Синтаксис SASS. Препроцессор Sass. Полное руководство и зачем он нужен

Привет, друзья!

Это подробное руководство по препроцессору Sass для начинающих. Здесь мы познакомимся с препроцессором Sass, его преимуществами, синтаксисом и рассмотрим возможности использования на примерах.

Класснуть

Плюсануть

Запинить

Спонсор выпуска - хостинг партнер: partnerwp.ru

Все Sass/CSS примеры и настроенный Gulp проект для данного урока вы можете скачать с GitHub .

Sass - это один из наиболее развитых и стабильных CSS препроцессоров, а также один из самых популярных препроцессоров у профессионалов.

Преимущества Sass

  • Совместимость с различными версиями CSS, благодаря которой вы можете использовать любые CSS библиотеки в вашем проекте;
  • Огромное количество разнообразных функций на любой случай жизни. Таким богатым функционалом могут похвастаться немногие CSS препроцессоры;
  • Sass - это один из самых старых CSS препроцессоров, вобравший большой опыт за долгие годы своего существования;
  • Замечательная возможность использовать Sass фреймворки, упрощающие жизнь разработчику. Один из таких фреймворков - Bourbon, который мы используем в некоторых выпусках Джедая верстки при написании Sass;
  • Синтаксис. Вы можете выбрать один из двух синтаксисов, который вам ближе - упрощенный (SASS) и развернутый CSS-подобный (SCSS).

Когда я только знакомился с CSS препроцессорами, мне, как и многим другим начинающим веб-разработчикам, была не до конца понятна сама идея использования CSS препроцессоров. Зачем делать дополнительную прослойку, использовать какие-то инструменты, усложнять CSS, думал я. Но со временем начал понимать, что изо дня в день написание CSS становилось пыткой, серой рутиной, многие действия приходилось повторять, копировать селекторы, свойства и даже целые блоки CSS кода для достижения необходимого результата. Сегодня, на примерах, я покажу вам, как можно упростить работу, используя препроцессор Sass, разнообразить разработку и даже немного поразвлечься при написании каких-то более или менее сложных функций.

Настройка окружения

В качестве окружения для работы с Sass в этом уроке, как и в других наших уроках, мы будем использовать версию Sass для таск-менеджера Gulp (gulp-sass ). Для использования оригинальной Ruby версии или компиляции Sass посредством специального ПО, вы можете ознакомиться с инструкциями на оф. сайте . Данный урок носит преимущественно практический характер, поэтому останавливаться на возможных вариантах подключения к проекту не будем, подключим Sass наиболее популярным способом, используя Gulp.

Убедитесь, что у вас установлена последняя версия Node.js и Gulp. Если Node.js не установлен, скачайте его и установите . После установки Node.js установите gulp командой "npm i -g gulp" (Windows) или "sudo npm i -g gulp" (Linux, OS X). Почитать: .

Npm i --save-dev gulp gulp-sass

Var gulp = require("gulp"), // Подключаем Gulp sass = require("gulp-sass"); // Подключаем Sass пакет gulp.task("sass", function() { // Создаем таск "sass" return gulp.src(["sass/**/*.sass", "sass/**/*.scss"]) // Берем источник.pipe(sass({outputStyle: "expanded"}).on("error", sass.logError)) // Преобразуем Sass в CSS посредством gulp-sass .pipe(gulp.dest("css")) // Выгружаем результата в папку css }); gulp.task("watch", function() { gulp.watch(["sass/**/*.sass", "sass/**/*.scss"], ["sass"]); // Наблюдение за sass файлами в папке sass }); gulp.task("default", ["watch"]);

Обратите внимание на строку 6 - здесь мы используем один из стилей вывода в результирующий файл: nested - вложенный, по умолчанию; expanded - развернутый; compact - компактный, когда селектор и его свойства в фигурных скобках выводятся в одну строку; compressed - сжатый. Кроме того, благодаря обработке .on("error", sass.logError) , если возникнет ошибка, нам не придется перезагружать команду выполенния Gulpfile и мы будем видеть, в какой строке Sass файла у нас ошибка. В примерах я буду использовать стиль вывода expanded для наглядности.

У вас должна быть следующая структура проекта в вашей файловой системе:

  • myproject/
    • css/
      • common.css
    • sass/
      • common.sass
    • node_modules/
    • gulpfile.js
    • package.json

Запускаем выполнение Gulpfile командой gulp в терминале папки проекта.

Здесь мы берем все Sass файлы из директории sass/ вашего проекта и выгружаем готовый CSS результат в папку css/ . Кроме того, здесь мы устанавливаем наблюдение watch за изменениями в Sass файлах и автоматическую компиляцию в CSS, если такие изменения имеют место быть. Результирующий css файл подключается в верстку.

Если вам что-то не понятно по настройке Gulp пакетов в данном примере, прочтите руководство Gulp .

После того, как наше окружение настроено и Sass успешно преобразуется в CSS при сохнанении *.sass файлов в директории sass/ , можно спокойно продолжать обучение и выполнять примеры, которые мы будем сегодня разбирать, на практике.

Синтаксис Sass

Есть 2 варианта написания Sass, 2 синтаксиса: SASS и SCSS. Самый старый вариант написания Sass - это синтаксис отступов . Именно этот вариант написания мы будем использовать в нашем уроке. Расширение файлов для такого синтаксиса - *.sass . Второй вариант - это синтаксис, расширяющий синтаксис CSS , Sassy CSS. SCSS пишется как обычный CSS, но расширен дополнительными возможностями Sass. Расширение файлов с SCSS синтаксисом - *.scss .

Очень важно! Синтаксис отступов требует очень четкого соблюдения отступов у вложенных свойств и если у вас возникают ошибки при запуске Gulp или неявные ошибки без указания строки в консоли - скорее всего, ошибка именно в неправильных отступах. Еще важная деталь - если у вас в качестве отступов используются табы, компилятор выдаст ошибку при попытке конвертировать Sass, в котором помимо табов, также, исвользуются пробелы в качестве отступов. Либо вы используете только табы, либо только пробелы.

SASS и SCSS синтаксис:

SASS - синтаксис отступов SCSS - синтаксис расширения
$font-stack: Helvetica, sans-serif $primary-color: #333 body font: 100% $font-stack color: $primary-color $font-stack: Helvetica, sans-serif; $primary-color: #333; body { font: 100% $font-stack; color: $primary-color; }

Кроме базовых правил написания (фигурные скобки, точка с запятой в конце строк), SASS и SCSS различаются также написанием некоторых функций. Так что будьте внимательны при использовании каких-либо примеров из интернета, проверяйте, какой именно синтаксис используется. Если довольно большой пример из интернета выполнен в SCSS стиле, а ваш проект написан в SASS, вы можете его импортировать в ваш основной файл, не меняя синтаксис и расширение файла посредством директивы @import , например, если вы скачали файл carousel.scss , то можете подключить его в ваш main.sass строкой @import "carousel" . Также можно поступить в обратной ситуации, когда необходимо импортировать *.sass файлы в файл main.scss. В нашем примере с Гитхаба, мы импортируем все _x.x.sass файлы в один common.sass , где x.x - это номер заголовка примера из данной статьи.

Мы будем использовать синтаксис отступов.

1. Расширение возможностей CSS с помощью Sass

1.1 Правила вложения

Sass дает разработчикам замечательную возможность использовать вложение одних CSS правил в другие, тем самым сокращая время на написание/копирование длинных селекторов и делая код более структурированным, с четкой иерархией.

1.2 Привязка к родительскому селектору

Если вы хотите расширить селектор, не создавая нового правила, вы можете привязать к готовому селектору дополнительные селекторы, используя знак & . Внешне это выглядит как создание дочернего селектора в иерархии, но с использованием & , мы расширяем именно родительский селектор, а не создаем дочерний.

Обратите внимание на правило body.firefox & , которое позволяет нам получить новую цепочку от любого элемента до текущего, если установить в конце & .

Кроме того, привязку к родителю можно использовать для создания составных селекторов:

1.3 Вложенные свойства

Для удобства, вы можете разбивать суффикс пространства имен свойства на вложения. Например, margin -top, margin -bottom, margin -left, margin -right имеют общую основу margin и могут быть разбиты на вложения следующим образом:

1.4 Селекторы-шаблоны

Иногда возникает ситуация, когда несколько элементов на странице используют одинаковую CSS базу, одинаковый набор свойств, характерный только для них. Данные базовые CSS правила можно оформить в виде селектора-шаблона для использования в нескольких местах Sass. Селекторы-шаблоны выводятся посредством директивы @extend .

2. SassScript

SassScript позволяет значително расширить возможности Sass за счет использования пользовательских переменых, арифметических и прочих функций. SassScript может быть использован для автоматической генерации новых селекторов и свойств.

2.1 Переменные в Sass

Это действительно замечательная возможность - определять переменные, которые можно использовать в любом месте вашего Sass файла. Цвета, дефолтные значения, единицы, все это можно взять в переменную и использовать в дальнейшем. Переменная определяется так: $название: значение .

2.2 Операции с числами и строками + интерполяция

Sass дает возможность использовать стандартные арифметические операции над числами, такие как сложение (+), вычитание (-), деление (/) и остаток от деления по модулю (%). Операторы сравнения (<, >, <=, >=, ==, !=) также поддерживаются для чисел.

Кроме того, в Sass есть возможность конкатенировать (соединять) строки.

Как видим из примера $summ: 10 + 20 / 2 , соблюдается приоритет в выполнении арифметических операций - сначала деление, потом сложение. Для определения порядка действий, можно использовать круглые скобки, как в математике. Обратите внимание, что при сложении 12px + 8px , мы получим 20px .

Обратите также внимание на строки 2 и 9, здесь мы используем интерполяцию для размещения динамических значений в любом месте Sass файла, в том числе и в месте, где у нас идет название свойства, название селектора или в любой строке.

Интерполяция - это получение нового значения, используя другие.

Чаще всего интерполяция в Sass используется для получения нового значения переменной, благодаря "интегрированию" в значение другой переменной, посредством конструкции #{} , например:

Вы не можете просто взять и вставить в строку переменную, без использования интерполяции, как например, это можно сделать в PHP, в двойных кавычках. Обязательно используйте интерполяцию в переменные.

2.3 Операции с цветами

Цвета в Sass можно складывать, вычетать, делить и умножать. Все арифметические операции выполняются для каждого цвета отдельно: красного, зеленого и синего.


Обратите внимание, что при сложении rgba цветов, последний параметр непрозрачности 0.75 не должен отличаться от других в выражении, иначе произойдет ошибка сложения. Вместо этого, можно регулировать альфа-канал rgba, используя opacify и transparentize или управлять непрозрачностью HEX цвета, посредством функции rgba.

3. Директивы и правила

3.1 @import

Вы можете импортировать в ваш Sass файл sass , scss и css файлы с помощью директивы @import , при этом все миксины и переменные будут работать в основном файле, в который происходит импорт.

@import сработает как обычный CSS @import, если:

  • в пути к файлу присутствует http:// ;
  • файл вызывается через url() ;
  • или в импорте присутствуют медиапараметры.

Для того, чтобы другой файл был полноценно импортирован в основной Sass файл, необходимо, чтобы расширение файла было *.sass , *.scss или *.css .

Давайте рассмотрим некоторые примеры.

Следующие файлы импортированы не будут :

Следующие файлы будут импортированы:

Внимание! В новых версиях gulp-sass для импорта CSS файлов в Sass необходимо указывать расширение.css

Возможен импорт нескольких файлов, через запятую: @import "header", "media" .

Файлы, которые начинаются с нижнего подчеркивания, называются фрагменты и при импорте не требуют указания подчеркивания и расширения. Например, файл _header.sass можно импортировать так: @import "header" .

Обратите внимание, что импорт происходит в том месте, где вы указываете директиву @import . Соответственно, есть возможность делать вложенный импорт в том месте, где это необходимо:
#main @import "example"

3.2 @at-root

Директива @at-root поднимает содержимые в ней правила в корень, отменяя цепочку от родителя. Тут все просто:

Мы рассмотрели не все директивы, которые есть в Sass, а только самые используемые на практике. Если вас интересует более глубокое изучение Sass директив, обратитесь к документации .

4. Выражения

Sass поддерживает использование выражений и функций для различных условий, реализации циклов и т.д.

4.1 Директива @if()

Директива @if() позволяет осуществить выполнение SassScript с определенными условиями и имеет следующий синтаксис:

4.2 Директива @for

@for выводит блок со стилями определенное количество раз. Во время выполнения можно задать переменную-счетчик.

Вы можете указать through вместо to, если требуется пройтись от 1 до 11 включительно, а не только до 10, как в примере.

4.3 Директива @each

Если требуется пройтись по списку значений, а не просто чисел, можно использовать директиву @each :

4.4 Директива @while

@while циклично выводит блоки стилей, пока выражение является true .

5. Миксины

Миксины - блоки Sass кода (или примеси-шаблоны), которые могут принимать аргументы (опционально) и позволяют значительно расширить возможности написания стилей и сократить затраты времени на применении однотипных правил и даже целых CSS блоков. Это что-то вроде функции, которая может принять аргумент, выполнить огромный объем работы и выдать результат в зависимости от входного параметра.

Миксин объявляется директивой @mixin , после объявления должно быть указано имя миксина. Вызывается миксин директивой @include , которая принимает имя миксина и передаваемые аргументы, если такие имеют место быть.

Друзья, мы рассмотрели основные возможности Sass, которых достаточно для плодотворной работы с CSS стилями сайта. Некоторые директивы и возмоности не вошли в данное руководство, но если вам интересно узнать обо всех возможностях Sass, будет полезно.

Сразу отвечу на вопрос - как работать с Sass стилями на готовом сайте, неужели нужно править готовый CSS и заливать по FTP? Нет, так делать нельзя. Вы должны иметь локальную копию ваших Sass стилей или даже целого сайта и после окончания работы деплоить (выгружать) по FTP готовые стили. Для этого, вы можете использовать Gulp пакет vinyl-ftp . Или настроить Sass окружение на вашем сервере для компиляции загружаемых по FTP/sFTP файлов.

На сегодня всё. Спасибо за внимание!

Sass позволяет правилам css, быть вложенными друг в друга. Внутреннее правило применяется только в пределах внешнего селектора правила. По другому тут никак не перевести, фраза умная, на деле же все проще, просто посмотрите пример:

Scss - файл

#main p {

color : #00ff00 ;

width : 97% ;

Redbox {

background-color : #ff0000 ;

color : #000 ;

Скомпилированный CSS

1 2 3 4 5 6 7 8

#main p {

color : #00ff00 ;

width : 97% ;

#main p .redbox {

background-color : #ff0000 ;

color : #000 ;

Это помогает избегать повторения родительского селектора, и помогает гораздо проще воспринимать группу css слоев с большим количеством вложенных селекторов. Например:

Scss - файл

10 11 12

#main {

width : 97% ;

p , div {

font-size : 2em ;

font-weight : bold ;

pre {

font-size : 3em ;

Скомпилированный CSS

11 12 13 14

#main {

width : 97% ;

#main p ,

#main div {

font-size : 2em ;

#main p a ,

#main div a {

font-weight : bold ;

#main pre {

font-size : 3em ;

Ссылка на родитель селекторов (&)

Не понятно почему разработчики sass-а так это назвали. Вообще, если по простому, то это можно назвать ссылкой на самого себя. Если я не ошибаюсь, то в less-ой документации это так и называется (напомню, less многие вещи брал из sass-а, данную конструкцию он тоже позаимствовал). Многие наверно зададутся вопросом, а для чего это нужно? Начнем с того, что без данной конструкции невозможно бы было реализовать ни один псевдокласс. Или другой пример, нам нужно предусмотреть другие стили элемента в зависимости от того какой класс имеет body html документа. Покажу на примере из официальной документации.

Scss - файл

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

font-weight : bold ;

text-decoration : none ;

&:hover {

text-decoration : underline ;

body .firefox & {

font-weight : normal ;

Скомпилированный CSS

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

font-weight : bold;

text-decoration : none ;

a :hover {

text-decoration : underline ;

body .firefox a {

font-weight : normal ;

Я думаю с псевдоклассами все понятно. Давайте поподробнее рассмотрим строчку body.firefox & . Что здесь происходит? Если ссылка на самого себя появляется за каким-то элементом (тут может быть как одиночный html элемент, так и класс, id-ик, абсолютно не важно), то это говорит компилятору что такое его расположение отменяет стандартную вложенность элементов. Компилятор выбьет такой элемент из стандартного потока. Если посмотреть на пример выше, то может сложиться ощущение, что будет скомпилирована css-ка в которой будет a body.firefox a , но нет. Ссылка на самого себя идет за элементом с классом, поэтому компилятор сгенерит body.firefox a (стандартная вложенность элементов отменена). Это достаточно фундаментальная вещь, и это нужно понимать. Новички которые только-только перешли на какой-нибудь препроцессор не совсем понимают как работает ссылка на самого себя, и частенько пишут код который не работает. Это просто нужно запомнить.

Scss - файл

1 2 3 4 5 6 7 8 9

#main {

color : black ;

font-weight : bold ;

&:hover {

color : red ;

Скомпилированный CSS

1 2 3 4 5 6 7 8 9

#main {

color : black

#main a {

font-weight : bold ;

#main a:hover {

color : red ;

В примере выше видно, что ссылка на самого себя &:hover вложена в #main и вложена в a , она стоит отдельно, перед ней нет никаких элементов, поэтому срабатывает стандартная вложенность и компилятор сгенерит #main a:hover .

В разные времена мир преживал технические революции. Это происходило скачками. Грубо говоря бронза, и бац, наступил железный век. Сейчас мы не знаем кто изобрел колесо или плуг, но в то время эти открытия носили революционный характер и изменили жизнь как отдельных людей, так и всего человечества. В жизни веба, если взять конкретнее, то в жизни верстальщиков, были три нововведения которые изменили их жизнь, притом изменили ее кардинально. Первое это конечно же каскадные таблицы стилей, но это было на заре веба. Второе это jquery, теперь путешествие по DOM модели стало простым и удобным, плюс разные эффекты. И третье, это уже более современное время, это БЭМ. Согласитесь круто написать что-то один раз, а потом без проблем использовать это на разных проектах. Следующая конструкция языка sass поможет вам в этом.

Scss - файл

1 2 3 4 5 6

#main {

color : black ;

&-sidebar {

border : 1px solid red ;

Скомпилированный CSS

1 2 3 4 5 6

#main {

color : black ;

#main-sidebar {

border : 1px solid red ;

Я брал пример из документации. В реальной жизни согласно БЭМ это будет не id-ик #main а .main , но суть от этого не изменится. Приведу простой

Статья "SASS для дизайнеров и не только" за 2013-02-21 переименована в "Синтаксис SASS " и обновлена (2014-02-17)

Sass - это препроцессорный язык; препроцессоры компилируют СSS код, который мы пишем на процессорном языке (SASS) в чистый CSS код.

Документация SASS ориентирована скорее на программистов, поэтому дизайнеры не всегда охотно начинают работать с SASS. К тому же не всегда явно указываются преимущества использования SASS с точки зрения дизайнеров.

В этой статье я хочу охватить несколько простых принципов. Я не эксперт по SASS, но должен отметить, что использовать sass мудрое решение.

Так в чем эти преимущества? Вы сможете логически структурировать ваш код, тем самым вы ускорите сам процесс написания кода; существенно сократится количество повторов (в этом нам помогут переменные), код станет намного проще поддерживать. Язык SASS упрощает работу над проектом, и все равно, кто вы - программист или дизайнер. Это действительно так.

Переменные

В SASS название переменной начинается со знака доллара ($). Значения переменных идентичны значениям свойств CSS.

Начнем с основ, а именно с переменных. Рассмотрим переменные на основе следующего примера. Мы склонны использовать в документе несколько цветов. Как результат приходится писать снова и снова значения цвета в формате hex или rgb. Если мы захотим поменять какой-либо цвет, нам придется пройтись авто-заменой по всему документу. При этом мы не можем быть уверены, что не захватим ненужное значение.

A {color: #822733;} .summary {color: #822733;} .copyright {color: #822733;}

Например, вы можете иметь несколько правил, которые определяют темно-красный цвет у нужных селекторов. Язык SASS позволяет нам поступить следующим образом: в начале документа мы можем определить переменную с именем $brand-colour и затем в документе вместо самого значение ставить наименование переменной. Затем, если нам понадобится поменять цвет, достаточно всего лишь изменить значение у переменной $brand-colour и этим мы поменяем цвет у всех правил, которые используют переменную $brand-colour .

// Моя библиотека цветов SASS $brand-colour: #822733; a {color: $brand-colour;} .summary {color: $brand-colour;} .copyright {color: $brand-colour;}

Числовые значения у переменных

Переменные могут содержать не только строки, но и цифры, которыми вы можете манипулировать. Если вы используете сетки или ваш макет масштабируется в зависимости от конкретных значений, то вы, вероятно, используете эти значений повсеместно в вашем стилевом файле. Например, если вы постоянно используете значение в 10px , то вы можете определить переменную, например, $unit = 10px . Эту переменную можно неоднократно использовать в вашем коде. Вместо имени переменной, как обычно, подставится значение (10px).

Но что делать, если вам потребуется удвоить значение переменной? Например, вы хотите в два раза увеличить нижнее поле у элемента. Используя SASS, вы можете добавить простую математику (+ , - , * , / , %), например, для нашего случая:

$unit = 10px; h1, h2, h3 { margin-bottom: $unit;} p { margin-bottom: $unit;} aside { margin-bottom: $unit*2; /* 20px */} footer{ margin-top: $unit*4; /* 40px */}

Примеси

Примесь можно сравнить с повторяющимся в коде блоком объявлений. Это кусок кода, который вы можете использовать где угодно в документе. Вы не только исключите лишние повторения, но и сделаете код более чистым, так как избавитесь от необходимости использовать один и тот же класс к разным элементам.

Например, у вас на сайте есть разделитель, который вы используете довольно часто. Например, вы можете им разбивать основные блоки (например, articles и header) или четные параграфы. Разделитель имеет нижний отступ, нижнее поле, рамку и тень.

Чтобы создать разделитель вы можете к элементу добавить класс.shadow-border . Но это существенно "загрязнит" ваш html и css файл.

Shadow-border { border-bottom: 1px solid #a4a4a4; -webkit-box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); padding-bottom: 20px; margin-bottom: 40px; }

Если вы хотите корректную структуру в css файле и чистую html-разметку, вам нужно добавить вышеприведенное правило соответствующим html-элементам. Стоит отметить, если элементов с разделителем много, это существенно "испортит" стилевой файл, что затруднит поддержку стилевого файла.

Header, article, p.intro { border-bottom: 1px solid #a4a4a4; -webkit-box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); padding-bottom: 20px; margin-bottom: 40px; }

Используя @mixin , вы можете определить имя для блока объявлений. Это имя не должно быть связано ни коим образом с вашим HTML.

@mixin shadow-border { border-bottom: 1px solid #a4a4a4; -webkit-box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); padding-bottom: 20px;margin-bottom: 40px;}

Затем, чтобы подключить примесь к элементу, вам потребуется просто подключить имя примеси: @include shadow-border;

@mixin shadow-border { border-bottom: 1px solid #a4a4a4; -webkit-box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); padding-bottom: 20px;margin-bottom: 40px;} article { @include shadow-border;} header { @include shadow-border;} p.intro { @include shadow-border;}

Выглядит неплохо.

Параметры для примесей

Параметры для примесей задаются в круглых скобках, следующих за названием примеси; контент примеси помещается в фигурные скобки.

@mixin border-radius($radius: 1px) { -webkit-border-radius: $radius; -moz-border-radius: $radius; border-radius: $radius; } /* USE */ .example-class{ background-color: #900; @include border-radius(20px); }

Вложение примесей

Иногда очень удобно иметь возможность вложить одну примесь в другую. Например, нам нужно добавить примесь к уже существующей примеси:

$border-colour: #a4a4a4; $unit: 10px; @mixin subtle-shadow { -webkit-box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); } @mixin shadow-border { @include subtle-shadow; border-bottom: $unit/10 solid $border-colour; padding-bottom: $unit*2; margin-bottom: $unit*4;} article { @include shadow-border;} header { @include shadow-border;} p.intro { @include shadow-border;}

Вложения

Примеси не единственная вещь, которую вы можете вкладывать в селекторы CSS (или, что вернее, в блоки объявлений в sass-файле). В SASS вы можете вкладывать элементы друг в друга . Этим вы исключите повторяющиеся селекторы и упростите процесс чтения кода.

/* обычный CSS */ .module h3 { font-weight: bold;} .module p { padding-bottom: 10px;}

/* пишем на SASS */ .module { h3{ font-weight: bold;} p { padding-bottom: 10px;} }

Вложения и @media-запросы

Вложения становятся необычайно полезными при работе с медиа-запросами. Обычно, когда вы работаете с медиа-запросами, приходится создавать дополнительные стили под разные разрешения экрана, а иногда даже создавать отдельный стилевой файл.

/* окно просмотра - любое, включая браузеры которые не поддерживают @media */ article { font-size: 14px;line-height: 25px;} article h2 { font-size: 18px;padding-bottom: 15px;} /* для 300px окон просмотра и шире (mobile first) */ @media only screen and (min-width: 300px) { article {line-height: 20px;width: 90%;} article h2 { padding-bottom: 10px;} } /* для 600px окон просмотра и шире */ @media only screen and (min-width: 600px) { article {line-height: 25px;width: 80%;} article h2 { padding-bottom: 15px;} } /* для 900px окон просмотра и шире */ @media only screen and (min-width: 900px) { article {width: 60%;} } /* для 1200px окон просмотра и шире */ @media only screen and (min-width: 1200px) { article { font-size: 16px;line-height: 30px;width: 50%;} article h2 { font-size: 21px; line-height: 35px; padding-bottom: 20px;} }

SASS же позволит вам расположить, при помощи вложений, все медиа-запросы прямо внутри элементов. Этим вы сможете упростить поиск и правку стилей, затрагивающих адаптивную верстку.

Article { font-size: 14px;line-height: 25px; h2 { font-size: 18px; padding-bottom: 15px; } @media only screen and (min-width: 300px) { line-height: 20px; width: 90%; h2 { padding-bottom: 10px; } } @media only screen and (min-width: 600px) { line-height: 25px; width: 80%; h2 { padding-bottom: 15px;} } @media only screen and (min-width: 900px) { width: 60%; } @media only screen and (min-width: 1200px) { font-size: 16px;line-height: 30px; width: 50%; h2 { font-size: 21px; line-height: 35px; padding-bottom: 20px; } } }

Импортирование, оператор @import в SASS

Оператор @import
позволяет подключить содержимое стороннего CSS(SCSS)-файла в текущий CSS(SCSS)-файл.
@import не разрешается вставлять после любых объявлений кроме @charset или другого @import .

Чтобы подключить содержимое, например, _style_two.scss , необходимо писать так:

@import "style_two.scss"; /* подключаем без подчеркивания */

Важно : если подключать не конкретный файл, а папку, то css файлы не будут генерироваться для файлов начинающихся с _ .
Например, наличие файла style.scss приведёт к созданию style.css , а наличие файла _some.scss - нет. Таким образом, знак подчеркивания означает, что файл не является самостоятельной таблицей стилей и его можно лишь импортировать в другую таблицу стилей.

Циклы в SASS

Синтаксис оператора цикла (each) следующий: $var in . $var – имя переменной, и список значение переменной $var .
Вместо $var подставляется значения из , затем в стилевом файле выводится содержимое цикла (по количеству значений ).
Например:

SCSS

@each $animal in puma, sea-slug, egret, salamander { .#{$animal}-icon { background-image: url("/images/#{$animal}.png"); } }

Скомпилировано в:

CSS

.puma-icon { background-image: url("/images/puma.png"); } .sea-slug-icon { background-image: url("/images/sea-slug.png"); } .egret-icon { background-image: url("/images/egret.png"); } .salamander-icon { background-image: url("/images/salamander.png"); }

Оператор @extend

Часто возникает ситуация, когда один класс должен иметь все стили другого класса, помимо своих собственных стилей. Наиболее распространенное решение это использовать два класса; первый содержит общие стили, второй – специфичные.

Оператор @extend позволяет избежать этих проблем, обеспечивая возможность одному селектору наследовать стили от другого селектора. Например:

SCSS

.error { border: 1px #f00; background-color: #fdd; } .error.intrusion { background-image: url("/image/hacked.png"); } .seriousError { @extend .error; border-width: 3px; }

Скомпилировано в:

CSS

.error, .seriousError { border: 1px #f00; background-color: #fdd; } .error.intrusion, .seriousError.intrusion { background-image: url("/image/hacked.png"); } .seriousError { border-width: 3px; }

Перевод статьи: The Absolute Beginner’s Guide to Sass.
Andrew Chalkley.

Что такое SASS?

SASS является аббревиатурой от Syntactically Awesome Stylesheets — метаязык на основе CSS, название которого можно перевести как «CSS c превосходным синтаксисом» , разработанный Хемптоном Кэтлином (Hampton Catlin).

Он является средством упрощения процесса формирования CSS стилей, позволяющим значительно облегчить задачу разработки и последующего обслуживания кода.

Приходилось ли вам, к примеру, когда-нибудь, угождая определенному нерешительному клиенту, заниматься просмотром всего содержимого файла стилей для того чтобы отыскать определенное HEX-значение цвета с целью его замены на другое? Или же обращаться к не всегда находящемуся под рукой приложению-калькулятору, чтобы просчитать ширину колонки для многоколоночного шаблона?

В распоряжении SASS имеются средства, которые избавят вас от подобной рутины. К ним можно отнести переменные , миксины , вложенность и наследование селекторов .

В принципе, код SASS похож на CSS, но основной отличительной чертой, которая сразу же бросается в глаза является отсутствие точки с запятой после каждой пары свойство-значение и фигурных скобок.

В качестве примера возьмем следующий фрагмент CSS кода:

#skyscraper_ad
{
display: block;
width: 120px;
height: 600px;
}

#leaderboard_ad
{
display: block;
width: 728px;
height: 90px;
}

Который эквивалентен вот такому SASS:

#skyscraper_ad
display: block
width: 120px
height: 600px

#leaderboard_ad
display: block
width: 728px
height: 90px

В SASS для обозначения вложенности фрагментов кода используется интервал (отступ в начале следующей строки) равный двум пробелам. (*В последнем сниппете для наглядности я выделил эти пробелы красным фоном. )

Теперь, имея представление о том, как создается SASS код, давайте рассмотрим те вопросы, которые делают его таким превосходным .

Переменные.

В SASS для объявления переменной необходимо перед ее именем использовать символ доллара $ . И если имя вашей переменной, допустим, red , то после двоеточия мы можем указать соответствующее ей вот такое значение:

В SASS предусмотрены встроенные функции типа darken и lighten , которые можно использовать для модифицирования значений подобного типа переменных.

Так, в следующем примере цвет шрифта в параграфах будет тоже красным, но темнее, чем используемый в h1 заголовках:

$red: #FF4848
$fontsize: 12px
h1
color: $red

p
color: darken($red, 10%)

С переменными вы можете производить арифметические действия, такие как сложение и вычитание, при условии, что используемые для этого значения имеют один и тот же тип данных. Если, к примеру, нам необходимо применить более темный оттенок, то все что нам нужно сделать, это вычесть из уже используемого в коде значения цвета, хранящегося в переменной, небольшое шестнадцатеричное HEX-значение, равное, скажем, #101 . Это же касается и случая, когда необходимо изменить значение размера шрифта, допустим, увеличить на 10 пикселей, для этого мы просто прибавляем недостающие пиксели:

p.addition_and_subtraction
color: $red — #101
font-size: $fontsize + 10px

Вложенность.

В SASS вложенность бывает двух типов.

Вложенность селекторов.

Это первый тип вложенности, который схож с тем, какой используется для структурирования HTML кода:

$fontsize: 12px

Speaker
.name
font:
weight: bold
size: $fontsize + 10px
.position
font:
size: $fontsize

Если вы взгляните на сгенерированный в результате CSS код, то какие-либо комментарии будут излишни. Путем вложенности класса .name в класс .speaker (*тем же способом — с помощью двух пробелов в начале следующей строки ) создается CSS селектор .speaker.name . Это же касается и следующего имени класса .position , расположенного после декларирования свойств для первого селектора, в результате вложенности которого образуется второй селектор .speaker.position :

Speaker.name {
font-weight: bold;
font-size: 22px; }
.speaker.position {
font-size: 12px; }

Вложенность свойств.

Второй тип вложенности позволяет структурировать свойства с одним префиксом (* font-family , font-size , font-weight или border-style , border-color , border-radius и т.д. ):

$fontsize: 12px

Speaker
.name
font:
weight: bold
size: $fontsize + 10px
.position
font:
size: $fontsize

В представленном выше примере мы используем объявление родительского, универсального свойства font: и далее на новой строке после двухпробельного отступа указываем вторую часть свойства, которая обычно находится после дефиса.

То есть если мы укажем свойство font: , на следующей строке после двух пробелов свойство weight: , то в результате это будет эквивалентно хорошо знакомому нам свойству font-weight .

Speaker.name {
font-weight: bold;
font-size: 22px; }
.speaker.position {
font-size: 12px; }

В модуле обеспечивается поддержка всех дефис-содержащих свойств.

Такого рода вложенность является замечательным способом организации и структурирования вашего CSS кода и позволяет избежать его нежелательного повторения. (*DRY — «Don’t Repeat Yourself» — «Не повторяйтесь». Ситуации, когда при CSS форматировании определенных элементов их стили повторяются и/или переопределяются в других местах, что усложняет читабельность и обслуживание кода ).

Миксины.

Еще одной прекрасной возможностью SASS являются миксины .

Миксины позволяют вам повторно использовать целые фрагменты SASS кода и при необходимости даже передавать им аргументы. И что немаловажно, вы также можете указывать их исходные значения.

Для того чтобы определить миксин используйте специально зарезервированное в SASS ключевое слово @mixin , а после него укажите выбранное вами имя миксина. Если есть необходимость в аргументах, то перечислите их в круглых скобках. Значения, устанавливаемые для аргумента по умолчанию, указываются при определении миксина через двоеточие. (*Другими словами, миксины представляют собой CSS функции. )

Процедура использования миксинов очень проста – после ключевого слова @include укажите имя нужного миксина и перечислите в скобках необходимые параметры, если таковые имеются.

Взгляните на следующий пример:

@mixin border-radius($amount: 5px) /* определяем миксин */
-moz-border-radius: $amount
-webkit-border-radius: $amount
border-radius: $amount

h1 /* используем миксин */
@include border-radius(2px)

Speaker
@include border-radius

Этот SASS после компиляции будет преобразован в представленный ниже CSS код:

h1 {
-moz-border-radius: 2px;
-webkit-border-radius: 2px;
border-radius: 2x; }

Speaker {
-moz-border-radius: 5px;
-webkit-border-radius: 5px;
border-radius: 5px; }

Для заголовка h1 мы явно указали значение радиуса закругления углов границы, но для элемента с именем класса .speaker мы этого не делали, поэтому было взято дефолтное значение 5px.

Наследование селекторов.

Другой превосходной особенностью SASS синтаксиса является способность селекторов наследовать все стили, определенные для других селекторов. Чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо использовать ключевое слово @extend , после которого указать селектор, все свойства которого вы хотите унаследовать:

h1
border: 4px solid #ff9aa9

Speaker
@extend h1
border-width: 2px

Что будет скомпилировано в:

h1,.speaker {
border: 4px solid #ff9aa9; }

Speaker {
border-width: 2px; }

(*Заметьте, декларация border: 4px solid #ff9aa9; не повторяется в рамках правила с селектором .speaker , а вместо этого к первому правилу добавляется второй селектор. Другими словами, дублирования кода нет. )

Попробуйте SASS в действии.

Онлайн.

Вы можете познакомиться с SASS онлайн без предварительной установки модуля на свой локальный компьютер.

Но до того, как вы начнете экспериментировать, в нижней области страницы выберите опцию «Indented Syntax» .

Установив на ПК.

Сам SASS является приложением (gem ) платформы Ruby. Поэтому для его установки без предварительной инсталляции самой платформы и менеджера пакетов этого языка программирования RubyGems не обойтись. После успешной установки самой платформы и менеджера выполните в консоли следующую команду:

gem install sass

SASS модуль может быть использован как инструмент конвертирования ваших SASS файлов в файлы CSS формата в режиме командной строки.

Это можно, к примеру, сделать, введя следующую команду:

sass --watch sass_folder:stylesheets_folder

Где sass_folder — это путь к папке, содержащей SASS файлы (то есть с расширением.sass), а stylesheets_folder — путь к папке, в которой будут сохраняться получающиеся после компиляции, результирующие CSS файлы. Команда --watch сообщает модулю, что он должен следить (watch ) за любыми изменениями в указанной папке и если таковые имеются, то после их сохранения конвертировать исходные.sass файлы в эквивалентные им.css файлы.

Обратное конвертирование CSS в SASS.

Вы можете начать использование SASS с того, что сконвертируете стили, используемые в своих уже функционирующих проектах в этот формат с помощью утилиты "sass-convert".

Для этого в командной строке ведите путь к папке, содержимое которой необходимо конвертировать (*то есть просто перейдите в нужную директорию, в которой находятся исходные файлы ). После чего запустите упомянутую выше утилиту и сообщите ей следующие параметры:

sass-convert --from css --to sass –R.

Где флаг -R задает рекурсивный способ выполнения операции. А следующая за ним точка . означает, что получаемые в результате конвертации.sass файлы будут сохранены в текущей директории. (*При необходимости вместо точки можно указать путь к папке, в которой нужно сохранить результирующие файлы. )

27.07.2017

Эта серия туториалов по SASS предназначена для начинающих и опытных разработчиков. Это первая из четырех частей обучающих статей, в которой вы познакомитесь с этим препроцессором, установите его и узнаете о некоторых функциях.

Что такое SASS?

SASS (Syntactically Awesome Style Sheets) - один из самых популярных . Он представляет собой набор функций для CSS, которые позволяют кодить быстрее и эффективнее. SASS поддерживает интеграцию с Firefox Firebug. SassScript позволяет создавать переменные, вложенные стили и наследуемые селекторы.

SASS позволяет быстро и просто писать меньше (иногда значительно меньше) CSS кода и динамично управлять им как языком программирования (кстати, это не язык программирования). Это отличный инструмент для написания более функционального и чистого CSS, который может ускорить рабочий процесс любого дизайнера и разработчика.

Зачем нужен SASS?

Большинство фронтенд фреймворков, включая Bootstrap, Materialize и Foundation, созданы с помощью этого отличного препроцессора. Знание SASS поможет вам использовать больше функций этих фреймворков.

Как использовать SASS?

Существует много приложений, которые позволяют легко и быстро начать использовать SASS: CodeKit, Compass, Koala и т.д. Вы узнаете о них в других частях туториала. В этой главе мы не будем использовать никаких приложений или инструментов кроме тех, которые необходимы для запуска SASS на компьютере. Вам не придется волноваться об операционной системе, потому что всё будет понятно всем пользователям.

Скачивание и Установка SASS

Установить SASS можно только на машину, на которой уже есть Ruby:

  • Ruby предустановлен на Mac, так что вы можете сразу установить Sass Macintosh;
  • Если вы работаете на Windows, то вам необходимо сначала скачать Ruby ;
  • Ruby на Linux можно скачать через систему управления пакетами (apt package manager), rbenv или rvm.

После установки Ruby на вашу машину можно установить SASS. Давайте откроем командную строку Ruby и установим SASS на вашу систему:

Gem install sass

Если команда выше не сработает, то вам, возможно, придется использовать sudo команду:

Sudo gem install sass

Если вы хотите проверить версию SASS используйте следующую команду:

SASS установлен. Давайте создадим папку проекта и назовем ее sass-basic. Создайте базовый html файл со следующим кодом:

My First SASS Project

My First SASS Project

Hello friend I am learning SASS and it"s really awesome.

Body{ text-align: center; } h1{ color: #333; } p{ color: #666; }

Теперь нужно компилировать этот файл используя командную строку/терминал. Давайте откроем командную строку в той же директории (возможно, придется использовать командную строку Ruby, если обычная командная строка не работает). Вбейте следующее и нажмите Enter:

Sass --watch style.scss:style.css

Вы заметите, что сгенерировались новые файлы: style.css и style.css.map. Стоит отметить, что не нужно трогать map файл, также как и.css файл. Если вы хотите внести какие-то изменения, то это можно сделать через style.scss. Вам не понадобится повторять этот процесс при каждом изменении стилей. Компиляция SASS будет работать автоматически при внесении изменений в.scss файл.

В следующей главе мы рассмотрим SASS переменные, и почему они являются самой полезной функций SASS (и в любом другом CSS препроцессоре).




Top