Среда программирования паскаль презентация. Презентация на тему: Среда программирования Pascal ABC. Цикл с уменьшением переменной

1 слайд

ПАСКАЛЬ Белякова Наталья Александровна Учитель информатики, технологии и ИЗО, МБОУ СОШ №6 г.Холмска Сахалинской области Pascal ABC

2 слайд

3 слайд

Тип данных REAL Если число имеет запятую и является дробным, то оно называется ВЕЩЕСТВЕННЫМ. Для хранения вещественных чисел в Pascal используется специальный тип данных – REAL. Для их ввода в программу используется оператор VAR (variable – переменная) ПРИМЕР: program p15 ; VAR a, b, c: REAL ; Begin и прочее……….

4 слайд

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ переменные: program summa ; VAR A, B, C: REAL ; Begin A:= 3.5; B:= 7.6; С:=А + В; writeln ("cумма = ", c) ; End. ______________________________________ Все вещественные числа записываются не с запятой, а с точкой!!!

5 слайд

Форматы записи вещественных переменных: Обычная форма: 0,7 может быть записано как 0.7 или.7 -2,1 может быть записано как -2.1 Запись с экспонентой: Число представляется в виде мантиссы (дробной части числа), умноженной на 10 в некоторой степени 2700 = 2,7*10 Число 10 записывается в виде буквы Е, а за ней идёт величина степени: 2.7Е3 0,002 = 2*10 Число 10 записывается в виде буквы Е, а за ней идёт величина степени: 2Е-3 3 - 3

6 слайд

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ переменные: program z16 ; var a, b, c: real; begin a:= 17.3; b:= 3.4; c:=a+b; writeln ("сложение А+В = ", c); c:=a-b; writeln ("вычитание А-В = ", c); c:=a*b; writeln ("умножение А*В = ", c); c:=a/b; writeln ("деление А/В = ", c); End.

7 слайд

Функции типа REAL: PROGRAM Z18 ; VAR A , B: REAL ; BEGIN A:= 2.0 ; {вычисление квадратного корня} B:= SQRT (A); WRITELN (Квадратный корень (Sqrt (А)) = ", В) ; {вычисление синуса} B:= SIN (A); WRITELN (‘синус числа (SIN (A) = ", B) ; {вычисление косинуса} B:= COS (A); WRITELN (‘косинус числа (COS (A) = ", B) ;

8 слайд

{вычисление арктангенса} B:= ARCTAN (A); WRITELN (арктангенс числа (Arctan (А)) = ", В) ; {вычисление логарифма} B:= LN (A); WRITELN (‘логарифм числа (LN (A) = ", B) ; {возведение числа Е в степень А} B:= EXP (A); WRITELN (‘экспонента в степени А (EXP (A) = ", B) ; {вычисление числа Пи} B:= PI ; WRITELN (‘число Пи (Pi) = ", B) ; End.

9 слайд

{вычисление арктангенса} B:= ARCTAN (A); WRITELN (‘арктангенс числа (Arctan (А)) = ", В) ; _______________________________ Вывод вещественного числа можно задать. Под значение переменной «В» задаём 6 цифр, из них 4 после запятой: {вычисление арктангенса} B:= ARCTAN (A); WRITELN (‘арктангенс числа (Arctan (А)) = ", В:6:4) ; _______________________________

10 слайд

Основные операторы системы: Имя программы program Начало и Конец BeginиEnd. Переменные VAR Целое число integer Вещественное число real Вывод наэкран Write(‘x= ‘, x) Вывод на экран с новой строки Writeln(‘x= ‘, x) Модуль числа Abs (х) Возведение в квадрат Sqr(х) Квадратный корень числа Sqrt(x) Синус числа Sin (x) Косинус числа Cos (x) Арктангенс числа Arctan(x) Логарифм числа Ln(x) Возведение числаЕв степеньХ Exp (x) Вычисление числаПи Pi

11 слайд

ЗАДАНИЕ: z15) Считая, что операция умножения и операция возведения в квадрат имеют одинаковую сложность, запишите оптимальным образом выражения: Z15a) Z15b) Z15c) Z15d) Z15e) Z16) Набрать задачу на основные арифметические операции (образец в тетради) Z17) Вычислите выражение: Z18) Набрать задачу на вычисление стандартных функций числа d:=8 (модуль, квадратный корень, квадрат числа, синус, косинус, тангенс, арктангенс, котангенс, логарифм числа) Z19) Напишите программу для вычисления дискриминанта квадратного уравнения. Коэффициенты задайте в программе через оператор присваивания Z20) Вычислите выражение:

12 слайд

Z21) Дан диаметр окружности d. Найти его длину () Z22) Дана длинна ребра куба, a, b, c прямоугольного параллелепипеда. Найти его объём и площадь поверхности Z23) Найти длину окружности L и площадь круга S заданного радиуса R: L=2πR, S = πR Z24) Даны 2 числа a и b. Найти их среднее арифметическое Z25) Даны 2 неотрицательных числа a и b. Найти их среднее геометрическое (квадратный корень из их произведения) Z26) Найти расстояние между двумя точками с заданными координатами x1 и x2 на числовой оси: |x2 - x1|. 2

13 слайд

Литература: М. Э. Абрамян. Programming Taskbook. Электронный задачник по программированию. Версия 4.6./ Ростов-на-Дону - 2007 г. 2. Ушаков Д.М., Юркова Т.А. Паскаль для школьников. СПб.: Питер, 2010. - 256 с.

Программирование на языке Паскаль



В 1970 году в мире программирования произошли по крайней мере два великих события- появились операционная система UNIX и новый язык программирования, созданный профессором Никлаусом Виртом из швейцарского Федерального Технологического Института в Цюрихе. Вирт назвал его в честь великого французского математика и философа XVII века Блеза Паскаля.

Никлаус Вирт (Niklaus Wirth)

Блез Паскаль


Язык Паскаль удобен для начального обучения программированию, не только

потому, что учит как правильно написать программу, но и тому, как правильно

разрабатывать методы решения задач программирования


  • прописные и строчные буквы латинского алфавита от A до z , а также символ подчеркивания (_), который тоже считается буквой.
  • Прописные и строчные буквы взаимозаменяемы (рАвНоЗнАчНы);
  • арабские цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ;
  • специальные одиночные знаки: + – * / = . , : ; ^ $ # @ ;
  • специальные парные знаки: () { } ;
  • составные знаки: = .. (* *) (..) .

Структура программы

Программа на языке Паскаль состоит из:

// Заголовок (необязательная часть)


  • Описание меток;
  • Определение констант;
  • Определение типов;
  • Описание переменных;
  • Описание процедур и функций.

  • begin { начало программы }
  • { тело программы }
  • end. { конец программы }

Структура программы

Program имя программы; { заголовок программы }

Uses …; {раздел подключения модулей}

Label ; { раздел описания меток }

Const ; { раздел описания констант }

Туре ; { раздел определения типов }

Var ; { раздел описания переменных }

Function ; Procedure ; { раздел описания функций и процедур }

... { раздел операторов }


Из чего состоит программа?

Константа – постоянная величина, имеющая имя.

Переменная – изменяющаяся величина, имеющая имя (ячейка памяти).

Процедура – вспомогательный алгоритм, описывающий некоторые действия (рисование окружности).

Функция – вспомогательный алгоритм для выполнения вычислений (вычисление квадратного корня, sin ) .


Константы

i2 = 45; { целое число }

pi = 3.14; { вещественное число }

q = " Вася "; { строка символов }

L = True; { логическая величина }

целая и дробная часть отделяются точкой

можно использовать русские буквы!

может принимать два значения:

  • True (истина, «да») False (ложь, «нет»)
  • True (истина, «да»)
  • False (ложь, «нет»)

Переменные

Типы переменных:

  • integer { целая } real { вещественная } char { один символ } string { символьная строка } boolean { логическая }
  • integer { целая }
  • real { вещественная }
  • char { один символ }
  • string { символьная строка }
  • boolean { логическая }

Объявление переменных ( выделение памяти ) :

variable – переменная

тип – целые

var a, b, c: integer ;

список имен переменных


Пример программы

write(‘ Это моя первая программа ! ’);

Запустите программу на исполнение просмотрите результат.


Оператор вывода

Write(‘ текст ’); - оператор вывода текста и переменных на экран (оставляет курсор на текущей строке);

Writeln(‘ текст ’); - оператор вывода текста и переменных на экран (переносит курсор на новую строку);


Задание

  • Выведите следующий текст на экран:

Привет всем!

Я лучший программист ОСШ №3!

Обратите внимание на то, что текст выводится в две разные строчки



Вычисление математических выражений в ABC Pascal


  • Приоритет выполнения операций в ABC Pascal такой же, как и в математике.
  • Достаточно только научиться правильно записывать математические выражения на языке Pascal

Арифметические действия

Операция

Наименование

Сложение

Вычитание

Умножение

Деление (только для вещественного типа)

А div B

Вычисление целой части (неполного частного)

Вычисление остатка

Вычисли:

10 div 3 18 mod 4


Примеры

Математическая запись

Запись на языке Pascal

37(25+87,5)-17(4,6+1,9)

37*(25+87.5)-17*(4.6+1.9)

(a +2* b-3*c)/(5*a+4)

(a+b)/(a-b)+a*b/3.14

Десятичная запятая в Pascal обозначается точкой


Стандартные функции

Функция Паскаля

Математическая запись

Название

Абсолютная величина числа Х (модуль)

Возведение числа в квадрат

Экспонента

Вычисление квадратного корня

Вычисляет дробную часть числа

Округляет до ближайшего целого числа

Отсекает дробную часть

Определите результат:

Frac(16.68); Round(16.68); Trunc(16.68);


Стандартные функции

Функция Паскаля

Математическая запись

Название

Вычисление синуса

Вычисление косинуса

Целая часть числа

Вычисление натурального логарифма

Возведение числа в степень

Возвращает случайное число в диапазоне от 0 до Х

Число π


Градусы в Pascal нужно перевести в радианы

Запись на языке Pascal

Математическая запись


Операторы ЯП Pascal ABC


:= выражение; Арифметическое выражение может включать константы имена переменных знаки арифметических операций: константы имена переменных знаки арифметических операций: + - * / div mod + - * / div mod вызовы функций круглые скобки () вызовы функций круглые скобки () деление нацело умножение остаток от деления деление" width="640"

Оператор присваивания

имя переменной := выражение ;

Арифметическое выражение может включать

  • константы имена переменных знаки арифметических операций:
  • константы
  • имена переменных
  • знаки арифметических операций:

+ - * / div mod

  • + - * / div mod
  • вызовы функций круглые скобки ()
  • вызовы функций
  • круглые скобки ()

деление нацело

умножение

остаток от деления


Какие операторы неправильные?

program qq;

var a, b: integer;

x, y: real;

10 := x;

y:= 7 , 8;

b:= 2.5;

x:= 2*(a + y);

a:= b + x;

имя переменной должно быть слева от знака :=

целая и дробная часть отделяются точкой

нельзя записывать вещественное значение в целую переменную


Оператор ввода

read (a); { ввод значения переменной a}

read (a, b); { ввод значений переменных a и b}

Как вводить два числа?

через пробел:

через Enter :


Оператор вывода

write (a); { вывод значения переменной a}

write ln (a); { вывод значения переменной a и переход на новую строчку }

writeln (" Привет! "); { вывод текста }

writeln (" Ответ: ", c); { вывод текста и значения переменной c}

writeln (a, "+", b, "=", c);


Сложение двух чисел

Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран их сумму.

Простейшее решение:

program qq;

var a, b, c: integer;

read (a, b);

c:= a + b;

writeln (c);


Полное решение

program qq;

var a, b, c: integer;

writeln(" Введите два целых числа ");

read (a, b);

c:= a + b;

writeln (a, "+", b, "=", c);

компьютер

Протокол :

Введите два целых числа

25+30=55

пользователь



ВЫЧИСЛИТЬ:

12 div 4 =

1 9 div 5 =

12 mod 3 =

1 36 mod 10 =


На Паскале

На языке математики

Модуль числа х

Возведение в квадрат числа х

Trunc(x)

е х

Round(x)

Вычисление дробной части

Корень квадратный из х

Округляет до ближайшего целого числ

Random(x)

Отсекает дробную часть

Синус х

Exp/y*ln(x))

Возвращает случайное число от 0 до х

Косинус х

[ х ]

х у

Ln x


Домашнее задание

1. Вычислить длину окружности и площадь круга по заданному радиусу

2. Вычислить периметр прямоугольного треугольника по его катетам




Условный оператор ( полная форма )

полная форма ветвления

условие

Действие1

Действие2

вывод


then begin { что делать, если условие верно } end else begin { что делать, если условие неверно } end ; Особенности: перед else НЕ ставится точка с запятой begin и end перед else НЕ ставится точка с запятой если в блоке один оператор, можно убрать слова begin и end" width="640"

Условный оператор (полная форма)

if условие then begin

{ }

else begin

{ что делать, если условие неверно }

Особенности:

  • перед else НЕ ставится точка с запятой если в блоке один оператор, можно убрать слова begin и end
  • перед else НЕ ставится точка с запятой
  • если в блоке один оператор, можно убрать слова begin и end

Условный оператор (не полная форма )

неполная форма ветвления

условие

Действие

вывод


then begin { что делать, если условие верно } end ; Особенности: если в блоке один оператор, можно убрать слова begin и end если в блоке один оператор, можно убрать слова begin и end" width="640"

Условный оператор (неполная форма)

if условие then begin

{ что делать, если условие верно }

Особенности:

  • если в блоке один оператор, можно убрать слова begin и end
  • если в блоке один оператор, можно убрать слова begin и end


Домашнее задание

  • Составьте программу, которая уменьшает первое число в пять раз, если оно больше второго.

2. Запишите программу, в которой значение переменной с вычисляется по формуле: a+b , если а нечетное и a*b , если а четное .



b then c:= a + b else c:= b – a;" width="640"

Домашнее задание

1. Написать программу решения задачи:

а). Известно значение х. Вычислить у, если

б). Даны координаты точки. Выяснить лежит ли эта точка в 3 координатной четверти?

2. Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы:

a:= 6 ;

b:= 15 ;

a:= b – a*2;

if a b then

c:= a + b

else c:= b – a;




Цикл – это многократное выполнение одинаковой последовательности действий.

  • цикл с известным числом шагов (цикл с параметром ) цикл с неизвестным числом шагов (цикл с условием )
  • цикл с известным числом шагов (цикл с параметром )
  • цикл с неизвестным числом шагов (цикл с условием )



:= начальное значение to конечное значение do begin { тело цикла } end; Уменьшение переменной на 1 (шаг -1) : for переменная:= начальное значение downto конечное значение do begin { тело цикла } end;" width="640"

Увеличение переменной на 1 (шаг 1):

for переменная := начальное значение to

конечное значение do begin

{ тело цикла }

Уменьшение переменной на 1 (шаг -1) :

for переменная := начальное значение downto

конечное значение do begin

{ тело цикла }


Особенности:

  • integer ) to ) или -1 ( downto ) begin и end можно не писать: to ) не выполняется ни разу (
  • переменная цикла может быть только целой ( integer )
  • шаг изменения переменной цикла всегда равен 1 ( to ) или -1 ( downto )
  • если в теле цикла только один оператор, слова begin и end можно не писать:
  • если конечное значение меньше начального, цикл ( to ) не выполняется ни разу ( проверка условия в начале цикла, цикл с предусловием)

for i:= 1 to 8 do

writeln( " Привет " );


  • в теле цикла не разрешается изменять переменную цикла
  • при изменении начального и конечного значения внутри цикла количество шагов не изменится:

for i:= 1 to n do begin

writeln( " Привет " );

n:= n + 1;

нет зацикливания




do begin { тело цикла } end; Особенности: можно использовать сложные условия: если в теле цикла только один оператор, слова begin и end можно не писать: можно использовать сложные условия: если в теле цикла только один оператор, слова begin и end можно не писать: while (a d o begin { тело цикла } end; while a d o a:= a + 1;" width="640"

while условие do begin

{ тело цикла }

Особенности:

  • можно использовать сложные условия: если в теле цикла только один оператор, слова begin и end можно не писать:
  • можно использовать сложные условия:
  • если в теле цикла только один оператор, слова begin и end можно не писать:

while (a d o begin

{ тело цикла }

while a d o

a:= a + 1;


b d o a:= a – b; a:= 4; b:= 6; while a d o d:= a + b;" width="640"
  • условие пересчитывается каждый раз при входе в цикл
  • если условие на входе в цикл ложно, цикл не выполняется ни разу
  • если условие никогда не станет ложным, программа зацикливается

a:= 4; b:= 6;

while a b d o

a:= a – b;

a:= 4; b:= 6;

while a d o

d:= a + b;




until условие " width="640"

Цикл с постусловием – это цикл, в котором проверка условия выполняется в конце цикла.

тело цикла

until условие


ЗАДАЧА

Найти сумму квадратов всех натуральных чисел от 1 до 100. Решим эту задачу с использованием всех трех видов циклов.


"Пока" .

Program qq;

var a, s: integer;

s:=s+a*a;

writeln(s);


100 ; writeln(s); end." width="640"

"До"

Program qq;

var a, s: integer;

s:=s+a*a;

until a 100 ;

writeln(s);


"С параметром"

Program qq;

var a, s: integer;

for a:=1 to 100 do

s:=s+a*a;

writeln (s);


Задача.

Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел от 1 до 8.

Особенность:

одинаковые действия выполняются 8 раз.


блок «цикл»

i 1 := i * i;

i 2 := i 1 * i;

тело цикла

i, i 1 , i 2


Программа

program qq;

var i, i1, i2: integer;

for i:=1 to 8 do begin

i1:= i*i;

i2:= i1*i;

writeln(i, i1, i2);

начальное значение

переменная

конечное значение


Цикл с уменьшением переменной

Задача. Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел от 8 до 1 (в обратном порядке).

Особенность: переменная цикла должна уменьшаться.

Решение:

for i:=8 1 do begin

i1:= i*i;

i2:= i1*i;

writeln(i, i1, i2);

down to




Массив – это группа однотипных элементов, имеющих общее имя и расположенных в памяти рядом.

Особенности:

  • все элементы имеют один тип весь массив имеет одно имя
  • все элементы имеют один тип
  • весь массив имеет одно имя
  • все элементы расположены в памяти рядом

Примеры:

  • список учеников в классе квартиры в доме школы в городе
  • список учеников в классе
  • квартиры в доме
  • школы в городе
  • данные о температуре воздуха за год

НОМЕР элемента массива

(ИНДЕКС )

массив

ЗНАЧЕНИЕ элемента массива

НОМЕР (ИНДЕКС) элемента массива: 2

ЗНАЧЕНИЕ элемента массива: 10


Объявление массивов

Зачем объявлять?

  • определить имя массива определить тип массива определить число элементов выделить место в памяти
  • определить имя массива
  • определить тип массива
  • определить число элементов
  • выделить место в памяти

Массив целых чисел:

Размер через константу:

элементов

конечный индекс

начальный индекс

var A : array[ 1 .. 5 ] of integer ;

var A: array of integer ;

const N=5;


Что неправильно?

var a: array of integer;

A := 4.5;

var a: array ["z".."a"] of integer;

A["B"] := 15;

["a".."z"]

var a: array of integer;

A := "X";


Объявление:

Ввод с клавиатуры:

Поэлементные операции:

Вывод на экран:

const N = 5;

var a: array of integer;

i: integer;

a =

a =

a =

a =

a =

for i:=1 to N do begin

write("a[", i, "]=");

read (a[i]);

Почему write ?

for i:=1 to N do a[i]:=a[i]*2;

writeln(" Массив A:");

for i:=1 to N do write(a[i]:4);

Массив A:

1 0 24 68 112 26


Задача:

1. Ввести c клавиатуры массив из 5 элементов, найти среднее арифметическое всех элементов массива.

Пример:

Введите пять чисел:

4 15 3 10 14

среднее арифметическое 9.200

РЕШЕНИЕ:


Program qq;

var N: array of integer;

for i:=1 to 5 do begin

write ("N[",i,"]");

for i:=1 to 5 do begin

write(" среднее", k:6:2);

Описание слайда:

Система Pascal ABC Система Pascal ABC предназначена для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на школьников и студентов младших курсов. По мнению авторов первоначальное обучение программированию должно проходить в достаточно простых и дружественных средах, в то же время эти среды должны быть близки к стандартным по возможностям языка программирования и иметь достаточно богатые и современные библиотеки стандартных подпрограмм. Язык Паскаль признан многими российскими преподавателями как один из лучших именно для начального обучения. Однако, среда Borland Pascal, ориентированная на MS DOS, устарела, а среда Borland Delphi с ее богатыми возможностями сложна для начинающего программиста. Так, попытка начинать обучение с написания событийной программы в Borland Delphi вызывает у обучаемого массу сложностей и приводит к ряду неправильно сформированных навыков.Система Pascal ABC основана на языке Delphi Pascal и призвана осуществить постепенный переход от простейших программ к модульному, объектно-ориентированному, событийному и компонентному программированию. Некоторые языковые конструкции в Pascal ABC допускают, наряду с основным, упрощенное использование, что позволяет использовать их на ранних этапах обучения. Например, в модулях может отсутствовать разделение на секцию интерфейса и секцию реализации. В этом случае модули устроены практически так же, как и основная программа, что позволяет приступить к их изучению параллельно с темой "Процедуры и функции". Тела методов можно определять непосредственно внутри классов (в стиле Java и C#), что позволяет создавать классы практически сразу после изучения записей, процедур и функций. Ряд модулей системы программирования Pascal ABC специально создавался для учебных целей:Модуль растровой графики GraphABC обходится без объектов, хотя его возможности практически совпадают с графическими возможностями Borland Delphi. Он доступен в несобытийных программах и позволяет легко создавать анимацию без мерцания. Модуль Events позволяет создавать простейшие событийные программы без использования объектов (события представляют собой обычные процедурные переменные). Модули Timers и Sounds позволяют создавать таймеры и звуки, которые также реализованы в процедурном стиле. Эти модули можно использовать даже в консольных программах. Модуль контейнерных классов Containers позволяет работать с основными структурами данных (динамические массивы, стеки, очереди, множества), реализованными в виде классов. Модуль векторной графики ABCObjects предназначен для быстрого изучения основ объектно-ориентированного программирования, а также позволяет создавать достаточно сложные игровые и обучающие программы. Модуль визуальных компонентов VCL позволяет создавать событийные приложения с главной формой в стиле Delphi. Классы VCL немного упрощены по сравнению с аналогичными классами Delphi. Имеется редактор форм и инспектор объектов. Технология восстановления формы по коду программы позволяет обойтись для приложения с главной формой одним файлом (!). В языке Pascal ABC имеются арифметические операции с типизированными указателями (в стиле языка C), а также тип complex, предназначенный для работы с комплексными числами.Компилятор Pascal ABC является компилятором переднего плана (front-end). Это означает, что он не генерирует исполняемый код в виде.exe-файла, а создает в результате компиляции дерево программы в памяти, которое затем выполняется с помощью встроенного интерпретатора. В итоге скорость работы программы примерно в 20 раз медленнее скорости работы этой же программы, откомпилированной в среде Borland Pascal, и в 50 раз медленнее этой программы, откомпилированной в среде Borland Delphi.В системе Pascal ABC ученик может выполнять так называемые проверяемые задания, обеспечивающие постановку задачи со случайными исходными данными, контроль операций ввода-вывода, проверку правильности решения, а также ведение протокола решения задач.Проверяемые задания реализованы в виде электронного задачника по программированию Programming Taskbook, содержащего 1000 задач по программированию разного уровня сложности (от простейших задач до задач на файлы, указатели и рекурсию) а также в виде исполнителей Робот и Чертежник, предназначенных для быстрого обучения основам программирования школьников младших и средних классов.В свободно распространяемую версию Pascal ABC & Programming Taskbook Mini Edition входит мини-версия электронного задачника (200 задач) и урезанный комплект задач для исполнителей Робот и Чертежник. Версия Pascal ABC & Programming Taskbook Complete Edition содержит полный комплект задач.

Cлайд 1

Cлайд 2

Урок 1. Моя первая программа Нашей первой программой будет программа-приветствие. Она просто выведет текст на экран компьютера и завершит свою работу. Мы также рассмотрим основные правила оформления программы. program First; begin write("Привет,"); writeln("друзья!"); writeln("Это вторая строка") end. Первая строка-заголовок программы. Program-служебное слово; First – имя нашей программы, его придумываете сами. В конце строки стоит «;» При перечислении инструкций Паскаля между ними нужно ставить «;» . Дальше идет тело программы. Оно всегда начинается со слова begin. Здесь в конце строки нет «;» Следующая команда или оператор выводит слово ПРИВЕТ на экран; текст для вывода всегда заключается в апострофы. (" "). Этот оператор выводит на экран слово ДРУЗЬЯ! и переводит курсор на следующую строку. Т.к. символы «ln» в операторе writeln означают «line» - строка. Здесь в конце строки «;» не обязательна, т.к. это последний оператор (перед end «;» можно не ставить). End – заканчивает тело программы и в конце обязательно стоит точка. В результате выполнения программы получаем

Cлайд 3

Как заложить программу в компьютер? Для начала рассмотрим этапы, которые должен пройти пользователь(программист) для того, чтобы увидеть на экране правильные результаты работы программы.

Cлайд 4

Схема прохождения этапов создания программы на компьютере. начало Edit (редактирование) Ошибка? Compile (компиляция) Ошибка? Build (построение) Ошибка? Run (выполнение) Ошибка? Конец Да Да Да Да Нет Нет Нет Нет

Cлайд 5

Запустите программу Паскаль АВС со значка на рабочем столе Главное меню Переход - F10 Окно редактирование Переход из главного меню - Alt Окно вывода Запуск на выполнение программы – F9

Cлайд 6

Наберите в окне редактирования свою первую программу, запустите на выполнение кнопкой F9 . program First; begin write("Привет, "); writeln("друзья!"); writeln("Это вторая строка") end. Процессы компиляции и запуска программы на выполнение можно объединить, вызвав команду Run (F9) сразу после набора текста программы. Выход из программы осуществляется с помощью команды Exit в меню File. Задание 1. Напишите программу, которая выводит на экран текст: Важно Не путать Write и Writeln ! Проверяем.

Cлайд 7

Задание 2. Напишите программу, которая выводит на экран фразу «Всем привет!» 20 раз – в таблице из 5 строк по 4 столбца. Подсказка. Для задания расстояния между колонками используйте несколько пробелов. Напишите сначала только один оператор write? Который выведет одну фразу (не забудьте про пробелы). Затем скопируйте его еще 4 раза, чтобы получить целую строку. В конце не забудьте поставить переход на следующую строку (writeln). Копировать begin и end не нужно! Проверяем.


Top