Что такое модульная сетка в графическом дизайне. Дизайн логотипа: нужна ли модульная сетка? История, с чего все началось

Модульная сетка - это система организации объектов в пространстве, основанная на рядах и колонках определенного, строго заданного размера. В ячейках можно располагать единицы контента: текстовые блоки, заголовки, врезки и изображения.

Сетки можно встретить не только в информационном дизайне, но и в архитектуре, в интерьерах и в градостроительстве. Во всех этих областях сетки строятся по схожим принципам, связанным со стремлением привнести в расчерчиваемое пространство порядок и гармонию.

Обратите внимание на один из эскизов развития Манхэттена 1807 года, который подчиняется строгой сетке улиц, проходящих с запада на восток и с севера на юг

Зачем нужны сетки?

Изначально сетка применялась в газетном деле в целях повышения эффективности. Макетные листы позволяли снизить издержки на содержание штатных типографов, стандартизируя вид страниц и экономя время самих «художников-оформителей». Вскоре на смену макетным листам пришли более гибкие модульные сетки.

Следуя новым веянием, в начале 1960-х художник-оформитель Питер Палаццо обновил дизайн газеты New York Herald Tribune. В 1966-м художественный редактор Джанет Коллинз ввела новую верстку в лондонской Times. Оба этих преобразования показали работникам индустрии, что единый стиль оформления повышает качество взаимодействия читателей с изданием. Газетчики и редакции журналов быстро поняли необходимость сеток и начали применять их в своей практике.

Как и во времена газет, в digital-эпоху правильно примененные сетки помогают удерживать внимание читателя, повышают качество восприятия текста и вообще улучшают опыт его взаимодействия с материалом. Сегодня в дизайне медиа сетка придает информации упорядоченность и согласованность. Она ответственна за структурирование содержимого отдельных статей и издания в целом.

Йозеф Мюллер-Брокманн в своем пособии «Модульные системы в графическом дизайне » пишет о сетках так:

«Структурируя при помощи модульной сетки плоскости и пространство, дизайнер получает возможность организовать тексты, фотографии и графические изображения по принципам объективности и функциональности. <…> Логично организованный дизайн поддерживает достоверность информации и располагает к ней читателя».

Какими бывают сетки?

Существует множество видов и конфигураций сеток: от примитивных «клеточек», как в школьной тетради, до сложносочиненных структур с разными расстояниями между горизонталями и вертикалями.

Мы собрали наиболее распространенные и ставшие уже «классическими» образцы, знакомство с которыми поможет лучше понять модульное проектирование:

Квадратная сетка

Простейшая сетка, которая легла в основу модульной системы, состояла из квадратов и была похожа на обычную разграфленную таблицу. Она начала использоваться уже в конце первой четверти ХХ века. Дизайнеры-типографы из Цюриха и Базеля усовершенствовали ее в послевоенные годы, что совпало со скачком интереса к Гельветике и подобным ей шрифтам, породив школу «швейцарской типографики ».

На примере: Роберт Бюхлер, 1914 г.
Источник: Thinking Form

Cетки Макса Билла

Первым опытом применения сетки в книжном деле была разработанная Максом Биллом система для книги «Die Neue Architektur». В этой книге, вышедшей в 1940 году, Альфред Рот применил деление страницы на девять горизонтальных модулей. Они позволили свободно располагать иллюстрации и размещать на них текст на трех языках. Несколькими годами ранее, опираясь на идеи «новой типографики» Баухауса, Билл использовал шестимодульную сетку в своем знаменитом плакате «Negerkunst », созданном для выставки южноафриканской наскальной живописи в 1931 году.

Не так давно, работая над очередным уроком для курса «Графический дизайн. Основы» (выпуск запланирован на начало января), я поняла, что тема использования и построения модульных сеток мало где раскрывается.

Есть достаточно много информации о том, что такое модульная сетка и для чего она нужна, но совсем мало о том, каким образом ее строить и какими правилами руководствоваться при этом. Поэтому я решила, что сегодняшняя запись будет иметь практическую направленность и пытаться как можно понятнее осветить данную тему.

Итак, модульная сетка – это разметка вашей работы, способ систематизации и выравнивания элементов. Она является остовом композиционного решения и служит средством организации не только составных частей работы, но и свободного пространства.

Сетка может как помогать нам решать поставленные задачи, так и являться частью решения. Наиболее ярким примером может послужить интерфейс windows phone:

Для тех, кто нуждается в более подробной теоретической части вопроса, есть возможность воспользоваться поиском либо подписаться на курс и получить соответствующее письмо, где об этом достаточно подробно рассказано, а мы переходим непосредственно к практике.

Сначала мы должны определиться, — для чего нам нужна модульная сетка. Делаем мы сайт или верстаем журнал, или обложку для книги, или что-то другое? В зависимости от вида деятельности следует выделить основные структурные элементы. Часто размер модуля определяется одним из этих элементов, например логотипом, позицией меню на сайте и т.д. В верстке минимальный размер определяется удобочитаемым в конкретной ситуации кеглем.

Для наглядности приведу пример модульной сетки печатного периодического издания. Если мы верстаем журнал, то структурными элементами могут быть заголовок, подзаголовок, текст, иллюстрации. Обычно в журналах присутствуют разные типы статей, где роль текстовой части может меняться. В таких случаях, чтобы сделать сетку более гибкой, я использую 5-7 модулей (по горизонтали):

Объединение модулей может осуществляться практически в любом удобном для вас формате:

В действительности, чем меньше модуль сетки, тем более гибкой она будет, не потеряв при этом пропорциональности. Но многим бывает неудобно работать с сетками, если размер их модуля стремится к размеру расстояния между модулями. От такой сетки рябит в глазах и в ней легко запутаться, особенно начинающему:

Вариантов построения модульной сетки может быть масса, здесь вы ограничены только пожеланиями заказчика и своим воображением. Не забывайте, что модульные сетки не обязательно должны быть вертикальными, они могут также строиться и по диагонали, под определенным углом наклона и т.д.

В случае с сайтами оптимальным количеством колонок считается 12, 16 и 24, что связано с особенностями верстки сайтов и использования возможностей фреймворка. Минимальной высотой модуля для web я считаю 20px, что связано с оптимальным размером шрифта (12-14pt) и его читаемостью.

Теперь пришло время поговорить о технической стороне вопроса.

Создание модульной сетки в

  • Первый и самый простой способ — это включить сетку самого графического редактора (Ctrl+’) и, ориентируясь по ней, выставить направляющие. Получится долго и с большой вероятностью ошибок.
  • Установить специальные плагины для Photoshop (GuideGuide , Modular Grid Pattern , GridMaker 2 ).
  • Скачать готовый шаблон с одного из бесплатных генераторов сеток, таких как 960.gs, Golden Grid, 1Kb Grid, Simple Grid. Установите нужные параметры и нажмите «GENERATE».

В действительности существует достаточно большое количество сервисов для создания сеток, в том числе и для «резиновых» сайтов. Их очень легко можно найти, воспользовавшись поиском, поэтому не вижу смысла перечислять их всех в статье. Такие сервисы являются отличными помощниками для начинающих.

Создание модульной сетки в

В отличие от Photoshop, InDesign обладает собственными средствами создания модульной сетки. В меню Layout необходимо выбрать пункт Create Guides и в диалогом окне ввести нужные вам параметры:

Данный инструмент имеет достаточно гибкие настройки, поэтому сделать нужную структуру не составит большого труда. Создание сетки лучше всего осуществлять на Master Page , чтобы не повторять процедуру для каждой страницы.

Создание модульной сетки в

  • Первый способ (аналогично Photoshop) — это включить сетку самого графического редактора и, ориентируясь по ней, выставить направляющие. Также есть возможность любую фигуру сделать направляющей, что поможет в организации наклонной сетки.
  • Скачать готовые шаблоны сеток. Где — подскажет поиск. В интернете их можно найти массу.

Надеюсь, тема модульных сеток стала для вас ближе и яснее. Обязательно упражняйтесь в их построении. Я прекрасно понимаю, что занятие это очень нудное, но оно того стоит. Построение сеток развивает ваше чувство пропорции, позволяет лучше видеть в дальнейшем все неточности выравнивания.

Все, что окружает нас, имеет свои пропорции. Еще в детстве мультик “38 попугаев” научил нас тому, что все можно поделить на части, равные друг другу (длина удава состояла из 38 попугаев). Также все мы знаем о том, что рост человека равняется семи его головам, сантиметр состоит из десяти миллиметров, метр из ста сантиметров и так далее. Таким образом, попугай из мультика, голова человека, миллиметр и сантиметр – это модули.

Из всего этого мы можем понять, что модуль – это условная единица, шаг в ритме сетки. А сама сетка являет собой систему пропорций.

Чем же нам поможет эта модульная сетка? Во-первых, она ускорит работу, потому что нам не придется тратить массу времени на попытки гармонично расставить все элементы. Во-вторых, с помощью сетки мы сможем понять, какой кегль нам нужно применить и каких размеров должен быть каждый блок. В целом, модульная сетка является каркасом, который значительно облегчает построение сайта.

Давайте же рассмотрим, какими бывают сетки.

1. Самый простой тип – блочная сетка. То есть, она делает грубую разметку, разделяя площадь на блоки.


Блочная сетка

3. Модульная же сетка имеет не только вертикальное членение, но и горизонтальное. Таким образом, то, что получается на пересечениях прямых, и есть модуль.


4. Также есть иерархическая сетка, блоки в которой размещаются интуитивно и не поддаются никаким закономерностям.


Итак, как же создать модульную сетку.

1. Для начала нам нужно понять, какую функцию должен будет выполнять наш сайт, выявляем его структуру и состав страниц. Затем определяем, какие страницы будут самыми важными, с них и начнется работа. Для них мы сформируем список функциональности и рассортируем его по приоритетам.

Мы должны описать каждый блок функциональности и детализировать его до мелочей. В итоге должен получиться список, в котором по уровням расписываются блоки и их элементы. Таким образом, у нас теперь есть пазлы, высыпанные из коробки, и нам осталось только собрать их в целостную картину.

3. Построение сетки начинаем с определения размеров рабочей области. Затем нам нужно сделать шрифтовую сетку. Для этого выбираем высоту строки, которая должна быть единой для всего макета. В элементах, которые имеют кегль отличный от кегля основного текста, междустрочный пробел должен быть кратным нашей высоте строки.

Таким образом, мы получаем основание нашей будущей сетки. На это основание будет опираться весь текст.

4. Теперь нам нужно решить, какой ширины будет наш модуль. Здесь мы можем оттолкнуться от ширины какого-либо постоянного элемента. Если же у вас есть задача разместить по ширине страницы какие-то одинаковые элементы, то все становится еще проще, ведь вы уже знаете ее размеры.

Для удобства нам нужно определить, каким будет расстояние между модулями. Оно должно быть равно минимум одной высоте строки из прошлого пункта.

Есть один нюанс – нужно правильно выбрать размеры модуля, ведь если они будут слишком большими, то пропадет гибкость сетки, а если же они будут мелкими, то сетка просто потеряется.

5. Горизонтальное членение сделать достаточно просто. Его высота должна быть кратна высоте нашей строки. А уж сколько строк вы вставите в одно членение – это уже зависит от вашего эскиза.

Поговорим о том, как лучше располагать элементы дизайна на странице.

Одна из распространенных ошибок начинающих дизайнеров состоит в том, что они перенасыщают композицию всевозможными элементами и располагают их слишком близко друг к другу.

Они пытаются разместить слишком много информации в маленьком пространстве. Запомните, что свободное пространство — ваш добрый друг . Оно облегчает аудитории процесс чтения вашего материала. Правильно использованное пространство делает ваш проект более изящным и легким для восприятия.

Основная стратегия композиции вашего дизайна должна начаться с разметки . Если вы не хотите, чтобы ваша работа выглядела хаотично, то вам нужно систематизировать всю визуальную информацию. Здесь нам на помощь приходит модульная сетка или, говоря иначе, разметка для расположения элементов на странице. В вебдизайне роль модульной сетки выполняет таблица

.

Вот несколько примеров модульных сеток.
Обратите внимание, насколько разнообразными и уникальными они могут быть.

Для того, чтобы продемонстрировать необходимость использования модульной сетки, здесь я привожу три варианта одной и той же работы.
Два первых варианта — с четко разработанной модульной сеткой, а последний — без.


Пример 1


Пример 2


Пример 3


Посмотрите внимательно на эти примеры и, что называется, почувствуйте разницу. Там, где элементы дизайна расположены в соответствии с модульной сеткой, чувствуется порядок и осмысленность композиции. А вот в последнем варианте без модульной сетки, элементы расположены хаотично и, соответственно, нарушают принципы выравнивания, единства и соответствия.

В композиции первых двух изображений используется традиционная модульная сетка. В первом изображении линии расположены горизонтально и вертикально с равными промежутками.

Отличие второго варианта лишь в том, что линии расположены наклонно . Все элементы композиции привязаны к этим наклонным линиям.

А вот в последнем примере вообще нет никакой модульной сетки . Интервалы между графическими элементами абсолютно случайны и поэтому в композиции отсутствует ощущение единства.

Мой аам совет: всегда используйте модульную сетку для построения красивой и грамотной композиции (ну, конечно, если вы не занимаетесь искусством в чистом виде, где, как известно, нет никаких правил)!

Предвкушаю ваш вопрос: Неужели ты, Боб, каждый раз выстраиваешь модульную сетку, прежде чем приступить к работе. И не лень тебе?

Честно говоря — не всегда, хотя и стараюсь. Но на начальных этапах своей дизайнерской деятельности я не пренебрегал этим важным правилом и добросовестно выстраивал модульную сетку. По мере накопления опыта, вы научитесь работать с воображаемой сеткой без необходимости чертить её на странице, и любое отклонение от задуманной разметки будет заметно аашему взгляду.

Тем не менее, в процессе работы, при необходимости, можно и нарушить структуру модульной сетки. В конце концов, мы ведь , а не математики. Такое нарушение иногда придает работе легкости и свободы выражения. Надо лишь помнить, что эта свобода не должна разрушить общей структуры композиции.


Итак, какие преимущества дает нам модульная сетка?


1. Модульная сетка помогает нам соблюдать один из основных принципов дизайна — принцип выравнивания. Отдельные элементы могут быть ни к чему и не привязаны, но желательно, чтобы элементы находящиеся в группе, были выровнены по отношению друг к другу, а группа элементов — по отношению к другим группам.

2. Модульная сетка помогает соблюдать равномерные интервалы между элементами.

3. Модульная сетка помогает рационально использовать свободное пространство, которое облегчает чтение текста и восприятие всей композиции.


Теперь пример из практики.


Представьте, что ваш заказчик просит вас сделать брошюру из 50 страниц. Вы выполняете работу по всем правилам хорошего дизайна. Страницы брошюры имеют красивую модульную сетку, много свободного места и читать их легко и приятно.

Но заказчик, не понимая подобной эстетики, видит лишь незаполненное свободное пространство и, не желая платить за чистую бумагу, просит впихнуть туда ещё 10 страниц. Как же тогда быть?

Попробуйте объяснить заказчику, что страницы, плотно заполненные содержанием, малопривлекательны и трудны для восприятия, и вряд ли аудитория захочет тратить время на их чтение.

Если заказчик этого не понимает, то предложите ему показать оба варианта своим друзьям и спросить их мнения. Если же ни что не смогло его вразумить, то увы, вам не остается ничего другого, как удовлетворить его желание. Кстати, о подобной ситуации я уже рассуждал в своей статье « »



В завершение дам вам совет.

Не перегружайте свой дизайн! Свободное пространство и поля на странице важны и необходимы для зрительного восприятия. Помните, что задача хорошего дизайна — быстрая передача необходимой информации, поэтому дизайн должен не препятствовать, а помогать усвоению этой информации.

Если страница перегружена информацией и нет четкого разделения элементов на группы, зрителю будет трудно сконцентрироваться на главном и, скорее всего, у него не возникнет желания разбираться во всей этой путанице.

Напротив, когда в основе дизайна лежит малое количество элементов, имеющих четкую структуру композиции, зрителю будет легко и комфортно, и он быстро усвоит необходимую информацию.


О чем молчат типографии -

22 ноября 2015 Воскресенье Модульная сетка: инструмент грамотного дизайна

Что такое модульная сетка?

Это невидимый скелет вашего дизайна - система горизонтальных и вертикальных (а порой еще диагональных и дуговых) направляющих, помогающих сориентировать и согласовать между собой отдельные элементы композиции.

Какая от нее польза?

Во-первых, модульная сетка привносит в дизайн порядок, цельность и связь всех его частей. Она позволяет рационально организовать любое графическое пространство, будь то бланк, визитка, постер, книга, сайт, интерьер, сохраняя во всех его элементах единство стиля.

А во-вторых, заметно ускоряет выполнение заказа, ведь, согласитесь, работать по шаблону гораздо легче, чем всякий раз заново изобретать велосипед.

Человек издавна пытался понять природу красоты, "разложить" ее на отдельные составные части, "поверить гармонию алгеброй". Древнейший пример использования модульной сетки - средневековый канон, которым пользовались переписчики книг при разметке книжных страниц.

Разворот латинского манускрипта. 1555

Основы же современного модульного проектирования были заложены конструктивистами 1920-х годов.

Обложка журнала. Дизайн Эль Лисицкого. 1922

Постер. Дизайн Герберта Байера. 1926

Однако не сразу их абстрактные построения были осознаны как метод со своей системой правил и закономерностей. Лишь в 1940 году швейцарский дизайнер Макс Билл впервые применил в книжном оформлении модульную сетку.

Книжный переплет. Дизайн Макса Билла. 1944

Постер. Дизайн Макса Билла. 1945

В 1961 году его соотечественник Йозеф Мюллер-Брокман ввел в употребление первые термины модульного подхода к дизайну и опубликовал 28 примеров разработанных им самим сеток. Именно швейцарская школа дизайна, предельно функциональная и лапидарная, усовершенствовала и подарила миру этот инструмент - модульную сетку.

Сетка и книжные страницы. Дизайн Йозефа Мюллера-Брокмана

Постер. Дизайн Йозефа Мюллера-Брокмана. 1959

Постер. Дизайн Йозефа Мюллера-Брокмана. 1972

Надо сказать, что российские дизайнеры не намного отстали в модульном проектировании от своих западных коллег. Уже в 1960-е годы в Советском Союзе появилась группа единомышленников, использовавших принципы строгого конструирования печатных изданий (впоследствии Сергей Серов в шутку назвал эту школу "советской Швейцарией"). У истоков отечественного модульного подхода к дизайну стояли такие признанные сегодня авторитеты, как Максим Жуков, Михаил Аникст и Аркадий Троянкер.

Книжный переплет. Дизайн Максима Жукова и Аркадия Троянкера. 1970

Книжный разворот. Дизайн Михаила Аникста. 1979

Суперобложка. Дизайн Максима Жукова. 1977

Всего за пару десятилетий был накоплен уникальный опыт и созданы шедевры графического дизайна. Несмотря на это, сегодня, как и 30-40 лет назад, модульную сетку в нашей стране, похоже, по-прежнему продвигают только энтузиасты-одиночки

Обложка буклета. Дизайн Евгения Григорьева. Санкт-Петербург, 2009

Приведем несколько примеров модульного подхода к дизайну из портфолио нашего издательства.

Для каталога художника Евгения Журова был выбран классический книжный формат in quarto с соотношением сторон 3 к 4. Эти пропорции и легли в основу модульной сетки.

Для того чтобы сориентировать на развороте изображения картин, была выделена горизонтальная линия, делящая страницу по вертикали в соотношении 1 к 3. При макетировании каждое изображение располагалось так, чтобы и оно делилось этой линией по вертикали в том же соотношении.

Подобный прием позволил легко и гармонично совмещать друг с другом любые по формату картины - как панорамные, вытянутые по горизонтали, так и высокие, вытянутые по вертикали. При перелистывании каталога живописный ряд приобретает живой, пульсирующий ритм.

Надо ли говорить, что композиции титульного листа и шмуцтитулов, набор вступительной статьи и выходных данных, положение колонцифр на внешних полях страниц также выстраивались с учетом этой горизонтали.

Добавим лишь, что подписи к картинам, напротив, были намеренно сделаны статичными. Они разместились в строго определенных местах и живут как бы отдельно, ничем не отвлекая внимание зрителя от изображений.

Внешний вид нашего тематического календарного каталога был подсказан самим материалом. Этот каталог предназначается для той категории клиентов, которые хотят заказать корпоративный календарь. Каждая тема представлена 12-ю изображениями (по количеству месяцев в году) и помещается на отдельном развороте. Модульная сетка брошюры получилась настолько простая, ясная и открытая, что нет необходимости приводить ее здесь отдельно.

Дизайн открыток из набора "Династия Романовых" (Музеи Московского Кремля), несмотря на ярко выраженную асимметричную композицию, полностью был построен на последовательном делении плоскости по золотому сечению. Совмещение классических, проверенных временем принципов с современными тенденциями порой может привести к интересному результату.

Модульное конструирование просто незаменимо при оформлении серийных изданий. Единожды выстроенная, но хорошо продуманная сетка сильно облегчит работу над новыми выпусками книги, журнала, буклета, газеты. Свободно меняя текст, изображения, цвет, можно без труда получить легко узнаваемый и точно опознаваемый дизайн внутри одной серии.

Необходимо, однако, помнить, что применение модульной сетки не является стопроцентной гарантией удачного дизайна. По одному и тому же шаблону можно создать как произведение искусства, так и посредственную поделку. Каким бы точным, тонким и универсальным инструментом ни была модульная сетка, это всего лишь инструмент, который останется мертвым без фантазии и творческого подхода.

Кроме того, приступая к модульному конструированию, дизайнеру нелишне иметь хотя бы общие представления о пропорциях, форме, цвете, контрасте, ритме…

Но об этом - в следующих наших статьях.

Литература для самообразования:
1. Лаптев В. Модульные сетки: Проектирование многополосных изданий. М.: РИП-холдинг, 2007.
2. Самара Т. Создавая и ломая сетку. М.: РИП-холдинг, 2005.
3. Херлберт А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг. М.: Книга, 1984.
4. Bosshard H. R. Der typografische Raster. Z?rich: Niggli, 2000.
5. Elam K., Elsener R. Gestaltungsraster: Ordnungssysteme f?r Schrift. New York: Princeton Architectural Press, 2006.
6. Miller-Brockmann J. Grid systems in graphic designs. Z?rich: Niggli, 1981.



 Top