Мультимедийные центры. Переносной купольный мультимедиа центр. Штатные мультимедийные центры

Глава 1 Электронные публикации и технология мультимедиа

1. Электронные публикации: определение, классификация.

Электронные публикации занимают все большее место в сфере, связанной с представлением информации о культурном наследии. Электронная публикация это публикация, представленная как совокупность данных (текст, статические и движущееся изображения, звук), записанных в цифровой форме на машинном носителе или в памяти компьютера, и предназначенных для восприятия человеком с помощью специальных аппаратных и программных средств.

В зависимости от технологии распространения электронные публикации можно подразделить на следующие категории 1:

    локальное электронное издание : электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях. В музейной сфере в эту категорию попадают ЭП, записанные на жестких носителях (например – на CD-ROM, DVD или др.); диск устанавливается в компьютер и пользователь получает доступ к информации. ЭП такого рода можно также назвать статическими , так как их содержание сохраняется неизменным. Естественно, что это условное понятие – возможны последующие издания.

    сетевое электронное издание: электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети. К этой категории можно отнести музейные ЭП, в которых данные могут оперативно корректироваться, модифицироваться и пополняться после первоначального опубликования (типичный пример – публикации в ИНТЕРНЕТ) 2 . Условно ЭП такого рода можно назвать динамическими.

    электронное издание комбинированного распространения : электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого; - по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания. Например, CD-ROM можно использовать не только для индивидуальной работы, но для занятий в группах, организуя коллективный доступ к данным с нескольких компьютеров через локальную сеть. К этой категории ЭП можно отнести электронные экспозиции и выставки, о которых речь будет идти в специальном разделе.

Таким образом, в музейной практике можно встретить все категории электронных изданий.

Статические ЭП подлежат государственной регистрации. Существует организация НТЦентр ИНФОРМРЕГИСР при Госкомитете РФ по телекоммуникациям ( ), на который возложены функции регистрации, государственного учета, хранения и комплектования обязательного экземпляра ЭП. Для ИНТЕРНЕТ ЭП порядок регистрации пока не определен.

В основе создания и использования электронных публикаций лежит технология мультимедиа, о которой пойдет речь ниже.

2. Технология мультимедиа

Термин МУЛЬТИМЕДИА (MULTIMEDIA) пришел в наш лексикон из англоязычных источников и чем дальше, тем более расплывчатым становится его содержание. Это и технология, и подходы, и методы реализации, и многочисленные приложения; и это естественно, так как по своей сути мультимедиа является сложной системой, которая, как известно, и не может быть описано «с позиции одного наблюдателя». Не хотелось бы углубляться в терминологические дебри определения мультимедиа, так как это уведет нас далеко от предмета обсуждения и мы погрязнем в дискуссиях по поводу дефиниций; достаточно вспомнить многолетние дискуссии в 60-е годы о том, что же такое "информатика". Приведем определение, которое предложил еще в начале 1990-х один из пионеров этой технологии в нашей стране Сергей Новосельцев:

«МУЛЬТИМЕДИА (англ. MULTIMEDIA от лат. multum – много и media – среда, средства) – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео), организованными в виде единой информационной среды».

Выделим наиболее значимые черты мультимедиа:

    данные хранятся и обрабатываются в цифровой форме, с применением компьютера;

    данные могут содержать текстовую, звуковую, графическую, видео и анимационную компоненты;

    мультимедиа активно использует гипертекст - технологию работы с данными, устанавливающую связи между отдельными терминами, фрагментами текста, статьями, рисунками и т.д. Это означает, что информация представлена в виде документов, которые могут содержать ссылки на другие документы (например, путем выделения фрагмента текста цветом). Пользователь поэтому имеет возможность "перепрыгивать" из документа в документ, каждый из которых может храниться на различных серверах сети; Тем, кто хочет более подробно познакомиться с историей феномена «гипертекст», рекомендуем обратиться к публикации Д.Л.Кречмана и АИ..Пушкова 3 ;

    свойство интерактивности (что означает активное взаимодействие между программой и человеком, который с этой программой работает) присуще мультимедиа в весьма высокой степени.

Любопытная интерпретация понятия «мультимедиа» приведена в упомянутой выше публикации Д.Л.Кречмана и АИ..Пушкова:

«… Как мы видим, мультимедиа объединяет четыре разнородных данных (графику, текст, звук и видео) в единое целое. Это четыре элемента, четыре информационные стихии.

И тут на ум приходит «Пятый элемент». Да, так назван знаменитый фильм французского режиссера Люка Бессона, с успехом идущий на экранах мира. Название «Пятый элемент» берет свое начало от традиционных элементов алхимии: земли, воздуха, огня и воды. Четыре элемента, собранные все вместе, создают пятый: жизнь.»

«Во-первых, мультимедиа – это идея, то есть новый подход к хранению информации различного типа в единой цифровой форме. Во-вторых, мультимедиа - как оборудование для обработки и хранения информации, без него реализовать мультимедиа-идею невозможно. И в-третьих, это программное обеспечение, позволяющее объединить четыре элемента информации в законченное мультимедиа-приложение.»

В 1991-1992 годах в журнале "Компьютер пресс" была опубликована серия статей Сергея Новосельцева 4 , в которых автор весьма обстоятельно познакомил читателей с феноменом возникновения мультимедиа за рубежом и в нашей стране, с технологией создания и использования продуктов мультимедиа, с техническими и программными средствами, которые необходимы для ее реализации.

С момента своего появления технология мультимедиа начала завоевывать свой ареал в таких сферах, как образование, культура, искусство Один из первых в мире полноценных мультимедийных продуктов был создан в Великобритании в конце 80-х годов: компанией ВВС при участии фирм Philips и Logica была разработана образовательная мультимедийная программа Domesday, отражающая по замыслу авторов портрет Соединенного Королевства. Эта программа распространялась по школам Великобритании.

Одна из первых российских программ, которую с некоторой натяжкой можно назвать мультимедийной - созданная в 1990 году электронная версия картины художника А. Иванова «Явление Христа народу». Записанная на дискете программа была весьма примитивна: она не содержала ни гипертекста, ни звукового сопровождения, но она позволяла пользователю в интерактивном режиме получать на экране монитора цветное изображение картины или ее увеличенных фрагментов, управляя процессом с помощью мышки.

В 1990-1991 гг. группой энтузиастов из Армении была создана программа «Hyperguide to Armenia", содержащая элементы гипертекста, несколько десятков изображений, звуковое сопровождение и работающая в интерактивном режиме. Другой пример из того же периода – мультимедийнаяпрограмма «Троице-Сергиева Лавра», созданная специалистами компании ИНТЕРСОФТ. В этой программе впервые появились элементы анимации – "колеблющееся" пламя свечи.

В 1990 году Государственный Русский музей выпустил интерактивный видеодиск "Шедевры Русского музея", на котором было записано около 1000 изображений выдающихся произведений из коллекции музея. Однако эта разработка носила экспериментальный характер и дальнейшего развития не получила.

В 1991-1993 гг. были созданы электронные издания " Путешествие по Московскому Кремлю" (компания КОМИНФО совместно со специалистами Музеев Московского Кремля), "Прогулки по Государственному Эрмитажу" (компания ИНТЕРСОФТ). Эти электронные публикации уже в то время обладали всеми основными свойствами мультимедиа: они работали в интерактивном режиме с текстом (в том числе - на нескольких языках), с изображением, звуком, в них использовался гипертекст, видеофрагменты. Существенное ограничение, накладываемое на эти электронные издания - объем памяти, определяемый типом носителя - дискеты емкостью 1,2 или 1,4 Мб. Поэтому для записи полной программы использовался пакет из 6 – 10 дискет, которые необходимо было предварительно инсталлировать на компьютере.

"Мультимедийный взрыв" пришелся в России на 1994 год. Несколько причин способствовало этому. Во-первых, мультимедийные компьютеры перестали быть экзотикой, мультимедийная технология широким потоком хлынула на российский рынок и масса CD-ROM дисков появилось в продаже. Во-вторых были сформированы команды специалистов, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для создания серьезных программных продуктов, а целый ряд предприятий России быстро освоили технологию изготовления и тиражирования на CD-ROM дисках таких программ. И последнее, но наиважнейшее: многие музеи «созрели» для включения в процесс создания мультимедийных изданий по искусству.

В силу ряда причин объективного и субъективного порядка именно CD-ROM технология (а не CD-I или Photo-CD) стала монопольной в России. Несколько десятков CD-ROM дисков по искусству, по музеям и их коллекциям было создано и поступило в продажу во второй половине 1990-х. С другой стороны, по мере проникновения ИНТЕРНЕТ в Россию, множество электронных представлений (сайтов) музеев всего мира стали доступными любому пользователю ИНТЕРНЕТ; в настоящее время число ЭП по музейной тематике (на дисках или в виде сайтов в ИНТЕРЕТ) перевалило за несколько тысяч. Мы начнем рассмотрение с локальных ЭП, представленных на CD-ROM.

Ноль Л. Я. Информационные технологии в деятельности музея .

Перейти к оглавлению

1 ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения». Этот документ носит рекомендательный характер.

2 В Интернет могут размещаться и статические ЭП, т.е. неизменяемые публикации, хотя есть принципиальная возможность вносить изменения; с другой стороны, появляются несетевые технологии, позволяющие дополнительно запись и перезапись диск пользователем – вроде заметок читателя на полях электронной книги.

3 Д.Л.Кречман, АИ..Пушков Мультимедиа своими руками. – СПб:БХВ – Санкт-Петербург, 1999, С. 108-115

4 Новосельцев С.К. Мультимедиа синтез трех стихий. Компьютер пресс, N 7, 8, 1991; Новосельцев С.К. Интерактивные диски приходят в страну? Компьютер пресс, N 5, 1992; Новосельцев С.К. Мультимедиа-91. Компьютер пресс, N 7, 1992; Новосельцев С.К. Мультимедиа в трех измерениях. Компьютер пресс, N 5, 1992; Новосельцев С.К. Домашнее мультимедиа: подождем еще немного. Компьютер пресс, N 5, 1992.

17.05.1995 Стив Каннингхэм

Введение Электронные публикации Создание электронной публикации Разработка электронной публикации Ключевые технологии Компоненты документа Авторские системы Средства доставки Издание на диске Издание в интерактивном режиме Литература Под созданием электронных изданий electronic

Под созданием электронных изданий electronic publishing) подразумевается создание информационных структур, распространяемых впоследствии электронными средствами мощу конкретными потребителями. Прогресс в этой быстроразвивающейся области был бы невозможен без стандартизации и последних достижений в сфере разработки новых носителей информации, а также без отдельных парадигм, которые сегодня еще только разрабатываются. У электронных изданий много общего с другими видами издательской продукции (книги, журналы, кпипы и фильмы), но их уникальные возможности не помещаются в рамках традиционного представления об издательском процессе в целом. В предлагаемой читателям статье дан обзор текущего состояния дел в области создания электронных изданий и взгляд на то, как это направление будет развиваться в ближайшем будущем.

Введение

Подготовка электронного издания представляет собою занимательный и многоплановый процесс. Сюда могут быть включены видеоигры и корпоративные финансовые отчеты; периодика в интерактивном режиме и архивные материалы, на которые ссылаются в статьях; диски с видеоклипами и диски, содержащие все телефонные номера в США; персональные Web-страницы и разработанные на высоком уровне продукты индустрии развлечений; познавательные игры для детей и технические информационные документы для исследователей. Некоторые из источников являются личными и неформальными публикациями, другие - общественными информационными документами, третьи - титулами, распространяемыми коммерческими издателями. Общее же для всех публикаций то, что информация распределяется электронными средствами для потребителей, имеющих доступ к ней через вычислительную систему.

В последние несколько лет одновременно происходил рост интереса как к электронным изданиям, так и к технологии, позволившей поднять уровень такого рода изданий на приемлемую для потребителя высоту. Сегодня произошел сдвиг в сознании, и читатели уже ждут, что информация и продукция индустрии развлечений будет доставляться им электронными средствами. Мы у истоков целого направления в компьютерных технологиях, которое требует и от пользователей, и от авторов все большего профессионализма. Стоит разобраться, какие возможности таит в себе это направление.

Корни технологии электронного издательского дела различны. Появились новые стандарты для ряда цифровых форматов, а возможности сетей и компакт-дисков позволяют без всяких проблем хранить и пересылать документы; накопленный инструментарий дает возможность формировать для читателя интегрированную среду, обладающую весьма богатым информационным содержанием. Многие из работ по электронным изданиям появились на волне интереса к мультимедиа, но все-таки большая их часть является отдельной сферой исследований. Одна из отличительных черт электронного издания - широкий спектр доступных возможностей. Публикации могут попадать к читателю посредством физических средств воздействия , на компакт-дисках или по сети. Их можно подготовить для просмотра как на одном типе компьютера, так и на разнотипных системах. Публикации могут включать образцы любых существующих моделей представления документов: оцифрованная сканером статья из печатного издания, кадры изображения, снятые с экрана, видео и звук. Подавляющее большинство электронных публикаций предусматривают интерактивное взаимодействие с пользователем и наличие средств навигации посредством моделей наподобие гипертекста или гипермедиа. Ключевыми моментами в создании публикаций являются подбор модели документа, средств его доставки, способов взаимодействия и платформы, приемлемой для определенной группы потребителей.

Так как электронные публикации затрагивают и вопросы передачи информации, и вопросы взаимодействия с пользователями, необходимы специфичные инструментальные средства. Авторы или разработчики создают компоненты издания, а затем, используя так называемые авторские системы, объединяют их и обеспечивают интерфейс, необходимый для читателя при работе с документом. Авторских систем сегодня уже довольно много, но пока еще ни одна из них не располагает полным набором средств, обеспечивающих универсальность в применении. Кроме того, необходимы новые парадигмы для авторов и читателей, новые общепринятые словари, а также новые стандарты и технологии для создания публикаций на различных платформах.

Естественно, авторам и разработчикам титулов незачем было бы тратить время на создание электронных публикаций без существования адекватной финансовой поддержки, поэтому сегодня слово за бизнес-моделями выпуска электронного издания. Какие-то из них создаются по образу и подобию обычных изданий, а какие-то предполагают более гибкие схемы. Целостная модель нового бизнеса, например размещаемого в сети издания, только начинает складываться, и ясного понимания того, как делать бизнес с интерактивными системами еще нет - слишком нова эта сфера. Этот вид издательской деятельности обладает определенным потенциалом для внедрения в кабельное телевидение, вот почему некоторые компании, работающие в этой сфере, стараются объединиться с фирмами, создающими программные и аппаратные средства для электронных изданий.

Электронные публикации

В отличие от традиционных изданий, электронные публикации существенно, скажем так, разнообразят формы общения с читателями. Они могут включать компоненты различных типов: текст и изображения, звук, видеоинформацию. Автору не составляет труда преподнести информацию, используя для этого наиболее подходящую по содержанию среду. К тому же компоненты можно передавать интерактивным путем, в результате читатель, без особых усилий, получает интересующую его информацию.

Дабы продемонстрировать насколько дополнительные компоненты способны углубить и расширить содержание электронных публикаций приведем два примера. Первый демонстрирует возможности работы с музыкальными произведениями. Любой музыкальный фрагмент можно прослушивать, считывая его с оптического диска (такие диски уже издаются), и одновременно следить за партитурой; можно также выделить любую исполнительскую партию в этом фрагменте, прослушать вариации, от которых композитор отказался в окончательном варианте произведения, услышать другие произведения того же композитора или прочитать критические очерки о данном фрагменте. Второй пример не менее ярок. Судите сами: вам предоставляется возможность посмотреть пьесу Шекспира, увидеть видеоклипы знаменитых постановок или получить расширенный словарь языка пьесы. Подводя курсор к словам, вы получите описание соответствующего исторического периода. Хотите побывать в старом театре Глобус, где когда-то игрались эти пьесы? Или быть может вы мечтаете сыграть Гамлета? Нет проблем! Все это реально: концепция публикации в корне меняется.

Еще одной особенностью электронных публикаций является дешевый издательский процесс, обусловленный отсутствием высоких накладных расходов на изготовление и распространение. Если издатель не заинтересован в получении прибыли, он может просто разместить документ в сети, сделав его доступным средствами Web, чтобы читатели по всему миру смогли легко ознакомиться с работой. Такой путь открывает новые,превосходящие традиционные бумажные возможности самиздата. Например, читатели и издатели могут с легкостью предоставить данные о себе, об институтах или предприятиях. В традиционных печатных публикациях уже начинают ссылаться на Web-страницы, как на источник дополнительной информации.

Один из ключевых вопросов электронного издательства (как и любого типа публикации) - "диалог" с читателями. Из всех доступных вариантов реальными сегодня являются компакт-диски и сети. И те, и другие доступны как на работе, так и дома; оба варианта сравнительно недороги, а также достаточно стандартны. Поэтому издатель может не сомневаться в том, что его публикации доступны, а стало быть экономически выгодны довольно широкому кругу читателей.

Число пользователей, имеющих доступ к публикациям на компакт-дисках или сети, огромно и постоянно растет. В 1995 году установлено свыше 10 млн. контроллеров CD-ROM и, по некоторым оценкам, к 1997 году их будет около 22 млн. Почти 75% таких компьютеров находятся в Северной Америке, но их число в Европе и Японии растет теми же темпами. Доступ к сети расширяется еще быстрее: по меньшей мере миллион человек в США используют Internet, а в Европе их число составляет несколько сотен тысяч. По оценке Марка Андерсена, одного из основателей компании Netscape Communications, уже 6 миллионов человек используют Netscape Web. В Северной Америке большинство организаций, предоставляющих сетевые услуги, включают в свой сервис доступ к Internet. За пределами Северной Америки этот процесс развивается медленнее, хотя в Великобритании, например, ежемесячно 4 тысячи семей подписываются на доступ к Internet.

Выбор способа распространения электронной публикации зависит от круга читателей и рыночной стратегии, разрабатываемой для публикации. Кратко опишем эти средства, их преимущества и недостатки, а также особенности организации каждого из них.

Существует несколько причин, по которым компакт-диск привлекателен как средство распространения. Во-первых, диск - это физический носитель, его, опираясь на уже установившиеся стереотипы рынка, можно создавать, распространять, продавать или покупать тем же способом, что и другие продукты. Он недорог в изготовлении, невелик, легок и прочен, обладает большой емкостью и может предоставить читателю любую информацию, сохраняемую в цифровом виде. Диск может содержать материалы для какой-либо специфической группы читателей (объединенных определенной вычислительной платформой или определенной областью знаний) или предназначаться для широкого круга потребителей. Однако стандартные файловые системы для дисков достаточно топорны и устарели; необходимы новые и более эффективные стандарты, позволяющие, в частности, использовать длинные имена и связывать файлы.

Сети, напротив, не предоставляют читателю физический носитель, они обеспечивают только доступ, а не осязаемые продукты, но и это может быть привлекательно для издателя. По самой своей природе сети должны объединять людей, использующих различные типы компьютеров. Таким образом, издание на сетях поощряет и почти навязывает полную многоплатформность. В настоящий момент язык гипертекстовой разметки HTML - один из немногих, предлагающий сетевые возможности и режим работы, полностью независимые от системы. Для других систем необходимы правильно подобранные инструментальные средства создания или распространения публикаций. Эти системы должны включать программы воспроизведения на базе SGML, такие как Dyna Text компании Electronic Books Technologies, языки сценариев со средствами воспроизведения, как Kaleida ScriptX, Sybase GainMomentum и Adobe Acrobat. Из них только формат PDF системы Acrobat может приобрести статус стандарта для сети, поскольку только он обеспечивает способ хранения публикаций, выполненных на более высоком уровне, чем HTML; кроме того, разработчики уже создают приложения, способные интерпретировать эти файлы.

Современные публикации на сети некоммерческие, поэтому способов компенсации расходов на их создание немного. В будущем контроль за доступом к документам и финансовая дисциплина в использовании сетей позволят издателям сделать продукт коммерческим, но сейчас говорить об этом более конкретно слишком рано. Вероятнее всего, и издатели, и читатели должны будут оплачивать расходы за сетевые публикации; первые - за право разместить свой материал, вторые - за расходы по доступу и/или выгрузку произведений. При таком порядке нынешнее засилье низкопробных публикаций, к счастью, станет практически невозможным.

Создание электронной публикации

Как уже отмечалось в предисловии к статье, электронные публикации во многом похожи на традиционные. В них должны быть заложены идеи, интересные читателям, поэтому нужны авторы и редакторы; эти идеи должны соответствовать способу представления и своему содержанию, поэтому нужны издатели и инвесторы; публикации должны быть подготовлены для размещения на носителе - нужны разработчики; если публикации будут размещены на компакт-диске, необходимы изготовители; и в конце концов, поскольку произведения будут покупаться и продаваться, необходим маркетинг.

Однако в отличие от традиционных, электронные публикации могут доносить сообщения до читателей посредством более чем одного носителя, а также включать интерактивную навигацию по документам. Авторы могут лицензировать опубликованные материалы. Размах включения в публикацию лицензионных материалов может быть велик. Произведения, предназначенные для широкой аудитории, должны выстраиваться вокруг программного обеспечения, которое дает потребителю возможность управлять процессом чтения и обеспечивает ему доступ к индивидуальным компонентам. Работа над интерфейсом пользователя и интегрированием всех индивидуальных компонентов может быть длительным и дорогостоящим процессом. При создании высококачественного диска с интерактивным доступом предполагаемая стоимость разработки программ управления и интегрированной среды может составлять от 100 до 500 тысяч долл.

Разработка электронной публикации

Электронные публикации, подобно печатным аналогам, начинаются с идеи, рассказа или игры, которые могли бы найти заинтересованную аудиторию. Ряд технологических операций, входящих в традиционный издательский процесс, включается и в электронные публикации. Это необходимо для того, чтобы идея смогла воплотиться в нечто стоящее и в нечто способное убедить читателя в ценности содержания. Сегодня, полагаясь на новизну электронного издания, довольно часто не обращают должного внимания на издательские операции, отсюда такое количество публикаций низкого качества. Все изменится, как только читатели потеряют интерес к низкопробным публикациям и качество станет непреложным руководством для всякого уважающего себя издателя.

Первым шагом в реализации этой идеи является описание предложенной публикации. Оно начинается с разработки концепции произведения, нуждающегося именно в электронной публикации. Данную концепцию следует представить в форме проспекта, где приводится содержание и порядок его лицензирования, календарный план, план развития и особенности публикации. Также может быть включен прототип публикации, чтобы продемонстрировать читателю порядок работы с ней. Соответствие содержания публикации интересам аудитории и адекватный выбор носителя - наиболее важные моменты. Основываясь на этой базе, необходимо найти источники финансирования для публикации. При подписании контракта с издателем требуется отдельное юридическое обоснование, так как это совершенно новая область, без каких-либо своих наработок, позволяющих заключать стандартные контракты. Заручившись финансовой поддержкой, следует подготовить две детально описанные спецификации; первая функциональная спецификация, содержащая информацию о том, в какой форме публикация будет представлена читателю и как с ней работать; вторая - технические требования, определяющие используемое программное обеспечение и его влияние на функциональную спецификацию. Обычно спецификации разрабатываются экспертами, специализирующимися в различных областях: цифровое видео и звук, реализация интерфейсных компонентов, компоновка цифровых изображений, видео и звука в программах, лицензирование средств передачи данных. Однако обоснование для электронной публикации включает не только вопросы, связанные с содержанием и представлением, но также техническое тестирование, подтверждающее, что все функции выполняются должным образом.

Ключевые технологии

Ключевые технологии для электронного издания охватывают три этапа процесса создания публикации: разработка компонентов электронного документа, авторские системы и средства доставки.

Компоненты документа

Прежде всего необходимо остановиться на тексте. Следует упомянуть два стандарта кодирования текста: ASCII и Unicode. Последний быстро завоевывает всеобщее одобрение, поскольку международный характер публикаций становится приоритетным.

Также немаловажно расположение документа. В качестве обычных аппаратно независимых средств отображения текста на странице обычно выделяют troff, ТеХ и RTF. В силу быстрого темпа развития данной области сегодня этот список можно дополнить форматом PostScript, определяющим и текст, и изображения; SGML, идентифицующим компоненты документа и с помощью аппарата дескрипторов, описывающим порядок их размещения; PDF, форматом описания страницы, расширяющим PostScript новыми гипертекстовыми возможностями; HTML, специализированной разновидностью SGML, также поддерживающей гипертекст и ориентированной на установление связей между документами. Сейчас наблюдается быстрое развитие HTML; в течение нескольких следующих лет это будет весьма перспективная и динамичная технология.

Еще одна задача - работа с изображениями. Она усложняется необходимостью сжимать картинки, что определяет специфику использования изображений в документах. Из технологий сжатия следует выделить групповое кодирование (например, РСХ и PackBits), Huffman-кодирование, CCITT GROUP IV для черно-белых изображений, LZW-кодирование и JPEG. Также обычно используются следующие известные форматы: PICT, главным образом на Macintosh; ВМР для Windows и OS/2; TGA, для Windows и Macintosh; аппаратно независимые GIF, TIFF и JPEG.

В дополнение к покадровым изображениям в электронных публикациях используется цифровое видео. Существует ряд схем компрессии для видео, играющих важную роль в упорядочении исходных видеопотоков очень больших размеров, обрабатываемых при чрезвычайно высоких скоростях передачи данных. В этом случае часто используется асимметричное кодирование, при котором затрачивается значительное время на кодирование файла с тем, чтобы декодирование сделать быстрым. Основные технологии компрессии: Cinepak и Indeo; первая доступна на платформах Macintosh и Windows, вторая - только для Windows. Основными цифровыми видеоформатами являются QuickTime для Macintosh, Windows и компьютеров Silicon Graphics; Video for Windows для Windows и Macintosh; и MPEG, расширенный формат с прогнозированием и интерполяцией кадров.

И, наконец, электронные публикации могут включать звук как компонент цифрового видео или сам по себе. С точки зрения стандартов, звук - настоящий "пасынок"; за исключением звукового формата AIFF для Macintosh и Silicon Graphics и формата WAV для Windows в этой области стандартизация отсутствует. MIDI, не являясь сам по себе звуковым форматом, служит стандартом хранения команд для музыкальных синтезаторов, его же можно использовать для генерации звуковых команд.

Авторские системы

Любая электронная публикация должна использовать программные средства, позволяющие читателю иметь доступ к содержанию. Авторские системы, хотя их название подразумевает только часть процесса формирования публикации, обеспечивают и создание, и представление публикаций.

Существует возможность создания публикации путем соединения файлов мультимедиа в необработанном виде. В этом случае читателям открывается доступ к файлам через их собственные программы, общие для любого типа данных мультимедиа. Можно предложить свои собственные программы для представления публикаций, но такой подход слишком многому обязывает. Для создания среды, в которой читателю дается содержание в рамках структурированных средств, следует использовать авторские системы со встроенными средствами поддержки всего ряда данных мультимедиа (текст, изображения, видео и звук). Авторская система должна быть в состоянии выполнять необходимые вычисления. Ей не обойтись и без встроенных средств создания интерфейсов пользователя - тогда разработчику будет незачем писать программы по обозначению кнопок или активных областей и связывать их с выполняемыми действиями. Все эти инструментальные средства автоматически хранят предысторию и очерчивают этапы генерации с целью помощи разработчику в обеспечении навигации для читателя. Авторская система позволяет автору или разработчику работать в рамках платформы, наилучшим образом соответствующей его задаче, и создавать публикации для читателей, обладающих различными типами ПК. И, наконец, авторская система должна использовать объектные образы, чтобы сократить число рутинных действий, выполняемых автором или разработчиком.

Основные современные авторские и презентационные системы рассчитаны, большей частью, на одну вычислительную систему (обычно Macintosh, Windows или рабочую Unix-станцию), одно семейство систем (все системы Unix, которые используют Х Window) или ограниченный набор систем (Macintosh и Windows). Среди них можно выделить следующие:

HyperCard для Macintosh;

Apple Media Tool для создания публикаций на Macintosh и представления их на Macintosh и Windows;

Системы для создания HTML-публикаций, подобные HoTMetaL Pro;

Системы типа Mosaic и Netscape для доставки HTML - публикаций пользователям при чтении как с локального диска, так и при доступе по сетям (иногда используют средства просмотра HTML и Web для представления публикаций с компакт-диска или локального файлового сервера);

Системы типа DynaBook компании Electronic Book Technologies для представления SGML-публикаций на ПК;

Adobe Acrobat для создания PDF-версий документов, первоначально подготовленных в PostScript; система поддерживает Windows, Macintosh, DOS и Solaris;

ScriptX, новый продукт фирмы Kaleida, который ближе всего соответствует идеальной авторской системе и представляет собой объектно-ориентированную систему с инструментарием для работы с носителями и интерфейсами, позволяет составлять публикации и прогонять их по существу на всех платформах.

Некоторые аспекты процесса создания электронной публикации требуют дальнейшего развития. Отсутствует хороший словарь, с помощью которого читатель мог бы работать с публикацией и понимать ее содержание. Пока нет стандартов для представления действительно мультимедийных документов (большая польза была бы от стандарта, аналогичного PostScript, но для систем мультимедиа) более чем просто стандарт для объединения в пакет. Это должен быть действующий стандарт, который точно бы определял в публикации функциональные возможности, например, состав интерфейсов. Также весьма актуальны стандарты для взаимодействия с электронными публикациями, приемлемые для сети и компакт-дисков. Сегодня развивающиеся спецификации VRML включают средства описания взаимодействия, но еще неизвестно, будет ли он выделен в отдельный стандарт.

Средства доставки

Существует несколько эффективных путей доставки электронного документа. Касаясь всех носителей, используемых для хранения и передачи, сразу следует отметить, что дискеты обладают незначительной емкостью, магнитная лента (например, DAT) не может быть использована для прямого доступа, а магнитно-оптические носители слишком дороги. Остаются только два средства: компакт-диски и сети.

Стандартный компакт-диск, в принципе, является почти идеальным средством, с помощью которого электронная публикация может быть доставлена читателю. Эти диски - легкие и прочные, недорогие в изготовлении и обладают довольно большой емкостью. Контроллеры компакт-дисков уже сегодня широко используются на персональных и профессиональных компьютерах и близки к стандартным дисковым устройствам в скорости передачи файлов. Омрачает картину единственный факт, что на них невозможно обновлять информацию.

Существует три стандарта файловых систем для компакт-дисков: ISO 9660, Apple HFS и RockRidge. Файловая система 9660 - это международный стандарт, поддерживаемый практически любым ПК. Однако 9660 накладывает серьезные ограничения на мультимедийные публикации. Она разрешает имена файлов только в стиле DOS (формат "8.3", ограниченный набор знаков, все прописные буквы) и добавляет номер версии к имени. Так как различные системы оперируют именами файлов и номерами версий по-разному, заранее неизвестно, какие имена файлов следует использовать в мультимедийном документе. Стандарт 9660 не позволяет использовать псевдонимы. Файловая система Apple HFS применяется только для Macintosh, а файловая система RockRidge - на рабочих станциях. Поэтому возможно выделить на диске одновременно два раздела 9660 и HFS, однако при этом HFS теряет немало своих полезных свойств, если одновременно используются файлы данных разных типов.

На одном стандартном ("74-минутном") компакт-диске может храниться до 650 Мбайт информации. Существует ряд CD-стандартов для различных типов данных, но большинство оптических дисков сделано в стандарте "Yellow Book". Этим и определяется формат данных, совершенно отличный от формата на магнитных дисках. Данные кодируются посредством нанесения бороздок на диске, имеющих отражательную способность, отличную от ровных поверхностей. Диск вращается с постоянной линейной скоростью, в противоположность угловой скорости магнитных дисков, а биты информации считываются при отражении луча лазера. Единица устанавливается всякий раз, когда изменяется интенсивность лазерного отражения, и 0 - когда изменений нет. Однако длина каждой бороздки и ровной поверхности должна составлять, по крайней мере, три бита, иначе невозможно просто распознать биты 1 или 0, как это делается на магнитных носителях. Используется также совершенно другой способ кодирования, называемый модуляция от 8 до 14 дюймов или EFM, при котором каждый байт хранится в 14 битах и соответствует дисковым ограничениям. При чтении диска могут накапливаться ошибки, поэтому, чтобы их обнаружить и внести коррективы, на каждые 2048 байт данных добавляются еще 280 байт.

Хотя емкость компакт-дисков достаточна для многих типов электронных публикаций, она не может полностью удовлетворить потребности и желания каждого пользователя. Емкость дисков растет, ее стимулирует и появление цифрового кино, особенно в сфере индустрии развлечений. По мере того как в эту сферу вкладываются огромные деньги, видны серьезные сдвиги в развитии технологии изготовления дисков. Это будет производство совершенно нового типа дисковых носителей емкостью в 7-10 раз большей, чем у существующих дисков, что частично сможет удовлетворить запросы по хранению большого объема количества информации. Но техника изготовления этих дисков находится еще в ранней стадии развития, и пока не существует стандартов для хранения цифровых данных на них. Потребуется еще несколько лет, чтобы эти диски стали мощным средством для электронных публикаций.

Кроме физических носителей существуют и другие способы доставки электронных публикаций. С ростом общедоступных и частных вычислительных сетей появилась возможность издавать произведение даже без создания его физической копии. Теперь в качестве сервера для сетевых документов можно установить даже ПК, что позволит любому пользователю, где бы он ни находился, иметь доступ к этим документам. Наряду с обычной загрузкой файлов через FTP и других подобных средств доступа все активнее применяются системы просмотра документов, использующие World Wide Web.

Как правило, издание сетевых документов основывается на HTML, общепринятом языке для таких интерфейсов, как Mosaic и Netscape. Стандарт HTML быстро развивается по мере того, как выявляются новые потребности сетевых публикаций (так, версию 3.0 стандарта предполагается завершить в этом году). Однако сегодня можно только допустить, что все Web-средства просмотра понимают HTML 1.0, и это ограничивает масштабы распространения публикаций. Например, пока еще нельзя размещать текст вокруг изображения, некоторые изображения и ролики могут быть видны только при наличии специальных приложений, а возможности для размещения текста и изображений очень ограничены. Вероятно, в следующем году от уровня 1.0 откажутся, и каждый пользователь, желающий работать с приложениями Mosaic, перейдет на версии, понимающие более развитые стандарты.

Альтернативным стандартом для формирования документов стал Portable Document Format (PDF), разработанный компанией Adobe System. Этот формат файлов для документов со сложной организацией находит все более широкое применение для передачи документов и поддерживает несколько устройств воспроизведения. Объявлено, что вскоре программа Netscape Web будет включать в себя встроенную поддержку PDF. Данный стандарт включает в себя также и гипермедийные связи как внутри, так и между документами, контурное представление документа, примечания, позволяющие пользователю аннотировать документ, плюс полные средства генерации индексов и средства поддержки звука и движущихся картинок внутри документа. В настоящий момент Adobe поддерживает программу Acrobat на системах Macintosh, Windows, DOS и Solaris, однако скоро должны появиться версии для других рабочих станций. АСМ Siggraph использовал его для подготовки на компакт-дисках трудов своих конференций в течение трех лет, что оказалось достаточно эффективным для издания такого типа.

В сетевом издании актуальной является скорость, с которой информацию можно загрузить на компьютер читателя. Существует ряд факторов, влияющих на эту скорость; если связь осуществляется через модем, то ограничением становится скорость передачи данных модема; если информация загружается с сервера локальной сети, то пропускная способность сети снижается; если читатель работает с Internet, то скорость сдерживает соединения с Internet. Во всех трех случаях есть ограничивающее пропускную способность сети в целом свое узкое место, которое, по мере возрастания сетевого трафика, может дать о себе знать.

Ведется много разработок, способных повлиять на облик сетевого издания. Одно из направлений исследований касается того, как сделать сети дружелюбно-деловыми. Здесь мы сталкиваемся с проблемами подтверждения права доступа читателя к документу. Немаловажны также вопросы, связанные с ведением финансовых операций в интерактивном режиме и с защитой информации, передаваемой по сети. Само собой разумеется, что при работе в данной области возникают финансовые затруднения, разрешить которые предполагается в течение следующего года.

Другая область исследований затрагивает методы сжатия данных; тут ключевым вопросом является сокращение размера составляющих публикацию файлов (чем меньше объем, тем выше скорость передачи). Разработаны более эффективные способы хранения цифровых изображений и фильмов; исследуются пути расширения возможностей сетевых систем; разрабатываются такие стандарты, как VRML и дополнения к HTML, обеспечивающие утонченное взаимодействие и дополнительные средства оформления.

Издание на диске

Как мы уже убедились, компакт-диски очень удобны для распространения электронных публикаций. Один из привлекательных аспектов компакт-дисков состоит в том, что они недороги в подготовке и изготовлении. Как только электронный документ скомпонован, можно использовать программу для создания дискового образа - точной копии того, что будет содержать диск. Программные средства помогут вам моделировать и тестировать чтение публикации с компакт-диска, работая с жестким диском. Затем с помощью специальных устройств можно записать дисковый образ на CD-R или DAT и послать этот пробный диск другим пользователям для проверки или изготовителям для тиражирования. Сегодня в США программное обеспечение по управлению дисками и CD-R в одном корпусе стоит от 2 до 5 тыс. долл. - цена, которую легко компенсировать несколькими проектами, связанными с подготовкой дисков.

Последовательность и длительность операций изготовления дисков обычно выглядит следующим образом:

- одна неделя - графический эскиз для обложки и этикетки на диске; - одна неделя - создание цветоделенных фотоформ для печати обложки; - две недели - печать обложки для диска; - одна неделя - доставка упаковки из типографии к изготовителю дисков; - две недели - тиражирование диска; - одна неделя - доставка дисков от изготовителя к издателю.

Таким образом, требуется около двух месяцев от начала изготовления упаковки до того момента, когда издатель получает готовые диски. Имеются также более подробные выкладки по стоимости каждого этапа, которые, однако, в данной публикации опущены.

Издание в интерактивном режиме

Издание в интерактивном режиме включает в себя предоставление пользователям доступа к публикациям через в высшей степени популярные ныне коммерческие и исследовательские сети. Это требует от издателя подготовки публикаций таким образом, чтобы они могли восприниматься всеми компьютерными платформами, в том числе и обладающими ограниченной скоростью передачи.

Способов снизить стоимость разработки содержания публикации и подготовки ее в электронном виде, увы, нет. Все, что можно сделать, - это снизить затраты на изготовление и распространение. В данном случае затраты образуются из необходимости установки сетевого доступа в виде выделения сервера с диском достаточной емкости и линиями связи для того, чтобы пользователи легко могли бы загружать или читать публикации. Пока не накоплено достаточной статистики, чтобы сравнить затраты такой системы с затратами на изготовление дисков, но ошибочно предполагать, что возможно организовать издание в интерактивном режиме без всяких затрат.

Сейчас интерактивные публикации очень популярны для некоммерческих изданий, например, Web-страниц или технических докладов. Как только будет решена проблема с контролем доступа, сразу может быть ограничен доступ к публикациям только подписчиками и тогда, вероятно, технические профессиональные общества начнут широко издавать свои труды интерактивным способом. Если рекламодателю станет выгодно помещать рекламу в интерактивных документах, часть "электронных журналов" будет издаваться на средства, полученные от рекламы. Вероятно, в скором времени публикации на носителях, требующих большой емкости памяти или сложных схем размещения материала, утратят свою актуальность в сравнении с интерактивным изданием.

Литература

Berners-Lee, Tim and Daniel Connolly, "Hypertext Markup Language", проект Internet, доступный из infocern.ch.

Berners-Lee, Tim, "Hypertext Transfer Protocol", проект Internet, доступный из info.cern.ch.

Buford, John Е Koegel, Multimedia Systems, SIGGRAPH Books/Addison-Wesley, 1994.

Cunningham, Steve, С. Steven Langer, Judson Rosebush, and Breck Rowell, How to Produce Your Own CD-ROM, Siggruph 94 Course Notes.

Cunningham, Steve, and Judson Rosebush, Electronic Publishing on CD-ROM, O"Reilly & Associates, 1995.

FAQ, alt.cd-rom, доступный через ftp из ftp.cdrom.com как /pub/cdrom/faqq.

ISO 9660 Standard, American National Standards Institute, 1988.

lSO 10149 Standard, American National Standards Institute, 1989 (Yellow Book standard).

Murray, Jumes О. and William van Ryper, Encyclopedia of Graphics File Formats, O"Reilly & Associates, 1994.

Д. Ватолин, "MPEG - стандарт ISO на видео в системах мультимедиа" - Открытые системы, 3, 1995 с. 66-69.

*) Возможно, имеются в виду средства, используемые в системах виртуальной реальности: звук, механические воздействия на органы чувств человека и т. п. - Прим. ред.



Для научного сотрудника публикация является своего рода отчетом о выполненной работе и полученных результатах. Через публикации ученые узнают о работах и достижениях своих коллег . Сформировались и достаточно эффективно работают механизмы, стимулирующие научных сотрудников публиковаться в печатных изданиях. В институтах при выдвижении сотрудников на новые должности и аттестации смотрят на список печатных научных трудов. Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при рассмотрении и утверждении диссертационных работ обращает внимание на имеющиеся у автора публикации в изданиях из утвержденного списка, в котором сейчас представлены только печатные журналы.

Научные сотрудники все чаще используют интернет для публикации и презентации результатов своей работы. В то же время некоторые ученые, воспитанные в традициях "бумажных" изданий, до сих пор сомневаются в том, что размещенная в интернете статья является полноценной публикацией. В чем причина недооценки статуса интернет-публикации? Каково отношение ГОСТов к публикациям в интернете?

Понятия "публикация" и "электронное издание" в ГОСТах

Обратимся к действующему ГОСТ 7.0-99 . Согласно этому ГОСТу, публикацией является "документ, доступный для массового использования". Таким образом, статья, находящаяся в свободном доступе в интернете, публикацией является.

Можно зайти с другой стороны и задать вопрос, может ли статья в интернете стать полноправным научным изданием? По этому поводу другой действующий ГОСТ 7.60-2003 утверждает следующее:

"3.1.1 издание : документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.

3.1.1.1 печатное издание : издание, полученное печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленное.

3.1.1.2 электронное издание : издание, для использования которого необходимы средства вычислительной техники".

В ориентированном на электронные издания ГОСТ 7.83-2001 "Электронные издания. Основные виды и выходные сведения" дается следующее определение:

"3.2 электронное издание: Электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения".

По-видимому, можно считать, что появившаяся на официальном сайте организации статья "редакционно-издательскую обработку" проходила: в организации обычно существуют регламенты размещения информации на сайте, предполагающие рассмотрение ответственными лицами представленного для публикации материала.

В издании должны присутствовать выходные сведения . Для электронных изданий ГОСТ 7.83-2001 предусматривает следующие элементы выходных сведений:

"4.2.1 Основными элементами выходных сведений являются:

Заглавие электронного издания;

Надзаголовочные данные;

Подзаголовочные данные;

Выходные данные;

Выпускные данные;

Минимальные системные требования;

Классификационные индексы;

Номер государственной регистрации;

Международные стандартные номера;

Штрих-коды;

Аннотация".

Большинство перечисленных элементов допускают факультативное использование. В обязательном порядке нужно указывать авторов (других физических и юридических лиц, участвовавших в создании электронного издания) и название изданного материала , что совершенно естественно и привычно для научного работника , публикующего статью. Кроме того, обязательно указываются выходные данные издания. ГОСТ Р 7.0.3-2006 определяет следующий состав выходных данных:

"3.1.5.16 выходные данные: составная часть выходных сведений, включающая данные о месте выпуска издания, имени издателя и годе выпуска издания".

Теперь мы знаем, как нужно оформлять материал (например, статью) для публикации в интернете, чтобы он в полной мере соответствовал определению "издание".

Вновь обратимся к ГОСТ 7.60-2003, который классифицирует издания по целевому назначению и определяет, в частности:

"3.2.4.1.2 научное издание: издание, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, …"

Если научный сотрудник подготовил статью о своих научных исследованиях, то статья приобретет статус научного издания в силу своего содержания без каких-либо дополнительных усилий со стороны автора.

В качестве небольшого упражнения можно зайти на сайт http://www. /gorbunov/duty. htm и посмотреть, как оформлена типичная электронная публикация (рис. 1):

Рис. 1. Оформление электронной публикации на сайте http://www. /gorbunov/duty. htm.

В соответствии с требованиями ГОСТов на сайте указаны: название (Интернет-активность как обязанность ученого), автор (-Посадов), дата публикации (Размещено 27 июня 2007 г.), издатель (ИПМ им. РАН).

Но есть и некоторые несоответствия ГОСТу. Например, не все очевидно с издателем. По-видимому, и сам автор статьи не вполне представляет, кто является издателем в данном случае. Автор, прежде всего, хотел обеспечить связь публикации с сайтом института, и поэтому поместил на странице гиперссылку на институтский сайт (ИПМ им. РАН). Место публикации (Москва) не указано, что противоречит ГОСТу. Но у автора есть свои объяснения: в интернете не принято указывать такой элемент выходных данных как "место издания".

Вероятно, где-то в глубинах сложной системы ГОСТов из области библиотечного и издательского дела существует подходящая рекомендация для данного случая. Но возможно, что ГОСТы не успевают перестроиться, чтобы соответствовать требованиям времени и складывающейся практике.

Развивающиеся во времени интернет-публикации

Когда говорят о публикации, то чаще всего имеют в виду некий законченный текст, зафиксированный на бумаге. В силу естественного отторжения полиграфического продукта от автора, такое отношение к публикации вполне объяснимо. Печатная публикация существует в неизменном виде до тех пор, пока автор не подготовит и не издаст новую редакцию своего произведения. В зависимости от типа и объема редакционных изменений, новое издание получает статус "исправленное", "дополненное", "переработанное" и пр. (так действующий ГОСТ 7.60-2003 в разделе 3.2.4.8 определяет виды изданий по повторности выпуска). Повторные выпуски печатного издания могут появляться через несколько месяцев или несколько лет после выхода очередной редакции издания.

Если публикация размещена в интернете, и автор не потерял с ней связь, то редактирующие изменения автор может вносить с произвольной периодичностью. Тем самым у автора появляется возможность в течение длительного периода времени оперативно развивать свой научный материал, обогащать его новыми аргументами, удалять устаревшие факты, исправлять неточности, находить новые повороты темы и т. д.

Интернет породил новый жанр научной публикации , который раньше практически отсутствовал в "бумажном" мире - развивающуюся во времени публикацию.

Вновь обратимся к рассмотренной ранее статье "Интернет-активность как обязанность ученого", размещенной на сайте http://www. /gorbunov/duty. htm. На самом деле данная публикация является развивающимся во времени произведением: автор постоянно изменяет ее по разным причинам. Но на сайте статьи есть единственный намек на это обстоятельство: в начале статьи указывается дата последнего обновления. В то же время читателям статьи было бы небезынтересно узнать, в каком направлении развивалась статья, что нового добавилось за период, прошедший с момента опубликования очередной версии текста. И автору наверняка пригодился бы аппарат описания причин изменения статьи, описания внесенных изменений.

В интернете материал статьи чаще представляется в виде гипертекстовой структуры. Популярность гипертекста объясняется не только предложенным пользователю новым техническим приемом перехода по гиперссылке. По-видимому, гипертекст отражает стиль человеческого мышления, которое естественным образом организуется в виде семантической сети.

Вспомним, что ссылки в гипертекстовой структуре могут активизировать и элементы мультимедиа: графику, звук, видео, анимацию, интерактивные модели и т. д. Все эти элементы могут с успехом использоваться в подаче материала научной статью. Вообще говоря, электронная публикация становится сайтом или мини-порталом, посвященным определенной теме.

Научный интернет - это не только среда для чтения информации, но и механизм общения. В "бумажном" мире коммуникация автора с читателями осуществлялась (такое случалась, но не как массовое явление) с помощью почтовой связи. Технологии электронной коммуникации делают общение автора с читателями более активным.

Популярной формой общения в интернете стала электронная почта. При наличии на сайте адреса электронной почты автора заинтересованный посетитель сможет завязать с автором переписку. Другая форма взаимодействия с посетителями сайта - электронный форум, где происходит организованное общение групп по интересам, и где каждый участник вправе разместить для общего сведения любые соображения, возникшие у него при знакомстве с работой автора.

Еще одна важная форма взаимодействия - подписка на новости или события, происходящие на сайте. Любой посетитель сайта публикации может оставить там свой электронный адрес, в результате чего он начинает автоматически получать электронные извещения о событиях, происходящих на сайте. Подписка выводит интернет-публикацию на совершенно новый, недостижимый для печатного издания уровень оперативного оповещения о выходе "исправленных", "дополненных", "переработанных" изданий.

Развивающиеся во времени интернет-публикации, разумеется, не укладываются в ГОСТы, которые ориентируются на печатную продукцию . Но и в упоминавшемся ранее ГОСТ 7.83-2001, описывающем электронные издания, подчеркивается "неизменный вид" издания:

"3.2 электронное издание: Электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде , имеющий выходные сведения".

Возможно, что развивающимся интернет-публикациям более близки положения ГОСТа 7.82-2001 , регламентирующего библиографическое описание электронных ресурсов:

"4.1.1 …Электронные ресурсы представляют собой электронные данные (информацию в виде чисел, букв, символов или их комбинаций), электронные программы (наборы операторов или подпрограмм, обеспечивающих выполнение определенных задач, включая обработку данных) или сочетание этих видов в одном ресурсе. ….".

Таким образом, в обиход ученого входит понятие "научный электронный ресурс". Это понятие наследует и расширяет понятие "научная публикация". Возможно, что именно развивающиеся электронные ресурсы, размещенные в интернете, вскоре станут основными видами научных публикаций.

Заключение

Интернет-публикации стали фактом научной жизни, но пока не приобрели соответствующего нормативного статуса. Технологии интернета способствовали появлению новой формы научной публикации - развивающейся во времени публикации. Предоставляемая автору возможность оперативно вносить изменения в опубликованную в интернете работу позволило существенно ускорить появление "исправленных", "дополненных", "переработанных" версий электронных изданий и превратить электронное издание в эволюционирующий, "живой" электронный ресурс. Благодаря новым технологиям интернет-издание естественно превращается в развивающийся электронный ресурс, включающий в себя помимо текста разнообразные элементы мультимедиа и элементы интерактивного взаимодействия с пользователем.

К сожалению, до сих пор активность ученого в создании научных интернет-ресурсов не получает должной оценки. Более того, пока не видно действенных механизмов, стимулирующих появление научных электронных ресурсов. Требуются существенные изменения в нормативной базе науки и системе аттестации научных кадров, которые позволят повысить статус электронных ресурсов и считать публикации в интернете (развивающиеся интернет-ресурсы) полноправными научными трудами.

Используемые ссылки

1. ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиографическая деятельность, библиография. Термины и определения. Минск: 19Система стандартов по информ., библ. и изд. делу).

2. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения. Минск: 20Система стандартов по информ., библ. и изд. делу).

3. ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Минск: 20Система стандартов по информ., библ. и изд. делу).

4. ГОСТ Р 7.0.3-2006. Издания. Основные элементы. Термины и определения. М.: 20Система стандартов по информ., библ. и изд. делу).

5. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. Минск: 20Система стандартов по информ., библ. и изд. делу).

Подходя к толкованию различных форм и видов современных электронных изданий как таковых, в первую очередь следует отталкиваться от определения издания в общем смысле, принятого в стандартах сферы издательского дела.

Итак, "издание" - документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения» [ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения»]. Тот же стандарт даёт толкование термина «электронное издание» как «издание, для использования которого необходимы средства вычислительной техники».

Помимо этого, в данном ГОСТ приводятся критерии классификации изданий, согласно которым изучаемые в нашем исследовании музыкальные электронные издания можно отнести к следующим категориям:

1) к изданиям для досуга, то есть содержащим общедоступные сведения по различным видам творческой самодеятельности и увлечений;

2) к массовым изданиям, рассчитанным на самый широкий круг читателей.

3) к популярным изданиям, служащим для удовлетворения непрофессиональных интересов широких кругов читателей;

4) к бесплатным изданиям, т. к. вся информация на музыкальных Интернет-ресурсах предоставляется пользователям безвозмездно [ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения»].

«Таким образом, издание в целом можно рассматривать как информационную систему, достаточно сложную, хотя и хорошо организованную» [Антонова 2004, 13].

Однако основные требования, предъявляемые к электронным изданиям, зафиксированы в [ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения»]. Согласно этому стандарту электронные издания - «электронные документы или же группы электронных документов, которые прошли редакционно-издательскую обработку и предназначены для распространения в неизменном виде, снабжённые также выходными сведениями». Электронное издание может распространяться на электронном носителе информации (CD, DVD, flash и т. п.) или существовать в форме web-ресурса (веб-сайта).

Возникновение первых электронных публикаций и электронных изданий исторически приходится на вторую половину 80-х годов XX века. Это связано с быстрым развитием электроники и компьютерных информационных технологий в предыдущие десятилетия. Э. Уайт отмечает, что: «Ещё до стремительного развития Интернета произошли существенные сдвиги в основных библиотечных операциях. Эти сдвиги были вызваны двумя новыми компьютерными технологиями: базами данных и оптическими дисками CD-ROM» [Уайт 2011, 51]. Именно в этот период практически все издательства перешли на компьютерный набор и верстку газет, журналов и книг. Вслед за этим, уже в конце XX века периодические электронные издания стали распространяться преимущественно по сетям, прежде всего, в Интернете.


Стоит сказать и о роли, которую играют различные электронные издания в системе современных средств массовой информации. Своё мнение по данному вопросу высказали Жожиков А. В. и Малардырова Я. А. в статье «Роль и возможности современных электронных СМИ»:

«Средства массовой информации - мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения самой актуальной и оперативной информации. Кроме того, это наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать наилучшим образом. Особенно чётко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.

Новые электронные медиа обладают, по мнению специалистов, почти безграничными возможностями для передачи любой информации любым её отправителем в различных направлениях.

Электронные средства массовой информации сосуществуют наряду с традиционными, но превосходят их по скорости доставки материала читателям и простоте доступа к этим материалам. Особенностью электронных изданий является гипертекстовая структура и интерактивные возможности в виде электронной почты, форумов и гостевых книг». Тенденцию постоянного роста значения электронных СМИ в современном мире отметил ещё в 2001 году В. Вуль: «В настоящее время в сети Интернет существует значительное количество сайтов, представляющих собой, по существу, электронные издания, т. е. аналоги книг или брошюр, но только в электронном сетевом представлении» [Вуль 2001, 12].

Рост числа электронных изданий различных форм и видов является постоянным процессом и происходит со всё возрастающей скоростью.

Это подтверждается данными статистики:

1) по состоянию на декабрь 2012 г., в мире существовало 634 миллиона сайтов, причём 51 миллион веб-ресурсов был создан в прошлом году;

2) количество пользователей Интернета во всем мире составило 2.4 миллиарда человек;

3) по количеству пользователей интернета Россия ещё в 2012 году вышла на первое место в Европе и на шестое место в мире. По последним данным, интернетом пользуются 68 % граждан России в возрасте от 18 лет и старше, а также примерно 89 % подростков в возрасте 12-17 лет. Всё больше людей выбирает интернет как основной источник информации, что говорит о росте значения электронных изданий на рынке современных средств масс-медиа.

По нашему мнению, данное явление объясняется рядом значительных преимуществ электронных изданий перед традиционными. В число данных преимуществ входит, прежде всего, возможность встраивания в текст электронных изданий мультимедийных компонентов, под которыми подразумеваются цифровые звуковые или видеофрагменты, а также анимационные вставки, что обеспечивает комплексное информационное воздействие на читателя [Вуль 2001, 11].

Другими важными преимуществами являются оперативность разработки и распространения электронных ресурсов, их долговечность, компактность, сравнительно невысокая цена или (во многих случаях) бесплатность, интерактивность и экологичность. Гипертекстовая структура большинства электронных изданий так же является значительным плюсом, поскольку в значительной степени облегчает поиск необходимых материалов, зачастую даже перекладывая решение этой задачи на аппаратные средства.

Современный интернет как никогда ранее претендует на роль ведущего средства массовой информации, а для многих людей уже является таковым. Растёт и значение интернет-периодики различных форм и жанров. Данный процесс предъявляет новые требования к профессиональным навыкам редакторов, ведь редакторская подготовка различных материалов к публикации в сети имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при создании эффективного и современного электронного издания.

В идеале редактор должен руководить всем процессом организации электронного издания, контролировать его структуру, различные дополнительные компоненты (например, включённые в издание аудио- или видеоматериалы), что требует от него соответствующего уровня компетентности в компьютерных технике и технологиях. Однако в теории и методике современного редакционно-издательского дела способы и формы деятельности редактора при подготовке электронных изданий всё ещё разработаны сравнительно слабо, из-за чего редакторы часто не способны в полной мере принять участие в их создании [Ильина 2009].

В настоящий момент наблюдается значительное разнообразие форм и видов электронных изданий, которые классифицируются по различным критериям. Среди них в центре нашего внимания находятся следующие подвиды электронных изданий: веб-сайт, электронный (сетевой) журнал и интернет-издание.

Для уточнения типологической и терминологической базы исследования необходимо привести толкование каждого из данных терминов.

Веб -сайт (или web-сайт, также синонимично понятию веб-ресурс) представляет собой информацию, представленную в виде совокупности гипертекстовых документов, которые располагаются на веб-сервере и имеют своё собственное имя (адрес) [Буханцева 2008, 235].

Дополнить и уточнить данное определение можно, обратившись к трактовке веб-сайта, данной в «Новейшей энциклопедии создания сайтов» А. А. Вендюхина: «веб-сайт как понятие медийной сферы состоит из трёх частей: доменного имени - адреса, хостинга - то есть места физического размещения; и контента (содержания), который, собственно, размещается на сайте» [Вендюхин 2009, 34]. В настоящем исследовании мы будем использовать определение веб-сайта, данное А. А. Вендюхиным.

Веб-сайт может являться частным случаем электронного издания или же служить формой существования электронного журнала.

Электронный (или сетевой) журнал - периодическое рецензируемое издание, электронный аналог печатного журнала, доступный для просмотра на компьютере. Распространяется через Интернет или на любых носителях цифровой информации.

Электронные журналы можно разделить на три группы:

· параллельные электронные журналы - электронные версии традиционных печатных изданий. Печатная и электронная версии полностью идентичны;

· интегрированные электронные журналы издаются в двух видах, которые, существуя отдельно, дополняют друг друга;

· оригинальные электронные журналы - выпускаются только в электронном виде.

Электронные журналы - достаточно распространённое явление в научном сообществе. Яркими примерами подобных изданий могут выступать «Physics» - бесплатный электронный журнал, издаваемый Американским физическим обществом или же «Вестник Института социологии» - сетевое научное издание по социологии, которое издаётся Институтом социологии РАН. В то же время существует значительное количество электронных журналов отличной от научных исследований тематики, среди которых можно встретить и немалое число музыкальных.

Другой разновидностью электронных изданий выступают интернет-издания , иногда именуемые сетевыми. Под этим термином принято понимать веб-сайт, который ставит перед собой задачу выполнять функцию средства массовой информации (СМИ) в сети Интернет.

Так же, как и печатные, интернет-издания в своей работе следуют принципами журналистики. По жанрам интернет-издания не отличаются от традиционных: несмотря на явное преобладание новостных сайтов, существуют и литературные, научно-популярные и, разумеется, музыкальные. Однако стоит отметить, что интернет-изданием (или интернет-СМИ) может считаться не любой сайт.

Согласно закону РФ «О средствах массовой информации», принятому в последней редакции Государственной Думой РФ 8 марта 2015 г., «под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом» ["О средствах массовой информации" Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I].

Регистрация различных электронных изданий осуществляется в ФГУП НТЦ «Информрегистр»: за десять лет, прошедших с начала работы организации в 2003 году было зарегистрировано около 29700 электронных изданий разной направленности. Электронное издание должно иметь ISBN, систему навигации или меню, а также гипертекст. Номер государственной регистрации в НТЦ «Информрегистр» требуется, например, для включения электронного издания в Перечень изданий ВАК.

Невозможно отрицать существование явных отличий между вышеперечисленными формами электронных изданий. В то же время, все они обладают значительно большим числом общих черт, в ряде случаев представляя собой частные формы друг друга, что позволяет нам в рамках данного исследования в большинстве случаев использовать эти понятия как синонимичные. Теперь, обозначив для себя ряд базовых понятий и терминов, мы можем перейти к выявлению специфики электронных изданий музыкальной тематики, чему посвящается следующий раздел главы.

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЦЕНТР МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЦЕНТР

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЦЕНТР (домашний медиасервер, медиа-центр; home media server, media center), мультимедийный персональный компьютер (см. ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР) с возможностями воспроизведения и записи цифровых изображений, музыки и видео, включая и телевизионные программы, а также широкополосным доступом к Интернет-ресурсам, каналам обычного и спутникового телевидения высокой четкости, передачам FM-радиостанций. В коммуникационном оборудовании медиацентров присутствуют Gigabit Ethernet, порты USB 2.0, FireWire. Изготовители ПК устанавливают на медиацентры средства обеспечения беспроводной связи. Первый ПК этого класса вышел на рынки сбыта в конце 2002 года. Им стал Media Center PC фирмы Hewlett-Packard, в котором использовалась версия ОС корпорации Microsoft - Windows XP Media Center Edition (MCE). С 2007 мультимедийные центры выпускаются на базе Windows Vista.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЦЕНТР" в других словарях:

    Всероссийский детский центр "Орленок" - расположен на берегу Черного моря в Краснодарском крае в 45 километрах от города Туапсе. Его площадь составляет 217 гектаров, длина береговой линии 3,7 километра. Орленок принимает круглый год на отдых и оздоровление подростков 11 16 лет… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    У этого термина существуют и другие значения, см. Площадь Маяковского. Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского … Википедия

    Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского открылась 7 января 1868 года на Невском проспекте, 54. Имя В. В. Маяковского присвоено библиотеке в 1953 году. Библиотека является центром международной информации в городе. В ее… … Википедия

    Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского открылась 7 января 1868 года на Невском проспекте, 54. Имя В. В. Маяковского присвоено библиотеке в 1953 году. Библиотека является центром международной информации в городе. В ее… … Википедия

    Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского открылась 7 января 1868 года на Невском проспекте, 54. Имя В. В. Маяковского присвоено библиотеке в 1953 году. Библиотека является центром международной информации в городе. В ее… … Википедия




Top