Уроки по системному администрированию windows. Системный администратор. Что делать, устроившись на работу

Системное администрирование – то, с чем мы часто сталкиваемся, но не всегда знаем, что с этим делать. Давайте разберемся с основами СА.

Урок 1 – Немного о железе

В первом уроке не просто ознакомительный материал, а настоящее развернутое введение. Автор объяснит, кто такой системный администратор , что входит в его обязанности и каков его карьерный рост. Грубо говоря, раскладывается системное администрирование. Но это не все. В уроке также затрагивается железо: оперативная память, платы, жесткие диски, RAID, процессоры и многоядерность. Видеоуроки продолжительные, поэтому не беспокойтесь: будет не только сухая терминология, но и вполне удобоваримые объяснения.

Урок 2 – Виртуализация

Материал дополнен визуализацией объяснений, чем облегчает понимание. Рисуются схемы, таблицы, взаимосвязи между элементами, а также демонстрируется сам рабочий стол с панелью управления, диспетчером виртуальных коммутаторов, списком виртуальных машин, etc. Параллельно с информацией всегда идет «картинка», и это делает материал максимально доступным. Урок включает такие темы, как коммутаторы, жесткие диски, память, процессоры и службы интеграции. В заключении формируется вывод, обобщающий новые полученные знания.

Урок 3 – Системное администрирование и основы сети

Стоит отдать должное автору: если он оговаривается, то обязательно указывает на ошибку в описании к видео. Это можно наблюдать под третьим видеоуроком. В остальном все подробно и понятно. Представлена модель OSI и разобраны все уровни. Объясняются стек TCP/IP, хабы, роутеры, рассказывается об IP-адресе, маске, шлюзе и выделении адреса подсети. Также есть таблица коммутации, и по-прежнему схемы дополняются устными и визуальными объяснениями автора.

Урок будет полезен как тем, кто нацелен на должность , так и другим айтишникам: данные вопросы тесно связаны с функционалом некоторых программ (например, клиент-серверных), и чтобы объяснить передачу данных, нужно понять расписанные здесь моменты.

Урок 4 – Сетевые сервисы

Углубление в сети и соответствующие сервисы. Объясняется выдача IP-адресов, демонстрируются DHCP, APIPA, схематически раскладывается Firewall, преобразование сетевых адресов (Network Address Translation или NAT) и разрешение имен (DNS, NETBIOS, etc). Полезно то, что в уроке звучит не только «можно», но и «что если»: создаются различные теоретические ситуации и связанные с ними ошибки, ограничения, объясняется, как этого избежать.

Урок 5 – Жесткий диск изнутри

Да, можно сказать, что такие нюансы программисту не нужны. Но давайте посмотрим на это иначе: если мы понимаем принцип работы нашего железа, нам легче понять и правила взаимодействия с ним. Теперь в схемах представлены не только таблицы и взаимосвязи, но и сама архитектура жесткого диска, его составляющие. Из пятого видеоурока вы узнаете о адресации на дисках, кластере файловой системы, разметках MBR и GPT, а также о типах дисков, которые используются в «Винде» (обычные, динамические). При этом все будет продемонстрировано через соответствующие панели и диспетчеры.

Урок 6 – RNAT, привязки веб-сайтов

Это микроурок между четвертым и пятым. В нем автор отвечает на 2 вопроса:

  1. Что такое трансляция?
  2. Как несколько web-сайтов может размещаться на одном IP-адресе?

Обязательно посмотрите, если не знаете ответов.

Урок 7 – Подключение хранилищ

Еще один микроурок, который следует за пятым. Здесь тоже ответы на вопросы. Рассказывается об интерфейсах и протоколах для подключения дисков (SATA, SAS, PATA (IDE), и т. д.).

Linux. Уровень 1. 1 месяц.
Администрирование рабочих станций

GNU/Linux – популярная операционная система, лидирующая на рынке серверного оборудования, используемая также как встраиваемая ОС в промышленном и бытовом оборудовании и даже в качестве десктопного ПО. Компоненты GNU используются и в MAC OS X, не обошлось без влияния GNU/Linux и на Windows. Знакомство с Linux необходимо системному администратору, тестировщику, веб-программисту, специалисту по информационной безопасности, любому разработчику, претендующему на статус middle и выше. Данный курс разбирает базовые основы работы в Linux: основы работы в оболочке Linux, управление пользователями и правами файлов, регулярные выражения и написание скриптов в bash, работа с процессами и управление загрузкой и сервисами в Linux. Понимание основ программирования, систем счисления (двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления) и булевой логики

Урок 1. Знакомство и установка

Знакомство с GNU/Linux. Что такое GNU, Linux и UNIX. Виртуализация. Установка Ubuntu в виртуальной машине. Базовые возможности работы в Linux

Урок 2. Работа в графическом и консольном режиме

Консольный и графический режим в Linux. Консольные команды. Создание и редактирование файлов.

Урок 3. Файлы и права доступа в Linux

Пользователи и права в Linux; работа с файлами; выполнение операций от имени суперпользователя.

Урок 4. Регулярные выражения

Регулярные выражения. Поиск. sed.

Урок 5. Программирование bash

Синтаксис. Команды. Переменные. Управляющие конструкции. Некоторые простые скрипты. Выполнение задач по расписанию с помощью cron.

Урок 6. Веб-сервисы

Сетевые возможности Linux. Веб-сервисы. Nginx, Apache2. Let’s encrypt. Сетевой фильтр netfilter и утилита iptables.

Урок 7. Введение в Git

Знакомство с Git.

Урок 8. SOA и введение в Docker

Монолитная и SOA-архитектура приложений. Введение в Docker

Сетевой стек TCP/IP. 1 месяц.
Введение и основы TCP/IP

Семейство протоколов TCP/IP широко применяется во всем мире для объединения компьютеров в сеть Internet. Единая сеть Internet состоит из множества сетей различной физической природы, от локальных сетей типа Ethernet и Token Ring, до глобальных сетей типа NSFNET. Широко используемая ныне версия 4 протоколов TCP/IP была стандартизирована в 1981 г. в виде документов, называемых RFC (Request For Comment). Полный переход сети ARPANET на новые протоколы был завершен в 1982 г. Эта сеть сыграла роль "зародыша" всемирной сети Интернет, построенной на базе протоколов TCP/IP. Реализация протоколов TCP/IP оказалась наиболее удачной в версиях BSD4.2 и BSD4.3 операционной системы UNIX. Эта реализация является эталоном (станартом "de facto") для всех последующих. Для изучения курса не требуется специальных знаний. Курс будет интересен программистам, желающим расширить кругозор.

Урок 1. Основы компьютерных сетей. Технология Ethernet. Часть 1

Основные концепции компьютерных сетей; Эталонная модель OSI/ISO и стек протоколов TCP/IP; Введение в технологию Ethernet; Диагностика физического уровня.

Урок 2. Физический и канальный уровень. Технология Ethernet. Часть 2

Основные концепции технологии Ethernet; CSMA/CD. MAC-адресация; формат Ethernet-фрейма; коммутация; микросегментация; диагностика канального уровня.

Урок 3. Сетевой уровень. Часть 1

Классовая IPv4 - адресация; протокол ARP: связь IP-адреса и MAC-адреса; формат IPv4-пакета; статическая маршрутизация; диагностика сетевого уровня.

Урок 4. Сетевой уровень. Часть 2

Бесклассовая маршрутизация, маски подсетей переменной длины (CIDR/VLSM); динамическая маршрутизация; протокол DHCP.

Урок 5. Транспортный уровень

Протоколы с гарантированной и негарантированной доставкой данных: TCP и UDP; форматы TCP-сегмента и UDP-дейтаграммы; сокеты; технология перегруженного NAT(PAT); диагностика транспортного уровня.

Урок 6. Углубленное изучение сетевых технологий. Часть 1

Система DNS; сетевая безопасность; шифрование с симметричным и асимметричным ключом; технологии VPN.

Урок 7. Углубленное изучение сетевых технологий. Часть 2

Семейство технологий Wi-Fi; технологии VLAN (802.1Q); введение в IPv6.

Урок 8. Прикладной уровень

Прикладной уровень; SMTP, HTTP; перспективные прикладные протоколы.

Linux. Уровень 2. 1 месяц.
Администрирование серверов

Курс посвящен администрированию Linux для использования на серверах. Студенты познакомятся с порядком загрузки Linux, управлением сервисами, логированием, работой с дисками, LVM, RAID-массивами. Научатся настраивать ssh и OpenVPN. Кроме того научатся настраивать репликацию MySQL, поднимут сервер DNS bind и создадут полноценный почтовый сервер.

Урок 1. Запуск системы.

Порядок запуска компьютера. BIOS и UEFI. Загрузчик GRUB. Init и уровни выполнения. Работа с загрузчиком GRUB. Загрузка Linux вручную через командную строку GRUB. Работа в grub rescue. Обзор систем инициализации Init SysV, Upstart, Systemd. Работа с Systemd. Работа с сервисами. Запуск скриптов по расписанию. Работа с логами.

Урок 2. Работа с дисками, LVM, RAID-массивы.

Разметка дисков. Подключение дисков (монтирование). Работа с LVM. Работа с RAID. Утилита mdadm

Урок 3. Удаленное администрирование Linux

Установка и настройка ssh-сервера. Использование ssh-клиента. Проброс портов. Генерация ключей. Socks5-прокси. X-Server. Удаленная работа с графическими приложениями. SFTP, SCP, RSYNC.

Урок 4. Туннели, VPN, OpenVPN.

Настройка VPN на примере OpenVPN. Настраиваем клиент и сервер. Статическая маршрутизация и ip forwarding. NAT. 6to4 и IPv6.

Урок 5. Установка, настройка и администрирование MySQL.

Установка и настройка MySQL. Создание БД и пользователей. Резервное копирование и администрирование баз MySQL. Репликация GTID БД.

Урок 6. Настройка DNS. Bind.

Настройка DNS-сервера на примере bind. Master и slave. Авторитетный сервер, кэширующий сервер.

Урок 7. Почтовый сервер на базе Postfix. Часть 1.

Настройка почтовых служб на примере postfix, dovecot и веб-мейл roundcube.

Урок 8. Почтовый сервер на базе Postfix. Часть 2.

Настройка почтовых служб на примере postfix, dovecot и web-mail roundcube.

Безопасность в сети. 1 месяц.
Методы взлома и защиты

Курс предназначен для людей с небольшими знаниями в области информационной безопасности. Требуется минимальное понимание устройства сетей и используемых в них протоколов. Приветствуется знание UNIX-подобных систем. Если этих знаний нет или их недостаточно, в курсе вы сможете их получить.

Урок 1. Основы построения компьютерных сетей

Сетевая модель ISO/OSI; протокол IP; протокол TCP; протокол UDP.

Урок 2. Введение в анализ сетевого трафика

Классификация сетевых атак; типичные сценарии проведения атак; анализ сетевого трафика; работа с wireshark, tcpdump.

Урок 3. Пассивные сетевые атаки

Пассивные сетевые атаки; методы сканирования портов; методы удаленного определения версии операционной системы; методы выявления пакетных снифферов.

Урок 4. Активные сетевые атаки. Часть 1

Активные атаки; типовые MITM-атаки; работа с Intercepter-ng; атаки на протоколы маршрутизации.

Урок 5. Активные сетевые атаки. Часть 2

Атаки на протокол TCP; атаки, направленные на отказ в обслуживании; несанкционированный обмен данными; способы обхода межсетевых экранов.

Урок 6. Аудит безопасности беспроводных сетей

Аудит безопасности беспроводных сетей; аудит безопасности протоколов SSL и TLS.

Урок 7. Аудит безопасности типовых сетевых сервисов

Аудит безопасности беспроводных сетей; аудит безопасности протоколов SSL и TLS; аудит безопасности типовых сетевых сервисов; аудит безопасности беспроводных сетей; знакомство и использование для аудита ИБ продукта Metasploit; знакомство и использование для аудита ИБ продукта OpenVAS.

Урок 8. Безопасность web-приложений

Аудит безопасности web-приложений; обзор типовых уязвимостей; знакомство с OWASP.

FreeBSD и автоматизация. 1 месяц.
Администрирование серверов

После прохождения курса вы сможете решать разноплановые задачи по администрированию серверов под управлением FreeBSD. На занятиях вы узнаете, как эффективно применять FreeBSD в качестве серверов в интернете, получите необходимые знания для эффективного использования сетевых возможностей FreeBSD.

Урок 1. Введение. Установка FreeBSD

FreeBSD: что это такое и зачем нужно. Установка FreeBSD. Основы работы с FreeBSD. Работа с pkg и freebsd-update.

Урок 2. Инструментальные средства системного администрирования

Устройство FreeBSD. Утилиты, сетевые утилиты FreeBSD. Установка из портов, из пакетов, сборка пакета.

Урок 3. Веб-сервисы FreeBSD

Делаем веб-сервер на базе FreeBSD, nginx, php-fpm. Веб-сайт на примере WordPress.

Урок 4. Диагностика системы и решение проблем

Мониторинг: выявление проблем на серверах. Обзор систем мониторинга. Мониторинг с использованием Zabbix.

Урок 5. Введение в автоматизацию через Ansible

Введение в систему управления конфигурациями Ansible, структура плейбуков, ролей, переменных, инвентарного файла с хостами. Язык YAML как язык плейбуков.

Урок 6. Автоматизация с Ansible

Продолжаем знакомиться с системой управления конфигурациями Ansible. Jinja2 как язык, используемый в шаблонах. Пишем плейбук для установки и настройки nginx, используя шаблоны и переменные Ansible в конфигурационных файлах nginx.

Урок 7. Введение в Docker

Что такое Docker и для чего он нужен. Запуск контейнеров, монтирование в них папок хостовой системы, проброс портов наружу.

Урок 8. Введение в DevOps

Обзор инструментов для автоматизации процесса запуска операционной системы. Введение в AWS. Обзор утилит от компании Hashicorp (Packer, Vagrant).

Основы баз данных. 20 уроков.
Проектирование БД и запросы SQL

Базы данных (БД) - это системы хранения и обработки данных, для доступа к которым используется язык SQL (Structured Query Language). Любой современный сайт, игра или настольное приложение нуждаются в хранении данных. На данный момент существует множество различных систем управления базами данных (СУБД), самой популярной является MySQL. “Основы баз данных” - это 20 интенсивных видео-уроков (по 10 минут), где мы вместе пройдём все этапы проектирования БД на примере интернет-магазина с использованием языка запросов SQL. После этого курса вы сможете использовать различные базы данных, такие как MS SQL и Postgre Sql, так как синтаксис языка SQL для них практически не отличается.

Урок 1. Реляционные базы данных

Чем отличается БД от СУБД; какие базы данных называются реляционными; обзор современных СУБД.

Урок 2. Установка СУБД

Установка СУБД MySql и графического приложения Mysql Workbench.

Урок 3. Проектирование базы данных, нормальные формы

Проектирование данных в Excel; нормальные формы; первичный ключ.

Урок 4. SQL-команда CREATE

Создание таблиц в графическом интерфейсе MySql Workbench; команда CREATE; типы данных; работа в консоли.

Урок 5. SQL-команда INSERT

Заполнение таблиц данными с помощью графического интерфейса; команда INSERT; AUTO INCREMENT.

Урок 7. SQL-команды DISTINCT, ORDER BY, LIMIT

Получение и фильтрация данных с помощью SQL-команд DISTINCT и LIMIT; сортировка с помощью команды ORDER BY.

Урок 9. Согласованность данных

Понятие согласованности или консистентности данных.

Урок 10. Внешний ключ

Понятие внешнего ключа и ограничений на значения столбцов; FOREIGN KEY CONSTRAINTS.

Урок 11. Создание таблиц с отношением “многие ко многим”

Добавление корзины в базу данных интернет-магазина.

Урок 12. Составной первичный ключ

Использование составного первичного ключа при проектировании таблицы с отношением “многие ко многим”.

Урок 13. Объединение данных из нескольких таблиц

Получение данных из нескольких взаимосвязанных таблиц; несостоятельность подхода с использованием нескольких SELECT-ов.

Урок 14. Оператор INNER JOIN

Объединение данных из нескольких таблиц с помощью оператора INNER JOIN.

Урок 15. Операторы LEFT JOIN, RIGHT JOIN

Объединение данных из нескольких таблиц с помощью операторов LEFT JOIN и RIGHT JOIN.

Урок 16. Оператор UNION

Объединение результатов нескольких SQL-запросов с помощью оператора UNION.

Урок 17. Агрегирующие функции

Агрегирующие функции COUNT, SUM, MIN, MAX.

Урок 18. Оператор GROUP BY

Группировка выбранного набора строк с использованием оператора GROUP BY.

Урок 19. Индексы

Фильтрация в GROUP BY с использованием HAVING; увеличение скорости выполнения запросов с использованием индексов.

Урок 20. Транзакции

Понятие транзакции; оператор TRANSACTION; требования ACID к транзакционной системе.

Курс, разработанный совместно с школой EnglishDom, поможет освоить ключевые англоязычные темы, актуальные для начинающих IT-специалистов. Максимум практики и фокус на IT-лексику. На 10 уроках разбирается составление CV, технических заданий и деловых писем, собеседования и переговоры, международное общение при продвижении своего проекта. В живых диалогах на английском студенты закрепят фразы, которые пригодятся в работе разработчикам и тестировщикам, маркетологам и дизайнерам.

Урок 10. Start up

Рассказываем о своем проекте и представляем команду на английском.

Системный администратор: стажировка. 2 месяца.
Стажировка для системного администратора

Урок 1. Знакомство с командой и постановка задачи.

Знакомство с командой. Работа отдела системного администрирования в крупной компании. Первая задача: настроить серверы для проекта (веб-сервер, СУБД, DNS-сервер и т.д. и т.п.)

Урок 2. Разбор проделанной работы. Продолжаем настройку серверов.

Репликация СУБД. Виды репликации. Восстановление данных до определенного момента. Восстановление с использованием binary log.

Урок 3. Разбор проделанной работы. Мониторинг сайта.

Виды мониторинга. Системы мониторинга. History мониторинг. Fault мониторинг. Применение Cacti, Icinga 2.

Урок 4. Разбор проделанной работы. Нагрузочное тестирование сайта.

Задача нагрузочного тестирования. Способы осуществления. Нагрузочное тестирование на примере Яндекс.Танк.

Урок 5. Разбор проделанной работы. Настройка HighLoad сервера

Кластеризация, High Availability, Disaster Recovery, план восстановления, настройка /etc/sysctl.conf и /etc/security/limits.conf

Урок 6. Разбор проделанной работы. Обработка чрезвычайных ситуаций. Все сломалось.

Симуляция серьезного сбоя. Определение проблемы и восстановление работоспособности.

Урок 7. Разбор полетов. Работа с репликой.

Бэкапы. Переключение слейв в мастер. Техническая репетиция выпускного собеседования.

Урок 8. Подведение итогов. Как подготовиться к собеседованию.

Как устроиться на интересную работу. Как пройти собеседование. Как написать резюме. Экзамен в виде симуляции собеседования. Итоги.

Я работаю системным администратором некоторой крупной системы управления клиническими испытаниями (CTMS), но имею банковское образование, все технические навыки необходимые для работы были приобретены мной самостоятельно и эту статью написал используя свой практический опыт становления системным администратором.

Системный администратор — это человек обслуживающий какую либо информационную систему, это может быть сеть компьютеров или различное ПО.

Обязанности сисадмина могут сильно разнится, но как правило они требует минимум продвинутого знания ПК, дальше уже идут ответвления в различные области, железо или работа с ПО, возможно даже участие в некоторых процессах по внедрению или созданию нового ПО.

Для работы по профессии системного администратора нужно развивать следующие навыки :

  1. Коммуникативность — как правило работа администратора это умение решать проблем связанные с типом «Человек-Машина» и часто проблема заключается не только в машине;
  2. Отличное знание ОС — конечно той в которой будете работать, вы должны чувствовать рабочую среду;
  3. Профильные навыки — это может быть железо, а может бухгалтерское ПО, зависит от того куда вы идете. Без опыта, лучше выбрать то место где будет уже освоенная вами специфика;
  4. Умение мастерски решать проблемы — это должна быть ваша фишка, если до чужих проблем вам нет дела, то лучше обратите внимание на другие технические специальности;

Этих базовых навыков должно вам хватить для прохождения собеседования на должность младшего системного администратора, вся последующая работа будет строится именно на них.

Буду лаконичен и уложу все советы в одну фразу:
Будьте хороши в том, что вы делаете, не ленитесь. Постепенно осваиваете свою область, найдите ее если ее нет, читайте статьи или книги которые помогут в этом, пробуйте что-то сами. Процесс обучения сильно ускорится если вы полюбите свое дело и будете к нему возвращаться каждый день.

Системное администрирование с нуля возможно, работодатель вполне может взять вас без опыта работы, хотя морально нужно подготовится к отказам, потому что будут. Природа отказов различна, не нужно на них зацикливаться, хотя и нужно брать на заметку, например я на первых собеседованиях перебивал своего рекрутера из HR, это мой прокол, и мне нужно было с ним совладать.

Это первая статья из серии по советам обучения по профессии Системный администратор.

В этом разделе будет идти речь о том что стоит изучать что бы стать системным администратором. Некоторые курсы платные, но вас это не должно пугать, ведь образование стоит денег, и оно с последствии окупается.

Речь в статье будет идти о получении начальных знаний о работе сетей.

В Windows инфраструктуре тоже есть системные администраторы, но мой блог не про это, и в этом я не разбираюсь 🙂

Итак, приступим к первому с чего необходимо начать — это книга Компьютерные сети Э. Таненбаум. Эту книгу надо прочитать, обязательно.

ПОЧЕМУ КУРС ТАКОЙ ДОРОГОЙ?

Посмотрите сколько стоят курсы администратора Windows Server 2016 на сайте specialist.ru или на ITshop.ru. На сегодняшний день Windows Server- это популярная платформа, которая высоко котируется большинством работодателей на рынке труда. Мой курс представляет собой очень выгодное вложение. Вы вкладываете деньги и время единоразово, а отдача будет годами. К тому же пройдя курс, вы легко сможете обучать других.

С чего начать обучение на системного администратор? Часть 1

  • НАВЕРНЯКА МОЖНО НАЙТИ ПОДОБНЫЕ УРОКИ БЕСПЛАТНО?

    Можно, но информация будет не актуальной и для старых версий Windows Server. Скорее всего, вам также не придётся по душе манера подачи. Ибо обычно самопальные курсы делают админы, которые не очень красноречивы и не умеют общаться с людьми. А я уже несколько лет работаю преподавателем и имею опыт публичных выступлений.

    А ПОЧЕМУ БЫ МНЕ НЕ СКАЧАТЬ ВАШ КУРС НА ТОРРЕНТЕ?

    А ВАМ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ?

    Однозначно да. Если вдруг я не предоставлю вам доступ, вы сможете найти в Интернете всю информацию о том: кто я такой, где работаю, где живу и т.д. Мне просто нет смысла «кидать» своих клиентов.

    А ТОЧНО КУРС КАЧЕСТВЕННЫЙ?

    Судить только вам. Однако отмечу, что у моих подопечных лучший результат по модулю Windows на Республиканском чемпионате WorldSkillsRussia в 2017 году.

    МНЕ НЕ ПОНЯТЕН РЕЗУЛЬТАТ.

    После освоения курса Вы получите полностью настроенный учебный полигон, на базе которого в дальнейшем, сможете совершенствовать навыки и внедрять всё это дело в реальной сети.

    КАК БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ОБУЧЕНИЕ?

    В вашем распоряжении будет личный кабинет с уроками, форумом и моей поддержкой. Вы всегда имеете доступ к сайту академии, если под рукой есть Интернет. Хоть с телефона уроки смотрите.

    КАК Я ПОПАДУ В ЛИЧНЫЙ ОНЛАЙН-КАБИНЕТ?

    У МЕНЯ МЕДЛЕННЫЙ ИНТЕРНЕТ. КАК Я БУДУ СМОТРЕТЬ УРОКИ?

    Даже если у вас низкая скорость интернета, уроки курса всё равно будут запускаться мгновенно, т.к. загружены на высокоскоростной хостинг.

    А У МЕНЯ ТОЧНО ПОЛУЧИТСЯ ОСВОИТЬ?

    Да, всё расписано с нуля, доступно и по шагам. От загрузки образов операционных систем и обжима витой пары до фишек опытного админа.

    ЕСЛИ У МЕНЯ ВОЗНИКНУТ НОВЫЕ ВОПРОСЫ, КУДА МНЕ ОБРАЩАТЬСЯ?

    Вы можете рассчитывать на любую поддержку со стороны автора курса. Для этого в личном кабинете предусмотрена функция обратной связи. Также вы можете написать в службу поддержки.

    НУ ЛАДНО. Я ЕЩЁ ПОДУМАЮ…

    Отзывы посетителей сайта и его подписчиков>>>

    Денис Рыжов
    От всей души примите мою благодарность за Ваш труд! Далеко не все в нашем мире, полном корысти и материальной заинтересованности, позволяют себе такую роскошь, как бескорыстно делиться своим опытом, наработками, знаниями с другими! Большое Вам спасибо за этот, воистину достойный, подарок!
    С уважением, Ваш подписчик и поклонник.

    Владимир Гребень
    Для меня этот сайт — приятное открытие. По сисадминской теме в Инете можно «нарыть» кучу материала, но чтобы излагалось вот так доходчиво, по-свойски… Это — редкость… Практически всё это я знаю, но совершенно не против ещё раз освежить в памяти, тем более что на сайте можно прочесть не только сисадминский материал, но и массу полезного по ремонту «железа», а также узнать поближе самого автора, который щедро делится своими радостями и впечатлениями от своих путешествий… Спасибо!

    Наталья Жемаркина
    Андрей, большое вам спасибо за то, что вы делаете! Ваши бесплатные уроки и статьи помогли мне разобраться во многих «неожиданностях», возникающих при работе на компьютере, и просто расширить мой кругозор 🙂 В идеале мне хотелось бы стать настоящим сисадмином, не боящимся никаких трудностей и с успехом решающим все возникающие проблемы! Но в моем окружении, к сожалению, нет людей, которые хорошо разбираются в компьютерных хитростях, и поэтому всё приходится постигать самостоятельно… И я буду с большим интересом ждать новых уроков и статей. Как замечательно, что есть такие увлеченные люди как вы! Еще раз огромное спасибо, успехов!

    Геннадий Семенов
    Уважаемый Андрей! Ваш сайт очень интересен, а главное полезен! Мне 51 год, тем не менее, я увлечен всем, что связано с компьютером: «железом», программным обеспечением, интернетом. Я понимаю, что многого я не знаю, поэтому с удовольствием получаю полезнейшую информацию с Вашей помощью, с помощью Вашего сайта. Особенно интересны примеры нестандартного подхода в ремонте ПК или обслуживании систем. Очень ценю примеры из ВАШЕГО личного опыта. Спасибо Вам за неоценимую помощь в самообразовании.

    Уверен, что 1000 подписчиков, это маленькая толика тех, кто действительно хочет ВСЁ знать.

    Борис Либкинд
    С удовольствием и испытывая удовлетворение от каждой публикации темы «Сам себе админ» Андрея Каховича, я с нетерпением жду очередную статью — там всегда есть исчерпывающая и очень интересная информация о компьютерных проблемах и даны варианты их решений. Большое спасибо автору за эту полезную работу.

    Системный администратор

    Наталья Старостина
    Хотелось бы сказать большое спасибо сайту SebeAdmin.ru и лично Вам, Андрей. С помощью ваших уроков мне удалось заглянуть внутрь компьютера. С программированием я знакома. Но вот незнание «железа» и системных «вещей» всегда очень мешало. Понимание приходит не сразу, поэтому очень надеюсь на дальнейшее знакомство и жду новых уроков. Также спасибо за статьи «не по теме». Лирическое отступление только помогает.
    Желаю вам дальнейших успехов.

    Владимир Яцура
    Здравствуйте Андрей. Кроме положительных отзывов о сайте, добавить больше нечего. Для меня это как настольная книга по обслуживанию ПК. Спасибо большое за материалы, которые Вы размещаете. Желаю дальнейших успехов!
    С уважением.

    Александр Зинченко
    Андрей, доброго времени суток! Большое спасибо Вам за информацию, приведённую на сайте! За несколько дней узнал больше нового, чем за год. Жалею только, что не узнал про сайт раньше: столько времени бы сэкономил…!

    Поскольку мы с самого начала считаем, что речь в книге идет о персональном компьютере, надо уделить некоторое внимание задачам администрирования системы. Ведь у вас не будет системного администратора, к которому можно обратиться, столкнувшись с какой-нибудь проблемой. Хочется только с самого начала напомнить, что, в большинстве случаев, для конфигурирования системы необходимо иметь права суперпользователя root .

    И еще одно предварительное замечание, которое поможет вам легче понять и освоить принципы администрирования Linux: любые настройки этой ОС могут быть выполнены путем редактирования файлов сценариев (или скриптов) и конфигурационных файлов, которые читаются скриптами. Причем и те, и другие (т. е. и скрипты, и конфигурационные файлы) являются простыми текстовыми файлами. Конечно, в Linux существуют различные специальные утилиты конфигурирования и администрирования системы (типа linuxconf или printtool), однако результаты работы этих программ все равно записываются в тех же конфигурационных файлах. Образно выражаясь, про Linux (и UNIX вообще) можно сказать "это почти целиком обработчик текста". Если с самого начала помнить об этой особенности, можно значительно легче освоить вопросы системного администрирования Linux.

    Кстати, если вы хотите облегчить себе работу по редактированию конфигурационных файлов, сразу после инсталляции ОС Linux установите программу Midnight Commander. Это существенно облегчит вам поиск и редактирование конфигурационных файлов, так как можно будет пользоваться встроенным редактором этой программы (не говоря уж о том, что поиск нужного файла тоже сильно облегчается).

    Основные задачи системного администрирования. Процессы и их идентификаторы

    К обязанностям системного администратора обычно относят следующие задачи:

    • подключение и настройка аппаратных устройств;
    • установка и обновление программного обеспечения;
    • запуск и настройка общесистемных сервисов (конфигурирование системы);
    • управление пользователями;
    • управление процессами;
    • распределение ресурсов;
    • обеспечение безопасности.

    Вопросы подключения и настройки аппаратных средств, а также процедуры установки и обновления программного обеспечения мы рассмотрим в двух последующих лекциях. Остальные задачи системного администрирования будут кратко рассмотрены в настоящем разделе. Начнем с рассмотрения того, как происходит процесс загрузки ОС. Дело в том, что этот этап во многом определяет режим последующей работы системы и ее конфигурацию. Если вы умеете влиять на процесс загрузки, значит, вы уже сможете добиться желаемой конфигурации системы после загрузки.

    Но для понимания процедуры начальной загрузки необходимо иметь самое общее представление о том, что такое процесс в системе, поскольку это понятие будет постоянно использоваться в дальнейшем.

    В самом первом приближении можно считать, что процесс - это загруженная в оперативную память программа . Но это не совсем точно, правильнее было бы сказать, что "процесс выполняет программу". Дело в том, что в Linux вначале запускается процесс, который загружает в оперативную память программу из указанного ему файла и начинает ее выполнять. Это означает, что каждый процесс должен быть запущен (как говорят - "порожден") каким-то другим процессом. То есть для каждого процесса однозначно определен его "родитель" (или "предок"), для которого данный процесс является "дочерним" (или "потомком"). Если вы хотите увидеть " дерево " запущенных в вашей системе процессов, выполните команду pstree . Вывод этой команды позволяет увидеть, что "отцом" всех процессов в системе (или " корнем дерева процессов") является процесс init , который первым запускается после загрузки ядра.

    Каждый процесс в системе имеет уникальный идентификатор - PID , назначаемый процессу при запуске. Процесс с идентификатором 1 выполняет программу init . Именно по этим идентификаторам система различает процессы. Каждый запущенный процесс в любой момент времени находится в одном из следующих состояний: активен (R), приостановлен (T) или "спит" (S). Текущее состояние процесса называют статусом процесса.

    Кроме идентификатора и статуса для каждого процесса в специальных структурах ядра сохраняются следующие данные (приводимый ниже перечень является далеко не полным):

    • полная командная строка запуска выполняемой процессом задачи;
    • информация об отведенном процессу адресном пространстве;
    • ссылка на текущий рабочий каталог и корневой каталог процесса (последний служит для ограничения доступа процесса к файловой структуре);
    • таблица открытых процессом файлов;
    • так называемое окружение процесса , т. е. перечень заданных для данного процесса переменных с их текущими значениями;
    • атрибуты, определяющие права и привилегии процесса,
    • таблица обработчиков сигналов;
    • указание на родительский процесс;
    • пользовательская маска (umask) или маска доступа - указание на то, какие права надо удалить при создании нового файла или каталога из стандартного набора прав, присваиваемых файлу (каталогу).

    Поскольку Linux - система многозадачная, одновременно может быть запущено много процессов. Впрочем, слово "одновременно" здесь применено не совсем корректно, поскольку на самом деле в каждый момент времени выполняется только один процесс. (Для точности следует заметить, что в многопроцессорных системах, на которых Linux тоже может работать, одновременно могут выполняться несколько процессов, но мы рассматриваем только однопроцессорные системы). Планировщик процессов выделяет каждому процессу небольшой квант времени и по истечении этого кванта передает управление следующему процессу. Кванты времени, выделяемые каждому процессу, так малы, что у пользователя создается иллюзия одновременного выполнения многих процессов. А для того, чтобы некоторые, наиболее важные процессы, получали больше процессорного времени, для каждого процесса установлен приоритет.

    Пользователи могут "общаться" с процессами путем посылки им сигналов. Процессы тоже общаются друг с другом посредством сигналов. Когда мы нажимаем комбинацию клавиш +, чтобы завершить выполнение какой-то программы, мы фактически посылаем соответствующему процессу сигнал "Завершить работу". Завершаясь, процесс посылает родительскому процессу сигнал о своем завершении. Но бывают случаи, когда родительский процесс завершается раньше дочернего. Процессы, не имеющие родителя, называются "сиротами". "Сироты" автоматически усыновляются процессом init , который и принимает сигналы об их завершении. Если процесс-родитель по каким-то причинам не может принять сигнал о завершении дочернего процесса, то процесс- потомок превращается в "зомби" и получает статус Z. Процессы-зомби не занимают процессорного времени (т. е. их выполнение прекращается), но соответствующие им структуры ядра не освобождаются. Уничтожение таких процессов - одна из обязанностей системного администратора. Наконец, процесс может надолго "впасть в сон", прервать который не удается. Статус таких процессов обозначается символом D. Уничтожить их удается только при перезагрузке системы.

    Особым видом процессов являются демоны. Вообще-то в них нет ничего особого. Это просто процессы, выполняющиеся в фоновом режиме, без вывода каких-либо данных на терминал . Демоны обычно используются для выполнения сервисных функций, обслуживания запросов от других процессов, причем не обязательно выполняющихся на данном компьютере.

    Надо еще упомянуть, что процессы могут запускать ("внутри себя") отдельные нити ( thread ), или потоки. Нити - это параллельно выполняемые части одной программы, которые в Linux реализованы как процессы, запускаемые со специальным флагом. С точки зрения системы они отличаются от других процессов только тем, что для них не создается отдельное окружение, они выполняются в среде родительского процесса.

    Приведенных данных о процессах нам пока достаточно (к рассмотрению процессов мы еще вернемся позже).



  • 
    Top