Когда отмечают день почтового работника. Всемирный день почты - праздник, посвящённый нашим верным помощникам. Почта в истории, её возникновение и значимость

Психологи утверждают, что детские страхи это вполне нормальное явление, которое сопровождает ребенка по мере его взросления и социализации. Однако, грань между нормой и настоящей фобией настолько тонка, что достаточно одного неверного действия, и малыш начинает испытывать панический ужас перед предметом или событием. Ребенка окружают вещи, многие из которых ему просто непонятны, и поэтому он испытывает перед ними сильную боязнь. По мере взросления маленького члена общества, взрослеют и его страхи: сначала это была Баба-Яга, «Бабайка», темнота, затем появляется страх смерти, своей или родителей. Главная задача родителей – разобраться, как избавить ребенка от страха и помочь ему в этом.

Как возникают детские страхи

Страхи детей дошкольного возраста чаще всего возникают из-за какого-то конкретного случая: напугала собака, подул сильный ветер, потерялся в магазине, застрял с мамой в лифте и так далее . Именно в этих случаях успешнее проходит коррекция страхов у детей. Бывает достаточно поговорить с отпрыском, обсудить проблему, и от пережитого сильного чувства не остается и следа.

Большую роль играет характер малыша, насколько он самостоятелен или зависит от взрослых, пугливый или смелый, уверенный в себе или слабохарактерный. Порой сами взрослые формируют у своего крохи страх перед «Бабайкой» или другими сказочными персонажами. Например, многим знакомо выражение: «Скорей засыпай, а то тебя заберет Баба-Яга!». Неосознанно люди сами порождают детские фобии. Сказанное взрослым слово может навсегда отложиться в сознании малыша и привести к нежелательным последствиям.

Страх у ребенка также может возникнуть из-за внушения взрослых. Иногда слишком эмоционально они предупреждают свое чадо о возможной опасности, порой, не обращая внимания, что сильней напугало ребенка – само происшествие или реакция на него взрослого. Нередко дети сами придумывают себе объект тревоги. Многие из малышей представляли, что с наступлением темноты в комнате появлялись чудовища и монстры. Буйная фантазия со многими может сыграть злую шутку – ребенок категорически отказывается оставаться в комнате один и никакие доводы его не переубедят. Внутрисемейные конфликты также могут стать причиной фобии у детей, особенно если в ссоре часто упоминается имя ребенка.

Особое внимание стоит уделить взаимоотношениям со сверстниками. Страхи у детей дошкольного возраста формируются еще в детском саду. Например, с малышом не хотят играть другие дети, отбирают у него игрушки или просто обижают, провоцируя, таким образом, детский страх перед сверстниками.

В чем-бы не таились причины детских страхов, основная задача взрослых разобраться и постараться помочь крохе с их преодолением. Насколько бы глупыми и несерьезными нам казались тревоги детей, нельзя ситуацию пускать на самотек.

Разновидности детских фобий

По утверждению ученых, многие взрослые фобии получили начало в далеком детстве. Страх – это нормальная реакция организма на опасность, не важно, какая она, реальная или вымышленная. Ребенок живет в своем собственном мире, в котором может происходить все что угодно, куклы разговаривают, сказочные герои самые что ни на есть настоящие. Поэтому, для малыша угроза может возникнуть на том месте, где по меркам взрослого это произойти не может. Взрослые должны со всей серьезностью относиться к детским переживаниям, только таким образом получится убедить малыша в его безопасности.

Существуют следующие виды детских страхов:

  • Навязчивый страх. К этой разновидности можно отнести следующие фобии: боязнь замкнутого пространства, высоты, приема пищи, воды, и т. д.
  • Бредовый страх. Этот вид боязни ребенка считается самым серьезным видом, и относиться к категории неврозов и психозов. Причину бредовых фобий чаще всего найти просто невозможно, это является отклонением в психическом развитии малыша. К примеру, сложно понять, почему ребенок боится завязывать шнурки или садиться на стул.
  • Сверхценные страхи. Такие страхи когда-либо испытывались ребенком, но он до такой степени зациклился на них, что больше не может ни о чем другом думать. Например, боязнь застрять в лифте. Малыш однажды попадал в такую ситуацию, и теперь он панически боится заходить в него, даже в сопровождении взрослых. Примеров сверхценных страхов можно привести множество: выступление на детском утреннике, где малыш забыл слова, заикание или ответ у доски. Боязнь темноты, в которой живут чудовища и монстры, также относится к этому виду фобий. Психологи ставят диагноз сверхценной боязни примерно у 85% детей, обратившихся с подобной проблемой.

Периоды проявления боязни у детей

Детские психологи выделяют виды детских страхов в зависимости от их возраста:

  • Новорожденные дети боятся только резких звуков.
  • Примерно в полугодовалом возрасте ребенок начинает испытывать беспокойство при отсутствии мамы. Этот страх проходит ближе к трем годам.
  • К 8 месяцам возникает боязнь перед чужими людьми, особенно если внешность женщин сильно отличается от облика матери. Если не возникает негативных ситуаций (лечение в больнице, болезненные процедуры и т. д.), к двум годам это боязнь проходит.
  • В 2 года возникают первый страх детства перед темнотой, большими животными.
  • Ближе к трем годам появляется боязнь наказания.
  • После трех лет дети начинают бояться сказочных героев, с которыми познакомились в книгах и мультфильмах. В темноте им чудится Баба-Яга, страшные приведения живут под кроватью. Также дети этого возраста боятся замкнутого пространства, особенно если наказание связано с темной маленькой комнатой.
  • Страхи у детей младшего школьного возраста проявляются в виде близких людей, например из-за пожара или наводнения. Дети чутко реагируют на болезни взрослых, так как чувствуют в этом опасность.
  • В возрасте 7-8 лет прошлые переживания стираются, и появляются новые, связанные со школьной жизнью: боязнь опоздать на урок, получить плохую оценку, быть наказанным за неуспеваемость в школе, и так далее.
  • Подростковый страх представляется уже в качестве тревожности, злые сказочные герои уже вызывают не ужас, а добрую улыбку. У подростка появляются другие проблемы: учеба, формируется круг общения, переходный возраст и связанные с этим гормональные изменения в организме, взаимоотношения с родителями.

Все обозначенные возрастные страхи у детей носят временный характер и при своевременной поддержке взрослых исчезают без следа по времени взросления малыша. Их нельзя убрать, нужно просто поддержать свое чадо в трудный период и все пройдет само по себе. Но бывает другая категория боязни – невротическая , которая возникает вследствие травмы, физической или психологической, сложной обстановки в семье, психической болезни. Такая боязнь не перестанет сама по себе беспокоить малыша, без помощи специалиста в этом случае не обойтись.

Как не допустить возникновения страхов

Многие родители во время воспитания своих детей часто задаются вопросами: как бороться с детскими страхами, как помочь своему малышу в борьбе с кошмарами и что для этого нужно делать. Ниже приведены советы психологов, которых желательно придерживаться при воспитании детей.

  • Нельзя в качестве наказания запирать детей в темном помещении.
  • Нельзя пугать малыша тем, что его обязательно кто-то заберет (Баба-Яга, Кощей, Бабай и др.).
  • Попробуйте превратить злых сказочных героев в добрых. Например, чудовище «вылечилось» и превратилось в доброго принца или что то подобное.
  • Покупайте игрушки своему чаду соответственно его возраста. Убирайте из поля зрения трехлетнего ребенка роботов с пушками, негативные мультфильмы и книги. Малыш может бояться даже волка из «Красной шапочки» и это тоже нужно учесть.
  • Необходимо психологически подготавливать детей к саду и школе.
  • Взрослые должны постоянно поднимать самооценку малыша, говорить какой он бесстрашный и сильный.

Подростковый страх чаще всего возникает при переезде на новое место жительства или при смене школы.

Если вы заметили, что детские страхи схожи с вашими, стоит задуматься над собственным поведением. Если вы боитесь собак, не стоит этого показывать вашему отпрыску, иначе он скопирует ваше поведение. Страх за ребенка порой также переходит все границы. Прежде чем искать причины боязни в поведении ребенка, посмотрите на себя со стороны.

Как помочь ребенку побороть свою боязнь

В психологии существует целый раздел – детские страхи и их преодоление. Специалисты помогают родителям решить сложную проблему как бороться с детскими страхами.

  • В первую очередь нужно выявить причину тревожного состояния.
  • Если у малыша хорошо развита фантазия, пусть он придумывает сказки, в которых он смелый и сильный герой.
  • Страх ребенка перед темной комнатой снять очень легко – зажгите ночник.
  • В форме игры учите малыша избавляться от фобий. Например, можно поиграть в больницу или разведчиков.
  • Процесс избавления от фобии длительный и трудный. Он требует терпения от родителей, не может быть и речи о наказании за фобию.
  • Нельзя заменить живое общение просмотром мультфильмов и детских передач. Чаще разговаривайте с ребенком, и в будущем не возникнет проблемы как недопонимание между вами.

Чтобы знать, как побороть страх ребенка, необязательно быть психологом, достаточно быть внимательным и любящим родителем. Постоянные беседы с малышом, игры и тесный эмоциональный контакт помогут на ранней стадии выявить причины фобии и устранить их. В психологии детским страхам уделяется большое значение, ведь очень часто они перерастают во взрослой жизни в настоящую фобию, мешающую нормально жить.

Каждый человек испытывал страх и знает, какие ощущения и мысли посещают в данный момент. Страх характерен для всего живого на земле. В большинстве случаев страх вызывает довольно сильный симпатический разряд: крик, бегства, гримасы. Характерным симптомом страха является – дрожание мышц тела, учащение пульса, сердцебиения, сухость во рту (из-за этого хриплость и приглушение голоса), повышение сахара в крови и т.д. Стоит отметить, что при всем при этом гипоталамус выделяет нейросекрет, который в свою очередь стимулирует гипофиз на выделение адренокортикотропного гормона. Этот гормон и способствует появлению синдрома страха.

План статьи:

Что такое страх?

Страх – это непосредственно эмоция, которая возникает в ситуациях, когда возникает угроза биологическому или социальному существованию индивида и в свою очередь, направленная на источник действительной или же воображаемой опасности (переживаемая как настоящая опасность). Аффективное психическое состояние ожидания опасности, при котором реальная опасность угрожает от внешнего объекта, а невротическая – от требования влечения. В отличие от различных видов страдания, в том числе и боли, которые непосредственно вызываемы реальным действием опасных факторов, появляется во время их предвосхищения.

Страх как таковой просто необходим человеку. Его биологические предназначение заключается в том, чтобы оградить человека от риска и помочь ему избавиться от опасности. Непосредственно полноценное существование каждого человека связано с переживанием большого количества чувств и эмоций, в том числе и эмоций страха. Эмоции в свою очередь являются одной из форм оценки, познания и в то же время отражения окружающего человека мира. Чувства, ощущения и эмоции связаны между собой, довольно часто их определение просто не имеет четких границ. Следовательно, иногда случается так, что эмоции называют чувствами. Суть страха непосредственно состоит в том, что человек боится и не лезет на рожон, другими словами страх избавляет человека от риска, но сильное и длительное воздействие страха несет в себе негативные последствия.


Страх возникает в том случае, когда человек имеет осознанную цель или побуждение покинуть сложившуюся ситуацию, но продолжает оставаться в силу каких-то внешних причин. В таких случаях локальный страх может стать генерализированным. На основе локализированного страха происходит в свою очередь научение и страх приобретает форму личностной нелокализованной тревожности, либо же, связываясь с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, станофобией (по экспериментам И.П.Павлова и Дж.Вольпе). Предпосылками возникновения тревожности выступают высокие показатели таких личностных факторов, как интроверсия и невротизм (по Х.Айзенку).

Для человека характерно предвидеть, если он думает, что способен предвидеть дальнейшее положение дел и развитие ситуации, таким образом, отказавшись от прогнозирования будущего, человек может испытывать гораздо меньше страхов, но тогда он может просто не испытывать чего-то приятного. Так как полностью отгородиться от этого мы не можем, человек не перестанет думать и анализировать ситуацию. Но в том случае, когда человек представляет себе, что страдания не имеют конца, то в таких случаях он испытывает еще больший страх, но в тоже время, если он сможет увидеть положительные стороны его, или же хорошее завершение данной ситуации, то в таком случае его страх гораздо уменьшится.

Довольно часто случается так, что причиной возникновения страха является неизвестность, человек боится идти к стоматологу, или же боится выступать перед большой публикой и т.д. Очень часто человек просто не понимает, чего он боится, и когда его об этом спрашивают, просто отвечает: все боятся и я тоже. Можно смело сказать, что страх – это социальная эмоция, которая в свою очередь может передаваться другим людям. Массовое приобретение этой эмоции наиболее часто происходит в толпе, то есть в публичных местах. Человек на подсознательном уровне может почувствовать запах страха. Именно его выделяют люди, которые испытывают страх.

Это непосредственно происходит в результате того, что в тот момент, когда человек испытывает страх, в его организме происходят определенные физиологические процессы, и, следовательно, наше тело начинает пахнуть абсолютно по-другому, не зря же говорится, что собаки и другие животные хорошо чувствуют, когда человек боится. Помимо этого они еще и видят эмоции, которые передает наше лицо, эти эмоции в свою очередь видят и другие люди. На подсознательном уровне такое выражение воспринимается как правильное и наиболее точное, даже если в этот момент слова говорят совсем о другом. Человеческий страх – это в свою очередь свидетельство о том, как мы мыслим, это продукт нашего воображения.

Следует отметить, что в социальном воспитании страх используется как один из методов воспитания: таким образом, сформированный страх осуждения используется в качестве фактора регуляции поведения человека. Так как в условиях общества человек может пользоваться защитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность к страху лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно.

Уже сформированные реакции страха сравнительно стойки и могут сохраняться даже в том случае, когда их бессмысленность вполне понятна.

Три основные виды страха

Принято выделять три основные виды страха, а именно: страх совести, страх реальный и непосредственно невротический страх.

Единственным местом, где сосредотачивается страх – это непосредственно человек. В основном страх перед конкретным объектом выступает в роли боязни, в патологических случаях как фобия. Одной из важных разновидностей страха – это страх свободный. К аффективному состоянию страха, который непосредственно возникает в ситуациях неожиданной опасности, относится испуг. Истерия страха в свою очередь характеризуется как невроз, его основной симптом – разнообразные фобии.

Характеристика страхов

Страх непосредственно проявляется в виде чувства внутренней напряженности, ожидании опасности для жизни и здоровья, или социального благополучия, в предчувствии угрожающих событий и действий. К патологическим страхам непосредственно относят те страхи, у которых отсутствует психологическая обоснованность, но в то же время присутствует чрезмерная интенсивность, длительность по времени, не соответствие силе и причине по которой они были вызваны. В зависимости от времени возникновения, механизмов и особенностей проявления выделяют:

Навязчивые страхи или другими словами – фобии . Такой тип страха довольно часто возникает внезапно, и без видимого для этого повода, в этот момент разум наш понимает, что бояться в принципе нечего, но он не проходит, довольно часто это может быть связано с тревожностью. Неврозоподобные страхи – это страхи за здоровье и жизнь, свое, а также своих родных и близких. Сверхценные страхи связаны непосредственно с ценными на взгляд человека установками и представлениями, обычно такому страху предшествует ситуация, на которую организм ответил испугом, после чего аффектная реакция на эту ситуацию сменяется на боязнь и отвращение. Наиболее ярко такой тип страха выражается у детей.

Пароксизмальные страхи , проявление психомоторной эпилепсии, довольно часто сопровождаются чувством неминуемой смерти или тревогой.

Недифференцированные страхи – беспредметные страхи, с соматовегетативным оформлением, случаются в основном при диэнцефальных кризах. Бредовые страхи порождаются сознанием в результате искажения мировосприятия. К ним непосредственно относятся: страх преследования, бред ревности, страх наблюдения, и т.д. Ночные страхи возникают вследствие резкого пробуждения от ночного, крепкого сна, в том момент, когда сознание еще непосредственно находится в просоночном суженном состоянии. При таком страхе дети могут кричать, дрожать, отгонять что-то от себя, то есть явно находится в состоянии испуга. В основном утром они уже ничего не помнят.

Суть страха

В принять считать, что страх – это негативно окрашенная базовая эмоция. Его принято называть базовой, так как его нельзя разделить на составляющие, но в то же время на нем базируются другие эмоции. Страх также принято называть и эмоциональным процессом, так как он не просто появляется, а в дополнение ко всему вызывает реакцию организма. Страх в свою очередь передается по нейромедиаторам в головной мозг, и уже оттуда следует ответ, какие действия следует предпринимать в сложившейся ситуации.

Организм человека, под влиянием страха начинает интенсивно выделять гормоны, гормоны в свою очередь в скелетных мышцах перерабатываются в энергию, происходит это непосредственно для того, чтобы человек имел возможность защититься от опасности либо же убежать от нее. Стоит также отметить, что существуют и внутренние и внешние проявления страха, внешние – это в свою очередь то, как выглядит человек, а внутренние – это непосредственно физиологические процессы, которые происходят в организме.

Именно в результате этих процессов, страх и называют негативной эмоцией, так как он оказывает свое влияние на весь организм в целом, усиливает пульс и сердцебиение, в результате чего увеличивается давлением (в некоторых случаях происходит наоборот – уменьшается), усиливается потоотделение, и непосредственно меняется состав крови: в моменты страха выделяются гормоны, в том числе и адреналин, который в мышцах перерабатывается в энергию. Помимо всего этого, сильный страх считается еще и токсичной эмоцией, так как способствует развитию различных заболеваний, метастазированию раковых клеток, заболеваний горла, диабета.


Страх присутствует у каждого человека, и соответственно храбрость состоит не в том, чтобы вообще не испытывать страх, а в том, что бы научиться его преодолевать. Невротические страхи присущи каждому третьему жителю планеты. Но в том случае, когда страх достигает силы аффекта, то он уже становится ужасом, а это в свою очередь выводит человека из под контроля его сознания, и как следствие провоцирует панику, бегство, оцепенение или какую-либо другую защитную реакцию.

Каждый страх для чего-то необходим, возникает он не просто так, так, к примеру, страх высоты оберегает человека от падения с балкона и т.д., страх боли – не подходить близко к огню, дабы не обжечься, в том числе оберегает от травм, и в некоторых случаях от летального исхода. Страх выступлений на публике, побуждает к более тщательной подготовке, к прохождению курсов риторики, что в свою очередь может помочь в карьерном росте. Конечно же, свои страхи необходимо преодолевать, хотя страх помогает в некоторой степени избежать ответственности, к примеру, Вы не делаете доклады, презентации, и Вам их просто не поручают, так как Вы не можете преодолеть страх, можно просто сидеть в уголке и ничего не делать. Другими словами, из страха можно сделать союзника, а можно просто оставить все как есть, и ничего не предпринимать.

В зависимости от того, каков характер интенсивности переживания, страх находится в диапазоне от опасения до ужаса, включая испуг, боязнь и т.д. В том случае, когда источник опасности является неопределенным или неосознанным, состояние, возникающее в этом случае, называется тревогой.

Что такое тревога?

Тревога (беспричинный страх) – это в свою очередь эмоциональное состояние человека, которое возникает в тех ситуациях, когда опасность как таковая не определена, или в том случае, когда источник опасности неосознаваем, тревога проявляется в ожидании неблагополучного развития событий. Для человека это обычно связано с ожиданием неудач в социальном взаимодействии. Довольно часто, тревога возникает не в случае наличия опасности, а в случае отсутствия возможности ее избежать. Человек, у которого повышена тревожность намного чаще и сильнее реагирует даже на нейтральные ситуации беспокойством, страхом, тревожностью.

Для того, что бы определить степень патологичности страхов принято использовать параметры адекватности (обоснованности) интенсивности, длительности, степени контролируемости человеком чувства страха. Обоснованность – это в свою очередь соответствие степени выражения реальной опасности, в определенной ситуации или же исходящей от окружающих людей. Интенсивность в свою очередь определяется, основываясь на физиологических реакциях (сердцебиение, интенсивность потоотделения, чувство удушья, рвота, слабость, дрожь во всем теле и т.д.) самочувствия человека и дезорганизации его поведения, в момент, когда человеком овладела данная эмоция. Контролируемость – это способность не подчиниться и преодолеть страх. Длительность – это продолжительность данного периода.

На чувство страха оказывают непосредственное влияние следующие психологические характеристики: темперамент, невротизм и акцентуация. Что касается невротиков, то они в свою очередь склонны к тому, чтобы испытывать эмоцию страха в большей степени, чем другие. Кто такие невротики? Так вот, невротиками принято называть здоровых людей, но которые имеют некоторые эмоциональные нарушения. Довольно часто невротические проявления напрямую связаны с переживаниями чувства вины или инициативы. Для данного типа личности главной особенностью является то, что он склонен думать, что все проблемы, которые у него есть – это только его трудности, что проблема кроется в нем самом, а также такие люди имеют слишком механическую и не гибкую психологическую защиту.

Темперамент – основные характеристики мышления в данном случае выражены в темпераменте. Скорость, быстрота реакции, темп, ритм. От силы темперамента непосредственно зависит и сила проявления эмоций.


Акцентуация – это, непосредственно, ярко выраженные черты характера, которые в свою очередь находятся на грани нормы. Акцентуация это то, на что в характере делается акцент.

На сегодняшний день имеется множество тестов на наличие страхов, к примеру, тест Захарова, Люшера, Спилбергера-Ханина, но среди них более всего выделяется тест Ю.Щербатых и Е.Ивлевой, которые в свою очередь разработали специальный опросник, для определения интенсивности страхов и наличия фобий.

Учеными было выявлено, что причиной появления страха, является реакция на повышение углекислого газа в крови. В экстремальных условиях, человеческое тело начинает работать на грани, конечно же, для такой работы необходим кислород, который в свою очередь довольно быстро растрачивается и не успевает пополняться. Когда количество углекислого газа в крови начинает превышать норму, то тогда в головной мозг поступает сигнал об опасности, который в свою очередь и активирует состояние страха и соответственно желание к бегству.

Данная теория была подтверждена в результате экспериментов проводившихся на мышах. Таким образом, в крови мышей искусственно повышалась концентрация углекислого газа – именно она оказывает влияние на миндалину, ту область головного мозга, которая непосредственно несет ответственность за появление испуга. Ученые также установили, что после того, как специальные сенсоры в миндалине регистрируют вызванное углекислым газом падение рН, мыши сразу же начинают подавать сигналы тревоги.

Для того, что бы проверить данное предположение, ученые наблюдали за мышами с различной концентрацией углекислого газа в крови. При 5%-ой концентрации животные находились на открытой площади, при повышении до 10% мыши приходили в состояние оцепенения, замирали и забивались в углы – у многих животных это является показателем серьезного испуга.

В результате чего ученые доказали, что именно резкое повышение углекислого газа в крови является причиной появления страха, такого рода перепад углекислого газа может быть вызван различными факторами, начиная от активных физических действий в результате нападения, до умственных усилий, в результате психического штурма.

Стоит отметить, что американскими учеными было выявлено, что чувство страха у человека полностью отключается тогда, когда теряет работоспособность одна из областей головного мозга, это непосредственно касается мозжечковой миндалины, что непосредственно может быть использовано для разработки методов борьбы со страхами и фобиями.

Природа страха, несомненно, происходит из инстинкта самосохранения, который в свою очередь помогает человеку избегать ситуаций, которые потенциально опасны для здоровья и жизни. Человек, который полностью лишен мозжечковой миндалины, не обладает способностью обнаруживать опасность. В основном такой человек долго не проживет.


В нормальном состоянии мозжечковая миндалина постоянно сортирует информацию, которая поступает в головной мозг через органы чувств и на основании жизненного опыта человек пытается выявить ситуации, которые угрожают жизни. В том случае, когда обнаруживается какая-то опасность именно миндалина, является источником непосредственного сигнала для головного мозга, который в свою очередь, распространяясь по всему телу, предотвращает повреждение.

Ученые, которые наблюдали за человеком, у которого мозжечковая миндалина полностью лишена работоспособности, подвергали его различным ситуациям, в которых он должен был вне зависимости от силы духа испытывать страх. К примеру, это были встречи со змеей или пауком. Помимо этого, исследователи водили этого человека по различным страшным аттракционам, показывали фильмы ужасов. Он заполнял соответствующие анкеты и опросники. В течение трех месяцев постоянных наблюдений ученым так ни разу не удалось зафиксировать эмоции этого пациента, хоть каким-то образом связанные со страхом.


Чувство страха в психологии изучается довольно давно и вполне успешно. Освободиться от страха не сложно, просто необходимо знать, как он возникает у Вас, как действует и соответственно где прячется.

Не стоит постоянно прокручивать в своей голове удручающие подробности Вашего сегодняшнего бытия, не стоит составлять сценарий не совсем радостного завтрашнего дня, просто постарайтесь забыть о неприятностях, которые Вас окружают. Согласитесь, ведь на самом деле Вам не хуже всех, как возможно, Вы до этого себе представляли. У Вас есть любимые и близкие Вам люди, крыша над головой, руки, ноги, голова, надежда на будущее и т.д. А это уже и не так мало, как могло казаться. Будьте смелее, тогда и Вам будет проще, и возможностей больше.

Нет смелости без страха и без того, чтобы признаться в страхе . Джулиан Барнс. "Глядя на солнце".

Однажды в жизни нужно сделать важное решение, и хватает двадцати секунд безумной храбрости для того, чтобы произошло чудо: навсегда растаял мираж страха.

Почему возникает чувство страха? Страх - кроме ситуаций прямого столкновения с непосредственной опасностью - основан на прошлом. Он приходит из травм и переживаний детства. Он зарождается на плодотворной почве мыслей-вирусов, ошибочного мировоззрения наших родителей, учителей и культуры. Внимательно и без суждения наблюдая собственные страхи, приходишь к осознанию того, что в большей части случаев для них нет оснований в реальности. При более близком рассмотрении становится очевидно, что страх пришел от одного или обоих родителей и тонко прокрался в наше мышление. И тогда проясняется, что страх возникает, когда нас начинает контролировать ребенок, живущий в душе каждого взрослого.

История о мальчике, который ужасно боялся равиоли. Однажды мать отвела его в сторонку и сказала, что сейчас покажет, что в равиоли нет ничего страшного. Она привела его в кухню и усадила на стульчик. Раскатывая тесто, она спросила, не страшно ли ему. "Нет", - ответил он. Она вырезала квадратный кусочек теста. "Страшно?" - спросила она. "Не-а!" Она взяла пригоршню мясного фарша и поместила в центр лепешки. "А теперь?" "Нет, конечно, нет!" - ответил он. Тогда она загнула один уголок лепешки. "Еще не страшно?" "Нет", -уверенно ответил мальчик. Она загнула второй уголок. "А теперь?" "Нет", -покачал он головой. В конце концов, она загнула последний из уголков и соединила их в центре.

"А-аааа!" - завопил мальчик. - "Рааавиоллии!!!"

Большинство людей верит, что лучший способ справляться со страхами - это просто преодолевать их волевым усилием, действовать "без страха и упрека", но так от страха избавиться невозможно, а вся наша жизнь будет потрачена на борьбу с миражами.

На поверхности мы очень творчески создаем маски, обеспечивавшие высокую производительность и слаженную работу всех систем, но внутри прячется глубоко испуганный Ребенок. И этот испуганный Ребенок вырывается на поверхность в стрессовых ситуациях.

Страх - очень характерное качество нашего Эмоционального Ребенка. Становится легче уяснить, почему испуганная внутренняя часть нас так сильна, как только мы понимаем, сколько страха все время несем в себе. На более высоком уровне осознанности мы начинаем видеть, что этот страх иллюзорен . Но в состоянии ума Ребенка нет доступа к этой реальности, следовательно, нет возможности лишить страх власти. Теперь мы знаем, что под кроватью и в темных углах не прячутся чудища, их там нет и не было, но иллюзорные чудища скрываются в темных уголках нашего сознания. И сейчас следует поступить так же, как мы делали в детстве: набраться смелости, подойти и посветить, заглянуть и убедиться, что там ничего нет, чего можно было бы бояться.

У страхов ребенка только два реальных источника. Один из них - страх не выжить. Второй - не получить любви. Все остальные страхи - только ответвления двух первых. Когда мы начинаем более детально изучать собственные страхи и поведение, то приходим к видению того, как велика часть нашей жизни, вращающаяся вокруг этих двух страхов.

Наша культура не учит непринужденности в обращении со страхом. Нас учили его отрицать или толкать себя к его преодолению. Может быть, мы боремся за имидж, убеждающий себя и других, что страхов не существует. Или испытываем стыд за то, что они все же есть. Может быть, мы давим на себя или осуждаем себя за страхи. Но если в нас нет дружественного принятия страхов, то нет и дружественных отношений с самим собой. И если нет мягкого метода обращения со страхами, мы никогда не можем научиться здоровым отношениям с собственной силой. Мы перекрываем . Если мы рассматриваем силу как отсутствие страха, вместо того чтобы естественно его принимать, н аша сила зрелой личности становится агрессивностью испуганного ребенка. С предвзятым отношением к страхам мы учимся стыдиться собственной чувствительности, вместо того чтобы ценить .


Упражнения

1. Обнаружение страхов.

Начните с того, что запишите или внесите осознанность в свои глубочайшие страхи в отношении:

а) сближения с другим человеком;

б) выражения творчества;

в) финансовой безопасности.

Спросите себя, не связаны ли эти страхи с тем, как вас научили думать? Не исходят ли эти страхи из травматических опытов прошлого?

2. Легализация страхов.

Не доминирующей рукой (левой - если вы правша, и наоборот), воображая, что пишет Внутренний Ребенок, запишите, какие у вас страхи.

Что вы чувствуете в отношении этих страхов? Осуждаете ли вы их? Если да, то каковы ваши мысли?

4. Исследование убеждений о страхах.

Какое послание вы получили (вербально или не вербально) о том, как следует обращаться со страхами? Преуменьшать их? Толкать себя к их преодолению? Не поддаваться им? Поддаваться?

Ключи

1. Обнаружение страхов. Эмоциональный Ребенок внутри находится в состоянии глубокого страха, и, в состоянии ума этого Ребенка, в страхе оказываемся мы сами. Его ужасает, что он не получит любви и поддержки, в которых нуждается, чтобы выжить. Каждый раз, когда провоцируются страхи, в его уме это преломляется как вопрос жизни и смерти.

2. Легализация страхов. Источник наших страхов - болезненные опыты прошло го и травмы. Частично мы также перенимаем страхи у близких и впитываем из среды - от родителей, учителей, культуры. Поскольку обычно мы прикрываем страхи "взрослым" сознанием, в котором научились так или иначе их компенсировать, у нас мало понимания, как и почему возникли эти страхи.

3. Исследование отношения к страхам. Обычно у нас нет дружеских отношений со страхами. Мы их осуждаем, отрицаем, пытаемся преодолеть волевым усилием или убегаем от них. Не принимая страхов, мы отсекаем собственную чувствительную и уязвимую сторону. Есть гораздо более здоровый способ обращения со страхом. Мы можем его принять и понять, что он исходит из нашего Эмоционального Ребенка.

4. Исследование убеждений о страхах. Единственные реальные страхи - те, которые возникают при столкновении с непосредственной опасностью. Все остальные страхи основаны на прошлом и являются частью состояния ума Ребенка. С этим пониманием мы можем начать наблюдать страхи по мере возникновения и отмечать, когда они приходят из обусловленности и старого образа мышления.

(По материалам книги "За пределы страха. Раскрытие любящего сердца", автор Томас Троуб)

Почему возникает чувство страха?

Страх - это стандартная защитная функция организма. Но следует помнить,что порой он становится постоянным и мешает жить, превращаясь в фобию. В этой статье мы расскажем о том, почему люди испытывают страх, а также приведем примеры самых распространенных фобий. Приглашаю вас принять участие в обсуждении, давайте вместе дополним тему интересными фактами

Начиная с 1894 года, (с момента рождения психоанализа), вопрос о страхе остаётся в центре внимания аналитиков, которые за это время не пришли к единому решению этого вопроса.Но сумели задать его так, чтобы появился повод для дальнейшего размышления, а не поставить в нём точку.

Психоанализ разделяет страх и фобию (боязнь). Бояться можно темноты, замкнутого пространства, пауков, уколов, даже иностранцев, а вот причина страха непонятна; страх не вызван тем или иным предметом или событием, а непонятной опасностью, "которую нужно обнаружить". Когда мы имеем дело со страхом, то нельзя сказать, чего конкретно мы боимся, поскольку возникает он без видимой причины. Но это не значит, что причина отсутствует вовсе, и спасения от страха не существует.

В отличие от фобии, страх не выполняет никакой охранительной функции. Если фобия напоминает об опасности, от которой нужно защищаться, т.е. активизирует ваш потенциал и заставляет принимать правильное решение. А страх, наоборот являет "беспомощность перед видом опасности". Он не позволяет верно оценить ситуацию и принять правильное решение, а во многих случаях ставит под угрозу саму жизнь.


Конечно можно избавить человека от фобии перед насекомыми или перед чем-то другим, но страх, который находится в самой основе становления субъекта, не будет затронут, а сместится на другой объект. На место, которое освобождается приходит новый объект, ведь лучше бояться чего-то конкретного, избавиться от возможной встречи с таким объектом и таким образом контролировать свои чувства, чем поддаться неопределённому страху. По этой причине, психоанализ не видит ценности в бытовых советах "как избавиться от страха", во-первых, потому что универсальных и годных в любой ситуации советов не существует. Все люди разные, во-вторых, простая адаптация к тому или иному объекту фобии ещё не избавит вас от страха.


Немного о фобиях.

Фобии никогда не возникают сразу - они формируются тогда, когда негативный опыт какого либо неудобства, или шока подтверждается и закрепляется, и включается в категорию "опасных" объектов.

В качестве примера можно привести арахнофобию - это боязнь пауков, которая постепенно приводит к страху перед всеми насекомыми, пушистыми предметами и простыми пятнами на стенах или полу.


Фобий существует множество: начиная с широко известных благодаря литературе и кино - боязнь замкнутых или, наоборот, огромных помещений (клаустрофобия и агорафобия) - до крайне необычных, встречающихся в редчайших случаях, как, например, боязнь солнца.


Человек всячески пытается обходить ситуации, связанные с его конкретной фобией, однако мысли об угрозе, постоянно крутятся у него в голове и не покидают его даже в тех случаях, когда эта опасность невозможна.

В таких случаях на первый план выходит самовнушение. Если человек считает что ест не до конца вымытые фрукты,и это его фобия- боязнь заболеть употребляя немытые фрукты, то в большинстве случаев так оно и будет.


Самый главный шаг на пути преодоления фобии – это конечно признать ее существование и начать бороться с ней. После этого, все остальное уже не так сложно.

На последок немного фобий на заметку.

Аблютофобия- боязнь принять ванную.

Автофобия - боязнь одиночества.

Агорафобия - опасение открытых площадей или толп.

Акрофобия - страх высоты.

Антропофобия - страх перед людьми или обществом.

Антрофобия - опасение цветов (растительности).

Арахнофобия - боязнь пауков.

Ачлуофобия - боязнь темноты.

Батмофобия - боязнь лестниц и крутых склонов.

Ботанофобия - страх перед растениями.

Верминофобия - страх перед микробами.

Гамофобия - боязнь брака.

Гексакосиойгексеконтагексафобия-боязнь числа “666”

Гидрофобия - страх воды.

Гинофобия - боязнь женщин.

Глоссофобия - страх выступать публично.

Дентофобия - страх перед стоматологами.

Зоофобия - страх перед животными.

Инсектофобия - страх перед насекомыми.

Йатрофобия - страх врачей.

Клаустрофобия - страх замкнутых пространств.

Ксенофобия - боязнь незнакомых или иностранцев.

Лилапсофобия - боязнь торнадо и ураганов.

Локайофобия - страх перед родами.

Мизофобия - боязнь грязи и микробов.

Микрофобия - боязнь малых вещей.

Некрофобия - страх смерти и вещей умерших.

Ноктифобия - страх перед ночью.

Номофобия- боязнь того, что вам никто не позвонит.

Обезофобия - страх потолстеть.

Птеромерханофобия - страх перед полетами.

Сколайонофобия - боязнь школы.

Сомнифобия- боязнь уснуть

Социофобия - страх социальной оценки.

Тачофобия - боязнь скорости.

Тонитрофобия - боязнь грома.

Филофобия - боязнь любви.

Фобофобия - боязнь фобии.

Хемофобия - боязнь крови.

Хромофобия - боязнь цвета.

Цинофобия - боязнь собак.

Чайонофобия - страх перед снегом.

Элерофобия - страх перед кошками.

Энтомофобия - страх перед насекомыми.

Эфебифобия - страх перед подростками.

В психологии и психиатрии чувство страха принято относить к сфере эмоций. Страх – выраженный отрицательный эмоциональный процесс, который развивается в случае возникновения реальной или же вымышленной угрозы, представляющей опасность для жизни субъекта.

Считается, что страх - это природный врожденный комплекс психических и физиологических процессов, который мобилизует организм человека к дальнейшему избегающему опасности поведению.

Почему возникает страх

Со страхом сталкивается каждый человек в своей жизни, будь то чрезвычайная ситуация или повседневная жизнь. Эта негативная эмоция представляет собой сложный психологический процесс. Возникающий как реакция на мнимую или реальную опасность для жизни и здоровья.

Это состояние сопровождается крайне неприятными ощущениями, однако при этом является защитной реакцией, так как побуждает субъект к основной цели – спасти собственную жизнь.

Стоит, однако, понимать, что вместе со страхом может наступить целый ряд неосознанных побуждений и действий, развитие или .

Особенности проявления страха и изменений поведения у каждого человека своеобразны, при этом они напрямую зависят от ситуации, вызвавшей их. Если своевременно понять, почему возникает страх, то это даст некоторую почву для уверенности человеку, позволит ослабить негативные эмоциональные переживания.

Причины страха могут быть очевидными или скрытыми. Очевидные встречаются не так часто и к тому же могут не запоминаться. Запоминаются больше скрытые причины, которые приводят к мнимому страху.

К таким причинам могут относиться различные психические травмы, воспоминания из прошлого, фобии, произошедшие ранее эмоциональные конфликты. Также встречаются сугубо социально-сконструированные причины страха: чувство одиночества, ощущение провала или поражения, постоянная угроза самоуважению.

Последствия пережитых сильных эмоций могут различаться. Как правило, это сильное напряжение и неуверенность, побуждение к попыткам найти защиту, бежать, спрятаться. При этом сам страх может проявить себя как в виде возбуждения, так и в виде состояния подавленности.

Следует также отличать понятия испуга, который является более кратковременным и является реакцией на внезапное, резкое раздражение.

Признаки появления страха

В большинстве случаев наблюдаются внешние признаки проявления страха, к которым относится повышенная потливость, учащенный пульс, расширяющиеся или сужающиеся зрачки, возникновение диареи или недержания мочи.

Признаком страха может также быть сдержанное молчание, избегание каких-либо активных действий, склонность к пассивности и неуверенности в себе. Также возможно развитие заикания, сутулости, склонности к нервным и бессмысленным действиям.

Как правило, человек одержимый страхом стремится к изоляции, что провоцирует возникновение депрессивных расстройств, меланхолии, тяги к суицидальным действиям. В момент возникновения страха поведение индивидуума зависит от особенности его психической структуры. Он может ощутить внезапную слабость, потерять сознание, или же, наоборот, ощутить внезапный прилив активности, потребности действовать.

Панический страх

Это сложное состояние всегда возникает лишь при условии наличия целого ряда дополнительных факторов, например, развития других психических нарушений: невроза навязчивых состояний, апатии, ангедонии или шизофрении.

Ранее уже нарушенная психика больного чрезмерно остро реагирует на внезапные раздражающие факторы. Которые вызывают такие отрицательные эмоции как страх. Постоянно ощущение тревоги обостряет уже развивающиеся неврозы, которые с течением времени провоцируют возникновение такого расстройства как панический страх.

Специфической чертой является то, что начало невозможно предугадать и избежать. Он может наступить в рабочее время, на улице во время прогулки или даже в доме. Состояние проявляется в более тяжелой форме: наступает ощутимое удушье, нехватка воздуха, головокружение, аффективный ступор.

В некоторых случаях также отмечается выраженный озноб и рвота. Такой вид страха может продолжаться в течение одного-двух часов, как результат реакции на реальную или, что чаще бывает, мнимую угрозу. Приступы паники могут повторять около одного-двух раз в неделю.

Страх боли

Одним из самых частых раздражителей, вызывающих страх – это боль. Боль любого характера, будучи ранее пережитой, является достаточно мощным стимулом для возникновения этой защитной реакции. Субъект, основываясь на перенесенном опыте, стремится всеми силами избежать повторения неприятных ощущений, которые сохранились в его памяти и провоцируют возникновение чувства страха.

Несмотря на то, что страх является защитным механизмом, предостерегающим от возможных опасных ситуаций, он бывает также и вредным. Это достаточно частое явление в медицинской практике, когда человек, страдающий выраженной боязнью боли уклоняется от необходимых оперативных или стоматологических вмешательств.

При этом страх может вызвать даже простая диагностическая процедура. Поскольку современная медицина обладает достаточно широким спектром возможности обезболивания, страх боли в этой практике имеет сугубо психологическую природу. С ним необходимо бороться, так как непонимание человека собственных ощущений и их причин лишь усугубляет это подавленное состояние.

Как побороть страх

Существует достаточно много методов того, как побороть страх. Большинство из них основаны на самодисциплине и поддержании чувства уверенности в себе, храбрости. С учетом того, что страху чаще подвержены неуверенные в себе люди, необходимо начинать с повышения самооценки.

В этом помогает умение общаться с людьми, не бояться быть открытым и идти на контакт. Чем выше ваша уверенность в себе – тем меньше риск ощутить приступы паники и боязни. Смысл заключается в том, что страх не имеет четких границ, это достаточно обобщенное чувство, которое может распространяться на все сферы жизни. Поэтому необходимо начинать борьбу с ним путем преодоления маленьких бытовых и социальных страхов.

Также больше значение имеет умение анализировать информацию и оценивать ситуацию, происходящую с вами. Это поможет не растеряться, поскольку именно непонимание происходящего и растерянность бывают частыми факторами страха.

Если вы страдаете от страха, то вам необходимо в первую очередь понять себя. Самоанализ должен заключаться не в критике своих поступков и своего «Я» в целом, так как это лишь усугубит ситуацию, а должен быть направлен на принятие себя вместе со всеми «ошибками». Если вы ощущаете трудности с самодисциплиной, самооценкой и своими социальными навыками, вы всегда можете обратиться к специалисту за помощью.




Top