Зачетные работы по обучению грамоте крылова. Читалочка.Материал к урокам обучения грамоте. Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались

Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями , требованиями и опытом.

Различают три основных вида деятельности : игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением . — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

Характеристика деятельности

Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.

Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.

Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Более подробно сущность деятельности раскрывается в ходе ее структурного анализа.

Основные формы деятельности человека

Деятельность человека осуществляется в (производственной, бытовой, природной окружающей).

Деятельность — активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, эмоциональной устойчивости.

Изучение человека в процессе осуществляет эргономика, цель которой — оптимизация трудовой деятельности на базе рационального учета возможностей человека.

Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций — физический и умственный труд.

Физический труд

Физический труд требует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхатель-ную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000-6 000 ккал) и выше в сутки.

Умственный труд

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой инфор-мации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2 000-2 400 ккал).

Структура деятельности человека

Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

Рассмотрим все компоненты деятельности поочередно.

Потребность в действии

Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.

Наиболее разработанная классификация принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей (рис. 2.2).

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

  • физиологические - в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;
  • экзистенциальные — безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;
  • социальные - стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;
  • престижные - основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
  • духовные - ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.
  • Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:
  • познавательные — в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
  • эстетические — стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
  • трансцендирования — бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.

По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Мотивы деятельности

Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как , а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая . Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Так, для более важны инновации, для пенсионеров — традиции; у предпринимателей интересы, скорее, материальные, а у людей искусства — духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки — преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.

В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Цели деятельности

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства, используемые в деятельности

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Действие

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер (1865-1920) выделял такие типы социальных действий:

  • целерациональные - действия, ориентированные на достижение разумной пели. При этом человек четко рассчитывает все средства и возможные препятствия (генерал, планирующий сражение; бизнесмен, организующий предприятие; преподаватель, подготавливающий лекцию);
  • ценностно-рациональные — действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для собственной жизни);
  • аффективные - действия, совершенные под влиянием сильных чувств — ненависти, страха (например, бегство от противника или спонтанная агрессия);
  • традиционные — действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т.д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной церемонии).

Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.

Особыми формами действий являются : поступки — действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния — действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку-это поступок, выиграть важную битву — деяние. Выпить стакан воды — обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово «деяние» часто используется в юриспруденции для обозначения действия или бездействия, которое нарушает правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление — это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».

Результат деятельности

Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом — , результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам , поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

§ 1 Особенности практической и духовной деятельности

Человек с рождения активно преобразовывает окружающий мир, то есть занимается деятельностью. Деятельность - процесс сознательного и целесообразного изменения человеком мира и самого себя. Именно в ней человек может проявить свои способности, развиться как личность.

Деятельность людей до неузнаваемости изменила мир вокруг нас, общество и усовершенствовала само человечество. Она затрагивает разные сферы жизни общества и отличается большим разнообразием. Ученые выделяют несколько классификаций видов деятельности. По способу осуществления деятельность подразделяют на практическую и духовную.

В практической деятельности объектом преобразования являются природа и общество, её подразделяют на материально-производственную и социально-преобразовательную. Деятельность, объектом которой является природа, а результатом - материальные блага, называют материально-производственной. А деятельность, объектом которой является общество, а результатом - изменение общественных отношений, называют социально-преобразовательной. Духовная деятельность формирует сознание человека. К ее подвидам относят: познавательную (результатом которой являются знания), ценностно-ориентировочную (в результате которой формируется мировоззрение человека) и прогностическую (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

Эти виды деятельности связаны между собой. К примеру, результаты духовной деятельности (музыка, научные достижения и т.п.) запечатлены при помощи практической деятельности (печать нот, издание книг). В свою очередь, практическая деятельность невозможна без первоначальной духовной деятельности - определенной идеи.

§ 2 Труд, игра, учение как основные виды деятельности

Другая классификация видов деятельности основана на способе формирования человека как личности. Ученые, придерживающиеся этой типологии, к видам деятельности относят: труд, игру, учение, творчество, общение.

Труд - взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на производство общественно-полезного продукта. Составляющими труда являются знания и умения человека, а также его мастерство. Труд осуществляется по необходимости, но при этом преобразует окружающий мир. Он направлен на получение практически полезного результата, в отличие от игры, в которой главное - процесс.

Игра - деятельность, в процессе которой через имитацию действительности осуществляется познание окружающего мира. Игра носит условный характер, то есть предлагает решение в воображаемой ситуации; она основана на выполнении определенных правил и норм. В ней человек исполняет предопределенную роль. Это единственный вид деятельности, который свойственен не только людям, но и животным.

Процесс познания осуществляется не только в процессе игры. В большей степени человек узнает новое при помощи обучения.

Учение - деятельность, направленная на приобретение различных знаний, умений и навыков. В нем используются специфические средства (учебники, книги, компьютер и т.д.), оно не обязательно может быть целенаправленным, человек иногда приобретает их стихийно. Например, новые знания приобретаются из прочитанных книг, фильмов, телепередач, Интернета. Обучение предполагает взаимодействие двух сторон - учителя и ученика, носит репродуктивный характер, так как ученик не создает знание, а осваивает уже имеющееся. Последнее не исключает элементов творчества в учении.

§ 3 Особенности творчества и общения как видов деятельности

Творчество - деятельность, направленная на создание качественно нового результата. Она отличается неповторимостью, уникальностью и оригинальностью идей. Для творчества важными составляющими являются интуиция (предвосхищение результата), воображение и фантазия.

Творчество включено практически во все виды деятельности человека, так же как и общение - деятельность, направленная на обмен информацией, эмоциями, чувствами, оценками и конкретными действиями. К особенностям этого вида деятельности относится обязательное наличие партнера - равноправного субъекта общения, использование речи (языка) в процессе этой деятельности.

Общение образует эмоциональную общность, взаимопонимание субъектов, которые дополняют позиции друг друга. Общение исполняет важные социальные функции: коммуникативную (обмен информацией), регулятивную (управление совместной деятельностью), компенсаторную (утешительную) и воспитательную (социализация личности).

Разные виды деятельности охватывают всю социальную действительность. Человек изменяет окружающий мир, его потребности возрастают, и вслед за этим повышается его преобразовательная активность.

§ 4 Краткие итоги по теме урока

Деятельность человека преобразовывает окружающий мир. По способу осуществления деятельность подразделяют на практическую и духовную. В практической деятельности объектом преобразования являются природа и общество. Духовная деятельность формирует сознание человека. К видам деятельности по способу формирования человека относят труд, игру, учение, творчество, общение. Труд направлен на получение практически полезного результата, в отличие от игры, в которой главное - процесс. Игра носит условный характер, она основана на выполнении правил, свойственна не только людям, но и животным. Учение предполагает взаимодействие учителя и ученика, носит репродуктивный характер, может осуществляться стихийно. Практически во все виды деятельности человека включены творчество и общение. К особенностям последнего относится обязательное наличие партнера - равноправного субъекта общения, использование речи (языка) в процессе деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.]; Рос.акад.наук, Рос.акад. образования, изд–во «Просвещение». – 4 изд. – М.: Просвещение, 2010. – 416 с.
  2. Гречко П.К. Введение в обществознание. – М.: Уникум–Центр, 1999.
  3. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10 -11 класс: Пособие для учителя / Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2014.
  4. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: В 2 ч./ Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Никитин А.Ф. Большой школьный словарь: обществознание, экономика, право. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 400 с.
  6. Школьный словарь по обществознанию / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М., 2006.
  7. Дедова И.А. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ: пособие для абитуриентов / И.А.Дедова, И.И.Токарева. – Йошкар-Ола, 2008. – 388 с.
  8. Клименко А.В. Обществознание. Для школьников старших классов и поступающих в вузы / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Дрофа, 2003. – 442 с.
  9. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2004.
  10. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 10 класса. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.
  11. Обществознание: 10 – 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Лазебникова., О.О. Савельева и др.; Под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2012.
  12. Обществознание: учебное пособие / В.В. Баранов, А.А. Дорская, В. Г. Зарубин и др. – М.: АСТ «Астрель», 2005. – 334 с.
  13. Обществознание: учебное пособие для школьников и абитуриентов / В.И. Анишина, С.А. Засорин, О.И. Кряжкова, А.Ф. Щеглов. – М.: Материк-Альфа, 2006. – 220 с.
  14. Обществознание. 100 экзаменационных ответов: учебное пособие для абитуриентов, поступающих на экономические и юридические специальности / под ред. Б.Ю. Сербиновского. – Ростов н/Д: МарТ, 2001. – 320 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
Тесты по обучению грамоте помогут учащимся в изучении и систематизации учебного материала за максимально короткое время. Они способствуют не только быстрой проверке знаний, но и более глубокому усвоению программы, тренируют ученика по разным направлениям грамматических умений, совершенствуют навыки звуко-буквенного анализа слов, расширяют словарный запас, помогут запомнить характеристику звуков, орфографические правила, изучаемые в первом классе, развивают устную и письменную речь, воображение ребёнка.
Тесты могут использоваться при прохождении материала по любой программе.

Примеры.
Какой звук в этих словах ударный? Обведи животное, которое живёт в норе.

Что кричит маленький ребёнок? Где может играть маленький ребёнок? Обведи нужное слово.
Уа!
Ау!

Запиши заглавные буквы А, О, У, И. Посчитай, сколько букв ты записал на строке.

Содержание
Предисловие
Тест 1. Подготовка руки к письму
Вариант 1
Вариант 2
Тест 2. Слог. Ударение. Гласные звуки
Вариант 1
Вариант 2
Тест 3. Схема слова. Гласные звуки
Вариант 1
Вариант 2
Тест 4. Предмет и слово. Гласные звуки
Вариант 1
Вариант 2
Тест 5. Письмо элементов букв. Письмо гласных букв
Вариант 1
Вариант 2
Тест 6. Звуки [н], [н"]; [с], [с"]. Буквы Н н; С с
Вариант 1
Вариант 2
Тест 7. Звуки [к], [к"]; [т], [т"]. Буквы К к; Т т
Вариант 1
Вариант 2
Тест 8. Звуки [л], [л"]. Буква Л л
Вариант 1
Вариант 2
Тест 9. Звуки [р], [р"]. Буква Р р
Вариант 1
Вариант 2
Тест 10. Звуки [в], [в"]. Буква В в
Вариант 1
Вариант 2
Тест 11. Звуки [й"э], ["э]. Буква Е е
Вариант 1
Вариант 2
Тест 12. Звуки [п], [п"]. Буква П п
Вариант 1
Вариант 2
Тест 13. Звуки [м], [м"]. Буква М м
Вариант 1
Вариант 2
Тест 14. Звуки [з], [з"]. Буква 3 з
Вариант 1
Вариант 2
Тест 15. Звуки [б], [б"]. Буква Б б
Вариант 1
Вариант 2
Тест 16. Звуки [д], [д"]. Буква Д д
Вариант 1
Вариант 2
Тест 17. Звуки [й"а], ["а]. Буква Я я
Вариант 1
Вариант 2
Тест 18. Звуки [г], [г"]. Буква Г г
Вариант 1
Вариант 2
Рекомендации и оценивание.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Тесты по обучению грамоте, 1 класс, Часть 1, Крылова О.Н., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Обучение грамоте, 1 класс, Контрольно-измерительные материалы, Крылова О.Н., 2014
  • Обучение грамоте, 1 класс, контрольно-измерительные материалы, Крылова О.Н., 2014
  • Контрольные работы по русскому языку, 1 класс, Крылова О.Н., 2015
  • Тесты по обучению грамоте, 1 класс, Часть 2, Крылова О.Н., 2015

Следующие учебники и книги:




Top