Где находится перекрытие в фотошопе. Режимы наложения. Комплексные режимы наложения

Слои в фотошопе имеют два важных атрибута: режимы наложения слоев и прозрачность. Благодаря этим атрибутам слои не просто накладываются друг на друга, как в аппликации, но и смешиваются по разным алгоритмам. Это позволяет быстро и гибко управлять цветом изображения, регулировать прозрачность слоя, а значит, создавать новые образы и воплощать самые смелые идеи.

Управление режимами наложения слоев и прозрачностью

Часть атрибутов доступна непосредственно в палитре Layers (Слои). В первую очередь, это режим наложения и прозрачность.

Прозрачность регулируется двумя инструментами. Fill (Заливка) влияет на прозрачность только пикселей слоя, а вот Opacity (Непрозрачность) влияет на непрозрачность пикселей и эффектов слоя.

В нижней части панели расположены следующие инструменты:

  • Создание связи между слоями – вы можете связать два и больше слоев или групп друг с другом. В отличии от выбора нескольких слоев, связанные слои сохраняют свою связь пока вы её не отмените.
  • Применение эффектов к слоям – открывает панель параметров наложения.
  • Добавление маски к слою – создается обычная, белая маска, а если зажать Alt и нажать на кнопку, создается непрозрачная маска.
  • Создание корректирующего слоя – в отличии от обычной коррекции, скажем Curves – корректирующий слой можно изменить в любой момент.
  • Создание папки для слоев – очень удобно когда работаете с большим количеством слоев, группировать их.
  • Создание нового слоя.
  • Удаление слоя.

Как работают режимы наложения слоев

Давайте рассмотрим, как работают режимы наложения слоев в трех разных ситуациях:

  1. Накладывается дубликат слоя
  2. Накладывается цвет
  3. Накладывается другое изображение, например, текстура

Normal (Нормальный)

Пиксели верхнего слоя непрозрачны и потому закрывают нижний слой. Изменение прозрачности верхнего слоя сделает его полупрозрачным и заставит смешаться с другим слоем. В этом примере прозрачность верхнего слоя 100%, кроме надписи — там 50%.


Dissolve (Растворение)

Комбинирует верхний слой с нижним, используя пиксельный узор. Эффекта не будет, если верхний слой имеет 100% непрозрачность. Уменьшите прозрачность для проявления эффекта.


Группа затемнения

Сравнивает два источника и заменяет значения светлых пикселей значениями темных. В этом режиме рассматривается информация цвета в каждом канале, и в качестве результирующего выбирается основной или совмещенный цвет в зависимости от того, какой из них темнее. Пикселы с цветом, более светлым по сравнению с совмещенным, заменяются, а пикселы с цветом, более темным по сравнению с совмещенным, остаются неизменными.


Затемняет все изображение. Полезен для увеличения плотности светов и средних тонов. Если верхний слой белый – изменений не произойдет.

В этом режиме рассматривается информация цвета в каждом канале, и значение основного цвета умножается на значение совмещенного цвета. Результирующий цвет всегда представляет собой более темный цвет. В результате умножения значения любого цвета на значение черного цвета вырабатывается черный цвет. В результате умножения значения любого цвета на значение белого цвета цвет остается неизменным. При рисовании цветами, отличными от черного или белого цвета, подряд идущие штрихи, накладываемые с помощью инструмента рисования, создают все более темные цвета. Этот эффект аналогичен рисованию изображения с помощью нескольких маркеров.


Позволяет получить более темное изображение с увеличенной контрастностью. Если верхний слой белый – изменений не произойдет.


Более “сильная” комбинация режимов наложения Multiply и Color Burn, темные пиксели преобразуюся в черные. Если верхний слой белый – изменений не произойдет.

Сравнивает суммарную величину значений всех каналов для совмещенного и основного цветов и отображает цвет с наименьшим значением. В режиме «Темнее» третий цвет не создается.


Группа осветления

Режим противоположный режиму Darken, затемняет темные пиксели более светлыми.


Осветляет все изображение. Используйте его для осветления темных областей изображения, а так же для проявления деталей в недодержанных изображениях.


Действие похоже на Screen (Экран), но заметно сильнее в светлых областях за счет проявления более насыщенных и контрастных цветов нижнего слоя. Имитирует недодержку в фотографическом процессе.


Комбинация режимов Screen и Color Dodge; светлые значения преобразуются в белые. Если верхний слой черный – эффекта не будет.


Группа увеличения контрастности

Затемняет темные пиксели (Multiply) и осветляет (Screen) светлые, что приводит к увеличению контрастности без усечения теней и светов. Если верхний слой 50% серый – эффекта не будет.


Комбинация режима Dodge, который осветляет светлые пиксели, и режима Burn, который затемняет темные пиксели. Увеличивает контрастность чуть меньше чем режимы Overlay и Hard Light.


Использует тот же метод, что и режим Overlay, но эффект более сильный.


Если верхний слой светлее 50% серого, то верхний слой осветяется через уменьшение контраста (Color Burn), а если темнее – то затемняется через увеличение контраста (Color Dodge).


Похож на режим Vivid Light. Если верхний слой светлее 50% серого, то верхний слой осветяется через увеличение яркости (Linear Burn), а если темнее – то затемняется через уменьшение ярокости (Linear Dodge).


Комбинирует режимы Darken и Lighten для замены значений пикселей. Если верхний слой светлее чем 50% серый, пиксели осветляются через режим Lighten, а если темнее 50% серого – затемняются режим Darken.


Осветляет светлые пиксели и затемняет темные пиксели до пороговых значений. Это приводит к чрезвычайной постеризации. Свечение верхнего слоя смешивается с цветом нижнего.


Группа сравнения

Представляет идентичные пиксели как черные, похожие – как темно-серые, а противоположные – как инвертированные. Если верхний слой черный – изменений не будет.


Похоже на режим Difference, однако обеспечивает меньшую контрастность. Наложение на черный цвет не приводит к каким-либо изменениям, а наложение на белые пиксели – к инверсии сравниваемых значений, что приводит к их отображении серым цветом.


Группа компонентов изображения

Комбинирует свечение (Luminance) и насыщенность (Saturation) нижнего слоя с цветовым тоном (Hue) верхнего.


Комбинирует свечение (Luminance) и цветовой тон (Hue) нижнего слоя с насыщенностью (Saturation) верхнего слоя.


Color (Цветность)

Комбинирует тон (Hue) и насыщенность (Saturation) верхнего слоя и свечение (Luminance) нижнего слоя.

© 2014 сайт

Режимы наложения или смешивания слоёв в Adobe Photoshop определяют то, каким образом каждый из слоёв в многослойном изображении будет взаимодействовать с нижележащими слоями. Иными словами, от режима наложения зависит математический алгоритм смешивания значений взаимоперекрывающихся пикселей двух и более слоёв.

Режимом наложения по умолчанию для любого слоя является Normal. Чтобы изменить режим наложения, следует воспользоваться выпадающим меню Blending Mode, расположенном в палитре слоёв (Layers), и выбрать нужный режим из списка.

Классификация режимов наложения

В Adobe Photoshop имеется 27 режимов наложения или смешивания слоёв, каждый из которых может быть отнесён к одной из шести групп в зависимости от типа взаимодействия между слоями. В меню Blending Mode группы режимов визуально разделены при помощи горизонтальных линий, но не подписаны. Если вам неинтересно читать про группы, вы можете сразу перейти к практическим примерам .

  1. Нормальные режимы : Normal (Нормальный) и Dissolve (Растворение). При непрозрачности 100% пиксели верхнего слоя просто замещают собой пиксели нижнего, не испытывая на себе никакого влияния последних. При уменьшении непрозрачности пиксели нижнего слоя либо проступают сквозь пиксели верхнего (Normal), либо частично замещают их (Dissolve).
  2. Субтрактивные режимы : Darken (Замена тёмным), Multiply (Умножение), Color Burn (Затемнение основы), Linear Burn (Линейный затемнитель), Darker Color (Темнее). Эти режимы, так или иначе, приводят к затемнению изображения. Их действие можно сравнить со смешением красок на бумаге, т.е. с субтрактивным синтезом цвета.
  3. Аддитивные режимы : Lighten (Замена светлым), Screen (Осветление), Color Dodge (Осветление основы), Linear Dodge (Линейный осветлитель), Lighter Color (Светлее). В противовес субтрактивным режимам аддитивные режимы служат для осветления изображения по принципу смешения цветового излучения (аддитивный синтез цвета).
  4. Комплексные режимы : Overlay (Перекрытие), Soft Light (Мягкий свет), Hard Light (Жёсткий свет), Vivid Light (Яркий свет), Linear Light (Линейный свет), Pin Light (Точечный свет), Hard Mix (Жёсткое смешение). Эти режимы воздействуют на яркость и контраст конечного изображения, делая тени темнее, а света – светлее.
  5. Разностные режимы : Difference (Разница), Exclusion (Исключение), Subtract (Вычитание), Divide (Разделение). Формирование результирующего цвета осуществляется на основании разницы между цветами верхнего и нижнего слоёв.
  6. HSL режимы : Hue (Цветовой тон), Saturation (Насыщенность) Color (Цвет), Luminosity (Яркость). HSL означает Hue, Saturation, Lightness, т.е. тон, насыщенность и светлота. Таким образом, HSL режимы осуществляют перенос одного или двух компонентов цветовой схемы HSL с верхнего слоя на нижний.

Практика

Для того чтобы проиллюстрировать действие различных режимов наложения слоёв, я воспользуюсь двумя фотографиями.

В качестве нижнего слоя будет использован один из моих карельских пейзажей.

В качестве верхнего слоя я возьму текстуру песка.

Далее мы последовательно переберём для верхнего слоя все возможные режимы наложения и посмотрим, что из этого получится. В данных примерах я не преследую никаких художественных целей, а просто пытаюсь продемонстрировать механику смешивания слоёв в различных режимах. Для большей наглядности непрозрачность верхнего слоя будет составлять 100% для всех режимов, кроме Normal и Dissolve, для которых я поставлю 50%. При 100% непрозрачности эффект смешивания в этих режимах был бы незаметен, поскольку верхний слой полностью замещает нижний. Разумеется, в реальной жизни очень часто приходится использовать намного более скромные значения непрозрачности, чтобы эффект смешения не выглядел слишком кричащим.

Напомню, что непрозрачностью слоя можно управлять, используя два параметра: Opacity (Плотность) и Fill (Заливка). При этом для большинства режимов наложения Opacity и Fill действуют абсолютно одинаково с той лишь разницей, что Opacity воздействует как на сам слой, так и на применённые к нему стили, а Fill стили игнорирует. Однако восемь режимов (Color Burn, Linear Burn, Color Dodge, Linear Dodge, Vivid Light, Linear Light, Hard Mix, и Difference) реагируют на уменьшение параметров Opacity и Fill немного по-разному, и об этом не стоит забывать.

Во всех случаях, когда я привожу формулы, используемые Фотошопом для расчёта результирующего цвета, буква a будет обозначать значение яркости верхнего слоя, а b – нижнего. Минимальное значение равно 0 (чёрный цвет), максимальное равно 255 (белый цвет).

Нормальные режимы наложения

Стандартный и наиболее часто употребляемый режим. При 100% непрозрачности пиксели верхнего слоя полностью замещают собой пиксели нижнего, а при уменьшении непрозрачности нижний слой плавно проступает из-под верхнего.

При 100% непрозрачности выглядит так же, как и Normal. При уменьшении непрозрачности часть пикселей верхнего слоя в случайном порядке замещается пикселями нижнего.

Субтрактивные режимы наложения

Если какой-либо пиксель верхнего слоя темнее соответствующего ему пикселя нижнего слоя, то он остаётся на месте. Если же пиксель верхнего слоя оказывается светлее – он замещается пикселем нижнего слоя. Таким образом, результирующее изображение содержит наиболее тёмные пиксели из обоих слоёв. Важно, что значения яркости сравниваются для каждого из цветовых каналов независимо, в связи с чем цвета могут довольно сильно искажаться.

Лучший режим для затемнения. Значение пикселей верхнего слоя умножается на значение соответствующих пикселей нижнего слоя и делится на максимальное возможное значение (255).

Формула режима: (a × b) ÷ 255 .

Если один из слоёв содержит чёрный цвет (0) – результирующим будет тоже чёрный. Если присутствует белый цвет (255) – результирующим будет цвет другого слоя.

Ещё более выраженное затемнение, чем в случае с Multiply. Света приглушаются сильнее, а цветовая насыщенность средних тонов возрастает.

Формула: 255 – ((255 – b) ÷ (a ÷ 255)) .

Темнее чем Multiply, но не такой насыщенный как Color Burn.

Формула: (a + b) – 255 .

Действует так же, как и Darken, выбирая наиболее тёмные пиксели из предложенных, с тем лишь отличием, что Darker Color не обращает внимания на индивидуальные цветовые каналы, и вместо этого сравнивает общие значения яркости пикселей. В результате – цвета используемых пикселей не искажаются.

Аддитивные режимы наложения

Этот режим противоположен режиму Darken. Если пиксели верхнего слоя светлее соответствующих пикселей нижнего, они сохраняются. Если же верхние пиксели оказываются темнее – они замещаются нижними. Сравнение значений яркости осуществляется поканально.

Режим Multiply наоборот. Эффективно и деликатно осветляет изображение. Клиппинг может возникнуть, только если один из слоёв уже содержит белые пиксели.

Формула: 255 – ((255 – a) × (255 – b) ÷ 255) .

Более грубое и интенсивное осветление, чем Screen. Характеризуется выбиванием светов и повышением цветовой насыщенности средних тонов.

Формула: (b ÷ (255 – a)) × 255 .

Ещё светлее, чем Color Dodge, но с более блеклыми цветами. Значения яркости попросту складываются.

Формула: a + b .

Как и в режиме Lighten сохраняются наиболее светлые пиксели из двух слоёв, но при этом учитывается лишь общая их яркость без оглядки на индивидуальные цветовые каналы.

Комплексные режимы наложения

Каждый из комплексных режимов представляет собой, по сути, комбинацию из двух противоположных по действию режимов смешивания: субтрактивного и аддитивного, действующих в комплексе. При этом к тёмным пикселям применяются субтрактивные методы, а к светлым – аддитивные. Таким образом, тёмные пиксели становятся темнее, а светлые – светлее, в результате чего контраст изображения возрастает.

Во всех комплексных режимах кроме Overlay оценка яркости производится на основании верхнего слоя. Там, где верхние пиксели темнее 50% серого цвета, применяется субтрактивный метод, если светлее – аддитивный. Пиксели верхнего слоя, окрашенные в нейтрально серый цвет (50%), не оказывают на нижний слой никакого влияния. В режиме Overlay аналогичным образом оценивается нижний слой.

К тёмным участкам изображения применяется режим Multiply, а к светлым – Screen. Оценка яркости производится по нижнему слою. Если создать копию слоя и применить к ней режим Overlay, эффект будет напоминать применение S-образной кривой .

Так же как и в режиме Overlay используется комбинация из режимов Multiply и Screen, но яркость исходных пикселей оценивается на основании верхнего слоя. Soft Light – наиболее удобный режим для аккуратного повышения контраста, поскольку он очень деликатно обращается с тенями и светами, не допуская их выбивания.

Использует комбинацию режимов Linear Burn и Linear Dodge для тёмных и светлых пикселей соответственно. Результатом является довольно жёсткое повышение контраста.

Комбинация режимов Color Burn и Color Dodge. Действует ещё более интенсивно, чем Hard Light.

Комбинация режимов Linear Burn и Linear Dodge.

Комбинация режимов Darken и Lighten.

Действует также как и Linear Light (сочетание Linear Burn и Linear Dodge), но на пределе интенсивности, в результате чего в каждом из цветовых каналов пикселям присваивается либо минимальное (0), либо максимальное (255) значение яркости. Как следствие, цветовая палитра изображения в режиме RGB редуцируется до 8 цветов: красного (255; 0; 0), зелёного (0; 255; 0), синего (0; 0; 255), голубого (0; 255; 255), малинового (255; 0; 255), жёлтого (255; 255; 0), чёрного (0; 0; 0) и белого (255; 255; 255).

Разностные режимы наложения

Сравниваются значения яркости верхнего и нижнего пикселей, и из большего значения вычитается меньшее. Таким образом, результирующее значение соответствует разности исходных значений. Наличие белого цвета на одном из слоёв приводит к инверсии любого другого цвета. Чёрный цвет не оказывает никакого влияния. Очевидно, что пиксели одинакового цвета взаимопогашаются и становятся чёрными, поскольку их разность равна 0.

Формула: (b ÷ a) × 255 .

Если пиксель верхнего слоя белый, результирующим будет цвет нижнего слоя. Пиксели одинакового цвета становятся белыми, при условии, что они не чёрные. Одинаковые чёрные пиксели остаются чёрными. Режим Divide работает поканально, что приводит к дополнительному искажению цветов.

HSL режимы наложения

Результирующий цвет имеет цветовой тон верхнего слоя, а насыщенность и светлоту нижнего.

Используются значения насыщенности верхнего слоя вместе со значениями цветового тона и светлоты нижнего.

Информация о цвете (цветовой тон и насыщенность) верхнего слоя сочетается с яркостной информацией (светлотой) нижнего слоя. Грубо говоря, нижний слой окрашивается в цвета верхнего. Очень удобный режим, когда возникает необходимость в редактировании только цветовой составляющей изображения, например, при борьбе с цветовым шумом или хроматическими аберрациями.

В противовес режиму Color сохраняет светлоту верхнего слоя, а значения цветового тона и насыщенности берёт из нижнего. Режим Luminosity полезен, когда изменяя яркость и контраст изображения вы стремитесь сохранить цвета неизменными. Это напоминает редактирование канала L при работе в цветовом пространстве Lab. Например, я обычно использую режим Luminosity при повышении резкости с помощью нерезкого маскирования, чтобы избежать появления цветных артефактов.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Согласно законам человеческого восприятия, оценка зрителем изображения начинается с цвета. Именно цвет задает настроение фотоснимка.

Один и тот же сюжет, будучи выполненным в различных цветовых решениях, производит совсем разное впечатление. Так, пейзаж в более холодных тонах часто кажется утренним, а в более теплых - вечерним. Этот принцип применим и к портретной съемке: семейные, свадебные фотографии (словом, все, что связано с уютом и теплыми чувствами) наиболее органично смотрятся часто именно в теплой цветовой гамме.

В этом цикле материалов мы поговорим о тонировании фотографий. Будем использовать один из самых простых и наглядных способов - режимы наложения. Кроме того, детально разберемся с механикой влияния некоторых режимов наложения на цвет.

Как описать цвет? Немного про модель HSB

В компьютерной среде существуют различные модели задания цвета и яркости пикселя: RGB, CMYK, Lab и многие другие. Все они имеют свои особенности, области применения, достоинства и недостатки. К сожалению, большинство из этих стандартных моделей удобными и понятными для обычного человеческого восприятия не являются.

Какая же модель формирования или описания цвета для нас наиболее удобна? Она взята за основу художниками - цвет можно описать по трем характеристикам: 1) оттенок, 2) насыщенность, 3) яркость. Эта модель именуется также HSB (Hue Saturation Brightness) и в неявной форме присутствует в Photoshop.

К сожалению, прямая работа внутри цветовой модели HSB в Photoshop невозможна. Однако ее некоторые полезные черты используются в режимах наложения и палитре выбора цвета. Рассмотрим их подробнее.

Режим наложения Luminosity (Яркость)

Режим наложения Luminosity (Яркость) ограничивает видимость слоя лишь его яркостной составляющей, то есть информация о цвете (цветовом тоне и насыщенности) почти не учитывается.

Посмотрим на пример. Возьмем какую-нибудь фотографию:

И наложим на нее корректирующий слой-заливку цветом: Layer (Слой) → New Fill Layer (Новый заполняющий слой) → Solid Color (Цвет).

В качестве цвета для примера возьмем один из оттенков средне-яркого (B=50) синего (H=210) максимальной насыщенности (S=100).

Примечание. Изменить цвет слоя-заливки можно в любой момент, дважды кликнув по нему.

Кстати, обратите внимание, как по такому простому словесному описанию вы легко представили себе этот цвет. К вопросу об удобстве модели HSB.

В качестве режима наложения для полученного слоя Color Fill 1 (Цветовая заливка 1) выберем Luminosity (Яркость).

В результате получим абсолютно плоское изображение. Информация о яркости первоначальной картинки заменена на яркость нашего нового слоя, осталась лишь информация об оттенках и насыщенности.

Практическое применение

Когда же на практике нужен режим наложения Luminosity (Яркость)? Чаще всего - если необходимо сохранить первоначальный цвет изображения при выполнении сильных коррекций, затрагивающих контраст и яркость.

Режим наложения Color (цвет)

Режим наложения Color (цвет), можно назвать полной противоположностью выше рассмотренному Luminosity. Он ограничивает отображение слоя его цветовой составляющей. Проще говоря - перекрашивает лежащие ниже слои в свой цвет, изменяя как их цветовой оттенок, так и насыщенность.

Наш синий слой-заливка в режиме наложения Color (Цвет) окажет следующий эффект на фотографию:

Практика применения

На практике режим наложения Color (Цвет) чаще всего применяется, когда при тех или иных коррекциях необходимо исключить их влияние на яркость и контраст фотографии. То есть, в первую очередь, при любой цветокоррекции:

Иногда - при обесцвечивании изображения:

Использование соответствующих режимов наложения при той или иной коррекции изображений позволяет достичь наилучшего результата.


Здесь последовательная коррекция с использованием режимов наложения позволила избежать ухода неба в пурпурный оттенок и сохранить, таким образом, «утреннее» настроение снимка.

Режимы наложения Saturation (Насыщенность) и Hue (Тон)

Режим наложения Saturation (Насыщенность) позволяет слою влиять лишь на насыщенность изображения и исключает воздействие на цветовой тон и яркость.

Режим наложения Hue (Тон) разрешает воздействие слоя лишь на цветовой тон нижестоящих слоев и сохраняет исходную яркость и насыщенность изображения.

Практика применения

Прямое использование режимов наложения Hue (Тон) И Saturation (Насыщенность) при обработке фотографий зачастую связано с появлением рваных границ и визуально некрасивых переходов. Взгляните на пример:

Поэтому на практике они используются достаточно редко: в составе многоэтапных сложных коррекций или если изменить оттенок или насыщенность необходимо лишь незначительно.

Примечание. Все рассмотренные выше режимы наложения наиболее аккуратно работают в цветовой модели Lab.

Режим наложения Soft Light (Мягкий свет)

Soft Light (Мягкий свет) относится к контрастным режимам наложения. Что это означает?

При наложении слоя на изображение в контрастном режиме*:

  • его пиксели со значениями яркости больше 50% производят высветляющий эффект,
  • пиксели со значениями яркости меньше 50% - затемняющий,
  • идеально серые пиксели (B=50, S=0 в модели HSB или R=128, G=128, B=128 в модели RGB) - вовсе не учитываются.

* Это верно для всех контрастных режимов наложения, кроме редко используемых на практики Hard Mix (Жесткое смешивание) и Pin Light (Тусклый свет).

Наглядный пример. Наложим черно-белую полосатую картинку на нашу исходную фотографию в режиме Soft Light (Мягкий свет):

Стоит отметить, что режим наложения Soft Light (Мягкий свет) подтверждает свое название, воздействуя на изображение достаточно мягко. Поэтому на практике он часто используется в техниках Dodge & Burn, при прорисовке объемов на фотографии и тонировании - достаточно сложно «перестараться» и «убить» картинку.

Примечание. Режим Soft Light (Мягкий свет) действует немного сильнее на темные участки изображения. Неоднородность воздействия проявляется и при изменении контраста - при высветлении или затемнении изображения в этом режиме наложения.

На практике этим в абсолютном большинстве случаев можно пренебречь без ущерба качеству результата.

Если же сохранение контраста критически важно, рекомендую обратить внимание на другие режимы наложения, например, Overlay (Перекрытие). Но будьте аккуратны - воздействие этих режимов наложения окажется гораздо интенсивнее, чем при использовании Soft Light.

Практика применения режима Soft Light (Мягкий свет)

Данный режим, ввиду своего мягкого воздействия на картинку, применяется очень часто:

  • прорисовка объемов;
  • Dodge & Burn (Высветление и затемнение);
  • работа с макияжем;
  • тонирование фотографий и перекраска объектов подмешиванием цвета;
  • многие другие приемы, включая составные техники работы с резкостью, шумом и текстурой.

Я также не останусь в стороне и в практической части цикла покажу способ использования режима наложения Soft Light (Мягкий свет) для тонирования фотографий.

Режим наложения Overlay (Перекрытие)

Overlay (Перекрытие) - первый в списке контрастных режимов наложения. Его воздействие и способы применения во многом схожи с вышеописанным режимом наложения Soft Light (Мягкий свет), но необходимо учитывать вышеупомянутую разницу в интенсивности.

По моим ощущениям, интенсивность Overlay (Перекрытие) примерно в два раза сильнее, чем у Soft Light (Мягкий свет). Это не совсем точно математически, но на практике мы будем рассматривать его именно так.

Важно! При максимальной интенсивности воздействия (чёрным или белым цветом, а также цветами 100%-ой насыщенности) его использование часто ведет к потере качества изображения. Возможно появление «пересветов», «провалов в черный» или зон с постеризацией цветовой составляющей.

Примечание. В отличие от рассмотренного выше режима Soft Light, режим наложения Overlay в общем случае одинаково интенсивно влияет на светлые и тёмные области изображения. При этом локальный контраст визуально увеличивается или остается прежним.

Итак

Мы рассмотрели основные принципы работы и особенности некоторых режимов наложения, использующихся в цветокоррекции.

В следующей статье цикла перейдем к практике - посмотрим, как можно применять рассмотренные режимы для тонирования фотографий и придания изображению настроения.

© Стив Ласмин, апрель 2018.

Параметры съемки и использованное оборудование

Фотография

Фотограф: Стив Ласмин
Модельер: Константин Шульга
Образ: Анжелика Коваль
Модель: Екатерина Страхова

Фотоаппарат: Nikon D300
Объектив: Nikkor AF 80-200 f/2.8@112 mm
Вспышки: Nikon Speedlight SB-900 с тёплым фильтром через софтбокс 60x40 и SB-800 без использования насадок
Синхронизатор: Yongnuo RF-602

ISO: 200
Выдержка: 3 c
Диафрагма: f/5.6

Обработка

Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:


По мере погружения в мир пейзажной фотографии, все чаще начинают встречаться слова «осветление» и «затемнение». Профессионалы раскрывают эту тему во многих видеоуроках и часто упоминают о ней в подкастах. Я слышал, как некоторые говорят, что разница между хорошим и отличным фотографом заключается в умении осветлять и затемнять. С уверенностью можно сказать, что это навык, над которым стоит работать, если вы хотите повысить свой профессионализм.

Другие статьи о режимах наложения:

Давайте же начнем.

Что такое осветление и затемнение?

Эти техники возвращают нас к временам, когда еще нужно было проявлять пленку. Они использовались, чтобы осветлить или затемнить определенные части снимка. Великие первопроходцы фотосъемки применяли их и с постепенным отходом от пленки техники начали терять популярность. Когда были созданы такие цифровые фотолаборатории, как Photoshop, осветление и затемнение снова вернулись в строй. Затем появились фотографы, которые хотели получить более точный контроль над тенями и бликами. Таким образом, этот процесс получил новую жизнь. Сейчас многие профессионалы и любители пользуются им при обработке своих фотографий.

Что же такое Осветление и Затемнение (или как их называют в английском Dodge и Burn - прим. переводчика )? Я много о них говорил, но никогда толком не объяснял. Dodging: Процесс осветления участка фотографии. Burning: Процесс затемнения участка фотографии.

При работе с этой техникой в Photoshop создается новый серый слой с определенным режимом наложения. Это может быть Перекрытие (Overlay) или Мягкий свет (Soft Light). Но что они из себя представляют и когда используется каждый из них?

Что такое Перекрытие?

Вот, что говорят сами Adobe: «Цвета умножаются или осветляются в зависимости от основного цвета. На существующие пиксели накладываются узоры или цвета, светлые и темные участки основного цвета при этом не затрагиваются. Базовый цвет не заменяется, а смешивается с совмещенным цветом, чтобы отразить наличие светлых или темных участков основного цвета».

Не знаю, как вы, а я мало что понял из этого текста. Давайте разберем его немного детальнее. «Цвета умножаются или осветляются» - здесь говорится о контрасте и том, как данный режим наложения повысит контраст цветов, особенно между светлыми и темными. Если не верите мне, возьмите любую фотографию, создайте над ней слой, заполненный нейтральным серым цветом с режимом наложения Перекрытие, затем используйте черную и белую кисти и посмотрите на результат. Дальше мы видим «на существующие пиксели накладываются узоры или цвета, светлые и темные участки основного цвета при этом не затрагиваются». Это означает, что, если вы будете рисовать поверх своей фотографии, блики, тени и цвета останутся, даже если вы используете цвет, отличный от белого или черного. Однако, цвета при этом не смешиваются. То есть, если вы рисуете синим по желтому, желтый приобретет немного синевы.

У этого режима наложения есть пара особенностей. Перекрытие отдает предпочтение слою, находящемуся прямо под ним. Я никогда не видел в этом проблемы, но, теоретически, при совмещении фотографий с разным фокусным расстоянием, верхняя и нижняя часть кадра могут по-разному выглядеть, если работать с этим режимом наложения. Самый простой способ этого избежать - объединить слои после совмещения, а затем уже осветлять и затемнять.

Когда же его лучше использовать? Скажем, я хочу осветлить часть снимка, но при этом сохранить контраст. В такой ситуации осветляющий слой с режимом Перекрытие отлично подойдет. Отрегулируйте непрозрачность по своему усмотрению и можете начинать. Это сохранит цвет и контраст участка, но при этом его осветлит. Именно по этой причине фотографы используют Перекрытие чаще, чем Мягкий свет.

Что такое Мягкий свет?

Примечание переводчика - в официальной документации Adobe этот режим наложения называют «Рассеянный свет», но в русифицированной версии Photoshop его перевели как «Мягкий свет».

Adobe описывает его следующим образом: «Затемняет или осветляет цвета в зависимости от совмещенного цвета. Эффект похож на расплывчатый свет прожектора. Если совмещенный цвет (источник света) светлее, чем 50% серый, изображение становится светлее, как после осветления. Если совмещенный цвет темнее 50% серого, изображение становится темнее, как после затемнения. Закрашивание черным или белым цветом создает отчетливо более темный или светлый участок, но не влияет на чисто черные и белые участки».

Этот режим наложения намного проще понять. По сути, слой с режимом наложения Мягкий свет больше похож на инструменты Осветлитель (Dodge Tool) и Затемнитель (Burn Tool) самого Photoshop. Одно из отличий - нельзя осветлить участок до абсолютно белого или затемнить до черного, он станет значительно светлее или темнее, но не приблизится к одному из краев гистограммы. Еще одна особенность - работая с осветляющим/затемняющим слоем, вы вносите не деструктивные коррекции.

В каких ситуациях лучше подходит Мягкий свет? Я предпочитаю применять его, если нужно обработать облака или очень маленький кусочек фотографии. Поскольку Мягкий свет имеет свойство уменьшать контрастность, я стараюсь не использовать его для важных участков кадра. Если вы просто хотите добавить немного теней или яркости облакам, это - отличное решение.

Поскольку, как уже упоминалось, Мягкий свет ухудшает контраст, его можно использовать, чтобы слегка подкрасить небо и создать атмосферу. В итоге вы можете получить эффект легкой дымки.

Теперь, когда я объяснил принцип их работы, вы должны увидеть всё сами, чтобы понять разницу. Пример выше демонстрирует действие каждого из режимов. Непрозрачность кисти была установлена на 100%, чтобы можно было наглядно продемонстрировать, что происходит с фотографией после применения каждой коррекции. Верхняя 1/5 фотографии осталась нетронутой. Ниже представлен оригинал той же фотографии.

Следующий кусочек - затемнение с режимом Перекрытие. Вы можете заметить, что этот эффект довольно сильно влияет на изображение. Всё, что близко к черному, стало черным, а светлые участки безжалостно затемнены. Всё из-за того, что этот режим призван повышать контраст, особенно в темных участках. Он заставляет участки фотографии, близкие к черному, сильно смещаться в его сторону.

Дальше идет осветление с Перекрытием. Так же, как в случае с затемнением, большая часть светлых участков становятся белыми, а тени при этом сильно слабеют. Посмотрите на кусты. В финальной версии фотографии они были немного недоэкспонированы. Поскольку они - не самая важная деталь, я особо не беспокоился об их тенях. При осветлении кусты выглядят довольно хорошо. Это - отличный пример того, как Перекрытие помогает спасти темные участки без какого-либо ущерба для фотографии. Если бы я сделал это при постобработке, кусты выглядели бы очень опрятно.

Мягкий свет, как вы можете видеть, намного слабее влияет на светлые и темные участки. Именно поэтому я предпочитаю его, так как с ним следы вмешательства не так видны. Поскольку я не работаю с сильным осветлением и затемнением фотографий, для меня такой вариант подходит лучше.

Мягкий свет работает будто прожектор, направленный на фотографию. При затемнении он создает ощущение недоэкспонированной фотографии. Однако, в отличие от настоящего недоэкспонирования, Мягкий свет не превратит светлый участок в черную точку. Он затемнит его и сделает тени черными, если они достаточно темные. Если посмотреть на пример выше, видно, что затемнение с Мягким светом достаточно сильное, но ему очень далеко до Перекрытия. Это делает его идеальным решением, когда нужно немного затемнить тени и сделать фотографию контрастнее, не выходя при этом за рамки.

Осветление с Мягким светом хорошо подойдет, если нужно осветлить участки, но при этом не засвечивать их. Однако, у него есть свойство сильно сокращать контрастность. Я предпочитаю использовать его для светописи и обработки облаков. Поскольку у них и так слабый контраст, Мягкий свет прекрасно подходит. Что касается светописи, используйте тот же метод осветления и затемнения (выбираете основной цвет и рисуете), чтобы добавить фотографии немного атмосферы.

Пример:

Я хочу показать пример того, что такое светопись. Посмотрите на фотографию выше и постарайтесь обнаружить места, над которыми я поработал в Photoshop.

Если чутье укажет вам на верхний правый угол, где лучи солнца подсвечивают камень - вы правы. В исходном RAW-файле сияние выглядело очень привлекательно, но даже после глобальных коррекций не было достаточно заметным. Мне нравилась эта подсветка, но было чувство, будто ей нужно больше внимания. Поэтому, чтобы добавить ей дополнительной яркости, я создал слой осветления/затемнения и выбрал в качестве источника для светописи сияющий камень. Затем я использовал режим наложения Мягкий свет, уменьшил непрозрачность и закрасил кусочек камня. Это немного сократило контраст и создало светящуюся дымку. В итоге получилась прекрасная атмосфера сияния. Это - сила режимов наложения и светописи.

Не стесняйтесь делиться своим мнением. Хорошо ли я справился с темой или вы бы хотели узнать больше?

В настройках почти всех инструментов, отвечающих за рисование в Фотошопе (кисти, заливки, градиенты и т.д.) присутствуют Режимы наложения . Кроме того, Режим наложения можно поменять и для целого слоя с изображением.

О режимах наложения слоев мы и поговорим в этом уроке. Эта информация даст базис знаний в работе с режимами наложения.

Каждый слой в палитре изначально имеет режим наложения «Нормальный» или «Обычный» , но программа дает возможность путем изменения этого режима поменять тип взаимодействия этого слоя с подлежащими.

Изменение Режима наложения позволяет добиться необходимого эффекта на изображении, причем, в большинстве случаев, заранее угадать, каким будет этот эффект, довольно сложно.
Все действия с Режимами наложения можно производить бесконечное число раз, поскольку само изображение никаким образом не изменяется.

Режимы наложения делятся на шесть групп (сверху вниз): Нормальные, Субтрактивные, Аддитивные, Комплексные, Разностные и HSL (Hue – Saturation – Lighten) .

В данную группу входят такие режимы, как «Обычный» и «Затухание» .

«Обычный» используется программой для всех слоев по умолчанию и никакого взаимодействия не предусматривает.

«Затухание» выбирает случайные пиксели с обоих слоев и удаляет их. Это придает изображению некоторую зернистость. Данный режим влияет толькона те пиксели, которые имеют изначальную непрозрачность менее 100%.

Эффект похож на наложение шума на верхний слой.

Субтрактивные

Данная группа содержит режимы, которые тем или иным способом затемняют изображение. Сюда входят «Затемнение», «Умножение», «Затемнение основы», «Линейный затемнитель» и «Темнее» .

«Затемнение» оставляет только темные цвета с изображения верхнего слоя на подлежащем. В данном случае программой выбираются наиболее темные оттенки, а белый цвет и вовсе не берется в расчет.

«Умножение» , как следует из названия, умножает значения базовых оттенков. Любой оттенок, умноженный на белый даст исходный оттенок, умноженный на черный даст черный цвет, а другие оттенки не станут ярче начальных.

Исходное изображение при применении «Умножения» становится темнее и насыщеннее.

«Затемнение основы» способствует своеобразному «выжиганию» цветов нижнего слоя. Темные пиксели верхнего слоя затемняют нижний. Также здесь имеет место умножения значений оттенков. Белый цвет в изменениях не участвует.

«Линейный затемнитель» понижает яркость исходного изображения. Белый цвет в смешивании не участвует, а другие цвета (цифровые значения) подвергаются инверсии, складываются и инвертируются еще раз.

«Темнее» . Этот режим оставляет на изображении темные пиксели с обоих слоев. Оттенки становятся темнее, цифровые значения уменьшаются.

Аддитивные

Эта группа содержит следующие режимы: «Замена светлым», «Экран», «Осветление основы», «Линейный осветлитель» и «Светлее» .

Режимы, относящиеся к данной группе, осветляют изображение и добавляют яркость.

«Замена светлым» является режимом, действие которого противоположно действию режима «Затемнение» .

В данном случае программа сравнивает слои и оставляет только наиболее светлые пиксели.

Оттенки становятся более светлыми и «сглаженными», то есть наиболее приближенными по значению друг к другу.

«Экран» в свою очередь противопоставлен «Умножению» . При применении данного режима цвета нижнего слоя инвертируются и перемножаются с цветами верхнего.

Изображение становится более ярким, а итоговые оттенки всегда будут светлее исходных.

«Осветление основы» . Применение этого режима дает эффект «выцветания» оттенков нижнего слоя. Уменьшается контрастность исходного изображения, а цвета становятся более светлыми. Создается эффект свечения.

«Линейный осветлитель» схож с режимом «Экран» , но с более сильным воздействием. Цветовые значения увеличиваются, что приводит к осветлению оттенков. Визуальный эффект похож на освещение ярким светом.

«Светлее» . Режим противоположен режиму «Темнее» . На изображении остаются только наиболее светлые пиксели с обоих слоев.

Комплексные

Режимы, входящие в эту группу, не только осветляют или затемняют изображение, а воздействуют на весь диапазон оттенков.

Называются они следующим образом: «Перекрытие», «Мягкий свет», «Жесткий свет», «Яркий свет», «Линейный свет», «Точечный свет» и «Жесткое смешение» .

Данные режимы чаще всего применяются для наложения текстур и других эффектов на исходное изображение, поэтому для наглядности поменяем порядок слоев в нашем учебном документе.

«Перекрытие» является режимом, вобравшим в себя свойства «Умножения» и «Экрана» .

Темные цвета становятся насыщеннее и темнее, а светлые становятся светлее. Результат — более высокая контрастность изображения.

«Мягкий свет» — менее резкий собрат «Перекрытия» . Изображение в данном случае подсвечивается рассеянным светом.

При выборе режима «Жесткий свет» изображение подвергается освещению более сильным источником света, чем при «Мягком свете» .

«Яркий свет» применяет режим «Осветление основы» к светлым участкам и «Линейный осветлитель» к темным. При этом контрастность светлых увеличивается, а темных – уменьшается.

«Линейный свет» противоположен предыдущему режиму. Увеличивает контрасность темных оттенков и уменьшает контрастность светлых.

«Точечный свет» объединяет светлые оттенки при помощи режима «Светлее» , а темные – при помощи режима «Темнее» .

«Жесткое смешение» воздействует на светлые участки режимом «Осветление основы» , а на темные – режимом «Затемнение основы» . При этом контраст на изображении достигает настолько высокого уровня, что могут появиться цветовые аберрации.

Разностные

Эта группа содержит режимы, которые создают новые оттенки, основываясь на разностных характеристиках слоев.

Режимы такие: «Разница», «Исключение», «Вычитание» и «Разделить» .

«Разница» работает так: белый пиксель на верхнем слое инвертирует подлежащий пиксель на нижнем, черный пиксель на верхнем слое оставляет подлежащий пиксель без изменений, совпадение пикселей в итоге дают черный цвет.

«Исключение» работает так же, как и «Разница» , но уровень контраста получается ниже.

«Вычитание» изменяет и смешивает цвета следующим образом: цвета верхнего слоя вычитаются из цветов верхнего, а на черных участках цвета будут такие же, как на нижнем слое.

«Разделить» , как становится понятно из названия, делит числовые значения оттенков верхнего слоя на числовые значения оттенков нижнего. Цвета при этом могут кардинально меняться.

HSL

Режимы, объединенные в данную группу, позволяют редактировать цветовые характеристики изображения, такие как яркость, насыщенность и цветовой тон.

Режимы в группе: «Цветовой тон», «Насыщенность», «Цветность» и «Яркость» .

«Цветовой тон» придает изображению тон верхнего слоя, а насыщенность и яркость – нижнего.

«Насыщенность» . Здесь такая же ситуация, но только с насыщенностью. При этом белый, черный и серый цвета, содержащиеся на верхнем слое, обесцветят итоговое изображение.

«Цветность» придает итоговой картинке тон и насыщенность накладываемого слоя, я яркость остается такой же, как на подлежащем.

«Яркость» придает изображению яркость нижнего слоя, сохраняя цветовой тон и насыщенность нижнего.

Режимы наложения слоев в Фотошопе позволяют добиться очень интересных результатов в Ваших работах. Обязательно используйте их и удачи в творчестве!




Top