Форматируется диск установке виндовс 7. Как отформатировать жесткий диск перед установкой windows четырьмя разными способами — пошаговая иструкция. Форматирование программой Acronis Disk Director

122-мм гаубица образца 1938 г. М-30

Годы выпуска: 1939-1955

Выпущено: 19 266 единиц

Для поддержки действий стрелковых дивизий требовалась дивизионная артиллерия, способная в случае необходимости подавить вражеские батареи. На основе опыта Первой мировой войны в СССР в 30-е годы были созданы новые артсистемы повышенной дальности и точности стрельбы. В марте 1937 года на московском совещании представителей Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) было решено принять предложение маршала Егорова о разработке более мощной 122-мм гаубицы. В сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода под руководством Ф.Ф. Петрова получила задание на разработку такого орудия.

Опытный образец гаубицы, обозначенной М-30, поступил на государственные испытания в сентябре 1938 года. Год спустя орудие было принято на вооружение под обозначением «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.» и запущено в массовое производство. В результате советская дивизионная артиллерия получила современную и мощную гаубицу, способную успешно действовать в составе высокомобильных танковых, механизированных и моторизованных частей РККА. Этим орудием были вооружены первые советские крупносерийные самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны СУ-122.

М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника. Её с успехом применяли для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений (траншей, блиндажей) и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования миномётов. Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной. Этого было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков.

Конструкция лафета гаубицы позволяла вести огонь с большим углом возвышения. На лафете крепились гидравлический тормоз отката, подъемный секторный механизм, поворотный и уравновешивающий механизмы, ходовая часть с подрессоренным передком, раздвижные станины и щитовое прикрытие. Поршневой затвор открывался и закрывался с помощью рукоятки в один прием. Взвод и спуск ударника производились спусковым шнуром.

«Гаубица М-30 может применяться для борьбы с танками, САУ и другими бронированными машинами», - говорилось в наставлении к М-30. Тяжелый снаряд М-30 при попадании в танк, даже не пробивая брони, нередко вызывал детонацию боекомплекта внутри бронированной коробки.

По мнению некоторых артиллерийских экспертов, М-30 входит в число лучших конструкций советской ствольной артиллерии середины XX века. Оснащение артиллерии Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) гаубицами М-30 сыграло большую роль в разгроме нацистской Германии в Великой Отечественной войне.



Тактико-техническая характеристика

Боевая масса 2.36-2.5 т
Боевой расчет 8 чел.
Габариты 5900 (8600 с передком) х1975х1820 мм
Длина ствола 280 0 мм
Калибр 121.92 мм

Масса снаряда:

- осколочно-фугасный

- кумулятивный

3.76 кг

2.18 кг

Начальная скорость снаряда:

- осколочно-фугасный

- кумулятивный

515 м/с

570 м/с

Скорострельность 5-6 выст./мин

Максимальная дальность стрельбы:

- осколочно-фугасный

- кумулятивный

4.0 км

11.8 км

Время перевода гаубицы из походного положения в боевое 1.0 -1.5 мин

Максимальная скорость транспортировки по шоссе

50 км/ч

122-мм гаубица обр. 1938 г. (М-30) - орудие советской артиллерии. Спроектировано КБ Мотовилихинского завода в 1938 г, группой конструкторов, руководителем которой являлся Ф.Петров. Гаубица состояла в штатах дивизионной, корпусной артиллерии, а также артиллерии РГК, в военные и послевоенные периоды. Помимо СССР, гаубица состояла и на ворожении множества других стран, куда поставлялась в рамках советской военной помощи, в некоторых странах несет службу поныне.

Причины появления гаубицы обр. 1938 г.

Развертывание механизированных частей и соединений предвоенного периода, тенденция перевода артиллерии воющее на механическую тягу войны требовало создания артиллерии способной сопровождать и поддерживать механизированную пехоту и танки.

Для этого требовались орудия, обладающие вполне определенными боевыми качествами, недостаточными у гаубиц, состоявших в ту пору на вооружении.
Прежде всего, это касалось таких качеств как:

  • мощность отдельного выстрела;
  • дальнобойность;
  • скорострельность;
  • тактическая подвижность;
  • огневая подвижность.

Для обеспечения требуемых качеств, основные требования к новой гаубице сформулировали следующим образом:

  • калибр 122-мм . Вопрос калибра легкой гаубицы не был самоочевиден. На этом этапе достоинства калибра 107-мм в гаубичной артиллерии были окончательно отброшены ради большего могущества снаряда калибра 122-м;
  • дальнобойность . Таковая новых гаубиц должна была превосходить таковую 122-мм гаубиц обр. 1910/30 г;
  • скорострельность . Для увеличения скорострельности, по меньшей мере, орудие следовало оснастить клиновым затвором. Однако изготовление его для отечественной промышленности было делом сложным. Как следствие клиновый затвор только желателен;
  • тактическая подвижность . Скорость движения гаубицы по шоссе не менее 50 км/час. Для чего требовалось как минимум подрессоривание и металлические обрезиненные колеса;
  • огневая подвижность или маневренность. Для ее повышения гаубица должна была иметь раздвижные станины и УВН в 65 градусов.

Этап создания.

В сентябре тридцать седьмого года Артиллерийское управление передало в КБ УЗТМ ТТТ на новую гаубицу. В порядке инициативы к проектированию присоединились коллективы конструкторов КБ зав. №172 во главе Ф.Петровым и грабинское КБ зав. №92.

Первым с заданием справился завод №172, его опытный образец гаубицы с индексом М-30 поступил для испытаний на АНИОП 11.09.38 г.
Для сокращения времени проектирования и упрощения производства в конструкции использовались наработки по отдельным узлам серийных орудий:

  • поршневой затвор взят у 122-мм гаубицы обр. 1910/30г;
  • тормоз отката, с необходимыми изменениями конструкции, от 122-мм гаубицы обр. 1934г (гаубица «Лубок»);
  • колеса от пушки Ф-22;
  • канал ствола в основном повторял тот-же у гаубицы «Лубок».

В процессе испытаний 122-мм гаубица М-30 прошла более двух с половиной тысяч километров и из нее отстреляли немногим менее двух с половиной тысяч выстрелов. В ходе испытаний проявилась недостаточная прочность станин, которые дважды ломались, недостаточно надежно работал поршневой затвор вследствие ошибки в размерах гильз.

Полный заряд пороха из шести разновесных зарядов в одной гильзе собрать не смогли, как временная мера он размещался в паре гильз.

Гаубица испытания не прошла, но по решению комиссии ее рекомендовали к войсковым испытаниям. Спустя короткое время, 27.11.38 г., М-30 с улучшениями по результатам первых испытаний вновь поступила на АНИОП. Испытания в войсках гаубица М-30 проходила с 22.12.38 г. по 10.01.39 г. Армейские испытания показали прежнюю картину - слабы станины, трескавшиеся по сварке, течи жидкости из гидравлики.

Комиссия заключила, 122-мм гаубица М-30 испытания выдержала, в дальнейших войсковых испытания нет надобности, но выявленные недостатки следует устранить и провести полигонные испытания. Тем не менее, войсковые испытания орудие прошло еще раз, после устранения выявленных дефектов конструкции - летом тридцать девятого года, после чего поступила на вооружение.

Производство 122-мм гаубицы обр. 1938 г.

Для серийного производства гаубицу пермского конструкторского бюро передали Уралмащзаводу и заводу №92. Последний изготовил всего пятьсот гаубиц из заказа сорокового года и прекратил их производство.

Объемы произодства аналогичны производству других орудий - всплеск производства сорок второго года для восполнения потерь первого года войны. Последующее снижение объясняется как необходимостью производства орудий для САУ, так и программой производства гаубицы Д-1.

Впрочем, количественный рост советской артиллерии, не означал его качественного роста. Около 80 процентов советской артиллерии было калибра 76-82 мм, роль минометов в артиллерии значительно усилилась в ущерб гаубицам и пушкам.

Производство 122-мм гаубиц обр. 1938 г.
Год выпуска. 1940 г. 1941 г. 1942 г. 1943 г. 1944 г. 1945 г. 1946 г. 1947 г. Итого
Выпуск гаубиц. 639 2762 4240 3770 3485 2630 210 200 19266
Год выпуска. 1948 г. 1949 г. 1950 г. 1951 г. 1952 г. 1953 г. 1954 г. 1955 г.
Выпуск гаубиц. 200 250 - 300 100 100 280 100

Кратное описание конструкции.

Ствол - свободный, примерно до середины закрыт кожухом. Казенник – навитной.
Поршневой затвор открывался поворотом рукояти вправо. Секторный подъемный механизм закреплен на люльке слева, справа - поворотный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм ствола из двух колонок. Тормоз отката гидравлического типа. При стрельбе противооткатные устройства неподвижны.
Верхний станок вывешен относительно нижнего и соединен с ним штырем с пружинным амортизатором.

Боевой ход гаубицы М-30 подрессорен, снабжен тормозами. При разведении станин, автоматически выключается подрессривание. В исключительных случаях допустима стрельба при неразведенных станинах.

Для снижения веса в орудийном передке боекомплект не перевозился. Его перевозили при конной тяге в пере зарядных ящиков, по шестнадцать выстрелов в каждом. В случае механизированной тяги боекомплект размещался либо в повозках, либо автомобилях.

В ходе производства в конструкцию внесли множество изменений, хотя официально, существовала только одна версия гаубицы. Иногда такие изменения не отражались в Руководстве службы, а если и отражались, то без конкретики.

Изменения и улучшения связаны в основном с технологией производства либо упрочнением конструкции. Таких как замена кованых деталей сварными - станины, кожух ствола, рукоять затвора.

При организации производства гаубицы Д-1 , лафет М-30 который использовался в этом орудии, несколько усилили, что сказалась на его весе.

В процессе производства независимы прицел заменили полузависимым. Если в первом прицеле ось панорамы угла места цели оптическая ось оставалась неподвижной при вертикальной наводке, то во втором случае при установке угла места цели оптическая ось двигалась с прицелом.

Штаты.

В предвоенное время штат дивизионной артиллерии предусматривал наличие легкого арт. полка в составе 2-х дивизионов (8 76- мм пушек и 4 122-мм гаубицы в каждом), гаубичный арт. полк двух дивизионного состава (12 122-мм гаубиц в каждом) и дивизион 152-мм гаубиц (четыре гаубицы). Как мы видим, основу довоенных дивизионных артиллерийских полков составляли гаубицы и орудия калибра 122-мм и выше.

Изменения количества 122-мм гаубиц на примере штатов стрелковой дивизии военного времени можно посмотреть ниже.

Изменения в дивизионной артиллерии стрелковых дивизий.
Арт.система

Июль 1941 г.
Декабрь 1941 г. Март 1942 г. Июль 1942 г. Декабрь 1942 г. Июль 1943 г.
Декабрь 1944 г.
обычная гвардейская обычная гвардейская
76-мм пушки 16 16 20 20 20 24 32 36 32
122-мм гаубицы 8 8 12 12 12 12 12 12 20

Моторизованная дивизия располагала меньшим количеством артиллерии, ее арт. полк располагал двумя дивизионами по 4 76 мм пушки и 8 122-мм гаубиц, и гаубичным дивизионом 152-мм гаубиц.

Танковая дивизия имела на вооружении арт. полка только 16 122-мм гаубиц и 12 152-мм гаубиц.

Боеприпасы.

122-мм гаубица обр. 1938 г сохранила возможность ведения огня снарядами дальнобойной формы, разработанными для гаубицы обр. 1910/30 г., а также шрапнелями 460- серии при использовании заряда Ж-462. Однако по мере поступления снарядов нового типа, эта возможность стала из разряда «на черный день». И в 1943 г. в таблицы стрельбы такая возможность уже не упомянута.

В сорок третьем году в боекомплект гаубицы включен кумулятивный снаряд. Однако его эффективность при борьбе с БТТ была довольно сомнительной. На испытаниях в Кубинке, при стрельбе по танку «Тигр» из пятнадцати выстрелов не удалось добиться не одного попадания. Вероятно, это связано как с несовершенством прицельных приспособлений, так самого кумулятивного снаряда. Цена деления панорамных углов была две тысячных, тогда как, например гаубицы Д-30 - 0,5 тысячных. Что при ведении огня по целям малого размера, таким как танк или ДОТ, оказалось уже критичным. В гаубицах послевоенного выпуска этот недостаток исправили.

Расход снарядов.

Средние нормы расхода на выполнение огневых задач с закрытых ОП при фронтальном огне следующие:

  • на подавление отдельной огневой точки вне укрытия на дальности до 4 км требуется 20- 25 гранат 122-мм гаубицы обр. 1938 г. с установкой взрывателя на осколочное действие в течение 15-20 минут;
  • для подавления живой силы в ходах ссобщения и окопах на каждые 10 м окопа требуется на дальности в 2-3 км до 40 гранат фугасного действия в течение 20 -30 минут и на дальности 4- 6 км - 60 гранат в течение 30- 40 минут;
  • для разрушения 10- метрового окопа требуется такое же количество снарядов, что и при подавлении, но в более продолжительное время;
  • для разрушения блиндажа при двух-трёх прямых попаданиях на дальностях до 3 км требуется до 120 гранат в течение 1 часа.

Перечисленные задачи выполнялись преимущественно огнём батареи.

Огонь прямой наводкой на разрушение следовало вести с дальностей 500-1000 м. При этом на разрушение сооружений полевого типа расходуется в среднем до 20 снарядов.

Борьбу с танками 122-мм гаубица ведёт с закрытых и открытых огневых позиций. С закрытых ОП - массированным огнём- по районам скоплений танков, по танкам в колоннах и наступающим танкам -ведением подвижного заградогня.




При прорыве танков врага в глубину обороны и выходе их в район закрытых огневых позиций батарей последние ведут по ним- огонь прямой наводкой.

Наибольшая дальность действительного огня прямой наводкой по БТТ для гаубиц обр. 1938 г.- 1500 м; при этих дальностях огонь следовало вести лишь при массовых атаке танков.

Чтобы повысить действительность поражения и избежать преждевременного обнаружения орудий противником, огонь следует открывать с дальностей прямого выстрела 9 600 м.

Кумулятивный снаряд на расстояниии на дальность до 1000 м разрушает броню до 100 мм. На малые дальности для стрельбы по БТТ с успехом применяются осколочно-фугасные снаряды.

Могущество снаряда.

ТТХ 122-мм гаубицы обр. 1938 г.

ТТХ 122-мм гаубицы обр. 1938 г
Массогабаритные характеристики
Габаритная длина в походном положении, мм 5900 (без передка)
8600 (с передком)
Ширина орудия в походном положении, мм 1975
Высота орудия при нулевом угле возвышения, мм 1820
Масса в боевом положении, кг 2360 (орудия выпуска до середины 1943 г.)
2450 (более поздние)
Масса в походном положении, кг 2550 (без передка)
3100 (с передком)
Масса откатывающихся частей, кг 810
Масса качающейся части, кг 1014
Ствол
Калибр, мм 121,92
Длина ствола без затвора, мм 2800 (L/22,7)
Длина канала, мм 2670
Длина нарезной части, мм 2278
Число нарезов 48
Крутизна нарезки Переменная
Длина хода нарезов у каморы, клб 36
Длина хода нарезов у дула, клб 20
Огневые характеристики
Высота линии огня, мм 1200
Диапазон угла вертикальной наводки от −3° до +63,5°
Диапазон угла горизонтальной наводки 49° (24,5° влево и вправо)
Максимальная дальность огня гранатой ОФ-462, м 11 800 м
Максимальная скорострельность, выстр./мин 5–6
Подвижность
Клиренс (дорожный просвет), мм 330-357
Диаметр колеса, мм 1180
Ширина хода (колея), мм 1600
Максимальная скорость буксировки по шоссе, км/ч 50
Количество лошадей в упряжке при конной тяге 6
Прочее
Время перевода из походного положения в боевое, мин. 1
Расчёт, чел 8 (Командир орудия, 2 наводчика, замковый, установщик, трое заряжающих и подносчиков)

122-мм гаубица образца 1938 года М-30


По мнению некоторых артиллерийских экспертов, М-30 входит в число лучших конструкций советской ствольной артиллерии середины XX века. Оснащение артиллерии РККА гаубицами М-30 сыграло большую роль в разгроме нацистской Германии в Великой Отечественной войне.

Полевые гаубицы дивизионного звена, состоявшие на вооружении РККА в 1920-е годы, достались ей в качестве наследия от царской армии. Это были 122-мм гаубица образца 1909 года и 122-мм гаубица образца 1910 года, спроектированные соответственно немецким концерном «Крупп» и французской фирмой «Шнейдер» для Российской империи. Они активно использовались в Первой мировой и Гражданской войнах. К 1930-м эти орудия явно устарели. Поэтому уже в 1928 году в «Журнале артиллерийского комитета» поднимается вопрос о создании новой дивизионной гаубицы калибра 107-122 мм, приспособленной к буксированию механической тягой. 11 августа 1929 года было выдано задание на разработку такого орудия.

В 1932 году начались испытания первого экспериментального образца новой гаубицы, а в 1934 году это орудие было принято на вооружение как «122-мм гаубица обр. 1934 г.». Как и орудия периода Первой мировой войны, новая гаубица монтировалась на однобрусном лафете (хотя в то время уже появились лафеты более современной конструкции с раздвижными станинами). Другим существенным недостатком орудия был его колёсный ход (металлические колёса без шин, но с подрессориванием), ограничивавший скорость буксировки величиной 10 км/ч. Орудие было выпущено в 1934-1935 годах небольшой серией в 11 единиц. Серийное производство 122-мм гаубицы обр. 1934 г. было быстро прекращено. Она была слишком сложна по устройству для условий серийного выпуска на предприятиях оборонной промышленности.

С середины 1930-х годов ГАУ оказалось в центре дискуссий о будущем советской дивизионной артиллерии. В частности, в качестве альтернатив или взаимодополняющих решений рассматривались лёгкая 107-мм полевая гаубица, «традиционная» 122-мм гаубица, а также 107-мм гаубица-пушка в качестве дуплексного дополнения к дивизионной гаубице. Решающим аргументом в споре вполне мог стать опыт использования русской артиллерии в Первой мировой и Гражданской войнах. Исходя из него, калибр 122 мм считался минимально достаточным для разрушения полевых фортификационных сооружений, а кроме того, был наименьшим позволяющим создание для него специализированного бетонобойного снаряда. В итоге проекты дивизионных 107-мм лёгкой гаубицы и 107-мм гаубицы-пушки так и не получили поддержки, а всё внимание ГАУ сосредоточилось на новой 122-мм гаубице.

Уже в сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода под руководством Ф.Ф. Петрова получила задание на разработку такого орудия. Их проект имел заводской индекс М-30. Практически одновременно, в октябре 1937 года, по собственной инициативе, но с позволения ГАУ, за эту же работу взялось КБ завода № 92 (главный конструктор - В.Г. Грабин, индекс гаубицы Ф-25). Годом позже к ним присоединился и третий конструкторский коллектив - всё то же задание было также дано КБ Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) 25 сентября 1938 года по его инициативе. Гаубица, спроектированная в КБ УЗТМ, получила индекс У-2. Все проектируемые гаубицы имели современную конструкцию с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом.

Гаубица У-2 вышла на полигонные испытания 5 февраля 1939 года. Гаубица испытаний не выдержала из-за возникавшей во время стрельбы деформации станин. Доработка орудия была признана нецелесообразной, поскольку по баллистике оно уступало альтернативному проекту М-30, хотя по кучности огня превосходило конкурента.

Проект гаубицы Ф-25 поступил в ГАУ 25 февраля 1938 года. Ф-25 успешно прошла заводские испытания, но на полигонные испытания не поступила, поскольку 23 марта 1939 года ГАУ постановило:

«122-мм гаубица Ф-25, разработанная заводом № 92 в инициативном порядке, для ГАУ в настоящее время интереса не представляет, так как уже закончены полигонные и войсковые испытания гаубицы М-30, более мощной, чем Ф-25».

Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года. Несмотря на требование ГАУ оснастить новую гаубицу клиновым затвором, М-30 была оснащена поршневым затвором, заимствованным без изменений от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. Колёса были взяты от пушки Ф-22. Опытный образец М-30 был закончен 31 марта 1938 года, однако заводские испытания затянулись из-за необходимости доработки гаубицы. Полигонные испытания гаубицы проходили с 11 сентября по 1 ноября 1938 года. Хотя, по заключению комиссии, орудие полигонные испытания не выдержало (за время испытаний дважды ломались станины), было, тем не менее, рекомендовано направить орудие на войсковые испытания.

Доработка орудия шла тяжело. 22 декабря 1938 года три доработанных образца были представлены на войсковые испытания, снова выявившие ряд недостатков. Было рекомендовано доработать орудие и провести повторные полигонные испытания, а новые войсковые испытания не проводить. Тем не менее, летом 1939 года войсковые испытания пришлось провести повторно. Только 29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.».

Хотя официального документа, детально описывающего преимущества М-30 перед Ф-25, не существует, можно предположить следующие доводы, повлиявшие на окончательное решение ГАУ:

  • Отсутствие дульного тормоза, так как отклонённые дульным тормозом отработанные пороховые газы поднимают с поверхности земли клубы пыли, которые демаскируют огневую позицию. Помимо демаскирующего действия наличие дульного тормоза приводит к более высокой интенсивности звука выстрела сзади орудия по сравнению со случаем, когда дульный тормоз отсутствует. Это в некоторой степени ухудшает условия работы расчёта.
  • Использование в конструкции большого количества отработанных узлов. В частности, выбор поршневого затвора улучшил надёжность (в то время имелись большие трудности с производством клиновых затворов для орудий достаточно большого калибра). В ожидании предстоящей крупномасштабной войны возможность производства новых гаубиц с использованием уже отлаженных узлов от старых орудий становилась очень важной, особенно с учётом того, что практически все созданные в СССР с нуля новые образцы вооружений со сложной механикой имели низкую надёжность.
  • Возможность создания на лафете М-30 более мощных образцов артиллерийских орудий. Лафет Ф-25, заимствованный у дивизионной 76-мм пушки Ф-22, по своим прочностным свойствам был уже на пределе возможностей - 122-мм ствольную группу потребовалось оснащать дульным тормозом. Этот потенциал лафета М-30 был задействован впоследствии - он был использован при постройке 152-мм гаубицы обр. 1943 г. (Д-1).

Характерными особенностями гаубицы являются лафет с раздвижными станинами, большие углы возвышения и горизонтального обстрела, высокая подвижность при механической тяге.

Ствол гаубицы состоит из трубы, кожуха и навинтного казенника. Помещенный в казеннике затвор - поршневой, с эксцентрически расположенным отверстием для выхода бойка ударника. Закрывается и открывается затвор поворотом рукоятки в один прием. Взвод и спуск ударника производятся также в один прием оттягиванием курка спусковым шнуром; в случае осечки спуск ударника может быть повторен, так как ударник всегда готов к спуску. После выстрела гильза удаляется выбрасывающим механизмом при открывании затвора. Такая конструкция затвора обеспечила скорострельность 5-6 выстрелов в минуту.

Как правило, стрельба из гаубицы ведется при разведенных станинах. В отдельных случаях - при внезапном нападении на походе танков, пехоты или конницы, или если местность не позволяет развести станины - допускается стрельба при сведенных станинах. При разведении и сведении станин автоматически производится выключение и включение пластинчатых рессор ходовой части. В раздвинутом положении станины фиксируются автоматически. Благодаря этим особенностям переход из походного в боевое положение занимает всего 1-1,5 мин.

Прицельные приспособления гаубицы состоят из прицела, независимого от орудия, и панорамы системы Герца. В годы войны применялись прицелы двух типов: с полунезависимой линией прицеливания и с независимой линией прицеливания.

Гаубицу можно перевозить как механической, так и конной тягой (шестеркой лошадей). Скорость перевозки механической тягой по хорошим дорогам до 50 км/ч, по булыжным мостовым и проселочным дорогам до 35 км/ч. При конной тяге гаубицу возят за передком; при механической тяге ее можно перевозить непосредственно за тягачом.

Вес гаубицы в боевом положении 2450 кг, в походном без передка - около 2500 кг, в походном с передком - около 3100 кг.

Заводское производство гаубиц М-30 началось в 1940 году. Первоначально оно велось двумя заводами - № 92 (г. Горький) и № 9 (УЗТМ). Завод № 92 выпускал М-30 только в 1940 году, всего это предприятие выпустило 500 гаубиц.

Кроме выпуска буксируемых орудий, выпускались стволы М-30С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-122.

Серийное производство орудия продолжалось до 1955 года. Преемником М-30 стала 122-мм гаубица Д-30, принятая на вооружение в 1960 году.

Гаубица являлась дивизионным орудием. По штату 1941 года в стрелковой дивизии имелось 16 122-мм гаубиц. В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю войну. В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц. С декабря 1944 эти дивизии имели гаубичный артполк (5 батарей), 20 122-мм гаубиц. С июня 1945 года на этот штат перевели и стрелковые дивизии.

В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц, всего 12 шт. В кавалерийских дивизиях до августа 1941 года имелось 2 батареи 122-мм гаубиц, всего 8 орудий. С августа 1941 года дивизионная артиллерия из состава кавалерийских дивизий была исключена.

До конца 1941 года 122-мм гаубицы были в стрелковых бригадах - одна батарея, 4 орудия.

122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) (72-84 гаубицы).

Это орудие серийно выпускалось с 1939 по 1955 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века. Этим орудием были вооружены первые советские крупносерийные самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны СУ-122.

В годы Второй мировой войны гаубица использовалась для решения следующих основных задач:

уничтожение живой силы как открытой, так и находящейся в укрытиях полевого типа;

уничтожение и подавление огневых средств пехоты;

разрушение ДЗОТов и других сооружений полевого типа;

борьба с артиллерией и мотомеханизированными средствами;

пробивание проходов в проволочных заграждениях (при невозможности использовать минометы);

пробивание проходов в минных полях.

Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков. У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.

Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году. При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами с установкой взрывателя на фугасное действие. Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным, вплоть до срыва башни с погона. Тяжёлые «Тигры» были гораздо более устойчивой целью, но в 1943 году немцами был зафиксирован случай нанесения тяжёлых повреждений танкам типа PzKpfw VI Ausf H «Тигр» при боевом столкновении с советскими САУ СУ-122, вооружёнными гаубицами М-30.

В начале Великой Отечественной войны значительное количество (несколько сотен) М-30 было захвачено вермахтом. Орудие было принято на вооружение вермахта как тяжёлая гаубица 12,2 cm s.F.H.396(r) и активно использовалось в боях против Красной армии. С 1943 года для этого орудия немцы даже развернули массовое производство снарядов. В 1943 году было произведено 424 тыс. выстрелов, в 1944 и 1945 гг. - 696,7 тыс. и 133 тыс. выстрелов соответственно. Трофейные М-30 использовались не только на Восточном фронте, но и в оборонительных сооружениях Атлантического вала на северо-западном побережье Франции. В некоторых источниках также упоминается использование немцами гаубиц М-30 для вооружения САУ, созданных на базе различной трофейной французской бронетехники.

В послевоенные годы М-30 экспортировалась в ряд государств Азии и Африки, где до сих пор состоит на вооружении. Известно о наличии таких орудий в Сирии, Египте (соответственно, это орудие принимало активное участие в арабо-израильских войнах). В свою очередь, часть египетских М-30 была захвачена израильтянами. М-30 поставлялась также в страны-участницы Варшавского договора, например, в Польшу. Китайская Народная Республика развернула своё собственное производство гаубицы М-30 под названием Тип 54.

Финская армия в 1941-1944 гг. захватила 41 орудие этого типа. Захваченные М-30 под обозначением 122 H/38 финские артиллеристы использовали в лёгкой и тяжёлой полевой артиллерии. Орудие им очень понравилось, никаких изъянов в его конструкции они не нашли. Оставшиеся после войны финские М-30 использовались в качестве учебных гаубиц или находились в мобилизационном резерве на складах финской армии вплоть до середины 1980-х годов.

Относительно ее боевых качеств известно высказывание маршала Г.Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».

на базе М-30

М-30 в музее на Сапун -горе

ТТХ М-30

Масса в боевом положении

Наибольшая дальность стрельбы

Наибольший угол возвышения

Наибольший угол склонения

Угол горизонтального обстрела

Количество переменных зарядов

Скорострельность практическая

5-6 выстрелов в минуту

Скорость перевозки по шоссе

В наследство от русской армии РККА в числе прочих артсистем достались 122-мм гаубица образца 1909 года и 122-мм гаубица образца 1910 года, спроектированные соответственно немецким концерном «Крупп» (Krupp) и французской фирмой «Шнейдер». К 1930-м эти орудия явно устарели. Проведённые модернизации (в 1930 году для гаубиц обр. 1910 г. и в 1937 году – для обр. 1909 г.) существенно улучшили дальность стрельбы этих гаубиц, но модернизированные орудия всё же не удовлетворяли требованиям своего времени, в особенности, по мобильности, максимальному углу возвышения и скорости наводки. Поэтому уже в 1928 году в «Журнале артиллерийского комитета» поднимается вопрос о создании новой дивизионной гаубицы калибра 107–122 мм, приспособленной к буксированию механической тягой. 11 августа 1929 года было выдано задание на разработку такого орудия.

В целях ускорения проектирования было принято решение о заимствовании передового иностранного опыта. К проектированию приступило КБ-2, которым руководили немецкие специалисты. В 1932 году начались испытания первого экспериментального образца новой гаубицы, а в 1934 году это орудие было принято на вооружение как «122-мм гаубица обр. 1934 г.». Оно также было известно под названием «Лубок», от наименования темы, объединяющей два проекта по созданию 122-мм дивизионной гаубицы и 107-мм лёгкой гаубицы. Ствол 122-мм гаубицы обр. 1934 г. имел длину в 23 калибра, максимальный угол возвышения составлял +50°, угол горизонтальной наводки – 7°, масса в походном и боевом положении равнялась 2800 и 2250 кг соответственно. Как и орудия периода Первой мировой войны, новая гаубица монтировалась на однобрусном лафете (хотя в то время уже появились лафеты более современной конструкции с раздвижными станинами). Другим существенным недостатком орудия был его колёсный ход – металлические колёса без шин, но с подрессориванием – ограничивавший скорость буксировки двенадцатью километрами в час. Орудие было выпущено в 1934– 1935 годах небольшой серией в 11 единиц, из которых 8 поступили в опытную эксплуатацию (две четырёхорудийные батареи), а оставшиеся три – во взвод подготовки красных командиров.

Однако в 1936 году в ГАУ произошло серьёзное изменение взглядов на дивизионную гаубицу – проект «Лубок» в исходном виде более уже не считался перспективным. В частности, артиллеристов больше не устраивал однобрусный лафет, и они требовали раздвижные станины. Кроме того, зазвучали разговоры о переходе от 122-миллиметрового к 107-миллиметровому калибру на том основании, что за рубежом все перешли со 120-миллиметровых на 105-миллиметровые орудия. В силу всего этого, «Лубок» на вооружение так и не приняли, а в производстве осталось 122-мм гаубица обр. 1910/30 гг.

К 1937 году стало ясно, что в случае перехода на 107-мм калибр артиллерия начнет испытывать снарядный голод – производственные мощности по производству 107-миллиметровых боеприпасов были слишком малы. По той же причине был отвергнут проект замены дивизионных трёхдюймовок 95-миллиметровыми пушками.

В марте 1937 года на московском совещании представителей Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) было решено принять предложение маршала Егорова о разработке более мощной 122-мм гаубицы. В сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода под руководством Ф. Ф. Петрова получила задание на разработку такого орудия.
Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года. Орудие многое заимствовало от других образцов артиллерийского вооружения; в частности, устройство канала ствола было близко к аналогичному узлу гаубицы «Лубок», от неё же взяли тормоз отката и передок. Несмотря на требование ГАУ оснастить новую гаубицу клиновым затвором, М-30 была оснащена поршневым затвором, заимствованным без изменений от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. Колёса были взяты от пушки Ф-22. Опытный образец М-30 был закончен 31 марта 1938 года, однако заводские испытания затянулись из-за необходимости доработки гаубицы. Полигонные испытания гаубицы проходили с 11 сентября по 1 ноября 1938 года. Хотя, по заключению комиссии, орудие полигонные испытания не выдержало (за время испытаний дважды ломались станины), было, тем не менее, рекомендовано направить орудие на войсковые испытания.

29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.»

Производство гаубиц М-30 началось в 1940 году. Первоначально оно велось двумя заводами – № 92 (г. Горький) и № 9 (УЗТМ). Завод № 92 выпускал М-30 только в 1940 году, всего это предприятие выпустило 500 гаубиц.
Кроме выпуска буксируемых орудий, выпускались стволы М-30С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-122.
Серийное производство орудия продолжалось до 1955 года. Преемником М-30 стала 122-мм гаубица Д-30, принятая на вооружение в 1960 году.

М-30 имела достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Ствол представлял собой сборную конструкцию из трубы, кожуха и навинтного казённика с затвором. М-30 оснащалась поршневым однотактным затвором, гидравлическим тормозом отката, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела. Спуск производится нажатием курка за спусковой шнур. Орудие оснащалось артиллерийской панорамой Герца для стрельбы с закрытых позиций, этот же прицел использовался и при стрельбе прямой наводкой. Лафет с раздвижными станинами снабжён уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием. Колёса металлические с резиновыми шинами, рессоры пластинчатые. Возка орудия механической тягой обычно производилась без передка непосредственно за тягачом, максимально допустимая скорость транспортировки составляла 50 км/ч на шоссе и 35 км/ч по булыжным мостовым и просёлочным дорогам. Конной тягой гаубица перевозилась за передком шестёркой лошадей. При разведении станин подрессоривание выключается автоматически, при отсутствии места или времени для разведения станин допускается стрельба при сведённых станинах в походном положении. Угол горизонтального обстрела при этом уменьшается до 1°30′.

М-30 стреляла всем ассортиментом 122-мм гаубичных снарядов, в том числе разнообразными старыми гранатами русского и импортного производства. После Великой Отечественной войны к указанному ниже ассортименту снарядов добавились новые типы боеприпасов, например, кумулятивный снаряд 3БП1. Стальная осколочно-фугасная граната 53-ОФ-462 при установке взрывателя на осколочное действие при своём разрыве создавала около 1000 убойных осколков, эффективный радиус поражения живой силы составлял около 30 метров.

М-30 была дивизионным орудием. По штату 1939 года в стрелковой дивизии имелось два артиллерийских полка – лёгкий (дивизион 76-мм пушек и два смешанных дивизиона по две батареи 122-мм гаубиц и одной батарее 76-мм пушек в каждом) и гаубичный (дивизион 122-мм гаубиц и дивизион 152-мм гаубиц), всего 28 штук 122-мм гаубиц. В июне 1940 года в гаубичный полк добавили ещё один дивизион 122-мм гаубиц, всего в дивизии их стало 32 штуки. В июле 1941 года гаубичный полк был исключён, число гаубиц сократилось до 16. В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю войну. В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц. С декабря 1944 эти дивизии имели гаубичный артполк (5 батарей), 20 122-мм гаубиц. С июня 1945 года на этот штат перевели и стрелковые дивизии. В горнострелковых дивизиях в 1939–1940 годах имелся один дивизион 122-мм гаубиц (3 батареи по 3 орудия), всего 9 гаубиц. С 1941 года вместо него вводится гаубичный артиллерийский полк (2 дивизиона по 3 четырёхорудийных батареи), гаубиц становится 24. С начала 1942 года остаётся только один двухбатарейный дивизион, всего восемь гаубиц. С 1944 года из штата горнострелковых дивизий гаубицы исключены. В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц, всего 12 шт. В кавалерийских дивизиях до августа 1941 года имелось 2 батареи 122-мм гаубиц, всего 8 орудий. С августа 1941 года дивизионная артиллерия из состава кавалерийских дивизий была исключена. До конца 1941 года 122-мм гаубицы были в стрелковых бригадах – одна батарея, 4 орудия. 122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад резерва Верховного Главнокомандования.

М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника. Её с успехом применяли также для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений (траншей, блиндажей, ДЗОТов) и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования миномётов. Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков. У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы. Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году. При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами с установкой взрывателя на фугасное действие. Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным, вплоть до срыва башни с погона.

В начале Великой Отечественной войны значительное количество (несколько сотен) М-30 было захвачено вермахтом. Орудие было принято на вооружение вермахта как тяжёлая гаубица 12,2 cm s.F.H.396(r) и активно использовалось в боях против Красной армии. С 1943 года для этого орудия (а также ряда более ранних трофейных советских гаубиц того же калибра) немцы даже развернули массовое производство снарядов. В 1943 году было произведено 424 тыс. выстрелов, в 1944 и 1945 гг. – 696,7 тыс. и 133 тыс. выстрелов соответственно. Трофейные М-30 использовались не только на Восточном фронте, но и в оборонительных сооружениях Атлантического вала на северо-западном побережье Франции.

Смотрите также:

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Как остановить вырождение нации

Недавно купили себе компьютер и еще плохо в нём разбираетесь? Перешли на Windows 7 с другой системы и еще толком не поняли что к чему? Вас интересует вопрос, как же форматировать жесткий диск в Windows 7 ? Если так, то вы на правильном месте.

Процедура форматирования дисков, флешек или чего-то иного в Windows 7 не сильно отличается.

Хочу вас предупредить, после форматирования диска все данные будут удалены . Так что будьте внимательны при выборе диска для форматирования.

Кстати диск с операционной системой, обычно это диск (C:), нельзя отформатировать. Это можно сделать только при переустановке системы.

Итак, давайте приступим к процессу форматирования жесткого диска в Windows 7. Заходим в Мой компьютер, кликнув по значку на рабочем столе или через «Пуск» кликнув по пункту «Компьютер».

Теперь кликаем правой кнопкой мыши по диску, который нужно форматировать и в появившемся списке выбираем пункт «Форматировать» .

В открывшемся окне нам нужно задать некоторые настройки для форматирования. Строка «Емкость» , там указан полный объем, который будет у нас после форматирования. В строке «Файловая система» выбираем NTFS. Это современная файловая система и лучше всего выбирать именно её. «Размер кластера» оставляем по умолчанию, «Метка тома» это название диска, там пишем, что душе угодно. И последнее «Способы форматирования» , тут галочку напротив «Быстрое (очистка оглавления)» убираем. Теперь нажимаем кнопку «Начать» .

Подтверждаем, что в курсе удаления всех данных с данного диска, нажав «ОК» .




Top