и графики», тем самым выделяя графический вид в отдельную категорию.

Если пользователю нужен первый из предлагаемых вариантов – гистограмма, то, вместо выполнения пп. 2 и 3, он может нажать сочетание клавиш Alt+F1.

4. При внимательном взгляде на подвиды можно заметить, что все относятся к одному из двух вариантов. Они отличаются сплошной (в зелёном прямоугольнике), или частичной (в оранжевом) закраской элементов диаграммы. Следующие два скриншота, соответствующие «зелёному» и «оранжевому» выбору, наглядно демонстрируют разницу.

Как видно, в первом случае отображаемые данные выстраиваются тремя (доходы, налоги, процент) столбиками. Второй вариант отображает их в виде закрашенных частей одного столбика.

В обоих случаях значение процента почти не видно. Это связано с тем, что на диаграммах отображается абсолютное его значение (т.е. не 14,3%, а 0,143). На фоне больших значений такое малое число еле видно.

Чтобы сделать диаграмму в экселе для данных одного типа, следует в рамках первого шага выделить именно их. На следующем скриншоте представлена диаграмма для значений процентов, которых практически не было видно на предыдущих.

Редактирование диаграмм

Закончив построение диаграмм, их можно изменить в любой момент. Одновременно с появившейся диаграммой автоматически возникает группа вкладок с общим названием «Работа с диаграммами», и происходит переход на первую из них – «Конструктор». Инструменты новых вкладок открывают широкие возможности редактирования диаграмм.

Вкладка «Конструктор»

Для отображения значений процентов часто применяется круговая диаграмма в эксель. Чтобы построить круговую диаграмму, сохранив прежние данные, нужно щёлкнуть первый слева инструмент линейки – «Изменить тип диаграммы», и выбрать желаемый подвид строки «Круговая».

На следующем скриншоте показан результат активации инструмента «Строка/Столбец», производящий взаимную замену данных на осях X и Y. Как видно, однотонная гистограмма предыдущего скриншота получила цвета, и стала гораздо привлекательней.

В разделе «Стили диаграмм» вкладки «Конструктор» можно менять стиль диаграмм. После открытия выпадающего списка этого раздела пользователю становится доступным выбор одного из 40 предлагаемых вариаций стилей. Без открытия этого списка доступно всего 4 стиля.

Очень ценен последний инструмент – «Переместить диаграмму». С его помощью диаграмму можно перенести на отдельный полноэкранный лист.

Как видно, лист с диаграммой добавляется к существовавшим листам.

Если пользователю предстоит работа по построению множества других диаграмм на основе созданной и отредактированной, то он может сохранить её для дальнейшего использования в качестве шаблона. Для этого достаточно выделить диаграмму, щёлкнуть инструмент «Сохранить как шаблон», ввести название и нажать «Сохранить». После этого запомненный шаблон будет доступен в папке «Шаблоны».

Вкладки «Макет» и «Формат»

Инструменты вкладок «Макет» и «Формат» в основном относятся к внешнему оформлению диаграммы.

Чтобы добавить название, следует щёлкнуть «Название диаграммы», выбрать один из двух предлагаемых вариантов размещения, ввести имя в строке формул, и нажать Enter.

При необходимости аналогично добавляются названия на оси диаграммы X и Y.

Инструмент «Легенда» управляет отображением и положением поясняющего текста. В данном случае это – названия месяцев. Их можно удалить или переместить влево, вверх или вниз.

Гораздо более употребителен инструмент «Подписи данных», позволяющий добавить на них числовые значения.

Если при построении диаграммы был выбран её объёмный вариант, то на вкладке «Макет» будет активен инструмент «Поворот объёмной фигуры». С его помощью можно менять угол наблюдения диаграммы.

Инструмент «Заливка фигуры» вкладки «Формат» позволяет залить любым цветом, рисунком, градиентом или текстурой фон диаграммы (как показано на скриншоте) или любой из её элементов (в данном случае – столбиков).

Для заливки соответствующего элемента он должен быть предварительно выделен.

Добавление новых данных

После создания диаграммы для одного ряда данных в некоторых случаях бывает необходимо добавить на диаграмму новые данные. Для этого сначала нужно будет выделить новый столбик – в данном случае «Налоги», и запомнить его в буфере обмена, нажав Ctrl+C. Затем щёлкнуть на диаграмме, и добавить в неё запомненные новые данные, нажав Ctrl+V. На диаграмме появится новый ряд данных «Налоги».

Новые возможности диаграмм в Excel 2013

Диаграммы рассматривались на примере широко распространённой версии Excel 2010. Так же можно работать и в Excel 2007. А вот версия 2013 года имеет ряд приятных нововведений, облегчающих работу с диаграммами :

  • в окне вставки вида диаграммы введён её предварительный просмотр в дополнение к маленькой иконке;
  • в окне вставки вида появился новый тип – «Комбинированная», сочетающий несколько видов;
  • в окне вставки вида появилась страница «Рекомендуемые диаграммы», которые версия 2013 г. советует, проанализировав выделенные исходные данные;
  • вместо вкладки «Макет» используются три новые кнопки – «Элементы диаграммы», «Стили диаграмм» и «Фильтры диаграммы», назначение которых ясно из названий;
  • настройка дизайна элементов диаграммы производится посредством удобной правой панели вместо диалогового окна;
  • подписи данных стало возможным оформлять в виде выносок и брать их прямо с листа;
  • при изменении исходных данных диаграмма плавно перетекает в новое состояние.

Видео: Построение диаграмм в MS Office Excel

Человеческое сознание устроено таким образом, что ему легче воспринимать визуальные объекты, в противном случае их приходится представлять. Именно этот факт обусловил широкое распространение диаграмм. Для их создания не нужно устанавливать отдельные программы, достаточно запомнить, Excel .

Процесс создания диаграммы

Прежде всего потребуется ввести исходные данные, большинство пользователей пытаются создать ее на пустом листе, что является ошибкой. Таблица должна состоять из двух столбцов, в первом необходимо расположить названия, а во втором данные.

Далее, необходимо выделить таблицу вместе с названиями столбцов и колонок, а потом перейти ко вкладке “Вставить”, выбрав там пункт “Диаграммы”. Будет предложено несколько вариантов, в меню “Круговая” доступно 4 типа: два последних применяются для сложных наборов данных, в которых одни показатели зависят от других, для простых таблиц используют первую и вторую диаграммы, отличаются они лишь наличием разрезов. После нажатия на иконку появится диаграмма.

Изменение данных и внешнего вида

Для успешной презентации материала недостаточно знать лишь как построить круговую диаграмму в Excel , часто необходимо ее редактировать по своему усмотрению. Для этого существует специальное меню, которое станет активным после клика по диаграмме. Там можно придать ей другую форму или сохранить текущие параметры в виде шаблона, если необходимо создавать много похожих.

Также здесь настраивается цвет, для этого следует выбрать нужный стиль в соответствующем меню. Для вставки надписей необходимо перейти во вкладку “Макет”, там расположено меню “Подписи”, нужно выбрать пункт “Подписи данных”, появится дополнительное окно.

Для редактирования надписей нужно кликнуть на одну из них, и выбрать пункт “Формат подписей”. В специальном окне можно настроить их цвет, фон расположение, а также содержимое, например, активировать вместо абсолютных данных относительные.


Разумеется, это не все возможные настройки, но для большинства пользователей их достаточно, чтобы построить круговую диаграмму в Excel .

Предположим, пользователь располагает данными в абсолютных величинах. Ему нужно отобразить информацию на диаграмме. Для лучшей наглядности показать необходимо относительные значения данных. Например, сколько процентов плана выполнено, сколько товара реализовано, какая часть учеников справилась с заданием, какой процент работников имеют высшее образование и т.д.

Выполнить это не так сложно. Но если не хватает навыков работы в программе Excel, могут возникнуть некоторые затруднения. Рассмотрим подробно, как сделать процентную диаграмму в Excel.

Круговая процентная диаграмма

Построим круговую диаграмму процентного распределения. Для примера возьмем официальную налоговую аналитику «Поступления по типам налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2015 год» (информация с сайта ФНС):

Выделим всю таблицу, включая наименования столбцов. На вкладке «Вставка» в группе «Диаграммы» выбираем простую круговую.

Сразу после нажатия по ярлычку выбранного типа на листе появляется диаграмма вида:

Отдельный сегмент круга – доля каждого налога в общей сумме поступлений в консолидированный бюджет в 2015 году.

Теперь покажем на диаграмме процентное соотношение видов налогов. Щелкнем по ней правой кнопкой мыши. В открывшемся диалоговом окне выберем задачу «Добавить подписи данных».

На частях круга появятся значения из второго столбца таблицы:

Еще раз жмем правой кнопкой мыши по диаграмме и выбираем пункт «Формат подписей данных»:

В открывшемся меню в подгруппе «Параметры подписи» нужно снять галочку напротив «Включить в подписи значения» и поставить ее напротив «Включить в подписи доли».

В подгруппе «Число» меняем общий формат на процентный. Убираем десятичные знаки, устанавливаем код формата «0%».

Если нужно отобразить проценты с одним знаком после запятой, в поле «Код формата» ставим «0,0%». С двумя знаками после запятой – «0,00%». И так далее.

Стандартные настройки позволяют изменить место подписей на диаграмме. Возможные варианты:

  • «В центре» - подписи отобразятся по центру сегментов;
  • «У вершины, внутри» - подписи отобразятся с внутренней стороны окружности;
  • «У вершины, снаружи» - подписи покажутся с внешней стороны круга, при выборе параметра сама диаграмма будет несколько меньше, но при наличии мелких данных читаемость улучшается;
  • «По ширине» - параметр позволяет Excel установить подписи наиболее оптимально.

Чтобы изменить направление подписей, в подгруппе «Выравнивание» можно воспользоваться инструментом «Направление текста». Здесь же устанавливается угол наклона.

Выберем горизонтальное направление подписей данных и положение «По ширине».

Круговая диаграмма с процентами готова. На диаграмме показано процентное распределение поступлений от налогообложения.



Столбчатая гистограмма

Добавим в таблицу вспомогательные столбцы: 1 – с процентами (процентный вклад каждого вида налога в общее количество); 2 – 100%.

Щелкаем по любой ячейке таблицы. Переходим на вкладку «Вставка». В группе «Диаграммы» выбираем «Нормированную гистограмму с накоплением».

Автоматически созданная диаграмма не решает поставленной задачи. Поэтому на вкладке «Конструктор» в группе «Данные» переходим к пункту «Выбрать данные».


С помощью стрелочки изменяем порядок рядов так, чтобы проценты были внизу. Ряд, показывающий абсолютные значения, удаляем. В «Категориях» убираем ячейку «Вид налога». Заголовок не должен быть подписью горизонтальной оси.

Выделяем любой столбец созданной диаграммы. Переходим на вкладку «Макет». В группе «Текущий фрагмент» нажимаем пункт «Формат выделенного фрагмента».

В открывшемся меню переходим на вкладку «Параметры ряда». Устанавливаем значение для перекрытия рядов – 100%.

В итоге проделанной работы получаем диаграмму такого вида:


Общее представление о процентном соотношении видов налога в консолидированном бюджете РФ данная диаграмма дает.




Top