Закон информированности упорядоченности на примере организации. Закон пропорциональности и композиции. Понятия «зависимость», «закон», «закономерность»

Главная > Документ

«Классификация игр дошкольников »

Воспитатель О.П. Голубева Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитие способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Рассмотрим одну из таких (классификация С.Л. Новоселовой).

Классификация игр
(по С.Л.Новоселовой)




В Прогармме воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

Сюжетно-ролевые:

Театрализованные;

Подвижные;

Дидактические.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

    Игры на бытовые сюжеты : в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле). Игры на производственные и общественные темы , в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль). Игры на героико-патриотические темы , отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.) Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач : в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т.д.
Длительность сюжетной игры:
    в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.); в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.); в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).
Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.
предметная отношения деятельность поведение между людьми людей В структуре ролевой игры выделяют компоненты:
    роли, которые исполняют дети в процессе игры; игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли; игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми. отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.
В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры. Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение. Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу). Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра. Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослыхи в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств. Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия. Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков. В развитии и обогащениисамодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей. В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных. В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.
    Режиссерские игры , в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.
    Театрализованные игры.
Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Театрализованные игры



игры – игры на темы драматизации литературных произведений Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста. Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение. п сюжет игры оследовательность событий, ролей, поступков героев, их речь определяется текстом литературного произведения. д етям необходимо дословно запомнить текст, осмыслить течение событий, образ героев сказки, или пересказа. п

значение

омогает глубже понять идкю произведения, ощутить художественную ценность, искренне выразить свои чувства

Развитие способностей


Развитие поэтического слуха

Способность быстро воспринимать текст

Сберегать оживленность впечатлений

Чувственное восприятие содержание, выразительность речи ребенка

Передавать при создании образа героя в игре, выражать отношение речью, движениями

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности. Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям. С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей. Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию. С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации. В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой. Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз, за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками. Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некоторое влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить. Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре. Стоительно – конструктивные игры Строительно – конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их. Разновидности строительных материалов.Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными. Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием. Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. Она как бы задаёт цель строительной игры. Например, дети задумали играть в моряков - у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки т.д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например дети строят театр, а потом играют в артистов. В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики. Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления. В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т.п. Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость. Для строительных игр созданы специальные наборы материалов, включающие разнообразные геометрические тела (кубы, бруски, призмы, цилиндры, конусы, полушарья), дополнительные (пластины, доски, арки, кольца, трубы и т.д.) и вспомогательные материалы для украшения построек. В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.
Виды материалов Примеры
1 большой строительный материал, для возведения сооружений на полу. куб, циллиндр, паралеллипипед и другие.
2 настольный строительный материал. приблизительно те же формы, но меньшие размером.
3 полуфабрикаты. наборы досточек, арок, фронтонов и другие.
4 конструкторы. усложненный строительный материал.
Последовательность усложнения конструирования
Содержание
1. возведение сооружений воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и пояснеия действий.
2. показ образца строения выполненного врспитателем, с последующим анализом ее составнях частей.
3. показ приемов конструирования которыми дети овладевают для возведения построек.
4. предложение образца незаконченного строения, которое дети должны закончить самостоятельно.
5. конструирование по теме или заданным условиям.
6. возведение детьми сооружений по их собственному усмотрению.
    Творческие игры
Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.
виды характеристика
1. отображают отношения связанные с ролью, с позиции обственного опыта, который может быть негативным, уклоняется от нежелательного действия.
2. связанные с детским трудом в игре объединяется изобразительная, конструктивная и др. виды деятельности, воспитывается интерес к труду, дети принимают в ней активное участие.
3. умственное воспитание формирование фундаментальных психических процессов (мышления, восприятия, памяти, воображения, речи).
4. умственная активность связана с работой воображения, выбрать роль, вообразить, как действует человек, которому подражает, что говорит, как себя ведет. Открывает возможность для перехода мышления на новый уровень.
5. систематическое воспитание способствует развитию художественных интересов, проявляются и развиваются способности к музыке, танцам.
6. двигательная деятельность быстрое развитие осуществляемое в паре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьника.
Показатели развитого игрового интереса.
    Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли. Желание ребенка принимать на себя определенную роль. Наличие любимой роли. Нежелание заканчивать игру. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования). Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.
    Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
    Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях. В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно. Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их пере возбуждение и утомление. Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т.д. В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Практически всем родителям широко известно мнение психологов и педагогов о том, что лучшая форма обучения и воспитания детей – это игра. Как стимулировать детское развитие? Как гармонично развивать его интеллектуально и физически? Читайте в нашей статье обзор самых эффективных развивающих игр для детей разного пола и возраста, активизирующих внимание, восприятие и воображение детей, память и мелкую моторику, логику и многое другое.

Развивающие игры: их значение

Современные дети развиваются стремительно. Их уже не могут сводиться только лишь к обычным умениям – считать, писать или читать. Для того, чтобы успешно обучаться и постигать мир, при подготовке к школе ребёнку нужно иметь определённый комплект гармонично развитых качеств. При оценке, готов ли малыш к школе или нет, рассматриваются показатели:

  • базового опыта
  • развития познания
  • эмоционального и языкового развития
  • физической подготовки
  • умения общаться
  • зрительного восприятия, различения и памяти
  • слуховых способностей
  • отношения к книгам
  • общей и психологической готовности.

Из этого становится понятным, что поиск способов всестороннего развития детей сегодня очень актуален. Новые технологии ведения учебного процесса, повышенные темпы обучения, огромные объёмы информации, которые следует переработать маленькому школьнику, предъявляют иные требования к его способностям, чем ранее.
Развивающие игры - самый простой и природный способ развивать ребёнка и готовить его к школе. Развивающие игры основаны на таких принципах :

  • принцип сочетания игры и обучения
  • принцип перехода от игры к активной познавательной деятельности
  • принцип поэтапного усложнения игр и заданий
  • принцип активизации умственного развития ребёнка.

В этих принципах заложено значение развивающих игр, так как они формируют условия, в которых ребёнок будет эффективно всесторонне развиваться.
Каждый возрастной период развития ребёнка предназначен для освоения нового. Развивающие игры способствуют формированию необходимых для жизнедеятельности умений и навыков, например, захватывать и держать предмет, удерживать внимание, быть усидчивым и многого другого. В процессе игры ребёнок формирует свою эмоциональную сферу, совершенствует мелкую моторику. Вот почему важно подбирать игры и игрушки по возрасту ребёнка.

Виды развивающих игр

Для малышей

  • раскраски с крупными изображениями и наклейками
  • мягкие пазлы большого размера
  • игры о цветах и формах («сортеры», «трансформеры», пирамиды)
  • (длина, высота, количество, размер, вес предметов).

Эти несложные игры положительно повлияют на развитие внимания и памяти малыша, цветовое восприятие, логическое мышление и, конечно, способствовать формированию детского творчества. Не забывайте, что такими играми малыши занимаются вместе с родителями.


Познавательные (дидактические)

Такие игры (тематические наборы карточек и картинок, кубики с картинками и цифрами) расширяют представление ребёнка об окружающем мире: о животном мире, флоре и фауне, природе, профессиях, одежде, посуде и т. д.

Для развития внимания и памяти

  • «Ищем пару»
  • «Отличия»
  • «В поисках предмета»
  • «Что не так?»
  • «Лабиринт»

Такие игры также позитивно влияют на развитие внимания и памяти ребёнка. Малыш учится концентрироваться, ведь ему предстоит найти спрятанный предмет или отличия между практически одинаковыми рисунками, отбирать предметы по парам или выделить лишние (одинаковые). В результате малыш станет более наблюдательным и внимательным, находчивым и решительным.

Игры для развития мышления и логики

Развиваем логическое мышление с детства при помощи специальных игр. «Дополни рисунок», «Соедини точки», «Составь мозаику», «Сделай бусы», «Ассоциации» и другие игры призваны учить ребёнка делать сравнение, анализ и систематизацию информации, находить связи между предметами и обобщать, определять основное и делать выводы, а значит - самостоятельно размышлять. Такие умения пригодятся в дальнейшем на уроках математики.

Раскраски

Раскраски призваны развивать творческие способности малыша, умение держать карандаш и делать их точные движения, различать и запоминать цвета.

Пазлы

Пазлы - игра, где картину нужно собрать из частей - это увлекательно и полезно. Для самых маленьких используйте крупные пазлы из мягкого материала, а детям постарше подойдут наборы мелких частей, из которых можно собрать красочные картины.

Загадки и ребусы

Игры, в которых предстоит отгадывать и расшифровывать что-либо, очень нравятся и маленьким, и большим детям. Загадки расширяют кругозор, стимулируют умственные процессы, учат логически и интуитивно мыслить. Благодаря загадкам малыш больше узнаёт об окружающем мире. Ребусы и шарады - это своеобразная гимнастика для ума. Благодаря таким заданиям ребёнок расширяет словарный запас, тренируется самостоятельно мыслить, писать.

Математические игры

Обучайте детей простым манипуляциям с цифрами с раннего возраста. В этом вам помогут красочные карточки, кубики и книжки с цифрами и весёлыми картинками, которые помогут легко, в занятной форме познакомить малыша с миром чисел и цифр, понятиями количества, счётом и арифметикой.

Головоломки, конструкторы, шнуровки

Сочетают развитие логики и мелкой моторики. Этим типом игр ребёнок может заниматься самостоятельно.

Обзор рынка развивающих игр

Какие игры для детского развития сегодня родителям доступны в продаже?

  • : они «говорят» с малышом, «поют песенки». Они влияют на развитие музыкального слуха ребёнка, способствуют становлению его эмоциональности, коммуникабельности. Также они могут помочь малышу начать говорить.
  • сортеры (вкладыши): отличные помощники по изучению цветов, фигур, и цифр. Объёмные фигуры нужно вставлять в соответствующие отверстия. Вариаций игр с такими игрушками можно придумать множество.
  • пазлы: собирание картин из отдельных элементов может быть интересно и детям и взрослым.
  • кубики: учимся строить дома, изучая фигуры, числа и цвета. Тренируем логику и руку для письма.
  • конструкторы: собираем по образцу или придумываем свой проект. Деревянные, блочные, пластиковые, бумажные или металлические - сейчас большой выбор.
  • настольные игры: домино, шашки, шахматы, лото, настольный баскетбол, футбол, хоккей - развивают логическое мышление и быстроту реакции.
  • сюжетно-ролевые игрушки: маленькие и большие куклы, персонажи из мульфильмов, плюшевые игрушки - с помощью их малыш моделирует ситуации и учится играть в ролевые игры, которые являются хорошим тренажёром для социальной адаптации ребёнка.
  • сенсорно-двигательные (погремушки, карусельки-мобиле, игрушечные музыкальные инструменты) - вводят ребёнка в мир звуков, движения, форм.
  • пирамидки: конусообразные и шарообразные, деревянные и пластмассовые, разноцветные и прочие - тренируют первые навыки логического мышления малыша.
  • счётные столики (абаки): палочки с нанизанными предметами разной формы и цветов - хорошо учат ребёнка счёту, группировке и сортировке предметов, сенсорному восприятию.
  • шнуровки: готовят руку малыша к письму.
  • игрушки для активных игр: спортивный инвентарь и предметы повседневного обихода - физически развивают малыша, помогают понять способы действий с предметами.
  • наборы детского творчества: пластилин, моделирующие глины, аппликации - развивают детское творчество.

«Совет. При выборе развивающих игр для своего ребёнка лучше проконсультироваться у продавца детского магазина, для какого возраста та или иная игра/игрушка, с какой она целью используется, какие качества ребёнка она развивает».

Не забывайте, что все игры разработаны специалистами для развития определённых способностей малышей. Если не учитывать эти правила, то вы не достигнете намеченного результата и зря потратите деньги.

Игры детей от 0 до 3 лет

Пусть дошкольник побольше раскрашивает, учится рисовать.

Для школьников

Игры для детей, достигших школьного возраста, меняют свой характер. Настольные игры, интересные школьникам, всё также развивают разнообразные способности. Младшим школьникам становится интересно играть в командные настольные игры, а также деловые детские игры, которые способствуют их успешной социализации, развивают коммуникативные способности, мышление. Ребята в этом возрасте стремятся творчески проявить себя. Младшим школьницам нравится учиться вышивать, шить, создавать собственными руками поделки, и украшения. Мальчики с удовольствием выцарапывают гравюры, выпиливают лобзиком и чаще всего просят строительные наборы: так хочется смастерить что-либо!
Актуальность в этом возрастном периоде приобретают компьютерные игры, которые тоже могут быть развивающими.

Компьютерные и онлайн игры

В настоящее время появилось большое количество специализированных электронных ресурсов, предлагающих развивающие компьютерные и он-лайн игры для детей. Такие игры - абсолютно логичное продолжение всех предметных и устных игр и занятий с детьми с целью развития их способностей. Позитивные стороны тут тоже присутствуют - например, ребёнок постепенно учится компьютерной грамотности. Здесь нет ничего сложного: ребёнок просто играет в понравившуюся , тем самым тренируя память или внимание или скорость мышления и тому подобное. Он может научиться логически мыслить, обобщать, делать правильный выбор, тренироваться в математике или учить языки. И всё происходит в доступной игровой форме.


При занятиях за компьютером существуют правила:

  1. Обращайте внимание, в какой позе ребёнок сидит за компьютером. Сидеть нужно не сутулясь, не наклоняясь в какую-либо сторону, не кособочась.
  2. Следите за расстоянием монитора от лица ребёнка. Расстояние между ними должно быть не меньше диагонали вашего монитора.
  3. Научите пользоваться «мышкой». Этот полезный навык пригодится в развивающих компьютерных играх.

Детские компьютерные игры появились не так давно - всего несколько лет назад, однако эта сфера стала очень популярной среди детей и их родителей.

Выводы

Уважаемые родители, помните, что каждый ребёнок - индивидуален, и его развитие происходит в своём темпе. Старайтесь подбирать игры, которые будут развивать вашего ребёнка в соответствии с уровнем его общего развития и возраста. Не огорчайтесь, если малыш не справляется с заданием: отложите игру, предложите другую. Настроение и интерес ребёнка подскажут вам, чем он хочет заниматься. Будьте рядом во время игры, подсказывайте и объясняйте, как играть. Заинтересуйте ребёнка игрой и скоро увидите, каких успехов он достигнет.


Уделяйте развивающим играм достаточное количество времени, однако не перегружайте ребёнка. Ведь использование развивающих игр помогает развить индивидуальные качества ребёнка, а не воспитать гения. Перегружая малыша бесконечными непростыми заданиями, можно и отбить у него охоту учиться. Пусть лучше игры будут источником пользы и удовольствия.

ВВЕДЕНИЕ

Детство неотделимо от игры. Игра – это центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Первостепенное значение игры в развитии ребёнка побудило ООН провозгласить её универсальным и неотъемлемым правом ребёнка.

Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.

Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Она также является видом общечеловеческой культурной практики (Короткова Н.А). Игра как культурная практика развивает ребёнка и приобщает его к духу игровой культуры с её специфическими чертами: свободным выбором и необязательностью, внутренней целью, заключающейся в самом процессе деятельности, и обособленным от других форм жизни пространством-временем. Ее социализирующие влияния поддерживаются и специально созданной игровой материальной средой, и включением в деятельность детей воспитателя как партнёра – носителя игровой культуры.

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности.

В настоящее время игра в детском саду имеет очень широкий диапазон применения:

форма организации жизни и деятельности детей;

средство гармонического, всестороннего развития личности;

метод или прием обучения;

способ изменения положения ребенка в детском обществе, преодоления его познавательного и эмоционального эгоцентризма;

средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции.

Игра рассматривается:

как вид культурной практики;

ведущий тип деятельности ребенка-дошкольника;

уникальное средство ненасильственного воспитания и развития дошкольников (амплификации развития).

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ

ФГОС дошкольного образования ориентирует образовательный процесс ДОО на решение задач образования, воспитания и развития личности. В данном процессе значительное место отводится специально созданной образовательной ситуации, внутри которой происходит организованное обучение.

«Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» Любое обучение имеет под собой реальную основу.

Назначение обучения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.

Процесс обучения представляет собой взаимодействие двух процессов: учения (учебно-познавательной деятельности обучающегося) и преподавания (деятельности обучающего – педагога), которое осуществляется на основе содержания образования, заданного образовательной программой.

В процессе обучения (преподавания ) педагог осуществляет ряд функций: мотивирующую (обеспечивает принятие детьми учебного материала, формирует отношение к объектам познания ), информационно-организационную (организует познавательную деятельность детей, осуществляет коррекцию процесса учения, отбирает содержание познания), контрольно-диагностическую (определяет степень освоения содержания), воспитательную (вызывает отношение к познавательным объектам, обеспечивает развитие личности ребенка).

Учение как деятельность ребенка дошкольного возраста – это особый вид познавательной деятельности , которая осуществляется в процессе созданной взрослым образовательной ситуации. Своеобразие учения ребенка дошкольного возраста в том, что оно протекает только при участии взрослого , его руководстве и сопровождении. Учение – это деятельность, в ходе которой осуществляется освоение, закрепление, применение ребенком знаний и умений, развитие его самостоятельности в решении учебных задач, становление интересов и развитие творческих способностей, самооценки достижений, освоение и принятие ценностей.

Целенаправленное обучение детей является основой организованной образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы).

Об игре можно говорить в разных аспектах: как о самоценной деятельности, обеспечивающей ребёнку ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, и как о форме, в которую может облекаться обучение.

Игровая форма обучения не является сама по себе новой. Лозунги типа: «Учи – играя», «Используй игру и игровые приёмы при обучении малышей» кажутся понятными и очевидными. Однако на практике дело обстоит совсем иначе.

Зачастую воспитатели вводят в «скучные мини-уроки» для дошкольников детские игрушки, отдельные игровые ситуации, считая, что они тем самым, используют игру в качестве формы организации занятий. Например, приходит какой-либо персонаж и начинает детям что-нибудь объяснять, просить о чём-либо. Однако ни персонаж, ни педагог, озвучивающий игрушку, не способны сами по себе превратить занятие в игру. Они как были, так и остаются занятиями – «уроками», строго регламентированными взрослыми, где ребёнок лишь пассивный исполнитель заданий, которые предлагает педагог.

Обучение детей в игре фактически сводится к применению в работе с ними игровых приёмов «обыгрывания» учебного материала. Подобные «игровые моменты» на занятиях чреваты тем, что не получается ни игры, ни обучения.

Почему так происходит? Одной из причин сложившейся практики, опираясь на анализ работ Е.А. Флёриной, А.П. Усовой, Е.Е. Кравцовой, Е.А. Панько и других исследователей игры, можно назвать непонимание педагогами сущности ролевой игры, её места в развитии у ребёнка навыков учебной деятельности. Поэтому очень важно помочь воспитателю осознать основные пути соединения игры и обучения, механизм использования игровых методов и приёмов в обучении дошкольников.

Какая же форма обучения является наиболее уместной на занятиях с дошкольниками?

Успешными будут те формы, которые отвечают возрастным особенностям детей и направлены на приобретение и освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов.

Существуют, как отмечал С.Л. Рубинштейн, два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями:

    один из них специально направлен на овладение этими знаниями как на свою прямую цель;

    другой проводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя эти цели. В этом случае учение рассматривается не как самостоятельная деятельность, а как процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен.

Для детей дошкольного возраста характерен второй вид учения.
Учебная цель, не связанная с актуальными для ребёнка мотивами, не затронувшая его душу, не осознаётся им, она легко подменяется другими целями.

Поэтому, организуя обучение, нужно вызвать у детей самую разную мотивацию: игровую, соревновательную, личностно-значимую. Данные виды мотивации являются важными для ребёнка, потому что только к концу дошкольного возраста, к семи годам появляется возможность организовать учение с опорой на внутреннюю учебную мотивацию. Пока же педагогу необходимо опираться на значимые для ребёнка мотивы – игровые. И так, игровая форма обучения является основной в дошкольном возрасте.

Что же нужно знать педагогу об игровой форме обучения?

Игра имеет в своей основе – воображаемую ситуацию. Она складывается из сюжета, ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры. В игре всё происходит «как будто», «понарошку», а обучение – это всегда серьёзно.

В ходе обучения мы формируем у детей конкретные знания, умения, например, о геометрических формах. Данные понятия – это не воображаемая ситуация. Это математическая реальность. Если при неразвитой функции игры предъявить детям математический пример в контексте воображаемой ситуации, это сильно отразится на развитии ребёнка. Не в том смысле, что он не запомнит геометрические формы, а в том, что произойдёт смещение между разными установками. Такое обучение не наилучшим образом скажется на развитии воображения, которое является основой для успешного обучения и развития в будущем.

Ребёнок учится писать палочки. Занятие скучное и неинтересное. Педагог предлагает ребёнку превратить лист бумаги в коробку с ячейками, а палочки – в конфеты, которые надо аккуратно уложить. Данное занятие становится увлекательным и интересным. Ребёнок научается тому, что предусмотрено образовательной программой (развитие мелкой моторики и координации движений руки). Сработать данный приём может лишь в том случае, если ребёнок, достиг в развитии игры стадии вербализации воображаемой ситуации.

Овладение игрой имеет несколько ступеней . Сначала ребёнок обучается принимать воображаемую ситуацию от взрослого. Затем он способен не просто принимать воображаемую ситуацию, но и удерживать ее, развивать, переадресовывать. На следующем этапе ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого создаёт воображаемую ситуацию, удерживает её при помощи слов. Как отмечал Д.Б. Эльконин, к концу дошкольного возраста дети часто уже не столько играют, сколько говорят об игре.

В воображаемой ситуации ведущую роль играет воображение, которое в дошкольном возрасте становится центральным психологическим новообразованием. До возникновения этого периода (до 3 лет) воображение включается в другие психические процессы и функции. Появление его в качестве самостоятельной психической функции означает, что для ребёнка становится понятной и адекватной задача что-то вообразить. По словам Л.С. Выготского, привносить новое «в самое течение наших впечатлений и в изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ…»

Существуют различные уровни развития воображения у детей дошкольного возраста.

Находясь на первом уровне, ребёнок зависит от окружающей предметной среды. Он в палочке в одном случае «видит» ложку, а в другом – градусник. То есть меняется смысл ситуации, в которых ребёнок воспринимает этот предмет.

Имея, второй уровень развития воображения, дети мало зависят, от предметной среды, вместе с тем они зависят от своего личного опыта, который они вспоминают.

Третий уровень развития воображения определяется внутренней позицией, ребёнок перестаёт быть зависимым от предметной среды и личного опыта. Он свободно придумывает ситуации, даёт объяснение действиям персонажей своей игры.

Две девочки сидят на скамеечке и увлечённо разговаривают:

    Я поеду на бал к королеве и буду там самая красивая!

    А что ты наденешь, ведь у тебя нет новых красивых платьев?

    Я возьму самую красивую ткань и пойду к самой лучшей портнихе. Давай, ты будешь портниха. Сшей мне самое красивое платье, такое, как было у Золушки …

Данный пример показывает то, что девочки сумели реализовать игру в чисто вербальном плане, не совершая никаких действий. Если ввести в такую игру какое-либо учебное содержание – например, сколько ткани потребуется на платье, придумать модель платья, то учебной задача останется только для взрослых, а дети всё внимание будут концентрировать на деталях, которые, с их точки зрения, необходимы для реализации игры.

Кроме вербализации воображаемой ситуации, есть ещё один показатель готовности принимать игру в виде формы обучения. Это умение играть в игры с правилами. Игры с правилами имеют одну очень важную особенность – предварительный этап, на котором оговариваются условия игры (правила). Ребёнку их нужно запомнить, им надо подчиниться. Правилами задаётся способ деятельности. Сначала игровой, а затем и учебной. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Итак, игра может использоваться в качестве метода обучения в том случае, если она состоялась, освоена и пережита ребёнком в качестве самоценной деятельности .

Педагогам необходимо соблюдать все этапы формирования игры, потому что ребёнок должен последовательно овладеть всеми видами игровой деятельности. Напомним данные этапы.

Первый – ознакомительный этап в развитии игры (младенческий период).

Второй этап – отобразительная предметно-игровая деятельность (конец первого – начало второго года жизни).

Третий этап – сюжетно–отобразительная игра (конец раннего возраста).

Четвёртый этап – ролевая игра (дошкольный возраст). Способность к созданию воображаемой ситуации на словах и способность к участию в играх с правилами являются необходимыми условиями для использования игры в качестве формы обучения.

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Облекая обучение в форму игры, педагог использует различные методы.
Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Методы обучения не ограничиваются деятельностью только педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет деятельность детей. Таким образом, в обучении отражается деятельность педагога и детей.

Каждый метод состоит из приёмов, который является его элементом, составной частью, отдельным действием в реализации.

В свое время Е.А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в работе с дошкольниками в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. Основным достоинством игровых методов и приемов является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно.

Игровые методы и приемы характеризуются рядом признаков.

Прежде всего, они переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценарием.

Еще одна особенность заключается в том, что от ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуацию. Следовательно, и педагог должен играть с детьми и отказаться от прямого обучающего воздействия, замечаний, порицаний.

В дошкольной педагогике наиболее распространёнными методами и приёмами являются данные в таблице.

Игровые методы

Игровые приёмы

    воображаемая ситуация

    дидактическая игра

    внезапное появление объектов, игрушек

(приход или встреча сказочного героя Незнайка, Карлсон, лесной житель, герой мультфильма);

    внесение волшебного предмета (клубочек ниток, ящик, волшебная палочка)

    выполнение воспитателем различных игровых действий (получение письма с просьбой о помощи, посылки и т. п.),

    загадывание и отгадывание загадок,

    рассказ сказочной истории и др.,

    введение элементов соревнований,

    инсценировки коротких рассказов, стихотворений, бытовые сценки, элементы драматизации,

    создание игровой ситуации (Н-р, «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разложить картинки»)

Остановимся на краткой характеристике данных методов и приёмов.

В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развёрнутом виде. В неё входят роли, игровые действия, игровые правила, игровое оборудование. Например, для упражнения детей в связной речи имитируется обстановка магазина игрушек. Дети в роли продавцов, покупателей вступают в соответствующие взаимоотношения, выполняют игровые действия.

Одним из видов игрового метода является дидактическая игра , в которой все действия регулируются игровой задачей и игровыми правилами.

Дидактической игре в процессе обучения присущи две функции (А.П. Усова, В.Н. Аванесова). Первая функция – совершенство вание и закрепление знаний. Вторая функция – усваивание новых знаний и умений разного содержания.

Руководство игрой заключается в ознакомлении детей с её содержанием и правилами, а также в контроле над выполнением правил. Такая игра не может рассматриваться как метод пополнения или сообщения знаний. В ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование.

Как метод обучения дидактическая игра может использоваться при фронтальных, групповых, индивидуальных формах специально организованного обучения в разных образовательных областях.

Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный характер. На тематических занятиях на протяжении всего специально организованного обучения могут принимать участие какие-либо персонажи: Незнайка, Микки-Маус, Петрушка, Маленький человечек и другие. Или занятие может быть организовано в форме путешествия.

Игровые приёмы , как было отмечено выше, являются составной частью метода, средством повышения активности детей.

Приём внезапного появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, является залогом познания окружающего мира.

Рассмотрим конкретный пример. Воспитатели часто прибегают к такому игровому приему, как приход в гости того или иного игрового персонажа. Педагог изображает стук в дверь, открыв ее, объявляет детям, что к ним кто-то пришел. Возрастной диапазон использования этого игрового приема от 2 до 7 лет. Но если малыши 2 – 4 лет с неподдельным, искренним интересом относятся к приходу игрушки, то у детей 5 – 7 лет такой прием может вызвать плохо скрываемую насмешку.

Используется данный приём чаще всего в младших группах. К приёму выполнения воспитателем различных игровых действий можно отнести: подбор картинок, складывание, передвигание, имитацию движений. Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или элементов. Они должны обязательно сопровождаться речью. Данный приём используется, в том случае, если воспитатель является непосредственным партнёром ребёнка в игре.

Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме научить детей чему-нибудь, рассказать о чём-то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями.

Введение в занятия приёма соревнования в старших группах подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру увлекательной, занимательной и интересной для ребёнка. Отсутствие в занятии приёма соревнования превращает игру в упражнение.

Использование приёма создания игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении их проблем). Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». В этом случае игра носит озорной, увлекательный характер.

Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Педагогу следует помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение.

Главная ошибка в использовании игровых методов и приемов в работе воспитателей – беспорядочность в их использовании и несоответствие игровых методов способам построения сюжетно-ролевой игры на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Согласно исследованиям, проведенным Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, с 2 до 7 лет дети постепенно овладевают тремя способами построения сюжетно – ролевой игры:

1. Предметно-действенный способ – на этапе раннего и младшего дошкольного возраста;

2. Ролевый способ – в среднем дошкольном возрасте;

3. Сюжетосложение – условно можно отнести к старшему дошкольному возрасту.

Главный принцип отбора игровых методов и приемов – это соответствие способам построения сюжетно-ролевой игры детей данного возраста.

Младший дошкольный возраста (3 – 4 года)

1. одушевление игрового персонажа, который в непосредственной образовательной деятельности будет выступать в качестве партнера ребенка при выполнении задания и в последующей игре.

Например, чтобы привлечь внимание маленьких детей к приемам работы с краской, используется одушевление изобразительных материалов: кисти, которыми рисуют дети, превращаются в девочек – кисточек.

2. использование различных сюжетов для побуждения детей к более сложным способам построения игры по окончанию непосредственной образовательной деятельности, переходу от условных предметных действий к ролевому поведению.

Например, к моменту окончания непосредственной образовательной деятельности (дети рисовали травку для зайчат, воспитатель по телефону говорит с мамой – зайчихой, которая просит детей подогреть молоко и напоить зайчат и поиграть с ними).

3. осуществление «превращения» одних предметов в другие, пользоваться предметами-заместителями и многое другое.

Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)

1. принятие нужной роли и действие в этой роли.

2. заинтересовать детей ролями и обеспечить их действия содержанием, которое способствовало бы вхождению в роль.

Например, воспитатель берет на себя роль мамы – зайчихи. Спрашивает, кем бы хотели быть дети. Затем организует работу по принятию детьми роли зайчат (попрыгать, поесть морковку). Затем ставит игровую задачу: мама – зайчиха, опасаясь за жизнь зайчат, предлагает им сделать щиты и изображение деревьев, за которыми они могли бы спрятаться от волка, а потом учебную: «я научу вас делать щиты и рисовать деревья».

Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)

1. отбирать яркие и выразительные образы, способствующие развитию у детей внутреннего сопереживания героям и желания оказать им практическую помощь.

2. представлять сюжет, используя ролевое поведение и привлекая все возможные средства для беспредметного игрового действия – мимику, изобразительные действия, интонации и т. п.

Например, воспитатель берет в руки лист белой бумаги, показывает его детям и читает стихотворение В. А. Приходько «Белый город»:

Этот город –

Белый город.

Он под белым полотном.

Очевидно, белый город

Околдован колдуном…

Затем дети расколдовывают город – рисуют его красками.

Например, «Рисование машины» (рисование с натуры).

Воспитатель рассказывает детям, что в лесу пропала машина с новогодними подарками для лесных жителей, а найти ее не могут. Им нужно развесить по лесу картинки с точной копией пропавшей машины. Воспитатель просит детей помочь лесным жителям и нарисовать картинки машины.

Реализация игровых приемов и ситуаций при игровой форме занятий происходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства,

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

ЛИТЕРАТУРА

    Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – М.: Айрис-пресс, 2008. - 128 с.

    Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.

    Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии. – 1966. – № 6.

    Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. – М.: Айрис – пресс, 2004.

    Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие / Е. И. Касаткина. – М.: Дрофа, 2010. – 174 с.

    Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений. – М.: Академия, 2004. – 432 с.

    Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982.

    Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.

    Пенькова, Л.A. Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие / Л.A. Пенькова, З.П. Коннова, И.В. Малышева, С.В. Пыркова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – Магнитогорск, 1997.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Игры в дошкольном обучении [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Дошкольное обучение невозможно представить без использования игровых методик. Игры расширяют педагогические возможности воспитателей в условиях дошкольных учебных заведений и позволяют улучшить кругозор ребенка и развить определенные навыки.

Понятие игр в дошкольном обучении

В современных педагогических условиях очень важно использовать игровые технологии в ДОУ.

Причиной для этого является снижение игровой активности младших дошкольников, обусловленное рядом как внешних, так и внутренних факторов.

При этом важно понимать, что игра должна внедряться на самых ранних этапах воспитания.

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.

Игра – не только весёлое и занимательное времяпрепровождение для детей младшего и среднего школьного возраста. Её элементы самым активным образом включаются в учебно-воспитательный процесс и всесторонне применяются на уроках .

В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей:

  1. для всестороннего гармонического развития;
  2. в узкодидактических целях.

В игре у детей возникает три цели:

  1. удовольствие от игры "ХОЧУ";
  2. выполнять правила игры "НАДО";
  3. творческое выполнение игровой задачи "МОГУ".

Виды игр в дошкольном обучении

Классификация игр в системе педагогического процесса зависит в первую очередь от тех целей, которые педагог стремится достигнуть, и реальных результатов, полученных при их применении. В современной педагогике большое распространение получила классификация разработанная С. Л. Новоселовой.

Одним из эффективных приемов формирования игровых умений и навыков являются совместные игры взрослого и детей. Такие игры следует проводить не менее трех раз в неделю во второй половине дня. Воспитатель фиксирует в календарном плане цель и сюжет игры, имена ее участников.

В игре могут быть предусмотрены две-три активные роли.

Как правило, воспитатель вначале сам выполняет главную роль, потом поручает ее кому-нибудь из детей, помогая ребенку в затруднительных случаях. При этом педагог продолжает участвовать в игре, взяв на себя второстепенную роль.

Эффективным приемом является также игра педагога с игрушками на глазах у воспитанников. Важно, чтобы воспитатель проявлял искренний интерес к игре.

В играх, возникающих по инициативе самих детей, отражаются умения, приобретенные дошкольниками в совместных со взрослыми играх, в процессе наблюдений за игрой воспитателя. Педагог помогает воспитанникам развивать игру, используя совет, напоминание, введение новой игрушки, показ незнакомого действия. Если этого не делать, самостоятельная игра либо быстро прекращается, либо задерживается на однообразных действиях с одной и той же игрушкой.

Малыши, играя самостоятельно, любят использовать игрушки, с которыми действовал взрослый. Так, если воспитатель лечил Буратино, то и дети тоже лечат Буратино. В подобных случаях, подключаясь к детской самостоятельной деятельности, педагог обращает внимание воспитанников на другие игрушки, например, приходит на прием к врачу с больным мишкой, зайцем.

В развитии самостоятельных игр младших дошкольников большую роль играют правильный подбор и расположение игрушек. Для сюжетно-ролевых игр малышам необходимы куклы, медведи, зайцы, посуда и мебель для них. Хорошо иметь в группах игрушечные ванны, утюги, плиты, атрибуты для игр в парикмахерскую, в больницу. Кроме того, нужны автомашины крупных и средних размеров (лучше деревянные), коляски для кукол и др.

Развивая у малышей умение создавать игровую обстановку, воспитатель должен использовать крупный строительный материал.

Располагать наборы крупного строительного материала лучше вблизи уголка для сюжетно-ролевых игр. Нужно также иметь мелкий настольный строительный материал. Целесообразно, чтобы детали наборов были одного цвета, так как при этом рельефнее выступает форма постройки. Столы с мелкими кубиками и кирпичиками лучше располагать отдельно от других игровых уголков. Как правило, дети играют с мелкими наборами по одному или по двое. Такого рода деятельность дает ребенку возможность побыть одному, отдохнуть от сверстников. Воспитатель должен следить за тем, чтобы малыши подолгу не засиживались за столами. Но переводить ребенка от игр с мелким строительным материалом к другой, более подвижной деятельности, нужно осторожно, не вызывая отрицательных эмоций. При этом уместны игровые приемы.

Игры с песком и водой. В летнее время на участке много радости доставляют малышам игры с песком. Для таких игр на каждом участке устанавливают большие песочные ящики с барьером-скамейкой. Необходимо по мере высыхания увлажнять песок, иначе он будет непригоден для построек. В распоряжении детей должны иметься лопатки, совки, формочки, а также маленькие резиновые или целлулоидные куклы, фигурки животных, автомобили. Играя с воспитанниками, педагог показывает, как насыпать песок в формочки и опрокидывать их на барьер, как делать дорогу для автомашин, забор для садика и т. п. Можно ввести несложный сюжет.

Дидактические игры бывают двух видов:

  1. игры, которые организует и проводит воспитатель на занятиях
  2. игры с автодидактическими игрушками, а также народные и настольно-печатные, в которые дети играют самостоятельно.

Однако, прежде чем малыши научатся играть самостоятельно, воспитатель должен объяснить и показать способы действий. Делается это и в процессе фронтальных обучающих занятий со всеми детьми, и в совместных играх педагога с небольшими подгруппами из двух-трех человек. Воспитатель должен сам хорошо представлять себе, какие возможности заложены в той или иной игрушке, знать приемы обучения ребенка способам различных действий с нею.

Усвоение под руководством взрослого различных способов действий с дидактическими игрушками обеспечивает ребенку самостоятельность в игре. Важно, чтобы игрушки, с которыми дети научились действовать, были в группе постоянно и малыши могли брать их сами. Дидактические игрушки Необходимо менять по мере утраты у детей интереса к ним.

Музыкально-дидактические игры разучиваются на музыкальных занятиях. Педагог сразу обращает внимание воспитанников на контрастность звучания, выделяет его, дает возможность внимательно прислушаться, различить, сопоставить и воспроизвести заданное. Затем игра переносится во внеучебную деятельность.

По форме проведения музыкально-дидактические игры подразделяются на ряд категорий представленных на рисунке ниже.

Подвижные игры. Дети трехлетнего возраста еще не могут самостоятельно организовать игру. Поэтому необходимо систематическое руководство ею со стороны воспитателя.

Для самостоятельной двигательной игровой деятельности малышей рекомендуются игры с предметами: каталками, вожжами, мячами, обручами, воротцами. Эти игры используют для развития навыков как индивидуальной, так и элементарной совместной игры. Например, педагог дает двум детям мяч и подсказывает, как нужно катать его от одного к другому.

Первые подвижные игры детей носят подражательный характер. Они связаны с какими-нибудь знакомыми для малышей образами, например курицы и цыплят в игре "Наседка и цыплята". Эта игра состоит из одного-двух подражательных действий: цыплята бегают, клюют зернышки, на призыв наседки "ко-ко-ко!" они бегут к матери и садятся вокруг.

Включение игр в занятия с воспитанниками в условиях ДОУ позволяет корректировать психологическое состояние детей и стимулировать их развитие.

Игровая активность

В дошкольном возрасте дети огромное внимание уделяют уровню вовлеченности товарищей в игровую деятельностью Именно по данному показателю можно судить об игровой активности .

В современной дошкольной педагогике выделяют следующие признаки игровой активности:

  1. Выражается в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности;
  2. Определяется наличием собственной цели;

Поэтому одна из задач детского сада – уделять приоритетное внимание развитию представленных видов детской активности путем стимуляции собственной внутренней активной позиции ребенка.

Методы активизации собственной деятельности детей включают:

  1. проблему как внутреннее свойство их знаний и представлений, но высокая степень проблемных задач может тормозить психическую активность ребенка, а любая трудная ситуация в дальнейшем должна разрешаться достижением комфорта;
  2. неопределенность, дефицит исходной информации об объекте окружающего мира, но также важно учитывать, что высокая степень неопределенности может тормозить психическую активность ребенка;
  3. постановку творческих задач.

Для развития собственной внутренней активности ребенка определена важность создания организационно-педагогических условий в ДОУ, к которым относятся:

  1. разработка системы методических приемов, направленных на развитие всех видов активности ребенка;
  2. внедрение на их основе в практику работы новых нетрадиционных форм организации детской деятельности;
  3. создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию активности;
  4. обучение педагогов и формирование у них новой позиции во взаимодействии с детьми.

Все игры и методы ориентированы на развитие игровой активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества – основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.

Важное место в развитии игровой активности в ДОУ занимает предметно-развивающая среда. В понятие предметно-развивающей среды включают и отношения, которые складываются у ребенка с взрослым в процессе игры. Роль взрослого определяется формой организации игровой деятельности. Так, в организованной игре он выступает как равноправный партнер и включается в нее для связи отдельных игровых моментов, коррекции ролевых отношений. В свободных и самостоятельных играх дошкольников его роль сведена к минимуму и строится на наблюдении за ходом развития сюжета и всего игрового процесса в целом. Эту позицию педагога можно считать условно "пассивной", так как она в гораздо большей степени стимулирует собственную активность ребенка в игре.

В завершении необходимо отдельно выделить тот факт, что игры в дошкольном обучении позволяют закреплять и совершенствовать знания. Кроме того, они способствуют повышению эффективности занятий в условиях дошкольного образовательного учереждения и поддержанию интереса у детей.

Литература

  1. Пенькова Л.А. Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2010. (Приложение к журналу "Управление ДОУ")
  2. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.psyedu.ru
  3. Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов н/Д: "Феникс", 2010.

Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре ребенок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре формируются основные знания, развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности.

С. Л. Новоселова

«Что ты больше всего любишь делать?» На этот вопрос большинство детей ответит одним словом: «Играть!» Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для малышей словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир.

В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребенка. Ребенок с увлечением исследует предметы, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель - познание мира - остается неизменной. В игре ребенок воссоздает модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя ту или иную роль. Но игра, придуманная ребенком, не всегда в полной мере способствует его гармоничному развитию. Поэтому основной задачей взрослых - воспитателей и родителей - на данном этапе становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша. Как ни странно это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть.

Родители - первые наставники своего ребенка, открывающие ему этот мир. То, что малыш увидит и, прежде всего, как он это увидит, в первую очередь, зависит от его ближайшего окружения. Молодые родители все чаще сталкиваются с термином «раннее развитие ребенка». Этой теме посвящено множество методических разработок, научных статей, периодических изданий. Ни один из оппонентов еще не высказал мнения о том, что раннее развитие - вещь бесполезная и ненужная. Научно доказано, что мозг ребенка в возрасте до трех лет особенно восприимчив к информации и может усваивать ее в достаточно большом объеме. По утверждениям специалистов, именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта.

Начиная с трехлетнего возраста ребенок переходит в разряд дошкольника. Но присвоение такого «солидного» статуса не должно вводить в заблуждение родителей, стремящихся немедленно начать подготовку к школе и обременяющих детей утомительными занятиями по обучению счету, чтению и письму. Взрослые должны помнить, что ребенка на данном возрастном этапе нельзя принудить к чему-либо, заставить быть внимательным и усидчивым. Малыш просто физически не способен на это - все системы его организма находятся на начальных стадиях своего развития и не подчиняются жесткому волевому контролю. Но ребенка можно увлечь, заинтересовать и развить в полной мере его интеллектуальный, эмоциональный и физический потенциал посредством создания игровых ситуаций. Занятия в игровой форме помогут развить у ребенка ловкость, наблюдательность, образное мышление, память.

Основной деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра, и задача взрослых - сделать игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребенка. В этом помогут развивающие игры.

Что они дают? В основу развивающих игр положены два принципа обучения - от простого к сложному и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.

Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.

Во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.

В-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.

В-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

В-пятых, играя в эти игры с малышами, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Характерными особенностями игры являются:

Выполнение разнообразных практических действий;

Широкое использование дидактического материала;

Выработка навыков ориентирования на плоскости и в пространстве;

Не только формирование представлений в практической деятельности, но и их широкое использование в быту, игре, труде, то есть разнообразной деятельности.

Использование развивающих игр наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:

1. Организация поэтапного применения игр с последовательным усложнением дидактических и развивающих задач.

2. Систематизация и классификация игры по предложенным задачам.

Все игры должны быть подобраны с учетом развития детей. Правила игр должны требовать от них не просто повторения тех или иных действий, а приучать выполнять работу осмысленно.

3. Включение развивающих игр с проблемно-поисковыми задачами и осуществление взаимодействия педагога с ребенком.

Развивающих игр множество. Можно придумать и свои собственные - все зависит от фантазии и творчества взрослого, желаний малыша.




Top