Свойства карты радеон hd 7870. Ускоритель от ASUS данной модели. Инструментарий и методика тестирования

«Карнавал животных» (Большая зоологическая фантазия)

  • инструментальная сюита,
  • созданная французским композитором Шарлем Камилем Сен-Сансом
  • в 1886году


Шарль Камиль Сен-Санс- французский композитор

  • Камиль Сен-Санс родился в Париже 9 октября 1835 года. Его предки были родом из Нормандии и свою фамилию получили по названию маленького городка Сен-Сан, в котором жили неподалеку от Руана.
  • Музыку Камиль начал сочинять с 5 лет. Родители мальчика – парижские музыканты- много времени уделяли музыкальным занятиям сына, и он делал большие успехи. Первый концерт Сен-Санса состоялся, когда юному пианисту едва исполнилось 10 лет.
  • В 1848 году(13 лет)он поступил в парижскую консерваторию сначала в класс органа, а затем в класс композиции.
  • В 1853 году(композитору 18 лет) с большим успехом была исполнена его первая симфония.
  • Сен-Санс много путешествовал и с огромным интересом относился к музыке разных стран. Он был несколько раз и в России, очень любил музыку русских композиторов, охотно знакомил с нею любителей музыки у себя на родине.
  • Произведения Сен-Санса отличаются яркой выразительностью, изяществом, близостью к народно-бытовой музыке.
  • Творчество композитора обширно и разнообразно. Оно представлено почти всеми существовавшими в то время жанрами, среди которых оперы, балет, кантаты и оратории, реквием и симфонии и т.д.
  • Шарль Камиль Сен-Санс был не только композитором, но и прекрасным пианистом, органистом, дирижером, писателем(писал стихи и комедии), а также музыкально-общественным деятелем.
  • Скончался Сен-Санс в 1921 году в возрасте 86 лет.

История создания «Карнавала животных»

  • В этом произведении нашли отражение воспоминания и привязанности детства – любовь к живой природе(собирал коллекции насекомых, минералов, выращивал цветы, прислушивался к звукам природы –журчанию ручейка, шелесту листьев, пению птиц, изучал повадки зверей). Все это Шарль Камиль

Сен-Санс старался передать в своих произведениях.

  • Написана сюита для двух роялей, двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, флейты, кларнета, фисгармонии, ксилофона и челесты.
  • Произведение задумано автором как музыкальная шутка, легкая и остроумная, наполненная искрящимся юмором сюита .
  • Создана она в 1886 году и имеет подзаголовок «Большая зоологическая фантазия».
  • Сюита представлена 14 миниатюрами – музыкальными зарисовками животных и птиц, имеющих каждая свой неповторимый характер, свою стихию:
  • Королевский марш льва
  • Курицы и петух
  • Антилопы
  • Черепахи
  • Слоны
  • Кенгуру
  • Аквариум
  • Персонаж с длинными ушами(Осел)
  • Кукушка в глубине леса
  • Птичник
  • Пианисты(пьеса-шутка)
  • Ископаемые
  • Лебедь
  • Финал

фисгармония

ксилофон

контрабас

Струнный ансамбль:

две скрипки, альт и виолончель


Путешествие в зоопарк!

Рано, рано мы встаём,

В зоопарк с утра идём:

Много у ворот людей -

Они пришли смотреть зверей!

Вот вошли мы в зоопарк-

Клетки там стоят все в ряд,

У вольеров ходят люди,

На зверей они глядят.


Королевский марш льва

Исполнители:

  • Исполнители:
  • Исполнители:
  • Исполнители:
  • Исполнители:

Устрашающе красив,

Он свиреп и желтогрив.

Даже хвост совсем не прост-

С кисточкою длинный хвост.

Лапы сильны и могучи,

Рык несется выше тучи.

Ведь не зря он царь зверей

В жаркой Африке своей.

Струнный квартет



Курицы и петух

Исполнители:

Ах, какой же он горластый!

По утрам кричит всем «Здравствуй!»

На ногах его сапожки,

На ушах висят сережки.

На головке гребешок. Кто же это?

Ну, а Петины подружки-

И хохлатки, и пеструшки-

Шумно крыльями махали,

Громко клювами стучали:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Нам зерно клевать легко.

Струнное трио



Антилопы

Легко, грациозно и быстро

По скалам, как ветер, несутся,

А после спокойно и тихо

В долине зеленой пасутся.

Тонконоги и красивы,

Осторожны, боязливы,

Шерсть короткая, рогаты,

Как же их зовут, ребята?

Исполнители:



Черепахи

Исполнители:

Медленно они шагают,

Домик свой с собой таскают.

Они могут и кусаться,

Но не надо их бояться.

Это – мирные друзья,

Но трогать все же их нельзя!

Виолончель



Слоны

Исполнители:

Белеют бивни, словно снег,

Животного сильнее нет.

Огромный, серый, с добрым нравом,

Идет по джунглям величаво,

И длинным носом, как рукой,

Поднять он может нас с тобой.

Он весит очень много тонн.

Друзья, конечно, это…(слон)

Виолончель



Кенгуру

О ком загадка эта?

Коричневого цвета,

На двух ногах не тужит,

Ей хвост опорой служит.

Скачками побежит от льва.

Еда – листочки и трава.

На животе в кармане

Прижались дети к маме.

В теплой сумке детвору

Носит только….(Кенгуру)

Исполнители:



Аквариум

Целый день снуют, толкутся

Эти крошки за стеклом:

То гурьбою соберутся,

То плывут в воде гуськом.

Водоросли, как аллеи,

Дно песчаное светло.

Вот одна, других резвее,

Бьется боком о стекло.

Плавнички дрожат, трепещут,

Спинка выгнута дугой.

Чешуинки так и блещут

У красавицы такой.

Исполнители:

Фисгармония



Персонаж с длинными ушами

Ослик наш наверно самый

Средь сородичей упрямый.

Встанет он столбом в пути –

Седоку пешком идти.

У него большие уши.

Он хозяину послушен.

И хотя он невелик,

Он везет как грузовик.

Исполнители:

Струнный квартет



Кукушка в глубине леса

На дереве высоком

Сижу я на суку,

И слышно из далека

Мое «ку-ку,ку-ку».

Белые полоски на груди.

Ты меня послушать приходи!

Всем одно и то же я твержу,

Время беззаботно провожу!

Исполнители:



Птичник

Исполнители:

К дому птиц мы подошли,

Кого там только не нашли:

Тут и утки, и цесарки,

Соловьи, скворцы, казарки.

Увидали мы фазана,

Птицу гордую – орлана,

Посмотрели мы павлина,

Эта птица - просто диво!

Струнный ансамбль





Ископаемые

Когда-то на нашей планете

Животные древние жили.

Огромные, страшные с виду -

Они безобидными были.

Увидеть теперь ископаемых

Мы сможем лишь в зоопарке,

Вместо живых динозавров

Стоят их макеты на травке.

Исполнители:

Все инструменты,

ксилофон



Лебедь

Горделивый, белокрылый,

Он белее белых лилий.

Скользит бесшумно над водой.

Шея выгнута дугой.

Им любуются всегда

Все на берегу пруда.

Исполнители:

Виолончель



Финал

Мы в зоопарке побывали

Там осла и льва видали.

Мы постояли у слона

Огромный он, вот это да!

Мы птичек разных увидали

У клетки с кенгуру стояли,

Много разных там зверей,

Мы пробыли целый день.

Завтра снова мы пойдем,

Новых мы зверей найдем.

Большая зоологическая фантазия

Состав оркестра: флейта, флейта-пикколо, кларнет, ксилофон, стеклянная гармоника, 2 фортепиано, струнные (2 скрипки, альт, виолончель, контрабас).

История создания

Идея шуточного произведения под названием «Карнавал животных» возникла у Сен-Санса в начале 60-х годов - молодой профессор школы Нидермейера обещал его своим ученикам. Однако обещание это Сен-Санс выполнил спустя 20 с лишним лет. В феврале 1886 года прославленный композитор и пианист, утомленный гастрольной поездкой по Германии, уединился в маленьком австрийском местечке и за несколько дней написал «Карнавал животных».

Это был сюрприз, адресованный превосходному французскому виолончелисту Лебуку, - ему предстояло выступить в карнавальном концерте. Сыгранный им № 13 из «Карнавала животных» под названием «Лебедь» принес шумную славу как исполнителю, так и композитору. На протяжении ста лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Сделаны его переложения чуть ли не для всех существующих инструментов, вокальные обработки «Лебедь - над водой», «Озеро грез» и даже «Мать Кабрини, святая XX века». Наиболее известен балетный номер «Умирающий лебедь », сочиненный на эту музыку знаменитым русским хореографом Михаилом Фокиным для Анны Павловой, одной из лучших балерин начала XX столетия.

Премьера «Карнавала животных», по одним источникам, состоялась в Париже сразу же после написания, 9 марта 1886 года, в узком кругу. По другим сведениям, он прозвучал еще в феврале, в парижском зале Вивьен, а затем - в «Обществе трубы», основанном для исполнения камерной музыки, членом которого был и Сен-Санс. 2 апреля того же года состоялся специальный показ «Карнавала животных» в салоне прославленной певицы Полины Виардо для Листа, посетившего Париж незадолго до смерти. На издание автор наложил запрет. Лишь в завещании, отказывая в праве публикации всех неизданных сочинений, Сен-Санс сделал исключение для «Карнавала животных», который и вышел в свет вскоре после смерти композитора, в 1922 году.

Юмор, ирония, сквозящие в авторском определении жанра - большая зоологическая фантазия, - вообще присущи музыке Сен-Санса, хотя другие его шуточные сочинения неизвестны. Однако музыковеды нашли в его наследии два неизданных произведения, являющихся своеобразными предшественниками «Карнавала животных». Это карнавальный скетч «Габриелла ди Вержи», итальянская «лирическая драма» некоего «органиста прошлых времен», и «Запахи Парижа» для фортепиано, арфы, трубы, волынки, оловянной дудочки, голосов птиц, большого барабана, пистолета и жужжащего волчка. Состав небольшого оркестра «Карнавала животных» не столь причудлив, хотя включает такие оригинальные инструменты, как ксилофон и стеклянная гармоника. Трактовка инструментов многообразна. Два фортепиано выступают то как концертно-виртуозные, то как скромно аккомпанирующие. В числе солирующих - не только две скрипки, виолончель, флейта и кларнет, но и - неожиданно - контрабас. Каждая из пяти партий струнных представлена одним исполнителем. Инструментальный состав во всех пьесах оригинален и почти не повторяется. 14 номеров очень невелики (в самом коротком 20 тактов) и чередуются по принципу контраста.

Музыка

№ 1, «Интродукция и королевский марш льва», состоит из двух разделов. Первый сразу же настраивает на комический лад: струнные словно с трудом раскачиваются перед расходящимся фортепианным глиссандо по всей клавиатуре. Во втором разделе собраны самые тривиальные маршевые обороты, ритмические и мелодические. Гармония не меняется на протяжении многих тактов, а примитивная тема струнных в унисон неоднократно повторяется. Зато в середине в стремительных октавах рояля и хроматических пассажах виолончели и контрабаса слышатся настоящие раскаты львиного рыка.

№ 2, «Курицы и петухи», строится на звукоподражании, излюбленном еще французскими клавесинистами конца XVII - первой половины XVIII веков. Но если Рамо кудахтанье своей «Курицы» передал средствами клавесина, то у Сен- Санса перекликаются фортепиано (пианист играет одной правой рукой) и две скрипки, к которым позднее присоединяются альт и кларнет.

В № 3 предстают «Куланы - животные быстрые». Это технический этюд для двух солирующих фортепиано в стремительном темпе Presto furioso (неистово).

№ 4, «Черепахи», контрастен предыдущему. На редкость медлительные животные охарактеризованы одним из самых залихватских танцев, возникших в Париже в середине XIX века: в темпе величественного анданте струнный квинтет под фортепианный аккомпанемент интонирует канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду».

№ 5, «Слон», использует сходный пародийный прием. Здесь фортепиано сопровождает соло контрабаса: самый низкий инструмент оркестра, тяжеловесный и малоподвижный, играет вальс в темпе Allegretto pomposo (пышно, торжественно). При этом в центре возникает вальсовая мелодия из «Балета сильфов» -контрабас изображает духов воздуха, навевающих волшебные сны герою «Осуждения Фауста» Берлиоза.

В № 6, «Кенгуру», прыжки экзотических австралийских животных переданы аккордами стаккато словно соревнующихся друг с другом двух солирующих фортепиано.

№ 7, «Аквариум», рисует безмолвный подводный мир. Плавно струятся переливающиеся пассажи двух фортепиано, звучащих на левой педали; тихо повторяются отрывистые звуки стеклянной гармоники, флейты, струнных (без контрабаса) с сурдинами.

№ 8, «Персонаж с длинными ушами», почти так же краток, как № 6. Но теперь вместо двух фортепиано звучат две скрипки, и их скачки на огромные интервалы в свободном темпе подражают крику осла.

№ 9, «Кукушка в глубине леса», вновь основан на звукоподражании, но совершенно иного склада. Кукует кларнет, расположенный за кулисами, а притихший лес воплощен в красочных аккордах двух фортепиано, приглушенно звучащих на левой педали.

В № 10, «Птичнике», солирует другой деревянный инструмент - флейта, словно исполняющая виртуозный концерт в сопровождении струнных. Ее грациозный щебет сливается с звонкими трелями двух фортепиано.

№ 11, «Пианисты», представляет еще один вид упрямых и довольно тупых животных. Они усердно и громко повторяют гаммы в 4 руки, а в конце трудятся над упражнением в терциях. Квинтет струнных всячески поддерживает их старания. В примечании к партитуре французские издатели поясняют, что исполнители должны имитировать неловкую игру начинающего.

№ 12, «Ископаемые», еще одна музыкальная пародия в темпе Allegro ridicolo (смехотворно). Название имеет в виду не останки доисторических животных, а допотопные, вымершие образцы вокального искусства. В загробный мир вводит тема «Пляски смерти» самого Сен-Санса в характерном тембре ксилофона, хотя и в другом размере. Два фортепиано излагают мотивы старинных французских песен «Ах, скажу вам, мама» и «При свете луны». Их древность подчеркнута сложными полифоническими приемами. Последним ископаемым оказывается Розина из «Севильского цирюльника» Россини - кларнет имитирует сверкающие колоратуры ее каватины.

№ 13, «Лебедь», единственный серьезный номер в этой комической сюите рисует светлый идеал. В удивительной по красоте певучей мелодии виолончели, поддержанной плавным покачивающимся аккомпанементом двух фортепиано, сосредоточены характернейшие черты стиля композитора.

№ 14, развернутый Финал, использует все инструменты, вплоть до молчавшей до сих пор флейты-пикколо, и некоторые темы предшествующих номеров, что придает пестрому чередованию разнохарактерных образов известную цельность. Обрамлением служит начальная тема Интродукции, которой открывается Финал. Подобно рефрену звучит еще один бойкий канкан, а между его повторениями возвращаются уже знакомые персонажи: проносятся куланы, кудахчут курицы, прыгают кенгуру, кричит осел.

А. Кенигсберг

Камиль Сен-Санс «Карнавал животных» -

большая зоологическая фантазия

Цель урока: формирование музыкального творчества школьников на основе знакомства с циклом музыкальных пьес, изображающих разных животных.

Задачи урока:

1. Научить детей прислушиваться к музыке, ее выразительным особенностям.
2. Расширить представление детей о мире животных.
3. Развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки
4. Развивать вокальные навыки при исполнении песен.
5. Воспитывать бережное отношение к животным.

Ход урока

Слайд 1, 2

«Музыка»

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне, она вокруг меня

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав, и в радуге цветов

И в зареве рассвета над землей…

Она везде и вечно спутник мой.

Ей все подвластно: радость и тоска,

В ней – просто миг и долгие века.

И воскресить умеет и убить

Заставит полюбить и разлюбить

Но разве может жить она без нас

хотя бы день, полдня? Хотя бы час?

Без наших дум и радостей земных

Без мелочей смешных и не смешных?

Мы ей за все «спасибо» говорим

И, веря в торжество её, - творим!

    Организационный момент.

    Мотивация учебной деятельности.

Сегодня у нас необычный урок – урок посвящен музыке, живописи и танцу. Почему мы их объединили?

Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту окружающего мира. И часто художники, композиторы и поэты учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий нас мир. Они не только передают собственное настроение, чувства в произведениях искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию.

Гельвеций: “Задача искусства – волновать сердца”. Все виды искусства волнуют сердца, пробуждают в них самые лучшие чувства. Каждый вид искусства делает это своим языком: живопись – линиями и красками, музыка – звуком, танец – движениями.

Тема нашего урока – “Карнавал животных ”…большая зоологическая фантазия.

Мы соприкоснемся с удивительным миром классической музыки, попробуем постичь, понять мысли и чувства композитора, попробуем разобраться в своих мыслях и чувствах, которые пробуждает в нас музыка.

    Работа по теме урока

Слайд 3

Камиль Сен-Санс (1835-1921)

Французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель, педагог, музыкально-общественный деятель.

История создания

Идея шуточного произведения под названием «Карнавал животных» возникла у Сен-Санса в начале 60-х годов - молодой профессор школы Нидермейера обещал его своим ученикам. Однако обещание это Сен-Санс выполнил спустя 20 с лишним лет. В феврале 1886 года прославленный композитор и пианист, утомленный гастрольной поездкой по Германии, уединился в маленьком австрийском местечке и за несколько дней написал «Карнавал животных».

Слайд 4, 5

Состав небольшого оркестра «Карнавала животных»: флейта, флейта-пикколо, кларнет, ксилофон, стеклянная гармоника, 2 фортепиано, струнные (2 скрипки, альт, виолончель, контрабас).

Музыка

Слайд 6

В этой сюите увидите сами

Ноты живые: с усами, с хвостами.

Бегать умеют они и лететь,

Ползать и плавать кусать и хватать.

Ноты мохнатые, ноты пернатые,

Стройные ноты и даже горбатые.

Добрые, злые, наземные, водные –

Кто же они? Догадались?

Животные.

Давайте вспомним, что такое сюита?

Музыкальное справочное бюро:

Сюи́та (с фр. Suite - «ряд», «последовательность», «чередование») - циклическая музыка, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей (многочастное произведение), объединённых общим замыслом.

За исключением лебедя, персонажи "Карнавала животных" Сен-Сансом представлены юмористически. В некоторых пьесах композитор олицетворяет ими людские характеры. И эта символичность, ясная его современникам, являлась одной из причин того, что Сен-Санс не желал публиковать “Карнавал”.

"Карнавал животных" Сен-Санса сегодня, пожалуй, самое известное его сочинение. Итак…

Слайд 7

    Королевский марш льва” (грозное рычание внушительно передано хроматическими волнами фортепьянных октав – остроумнейшее звукоподражание; лев здесь не столько страшный, сколько важный);

Слайд 8
2
. “Курицы и петух” (смехотворно назойливые птичьи крики; курицы ссорились, возможно из-за найденного зерна или червяка, а петух их ссору оборвал в конце );

Слайд 9
3.
“Антилопы” (главенствующая партия здесь у фортепьяно, изобретательными пассажами передающего неистовый бег). Вспомните мультфильм «Золотая антилопа», грациозное, сильное, быстрое животное.

Могут прыгать высоко,
Бегать быстро, далеко,
А крученые рога
Испугают вмиг врага!

Слайд 10
4.
“Черепахи” (музыкальная ирония над медлительностью);

Слайд 11
5.
“Слоны” (– а здесь над тяжеловесностью);

Слайд 12
6.
“Кенгуру” (опять музыкальная метафора, выраженная легкими “прыжками” у фортепьяно);

Слайд 13

7. “Аквариум” (естественно, изображение рыбок; красивые, несколько условные переливы звучаний челесты, фисгармонии, флейты, высоких нот струнных и пассажей фортепьяно, создающие впечатление колышущейся воды).

Сегодня мы с вами познакомились с частью произведений из музыкального альбома «Карнавал животных». Вспомнили, что означает понятие сюита. Какими музыкальными инструментами Камиль Сен-Санс, показал людские характеры. (Работа с карточками).

Домашнее задание: Выбрать для себя понравившуюся тему и нарисовать рисунок.

Камиль Сен-Санс (1835-1921) – французский композитор, пианист, органист, музыкальный критик, педагог, общественный деятель, неутомимый путешественник и любитель естественных наук. Он выступал с концертами в России и был знаком с русскими композиторами М.Балакиревым, А Бородиным, Ц.Кюи, А.Рубинштейном, С.Танеевым, П.Чайковским. Сен-Санс оставил обширное музыкальное наследие. Об одном из самых известных произведений и пойдет речь.


В мире есть удивительные места, где на одной территории живут животные из разных частей света. Это зоопарки. Никакой другой зоопарк не вызывает таких музыкальных ассоциаций, как венский Шёнбрунн.

Зоопарк расположенный в бывшей резиденции Габсбургов с 1752г., - старейший и единственный сохранившийся барочный зверинец. В 1779г. Он открылся для бесплатного посещения публики. На современной живописной территории животные живут в просторных вольерах, устроенных так, что у посетителей возникает ощущение, что сетки и ограждения отсутствуют.

Сегодня в зоопарке обитают 4 500 животных 390 видов. В 2007г. Произошло уникальное событие – рождение малыша большой панды. Это свидетельство хороших условий содержания, максимально приближенного к естественным. При зоопарке работает детский клуб, предлагающий семейные и образовательные программы для детей всех возрастов.

Бывал ли Камиль Сен-Санс в шёнбруннском зоопарке нам доподлинно не известно. Но то, что знаменитый «Карнавал животных» написан в небольшом австрийском городке после посещения Вены – факт его биографии. Парк и зоосад Шёнбрунна были любимым местом прогулок венской аристократии. Следовательно, исключать факт посещения композитором зоопарка нельзя.

На темы музыки и природы, музыки и животного мира написано много. Отражение этой многоликой составляющей жизни композитора неисчерпаемо. Но самое яркое – зоологическая фантазия «Карнавал животных» для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, флейты, кларнета, фисгармонии, ксилофона и челесты.

«Карнавал животных» - кладезь музыкальных интонаций для слушания на занятиях в детском саду.

Название фантазии говорит о том, что нас ждет нечто с двойным дном, скрытым смыслом, подтекстом. Карнавал как культурный феномен предполагает переодевание, маску вместо лица, действие от вымышленного лица (маски), красочное шествие, мистификации, пародии, шуточные потасовки, карнавальную бутафорию. Блистательное описание карнавала мы находим в произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле.

«Карнавал животных – произведение не просто юмористическое. Это филигранное сочетание пародии, сатиры, фарса с проникновенным лиризмом и блестящим композиторским мастерством. За умело созданными музыкальными образами животных острый ум улавливает параллели с миром современников композитора. «Карнавал животных» «выразил в шутливой форме некоторые типичные, характерные, а частично и ценнейшие стороны творческой личности Сен-Санса.

Звучание фанфар возвещает появление на карнавале царя зверей («Королевский марш львов»). Гордо шествующие львы прерывают марш грозным рычанием. За ними в неистовом беге с подпрыгиваниями врываются антилопы.

Слон в исполнении контрабаса с тяжеловесной элегантностью танцует вальс. Прыжки кенгуру суетливы и осторожны.

В номере «Аквариум» на фоне прохладных переливов воды и рассыпающихся отблесков света звучит нежная, светлая мелодия. Интонации пьесы «Длинноухие персонажи» не дают слушателям обмануться в том, что речь идет об ослах. Упрямое взвизгивание скрипок и монотонные тянущиеся нисходящие интонации на двух звуках создают яркое изображение ослиного крика. Название намекает на недоброжелателей, которые дружно обрушивались на Сен-Санса насмешками.


В «Карнавале животных» много музыкальных цитат. Современный пользователь компьютера назвал бы их гипертекстовыми ссылками. Так, пьеса «Черепаха» - канкан Оффенбаха, исполненный торжественно и медленно. «Куры и петухи» - ссылка на произведения Рамо и Куперена и т.д.

Четыре пьесы «Карнавала животных» посвящены птицам. «Куры и петухи» - яркое изобразительное произведение. Назойливое скрипичное кудахтанье кур на птичьем дворе перемежается со звонким фортепианным кудахтаньем петуха. Имитация птичьего гомона в виртуозном исполнении звонкой флейты и приглушенного кларнета звучит в «Птичнике». В пьесе «Кукушка в чаще леса» появляются сдержанные лирические интонации. Редкое в начале пьесы, а потом непрерывное кукование в исполнении кларнета звучит на фоне изысканных, слегка сумрачных фортепианных гармоний.


Мелодия «Лебедь» - торжество лирики – одна из лучших когда-либо созданных композиторами. Это произведение было единственным номером фантазии, разрешенным Сен-Сансом к исполнению при его жизни. Возвышенная, бархатная, трепетная виолончельная мелодия плывет на фоне размеренных всплесков фортепиано. Среди масок на карнавале животных лебедь единственный настоящий персонаж. Камиль Сен-Санс создал образ гордой и красивой птицы, оставляющей расходящиеся круги на кристально чистой воде. Низкий голос виолончели, спокойные переливы фортепиано и бесконечная мелодия…

ПРИГЛАШАЕМ В МИР УДИВИТЕЛЬНОЙ МУЗЫКИ

слушайте и смотрите вместе с ребенком!!!




Описание слайда:

1-Вступление и Королевский марш льва - фр. Introduction et Marche Royale du lion. В короткой интродукции после тремоло двух фортепиано струнные вступают с основной темой, а после расходящихся глиссандо по всему диапазону у фортепиано начинается Марш, в котором звучат фанфары, исполняемые на фортепиано, и грубоватые хроматические ходы, изображающие рычание льва. 2-Куры и петухи - фр. Poules et Coqs. Кларнет, скрипки, альт, фортепиано. Назойливые повторяющиеся звуки, изображающие квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья. «Куриный» мотив взят из клавесинной сюиты Франсуа Куперена. 3-Антилопы (быстрые животные) - фр. Hémiones (animaux véloces). Два фортепиано исполняют быстрые пассажи. 4-Черепахи - фр. Tortues. Струнные и два фортепиано. Цитируется канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду», но замедленный в несколько раз, что создаёт комический эффект. 5-Слон ― фр. Eléphant). Контрабас и два фортепиано. Вальсообразная мелодия, играемая контрабасом, основана на заимствованиях двух тем: танца сильфов из драматической легенды Берлиоза «Осуждение Фауста» и Скерцо из музыки Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь». Комизм заключается в том, что музыка, задумывавшаяся как лёгкая и воздушная и в оригинале исполняемая инструментами высокого регистра, передана неповоротливому инструменту, звучащему в нижней части диапазона и изображающему танцующего слона. 6-Кенгуру - фр. Kangourous. Два фортепиано. Острые стаккатные звучания с форшлагами изображают прыжки кенгуру. 7-Аквариум - фр. Aquarium. Флейта, стеклянная гармоника, струнные, фортепиано. Звучание флейты, играющей мелодию, оттеняется «булькающими» звучаниями и глиссандо у фортепиано и стеклянной гармоники, создавая картину аквариума. 8-Персонажи с длинными ушами - фр. Personnages à longes oreilles. Скрипки чередованием очень высоких и очень низких звуков изображают ослиный крик. 9-Кукушка в глубине леса - фр. Le coucou au fond des bois. Кларнет и два фортепиано. На фоне размеренных аккордов у фортепиано, изображающих лес, кларнет (который, согласно указанию автора, должен находиться за кулисами) периодически играет два «кукующих» звука. 10-Птичник - фр. Volière. Флейта, струнные и два фортепиано. На фоне «шелестящего» тремоло у струнных флейта играет мелодию c трелями и скачками, изображая птичье пение. Пианисты - фр. Pianistes. Два фортепиано в сопровождении струнных играют гаммы и упражнения в стиле Ганона или Черни. Эта часть без перерыва переходит в следующую. Ископаемые - фр. Fossiles. Кларнет, ксилофон, два фортепиано и струнные. Сен-Санс цитирует собственную симфоническую поэму «Пляска смерти», детские песенки «Ah! vous dirai-je, maman» и «Au clair de la lune», а также каватину Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник». Лебедь - фр. Le Cygne. Виолончель и два фортепиано. Певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней. На музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает ― но не возражал против неё. Финал - фр. Finale. Исполняет весь ансамбль. Весёлая и лёгкая главная тема перемежается мотивами из предыдущих частей.




Top