Алгоритм как модель деятельности - решение. Алгоритм как модель деятельности. Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем Трассировка алгоритма - модель работы процессора

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Алгоритм как модель деятельности 900igr.net

Ч то такое алгоритмическая модель Алгоритм – это понятное и точное предписание конкретному исполнителю совершить конкретную последовательность действий, приводящую к поставленной цели. Этапы деятельности от определения цели (постановки задач) до получения результата такие: определение цели; планирование работы исполнителя; работа исполнителя; получение результата.

Алгоритм – это детальный план работы исполнителя, это описание последовательности элементарных действий, которые должен совершить исполнитель. Но всякий план или описание есть информационная модель. Следовательно: Алгоритм является информационной моделью деятельности исполнителя

Алгоритмическая модель: Определение цели (постановка задач) Построение плана - алгоритма Работа исполнителя Получение результата Модель работы исполнителя

Чтобы построить реальный план-алгоритм, который окажется выполненным, нужно точно знать возможности исполнителя. Эти возможности определяются системой команд исполнителя (СКИ). Составляя алгоритм, нельзя выходить за рамки СКИ. В этом состоит свойство понятности алгоритма. Язык программирования – формализированный язык описания алгоритмов.

Пример алгоритмической модели Алгоритм: Угадывание числа Дано: диапазон чисел от А до В Надо: угадать число Х, задуманное игроком, используя алгоритм половинного деления. Начало Задать вопрос: Х менее среднего значения между А и В? Если ответ «да», то принять за значение В целую часть среднего значения Если ответ «нет», то принять значение А ближайшее целое число, большее, чем среднее Если значение А и В равны, то их общее значение и есть искомое число Х Если значение А и В не равны, то вернуться к выполнению пункта 1 Конец

нет да нет Алг Половинное деление Цел А, В, Х Начало Ввод А, В, Х Пока А≠В, повторять Нц Если Х≤(А+В)/2 То В: = цел (А+В)/2 Иначе А:=цел((А+В)/2)+1 Кв Кц Вывод А Конец начало конец Ввод А, В, Х А≠В Х≤(А+В)/2 В: = цел(А+В)/2 А:=цел((А+В)/2)+1 Вывод А

Трассировка алгоритма – модель работы процессора Выполняя ручную трассировку, человек моделирует работу процессора.

Трассировочная таблица алгоритма «Половинное деление» № шага Команда алгоритма переменные Выполняемые действия Х А В 1 Ввод А, В, Х 3 1 8 2 А≠В 1≠8, да 3 Х≤(А+В)/2 3≤4,5, да 4 В: = цел((А+В)/2 4 В: =4 5 А≠В 1≠4, да 6 Х≤(А+В)/2 3≤2,5, нет 7 А:=цел((А+В)/2)+1 3 А: =3 8 А≠В 3=4,да 9 Х≤(А+В)/2 3≤3,5,да 10 В: = цел((А+В)/2 3 В:3 11 А≠В 3≠3,нет 12 Вывод А Ответ: 3

Трассировочная таблица является моделью работы процессора при выполнения программы. Программа выполняется (первый столбец таблицы). В столбце «Команда алгоритма» отображается содержимое регистра команд процессора, куда помещается очередная команда. В столбце «Переменные» отображается содержимое ячеек памяти компьютера (или регистров памяти процессора), отведенных под переменные величины. В графе «Выполняемое действие» отражаются действия, выполняемое арифметико-логическим устройством процессора. Таким образом, алгоритм в совокупности с трассировочной таблицей полностью моделируют процесс обработки информации, происходящий в компьютере.

Система основных понятий Алгоритм – модель деятельности Объект моделирования – целенаправленная деятельность исполнителя Исполнитель-человек Исполнитель-автомат (в том числе компьютер) Неформализованная СКИ Формализованная СКИ Формы представления алгоритмов Блок-схема Учебный алгоритмический язык Язык программирования Трассировка алгоритма – пошаговое исполнение алгоритма с тестовым вариантом исходных данных «Ручная» трассировка – заполнение трассировочной таблицы Трассировочная таблица – модель работы процессора при исполнение алгоритма

Выполнили ученицы 10 класса: Слободенюк Олеся Кудрук Виктория Прокопив Олеся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по информатике 10 класс "Алгоритм - модель деятельности"

На данном уроке прослеживаются все этапы урока. Урок построен по проектной технологии. Учащиеся на уроке создают мини проекты...

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»Цели урока:Систематизировать представления учащихся об исп...

Что такое алгоритмическая модель? Почему алгоритм можно назвать моделью и что он моделирует? n Алгоритм – это понятное и точное предписание конкретному исполнителю совершить конечную последовательность действий, приводящую к поставленной цели. Т. е. цель достигается через деятельность некоторого исполнителя.

Этапы деятельности: n n Определение цели; Планирование работы исполнителя; Работа исполнителя; Получение результата. Где же здесь место алгоритму? Алгоритм – это детальный план работы исполнителя, это описание последовательности действий, которые должен совершить исполнитель.

Следовательно - Алгоритм является информационной моделью деятельности исполнителя. Такую модель будем называть алгоритмической. Рис. Этапы движения от цели к результату. Определение цели Построение планаалгоритма Модель работы исполнителя Работа исполнителя Получение результата

Система команд исполнителя Чтобы построить реальный план-алгоритм, нужно знать возможности исполнителя. Эти возможности определяются СКИ. Составляя алгоритм нельзя выходить за рамки СКИ. Проще построить алгоритм для программно управляемого автомата, чем для человека. Для автомата СКИ – это строго определённый набор команд на формализованном языке описания алгоритмов. Такие языки называются языками программирования, а алгоритм – программой. СКИ человека невозможно полностью описать.

Пример алгоритмической модели. Задача: угадывание целого числа из заданного диапазона методом половинного деления. Первый игрок загадывает целое число из заданного диапазона чисел, например от 1 до 100. Второй должен угадать число за наименьшее количество вопросов.

Алгоритм для исполнителя-человека. Алгоритм Угадывание числа Дано: диапазон чисел от А до В Надо: угадать число Х, задуманное игроком, используя алгоритм половинного деления Начало 1. Задать вопрос: Х меньше среднего значения между А и В? 2. Если ответ «да» , то принять за значение В целую часть среднего значения. 3. Если ответ «нет» , то принять за значение А ближайшее целое число, большее, чем среднее. 4. Если значения А и В равны, то их общее значение и есть искомое число Х. 5. Если значения А и В не равны, то вернуться к исполнению пункта 1. Конец

Алгоритм для исполнителя-компьютера. Блок-схема начало Ввод А, В, Х нет А≠В да нет Х≤(А+В)/2 В=ЦЕЛ((А+В)/2) А=ЦЕЛ((А+В)/2)+1 Вывод А Конец

Алгоритм для исполнителя-компьютера. Алгоритмический язык Алг Половинное деление Цел А, В, Х Начало Ввод А, В, Х Пока А≠В, повторять Нц Если Х≤(А+В)/2 То В: =ЦЕЛ((А+В)/2) Иначе А: =ЦЕЛ((А+В)/2)+1 Кц Вывод А Конец

Структурное программирование Структура построенного алгоритма – цикл с вложенным ветвлением. Любой алгоритм можно построить из сочетания трёх основных алгоритмических структур: следования, ветвления и цикла. Это утверждение – основа методики, которая называется структурным программированием. Если алгоритм построен структурно, то легко перейти от описания алгоритма к программе.

Трассировка алгоритма - модель работы процессора. Чтобы проверить правильность алгоритма, совсем не обязательно переводить его на язык программирования. Протестировать алгоритм может и человек - путём трассировки. Выполняя ручную трассировку, человек моделирует работу процессора, исполняя каждую команду и занося результаты выполнения команд в трассировочную таблицу. Выберем интервал угадываемых чисел от 1 до 8. Пусть игрок задумал число 3.

№ шага Команда алгоритма Переменные Х А 3 1 Выполняемы е действия В 1 Ввод А, В, Х 2 А≠В 1 ≠ 8, да 3 Х ≤ (А+В)/2 3 ≤ 4, 5, да 4 В: =ЦЕЛ((А+В)/ 2) 5 А≠В 1 ≠ 4, да 6 Х ≤ (А+В)/2 3 ≤ 2, 5, нет 3 1 8 4 В: = 4

7 А: =ЦЕЛ((А+В)/2+1) 3 8 А≠В 3 ≠ 4, да 9 Х ≤ (А+В)/2 3 ≤ 3, 5, да 10 В: =ЦЕЛ((А+В)/2) 11 А≠В 3 ≠ 3, нет 12 Вывод А Ответ: 3 3 4 3 А: =3 В: =3

Трассировка алгоритма - модель работы процессора. n n Программа выполняется по шагам (первый столбец таблицы). В столбце «Команда алгоритма» отображается содержимое регистра команд процессора, куда помещается очередная команда. В столбце «Переменные» отображается содержимое ячеек памяти, отведённых под переменные величины. В графе «Выполняемое действие» отражаются действия, выполняемые арифметико-логическим устройством процессора.

Вывод: n Таким образом, алгоритм в совокупности с трассировочной таблицей полностью моделируют процесс обработки информации, происходящий в компьютере.

Система основных понятий Алгоритм - модель деятельности Объект моделирования – целенаправленная деятельность исполнителя. Исполнитель-человек Исполнитель-автомат(в том числе компьютер) Неформализованная СКИ Формы представления алгоритмов Блок-схема Учебный алгоритмический язык Язык программирования Трассировка алгоритма- пошаговое исполнение алгоритма с тестовым вариантом исходных данных. «Ручная трассировка» -заполнение трассировочной таблицы. Трассировочная таблица- модель работы процессора при исполнении алгоритма.

Домашняя работа § 16 читать, ответить на вопросы 3, 4, 5, 8, 11 (любые 3 вопроса из заданных)

Представить в виде блок -схемы В среде Word Представить данный алгоритм в виде блок-схемы, используя автофигуры алг нач цел a, b a: =2 b: =0 нц пока a 10 a: =a+2 b: =b+3*a кц вывод b кон

Конспект урока

Предмет : Информатика и ИКТ

Тема: Алгоритм как модель деятельности

Тип урока : урок развивающего контроля

Форма урока – традиционная

Цели:

Обучающие:
- продолжить формирование представлений об алгоритмах;

–– вспомнить понятие модели и дать определение алгоритмической модели; - составление алгоритмов с использованием условий и циклов.
Развивающие:
- создать условия для развития познавательной активности учащихся;
- развивать словесно-логическое мышление; культуру общения;

-
развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки.
Воспитывающие:
- воспитывать уверенность в своих возможностях;

- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Требования к результатам Предметные:
- формировать умение составления алгоритмов;

- научиться работать с новыми ЦОР-ами (стрелочки);
- составлять команды для выполнения поставленной цели;
- самостоятельно выполнять задание.
Универсальные учебные действия:
Личностные:

- действие смыслообразования;
- установление учащимися связи между командами и поставленными целями;
Регулятивные:
- целеполагание;
- формирование умения планировать любую деятельность в виде алгоритмов как модели деятельности;
- формирование самоконтроля и самооценки;
- волевая саморегуляция;

- прогнозирование;
- контроль;
- коррекция.

Познавательные:

- формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно- следственных связей; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельный поиск ее решения.

Коммуникативные

- формировать умение сотрудничать;
- учить говорить, рассуждать;
- учить взаимодействовать в парах.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, контроля.

Используемые педагогические технологии:

Технология диалога,

Технология обучения в сотрудничестве,

ИКТ.

Оборудование урока:

Интерактивный комплекс, презентация, ЦОР «стрелочки».

Оформление

результатов

Локализация затруднений

Выявить место и причины затруднения и определить цели урока.

Осознать потребность к контролю и самоконтролю результата, а также выявлению причин затруднений в деятельности.

Итоги выполнения задания по составлению алгоритмов (представлены на слайдах)

Побуждающий диалог

Организует мотивирование учащихся к коррекционной деятельности.

Анализирует правильность самопроверки учащимися своих работ.

Уточняет алгоритм и правила устранения ошибок.

Помогает определить причины ошибок в различных типах заданий.

Определяет учеников-консультантов (проверяющих правильность составленного алгоритма).

Определяют места

Указывают способы действий.

Сравнивают с эталоном и выполняют задания творческого уровня

Оценивают себя

Осознают причины допущенных ошибок на основании

Запись в тетрадь и проверка результата на экране.

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Запуск на экране правильных вариантов ответов.

Побуждающий диалог, мозговой штурм, обсуждение.

Организует процесс обсуждения учащимися целей коррекции, а также помогает выбрать необходимые средства и способы их достижения.

Организовывает работу в парах по типам допущенных ошибок.

Формулируют индивидуальные цели и алгоритм коррекционных действий.

Выбирают способ и средство коррекции.

Реализация построения проекта

Организация коррекционной самостоятельной работы над ошибками.

Творческие задания для учащихся, выполнивших контрольную работу без ошибок.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Направляет консультантов на помощь другим учащимся.

Учащиеся, выполнившие работу без ошибок могут выполнять творческие задания.

Выполняют работу над ошибками.

Выбирают задания в соответствии с ошибками;

выполняют работу, предложенную учителем.

Работа над ошибками в тетрадях.

Обобщение

Закрепить способы действий, вызвавших затруднение.

Побуждающий диалог.

Организует обсуждение типовых затруднений.

Проговаривает формулировки способов действий, которые вызвали затруднение

Формулируют способы действий, которые вызвали затруднение.

Самостоятельна работа с самопроверкой по эталону

Провести самостоятельную работу

Практическая работа.

Индивидуальная деятельность и работа в парах.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.

Осуществляет знаковую фиксацию преодоления затруднений.

Вывод критериев оценивания учащихся.

Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют самопроверку. Показывает результаты учителю

Результат- правильно разработаннаяпрограмма.

Рефлексия деятельности

Провести самооценку результатов деятельности

Коммуникативное воздействие, самостоятельная работа.

Карточка самооценки

Побуждающий диалог.

Организует проговаривание механизма деятельности по контролю.

Организует оценивание полученных результатов, а также фиксацию цели последующей деятельности.

Проговаривают механизм деятельности по контролю.

Дают оценку полученным результатам.

Фиксируют цель последующей деятельности.

Оценивают деятельность на уроке.

План –конспект урока

Организационный момент (2 мин)

1.Организационный момент

Всем, всем добрый день!

Локализация затруднений

Мне принесли коробку, дали задание разобраться с тем, что находиться в данной коробке.

Что может в ней лежать?

Отвечают на вопросы. Высказывают предположения.

Выбирают задания творческого характера.

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

С чего начать? Как мы называем такую последовательность действий? Зачем нужна инструкция? Можно ли ее назвать алгоритмом и почему?

Зачем нам нужны алгоритмы? Как мы схематично можем представить алгоритм?

Формулируют алгоритм коррекционных действий.

Выбирают способ и средство коррекции

Реализация построения проекта

2. В бутылке, стакане, кувшине и банке находится молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко находятся не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Куда налита каждая жидкость?

Ответ:

Молоко

Лимонад

Квас

Вода

Бутылка

Стакан

Кувшин

Банка

Выполняют работу самостоятельно.

Проверяют по эталону. Оценивают работу.

Обобщение затруднений во внешней речи.

И так у нас четыре различные ситуации:

1 ситуация: я являюсь директором фирмы и мне нужно нарисовать эмблему фирмы в виде буквы Ф. На рабочем столе в папке исполнитель задача 1_1 (необходимо составить список команд для выполнения данного задания используя команды: шаг, поворот, прыжок) Продемонстрировать учителю. За выполнение данного задания 1 балл

2 ситуация: Мне как директору необходимо оградить забором территорию. Используя процедуру необходимо написать команды для получения нужного результата. В папке на рабочем столе задача 1_2 Оценивается в 1 балл

3 ситуация: Мне как директору необходимо отправить деньги по безопасному маршруту, для этого мне нельзя изменять маршрут. Написать команды используя цикл для доставки денег из пункта А в пункт В. Задача в папке Исполнитель на рабочем столе задача 1_3. За выполнение данного задания 1 балл

4 ситуация: Необходимо написать алгоритм движения машины по доставке пиццы, с условием, что она не въедет в стену. Использовать условный оператор. Задача 1_4. За выполнение данной задачи с помощью условного оператора 2 балла, за использование линейного алгоритма 1 балл

Самостоятельна работа с самопроверкой по эталону

Учащиеся: Алгоритм - это понятное и точное предписание конкретному исполнителю совершить конечную последовательность действий, приводящую к поставленной цели.

Учащиеся оценивают свою работу самостоятельно и показывают результат учителю. Учащиеся: составляют алгоритмы.

Учитель: а теперь давайте проверим верно ли выполнили данное задание (на экране один из учеников запускает правильно составленные алгоритмы, остальные проверяют)

Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют самопроверку (слайд).

Оценивают.

Рефлексия

По ходу урока определяем затруднительные ситуации .

Графический исполнитель стоит в левом верхнем углу поля. Направление - произвольное . Что будет изображено на экране после выполнения графическим исполнителем следующего алгоритма (опишите все возможные варианты ): если впереди край то поворотиначе прыжок прыжок конец ветвления пока впереди не край шаг конец цикла

Cлайд 1

Cлайд 2

Что такое алгоритмическая модель? Почему алгоритм можно назвать моделью и что он моделирует? Алгоритм – это понятное и точное предписание конкретному исполнителю совершить конечную последователь-ность действий, приводящую к поставленной цели. Цель достигается через деятельность некоторого исполнителя.

Cлайд 3

Этапы деятельности: Определение цели; Планирование работы исполнителя; Работа исполнителя; Получение результата. Где же здесь место алгоритму? Алгоритм – это детальный план работы исполнителя, это описание последовательности действий, которые должен совершить исполнитель.

Cлайд 4

Алгоритм является информационной моделью деятельности исполнителя. Такую модель будем называть алгоритмической. Рис. Этапы движения от цели к результату. Определение цели Построение плана- алгоритма Работа исполнителя Получение результата Модель работы исполнителя

Cлайд 5

Система команд исполнителя Чтобы построить реальный план-алгоритм, нужно знать возможности исполнителя. Эти возможности определяются СКИ. Составляя алгоритм нельзя выходить за рамки СКИ. Проще построить алгоритм для программно управляемого автомата, чем для человека. Для автомата СКИ – это строго определённый набор команд на формализованном языке описания алгоритмов. Такие языки называются языками программирования, а алгоритм – программой. СКИ человека невозможно полностью описать.

Cлайд 6

Пример алгоритмической модели. Задача: угадывание целого числа из заданного диапазона методом половинного деления. Первый игрок загадывает целое число из заданного диапазона чисел, например от 1 до 100. Второй должен угадать число за наименьшее количество вопросов.

Cлайд 7

Алгоритм для исполнителя-человека. Алгоритм Угадывание числа Дано: диапазон чисел от А до В Надо: угадать число Х, задуманное игроком, используя алгоритм половинного деления Начало 1.Задать вопрос: Х меньше среднего значения между А и В? 2.Если ответ «да», то принять за значение В целую часть среднего значения. 3.Если ответ «нет», то принять за значение А ближайшее целое число, большее, чем среднее. 4.Если значения А и В равны, то их общее значение и есть искомое число Х. 5. Если значения А и В не равны, то вернуться к исполнению пункта 1. Конец

Cлайд 8

Cлайд 9

Алгоритм для исполнителя-компьютера. Алгоритмический язык Алг Половинное деление Цел А, В, Х Начало Ввод А, В, Х Пока А≠В, повторять Нц Если Х≤(А+В)/2 То В:=ЦЕЛ((А+В)/2) Иначе А:=ЦЕЛ((А+В)/2)+1 Кц Вывод А Конец

Cлайд 10

Структурное программирование Структура построенного алгоритма – цикл с вложенным ветвлением. Любой алгоритм можно построить из сочетания трёх основных алгоритмических структур: следования, ветвления и цикла. Это утверждение – основа методики, которая называется структурным программированием. Если алгоритм построен структурно, то легко перейти от описания алгоритма к программе.

Cлайд 11

Трассировка алгоритма - модель работы процессора. Чтобы проверить правильность алгоритма, совсем не обязательно переводить его на язык программирования. Протестировать алгоритм может и человек - путём трассировки. Выполняя ручную трассировку, человек моделирует работу процессора, исполняя каждую команду и занося результаты выполнения команд в трассировочную таблицу. Выберем интервал угадываемых чисел от 1 до 8. Пусть игрок задумал число 3.

Cлайд 12

№ шага Команда алгоритма Переменные Выполняемые действия Х А В 1 Ввод А, В, Х 3 1 8 2 А ≠ В 1 ≠ 8, да 3 Х ≤ (А+В)/2 3 ≤ 4,5, да 4 В:=ЦЕЛ((А+В)/2) В:= 4 5 А ≠ В 1 ≠ 4, да 6 Х ≤ (А+В)/2 3 ≤ 2,5 № шага Команда алгоритма Переменные Выполняемые действия Х А В 1 Ввод А, В, Х 3 1 8 2 А ≠ В 1 ≠ 8, да 3 Х ≤ (А+В)/2 3 ≤ 4,5, да 4 В:=ЦЕЛ((А+В)/2) 3 1 4 В:= 4 5 А ≠ В 1 ≠ 4, да 6 Х ≤ (А+В)/2 3 ≤ 2,5, нет

Название предмета: информатика Класс: 10 УМК (название учебника, автор, год издания): Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика и ИКТ 10­11 класс» Бином, Лаборатория Знаний, 2011 Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый Тема урока: Алгоритм как модель деятельности. Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем» Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 часа Место урока в системе уроков по теме: урок практических знаний Цель урока: дополнить и обобщить представления учащихся о компьютерных моделях, закрепить навыки работы с графическими исполнителями Задачи урока:  Образовательные: закрепить представления учащихся о моделях и видах информационных моделей; систематизировать моделировании, полученные знания, обобщить знания в управлении алгоритмическим исполнителем  Развивающие: развитие творческих способностей, логического мышления учащихся, их исследовательских умений и навыков.  Воспитательные: воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умения самостоятельно оценивать результат своей проектной деятельности и работы своих одноклассников. Планируемые результат:  Предметные – Повторить определение алгоритма, его свойства и виды. Вспомнить понятие модели и дать определение алгоритмической модели. Познакомить учащихся с примером алгоритмической модели, расширить представление учащихся о возможных сферах применения информационных моделей, показать выполнение трассировки алгоритма на конкретном примере.  метапредметные – учащиеся получат возможность развивать и отрабатывать умение анализировать, адекватно самостоятельно оценивать

правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.  личностные – способствовать формированию творческой активности учащихся через создание ситуации успешности Техническое обеспечение урока проектор, экран, ноутбук, компьютеры Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет­ресурсы) учебник­практикум Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Содержание урока 1. Организационный момент Здравствуйте, начнём наш урок страничкой из истории. 2. Актуализация базовых знаний №1 У исполнителя, который работает с положительными однобайтовыми двоичными числами, две команды, которым присвоены номера: 1. сдвинь влево 2. вычти 1 Выполняя первую из них, исполнитель сдвигает число на один двоичный разряд влево, а выполняя вторую, вычитает из него 1. Исполнитель начал вычисления с числа 104 и выполнил цепочку команд 11221. Запишите результат в десятичной системе. Решение: 1) важно, что числа однобайтовые – на число отводится 1 байт или 8 бит 2) главная проблема в этой задаче – разобраться, что такое «сдвиг влево»; так называется операция, при которой все биты числа в ячейке (регистре) сдвигаются на 1 бит влево, в младший бит записывается нуль, а старший бит попадает в специальную ячейку – бит переноса: 7 6 5 4 3 2 1 0 0 0 1 0 1 1 0 1 = 45 0 1 0 1 1 0 1 0 = 90 0 ? 0

бит переноса можно доказать, что в большинстве случаев результат этой операции – умножение числа на 2, однако есть исключение: если в старшем (7­ом) бите исходного числа x была 1, она будет «выдавлена» в бит переноса, то есть потеряна1, поэтому мы получим остаток от деления числа 2x на 28=256 3) попутно заметим, что при сдвиге вправо2 в старший бит записывается 0, а младший «уходит» в бит переноса; это равносильно делению на 2 и отбрасыванию остатка 4) таким образом, фактически команда сдвинь влево означает умножь на 2 5) поэтому последовательность команд 11221 выполняется следующим образом Код команды 1 1 2 2 1 Действие Результат Примечание 104 умножь на 2 208 умножь на 2 160 вычти 1 вычти 1 умножь на 2 159 158 60 остаток от деления 208*2 на 256 остаток от деления 158*2 на 256 6) правильный ответ – 60. №2 Исполнитель Робот действует на клетчатой доске, между соседними клетками которой могут стоять стены. Робот передвигается по клеткам доски и может выполнять команды 1 (вверх), 2 (вниз), 3 (вправо) и 4 (влево), переходя на соседнюю клетку в направлении, указанном в скобках. Если в этом направлении между клетками стоит стена, то Робот разрушается. Робот успешно выполнил программу 3233241 1 2

Какую последовательность из трех команд должен выполнить Робот, чтобы вернуться в ту клетку, где он был перед началом выполнения программы, и не разрушиться вне зависимости от того, какие стены стоят на поле? Решение: 1) фактически заданная программа движения Робота, которую он успешно выполнил, показывает нам свободный путь, на котором стенок нет 2) поэтому для того, чтобы не разрушиться на обратном пути, Робот должен идти точно по тому же пути в обратном направлении 3) нарисуем путь Робота, который выполнил программу 3233241: ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Робот начал движение из клетки, отмеченной красной точкой, и закончил в клетке, где стоит синяя точка 4) чтобы вернуться в исходную клетку (с красной точкой) по пройденному пути, Роботу нужно сделать шаг влево (команда 4), затем шаг вверх (команда 1) и еще один шаг влево (команда 4) 5) таким образом, ответ – 414. 3. Практическая работа Тема "Управление алгоритмическим исполнителем" Цель работы: закрепление навыков программного управления учебными исполнителями алгоритмов, полученных при изучении базового курса информатики в 8­9 классах. Используемое программное обеспечение: среда какого­либо учебного исполнителя алгоритмов графического типа, назначение которого ­ рисование на экране компьютера. К числу таких исполнителей относятся: Грис, Черепашка Лого, Чертёжник, Кенгуренок и др. Задание 1

Написать подпрограмму (процедуру) и с её помощью составить программу рисования лесенки по диагонали через все поле рисунка. Задание 2 Написать программы для рисования следующих рисунков на всю ширину листа, используя вспомогательные алгоритмы (подпрограммы). Задание 3 Описать подпрограмму для рисования следующей фигуры. Задание 4 Используя подпрограмму из предыдущего задания, составить программу для рисования "забора" через все поле рисунка.

Задание 5 Оформить решение задания 4 в виде подпрограммы и с ее помощью составить программу рисования следующей фигуры. Домашнее задание Параграф 16, с.89 , вопрос 11




Top