Примеры кейсов - самое интересное в блогах. Использование кейс технологий на уроках обж

Цель урока:

Планируемые результаты:

Личностные:

Метапредметные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

Предметные:

Просмотр содержимого документа
«Пожары в жилище с использованием метода кейса»

МБОУ «СОШ № 16 имени Д.М. Карбышева»

Предмет ОБЖ

5 класс

Выполнила: Самойлова С.В.,

учитель ОБЖ

г. Черногорск, 2015 г.

Цель урока: создание условий для овладения правилами безопасного поведения, развитие практических навыков и логического мышления учащихся на уроках ОБЖ через метод кейсов.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Метапредметные:

Регулятивные:

1.умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Коммуникативные:

1.умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности

2.умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Познавательные:

1. умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы

2.умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

3.владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности

4.умение правильно действовать в случае пожара в доме;

5.умение эвакуироваться из горящего здания.

Предметные:

1. знание основных причин и последствий пожара;

2. знание основных поражающих факторов пожара;

3. знание основных мер пожарной безопасности в быту и правил поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим об одной из самых распространенных опасных ситуаций, которая может случиться в жилище. А сделаем мы это вместе с героями стихотворения “Кошкин дом”.

Помните?!

Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся Кошкин дом!
Загорелся Кошкин дом,
Идет дым столбом!

Кто попытается сформулировать тему урока? Итак, тема урока: «Пожары в жилище».

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Давайте назовем причины, по которым мог возникнуть пожар в доме кошки. Назовите наиболее частые причины пожаров.

Детские шалости с огнем;

Короткое замыкание в электросети;

Оставленные включенными без наблюдения утюг и другие электроприборы;

Неосторожное обращение с открытым огнем, свечами, бенгальским огнем возле новогодней елки, на балконе;

Чистка одежды бензином, использование бензина для разжигания печки (на даче);

Курение в постели, в сарае, на сеновале;

Брошенная в траву, в урну непотушенная спичка или сигарета;

Оставленные без контроля горящая свеча, газовая горелка;

Отсутствие контроля в зоне сварочных работ в течение пяти часов после их завершения;

Перегрев телевизора, его запыленность и размещение в нише мебельной стенки;

Хранение на балконе или в теплых помещениях пороха, лаков, красок, других легковоспламеняющихся жидкостей; попадание на балкон непотушенных окурков и спичек с верхних этажей;

Сушка предметов одежды, разогревание красок и лаков над газовой плитой;

Близкое размещение бумажных абажуров, газет, синтетических и других горючих материалов к лампам, печкам, электрокаминам;

Неосторожность в обращении с фейерверками, хлопушками, петардами; большое число мощных электроприборов, включенных в одну розетку, использование тройников.

По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. В наказание Зевс велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день прилетал к Прометею большой орел и клевал ему печень. Так продолжалось тысячелетия. Столь дорогая плата требует внимательного и бережного отношения к огню. В древние времена зажечь огонь было тяжело, и люди постоянно поддерживали его в костре или очаге. В наши дни, чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а вот чтобы потушить полыхающий пожар требуются нечеловеческие усилия, огромные средства и силы.

Кто виноват?

Чаще всего в пожаре виноваты сами пострадавшие, ведь для возникновения пожара необходимо всего два основных условия – источник и топливо, плюс что-то третье, относящееся к категории “не судьба”. Источником огня в квартире может быть искра, спичка, перегрев вследствие электрического, химического или иного нагрева, и даже разряд атмосферного электричества. С топливом в квартире тоже проблем нет. Газ, пыль, захламленные кладовки и антресоли, горючая бытовая химия и предметы интерьера, включая бытовую технику.

Загорелся Кошкин дом,

Идет дым столбом.

Ребята, а вы знаете, что ядовитый дым – это опасный спутник огня, основной поражающий фактор пожара.

Чем же он опасен для организма человека? А какие еще поражающие факторы пожара вы знаете?

Основные поражающие факторы пожара:

Открытый огонь

Задымление

Температура среды

Кошка выскочила
Глаза выпучила

Ребята, в случае возникновения пожара в жилище какие должны быть действия человека?

Что необходимо делать?

1. Вызови пожарную охрану по телефону 01. Если телефона нет, зови на помощь.

2. Покинь горящее помещение, проверив, не остались ли в квартире те, кто не может выбраться сам (маленькие дети, больные, старики)

3. Встречай пожарных.

4. Если огонь небольшой, то можно попробовать справиться с ним самостоятельно.

А как же поступила кошка? Помните?

Кошка выскочила
Глаза выпучила
Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом,
А лошадка с фонарем,
А собачка – с помелом
Серый заюшка – с листом
Раз! Раз! И огонь погас.

А вы какие знаете средства тушения пожаров?

На доске предметы. Распределите их в две группы по способу тушения.

Объясните свой выбор (электроприборы нельзя тушить водой).

А чего нельзя делать при пожаре?

Распахивать окна и двери в горящем помещении - кислород способствует горению, а дым его уменьшает;

Близко подходить к огню из-за опасности взрывов, обрушения конструкций зданий. При больших пожарах образуются воздушные потоки, которые могут затянуть человека в огонь;

Поддаваться панике и мешать тем, кто тушит пожар, спасает имущество;

Тушить водой включенные в сеть электробытовые приборы, электрощиты и провода.

Однако самое лучшее – это не доводить дело до пожара. Для этого нужно не так уж и много – тщательно соблюдать инструкции и правила безопасности, которые прилагаются к любому электроприбору. И не забывайте о признаках возможного загорания электроприборов:

Появление дыма или запаха горелой резины (пластика, дерева);

Сильный нагрев отдельных частей или прибора в целом;

Искрение, вспышки света, треск в приборе или проводе.

При появлении любого из этих признаков лучше сразу отключить прибор и позвать взрослых.

3. Этап осмысления. Метод «Кейса»

Задание 1: Рассмотрите, в чём опасность таких ситуаций, составьте правильные варианты решения, соответствующие правилам безопасного обращения с электрическими приборами.

Ситуация:

Коля сидит дома и работает на компьютере. Вдруг из розетки начинает идти дым, и она трещит. Испугавшись, мальчик взял чайник с водой и залил дымящуюся розетку.

Задание 2: Рассмотрите, в чём опасность таких ситуаций, составьте правильные варианты решения, соответствующие правилам безопасного поведения при пожаре.

Ситуация:

Оля пришла из школы и обнаружила, что из-под двери квартиры идёт дым. Девочка открыла дверь, вошла в квартиру, чтобы узнать причину задымления.

Ситуация:

Во время новогоднего праздника на ёлке загорелась электрогирлянда и Серёжа решил обрезать провод.

Задание 3: Рассмотрите, в чём опасность таких ситуаций, составьте правильные варианты решения, соответствующие правилам безопасного поведения при пожаре.

Ситуация:

Антон шёл домой и увидел, что маленькие дети разожгли во дворе костер и бросают в огонь баллончики из-под аэрозолей. Он остановился и стал за этим наблюдать.

4. Рефлексия

Разработать памятку по правилам безопасного поведения при пожаре.

Урок с использованием кейс-технологий

Практический - кейс урок.

Тема: «Взрыв и обрушение дома».

Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний, умений, навыков.

Цели : обобщить основные понятия по теме « Взрыв и обрушение дома »; закрепить основные правила безопасного поведения при террористическом акте и его угрозе; отработать навыки работы в группах; отработать навыки работы с текстом.
Задачи :
Образовательная : формирование понятий о террористической угрозе, террористических актах, и их последствиях, меры по уменьшению потерь от них.
Развивающая : формирование навыка самостоятельной работы с текстом, групповой работы, развивать навыки правильного безопасного поведения в ЧС.
Воспитательная : толерантное отношение друг к другу, умение принимать мнение другого человека, воспитание навыков общения.
Планируемые результаты:

Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятия террористический акт, террористическая угроза, взрывное устройство; уметь применять правила безопасного поведения при террористическом акте или его угрозе.

Личностные: формировать основы поведения при заблаговременном оповещении о возможности террористического акта, при внезапном терористическом акте и после него; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

Метапредметные: развитие социальных компетенций при работе в группе; способность и готовность к оценке и принятию решения; практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозначности практических проблем и жизненных ситуаций.

Оборудование: интерактивная доска; мультимедийный проектор, компьютеры, лист заданий, карточки самооценивания, рефлексийный экран.

Класс делится на три группы и каждой группе выдается кейс.

Кейсы к уроку.

Ситуация – случай 1:

Предположите, что произошел взрыв дома. Взрыв произошел в соседнем подъезде Вашего дома. Во время взрыва вы находились дома, одни в квартире, которая находится на втором этаже пятиэтажного дома. Здание получило серьезные повреждения, частично разрушено. Вы попали под завал, и вам придавило ногу упавшей конструкцией. Ногу вы освободили, шевелить пальцами и ступней ноги можете. В помещении есть немного свободного пространства. Выход из помещения заблокирован упавшими конструкциями. Начинается дождь, темнеет.

Задание: Найти возможные проблемы (с чем связана, по каким причинам могло произойти разрушение здания), предложить свои пути решения данной проблемы (дальнейшие действия и их очередность).

Пути решения 1:

Стратегия «Идеал»

И – Идентифицируйте проблему (выделите в тексте проблему)

Д – Доберитесь до ее сути (опишите ее)

Е – Есть варианты решения (определить варианты подходов к решению проблемы)

А – А теперь – за работу! (решайте)

Л – Логический вывод.

Вариант решения ситуации 1:

И – Ребенок оказался в завале и у него повреждена нога

Д – Ребенок находится на 2-м этаже частично разрушенного дома и выход заблокирован. Нога повреждена, но перелома нет.

Е – 1 вариант: попробовать разобрать завал и выбраться наружу.

2 вариант: остаться на мести и ждать спасателей.

А – Выбран вариант 2. Осмотреть себя оценить свое состояние, оказать себе первую помощь. Укрепить завал подручными предметами (обломками древесины, бетона и мебели). Если есть возможность найти и одеть теплую одежду. Постараться найти продовольствие и воду. При помощи подручных средств и голосом подавать сигналы о своем пребывании спасателям. Спасатели регулярно объявляют «минуты тишины» и слушают руины.

Л – Лучше оставаться на месте, т.к. помните, что спасатели работают круглосуточно и без перерывов, пока не найдут всех пострадавших. Вас обязательно найдут!

Ситуация – случай 2:
…Вдруг раздался резкий, громкий хлопок, здание вздрогнуло, вылетели стекла, с полок упали книги, разбилась посуда. По городскому каналу радио стали передавать сообщение, что в городе на нашей улице произошел взрыв и частично разрушен соседний дом, возможна утечка газа. По улице бегут люди. Одни кричат, что нужно разбирать завалы, другие что надо уезжать из города. Я хотел позвонить родителям, но сотовый не работал. Переждав некоторое время, я …….

Задание: Выскажите предположения о причинах взрыва. Перечислите очередность действий при угрозе повторного взрыва. Предложите свой вариант последующих действий.

Пути решения 2:

Прием « SWOT - анализ»

Выделить у указанных способов решения проблем сильные, слабые стороны, угрозы и возможности.

Вариант решения ситуации 2:

Причиной взрыва может быть: утечка газа, террористический акт или случайный подрыв взрывного устройства, например времен второй мировой войны.

Наиболее безопасные места для укрытия в здании при угрозе повторного взрыва:

    дверные проемы;

    проемы в капитальных внутренних стенах;

    углы, образованные капитальными внутренними стенами;

    места под прочными столами.

Очередность действий при взрыве или угрозе взрыва:

    включить источники информации (радио и телевидение);

    укройтесь в безопасном месте в квартире;

    собрать документы, деньги и ценные вещи, теплые вещи, трехдневный запас воды и продуктов питания;

    оповестить соседей, позвонить родителям, родственникам.

    направиться в безопасное место (если пункт сбора объявят по СМИ).

Сильные сторон ы

    отсутствие телесных повреждений

    сработала система оповещения ГО и ЧС

    получена информация о пункте сбора или порядке действий

Слабые сторон ы

    отключение мобильной связи

    паника среди людей

Возможност и

    может собрать документы и ценные вещи, одежду, продукты питания.

    свободно покинуть квартиру

    оповестить соседей

    добраться до пункта сбора

Угроз ы

    взрыв газа

    обрушение здания

    получение телесных повреждений (переломы, трещины, ушибы, сдавливание).

Ситуация – случай 3:
Лиза К. 10 лет

Мы с мамой ехали в метро и заметили как один гражданин, выходя из вагона, оставил большую сумку у двери. Выйти за ним никто не успевал, т.к. гражданин выходил из вагона, когда двери уже закрывались.

Задание: Назовите возможные причины произошедшего. Предложите свой вариант последующих действий.

Пути решения 3:

Прием «Цветок лотоса». 8 способов решения проблемы.

Вариант решения ситуации 3:

Паника. Травмирование и гибель людей

Пожары

Техногенные ЧС

Последствия взрыва или угрозы взрыва

Транспортные аварии и катастрофы

Возможно дополнительно заражение (радиоактивными в-ми, АХОВ, и д.р.)

Повреждение и разрушение зданий

Нарушение функционирования систем жизнеобеспечения

Вопросы для обсуждения:

    Часто ли подобные ситуации происходят?

    Какова причина подобных ЧС?

    Чем опасны террористические акты, и каковы их последствия?

    Каков порядок действий при террористическом акте или его угрозе?

    Каков порядок действий при заблаговременном оповещении о террористическом акте или его угрозе?

    Каковы правила поведения для оказавшихся в завале?

    Назовите правила поведения после террористического акта?

    Каковы основные способы снижения ущерба от террористических актов?

    Возможно ли подобное в нашей местности?

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал… Урок дал мне для жизни…

Было интересно… Я научился…

Было трудно… У меня получилось …

Я выполнял задания… Я смог…

Я понял, что… Я попробую…

Теперь я могу… Меня удивило…

Я почувствовал, что… Мне захотелось…

Урок окончен. Спасибо за плодотворную работу.

как средство реализации деятельностного подхода на уроках ОБЖ

МОУ «СОШ№2 г Пугачёва Саратовской области»

Хамраев У.У.


case – портфель, чемоданчик

casus – запутанный, необычный случай

личностно-ориентированное

деятельностное обучение


«Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности, самостоятельно все охватить, усвоить, переработать»

Фридрих Дестервег




Использование кейс-метода

Анализ документа

Выделение главного систематизация материала

Аргументация своей позиции

Выделение

причинно-следственных связей процессов и явлений


Учебно-методические материалы


Тема кейса: Радиационные аварии

Цель: знать основные мероприятия по защите населения от последствий радиационных аварий и уметь применять правила безопасного поведения в ЧС.

Случай -1

26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошёл взрыв реактора с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду. Ночью поступил сигнал о возгорании. К станции выехали пожарные караулы. К 6 часам утра пожар был затушен.

Во время взрыва погибли 2человека. Впоследствии у 134 человек развилась лучевая болезнь , 28 из них умерли.

Проблема: нужна ли атомная энергетика?

Случай -2

11 марта 2011 года в Японии землетрясение и цунами вывели из строя 3 энергоблока на АЭС Фукусима-1, что привело к взрывам и утечкам радиоактивных веществ в окружающую среду.


Источники информации:

  • Статистика МАГАТЭ.

2. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2003 №1234-р.

3. Расследование причин аварии на Чернобыльской АЭС.

Акты Государственной комиссии и МАГАТЭ

4. Расследование причин аварии на АЭС Фукусима-1

Акты парламентской комиссии Японии.

5. Газета «Комсомольская правда» от 08.05. 1986 г.


В опросы для обсуждения в группе

1. Что представляет собой ионизирующее излучение и какую опасность оно представляет для человека?

2. Приведите примеры искусственных источников облучения в быту. Чем опасен радон?

3. Назовите виды аварий, связанных с выбросом радиоактивных веществ. На каких объектах они могут произойти?

4. Назовите основные причины аварий на радиационно-опасных объектах.

5. Расскажите о последствиях радиационных аварий. Какие специфические свойства имеют радиоактивные вещества?

6. Охарактеризуйте возможные последствия облучения людей. Какие дозы облучения могут вызвать лучевую болезнь?

7. Расскажите о действиях населения по сигналу оповещения при авариях на АЭС. Каковы правила радиационной безопасности при движении по загрязненной местности.

8. Что такое йодная профилактика? Для чего она нужна и как проводится? Как приготовить водный раствор йода?


Пути решения проблемы

1. Закрыть все работающие АЭС, продолжив использование традиционных источников энергии – угля, нефтепродуктов, газа.

2. Больше строить гидроэлектростанций.

3. Использовать нетрадиционные источники энергии – энергию солнца, ветра, морских приливов.


Высокая эффективность кейс-метода

Ценностные установки через « погружение в историю события, в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий

Ответственность за свой выбор, когда учащиеся приходят к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов и определяют от чего зависит тот или иной выход,

Развитие компетентностей учащихся: учебно-информационной,

коммуникативной (социальной).


Классификация видов «кейса»

Жизненные ситуации

Цель создания кейса

Основная обучающая, образовательная задача кейса

Познание, понимание жизни

Учебные (условные) ситуации

Исследовательские ситуации

Тренинг поведения

Понимание типичных характеристик ситуации

Анализ, осмысливание

Создание моделей ситуаций

Исследование, проектирование

Практический кейс

Обучающий кейс

Научно-исследовательский кейс


кейс-метода

Ознакомительный этап

Введение в ситуацию

Описание ситуации

Информационный материал

Глоссарий


Алгоритм урока с использованием

кейс-метода

Основной (аналитический) этап

Вступительное слово учителя

Распределение учащихся по группам

(4-5 человек в каждой)

Организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков


Алгоритм урока с использованием

кейс-метода

Итоговый этап

Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы)

Обобщающее выступление учителя

Оценивание учителем учащихся


Оценивание

Отметка «5»

85-100 баллов

Отметка «4»

84-70 баллов

Отметка «3»

менее 70 баллов


Основные этапы работы над кейсом учителем

Определить цель работы

Подобрать проблемные ситуации

Выбрать необходимые источники информации: документы, карты, схемы, фотографии, статистические исследования

Подготовить вопросы к источникам



Потенциал метода кейсов

Способствует развитию умений

  • Анализировать ситуации
  • Оценивать альтернативы
  • Выбирать оптимальный вариант решений
  • Составлять план осуществления решений

Устойчивый навык решения практических задач


Годовая циклограмма

Работа с начинающими составителями (уроки, лекции, «Круглый стол» по итогам года, предъявление опыта старших товарищей)

Установочные лекции, на которых даются все необходимые разъяснения по работе над кейс-методом, мотивация деятельности, знакомство с критериями оценивания кейсов, демонстрация образцов лучших кейсов прошлых лет

Этап выбора тематики учебных кейсов (проблематизация, промысливание) по различным предметным областям. Согласование работы в группах с учителями разных предметов (если проект межпредметного типа)

Самообразование и актуализация знаний и умений. Координация деятельности

Внутренняя экспертиза (в профильной группе) готовых кейсов.

Презентация кейсов (на уроке, на заседании ШНО)

Рефлексия, анализ выполненной работы. Планирование работы на следующий год




Уровень качества знаний

2010-2011

2011-2012

2012-2013 (I полугодие)


Степень сформированности социальных компетентностей

Способность к коммуникации

Высокая

Способность работать в команде

степень

Средняя степень

Способность к разрешению конфликтов

Ниже среднего

Способность к адаптации

Контактность

Социальная ответственность


Анкетирование учащихся 10-х классов

«Что во мне изменилось за прошедший год?»

Умственная работоспособность – 75 %

Критичность и доказательность мышления – 80 %

Умение всегда видеть цель и стремиться к ней – 84 %

Умение планировать свою работу – 66 %

Умение контролировать и анализировать свою работу – 84 %

Умение при необходимости работать без посторонней помощи – 75 %



Технологическая карта урока.
Ф.И.О. педагога: Кривихина Надежда Михайловна
Тема урока
Безопасный отдых на водоемах
Предмет
Класс
Тип урока
Цель урока
Задачи урока

Основы безопасности жизнедеятельности
8
Комбинированный
Создание условий для формирования у обучающихся представлений о
правилах поведения на водоемах во время активного отдыха.
 Изучить правила поведения на воде;

систематизировать знания обучающихся в области безопасного
поведения во время активного отдыха на водоемах;
закрепить знания правил безопасного поведения на воде во время
купания, во время водных походов;
научить самостоятельно и в группах решать проблемные задачи;
продолжить формировать умение анализировать, сравнивать и обобщать
информацию;
продолжать формировать умение высказывать своё мнение и уважать
мнение других людей.




Планируемые
образовательные
результаты
Предметные
Ученик должен знать: требования к местам отдыха, правила поведения на
водоемах.
Ученик должен уметь: оказывать самопомощь и взаимопомощь.
Метапредметные
­Систематизировать и обобщать различные виды информации;
­использовать различные источники информации для выполнения учебной
задачи;
­участвовать в совместной деятельности;
­планировать и реализовывать свою деятельность.
Личностные
­Формирование познавательных интересов;
­формирование личностного отношения к изучению материала;
­осознание ценности человеческой жизни.
Педагогическая
технология
Кейс­метод

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формы
Средства
УУД
Организационн
ый момент.
Настрой обучающихся на урок.
­Здравствуйте, ребята.
Я рада всех вас видеть!
Приветствуют учителя.
Мотивация
(создание
проблемной
ситуации)
1.Формирование проблемы ­ создает для
учеников проблемную ситуацию –
Трагедия на Аргазинском водохранилище
Челябинской области летом 2017года
«Вечер. Компания из пяти человек, одна
женщина и четверо мужчин, оправляются на
Аргази. Через время лодка перевернулась. К
ним на помощь спешат двое полицейских,
которые рыбачили неподалеку. Всю
компанию погрузили к себе
есть практическая ситуация –
определите проблему и найдите
пути решения.
высказывают свою точку зрения,
отвечают на проблемные
вопросы, участвуют в
обсуждении;
фронтальная беседа
ЛУУД: формирование
позитивного настроя
учащихся.
КУУД: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли;
ПУУД: анализ объектов с
целью выделения
признаков.
­Формулируют тему;

­записывают тему урока в
тетрадь.
на лодку и поплыли к берегу. Не доплыли
всего 10 метров. По предварительной
версии, из­за перегруза, лодка
перевернулась. 3 человека из спасенной
компании утонули, 2 сотрудников полиции
тоже. Выжили только двое.
Озеро Смолино. Лето 2017. Влюблённая
пара каталась на надувной лодке. Как
оказалось, плавсредство было дырявым. А
на молодых людях не было спасательных
жилетов. Спастись им не удалось.
4 июля двух 13­летних мальчиков,
катающихся на катамаране, унесло ветром.
Самостоятельно причалить к берегу они не
смогли, тогда на помощь школьникам
пришли

спасатели. Когда до них добрались,
катамаран находился уже в 500 метрах от
берега. Его благополучно отбуксировали к
суше.
Трагедия произошла вечером 2 июля.
Мужчина повез кататься четверых детей на
алюминиевой лодке. Но лодка
перевернулась, и все оказались в воде. На
выручку бросились двое мужчин, но все
утонули. По каким причинам происходят
такие трагедии?
­Достаточно ли для безопасности на воде
одного умения плавать?
­А все ли правила безопасного отдыха на
воде вы знаете? (определение границ знаний
и незнаний).
2.Формулирование темы урока: Как вы
думаете

какой теме будет посвящён урок?
­Итак, тема нашего урока: «Безопасный
отдых на водоемах».
­Запишите тему сегодняшнего урока.
Целеполагание
и планирование

Исходя из темы урока давайте
сформулируем основные задачи, которые мы
должны решить на уроке (фиксирует на
доске в виде ступенек, определяя
очередность задач):
1 – выбор безопасного места для купания,
2 ­ правила поведения на воде,
3 – безопасность в водных походах)
­формулируют задачи урока;
фронтальная
презентация ПУУД:
­предлагают варианты;
­обсуждают пути решения
проблемы.
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели.
Освоение нового
материала.
Ситуация: ваш класс собирается пойти
купаться. Как вы будете выбирать место
отдыха?

Выявить признаки
1 ЗАДАНИЕ:
опасного и безопасного пляжа.
А) поиск информации в учебнике
Б) На доске – две надписи:
«Опасный пляж» и «Безопасный пляж»
(работа в парах).
Обучающимся представлены карточки, на
которых записаны признаки пляжа.
­ работают с разными
источниками информации
(учебник, рабочие тетради, поиск
и извлечение нужной
информации;
­ работают в парах над решением
учебной задачи;
­ фиксируют записи в тетради;
­ оценивают правильность своих
выводов, решений;
­ осуществляют самопроверку,
Работа в парах
Беседа.
Раздаточный
материал,
задания для
групп.
ПУУД: самостоятельное
создание способов
решения, поиск и
выделение необходимой
информации.
ЛУУД: формирования
желания выполнять
учебные действия.

КУУД: инициативное
сотрудничество в поиске и
сборе информации,
формирование умения
объяснять свой выбор,
строить фразы, отвечать на
поставленный вопрос,
аргументировать.

По полученным признакам учащиеся дают
характеристику безопасного пляжа.
В) Работа с фотографиями. На
изображениях найти безопасный пляж.
Г) Вывод: для того, чтобы не случилось
беды, нужно отдыхать на оборудованном
пляже.
2 ЗАДАНИЕ: Составление правил для
тех, кто собирается купаться.

Составляем ряд общих правил поведения
на воде во время купания.
3 ЗАДАНИЕ: Посмотрите на слайд и
определите, какие правила безопасного
купания нарушаются и занесите их в
таблицу.
4 ЗАДАНИЕ: Вы хорошо усвоили
правила поведения на воде, но иногда вы
можете попасть в неординарную
ситуацию, как, например,
­водоворот,
­сильное течение,
­ заплыли в водоросли и запутались,
­ногу сводит судорогой.
самооценку полученных
результатов.
­ составляют план действий –
алгоритм и выполняют учебные
действия;
­ делают выводы о полноте и
правильности изученного,
сравнивают с изложенным в
учебнике;
­ вступают в диалог;
­ выполняют задания учителя.
Практическая
работа в парах
­ работают с разными
источниками информации
­выступающий от группы даёт
ответ на поставленный вопрос.
Индивидуальная
работа
дает ответ на поставленный
вопрос.
работа с
учебником
Учебник

5 ЗАДАНИЕ:
Теперь представьте, что

ваш класс собирается в водный поход.
Как думаете какими знаниями и умениями
вы должны обладать?
­после просмотра видеофрагмента задаёт
вопрос: Какие возможные аварийные
ситуации могут случиться в водном походе?
­Вывод: мы должны знать, как действовать в
таких ситуациях и научиться пользоваться
спасательными средствами и уметь
оказывать ПМП.
Составление и отработка
6 ЗАДАНИЕ:

алгоритма оказания первой доврачебной
помощи, пострадавшему от солнечного
удара.
Задание: составить алгоритм
оказания первой доврачебной
помощи; смоделировать ситуацию,
при которой необходима
доврачебная помощь.
Для составления алгоритма
Смотрят видеофрагмент
«Правила поведения на воде»
осмысливают информацию
Смотрят видеофрагмент
«Безопасность на воде»
Презентация
(ответы)
Индивидуальная
работа

работа в
группах по
карточкам
Работают по карточкам.
видеосюжет
(https://www.you

tube.com/watch?
v=0q­
W9w5KP8s).
оказания
помощи при солнечном ударе, учащимся
предлагаются карточки с определёнными
действиями, которые нужно расположить
по порядку.
Составление
7 ЗАДАНИЕ:

алгоритма оказания первой
доврачебной помощи
пострадавшему в воде.

Для составления алгоритма оказания

первой доврачебной помощи утопающему,
учащимся предлагается посмотреть и
проработать видеосюжет

.
­ Вывод:

­ Организует работу обучающихся по поиску
и обработке информации.
­ Формулирует обобщающие вопросы.
­ Стимулирует активное участие всех детей
в поисковой деятельности.
­ Создает условия для сотрудничества ­
работы в парах, группах.
важно вовремя оказать ПМП.
Закрепление
знаний и
первичная
оценка
результатов
­Организует викторину;
­ Самоконтроль и взаимооценка. индивидуальная
Викторина
Ключ (презента
ЛУУД: формирование
личного, позитивного
отношения к учебной
деятельности.

ция)
ПУУД: умение
структурировать знания.
РУУД: формирование
умения работать в парах.
фронтальная
Беседа
индивидуальная
РУУД: способность
объективно оценивать цели
урока, давать самооценку.
7 этап.
Рефлексия и
оценивание
Примеры синквейна:
1. вода
2. спасать, тонуть
3. пугает, течет, убивает
4. безопасность на воде
5. трагедия
­ Напоминаю правила:
1. существительное,
обозначающее тему.
2. Два прилагательных.
3. Три глагола.
4. Мнение автора
Составляют синквейн
Работа в парах
­составить кроссворд «Опасности на воде». записывают домашнее задание
фронтальная
8 этап.
Домашнее
задание.
ЛУУД: формирование
желания выполнять
учебные действия.


Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 1

1. 20 марта 2012 года из-за сильного снегопада и ледяной корки на участке трассы М-5 «Урал» (Самара – Уфа – Челябинск) образовалась гигантская 60-километровая автомобильная пробка. Для расчистки дорожного полотна от снежных заносов , оказания помощи застрявшим автомобилям , обеспечения водителей и пассажиров горячим питанием, питьевой водой и дозаправки автомобилей топливом на место происшествия были вызваны несколько отрядов спасателей. Всего в ликвидации последствий участвовали 101 человек, 50 единиц техники.

Слой бугристого льда, образующийся на поверхности земли после оттепели или дождя в результате наступившего похолодания, называется …

гололедицей

гололедом

обледенением

Решение:
Слой бугристого льда, образующийся на поверхности земли после оттепели или дождя в результате наступившего похолодания, называется гололедицей. В отличие от гололеда, гололедица наблюдается только на земной поверхности, чаще всего на дорогах, тротуарах и тропинках. Сохранение образовавшейся гололедицы может продолжаться много дней подряд, пока она не будет покрыта сверху свежевыпавшим снежным покровом или не растает полностью в результате интенсивного повышения температуры воздуха и почвы.

7 сентября 2011 года под Ярославлем в районе аэропорта Туношна потерпел катастрофу пассажирский самолет Як-42. 44 человека погибло, 1 – пострадал. В самолете летел основной состав команды «Локомотив» (Ярославль). Официальное расследование катастрофы провел Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Непосредственной причиной катастрофы названа ошибка пилотирования.

Уменьшение давления в салоне самолета называется …

декомпрессией

рекомпрессией

баротравмой

гипоксией

Решение:

Уменьшение давления в салоне самолета называется декомпрессией. Декомпрессия характеризуется разностью между начальным и конечным давлением, продолжительностью, скоростью изменения давления и кратностью (отношением начального давления к конечному). Изменение давления в высотных полетах может стать при определенном состоянии организма причиной высотных декомпрессионных расстройств (ВДР), в частности декомпрессионной высотной болезни. При выравнивании давления в газосодержащих полостях тела с изменяющимся внешним давлением возможны расстройства, характеризующиеся нарушением или ослаблением различных функций организма, наблюдающиеся даже на сравнительно небольшой высоте.

10 июля 2011 года в акватории Куйбышевского водохранилища около села Сюкеево (Татарстан) при плохих погодных условиях из-за технических неисправностей на глубине около 18 метров затонул теплоход «Булгария». В результате крушения теплохода погибло 122 человека, 79 удалось спастись.

Тип утопления, когда в дыхательные пути и легкие попадает большое количество жидкости , называется …

аспирационным

асфиктическим

синкопальным

смешанным

Решение:

Тип утопления, когда в дыхательные пути и легкие попадает большое количество жидкости, называется аспирационным (истинным, мокрым). Как правило, это случается с теми людьми, которые до последнего борются за жизнь. Встречается в среднем в 20% случаях. Различают также асфиктический (ложный, сухой, спастический), синкопальный (рефлекторный) и смешанный типы утопления.

11 июня 2009 года из-за сильных дождей на севере Приморья произошел резкий подъем воды в горных реках и ручьях Тернейского района. В результате была подтоплена часть улиц и домов в портовых поселках Пластун и Терней, повреждены многие участки дорог, подмыты три опоры линии электропередачи. Всего в зоне подтопления оказались 120 частных домов, в которых проживают 270 человек, в том числе 66 детей.

Быстрый подъем воды из-за ливней или зимних оттепелей называется …

паводком

половодьем

водопольем

водоразливом

Решение:

Быстрый подъем воды из-за ливней или зимних оттепелей называется паводком. Периодически паводки не повторяются, и в этом их отличие от половодья. Продолжительность паводка от нескольких долей часа до нескольких суток. Среднемесячные расходы в период половодья и паводков больше среднегодовых. В отличие от половодья паводок может возникать в любое время года. Значительный паводок может вызвать наводнение. В процессе перемещения паводка по реке образуется паводочная волна.

8 марта 2010 года в Ловозерском районе Мурманской области на перевале Северный Тавайок в результате схода лавины погибли четверо туристов из Беларуси. Двум участникам группы удалось спастись. Их попытки самостоятельно откопать пострадавших оказались безуспешными. По данным МЧС, ориентировочно в горном массиве сошло 2,1 тыс. м 3 снега: ширина лавины составила 7 метров, глубина – 3 метра и длина – 100 метров.

Удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислоты в крови и тканях, называется …

асфиксией

декомпрессией

саркодиозом

альвеолитом

Решение:

Удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислоты в крови и тканях, называется асфиксией. Главной причиной гибели людей в лавинах является удушье (асфиксия). Во время движения лавины дышать в ней практически невозможно, снег забивает дыхательные пути, снежная пыль проникает в легкие. В литературе механическую асфиксию определяют как «кислородное голодание, развившееся в результате физических воздействий, препятствующих дыханию, и сопровождающееся острым расстройством функций центральной нервной системы и кровообращения…» или как «нарушение внешнего дыхания, вызванное механическими причинами, приводящее к затруднению или полному прекращению поступления в организм кислорода и накоплению в нем углекислоты».

В результате нарушений правил пожарной безопасности в ночном клубе «Хромая лошадь», повлекших за собой гибель людей , к руководству применена …

уголовная ответственность

материальная ответственность

дисциплинарное взыскание

административное взыскание

Решение:

В результате нарушений правил пожарной безопасности в ночном клубе «Хромая лошадь», повлекших за собой гибель людей, к руководству применена уголовная ответственность. Уголовная ответственность – это один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления. По факту трагедии в ночном клубе «Хромая лошадь» возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 219 («Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц») и частью 3 статьи 109 («Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам») Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 2

Укажите последовательность действий автомобилиста, если метель застала его в дороге.

установить автомобиль двигателем в наветренную сторону

укрыть двигатель со стороны радиатора

полностью закрыть окна и двери машины

периодически прогревать двигатель автомобиля

дать пострадавшему горячее питье, пищу

вызвать скорую помощь

Решение:

При сильном обморожении (обморожение II–IV степени) конечностей необходимо наложить на пораженную поверхность теплоизолирующую повязку (слой марли, толстый слой ваты, вновь слой марли, а сверху клеенку или прорезиненную ткань). Быстрое согревание, массаж или растирание делать не следует. Пораженные конечности фиксировать с помощью подручных средств (дощечка, кусок фанеры, плотный картон), накладывая и прибинтовывая их поверх повязки. Пострадавшему дать горячее питье, горячую пищу, по таблетке аспирина, анальгина, по 2 таблетки «Но-шпа» и папаверина. После оказания первой помощи необходимо вызвать скорую помощь и отправить пострадавшего в больницу.

5 декабря 2009 года в ночном клубе «Хромая лошадь» в Перми произошел крупнейший по числу жертв пожар. По основной версии, пожар был вызван неосторожным применением пиротехники в клубе. От пожара пострадало 234 человека, включая 156 погибших. По заключению следствия жертвы пожара погибли преимущественно из-за отравления угарным газом и продуктами горения, ожогов и давки.

Укажите последовательность осуществления первой медицинской помощи при отравлении угарным газом.

вынести пострадавшего на свежий воздух

сделать непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию легких

на голову и грудь положить холодный компресс

вызвать скорую помощь

Решение:

При отравлении угарным газом необходимо немедленно вынести пострадавшего на свежий воздух, уложить на спину, расстегнуть воротник, пояс. При отсутствии дыхания нужно немедленно приступить к непрямому массажу сердца и искусственной вентиляции легких, дать понюхать вату, смоченную нашатырным спиртом. На голову и грудь положить холодный компресс. После оказания первой помощи необходимо вызвать скорую помощь и отправить пострадавшего в больницу.
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 3

20 марта 2012 года из-за сильного снегопада и ледяной корки на участке трассы М-5 «Урал» (Самара – Уфа – Челябинск) образовалась гигантская 60-километровая автомобильная пробка. Для расчистки дорожного полотна от снежных заносов, оказания помощи застрявшим автомобилям, обеспечения водителей и пассажиров горячим питанием, питьевой водой и дозаправки автомобилей топливом на место происшествия были вызваны несколько отрядов спасателей. Всего в ликвидации последствий участвовали 101 человек, 50 единиц техники.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь, называются ________ чрезвычайной ситуации. (Слово введите в поле ответов в форме соответствующего падежа.)

Решение:

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов, называются ликвидацией чрезвычайной ситуации. Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации их в лечебные учреждения. Неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения аварийно-спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами , а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.




Top