Виртуальный компьютерный музей

Предыстория

В г. в СССР была начата разработка стандарта чёрно-белого телевидения на 625 строк. 7 ноября 1948 года Московский телецентр приступил к регулярному телевизионному вещанию по новому стандарту разложения изображения на 625 строк, который в дальнейшем был принят и в большинстве европейских стран.

История

Разработка первых телевизоров на 625 строк проводилась в ВНИИТ (город Ленинград) и координировали её М. Н. Товбин, В. А. Клибсон и главный инженер института А. В. Дубинин. В течение -1948 годов группа инженеров в составе В. К. Кенигсона, Н. М. Варшавского и И. А. Николаевского при активном участии А. В. Дубинина создала телевизор КВН , аббревиатура которого была составлена из первых букв фамилий его основных конструкторов. В дальнейшем этот телевизор получил наименование КВН-49 .

Телевизор КВН-49 был тщательно испытан и принят для крупносерийного производства Межведомственной комиссией во главе с главным инженером МТЦ С. В. Новаковским. В 1949 году к его массовому выпуску приступил Александровский радиозавод (АРЗ, г. Александров , Владимирская обл.) под руководством директора завода М. М. Жулева. Телевизор КВН-49 представлял собой приёмник прямого усиления и был предназначен для приёма ТВ программ по трём радиоканалам: 48,5…56,5 МГц (волны 6,15…5,31 м), 58,0…66,0 МГц (волны 5,17…4,55 м) и 76,0…84,0 МГц (волны 3,95…3,57 м).

Технические параметры

Принципиальная схема телевизионного приёмника КВН-49-4


КВН-49 со снятым корпусом

Телевизор мог принимать три первых ТВ канала, с частотами несущих видео 49,75 МГц, 59,25 МГц и 77,25 МГц. Тип приёмника - одноканальный (нет отдельного ВЧ тракта звука) приёмник прямого усиления, промежуточная частота канала звукового сопровождения получается в результате биений несущих частот изображения и звука. В ступенях усиления высокой частоты используются пентоды - 6 ламп 6AC7 (6Ж4) и 6AG7 (6П9) в выходном каскаде видеоусилителя. В канале звукового сопровождения используются пентод 6SJ7 (6Ж8) - детектор, двойной триод 6Н7 (6Н7С) и лучевой тетрод 6V6 (6П6С) - предварительный и оконечный усилители. Номинальная выходная мощность 1 Вт. В развёртке используются 3 лампы - двойные триоды - 6Н8М (6Н8С)- синхронизация, выходной каскад кадровой развёртки и задающий генератор строчной развёртки. В качестве выходной лампы строчной развёртки используется лучевой тетрод Г-807. Высоковольтный кенотрон 1Ц1 (1Ц1С) служит для выпрямления высокого напряжения питания анода кинескопа. В выпрямителе питания применён кенотрон 5U4G (5Ц3С). В телевизоре используется кинескоп ЛК-715А (в новом обозначении 18ЛК15) с круглым экраном диаметром 180 мм без ионной ловушки. Фокусировка и отклонение электронного луча осуществляются магнитными полями . В более поздних модификациях применялись кинескопы 18ЛК5Б. Фокусирующе-отклоняющая система (ФОС) состоит из трёх катушек (строчных, кадровых, фокусирующей). Размер изображения на экране кинескопа составляет 140×105 мм, формат кадра 4:3. Для увеличения размеров изображения завод выпускал отдельную приставную увеличительную стеклянную или пластмассовую линзу, наполняемую дистиллированной водой или глицерином. Потребляемая телевизором от сети (110, 127, 220 В 50 Гц) мощность составляет для КВН-49-А и КВН-49-Б - 216 Вт, для КВН-49-4 - 200 Вт. Габариты телевизора 380×490×400 мм, масса - 29 кг.

Модернизация

В процессе производства в телевизор вносились различные усовершенствования (модернизации), что отражалось добавлением к названию приёмника отдельных букв. Большинство модернизаций были связаны с добавлением и заменой ламп, поскольку изначальная схема телевизора в погоне за простотой и дешевизной была сделана чересчур примитивной. Внешне модификации телевизора неотличимы. С 1962 года выпуск КВН-49 был прекращён, и АРЗ перешёл на производство унифицированного телевизора типа «Рекорд ». Всего же было выпущено 2,5 млн телевизоров типа КВН .

Народный телевизор

Телевизор КВН-49 был весьма популярен у населения и его по праву можно было назвать народным телевизором (в других странах также происходила «телефикация» в те же годы: так, в 1947 году в США было около 180 тыс. телевизоров, а к -му их число возросло до 28 миллионов). Порядка половины выпущенных телевизоров подвергались ремонту в течение гарантийного срока, в связи с чем в народе аббревиатуру КВН, применительно к этому телевизору, расшифровывали как «Купил-Включил-Не работает» или «Крутанул-Вертанул-Не работает»

Первый массовый отечественный телевизор КВН-49

С. В. Новаковский

Как уже неоднократно отмечалось в журнале "Электросвязь", в 1944 г. в нашей стране была начата разработка стандарта черно-белого телевидения на 625 строк. 7 ноября 1948 г. Московский телецентр приступил к регулярному телевизионному вещанию по новому стандарту разложения изображения на 625 строк, который в дальнейшем был принят и в большинстве европейских стран.

Разработка первых телевизоров на 625 строк проводилась в ВНИИТ (г. Ленинград) и координировали ее М. Н. Товбин, В. А. Клибсон и главный инженер института А. В. Дубинин. В течение 1946-1948 гг. группа инженеров в составе В. К. Кенигсона, Н. М. Варшавского и И. А. Николаевского при активном участии А. В. Дубинина создала телевизор КВН, аббревиатура которого была составлена из первых букв фамилий его основных конструкторов. В дальнейшем этот телевизор получил наименование КВН-49. В это же время на Московском радиозаводе Е. Н. Геништа и И. Я. Сытин создают телевизор "Москвич", а на заводе им. Козицкого под руководством Р. Г. Британишского, Д. С. Хейфеца и В. А. Клибсона разрабатывается телевизор "Ленинград".

Телевизор КВН-49 был тщательно испытан и принят для крупносерийного производства Межведомственной комиссией во главе с главным инженером МТЦ С. В. Новаковским. В 1949 г. к его массовому выпуску приступил Александровский радиозавод (АРЗ, Владимирская обл.) под руководством директора завода М. М. Жулева. Телевизор КВН-49 представлял собой приемник прямого усиления и был предназначен для приема ТВ программ по трем радиоканалам: 48,5...56,5 МГц (волны 6,15...5,31 м); 58,0...66,0 МГц (волны 5,17...4,55 м) и 76,0...84,0 МГц (волны 3,95...3,57 м).

В телевизоре использовался кинескоп 18ЛК1Б с круглым экраном без ионной ловушки; фокусировка и отклонение электронного луча осуществлялись магнитными полями. Фокусирующе-отклоняющая система (ФОС) состояла из трех катушек (строчных, кадровых, фокусирующей). Размер изображения на экране кинескопа составлял 105х140 мм, формат кадра 4:3. Выходная звуковая мощность равнялась 1 Вт. Для увеличения размеров изображения завод выпускал отдельную приставную увеличительную пластмассовую линзу, наполненную дистиллированной водой. Потребляемая телевизором от сети мощность составляла 220 Вт. Габариты телевизора 380х490х400 мм, масса - 29 кг.

Схема телевизора состояла из тракта обработки сигнала (из четырех каскадов УВЧ на лампах 6Ж4, видеодетектора (6Х6С), двух каскадов видеоусилителя (6Ж4 и 6П9), каскада восстановления постоянной составляющей видеосигнала (6Х6С), амплитудного селектора (6Н8С), усилителя и ограничителя синхроимпульсов (6Н8С)); генератора строчной развертки (задающий генератор (6Н8С), разрядная лампа (6Н8С), выходной каскад (Г-807), демпфер (6Н7С), высоковольтный выпрямитель (1Ц1С)); генератора кадровой развертки (задающий генератор (6Н8С) и выходной каскад (6Н8С)); звукового тракта (усилитель и амплитудный ограничитель (6Ж8), частотный детектор (6Х6С), усилитель низкой частоты (6П9)).

В процессе производства в телевизор вносились различные усовершенствования (модернизации), что отражалось добавлением к названию приемника отдельных букв. В 1962 г. выпуск КВН-49 был прекращен, и АРЗ перешел на производство унифицированного телевизора типа "Рекорд". Всего же было выпущено 2,5 млн. телевизоров типа КВН.

Телевизор КВН-49 был весьма популярен у населения и его по праву можно было назвать народным телевизором. Ни в одной стране мира после войны не выпускался подобный массовый телевизионный приемник (перед второй мировой войной в Германии был разработан так называемый "Народный телевизор", но крупносерийное его производство не было организовано).

В 1953 г. в Москве передавалось уже пять программ. Промышленность начала выпускать кинескопы 35ЛК2Б, 40ЛК1Б, 43ЛК2Б, 53ЛК2Б, производство телевизоров и комплектующих изделий к ним было организовано на многих заводах страны. В 1957 г. появился кинескоп с углом отклонения луча 110°. В 1963 г. был совершен переход на выпуск унифицированных телевизоров типов УНТ-35; УНТ-47; УНТ-59, разработанных в МНИТИ совместно с КБ ряда радиозаводов. Унифицированные телевизоры производились на 22 заводах. В 1970 г. выпуск телевизоров составлял 6 млн. в год, а приемный парк достиг 40 млн. телевизоров. В 1990 г. годовое производство телевизоров увеличилось до 10 млн. (включая цветные телевизоры), а их приемный парк превысил 100 млн.

Говоря о прошлых достижениях в области телевизоростроения, мы должны помнить, что массовое производство телевизоров в СССР началось с приемника КВН-49, и не забывать имена названных выше его создателей.

Всем привет! Увлекаюсь ремонтом и реставрацией старой техники самого различного рода, вот впервые решил оформить пост на эту тему. Вроде бы похожих постов по ремонту здесь еще не проскакивало)

Сегодня на ремонте культовый, можно сказать, телевизор, мечта простых советских граждан в 50-60-е годы, КВН-49. На самом деле, это больше обзор, чем ремонт, поскольку на данный момент я его уже отремонтировал. Но, конечно, и о процессе ремонта обязательно расскажу. Осторожно, большой длиннопост.

Сначала немного из истории. Хронологически КВН-49 не был первым, до него наша промышленность уже выпускала несколько моделей телевизоров. Однако, большим спросом они не пользовались: очень дорогие, ненадежные (срок службы около полугода), в основном поставлялись в учреждения культуры. Всего с 1938 года до появления КВН-49 было выпущено около 11 тысяч телевизоров разных моделей. Для сравнения, КВН-49, освоенный в производстве, как можно видеть из названия, в 1949 году, был выпущен в количестве 1.3 млн экземпляров. Таким образом, сейчас бы его назвали первым коммерчески успешным телевизором в СССР. Выпускался он аж до начала 60-х годов. Низкая стоимость, и, как следствие, популярность телевизора была обусловлена максимально упрощенной электрической схемой:



Для сравнения, схема выпускавшегося тоже с 1949 года телевизора Ленинград Т-2:

Многие схемные решения, примененные ради удешевления в КВН-49, были очень необычными, уникальными, не применявшимися ни в предыдущих, ни в последующих моделях. Например, входной усилитель телесигнала построен по схеме прямого усиления. Нет автоподстройки частот строчной и кадровой развертки, их нужно регулировать вручную.

Диагональ экрана у КВН-49, как и у его предшественников, небольшая - всего 7 дюймов. Поэтому вместе с телевизором продавалась специальная линза, наполняемая водой или глицерином, позволявшая увеличить изображение примерно в 1.5 раза:



Спереди у него четыре ручки регулировки: громкость, яркость, контрастность и фокусировка. Последние три параметра в процессе работы "уплывали" по мере прогрева ламп и других деталей, поэтому их регулировку и вынесли вперед.

Каналов здесь предусмотрено всего три, и они переключались рычажком сзади (справа). В Москве в 40-50 вещал только один канал (первый), позднее появился еще один (нынешний ТВЦ). Эти два канала на сегодняшний день и способен принимать этот телевизор:



Также сзади есть переключатель напряжения сети (слева). В СССР параллельно существевало две системы, старая 127В и современная 220В, появившаяся в конце 1930-х. Переход происходил очень медленно, аж до 1980-х. В 1940-е годы 220В в розетке было только в новых домах.

Антенный штекер немного отличается от современного. А в ранних версиях вместо него были просто два винтовых зажима:



Сетевая вилка, типичная для 50-60 годов. Интересной особенностью была возможность соединять несколько вилок "паровозиком":



Снимем заднюю крышку. Конструкция, типичная для того времени: массивное шасси, сверху которого расположены лампы, электролитические конденсаторы и кинескоп, а снизу - навесным монтажом мелкие детали. Ни о каких печатных платах тогда еще не слышали.



Вид снизу. Слева в верхнем углу сетевой трансформатор, рядом с ним дроссель фильтрации выпрямителя, справа вертикальный ряд красных катушек - контуры усилителя телесигнала, снизу видно кусочек динамика:



Шасси без корпуса:





За железным кожухом спрятан блок строчной развертки. Рядом с ним большая лампа - выпрямитель напряжения для питания ламп, так называемый кенотрон. По сути, обычный диод. Алюминиевые "бочонки" по соседству - электролитические конденсаторы. В отличие от современных, они не высыхают, не вздуваются и, как можно видеть, успешно доживают до сегодняшнего времени. Черные "бочонки" - тоже лампы, но с металлическим корпусом.

Блок строчной развертки без кожуха:



В нем генерируется пилообразный сигнал для отклонения луча кинескопа по горизонтали, а также высокое анодное напряжение для кинескопа (5000 В, что конечно, по меркам более новых телевизоров очень мало - у них порядка 20000). Можно видеть строчный трансформатор, высоковольтный диод над ним и генераторную лампу Г-807 сзади. Во время работы она излучает опасное для человека излучение, от которого и спасает железный кожух. Также это излучение, взаимодействуя со стеклом лампы, вызывает в ней загадочное синее свечение (мне не удалось сфотографировать, поэтому фото из интернета):



Луч кинескопа отклоняется так называемой отклоняющей системой (ОС), надеваемой на его горловину. ОС представляет из себя три катушки: строчную (отклонение по горизонтали), кадровую (по вертикали) и фокусирующую (направляет весь поток электронов в одну точку). В КВН-49 она очень простая:



И еще одна деталь, использовавшаяся в кинескопах 50-х годов - ионная ловушка. После откачки внутри ЭЛТ неизбежно остаётся часть молекул воздуха. Они ионизируются пучком электронов и постепенно выжигают люминофор в центре экрана, образуя так называемое ионное пятно. Для борьбы с этим ось электронной пушки располагалась под некоторым углом к оси кинескопа, а расположенный снаружи регулируемый магнит обеспечивал поле, поворачивающее поток электронов к оси. Массивные же ионы, двигаясь прямолинейно, попадали в собственно ловушку. В начале 1960-х годов был разработан новый способ защиты люминофора, алюминирование экрана, и необходимость в ионной ловушке отпала. Вот он, этот регулируемый магнит:



Теперь, наконец, непосредственно о ремонте. Внешне сохранился он неплохо, предыдущий хозяин его покрыл лаком, поэтому реставрационных работ над ним я не проводил. Но попытка восстановить работоспособность у бывшего владельца не удалась.

Звук работает на обоих каналах, картинки нет. Иногда лишь появляется вертикальная полоса на экране.

Первое, что я сделал - проверил все детали и соединения по схеме. Когда аппарату 60 лет, не имеет смысла браться сразу искать неисправность, т. к. неисправных деталей может быть много, и целесообразнее проверить их сразу все. Кроме того, часто можно встретить замененные предыдущими мастерами детали, иногда неправильного номинала. Такие детали я тоже заменяю, на "правильные" - нужного номинала и по возможности соответствующие году выпуска. По результатам проверки здесь я заменил несколько "неправильных" резисторов и конденсаторов, два неисправных переменных резистора и исправил обрыв в отклоняющей системе (из-за этого обрыва луч не отклонялся по горизонтали, и картинка превращалась в ту самую вертикальную линию).

В итоге, я пришел к выводу, что скорее всего неисправен строчный трансформатор. Он звонится мультиметром, сопротивление соответствует прописанному в инструкции по ремонту. Но не исключена возможность межвиткового замыкания. Закинул на профильный форум объявление, и уже через месяц получил по почте совершенно новый строчник от замечательного человека из Санкт-Петербурга).

Поменял, включаю, по прежнему тишина. Дело было вечером, решил погасить свет в комнате, занавесить шторы и проверить, есть ли хоть какое-то свечение на экране (со старым строчником тоже так делал, безрезультатно). И вот - при повороте ручки яркость в максимальное положение я увидел, что экран слабенько, еле-еле светится. Первый результат за долгое время)) Затем, немного отойдя от испытанной радости, решил попробовать покрутить магнитик той самой ионной ловушки - когда ремонтировал ОС, нужно было снять этот магнит. А он должен стоять в определенном положении, чтобы электроны летели, куда надо. Поворачиваю - на мгновение на экране проскакивает картинка. Оставалось только найти положение магнита, при котором картинка занимает правильное место и горит наиболее ярко. Поскольку остальные детали я проверил, теперь осталось только подкрутить ручки настроек и добиться наиболее хорошего изображения (кроме упомянутых выше яркости, контрастности и фокусировки, сбоку есть еще "сервисные" ручки регулировки вертикального и горизонтального размера картинки, положения картинки и частот кадровой и строчной развертки).

Но идеального изображения добиться не удалось, скорее всего из-за неподходящей антенны, здесь нужна большая для метрового диапазона.

Резюмируя вышесказанное, диагноз таков: основными проблемами были строчник с короткозамнкутыми витками и обрыв провода к одной из отклоняющих катушек ОС. Из-за обрыва в ОС луч не отклонялся по горизонтали, и изображение вырождалось в линию. Из-за замыкания строчник выдавал гораздо меньшее анодное напряжение на кинескоп, чем нужно. Но этого напряжения было достаточно, чтобы светилась линия. После ремонта ОС эта линия "растянулась" до полного кадра, и, соответственно, плотность засветки снизилась настолько, что экран светиться вовсе перестал. Замена строчника исправила эту проблему.

После успешного восстановления КВН-49 я сделал переходник, с помощью которого теперь можно подключить его к ноутбуку в качестве внешнего монитора (купленный конвертер HDMI в аналоговый сигнал + делитель) и смотреть старые фильмы



Всем спасибо за внимание, пока!

Специально для



Модель "КВН-49-Б" тоже имела две модификации. Во втором выпуске в усилителе высокой частоты второго канала на одну контурную катушку меньше. Но, вероятно, решение оказалось неудачным, и поэтому в следующей модели "КВН-49-4" схема УВЧ полностью повторяет "КВН-49-Б" (1 выпуск).

Телевизоры выпускали разные заводы-изготовители: Александровский радиозавод, Бакинский радиозавод, Воронежский завод "Электросигнал", Киевский завод "Маяк", Ленинградский завод "Россия", Ленинградский НИИ телевидения, Московский радиозавод, Новгородский завод Квант.

Разработчики телевизора "КВН" - группа инженеров в составе В.К.Кенигсона, Н.М.Варшавского и И.А.Николаевского при активном участии главного инженера НИИ А.В.Дубинина. КВН - это аббревиатура, составленная из первых букв фамилий его основных конструкторов.

Благодаря надежности в работе и доступности КВН-49 стал в последующие годы наиболее популярным телевизионным приемником. Это был первый массовый телевизор в СССР и один из первых телевизоров в мире.

С 1962 года выпуск КВН-49 был прекращён.

Основные показатели телевизора "КВН-49" (базовая модель):

Канал изображения телевизора собран по схеме прямого усиления, а канал звукового сопровождения - по супергетеродинной схеме с использованием в качестве промежуточной частоты разностной частоты в 6,5 МГц, возникающей в результате биений между несущими частотами сигналов изображения и звукового сопровождения.

В телевизоре 16 ламп.

Размер изображения на экране кинескопа 18ЛК15 - 105х140 мм.

Телевизор рассчитан на прием первых трех телевизионных каналов.

Его чувствительность (при входном сопротивлении 75 Ом) по каналу изображения не хуже 1 000 мкВ, по каналу звукового сопровождения 800 мкВ.

Разрешающая способность по горизонтали в центре не менее 400 линий.

Мощность, потребляемая от сети телевизорами "КВН-49-А", - 216 Вт.

Наружные размеры футляра 380х490х400 мм. Вес 29 кг.

  1. Усилителя высокой частоты на лампе Л1 - 6Ж4;
  2. Смеситель на лампе Л2 - 6Ж4;
  3. Гетеродин на лампе Л3 - 6С2С;
  4. 1 каскад УПЧИ на лампе Л4 - 6Ж4;
  5. 2 каскад УПЧИ на лампе Л5 - 6Ж4;
  6. Видеодетектор на лампе Л6 - 6Х6С;
  7. Видеоусилитель на лампе Л7 - 6П9;
  8. 1 каскад УПЧЗ на лампе Л8 - 6Ж3;
  9. 2 каскад УПЧЗ на лампе Л9 - 6Ж3;
  10. Ограничитель на лампе Л10 - 6Ж3;
  11. Частотный детектор на лампе Л11 - 6Х6С;
  12. Предварительный каскад УНЧ на лампе Л12 - 6Ж7;
  13. Оконечный каскад УНЧ на лампе Л13 - 6Ф6С;
  14. Селектор (левый триод) и ограничитель импульсов синхронизации (правый триод) на лампе Л14 - 6Н7С;
  15. Блокинг-генератор, генератор напряжения пилообразно-импульсной формы на лампе Л15 - 6Н7С;
  16. Оконечный каскад кадровой развертки на лампе Л16 - 6Ф6С;
  17. Задающий генератор строчной развертки на лампе Л17 - 6Н7С;
  18. Оконечный усилитель строчной развертки на лампе Л18 - Г-411;
  19. Демпферный диод на лампе Л19 - 1Ц1С;
  20. Импульсный выпрямитель для питания анода кинескопа на лампе Л20 - 5Ц4С;
  21. Кенотронный выпрямитель на лампе Л21 - 5Ц4С;
  22. Кенотронный выпрямитель на лампе Л22 - 5Ц4С;
  23. Кинескоп - 18ЛК15.
Схема:

Высокочастотный блок состоит: из усилителя высокой частоты на лампе Л1, смесителя на лампе Л2 и гетеродина на лампе Л3. Входное устройство телевизора представляет собой трансформатор, рассчитанный на подключение несимметричного фидера с волновым сопротивлением 75 Ом. Управляющая сетка смесительной лампы через трансформатор L3, L4 связана с анодным контуром УВЧ, а на катод этой лампы подается напряжение, генерируемое гетеродином лампой Л3, который собран по трехточечной схеме с индуктивной связью.

Канал изображения: канал сигналов изображения состоит из двух каскадов УПЧ (лампы Л4 и L5), детектора (лампа Л6) и видеоусилителя (Лампа Л7).

Частотная характеристика УПЧ формируется настройкой трех контуров, один из которых (L7,L7,C17,C18) имеет двухгорбую характеристику, а два других одногорбую. Контур L9,C23 - режекторный. С анодным контуром смесителя связан контур L12,L13C39, настроенный на промежуточную частоту звука. Регулировка контрастности осуществляется переменным сопротивлением R20, с которого в цепь катода лампы Л4 подается положительное напряжение. Детектор на лампе Л6 собран по двухтактной схеме. Лампа Л7 - усилитель сигналов изображения. Дроссели Др2, Др3 и Др4 корректируют частотную характеристику усилителя сигналов изображения в области высоких частот.

Канал звукового сопровождения состоит из двухкаскадного усилителя промежуточной частоты (лампы L8 и Л9), ограничителя (лампа Л10), частотного детектора (лампа Л11) и двухкаскадного усилителя низкой частоты (лампы Л12 и Л13). Для улучшения качества звучания в усилителе низкой частоты применена отрицательная обратная связь.

Блок синхронизации. Левый триод лампы Л14 служит селектором, а правый - ограничителем импульсов синхронизации. Разделение импульсов синхронизации на строчные и кадровые производится при помощи дифференцирующей (R87, С86 и интегрирующей (R71,C75, R70, R69, С77) цепочек.

Развертывающие устройства. Кадровая развертка в телевизоре состоит из блокинг-генератора, генератора напряжения пилообразно-импульсной формы (лампа Л15) и усилителя (лампа Л16) с дроссельным выходом.

В строчной развертке в качестве блокинг-генератора и разрядной лампы также использован двойной триод (лампа Л17).

Выходной каскад строчной развертки на лампе Л18, являющийся генератором пилообразного тока, при помощи трансформатора Tp5 связан со строчными отклоняющими катушками. На этом же трансформаторе имеется специальная демпферная обмотка, соединенная с лампой Л20.

Питаниe анода кинескопа производится импульсным выпрямителем на лампе Л19.

Низковольтный выпрямитель собран на двух кенотронах Л21 и Л22, соединенных параллельно.

В телевизоре использована высокоомная фокусирующая катушка Кф, включенная между плюсом анодного напряжения и шасси. Катушка подмагничивания громкоговорителя Др8 вместе с конденсатором С69 образует дополнительную ячейку фильтра в анодной цепи канала звукового сопровождения.

Особенности схемы телевизора модификации "КВН-49-4".

Сигналы изображения и звука после общих для них каскадов усилителя высокой частоты поступают на амплитудный детектор 2. С выхода детектора снимаются сигналы изображения и промежуточная частота звука, равная 6,5 МГц +-75 кГц, образовавшаяся в результате биений между напряжениями несущих частот звука и изображения и равная их разности. Так как биения создаются сигналами, один из которых модулирован по частоте, а другой по амплитуде, получившаяся промежуточная частота в 6,5 МГц +-75 кГц имеет амплитудную и частотную модуляцию.

Сигналы изображения после усиления 3 поступают на модулирующий электрод кинескопа. Усиленный сигнал с частотой 6,5 МГц +-75 кГц при помощи трансформатора передается с выхода видеоусилителя на ограничитель 4, который подавляет амплитудную модуляцию, а затем на дискриминатор 5 и на усилитель низкой частоты 6.

Схема с использованием биений между несущими дает возможность уменьшить число ламп и деталей в телевизоре и устраняет необходимость подстройки, как это имеет место в схеме супергетеродина с раздельными каналами УПЧ сигналов изображения и звукового сопровождения.

В схеме легко осуществляется переключение с одного канала на другой, так как промежуточная частота звука получается автоматически за счет строго постоянной разности между несущими частотами сигналов изображения и звука.

Эта помеха появляется всякий раз при нарушении установленного соотношения между уровнями несущих частот на входе амплитудного детектора и ухудшении помехоподавляющих свойств частотного детектора или ограничителя.

Соотношение между уровнями несущих частот звука и изображения на входе амплитудного детектора регулируется настройкой каскадов УВЧ и выбирается в пределах 1/10 - 1/12. При этом амплитудная модуляция промежуточной частоты звука (6,5 МГц) снижается до 10-12%, и ее возможно успешно подавить в каскадах ограничителя и частотного детектора.

Ухудшение помехоподавляющих свойств ограничителя обычно наблюдается при нарушении режима его работы, чаще всего из-за уменьшения напряжения промежуточной частоты звука на управляющей сетке ограничителя ниже порога ограничения.

Помехоподавляющие свойства частотного детектора определяются правильностью его настройки.

Канал сигналов изображения состоит из четырехкаскадного усилителя высокой частоты (лампы Л1, Л2, Л3 и Л4), диодного детектора и усилителя сигналов изображения. Вход телевизора апериодический (сопротивление R1), рассчитанный на подсоединение коаксиального кабеля с волновым сопротивлением 75 Ом. Регулировка контрастности производится при помощи переменного сопротивления R3, изменяющего величину отрицательного напряжения на управляющей сетке лампы первого каскада УВЧ.

Контур каждого каскада усилителя высокой частоты включен по схеме параллельного питания и состоит из индуктивности, образованной одной или несколькими последовательно соединенными катушками (в зависимости от положения переключателя каналов) и подключенной к ним емкости.

Для уменьшения влияния смены ламп на настройку контуров применена автотрансформаторная связь контура с цепью управляющей сетки лампы.

В каждом телевизионном канале имеется по одному режекторному контуру (L4, C4, L3, C9, L12, С14). Питание анодной, экранной и накальной цепей УВЧ производится при помощи емкостных шин, выполненных в виде узких металлических полосок и изолированных от шасси тонким слоем триацетатной пленки. Емкость каждой такой шины по отношению к шасси составляет 600-700 пФ.

Амплитудный детектор выполнен на одном из диодов лампы L5. Лампы Л6 и Л7 работают в каскадах видеоусилителя. Назначение дросселей Др2, Др3 и Др4 - скорректировать частотную характеристику усилителя в области высоких частот, а конденсатора С22 и сопротивления R16 - в области низких частот.

Трансформатор L16 L17 отсасывает промежуточную частоту, равную 6,5 МГц, в канал звукового сопровождения. С сопротивлений анодной нагрузки R17 и R19 и дросселя Др4 сигналы изображения через конденсатор С60 снимаются на управляющий электрод кинескопа (18ЛК1Б или 18ЛК5Б). Подключенная к управляющему электроду кинескопа цепочка из сопротивлений R69, R70 и правого диода лампы Л5 используется для восстановления "постоянной составляющей".

Канал звукового сопровождения состоит из ограничителя (Л8), частотного детектора (Л9) и усилителя низкой частоты (Л10). Подстройка дискриминатора производится в одних сериях телевизоров изменением индуктивности катушек путем вдвигания сердечника, в других, как в данном случае, при помощи подстроечных конденсаторов.

Канал синхронизации. Полный телевизионный сигнал поступает на сетку левого триода лампы Л11, который выполняет роль фазоинвертора и ограничителя. Правый триод этой лампы используется в качестве селектора. Сигналы синхронизации снимаются в цепи генератора кадровой развертки с сопротивлений R40 и R41, включенных в цепи катода правого триода, а в цепи генератора строчной развертки - с сопротивления R40. Для выделения строчных синхронизирующих импульсов используется дифференцирующая цепочка (конденсатор C45 и сопротивление R43), а полукадровых - интегрирующая цепочка (конденсаторы и сопротивления (C54, R55, C53, R56, C55, R57).

Развертывающие устройства. Левый триод лампы Л12 работает в качестве блокинг-генератора и генератора напряжения пилообразно-импульсной формы. Выходной каскад строчной развертки на лампе Л13 связан при помощи трансформатора Тр4 со строчными отклоняющими катушками.

Для демпфирования колебаний, возникающих при обратном ходе луча, используется правая половина лампы Л12, включенная диодом и подсоединенная параллельно выходной обмотке строчного трансформатора. К этой же обмотке подсоединена катушка индуктивности L20, используемая для регулировки размера строки. Анодное напряжение для питания электроннолучевой трубки (4000 В) получается при помощи импульсного выпрямителя на лампе Л14.

В цепи кадровой развертки работает двойной триод Л15, левая половина которого входит в схему блокинг-генератора и генератора напряжения пилообразно-импульсной формы, а правая - в схему усилителя. Регулировка линейности производится при помощи переменного сопротивления R63 путем изменения величины отрицательного напряжения на управляющей сетке правого триода лампы Л15. Анодное питание на все лампы, за исключением оконечного каскада усилителя низкой частоты, снимается после дросселя Др1, а на оконечный каскад до дросселя. В цепь минуса выпрямленного напряжения последовательно включены фокусирующая катушка Кф и потенциометр центровки растра по горизонтали. Создаваемое на сопротивлении центровки падение напряжения используется для подачи отрицательного напряжения на управляющие сетки ламп Л1 и Л7, а полное падение напряжения, создаваемое в минусовой цепи телевизора, подается на переменное сопротивление регулировки линейности.

С момента своего выпуска телевизор "КВН-49" прошел несколько модернизаций, касавшихся отдельных узлов, но не изменивших существенно его принципиальной схемы.

Смотря на современные модели телевизоров, сложно представить, что несколько десятилетий назад подобная техника демонстрировала низкокачественное черно-белое изображение, давая возможность просмотра одного-трех телеканалов. В СССР первой моделью телеоборудования стал телевизор «КВН», выпускаемый с 1948 по 1960 год. Ныне это изобретение является желанным экземпляром для коллекционеров антикварных предметов, лишь отдаленно напоминая современные модели.

Появление телевизора «КВН»

Работы по созданию стандарта черно-белого телевиденья в СССР были организованы в 1944 году, по окончании Второй мировой войны. Телевидение должно было соответствовать стандарту, согласно которому транслируемое изображение занимало 625 строк.

Первая модель телевизора «КВН»

На базе Всесоюзного научно-исследовательского института телевидения в Ленинграде и началась разработка первых моделей телевизоров. Создание нового изобретения координировалось В. Клибсоном, М. Товбиным и А. Дубининым - главным инженером учреждения.

С 1946 по 1948 год велись научно-технические работы по созданию первой модели телевизора «Т-1». В непосредственном создании техники участвовали советские инженеры Кенигсон, Варшавский и Николаевский. Первые буквы фамилий разработчиков и были взяты для названия первого в истории СССР телевизора - «КВН», созданного в 1949 году.

Позже новинка техники получила название «КВН-49». После окончательного налаживания процесса телевещания телевизор КВН начал массово производиться с целью дальнейшей продажи населению СССР. В 1949 году техника выпускалась на потоке на базе Александровского радиозавода во Владимирской области РСФСР. Процессом изготовления телевизоров руководил начальник учреждения М. Жулев. Позже производством телевизоров «КВН» начали заниматься следующие заводы СССР:

  • «Маяк», город Киев;
  • «Россия», город Ленинград;
  • «Электросигнал», город Воронеж;
  • «Квант», город Нижний Новгород.

Особенности

Телевизор советского производства мог транслировать всего лишь три телеканала. Отличался он небольшими размерами экрана, диаметр которого составлял всего 18 сантиметров (для сравнения: у самого небольшого ноутбука диагональ составляет 20 сантиметров). Изображение, которое транслировалось на экране телевизора, было настолько маленьким, что его невозможно было рассмотреть без применения линзы. К слову, она заполнялась водой или глицерином и приставлялась к экрану. Линза продавалась вместе с техникой.

Качество звука также было более чем низким: телевизор постоянно «хрипел» и «шипел». Большинство экземпляров отличалось плохой износостойкостью. Так, большая половина телевизоров «КВН» попала на гарантийный ремонт.

Несмотря на сомнительное качество техники, население СССР мечтало обзавестись телевизором «КВН», так как это изобретение считалось признаком состоятельности его владельца. На самом же деле многие обладатели такого телевизора относились к нему как к радиоприемнику, поэтому предпочитали не смотреть, а слушать транслируемую информацию.

Производство телевизоров «КВН» длилось с 1949 по 1962 год. На протяжении всего этого периода разработчики трудились над усовершенствованием техники, хотя дизайн телевизора не менялся. Все же довести технику до совершенства не удалось, так как при ее разработке весь акцент был сделан на дешевизну и простоту, и уже в 1962 году телевизоры «КВН» были сняты с производства. На смену им пришел унифицированный телевизор «Рекорд». За 13 лет было произведено и продано населению СССР свыше 2,5 миллиона экземпляров телевизоров «КВН». Этот показатель отображает темпы популяризации телевидения в СССР, которые, в сравнении с США, оставались незначительными.

Первый советский телевизор был прославлен в заставке ОРТ в 1995 году. А также первую модель телевизора можно увидеть, посмотрев киноленты «5 вечеров» и «Покровские ворота». К популярной телепередаче «КВН» этот телевизор не имеет никакого отношения, несмотря на полное сходство названий.




Top