Задания школьного этапа олимпиады по информатике

Рассмотрим решение задач школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике на программирование. Скачать задания вы можете по ссылкам:

Рассмотрим следующие задачи:

Задача №1. Шахматная доска.

Шахматная доска состоит из n × m клеток, покрашенных в черный и белый цвет в «шахматном» порядке. При этом клетка в левом нижнем углу доски покрашена в черный
цвет. Определите, сколько всего на доске черных клеток. Программа получает на вход два числа n и m, записанных в отдельных строках. Все числа - натуральные, не превосходящие 30 000. Программа должна вывести одно целое число - количество черных клеток на доске.

Решение.

Рассмотрим частные случаи:

Видим закономерность:

  1. если количество полей четное (4х4=16), то на каждом ряду одинаково количество черных и белых клеток, т.е. чтобы найти количество черных полей нужно общее количество клеток разделить на 2. Проверим: 16:2=8. Посчитаем. Действительно 8!! Можете поэкспериментировать с досками других размеров, но чтобы общее число клеток было четным.
  2. если количество полей нечетное (5х5=25) то дело обстоит иначе. Количество черных клеток вычисляется по формуле: (n+1)/2, где n — общее число полей шахматной доски (25+1)/2=13 — верно!!!)

Если применим данную формулу для досок 3х3 или 5х3 — ответ будет верным.

Программа на Паскале будет выглядеть следующим образом:

var n, m, result: longint; begin readln(n); readln(m); if n*m mod 2 =0 then result:=n*m div 2 else result:= (n*m+1) div 2; writeln(result); end.

(Оператор div используется из-за того, что в данном шаблоне, в условии задачи, все переменные имеют целочисленный тип. Если div заменить на обычное деление, то переменную result нужно объявлять как real ).

Задача №2. Манхеттен.

Кварталы Манхэттена состоят из авеню, направленных с юга на север и улиц, направленных с запада на восток. Все улицы и авеню пронумерованы числами, начиная с 1
подряд (первая улица, вторая улица, третья улица и т. д.). Передвигаться можно только по улицами или по авеню.

Миша впервые попал на Манхэттен. Сейчас он стоит на пересечении авеню номер x1 и улицы номер y1. Ему нужно попасть на перекресток авеню номер x2 и улицы номер y2.
Определите маршрут, который он должен пройти. Программа получает на вход 4 числа: x1, y1, x2, y2, записанных в отдельных строках. Все числа - натуральные, не превышают 103. Начальное и конечное расположение Миши не совпадают.
Программа должна вывести последовательность из латинских заглавных букв, описывающих маршрут, которому должен следовать Миша. Буква «N» обозначает перемещение на один квартал на север, «S» - на юг, «W» - на запад, «E» - на восток. Программа должна вывести самый короткий из всех возможных маршрутов, если же кратчайших маршрутов существует несколько, то программа должна вывести любой из них (но только один).
Программа может выводить последовательность ходов не в одну строку (как в примере), а каждый символ ответа - в отдельной строке (например, если каждый символ
ответа выводится при помощи отдельной команды вывода внутри цикла).

Решение.

Представим систему улиц и авеню в виде системы координат, где перекрестки — это точки с соответствующими координатами (пересечение второго авеню и первой улицы — точка с координатами (2;1); пересечение четвертого авеню и третей улицы — точка с координатами (4;3) и т.д.)

Чтобы добраться от перекрестка второй авеню и четвертой улицы (точка А) до перекрестка шестой авеню и первой улицы (точка В) нужно пройти вправо на x2 — x1 = dx (6-2 = 4) и вниз на y2 — y1 = dy (4 — 1 = 3) . Если бы точка В была на месте точки А, а точка А на месте точки В, то пришлось бы двигаться влево на dx и вверх на dy. Т.е. от взаимного расположения этих точек (А и В) зависит направление движения.

Напишем программу на языке Паскаль:

var x1,y1,x2,y2,dx,dy,i:integer; begin readln(x1,y1,x2,y2); dx:=abs(x1-x2); // расстояние по оси x dy:=abs(y1-y2); // расстояние по оси y if x2>x1 then // если точка В правее точки А, то... for i:=1 to dx do write("E") else for i:=1 to dx do write("W"); if y1>y2 then // если точка А выше точки В, то... for i:=1 to dy do write("S") else for i:=1 to dy do write("N"); end.

Остальные задачи несколько сложнее. В ближайшее время будет разбор. Следите за обновлениями, подписывайтесь!

5-6 классы

Выбери правильный ответ в каждом задании и получишь 1 балл! Ты можешь набрать максимально 15 баллов, так как тебе предлагается выполнить 15 заданий.

Желаем удачи!

Задание 1. Все люди в этом здании либо поднимаются на четвертый этаж, либо спускаются на первый. Сколько человек будет на четвертом этаже, а сколько на первом?

1) 8 и 7; 2) 7 и 8; 3) 1 и 3; 4) 1 и 0.

Задание 2. Все ярлычки, кроме одного, относятся программам для работы в интернете. Какой ярлычок лишний?

Задание 3 . Какой граф правильно описывает историю: Сережа дружит с Ваней и Сашей, а Саша еще дружит с Петей?

Задание 4. Расположите носители информации в порядке возрастания их ёмкости: DVD, магнитная дискета, Blu-Ray, CD.

1) DVD; магнитная дискета; Blu-Ray; CD.

2) магнитная дискета; DVD; Blu-Ray; CD.

3) магнитная дискета; CD; DVD; Blu-Ray.

4) магнитная дискета; Blu-Ray; CD; DVD.

Задание 5. В слове «ПАРУС» замени буквы по приведенному алгоритму. Полученное слово обозначает:

1) файл, хранящий информацию о системе;

2) способ обработки информации;

3) скорость передачи данных в компьютере;

4) файл, мешающий работе компьютера.

Задание 6. Какое из перечисленных слов может быть зашифровано в виде кода @^$#@ ? Одинаковые символы соответствуют одинаковым буквам.

1) торт; 2) шалаш; 3) киоск; 4) олово.

Задание 7. По адресам ячеек E 5 F 4 A 3 C 3 B 5 F 2 D 1 восстанови слово. Слово означает:

1) устройство передачи информации;

2) устройство печати;

3) систему защиты информации;

4) систему обработки графических данных.

Задание 8. На фигуру, изображенную на рисунке, ОДИН РАЗ «капнули» инструментом «Заливка» (место касания кистью отмечено крестиком). Какая фигура будет закрашена?

Задание 9. Установите правильную последовательность действий в алгоритме:

1. вынуть флешку из разъема.

2. проверить содержимое флешки на вирусы;

3. вставить флешку в компьютер;

4. остановить работу флешки;

5. скачать нужный файл;

1) 3-5-2-4-1; 2) 3-2-5-4-1; 3) 5-3-2-4-1; 4) 2-3-5-1-4.

Задание 10. Выберите вариант ответа, в котором перечисленные карточки совпадают с точностью до поворота. Отражать карточки нельзя.

1) 1, 2, 3; 2) 2, 3, 5; 3) 3, 4, 5; 4) 1, 3, 4.

Задание 11. Ульяновск находится на берегу великой русской реки Волга. В Волгу впадает река Сура, а в Суру – река Барыш. Реки Урень и Карсунка – притоки Барыша. Какой из ниже приведенных графов верно отражает указанное соотношение рек?


Задание 12. За круглым столом в кабинете информатики за компьютерами сидят шесть человек. Коля сидит на первом стуле рядом со Светой, Петя слева от Оли, Саша напротив Светы, Коля сидит рядом с Катей, Оля рядом со Светой. На каком стуле сидит Петя?

1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5.

Задание 13. Числа последовательности записаны по определенной закономерности. 7, 8, 13, 19, 30, 47, 75, … Какое число должно быть следующим?

1) 120; 2) 122; 3) 118; 4) 124.

Задание 14. Слово, зашифрованное в ребусе, означает:

1) Устройство для ввода информации в компьютер;

2) Устройство для преобразования бумажных документов в электронный вид;

3) Устройство для вывода информации;

4) Устройство для хранения информации.

Задание 15. В рисовании пиктограммы «Добрая память» с помощью стрелок в одном из блоков сделана ошибка. В каком?

      классы (max – 15 баллов)

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ


«10 класс ИНФ ШО, задания +ключи»

Задания первого (школьного) этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по информатике и ИКТ, 2014/2015 учебный год

10 класс

Задание 1. Аббревиатура. (5 баллов)

Ниже приведены известные аббревиатуры, связанные с компьютером. Ваша задача - дать расшифровку.

OSI -

FTP -

BIOS -

CPU -

PDF -

ASCII -

ROM -

NTFS -

LCD -

NaN -

Задание 2. (5 баллов)

Для групповых операций с файлами используются маски имен файлов. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в которых также могут встречаться следующие символы:

Символ «?» (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ.

Символ «*» (звездочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе «*» может задавать и пустую последовательность.

Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске с?о* k .?х*

Задание 3. (5 баллов)

Найдите х из следующего соотношения 8 х бит = 16 Мбайт.

Задание 4. (5 баллов)

Пять букв латинского алфавита закодированы кодами разной длины:

Определите, какой набор букв закодирован двоичной строкой 1000110110110, если известно, что все буквы в последовательности разные.

А) CBADE ; Б) CADEB ; В) CAEBD ; Г) CBAED

Задание 5. (5 баллов)

Какое количество информации получит второй игрок при игре в крестики-нолики на поле 16×8, после первого хода первого игрока, играющего крестиками?

А) 4 бита; Б) 5 бит; В) 6 бит; Д) 7 бит.

Задание 6. (5 баллов)

В классе 1111 2 девочек и 1100 2 мальчиков. Сколько учеников в классе?

Задание 7. (5 баллов)

Три свидетеля дали показания, что преступники скрылись с места преступления:

    на чёрном «Бьюике»;

Б. на синем «Форде»;

    Не на чёрном «Крайслере»

Д. Каждый из них в чём-то ошибался. На какой машине скрылись преступники?

Задание 8. (10 баллов)

Ключи к заданиям первого (школьного) этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по информатике и ИКТ 2014/2015 учебный год

    класс (max – 45 баллов)

задания

Ответы

Максимальный балл

OSI

FTP

BIOS

CPU – центральный процессор

PDF – формат файла

ASCII

ROM

NTFS

LCD

NaN - одно из особых состояний числа с плавающей запятой.

15 10 +12 10 =27 10

Ответ: Синий «Бьюик»

Решение:

С – чёрный, S – синий. В – «Бьюик», F - «Форд», К – «Крайслер».

Ложные высказывания:

Program PascalGuru;

var x,y,z:real;

begin

write("1-oe cislo: ");

readln(x);

write("2-oe cislo: ");

readln(y);

write("3-oe cislo: ");

readln(z);

x:=x-10;

y:=y*3;

z:=z*z*z;

readln;

end.

Просмотр содержимого документа
«11 класс ИНФ ШО, задания +ключи»

Задания первого (школьного) этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по информатике и ИКТ, 2014/2015 учебный год

11 класс

Задание 1. Треугольник. (10 баллов)

Вычислите, в какой координатной четверти расположен треугольник, образованный прямой, заданной уравнением y = ax + b , и осями координат.

Задание 2. (10 баллов)

Определить тип введённой с клавиатуры строчной русской буквы: гласная, согласная или разделитель.

Исходные данные: в первой строке ввести строчную русскую букву.

Результат работы программы: во второй строке вывести одно из слов: гласная, согласная, разделитель.

Задание 3. ( 10 баллов)

Даны три числа. Первое уменьшили на 10, второе увеличили в 3 раза, а третье возвели в третью степень. Составить программу, вычисляющую произведение полученных после преобразования чисел.

Задание 4. (10 баллов)

Дан Массив Х(N). Найти в массиве кол-во отрицательных и положительных элементов. Если больше отрицательных, то положительные элементы заменяются на нули. В противном случае - отрицательные.

Задание 5. Аббревиатура. (5 баллов)

Ниже приведены известные аббревиатуры, связанные с компьютером.

Ваша задача - дать расшифровку.

OSI -

FTP -

BIOS -

CPU -

PDF -

ASCII -

ROM -

NTFS -

LCD -

NaN -

    класс (max – 45 баллов)

Задание 1. (10 баллов)

Если a=0 или b=0 (или оба числа равны нулю), то прямая вместе с осями координат не образует никакого треугольника. Поэтому считаем, что a и b не равны нулю. В этом случае прямая проходит через точки (-b/a;0) и (0,b), лежащие на осях координат. Нарисовав прямую, легко заметить, что четверть, в которой лежит треугольник, определяется знаками чисел a и b. При a0 треугольник лежит в I четверти, при a0 и b0 – во II четверти, при a0 и b

Program obl1;

Uses Crt;

Var a,b:real;

Begin

ClrScr;

Write(" Введи a и b:");

Readln(a,b);

If (a=0) or (b=0)

Then Writeln("Треугольник не существует")

Else Begin

If (a0) and (b0)

Then Writeln("Треугольник во II четверти");

If (a0) and (b

Then Writeln ("Треугольник в IV четверти");

If (a0)

Then Writeln ("Треугольник в I четверти");

If (a

Then Writeln ("Треугольник в III четверти");

End;

Readln;

END.

Задание 2. (10 баллов )

Вариант решения с использованием множеств.

Program olimp2;

Uses Crt;

Var A,B,C: Set Of Char;

S:Char;

Begin

ClrScr;

Write(" Введибукву: ");

Readln(S);

A:=[" а","е", " ё", " и", " о", " у", " ы", " э", " ю", " я"];

B:=[" ь"," ъ"];

C:=[" б"," в", " г", " д", " ж", " з", " к", " л", " м", " н", " п", " р", " с", " т", " ф", " х", " ц", " ч", " ш", " щ"];

If S In A Then Writeln (" Гласная");

If S In B Then Writeln (" Разделитель");

If S In C Then Writeln (" Согласная");

Вариант программы с использованием строк.

Program olimp21;

Uses Crt;

Var A,B,C, D: String;

S:Char;

write ("Vot vvedennyy vami massiv A: "); { выводнаэкранфразы }

writeln;

if A[i]

else

begin

for i :=1 to n do

else {В противном случае }

begin

for i:=1 to n do

end;

выводнаэкранфразы }

for i:=1 to n do write (A[i]," "); { выводнаэкранэлементовмассива }

readln ;

Задание 3. (10 баллов )

Program PascalGuru;

var x,y,z:real;

begin

write("1-oe cislo: ");

readln(x);

write("2-oe cislo: ");

readln(y);

write("3-oe cislo: ");

readln(z);

x:=x-10;

y:=y*3;

z:=z*z*z;

writeln("Proizvedenie ravno: ",x*y*z);

readln;

end.

Задание 4. (10 баллов )

Program PascalGuru1;

var A:array of integer; { переменнаямассива }

i,n:integer;{переменная цикла и размера массива}

countPOSIT,countNEG:integer;

begin

write ("Vvedite razmer massiva A: "); { выводнаэкранфразы }

readln (n); {считываем с клавы размер массива}

for i:=1 to n do begin

write ("A[",i,"]=");

readln (A );

end ;{ считываем с клавы элементы массива }

write ("Vot vvedennyy vami massiv A : "); {вывод на экран фразы }

for i:=1 to n do write (A[i]," "); { выводнаэкранэлементовмассива }

writeln;

countPOSIT:=0;countNEG:=0; { обнуляемпеременныекол- ва }

for i:=1 to n do { цикломидёмпомассиву }

if A[i]

inc(countPOSIT) {+1 дляположительных}

else

inc(countNEG); {+1 дляотрицательных}

if countNEGcountPOSIT then { Еслибольшеотрицательных }

begin

for i :=1 to n do

if A[i]0 then A[i]:=0 {то положительные элементы заменяются на нули}

else {В противном случае }

begin

for i:=1 to n do

end;

write ("Vot preobrazovannyi massiv A: "); { выводнаэкранфразы }

for i:=1 to n do write (A[i]," "); { выводнаэкранэлементовмассива }

readln ;

Задание 5. (5 баллов)

OSI - (Open Systems Interconnection Reference Model , модель взаимодействия открытых систем) модель для создания сетевых коммуникаций и разработки сетевых протоколов на основе уровней

FTP – протокол передачи файлов в Интернете

BIOS – базовая система ввода-вывода

CPU – центральный процессор

PDF – формат файла

ASCII – американский стандартный код для обмена информацией

ROM – постоянно-запоминающее устройство

NTFS – файловая система для Microsoft Windows Net

LCD – жидкокристаллический монитор

Просмотр содержимого документа
«7-8 классы ИНФ ШО, задания +ключи»

Задания первого (школьного) этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по информатике и ИКТ, 2014/2015 учебный год

7-8 классы

Задание 1. (1 балл)

Какое число является логическим продолжением ряда 18, 10, 6, 4?

А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4; Д) 5.

Задание 2. (1 балл)

В квадрате 3 на 3 необходимо расставить три единицы, три двойки, три тройки таким образом, чтобы в каждой строке и в каждом столбце цифры 1, 2, 3 встречались один раз. Сколькими способами это возможно сделать?

А) 6; Б) 9; В) 3; Г) 12; Д) 24.

Задание 3. (1 балл)

Минимальным объектом, используемым в двумерном растровом графическом редакторе, является …

A) палитра цветов; Б) тексел; В) объект (отрезок, круг и пр.); Г) байт; Д) пиксель.

Задание 4. (2 балла)

Пусть справедливы следующие утверждения:

1) среди учеников, имеющих компьютеры, есть такие, которые не являются геймерами;

2) ученики, каждый рабочий день посещающие школу, но не являющиеся геймерами, не имеют компьютеров.

Какое из следующих утверждений является истинным высказыванием?

А) Не все владельцы компьютеров каждый рабочий день посещают школу;

Б) Все владельцы компьютеров каждый рабочий день посещают школу;

В) Все ученики, имеющие компьютер, являются геймерами и не посещают школу

каждый рабочий день;

Г) Не все владельцы компьютеров каждый рабочий день посещают школу, но скоро

приобретут компьютер;

Д) Все ученики, не имеющие компьютера, являются геймерами и посещают школу

каждый рабочий день.

Задание 5. (2 балла)

Продолжите последовательность 6, 9, 18, 21, 42, 45, записав два следующих числа.

A) 66, 69; Б) 90, 93; В) 48, 96; Г) 84, 87; Д) 91, 94

Задание 6. (3 балла)

Компьютерный вирус А заполняет 1 Гб за один месяц, вирус B заполняет 1 Гб за два месяца, вирус С заполняет 1 Гб за три месяца, вирус D заполняет 1 Гб за шесть месяцев. На компьютере одновременно обнаружены сразу все четыре вируса. За какое время они заполнят 1 Гб?

A) четверть месяца;

Б) половину месяца;

В) один месяц;

Г) полтора месяца;

Д) два месяца

Задание 7. (3 балла)

На вход программы, приведенной ниже, поданы два числа х и у.

Ввести a и b;

a:= a + b;

b:= b – a;

a:= a + b;

b:= – b;

Вывести a и b .

Какие значения будут выведены в результате ее работы?

    у, х; Б) х + у, х – у; В) х, у; Г) –у, х; Д) –у, –х.

Задание 8. (3 балла)

Сколько пар скобок достаточно поставить, чтобы выражение 4 * 12 + 18 / 6 + 3 принимало наименьшее значение?

A) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4; Д) 0.

Задание 9. (3 балла)

Выберите число, состоящее из одиннадцати тысяч, одиннадцати сотен и одиннадцати единиц.

A) 111111; Б)11011; В) 11211; Г) 11121; Д) 12111.

Задание 10 . (3 балла)

Сколько мегабайт информации содержится в сообщении объёмом 2 27 бит?

Ключи к заданиям первого (школьного) этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по информатике и ИКТ, 2014/2015 учебный год

      классы (max – 22 балла)

Задания

Ответы

Баллы

99 класс

Задание 1. (5 баллов)

Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 2B2; 984; 1010; A219?

A. 10; B. 11; C. 16; D. 9; E. 12.

Задание 2. (5 баллов)

Предположим, что на марсианском языке выражение “lot do may” означает “кот съел мышь”; “may si” – “мышь серая”; “ro do” – “он съел”. Как на марсианском языке записать “серый кот”?

A . may lot ; B . si ro ; C . si lot ; D . may do ; E . si may .

Задание 3. (5 баллов)

В карнавале участвовали три подруги - Аня, Валя и Люда. Одна из них была в розовом платье, другая - в голубом, а третья - в белом. Когда оного из участников карнавала спросили, какое платье было на каждой из девочек, он ответил: «Аня была в розовом платье. Валя - не в розовом. Люда - не в голубом». В каком платье была каждая из девочек, если известно, что только одно утверждение в ответе истинное?

A. Аня – в розовом; Валя – в голубом; Люда – в белом;

B. Аня – в розовом; Валя – в белом; Люда – в голубом;

C. Аня – в голубом; Валя – в белом; Люда – в розовом;

D. Аня – в белом; Валя – в голубом; Люда – в розовом;

E. Аня – в голубом; Валя – в розовом; Люда – в белом.

Задание 4. (5 баллов)

Даныфрагментытекста:“44file”;”file44”;”4file4”;”42file”. Расположить их в порядке возрастания.

A . “42 file ”;”44 file ”;”4 file4”;”file44”;

B. “file44”;”4file4”;”44file”;”42file”;

C. “file44”;”44file”;”42file”;”4file4”;

D. ”42file”;“4file4”;”44file”;”file44”;

E. “42file”;”44file”;”file44”;”4file4”.

Задание 5. (10 баллов)

Составить программу, которая запрашивает координаты трех точек на оси ОХ и вычисляет расстояния АС, ВС, АС_ВС.

Задание 6. (5 баллов)

Какие из сообщений могут быть информативны для участников олимпиады по информатике? (1) 1 байт=8 бит; (2) мышь – устройство ввода информации; (3) первый микропроцессор фирмы Intel появился в 1971 году и содержал 2250 транзисторов.

A. все сообщения информативны; B. (1), (2); C. (2); D. (1); E. (3).

Задание 7. (5 баллов)

Записать полное имя файла «Интернет» (включая путь к файлу) в иерархической файловой системе:

Задание 8. (10 баллов)

В сети с протоколом IPv4 существует узел с адресом: 172.16.42.25. Известно, что в данной сети может быть подключено 8190 узлов, но не более. Определите служебный адрес IP-сети . Ответ запишите как четыре десятичных числа, разделенных точками, например "255.0.0.0".

Задания школьного этапа олимпиады по информатике с 7-11 классы


«7-8 класс_И»

Всероссийская олимпиада школьников по информатике. 2017 -2018 год.

Муниципальный этап, 7-8 класс

Задача А. Автобусы

N детей и M K

Формат входного файла

N, M и K

Формат выходного файла

Входные данные

Выходные данные

Задача В. Лавочки

Формат входного файла

L - длина лавочки и K

Во второй строке следуют K

Формат выходного файла

Входные данные

Выходные данные

13 4
1 4 8 11

14 6
1 6 8 11 12 13

Задача С. Выборы

N N символов - плюсов и минусов.

действительных бюллетеней.

Формат входного файла

N - количество партий и M N M

В следующих M N

Формат выходного файла

Примеры входных и выходных файлов

Входные данные

Выходные данные

+--
+--
-+-
+-+

+
-
-
-
-

Формат входного файла

Формат выходного файла

Примеры входных и выходных файлов

Входные данные

Выходные данные

Задача E . Камни

На столе лежат N

    1 или 2 камня, если N делится на 3;

    1 или 3, если N

    1, 2 или 3, если N

Формат входного файла

Вводится целое число 0 N

Формат выходного файла

Примеры входных и выходных файлов

Входные данные

Выходные данные

Страница 6 из 6

Просмотр содержимого документа
«9-11 класс_И»

Всероссийская олимпиада школьников по информатике. 2017 -2018 год.

Муниципальный тур, 9-11 класс

Задача А. Ставки

A придет раньше, чем таракан №B ".

Формат входного файла

K N K . Каждая из следующих N A , B , C , D , не превосходящих K A придет раньше, чем таракан №B " и "Таракан №C придет раньше, чем таракан №D ".

Формат выходного файла

Примеры входных и выходных файлов

Входные данные

Выходные данные

3 2
2 1 2 3
1 2 3 2

3 4
1 2 1 3
1 2 3 1
1 2 2 3
1 2 3 2

Задача В. Гонки на машинках

n

n xi vi

Формат входных данных

n n xi и vi i xi vi 1000).

Формат выходных данных

Примеры

Входные данные

Выходные данные

Задача С. Тестирование

Формат входного файла

n (1 ≤ n a 1 , a 2 , . . . , a n n целых чисел b 1 , b 2 , . . . , b n a i и b i верны неравенства 1 ≤ a i , b i ≤ 10.

Формат выходного файла

Примеры входных и выходных файлов

Входные данные

Выходные данные

Задача D . Соревнования картингистов

n m

Требуется

Формат входного файла

n и m (1n m 100). Последующие 2n

Вторая строка содержит m m

Формат выходного файла

Примеры входных и выходных файлов

Входные данные

Выходные данные

Sumaher
2 1 1

Barikelo
2 1 2

Задача E . Дипломы

n w - в ширину и h - в высоту.

w на h

Требуется

Формат входного файла

w , h , n (1w h n 109).

Формат выходного файла

Примеры входных и выходных файлов

Входные данные

Выходные данные

Иллюстрация к примеру:

Страница 5 из 5

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по разбору олимпиадных задач»

Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2017-2018 учебном году

7- 8 класс

Задача А. Автобусы.

Для заезда в детский оздоровительный лагерь организаторы решили заказать автобусы. Известно, что в лагерь собираются поехать N детей и M взрослых. Каждый автобус вмещает K человек. В каждом автобусе, в котором поедут дети, должно быть не менее двух взрослых.

Определите, удастся ли отправить в лагерь всех детей и взрослых, и если да, то какое минимальное количество автобусов требуется для этого заказать.

Формат входного файла

На вход программы поступают 3 натуральных числа, записанных через пробел - N, M и K , каждое из них не превосходит 10 000.

Формат выходного файла

Выведите количество автобусов, которые нужно заказать. Если же отправить всех в лагерь невозможно, выведите 0 (ноль).

Пример входного и выходного файлов

Входные данные

Выходные данные

Решение.

Алгоритм:

Во первых: нужно учесть, что К может принимать значение меньше или равное 2. В этом случае следует выводить 0, потому, что в каждый автобус мы будем вынуждены посадить взрослых (а дети так и не уедут). Теперь рассмотрим случай когда К больше двух: в том случае нужно будет ровно n/(k-2) автобусов для перевозки детей. Заметим, что если n не делится нацело на k-2, то автобусов понадобиться на один больше. Так же мы не сможем уехать если количество взрослых делённое на два меньше количества нужных автобусов для перевозки детей. Во всех остальных случаях ответом будет (m+n)/k, но если (m+n) не делится нацело на k то на один автобус больше.

Программа:

var a,b,c,k,n,p: integer;

k:=a div (c-2); //2

if a mod (c-2) 0 then inc(k);

if (a+b) mod c 0 then inc(k);

ЗадачаВ. Лавочки

Лавочки в парке устроены следующим образом. Несколько одинаковых кубических гранитных блоков ставятся в ряд, а на них кладется гранитная плита (см. рисунок). Архитектор-модернист решил, что будет интереснее, если у всех лавочек расположение гранитных блоков-ножек будет разным (и не обязательно симметричным). При этом они располагаются так, чтобы плита не падала: для этого достаточно, чтобы и слева, и справа от центра плиты был хотя бы один гранитный блок или его часть (в частности, если центр плиты приходится на середину какого-нибудь блока, то и слева, и справа от центра плиты находится часть блока, и плита не падает).

Грабители обнаружили, что можно по одному вытаскивать гранитные блоки, находящиеся с краю (как слева, так и справа). Они хотят вытащить из-под лавочки как можно больше блоков так, чтобы она при этом не упала (передвигать оставшиеся блоки нельзя). Определите, какие блоки они должны оставить.

Формат входного файла

В первой строке входных данных содержатся два числа: L - длина лавочки и K - количество гранитных блоков-ножек. Оба числа натуральные и не превышают 10 000.

Во второй строке следуют K различных целых неотрицательных чисел, задающих положение каждой ножки. Положение ножки определяется расстоянием от левого края плиты до левого края ножки (ножка - это куб размером 1×1×1). Ножки перечислены слева направо (то есть начиная с ножки с меньшим расстоянием до левого края).

Формат выходного файла

Требуется перечислить ножки, которые грабителям нужно оставить. Для каждой ножки нужно выдать ее положение, как оно задано во входных данных. Ножки следует перечислять слева направо, в том порядке, в котором они встречаются во входных данных.

Примеры входных и выходных файлов

Входные данные

Выходные данные

13 4
1 4 8 11

14 6
1 6 8 11 12 13

Второй пример соответствует лавочке на рисунке.

Решение.

Алгоритм:

Обозначим координату (положение) i -й ножки как d i . Найдём числа left и right - номера самой правой ножки, хотя бы часть которой находится левее середины лавочки, и самой левой ножки, хотя бы часть которой находится правее середины лавочки, соответственно: left = max i 2 d i L , right = min i 2 (d i +1) L . Если в итоге left = right (то есть L нечётно и i d i = 2 L ), то вывести нужно одно число d left , в противном случае - сначала d left , затем d right .

Программа:

var L,k,n,i: longint;//0..10 000

a: array of boolean;

for i:=1 to k do begin

if (L mod 2 0) and (a) then begin

for i:=(L-1) div 2 downto 0 do

if a[i] then begin

for i:=l div 2 to L-1 do

if a[i] then begin

ЗадачаС. Выборы

На выборах в Государственную думу в избирательные бюллетени внесено N партий. Электронный сканер для считывания информации с бюллетеней передает информацию о каждом бюллетене в следующем формате: если в соответствующей клетке бюллетеня стоит пометка, то сканер передает + (плюс), в противном случае он передает - (минус). Таким образом, он передает последовательность из N символов - плюсов и минусов.

Бюллетень считается действительным, если пометка есть ровно в одной клетке. Недействительные бюллетени в подсчете результатов выборов не участвуют.

Партия проходит в Государственную Думу, только если она набирает не менее 7% от общего числа действительных бюллетеней.

Требуется вывести номера (в порядке их перечисления в бюллетене) всех партий, которые проходят в Государственную Думу.

Формат входного файла

В первой строке входных данных содержатся два числа, разделенные пробелом: N - количество партий и M - количество бюллетеней. Оба числа натуральные, N M

В следующих M строках записана информация, полученная из бюллетеней. Каждая строка - последовательность из N символов + или - (без пробелов).

Гарантируется, что есть хотя бы один действительный бюллетень.

Формат выходного файла

Выведите через пробел номера партий, прошедших в Думу, в порядке возрастания. Если ни одна из партий не проходит в Думу, выводить ничего не нужно.

Примеры входных и выходных файлов

Входные данные

Выходные данные

+--
+--
-+-
+-+

+
-
-
-
-

Решение.

Алгоритм:

Напишем специальную функцию who, по данной строчке-бюллетеню возвращающую номер выбранного в данном бюллетене кандидата или 0 для недействительного бюллетеня (для этого достаточно один раз пройти циклом по строчке-бюллетеню, помня текущий ответ). Теперь для каждого бюллетеня вызовем функцию who от него и, если результат не равен нулю, увеличим на 1 числа K (количество действительных бюллетеней) и gwho (количество действительных голосов, отданных за партию с номером, равным результату функции who). Осталось вывести все i такие, что 100 gi 7 K .

Программа:

{$h +}

flag :boolean ;

a:array of longint;

n,m,max,k,i,j:longint;

for i:=1 to m do

for j:=1 to length(s) do

if s[j]="+" then

if not flag then

for j:=1 to length(s) do

if s[j]="+" then

for i:=1 to n do

if a[i]=max*0.07 then

Задача D . Билет на электричку

В новых элитных электричках каждому пассажиру положено сидячее место. Естественно, количество сидячих мест ограничено и на всех их может не хватить. Маршрут электрички проходит через N станций, занумерованных от 0 до N-1. Когда человек хочет купить билет, он называет два числа x и y – номера станций, откуда и куда он хочет ехать. При наличии хотя бы одного сидячего места на этом участке на момент покупки ему продается билет, иначе выдается сообщение «билетов нет» и билет не продается. Ваша задача – написать программу, обслуживающую такого рода запросы в порядке их прихода.

Формат входного файла

В первой строке содержаться три числа N – количество станций (1 ≤ N ≤ 10 000), K – количество мест в электричке (1 ≤ K ≤ 1000) и M – количество запросов (1 ≤ M ≤ 50 000). В следующих M строках описаны запросы, каждый из которых состоит из двух чисел x и y (0 ≤ x

Формат выходного файла

На каждый запрос ваша программа должна выдавать результат в виде числа 0 если билет не продается и 1 если билет был продан. Каждый результат должен быть на отдельной строке

Примеры входных и выходных файлов

Входные данные

Выходные данные

Решение.

Алгоритм:

Представим массив длины N в i-той ячейке которого будем хранить количество пассажиров уже купивших билет и едущих от станции i к (i+1).

Будем поддерживать для такого массива RMQ (дерево максимумов) с возможностью быстрой модификации (прибавления) на отрезке.

Теперь при обработке каждого запроса мы сначала узнаём максимум на отрезке , и, если он меньше К (т.е. между каждой парой станций на маршруте существует хотя бы одно свободное место), продаём билет и выполняем update(x, y-1, +1). Иначе отказываем в продаже билета.

Программа :

mas: array of longint;

n, m ,k, i, a, b, j, z:longint;

readln(n, k, m);

for i:= 0 to n-1 do

for i:=1 to m do

for j:= a to b-1 do

if mas[j]=0 then z:=5;

if z=5 then writeln("0")

Задача E . Камни

На столе лежат N камней. За ход игрок может взять

    1 или 2 камня, если N делится на 3;

    1 или 3, если N при делении на 3 дает остаток один;

    1, 2 или 3, если N при делении на 3 дает остаток два.

Каждый ход можно сделать при наличии достаточного количества камней. Проигрывает тот, кто хода сделать не может.

Формат входного файла

Вводится целое число 0 N

Формат выходного файла

Выведите 1 или 2 – номер игрока, который выиграет при правильной игре.

Примеры входных и выходных файлов

Входные данные

Выходные данные

Решение.

Алгоритм:

Пусть (F[i] = 1) если выигрывает первый и (F[i] = 2) если второй. Тогда заметим, что F=1,F=1 F = 2. Теперь мы просто заполним наш массив F. Будем считать, что 1 это выигрышная позиция 2 проигрышная. Тогда если мы можем из теперешней позиции попасть в проигрышную, то она выигрышная, а если мы попадаем только в выигрышные, то наша позиция проигрышная. Осталось пробежаться циклом от 4 до n. И выписать условия для разной кратности 3. На самом деле, потом можно заметить, что позиции кратные 3ём проигрышные, а все остальные выигрышные.

Программа:

if(n mod 3 = 0) then

if(n mod 3 0) then

end .

9 -11 класс

Задача А. Ставки

Перед началом тараканьих бегов всем болельщикам было предложено сделать по две ставки на результаты бегов. Каждая ставка имеет вид "Таракан №A придет раньше, чем таракан №B ".

Организаторы бегов решили выяснить, могут ли тараканы прийти в таком порядке, чтобы у каждого болельщика сыграла ровно одна ставка из двух (то есть чтобы ровно одно из двух утверждений каждого болельщика оказалось верным). Считается, что никакие два таракана не могут прийти к финишу одновременно.

Формат входного файла

В первой строке входных данных содержатся два разделенных пробелом натуральных числа: число K , не превосходящее 10, - количество тараканов и числоN , не превосходящее 100, - количество болельщиков. Все тараканы пронумерованы числами от 1 до K . Каждая из следующих N строк содержит 4 натуральных числа A , B , C , D , не превосходящих K , разделенных пробелами. Они соответствуют ставкам болельщика "Таракан №A придет раньше, чем таракан №B " и "Таракан №C придет раньше, чем таракан №D ".

Формат выходного файла

Если завершить бега так, чтобы у каждого из болельщиков сыграла ровно одна из двух ставок, можно, то следует вывести номера тараканов в том порядке, в котором они окажутся в итоговой таблице результатов (сначала номер таракана, пришедшего первым, затем номер таракана, пришедшего вторым и т. д.) в одну строку через пробел. Если таких вариантов несколько, выведите любой из них.

Если требуемого результата добиться нельзя, выведите одно число 0.

Примеры входных и выходных файлов

Входные данные

Выходные данные

Решение.

Алгоритм:

Переберём все перестановки чисел от 1 до K - все возможные исходы бегов (порядок прихода тараканов). Для каждой перестановки за O (N ) проверим, правда ли, что у каждого болельщика в таком случае сыграет ровно одна ставка. Если это действительно так, выводим текущую перестановку и завершаем работу программы. В конце программы выводим 0 (программа не завершилась раньше, следовательно, ответ не найден).

Программа :

Tstavka = record

a1, a2, b1, b2: longint;

i, n, k, e, s, p, w: int64;

a: array of int64;

st: array of Tstavka;

procedure change(x: longint);

for i1:= x + 1 to x + ((k - x) div 2) do

a := a;

a := t;

need, ch, t, i1: longint;

for i1:= k - 1 downto 1 do

if need = 0 then

for i1:= k downto 1 do

if a a then

a := a;

// assign(input,"input.txt"); reset(input);

for i:= 1 to n do

read(st[i].a1, st[i].a2, st[i].b1);

readln(st[i].b2);

if (k=1) and (st[i].a1=1) and (st[i].a2=1) and (st[i].b1=1) and (st[i].b2=1) then

for i:= 1 to k do a[i] := i; s:= 1;

for i:= 1 to k do s:= s * i;

for e:= 1 to s do

for w:= 1 to n do

if ((a.a1] a.a2]) and (a.b1] a.b2])) then

if go = true then

for i:= 1 to k do

if a[i] = p then

for i:= 1 to k do

if a[i] = k then

Задача В. Гонки на машинах

Как и у каждого мальчика, у Феди есть игрушечные машинки. Однако ему повезло больше, чем обычному мальчику - все n его машинок являются радиоуправляемыми. Целыми днями он может устраивать различные автогонки и играть с друзьями.

Из всех видов гонок Федя предпочитает гонки по прямой. В данном формате соревнования трасса имеет форму прямой и является бесконечной (соревнования идут до тех пор, пока Феде это не надоест). Изначально каждая из n машинок находится на некотором расстоянии от старта - имеет фору xi метров. По команде все машинки начинают свое движение от старта, при этом каждая машинка движется во время гонки с постоянной скоростью vi метров в секунду. Все машинки движутся в одном направлении - удаляются от старта.

Недавно Феде подарили видеокамеру, и он хочет заснять яркие моменты гонки. Прежде всего Федя хочет запечатлеть первый обгон гонки, то есть первый момент времени, в который две машины находятся на одном расстоянии от старта.

Так как этого события можно ждать очень долго, Федя хочет настроить камеру на автоматическое включение во время обгона. Однако, Федя самостоятельно не может найти время, которое пройдет со времени начала гонки до времени первого обгона. Помогите Феде - напишите программу, находящую искомую величину.

Формат входных данных

В первой строке входного файла содержится единственное число n - количество машинок на трассе (2 n 100). Каждая из следующих n строк содержит по два целых числа xi и vi - расстояние от старта (в метрах) и скорость машинки i (в метрах в секунду) соответственно (1 xi vi 1000).

Исходно никакие две машинки не находятся в одной точке. Гарантируется, что хотя бы один обгон во время гонки произойдет.

Формат выходных данных

В выходной файл выведите количество секунд, которое пройдет с момента старта до момента первого обгона, с точностью не менее 5 знаков после десятичной точки.

Примеры

Входные данные

Выходные данные

Пояснение для первого примера:

На рисунке точкой A обозначено место обгона.

Решение.

Алгоритм:

1)Машинка а когда-нибудь догонит машинку б, если её скорость больше, а координата меньше

2)Переберём каждую машинку с каждой и если одна машинка когда-нибудь обгонит другую(пункт 1), то посчитаем это время. Среди всех таких значений выберем минимальное. Это и будет ответом

Программа:

var a,b:arrayof longint;

c:arrayof real;

j,n,i,k,l:longint;

for i:=1 to n do

read(a[i],b[i]);

for i:=1 to n do

for j:=1 to n do

if(ij)and(a[i]b[j])then begin

c[k]:=(a[j]-a[i])/(b[i]-b[j]);

for i:=2 to k do

writeln(min:1:5);

Задача С. Тестирование

Одним из способов контроля знаний учащихся является проведение тестирований. На тестировании обычно предлагается несколько вопросов, для каждого из которых необходимо выбрать один из вариантов ответа. Для этого тестируемому выдается специальный бланк с вопросами и вариантами ответов.

Тестирования можно проводить одновременно для достаточно большого количества людей, поэтому возникает вопрос об эффективной обработке заполненных тестируемыми бланков. Во Флатландии эту проблему пытаются решить с помощью применения информационных технологий для автоматической обработки результатов тестирования.

Первым этапом является написание программы, которая бы вычисляла баллы за тест по известной информации о правильных ответах на вопросы и ответах, данных тестируемым. Ваша задача состоит в написании такой программы.

Формат входного файла

Первая строка входного файла содержит число n (1 ≤ n ≤ 100000) вопросов в тесте. Вторая строка входного файла содержит n целых чисел a 1 , a 2 , . . . , a n - номера правильных вариантов ответов на каждый из вопросов. Третья строка входного файла содержит n целых чисел b 1 , b 2 , . . . , b n - номера вариантов, выбранных тестируемым. Для чисел a i и b i верны неравенства 1 ≤ a i , b i ≤ 10.

Формат выходного файла

В выходной файл выведите число вопросов, на которые тестируемый дал правильный ответ.

Примеры входных и выходных файлов

Входные данные

Выходные данные


Решение.

Алгоритм:

Очень легкая задача. Считываем данные в два массива. Затем запускаем цикл до n и проверяем: если i-й элемент 1-го массива равен i-му элементу 2-го массива, то мы увеличиваем счетчик на 1.

Программа :

a,b:array of byte;

assign(input, "input.txt");

assign(output, "output.txt");

rewrite(output);

for i:=1 to n do

for i:=1 to n do begin

if a[i]=b[i] then

end .

Задача D. Соревнования картингистов

После очередного этапа чемпионата мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами Формула-А гонщики собрались вместе в кафе, чтобы обсудить полученные результаты. Они вспомнили, что в молодости соревновались не на больших болидах, а на картах - спортивных автомобилях меньших размеров.

Друзья решили выяснить победителя в одной из гонок на картах. Победителем гонки являлся тот гонщик, у которого суммарное время прохождения всех кругов трассы было минимальным.

Поскольку окончательные результаты не сохранились, то каждый из n участников той гонки вспомнил и выписал результаты прохождения каждого из m кругов трассы. К сожалению, по этой информации гонщикам было сложно вычислить победителя той гонки. В связи с этим они попросили сделать это вас.

Требуется написать программу, которая вычислит победителя гонки на картах, о которой говорили гонщики.

Формат входного файла

Первая строка входного файла содержит два целых числа n и m (1n m 100). Последующие 2n строк описывают прохождение трассы каждым из участников. Описание прохождения трассы участником состоит из двух строк. Первая строка содержит имя участника с использованием только латинских букв (строчных и заглавных). Имена всех участников различны, строчные и заглавные буквы в именах различаются.

Вторая строка содержит m положительных целых чисел, где каждое число - это время прохождения данным участником каждого из m кругов трассы (каждое из этих чисел не превосходит 1000). Длина имени каждого участника не превышает 255.

Формат выходного файла

В выходной файл необходимо вывести имя победителя гонки на картах. Если победителей несколько, требуется вывести имя любого из них.

Примеры входных и выходных файлов

Входные данные

Выходные данные

Sumaher
2 1 1

Barikelo
2 1 2

Обращаем внимание на пробел в конце последней строки входных данных.

Решение.

Алгоритм:

Заведем отдельную строку для хранения фамилии игрока с лучшим результатом, и отдельную переменную для хранения этого результата. Затем присваиваем им результаты и фамилию 1-го гонщика, а затем считываем оставшиеся результаты и сравниваем с максимумом на данном шаге и, если требуется изменяем последний.

Программа :

var n,m,i,j,x,sum,min:longint;

min:=maxlongint;

for i:=1 to n do

for j:=1 to m do

end;

Задача Е. Дипломы

Когда Петя учился в школе, он часто участвовал в олимпиадах по информатике, математике и физике. Так как он был достаточно способным мальчиком и усердно учился, то на многих из этих олимпиад он получал дипломы. К окончанию школы у него накопилось n дипломов, причём, как оказалось, все они имели одинаковые размеры: w - в ширину и h - в высоту.

Сейчас Петя учится в одном из лучших российских университетов и живёт в общежитии со своими одногруппниками. Он решил украсить свою комнату, повесив на одну из стен свои дипломы за школьные олимпиады. Так как к бетонной стене прикрепить дипломы достаточно трудно, то он решил купить специальную доску из пробкового дерева, чтобы прикрепить её к стене, а к ней - дипломы. Для того чтобы эта конструкция выглядела более красиво, Петя хочет, чтобы доска была квадратной и занимала как можно меньше места на стене. Каждый диплом должен быть размещён строго в прямоугольнике размером w на h . Дипломы запрещается поворачивать на 90 градусов. Прямоугольники, соответствующие различным дипломам, не должны иметь общих внутренних точек.

Требуется написать программу, которая вычислит минимальный размер стороны доски, которая потребуется Пете для размещения всех своих дипломов.

Формат входного файла

Входной файл содержит три целых числа: w , h , n (1w h n 109).

Формат выходного файла

В выходной файл необходимо вывести ответ на поставленную задачу.

Примеры входных и выходных файлов

Входные данные

Выходные данные

Иллюстрация к примеру:

Решение.

Алгоритм:

Из-за больших ограничений на n,w,h линейный перебор возможной длины стороны квадрата не проходит по времени, поэтому данную задачу следует решать, используя бинарный поиск по ответу. Очевидно, что размеры доски лежат в пределах от min(w,h) до n * max(w,h). За O(1) легко проверить, поместятся ли все грамоты в квадрат со стороной a (n

Программа:

function maxwh (w2, h2:int64) :int64;

if w2h2 then maxwh:=w2 else maxwh:=h2;

function maxd (w1, h1, mid1: int64) : int64;

maxd:=(mid1 div w1)*(mid1 div h1);

hi, lo, mid: int64;

readln(w, h, n);

hi:=maxwh(w, h)*n;

mid:=(hi+lo) div 2;

if maxd(w, h, mid)

Просмотр содержимого документа
«Требования к проведению олимпиады по Информатике»

Требования к проведению и оцениванию муниципального этапа олимпиады

по информатике 2017 – 2018 уч. года.

Настоящие требования разработаны региональной предметно-методической комиссией по информатике и являются частью нормативно-правового обеспечения Всероссийской олимпиады школьников.

В соответствие с Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников (далее порядок), утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. №1252 (зарегистрирован Минюстом России 21 января 2014 г., регистрационный № 31060) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. №249 (зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2015 г., регистрационный № 36743) и приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2015 г. №1488 (зарегистрирован Минюстом России 20 января 2016 г., регистрационный № 40659) предоставлен следующий комплект материалов для проведения Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2017-2018 учебном году:

    тексты олимпиадных задач;

    требования к проведению и оцениванию муниципального этапа олимпиады ;

    специализированная системы проведения олимпиады, расположенная на сайте http://informatics.mccme.ru ;

    инструкция по работе в специализированной системе проведения олимпиады;

Олимпиада проводится среди учащихся 7,8,9,10,11 классов. Представлены два комплекта заданий по информатике: для 7-8 классов и 9-11 классов.

Победители и призеры муниципального этапа Олимпиады определяются по параллелям.

Муниципальный этап олимпиады будет проходить с использованием специализированной системы проведения олимпиад, расположенной на сайте http://informatics.mccme.ru в разделе ЛИЧНЫЕ ОЛИМПИАДЫ/РЕСПУБЛИКА КОМИ. ОЛИМПИАДЫ. Время проведения олимпиады на этом сайте 22 ноября 2017 г. с 12.00 до 18.00 (доступ будет закрыт в 18.15).

В случае использования бумажного варианта олимпиады время определяется муниципальным органом управления образованием.

Для муниципального этапа олимпиады используются следующие языки и среды программирования:

основная: FreePascal, C, С++, GNU C/C++4/6/1, Delphi 7.0; дополнительная: Borland C++3.1, Visual Basic, Mono 2.0, Python 3.3.

Следует отметить, что на все программное обеспечение, используемое при проведении муниципального этапа, организаторы этого этапа должны иметь необходимые лицензии. Большинство рекомендуемых программных систем являются свободно распространяемыми и их можно загрузить с соответствующих сайтов. Примерами таких сайтов являются:

FreePascal – сайтhttp://freepascal.org ;

MinGW – сайтhttp://mingw.org ;

Eclipse – сайтhttp://eclipse.org ;

Code::Blocks – сайтhttp://www.codeblocks.org ;

Far manager– сайтhttp://farmanager.com/index.php?l=ru

Длительность тура может составлять от трех до четырех астрономических часов для 7-8 класса и от четырех до пяти астрономических часов – для 9–11 классов.

Во время тура участникам Олимпиады запрещается пользоваться Интернетом, любыми электронными устройствами, в том числе личными компьютерами, калькуляторами, электронными записными книжками, средствами связи (пейджерами, мобильными телефонами и т.п.), электронными носителями информации (дискетами, CD- и DVD-дисками, модулями флэш-памяти и т.п.), а также учебной литературой и заготовленными личными записями.

Выход в Интернет возможен только в случае использования во время тура Интернет-системы автоматической проверки решений участников, но тогда доступ к другим сайтам, кроме сайта проведения олимпиады, должен быть заблокирован.

В случае возникновения во время тура не по вине участника сбоев в работе компьютера или используемого программного обеспечения по решению жюри время, затраченное на восстановление работоспособности компьютера, может быть компенсировано.

Описание системы оценивания решений задач

Оценивание решений задач будет проходить автоматически на специализированной системе проведения олимпиады.

Таблица бальной оценки задач:

задачи

7 - 8 класс

9 - 11 класс

max кол-во баллов

max кол-во баллов

Итого:

В случае ручной проверки решения задач используются тесты из примеров, приведенных в условии задачи. Если на этих тестах решение участника выдает правильный ответ, то участник получает за 1 тест - 10 баллов, за 2 теста -20 баллов.




Top