Что такое трекбол и как он работает. Трекболы. Механические или шариковые мышки

  • Здоровье гика
  • Долгое время мне хотелось попробовать в работе вместо мыши трекбол. «Собирался с силами» года два, наверное: читал обзоры, сравнивал модели, смотрел видео с анбоксингами и тестами. Наконец приобрёл это необычный манипулятор, и уже второй год использую его на работе и дома. Попробую рассказать о том, как мои трекбольные ожидания были скорректированы реальностью.

    Моя история во многом схожа с пользователем , выводы тоже во многом коррелируют. В своей заметке я уделю особое внимание следующим моментам:

    • критериям применимости и полезности трекболов;
    • недостаткам и ограничениям трекболов;
    • трекболам в компьютерных играх.

    Ну и, конечно же, всё нижесказанное - мой личный опыт и мои личные выводы, истинность и универсальность которых небесспорна.

    1. Выбор трекбола

    Если искать по интернетам трекболы, то найдётся множество моделей, а вот в оффлайновых магазинах трекбол — крайняя редкость. В Новосибирске, например, я нашел только один магазин, где трекбол можно было взять в руки. Пришлось заказывать девайс издалека.

    Меня интересовали классические настольные трекболы для рабочих станций, а не 3D-мыши, не встроенные в клавиатуры и не надеваемые на палец устройства. Классические трекболы были поделены на две группы: «шар под большим пальцем» и «шар в центре».

    Кроме того учитывалось следующее:

    • число кнопок;
    • наличие дополнительных осей (колёсиков или колец);
    • подключение к ПК (USB или Wi-Fi);
    • цена (может доходить до не одной тысячи рублей).

    Здесь я надолго завис, определиться мне помогло внезапно занывшее запястье и вот этот пост в LiveJournal, после прочтения которого я отбросил трекболы с шаром под пальцем и выбрал распространённый недорогой четырёхкнопочный TrackMan Marble.

    2. Трекбол и эргономика

    В интернете часто упоминается тот факт, что по сравнению с мышью трекбол требует меньше движения рук, соответственно, это лучше с точки зрения эргономики. Мой опыт, как и опыт пользователя (автора вышеупомянутого ЖЖ-поста), явно говорит, что это не совсем правда.

    Окончательный выбор в пользу красного шарика был сделал, после того как у меня начало ощутимо ныть запястье при работе с мышью. Запястью прописали покой и эластичный бинт. Трекболом я думал эту проблему решить: «Вот сейчас я руку-то разгружу, победю болячку эргономикой!». Разгрузил. На второй день работы с трекболом от непривычной нагрузки в довесок к запястью заныли пальцы.

    Хотя эффект и оказался временным, но было крайне неприятно. Пальцы через пару дней привыкли, и запястье, таки, пришло в норму.

    В целом оказалось, что трекбол не столько уменьшает нагрузку, сколько меняет её тип: при длительной интенсивной работе с трекболом пальцы устают и начинают побаливать. Ещё очень важно положение плеча и локтя, они устают не хуже запястья. Повторю слова : «Лучше без фанатизма».

    3. Настройка трекбола

    Персонализация оказалась важным моментом. В основном я работаю с кодом и браузером. После некоторых экспериментов я остановился на таких настройках:


    Картинка и конфиги отсюда

    Причём я чётко понял, что если бы я по большей части занимался, например, обработкой фото, то выбрал бы другую конфигурацию. Эксперименты с настройками заняли часа два.

    Дискомфорт от работы с непривычным устройством прошел минут за 30-40, а к окончанию периода настройки я управлялся с шаром совершено естественно.

    В интернете о трекболах не раз встречалось «в начале трудно точно попадать...», «в начале скорость снижается...» и подобное. Лично у меня это «в начале» было очень коротким.

    4. Трекбол в работе

    В процессе эксплуатации выяснились некоторые неожиданные для меня моменты.

    Во-первых, за шар хватаешься руками, жирными и грязными. Шар и его паз требуют регулярной чистки. Ну, не сильно так требуют, но если не чистить, то постепенно шар начинает прилипать в местах касаний с корпусом. В старых статьях о преимуществах трекболов перед мышками упоминают, что шарик трекбола проще доставать для чистки, чем мышиный. Современные мыши давно не имеют шариков, а трекболы по-прежнему надо чистить.

    Во-вторых, пришлось держать на работе мышь «для гостей». Часто подходят коллеги с рабочими вопросами, и каждое «дай компьютер, сейчас покажу...» неизменно превращалось в «… а это что за штукенция, как ей куда тыкать?!!»

    В-третьих, лично меня не сильно впечатлил часто упоминаемый «эффект инерции» шара (крутится по инерции после сильного толчка). По мне так удобнее настроить акселерацию курсора под себя - и усилий меньше, и точность выше.

    Впрочем, кроме неожиданностей были и вполне ожидаемые впечатления:

    • Для работы с кодом, текстом и для сёрфинга трекбол - полный аналог мыши, ни особых плюсов, ни минусов.
    • Шар позволяет скроллить сразу по двум осям. При прокрутке карт, например, это удобно.
    • Вращение трёхмерных объектов трекболом приятно-интуитивное.
    • Простое для мыши действие - «скролл с зажатой правой кнопкой» - крайне неудобно, либо вообще недоступно с трекболом моего типа.
    • Трекбол не «скачет» и остаётся удобным даже при значительных вибрациях стола.
    • Трекбол не требует много места на столе.

    5. Игры

    Утверждение «трекбол не для игр» или вопрос «как трекбол в играх?» встречается чуть ли не в каждом читанном мной тексте о трекболах (особенно в старых). Первое утверждение не совсем справедливо, а кое-где и совсем не справедливо. Я не хардкорный геймер, но думаю, что мои наблюдения и впечатления вполне релевантны.

    Оговорюсь: здесь речь о классическом трекболе с шаром посередине - на таком приходится зажимать кнопку, чтоб начать скролить. Трекболы других конструкций таких ограничений не имеют, и нижесказанное может на них не распространяться.

    5.1 FPS

    Шутеры от первого лица отлично играются с трекболом. Прицеливание, в некотором смысле, даже естественнее. Пробовал Serious Sam 3, Left 4 Dead 2, первый и второй Half-life.
    Вышесказанное справедливо и для Minecraft-а, который по управлению вполне себе FPS.

    5.2 TBS , квесты, казуальные игры

    Никакой разницы с мышью, что вполне ожидаемо.

    5.2 RTS

    Разновидности Tower Defence/Offence играются нормально.

    Классические RTS типа Дюны и Старкрафта не пробовал, но к их потомкам относится DotA, о которой ниже.

    5.3 RPG

    Игры с видом от третьего лица практически неиграбельны, если быстрый поворот камеры и зум колесом критичны для геймплея. С выбранным мной конфигом трекбола игра в Lineage II и Guild Wars была крайне затруднена.

    5.4 MOBA

    В DotA2 вполне можно играть т.к. вращение камеры не нужно, но поколдовать над биндингами кнопок пришлось. Ухудшает ли трекбол результативность, не скажу — не спец в таких играх.

    5.5 Flight simulator

    Симуляторы аркадного типа играются замечательно, а если игра позволяет настроить вращение самолёта от осей трекбола, то управление становится приятно-интуитивным (простенький GL117 даёт почувствовать этот эффект).

    Опробованы Freespace 2 и Star Conflict. Freespace до полной беспроблемности настроить не удалось, Star Conflict играбелен на 100%. Симуляторы с упором на реалистичность не пробовал.

    В заключение об играх повторю: длительная и интенсивная нагрузка на пальцы при игре трекболом не полезна для здоровья!

    6. Опыты на людях

    После того как я дописал до этого места, мне стало интересно, насколько трекбольное управление отличается от мышиного в числах. Накропал примитивный тест , позволяющий сравнить некоторые метрики трекбола и мыши относительно меня.

    Результаты серии прогонов такие...

    Трекбол

    Мышь

    Т.е. мои результаты по наведению на цель с трекболом стабильно хуже, чем с мышью, на ≈100 миллисекунд, при этом число ошибок несколько меньше.

    Внезапный трекбол на соседней улице. Этот уже много лет обитает в небольшом магазинчике радиодеталей.

    Обратите внимание, что в первом случае трекбол выбран из-за ограниченности рабочего пространства, а во втором к тесноте добавляется ещё и прозрачность «стола».

    8. Итого

    Из моего опыта следует, что:
    • Трекбол вполне эквивалентная замена мыши, хотя и с особенностями.
    • Трекбол сам по себе не улучшает эргономические характеристики рабочего места.
    • Трекбол подходит для игр, но не для всех.
    • Трекбол хорош, если у вас мало места, либо часто шатается стол.
    • Попадать точно в цель трекболом, действительно, немного сложнее, чем мышью.
    • Определённо есть и люди, и случаи, для которых трекбол не подходит и даже вреден.
    Вот примерно такая заметка была бы мне полезна пару лет назад, когда я определялся с выбором.

    Теги:

    • трекболы
    • устройство ввода
    • манипуляторы
    Добавить метки

    или Какой шарик лучше?

    Трекбол — достаточно интересное порождение технической мысли, эдакая «мышка вверх ногами». Смысл его понятен — чем таскать по столу корпус мышки, можно крутить шарик на неподвижном основании. Из основных плюсов сразу можно привести экономию места (нет необходимости в коврике) и возможность работать с трекболом в тех местах, где пользоваться мышкой затруднительно (например, не за столом, а, скажем, в кресле).

    В то же время, трекболы распространены на рынке гораздо меньше, чем обычные «грызуны», что влечет за собой целый ряд негативных последствий: во-первых, отнюдь не все производители готовы работать на достаточно узком рынке, во-вторых, очень многие магазины не считают необходимым иметь в ассортименте такой тип устройства позиционирования (часто их приходится искать), в-третьих — из-за меньших масштабов производства цены на трекболы заметно выше, чем на мыши и не столь охотно падают со временем.

    Впрочем, выбор все же есть. Сегодня мы рассмотрим три различных модели трекболов от Logitech. Кроме того, эти устройства олицетворяют собой все три основные варианта компоновки трекбола (в том числе и различное расположение шарика). Также рекомендую ознакомиться с этой статьей , из которой можно почерпнуть много технических деталей касательно строения трекболов и немало практической информации. Например, упаковка и комплект поставки не отличаются вообще ничем (кроме, иногда, физических размеров и индексов).

    А теперь подробнее рассмотрим участников нашего тестирования.

    Marble Mouse

    Корпус вызывает определенные ассоциации с морскими скатами (разве что скаты шире и шаров у них на голове не водится)… Трекбол абсолютно симметричен. Достаточно крупный шарик расположен по центру. Кнопок четыре. Во-первых, две очень большие по бокам (нажимать их — одно удовольствие) с легким ходом (однако ложных срабатываний у меня не было). Во-вторых, на верхних кромках больших кнопок находятся две маленькие, по-умолчанию настроенные как PgUp/PgDn. В драйверах указано наличие пятой кнопки (нажатие показывается как нажатие на передние части левой и правой кнопок), но у меня лично что-то с ней не сложилось. Интерфейс подключения — проводной, USB; в комплекте поставки присутствует переходник USB-PS/2.

    Пластмасса корпуса, однако имеет очень удачный оттенок, причем не однотонная, а как бы с блестящими пылинками, так что выглядит трекбол очень представительно. Основные кнопки темно-серого цвета, маленькие — светлее, в целом все компоненты очень удачно сочетаются по цвету. Нижняя поверхность сделана из пластика примерно того же оттенка, что и большие клавиши.

    В целом трекбол производит впечатление очень стильного и имиджевого устройства — такой будет солидно смотреться на столе начальства средней руки.

    TrackMan Wheel

    При взгляде на трекбол сразу возникают ассоциации с семейством «гнутых» мышей серии MouseMan, неизменно вызывающих у обычных пользователей удивление и повышенный интерес. Корпус заточен строго под правую руку, причем сложилось впечатление, что он немного меньше, чем корпуса аналогичных мышей — мыши для меня были великоваты, а вот на трекболе рука лежала очень удобно. Шарик по размерам гораздо меньше, чем у Marble Mouse, и расположен совсем по-другому. Кнопок всего три: две «стандартных» и одна под колесиком прокрутки. Сами кнопки имеют небольшие размеры, так что, возможно, у людей с крупной ладонью возникнут трудности при попытке разместить на них пальцы. Интерфейс — USB, длина интерфейсного кабеля — 180 см. Как и в предыдущем случае, комплекте имеется переходник USB-PS/2.

    Пластик корпуса похож на используемый в предыдущей модели, однако имеет другой оттенок (светлее и более «стальной»), что, на мой взгляд, не пошло трекболу на пользу — выглядит он достаточно «дешево». На корпусе напротив шарика есть резиновая вставка немного более темного оттенка. Нижняя панель выполнена из полупрозрачного пластика, через который видно основную плату. На мой взгляд, выглядит трекбол не так представительно, как предыдущая модель.

    Впрочем, на вкус и цвет, как известно, товарищей нет.

    Cordless Optical TrackMan

    Дизайн трекбола подобен мышам серии МХ: матово-черный корпус с серебристой вставкой. Рассчитан трекбол строго под правую руку, при этом гораздо крупнее предыдущей модели. Другие особые приметы — очень крупный шарик и рекордное количество кнопок: целых восемь. Причем — интересный случай — ярковыраженной левой кнопки нет. Слева расположен целый блок кнопок, рассчитанных на нажатие большим пальцем: большая кнопка (по функциональности — стандартная левая), и две поменьше (по умолчанию работают также, как четвертая и пятая кнопка мыши — Back/Forward в Explorer). А еще две кнопки находятся сверху и снизу от скроллера: это ни что иное, как Cruise Control. Появился он именно в трекболах, однако широкую известность приобрел только после выхода мышей моделей МХ500 и МХ700 . Оттуда же к нам явилась соседняя кнопка с символом замочка (переключатель задач), причем до нее приходится так же далеко тянуться. Наконец, большая правая кнопка расположена вплотную к шарику. Единственное «но» — ее легко нажать случайно, вращая шарик, что несколько неудобно.

    Как уже упоминалось, корпус сделан из черной матовой нескользкой пластмассы с серебряной вставкой.

    Смотрится трекбол шикарно. Marble Mouse выглядит дорого, но неброско, и не претендует на центральное место на рабочем столе. А вот Cordless Optical TrackMan, наоборот, хочет, чтобы все внимание доставалось только ему (что, нужно сказать, ему вполне удается).

    Трекбол использует беспроводной радиоинтерфейс. Ресивер подключается к порту USB (есть переходник USB-PS/2), длина провода — 130 см. К сожалению, качество работы ресивера не высоко (по сравнению с ресиверами большинства беспроводных мышей). Устойчивая связь возможна лишь на расстоянии примерно на те же 130-140 см. Кроме того, следует внимательно отнестись к выбору места для ресивера:, например, у меня он не заработал, будучи положенным сверху на системный блок. Следует избегать излишней близости и от других электронных устройств. Питание осуществляется от двух батареек АА (поскольку трекбол крупный, проблем с размещением батарей не возникает), расположенных вдоль корпуса. В драйверах есть возможность индикации уровня зарядки батарей; за пару месяцев уровень визуально не снизился.

    Драйверы

    В последнее время о драйверах серии MouseWare на страницах нашего сайта говорилось столько, что повторяться еще раз, наверное, не стоит. Так что я ограничусь парой скриншотов из настроек Cordless Optical TrackMan, потому что там просто интересно взглянуть на конфигурацию многочисленных кнопок и закладку, посвященную батареям. Все остальное абсолютно стандартно.

    Личные впечатления

    Cамый большой и очевидный для меня плюс — само устройство не нужно двигать (хотя поначалу я пытался это делать:)). Во-первых, это удобно, если на столе куча бумаг, книг и пр. — можно класть трекбол (особенно если он беспроводной) поверх и без проблем работать. Во-вторых, можно работать, если стола нет вообще. Например, можно положить клавиатуру (или ноутбук целиком) на колени, а трекбол - на подлокотник кресла, тогда можно вальяжно развалиться и не тянуться руками к столу. А в-третьих, при работе с трекболом рука и кисть находятся в расслабленном состоянии, ими не надо постоянно двигать, как в случае с мышкой.

    Что касается удобства перемещения по экрану, здесь трекболы вообще (как класс) понравились мне меньше мышей, хотя не исключаю, что я просто не успел к ним привыкнуть. Дело в том, что, передвигая мышь, на подсознательном уровне представляешь, где окажется курсор, если двигать мышь с определенной скоростью (при определенных настройках скорости движения мыши и акселерации) в определенном направлении. С трекболом все несколько сложнее, т.к. трудно контролировать шарик с той же точностью, поэтому часто, если двигаешь курсор через весь экран (например, к Х в левом верхнем углу), легко можно проскочить нужную точку, к которой потом придется возвращаться. Правда, у этой конструкции есть обратная и очень привлекательная сторона - здесь не может «закончиться коврик», когда приходится поднимать мышь и переносить ее в центр коврика. Второе - мне пришлось перенастраивать «ориентацию» трекбола, т.е. изначально направления движения вертикаль/горизонталь были несколько не такими, как ожидалось, хотя благодаря драйверам эта процедура очень удобна и занимает секунды. И, наконец, третье - при работе в графическом редакторе (когда приходится обрезать углы фотографий) мышь мне показалась более удобной - вращая шарик трекбола, сложнее придерживаться прямых линий. В играх… в играх я не определился. Например, в космическом симуляторе мне было немного сложнее целиться, зато намного легче крутить корабль, так что там трекбол по общим впечатлениям впереди. В шутерах примерно такая же ситуация - точно установить прицел достаточно сложно, но при этом намного легче разворачиваться и вообще, вертеться. Правда, здесь я не был бы столь категоричен. Стратегиями побаловаться я не решился - а то эта статья вышла бы осенью:)

    Сравнение моделей

    Cordless Optical TrackMan - «любовь с первого взгляд». У него больше: кнопок - целых восемь, форма - самая вычурная и, на первый взгляд, самая удобная, дизайн - привлекающий к себе внимание, цвета - яркие, интерфейс - беспроводной. Однако после некоторого периода работы у меня возникло ощущение, что по удобству Marble Mouse вплотную к нему приближается - удивительно, но рука лежит на них практически одинаково и одинаково удобно нажимать на кнопки. На мой взгляд, это большой плюс Marble Mouse, т.к. этот трекбол симметричен. Ну, разве что кнопок у него меньше.

    А вот у Trackman Wheel совершенно другая концепция - да, рука лежит примерно так же, но под средним и указательным пальцем здесь кнопки, а шарик нужно вращать большим пальцем. По ощущениям такой способ где-то ближе к мышке, потому что клавиши расположены так же. Однако мне показалось, что точность при этом страдает еще больше, тем более, что у таких трекболов маленький шарик. Впрочем, в повседневной жизни такой способ ненамного хуже остальных, зато кнопки и колесо прокрутки привычно расположены (для тех, кто привык к мыши, разумется), так что выбирать стоит лишь исходя из собственных предпочтений.

    Провести же различие между Marble Mouse и Cordless Optical TrackMan гораздо сложнее - рука на этих трекболах лежит практически одинаково. Как удалось сделать настолько удобной форму Marble Mouse, сохранив симметричный дизайн, остается только догадываться.

    В общем, на стороне Marble Mouse большие кнопки, по которым легко попасть, и симметричность, предполагающая легкость работы любой рукой, а со стороны Cordless Optical TrackMan им противостоят большое количество кнопок, колесо прокрутки и беспроводной интерфейс. Отдать победу стоит… да, в общем, никому не стоит:) Решайте сами, что из вышеперечисленного для вас важнее. Кстати, я бы не стал отдавать однозначную победу Cordless Optical TrackMan и в категории «внешняя привлекательность» - просто Marble Mouse требуется больше времени, чтобы понравиться. Впрочем, все это более чем субъективно.

    Кстати, у Cordless Optical TrackMan есть определенная особенность, сказывающаяся в основном в играх - правая кнопка расположена так, что если пальцы соскальзывают с шарика при интенсивном вращении, то попадают как раз на нее. Поэтому запас ракет у меня убывал весьма быстро:)

    И вот что мне осталось непонятным - почему эти устройства так непопулярны? На мой взгляд, на трекболе гораздо лучше лениво бродить по Интернету - рука расслаблено лежит на корпусе, и лишь пальцы легкими движениями двигают шарик (а не вся рука от плеча работает, чтобы сдвинуть мышь), т.е. затрачиваемые физические усилия намного меньше. Трекбол не требует коврика и занимает намного меньше места на столе, его можно класть прямо поверх бумаг, а можно разместить в любом месте, в том числе, на подлокотнике кресла, можно положить на колени… И, наконец, то, что у трекбола «не кончается коврик» (оказывается, можно обойтись без постоянного «прогуливания мыши») очень пригодится пользователям больших мониторов. В общем, для офисных приложений я бы даже предпочел трекбол, а не мышь.

    Выводы

    Что касается выбора между мышью и трекболом, то, на мой взгляд, трекбол предпочтителен, если вы очень много работаете с мышью и у вас от нагрузок уже болит рука, если вам постоянно приходится расчищать место на столе, чтобы удобно было ее катать или если вы работаете в таких местах, где нет удобных ровных поверхностей для мышки. Ну и при личных предпочтениях, разумеется. А теперь коротко коснемся вопроса выбора между различными моделями, представленными в данном обзоре.

    Если вы привыкли к мышке (особенно к «гнутым» моделям от Logitech) и вам нравится их кнопочный блок, то вам несомненно будет интересен TrackMan Wheel. Тем более, что он и по захвату более-менее близок к мышам. Marble Mouse хорош своей симметричностью и при этом потрясающим удобством захвата любой рукой. Незаменимая покупка для левшей и людей, одинаково хорошо пользующихся обеими руками. Устала правая рука - просто перекладываете трекбол на другую сторону клавиатуры и пользуетесь дальше. В отличие от симметричных мышей, в данном случае не нужно расчищать место под коврик. Также плюсом является чрезвычайно удачная форма корпуса - и правая, и левая ладонь ложится на трекбол очень удобно.

    Cordless Optical TrackMan все-таки рискну назвать топовой моделью в обзоре. Здесь и яркий дизайн, и удобная форма, и большой удобный шарик, и огромный набор кнопок, и радиоинтерфейс… В общем, если вы хотите «все и сразу», то эта модель для вас - по функциональности и удобству она отвечает самым высоким требованиям.

    Предшественники тачпада

    Вы хотите знать, что такое тачпад? Этот термин появился в 1988 г. До этого существовали устройства, называемые трекбол и трекпойнт. А до них курсором управляли с помощью мышки.

    Основой конструкции трекбола является шар, такой же, как в механической мышке. Старые механические мышки передвигали по специальному коврику, шар внутри катился и, касаясь сенсоров, вырабатывал сигнал, которым передвигался по экрану курсор. Но, поработав несколько часов мышкой, поймете, что это - не самый удобный вариант. Поэтому конструкторы придумали следующее устройство для управления курсором - трекбол (мышка наоборот). Шар трекбола установлен сверху или сбоку, рядом размещены две кнопки как в обычной мышке. Ладонь неподвижно лежит на столе, а двигается только большой палец, проворачивающий шар трекбола. Шар может быть от 1 до 6 см в диаметре. Есть конструкции трекболов, в которых шар управляется указательным, средним или На большинстве моделей (кроме кнопок и шара) устанавливают колесико прокрутки. Основное достоинство трекбола - неподвижность руки в запястье.

    Вращение шарика пальцем дает более точное позиционирование курсора. Но трекбол имеет серьезный недостаток - открытый сверху, он очень быстро загрязняется. Кроме того, механика есть механика, а механические устройства менее надежны, чем электронные аналоги. После трекбола появился трекпойнт. Он представляет собой два резистивных датчика, которые меняют свое сопротивление под действием приложенной к ним силы (тензодатчики). Перемещение курсора производится в соответствии с приложенной силой. Трекпойнт имеет две кнопки, аналогичные кнопкам мыши. Недостатками этого устройства являются дрейф курсора, а также необходимость давить на панель, что при длительной работе может приводить к спазмам мышц кисти.

    Что такое тачпад?

    Развитие технических средств сенсорного управления привело к тому, что появилась возможность создать устройство нового поколения для управления курсором компьютера. Так появилсятачпад. Рассмотрим, что такое тачпад (икак он ак, как и обычный сенсорный переключатель: оператор касается пальцем чувствительной (сенсорной) площадки, замыкается электрическая цепь и срабатывает переключатель. Позднее пальцем стала замыкаться не а при его внесении в зону сенсорной площадки менялась емкость пространства (и срабатывала электронная переключающая схема). Так сенсорная площадка стала основой тачпада. Фирма Apple купила лицензию у изобретателя сенсорной площадки, реагирующей не только на нажатие, но и на перемещение пальца. После конструкторско-технологической проработки (в 1994 г.) тачпад появился в портативных компьютерах. Правда, назывался он TrackPad (так в фирме Apple называется и до сих пор).

    Тачпад обладает целым рядом достоинств:

    Помещенный в конструкцию ноутбука, не требует для себя дополнительной площади;

    Не требует ровной поверхности (как мышь);

    Надежность электронного, а не механического устройства более высока;

    Возможность имитировать нажатие на любую кнопку мыши;

    Легкое движение пальцем двигает курсор по всему экрану;

    Имеет хорошую защиту от пыли и влаги.

    К недостаткам можно отнести:

    Малое разрешение и (трудности в работе с графическими программами);

    Не работает при использовании карандаша или ручки;

    Не реагирует при маленькой зоне прикосновения;

    Раз в несколько месяцев требует чистки сенсорной площадки.

    Тачпад в ноутбуках

    Тачпад в ноутбуках применяется очень широко, ведь он разрабатывался специально для них. Тачпады в ноутбуках последних лет обеспечивают не только одиночный и сдвоенный щелчок мыши, но и вертикальную и горизонтальную прокрутку. Некоторые даже распознают касания нескольких пальцев, и даже жесты: поворот картинки или масштабирование изображения (текста) двумя пальцами. Устанавливается он обычно ниже клавиатуры (посередине) и имеет две физические кнопки мыши. Имеются тачпады, конструктивно независимые от ноутбука, подсоединяемые как мышь (проводом через разъем или по радиоканалу).

    Теперь вы знаете, что такое тачпад.

    Как и в гольфе, сначала познакомимся, так сказать, с мячами и клюшками, т.е. с самим устройством поближе. Коробка трекбола обычна для устройств такого рода, вполне удобна и функциональна. В комплекте мы получили сам девайс, компакт-диск с программным обеспечением Logitech® для Mac и Windows и краткое руководство по эксплуатации. Собственно, больше ничего и не нужно.

    Похож наш испытуемый, как многие считают, на морского зверька – не то ската, не то диковинную рыбу. Действительно, в нем есть что-то от жителя глубин: обтекаемая гибкая форма, серебристо-зеленая окраска, клавиши-«плавники». Вот только крупный вишневый шар в голове выглядит немного странно, но… каких только существ не рождает глубокое синее море. К дизайну претензий нет – красиво и гармонично.

    Трекбол выполнен из хорошей прочной пластмассы, на нижней стороне - тонкие резиновые накладки, которые не дадут ему сдвинуться с места при работе. Устройство симметрично и может с одинаковой легкостью использоваться левшами и правшами. Шар трекбола, как уже было сказано, вишневого цвета в крапинку, система отслеживания движения полностью оптическая. Компания утверждает, что фирменная оптическая технология плавного отслеживания Marble (те самые крапинки) позволяет более точно считывать положение шара и не допускать сбоев при его загрязнении.

    На боках «зверька» 4 функциональные кнопки: две большие, выполняющие стандартные функции мыши, и две дополнительные маленькие – левая выполняет переход на предыдущую страницу в интернет-браузере, правая включает механизм универсального скроллинга. Отдельного колесика для скроллинга у трекбола нет.

    С трекболами у компьютерщиков отношения как-то не сложились, в отличие от мышей. Грызуны завоевали абсолютно господствующее положение, размножаясь и видоизменяясь с невиданной скоростью, под стать своим животным собратьям. Трекболы же заняли крайне малую обособленную нишу, оставаясь прерогативой редких чудаков и фанатов. А ведь принцип работы у них один и тот же: трекбол, по сути, представляет собой перевернутую механическую (шариковую) мышь, только у мыши передвигают весь корпус, а у трекбола на неподвижном корпусе крутят шарик. Но не судьба, несмотря на улучшенную эргономичность.

    Дело в том, что во время управления мышью работают мышцы руки, предплечья, плеча и груди – ведь двигаем мы мышь всей рукою. А за трекболом нагружены только мышцы пальцев руки, которая спокойно лежит запястьем на столе. Например, производитель трекболов ITAC Systems утверждает, что после 4-часовой активной работы с мышью, в результате усталости запястья, рука становится до 60 % слабее в тестах, тогда как использование трекбола не оказывает влияния на исследуемые показатели. Таким образом, возникновение «туннельного синдрома» при использовании трекбола практически исключено. Причем, очевидно, использование его из эргономических соображений при работе с текстами бессмысленно, так как здесь основную часть времени руки заняты клавиатурой и редкие отвлечения к мыши их не перегружают. А вот при работе с графикой и в играх, многочасовое напряженное манипулирование мышкой приводит к болям в запястье и руке в целом.

    Но даже это, очевидное и сильное преимущество перед мышами, не помогло трекболам завоевать хоть сколько-нибудь заметную популярность. Возможно, множество мелких недостатков перевесили огромный существенный плюс.

    Подключение устройства к USB-порту, как вы понимаете, никаких проблем не вызвало. Гаджет работал без специальных драйверов, довольствуясь стандартными системными. Но и функции выполнял минимально: движение курсором и действия правой и левой кнопок стандартной мыши. Для скачивания новейшей версии фирменного драйвера я зашел на сайт компании-производителя и обомлел: пограмма SetPoint, являющаяся фактически драйвером устройства, весила 65,5 Мб (!), причем на сайте застенчиво указано: «примерно 50 Мб». Это что же такое находится внутри? Какие суперфункции выполнит чудесный трекбол? Может белье постирает и сварит кофе? А ну, если что покруче?! Ведь, скажем, 11-я, пусть не последняя, версия полнофункционального векторного графического редактора Corel Draw занимает каких-то 52 Мб, а полноценная издательская система Scribus так вообще всего 20.

    Скачали драйвер, установили, перегрузились. Все предсказуемо – в автозагрузке оказалась программа настойки кнопок трекбола SetPoint, в оперативной памяти – она же на 13 Мб и еще один процесс на 5 Мб из папки KHAL2. Немало для настройки «мышки». При более внимательном прочесывании системных папок все стало окончательно ясно. Компания Logitech поставила на компьютер несчастного пользователя ВСЕ драйвера для ВСЕХ устройств, которые она выпускает, вплоть до веб-камер и микрофонов. Вот откуда 65 Мб, а вовсе не от полета технической мысли и сверхфункциональности трекбола!

    Но вернемся к возможностям настройки. В первой закладке программы можно настроить задачи для кнопок трекбола: вариант для больших кнопок всего один – поменять их функции местами, а вот для маленьких репертуар значительно шире (см. скриншот). Пункт «Другое» открывает еще больше вариантов, включая открытие кнопки «Пуск», свертывание окон и пр. Интересно, что настройка скорости прокрутки для функции “Universal Scroll”, при прокрутке интернет-страницы в Опере ничего не дала: скорость абсолютно не изменялась при любых значениях.

    На следующей закладке можно отрегулировать скорость перемещения и другие параметры курсора. Имеется чекбокс включения функции “Smart Move”. Кстати, попытка неопытного пользователя выяснить, что это за хитрость с помощью кнопки «Справка» вызовет немалые трудности. Нет, справочная система хороша – она полностью на русском языке, подробна и осмысленна. Но она опять же предназначена для всех манипуляторов, точнее, мышей сразу и содержит множество отсутствующих у данного девайса функций. Придется потратить время, чтобы разобраться, что относится к вашему устройству, а что нет.

    Третья закладка выборочно отключает установленные параметры трекбола при распознавании игры, а последняя четвертая помогает настроить «вертикаль» перемещения шара.

    Второй раздел фирменной утилиты под названием «Инструменты» неожиданно оказывается просто областью ссылок на сайт Logitech.

    Вот теперь «морской зверек» совсем готов к работе, рука так и просится занять свое место на его гладкой спинке, мозг страстно желает получить ответ на главный вопрос: удастся ли провести курсор из точки А в точку В кратчайшим путем и с меньшими усилиями. Приступим.

    Надо признаться, у меня нет опыта близкого знакомства с трекболами. Не то что бы я их совсем не знал, но это было скорее так, шапочное знакомство. На этом фоне привычные попытки сдвинуть девайс наподобие мыши продолжались не более нескольких минут, еще полчаса-час рука устраивалась на выпуклой поверхности устройства, а запястье выбирало оптимальное место неподвижной опоры на столе, наконец, 2-3 часа пальцы принаравливались к кнопкам и управлению шаром. Так что неоптимистичные заявления о том, что на привыкание к трекболу после пользования мышкой нужно несколько дней или неделя, не так уж и верна. Понятно, до совершенства еще далеко, но работать можно абсолютно свободно уже через несколько часов.

    Кстати, в сети ходит мнение, что движение мыши интуитивно понятно человеку, а вот движение шара трекбола нет, его трудно предсказать. Чепуха! Уровень понимание направления движения ровно тот же, ни больше, ни меньше.

    Первое и очевидное преимущество трекбола – минимум занимаемого места - не требует каких-либо доказательств. Из первого логично вытекает второе преимущество – «коврик» трекбола никогда не кончается. Работая на больших экранах, часто приходится переносить мышь обратно, когда она уезжает слишком далеко вперед или упирается в край стола. У трекбола стол никогда не кончается, правда, иногда «кончаются» пальцы. Это бывает, когда нужно вести длинную аккуратную линию: пальцы упираются в край лунки для шара и приходится перебирать ими, что сбивает курсор в стороны из-за легкости и подвижности шара. И вот тут, на мой взгляд, сталкиваются преимущества с недостатками обоих видов манипуляторов. Мышь более громоздка и ею трудно провести точную линию в заданном направлении. Но именно из-за этого линия получается более плавной. Шар трекбола более легок и подвижен, и может направляться пальцами с большей точностью. И именно это очевидное достоинство, особенно при переборе пальцами, создает резкие рывки, делая линию более неровной. Хотя тренировка, по-видимому, может существенно улучшить результаты. Вот примеры выделения участка изображения инструментом «Лассо» с помощью трекбола (1)и мыши (2).

    Третье преимущество трекбола перед мышью – полное пренебрежение характером поверхности. Компьютерные грызуны, конечно, постоянно совершенствуются, но по стеклу и прозрачному пластику все равно нормально не работают. Трекболу, естественно, нет никакой разницы, на чем его устанавливать.

    Еще один плюс особенно важен в играх – скорость передвижения курсора, быстрое перемещение на большие расстояния. Мышь требует много свободной площади, значительных движений руки и постоянных переносов. В трекболе можно просто крутануть шар, и он перемещается в противоположный угол экрана. Опытные игроманы утверждают, что скорость реакции при использовании удобного (!) трекбола значительно возрастает, хотя и это на любителя.

    Поскольку достоинства, похоже, кончились, поговорим о недостатках. Первая и главная проблема Logitech Trackman – кнопки. Если левая основная кнопка расположена под большим пальцем, то правая точнехонько под его основанием и серединой. И чем же предполагается на нее жать? Основанием пальца неудобно, и точность такого нажатие низка. Согнув же палец, невольно приподнимаешь всю ладонь над поверхностью девайса и держишь ее на весу. Это неэргономично, рука устает и повышается вероятность случайного нажатия на клавиши.

    Вообще, ход кнопок настолько легок, что случайных нажатий никак не избежать. Причину такого неудобного расположения кнопок можно предположить: поскольку устройство предназначено и для правшей и для левшей одновременно, оно должно быть симметрично. Возможно, ради этого пришлось пожертвовать удобством.

    О дополнительных же кнопках вообще разговор особый. Они крайне малы и почти не выступают над соседней большой кнопкой. И если левой еще можно пользоваться с грехом пополам, то правая «блуждает» где-то под основаниями среднего и безымянного пальцев. Единственный выход для этой модели, видимо, в том, чтобы перепрограммировать левую дополнительную кнопку на функцию скроллинга - все же это часто востребованное действие.

    Кстати, прокрутка не во всех программах работает корректно. Если в MS Office все отлично работает и настраивается, то в разных браузерах скорость прокрутки не зависит от программы SetPoint (или зависит, но обратным образом) и движение происходит рывками. В программе GIMP скроллинг вообще отказался работать, хотя колесо мыши прекрасно выполняло это действие.

    Еще одна проблема характерна уже для всех трекболов: быстрое загрязнение шарика от соприкосновения с пальцами. И, хотя оптическая система регистрации положения шара меньше страдает от грязи, чем механическая, все же шар не висит в воздухе и грязь будет скапливаться на внутренних опорах.

    Подведем итоги. Ответ на главный вопрос вполне позитивен. Покатав шарик на домашнем трекболе, мы сможем провести линию из точки А в точку В; это будет не сверхлегко, но не сложнее, чем с использованием мыши обыкновенной. А дальше – множество тонкостей.

    Общий же вывод остался прежним, соответствующим положению трекболов на окраине компьютерного мира: девайс для любителей и по особым показаниям. Скажем, может подойти для заядлого игрока в компьютерные игры. Или для некоторых специалистов в области графики, кому нет необходимости приобретать планшет. Наконец, для тех, у кого возникают неприятные ощущения в суставах и мышцах руки от долгой работы с мышью.

    Обсудить Trackman Marble на форуме

    Развлечения, которым предаются люди, разнообразны по форме, но зачастую совпадают по сути. Взять, например, гольф – игру «сильных мира сего». Её цель – провести мяч кратчайшей дорогой из точки А в точку Б. Не правда ли, чем-то она похожа на простейшие задачки для дошкольников: «покажи мышке дорогу к сыру», «найди путь из лабиринта» и подобные? Есть и более практичный, современный вариант задачи – отрисовать сложный контур или просто переместить курсор в нужное положение на экране. Продолжим ассоциативную цепочку и сравним игру в гольф с управлением трекболом, тем более, что цель остается той же – провести «мяч» с минимальными усилиями по нужной траектории. Объект нашего сегодняшнего исследования – трекбол компании Logitech. Как же им играть на компьютерном поле?

    Как и в гольфе, сначала познакомимся, так сказать, с мячами и клюшками, т.е. с самим устройством поближе. Коробка трекбола обычна для устройств такого рода, вполне удобна и функциональна. В комплекте мы получили сам девайс, компакт-диск с программным обеспечением Logitech® для Mac и Windows и краткое руководство по эксплуатации. Собственно, больше ничего и не нужно.

    Похож наш испытуемый, как многие считают, на морского зверька – не то ската, не то диковинную рыбу. Действительно, в нем есть что-то от жителя глубин: обтекаемая гибкая форма, серебристо-зеленая окраска, клавиши-«плавники». Вот только крупный вишневый шар в голове выглядит немного странно, но... каких только существ не рождает глубокое синее море. К дизайну претензий нет – красиво и гармонично.

    Трекбол выполнен из хорошей прочной пластмассы, на нижней стороне - тонкие резиновые накладки, которые не дадут ему сдвинуться с места при работе. Устройство симметрично и может с одинаковой легкостью использоваться левшами и правшами. Шар трекбола, как уже было сказано, вишневого цвета в крапинку, система отслеживания движения полностью оптическая. Компания утверждает, что фирменная оптическая технология плавного отслеживания Marble (те самые крапинки) позволяет более точно считывать положение шара и не допускать сбоев при его загрязнении.

    На боках «зверька» 4 функциональные кнопки: две большие, выполняющие стандартные функции мыши, и две дополнительные маленькие – левая выполняет переход на предыдущую страницу в интернет-браузере, правая включает механизм универсального скроллинга. Отдельного колесика для скроллинга у трекбола нет.

    Первое и очевидное преимущество трекбола – минимум занимаемого места - не требует каких-либо доказательств. Из первого логично вытекает второе преимущество – «коврик» трекбола никогда не кончается. Работая на больших экранах, часто приходится переносить мышь обратно, когда она уезжает слишком далеко вперед или упирается в край стола. У трекбола стол никогда не кончается, правда, иногда «кончаются» пальцы. Это бывает, когда нужно вести длинную аккуратную линию: пальцы упираются в край лунки для шара и приходится перебирать ими, что сбивает курсор в стороны из-за легкости и подвижности шара. И вот тут, на мой взгляд, сталкиваются преимущества с недостатками обоих видов манипуляторов. Мышь более громоздка и ею трудно провести точную линию в заданном направлении. Но именно из-за этого линия получается более плавной. Шар трекбола более легок и подвижен, и может направляться пальцами с большей точностью. И именно это очевидное достоинство, особенно при переборе пальцами, создает резкие рывки, делая линию более неровной. Хотя тренировка, по-видимому, может существенно улучшить результаты.

    Третье преимущество трекбола перед мышью – полное пренебрежение характером поверхности. Компьютерные грызуны, конечно, постоянно совершенствуются, но по стеклу и прозрачному пластику все равно нормально не работают. Трекболу, естественно, нет никакой разницы, на чем его устанавливать.

    Еще один плюс особенно важен в играх – скорость передвижения курсора, быстрое перемещение на большие расстояния. Мышь требует много свободной площади, значительных движений руки и постоянных переносов. В трекболе можно просто крутануть шар, и он перемещается в противоположный угол экрана. Опытные игроманы утверждают, что скорость реакции при использовании удобного (!) трекбола значительно возрастает, хотя и это на любителя.

    По материалам ferra.ru



    
    Top