Соотношение социальных общностей и групп. Разница между социальной группой и социальной общностью. Что представляет собой социальная общность

Социальная структура общества.

Понятие социальной структуры общества.

Социальные институты.

Социальная роль и социальный статус человека.

Совокупность социальных общностей и система взаимосвя­зей и отношений между ними составляют социальную структуру общества. Отношения между социальными группами регулируются, упорядочиваются социальными институтами, действующими во всех сферах жизни обще­ства. Таким образом, можно сказать, что социальная струк­тура общества - это совокупность взаимосвязанных и вза­имодействующих социальных групп и институтов.

Социальная структура общества часто рассматривается в аспекте разделения общества по классовому, демографи­ческому, территориальному признакам. В этом случае речь идет о социально-классовой, социально-демографической, социально-территориальной структуре общества.

Социально-классовая структура общества подразумевает разделение общества на классы - это совокупность групп, которые характеризуются определенным местом и ролью в материальном, духовном производстве и в политической жизни , а также определенный характер отношений между членами этих групп. Традиционно ядром социально-клас­совой структуры считалось классовое деление общества. Оп­ределение понятия «класс» дано в работе В. И. Ленина «Ве­ликий почин». Классами названы большие группы людей, различающиеся по месту в исторически определенной сис­теме общественного производства, по их отношению к сред­ствам производства, по их роли в общественной организа­ции труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Необходимо отметить, что некоторые ученые считают классовый подход устаревшим, неприменимым к современному обществу, социальная структура которого значительно усложнилась.

В основе социально-демографической структуры об­щества лежит его разделение на группы по возрастному, по­ловому признакам. Это прежде всего такие группы как мо­лодежь, пенсионеры, женщины, мужчины и др. Каждая из этих групп сталкивается с серьезными социальными про­блемами. В частности, для молодежи весьма остро стоят проблемы трудоустройства, преступности, наркомании, СПИДа.

В основе социально-территориальной структуры обще­ства лежит его разделение на территориальные общности разного типа (городские, сельские, поселковые и др.). Тер­риториальные общности действуют в различающихся усло­виях природной и искусственной среды, различно их исто­рическое прошлое. Все это создает неравные условия для жизни и развития людей, особенно если сопоставить жизнь в деревне и мегаполисе. Территориальные общности разли­чаются социальным составом населения, уровнем его обра­зования, общей культуры и профессиональной подготовки. Из неравномерности развития территориальных структур вытекают многие социальные проблемы, такие как нерав­номерность в обеспеченности населения жильем, больница­ми, клубами, театрами, разные возможности получить об­разование и достойную работу, разная доступность к объектам социально-экономической инфраструктуры.

Социальные общности и группы.

Вся история жизни людей - это история их взаимо­отношений и взаимодействия с другими людьми. В ходе этих взаимодействий формируются социальные общности и группы.

Наиболее общим понятием является социальная об­щность - совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

В современной социологии выделяется несколько типов общностей. Прежде всего, номинальные общности - совокупности людей, объединенных общими социальными признаками, которые устанавливает ученый-исследователь для реше­ния поставленной им научной задачи. К примеру, быть могут объединены люди одного цвета волос, кожи, любя­щие спорт, коллекционирующие марки, проводящие отдых на море, причем, все эти люди могут никогда не вступать в контакт между собой.

Массовые общности - это реально существующие сово­купности людей, случайно объединенных общими услови­ями существования и не имеющих устойчивой цели вза­имодействия. Типичными образцами массовых общностей являются болельщики спортивных команд, поклонники эстрадных звезд, участники массовых политических движений. Чертами массовых общностей можно считать случайность их возникновения, временность и неопреде­ленность состава. Одним из видов массовой общности является толпа. Французский социолог Г. Тард определял толпу как множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединенных чувством, ве­рой и действием. В структуре толпы выделяются, с одной стороны, лидеры, с другой - все остальные.

По мнению социолога Г. Лебона, поведение толпы обус­ловлено определенной инфекцией, провоцирующей кол­лективные устремления. Люди, зараженные этой инфекци­ей, способны на непродуманные, подчас разрушительные действия.

Помимо толпы, социологи оперируют такими понятия­ми, как аудитория и социальные круги.

Под аудиторией понимается совокупность людей, объеди­ненная взаимодействием с определенным индивидом или группой (например, люди, смотрящие спектакль в театре, студенты, слушающие лекцию преподавателя, журналисты, присутствующие на пресс-конференции государственного деятеля и прочее). Чем больше аудитория, тем слабее связь с объединяющим началом. Обратите внимание, во время трансляции заседания какой-либо большой группы людей телекамера может выхватить кого-то из аудитории, кто за­снул, кого-то, кто занимается чтением газеты или рисует фи­гурки в своем блокноте. Такая же ситуация часто происходит и в студенческой аудитории. Поэтому важно помнить прави­ло, сформулированное еще древними римлянами: «Не оратор является мерой слушателя, а слушатель - мерой оратора».

Социальные круги - общности, созданные с целью об­мена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают сов­местных усилий. Их функция - обменяться информаци­ей. Например, обсудить изменение курса доллара по от­ношению к другим валютам, выступление национальной сборной в отборочном цикле чемпионата мира по футболу, намечающиеся правительством реформы в области образо­вания и прочее. Разновидностью таких социальных кру­гов является профессиональный круг, например, ученые, педагоги, артисты, художники. Наиболее компактным по составу является дружеский круг.

Социальные круги могут выдвигать своих лидеров, фор­мировать общественное мнение, являться основой для фор­мирования социальных групп.

Наиболее распространенным в социологии понятием яв­ляется социальная группа.

Под социальной группой понимается совокупность лю­дей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентиров. В науке выделяется несколько признаков социальной группы :

Устойчивость состава;

Продолжительность существования;

Определенность состава и границ;

Общая система ценностей и норм;

Осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом;

Добровольный характер объединения (для малых групп);

Объединение индивидов внешними условиями сущест­вования (для больших социальных групп).

В социологии выделяется ряд оснований для класси­фикации групп. К примеру, по характеру связей группы могут быть формальными и неформальными. По уровню взаимодействия внутри группы выделяют группы первич­ные (семья, компания друзей, единомышленников, одно­классников), для которых характерен высокий уровень эмоциональных связей, и группы вторичные, у которых почти отсутствуют эмоциональные связи (трудовой коллек­тив, политическая партия).

Приведем пример классификации социальных групп по разным основаниям в виде таблицы:

Виды социальных групп

Основания
классификации Тип группы Примеры
групп
По количеству участников малые семья, группа друзей, спортивная команда,
совет директоров фирмы
средние трудовой коллектив,
жители микрорайона,
выпускники университета
большие этносы, конфессии, программисты
По характеру отношений и связей формальные политическая партия,
трудовой коллектив,
неформальные посетители кафе
По месту жительства поселенческие горожане, селяне, жители столичного
мегаполиса, провинциалы
В зависимости от пола и возраста демографические мужчины, женщины,
дети, старики, молодежь
По этнической принадлежности этнические (этносоциальные) русские, белорусы, украинцы, вепсы, марийцы
По уровню дохода социально-экономичские богатые (люди с высоким уровнем дохода),
бедные (люди с низким уровнем дохода),
средние слои (люди со сред ним уровнем дохода)
По характеру и роду занятий профессиональные программисты, операторы, учителя,
предприниматели, адвокаты, токари

Подобный перечень можно продолжать и продолжать. Все зависит от основания классификации. К примеру, опреде­ленной социальной группой можно считать всех пользова­телей персональными компьютерами, абонентов мобильной связи, совокупность пассажиров метрополитена и так далее.

Сплачивающим, группообразующим фактором являет­ся и гражданство - принадлежность человека государс­тву, выраженная в совокупности их взаимных прав и обя­занностей. Граждане одного государства подчиняются одним законам, имеют общие государственные символы. Принадлежность к тем или иным политическим партиям и организациям устанавливает идеологическую близость. Коммунисты, либералы, социал-демократы, националис­ты по-разному представляют себе будущее и правильное устройство общества. В этом отношении очень похожи на политические общности и религиозные объединения (конфессии), только они больше внимания уделяют не внешним изменениям, а внутреннему миру людей, их ве­ре, добрым и злым поступкам, межличностным отноше­ниям.

В нашей стране сейчас существуют практически все из перечисленных выше социальных групп. Самая большая проблема российского общества - огромная пропасть между небольшой группой сверхбогатых людей и основ­ной массой населения, живущей на грани нищеты. Для развитых современных обществ характерно наличие так называемого среднего класса. Его составляют люди, кото­рые обладают частной собственностью, средним уровнем доходов и определенной независимостью от государства. Такие люди свободны в выражении своих взглядов, на них трудно оказывать давление, они не допускают на­рушения своих прав. Чем больше представителей этой группы, тем благополучнее общество в целом. Считается, что в стабильном обществе представители среднего клас­са должны составлять 85 - 90%. К сожалению, у нас эта группа только формируется, а обеспечить быстрый ее рост - одна из основных задач государственной поли­тики.

В зависимости от наличия или отсутствия официально­го социально-юридического статуса социальные группы подразделяются на формальные (официальные) и нефор­мальные.

Формальные группы представляют собой такие объеди­нения людей, которые строятся на основе официальных до­кументов: уставов, служебных инструкций, предписаний и т. д. Члены формальной группы нацелены на выполнение какого-либо вида деятельности и находятся в иерархичес­кой соподчиненности (например, производственный кол­лектив, спортивная команда, воинское подразделение и др.). Формальность групп проявляется не только в наличии бо­лее или менее жесткой иерархии, она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои осо­бые функции. Формальная группа рациональна, т. е. в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели. Она принципиально безлична, т. е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которы­ми не предусмотрено никаких отношений, кроме служеб­ных, проходящих по определенной программе.

Неформальные группы возникают и функционируют спонтанно, на основе общности интересов, целей и ценнос­тей, личных симпатий. Отношения внутри такой группы во многом определяются индивидуальными особенностями ее членов. Стихийно складывающаяся неформальная группа (например, дворовой коллектив детей, дружеская компания и др.) не имеет особых документов, регламентирующих ее функционирование. Как правило, поведение членов такой группы регламентируется особыми неписаными правилами сти, взаимосвязанного обмена деятельностью, социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности и др. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и при­знающихся членами этой группы с точки зрения других. В современной социологии можно встретить большое ко­личество критериев деления на группы, например, по време­ни существования группы, основам формирования, характе­ру организованности, содержанию деятельности, принципу связи членов группы и др.

В зависимости от плотности, формы осуществления свя­зей и составляющих их членов различаются большие и ма­лые, первичные и вторичные социальные группы. Основ­ным объектом социологических исследований являются малые социальные группы, включающие от нескольких че­ловек до нескольких десятков человек, так как результаты этих исследований можно экстраполировать на все более крупные социальные общности. Малая социальная группа малочисленна по составу, члены ее объединяются общей де­ятельностью и находятся в непосредственном личном обще­нии. Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы . Термин «первичные группы» был вве­ден в социологию американским ученым Ч. Кули. Отличи­тельные признаки этих групп - непосредственный межлич­ностный контакт их членов, характеризующийся высоким уровнем эмоциональности. Эти группы первичны в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. Через первичную группу осу­ществляется социализация индивидов, освоение ими образ­цов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Через нее человек осознает свою принадлежность к опре­деленным социальным общностям. Примером первичных социальных групп являются семья, школьный класс, груп­па друзей, спортивная команда и т. п.

Вторичная группа образуется из людей, между которы­ми не обязательно существуют эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено достижению определенных целей, индивидуально неповторимые черты личности не имеют значения, главное - выполнять определенные функ­ции. Основным типом вторичной социальной группы явля­ется большая социальная группа, сформированная для до­стижения определенных целей, например, политическая партия.

Социальные институты.

Животные приспосабливаются к среде при помощи инстинктов. Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты – мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Термин «социальный институт» впервые предложил английский социолог XIX века Герберт Спенсер. Он изучил и описал 6 типов социальных институтов: промышленный, профессиональный, политический, обрядовый, церковный, домашний.

В современной социологии социальный институт понимается как совокупность лиц, учреждений, организаций, призванных удовлетворять определенные потребности общества.

Они помогают в борьбе за выживание и существование всему сообществу. Назначение социальных институтов – удовлетворение
важнейших жизненных потребностей. При всем обилии потребностей фундаментальных, важных для всех – пять:

1.в воспроизводстве рода (институт семьи и брака)
2.в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство)
3.в добывании средств существования (экономические институты, производство)
4.в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования)
5.в решении духовных проблем, смысла жизни(институт религии)

Внутри фундаментальных институтов складываются менее крупные образования, которые называют неглавными институтами и ли практиками . В фундаментальный экономический институт входит институт частной собственности, рынка, организации и оплаты труда, денежной системы и т.д. В институт религии входит монашество, епископат, церковь как организация и многое другое. В политическом институте можно выделить юстицию, политические партии, исполнительную и законодательную власти, внешние отношения. В институт образования входит система учебных заведений, профессиональные кадры и т.д.

Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, предопределяющие жизнеспособность любого общества в целом. Они образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов, социальных групп и общностей, однако их нельзя сводить к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер и представляют собой самостоятельные общественные образования, имеющие собственную логику развития. Они включают в себя системы ценностей, идеалов, образцов деятельности и поведения, обязательных для всех, включенных в социальный институт и тем самым гарантируют сходное поведение людей и направляет в русло их определенные стремления устанавливают способы удовлетворения их потребностей разрешают конфликты , возникающие в повседневной жизни обеспечивают состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и обществе в целом.

Институты – механизм регулирования общества. Институционализация – закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Это формализация социальных связей и отношений. Институционализация невозможна без появления соответствующей социальной потребности – физиологической, материальной или духовной. Например, институт семьи удовлетворяет потребность воспроизводстве людей формировании отношений между полами воспитании детей связи поколений и т. д. Для институционализации, устойчивости социальных институтов необходимы следующие условия:Особый тип регламентации. Институт основывается на социальном регулировании взаимоотношений, которое приобретает довольно жесткий и обязывающий характер.

Каждый институт обладает необходимыми средствами и ресурсами. Например, семья связана с так называемыми загсами, женскими консультациями и родильными домами, больницами, школами,
собесами, нотариальными конторами, в которых оформляются дела о наследстве и т.д.

Развиваясь,социальные институты меняют свою форму. Источники развития по факторам подразделяются на эндогенные (внутренние),экзогенные(внешние). Эндогенные изменения происходят из-за кризисных явлений внутри института, отчего социальный институт уже не удовлетворяет все общественные потребности. Постепенно вызревает необходимость перемен. Например, в догосударственный период общественного развития в человеческом стаде половые отношения были беспорядочными, что грозило генетическим вырождением человеческому роду. Постепенно свободу сексуальных отношений стали ограничивать запретами, что стало одним из первых видов социальных норм.

Экзогенные изменения возникают под воздействием развития культуры как совокупности всех видов человеческой деятельности. Например, в России практически до конца XIX века женщины из верхних слоев общества не работали. Промышленный и общественный прогресс того времени востребовал женщину на рынке труда в качестве учительницы, врача, телеграфистки, журналистки, что привело в конце концов к равному с мужчиной включению в общественную жизнь.


Функции и дисфункции социальных институтов

Социальный институт – это специфическое образование, выполняющее общественно значимые функции и обеспечивающие достижение целей. Функция– это та польза, которую социальный институт приносит обществу. Ее характеризуют два момента: сознательно сформулированные цели и объективные последствия деятельности данного института, т.е. функция как задача и как реальный результат. Во многих случаях возникает расхождение между провозглашенными целями и объективными последствиями соответствующих действий.

Следует учитывать наличие скрытой, латентной функции социального института.
Если явная, осознаваемая, признанная функция носит произвольный («управляемый») характер, то латентная функция является непреднамеренной, часто неосознаваемой. Подлинное значение социального института проявляется именно на уровне реально получаемых результатов его функционирования. Например, при существовании только бесплатного образованияв нашей стране все-таки была осведомленность хотя бы на уровне слухов о том, что в вузах допускаются злоупотребления при поступлении. И во многом готовность на материальные и моральные жертвы со стороны абитуриентов и их семей подчеркивала как востребованность высшего образования вообще, так и отдельных профессий на рынке труда. Введение и дальнейшее развитие платы за образование – неоднозначный компромисс, причина которого заключается в невозможности государства обеспечить полноценное функционирование института образования.

Выполняя свои функции, социальные институты стимулируют действия субъектов, согласующиеся со стандартами поведения. Необходимость следовать этим стандартам заставляет людей играть строго определенные роли, жестко предписанные теми институтами, в которые включен человек. Роли в семье отличаются от тех, которые человек выполняет на работе, учась при этом в заочном вузе, он вынужден следовать другим ролям.

Институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами, однако в реальной жизни эти функции эти функции переплетены столь тесно, что провести между ними какую-либо грань чрезвычайно сложно.

| следующая лекция ==>
Уровни развития малой группы |
  • Вам необходимо продолжить работу по ознакомлению детей с родным городом. Составьте программу работы на 2 недели для старшей группы детского сада
  • Вертикально-интегрированные компании, холдинги, финансово-промышленные группы
  • Внешние факторы поведения потребителей: социальное положение, референтные группы и лидеры мнений

  • Благополучие человека в обществе, его связи с другими людьми, привычки, обычаи, верования, его интересы и установки во многом связаны с тем местом, которое он занимает в социальном пространстве. Феномен социального пространства является предметом исследования многих социологов прошлого и настоящего времени. Э. Дюркгейм, Р. Парк, Э. Богардус, П. Бурдье, Д. Ленски связывали изучение социального пространства с разработкой научного подхода социальных проблем. Однако основные идеи относительно природы социального пространства сформулированы П. Сорокиным в его классической работе «Социальная мобильность».

    Многочисленные исследования и наблюдения за поведением индивидов в социальных группах показывают, что люди, обладающими одинаковыми или близкими статусами, имеют более тесные контакты и более тесные отношения друг с другом. Личности, находясь в окружении близких им по статусу людей, чувствуют себя более комфортно, у них не возникает по отношению друг к другу ощущения неполноценности или наоборот, превосходства. Люди начинают неосознанно или сознательно искать среди социального окружения себе подобных и создавать на этой основе социальные группы. Кроме того, многочисленными исследованиям доказано, что люди, обладающими близкими или одинаковыми статусами в нескольких измерениях социального пространства, как правило, обладают сходными установками и ориентациями, симпатиями и антипатиями, политическими приоритетами и многими другими составляющими структурами мышления.

    В связи с этим, достаточно важными для научного анализа обстоятельствами важно определить социальные позиции и социальные статусы, кат как они представляют собой совершенно разные системы социальных отношений и несут в себе совершенно разное содержание.

    Для определения различий в принадлежности к этой или иной социальной общности необходимо выделить структурные параметр, составляющие основные структурные характеристики современного общества. Американский социолог П. Блау разработал систему параметров, которые определят положение индивида в обществе.

    Представленные выше параметры могут быть отнесены как к отдельному индивиду, так и к каждой социальной группе. Совокупность этих параметров и будет определять место индивида или группы в социальной структуре. Разделение параметров на номинальные и ранговые соответствует двум важнейшим характеристикам социальной структуры - гетерогенности и неравенству.

    Гетерогенность. Эта характеристика социальной структуры общества описывается системой номинальных параметров. Отличительной особенностью этих параметров является то, что на их основании невозможно распределить индивидов и социальные группы по ранговому принципу, т.е. нельзя определить, какой из социальных объектов занимает более высокое, а какой более низкое место в социальной структуре. Например, нельзя сказать, что человек, исповедующий некоторое религиозное учение, занимает более высокое или более низкое место, чем человек, исповедующий иное религиозное учение. Социальное неравенство. Социальное неравенство существовало на протяжении практически всей разумной истории человечества. Не смотря на то, что во все века неравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критики и никогда не вызывало симпатий у членов общества, люди в ходе исторической практики с поразительным упорством сопротивлялись созданию «совершенных» обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии угнетения и принуждения одних социальных групп другими.

    Истоки социального неравенства многие современные ученые видят в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, а также по силе мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей. Первоначально возникающее неравенство обычно крайне неустойчиво и не приводит к закреплению социальных статусов.

    Следующим формирования отношений неравенства является закрепление существующего положения, которое складывается в некоторый момент в ходе обмена. Это закрепление осуществляется путем создания нормативной базы, которая устанавливает ранговое место (или статус) каждого индивида или социальной группы в социальной структуре при условии наличия в его распоряжении необходимого количества ценностей. Характер имеющихся ценностей формирует вид структуры, относительно которой определяется статус индивида или группы.

    Современное социогуманитарное знание характеризуется качественным ускорением прогресса в сфере уточнения и выработки новой социологической парадигмы. Вызвано это целым комплексом причин. Кризис марксизма-ленинизма как идеологии социалистического общества, низвержение исторического материализма как общей социологической теории способствовали появление множества социологических школ и направлений. Однако смена доминирующей концепции характерна не только для социологической науки на территории бывшего СССР, но и для западной и американской социологической теории. Традиция, восходящая к Р.Мертону и рассматривающая социологию как трехуровневую систему, сегодня подвергается сомнению. Так, например, если следовать схеме Мертона, то труд и семья, фундаментальные социологические категории, должны анализироваться специализированными социологическими отраслями с конкретно-прикладным статусом. Резюмируя развитие социологии к концу ХХ века, можно сказать, используя терминологию Т.Куна, в социологической теории, как и двадцать лет назад, проходит "структурная научная революция", что подтверждается усилением дискуссий о предмете науки, коренным образом меняются представления о методах, методологии познания и природе изучаемой реальности.

    Сегодня социологи выделяют довольно большое количество социальных групп, что иллюстрирует увеличение объема социологического понятия "социальная группа". Однако в социологии сегодня общепризнанной дефиниции "социальная группа" не существует. На мой взгляд, наиболее удачными являются те определения, где исходным понятием служит слово "совокупность", так как именно в них указываются те признаки, которые отличают группу от других общественных явлений. Хотя и они не лишены недостатков, так, например, предикат, "складывающееся в рамках исторически определенного общества", вызывает ряд вопросов. Под исторически определенным обществом мы подразумеваем первобытное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. В этом случае высказывание "исторически определенное общество" довольно расплывчато, неопределенно.

    В многочисленной литературе, посвященной исследованию социальной группы, не исследуются законы ее жизнедеятельности, не рассматриваются механизмы образования группы из отдельных людей, подобно тому, как из отдельных атомов получаются молекулы, а из живых клеток ткани, из отдельных особей животного мира социобиологические сообщества.

    При определении любого понятия необходимо выделить те существенные признаки, связи, отношения которые позволяют выделить, классифицировать и идентифицировать определенный объект реальности.

    В результате взаимодействия людей, устанавливаются отношения, которые образуют совместную жизнь людей. Причины, порождающие такое взаимодействие, могут быть самыми разными: способность к труду, разделение труда, принадлежность к разному полу, возрасту, географические условия и др.

    Именно при наличии такого взаимодействия у отдельных людей начинают складываться к одним и тем же средствам и предметам труда, продуктам труда в форме новых средств труда и предметов потребления отношения владения, пользования и распоряжения, а вместе с ними и отношения распределения, присвоения и потребления. При наличии этих отношений отдельные люди объединяются в определенную группу, именно в них проявляется социальное движение, что находит свое отражение в структурно-функциональных законах. Конкретизируя взаимодействия между людьми, можно установить, что отношения между отдельными людьми складываются в системе трудовой, технологической, личной и индивидуальной жизни.

    Выполняя различные социальные функции, человек становится членом многочисленных социальных групп, каждая из которых в определенной степени влияет на формирование сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей различных групп. Группа является “микросредой” формирования личности. Поэтому, для умелой организации процесса коллективной деятельности, руководитель должен хорошо знать закономерности поведения и деятельности людей в зависимости от включения их в ту или иную социальную группу. Важной практической задачей для руководителя является изучение социальной психологии групп, механизмов ее образования, динамики развития и наиболее эффективных стилей руководства деятельностью группы.

    Что же называют малыми социальными группами? Малые группы, (в отличие от больших, таких как нации, народности, классы), отличают по нескольким признакам:

    • 1) социальность группы, т.е. ее принадлежность к определенной социальной системе;
    • 2) численность группы (от 2-3 до 30-40 человек);
    • 3) единство целостных ориентаций и целей;
    • 4) наличие совместной деятельности;
    • 5) наличие структуры;
    • 6) наличие общих норм и мнений.

    Существует большое количество определений для понятия группы Например, Мертон (1968) определяет группу как “...совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.” Наиболее универсальным определением малой группы, на мой взгляд, является следующее: ”Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов”.

    К основным характеристикам группы относятся: ее состав, структура, групповые процессы, нормы, ценности, система санкций. Но самой большой проблемой исследования групп является их классификация. Исследователи предлагали огромное количество решения этой проблемы, но так и не пришли к единому мнению. Тем не менее, чертой, объединяющей все предложенные классификации, является форма жизнедеятельности группы. Выделяют несколько видов групп:

    Условные группы. Группа, которая отделена от других сущностной или формальной особенностью (образование, возраст, профессия, политическая, этническая или религиозная принадлежность). Члены такой группы могут не пребывать в непосредственном общении один с другим. Это скорее статистическая, чем психологическая группа (женщины, пенсионеры, фермеры, католики, рабочие, украинцы и т.д.).

    Но для социально-психологического анализа нам необходимо отделить так называемые реальные группы, в основу классификации которых положен объективный процесс обмена деятельности и ее результатами. Реальная группа создается для достижения совместных целей, объединения усилий, н6еобходимых для совместной деятельности. Исходя из этого, реальную группу можно обозначить, как сообщество людей, которые взаимодействуют между собой, объединены совместной деятельностью, целями, интересами, потребностями.

    Наиболее распространенной классификацией малых групп является разделение их по дихотомичному принципу на такие разновидности:

    Лабораторно-натуральные. Имеются в виду группы, которые специально создаются для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях и группы, которые существуют в реальных жизненных ситуациях, имеют свою историю, сформированную структуру, уровень развития.

    Формально-неформальные, или организованные и спонтанные группы. В данном случае разделение идет по способу создания групп. Возникновение первых из них всегда обусловлено общественной необходимостью достижения конкретных социальных целей, что задает группе собственную структуру и определяет координацию действий, способ руководства. Таким образом, эти группы организационно-оформлены.

    Неформальные же группы возникают самостоятельно. Главным стимулом их деятельности являются общие желания, интересы, потребности членов группы в общении, взаимные симпатии.

    Первичные и вторичные группы. Различаются силой воздействия на личность, значимостью для члена группы, ролью в социализации индивида.

    Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях, а также на высокой эмоциональной вовлеченности членов в дела группы. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.

    Чарлз Кули (1909) впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Согласно Кули, семья считается "первичной", так как она является первой группой, играющей основную роль в процессе социализации младенцев. Впоследствии социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Таким образом, влюбленные, группы друзей, члены клуба, которые не только вместе играют в бридж, но и ходят друг к другу в гости, являют собой первичные группы.

    Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих, группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Их личностные качества играют важную роль, ни одного нельзя заменить кем-то другим.

    В силу того, что роли во вторичной группе четко определены, ее члены нередко очень мало знают друг о друге. Как правило, они не обнимаются при встрече. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для друзей и членов семьи. В организации, связанной с трудовой деятельностью, основными являются производственные отношения. Таким образом, не только роли, но и способы коммуникации четко определены. Поскольку личная беседа не эффективна, коммуникация часто носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов или телефонных звонков.

    Однако не следует преувеличивать некую обезличенность вторичных групп, якобы лишенных своеобразия. Люди вступают в дружеские отношения и образуют новые группы на работе, в школе и внутри других вторичных групп. Если между индивидами, участвующими в общении, складываются достаточно устойчивые отношения, можно считать, что они создали новую первичную группу.

    Закрытые - открытые группы. Классификационным принципом является мера открытости, доступности группы для широкой социальной среды. Специфика деятельности, условия жизни подтверждают, что есть существенная разница в мере открытости-закрытости таких групп, как, например, гражданский ВУЗ - военный ВУЗ, группа исследователей на полюсе или на материке...

    Группы членства - референтные. Это группы, чьи нормы, установки, ориентации не только принимаются индивидом во внимание, но и становятся мотивом поведения.

    Диффузные группы. Это группы, где межличностные отношения еще не опосредованы содержанием совместной деятельности и принадлежность к ней не осознается (например люди, застрявшие в лифте, очередь)

    Группа-ассоциация. Члены группы осознают свою принадлежность к данной общности, межличностные отношения опосредуются личностно значимым для каждого человека содержанием совместной деятельности (например, школьный класс, спортивная команда)

    Группа-корпорация. В данной группе к межличностным отношениям добавляется осознание асоциального (или даже антисоциального) содержания совместной деятельности (лучший пример - шайка преступников)

    Коллектив. Это группа, где межличностные отношения опосредуются личностно-значимыми и общественно ценным содержанием групп новой деятельности.

    Учитывая то, что каждая группа характеризуется не одним, а несколькими признаками, малые группы делят еще следующим образом:

    По типу основной деятельности и основной функции (производственно-трудовые, социально-политические, учебно-воспитательные, исполнительно-принудительные, семейные, военные, спортивные, игровые, аматорские (объединения в сфере досуга). По социальной направленности (социально-полезные, социально-небезопасные).

    По мере организации (неорганизованные, случайные группы, целевые (внешне организованные, внутренне организованные)).

    По типу доминирующей структуры (формальные, неформальные).

    По уровню непосредственного воздействия на личность (первично-вторичные, основные, неосновные, референтные).

    По мере открытости связи с другими группами (открытые, закрытые).

    По уровню силы и стойкости внутренних связей (объединенные, малообъединенные, разъединенные).

    По продолжительности существования (кратковременные, долговременные).

    Важной характеристикой группы, связанной с эффективностью ее деятельности, является количественный размер группы, его нижняя и верхняя границ. Часть психологов считает нижней границей малой группы количество в два человека.

    Диады. Диада, или группа, состоящая из двух человек, (например, влюбленных или двух лучших друзей), отличается некоторыми уникальными чертами. Она является очень хрупкой и разрушается, если один из членов выбивает из группы. Члены диады должны поддерживать устойчивые отношения между собой, иначе их сообщество перестанет существовать. Члены более крупных групп знают, что группа сохранится в случае их выхода, исключения из группы или смерти. Будучи хрупкой по своей природе, диада требует более тесном, упорядоченном и позитивном взаимодействия между ее членами, чем группа любого другого типа. В то же время в ней создаются условия для более глубокого эмоциональном удовлетворения, чем в любой другой группе.

    Часть психологов считает, что группа должна состоять не менее чем из 3 человек. Триады. Когда к группе из двух человек присоединяется третий, образуется триада, в которой обычно складываются ложные отношения. Рано или поздно произойдет сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего. "Два человека составляют компанию, трое образуют толпу": именно так недвусмысленно дают понять третьему члену группы, что он лишний. Согласно точке зрения немецком социолога Х1Х в. Георга Зиммеля, который оказал большое влияние на исследование групп, третий член группы может играть одну из следующих ролей: безучастном посредника, оппортуниста, который использует других в своих интересах, и тактика, следующего принципу "разделяй и властвуй".

    Например, первый ребенок в семье может укрепить узы, связывающие родителей, став объектом их общей любви. Вместе с тем появление ребенка может способствовать разобщению родителей и стать причиной ревности и конфликта между ними. Если родители не ладят друг с другом, ребенок может стать на сторону одного из них.

    Помимо нижней количественной границы группы, споры также ведутся и на счет верхней границы, хотя на мой взгляд, гораздо важнее не количественный состав, а функциональная необходимость, цель и характер деятельности группы, ее взаимодействие с другими группами, общей ситуации. Так, известный психолог К.К.Платонов считает, что обучающая или экскурсионная группа является наиболее эффективной при составе в 20-25 человек; оптимальное количество группы ученых, которые разрабатывают конкретную проблему - 5-7 человек; группы по изучению иностранного языка - 3-5 человек.

    Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов во многих отношениях. Получены данные, что более крупные группы (состоящие из пяти или шести человек) более продуктивны, чем диады и триады. Члены более крупных групп обычно вносят больше ценных предложений, чем представители меньших групп. В более крупной группе, вероятно, меньше согласия, но также меньше и напряженность. Эти различия, возможно, связаны с тем, что для крупных групп решение организационных проблем более необходимо. Члены такой группы, вероятно, понимают, что их поведение должно быть подчинено определенной цели, поскольку они вынуждены прилагать усилия, чтобы координировать свои действия. Кроме того, крупные группы оказывают большее давление на своих членов, усиливая их конформизм. В таких группах наблюдается неравенство между членами; каждый испытывает больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуждении проблем и влиять на принятие решений. Не удивительно, что члены более крупных групп меньше удовлетворены своей ролью в совместных дискуссиях, чем члены малых группах.

    Существуют данные, что группы с четным числом членов отличаются от групп с нечетным составом. В первых в большей мере проявляются разногласия, чем в последних, поэтому группы с четным числом членов менее устойчивы. Они могут распадаться на фракции с равным числом членов. Это невозможно в группах с нечетным числом членов: в них одна из сторон всегда имеет численное преимущество.

    К какому бы типу мы не отнесли группу, следует учитывать, что существование группы, ее идеалы, нормы поведения во многом (если не в большинстве) зависят от лидера (формального или неформального), человека, который пользуется авторитетом и готов принимать решения за группу, а с ними и ответственность за ее существование и т.д. По этой причине любой менеджер должен определить для себя тип группы, которой он управляет и для наиболее эффективной работы выбрать оптимальный тип управления.

    бытие философский познание социальный

    Читайте также:
    1. C2 Раскройте на трех примерах научный вывод о том, что социальные условия влияют на характер и форму удовлетворения первичных (биологических, витальных) потребностей.
    2. XVII век – “бунташный век”. Социальные движения в России в XVII веке. Раскол в русской православной церкви
    3. Аудит затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды
    4. Б. Племенные союзы восточных славян в VIII-IX вв., их занятия и социальные отношения
    5. Биологическая роль катионов второй аналитической группы. Применение соединений катионов второй аналитической группы в медицине
    6. Биологическая роль катионов первой аналитической группы. Применение соединений катионов первой аналитической группы в медицине
    7. Биологическая роль катионов пятой аналитической группы. Применение соединений катионов пятой группы в медицине
    8. Биологическая роль катионов третьей аналитической группы. Применение соединений катионов третьей аналитической группы в медицине

    Социальная группа - объединение людей, имеющих общий значимый специфический признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

    Выделяются большие, средние и малые группы.

    В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

    К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

    К многообразным малым группам относятся такие группы (до 15 чел.), как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

    Структура группы - способ взаимосвязи, взаиморасположения её составных частей, элементов группы (осуществляется через групповые интересы, групповые нормы и ценности), образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений.

    Социальная общность - реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия.

    Социальная общность выступает родовым понятием по отношению к понятию «общество». Под обществом (в широком смысле) понимается исторически сложившаяся общность людей. Исторически первой формой существования человеческого рода как общности явилась родовая община. В процессе исторического развития общества менялись и основные формы человеческой жизнедеятельности - социальные общности.

    Социальная общность объективно задана реальным способом социальной взаимосвязи людей и отражает повседневную форму их коллективной жизнедеятельности - объединение. Социальные общности различного типа определяются тем или иным способом (типом) взаимосвязи людей.



    Общности разных видов и типов - это формы человеческого общежития, совместной жизнедеятельности людей, отличающихся в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов, и благодаря этому - более или менее одинаковыми свойствами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, сознания, психологических черт.

    Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и по сравнению с другими человеческими множествами осознание своего единства через развитое чувство общей связи и принадлежности.

    Часто под социальной общностью понимают классификацию людей. Классификация - это объединение людей на основе ряда общих признаков, их совпадения, повторяемости (и здесь не важно как их определяют - существенными, значимыми - скорее всего для самого классификатора).

    Социальные общности могут классифицироваться по различным основаниям - формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т. п.), образующиеся на этнической основе (народности, нации), вырастающие на основе демографических (половозрастные общности), семейно-брачных и др. объединений людей.



    В классификации социальных общностей выделяются социально-поселенческие, территориальные, демографические, матримониальные (семейно-брачные), этнические, конфессиональные (религиозные), профессиональные, производственные, культурно-образовательные, досугово-коммуникативные, статусно-ролевые, социально-классовые и другие виды социальных общностей.

    Этническая общность - устойчивая социальная группировка людей, исторически возникшая и обладающая общей этничностью. В отечественной науке различаются как по типам, свойственным мощным историческим периодам (племя, народность, нация), так и по таксонометрическому уровню. Основным типом этнических общностей считается этнос, более дробные общности называются элементарными или микроэтническими, а общности, объединяющие несколько этносов - макроэтническими. Термины "этническая общность" и "народ" очень близки в этнографическом смысле.

    Межнациональные Отношения - взаимодействие нескольких социально-этнических общностей, способствующее развитию отношений между людьми разных национальностей.

    Семья и быт. В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

    На основе cвoeгo жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей, молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.

    Один из аспектов научного изучения быта - исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

    Другой аспект изучения быта - обязанности супругов.

    Институт семьи и брака. Социальные институты –это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин “социальный институт” употребляется в самых разнообразных значениях. Важнейшими социальными институтами являются политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, а также институты экономические, обеспечивающие процессы производства и распределения благ и услуг. Важным социальным институтом общества является семья, чья деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и социальных норм. Наряду с указанным, существенное значение в жизни общества имеет функционирование социально – культурных институтов (системы образования, здравоохранения, культурно – воспитательные учреждения), науки, института религии. Примером простого социального института является институт семьи. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но и обязательных сексуальных отношений супругов. Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и не одобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

    Вступление в первый брак – образование семьи;

    Начало деторождения – рождение первого ребенка;

    Окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

    -“пустое гнездо” – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

    Прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

    На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

    Демографическая ситуация в современной России . Основными критериями оценки демографической ситуации являются смертность и рождаемость. Всего в период с 1992 по 2010 гг. в РФ умерло 40 674 тыс. человек, родилось 27 564 тыс. человек (Слайд 24)

    Ситуация, которая сложилась с народонаселением в России в настоящее время, оценивается специалистами как депопуляция – суженное воспроизводство и сокращение численности населения. Последствия депопуляции:

    1. Сокращение трудового потенциала.

    2. Старение населения вызывает увеличение капиталовложений в социальное обеспечение и медицинское обслуживание.

    3. Инфантилизация молодежи – чрезмерная опека в малодетных семьях приводит к росту несамостоятельной молодежи.

    4. Нарастает разрыв между поколениями – отсутствие взаимопомощи, обострение проблемы одиночества.

    3.2. Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества

    Социальная группа– это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения, все члены которого участвуют в деятельности.

    Для возникновения любой социальной группы необходимы некоторая цель и форма социального контроля за соблюдением ценностей и норм. В процессе формирования группы выделяются лидеры, групповая организация, образуются социальные связи между ее членами, вырабатываются групповые ценности и нормы.

    По способу организации социальные группы подразделяются на формальные и неформальные.

    Формальными группами называются такие, цель и структура которых заранее определена, например воинские подразделения. В них уставом определены штатная структура, формальный лидер, цель.

    Неформальные группы образуются стихийно. Социальные связи и отношения формируются в них под воздействием данной социокультурной среды, в процессе деятельности их членов по достижению поставленной цели. Причем цель в неформальной группе часто четко не осознается всеми ее членами. Например, группы бомжей, наркоманов, других маргиналов, больные в больницах, отдыхающие в санаториях.

    По степени частоты социальных контактов социальные группы можно разделить на первичные и вторичные.

    Первичная группа, как правило, небольшая, очень тесно сплоченная, все ее члены очень хорошо знают друг друга. Например, семья, группа друзей, школьный класс.

    Вторичная группа более многочисленна и может состоять из двух или нескольких первичных. Она менее сплочена по сравнению с первичной, степень влияния на каждого ее члена меньше. Примером вторичной группы может служить школьный коллектив, курс в вузе, производственное подразделение начиная от управления и выше.

    Кроме понятие «группа» в социологии существует понятие «квазигруппа».

    Квазигруппа - малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.

    Квазигруппы можно подразделить на следующие виды:

    аудитория - объединение людей во главе с коммуникатором (например, концертная или радиоаудитория). 3десь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств;

    фан-группа - объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;

    толпа - временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

    Основными свойствами квазигруппы являются:

    анонимность. «Индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один». Индивид чувствует себя неузнаваемым и неуязвимым в толпе, не ощущает социального контроля и ответственности;

    внушаемость. Члены квазигруппы более внушаемы, чем люди, находящиеся за ее пределами;

    социальная заражаемость квазигруппы. Она заключается в быстрой передаче эмоций, настроений, а также быстрой их перемене;

    бессознательность квазигруппы. Индивиды как бы «растворяются» в толпе и «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами, их действия в квазигруппе вытекают скорее из подсознания, чем из сознания, и носят иррациональный и непредсказуемый характер.

    Умение противодействовать толпе - важное качество любого управленца. Основные правила усмирения толпы можно сформулировать следующим образом:

    необходимо структурировать толпу (выделить лидеров, определить отдельные части толпы, их лидеров и структуру);

    предложить толпе какую-нибудь значимую цель и программу ближайших действий, чтобы ее поведения стало более осознанным, цели и алгоритмы действий для отдельных частей толпы;

    показать наличие социального контроля (назвать несколько фамилий, имен членов толпы);

    если не удается рассеять толпу, разделить ее на колонны, шеренги, ряды и развести по частям;

    постоянно поддерживать связь и контролировать лидеров частей;

    постоянно давать толпе позитивную информацию, отсутствие которой ведет к смене настроения толпы на негативное, к панике.

    По принадлежности к социальным группам определенных индивидов социологи подразделяют группы на ингруппы и аутгруппы.

    Ингруппы - это те, которые индивид идентифицирует как «мои», «наши», к которым он ощущает свою принадлежность. Например, «моя семья», «наш класс», «мои друзья». Сюда же относятся группы этнических меньшинств, религиозные общины, родственные кланы, преступные группировки и т. д.

    Аутгруппы - это такие, к которым члены ингруппы относятся как к чужим, не своим, порой даже как к враждебным. Например, другие семьи, другая религиозная община, клан, другой класс, другой этнос. У каждого индивида ингруппы существует своя система оценок аутгруппы: от нейтральной до агрессивно-враждебной. Социологи измеряют эти отношения по так называемой «шкале социальных дистанций» Богардуса.

    Американский социолог Мустафа Шариф ввел понятие «референтная группа», которое означает реальное или абстрактное объединение людей, с которым индивид идентифицирует себя, принимая его ценности и нормы. Например, многие студенты ориентируются на мировоззрение и образ жизни своих родителей, преподавателей, выдающихся деятелей культуры или представителей той профессиональной деятельности, которую выбрали студенты. Иногда референтная группа и ингруппа могут совпадать. Особенно часто это происходит у подростков, молодых людей, которые нередко копируют поведение друг друга и стремятся подражать зрелым людям, выбранным как образец.

    Наиболее крупными социальными группами в обществе являются социальные общности. Концепция социальной общности предложена немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855–1936).

    Современные социологи под социальными общностями понимают реально существующие большие объединения социальных групп, имеющие относительную целостность и обладающие системными свойствами, не сводимыми к свойствам отдельных групп.

    Факторами, объединяющими отдельные социальные группы, служат, например, совместная территория проживания, необходимость ее охраны, развитие общей государственности, вооруженных сил, совместное использование природных ресурсов, решение экологических проблем и т. д.

    В качестве примеров социальной общности можно привести аграрное акционерное общество (колхоз), включающее население нескольких деревень, население микрорайона, вооруженные силы.

    Социальные общности могут возникать не на основе единой территории, а на основе общей деятельности или демографических характеристик. В этом случае они называются номинальными. Например, общность российских врачей, общность российской молодежи, пенсионеров. Существуют и другие критерии классификации социальных общностей. Сербский социолог Данило Маркович выделяет глобальные и парциальные социальные группы.

    Глобальные группы самодостаточны: в них люди удовлетворяют все свои социальные потребности. В истории человеческого общества поступательно существовали такие глобальные группы, как род, племя, народность, нация. Глобальные группы состоят из парциальных. Причем когда человечество переходит от родовой организации к племенной (когда племя состоит из нескольких родов), род становится парциальной группой. В этом случае народность состоит из племен как парциальных групп, а нация - из этносов.

    В современном обществе тоже существуют несамодостаточные парциальные группы, в которых люди удовлетворяют только некоторые свои социальные потребности. К ним относятся: семья, производственные или трудовые коллективы, классы, политические партии и общественные объединения, приверженцы конфессий и т. д.

    Борьба между парциальными группами является движущей силой развития глобальных групп. В качестве социального фактора развития в этом случае выступают противоречия отдельных обществ (стран), классов, других парциальных групп.

    В современном обществе также важное место занимают такие общности, как социальные движения. Это менее формализованная и централизованная форма общественных организаций, чем политическая партия, но в то же время достаточно интегрированная и сплоченная (хотя и без фиксированного членства). Социальные движения, движение за мир (50-е гг. XX в.), движение за права человека, экологическое движение («зеленые» в 90-е гг. XX в.), национальные движения, движения за независимость в колониальных странах, движения за автономию и самоопределение) оказали и оказывают значительное влияние на мировое развитие и приводят к значимым изменениям и сдвигам.

    Конкурентная борьба между социальными группами и общностями наряду с экономическими, политическими, культурными, научно-техническими изменениями является одним из факторов общественного развития.

    Из книги Закат Америки автора Поликарпов Виталий Семенович

    1.12. Негативные тенденции в развитии американского общества. А) Бизнес и личность - вещи несовместимые.(Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор.М., 1992)Вы заметили, наверное, что многие примеры для этой книги мне подарили бизнесмены, которые искали у меня помощи при

    Из книги Разговоры ученого с Учителем автора Зеличенко Александр

    Разговор 17-й. О том, какую роль в развитии играет духовное тело у. Ну что ж. Этот вопрос, как говорится, созрел. Что такое духовное тело? У. Волшебный кристалл. Он собирает духовный свет и освещает им человека. И наоборот, собирает свет от человека и направляет его в тонкие

    Из книги Физика и философия автора Гейзенберг Вернер Карл

    XI. РОЛЬ НОВОЙ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Философские выводы современной физики были обсуждены в различных разделах этой книги. Это обсуждение было проведено с той целью, чтобы показать, что эта новейшая область естествознания во многих своих

    Из книги На пути к сверхобществу автора Зиновьев Александр Александрович

    СУПЕРУРОВЕНЬ ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ Суперуровень общества образуют явления, которые возникают на основе микроуровня и макроуровня, в зависимости от них и под их влиянием, но не сводятся к ним. Они не входят в компоненты социальной организации общества на

    Из книги Шаги за горизонт автора Гейзенберг Вернер Карл

    Роль физики элементарных частиц в развитии современного естествознания Нет необходимости говорить о том, что физика элементарных частиц играет в современной науке очень важную роль. Свидетельством тому - и большое количество физиков, занятых исследованиями в

    Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

    Социальные функции и роль религии Человек в своей деятельности ставит перед собой какие-то определенные цели, придающие ей определенный смысл. На каком-то этапе своего исторического развития человек осознает конечность своего бытия и встает перед вопросом не о смысле

    Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

    Роль научной рациональности в развитии общества Ситуация, сложившаяся в процессе взаимодействия науки и социума обострила проблему научной рациональности, ее сущностного содержания, и соответственно ее роли в развитии общества. Вообще, эта проблема всегда была одной

    Из книги Статьи разных лет автора Багатурия Георгий Александрович

    36. Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества В соответствии с марксистским учением материальное производство имеет две стороны:1. Производительные силы.2. Производственные

    Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

    39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия Политическая система общества - это система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также

    Из книги Восток в философско-исторической концепции К. Маркса и Ф. Энгельса автора Виткин Михаил Абрамович

    40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе Центральную роль в марксистской философии исторического материализма играет теория социальной революции.Теория социальной революции в марксизме

    Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая (Развитие марксистской философии во второй половине XIX века) автора

    К вопросу о развитии марксистской теории формационного преобразования общества Мой «вклад» в теорию социализма XXI века, а правильнее сказать мои идеи, относящиеся к теории предстоящего формационного преобразования общества, не порождены только постсоветским

    Из книги Игры Майи автора Гусман Делия Стейнберг

    Глава XI. Социальная структура общества и этнические общности людей Для понимания сущности общества, сложных и многообразных процессов, происходящих между людьми, важнейшее, можно сказать, фундаментальное значение, имеет анализ его социальной структуры и этнических

    Из книги автора

    Роль миграции народов в развитии азиатского способа производства В 40-х годах XIX в. Восток был представлен в работах К. Маркса и Ф. Энгельса лишь азиатскими странами, в первую очередь Индией и Китаем. Иногда упоминается Египет. В 50 – 70-х годах К. Маркс и Ф. Энгельс уже считали,

    Из книги автора

    Значение работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» в развитии марксизма Эта работа Энгельса, написанная, по всей вероятности, в середине 1876 г., была задумана первоначально как введение к более обширному труду, который автор предполагал вначале

    Из книги автора

    Роль Дицгена в развитии марксистской философии Дицген был воинствующим материалистом, непримиримым противником идеализма и фидеизма. Врагов материализма он называл не иначе, как «дипломированными лакеями поповщины», решительно настаивая на проведении принципа

    Из книги автора

    XXI Социальные группы Когда человек в разгаре игры Майи решается на мгновение заглянуть внутрь себя и оказывается наедине со своим одиночеством, это вызывает в нем потребность в объединении, которая порождает общество, и потребность в порядке, которая порождает

    Важными элементами социальной структуры общества являются социальные общности и группы. Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

    Из этого и других, во многом сходных, определений социальной общности следует:

    • - во-первых, это не номинальное (т.е. условное), а реальное социальное образование, которое можно эмпирически зафиксировать и проверить в любой момент;
    • - во-вторых, это не простая совокупность индивидов, а определенная общность, предполагающая все характеристики целостной системы;
    • - в-третьих, это субъект социального взаимодействия, который содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений.

    Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс; по продолжительности существования: от минут и часов (пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (этносы, нации); по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (очередь, толпа, болельщики футбольных команд).

    Поэтому для классификации социальных общностей важно выделить тот или иной системообразующий признак. В этом случае одни виды общностей определяются этнической принадлежностью (племя, народность, нация); другие - принадлежностью к исторически сложившимся территориальным объединения (город, деревня, поселок); третьи - социально-демографическими факторами (пол, возраст); четвертые - социокультурными и т.д. Соответственно выделяются социально-этнические, территориальные, демографические, культурные и другие общности.

    Кроме того, в повседневной жизни часто встречаются ситуативно возникшие общности (толпа, публика, аудитория слушателей, социальные круги и др.), для которых характерны неустойчивость, кратковременность, непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми. Такие общности еще называют "квазигруппами" или "социальными агрегациями". В ряде случаев они могут выступать как некие переходные образования в своих взаимодействиях - от хаотичных и случайных до более или менее устойчивых.

    В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два широких подкласса - общности массовые и общности групповые (социальные группы).

    Массовые общности образуются на всех уровнях социальной иерархии и отличаются большим разнообразием. Например, различают массовые образования большие и малые, устойчивые и импульсивные, контактные и дисперсные, сгруппированные и несгруппированные, атомистические и ассоциативные и т.д., что отражает сложность и многообразие социальных характеристик современного общества.

    В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:

    • - устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования;
    • - относительно высокой степенью единства и сплоченности;
    • - однородностью состава, предполагающего наличие признаков, свойственных всем членам группы;
    • - способностью входить в более широкие социальные образования в качестве структурных единиц.

    Существует много определений понятия "социальная группа". По мнению одних российских социологов, социальная группа - это объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих совместно необходимые функции в общественной структуре разделения труда и деятельности. Другие социологи определяют социальную группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

    Все социальные группы можно подразделить:

    • - по характеру взаимодействия - на первичные и вторичные;
    • - по количественному составу - на малые и большие;
    • - по способу организации и регулирования взаимодействия - на формальные и неформальные.
    • 1. Под первичной понимается такая группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Понятие "первичная группа" было введено в научный оборот американским социологом и социальным психологом Ч. Кули применительно к семье, где индивид получает первый опыт социального общения. Позднее этот термин стал применяться социологами при изучении любой группы, в которой сложились тесные личные отношения (группа друзей, сверстников, соседей и т.д.). Первичная группа является своего рода начальным связующим звеном между личностью и обществом.

    В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формальноделовой характер. В таких группах основное значение придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные роли и функции. Вторичные группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регламентируется на основе формализованных правил. Примерами таких групп являются производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.

    Вместе с тем не следует считать, что все вторичные группы абсолютно безличны и лишены какого-либо своеобразия. Внутри этих групп люди вступают I; дружеские отношения и часто образуют, по сути, первичные социальные образования. При руководстве вторичной группой необходимо учитывать эти неформальные связи и отношения, которые оказывают существенное воздействие на функционирование всего коллектива.

    2. Малая группа - это небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную деятельность. Для малых групп характерны следующие черты:

    малочисленный и стабильный состав (как правило, от трех до тридцати человек);

    • - пространственная близость членов группы;
    • - устойчивость и продолжительность функционирования;
    • - интенсивность межличностных взаимодействий;
    • - высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и правил поведения;
    • - развитое чувство принадлежности к группе; неформальный контроль и информационная насыщенность общения.

    Иногда малые группы отождествляют с первичными. Это не совсем справедливо, ибо не всякая малая группа является первичной. Существуют в высшей степени формализованные малые группы, отношения в которых регулируются строгими служебными предписаниями (например, экипаж самолета, космический экипаж, диверсионная группа - "командос"). При изучении малой группы выделяют два основных аспекта: лидерство и групповую динамику (3.10).

    Большая социальная группа - это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействия в которой носят, главным образом, опосредованный характер. Примерами такой группы могут служить крупные предприятия, трудовые коллективы, управленческие организации и т.д. Под большой социальной группой понимается также многочисленная совокупность (неконтактная, нецелевая, непсихологическая) людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Сюда относятся социально-классовые, профессиональные, политические, религиозные и другие группы.

    3. Формальная группа - это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой определяется системой формализованных норм и правил. Эти группы имеют нормативно закрепленную

    иерархическую структуру и действуют согласно установленному административно-правовому порядку.

    Неформальная группа - это не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных взаимодействии. Подобные группы лишены официальной регламентации и скрепляются общностью взглядов и интересов индивидов. Во главе таких групп стоят обычно неформальные лидеры. Примерами неформальных групп являются дружеские компании, объединения "неформалов" среди молодежи, любителей рок-музыки и т.д.



     Top