Размер компакт диска. Компакт-диск - термин -энциклопедический фонд. Что такое HDCD

В этом году огромный урожай фруктов, яблок тоже. Многие делают сок, с помощью современных соковыжималок, но немногие знают, что остаткам яблок после отжима, так называемому жмыху, тоже много применений.

Яблочное повидло из жмыха

  • яблочный жмых - 1 кг
  • сахар - 800 г
  • вода - 1 стакан

Яблочный жмых залить водой. Варить около 5 минут. Всыпать сахар, перемешать и варить постоянно мешая, на маленьком огне, до загустения. После чего остудить, разложить в банки, закрыть герметичными крышками и хранить в прохладном месте. Яблочное повидло из жмыха готово!

Пастила

Готовая пастила выглядет вот так (это уже готовая, порезанная порционно полосочками и "сплетенная" для красоты):

Сам же рецепт до безобразия прост. Берем наш жмых, пересыпаем в эмалированную кастрюлю, добавляем туда 2-3 столовых ложки воды и выпариваем на протяжении 5-10 минут. После этого выкладываем на противень, предварительно расстелив там пергамент. Слой "яблочного теста" должен быть не слишком тонким, но и не толстым. После этого противень ставим в духовку для "запекания" где-то при 100 градусах и с приоткрытой дверцей. В результате через 15-25 минут получится очень вкусная масса, годная для десерта. Благодаря тому, что мы не используем никаких добавок (в том числе и сахара), десерт получается малокаллорийным и полезным! :)

Пирог из жмыха

Сахар с яйцами взбить в крутую пышную пену. Добавить растительное масло. Не переставая размешивать, подсыпать понемногу муку. Предварительно в муку положить разрыхлитель. В конце положить жмых, добавить орехи и изюм. Форму для выпечки выстлать специальной бумагой, промазать сливочным маслом и вылить в нее тесто. Выпекать при температуре 180-200 градусов 40 минут.
Пирог готов, если воткнутая в него сухая деревянная палочка остается чистой.
Не нужно сразу вынимать пирог из формы, дайте ему немного остыть, иначе он может осесть. По желанию пирог из жмыха можно разрезать на две части и промазать вареньем или сметанным кремом.

Проблемы утилизации "отходов" после соковыжималки нет. Теперь вы будете знать что сможете сделать из жмыха апельсина, яблока или других овощей и фруктов.


Свежий фреш следует выпивать в течение 30 минут после приготовления. Именно в этот период самая большая концентрация полезных элементов.

Апельсиновый жмых

После апельсинового фреша вы можете приготовить массу приятных вкусностей с апельсиновым жмыхом. Например:

  1. Молочный коктейль, смузи.
  2. Твороженный десерт (творог+апельсиновый жмых+молоко+сахар/сгущенка).
  3. Пастила.
  4. Конфеты (детская сухая смесь + апельсиновый жмых. Высушить и покрыть шоколадом).
  5. Выпечка (апельсиновый жмых отлично подойдет практически для любого печенья или пирога, кекса).
  6. Добавив водку, можно сделать настойку для праздничных вечеров или пропитки выпечки.

Совет! Перед выжимкой апельсина помойте его и потрите шкурку на мелкой терке. Апельсиновая цедра очень хорошо подходит для любой выпечки. В высушенном виде может храниться неделями.

Очень вкусный и оригинальный кекс из апельсинового жмыха потребует всего лишь 2 фруктов, 2 яйца, немного картофельного крахмала, сахара и разрыхлителя. В жмых от 1 апельсина добавьте 2 столовые ложки сахара и 1 картофельного крахмала. Это пюре выливается в формочку для микроволновки, предварительно застеленную бумагой для выпечки. Запекается 2 минуты при максимальной мощности. Достаньте форму и дайте пюре застыть. Взбивается 2 яйца и 3-4 столовых ложки сахара с помощью блендера или миксера. Добавляется туда же 50 грамм растопленного сливочного масла , цедра от апельсина и немного сока (можно добавить сок от целого апельсина - так получится более сочный вкус). Смешиваем 3 ст.ложки муки, 1 разрыхлителя и 1 крахмала. Добавляем в яйца. Получается тесто, похожее по консистенции на тесто для оладьев. Его следует вылить сверху остывшего 1 коржа в форму и поставить в микроволновку на 4-5 минут. Если верх окажется влажным, ничего страшного, недопекайте! Доставать из формы следует через полчаса.

Яблочный жмых

Второй по популярности фреш - яблочный. По сути, с яблочным жмыхом вы можете делать с ним все то же самое, что и с апельсиновым. За исключением алкогольной настойки, но это скорее на любителя. Как из яблочного жмыха сделать очень вкусные конфеты или печенье? Готовьте по следующему рецепту. Вам потребуются:

  • 1 кг яблочного жмыха;
  • 100 грамм фиников;
  • 50 грамм миндаля;
  • 50 грамм ядер грецких орехов.

Приготовить сладкое печенье из жмыха очень просто. Сначала залейте финики обычной водой на 2 часа. То же самое делаем с орехами, но их можно вымачивать дольше. Перед дальнейшей обработкой орехи следует высушить (можно использовать печь или микроволновку) и измельчить до однородной массы вместе с финиками (поможет блендер, мясорубка, кухонный комбайн или кофемолка). Дальше постепенно добавляете туда яблочный жмых и перемешиваете до однородной массы. Печенье выкладывается на противень тонким слоем до 0,5 см и запекается на низкой температуре. Если такое печенье покрыть кокосовой стружкой, глазурью или шоколадом, то оно станет очень похожим на конфеты. Дополнительно в тесто можно добавить изюм или ягоды, чтобы появилась кислинка. Заметьте, благодаря ингредиентам получится на удивление полезная сладость, которую без зазрения совести можно дать ребенку!

Грушевый жмых

Достаточно редко делают фреш из груш, но этот фрукт вполне подходит для этого. Что можно приготовить из грушевого жмыха? Все то же самое, что и из апельсинового! Особенно вкусным получиться кекс с грушевым жмыхом по следующему рецепту. Вам понадобится:

  • 250 грамм грушевого жмыха;
  • 200 грамм сахара;
  • 300 грамм муки;
  • 175 грамм сливочного масла;
  • 2-3 яйца;
  • разрыхлитель или сода, гашенная уксусом;

Как приготовить кекс из жмыха? Разотрите сахар с маслом до беловатой массы, вбейте туда яйца, добавьте разрыхлитель или гашеную соду. Дальше постепенно вмешиваются ванильный сахар и мука вместе со жмыхом.

Кексы из жмыха можно готовить как порционно, в отдельных формах, так и одной большой массой. Запекаются они в духовке при 180 градусах в течение 30 минут.

Морковный жмых

Сложно найти человека, которому бы не понравился морковный фреш. Но на него уходит достаточно много моркови и получается приличное количество жмыха. Что делать с морковным жмыхом? Вот несколько идей:

  1. Используйте в качестве добавки для борща или супа. Весь жмых, который останется, положите в пакет или контейнер и спрячьте в морозильной камере до следующего приготовления первых блюд.
  2. Сварите овощной суп-пюре.
  3. Сделайте запеканку.
  4. Морковный жмых в котлетном фарше добавить интересную изюминку.
  5. Морковные котлетки.
  6. Сделайте начинку для запекания птицы, рыбы или мяса.
  7. Испеките овощной, грибной или мясной пирог со жмыхом из моркови.
  8. Хлеб.

Что приготовить с использованием жмыха из моркови? Один из приятных, полезных и вкусных рецептов - это морковные котлетки. Вам понадобиться:

  • 2-3 стакана морковного жмыха ;
  • 150 мл 2,5% кефира;
  • около 6 столовых ложек муки;
  • 2-3 столовых ложки сахара;
  • пол чайной ложки соды;
  • соль;
  • корица;
  • ванильный сахар.

Морковный жмых смешать с кефиром, добавить соль, соду, сахар, ванильный сахар, корицу. Тщательно перемешать и добавить муку, чтобы можно было сформировать котлеты. Жарить такие овощные котлетки следует на среднем огне с обеих сторон, предварительно обваляв в муке.


Тыквенный жмых

Не так много любителей чистого тыквенного фреша, но если выжать туда морковного сока в пропорции 1 к 1, или добавить сливок, тогда он приобретает совсем иной, более богатый и приятный вкус!

Из приятного: тыква очень сочный овощ, поэтому для 1 стакана фреша понадобится всего парочка кусочков тыквы.

Что приготовить из тыквенного жмыха?

  1. Можно испечь вкусный пирог или оладьи.
  2. Печенье или кексы.
  3. Из тыквы получается очень вкусный суп -пюре.
  4. Паста с тыквой (как приготовить пасту-тальятелле с тыквенным жмыхом? Для этого к тексту следует добавить 1,5 столовых ложки размятого запеченного тыквенного поюре. Это добавит вкус и цвет в готовую пасту).
  5. Мороженое-сорбэ (200 гр воды+4 столовых ложки сахара+200 тыквенного жмыха на огне в течение 15 минут. Охлажденную массу взбить блендером, добавить 1 столовую ложку лимона и столько же сливочного сыра . Оставить в морозилке на 3-4 часа, периодически помешивая вилкой).
  6. Пастила.
  7. Рисовая каша с тыквой - любимое лакомство многих детей и взрослых.

Как приготовить овощной суп-пюре из жмыха? Понадобятся жмых, вода, зелень, чеснок, соль и сметана. Сначала залейте тыквенный жмых на 15 минут водой. Потом поставьте его вариться на плиту. Если вся вода впиталась, то следует добавить ее еще немного. Доведите массу до кипения и проварите еще 5-10 минут, посолите. Если вас не устраивает консистенция полученного пюре, тогда взбейте его в блендере. Такой суп можно заправить чесноком, зеленью и сметаной, тогда вкус будет более интересным и насыщенным. Жмых - это не просто "отходы" от фрешев, а полноценный продукт, из которого опытная и смекалистая хозяйка может приготовить массу вкуснейших и полезнейших блюд!

Калории, ккал:

Углеводы, г:

Наливные, крепкие и сочные любят все без исключения возрастные категории и слои населения. Разумеется, у каждого свои предпочтения - одни обожают кисловатую Антоновку, другие жить не могут без того, чтобы не сгрызть медовый Гольден. Яблоки великолепны сами по себе, вкусны и полезны, особенно в свежем виде. Учитывая то, что во время любой термической обработки витамины теряются, обратим внимание на те продукты, которые дарят нам именно свежие яблочки. Натуральный, пюре из яблок и яблочный жмых сохраняют все достоинства исходных плодов. Сегодня на повестке дня - яблочный жмых.

Калорийность яблочного жмыха

Пищевая ценность яблочного жмыха будет зависеть от сорта яблок, из которого он произведён. Сладкие и кислые, твёрдые и рыхлые яблоки различаются по количеству калорий и БЖУ, но в среднем, яблочный жмых - это низкокалорийный продукт. Калорийность яблочного жмыха составляет примерно 45-47 ккал на 100 граммов продукта. Процентное соотношение белки / жиры / углеводы выглядит таким образом: 3% / 5% / 87% (calorizator). Рассчитывать пищевую ценность блюд, приготовленных из яблочного жмыха, следует с учётом используемых продуктов.

Состав яблочного жмыха

Известное изречение о том, что одно съеденное яблоко в день гарантирует человеку здоровье - это не красивые слова, а правда, подтверждённая многолетними исследованиями. Мало кто будет есть яблочный жмых просто так, но витаминно-минеральный состав его от этого не изменится.

Химический состав яблочного жмыха внушает уважение, он включает в себя: , витамины, и, а также полезные минеральные вещества, и. Содержащаяся в яблочном жмыхе клетчатка будет работать как скраб для кишечника даже после тепловой обработки. Также в составе яблочного жмыха достаточно, эфирных масел и пищевых волокон (калоризатор).

Подсчитано, что в среднем из килограмма яблок (взвешивались уже очищенные, без косточек и хвостиков) средней сочности получается 280-300 граммов жмыха. При этом сока выходит чуть больше 600 граммов, а остальное - это пенка, которая образуется сверху на соке. Если её процедить, то полученная масса будет ни что иное, как нежнейшее яблочное пюре , которое рекомендуется тут же употребить в пищу - для радости и пользы организму.

Польза и вред яблочного жмыха

Пищевые волокна яблочного жмыха помогают поддерживать вес в норме, так как отлично нормализуют перистальтику кишечника. Свойства яблок по очищению крови в полной мере относятся и к яблочному жмыху, поэтому его полезно употреблять людям с проблемами сердечно-сосудистой системы.

Вред яблочный жмых может нанести лишь людям с повышенной кислотностью желудка, и то только в том случае, если за один присест съесть килограмм свежего жмыха, что проблематично чисто физически - суховатый жмых неудобно есть. В приготовленном виде яблочный жмых абсолютно безвреден.

Свойства яблочного жмыха

Во времена ручных соковыжималок (которые назывались сокодавилками и по форме и принципу действия напоминали мясорубки), остатки от приготовления яблочного сока , как правило, выбрасывались или шли на прокорм домашним птицам. Редкие хозяйки утруждали себя очисткой яблок от семечек, удалялись только битые и гнилые участки яблок. Трудоёмкий процесс выдавливания сока не оставлял времени на заботу о чистоте жмыха.

Имея в арсенале любую модель электрической соковыжималки, современные хозяюшки знают, что, потратив некоторое время на очистку фруктов, в результате получат чистый и готовый к дальнейшему употреблению жмых. Итак, яблочный жмых - это сухие остатки яблок после того, как из них выжали сок. Если яблоки очень сочные, жмых будет влажноватым, но в идеале из него уже сок не должен получаться.

Использование яблочного жмыха в кулинарии

Самое простое решение по употреблению яблочного жмыха - добавить его при варке компотов или киселей. Следует обратить внимание, что любая выпечка, особенно с творогом, приобретёт пышность и воздушность, если добавить в неё яблочный жмых. Замечено, что сдоба с яблочным жмыхом долго остаётся мягкой и не покрывается плесенью. Если приготовление сока поставлено на поток и жмыха чересчур много, его можно заморозить, разложив по пакетам для заморозки.

Самогон из жмыха яблок набирает популярность, так как сырье используется практически на 100% безотходно. При переработке яблок на сок остаются выжимки, из которых можно приготовить брагу для хорошего яблочного самогона.

Чача из яблок натуральный алкогольный напиток , вредные примеси сведены к минимуму. Алкоголь не нужно очищать, если соблюдены все технологии и перегоняется два или более раз.

Из-за малого количества фруктозы в выжимках необходимо добавлять сахар, самогон из оставшегося яблочного жмыха сохранит вкус и запах яблок.

Совет: для приготовления браги на яблочном жмыхе не отжимайте яблоки насухо. Небольшое количество сока увеличивает фруктозную концентрацию, улучшая вкус и аромат алкоголя.

Рецепт приготовления

В домашних условиях приготовить бражку для самогона просто, придерживаясь минимальных требований. Неиспользованная мезга после изготовления сока, сидра или кальвадоса отличное сырье которое не обязательно выбрасывать.

Ингредиенты:

  • Яблочный жмых – 10 кг
  • Сахарный песок – 5 кг
  • Вода – 35 л
  • Дрожжи – 350 г прессованных или 100 г сухих

Приготовление браги

  1. Яблочный жмых поместите в подготовленную заранее емкость, где будет бродить брага. Емкость рассчитывайте такого объема что бы оставалось свободное место для выделяющейся в процессе брожения пены, для данного рецепты нужна емкость объемом 60-65 литров для себя пересчитывайте сами в зависимости от количества ингредиентов
  2. Залейте жмых водой температурой 30 градусов
  3. Добавьте сахар, но лучше уже разведенный в виде сахарного сиропа, так сахар быстрее и лучше растворится. Хорошо перемешайте.
  4. Заранее разведите в воде дрожжи, добавьте в сусло и перемешайте
  5. Закройте плотно емкость и установите гидрозатвор или медицинскую перчатку, в перчатке заранее сделайте в пальцах дырку
  6. Брагу поставьте в темное, теплое место, температура должна быть не меньше 18, но не больше 28 градусов
  7. Первые пять дней перемешивайте брагу, осаживая поднявшуюся шапку из жмыха, после того, как жмых прекратит всплывать, можно не перемешивать.
  8. Длительность брожения составляет от 6 до 10 дней. Зависит это от условий брожения. Окончание брожения можно определить по сдувшейся перчатке или прекращению выделения пузырьков газа гидрозатвором, а также горьким вкусом браги
  9. Когда брага отыграет, профильтруйте ее от жмыха через несколько слоев марли

Получение самогона

  1. Перегоните брагу первый раз почти до суха до крепости в струе 5-7% спирта
  2. Измерьте крепость полученного спирта сырца и посчитайте количество абсолютного спирта
  3. Разбавьте водой до 30% и перегоните еще
  4. Соберите головные фракции первый 10% от абсолютного спирта и вылейте
  5. Собирайте питьевую фракцию так называемое «тело» самогона, отбирайте до температуры в кубе 92 градуса
  6. Остальное «хвосты» соберите отдельно для дальнейшей переработки
  7. Яблочная самогонка будет готова после того, как ее разбавите до 40 градусов чистой питьевой водой и дать ей постоять минимум 7 дней в стеклянной посуде

Количество ингредиентов по рецепту дает около 5 литров качественного вкусного и ароматного яблочного самогона крепостью 40 градусов.

Морковный сок - вкусный и полезный напиток, который, наверняка, вы не только когда-либо пробовали, но и готовили самостоятельно дома. Пакетированный сок (даже в стеклянных банках , что считается более полезным и качественным), не идет ни в какое сравнение со свежевыжатым соком - фрэш. Особенно с тем, что приготовлен своими руками, с любовью!

Скорее всего, приготовив первый раз сок дома, вы были удивлены тем количеством жмыха, который остается после отжима сока. А ведь жмых имеет большое количество клетчатки, которую просто рука не поднимается выбросить!

Что приготовить из морковного жмыха (или др. овощного или фруктового) - вопрос, который заинтересовал не только вас. В сети есть множество рецептов приготовления различных блюд , начиная от салатов и закусок и заканчивая полноценными основными блюдами: веганские котлеты, супы, бургеры, пироги, кексы, паштеты и даже суши! Оказалось, что морковный жмых не нужно выбрасывать, из него, как из цельной моркови, можно приготовить немалое количество полезных, и в то же время вкусных, блюд. Давайте с ними знакомиться.

Гуакамоле с морковным жмыхом, зеленью и авокадо

Гуакамоле - густой соус или паста, которая в оригинале готовится из мякоти спелого авокадо с соком лайма или лимона, солью и красным острым перцем. Часто в гвакамоле добавляют мякоть помидора, лук, чеснок, петрушку, кинзу, сладкий перец , специи.


Рецепт нашего гуакамоле несколько отличается от оригинала. Нам понадобится:

  • 1/2 пучка свежей кинзы (или петрушки)
  • 1 спелый авокадо
  • 2 ст. л. морковного жмыха
  • 1 ст. л. сока лимона или по вкусу
  • соль, черный молотый перец

Зелень мелко нарезать. Пюрировать авокадо (вилкой или блендером). Смешать зелень с морковным жмыхом, авокадо, соком лимона и солью. Тщательно перемешать. Можно снова отправить в блендер, чтобы гуакамоле приобрел однородную, гладкую текстуру.


Подавать соус к сухарикам, лепешкам, тортилье, веганским бургерам, а также к свежим овощам . Гуакамоле - прекрасная заправка для пасты.

Котлеты из морковного жмыха

Приготовить морковные котлеты не сложнее, чем выжать сок из моркови! Овощной жмых (можно смесь моркови, картофеля, кабачка, тыквы и т. д.) следует смешать с картофельным пюре и специями. Затем сформировать котлетки и обжарить на растительном масле до золотой корочки.


В рецепте картофель заменяет яйца - служит для скрепления остальных ингредиентов.

Подавать котлеты из жмыха можно к любому овощному гарниру, крупам или пасте.

Суши из морковного жмыха

Все гениальное - просто. Чем заменить рис в суши и роллах, чтобы получилось сыроедческое блюдо? Конечно морковным жмыхом! Водоросли нори, морковь, огурец, авокадо, маринованный острый перец , немного соевого соуса (сыроедческого) и вассаби - все что нужно, чтобы насладиться вкуснейшими живыми роллами.


Диетический, низкокалорийный, ароматный и вкусный суп из морковного жмыха. По аналогии можно приготовить суп из тыквы.


Нам понадобится:

  • 2 ст. овощного жмыха
  • 2 ст. кокосового молока (можно миндальное)
  • 0,5 ч. л. свежего имбиря, натертого на терке
  • 1 ч. л. специи карри
  • 1 зубчик чеснока
  • соль, перец

Жмых залить 1 ст. кокосового молока, добавить зубчик мелко нарезанного чеснока, карри. Посолить. Варить на «слабом» огне в течение 10-15 мин. Когда жмых разварится и станет нежным и мягким на вкус, влить 2-ой стакан молока, добавить имбирь, молотый перец и довести до кипения. Как только морковный суп начнет закипать - выключить плиту.

Суп получится острым, пряным, со вкусом копчения благодаря свежему имбирю.

Имбирные кексы из морковного жмыха

Не имеет разницы, будете ли вы готовить кексы из свежей моркови, натертой на терке или же используете жмых, оставшийся после сока. В любом варианте - маффины или веганские получатся бесподобными!


Без яиц, дрожжей, молока и других животных продуктов. Яйца заменяются молотыми семечками льна.

Из специй - имбирь, гвоздика, корица, ваниль, что придает постным кексам невероятный аромат и вкус. Рецепт осенний, сытный и согревающий.

Пирог из морковного жмыха

Похожий рецепт - . Есть некоторые отличия в ингредиентах и технологии приготовления. Морковный пирог готовится без яиц, полностью соответствует веганскому питанию.


Из специй - корица. Дополнение к пирогу - грецкие орешки.

Сравнительно с морковными кексами, пирог более дешевый и более простой вариант вегетарианской выпечки.

Сыроедческие крекеры из жмыха

Для приготовления крекеров обязательно понадобится дегидратор (сушилка для овощей и фруктов) или летнее солнышко. Как и в кексах, для скрепления живого теста используется молотые семечки льна. Благодаря льну тесто будет иметь плотную текстуру, легко раскатываться по поверхности стола.


Семечки льна - не обязательный ингредиент. можно слепить из морковного жмыха с зеленью и специями, добавив немного воды. Однако при сушке, хлебцы, возможно, слегка потрескаются и будут иметь менее аппетитный вид.

Кстати, подавать такие крекеры можно к гуакамоле с авокадо и тем же морковным жмыхом!

Джем из морковного жмыха с лимоном

  • 500 гр. морковного жмыха
  • 500 гр. сахара
  • 1 мелко нарезанный лимон
  • 1/3 ч. л. корицы
  • 1/4 ч. л. молотой гвоздики

Все ингредиенты смешать в кастрюльке, поставить вариться на «мелкий» огонь. Джем постоянно помешивать. Через 15-20 мин. морковь разварится и пропитается ароматом специй и лимона.


А еще через 10 мин. варенье можно снять с плиты и разлить по пастеризованным стеклянным банкам.

Если у вас есть свои варианты приготовления вегетарианских блюд из морковного жмыха - присылайте на почту или пишите в комментариях.

Приятного аппетита!

Министерство образования Республики Беларусь

ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ

Реферат на тему:

Структура

компакт диска

по предмету “Системное программное обеспечение”

подготовил студент математического

факультета 5группы 2курса

КрижакАлександр Станиславович

Преподаватель Ливак Елена Николаевна

Гродно 2003

Введение

Компакт-диски (CD-ROM), изначально разработанные для любителей высококачественного звучания, прочно обосновались теперь на рынке компьютерных устройств. Благодаря своим малым размерам, большой емкости, надежности и долговечности они с успехом применяются в качестве устройств внешней памяти.

Музыкальные оптические компакт-диски пришли на смену виниловым ("грампластинкам") в 1982 году примерно в то же время, когда появились первые персональные компьютеры фирмы IBM. Двумя гигантами электронной промышленности - японской фирмой Sony и голландской Philips был разработан специальный стандарт, известный как "Красная Книга" (Red Book), согласно которому компакт-диск должен быть рассчитан всего на 74 минуты звучания, а точнее на 74 минуты и 33 секунды. Когда 74 минуты пересчитали в байты, то получилось как раз 640 Мбайт.

Две вышеназванные фирмы сыграли также ведущую роль при разработке первой спецификации цифровых компакт-дисков - так называемой "Желтой Книги" (Yellow Book). Она послужила основой для создания компакт-дисков с комплексным представлением информации, то есть способных хранить не только звуковые, но также текстовые и графические данные (CD-Digital Audio, CD-DA). Вторым стандартом для цифровых компакт-дисков стала спецификация HSG (High Sierra Group), или просто High Sierra. Этот документ был предложен основными производителями цифровых компакт-дисков с целью обеспечить хотя бы некоторую совместимость. Данная спецификация определяла уже как логический, так и файловый форматы компакт-дисков.

Принятый несколько позже международный стандарт ISO 9660 для цифровых компакт-дисков в принципе совпадал с основными положениями HSG. Заметим, что все компакт-диски, соответствующие требованиям стандарта ISO 9660, который определяет их логический и файловый форматы, являются совместимыми друг с другом. В частности, этот документ определяет, каким образом найти на компакт-диске его содержание Volume Table Of Contents (VTOC ).

Физическая структура компакт-диска

В структуре компакт диска можно выделить четыре основных слоя (пятый - изображение, нанесенное на поверхность диска), наносимых поэтапно.

Пойдем по пути изготовления диска. Изначально изготавливается пластмассовая основа диска - поликарбонат (Е), которая составляет основную часть CD-R и придает ему необходимую прочность и форму. Далее, на готовую пластмассовую форму наносится активный слой (D) (dye). Именно этот слой позволяет осуществлять запись на диск и определяет его надежность и качество считывания информации в дальнейшем (в простых CD - ROM дисках данный слой отсутствует, а запись необходимой информации происходит непосредственно на предприятии-изготовителе). На сегодняшний день широко используется два типа активного слоя: цианин и фталоцианин.

После того, как на поликарбонатовую заготовку был нанесен dye, диск покрывается специальным слоем светоотражающего материала (C). В обычных CD-ROM для этой цели применяется алюминий, в CD-R дисках же применяется чистое серебро, позволяющее добиться 65-80%-го коэффициента отражения.

Завершающим этапом изготовления диска является нанесение защитного слоя (В), на который в дальнейшем возможно нанесение изображений (А). Наиболее распространенным и простым в изготовлении защитным слоем является специальный лак. Лакировка диска не дает 100%-ной гарантии сохранности данных при воздействии внешних механических или химических воздействиях. Тем не менее, многие китайские "производители" часто экономят на лаке, либо наносят его так, что на диске образуются концентрические разводы в виде волн, что свидетельствует либо о неправильно рассчитанной скорости нанесения, либо о неправильном режиме сушки, что делает диски практически беззащитными от влияния внешних воздействий.

Формат компакт-диска

Все CD - ROM имеют один и тот же физический формат изготовления и емкость 650 Мбайт. Диск диаметром 120 мм, толщиной 1,2 мм и центральным отверстием диаметром 15 мм. Центральная область вокруг отверстия шириной 6 мм называется зоной крепления ( Clamping ). После нее расположена калибровочная ( Program Calibration ) зона. Она используется в CD - R дисках для настройки мощности лазера записывающим устройством. Область регистрации ( Program Memory ) также имеется только в записываемых дисках. Сюда временно записываются координаты начала и конца каждого трека при извлечении диска из записывающего устройства без закрытия сессии. За ней непосредственно следует заголовочная область ( Lead - in ), содержащая оглавление диска ( TOC - Table Of Content ), -- кольцо шириной 4 мм (диаметр 46-50 мм) ближе к центру диска (до 4500 секторов, 1 минута, 9 MB). Состоит из 1 дорожки (Lead-in Track). Содержит TOC (абсолютные временные адреса дорожек и начала выводной области, точность - 1 секунда). Далее расположена область шириной 33 мм, предназначенная для хранения данных и физически представляющая собой единый трек. Завершающей является терминальная область ( Lead - out )шириной 1 мм. Кроме того, имеется также внешний (защитный) обод диска шириной 3 мм.

Область хранения данных логически может содержать от 1 до 99 треков, однако разнородная информация не может быть смешанна на одном треке. Цифровая информация хранится на CD - ROM в виде чередующихся по ходу спирали ямок, нанесенных на поверхность полиуглеродного пластика. Ямка воспринимается лучом лазера как логический ноль, а гладкая поверхность как логическая единица.

Каждый байт данных (8 бит) кодируется 14-битным символом на носителе (кодировка EFM). Символы отделяются 3-битными промежутками, выбираемыми так, чтобы на носителе не было более 10 нулей подряд.

Из 24 байтов данных (192 бита) формируется кадр (F1-frame), 588 битов носителя, не считая промежутков:

· синхронизация (24 бита носителя)

· символ субкода (биты субканалов P, Q, R, S, T, U, V, W)

· 12 символов данных

· 4 символа контрольного кода

· 12 символов данных

· 4 символа контрольного кода

При декодировании могут использоваться различные стратегии обнаружения и исправления групповых ошибок (вероятность обнаружения против надежности коррекции).

Последовательность из 98 кадров образует сектор (2352 информационных байта). Кадры в секторе перемешаны, чтобы уменьшить влияние дефектов носителя. Адресация сектора произошла от аудиодисков и записывается в формате A-Time - mm:ss:ff (минуты:секунды:доли, доля в секунде от 0 до 74). Отсчет начинается с начала программной области, т.е. адреса секторов вводной области отрицательные. Биты субканалов собираются в 98-битные слова для каждого субканала (из них 2 бита - синхронизация). Используются субканалы:

· P - маркировка окончания дорожки (min 150 секторов) и начала следующей (min 150 секторов).

· Q - дополнительная информация о содержимом дорожки:

o число каналов

o данные или звук

o можно ли копировать

o признак частотных предыскажений (pre-emphasis): искусственный подъем высоких частот на 20 дБ

o режим использования подканала

§ q-Mode 1: во вводной области здесь хранится TOC, в программной области - номера дорожки, адреса, индексы и паузы

§ q-Mode 2: каталоговый номер диска (тот же, что на штрих-коде) - 13 цифр в формате BCD (MCN, ENA/UPC EAN)

§ q-Mode 3: ISRC (International Standard Recording Code) - код страны, владельца, год и серийный номер записи

§ CRC-16

Последовательность секторов одного формата объединяется в дорожку (трек) от 300 секторов до всего диска. На диске может быть до 99 дорожек (номера от 1 до 99). Трек может содержать служебные области:

· пауза - только информация субканалов, нет пользовательских данных

· pre-gap - начало трека, не содержит пользовательских данных и состоит из двух интервалов: первый длиной не менее 1 секунды (75 секторов) позволяет "отстроиться" от предыдущего трека, второй длиной не менее 2 секунд задает формат секторов трека

· post-gap - конец трека, не содержит пользовательских данных, длиной не менее 2 секунд

Вводная цифровая область должна завершаться постзазором. Первый цифровой трек должен начинаться со второй части предзазора. Последний цифровой трек должен завершаться постзазором. Выводная цифровая область не содержит предзазора.

Существует множество стандартов и форматов компакт-дисков – в зависимости от назначения и производителей. Приведу для примера далеко не все существующие : Audio CD (CD-DA), CD-ROM (ISO 9660, mode 1 & mode 2), Mixed-mode CD, CD-ROM XA (CD-ROM eXtended Architecture, mode 2, form 1 & form 2), Video CD, CD-I (CD-Interactive), С D-I-Ready, CD-Bridge, Photo CD (single & multi-session), Karaoke CD, CD-G, CD-Extra, I-Trax, Enhanced CD (CD Plus), Multi-session CD, CD-Text, CD-WO (Write-Once).

Файловая структура CD -ROM

Инициирующая дорожка данных на компакт-диске начинается со служебной области, необходимой для синхронизации между приводом и диском. Далее расположена системная область, которая содержит сведения о структурировании диска. В системной области находятся также директории данного тома с указателями или адресами других областей диска. Существенное различие между структурой компакт-диска и, например, дискетой заключается в том, что на CD системная область содержит прямой адрес файлов в поддиректориях, что должно облегчить их поиск.Международный стандарт ISO 9660 описывает файловую систему на CD-ROM. ISO 9660 первого уровня напоминает файловую систему MS-DOS: имена файлов могут содержать до восьми символов, расширение имени файла (состоящее из трех символов) отделяется от имени файла точкой. Имена файлов не могут содержать специальных символов ("-", "~", "=", "+"). При именовании файлов используются символы только верхнего регистра, цифры и символ "_". Имена каталогов не могут иметь расширений. Каждый файл имеет версию - номер версии отделяется от расширения символом ";". Каталоги могут иметь глубину вложенности 8. Стандарт ISO 9660 второго уровня позволяет использовать в именах файлов до 32 символов, накладывая описанные выше ограничения. Диски, созданные с использованием такого стандарта, не могут использоваться в ряде операционных систем, включая и MS-DOS.

Отметим, что для большинства компакт-дисков вся хранимая впоследствии на них информация заносится за один технологический цикл, или сеанс (single session). Как уже говорилось оглавление диска, то есть указатель того, где и как на нем хранится информация, содержится в VTOC. Однако после того как появилась технология позволяющая дописывать информацию на специальные (дописываемые) CD-ROM, речь пошла уже о многосеансовых компакт-дисках и соответствующих приводах (multi session).

Основными элементами файловой структуры CD-ROM являются:

· первичный дескриптор тома (PVD - Primary Volume Descriptor); он всегда находится в шестнадцатом секторе сеанса и содержит ссылки на таблицу путей (PT - Path Table) и корневой каталог (RD - Root Directory);

· таблица путей (PT) содержит адреса каталогов (DF - Directory Files).

Если файловая структура охватывает более одного сеанса, то ссылки из корневого каталога последующих сеансов включают в себя ссылки на каталоги предыдущих сеансов и таким образом каталоги предшествующих сеансов становятся доступными в последующих сеансах. На этом базируется возможность обновления файлов. Несмотря на невозможность стирания, эффект "перезаписи" сохраняется для пользователя: это достигается путем перезаписи в последующем сеансе каталогов, содержащих ссылки на замещаемый файл. Файл, разумеется, также записывается в последующем сеансе, и в новую редакцию каталога включается ссылка на него. При стандартном доступе к файлам будут использоваться ссылки из корневого каталога последнего сеанса, и файл будет выглядеть обновленным, хотя возможность доступа к предшествующей версии при помощи специальной ссылки сохранится.

Возможен также вариант, когда записываемый позже сеанс является независимым, в этом случае ссылки на сеансы будут аналогичны ссылкам на различные разделы физического диска. Для нормальной работы файловой системы с CD-R весьма желателен накопитель, "понимающий" многосеансовые диски. Проверить, обладает ли накопитель такими способностями, легко - достаточно посмотреть каталог многосеансового диска: примитивный проигрыватель "увидит" только каталоги и файлы первого сеанса.

Как видим, форматы записи оказываются довольно тесно связанными с устройством накопителя CD-ROM.

CD - RW диски

Термином CD - RW обозначают сравнительно новый тип записываемых дисков, поступивших в широкую продажу в 1997 году. В отличие от CD - R дисков (т.е. дисков на которые информацию можно только дозаписывать), CD - RW диски позволяют не менее 1000 раз частично или полностью стирать/перезаписывать информацию. Основной принцип перезаписи основан на том, что вещество, используемое в качестве рабочего слоя может находится в одном из двух устойчивых состояний - кристаллическом или аморфном, соответственно пропускающем луч лазера до отражающего слоя и обратно или же рассеивающем свет.

Если вещество находится в первом (кристаллическом состоянии), то считывающий луч лазера беспрепятственно проходит сквозь рабочий слой, отражается от отражающего слоя и в итоге попадает на фотоприемник, что соответствует логической "1". Если же вещество находится в аморфном состоянии, луч рассеивается, не попадая в итоге на фотоприемник, что соответствует логическому "0".

Для перевода вещества из одного состояния в другое используютсяспециальные режимы нагрева и охлаждения лазерным лучом. Вначале вещество нагревается до высшей температуры T 1,при этом оно теряет свою структуру, локально в точке фокусировки луча лазера становясь аморфным; если затем полностью выключить лазера, т.е. произвести резкое охлаждение T 1 >> T комн. , то вещество остывая так и останется в аморфном состоянии. Если же лазер не выключить, а только уменьшить его мощность и полностью выключить только через какое-то время, то за счет 2-ух ступенчатого охлаждения T 1 >> T 2 >> T комн., вещество рабочего слоя успевает кристаллизоваться.


Заключение

Существующие сегодня CD-ROM "родились" от аудиодисков, технологическая готовность выпуска которых существует уже более 15 лет. За это время возникли и новые технологические возможности, и достаточный рынок для создания устройства, ориентированного на эффективное хранение данных, и удобные средства доступа к ним. Возможности формата, основанного на Красной книге, почти исчерпаны (одно только хранение оглавления в Q-фрейме подканала при пустующих секторах рубит под корень возможности использования небольших сеансов). Естественно, что мир стремится к созданию более современных CD. Такие CD давно ждут на рынке, для них не только придумали название (High Density Compact Disk - HD CD), но и успели поменять его на MMCD (Multi Media CD). Ожидается, что за счет уменьшения длины волны считывающего лазера удастся уменьшить размеры пита и расстояние между дорожками. В совокупности с улучшением структуры хранении информации и более современными средствами коррекции ошибок, возможно, удастся достичь емкости 3,7 ГБ на диск. Еще большую емкость обещает мультиповерхностная технология, при которой запись осуществляется на нескольких (для начала на двух) слоях, расположенных один над другим. Выбор считываемого слоя обеспечивается фокусировкой луча именно на нем, а чрезвычайно короткофокусная оптика позволяет уменьшить помеху от другого слоя до приемлемой величины.

Таким образом,компакт-диски прочно укоренились в нашей жизни,т.к. являются пока самыми универсальными носителями информации в современном информационном мире, и подробный осмотр структуры этих устройств является неотъемлимой частью при изучении этой загадочной компьютерной Вселенной.


Литература

1. http:// referat 2000. bizforum . ru / komp /25. htm

2. http :// www . ixbt . com / storage / cdr . shtml

3. http :// blhard . narod . ru / books / cd . html

4. http :// referat . ru / document /12944

5. http :// www . comizdat . com /3/4/90/363/378/

6. http :// www . transelectro . ru / glossary / cdrw . html

Compact Disc, CD ) - оптический носитель информации в виде пластикового диска с отверстием в центре, процесс записи и считывания информации которого осуществляется при помощи лазера . Дальнейшим развитием компакт-дисков стали DVD и Blu-ray , прообразом была граммофонная пластинка .

Изначально компакт-диск был создан для хранения аудиозаписей в цифровом виде (известен как CD-Audio), однако в дальнейшем стал широко использоваться как носитель для хранения любых данных (файлов) в двоичном виде (т. н. CD-ROM - англ. Compact Disc Read Only Memory , компакт-диск с возможностью только чтения , или КД-ПЗУ - «Компакт-диск, постоянное запоминающее устройство »). В дальнейшем появились компакт-диски с возможностью не только чтения однократно занесённой на них информации, но и записи (CD-R - англ. Compact Disc-Recordable , записываемый компакт-диск) и перезаписи (CD-RW - англ. Compact Disc-ReWritable , перезаписываемый компакт-диск).

Первым компакт-диском, попавшим на прилавки музыкальных магазинов, был альбом Билли Джоэла 1978 года «52nd Street ». Продажи CD с этой записью начались в Японии 1 октября 1982 года.

По данным Philips, за 25 лет в мире было продано более 200 млрд CD. Несмотря на то, что всё больше людей предпочитают приобретать музыкальные файлы через Интернет , по данным IFPI продажи компакт-дисков до сих пор [когда? ] составляют около 70 % всех продаж музыки .

Значительный вклад в популяризацию компакт-дисков внесли Microsoft и Apple Computer . Джон Скалли , тогдашний CEO Apple Computer, в 1987 году сказал, что компакт-диски произведут революцию в мире персональных компьютеров . Одним из первых массовых мультимедийных компьютеров/развлекательных центров, использующих CD-диски, была Amiga CDTV (Commodore Dynamic Total Vision), позже CD-диски стали использовать в игровых приставках Panasonic 3DO и Amiga CD32 .

Версия Джеймса Рассела

Существует версия о том, что компакт-диск изобрели вовсе не Philips и Sony, а американский физик Джеймс Рассел , работавший в компании Optical Recording. Уже в 1971 году он продемонстрировал своё изобретение для хранения данных. Делал он это для «личных» целей, желая предотвратить царапание своих грампластинок иглами звукоснимателей . А спустя восемь лет подобное устройство было «независимо» изобретено компаниями Philips и Sony.

Девятая симфония Бетховена

Очевидцы и участники переговоров о формате CD свидетельствуют, что в Philips и Sony до мая 1980 года не было единого мнения о внешнем диаметре диска. С точки зрения инженеров Sony был достаточен диаметр в 100 мм, поскольку он позволяет миниатюризировать портативный проигрыватель. От высшего руководства Philips исходила идея сделать диск не более диагонального размера стандартной аудиокассеты (115 мм), имевшей на рынке большой успех. Кроме того, в этом случае диск соответствует нормальным рядам линейных размеров системы DIN .

Вице-президент корпорации Sony Норио Ога , музыкант , в свою очередь полагал, что диск должен быть в состоянии вместить Симфонию № 9 Бетховена. В этом случае, по его мнению, на дисках можно будет распространять до 95 % классических произведений. Дальнейшие исследования показали, что, например, девятая симфония в исполнении берлинского филармонического оркестра под руководством Герберта фон Караяна имела продолжительность 66 минут. Наиболее продолжительным исполнением стала симфония под руководством Вильгельма Фуртвенглера , исполненная на байрейтском фестивале - 74 минуты. Это и послужило решающим аргументом при принятии решения о ёмкости диска.

«Как и в большинстве случаев, красивая история не имеет ничего общего с реальной жизнью. Эта история вышла из-под пера пиарщиков Philips», - считает бывший инженер Philips Кеес Имминк . Реальность же, по его мнению, была иной. Под Ганновером Philips уже подготовил производственную линию по выпуску компакт-дисков на заводе PolyGram . В минимальные сроки можно было запустить производство дисков размером 115 мм. Выпуск дисков размеров 120 мм требовал значительных затрат денег и времени, поскольку был связан с заменой оснастки. По мнению Имминка, Sony не захотела смириться ситуацией, что Philips получит преимущество по выходу на рынок.

Как бы то ни было, в мае 1980 года росчерком пера высшего руководства фирм был установлен окончательный размер диска в 120 мм с ёмкостью в 74 минуты аудиозаписи и частотой дискретизации в 44,1 кГц. Все прочие технические параметры пересчитывались, исходя из согласованных данных.

Объём хранимых данных

Компакт-диски имеют в диаметре 12 см и изначально вмещали до 650 Мбайт информации (или 74 минуты звукозаписи). Однако, начиная приблизительно с 2000 года , всё большее распространение получали диски объёмом 700 Мбайт, которые позволяют записать 80 минут аудио, впоследствии полностью вытеснившие диск объёмом 650 Мбайт. Встречаются и носители объёмом 800 мегабайт (90 минут) и больше, однако они могут не читаться на некоторых приводах компакт-дисков. Бывают также синглы диаметром 8,9 см [ ] (не путать с минидисками диаметром 8 см), на которые вмещается около 140 или 210 Мбайт данных или 21 минута аудио, и CD, формой напоминающие кредитные карточки (т. н. диски-визитки).

Увеличение ёмкости хранимой информации стало возможным благодаря полному использованию допусков на изготовление дисков. Так, например, расстояние между дорожками по стандарту ECMA-130 составляет 1,6 ± 0,1 микрометра , линейная скорость вращения диска 1,2 или 1,4 м/с ± 0,01 м/с с пропускной способностью 4,3218 Мбит/с. Ёмкость в 650 Мбайт соответствует скорости 1,41 м/с и расстоянию между дорожками, равному 1,7 мкм, а ёмкость в 800 Мбайт - скорости в 1,39 м/с [ ] и расстоянию между дорожками в 1,5 мкм.

Тип Длительность,
минуты
Секторов Макс. размер CD-DA Макс. размер данных
байты МиБ байты МиБ
21 94 500 222 264 000 212,0 193 536 000 184,6
63 283 500 666 792 000 635,9 580 608 000 553,7
«650MB» 74 333 000 783 216 000 746,9 681 984 000 650,3
«700MB» 80 360 000 846 720 000 807,4 737 280 000 703,1
800MB 90 405 000 952 560 000 908,4 829 440 000 791,0
900MB 99 445 500 1 047 816 000 999,3 912 384 000 870,1

Технические детали

Формат CD-Audio (до появления программ cd-грабберов) являлся своеобразной защитой авторских прав и не позволял осуществить извлечение аудиофайлов с диска, например, с помощью приложения «Проводник Windows».

Этапы производства компакт-дисков

  1. Мастеринг - процесс подготовки данных, для запуска в серию.
  2. Фотолитография - процесс изготовления штампа диска. На стеклянный диск наносится слой фоторезиста , на который производится запись информации. Фоторезист - полимерный светочувствительный материал , который под действием света изменяет свои физико-химические свойства.
  3. Запись информации. Запись производится лазерным лучом, мощность которого модулируется записываемой информацией. Для создания пита мощность лазера повышается, что приводит к разрушению химических связей молекул фоторезиста, в результате чего он «задубевает».
  4. Проявка фоторезиста. Поверхность фоторезиста подвергается травлению (кислотному, щелочному, плазменному), при котором удаляются те области фоторезиста, которые не были экспонированы лазерным лучом.
  5. Гальванопластика . Проявленный стеклянный мастер-диск помещается в гальваническую ванну, где на его поверхность производится электролитическое осаждение тонкого слоя никеля .
  6. Штамповка дисков методом литья под давлением с использованием полученного штампа .
  7. Напыление зеркального металлического (алюминий , золото , серебро и др.) слоя на информационный слой.
  8. Нанесение защитного лака.
  9. Нанесение графического изображения - лейбла (от англ. Label ).

Запись на компакт-диски

Существуют и диски, предназначенные для записи в домашних условиях: CD-R (Compact Disc Recordable) для однократной и CD-RW (Compact Disc ReWritable) для многократной записи. В таких дисках используется специальный активный материал, позволяющий производить запись/перезапись информации. Различают диски с органическим (в основном, диски CD-R-типа) и неорганическим (в основном, CD-RW-диски) активным материалом.

При использовании органического активного материала запись осуществляется путём разрушения химических связей материала, что приводит к его потемнению (изменению коэффициента отражения материала). При использовании неорганического активного материала запись осуществляется изменением коэффициента отражения материала в результате его перехода из аморфного агрегатного состояния в кристаллическое , и наоборот. И в том, и в другом случае запись производится модуляцией мощности лазера.

В просторечии такие записываемые диски называются «болванками». Процесс записи называется «прожигом» (от англ. to burn ) диска.

Технология HD-BURN

Суть технологии записи высокой плотности заключается в применении двух новых принципов, которые позволяют записывать вдвое больше информации на обычном носителе - диске CD-R.

  1. Длина пита на диске уменьшается до 0,62 мкм. [ ] Длина пита обычного CD составляет 0,83 мкм. [ ] Это означает, что HD-BURN увеличивает ёмкость диска в 1,35 раза. Длина пита 0,62 мкм была выбрана для того, чтобы все существующие DVD Video-плееры и приводы DVD-ROM смогли считывать HD-BURN-диски после незначительной модернизации.
  2. Применяется иная система коррекции ошибок: вместо CIRC (Cross Interleaved Reed Solomon Code - перемежающийся код Рида - Соломона) используется RS-PC (RS-PRODUCT Code) с модуляцией 8-16. Это позволило увеличить ёмкость ещё в 1,49 раза. По сообщению Sanyo, система коррекции ошибок RS-PC не только более компактна, но и эффективней, чем CIRC. [

Эпоха компакт-дисков медленно, но верно уходит в прошлое. Сейчас большинство современных пользователей и знать не знают, и чем они отличаются от стандартных R и ROM. Для того чтобы понять, в чем разница, нужно вспомнить историю их создания. Только потом можно будет определить их главное отличие от классических компакт-дисков.

История развития оптических носителей CD

Первый компакт-диск был разработан компанией Philips. Именно они считаются пионерами в этой области. Сначала оптические диски имели довольно мало места для размещения данных. Изначальный объем такой "болванки" составлял 640 мегабайт. Но со временем он увеличился до 700. Первые оптические диски формата "компакт" имели название CD-R. Это означало, что на них можно было записать данные только один раз. Долгое время именно они использовались в качестве носителей. Однако шло время, технологии развивались, и очень скоро производители представили перезаписываемый компакт-диск CD-RW. Эта аббревиатура (RW) пошла от английского слова Rewritable (с возможностью перезаписи). Такие оптические носители стали нереально популярными среди пользователей. Сама идея многоразовой записи на диск казалась невероятной. Но был один минус. Скорость записи на такие носители была ну очень маленькой. Если стандартный диск R записывался со скоростью х53, то диски RW Classic требовалось писать со скоростью х6. Но это продолжалось недолго, так как стандартные компакт-диски скоро вышли из моды.

Появление DVD

Упадок классических "компактов" напрямую связан с появлением нового формата - DVD-R. Эти оптические накопители отличались гигантским объемом (по сравнению с CD). Они могли уместить в себе 4,5 гигабайта информации. Это был прорыв. Как положено, некоторое время спустя после успешного старта классических ДВД, появились DVD-RW-диски, позволяющие записывать на тот или иной носитель несколько раз. И такое решение стало невероятно популярным.

Диски ДВД использовались практически везде: на них записывали программы, операционные системы, фильмы и прочую информацию. Даже музыку в форматах без потери качества писали именно на ДВД-болванки. И в этом плане DVD-RW-диски выглядели наиболее универсальным решением. А вскоре появились двухслойные ДВД, которые вмещали почти 10 гигабайт информации. Вот это было действительно прорывом. Долгое время ДВД использовались повсеместно. Были выпущены и специальные проигрыватели. Они умели читать и RW, поэтому пользователи записывали на них несколько фильмов сразу. А когда они надоедали - перезаписывали. Так продолжалось довольно долго. Но и эпохе ДВД пришел конец.

Эра Blu-Ray

На смену классическим и двухслойным ДВД-дискам пришли Blu-Ray-носители. Они отличались повышенной емкостью. На один такой диск помещалось около 25 гигабайт информации. Это очень много. Примерно в то же время появились и форматы HD-видео. Фильмы в таком формате отлично умещались на BD. Это и определило область применения таких оптических носителей - киноиндустрия.

Действительно, держать библиотеку на BD было как-то неправильно. Тем более что в это же время стремительными скачками развился интернет и появились USB-накопители большого объема. Диски стали никому не нужны, лишь BD еще держались на плаву. И то только благодаря тем, кто любит смотреть фильмы в максимальном качестве в домашнем кинотеатре. Со временем (как и положено) появились двухслойные BD- и BD-RW-диски. Последние позволяли перезаписывать на себя информацию. Но учитывая объем Blu-Ray-носителя и низкую скорость записи на RW, такой вариант не обрел популярности. По сей день BD-RW остается лишь занятной технологией. Но не более того.

В настоящее время переосмысляется и актуальность технологии Blu-Ray. Появились новые разрешения видео - 2К и 4К. А они требуют гораздо больше места и на классическую "болванку" BD ни за что не влезут. Вероятно, скоро и эра Blu-Ray успешно завершится. Но это уже совсем другая история.

Заключение

Итак, мы рассказали об особенностях RW-дисков и рассмотрели историю развития оптических носителей. Классические компакт-диски уже используются исключительно в музыкальной индустрии. О ДВД давно уже никто не слышал. Сейчас правит бал технология Blu-Ray. Но судя по последним тенденциям в мире мультимедийных развлечений, дни вышеописанной технологии сочтены. Возможно, сейчас производители разрабатывают новый тип оптических носителей. Но о том, что будет дальше, мы расскажем как-нибудь в следующий раз...

Одно из главных достижений DVD - это то, что удалось все применения компакт-диска для данных, видео, аудио (или их комбинации) совместить в пределах единственной физической файловой структуры по имени UDF, или универсальный дисковый формат. Разработанный OSTA (Optical Storage Technology Association), формат UDF гарантирует, что к любому файлу можно обратиться на любом диске, установленном на компьютере или видеопроигрывателе потребителя. Кроме того, формат обладает совместимостью со стандартными операционными системами, поскольку учитывает стандарт CD ISO 9660. UDF преодолевает проблемы несовместимости, от которых страдал компакт-диск, когда стандарт должен был переписываться каждый раз при появлении новых приложений, подобно мультимедиа, интерактивных систем или видео.

Версия UDF, которой удовлетворяют как перезаписываемые Диски, так и версии «только для чтения», является подмножеством спецификации UDF версии 2.02, которая известна как MicroUDF (M-UDF).

Поскольку UDF не поддерживался Windows, пока Microsoft не выпустила Windows 98, производители DVD были вынуждены использовать промежуточный формат по имени UDF Bridge (Мост), который представлял собой гибрид UDF и ISO 9660. Windows 95 OSR2 поддерживала UDF Bridge, но более ранние версии этого не могли. Спецификация UDF Bridge явно не включает Joliet-расширения для ISO 9660, которые необходимы для длинных имен файлов. Windows 98 распознает UDF, так что эти системы не имеют проблем ни с UDF, ни с длинными именами файлов.

DVD видео использует только UDF со всеми данными, требуемыми UDF и ISO 23346, чтобы иметь совместимость с компьютерными системами, и не использует ISO 9660 вообще. Файлы на DVD видео не могут иметь размер больший, чем 2 Гбайт, и должны быть записаны как отдельный экстент (то есть, в непрерывной последовательности). Первым каталогом на диске должен быть каталог VIDEO_TS, содержащий все файлы, и все имена файла должны быть в формате 8+3 (8 байт - имя, 3 - расширение).

DVD аудиодиски используют UDF для того, чтобы сохранять данные в отдельной «зоне аудио DVD» на диске, указанном как каталог AUDIO_TS.

Формат Мамонт (Mammouth)

Exabyte был лидером в промышленности НМЛ в течение более 20 лет. Фирмой было впервые предложено использовать 8-мм ленты для хранения данных на базе механизма, подобного видеокамерам Сони, причем было выпущено более 2.5 млн таких накопителей. Такие механизмы достаточны для приложений невысокой надежности, но менее пригодны для сегодняшних серверных приложений. Введенный в 1996 году стандарт «Мамонт» (Mammouth) является более передовой и надежной технологией и представляет ответ Exabyte на требования этого диапазона рынка серверов.

Привод МЛ не использует кабестан, что устраняет часть накопителя ленты, которая создает непредсказуемый износ носителя. Используется технология АМЕ (Advanced Metal Evaporated) или нанесения металла путем испарения. Это обеспечивает антикоррозийную стойкость и износоустойчивость ленты, срок хранения повышается до 30 лет. Гладкая поверхность МЛ увеличивает время износа головок до 35 тысяч.

Данные на МЛ организованы в сегменты (разделы), каждый из которых может быть записан, стерт или прочитан как одно целое. Эта организация позволяет увеличивать объем носителя для поддержки таких приложений, как мультимедиа и видеосерверы. Для коррекции ошибок используется двухуровневый метод Reed-Solomon ЕСС. При этом ошибки корректируются «на лету» перезаписью блоков в пределах той же дорожки.

В 2000 году был выпущен накопитель Exabyte Mammoth-2, в котором устанавливались новые стандарты высокой скорости и возможностей. Накопитель имеет скорость передачи 22 Мбайт/с, 8-мм лента АМЕ может загрузить максимум 60 Гбайт. НМЛ использует интерфейс Ultra2/LVD SCSI, буфер объема 32 Мбайт - многоканальную головку, новейший алгоритм коррекции ошибок ЕССЗ и обеспечивает коэффициент сжатия 2.5:2 на основе ALDC (адаптивное сжатие данных без потерь), что дает емкость 250 Гбайт на ленту. Последующая оптоволоконная версия предлагала повышение исходной скорости передачи до 30 Мбайт/с.

Расширенная технология цифровой записи

Разработана корпорацией Philips. Первые устройства ADR были запущены весной 1999 года, в форме НМЛ с интерфейсом IDE, способного к записи 25 Гбайт исходной или 30 Гбайт сжатой информации на картридж.

Привод ленты способен непрерывно контролировать ее смещение вверх или вниз даже на малейшую величину, в результате этого достигается высокая плотность - до 292 дорожек на 8-мм пленке. Способность ADR читать или записывать все восемь дорожек данных одновременно дает возможность получить внушительные скорости передачи при относительно низких скоростях. Износ ленты минимален, а также появляется и возможность контроля и исправления ошибок как в горизонтальном, так и вертикальном направлениях. Применяемый здесь код исправления ошибок (ЕСС) значительно более эффективен, чем в обычных системах, когда код исправления ошибки действует только в одном измерении (по дорожке данных). Фактически, ЕСС для ADR позволяет обеспечить 200 %-ное восстановление данных, даже если до 24 из 292 дорожек разрушены по полной длине ленты.

CD-R и ёмкость дисков

CD-R содержит предварительно нанесенную спиральную дорожку, разбитую на блоки, причем адрес каждого блока закодирован непосредственно на носителе. Вместимость наиболее широко распространенного формата компакт-диска может быть выражена либо как 74 мин, либо 650 Мбайт. Каждая секунда времени воспроизведения занимает 75 блоков, следовательно полный компакт-диск имеет вместимость 74 х 60 х 75=333 ООО блоков.

Фактическая вместимость этих 333 тыс. блоков зависит от того, что именно записано на диске - аудио или данные. Это связано с тем, что аудио предъявляет меньше требований к безошибочности записи и поэтому в этом случае в каждый блок записывается меньшее количество контрольной, избыточной информации. В результате вместимость блока для аудио составляет 2353 байт (2048 для данных). Следовательно, 74-минутный диск имеет вместимость 783 226 000 байт (746 Мбайт) для аудио, но только 682 984 000 байт (650 Мбайт) для данных.

В конце 1990 годов. начали появляться носители CD-R с большей вместимостью, чем тот 74-минутный максимум, который разрешали стандарты аудиокомпакт дисков («Красная Книга») или стандарты CD-ROM («Желтая Книга»). Эти технологии получили общее название CD overburning.

Дополнительная вместимость была достигнута путем сокращения шага дорожки, уменьшения допусков на скорость сканирования, уменьшения вероятности ошибки при записи-чтении (при этом возникают проблемы совместимости с более ранними устройствами или старыми записями на CD).

Первый из этих форматов повышенной вместимости обеспечивал время считывания 80 минут и вмещал 360 тыс. блоков вместо обычных 333 тыс. В терминах количества данных это означало 703 Мбайт по сравнению с 650 Мбайт стандартного компакт-диска. В начале нового тысячелетия появляются еще более высокие вместимости в форме 90- и 99-минутных форматов (приблизительно 792 и 870 Мбайт соответственно). Следует отметить, что, так как временные отметки на компакт-диске кодируются парой десятичных цифр, невозможно, чтобы вместимость диска превышала 99 мин.

Overburning требует поддержки режима Disc-At-Once при записи и чтобы пишущий CD-плеер игнорировал информацию о свободном месте, находящуюся на диске без записи (ATIP), а вместо этого использовал данные, передаваемые из пишущей программы.

Преодоление буферной недостаточности

К концу 1999 года характеристики удвоились до «8х/24х», однако возникла проблема, известная как буферная недостаточность (или опустошение буфера записи), когда быстродействие машины и накопителя на МД стали отставать от скорости устройств CD-R (устройство готово к записи на диск, но информация в буфере записи уже исчерпана и «нечего писать» - в результате диск оказывается испорченным). Для избежания подобных эффектов, во-первых, стали использовать кэш память, размещенную на пишущем CD-плеере (размера от 256 Кбайт до 2 Мбайт), во-вторых, устройства стали адаптироваться к скорости подачи информации, снижая или повышая скорость записи.

Технология BURN-Proof (Buffer UndeRuN-Proof technology), предложенная Sanyo, заключается в постоянном контроле состояния буфера данных компакт-диска так, чтобы запись была остановлена в определенном месте, если появляется опасность буферной недостаточности (например, когда заполнение буфера снижается ниже заданного порога), а затем возобновлена путем позиционирования лазерной головки на соответствующий сектор.

Plextor использует технологию Sanyo в комбинации с собственным методом «PoweRec» (Plextor Optimised Writing Error Reduction Control). Процесс записи здесь периодически приостанавливается (с использованием технологии BURN-Proof) для проверки качества записи и принятия решения о необходимости повысить или понизить скорость записи.

UDF стандарт

Стандарт ISO 9660, используемый CD-ROM и дисками CD-R, создает неудобства при добавлении данных на диски небольшими порциями. Запись многократных сеансов на диск приводит к потерям приблизительно 23 Мбайт дискового пространства на каждом сеансе, и первоначальный стандарт ограничивает числом 99 количество треков (фонограмм), которые могут быть записаны на диск. Эти ограничения были сняты в стандарте ISO 23346 «Универсальный Дисковый Формат» (Universal Disc Format - UDF), разработанном Ассоциацией технологий оптических ЗУ (Optical Storage Technology Association - OSTA). Этот стандарт не зависит от типа операционных систем, предназначен для записи данных на оптических носителях, включая CD-R, CD-RW и устройства DVD, и использует переработанную структуру каталога, которая позволяет устройству эффективно записывать файл (или «пакет») за один раз.

Режим пакетной записи не полностью совместим с логической файловой системой ISO 9660, так как при этом следует точно знать, какие файлы будут записаны в течение сеанса, чтобы заполнить служебные таблицы ФС (Path Tables и Primary Volume Descriptors), которые указывают на физическое размещение файлов на диске.

UDF позволяет добавлять файлы на диски CD-R или CD-RW порциями по одному файлу, без существенного переполнения служебной информацией, используя методику, названную «пакетной записью» (packet writing). В UDF, даже если файл перезаписан, его виртуальная адресация остается без изменений.

В конце каждого сеанса записи пакета UDF заносит на диск «Виртуальную таблицу размещения» (Virtual Allocation Table - VAT), которая описывает физическое местоположение каждого файла. Каждая вновь созданная VAT, включает данные из предыдущей VAT, позволяя таким образом UDF определить местонахождения всех файлов, которые когда-либо были записаны на диск.

К середине 2998 г. были выпущены две версии UDF - UDF 2.02 (версия, используемая на DVD ROM и видео DVD) и UDF 2.5 (добавляет поддержку CD-R и CD-RW). Windows 98 обеспечивала поддержку UDF 2.02. Однако в отсутствии поддержки операционной системы UDF 2.5 требовалось специальное UDF-программное обеспечение для дисковода, поддерживающее пакетную запись на CD-R и CD-RW.

Первым образцом такого программного обеспечения являлся DirectCD V2.0 (разработка Adaptec), который поддерживал как пакетную запись, так и произвольное удаление файлов с носителя CD-RW. DirectCD V2.0 обеспечивал запись двух видов пакетов - фиксированной и переменной длин. Пакеты фиксированной длины являются более подходящими для CD-RW, чтобы обеспечивать произвольное удаление файлов.

Спецификация «Мультичтение» (MultiRead)

Записанные на диске CD-RW дорожки (фонограммы) считываются тем же самым способом, как и дорожки обычного компакт-диска - путем обнаружения переходов между низким и высоким коэффициентами отражения и измерения промежутков между переходами. Единственное существенное отличие состоит в том, что коэффициент отражения здесь ниже, чем для «правильных» CD, в результате этого носители CD-RW могут не читаться многими устаревшими дисководами CD-ROM или CD плеерами.

Отметим, что первоначальные спецификации для CD требовали, чтобы коэффициенты отражения для поверхности диска и углублений составляли минимум 70 и максимум 28 %, соответственно. Эти требования были введены, чтобы гарантировать надежное считывание данных фотодиодами 1980-х гг.

В настоящее время, в связи с усовершенствованием электроники эти требования оказываются чрезмерно завышенными.

Диск CD-RW имеет поверхностный коэффициент отражения 25-25 %. Поэтому система CD-RW работает в диапазоне коэффициентов отражения, равных ⅓ таковых из первоначальной спецификации компакт-диска. Однако для современных фотодиодов это не представляет никакой проблемы, достаточно организовать усиление электросигнала.

Спецификация «Мультичтения» («MultiRead»), составленная Philips и Hewlett Packard, а затем одобренная Ассоциацией технологий оптических ЗУ (Optical Storage Technology Association - OSTA), предусматривает необходимые корректировки, решая таким образом любые проблемы совместимости.

Кроме того, максимальные и минимальные уровни коэффициентов отражения диска CD-RW соответствуют требованиям спецификации CD для минимальной модуляции 60 %. Технология изменения фазы для CD-RW практически не зависит от длины волны лазера записи-чтения.

Диски CD-RW могут быть считаны как лазерами, используемыми в системах DVD (длина волны 650 нм), так и лазерами, применяемыми в приводах обычных CD (780 нм).

Mount Rainier

Спецификация, предложенная группой Mount Rainier (во главе с лидерами промышленности Compaq, Microsoft, Philips Electronics и Sony), имела своей целью сделать методы использования носителей CD-RW аналогичными НГМД или НЖМД - в частности, осуществлять при поддержке операционной системы операции в манере буксировки данных («drag and drop»). Спецификация Mount Rainier содержит следующие ключевые элементы:

  • аппаратный контроль дефектных участков на диске. Хотя большинство программ, осуществляющих пакетную запись на CD-RW, использует возможности контроля дефектов, заложенных в UDF 2.5, проблема состоит в том, что программное обеспечение должно иметь полную информацию о дефектных участках диска. Подход, предложенный Mount Rainier, состоит в контроле на аппаратном уровне, так что если приложение будет пытаться произвести запись на «плохой» сектор, этот сектор будет «скрыт», а альтернативный предложен;
  • логическая адресация записи в 2 Кбайта. В то время как CD-RW использует размер блока в 64 Кбайт, Mount Rainier требует поддержку логической адресации 2 Кбайт, таким образом обеспечивая «выстраивание» дисков CD-RW в одну линию с другими системами хранения данных, которые базируются на адресуемости 4 или 2 Кбайт;
  • фоновое форматирование. Mount Rainier устраняет как временные задержки, так и необходимость использование программного обеспечения, не входящего в состав операционной системы или ПО записи на диск (это обычно связано с форматированием носителей CD-RW). Форматирование теперь осуществляется в режиме фоновой задачи, не заметной для пользователя.

OSD-технология

Целью технологии сверхвысокой оптической плотности (Optical Super Density - OSD) была разработка сменного магнитооптического носителя большой емкости (40 Гбайт или более), который имел бы надежность, соответствующую сегодняшним требованиям ISO для МО, достигал норм передачи данных, конкурентоспособных с жестким диском (30 Мбайт/с) и обеспечивал бы более низкую стоимость мегабайта памяти, чем другие оптические и магнитные технологии. Весной 1999 года Maxoptix Corporation - ведущий изготовитель МО-накопителей - объявил о создании OSD-тех-нологии.

Достижение целей проекта сложилось на основе ряда инновационных технологий:

  • при технологии OverCoat Incident Recording (OCIR) записывающий слой размещается сверху подложки (подобно жесткому диску), а также используется толстый прозрачный акриловый слой, подобный защитному покрытию обратной стороны CD или DVD. Покрытие OSD более чем в 2000 раз толще, чем у жесткого диска и лент, но намного более тонко, чем подложка, используемая на обычных носителях МО. Поскольку это позволяет расположить линзу намного ближе к записывающему слою диска, OSD способна использовать более высокую числовую апертуру линзы, приводя к намного более высоким плотностям записи данных;
  • массовая поверхностная запись - Surface Array Recording (SAR), здесь используются независимые головки для чтения/записи с обеих сторон носителя, чтобы позволить доступ к обеим сторонам диска одновременно. Это отличается от традиционных МО, где пользователи вынуждены переставлять носитель, чтобы прочитать данные, сохраненные на противоположной стороне диска;
  • модуляция магнитного поля (Magnetic Field Modulation - MFM) обходит ограничения, свойственные традиционному использованию подмагничивания при записи данных на диси МО. Посредством использования небольшой магнитной головки в непосредственной близости от диска полярность магнитного поля может переключаться с самой высокой частотой; магнитное сверхразрешение - Magnetic Super Resolution (MSR): использование MFM меняет фактор ограничения плотности записи с длины волны лазера к способности выделить индивидуальные отметки при чтении, используя пятно луча, которое может охватить несколько отметок.

Форматы записываемых дисков DVD

Существуют пять версий записываемых DVD:

  • DVD R обычный;
  • DVD R авторизованный;
  • DVD RAM (перезаписываемый);
  • DVD RW;
  • DVD+RW.

Все записываемые форматы DVD включают набор спецификаций, которые определяют физические характеристики среды записи. Этот уровень функционирования является «физическим уровнем среды», и возможность прочитать диск на специфическом проигрывателе или дисководе зависит от его способности поддержать соответствующий физический уровень независимо от того, какие данные записаны. Спецификация самого содержания подчинена множеству «прикладных уровней», которые определены Форумом DVD. Например, типичные кинофильмы выпускаются на тиражируемых дисках ROM (физический уровень), и при этом применяется формат DVD видео (прикладной уровень).

Все пишущие плееры могут читать диски DVD ROM, но каждый использует различные типы дисков для записи. DVD R, который появился в 1997 г., разрешает сделать только однократную запись (только последовательным образом), в то время как диски форматов DVD RAM, DVD RW и DVD+RW могут быть перезаписаны тысячи раз.

DVD RAM был первым перезаписываемым форматом, который появился на рынках летом 1998 года. Этот формат наиболее удобен для записи компьютерных данных из перезаписываемых форматов DVD для использования в компьютерах, поскольку он поддерживает обход дефектных участков и зонный формат CLV (постоянная линейная скорость), однако он несовместим с большинством проигрывателей (из-за различий в отражательной способности диска и незначительных отличий формата).

Форматы DVD RW и DVD+RW представляют собой эволюционное развитие существующих технологий CD-RW и DVD R, а потому обеспечивают лучшую совместимость с остальными представителями семейства изделий CD/DVD. DVD RW впервые появился в Японии в конце 1999 года и более нигде не использовался вплоть до 2002 г. DVD+RW перенес множество «фальстартов» и появился в конце 2002 года.

Проект Многоножка (Millipede)

В конце 1999 года Цюрихская научно-исследовательская лаборатория IBM обнародовала концепцию, согласно которой микро- и наномеханические системы могут конкурировать с электронными и магнитными устройствами в области запоминающих устройств большой емкости. Вместо того чтобы записывать биты, намагничивая точки на поверхности диска, новое устройство «Millipede» (многоножка, тысяченожка - по прозвищу разработчиков) выплавляет крошечные углубления в поверхности носителя.

Технология основана на использовании «ножек» (кончиков), установленных на концах крошечных консолей, чтобы сканировать мельчайшие детали поверхности. Кончики «многоножки» (числом 2024=32 х 32) нагреваются электрическим импульсом до 750 F (400 °С), что достаточно, чтобы выплавить отверстие в поверхностной пленке полимера диска. Кончики оставляют отверстия размером 30-50 нм, каждое из которых представляет один бит. Чтобы считать данные, «многоножка» определяет, находится ли «ножка» в отверстии, фиксируя температуру консоли.

Технологически элемент записи-чтения состоит из массива 64 х 64=4096 микрорычагов, занимающих 6.4 х 6.4 мм 2 и помещенных на кремниевый чип (20 х 20 мм2), изготовленный по новой технологии, позволяющей осуществлять непосредственную связь микрорычагов с CMOS-электроникой. Микрорычаги имеют раздельные нагреватели для записи и чтения и электростатический привод для движения в направлении оси z.

Высокие скорости работы с данными могут быть достигнуты совместной работой большого количества крошечных «ножек». Специалисты IBM полагают, что этот метод в конечном счете позволит достигнуть плотности хранения 500 Гбит/дюйм 2 .

Технология HD-burn

Компания Sanyo Electric Co., Ltd. (Япония) объявила о выходе новой технологии BURN-Proof, которая решала главную проблему записи на CD-R/DVD R-диски и коренным образом улучшала характеристики CD/DVD рекордеров. На этой основе Sanyo разработала технологию высокой плотности записи информации: отныне становится возможным поместить 2.4 Гбайт данных на обычном CD-R-диске емкостью 700 Мбайт.

Новая технология получила название «HD-burn» (High Density Burn) - запись высокой плотности. Для реализации нового метода создан новый комбинированный привод Sanyo SuperCombiDrive CRD-DV2. Перечислим особенности данной технологии.

На обычные CD-R-диски можно записывать стандартный объем информации - до 0.7 Гбайт. При этом диски имеют полную совместимость с CD и DVD приводами.

На обычные CD-R-диски можно записывать удвоенный объем информации - до 2.4 Гбайт. При этом диски имеют полную совместимость с DVD приводами с учетом введения изменения в микропрограммы (firmware).

В режиме HD-burn достигается 36х скорость записи и 80х скорость чтения.

Технология записи BURN-Proof поддерживается без ограничения. Режим HD-burn также поддерживает CD-RW-диски. При этом достигается 24х скорость записи. Работа с HD-burn рекордером поддерживается несколькими популярными пакетами ПО, включая Nero Burning ROM (производство Ahead Software). В режиме HD-burn не могут записываться диски в формате CD-DA (Audio CD).

Диски, записанные по технологии высокой плотности, не будут читаться CD-приводами.

На диск, записанный с применением технологии HD-burn, будет помещаться 30 минут видео высокого качества (аналогичного DVD видео) с разрешением 720 х 576 точек.

Суть технологии записи высокой плотности заключается в применении двух новых принципов, которые позволяют записывать вдвое больше информации на обычном носителе - CD-R-диске:

  • длина пита (марки) на диске уменьшается до 0.62 мкм (для обычного CD - 0.83 мкм). Это означает, что HD-burn увеличивает емкость диска в 2.35 раза. Величина 0.62 мкм была выбрана для того, чтобы существующие DVD видеоплееры и приводы DVD ROM могли считывать диски HD-burn после незначительной модернизации;
  • применяется иная система коррекции ошибок: вместо CIRC (Cross Interleaved Reed Solomon Code - перекрывающийся код Рида-Соломона) используется RS-PC (RS-PRODUCT Code) с модуляцией 8-26, что увеличивает емкость еще в 2.49 раза. Как сообщает Sanyo, новая система коррекции ошибок RS-PC не только более компактна, но и существенно более эффективна, чем CIRC. В итоге емкость одного CD-диска, записанного в режиме HD-burn, в 2 раза превышает емкость CD-диска, записанного в обычном режиме, - 2.49 х 2.35=2.0225.

Шаг спирали (подача дорожки) и область записи остались прежними, что позволяет использовать обычные CD-R-диски. Другие же технологии записи высокой плотности требуют изменения физических характеристик носителя. Например, технология DDCD (Double Density Compact Disc) от фирмы Sony не может работать с обычными дисками. На Рисунок 3.35, в показано сравнение длины пита HD-Burn диска с обыкновенными CD- и DVD дисками.

Форматы DVD дисков

Существует пять физических форматов (или книг) DVD, которые мало чем отличаются от различных «оттенков» CD:

  • DVD ROM - среда хранения данных большой емкости, только для чтения;
  • DVD видео - цифровой носитель данных для кинофильмов;
  • DVD аудио - только для хранения звука; формат, подобный аудиоСD;
  • DVD R - однократная запись, многократное чтение; формат, родственный CD-R;
  • DVD RAM - перезаписываемый (стираемый) вариант DVD, который первым появился на рынке и впоследствии нашел в качестве конкурентов форматы DVD RW и DVD+RW.

Имея тот же самый размер как стандартный CD (диаметр 220 миллиметров, толщина 2.2 мм), диски DVD обеспечивают до 27 Гбайт памяти со скоростью передачи выше, чем для CD-ROM, временем доступа, подобным CD-ROM, и имеют четыре версии:

  • DVD 5 - односторонний однослойный диск вместимостью 4.7 Гбайт;
  • DVD 9 - односторонний двухслойный диск на 8.5 Гбайт;
  • DVD 20 - двусторонний однослойный диск 9.4 Гбайт;
  • DVD 28 - вместимость до 27 Гбайт на двустороннем двухслойном диске.

Кроме того, есть проект формата DVD 24 - два слоя на одной стороне, один - на другой, который, будучи более простым в производстве, будет заменять DVD 28, пока потребность в последнем не проявится в полной мере.

Важно признать, что в дополнение к пяти физическим форматам DVD также имеет множество прикладных форматов типа DVD видео и DVD аудио.




Top