Создаем редактор японских кроссвордов на c. Программы для решения японских кроссвордов. Игра «Японские кроссворды» скачать бесплатно

Программа Японские кроссворды

Эта программа позволяет создавать и решать цветные японские кроссворды. Создание её навеяно тем, что я не смог найти нигде в Интернете подобных программ. Точнее, нашел одну или две (именно цветные, чёрно-белых-то довольно много), но там не было даже прокрутки, не знаю, как создатели с большими кроссвордами работать хотели. К тому же, по какой-то непонятной мне причине форматы файлов кроссвордов в них были разными для редактирования и решения. Не знаю, может так и удобнее, но в некоторых программах я так и не смог переконвертить один формат в другой.

Конечно, это было давно. Сейчас уже существуют сотни подобных программ, так что у вас есть возможность выбора. Моя программа позволяет работать с кроссвордами с 16-ю совершенно произвольными цветами; может решать их сама, причём если кроссворд не имеет однозначного решения, то есть возможность найти все его решения путём перебора. Оригинальный формат для файлов японских кроссвордов (JCC) поддерживает сохранение не только чисел (как во многих программах), но и самой картинки, что позволяет в любой момент прервать работу с программой, сохранить результаты, а потом продолжить решать кроссворд с того места, где остановились. Также в программе поддерживаются несколько других форматов, часто используемых для хранения японских кроссвордов. Ну и кроме того, моя программа абсолютно бесплатна ! Я, конечно, понимаю, что в России упоминание о бесплатности программы чаще всего вызывает кривую ухмылку, но всё же это несомненный плюс — ведь не надо тратить время и силы на поиск кряка. :-)

Если хотите, вы можете помочь мне сообщением об ошибке или каким-то пожеланием по улучшению. Это очень важно для меня — около половины всех возможностей программы родились именно из пожеланий пользователей. Так что не стесняйтесь! :-) Даже если мне не удастся реализовать ваше предложение, я буду знать, что такая возможность нужна, и буду стараться сделать что-то в этом направлении.

В настоящее время существуют две ветки развития программы. Старая линейка 3.x разрабатывалась в среде Visual C++ 6.0 , преимуществом которой является то, что не нужно вместе с программой распространять дополнительных DLL-файлов: всё уже есть в самой операционной системе, начиная с Windows 98. Но есть и недостатки, поэтому в настоящий момент развитие линейки 3.x полностью прекращено (последняя доступная версия — 3.2). Вторая, более современная линейка 5.x создавалась в Visual C++ .NET 2003 . Такой переход позволил мне практически без дополнительных усилий реализовать контекстно-зависимую HTML-справку, а также автоматически исправил некоторые мелкие ошибки (такие как непрорисовывающийся край панели инструментов в стиле XP), но для работы этой версии программы уже нужны дополнительные библиотеки, которые можно загрузить .

Категория Версия Размер
Линейка 5.x 5.3 315 824 байта
Линейка 3.x 3.2 252 494 байта

Для переводчиков

С версии 5.2/3.2 программа стала мультиязычной, и все желающие могут добавлять свои языки и варианты перевода. Локализация хранится в DLL-файле, включающем в себя все диалоги, строковые сообщения, меню и т. д. Для добавления своего языка к программе достаточно лишь скачать предлагаемый ниже проект, модифицировать его по своему желанию и добавить полученную DLL в каталог программы. При вызове диалога настроек программа сканирует свой каталог на предмет наличия в нём языковых DLL-файлов и выводит найденный список, из которого можно будет выбрать желаемый язык. Название файла должно быть в виде UI_Lang .dll , где слово Lang заменяется на название языка (например, UI_English.dll ).

В архиве вы найдёте полностью готовый проект для Visual C++ . Для перевода достаточно отредактировать только файл Japan.rc и скомпилировать проект. Конечно, менять можно и все остальные файлы, но для создания нормальной локализации это не требуется. Учтите, что я не встраивал в программу никаких защит от некорректных или отсутствующих ресурсов (это сильно усложнило бы код и могло замедлить работу программы), поэтому при наличии подобных ошибок программа может перестать работать.

Если вы хотите использовать среду, отличную от Visual C++ , то не забудьте, что линковка должна производиться с ключом /NOENTRY , иначе вы получите ошибку. (В проекте для Visual C++ этот ключ уже задан.) В качестве альтернативы средам программирования можно использовать обычные редакторы ресурсов, исправляя всё, что нужно, прямо в скомпилированном файле UI_Lang.dll . Ну и, наконец, можно просто вручную перевести файл Japan.rc в любом текстовом редакторе (его структура очень простая) и переслать этот файл мне, а я сам скомпилирую его и помещу новый языковой файл на свой сайт для скачивания.

Категория Версия Размер
Линейка 5.x 5.3 26 592 байта
Линейка 3.x 3.2 28 354 байта

Обычные кроссворды давно вошли в наш быт и являются отличной гимнастикой для ума на досуге, а по научным сведениям – еще и средством профилактики болезни Альцгеймера. Далеко не так известен (надеюсь, пока) их новый «восточный» подвид, отнюдь не менее увлекательный и интересный. Основное отличие японских кроссвордов – разгадывание не слов, а различных зашифрованных изображений. Но вот незадача – на бумаге решать их не очень удобно, ведь достаточно одной оплошности, и кроссворд можно смело считать потерянным: слишком велик шанс запутаться в правильных и ошибочных символах. Однако этот недочет легко исправить с помощью специальных программ, которые не только значительно облегчают процесс разгадывания, но и позволяют создавать собственные кроссворды.

«Японский кросс 2»

«Японский кросс 2»

Freeware (только для некоммерческого использования)

Вердикт

Разработчик Геннадий Пирковский

Размер 1,2 MB

Бесплатность; масса режимов игры

Нет поддержки цветных кроссвордов

Чрезвычайно увлекательная бесплатная программа для решения классических и символьных задач. Если с первыми все понятно – именно они в 99% случаев встречаются на страницах журналов, то символьные – это совершенно новый тип японских кроссвордов, более сложный, но зато и более увлекательный. Например, если в классической задаче рисунок закодирован цифрами, то в символьных дополнительно кодируются и сами цифры. Расшифровка символа динамически связана как с текущим расположением клеток на рисунке, так и со значениями соседних символов. Трудность решения кроссворда объясняется неисчерпаемым многообразием комбинаций и бесполезностью трафаретного подхода – в каждой новой задаче обязательно встретятся уникальные комбинации.

Подобные кроссворды, как правило, имеют несколько вариантов решения, но благодаря толковому руководству программы вряд ли их освоение займет много времени. Новичкам, разумеется, стоит начинать с более простых классических задач, благо их здесь предостаточно. Единственный минус – отсутствие поддержки цветных головоломок, но этот недостаток можно простить. Присутствуют и обязательные помощники, и море подсказок, что все вместе гарантирует отличное времяпровождение и вполне способно вырвать пользователя из окружающего мира не на один час.

Но на этом все достоинства «Японского кросса 2» не оканчиваются. При желании и определенной сноровке пользователь может создать собственный кроссворд, причем как в виде рисунка (т. е. просто рисуя на заданном поле изображение, а программа сама проставит нужные цифры), так и в режиме таблицы, прописывая данные в ячейки. Последнее, по сути, – оптимальный вариант переноса в электронный вид и последующего решения бумажных кроссвордов, ведь здесь никто не ограничивает вас во времени и точности работы, а любые ошибки легко исправить. Ну а масса дополнительных видов игры в режиме символьных кроссвордов по возрастающей сложности и ряд просто незаменимых помощников (например, мастер перебора) гарантируют высочайшую аддиктивность и replayability программы. Лучший выбор из ПО подобного класса!

«Японские кроссворды» 1.16

«Японские кроссворды» 1.16

Freeware

Вердикт

Разработчик MooSE

Размер 620 KB

Бесплатно; весь минимум необходимых функций для работы с классическими японскими кроссвордами

Невзрачный внешний вид; нет поддержки символьных кроссвордов

Простенькая, но зато совершенно бесплатная и легкая в освоении программа для умственного развлечения на досуге. Несмотря на примитивный интерфейс, все атрибуты подобного ПО у нее на месте – начиная от грамотного алгоритма решения кроссвордов и завершая системой подсказок, которая, хоть иногда и чересчур прямолинейна, но всегда готова прийти на выручку. Расширить базовую функциональность «Японских кроссвордов» призваны дополнительные плагины, добавляющие ряд действительно востребованных опций вроде экспорта задачи в BMP и показа детальной информации о самом кроссворде. Сделать процесс разгадывания максимально удобным поможет система горячих клавиш, с помощью которых переключаться на самые востребованные функции будет проще простого. Ну а если ситуация уж совсем тупиковая, то достаточно нажать F3 и узнать-таки правильный вариант, предоставленный разработчиком. Все кроссворды уже решены? Нет проблем, с сайта программы можно загрузить целую библиотеку новых увлекательных задач. И наконец, для эстетов предназначен неплохой набор скинов, в значительной мере украшающих и даже облагораживающих невзрачный внешний вид «Кроссвордов». Жаль только, что пока нет поддержки символьных задач, но она, полагаю, будет обязательно добавлена в следующие релизы программы.

«Мир японских кроссвордов» 5.0

Shareware, регистрация – 130 руб

Вердикт

Разработчик Виталий Касьян

Размер 1,6 MB

Практически безупречная реализация работы с классическими кроссвордами

Платность; нет поддержки символьных задач

Однозначно лучшая программа для решения классических японских кроссвордов! Pic-A-Pix Puzzle World выигрывает у конкурентов во всем – начиная с эффектного внешнего вида и заканчивая массой дополнительных возможностей, которых так не хватает другим подобным утилитам. К сожалению, в угоду этому были принесены в жертву символьные задачи – их тут нет, зато привычные для нас классические представлены во всей красе. Стандартные черно-белые, цветные головоломки, кроссворды с ошибками, а также свыше 1000 новых задач, которые совершенно бесплатно можно загрузить с сайта разработчика – более чем достойное поле для деятельности. Отличительное умение «Мира японских кроссвордов» – мощный искусственный интеллект, которому по плечу любая задача, даже с умышленными ошибками, когда, казалось бы, правильного решения нет. Подобные кроссворды иногда попадаются в печатных изданиях, и большинство пользователей пасуют перед ними, хотя ничего сложного здесь нет – достаточно внести их в базу данных программы, и она мгновенно справится с ними. Как и у ближайшего конкурента, «Японского кросса 2», новые кроссворды можно создавать и самому, «рисуя» изображения или же прописывая вручную соответствующие цифры в ячейки таблицы. Ну а завершив эту благородную работу, можно тут же импортировать их в MS Word, сохранить в виде рисунка BMP или отправить по e-mail.

Что это такое и как его разгадывать?

Что же собой представляют японские кроссворды? Перед вами находится квадратная сетка заданного размера (чем она больше, тем сложнее кроссворд), на полях которой указаны количество и длина заштрихованных участков. Сопоставив в уме данные столбцов и строк и решив несложную логическую задачку, вы тем самым разгадаете кроссворд, «проявив» спрятанную в нем картинку. Поначалу все может показаться очень сложным и непонятным, но в действительности это не так. Основная стратегия – начинать работу с тех строк, где количество заштрихованных клеточек наибольшее.

Кстати, термин «японские кроссворды» получил широкое распространение только в русском языке, причем он, по сути, неверен – никаких «пересекающихся слов» (точный перевод с английского) тут нет. Во всем остальном мире эти головоломки преимущественно называют гриддлерами (от слова grid – решетка).

Почему я выбрала в качестве темы индивидуального раздела именно японские кроссворды? Потому что мне очень нравится их разгадывать, когда, черкая клеточки, ты в предвкушении того, что же в конце концов получится, какой очередной рисунок выйдет из цифорок и клеточек...А все началось с поездки в поезде в оздоровительный лагерь в Крыму. Подруга с энтузиазмом разгадывала тогда еще не известные мне японские кроссворды и я попросила ее научить меня этой штуковине. И с тех пор я с ними не расстаюсь. А что, собственно, представляют они из себя, думаю, каждый знает, но тем не менее, опишу здесь.

Описание

Японская головоломка (также японский кроссворд, японское рисование, нонограмма) - головоломка, в которой, в отличие от обычных кроссвордов, зашифрованы не слова, а изображения

Изображения зашифрованы числами, расположенными слева от строк, а также сверху над столбцами. Числа показывают, сколько групп чёрных (либо своего цвета, для цветных кроссвордов) клеток находятся в соответствующих строке или столбце и сколько слитных клеток содержит каждая из этих групп (например, набор чисел 4, 1, и 3 означает, что в этом ряду есть три группы: первая - из четырёх, вторая - из одной, третья - из трёх чёрных клеток). В чёрно-белом кроссворде группы должны быть разделены, как минимум, одной пустой клеткой, в цветном это правило касается только одноцветных групп, а разноцветные группы могут быть расположены вплотную (пустые клетки могут быть и по краям рядов). Необходимо определить размещение групп клеток.

История

Японские головоломки появилась в Японии в конце XX века, на их авторство претендуют два человека. одна из них - Нон Исида, иллюстратор и графический редактор, утверждавшая, что ещё в 1970 году она создавала нонограммы как средство общения между людьми и животными. Нон Исида верила, что животные очень разумные существа, но из-за отсутствия средств коммуникации между людьми и животными, человек недооценивает земных существ. В результате её научной работы, по утверждению Исиды, родились нонограммы (Nonogram) (NON + diaGRAM) - поля с чёрными и белыми квадратами.

В 1987 году Нон Исида приняла участие в конкурсе рисунков окнами Window Art. Участникам необходимо было создать рисунок на небоскребе с помощью окон, включать или выключать в комнатах свет. Ночью были подведены итоги, и работа Исиды заняла первое место. Сказка о бамбуковом резчике - это японская легенда VIII века, ставшая первой нонограммой, которую увидела многочисленная публика.

В 1988 году вдохновлённая победой в конкурсе рисунков окнами Нон Иcида публикует в Японии три головоломки под названием «Window Art Puzzles». В то же время японский автор головоломок Тэцуя Нисио придумывает головоломки «Рисование по числам» (Paint by Numbers) и публикует их в другом издании. Первоначально нонограммы не вызвали особого интереса у любителей головоломок, так как никто не понимал, что из себя представляет эта головоломка, как её разгадывать. Широкую известность японские головоломки получили в 1989-1990 годах после публикации в британской газете The Telegraph, Джеймс Делгети, известный британский любитель головоломок, убедил руководство газеты еженедельно публиковать японские головоломки. Вскоре о нонограммах или гриддлерах (Griddlers) узнали и в России, здесь они получили название «японские кроссворды» или «японские головоломки».

Методика решения

Рассмотрим простой пример, состоящий из 9 строк и 9 столбцов. Числа слева и сверху означают количество заштрихованных клеток. Заштрихованные клетки будем обозначать квадратом чёрного цвета, а пустое поле - точкой. Для удобства, числа после определения их места положения будем вычёркивать. Обратим внимание на столбцы, где числа выделенные красными кружками. Число 3 означает, что в столбце заштриховано 3 подряд клетки, а это значит, что они задают однозначное место положения заштрихованных клеток, так как у нас всего три строчки. Заштрихуем их. Зачеркнем использованные числа. Обратим внимание на 3-ю строчку, так как между группами должна быть хотя бы одна пустая клетка, то минимальное количество клеток будет равно количеству столбцов в нашем примере, а это означает что 3-я строка задана однозначно (то есть других вариантов расположения групп клеток нет). Заполним эту строку. Обратим внимание на столбцы 1-й и 7-й, а также на 2-ю строку. В них есть группы заштрихованных клеток длиной в одну клетку. Поэтому после заштрихованной клетки мы ставим одну пустую. В 3-м и 9-м столбцах уже определены заштрихованные клетки, значит все остальные клетки в этих столбцах пустые. Обозначим их. Во 2-й строке осталась не определена группа из трёх заштрихованных клеток. Она как раз поместилась в пустую неопределённую область. Заштрихуем эту область. Выделенные группы клеток уже определены, отметим пустые клетки. Теперь можно сказать об однозначном местоположении выделенных групп. В результате всех этих действий получена картинка. Кроссворд решён.

Компьютерное решение

Японский кроссворд - NP-полная задача, не существует её решения за полиномиальное время. В простейшем виде (квадрат 8?8) японский кроссворд предлагался в 1992-ом году участникам международной олимпиады по информатике (IOI) под названием «острова в море»На данный момент существует огромное количество сайтов и программ, предлагающих провести досуг за решением японских кроссвордов. Полезные ссылки приведены ниже.

Цветные японские кроссворды

Главное отличие цветных японских головоломок от черно-белых - наличие трёх и более цветов клеток, что в свою очередь вносит одно существенное отличие в решение головоломки. Надо помнить, что в цветной головоломке между группами клеток разного цвета может и не быть белых клеток. Соответственно, если в черно-белой головоломке при решении исходят из того, что группа закрашенных клеток обязательно отделена от другой хотя бы одной незакрашенной клеткой и учитывают её при подсчетах, то в цветной так сделать нельзя, так как группы клеток могут располагаться вплотную друг к другу. В остальном же решение основывается на тех же принципах, что и у черно-белых головоломок:

  • определение областей гарантированно закрашенных клеток
  • определение областей, гарантированно не содержащих закрашенных клеток.

"Сердце" пример

Онлайн решение японских кроссвордов

  • Нонограмы
    Описание: Онлайн решение японских кроссвордов
  • Кроме того мы затронем сам процесс разгадывания кроссвордов и ответим на вопрос: «Как разгадывать японские кроссворды».

    Лично я «познакомился» с этим видом кроссвордов будучи студентом. В свободное от учебы время часто проводил с какой-нибудь газетой, в которой был напечатан японский кроссворд.

    Теперь необязательно покупать печатные издания и возиться с карандашом и стирательной резинкой, ведь теперь есть программы, в которых можно разгадывать кроссворд с комфортом.

    Обо всем по порядку, постараюсь рассказать о том, как разгадывать японские кроссворды.

    Рассмотрим конкретный пример:

    Выбираем столбец или строку с самым большим числом.

    В данном случае это столбец с числом «20».

    Затем отсчитываем сверху 20 клеток и ставим «точку». В нашей программе это делается левой кнопкой мыши. Затем отсчитываем 20 клеток снизу и опять ставим точку.

    Затем соединяем эти точки.

    Проделываем тоже самое с остальными строками и столбцами, в которых проставлено одно большое число.

    Числа стоящие в столбце или строке означают наличие закрашенных клеток в столбце/строке. Т.е., например числа «1 13» означают, что в столбце должна быть закрашена одна клетка, после нее минимум одна пустая, затем еще 13 закрашенных.

    Я делаю так:

    • Предполагаю, что одна клетка будет в самом верху, после нее будет пустая (на скриншоте обозначена крестиком — нажатие правой кнопкой мыши, крестик временный, его уберем чуть позже);
    • И отсчитываю 13 клеток от крестика, и 13 клеток от нижней части кроссворда, ставлю точки;
    • Соединяю точки;
    • Удаляю «временный крестик» (правой кнопкой мыши).

    В общем это основные правила разгадывания японских кроссвордов, дальше думаю вы разберетесь и без меня…

    Начнем знакомство с программой:

    Установка программы

    Здесь все просто — программа не требует установки, т.е. после того, как вы скачаете программу на жесткий диск своего компьютера необходимо запустить файл с расширением.exe и можно разгадывать кроссворды!

    Интерфейс игры «японские кроссворды»

    Интерфейс программы весьма прост, основное окно программы — кроссворд и верхнее меню:

    Верхнее меню:

    Файл . В этом меню находятся такие пункты, как: новый, открыть, сохранить, печать и т.д.

    Решение . В этом разделе меню находятся функции решения кроссвордов, подробнее на скриншоте:

    Правка . Здесь находятся инструменты для правки кроссвордов.

    Библиотека . Здесь находится достаточно большое количество кроссвордов, как простых, так и весьма сложных.

    Настройки . В этом разделе можно настроить программу на свой вкус. Отдельного внимания заслуживает пункт «создание ярлыка на рабочем столе», лично я впервые встречаю такой пункт в меню программы. К слову, я воспользовался этим предложением и создал ярлык, мне кажется это более удобным, чем заходить каждый раз в программу из папки, в которую я его скачал.

    Справка. Короткая справка по японским кроссвордам, программе и сообщение для разработчиков.

    Extras . Данный раздел к японским кроссвордам имеет весьма далекое отношение, на нем я останавливаться не буду. Разве что можете попробовать пункт «уплыть» весьма забавно…

    Функции.

    В общем то функции у программы две:

    1. Разгадывание кроссвордов.
    2. Создание кроссвордов.

    По разгадыванию думаю все понятно, выбираем в библиотеке понравившийся кроссворд и разгадываем, по инструкции изложенной в начале статьи.

    Либо создаем кроссворд и, опять же, разгадываем его, какие кнопки для этого нажимать — читайте в верхней части статьи.

    Для создания кроссвордов необходимо либо импортировать картинку или создать кроссворд вручную.

    Для импортирования заходим в меню «файл», выбираем «новый».

    Справа появляется панель, в нижней части нажимаем «import», слева появляется еще одна панель. В нижней части этой панели выбираем «импорт ICO» или » импорт BMP», в центре главного окна появляется возможность выбора картинки.

    После импорта картинки настраиваем уровни яркости ползунками слева, добиваясь примерно такого результата:

    После этого «доводим» изображение с помощью операций из меню правка и настраиваем его с помощью опций справа (редактировать числа/картинку, ширина/высота, и т.д.).

    И сохраняем готовый кроссворд.

    Мой отзыв об игре «японские кроссворды».

    • Эта программа мне понравилась по следующим причинам:
    • простота использования программы:
    • «портативность» (не требуется установка);
    • большая библиотека кроссвордов:
    • возможность создания собственных кроссвордов.

    Игра «Японские кроссворды» скачать бесплатно

    Рассмотрим технологию создания японского кроссворда в MS Excel на следующем примере

    В данном кроссворде 18 строк и 18 столбцов (3 — для ввода чисел-заданий, остальные 15 — рабочее поле).


    ШАГ 1.
    Создание рабочего поля кроссворда

    Для работы нам понадобится поле размером 21х21 (19х19 — рабочее поле плюс добавим три строки и три столбца для создания границ кроссворда).

    Создадим квадратное поле 19х19 из ячеек равного размера.

    Выделим столбцы B - T . Для этого щелкнем левой кнопкой мыши по названию столбца B и, удерживая ее, переместим курсор к столбцу T . Обращаем внимание на то, что около курсора есть надпись, показывающая количество выделенных столбцов. Нам необходимо, чтобы это число было равно 19.

    Уменьшим ширину этих столбцов вручную до 30 пикселей (можно выбрать другое значение, количество пикселей отображается в подсказке рядом с курсором при ручном изменении ширины столбцов).

    Выделим строки 2-20 (19 строк), изменим их высоту до 30 пикселей.



    Мы получили квадратное поле размером 19х19 ячеек.

    Выделим ячейки, ограничивающие это поле (ячейки А1- U 1, A 1- A 21, A 21- U 21, U 1- U 21 ). На вкладке Главная в группе Шрифт выберем черную заливку для этих ячеек.


    Уменьшим ширину столбцов A и U до 8 пикселей (можно выбрать другое значение). Аналогично изменим высоту строк 1 и 21 до 8 пикселей.

    Выполним заливку столбца E и строки 5 , уменьшим их ширину и высоту соответственно до 8 пикселей.


    Мы получили чёткую границу по контуру нашего кроссворда и разделили области чисел и рабочее поле.

    Выделим все ячейки кроссворда и на вкладке Главная в группе Шрифт раскроем список с вариантами границ (треугольник рядом с кнопкой Границы ) — Все границы .

    Выделим квадрат размером 3х3 в левом верхнем углу и выберем Границы Нет границ .


    Введем числа в области указания количества заштрихованных клеток. Выделим всю область кроссворда и на вкладке Главная выберем выравнивание в ячейках по центру и по вертикали, и по горизонтали.

    Область, где будет находиться наше изображение, для удобства разделим на группы по 5 клеток. Для этого на вкладке Главная щелкнем треугольник Границы Вид линии — выберем широкую линию.

    После этого курсор мыши примет вид карандаша, с его помощью можно разделить рабочее поле кроссворда на группы по 5 клеток.

    Рабочее поле готово:


    ШАГ 2.
    Создание формул

    Для удобства создания формул рядом с рабочим полем вставим картинку решенного кроссворда. Удерживая клавишу Ctrl , выделим ячейки, которые должны быть закрашены при решении кроссворда. Выберем для этих ячеек заливку (Главная Цвет заливки ).


    Теперь картинку-решение можно удалить. Выделим рабочую область кроссворда, скопируем ее и вставим рядом с нашим кроссвордом. Обратим внимание на то, что эта область должна располагаться в тех же строках, что и наш кроссворд — так будет удобнее. В этой области мы будем создавать формулы, необходимые для автоматического подсчета баллов, в дальнейшем формулы и все рабочие ячейки мы скроем.



    Условимся, что при разгадывании кроссворда в ячейки, которые должны быть закрашены, пользователь будет вводить цифру 2, а в ячейки, которые должны быть пустыми, — цифру 1.

    В ячейке AF 6 вспомогательной области (она соответствует ячейке О6 рабочей области) создадим формулу: =ЕСЛИ(О6=2;1;0) .

    Пояснение : функция ЕСЛИ проверяет, выполняется условие или нет, и в зависимости от полученного результата выводит соответствующее значение. Синтаксис функции следующий: =Если(условие;значение 1; значение 2). В скобках через точку с запятой указываются:

    • проверяемое условие;
    • значение 1 — выводится, если проверяемое условие выполняется;
    • значение 2 — выводится, если условие не выполняется.

    Применительно к формуле =ЕСЛИ(О6=2;1;0) , которую мы ввели в ячейку AF6 , мы получим следующее: если пользователь отметит ячейку О6 как закрашенную (т.е. введет в нее цифру 2), то ячейка AF 6 примет значение 1. В противном случае (если будет введена цифра 1 или ячейка будет пуста) значение ячейки AF 6 будет равно 0.


    Остается только скопировать формулу на все выделенные цветом ячейки. Для этого выделим ячейку AF 6 с формулой. Обратим внимание, что в правом нижнем углу этой ячейки находится маркер автозаполнения (черный квадратик). Если навести на него курсор мыши, то курсор примет вид черного крестика. Теперь нужно нажать левую кнопку мыши и, удерживая ее, потянуть вправо на две выделенные цветом ячейки. Отпустим кнопку мыши, в этих ячейках появится значение 0 (ячейки заполнились формулами). Теперь копируем формулы ячеек вниз, влево, вправо или вверх, заполняя тем самым все выделенные цветом ячейки формулами. Имена ячеек при копировании будут меняться автоматически, т.к. при создании формул мы использовали относительные ссылки.

    Получим следующее:


    Аналогично создадим формулы и для ячеек, которые не должны быть выделены цветом (напомним, что в эти ячейки пользователь будет вводить цифру 1). Например, в ячейку W 6 (она соответствует ячейке F 6 кроссворда) мы вводим формулу: =ЕСЛИ(F 6=1;1;0) . Заметим, что эти формулы будут отличаться тем, что мы будем проверять значение не 2, а 1.


    Копируем эти формулы на все ячейки, невыделенные цветом.


    Справа от дополнительной области в столбце AO создадим формулы:

    1. ячейка AO 6 : =СЧЁТ(W 6: AK 20) — в ней мы посчитаем количество ячеек нашего кроссворда (подсчет идет по диапазону вспомогательной области с формулами)


    1. ячейка АО9 : =СУММ ((W 6: AK 20) — в ней мы посчитаем сумму баллов, которые набрал пользователь, разгадывая кроссворд (подсчет идет по диапазону вспомогательной области с формулами)


    1. ячейка АО11 : =ЕСЛИ(AO9=225;1;0) — если пользователь во все ячейки кроссворда ввел верные значения, т.е. получил 225 баллов за весь кроссворд (эту сумму мы вычислили в ячейке АО9 ), то значение ячейки АО11 будет равно 1, в противном случае — 0. Эта ячейка и ее значение нужны для использования условного форматирования.


    ШАГ 3.
    Условное форматирование

    После выделения всех ячеек на вкладке Главная выбираем Условное форматирование Правила выделения ячеек Другие правила .


    В диалоговом окне Создание правила форматирования выбираем Использовать формулу для определения форматируемых ячеек . В строку для ввода формул вводим формулу, истинность которой будет проверяться: =$ A О$11=1 . Т.е. если значение ячейки АО11 будет равно 1, то ячейки, которые мы выделили, будут отформатированы.


    После создания формулы зададим формат условного форматирования (щёлкнем Формат ).

    В диалоговом окне Формат ячеек на вкладке Заливка выберем цвет заливки, можно задать узор и его цвет. Обращаем внимание на Образец внизу.


    На вкладке Граница выберем Тип линии Нет .


    На вкладке Шрифт выберем цвет шрифта такой же, как и цвет заливки ячеек, который мы выбирали на вкладке Заливка .

    После выбора всех параметров нажимаем ОК .


    Теперь аналогично создадим условное форматирование для ячеек кроссворда, которые должны быть пустыми (в них пользователь вводит цифру 1).

    Для этого выделим эти ячейки, выберем Главная Условное форматирование Правила выделения ячеек Другие правила Использовать формулу для определения форматируемых ячеек — создаем формулу =$ AO $11=1 Формат .


    Устанавливаем цвет заливки для этих ячеек, цвет шрифта должен быть такой же, границ быть не должно (Тип линий Нет ) — ОК .


    Что же у нас получилось? Введем цифры 1 и 2 в рабочую область кроссворда. Обратим внимание на изменение значений во вспомогательной области справа. Как только мы введем последнее значение в кроссворд и нажмем Enter , наш кроссворд поменяет свое оформление.


    Теперь у ячеек нет границ. Цифры, которые мы вводили в ячейки, стали невидны (в нашем примере мы выбрали узор для заливки ячеек, поэтому цифра 2 видна, но это не портит вид нашей рыбки). Обратим внимание на формулы в столбце АО : как только сумма набранных пользователем баллов стала равна 225, значение ячейки АО11 стало равно 1, поэтому сработало условное форматирование.


    ШАГ 4. Заключительный этап

    Остается скрыть формулы и столбцы от пользователя, защитить ячейки. Для этого выделим столбцы W -АО , в которых находятся формулы и вспомогательная область, щелкнем по ним правой кнопкой мыши и выберем Скрыть .


    Удалим с рабочего поля все цифры (1 и 2), мы получим следующий вид нашего листа:


    Для защиты всех ячеек выделим все ячейки листа, для этого щелкнем на прямоугольник в верхнем левом углу между названиями столбца А и строки 1. Далее щелкнем правой кнопкой мыши по любой ячейке и выберем Формат ячеек .


    В диалоговом окне Формат ячеек на вкладке Защита установим флажки Защищаемая ячейка и Скрыть формулы ОК .


    Выделим диапазон ячеек рабочей области, где пользователь будет расставлять 1 и 2, щелкнем правой кнопкой мыши по ним и выберем в контекстном меню Формат ячеек . На вкладке Защита снимем флажок Защищаемая ячейка ОК .


    Защитим лист от редактирования. Для этого на вкладке Рецензирование выберем Защитить лист . В диалоговом окне Защита листа введем пароль для защиты. Будьте внимательны! Забытый пароль восстановить невозможно, поэтому или записывайте его в надежном месте, или создавайте такой пароль, который точно не забудете.

    Устанавливаем флажок Выделение незаблокированных ячеек . Таким образом, мы разрешаем пользователю выделять незаблокированные ячейки. Можно разрешить форматирование ячеек , чтобы пользователь мог заливать ячейки цветом. Нажимаем ОК .


    Повторно вводим пароль и нажимаем ОК .


    Мы получили готовый японский кроссворд, выполненный в MS Excel.

    ВАЖНО

    Японские кроссворды интересно разгадывать, но не менее увлекательно их создавать. Вы можете внести свои дополнения и идеи при использовании данного материала в своей работе. Готовые японские кроссворды, сделанные в т.ч. по этой инструкции, вы можете опубликовать на нашем сайте и получить бесплатное электронное свидетельство.

    Учитель физики, информатики и ИКТ, МКОУ "СОШ", с. Саволенка Юхновского района Калужской области. Автор и преподаватель дистанционных курсов по основам компьютерной грамотности, офисным программам. Автор статей, видеоуроков и разработок.



    
    Top