Язык паскаля изучение с нуля урок. Обработка данных. Математические операции. Условия. Логические операции. Модули для обучения

Алгоритмизация и программирование являются одной из трудных для понимания учащимися тем в предмете информатика, а при наличии дефицита часов, выделяемых на изучение предмета, перед учителем встает довольно сложная задача «Как познакомить хотя бы с основами программирования всех учащихся, в том числе и непрофильных классов?». Между тем, как мы видим и в новых стандартах и в демо-версии ЕГЭ по информатике эта тема занимает существенное место. Предлагаемые ниже материалы помогают познакомить ребят с основными алгоритмическими конструкциями и реализацией их на языке программирования Паскаль и дать начальное представление о языке. Заинтересовавшиеся учащиеся могут в дальнейшем продолжить изучение языка программирования на спецкурсе.

Предлагаю задания к трем урокам: по линейному алгоритму, ветвлению и циклам. Типы переменных и структура программы на Паскале рассматриваются на предыдущих уроках.

Начальная подготовка учащихся.

  • Знание основных алгоритмических конструкций: линейный алгоритм, ветвление, цикл.
  • Знание основных типов переменных.
  • Знание структуры программы на Паскале.

Ход урока.

Перед каждым уроком учитель раскладывает на столах «Папки ученика», в которых находятся листы с заданиями, таблица «Реализация элементов блок – схемы алгоритма на языке Паскаль», «Алгоритм создания программы по шаблону» и другой справочный материал. Если предполагается создание программы по шаблону, т.е. ученики редактируют уже имеющуюся программу, то соответствующий файл *.pas с текстом программы должен находится на жестком диске в соответствующем каталоге.

Для знакомства с реализацией алгоритмической конструкции средствами языка используется сайт (см. Приложение1)

Обсуждается задание, проговаривается сценарий, составляется блок-схема алгоритма.

В качестве заданий на ветвление и циклы взяты задачи по физике, так как программирование изучается на уроках интегрированного с физикой курса «Компьютерное моделирование физических процессов и явлений» в 9 классе.

Описание приложений.

  • Адрес сайта «Паскаль для начинающих» - http://schools.keldysh.ru/gym1522/inform/pascal/ Немного сокращенный вариант находится в архиве (Приложение1.zip). Сайт выполнен с использованием флэш-технологии, позволяет в анимационной форме дать начальное представление о языке Паскаль 7.0 Для демонстрации надо разархивировать в каталог на жестком диске. Главная страница сайта – index.html
  • Тексты программ для создания программ по шаблону – файлы Приложение2.pas и Приложение3.pas. Их надо переименовать в Shablon1.pas и Shablon2.pas и поместить в соответствующий каталог на диске.

Использованная литература дана в Приложении 1 на сайте в разделе «ссылки».

Реализация элементов блок – схемы алгоритма на языке Паскаль.

Элемент блок схемы

В программе

Действия

Начало работы программы
(служебное слово)

Конец работы программы
(служебное слово)

На экране появляется надпись: введите A, B
(оператор вывода данных)
На экране появляется значение переменной C.
(оператор вывода данных)

WRITE (‘результат=’,S)

На экране появляется текст результат= и значение переменной S.
(оператор вывода данных)
Надо вводить два числа с клавиатуры
(оператор ввода данных)
C:=4*T ;
D:=A+B;
I:=I+1;
После выполнения операторов, переменным присваиваются следующие значения: C=4T, D=A+B, I=I+1 (операторы присваивания)
IF A>B THEN

BEGIN
ОП.1
END

BEGIN
ОП.2
END

Если условие A>B верно, то выполняется группа операторов ОП.1 , в противном случае – группа операторов ОП.2 (условный оператор)
WHILE I<=N DO

BEGIN
ОП.1
END

Пока будет выполнено I? N , выполняется группа операторов ОП.1
(оператор цикла с предусловием, ОП.1 – тело цикла)
REPEAT
ОП.1
UNTIL I>N
Выполняется группа опера-торов ОП.1 до тех пор, пока не будет выполнено условие I>N.
(оператор цикла с постусловием, ОП.1 – тело цикла)
FOR I:=1 TO N DO

BEGIN
ОП.1
END

Для каждого I от 1 до N выполняется группа операторов ОП.1
(оператор цикла с параметром, I – параметр цикла)

Линейный алгоритм. Простейшая программа (ввод/вывод данных, вычисление суммы, разности, произведения и частного двух чисел).

Для выполнения задания можно использовать приведенный ниже текст программы или заранее подготовленный учителем файл Shablon1.pas (файл Приложение2.pas) с текстом программы, который находится в каталоге CLASS (там же находятся личные папки учащихся). Ученик проставляет вместо вопросительных знаков необходимые операторы и служебные слова. Комментарии в фигурных скобках поясняют, что необходимо сделать. Программа состоит из двух частей. В первой части программы демонстрируется использование операторов ввода и вывода, во второй, после комментария {ЗАДАНИЯ}, ученику надо самому записать необходимые операторы, используя приведенную выше блок-схему и комментарии в программе. Алгоритм создания программы по шаблону дан ниже.

Текст программы по линейному алгоритму

{Объявление переменной S для ввода имени, надо указать тип переменной - строковый}

{Объявление переменных A и B для ввода чисел, надо указать тип переменных - целые числа со знаком}

{Объявление переменной C для вывода результата, надо указать тип переменной - все действительные числа}

{Начало раздела инструкций}

{Оператор вывода на экран сообщения (просьба ввести имя)}

WRITE ("Введите свое имя");

{Оператор ввода данных (значение переменной S = имя пользователя)}

{Вывод на экран сообщения (приглашения к работе) – слово "Привет" и значение переменной S (введенное пользователем имя)}

WRITELN ("Привет, ", S);

{ЗАДАНИЯ:}

{1)Запишите оператор вывода на экран приглашения к вводу 2 чисел (переменные A и В)}

{2) Запишите оператор ввода для переменных A и В}

{3) Запишите оператор присваивания для вычисления значения переменной С (сумма, разность, произведение, частное двух чисел)}

{4) Запишите оператор вывода на экран результата вычислений (сумма (разность, произведение, частное) = <значение переменной>}

Ветвление. Моделирование равномерного прямолинейного движения двух тел.

Построить компьютерную модель движения двух тел.

I. Найти скорость сближения (удаления) 2-х тел.

Рассмотреть случаи:

1. Тела двигаются в одном направлении.

2. Тела двигаются в противоположных направлениях.

  • Скорости вводятся с клавиатуры после вывода на экран соответствующего приглашения.
  • Направление движения каждого тела задаются буквами (L – влево, R – вправо)
Введите скорость 1 тела 10

Введите скорость 2 тела 5

Введите направление 1 тела L

Введите направление 2 тела R

Скорость равна 15

II. Добавить ввод начальных координат тел и определить сближаются или отдаляются тела.

III. Определить расстояние между телами через время t (ввести с клавиатуры).

IV. Выводить на экран текущие координаты тел.

V. Выводить на экран картину движения тел.

Примечания:
  • блок-схема и заготовка для программы даны для I;
  • II, III – повышенного уровня;
  • IV, V – после изучения темы «Циклы».

Текст программы на ветвление

{Объявление переменных V1, V2 и V для значений скоростей, тип переменных - целые числа со знаком }

VAR V1, V2, V: ??? ;

{Объявление переменных A1 и A2 для значений направлений, значения переменных - символы}

VAR A1, A2: ??? ;

{Начало раздела инструкций}

{Оператор вывода на экран сообщения (просьба ввести скорость первого тела)}

WRITE ("Введите скорость 1 тела");

{Оператор ввода данных (значение переменной V1)}

{Тоже для второго тела}

{Аналогично осуществить ввод направлений движения}

WRITE ("Введите направление 1 тела");

{Условный оператор: проверка условия равенства значений переменных A1 и A2}

IF A1 = A2 THEN V:= V1 - V2 ELSE V:= V1 + V2;

{Определение модуля вектора ABS – функция вычисление абсолютной величины}

{Оператор вывода на экран результата вычислений }

{Конец программы, конец раздела инструкций}

Текст программы находится в файле Приложение3.pas ( в кодировке MS DOS). Его надо переименовать в Shablon2.pas и можно использовать при создании программы по шаблону (см. алгоритм ниже).

Алгоритм создания программы по шаблону.

1. Войти в систему программирования Turbo Pascal 7.0.

2. Открыть файл ShablonK.pas (K - номер шаблона):

2.1. File -> Open

2.2. Перейти в каталог CLASS (в списке Files выбрать ..\)

2.3. Выбрать файл ShablonK.pas (K - номер шаблона)

2.4. Подтвердить выбор (Open )

3. Выполнить задание, заменяя ???? .

4.1. (File -> Save as)

4.2. Убедится, что находитесь в своем каталоге (нижняя строчка)

4.3. Ввести имя файла

4.4. Подтвердить сохранение (Ok )

5. Запустить программу (Run -> Run или Ctrl+F9 )

6. При наличии ошибок, внести изменения в программу и повторить пункт 5.

7. Просмотреть результат выполнения программы (Debug User Screen или Alt+F5 )

9. Выйти из системы программирования (File -> Exit или Alt+X )

Для циклического алгоритма уже текст программы не дается. Учащиеся должны сами составить программу по блок – схеме.

Циклы. Моделирование равноускоренного движения.

Построить модель равноускоренного движения тела (X=X 0 +V 0 t+At 2 /2).

I.. Тело двигается по прямой. Выводить на экран координату тела через каждые 10 секунд движения.

Исходные данные (задаются с клавиатуры):

1. Начальная скорость тела (V0, м/с ).

2. Ускорение тела со знаком (A, м/с 2 ).

3. Начальное положение тела (X0 , м ).

4. Время движения (TK, с ).

Расчетные данные (выводятся на экран):

1. Текущее положение тела (X, м ).

2. Текущее время движения (T, с ).

Примерный вид экрана при работе

Введите скорость тела 10

Введите ускорение тела 2

Введите нач. положение тела 0

Введите время движения тела 200

T = 0 X = 0Writeln (‘T = ‘,T,’ X = ‘,X) ;

T:=T+10; end;

X:=X0;

X:=X0+V0*T+A*T*T/2;

Writeln (‘T = ‘,T,’ X = ‘,X) ;

Until T>=TK;

X:=X0; T:=0; N:=Trunc(TK/10);

For i:=0 to N do

X:=X0+V0*T+A*T*T/2;

Writeln (‘T = ‘,T,’ X = ‘,X) ;

Паскаль для начинающих

Основы грамматики в таблицах и примерах

Pascal (Паскаль) - язык программирования общего назначения. Создан в 1970 году специалистами Технического Университета в Цюрихе (ETH, Zurich) под руководством профессора Никлауса Вирта (Niklaus Wirth). После появления языка Pascal были созданы новые промышленные версии языка, а также языки-потомки, которые сохраняют основные синтаксические и семантические свойства языка Вирта: Modula, Turbo Pascal, Object Pascal (Delphi), Component Pascal (Oberon-2), TMT Pascal, Free Pascal, Zonnon, Ada. Идеи языка Pascal оказали большое влияние на современные языки программирования, которые активно используются в современной промышленности: Java, Javascript, C#. При этом Pascal значительно проще и хорошо приспособлен для начального изучения программирования. Описание языка дано в соответствии с диалектом языка фирмы Borland Software (США): Turbo Pascal 7.1. (1992).

1. Основные правила грамматики

1. Текст программы состоит из трех составных частей. Это заголовок, описания, операторы. Заголовок программы содержит имя программы. Для версии ETH необходимо дополнительно указать источник и приемник данных для работы программы - файлы для ввода и вывода информации. По умолчанию файл input связан с клавиатурой компьютера, а файл output - с экраном монитора. В Turbo Pascal заголовок имеет декоративное значение и использовать его не обязательно.

2. Описания - это символьные конструкции для описания свойств объектов программы. Все объекты программы надо обязательно указать в этой части программы. Операторы - это символьные конструкции для описания действий над объектами программы. Операторы должны находиться между словами begin и end. Эти слова считаются скобками.

3. В одной строке текста можно размещать несколько операторов или описаний. Поэтому между операторами надо обязательно ставить символ-разделитель. Для разделения операторов используется символ точка с запятой (;). После последнего оператора разделитель ставить не обязательно.

4. Малые и большие буквы считаются эквивалентными (равнозначными). Имя любого объекта в записи программы может содержать только буквы латинского алфавита, цифры и символ подчеркивания (_). Имя не может начинаться с цифры. Никакие другие типы символов в записи имен не разрешаются.

2. Общее строение программыETH Pascal Пример

program имя(ввод,вывод); program echo(input,output);

описания; var n: integer;

оператор; write("число?");

оператор; read(n);

оператор write(n)

Turbo Pascal-Delphi Пример

program имя; program echo;

модули; uses crt;

описания; var n: integer;

оператор; clrscr; read(n);

оператор; write(n);

оператор readkey

3. Основные типы переменных

Действительный real 16.32

1.6320000000E+01

Тип Описатель типа (имя) Значение типа (пример)

Целый integer 30000

Длинный целый longint 2000000000

Тип Описатель типа (имя) Значение типа (пример)

Строковый string "задача"

Логический (булевский) boolean false

Интервальный M1..M2 100

4. Конструкции для описания величинОписание переменных величин Пример

имя-переменной: имя-типа; a: real;

имя1, имя2, имя3: имя-типа; x, y, z: integer;

p, q, r: 0..100;

s, t, u: "a".."z";

Описание постоянных величин Пример

имя1 = значение1; X = 40000;

имя2 = значение2; Y = 16.32;

имя3 = значение3; Z = -1.632E+10;

имяN = значениеN; A = "a";

T = "тема"#13#10"урока:";

5. Оператор присваиванияФорма оператора Пример

имя:= выражение a:= 0;

6. Ввод и выводПроцедура Пример 1 Пример 2

read(список ввода) program echo1(input,output); program echo2(input,output);

readln(список ввода) var m, n: integer; var m, n: integer;

write(список вывода) BEGIN BEGIN

writeln(список вывода) read(m,n); readln(m,n);

write("m=",m); writeln("m=",m);

write("n=",n) writeln("n=",n)

Число (n) Тип Формат вывода Результат вывода

16 integer write(n) 16

16 integer write(n:2) 16

16 integer write(n:5) 16

16.32 real write(n); 1.6320000000E+01

16.32 real write(n:12) 1.63200E+01

16.32 real write(n:5:2) 16.32

16.32 real write(n:10:4) 16.3200

7. Модуль crt (cathode ray tube)Процедуры и функции Операция Пример

clrscr Очистить экран clrscr

textcolor(цвет) Установить цвет текста textcolor(1)

textbackground(цвет) Установить цвет фона textbackground(1)

textbackground(blue)

delay(время в миллисекундах) Остановить выполнение на заданное время delay(1000)

gotoxy(колонка,строка) Установить курсор на заданную позицию gotoxy(40,20)

keypressed Если была нажата клавиша, то true (функция) repeat write("o") until keypressed

readkey Остановить выполнение до нажатия клавиши, прочитать код нажатой клавиши (функция) readkey

Номер и имя цвета Номер и имя цвета

0 black 8 darkgray

1 blue 9 lightblue

2 green 10 lightgreen

3 cyan 11 lightcyan

4 red 12 lightred

5 magenta 13 lightmagenta

6 brown 14 yellow

7 lightgray 15 white

8. Арифметические средства языкаАрифметическая операция Описание операции Пример

Сложение

Вычитание

* Умножение

/ Деление 5.0/2.0 = 2.5

div Целочисленное деление (деление без остатка) 5 div 2 = 2

mod Остаток от деления 5 mod 2 = 1

shl Двоичный сдвиг влево 5 shl 1 = 10

shr Двоичный сдвиг вправо 5 shr 1 = 2

abs(x) Модуль числа (абсолютное значение) abs(-2) = 2

sqr(x) Квадрат числа sqr(2) = 4

sqrt(x) Квадратный корень числа sqrt(4) = 2.0

pi Число пи ~ 3.14...

Функция Результат функции Пример

sin(x) Синус числа sin(pi) = 0

cos(x) Косинус числа cos(0) ~ 1.0

ln(x) Логарифм натуральный ln(1) = 0

exp(x) Экспонента (число e в степени x) exp(1) ~ 2.72

Функция Результат функции Пример

int(x) Целая часть числа int(3.6) = 3.0

trunc(x) Целое число без округления trunc(3.6) = 3

round(x) Целое число с округлением round(3.6) = 4

9. Логические средства языкаОператор условия - полная форма Пример

if условие then if (x>0) and (y>0) then

оператор 1 begin x:=x+y; y:=0 end

оператор 2 begin x:=x-y; y:=-y end

Оператор условия - неполная форма Пример

if условие then if x>y then

оператор x:=x mod y

Логическая операция Описание операции Приоритет (порядок выполнения операции)

not Отрицание (НЕ) 1

and Конъюнкция (И) 2

or Дизъюнкция (ИЛИ) 3

xor Сильная дизъюнкция (ИЛИ-ИЛИ) 3

Логическое отношение (предикат) Описание отношения Приоритет (порядок выполнения операции)

> Больше 4

< Меньше 4

<> Не равно 4

<= Не больше (меньше или равно) 4

>= Не меньше (больше или равно) 4

Оператор варианта Пример

case выражение of case c of

вариант-1: оператор; 0: x:=x+1;

вариант-2: оператор; 1,2: x:=x-1;

вариант-N: оператор 3..100: x:=-x

оператор x:=0

10. Операторы циклаОператор цикла с управляющей переменной - форма "to" Пример

for имя:=значение1 to значение2 do for i:=1 to n do

оператор begin read(a); s:=s+a end

Оператор цикла с управляющей переменной - форма "downto" Пример

for имя:=значение1 downto значение2 do for i:=n downto 0 do

оператор write(i)

Оператор цикла с логическим пред-условием Пример

while условие-повторения do while i<=n do

оператор begin read(a); s:=s+a; i:=i+1 end

Оператор цикла с логическим пост-условием Пример

операторы write(i); i:=i-1

until условие-выхода until i=0

11. МассивыТип массива Описание массива Пример

Одномерный массив (вектор) array [ тип-индекса ] of тип-элемента var a: array [ 1..100 ] of integer;

Тип массива Описание массива Пример

2-мерный массив (матрица) array [ тип-индекса-1, тип-индекса-2 ] of тип-элемента; var a: array [ 1..M, 1..M ] of real;

3-мерный массив array [ тип-индекса-1, тип-индекса-2, тип-индекса-3 ] of тип-элемента; var a: array [ 0..1, 0..M, 0..N ] of char;

4-мерный массив array [ тип-индекса-1, тип-индекса-2, тип-индекса-3, тип-индекса-4 ] of тип-элемента; var a: array [ 0..1, 0..1, 0..1, "a".."z" ] of boolean;

12. Процедуры и функции пользователяПроцедура Пример процедуры для обмена значений между целыми переменными m и n

procedure имя(параметры); procedure swap(var m,n:integer);

описания локальных величин var s: integer;

операторы процедуры s:=m; m:=n; n:=s

операторы программы read(x,y); swap(x,y); writeln(x:10,y:10)

Функция Пример функции для вычисления натуральной степени (n) целого числа (m)

program имя-программы; program primer; var x,y: integer;

function имя(параметры): тип-результата; function power(m,n:integer):integer;

описания локальных величин var s,i: integer;

операторы функции s:=1; for i:=1 to n do s:=s*m; power:=s

операторы программы read(x,y); writeln(power(x,y))

13. Символьные типы данныхТип Описатель типа (имя) Значение типа (пример)

Символьный (литерный) char "a"

Строковый string "задача"

"тема"#13#10"урока:"

Функция Результат функции Пример

length(s) Длина строки n:=length(s)

pos(s1,s2) Начало первого вхождения строки s1 внутри строки s2 (номер позиции) n:=pos("+",s)

copy(s,p,n) Часть строки s длиной n, начиная с позиции p c:=copy(s,4,2)

concat(s1,s2,s3,...sn) Соединить строки (функция конкатенации) c:=concat(s,";",t,".")

Функция Результат функции Пример

upcase(c) Преобразовать малую букву латинского алфавита в большую (символ верхнего регистра) c:=upcase(c)

chr(n) Символ с номером n c:=chr(n)

ord(c) Номер символа со значением c n:=ord(c)

succ(c) Следующий символ таблицы ASCII c:=succ(c)

pred(c) Предыдущий символ таблицы ASCII c:=pred(c)

Процедура Операция Пример

delete(s,p,n) Удалить часть строки s длиной n, начиная с позиции p delete(s,n,1)

insert(s1,s2,p) Вставить строку s1 в строку s2, начиная с позиции p insert("+",s,1)

val(s,x,r) Преобразовать строку s в число x с признаком результата r val(s,x,nan)

str(x:f,s) Преобразовать число x в строку s с форматом числа f str(x:10,s)

s1 + s2 Соединить строки (операция конкатенации) s:=s+";"+t+"."

14. МножестваТип множества Описание множества Пример

Постоянное множество (константа) [ тип-элемента ] const a = [ 0..100 ];

Переменное множество (переменная) set of [ тип-элемента ] var a: set of [ "0".."9", "+", "-" ];

Пример описания постоянного множества Элементы множества

const A = [ "A".."Z", "a".."z" ]; Буквы латинского алфавита

const B = [ "a".."z" ]; Малые буквы латинского алфавита

const C = [ "А".."Я", "а".."п", "р".."я", "Ё", "ё" ]; Буквы алфавита-кириллицы

const D = [ "А".."Я" ]; Большие буквы алфавита-кириллицы

const M = [ "0".."9" ]; Цифровые символы от 0 до 9

const N = [ 0..100 ]; Целые числа от 0 до 100

Сегодня многих интересует, можно ли научиться программировать с нуля.

Все мы слышали истории о том, что люди, которые занимаются этим делом, имеют огромные доходы, ездят на Бали каждые выходные и в первые месяцы своей работы смогли купить квартиры всем своим родственникам.

В принципе, это недалеко от правды, но для таких результатов нужен опыт и репутация. А начинать нужно с самого простого. Мы рассмотрим, какие шаги необходимо выполнить человеку, который вообще ничего не знает о написании программ, чтобы в будущем ездить на Бали и покупать недвижимость.

Cодержание:

Шаг первый. Подготовка

Нередко начинающие программисты не могут достичь успеха по той простой причине, что изначально не смогли правильно расставить приоритеты.

Они представляют данное ремесло как что-то романтическое, динамичное – прямо какой-то постоянный экшн.

В фильмах этот процесс показывается совсем не таким, какой он есть на самом деле.

Более того, там вообще не отображается само написание кодов , нам показывают только события, которые вращаются вокруг этого.

Также в фильмах показывают, что программистом может стать любой человек без знаний, опыта и даже без серого вещества в мозге. В данном случае можно вспомнить фильм «Кадры».

Так что если вы просто пропитались духом всевозможных кинолент и хотите самостоятельно начать «кодить», программирование – это явно не для вас .

Вот вам правда о рассматриваемом ремесле – программирование это:

  • часы, а иногда и сутки монотонной работы , во время которой нельзя расслабляться, нужно всегда быть сосредоточенным;
  • бесконечное обучение в погоне за последними тенденциями в данной области;
  • однотипные проекты с заказчиками , которые сами не знают, чего они хотят и как это должно выглядеть.

Что касается последнего, то вам обязательно стоит посмотреть ролик про семь красных линий разного цвета , одна из которых в виде котенка. В принципе, это близко к правде, так как заказчики часто требуют невозможного. Также бывает, что они заказывают что-то, но результат их постоянно не устраивает.

Если вы все это осознаете и готовы окунуться в удивительный мир программирования, то приступайте к следующему шагу.

Шаг второй. Выбор первого языка

Существует огромное количество языков программирования. По некоторым подсчетам их число уже достигло нескольких тысяч.

Вообще, С – это один из самых простых языков, который дает основу всему остальному. Более того, его элементы используются во многих других системах и программах.

Но интересно, что в хороших учебных заведениях, а также на курсах студенты изучают языки в таком порядке:

1 Pascal .

2 C++ .

3 PHP и все, что связано с веб-программированием, а также SQL (это система, предназначенная для работы с базами данных путем запросов).

  1. Веб (разработка сайтов, онлайн систем и все, что с этим связано) – html (хотя его нельзя назвать полноценным языком программирования), PHP, Perl, Python, Ruby, Java, Groovy, а также технология ASP.NET.
  2. Пользовательское ПО (всевозможные программы вроде справочников, браузеров, мессенджеров и тому подобное) – Delphi, C, C++, C#.
  3. Пользовательское ПО для мобильных устройств – Java, Objective-C.
  4. Машинные разработки (работы с микропроцессорами и другими устройствами, проектирование робототехники) – Assembler, модификации С.

Кто-то также может внести в этот список так называемое программирование 1С. Не верьте профанам и ничего не знающим людям! Это совсем не программирование.

Когда вы познакомитесь с основами рассматриваемой работы, то поймете, почему так можно говорить.

Выбирайте то, что вам больше всего понравится.

Совет: Сделайте свой выбор сразу! Вы должны точно знать, в каком направлении будете развиваться и что изучать в дальнейшем.

Большинство специалистов также советуют начать свое обучение с Pascal. Такой вариант позволит

Вам написать самые простые программки и иметь общее представление о рассматриваемом ремесле в целом.

Можно сказать, что Паскаль – это некий мост. Человек, который просто хорошо знает математику, может перейти через него в мир программирования.

Внимание! В какую бы компанию вы не устроились после обучения, вас будут переучивать под себя. Поэтому вы должны просто понимать сам принцип написания программ. А для этого нет ничего лучше, чем Pascal.

Шаг третий. Изучение компиляторов

Для справки: Компилятор – это техническое решение, предназначенное для перевода вводимых команд в машинные инструкции, грубо говоря, в нолики и единички, то есть в такую интерпретацию, на которой машина будет понимать, что ей делать.

Собственно, все свои программы вы будете писать, и выполнять именно в компиляторах.

Если вы решили последовать нашему совету и начать с Паскаля, то вам следует скачать Free Pascal. Этот компилятор абсолютно бесплатный и распространяется на официальном сайте .

Как видим, выглядит он достаточно «старомодно», но программирование начинается именно с этого. Кстати, компилятор C++ выглядит практически так же.

Называется он Turbo C++ (скачать его можно ).

Что касается Паскаля, то существует также GNU Pascal, Turbo/Borland Pascal, TMT Pascal и Virtual Pascal. А для С++ можно использовать Borland C++, Visual C++, Dev C++, GCC и Eclipse.

Но это, как мы говорили выше, только начало. Останавливаться на этом нельзя. Когда вы сделали выбор относительно своего направления, можно переходить к более сложным компиляторам.

Вот список наиболее популярных на сегодняшний день компиляторов в зависимости от направлений деятельности:

    Что касается Delphi , то компилятор там так и называется. Существует также Embarcadero Delphi и некоторые другие модификации. Делфи 7 можно скачать на многих сайтах, к примеру, . Если вы выбрали C, C++ или C#, то вам нужна Microsoft Visual Studio. Загрузить ее можно прямо на официальном сайте производителя.

    Если говорить об Assembler и других языках, которые практикуются в робототехнике , то здесь сразу необходимо скачать MASM , если вы работаете на Windows. А вообще, в зависимости от выбранной вами сферы деятельности и компании, на которую вы устроитесь работать, компиляторы могут быть самыми разными. Некоторые фирмы пишут собственные решения для обработки кода. Поэтому, если вы выбрали робототехнику, лучше изучить соответствующие книги и делать все, как там говорится. Об этом мы еще поговорим.

Также существует множество онлайн компиляторов. Они полезны тем, что обслуживают множество языков программирования и не требуют установки – очень удобно!

Вот наиболее популярные из них:

Это уникальный сервис, который позволяет создать несколько виртуальных компьютеров и делать на них все, что угодно, в том числе и компилировать шифры.

Виртуальные машины будут работать под управлением . На них вы можете хоть удалить системную папку, установить абсолютно любую программу и так далее.

А теперь приступим к написанию вашего первого шифра (кода). Сделать это можно даже без книг и длинных инструкций.

Шаг четвертый. Первый код

Для первого кода мы будем использовать первый язык и первый компилятор, который мы советовали выбирать выше. Это Паскаль и Free Pascal.

Одна из самых простых программ пишется следующим образом:

1 Скачайте Free Pascal по ссылке выше и запустите его на своем компьютере.

2 Введите следующее: «program [название];» . То есть если вы хотите, чтобы программа называлась «hello», необходимо ввести «program hello;».

3 Введите инструкцию «begin» . Это означает, что код, который в дальнейшем нужно будет выполнить, начался.

4 Используем одну из самых распространенных в Паскале конструкций «writeln(‘[какой-то текст]’);» . Она просто выводит на экран текст. Который содержится в скобках и кавычках. Мы введем сочетание «Hello, world!» . Обычно свой путь в большой мир разработок ПО начинают именно с этого. Таким образом, следующая строчка будет выглядеть как «writeln(‘Hello, world!’);» .

5 Чтобы закончить исполняемый шифр, введите «end.» (обязательно с точкой в конце).

6 Теперь нажмите кнопку «F9» , чтобы запустить то, что написали. Вы увидите, как на экране появились слова «Hello, world!» . Это и требовалось!

Чтобы начать свое знакомство с другими языками, в книгах обычно также приводятся инструкции по написанию «Hello, world!» , то есть инструкции, которая просто выводит такой простой текст на экран.

Итак, вы осилили свой первый шифр! Начало положено. Теперь переходите к интенсивному обучению.

Шаг пятый. Пройдите онлайн тренинг

Преимущество онлайн уроков в том, что вы все видите наглядно, причем от начала до конца.

Поэтому новичкам лучше все-таки начинать свой путь именно с онлайн тренингов. Вот лучшие курсы на русском языке:

  • Курс «Основы программирования» от Образовательного IT-портала GeekBrains . Здесь все рассказывается с самого начала, с самых азов. Вы сможете изучить историю, развитие данной отрасли, а затем постепенно стать ее частью. Тот же цикл тренингов можно скачать с торрента (вот ссылка).
  • Уроки от Школы программистов . Этот курс подойдет тем, кто ничего не смыслит даже в математике, не знает природу чисел, как представляется информация в компьютере и другие подобные моменты. То есть если вы считаете себя полным профаном, смотрите эти видеоуроки.
  • «Фундамент программирования» от EG Lab . Здесь расскажут о данном ремесле в целом, о разработке сложных задач и типах данных (всего три урока). Просмотр данных уроков будет отличным подспорьем, чтобы начать изучать какой-то конкретный язык в дальнейшем.

После просмотра этих курсов, необходимо переходить на уроки, посвященные какому-то конкретному языку или отрасли, выбранной вами.

Если вы знаете английский, это огромное преимущество, но только в том случае, если вы уже что-то знаете.

Курсов для тех, кто абсолютный ноль в данном вопросе, там почему-то не предоставляют (или их невозможно найти).

Зато есть курсы для конкретных языков. К примеру, есть Learn Java Simply , C++ Programming Tutorial for Beginners , How to program in C# - BASICS и многое другое.

Выбирайте тренинг в зависимости от направления своей деятельности.

Если вы просмотрели хотя бы несколько уроков, можно приступать к чему-то более значимому, изучению книг.

В этой статье я расскажу вам про основные принципы работы с языком Pascal . Информация, выложенная здесь, проста и понятна для начинающих программистов. После изучения этой статьи вы будете владеть первоначальными знаниями о Pascal, и ваш дальнейший процесс обучения будет проходить намного легче чем мог бы быть.

Pascal – один из самых известных языков программирования. Создан в 1968 – 1969 годах швейцарским ученым Никлаусом Виртом, был назван в честь французского математика и физика Блеза Паскаля, и используется для обучения программированию по сей день.

1. Подготовка к работе

Итак, вы решили научиться программировать и начать с языка наиболее для этого подходящего – Pascal. Для начала работы вы должны приобрести (скачать) компилятор.

А что же собственно, такое, этот «компилятор» ? Это специальная программа, которая считывает код программы, а затем переводит его на язык машинных кодов. То есть, по сути, все языки программирования – это способ “общения” с компьютером, а компилятор помогает перевести нашу “речь” на понятную ему.

Для Pascal существует немало компиляторов, самые известные из них: Pascal ABC, Free Pascal, Pascal ABC.NET, Turbo Pascal. Все эти программы по-своему хороши, но лично для меня (автора), очень удобен Pascal ABC (или Pascal ABC.NET), поскольку он имеет весьма удобный интерфейс, подробную справку, и даже специально подготовленный для новичков сборник задач.

2. Начало работы

Что ж, перед нами открыто окно компилятора. Чистый, белый (или синий?) лист. Здесь и будут появляться на свет наши первые программы. Перед началом работы следует запомнить, что язык Pascal – это совокупность трёх составляющих: алфавита, синтаксиса (правил написания объектов языка) и семантики (правил использования этих объектов).
Алфавит Pascal состоит из:
  1. Прописных и строчных букв латиницы: A...Z, a…z;
  2. Цифр: 0...9;
  3. Специальных символов: + - * / = < >.,:; ‘ # () { } и их комбинаций: «>=» «
Задача же синтаксиса и семантики состоит в том чтобы, правильно написать раздел программы и правильно составить ее структуру, в противном же случае наша программа будет работать неправильно (или же не работать вовсе!).
Вам наверное уже не терпится приступить к самой интересной части, так что сейчас мы с вами попробуем написать ваши первые программы.

Структура программы выглядит так:

Program «имя программы»; - заголовок программы;
(Примечание: в конце строки ставится точка с запятой, не во всех, но в большинстве)
Uses (название библиотеки); здесь подключаются библиотеки, которые дают дополнительные возможности при создании программ;
Label (имя метки); здесь, если необходимо, прописываются метки, позволяющие переходить в разные места программы (о них позже);
Const тут указываем переменные с постоянной величиной, например, p=3.14;
Var тут через запятую перечисляем все переменные, а затем, указываем тип данных (Пример: Var: K, L, M: integer; N, O: real; (если несколько типов));
Begin (здесь без точки с запятой)
Дальше следует основной блок программы;
end. – конец программы (обязательно после “end” точка, если только это конец программы, а не операторные скобки).

3. Создание первых программ

Теперь вы знакомы с основной структурой программы. Следует заметить, что из вышеперечисленных разделов обязательными есть только «Var», «Begin» и «end», остальные же могут применяться, если это требуется в ходе выполнения поставленной задачи.

Откройте окно вашого компилятора, и введите следующие строки:

Program Programma1;
begin
end.

Нажмите кнопку «Выполнить»(«Run»). Ничего не происходит? Так и есть, ведь наша программа «пустая», мы не указали что она должна делать, потому ничего и не произошло. Обычно принцип работы программы написанной на языке Pascal состоит из трёх этапов: ввод данных – обработка данных – вывод даннных. Теперь познакомимся с оператором “write”. Он служит для как раз для вывода данных без перехода на новую строку. Попробуем его применить, тем самым сделав нашу программу чуть сложнее и интереснее:

Program Programma1;
begin
write(" Pascal ");
end.

Собственно, так он и применяется. Между апострофами мы можем ввести любой текст, на любой раскладке, и после выполнения программы он появится в окне вывода (или в командной строке, смотря какой у вас компилятор). В данном случае, должно появиться слово «Pascal».

3.1. Операторы write, writeln, read, readln
Теперь поговорим о вводе данных. Мы уже познакомились с оператором write, но существуют также и другие. Writeln, к примеру, используется для вывода данных с переходом на новую строку. Зачем? Ну, например чтобы дать какой-нибудь переменной значение:

Program Programma1;
var A:integer;
begin
writeln("A= "); read(A); {ввести значение и «прикрепить» его к переменной A}
write(A); {Вывести значение переменной A}
end.

Как вы видите, я вкратце описал каждое действие в фигурных скобках. Это называется комментарий. В дальнейшем я также буду использовать их для объяснений.
В этом примере для присваивания к переменной значения, введенного с клавиатуры используется оператор read. Мы видим, что при выполнении он прочитал строку в переменную А. А другой оператор, readln работает по другому. Используя его, мы можем сразу ввести нужную строку, и она прочитается в переменную:

Program Programma1;
var A:integer;
begin
readln(A);
write("A= ", A); {строка будет выглядеть так: «А= " введенное значение А " „}
end.

Теперь, когда вы немного знаете о вводе данных, поговорим о том, какие могут быть данные, и как их обрабатывать.

3.2. Типы данных в Pascal
Пока вы читали эту статью, вы, наверное, уже пару раз натыкались на непонятное вам integer. Внимательно изучив основную структуру программы, вы наверняка поняли, что это тип данных. Но что это означает? Давайте поближе с этим познакомимся.

Исходные данные, которые вводятся с клавиатуры или читаются из файла, находяться в переменных, а они, в свою очередь, хранятся в оперативной памяти. Тип данных определяет, какие именно данные можно хранить, и сколько они займут оперативной памяти. Типы данных бывают целыми и вещественными.

Целые типы данных (для целых чисел):
- byte
Объем памяти значений этого типа составляет 1 байт. Диапазон значений для данного типа: от 0 до 255.
- word
Значения этого типа занимают уже 2 байта памяти, а диапазон значений уже побольше: от 0 до 65535.
- integer (уже нам знакомый)
Значения также занимают 2 байта памяти, диапазон такого же размера, но включает уже и отрицательные числа: -32786…32787.
- LongInt
Объем памяти, занимаемый значением типа равняется 4 байтам. Диапазон значений же полностью соответствует названию типа данных: от -2147483648 до 2147483647
- ShortInt
Значение типа потребляет 1 байт памяти, диапазон относительно небольшой: -128…127.

Вещественные типы данных (для чисел с дробной частью):
- Real
Занимаемая значением типа – 6 байт. Число значащих цифр – 11-12. (значащие цифры – это точные цифры, т.е. не округленные). Диапазон значений типа: от 2.9*10-39 до 1.7*1038.
- Double
Размер значения типа – 8 байт. Число значащих цифр – 15-16. Диапазон: 5.0*10324…1.7*10308.
- Extended
Занимает 10 байт. Число значущих цифр – 19-20. Диапазон: 3.4*10-4932…1.1*104932.
Помимо этих, существуют также символьный тип данных (char) и даже логический тип данных (boolean), переменные которого могут принимать значения только true или false.

Итак, мы уже немало узнали о вводе и выводе данных. Теперь же перейдем к самой сложной части – обработке данных.

3.3. Обработка данных. Математические операции. Условия. Логические операции.
Мы уже научились вводить данные в программу, теперь попробуем научиться их обрабатывать. Первое, и самое главное, что нам пригодится в этом деле – оператор присваивания. Выражается он вот так: «:=», и используется для присваивания значения переменной. Примеры: A:=1.5; B:=2+A. Теперь, когда мы знакомы с оператором присваивания, можем рассмотреть математические операции Pascal:
  1. Сложение (+);
  2. Вычитание (-);
  3. Умножение (*);
  4. Деление (/);
  5. Целочисленное деление (div) – возвращает целую часть от деления (Пример: 10 div 3 = 3);
  6. Остаток от деления (mod) – возвращает только остаток от деления (Пример: 5 mod 2 = 1);
Помимо приведенных, существуют еще такие операции и функции для работы с числами:

Abs(x) – возвращает модуль от x;
sin(x) – синус угла x (в радианах);
cos(x) – косинус угла x (в радианах);
int(x) – возвращает целую часть от x;
random(число) – случайное число от 0 до заданного;
sqr(x) – квадрат x;
sqrt(x) – квадратный корень x;
inc(x) – увеличить x на 1;
dec(x) – уменьшить x на 1.

Условия
Условия в Pascal играют очень большую роль, особенно если алгоритм выполнения программы разветвленный. Формулируется условие следующим образом:

If (условие 1) then (действие 1 - основное) else (действие 2 - альтернативное)
(if – если, then – то, else – иначе)

При построении условия пользуются логическими операциями and, not, or, xor:

And – операнд, объединяющий несколько условий в одно. Действие будет выполняться, только если все перечисленные условия будут верны.
program Usloviya;
var a:integer;
begin
readln(a);
if (2*2=4) and (3+2=5) then a:=a+1 else a:=a-1;
write(a);
end.

На этом примере мы видим, что все условия, перечисленные через and верны, потому выполнялось только первое действие, идущее через than. Если хотя бы одно условие не было верно, тогда выполнилось бы второе действие.

Not – логическое действие с условием из одной части. Если условие неверно, то будет выполняться основное действие (первое), если верно – то альтернативное (второе).

Program Usloviya;
var b:integer;
begin
readln (b);
if not 5=4 then b:=b+1 else b:=b-1;
write (b);
end.

Условие 5=4 неверно, следовательно, будет выполняться первое действие.

Or (или) – логический оператор для условия из нескольких частей. Основное действие будет выполняться, если верно хотя бы одно условие.
program Usloviya;
var d:integer;
begin
readln (d);
if (5=4+1) or (5=4) then d:=d+1 else d:=d-1;
write(d);
end.

Одно из условий верно, поэтому программа перейдет к основному действию. Тоже повторится, если верными будут все условия. Если же ни одно условие не будет верно, то выполниться альтернативное действие.

Xor – с этим оператором основное действие выполняется, если верно только одно условие. Если верны несколько условий, или же ни одного, то выполнится альтернативное действие.

Program Usloviya;
var n:integer;
begin
readln(n);
if (6=4) xor (3=5-2) then n:=n+1 else n:=n-1;
write (n);
end.

(Примечание: Не стоит забывать что приоритет логических операций выше чем математических, поэтому, если одни совмещаются с другими, то желательно выделять математические операции скобками, чтобы не возникало ошибок при выполнении программы.)

Теперь мы с вами знакомы и с основами обработки данных. Осталось поговорить о некоторых дополнительные процедурах, и функциях для управления программой, которые вам не раз пригодяться при дальнейшем обучении на Pascal.

3.4. Процедуры и функции для управления программой
Поговорим о упомянутой раньше метке. Эта процедура очень легка в использовании и позволяет при надобности перейти в любую часть программы, «перескочив» одну из следующих частей, или же наоборот, вернуться в предыдущую часть. Прописывается метка очень просто: сперва описываем метку в разделе меток (см. п. 3. Начало работы. Структура программы), а затем указывается место перехода, а нужный оператор помечается меткой.

Program Metka;
label 1,2;
var A, B:integer;
begin
readln (A);
2: if A=5 then goto 1; {2: - действие после перехода на соответствующую метку,}
A:=A+1; {goto - переход на метку}
goto 2;
1: write (A);
end.

На данном примере, программа увеличивает на 1 введенное число, пока оно не станет равным пяти. Тут мы и можем проследить действие метки.

Delay(время) – остановка программы с задержкой, время в кавычках указывается в миллисекундах.
Readkey – остановка программы до нажатия клавиши, значение функции – код нажатой клавиши.
Exit – досрочное завершение процедуры.
Следует заметить, что для работы delay, readkey, и exit необходимо подключить модуль crt (uses crt).

Также посмотрите видео: Паскаль с нуля - первая программа.

4. Заключение

Прочитав эту статью, вы получили базовые знания по языку программирования Pascal. В доступных и понятных формулировках здесь были выложены основные понятия, принципы работы с данным языком. Теперь дело переходит к вам в руки. Если вы правильно воспользуетесь этой информацией, и продолжите обучаться языку Pascal, то вскоре сможете владеть им в совершенстве.

Поняв принцип работы с Pascal, вы сможете изучить и другие языки программирования, и в будущем писать уже более «серьезные» программы, чем те с которыми вы познакомились при изучении этой статьи. Продолжайте учиться! Удачи!

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Ю. П. Чернов, О. П. Шафеева

Программирование в системе Pascal abc

Учебное пособие

Издательство ОмГТУ

УДК 004.4 (075)

ББК 32.973-018я73

Рецензенты :

В. И. Стариков, канд. техн. наук, доцент ОГИС;

С. С. Ефимов, канд. техн. наук, доцент ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Чернов, Ю. П.

Ч 49 Программирование в системе Pascal ABC : учеб. пособие / Ю. П. Чернов, О. П. Шафеева. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 100 с.

ISBN 978-5-8149-0897-1

Пособие включает теоретический материал с описанием элементов языка и системы программирования Pascal ABC, а также примеры разработки алгоритмов и программ на языке Паскаль для задач разного уровня сложности. Рассмотренные схемы проектируемых алгоритмов позволяют облегчить усвоение материала студентами.

Учебное пособие предназначено для изучения языка программирования высокого уровня Паскаль в дисциплинах «Информатика», «Основы алгоритмизации и программирования», «Алгоритмические языки и программирование», «Программирование на языке высокого уровня».

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета

УДК 004.4 (075)

ББК 32.973-018я73

ISBN 978-5-8149-0897-1 © ГОУ ВПО «Омский государственный

технический университет», 2010

Введение

Наиболее распространенным в настоящее время языком программирования для компьютеров серии IBM PC является Паскаль. Это язык высокого уровня, отличающийся простотой синтаксиса, структурированный и удобный для начального обучения программированию.

Учебная система программирования Pascal ABC (автор  С.С. Михалкович ) представляет собой диалект стандартного языка Паскаль.

Система Pascal ABCпредназначена для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на студентов младших курсов. По мнению разработчиков этой системы, первоначальное обучение программированию должно проходить в достаточно простых и дружественных средах, в то же время эти среды должны быть близки к стандартным и иметь богатые и современные библиотеки подпрограмм.

К достоинствам системы Pascal ABC следует отнести то, что она позволяет:

    программировать на языке Паскаль, подобном Delphi Pascal, включая объектно-ориентированные расширения;

    работать с графикой;

    создавать событийные приложения.

Система Pascal ABCоснована на языке Delphi Pascal и призвана осуществить постепенный переход от простейших программ к модульному, объектно-ориентированному, событийному и компонентному программированию. Некоторые языковые конструкции допускают, наряду с основным, упрощенное использование, что позволяет использовать их на ранних этапах обучения.

К важнейшим достоинствам пакета Pascal ABC относится соответствие стандартному Паскалю, быстрая компиляция программ, объединение компилятора с текстовым редактором, предупреждение об ошибках на уровне исходной программы, обширная библиотека подпрограмм и полезные расширения, упрощающие программирование. Начинающему программисту целесообразно начинать изучение языка и среды именно с этого пакета.

Компилятор Pascal ABCявляется компилятором переднего плана (front- end). Это означает, что он не генерирует исполняемый код в виде.exe -файла, а создает в результате компиляции дерево программы в памяти, которое затем выполняется с помощью встроенного интерпретатора. В итоге скорость работы программы оказывается медленнее скорости работы этой же программы, откомпилированной в среде Borland Pascal или в среде Borland Delphi. Однако на современных компьютерах это практически не ощущается.

Название "Pascal ABC" относится к интерактивной системе программирования, состоящей из компилятора языка и объединенного с ним экранного редактора. Интерактивность системы проявляется в основном в удобстве редактирования и обработки ошибок, обнаруженных в исходных текстах программ. Запуск программ в этой системе происходит на уровне исходных текстов. Высокая скорость компиляции приводит к тому, что переход от исходного текста к исполняемой программе происходит очень быстро. Это значительно сокращает цикл трансформации программ от редактирования к компиляции и исполнению программ.

Система Pascal ABC включает в себя как язык программирования, так и инструментальную среду, предназначенную для написания, отладки и исполнения программ. Язык характеризуется расширенными возможностями по сравнению со стандартом языка Паскаль и хорошо развитой библиотекой модулей, позволяющих использовать возможности операционной системы, формировать графическое изображение и т.д. Инструментальная среда программирования позволяет создавать тексты программ, компилировать их, находить ошибки и оперативно их исправлять, тестировать и выполнять отлаженную программу. Среда включает также большой объем справочной информации.

В настоящем учебном пособии описаны синтаксические правила и основные возможности языка, работа в интегрированной среде. Практические приемы программирования продемонстрированы на примерах решения конкретных задач.

Пособие подготовлено с учетом опыта чтения лекций и проведения авторами лабораторных занятий в компьютерном учебном центре ОмГТУ. В первую очередь пособие предназначено для студентов университета и представляет теоретическое руководство по программированию как в среде Pascal ABC, так и в средах Free Pascal и Turbo Pascal.



 Top