Все что нужно знать о PenTile матрице в дисплеях смартфонов: плюсы и минусы. Сравнение текста и графики

Samsung хитрая компания. Все самое лучшее она оставляет себе и не идет на поводу даже у самых близких и важных партнеров. Существует такая гипотеза, что целью является не попытка добиться справедливости, которой в IT-индустрии не много, и если бы не костыль в виде патентного института, то не было бы этой справедливости вообще. Основная задача - вынуждение Samsung предоставить свои новейшие технологии. Но компания остается верной выбранной позиции и лишь самостоятельно использует свои самые технологичные изобретения, не отдавая их партнерам .

Например, в новейшем «гуглофоне» , созданном для Google корейским электронным гигантом, и являющемся прямым конкурентом , установлен далеко не самый продвинутый дисплей Samsung, который по четкости и в подметки не годится Retina. Казалось бы, не может такого быть, ведь заявленная плотность пикселей на дюйм в 4,65-дюймовом экране Super AMOLED с разрешением 1280х720 точек составляет 315 ppi (некоторые источники указывали цифру 316 ppi, но это уже не столь суть важно). Парни из FlatPanelsHD изучили данный компонент чуть ли не под микроскопом и доказали, что Google и Samsung лишь хитро играют с цифрами, плюс последняя предоставляет партнеру не самую лучшую из своих технологий.

Чем-то это напоминает громкие заявления производителей ЖК-телевизоров и компьютерных мониторов об уровне контрастности в 10000:1, 100000:1, а то и миллионы единиц к одному в их продуктах, а ведь это указывается динамический показатель, не имеющий никакого отношения к реальности. В зависимости от световой насыщенности картинки автоматически меняется яркость: больше белых и других светлых тонов на изображении - уровень яркости увеличивается, меньше - уменьшается. Все эти действия электроники заметны на глаз и далеко не самым лучшим образом влияют на изображение, все чаще его портят. В реальности же статический показатель контрастности у таких мониторов может составлять 600-800:1, в лучшем случае, при использовании IPS или VA матриц, - 1000:1.

Вернемся к герою этого материала и сравнению его дисплея с Retina в iPhone 4/4S, а также с экраном в Samsung Galaxy SII , который на данный момент является технологическим эталоном Samsung в области AMOLED. Как выяснили специалисты из FlatPanelsHD, для создания экрана в Galaxy Nexus используется технология PenTile , когда каждый пиксель матрицы состоит из двух субпикселей (красный-зеленый, синий-зеленый и ряды смещены друг относительно друга, создавая своего рода сетку из субпикселей). Samsung называет такие матрицы собственного производства Super AMOLED. В Galaxy SII используется немного другая технология с коммерческим названием Super AMOLED Plus . Каждый пиксель в этой матрице состоит из трех субпикселей (красный, синий, зеленый). Аналогичным образом строятся пиксели и в ЖК-дисплеях, включая Retina.


Матрица RGB в Galaxy SII слева и дешевая PenTile-матрица в Galaxy Nexus справа

PenTile - это удешевленная технология для создания AMOLED-матрицы, которая приводит к снижению четкости картинки. Особенно сей факт заметен на белом фоне (он не совсем белый, а как бы сероватый, в мелкую-мелкую черную точечку - данный эффект хорошо виден в первом Galaxy S) и на текстах (края смазаны, есть цветной ореол).


Обратите внимание на зеленый ореол на правой стороне цифры и на синий - на левой. Кликабельно.

Кстати, точно такая же удешевленная матрица используется и в необычном гаджете Samsung Galaxy Note (смартфон с 5,3-дюймовым Дисплеем Super AMOLED HD). Теперь давайте подсчитаем количество субпикселей в дисплеях разных устройств:

● Galaxy Note: 1280x800x2 = 2048000 субпикселей
● Galaxy S II: 800x480x3 = 1152000 субпикселей
● Galaxy Nexus: 1280x720x2 = 1843200 субпикселей
● iPhone 4/4S: 960x640x3 = 1843200 субпикселей

Если подсчитать плотность пикселей в Galaxy Nexus с учетом упрощенной структуры матрицы, то получится цифра около 200 ppi , что немногим больше, чем у Galaxy SII с его слабеньким разрешением 480х800 точек, но более качественной матрицей с RGB-структурой субпикселей. Естественно, до Retina с его 326 ppi такому экрану по четкости картинки далеко. Не будем сбрасывать со счетов глубокий, практически бесконечно черный цвет, выдаваемый AMOLED-матрицей, яркую и сочную картинку, но чтобы добиться в ней аналогичной с Retina четкости, плотность пикселов должна находиться на уровне 420 ppi . Есть еще один неприятный эффект у таких экранов - под разными углами обзора изображение становится зеленоватым или синеватым, как показано на фото ниже:


Galaxy Note: зеленоватый оттенок изображения слева, нормальный в центре, синеватый - справа. Кликабельно.

Действительно серьезный конкурент в плане четкости картинки у iPhone 4/4S появится лишь весной следующего года, когда на рынок выйдет Samsung Galaxy SIII . В нем компания планирует установить 4,65-дюймовый дисплей с разрешением 1280х720 точек, выполненный по технологии Super AMOLED Plus, то есть с RGB-структурой субпикселей в матрице.

К сожалению, я лично пока не имел удовольствия поработать с Galaxy Note или Galaxy Nexus, чтобы увидеть, насколько критично использование PenTile в экране с настолько высоким разрешением. Может быть, журналисты лишь раздули из мухи слона и в реальных условиях эксплуатации все будет хорошо. Тем не менее, по четкости картинки Retina пока остается вне конкуренции. Хотя, если судить по личному опыту использования Galaxy SII в течение нескольких месяцев, его преемник в этом вопросе сможет предложить действительно качественную альтернативу, с намного более приятной для того же веб-серфинга или просмотра видео диагональю.
[ FlatPanelsHD ]

сайт Samsung хитрая компания. Все самое лучшее она оставляет себе и не идет на поводу даже у самых близких и важных партнеров. Существует такая гипотеза, что целью судебной тяжбы Apple с корейцами является не попытка добиться справедливости, которой в IT-индустрии не много, и если бы не костыль в виде патентного института, то не было бы этой...

Статьи и Лайфхаки

Многие пользователи интересуются тем, что означает этот термин. Разберёмся в том, что такое пентайл в телефоне , а также вкратце расскажем о его достоинствах и недостатках.

Пентайл в телефоне: что это такое?

Технология PenTile подразумевает включение дополнительных триад (субпикселей) в матрицу устройства. Что такое субпиксель? Это те единицы, которые входят в состав пикселя.

К примеру, аббревиатура RGB означает Red, Green и Blue, то есть красную, зелёную и синюю триады. В технологии пентайл всё обстоит несколько иначе. Так, применительно к ней используется раскладка RGBG. Вместе с обычными триадами, как в RGB, тут используется ещё одна дополнительная Green, зелёная.

К достоинствам PenTile можно отнести более продолжительный срок работы (до того момента, пока пиксель не выйдет из строя) и превосходную яркость дисплея.

Итак, мы выяснили, что такое пентайл в телефоне и чем он хорош. Теперь несколько слов о недостатках данной технологии. Во-первых, это низкая чёткость картинки (по сравнению с RGB). К примеру, некоторые производители и вовсе отказываются применять описываемую технологию, предпочитая ей обычную раскладку. Это позволяет им добиться чёткого и контрастного изображения, в том числе и на солнце.

Во-вторых, матрица с дополнительными субпикселями не способна отобразить ровные линии, будь то вертикаль или горизонталь. К примеру, по краю шрифтов всегда можно наблюдать некоторые неровности, похожие на чешуйки, и применение разрешения Full HD не может справиться с этой проблемой. Однако отметим, что этот дефект не слишком заметен на устройствах 1280 х 720.

Разновидности пентайла в телефоне

Производитель, работающий с данной технологией, стремится постоянно её усовершенствовать, чтобы добиться оптимальной структуры матрицы. Это могло бы обеспечить лучшее качество изображения, контрастность, насыщенность цветов и т.д. При этом специалисты стремятся к тому, чтобы удешевить производство, продлить время работы и снизить потребление энергии.

Две технологии PenTile, нашедшее практическое применение в дисплеях мобильных устройств – это RGBG, упомянутый выше, и RGBW. Как уже было сказано, в матрицу RGBG добавляется ещё один субпиксель зелёного цвета. При этом чередуются крупные синие и красные субпиксели, а зелёные являются более узкими и разделяют их между собой. Такая матрица позволяет экономить 1/3 субпикселей, поскольку человеческий глаз лучше всего воспринимает именно зелёный цвет. Она используется в дисплеях AMOLED, Super AMOLED и Super AMOLED HD.

Что касается RGBW, в такую раскладку добавлен субпиксель White, то есть белого цвета. Это делает дисплей устройства более ярким и уменьшает потребление энергии. Все субпиксели примерно одинакового размера. Красный чередуется с зелёным, синим и белым. Технология нашла широкое применение в дисплеях LTPS и OLED.

На создание данной статьи меня сподвигли две вещи: многочисленные спекуляции маркетологов и профильных журналистов на тему экранов; и куча абсолютно одинаковых веток комментариев под обзорами смартфонов с абсолютно одинаковыми дискуссиями о том, какие матрицы лучше. Обычно, самая жара происходит под обзорами китайских телефонов с OLED экранами. Я устал вести борьбу с ветряными мельницами, общаясь с каждым читателем в отдельности, в этом материале я решил расставить все точки над i и развеять многочисленные мифы о современных экранах, забегая вперед скажу, что упор будет сделан на противостояние IPS и AMOLED матриц. Скорее всего большинство из вас не увидит в написанном ничего нового, сакральных знаний вы здесь не получите, как и срыва покровов. Я расскажу об очевидных вещах, о которых не хотят говорить ни блогеры ни журналисты. Гайд рассчитан на адекватных думающих людей, убежденные фанатики могут отправляться по своим делам.

Определение термина “экран”

Прежде чем перейти к сути, нужно дать определение термину экран и прояснить его функциональное назначение. Википедия говорит нам, что экран или дисплей – это электронное устройство, предназначенное для визуального отображения информации. Если попытаться дать менее лаконичное и более современное определение экрана с точки зрения функционального назначения и с упором на потребительские свойства, то получится как-то так: экран – это устройство задача которого максимально точно и подробно отображать всевозможный контент и пользовательский интерфейс операционных систем и приложений такими какими их задумали авторы . За “максимально подробно” отвечает физическое разрешение, иначе: количество наименьших элементов экрана (picture’s elements) или просто пикселей (pixels), чем выше разрешение тем лучше, в идеале оно должно быть бесконечно большим. За “максимально точно” отвечают такие параметры как: точность цветопередачи и контрастность или отношение самой светлой и самой темной точки на экране. К второстепенным параметрам, напрямую не влияющим ни на точность ни на подробность отображения информации, но влияющим на потребительские свойства экрана, относятся: максимальная яркость, искажение картинки при отклонении взгляда от перпендикулярного, коэффициент отражения, частота обновления картинки, время отклика, энергоэффективность и некоторые другие. Особняком стоит такой параметр как цветовой охватважнейший параметр для профессиональных мониторов и практически ничего не значащий для устройств предназначенных для потребления контента. Но именно цветовой охват в последние годы является предметом множества спекуляций со стороны производителей мобильных гаджетов. Давайте проясним эту мутную тему, прежде чем двигаться дальше.

Что такое цветовой охват и почему он является предметом множества спекуляций

Начать нужно с того, что любое изображение при захвате и сохранении в память фото- или видеокамеры кодируется. Искусственно созданные картинки и клипы, а также части графического пользовательского интерфейса операционных систем и приложений закодированы схожим образом изначально. В обоих случаях информация о цвете представляется с помощью цветовой модели – специального математического инструмента для описания цвета с помощью чисел или, если быть точными, координат. Самой распространенной является трехмерная RGB модель, в ней каждый цвет описан набором из трех координат отвечающих за один из цветов: красный, зеленый и синий, от отношения яркости каждой из компонент зависит отображаемый оттенок. Современные экраны способны отображать лишь часть спектра цветов и оттенков видимых человеком, цветовой охват буквально означает насколько велика эта “часть”. В силу такой ограниченности человек вынужден создавать стандарты представления цветового спектра отталкиваясь от возможностей существующих экранов. Так в 1996 году для унификации использования модели RGB в мониторах и печати, HP и Microsoft разработали стандарт sRGB , который использовал основные цвета описанные распространенным в то время на телевидении стандартом BT.709 и гамма-коррекцию рассчитанную на мониторы с электронно-лучевой трубкой. Важно понимать, что такая унификация позволяет, хоть и с некоторыми оговорками, гарантировать то, что создатель и потребитель контента на своих экранах будут видеть примерно одно и то же. Впоследствии стандарт sRGB получил широкое распространение во всех областях производства контента, в том числе в сфере создания интернет-сайтов. Конечно, существуют и другие стандарты представления цветового спектра, например Adobe RGB, цветовой охват которого намного шире , но на сегодняшний день подавляющая часть контента закодирована в соответствии с sRGB.

Что же произойдет если sRGB контент просматривать на экране с более широким цветовым охватом без адаптации? Координаты пространства sRGB будут перенесены в систему координат цветового пространства такого экрана, вследствие чего цвета будут казаться более насыщенными, чем есть на самом деле, в некоторых случаях оттенки исказятся настолько, что оранжевый цвет станет красным, салатовый зеленым, а голубой синим. И наоборот, если контент имеющий более широкий цветовой охват просматривать на экране с sRGB, перенос координат приведет к тому, что цвета будут казаться менее насыщенными, чем должны быть.


Мы все знаем, что экраны большинства современных флагманских смартфонов обладают расширенным относительно sRGB цветовым охватом, как же это сказывается на их потребительских свойствах? Если это смартфон или планшет на android, то возможны три варианта. В лучшем случае в настройках оболочки будут присутствовать предустановленные цветовые профили, среди которых есть тот, что приводит пространство к стандарту sRGB, примером могут служить MIUI или оболочка от Samsung. Но, даже в этом случае применение профилей “на лету” невозможно, и пользователю придется выбирать между расширенным цветовым охватом и правильной цветопередачей. Второй вариант, это когда в системе нет встроенных профилей, но в настройках разработчика можно активировать режим sRGB, например это можно сделать на смартфонах Google Pixel и OnePlus 3T. К сожалению, графический интерфейс операционной системы при активации режима sRGB становится блеклым, так как закодирован в соответствии с цветовым охватом их экранов. В третьем худшем варианте никаких профилей в системе пользователь не найдет и никакого выбора соответственно не получит, ему останется наслаждаться перенасыщенными цветами. А вот в персональных компьютерах на Windows и MacOS такой проблемы нет, так как обе системы не только поддерживают цветовые профили , но и могут “на лету” преобразовывать цвета из одного пространства в другое, то есть вне зависимости от того какой контент и на каком экране будет отображаться, пользователь с некоторыми оговорками будет видеть цвета такими какими их задумал автор. Схожая система менеджмента цветовых профилей есть и в iOS. Производители, то ли ради красивых циферок на странице спецификаций, то ли просто чтобы было, продолжают устанавливать во флагманские модели IPS и OLED экраны с расширенным цветовым охватом не смотря на то, что в этом нет никакой необходимости, так как 99% контента соответствует стандарту sRGB и вряд ли ситуация в ближайшее время коренным образом поменяется. Задач, которые могут выполнять такие экраны в устройствах созданных для потребления контента, просто нет. Во всем этом был бы хоть какой-то смысл, если бы Google добавил в Android менеджмент цветовых профилей, как это сделал Apple, но как минимум в 2017 году мы этого не увидим. Ирония заключается в том, что проблема создана на пустом месте, и решать ее никто не торопится.

Жидкокристаллический экран: принцип работы; преимущества и недостатки

Еще двадцать лет назад в большинство мониторов и телевизоров устанавливались экраны на основе электронно-лучевой трубки , вскоре им на смену пришли жидкокристаллические экраны или LCD (liquid crystal display) , которые со временем получили несколько веток развития и на сегодняшний день существует три технологии производства матриц жидкокристаллических экранов: TN, MVA и IPS, последняя в силу удачного сочетания преимуществ и недостатков стала доминирующей в сегменте мобильной техники. Принцип работы LCD несложен, в зависимости от технологии производства некоторые детали могут различаться, но типичная матрица включает в себя лампу подсветки и шесть других слоев. Первым за лампой располагается вертикальный фильтр который поляризует свет соответствующим образом. За ним идут два слоя электродов с расположенным между ними слоем жидких кристаллов, поданное на электроды напряжение ориентируют кристаллы и те преломляют свет таким образом, чтобы он проходил или не проходил через следующий слой – горизонтальный поляризационный фильтр. Последним идет цветовой фильтр – красный, зеленый или синий. Жидкокристаллические экраны легче, компактнее и энергоэффективнее своих предшественников, но они имеют и ряд серьезных недостатков, в частности малую контрастность и глубину черного цвета, ограниченный даже в потенциале цветовой охват, который зависит от несовершенства ламп подсветки. Кроме того показатели яркости и контрастности могут ухудшаться если смотреть на экран не под прямым углом.

Экран на органических светодиодах: преимущества, недостатки, ШИМ, Pentile

Относительно недавно у LCD появился серьезный конкурент – это экраны с активной матрицей на органических светодиодах или AMOLED . Такие экраны принципиально отличаются от LCD тем, что в них источником света является не лампа подсветки, а каждый субпиксель в отдельности, что наделяет AMOLED множеством преимуществ перед жидкокристаллическими экранами, главными из которых являются: практически бесконечная контрастность; меньшее энергопотребление при показе изображений с преобладанием темных тонов; потенциально более широкий цветовой охват; и меньшие габариты. Первые AMOLED экраны кроме преимуществ имели и значимые недостатки, в числе которых: неточная цветопередача; быстрое выгорание светодиодов; высокое энергопотребление при показе изображений с преобладанием светлых тонов; мерцание из-за широтно-импульсной модуляции; и главное высокая стоимость производства. Со временем большинство недостатков смогли побороть или свести их к минимуму, кроме ШИМ, который по сей день является ахиллесовой пятой технологии. Широтно-импульсная модуляция или ШИМ – это один из способов регулировать яркость светодиодов, побочным эффектом которого является мерцание экрана с некоторой частотой. Большинство людей не восприимчивы к такого рода мерцанию, но у некоторых пользователей ШИМ может вызывать быстрое утомление глаз и даже головную боль. Важно отметить, что эффект мерцания полностью отсутствует на значениях яркости близких к максимальным и начинает проявляться при уровне яркости 80% и ниже.

Невозможно пройти мимо темы с организацией субпикселей в экранах на органических светодиодах, дело в том, что у большинства AMOLED матриц субпиксели выстроены по схеме RGBG , когда пиксель состоит не из трех субпикселей как у типичного LCD экрана, а из четырех: красного, синего и двух зеленых, такую схему еще называют Pentile. Производитель (Samsung) считает физическое разрешение таких экранов по количеству зеленых субпикселей, красных и синих субпикселей в матрице ровно в два раза меньше. Очевидно, что для получения оттенка нужно как минимум три полноценных субпикселя. Таким образом, эффективное разрешение таких экранов не равно номинальному разрешению указанному в официальной спецификации. К примеру для QHD-экрана номинальное разрешение равно 2560*1440 пикселей, разрешение исходя из количества красных и синих субпикселей будет равно примерно 1811*1018:

Эффективное разрешение такой матрицы с учетом хитрых алгоритмов интерполяции заложенных в контроллер экрана находится где-то между 1811*1018 и 2560*1440, можно считать, что оно соотносится с FullHD разрешением в RGB-матрицах. Очень может быть, что именно для такого соответствия Samsung выбирает QHD разрешение для своих флагманских смартфонов уже много лет подряд.

Подробное сравнение IPS и AMOLED на примере экранов смартфонов iPhone 7 и Galaxy S8

Теперь после того как мы узнали все о характеристиках экранов и о особенностях разных типов матриц можно перейти к главному вопросу: какая технология лучше? Уверен, корректно пытаться ответить на этот вопрос сравнивая лучшие AMOLED и IPS матрицы имеющиеся на сегодняшний день, а именно экраны смартфонов Samsung Galaxy S8 и Apple iPhone 7 . Так как тестовым оборудованием я пока не обзавелся, проанализирую результаты тестов взятые с авторитетного ресурса . Начнем с разрешения, у экрана Galaxy S8 оно составляет 2960*1440 пикселей, гарантированное эффективное разрешение будет равно 2094*1018, гарантированная эффективная плотность пикселей равна 403 на дюйм. У iPhone 7 Plus номинальное оно же эффективное разрешение меньше: 1920*1080, а эффективная плотность пикселей 401 на дюйм. Очевиден перевес в пользу экрана от корейского вендора. Разрешения обоих экранов хватает для повседневного использования и недостаточно для комфортной эксплуатации со шлемами виртуальной реальности. Далее перейдем к точности, показатель контрастности у Galaxy S8 практически бесконечный. У iPhone 7 заявленная контрастность 1400:1, фактическая чуть выше – 1700:1, такой контрастности более чем достаточно для комфортного просмотра контента. Получается, что и по этому параметру экран Galaxy S8 оказался впереди. Что касается точности цветопередачи, то оба смартфона показали фактически одинаковые результаты, ошибками цветопередачи в Galaxy S8 и iPhone 7 можно смело пренебречь. Наиболее важные на мой взгляд второстепенные характеристики вы можете видеть ниже:

Параметр Samsung Galaxy S8 Apple iPhone 7
Эффективное разрешение, больше лучше 2094*1018 1920*1080 (iPhone 7 Plus)
Эффективная плотность пикселей на кв.дюйм, больше лучше 403 401 (iPhone 7 Plus)
Контрастность, больше лучше бесконечная 1400:1
Средняя погрешность цветопередачи sRGB / Rec.709 JNCD, очень хорошо если меньше чем 3,5 2,3 1,1
Максимальная яркость, больше лучше 1020 нит 705 нит
Минимальная яркость, меньше лучше 2 нит 3 нит
Коэффициент отражения внешнего освещения, меньше лучше 4,5% 4,4%
Точка белого D65, стандарт 6500 К 6520 К 6806 К (холоднее)
Падение яркости при отклонении взгляда на 30°, лучше когда меньше 50% 29% 54% портретный режим; 55% альбомный режим.
Контрастность при отклонении взгляда на 30°, больше лучше бесконечная 980:1 портретный режим; 956:1 альбомный режим.
Максимальное энергопотребление, меньше лучше 1,75 ватт при 420 нит, на 13,1 дюйм² заливка белым 1,08 ватт при 602 нит, на 9,4 дюйм²

Что касается цветового охвата, то тут впереди iPhone 7, так как он может отображать цвета пространства DCI-P3 или 126% поля sRGB, при этом пользователю не нужно жертвовать цветопередачей, контент отображается исходя из заложенного в него цветового профиля. Экран Galaxy S8 имеет еще более широкий цветовой охват – примерно 142% от поля sRGB, но не имеет менеджмента цветовых профилей, загоняя пользователя в угол, то есть в Основной режим, который соответствует 100% поля sRGB.

Так что в итоге? Если рассматривать технологии экранов в отрыве от конечного продукта, то AMOLED на сегодняшний день практически во всем превосходит IPS, правда до сих пор имеет проблемы с ШИМ и высоким энергопотреблением. Без всякого сомнения за матрицами на органических светодиодах будущее. К сожалению, из-за ограничений Android их потенциал пока не раскрыт полностью. При сравнении готовых решений в лице Galaxy S8 и iPhone 7, очевидно небольшое превосходство последнего за счет честного DCI-P3 и эталонных остальных параметров. Хочу предостеречь вас от того, чтобы проецировать результаты вышеописанного сравнения на абсолютно все IPS и AMOLED экраны. На рынке очень много хороших, средних и плохих матриц, и в каждом случае нужно разбираться отдельно. В этом нам помогут интернет-издания ориентированные на техническую подробность и достоверность, к таким изданиям я бы отнес уже упомянутый , anandtech.com и некоторые другие сайты, из русскоязычных сайтов – ixbt.com .

Возможно не стоит относится к потребительским свойствам экранов слишком серьезно, ведь на объективную информацию почти всегда накладывается фактор субъективного восприятия. Например, в юго-восточной Азии есть очень много людей, которым нравятся неестественные перенасыщенные цвета, в нашей стране таких людей тоже не мало. С другой стороны транслировать налитую в уши маркетологами информацию в многочисленных дискуссиях под обзорами на YouTube как минимум странно. Напоследок побуду Кэпом и дам пару банальных советов: не переставайте думать и относитесь критически к любой информации получаемой от представителей брендов и из СМИ, умейте анализировать данные и проверять факты или просто читайте ресурсы и смотрите блогеров, которым можно доверять.

Для большинства пользователей дисплей является наиболее важной составляющей мобильных устройств. Не удивительно, что пользователи выбирают то, что им нравится и потому здесь можно спорить о технологиях до бесконечности. Для сторонников AMOLED дисплеев Samsung этот вопрос более чем спорный, потому как очень многие имеют смартфоны серии Galaxy S. Ну, так что же лучше: RGB против PenTile.

Оба термина относятся к расположению субпикселей, которые составляют каждый пиксель AMOLED экрана. Дисплей двух флагманских устройств от Samsung, Galaxy S3 и Galaxy Note 2 используют матрицы Pentile и RGB соответственно. Сегодня мы представляем вам сравнение двух дисплеев. Но сначала давайте разберемся в некоторых теоретических понятиях.

Немного теории

Матрица RGB (red-green-blue) имеет по одному субпикселю для каждого цвета из трех основных. На каждый из субпикселей приходится треть от размера пикселя. Между тем, PenTile имеет более сложную схему, с чередованием красных и синих субпикселей, зажатых между зелеными.


Слева RGB, справа PenTile

PenTile матрица построена по принципу 2 субпикселя для каждого пикселя. То есть состоит из одного зеленого и красного или синего. Проблема в том, что нужны три основных цвета (синий, красный и зеленый) для получения большинства цветов. Например, для отображения белого цвета нужно, чтобы пиксел состоял из трех субпикселей одинаковой интенсивности. Но с PenTile мы имеем всего лишь 2 субпикселя, потому для отображения белого цвета пиксел «заимствует» третий субпиксел у соседа. В некоторых случаях (особенно при работе с текстом и графикой) эти дополнительные пиксели вызывают некоторый муар.

Многие пользователи считают, что RGB превосходит Pentile, хотя нужно сказать, что не все пользователи обеспокоены размытостью PenTile экранов. Ведь и у PenTile есть свои преимущества – такие дисплеи дешевле производить, они ярче, и как утверждает Samsung, со временем не теряют прочность.

Теперь, когда мы рассмотрели теорию, начинается самое интересное.

Дисплей Samsung Galaxy S3

Samsung Galaxy S3 имеет 4.8-дюймовый HD Super AMOLED дисплей с разрешением 1280 х 720 пикселей. Плотность пикселей дисплея составляет 306ppi и используется субпиксельное расположение по типу RGBG (красный-зеленый-синий-зеленый). Дисплей SGS3 способен отобразить около 16 миллионов цветов с контрастностью 3419 к 1.

Дисплей S3 не раз подвергался критике со стороны специалистов DysplayMate за искаженную цветовую гамму, которая создает зеленоватый оттенок на многих изображениях. Кроме того, эксперты говорят, что многие фотографии получаются перенасыщенными и яркими, все из-за большого количества зеленых субпикселей и отсутствия калибровки.

Дисплей Samsung Galaxy Note 2

Samsung Galaxy Note 2 имеет куда больший экран с диагональю 5.5-дюймов и HD разрешением 1280 х 720. В связи с большими размерами экрана плотность пикселей на дисплее Galaxy Note 2 значительно ниже, чем у Galaxy S3, и составляет 267ppi. Как и Galaxy S3, Galaxy Note 2 может похвастаться HD Super AMOLED дисплеем, но не с PenTile матрицей, а RGB.

Galaxy Note 2 имеет уникальную модель RGB, где вместо трех равнозначных субпикселей взяты больше синие субпиксели, и меньше зеленые и красные субпиксели. Синие субпиксели темнее, чем два других и это компенсируется его увеличенным размером. Причина, по которой Samsung использует необычное расположение объясняется тем, что синие субпиксели имеют более короткую продолжительность жизни, чем два других. Делая их больше, корейские инженеры продлили его долговечность.


Обратите внимание на большие синие субпиксели.

Интересно, что Samsung несколько месяцев назад заявили, что одной из причин выбора матрицы PenTile для Galaxy S3 стала именно долгая продолжительность службы в сравнении с RGB матрицей. Теперь же мы видим, что Samsung смогли увеличить срок службы RGB и использовать эту матрицу в Galaxy Note 2.

Фото сравнение

Чтобы показать разницу между RGB дисплеем Galaxy Note 2 и PenTile дисплеем Galaxy S3, мы положили их друг к другу и сделали несколько снимков.

Во-первых, вот снимок дисплеев при сравнении бок о бок. Нажмите для увеличения.

Вы можете заметить, что практически нет разницы между двумя смартфонами. Несмотря на различную плотность пикселей, оба дисплея кажутся идентичными невооруженным взглядом.

При увеличении 1.5х мы уже начинаем видеть строки пикселей. Galaxy Note 2 кажется чуть контрастнее и разница особенно заметна в зеленых участках изображения. Помните, что RGB матрица имеет по 2 зеленых субпиксела, которые разделены между собой третьим.

Разница между дисплеями Galaxy S3 и Galaxy Note 2 действительно становится очевидной при увеличении в 2.5 раза. Вы можете заметить строки пикселей на обоих дисплеях. Явно заметны зеленые пиксели на экране Galaxy S3, что делает его изображение более зернистым, чем у Galaxy note 2.

Наконец, при увеличении в 5.5 раза мы уже видим отдельные пиксели на изображении. Обратите внимание, что дисплей Galaxy S3 увеличили чуть больше (примерно в 6 раз), чтобы выделить каждый в отдельности. Вот теперь можно ясно увидеть разницу между двумя субпиксельными схемами – PenTile все-таки менее четкий.

Сравнение текста и графики

Матрица PenTile показывает свои слабые стороны при отображении текста, иконок и другой мелкой графики. Именно поэтому можно заметить, что изображение имеет артефакты и «плывет» вокруг элементов графики.

Вот увеличенный образец текста:


Galaxy Note 2


Galaxy S3

Вы можете заметить, что Galaxy S3 имеет боле выраженную дымку вокруг текста, тогда как у Galaxy Note 2 такого нет и текст более четкий.

В следующем изображении, которое еще более увеличено, можно увидеть красные и синие пиксели, которые и вызывают нечеткость.


Galaxy Note 2


Galaxy S3

Следующие изображения показывают, что имеется зеленоватый оттенок при чтении текста на белом фоне, если смотреть под определенным углом.

После выпуска Galaxy S4, к его экрану есть много вопросов. В большинстве, они касаются технологии PenTile, четкости изображения. Появились даже слухи, что плотность пикселей не соответствует заявленной. В этой статье мы постараемся развеять все мифы AMOLED экранов.

Samsung Galaxy S стал одним из первым смартфоном с экраном, выполненным по технологии AMOLED. Наверное нет более обсуждаемого элемента в смартфонах Samsung, чем эти дисплеи.

Если взять в общем, то главное отличие между OLED (AMOLED) и LCD в том, что в дисплеях выполненных по технологии OLED подсвечиваются отдельные пиксели а не вся матрица, что позволяет добиться очень высокой контрастности изображения. Кроме того, есть возможность выключить отдельные пиксели и получить максимально близкий к идеальному черный цвет, на который не способна ни одна LCD матрица (В LCD дисплеях, черным цветом выступает самый темный оттенок серого, это очень видно на дешевых смартфонах, мониторах).

Тем не менее, AMOLED экраны также имеют и свои недостатки. Белый цвет в них частично искажен, на отображения светлых тонов нужно больше энергии чем тратят аналоги на LCD, “старение” изображения (хотя обычно, чтоб хоть немного это заметить потребуются года, к тому времени вы, скорее всего, уже поменяете смартфон), светодиоды могут гореть самостоятельно.

Более того, яркость экрана у них существенно меньше, чем в большинства традиционных LCD3 дисплеев: экран Galaxy S4 выдает около 258 люкс, а у большинства других топовых устройств этот показатель находится на отметке в 350-400 люкс.

Но самая большая критика приходится на структуру построения пикселей AMOLED экранов. Проблема в том, что зеленые светодиоды отличаются размером от красных и синих. По этой причине Samsung использует на большинстве своих устройств с AMOLED экранами технологию PenTIle. В ней каждый пиксель не имеет трех классических суб-пикселей (красный-зеленый-синий, модель RGB), а матрица построена таким образом, что из четырех суб-пикселей (красный-зеленый-синий-зеленый) образуется 2 пикселя.

Из этого следует, что PenTile матрицы имеют на 1\3 меньше суб-пикселей чем классические LCD. Как результат, они выдают менее резкое изображение при других одинаковых параметрах, что иногда даже замечали особо зоркие пользователи Galaxy S3, при сравнении с другими смартфонами.

Но есть и такие устройства как Galaxy S2 или Galaxy Tab 7.7, в которых установлены экраны Super AMOLED Plus. В нем на пиксель образуется из 3-х суб-пикселей, как и в обычных LCD матрицах. Это наиболее качественные AMOLED дисплеи.

В Galaxy Note 2 еще раз изменили структуру полосы RGB, и стали использовать уже 5 суб-пикселей на 2 пикселя.

5-ти дюймовый дисплей Samsung Galaxy S4 с разрешением 1920 × 1080 пикселей дает плотность 441 пикселей на дюйм. Но благодаря PenTile суб-пикселей будет на 1\3 меньше чем в аналогичных экранах LCD. То есть, в экране с классическим RGB такое разрешение и диагональ дадут 6220800 суб-пикселей, а экран Galaxy S4 будет отображать “всего” 4147200 суб-пиксела.

Поэтому статьи, где говорится, что в (а это около 294 пикселей на дюйм) не соответствуют реальности. На самом деле экран нового флагмана имеет все 441 PPI, но они по качеству уступают аналогичным экранам, выполненным без PenTile.

Я утверждаю, что различия в суб-структуре пикселей вас не должна волновать, ведь даже на экране Galaxy S3 с плотностью 306 PPI человеческий глаз не способен заметить большой разницы между PenTIle и классическим RGB. В Galaxy S4 плотность пикселей на 50% выше, чем у S3, и их различить в обычных условиях невозможно.

Тем не менее: 441 пикселей на дюйм sAMOLED не равны 441 пикселей на дюйм SLCD. Так что в заявлениях Samsung все-таки есть немного подводных камней.

Но стоит ли это того, чтобы так много говорить про это? Большинство пользователей не замечает разницы между экранами Galaxy S3 и HTC One X. Но зато “замечают” конкуренты и ярые теоретики.

Для меня, как обычного человека, есть 2 типа экранов: “Хороший экран” и “Плохой экран”. И я отношу экраны как Galaxy S3, так и S4 к первому типу. Мне всегда нравились насыщенные цвета и контрастность AMOLED дисплеев, и работа с ними мне приносит удовольствие. Единственное, чего иногда не хватает, так это максимальной яркости с солнечный день. Тут конечно, LCD берут свое.

В этой статье, мы подробно разобрали аспекты AMOLED экранов, с точки зрения независимого лица. А выводы уже делать вам.




Top