Как работать с информацией в начальной школе. «Работа с разными источниками информации на уроках в начальной школе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска

Эффективные

методы и приемы

работы

с информацией

(из опыта работы)

Джармокова Софият Мухамед-Аминовна,

учитель начальных классов

г. Усинск

2017 г.

Эффективные методы и приемы работы с информацией

Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,

которые надо решить”.

Роджер Левин

В современном обществе постоянно увеличивается объем информации и скорость ее потоков. В связи с этим, особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, поиском, обработкой и передачей информации. Это требование времени, требование возникшего нового информационного общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что "в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно познавательных текстов, инструкций. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы"

В Примерной общеобразовательной программе (ООП) НОО выделен раздел "Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)". Этот раздел самостоятелен и равноправен со всеми другими разделами программы.

Особенно актуальна проблема формирования и развития информационной компетенции в начальной школе, поскольку отвечает основным задачам становления и развития личности ребенка. Умение школьника работать с информацией, рассматривается, как универсальное учебное действие , и представляется, как общеучебное умение .

Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, с другой – ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями.

На сегодняшний день в школе, в начальных классах встает острая проблема: дети, читая задания самостоятельно или выслушав учителя читающего им, не умеют работать с текстом задания. Часто приходится им «разжевывать», задавать наводящие вопросы. Дети затрудняются в постановке вопросов к прочитанному тексту, составлении задач по кратким схемам или таблицам. Отсюда вывод, что неумение работать с текстом на уроках в начальных классах – это проблема, стоящая во главе обучения в дальнейшем.

Поэтому мы, как учителя, которые видим свое назначение в том, чтобы создать условия конкретному ребенку для свободного саморазвития, осознаем важность такой проблемы: «Как научить школьников самостоятельно работать с информацией».

Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником, который сегодня является не только источником информации, но и средством организации образовательной деятельности учащихся. На страницах учебника изложен изучаемый материал, размещены рисунки, фотографии, схемы, таблицы – всё то, что является необходимой информацией для успешного изучения темы урока. При этом главная роль в работе с учебником в процессе обучения отводится формированию у школьников рационального чтения, умения выделять главное, делать выводы, анализировать, сравнивать, формулировать и задавать вопросы, используя наряду с учебником дополнительные источники информации.

Важно отметить, что при выполнении любого задания и на любом уроке учащиеся должны ставить цель, принимать учебную задачу, отбирать, а затем «читать» полученную информацию. Если ребёнок не понял цели, не сумел прочесть задание, он его либо не выполняет, либо выполняет с ошибками. Поэтому необходимо включать в урок задания, направленные на понимание, осознание цели: будь то таблицы, схемы или вопросы на понимание прочитанного.

Кроме того, важно отметить, что эффективная организация внеурочной деятельности также способствуют формированию информационной компетенции школьников. Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, выходящую за рамки урока, в детские объединения по интересам, реализация программ внеурочной деятельности и др.

В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит – учить работать с информацией. При этом важную роль играет учитель, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, при чем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий - вопросы, направленные на формирование процессуальных действий - вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, и не стоит ни учителю, ни учащемуся жалеть времени и сил на формирование этого умения.

Очевидно, что необходимо тщательно планировать работу на каждом уроке, использовать активные формы обучения. Кроме того, для формирования и развития информационной компетенции возможно использование методических приёмов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых, прежде

всего для преобразования текстовой информации. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку работа с информацией составляет основу изучения и освоения любого предмета.

В начальной школе необходимо сформировать умения рациональной работы с информацией, которые могут быть вкратце обозначены следующим образом:

На этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу.

На этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.

На этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней).

На этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Классификация приемов работы с информацией:

Приёмы работы с текстовыми источниками информации

    Комментированное чтение.

    Пересказ, рассказ по опоре.

    Выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса.

    Составление описаний одного объекта (факта, явления) по разным текстам (разным источникам информации).

    Поиск ответов на поставленные вопросы.

    Выполнение заданий в рабочей тетради.

    Составление опорных схем (конспектов, «шпаргалок»).

    Составление вопросника к тексту.

    Составление плана текста.

    Составление таблиц.

    Анализ материалов СМИ.

    Составление кроссвордов.

    Составление карт (схем) по тексту.

    Дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок.

    Составление мультимедиапрезентаций.

    Разработка виртуальных экскурсий.

    Подбор (разработка) иллюстраций к тексту.

    Подборка афоризмов, пословиц, поговорок, загадок о явлении, процессе.

Приёмы работы с динамическими экранными материалами

Получение информации.

Комментирование.

Озвучивание.

Анализ (рецензирование).

Организация практических работ.

Создание мультимедийных произведений, компьютерных программ.

Приёмы работы со статистическими материалами

    Анализ статистических таблиц, графиков, диаграмм.

    Построение графиков.

    Построение диаграмм.

    Трансформация текста в таблицу, диаграмму, график и наоборот.

    Сбор статистических данных.

Приёмы работы с картографическими материалами

    Чтение карты.

    Картографическое (топографическое) лото.

    Наложение карт.

    Сравнение карт; карт и космических снимков; карт и фотографий территорий.

    Путешествия по карте.

    Составление характеристик объектов, территорий по картам.

    Разработка маршрутов.

    Разработка тематических карт с новым содержанием.

    Составление пазлов.

    Работа с контурными картами.

Приёмы работы с тестами

    Контрольное тестирование.

    Работа с тестами, с целью

а) изучения нового…

б) повторения и закрепления …

    Развивающие тесты.

На каждом этапе урока можно эффективно использовать целую группу приёмов. Комбинируя методические приемы, учитель может планировать свои уроки в соответствии с уровнем развития учеников и объемом материала.

Остановимся на некоторых эффективных приемах работы с информацией.

Чтение с остановками – это прием, который также можно применять на любом предмете по любой теме. Обязательное условие – текст должен быть новым для учащихся.

Задача учителя:

1) заранее разделить текст на несколько частей (часть должна быть не более половины страницы) ;

2) подготовить вопросы по каждому фрагменту (вопросы могут быть на понимание, прогнозирование, анализ) ; и

3) подготовить задания по каждому из фрагментов.

В конце урока предложить детям выполнить задания на обобщение материала по всей изучаемой теме.

Этот прием можно выделить отдельной педагогической технологией, т.е. технология работы с незнакомым текстом . Причем в этой технологии выделяются две взаимосвязанные стороны: самостоятельное освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.

Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. Ответы на многие проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим, поэтому, отвечая на такие вопросы, не следует ограничиваться каким-то одним звеном.

Проблемные вопросы могут стать основой для самостоятельной работы с учебником. Эту работу можно предложить в качестве опережающего домашнего задания, на этапе изучения нового материала или с целью закрепления полученных знаний.

Маркировка текста . Он состоит в том, чтобы во время чтения учебного материала делать на полях страницы пометки. Этот прием ещё называются «пенсил», в переводе с английского карандаш . То есть изучение материала с карандашом в руках.

Для этого могут быть использованы, например, следующие значки:
+ - знал (а)
! - узнал (а)
? – вызывает сомнение и вопросы.
После первой маркировки целесообразно еще раз обратиться к тексту. Как правило, это приводит к увеличению количества значков.

Рассматриваемый прием заставляет ребенка внимательно читать текст. Полностью этот прием может применяться при выполнении домашнего задания. Ограничение здесь только одно: текст не должен быть очень большим.

Прием маркировки текста делает зримым процесс накопления знания, движения от «знал» к «узнал», стимулирует вдумчивое осмысление прочитанного и поиск нового знания.

Причем, каждый учитель может придумать свою систему пометок, которая может варьировать. Например:

+ (то, что знаю);

* (новая информация);

? (об этом хочу узнать больше);

! (то, что вызвало эмоциональный отклик).

Затем целесообразно заполнить таблицу.

«Инсерт» . При работе с текстом в данном приёме используются следующие шаги: чтение с пометками, заполнение таблицы «Инсерт», обсуждение граф таблицы и формулировка выводов.

Графы таблицы будут соответствовать значкам маркировки, и нужно добавить графу «хочу знать» (хз ). В каждую из трех граф вносятся краткие тезисные записи прочитанного. После их обдумывания заполняется четвертая графа.

+

!

?

хз

Для заполнения таблицы учащимся необходимо будет вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому".
Важным следующим этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Обсуждение граф таблицы, выводы, цели на перспективу.

Прием «Сводная таблица»

Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема заключается в том, что "линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы "линий сравнения" не было слишком много, можно вывести на доску все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. Таким образом, можно избежать избыточности. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста - источника, так и после его прочтения.
При заполнении таблицы учащиеся сравнивают, выделяют их отличительные признаки и вносят данные в таблицу линий сравнения:

Сравните строение споровых растений

Плауновидные

Хвощевидные

Папоротниковидные

Корень

Стебель

Лист

Прием «Кластер». «Кластер» в переводе с английского – гроздь. Это графическая систематизация учебного материала – расположение текста в определенном порядке.

Этот прием позволяет охватить большое количество информации, сформировать целостное представление изучаемой темы, увидеть взаимные связи отдельных смысловых единиц.

Полученное графически систематизированное изображение темы является хорошей наглядной основой для самостоятельного ее осмысления. Оно дает возможность обдумать полноту и глубину изложения рассматриваемой в параграфе проблемы, выделить вопросы и взаимосвязи, нуждающиеся, с вашей точки зрения, в более полном раскрытии и обосновании и др.

Прием кластеры предполагает:
- оценку прочитанного текста с точки зрения возможности выделения в нем больших и малых смысловых единиц,
- выделение смысловых блоков и более мелких единиц, графическое установление связей между ними,
- осмысление полученной графической систематизации текста (оценка полноты, обоснованности темы, определение вопросов, вызывающих сомнение, требующих более аргументированного изложения и т.д.),
- умение презентовать свою графическую схему текста.

Графическое оформление темы и ее составляющих может быть представлено в виде модели Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – основные характеристики (смысловые блоки) темы. Соединяем прямыми линиями тему с ее основными блоками и получаем графическое отображение прочитанного текста.

Этот прием удобно использовать на стадии вызова для повторения материала или в конце для закрепления.

Перед классом ставится задача: «Вспомните и запишите все, что вы знаете по теме «…..».

Этот прием можно использовать:

    Для работы в парах или группах;

    При дополнении ответов друг друга.

Прием Синквейн. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

"Толстый и тонкий вопрос

Этот прием из технологии развития критического мышления, вопрос используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

умение формулировать вопросы;

умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример. По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?

Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?

Использование на каждом уроке заданий, относящихся к разделу «Работа с информацией», обогащает учебный процесс, делая его наиболее эффективным. Для ученика обучение станет творческим, насыщенным поисковой и исследовательской деятельностью. Такие задания развивают у младших школьников познавательную и самостоятельную активность, что ведет к формированию информационной компетенции. А умение работать с информацией – интегральная характеристика выпускника начальной школы.

Использованная литература:

    Савинов Е.С. - Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, М.: «Просвещение», 2010 г.

    Ковалева Г.С., Логинова О.Б. - Планируемые результаты начального общего образования, М.: «Просвещение», 2010 г.

    Воронцова А.Б. – Проектные задачи в начальной школе, М.: «Просвещение», 2010 г.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Дементьева Ольга Жановна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №10 г. Павлово

Нижегородской области

Информационная грамотность – совокупность умений работать с информацией

    оценивать потребность в дополнительной информации;

    определять возможные источники информации и способы её поиска;

    осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете.

    отслеживать информационные потоки;

    анализировать их;

    ориентироваться в постоянно меняющейся информации

Использование информационной функции учебной книги в формировании универсальных учебных действий

    Информационная функция учебной книги реализуется на основе учебных текстов, обеспечивающих сообщение информации, ее систематизацию, понимание, доступное восприятие и использование её в учебной и практической формах деятельности . Данная функция учебника работает на формирование и прирощение ряда ключевых компетенций ученика:

    · общекультурной компетенции;

    · компетенции в работе с информацией.

    Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации. Значимость информационной функции учебной книги заключается в формировании информационной культуры ученика на основе приобретаемого им в процессе обучения опыта грамотного поиска информации, её осмысления, преобразования, запоминания, использования, передачи, хранения и т. д.

    Информационная функция учебной книги реализуется на основе ряда целенаправленных заданий, предусмотренных автором как функциональных параметров книги: сообщения знаний, подачи и приёма информации, систематизации полученной информации, её понимания, доступности, хранения информации средствами свёрнутости её и развёрнутости при использовании. Предполагаются диалоговые формы работы автора учебной книги и Ученика, самостоятельные формы деятельности Ученика и его творческая деятельность с определенным продуктивным результатом. Рассмотрим каждый функциональный параметр информационной функции учебной книги и выделим его продуктивную направленность:

    1. Сообщение знаний (функция подачи новой информации ) - стройное, последовательное, безошибочное изложение сложившейся системы знаний в конкретной предметной области. При этом сообщаемую информацию принято дифференцировать следующим образом:

    · декларативные знания - описания, сообщения, суждения в определённой предметной области,

    · процедурные знания - сведения о способах деятельности при изучении информации,

    · ценностные знания - определяют отношения человека к информации, к сообщаемым фактам, сведениям, законам и т. д.

    В разделе «Получение, поиск и фиксация информации» новые образовательные стандарты предусматривают широкий спектр информационных умений младшего школьника.

    2. Систематизация информации - новые знания анализируются, синтезируются, структурируются, конструируются (трансформация новых и ранее полученных знаний).

    Возможные варианты трансформации ранее изученного и нового знания:

    · линейная – предыдущий компонент знаний - основа для последующего,

    · структурная – вокруг основной информации группируется второстепенная,

    · целевая – систематизация информации проводится вокруг проблемы , предусматривающей творческое решение и продуктивный результат .

    3. Понимание информации, учебного текста (по Зинченко В. П.) - смысл данного понятия в психологии (Большой психологический словарь, 2003) предусматривает рассмотрение ряда позиций: цели познания, процессов познания, методов познания и предмета познания.

    Рассмотрим их подробнее. Понимание учебной информации рассматривается как способность личности осмысленно воспринимать, постигать содержание, смысл, значение, в нашем случае, информации, содержащейся в учебном тексте.

    Когнитивный процесс постижения содержания, его смысла, может быть успешным или безуспешным, самостоятельным или несамостоятельным. Быстрым – медленным, произвольным и осознанным или непроизвольным и интуитивным.

    Продукт процесса понимания – само толкование текста, содержащейся в нем информации, закона, события. Толкование учебного текста может быть правильным или неправильным, глубоким или поверхностным, полным или неполным.

    Понимание информации рассматривается как наиважнейшая цель познания и обучения, как процесс и метод познания, как предмет познания (исследования).

Классификация умений выполнять действия с информацией. Компонентами обобщенных информационно-аналитических умений являются: умение поиска информации (ориентирование в предметной области для функционального поиска, поиск объекта по известному названию, отбор релевантной информации); переработки информации (анализ, интерпретация, переформатирование, обобщение информации), создания и представления информации (создание печатного издания на различных информационных носителях, написание докладов, представление информационного продукта аудитории, создание электронных презентаций); хранения и передачи информации (накопление, систематизация информации, структурирование информации в соответствии с характером адресата).

Ориентируясь на представленную классификацию информационных умений, следует определить типы заданий, направленные на их формирование, с последующим конструированием этих заданий.

Для формирования действий по поиску информации должны использоваться задания на определение области поиска, конкретизацию сегмента области поиска, на формулирование и переформулирование запроса с учетом подходящего синонимического ряда, на определение достоверности, содержательности, полноты информации.

Умения перерабатывать информацию формируются при выполнении заданий на выделение главного, отделение главного от второстепенного, определение данного и неизвестного, на сопоставление и сравнение, определение зависимостей и причинно-следственных связей в информационном материале, ранжирование, сериацию, конкретизацию, соотнесение с ранее известным, оценивание сведений в содержании информации, выявление замысла автора.

Группа заданий, направленных на формирование действий по созданию и представлению информации, содержит задания на формулирование идеи, определение проблемы, построение логической схемы разрешения проблемы, декомпозирование замысла на этапы его реализации, конструирование текстов, составление плана выступления, формулирование вопросов к аудитории, формулирование заголовков, сжатие информации до тезисов, отбор значимых и доказательных иллюстраций.

Важнейшим умением работать с информацией является умение хранить и передавать информацию. Для его формирования учащимся следует предлагать задания на систематизацию информационных сообщений, каталогизацию, составление словарей понятий и терминов, на структуризацию передаваемой информации в соответствии с адресатом.

В современном образовательном процессе перечисленные информационные действия свойственно выполнять всем возрастным группам, особенностями их формирования являются уровень насыщенности и объем информации, источники информации и характер субъектного опыта школьников.

Сформированность информационных умений определяется поэлементно: с учетом сформированности частных умений, входящих в качестве компонентов в структуру общих умений.

Сформированные умения применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов (при работе над проектами), а именно: заданий с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках; в которых ученик:

а) должен сделать самостоятельный вывод на основе сообщаемых сведений;

б) должен выполнить реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;

в) имеет дело с двумя или более способами организации информации;

г) должен представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах; предполагающих выполнение тех или иных самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации.

При выполнении любого задания обучающиеся ставят цель, определяют мотив, принимают учебную задачу, отбирают и «читают» полученную информацию. В случае же непонимания цели, неумения прочесть задание, ученик его либо не выполняет, либо выполняет с ошибками, что приводит к невниманию и нежеланию понимать представленную информацию в жизненных ситуациях. Поэтому необходимо включать в задания, особенно с использованием нетекстовой формы представления информации (диаграмм, таблиц, схем) вопросы на понимание, на осознание цели (даже при отсутствии таковых в учебной книге). Например, до выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, необходимо отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:

как называется таблица; почему;

какую информацию из нее можно извлечь;

зачем нам таблица в задании;

какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках;

назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;

что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки);

какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др.

Если работать с текстовой информацией (в данном случае нет ограничения: математический, лингвистический или художественный текст на уроке чтения), также необходимы вопросы на понимание:

о чем текст, выдели основную мысль;

назови или найди заголовок, объясни;

выдели основные понятия;

найди вопрос, найди данные (если речь идет о задаче);

спроси, что непонятно и др.

преобразовывать информацию (из текста в таблицу, из таблицы в текст, комментировать диаграммы и другие); осуществлять пересказ полученной информации; реже, но встречаются действия по заполнению таблиц; дополнения данных текста и другие. Следовательно, формирование процессуальных действий также ценно для школьников. Такие задания, как правило, имеют следующее содержание: дополни, заполни, перескажи, ответь на вопрос, найди закономерность. В учебниках практически не встречаются задания на преобразование информации из одной формы в другую (например, из текста в таблицу и наоборот), на сопоставление и обобщение информации в разных частях текста. Именно поэтому они сложно даются детям. Часто встречаются следующие задания на интерпретацию информации: заполни таблицу, найди закономерности в таблице, реши задачу с использованием таблицы; о чем говорится в первом абзаце, как можно назвать первую часть и др. Реже или совсем не встречаются задания: опиши словесно таблицу, опиши словесно диаграмму, представь в виде диаграммы данные из таблицы, представь данные текста в таблице, найди в тексте всю информацию о…, что говорится о … В жизни ребенку придется, как правило, встречаться не с задачами типа: заполни, дополни, а именно с заданиями вроде: преобразуй, расскажи, перескажи. Следовательно, необходимо уделять внимание заданиям на преобразование и обобщение.

Контрольно-оценочные действия – наиболее сложны для овладения ими младшими школьниками, и наиболее редки в учебных заданиях (используются, как правило, только на уроках литературного чтения), так как требуют либо сопоставления, либо высказывания личного отношения. Однако именно самостоятельность, умение аргументировать, доказать являются ценными умениями для школьников в рамках действующего в современном образовании системно-деятельностного подхода к обучению. Школьникам необходимо уметь оценивать информацию, ее истинность и ложность, доказывать и аргументировать свою точку зрения. Эти умения – залог успешного восприятия информации вне школы, в жизни.

Примерами подобных заданий могут служить определение истинности неравенств, представление результатов оценки в таблице, решение задачи с нестандартной формулировкой (к примеру, хватит ли денег на ту или иную покупку) – здесь необходимо не только выбрать способ решения, но и оценить платежеспособность.

Крайне редки в математике задания на высказывание своего мнения, отношения. Например, какое высказывание верно: докажи текстом, почему ты так считаешь, определи истинность высказываний (причем, обязательно наличие истинных, ложных и непонятных высказываний). Иными словами, ребенок должен сделать выбор из трех возможных вариантов ответа: истина, ложь, не знаю (в том случае, когда нет или не хватает информации). Также довольно редки вопросы «почему?» после заданий (предполагает аргументацию своего ответа), а также «в какой форме лучше представить данную информацию (таблица, текст, диаграмма)?» и другие. Данные задания сложны, однако именно аргументация своего выбора, доказательность ответов, оценка информации помогут детям сформировать свою жизненную позицию.

Диагностика УУД при работе с информацией.

" Работа с источниками информации"

Задание "Сколько значений у предмета". Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета. Поощряются самые оригинальные, неожиданные ответы, и чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности, обычно фиксируемые при ее оценке: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др. Ребенок учится открывать в обыденном новые, неожиданные стороны.

Задание "Наблюдение как способ выявления проблемы". Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Вот варианты проблем для детских исследований: "Почему светит солнце?", "Почему играют котята?", "Почему попугаи и вороны могут разговаривать?". Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, осенние листья (деревья, яблоки и др.). Листья можно взять в руки и внимательно исследовать. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму различных листьев, назвать основные цвета, в которые они окрашены. Можно поговорить о том, где они растут и почему осенью меняют цвет и опадают с деревьев.

"Упорядочивание информации"

Игра "Найди общий признак". Можно предложить ребенку сгруппировать предметы, взяв одинаковые по назначению (например, несколько машин, кукол, шаров или мячей). Их можно сначала разложить по предметной соотнесенности: в одну группу – все куклы, в другую – машины, в третью – шары или мячи. Потом перегруппировать по цвету: красные машины, кукла в красном платье и с красным бантом, красный шар. В третий раз – по величине: большие машины, куклы, шары; маленькие машины, куклы, шары. Всякий раз, когда группировка выполнена, нужно сказать, по какому признаку объединялись предметы. Потом можно спросить ребенка: "А как еще можно разместить предметы, чтобы у них что-то было одинаковое?"

Игра "Четвертый лишний". Перед ребенком в произвольном порядке кладут четыре картинки, например, с изображением шкафа, стула, стола и платья. Чтобы правильно определить лишний предмет (платье), он должен выделить мебель как группу и понять, что платье к данной группе не относится, потому что это одежда. Но ребенок может рассуждать и иначе: "Платье надо повесить в шкаф, а для этого надо встать на стул. А стол тут лишний". Поэтому, когда ребенок ошибается, надо терпеливо выяснить, почему он исключил именно эту картинку, а не говорить сразу, что он ошибся. И только после этого объяснить принцип выделения лишнего, основанный на классификации.

"Использование информации для построения умозаключений"

Игра "Умозаключения по аналогии". Учитель может рассказать детям, что некоторые животные, несмотря на свои отличия, очень похожи. Например, у кенгуру задние лапы длинные, а передние короткие, почти так же устроены лапы зайца, только разница в длине между ними не так велика. Туловище рыбы имеет определенную форму, помогающую преодолевать сопротивление воды. Если мы хотим, чтобы создаваемые нами корабли и особенно подводные лодки хорошо плавали, их корпуса должны быть похожи по очертаниям на туловище рыбы.

Детей можно попросить выполнить следующие задания:

сказать, на что похожи: узоры на ковре, облака, очертания деревьев за окном, старые автомобили, новые кроссовки;

назвать как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.) ;

назвать как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.

Игра "Что здесь изображено?" На листе бумаги (или мелом на классной доске) нарисованы несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающие ничего конкретного. Учитель может предложить детям рассмотреть их и ответить на вопрос: "Что здесь изображено?". Педагогу необходимо фиксировать ответы, для этого можно просто проговаривать их вслух или записывать на доске. При правильной организации игры ответов будет много. Отмечая неожиданные, оригинальные и интересные ответы, следует хвалить детей, это придаст им уверенности, поможет в дальнейшем смелее высказывать самые разные идеи. Когда ответов накопится много, нужно подвести итог, задать детям вопрос: "Кто же был прав?". Учителю следует помочь детям прийти к заключению, что каждый ответ можно считать правильным – "правы были все, но каждый по-своему".

«Ключевые слова»

Предлагается составить словарь ключевых слов по тексту. Задание позволяет провести контроль над усвоением основных понятий, выделение главного, существенного в содержании текста. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей.

Ты прочитал рассказ Б С Житкова «Про обезьянку». Помоги одноклассникам узнать значение слова ПАЛУБА

Задачная формулировка: Найди в таблице лишние источники, которые не помогут тебе уточнить значение слова

« Продуктивные задания»

Учащимся предлагается создать и представить схему, таблицу, опорный конспект по тексту. Формулировка задания содержит только вопрос – часть задания, требующего от учащегося конкретных действий.

Ученик не только извлекает информацию, но и производит действия по её обработке. Результатом является «продукт» собственной деятельности с первичной информацией.

Проверить, сформировано ли у обучающихся умение выделять в информации недостоверные и сомнительные элементы, можно с помощью задания – найти и исправить ошибки в загадках:

1. Я вырос на ветке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

(Ответ: вырос на грядке.)

2. Микробов он сбивает с ног,

Ну а зовут его – морковь.

(Ответ: а зовут его – чеснок.)

3. Привязан кустик к колышку,

На кустике – шары,

Бока подставив солнышку,

Синеют от жары.

(Ответ: краснеют от жары.)

4. Зимой в огороде свежие, зеленые,

а летом в бочке вкусные, соленые.

(Ответ: лето и зима перепутаны)

Приемы и навыки работы с информацией на уроках литературного чтения

1. Характер литературного героя . (Понимание передаваемой информации, формирование умения находить необходимую и в то же время достаточную информацию, чтобы быть понятым (умение делать выводы о характере литературного героя)).

Какие они, герои книг?

На каком рисунке, по-твоему, дан портрет героя сказки?

Можно ли только по портрету судить о характере главного героя?

Как определить характер героя?

Что ты можешь сказать о своем характере?

2. Учимся понимать стихи.( Умение работать с текстовой информацией в книге, получение информации в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, умение находить средства художественной выразительности (олицетворение, сравнение), понимание тонкого языка лирики.)

Каков характер дождика?

В каких строчках осень показана живым существом?

Попробуй рассказать о речке, о солнце как о живом.

Какое настроение создается стихотворением?

Объясни поведение героя.

А какая у тебя мама (папа)?

Напиши и нарисуй.

3. Научный или художественный текст? (Поиск информации по заданному параметру (нахождение, выделение, иное оформление: конструирование художественного и строго научного текста), необходимость и достаточность информации, ее точность и соответствие речевой ситуации, умение выбрать источник информации)

Научные тексты (о Луне, о реке, О Байкале);

Художественные тексты: сказочные миниатюры Ю. Цыферова;

Легенды.

В научном тексте подчеркни слова-термины, которые доказывают, что он научный;

Дополни художественный текст (вставь в него такие слова, чтобы он получился еще красивее);

В какие книги нужно поместить научный и художественный текст (напиши название, оформи обложку);

Подумай, где найти информацию о реках и озерах твоего края?

4. По дорогам сказок.( Умение осознать, вычленить и сформулировать информационный запрос, постоянный поиск и перекодирование информации из одного вида в другой, умение интерпретировать информацию, передавать партнеру важную для учебной задачи информацию, оценивать текст с разных точек зрения (отличие авторского произведения от народного).

Подчеркни выражения, которые могут быть в народной сказке;

Какие моменты в тексте напоминают тебе народные сказки?

Какие превращения происходят с героями в других сказках?

Какие желания загадаешь ты, если у тебя окажется волшебный цветок?

Расставь на полки эти книги (есть ли другой вариант распределения книг?)

5. Секреты юмористического рассказа. Ю.Драгунский "Денискины рассказы"Рассказы Г. Скребицкого (Самостоятельное определение дефицита информации, способы и источники её восполнения, умение оценивать информационный "вес" слова в зависимости от его позиции в предложении (чувство юмора, растворенное в авторской прозе и поэзии, является компонентом эстетического наслаждения, создает атмосферу творческой свободы).

Какие строчки тебе показались наиболее смешными?

Попробуй раскрыть тайны смешного в этом отрывке;

Открой некоторые законы юмора, внимательно прочитав отрывок о Дениске Кораблеве;

Какие произведения, на твой взгляд, могли бы войти в сборник "Юмористические рассказы"?

Прочитай рассказы Н. Носова.

6 Тема и идея произведения . Ю. Драгунский "Денискины рассказы".К. Паустовский "Кот - Ворюга". (Умение вычленять существенную информацию для решения поставленной проблемы, умение понимать информацию, представленную в неявном виде, различение главного и второстепенного в тексте, выделение фрагментов содержания, подтверждающих главную мысль (определять тему и идею произведения).

Прочитай, что обозначают слова "тема", "идея";

Найди главную мысль текста, для чего он написан -его идею;

Определи тему прочитанного текста: о ком говорится?

Допиши предложения:

тема -это...

идея -это...

Почему произведение названо "Кот - Ворюга"? Определи тему рассказа.

Какова главная мысль рассказа - его идея?

Диагностика самостоятельности учебной работы с текстом

2 класс

Задание: Прочитай текст. После прочтения ответь на предложенные вопросы.

Михаил Есеновский

У мальчика Юры ужаснейший насморк.

У мальчика Юры рассерженный вид.

Он насморку живо велит выметаться,

А насморк из носа ему говорит:

Мне очень уютно в двухкомнатной норке,

Тут шторки в оборках и окна на юг.

Сейчас приступаю я к влажной уборке,

И сопли, возможно, ручьём потекут.

Волнуется Юра: - Мой нос не квартира,

Не дача, не вилла, не дом, не сарай.

А ну-ка, проваливай прочь, носопыра,

И сопли с собою свои забирай!

Но насморк смеётся: - Напрасно бушуешь!

Со мной, как с тобою, - всё в стенку горох.

В другой раз родителей слушаться будешь,

Не будешь по лужам ходить без сапог!

Вопросы:

1. Кто герой стихотворения? Напиши ________________________.

2. Как чувствует себя насморк?

зелёным цветом.

3. Как Юра относится к гостю-насморку?

Строчки, из которых это видно, подчеркни синим цветом.

4. Как ты понимаешь смысл выражения «в стенку горох»?

Напиши _______________________________________________.

5. Что советует Юре насморк?

Строчки, из которых это видно, подчеркни красным цветом.

3 класс

Чужое яйцо

(По рассказу К. Ушинского)

Рано утром встала старушка Дарья, положила в корзину на мягкое сено 13 яиц и посадила на них курицу. Чуть светало, и старушка не разглядела, что одно яйцо было зеленоватое и поменьше прочих. Сидит курица прилежно, греет яйца. Только изредка сбегает поклевать зёрен, попить воды – и опять на место. Прошло три недели, и стали из яиц один за другим цыплята выклёвываться. Позже всех проклюнулся цыплёнок из зеленоватого яйца. И какой же странный он вышел: сам жёлтый, ножки короткие, носик широкий. Петух смотрит на него, удивляется.

Стала курица малышей учить, как из земли червяков выкапывать. Привела их на берег пруда – там и червей больше, и земля мягче. У пруда корова и коза сочную травку щиплют, свинья бродит, сладкие корешки выкапывает.

Как только коротконогий цыплёнок завидел воду, так прямо в неё и кинулся. Что тут началось! Курица кудахчет, петух кукарекает, корова мычит, коза блеет, свинья хрюкает. Помогите, мол, тонут!

Прибежала старушка Дарья, увидела, что делается, и заохала:

«Вот те раз! Видно, я сослепу под курицу чужое яйцо подложила. Это же утёнок!»

А утёнок, не обращая внимания на переполох, весело и легко плавал себе на пруду, загребая воду своими широкими перепончатыми лапками.

Вопросы:

1. Определи, это сказка, рассказ, небылица ? Нужное подчеркни.

2. Как курица высиживала яйца?

Строчки, из которых это видно, подчеркни синим цветом.

3. Как выглядел вылупившийся из зеленоватого яйца цыплёнок?

Строчки, из которых это видно, подчеркни жёлтым цветом.

4. Как вёл себя цыплёнок, увидев воду?

Строчки, из которых это видно, подчеркни зелёным цветом.

5. Какую ошибку допустила старушка Дарья?

Строчки, из которых это видно, подчеркни красным цветом.

6. Прочитай выделенные предложения. Как одним словом (синонимом)

можно назвать эту ситуацию? Напиши __________________________

4 класс

Н.М. Павлова

Мать-и-мачеха

На пригорках давно уже появились кучки стебельков мать-и-мачехи. Каждая кучка – семейка. Стебельки постарше – стройные, держат головку высоко, а к ним прижимаются маленькие, толстенькие, неуклюжие.

Есть совсем смешные, стоят сгорбившись, опустив головку, – точно стесняются, оробели, выглянув на белый свет.

Каждая семейка выросла из подземного корневища. В нём был с осени отложен запас пищи.

Теперь он постепенно тратится, но его должно хватить на всё время цветения. Скоро каждая головка превратится в жёлтый лучистый цветок, точнее, не в цветок, а соцветие – целое собрание маленьких, тесно прижатых друг к другу цветочков.

А когда они начнут отцветать, из корневища вырастут листья и примут на себя заботу – наполнить корневища новым запасом пищи.

Вопросы:

Прочитай текст «Мать-и-мачеха» Н.М. Павловой. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного тек­ста.

1. Как ты думаешь, почему за­крыты и опущены головки цветов на пригорке? Ответ оформи в виде предложения.

5. Как учёные называют цветки мать-и-мачехи?

а) Корзинка;

б) метёлка;

г) соцветие.

2. Какая часть растения при­нимает на себя заботу наполнять корневища новым запасом пищи?

а) Цветок;

б) стебель;

Мастер­класс
«Приёмы работы с информацией в начальной школе»
(по мотивам истории Лилиан Оппенгеймер о капитане)
Цель: демонстрация приёмов работы с различными видами информации в
начальной школе.
Участники мастер­класса: педагоги начального и среднего звена.
Оборудование: листы бумаги формата А4, ножницы, цветные карандаши,
раздаточный материал.
По подсчётам учёных, на каждого жителя нашей планеты
ежедневно обрушивается поток информации, равный по своим
масштабам 174 газетам.
Чтобы не затеряться в этом потоке информации, необходимо
иметь навыки работы с информацией, основы которых (по ФГОС НОО)
должны быть заложены уже в начальных классах. Так в требованиях
Стандарта прописано: в результате изучения всех, без исключения,
предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки
работы с информацией.
Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и
фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять,
анализировать и обобщать информацию,
интерпретировать и
преобразовывать её. Овладеют элементарными навыками чтения
информации,
представленной в наглядно­символической форме,
приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы,
диаграммы, схемы. слайд
Сегодня я предлагаю вам послушать сказку. (по мотивам истории Лилиан
Оппенгеймер о капитане)
Одновременно покажу работу с информацией в начальной школе.
Обыграть эту сказку помогут модели – заместители. Их мы будем
изготавливать в технике оригами.
слайд
Давным­давно на берегу моря Информации жил маленький мальчик. Он
очень любил смотреть на море, значит, он получал зрительную информацию,
любил слушать шум волн – получал звуковую информацию, вдыхать запах –
обонятельную информацию, но больше всего он любил купаться в этом море и
читать книги. Можете ли вы ответить на вопрос: какие книги он любил
читать? слайд
Воспользуйтесь подсказкой ­ схемой моделирования обложки и
ответьте на поставленный вопрос. (Приложение 1).

Данный метод моделирования слайд
Моделирование – это введение системы заместителей (условных
обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и
моделей обложек книг. Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из
бумаги, т.е. слушание и говорение сочетаются с практической
деятельностью. Это позволяет проанализировать произведение более
наглядно и доступно для юного слушателя, также даёт возможность
включить каждого ребёнка в активный процесс и в формирование
специальных читательских умений.
Моделирование на уроках
формируют умение сотрудничать,
литературного чтения
самостоятельно добывать информацию,
повышать интерес к
читательской деятельности.

Продолжаем сказку.
Но мальчик никак не мог решить, кем станет, когда вырастет.
Однажды гуляя по берегу моря, мальчик размечтался, кем ему стать. Он
мечтал о новых знаниях, новых открытиях. Но ведь всё ближайшее побережье
он уже изучил. Где же добывать новую информацию? Вдали у самого
горизонта виднелся белый корабль. Слайд
Для складывания нужно взять большой лист бумаги прямоугольной
формы.
слайд
«Стану я капитаном!» – решил малыш. Это так прекрасно стоять на
верхней палубе и отдавать чёткие команды. Можно покорить моря и океаны
новых знаний. Делаем шапку капитана.

Но чтобы стать капитаном одной шапки недостаточно. слайд
Упражнение «Азбука Морзе» (Приложение 2).
Перед вами закодированная информация. Ваша задача её декодировать,
т.е. расшифровать.
Данные упражнения представлены в предмете Информатика, но я
использую их на других предметах. Как вы считаете, на каких этапах
урока эти упражнения использовать более уместно?
Эти упражнения кодирования (перевода текста в рисунок)
и
декодирования информации позволяют учиться преобразовывать один вид

информации в другой. Это важно при чтении и составлении графиков,
таблиц, диаграмм и даже чтении этикеток.
Но внезапно герою пришла мысль, что быть капитаном не так уж
хорошо. На палубе может быть слишком холодно, от сильной качки может
закружиться голова. «Нет, пожалуй, я не буду капитаном», – решил мальчик.
(уголок отворачиваем вверх – каска пожарника) слайд

А не стать ли мне пожарником? Я буду смелым и решительным. Я стану
спасать женщин и детей. Обо мне будут писать газеты.
Но пожарному часто приходиться спешить на пожар. Нужно хорошо
ориентироваться на улицах города. Упражнение «Работа с картой»
Перед вами карта города. Найдите пожарное депо, в котором раздался
звонок. Ваша задача добраться до места возгорания. Двигаться нужно по
моему маршруту (озвучиваю маршрут).
Это упражнение для того, чтобы учить работать с несколькими видами
информации (текстовой, графической, звуковой), используя при этом
различные виды чтения – ознакомительное, поисковое.
Но тут его мечты растаяли как дым. На пожаре – то слишком жарко, да
и лестницы такие высокие. Ну нет, пожарником я не буду. Пожалуй, лучше
всего быть полицейским. слайд
(отворачиваю второй уголок вверх)

Но полицейским часто приходится составлять фоторобот
подозреваемого, а это тоже работа с информацией. Упражнение «Фоторобот».
Всем участникам предлагается текст, который нужно прочитать один
раз, затем карточку перевернуть. Затем необходимо нарисовать портрет
героя, описанного в тексте, передавая все мельчайшие детали. слайд
Пример текста: Пеппи – маленькая рыжая веснушчатая девочка с
косичками. Одну ногу Пеппи украшает чёрный чулок, а другую –
коричневый. Высокая, стройная в коротеньком платье. На синее платье
она нашила чёрный клочок.

Это упражнение учит осмысленно работать с текстом.
Какие ещё варианты работы с данным упражнением вы могли бы
предложить? (составить текст по готовому рисунку – описать словесно;
одна группа читает текст, а затем рисует, другая группа, наоборот,
затем результаты соотносятся; …)
«А вдруг меня подстрелят в перестрелке», ­ продолжал размышлять
наш герой. Нет полицейским быть не хочу. Шапка превращается в
кораблик.

Пока мальчик размышлял … Прочитайте деформированный текст и
продолжите мою фразу. Упражнение «Деформированный текст».
По небу неслись чёрные облака, море кипело.

В своей практике я использую различные деформированные тексты:
тексты с пропущенными гласными,
с нарушением структуры
предложений, без деления на слова, с вставками лишних слов, с
неправильной разбивкой на слова, текст с исключениями (Приложение 4).
Мы возвращаемся к нашей истории. Что же произошло? (ураган)
Лодка приблизилась к берегу. Сильные волны качали её из стороны в
сторону. Вдруг лодка наткнулась на подводный камень и потеряла корму
(срезаем уголок).
Но сильное судно мужественно держалось на воде. Огромная волна
накрыла его целиком, и он потерял нос (срезаем второй уголок).
Чудом судно держалась на воде. Но молния завершила дело, ударив в
верхнюю палубу. Корабль пошёл ко дну (срезаем верх).

Испугавшись, мальчик побежал за помощью к береговой охране. А когда
вернулся, на воде не было и следа от корабля. Только волна вдруг выбросила
что­то на берег.
Что это? (разворачиваем модель)
На чью одежду это похоже? (тельняшка, халат медицинский, пиджак
делового человека, …)
Добавьте к данной модели графическую информацию (дорисуйте), так
чтобы можно было легко определить профессиональную сферу этой одежды.
Расскажите о своём выборе, использую текст­ план (Приложение 5).
Рефлексия участников мастер­класса с помощью вопросов:
­ Какие продемонстрированные приёмы вы можете использовать в
своей деятельности?
­ Где чаще всего вы могли бы воспользоваться подобным
материалом – в урочной или внеурочной деятельности?
­ Покажите своё отношение с помощью движения – отклика
(Приложение 6).

Выступление по теме: «Работа с разными источниками информации на уроках в начальной школе»

Современное общество живёт в эпоху постоянного увеличения объёма информации, обновления знаний.

Научно-технические преобразования требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.

За последнее время чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. Новые современные ФГОС устанавливают новые требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Уже в начальной школе ученик учиться искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять, оценивать достоверность получаемой информации.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию, умению самому находить источник информации в окружающем мире и пользоваться этим источником, беря из него всю полезную для себя информацию.

Следовательно, задача учителя на уроках в начальной школе познакомить учащихся с разнообразными источниками информации, научить извлекать нужную для каждого информацию, а также применять её в жизни.

На уроках в начальной школе мы знакомим учащихся с разными источниками информации, в том числе с разными видами словарей.

Для того, чтобы учащиеся на начальном этапе приступили к овладению словарным запасом родного языка, мы уже с 1 класса развиваем потребность обращаться к словарю за справками, создаём на уроках и во внеурочное время ситуации поиска лексического значения слова, а также используем спонтанно возникшие ситуации анализа незнакомых слов в тексте учебников или дополнительной литературы.

В процессе работы учащиеся узнают назначение словарей, учатся находить в них нужное слово и уметь работать со словарной статьёй.

В 1-м классе, на первом этапе работы важно научить детей правильно и быстро расставлять слова в алфавитном порядке. Для этого могут быть использованы следующие формы и приёмы работы:

Игра «Паровоз» - учащимся предложена группа слов - “вагончиков”, которые необходимо расставить в алфавитном порядке, сначала по первой букве слова, потом по второй и т. д. Листок со словами передаётся с парты на парту и каждый следующий ученик “прикрепляет” к составу новый “вагончик”.

Игра « Шифровальщик» - учащимся предложено зашифровать своё небольшое сообщение с помощью цифр – порядковых номеров букв в алфавите, учащиеся обмениваются посланиями и расшифровывают их.

ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Введение

Мы живем в информационном обществе. Персональный компьютер (ПК) превратился в основное средство деятельности во многих профессиях. И достаточный уровень взаимодействия человека с ПК должно обеспечить школьное образование. Повышение эффективности использования ПК происходит вследствие того, что человек передает ПК большую часть своих рутинных действий и у него освобождается таким образом время для творческой работы, недоступной машине. И это творчество человека тем продуктивнее, чем больше у него развито логическое мышление, навыки оперирования формальными понятиями и объектами. В настоящее время имеется ряд разработок разных авторов , по которым в начальной школе изучаются некоторые вопросы из разделов теоретической и прикладной информатики без компьютера с целью подготовки к ознакомлению с теоретическими основами информатики, развития логического мышления. В задачи пропедевтического курса информатики целесообразно включать приобретение навыков и умений анализировать любые объекты и системы из окружающей нас действительности. Для изучения можно выделить следующие аспекты:

изучение алгоритмов;

развитие процессов мышления, рассуждений, логики;

изучение объектов и систем;

построение информационно-логической системы понятий и явлений, в которых обобщаются объекты, алгоритмы, правила вывода.

Это одна часть вопросов, с которыми полезно знакомить учащихся в начальной школе на уроках информатики. Но уроки информатики не будут для детей таковыми, если на них не предусмотрена работа на компьютере. Как показал опыт многолетней работы автора с детьми 8-10 лет - не важно какая вычислительная техника имеется в распоряжении детей. Важно то, что на уроках информатики они на ней работают: осваивают технику безопасности, работу на клавиатуре и т. д.

Итак, для курса информатики в начальной школы характерны цели, связанные как с освоением основных понятий информатики, так и с приобретением навыков работы на ПК. Начинать осваивать ПК и информационные технологии можно в начальной школе со второго класса.

Известно, что “Информатика” как наука включает семь направлений :

теоретическая информатика, использующая математические методы (математическая логика, вычислительная математика, системный анализ, теория принятия решений и т.д.) для построения и изучения моделей хранения, обработки, передачи информации;

вычислительная техника (ВТ);

программирование;

информация в обществе и природе;

кибернетика;

искусственный интеллект;

информационные системы.

В школьном курсе информатики для старших классов делается акцент на изучение первых четырех направлений. При этом наиболее полно изучаются ВТ и программирование. Начав изучение информатики в начальной школе, в старших классах можно больше уделить внимания другим направлениям информатики.

Таким образом, начальный курс информатики в общеобразовательной школе (2-5 классы) включает две компоненты:

Теоретические вопросы, освещающие основные понятия из области теоретической информатики и прикладной (информационных систем, искусственного интеллекта, ВТ);

Практические занятия, направленные на приобретение умений и навыков:

работы на ПК,

решения интеллектуальных и креативных задач.

Тематическое планирование курса

Курс информатики для трех классов начальной школы можно разбить на пять модулей, в каждом из которых изучаются:

информация,

алгоритмизация,

персональный компьютер,

элементы логики,

объекты и системы,

Эти модули изучаются в каждом классе. Знания по темам внутри каждого модуля расширяются и углубляются спиралеобразно. На каждом витке знания предыдущего являются основой для дельнейшего изучения. В таблицах 1-5 приводится тематическое содержание перечисленных выше модулей по классам. Таблица 1

Информация2-ой класс 3-ий класс 5-ый класс

1. Понятие “информация”.

1. Характеристики информации по способу восприятия, объему, характеру.

1. Преобразование информации.

2. Виды информации (в зависимости от ее носителя).

2. Источники и носители информации.

2.Источники и приемники информации.

3. Способы восприятия информации об окружающем нас мире.

3. Способы передачи информации.

4. Информация о себе.

4. Кодирование информации.

5. Двоичное кодирование.

6. Единицы измерения информации.

7. Формы представления информации.

8. Представление информации в памяти ПК.

Таблица 2

Алгоритмизация2-ой класс 3-ий класс 5-ый класс

1. Последовательность состояний в природе, последовательность действий.

1. Блок-схемы алгоритмов. Запись алгоритмов с помощью блок-схем.

1. Алгоритмы с вложенными циклами.

2. Составление последовательности действий. Поиск и исправление ошибок в последовательности действий.

2. Ветвление в алгоритмах.

2. Алгоритмы с параметрами.

3. Понятие “алгоритм”.

Линейные алгоритмы.

3. Циклические алгоритмы.

3.ПК - Исполнитель алгоритмов. Команда присваивания.

4.Формы записи алгоритмов (словесная, с помощью геометрических фигур, рисунков).

4. Практика по составлению алгоритмов различного вида.

5. Понятие “Исполнитель”. Виды исполнителей. Работа в среде программных Исполнителей (“Закраска”, “Художн-ик”).

5. Координаты. Координатная плоскость.

Исполнение алгоритмов на координатной плоскости.

Исполнители алгоритмов. Система команд Исполнителя (СКИ). Работа с СКИ “Кенгу-ренок”.

Таблица 3

Персональный компьютер2-ой класс 3-ий класс 5-ый класс

1. ПК в жизни общества

Устройства ПК. Память. Виды памяти. Работа с разными видами памяти на ПК.

1. Устройства ПК. Устройство памяти. Адресация. Средства доступа.

2. Устройства, входящие в состав ПК. Компьютерные сети.

Практическая работа на ПК: ППС для развития внимания, памяти, мышления.

Работа с ППС учебного назначения по общеобразовательным предметам.

2. Устройство микроЭВМ: интегральные схемы, логические элементы.

3. Знакомство с клавиатурой. Набор информации о себе на клавиатуре.

3. Практическая работа с ППС по общеобразовательным пре-дметам (русский язык, математика и др.).

4. Компьютерные игры: логические, по управлению движущимися объектами.

4. Редактор текстов (система команд).

5. Операционная система ПК.

6. Файловая система на дисках.

Таблица 4

Элементы логики2-ой класс 3-ий класс 5-ый класс

1. Установление закономерностей (задачи).

1. Высказывания. Отрицание высказываний. 1. Логические операции.

2. Понятие множества. Множества в природе. 3. Дерево возможностей.

2. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям.

3. Понятия: отрицания (не),

объединения (и), выбора (или).

3. Графы. Описание графов. Пути в графах.

4. Множество и его элементы. Задание множества. Операции над множествами.

Таблица 5

Объекты и системы2-ой класс 3-ий класс 5-ый класс

1. Выделение признаков предметов.

1. Отдельные предметы и общие названия.

1. Составные объекты. Дерево состава.

2. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух и более предметов.

2. Разные предметы с общим названием. 2. Адреса объектов.

3. Разбиение предметов на группы в соответствии с указанными признаками.

3. Состав и действия предметов с общим названием.

3. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент.

4. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков у разных отдельных предметов. Имена объектов.

Анализируя содержание модулей курса и обобщая опыт работы в таблице 6 приводится количество часов, необходимое для изучения каждого модуля в каждом классе.

Таблица 6 Количество часов

п/п Модули курса 2 кл.

Информация 4 4 8

Алгоритмизация 9 9 6

Персональный компьютер 6 8 12

Элементы логики 6 6 4

Объекты и системы 5 5 5

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

И Т О Г О: 34 34 34

Пункт 6 в таблице нацелен на развитие указанных качеств путем решения, составления разного рода развивающих задач, игр, работе с тестами, программными средствами учебного назначения по общеобразовательным предметам. В последнем случае с используемыми ППС необходимо познакомить учителя-предметника и согласовать время работы с ними (в качестве средства закрепления, повторения изученного учебного материала, самостоятельной работы учащихся работа).

Анализ таблиц 1-6 позволяет составить тематическое планирование трехгодичного курса с указанием часов, отводимых на изучение отдельных тем, а также указать средста обучения и организационные формы обучения. Ниже в таблицах 7-9 приводятся примерные тематические планы по курсу “Начала информатики” для 2, 3 и 5-ого классов общеобразовательной школы с указанием: тем, количества уроков для их изучения, форм организации занятий и используемых средств обучения (к которым относится и ВТ).

Таблица 7 Курс "Начала информатики” для 2-х классов. №

п/п Тема Средства обучения Форма

обучения К-во

1.1. Введение. Понятие "информация". Виды информации. Способы восприятия информации об окружающем нас мире. Информация о себе. Натуральные запа-хи. ощу-щения Беседа,

Подготовка к введению понятия алгоритма.

Последовательность действий; последовательность состояний в природе.

Составление последовательности действий.

Поиск и исправление ошибок в последовательности действий. Рисунки. Беседа,

Практические занятия. 2

Понятие алгоритма; линейные алгоритмы. Формы записи алгоритмов (словесная, с помощью рисунков, геометрических фигур). Рисунки. Беседа,

практи-ка. 4

Понятие “Исполнители”. Виды Исполнителей.

Работа в среде программных Исполнителей

("Закраска", "Художник"). Рисунки,

ППС Беседа,

работа на ПК. 1

Персональный компьютер.Его роль в повседневной жизни.

Составляющие устройства. Компьютерные сети. Знакомство с клавиатурой ПК.

Набор информации о себе по заданному образцу на клавиатуре ПК. Компьютерные игры Устройс-тва ПК Беседа с демонстрацией.

Работа на ПК 6

Элементы логики.

Задачи на установление закономерностей.

Понятия: отрицания (не), объединения (и), выбора (или).

Понятие множества. Множества в природе и вокруг нас Рисунки,задачи. Беседа,

практика. 6

Объекты и системы.

Выделение признаков предметов.

Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух и более предметов.

Разбиение предметов на группы в соответствии с указанными признаками.

практические занятия. 5

6. ППС, задачи,

тесты. Тренинг, работа на ПК. 4

После первого года обучения по курсу “Начала информатики” учащиеся должны знать:

технику безопасности при работе на ПК, взаимодействия с устройствами: мышью, клавиатурой;

понятие об информации, способах ее восприятия;

характеристики информации по объему, содержанию, характеру;

общую структуру ПК (монитор, системный блок, устройства ввода/вывода информации);

об использовании ПК в повседневной жизни, профессиональной деятельности;

понятие “компьютерные сети” (локальные и глобальные);

понятие “множества” (вокруг нас, в природе, множество имен, подмножества);

необходимую информацию о себе и своих родителях;

понятия о линейных алгоритмах, способах его представления, исполнителях алгоритмов, системах команд исполнителей

Кроме того, учащиеся должны уметь:

работать с ППС для этого возраста при помощи мыши и через программное меню;

работать с играми по управлению движущимися объектами и с логическими играми;

переключать шрифты с русского на латинский и наоборот, набирать на клавиатуре простой текст с заглавными буквами, символами клавиатуры, с числами;

составлять последовательности действий для достижения поставленной цели;

рисовать геометрические фигуры в среде исполнителя “Художник”;

решать задачи на установление числовых, символьных, буквенных закономерностей и придумывать аналогичные;

выделять признаки предметов, узнавать предметы по заданным признакам;

разбивать предметы на группы в соответствии с указанными признаками.

Таблица 8

Курс "Начала информатики” для 3-х классов.N п/п Тема Средства

обучения Форма

обучения Часы

1.2. Повторение. Характеристики информации по способу восприятия,объему,характеру.

Источники и носители информации. Рисунки.

Беседа с демонстрацией.

Формы представления алгоритмов.

Блок-схемы алгоритмов. Запись алгоритмов с помощью блок-схем. Составление блок-схем известных алгоритмов.

Ветвление в алгоритмах,

Циклические алгоритмы.Условие окончания цикла.

Координаты. Координатная плоскость (к.п.). Исполнение алгоритмов на к.п.

Система команд Исполнителя. Работа в среде исполнителя “Кенгуренок”. Беседа с демонстрацией,

практика,

работа на ПК. 9

Устройства, входящие в состав ПК.

Память; виды памяти.

Работа с разными видами памяти. ПК. Беседа с

демонстрацией 3

Элементы логики.

Высказывания. Отрицание высказываний.

Дерево возможностей.

Графы. Описание графов. Пути в графах.

Множество и его элементы. Задание множества. Операции над множествами. Таблицы, задачи. Беседа,

практика, тренинг. 8

Объекты и системы.

Отдельные предметы и общие названия.

Разные предметы с общим названием.

Состав и действия предметов с общим названием. Отличительные признаки (атрибуты). Значения отличительных признаков у разных отдельных предметов. Имена объектов. Таблицы, рисунки, задачи Беседа,

практика, тренинг. 5

Развитие внимания, памяти, мышления.

Интегрированные занятия по курсу математики, русского и английского языков.

ППС, задачи, тесты, игры.

работа на ПК.

После второго года изучения курса “Начала информатики” учащиеся должны знать: понятие циклического алгоритма;

понятие о координатной плоскости, декартовой системе координат;

имена объектов;

понятие графа, дерева;

графическое представление алгоритмов (блок-схема);

виды памяти в ПК;

условную запись имен программ в системе Norton Commandor

При этом учащиеся должны уметь: составлять блок-схемы алгоритмов;

исправлять ошибки в алгоритмах;

исполнять алгоритмы на координатной сетке;

работать в среде исполнителя “Кенгуренок”;

выделять разные предметы с общим названием, определять состав и действия предметов с общим названием;

находить отличительные признаки у разных отдельных предметов;

находить программы в системе Norton Commandor по заданным именам.

Таблица 9

Курс "Начала информатики” для 5-х классов. №

п/п Тема Средства обучения. Форма

обучения Часы

Информация (повторение).

Преобразование информации.

Источники и приемники информации.

Способы передачи информации; кодирование информации.

Двоичное кодирование информации.

Единицы измерения информации.

Формы представления информации.

Представление информации в памяти ПК. Рисунки,

схемы. Беседа,

тренинг, опрос. 1

Алгоритмизация.

Алгоритмы с вложенными циклами.

Алгоритмы с параметрами.

ПК-исполнитель алгоритмов.Команда присваивания. Рисунки,

ПК. Беседа, тренинг,

рабоота на ПК. 4

Устройство памяти. Адресация. Средства доступа. Процессор. Назначение. Характеристики.

Интегральные схемы, логические элементы: принцип работы.

Операционная система ПК.

Файловая система на дисках.

Работа в текстовом и графическом редакторах. Беседа с демонстр. 10

Элементы логики. Повторение.

Логические операции.

Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. 4

Объекты и системы.

Составные объекты. Дерево состава.

Адреса объектов.

Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Рисунки. Беседа, практика. 4

Развитие внимания, памяти, мышления.

ППС, тесты, задачи. Интегрир. уроки по общеобр. предм. на

После третьего года изучения курса учащиеся должны знать:

способы преобразования информации;

источники и приемники информации;

способы передачи информации;

способы кодирования информации;

двоичное кодирование, представление информации в памяти ПК, единицы измерения информации;

работу процессора, дисковода;

понятие “вложенных алгоритмов”, “алгоритмов с параметрами”;

команду присваивания;

команды текстового редактора MS.

Учащиеся должны уметь:

кодировать информацию с помощью числовых, символьных и графических кодов, придумывать коды;

декодировать информацию,

оперировать с единицами измерения информации;

работать в текстовом редакторе MS;

строить графы, удовлетворяющие заданным критериям;

рисовать дерево состава сложных объектов;

обращаться к разным видам памяти компьютера.

Что касается первого класса, то здесь уместны интегрированные уроки по общеобразовательным предметам с использованием имеющегося программного обеспечения. Как показал опыт работы в 1999-2000 учебном году в гимназии № 5 Советского района (учитель- Потапова Ирина Владимировна, преподаватель информатики – Вяткина Анна Юрьевна) один раз в неделю дети с огромным желанием занимались русским языком на компьютерах, закрепляя и повторяя пройденный материал. При этом дети знакомятся только с необходимыми для работы клавишами на клавиатуре и все их внимание направлено на усвоение предлагаемого в программных средствах материала.

Мтодика проведения занятий

Содержание процесса обучения определяется требованиями жизни, заказом общества на уровень знаний учащихся после окончания школы. Внутренней организацией содержания является форма организации обучения. Урок - это основная форма организации обучения при поурочной системе образования, имеющей место в нашей стране. Как продуктивно использовать время на уроке? Наиболее приемлем комбинированный вид урока, на котором на разных фазах сочетаются несколько видов деятельности; при этом не исключаются другие виды уроков. На уроке выделяются четыре фазы. На заключительной фазе в конце каждого занятия учащимся предоставляется возможность поработать на компьютере. После установачной фазы урока идет его основная познавательная часть, определяемая доминантной целью урока. Затем следует его вариативная часть, когда вид деятельности определяется вспомогательными целями урока: развитие памяти, мышления, проверка домашнего задания, вопросы для закрепления нового материала и проверки качества его усвоения. При этом используются тесты, задачи, игры - деятельность, при которой требуется “пошевелить мозгами”. В таблице 10 представлена структура урока по описанным выше программам. Таблица 10

Структура урокаВид деятельности Познавательная. Развитие мышления, памяти, внимания; проверка усвоения познават. матер., дом. зад. Работа на компьютере

Средства

обучения.

Рисунки, таблицы, устройства ПК. Тесты, задачи, рисунки. ППС

Продолжит. 10-15 минут 10-15 минут 15-20 минут

В таблице 10 в первой строке указаны виды деятельности на трех фазах урока, кроме установочных 1-3 минут. Во второй строке указаны средства обучения, используемые на указаныых фазах урока. В третьей строке приведено время для работы в каждой фазе урока. Интересным видом деятельности на уроках информатики является игра “Эрудиты в информатике”. Проводить можно в конце года на параллеле классов. Можно и среди групп одного класса в течение учебного года. Например, в 1998 году в школе № 165 Советского района было шесть 5-х классов. Согласно жеребьевке определились три пары классов, из которых вышли три победителя в финал. Из них выявился победитель. Игра состоит из нескольких конкурсов, в которых участвуют представители команд (по одному учащемуся от команды) или группа учащихся от команды. В ходе игры ребята участвуют в следующих конкурсах:

Приветствие

Домашнее задание.

Игра “Пойми меня”.

Конкурс капитанов

Написать алгоритмы

Работа с ППС по математике, русскому языку.

Нарисовать рисунок.

Создать “Страшилку”

Набрать текст в простом текстовом редакторе.

Ответить на вопросы компьютера.

Приветствия команды готовят по-разному в соответствии со своими творческими возможностями. Это может быть просто речь или стихотворная речь, танец и т.д. Эмблема готовится также творчески.

Домашнее задание команды получают накануне конкурса. Им может быть любой вид деятельности: составление алгоритма, кодирование информации и т.п., но для всех команд однотипное.

Игра “Пойми меня” может содержать несколько заданий (по аналогии с телевизионной игрой). Но все задания касаются терминологии из курса Информатики.

Конкурс Капитанов призван показать эрудицию капитанов. Для них готовятся задания заранее на компьютере. Им дается какое-то время для его выполнения. Это могут быть: установление закономерностей, расшифровка или шифровка информации, придумывание пословиц и т.п. Оценивается скорость выполнения, оригинальность решения.

Представители команд работают на компьютере с программами по математике, русскому языку, набирают информацию в простом текстовом редакторе. Оценивается скорость работы

Другие представители команд рисуют на компьютере рисунки на заданную тему (оценивается дизайн, фантазия, скорость исполнения).

В конкурсе “Создание Страшилки” требуется из заданных фрагментов сконструировать наиболее страшное существо. Оценивают этот конкурс сами ребята.

Описанная игра подводит итог годового изучения курса. Некоторые ее фрагменты (начиная с пункта 4) желательно использовать в течение учебного года.

Поскольку в начальной школе у детей преобладает мышление наглядно-дейст-венное и наглядно-образное, то весь понятийный аппарат информатики следует сопровождать демонстрациями, опытами. Это относится к таким понятиям как информация, характеристики информации, кодирование информации и другие вопросы из таблицы 1. Игровая атмосфера при изучении этих вопросов во 2-3-их классах способствует лучшему восприятию, пониманию и запоминанию учебного материала.

Заключение

В результате изучения курса по описанной программе учащиеся получают знания и приобретают умения и навыки как из области теоретической информатики, так и из прикладных направлений. Полученные знания будут развиваться при изучении предмета в последующих классах.

К ППС, указанных в средствах обучения, относятся разработанные в Сибирском институте образовательных технологий РАО компьютерные курсы по математике для 2-ого, 5- 6-ого классов общеобразовательной школы, тесты для развития мышления, программные разработки фирмы “Никита” .

Программа описанного курса прошла апробацию в школах Советского района г. Новосибирска.

Литература

Ершов А.П. Концепция информатизации образования./Информатика и образование. -1988. -№ 6.- С. 3-22.

Давыдов В.В., Рубцов В.В. Тенденции информатизации образования./Сов. педагогика. -1990. -№ 2. -С. 20-43.

Энциклопедический словарь Информатика./Под общ. ред. Поспелова Д.А. М., “Педагогика-пресс”. -1994.-350 с.

Валединский В. Информатика для 5-6 классов. Основные понятия. М., “Открытый мир”. -1996. -64 с.

Валединский В. Информатика для 5-6 классов. Алгоритмы. М., “Открытый мир”. -1996. -62 с.

Горячев А.В., Волкова Т.О., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю., Суворова Н.И. Программа нетрадиционного курса информатики без компьютеров для трехлетней и четырехлетней начальной школы “Информатика в играх и задачах”. (Пояснительная записка). /Вестник образования. М. -1996.- № 10. -С.63-70.

Валединский В. Информатика для 2 -х классов. М., “Открытый мир”. -1995. -48 с.

Тэтчел Дж., Беннетт Б., Фрейзер К., Смит Б.Р. Осваиваем микрокомпьютер. В 2-х кн. Пер. с англ. -М.: Мир, -1989. -128 с.

Кершан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности. Пер. с англ. М., “Мир”. -1989. - 254 с.

Оригинал: http://www.websib.ru/noos/it/method.htm




Top