Выделение столбцов и строк. Использование клавиш Home, End, Page Up и Page Down

Глава 1 Введение в Calc:

Что такое Calc?

Calc это модуль электронных таблиц OpenOffice.org (OOo). В электронную таблицу можно вводить данные, обычно числовые, и затем манипулировать этими данными для получения определенных результатов.

Можно также вводить данные и использовать Calc в режиме ‘Что-если’, изменяя некоторые из этих данных и наблюдая полученные результаты без необходимости полного повторного ввода остальных данных.

Главное преимущество электронных таблиц состоит в том, что данные проще изменять. Если использованы корректные функции и формулы, то программа автоматически будет применять эти изменения.

Электронные таблицы, листы и ячейки

Calc работает с элементами, имеющими название электронные таблицы . Электронные таблицы состоят из определенного числалистов , каждый из которых содержит блок ячеек, расположенных по строкам и столбцам.

В этих ячейках находятся индивидуальные элементы - текст, числа, формулы и пр. - представляющие данные, которые отображаются и которыми можно манипулировать.

Каждая электронная таблица может иметь много листов и каждый лист может состоять из большого количества индивидуальных ячеек. Каждый лист Calc может иметь максимум 65,536 строк и максимум 245 столбцов (от A до IV). Это составляет 16,056,320 индивидуальных ячеек на один лист.

Количество возможных строк в OOo 2.0 увеличено по сравнению с 1.x. В 1.0 их может быть только 32,000.

Электронные таблицы – это работающее в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.

Электронные таблицы позволяют обрабатывать большие массивы числовых данных. В отличие от таблиц на бумаге, электронные таблицы обеспечивают проведение динамических вычислений, т.е. пересчет по формулам при введении новых чисел. В математике с помощью электронных таблиц можно представить функцию в числовой форме и построить ее график, в физике можно обработать результаты лабораторной работы, в географии или истории – представить статистические данные в виде диаграммы.

Электронные таблицы также называют табличными процессорами. Одним из наиболее популярных табличных процессоров является программа OpenOffice.org Calc (далее - просто Calc), входящая в состав пакета OpenOffice.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

В формулах могут использоваться ссылки на адреса ячеек. Существуют два основных типа ссылок: относительные и абсолютные. Различия между относительными и абсолютными ссылками проявляются при копировании формулы из активной ячейки в другие ячейки.

При перемещении или копировании формулы из активной ячейки относительные ссылки автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула. При смещении положения ячейки на одну строку в формуле изменяются на единицу номера строк, а при перемещении на один столбец на одну букву смещаются имена столбцов.

Абсолютные ссылки в форму­лах используются для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании формулы абсо­лютные ссылки не изменяются. В абсолютных ссылках пе­ред неизменяемым значением адреса ячейки ставится знак $ (например, $А$1).

Calc позволяет также ссылаться в формулах на другие листы и другие книги (внешние ссылки), поэтому в общем виде имя ячейки выглядит так:

имя_книги’#имя_листа.имя_ячейки.

Встроенные функции Calc

Cal c предоставляет в распоряжение пользователей множество специальных функций, которые можно применять в вычислениях. Функция выполняет определенные операции. Исходные данные передаются в нее посредством аргументов. Обращение к функции осуществляется путем указания ее имени, после которого следуют круглые скобки. Если функция имеет аргументы, они перечисляются в скобках и отделяются друг от друга точкой с запятой. Например:

SUM (A6:A16;A21:A24) .

В качестве аргумента можно задать числовое или текстовое значение, адрес ячейки (абсолютный или относительный), адрес или имя диапазона. Вызываются функции из формул, причем в одной формуле может быть несколько функций, объединенных различными знаками операций. Если в качестве аргументов функции используются другие функции, то такие функции называются вложенными.

Ввод формулы можно выполнить с клавиатуры - либо непосредственно в ячейке, либо в строке формул. При этом адреса ячеек, содержимое которых должно использоваться в качестве аргументов функции, удобно определять, выделяя ячейки с помощью мыши. Аргументами функции могут быть адреса как смежных, так и несмежных диапазонов ячеек. Адрес смежного диапазона состоит из адресов первой и последней ячеек, разделенных двоеточием, а адрес несмежного диапазона включает адреса несмежных ячеек, разделенные точкой с запятой. Оба символа разделения вставляются в формулу автоматически, при указании диапазона ячеек с помощью мыши.

Во избежание синтаксических ошибок при вводе формул целесообразно использовать Мастер функций - пошаговую инструкцию, которая облегчает выполнение этой задачи. В этом случае ввод функции осуществляется в два этапа. По команде Вставка - Функция... (или по нажатию кнопки рядом со строкой формул) появляется диалоговое окно Мастера функций , в котором нужно выбрать функцию, необходимую для выполнения вычислений. При этом в окне отображается имя функции, ее описание и аргументы.

После нажатия кнопки ОК данного диалогового окна появляется следующее окно Мастера функций , где можно увидеть описание каждого aprумента, текущий результат функции и всей формулы. При выполнении этого шага справка по функции также остается доступной. Ввод функции заканчивается нажатием кнопки ОК .

При использовании ссылок в качестве аргументов нужно учитывать возможность дальнейшего копирования создаваемой формулы. Для этого следует записывать их в полях диалогового окна в абсолютной или относительной форме.

Рассмотрим наиболее часто используемые функции. Знание этих функций и использо­вание справки Calc позволят решать практи­ческие задачи.

Математические функции

Значительное место в этой категории занимают тригонометрические функции. В их число входят прямые и обратные тригонометрические, а также гиперболические функции. Для вычисления этих функций следует ввести только один аргумент - число. Для функций SIN(число) , COS(число) и TAN(число) аргумент число - это угол в радианах, для которого определяется значение функции. Если угол задан в градусах, его следует преобразовать в радианы путем умножения его на PI ()/180 или использования функции RADIANS .

Одной из самых популярных функций является функция SUM . Синтаксис этой функции следующий:

СУММ (число1; число2; . . .)

При использовании функции СУММ требуется как минимум один аргумент, представляющий собой набор чисел из диапазона ячеек или массив констант, которые необходимо просуммировать. Например, формула

=СУММ(ВЗ:В10;Лист2.ВЗ:В10;ЛистЗ.ВЗ:В10)

суммирует значения, находящиеся в диапазоне ячеек ВЗ:В10 рабочих листов Лист1, Лист2 и ЛистЗ одной рабочей книги, возвращая общую сумму в ячейку листа Лист1, где находится формула.

Примерно четверть функций, включенных в эту категорию, позволяют обрабатывать массивы данных - векторы и матрицы. Рассмотрим некоторые из них.

SUMIF (диапазон;критерий;диапазон_суммирования) .

Диапазон - диапазон ячеек, содержащий определенный признак.

Критерий - условие, записанное в форме числа, выражения или текста, определяющего требования к значению признака.

Диапазон_суммирования - диапазон ячеек, значения данных в которых суммируются, если признак этих ячеек соответствует условию.

С помощью этой функции можно вычислить сумму значений, записанных в ячейках из "диапазона_суммирования ", если значения в соответствующих им ячейках "диапазона " удовлетворяют "критерию ". Если "диапазон_суммирования " опущен, то суммируются значения ячеек в "диапазоне ".

Для решения данной задачи в ячейку B 6 введена формула= SUMIF (A 2: A 5;">160000"; B 2: B 5)

В некоторых случаях могут оказаться полезными функции MOD и INT .

Результатом применения первой из них является остаток от деления аргумента число на аргумент делитель . Синтаксис этой функции:

MOD(число; делитель),

где число - число, остаток от деления которого определяется,

делитель - число, на которое нужно разделить (делитель).

Функция INT округляет число до ближайшего меньшего целого. Ее синтаксис:

INT (число) ,

где число - это вещественное число, округляемое до ближайшего меньшего целого.

Для решения данной задачи в ячейку A 3 введена формула = INT (A1/60), а в ячейку C 3 = MOD (A 1;60).

Статистические функции

Данная категория включает большое количество статистических функций от наиболее простых (AVERAGE , MAX и MIN ) до функций, используемых, в основном, только специалистами в данной области (CHITEST , POISSON , PERSENTILE и др.). Помимо специальных статистических функций, Cal c предоставляет набор функций подсчета, которые дают возможность вычислить количество ячеек, содержащих какие-либо значения, непустых ячеек (содержащих информацию любого типа) или только тех ячеек, которые включают значения, удовлетворяющие заданным критериям.

Функции AVERAGE (для поиска среднего значения), MAX (для поиска наибольшего значения) и MIN (для поиска наименьшего значения) имеют синтаксис, аналогичный синтаксису функции SUM . Например, функция AVERAGE использует следующие аргументы:

= AVERAGE (число1;число2;...)

Пример. Необходимо вычислить минимальную, максимальную и среднюю стоимость товаров.

Для решения данной задачи в ячейки C 5, C 6, и C 7 введены соответственно формулы= MIN (B2:B4), = MAX (B2:B4) и = AVERAGE (B2:B4) .

Логические функции

Из всех логических функций чаще всего употребляются функции AND , OR иIF . Объясняется это тем, что они позволяют в процессе решения задач организовать ветвление, т. е. реализовать выбор нескольких вариантов вычисления, причем функции AND иOR служат для объединения условий.

Результатом работы функции AND будет значение TRUE (истина), если все аргументы имеют значение TRUE . Если хотя бы один из аргументов имеет значение FALSE (ложь), результатом будет значение FALSE . Синтаксис этой функции таков:

AND (логическое_значение1; логическое_значение2; ...),

где логическое_значение1, логическое_значение2, ... - это oт одного до тридцати проверяемых условий, каждое из которых может иметь значение либо TRUE , либо FALSE .

Функция OR имеет аналогичный синтаксис и ее результатом будет значение TRUE , если хотя бы один аргумент имеет значениеTRUE . Если все аргументы имеют значение FALSE , результатом будет значение FALSE .

Синтаксис функции IF :

IF (лог_выражение;значение_если_истина; значение_если_ложь),

где лог_выражение - это любое значение или выражение, принимающее значение TRUE или FALSE ,

значение_если_истина - это значение, которое будет записано в вычисляемую ячейку, если лог_выражение истинно. Это значение может быть формулой;

значение_если_ложь - это значение, которое будет записано в вычисляемую ячейку, если лог_выражение ложно. Это значение может быть формулой.

Пример. В бюро трудоустройства, где ведутся списки желающих получить работу, поступил запрос. Требования работодателя - образование высшее, возраст не более 35 лет.

Необходимо определить, кто может являться кандидатом.

Для решения данной задачи в ячейку E 2 введена формула = IF (AND (C2="в";D2<=35);"Да";"Нет")


Контрольные вопросы

1.В каком случае нужно применять относительные, а в каком абсолютные ссылки?

4.Назовите математические функции Calc .

5.Как производится суммирование значений диапазона ячеек?

6.Каков синтаксис функции IF ?

Задание

1.Создайте ведомость начисления зарплаты сотрудников лаборатории с учетом ежемесячной индексации 5%, районного коэффициента 20% и подоходного налога 13%.

Надбавка "За районный коэффициент" вычисляется по формуле:

"начислено" * "районный коэффициент".

Подоходный налог вычисляется по формуле:

("начислено" + "за районный коэффициент") * "подоход.налог".

Сумма заработной платы в каждом последующем месяце определяется по формуле:

"начисл. в январе" +"начисл. в январе" * "коэф-т индексации" * ("номер мес." - 1).

2.Заполнение столбцов "За районный коэффициент", "Налог", "Итого к выдаче" проведите с использованием операции копирования. Аналогично проведите заполнение столбца "Фамилия сотрудника" за каждый месяц.

3.Коэффициенты индексации и подоходного налога разместите в отдельных ячейках таблицы и при вводе формул используйте их абсолютные адреса.

4.Измените значения коэффициента индексации (10%) и подоходного налога (10%) и проведите анализ полученных результатов.

5.Вычислите среднюю зарплату за февраль.

6.С помощью функции IF в дополнительный столбец выведите слово “Высокооплачиваемый” для сотрудников с зарплатой выше средней.

Готовимся к ЕГЭ

При работе с электронной таблицей в ячейке В1 записана формула: =$ C $4+ E 2.

Какой вид приобретет формула, после того как ячейку В1 скопируют в ячейку D4?

1) =$ C $4+ G 5

2) =$ C $4+ E 4

3) =$ C $7+ G 5

4) =$ E $4+ E 4

Решение

Когда мы копируем формулу в какую-нибудь другую ячейку, Calc изменяет адресацию в формуле в сторону копирования. В нашем случае копирование происходит вправо на две позиции (от столбца В к столбцу D) и вниз на три позиции (от строки 1 к строке 4), поэтому изменяться должны номера строк и столбцов, и без абсолютной адресации должно было бы получиться =E 7+G 5. Но первый адрес в формуле ($C $4) абсолютный, следовательно, меняться при копировании не будет, а значит, формула после копирования примет вид: =$C $4+G 5. Таким образом, правильный ответ №1.

Визуализация данных

Программа Calc позволяет визуализировать дан­ные, размещенные на рабочем листе, в виде диаграммы. Диаграммы наглядно отображают зависимости между дан­ными, что облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных. Диаграммы могут быть раз­личных типов и представляют данные в различной форме. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.

Типы диаграмм

Линейчатые диаграммы и гистограммы используются для наглядного сравнения величин. В ли­нейчатых диаграммах ширина столбца (а в гистограммах его высота) пропорциональна значению величины. Линейчатые диаграммы и гистограммы могут быть плоскими или объемными.

Пример. Предположим, что мы располагаем данными об объемах продаж четырьмя региональными торговыми организациями.

Для сравнения показателей подразделений друг с другом можно построить гистограмму.

Диаграммы типа линия используютсядля построения графиков функций и отображения изменения величин в зависимости от времени. Маркерами отображаются значения числовой величины, которые соединяются между собой плавными линиями.

Пример. Для сравнения динамики изменения объемов продаж по таблице из предыдущего примера построим линию.

Круговая диаграмма применяется для отображения величин частей некоторого целого. Величина кругового сектора диаграммы пропорциональна значению части. Круговые диаграммы могут быть плоскими или объемными, причем секторы могут быть раздвинуты (разрезанная круговая диаграмма).

Пример . Чтобы наглядно увидеть соотношение объемов продаж в регионах за январь построим круговую диаграмму.

Диаграммы типа область фактически представляют ту же информацию, что и линии. Но при этом они показывают сумму введенных значений и отображают вклад отдельных рядов в об­щую сумму. Главное достоинство этих диаграмм состо­ит в том, что они позволяют увидеть соотношение отдельных со­ставляющих и общего объема.

Пример . Построим диаграмму типа область по данным о продажах в регионах.

Верхняя линия пред­ставляет общий объем продаж по месяцам. Каждая полоса на этой диаграмме - часть от общего объема, которая приходится на один регион. Эта диаграмма позволяет проследить, например, тенденцию к увеличению продаж в целом по всем четырем регионам.

Области более наглядны, чем линии, поскольку они в значительной мере отображают картину в целом, а не от­дельные изменения. С помощью таких диаграмм дости­гаются две цели: визуально представляются зависимости между сериями данных и указываются их точные значения. Эти диа­граммы полезно применять в тех случаях, когда следует обратить внимание получателя информации на потребление или объем продажи, производства и т. п.

Существуют и другие типы диаграмм.

Построение диаграмм

При создании диаграммы, прежде всего, необходимо выделить диапазон ячеек, содержащий исходные данные для ее построения. Диаграммы связаны с исходными данными на рабочем листе и обновляются при обновлении данных на рабочем листе. Выделенный диапазон исходных данных включает в себя ряды данных и категории.

Ряд данных - это множество значений, которые необхо­димо отобразить на диаграмме. На линейчатой диаграмме значения ряда данных отображаются с помощью столбцов, На круговой - с помощью секторов, на линии - точками, имеющими заданные координаты Y.

Категории задают положение значений ряда данных на диаграмме. На линейчатой диаграмме категории являются «подписями» под столбцами, на круговой диаграмме - на­званиями секторов, а на линии категории используются для обозначения делений на оси X. Если диаграмма отображает изменение величины во времени, то категории всегда являются интервалами времени: дни, месяцы, годы и т. д.

Диаграммы могут располагать­ся как на отдельных листах, так и на листе с данными (внедренные диаграммы). Область диаграммы кроме обязательной области построения диаграммы может содержать названия оси категорий и оси значений, заголовок диаграммы и легенду.

Область построения диаграммы является основным объ­ектом в области диаграммы, так как именно в ней произво­дится графическое отображение данных. В линейчатых диа­граммах можно изменять цвет столбцов, в круговых - цвет секторов, в линиях - форму, размер и цвет маркеров и соединяющих их линий.

Линейчатые диаграммы и линии содержат ось катего­рий (ось X ) и ось значений (ось У ), формат которых можно изменять (толщину, вид и цвет линий). Важнейшим параметром осей является шкала , которая определяет минимальное и максимальное значения оси, а также цену основных и промежуточных делений. Рядом с делениями шкалы по оси категорий размещаются названия категорий, а рядом с делениями шкалы по оси значений - значения ряда данных. В круговых диаграммах названия категорий и значения ряда данных отображаются рядом с секторами диаграммы.

Для более точного определения величины столбцов ли­нейчатой диаграммы и положений маркеров линии можно использовать горизонтальные и вертикальные линии сетки. Основные линии сетки продолжают основные деления шка­лы, а промежуточные линии - промежуточные деления шкалы.

Название диаграммы и названия осей можно переме­щать и изменять их размеры, а также можно изменять тип шрифта, его размер и цвет.

Легенда содержит названия категорий и показывает ис­пользуемый для их отображения цвет столбцов в линейча­тых диаграммах, цвет секторов - в круговых диаграммах, форму и цвет маркеров и линий - на линиях. Легенду можно перемещать и изменять ее размеры, а также можно изменять тип используемого шрифта, его размер и цвет.

Для построения диаграмм целесообразно для ее использовать Мастер диаграмм . Для этого следует выбрать команду Вставка - Диаграмма... , после чего появится диалоговое окно.

На этом этапе можно выбрать тип диаграммы, в наибольшей степени соответствующий целям анализа.

Следующий этап заключается в выборе или уточнении диапазона данных, используемых для построения диаграммы.

На третьем шаге можно добавить или удалить ряды данных, а также настроить диапазоны данных для каждого ряда и категорий.

На заключительном, четвертом этапе можно выбрать дополнительные объекты для включения в состав диаграммы и задать некоторые их характеристики и содержание надписей.

Если свойства объектов, включенных в диаграмму, которая построена таким образом, не устраивает пользователя, то ее следует изменить. Для этого следует, дважды щелкнув левой клавишей мыши на диаграмме, перейти в режим правки. Затем, щелкнув правой клавишей на нужном объекте (легенде, области построения диаграммы, заголовке диаграммы и т.п.), выбрать из контекстного меню команду Свойства объекта… .


Контрольные вопросы

1.Какие типы диаграмм Вы знаете?

2.В каком случае лучше использовать гистограмму, в каком - круговую диаграмму, а в каком - линию?

3.Охарактеризуйте объекты диаграммы – категории, ряды данных, легенду.

Задание

1. Создайте новую книгу.

2. Сохраните ее в личной папке под именем Диаграммы .

3. Изучите справочные данные по работе с диа­граммами.

4. На Листе 1 создайте гистограммы по данным таблицы, ис­пользуя в качестве рядов данных: а) столбцы; б) строки.

7. Сохраните изменения в файле.

8. По этим же данным постройте линию, используя в каче­стве рядов данных столбцы.

9. По данным таблицы создайте круговую диаграмму, отобра­жающую долю каждого цикла дисциплин в общем объеме време­ни теоретических занятий.

10. Присвойте Листу 1 название Диаграммы.

11. Сохраните изменения в файле.

Готовимся к ЕГЭ

Из демо-версии ЕГЭ-2008.

Дан фрагмент электронной таблицы

После выполнения вычислений была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A 2:D 2. Укажите получившуюся диаграмму.

Решение

Сначала надо вычислить по приведенным формулам значения ячеек из интервала A 2:D 2:

A2 = C1 – B1 = 4 – 3 = 1

B2 = B1 – A2*2 = 3 – 1*2 = 1

C2 = C1/2 = 4/2 = 2

D2 = B1 + B2 = 3 + 1 = 4

Теперь проверяем диаграммы на соответствие.

В первой диаграмме значения таковы: 1, 1, 2, 3 – не подходит.

Во второй: 1, 1, 3, 3 – не подходит.

В третьей: 2, 2, 1, 1 – не подходит.

В четвертой: 1, 1, 2, 4 – подходит.

Таким образом, правильный ответ №4.

Практическая работа

Задание 1.

1. Откройте программу OpenOffice.org Calc/Электронные таблицы (Приложения - Офис - OpenOffice.org Calc/Электронные таблицы).

2. Создайте таблицу по образцу:

№ п/п

Фамилия

Имя

Алгебра

Геометрия

Физика

Информатика

Иванов

Петр

Петров

Петр

Иваненко

Петр

Петренко

Виктор

Иваничев

Алексей

Петриков

Алексей

3. Отформатируйте данные в таблице:

а) Все "пятерки" выделите красным цветом. Для этого:

выделите все ячейки с "пятерками": нажмите клавишу CTRL и, держа ее нажатой, щелкайте мышью на каждой ячейке с "пятеркой";

на панели инструментов Форматирование выберите пиктограмму Цвет шрифта и задайте цвет Красный.

б) Все "четверки" выделите синим цветом. Выделение происходит аналогичным способом

в) Все "тройки" выделите зеленым цветом. Выделение происходит аналогичным способом

г) Названия столбцов таблицы (№ п/п, фамилия, имя, названия предметов, рейтинг) оформите полужирным начертанием и примените выравнивание по центру. Для этого:

  1. выделите соответствующий блок ячеек;
  2. на панели инструментов Форматирование выберите начертание шрифта - Полужирный и выравнивание - По центру

д) Выделите таблицу светло-желтым цветом и задайте для нее границу. Для этого:

  1. выделите таблицу (как блок ячеек);
  2. на панели инструментов Форматирование выберите пиктограмму Границы, а в открывшемся меню - пиктограмму Все границы.

4. Сохраните таблицу в личной папке под именем Проба

5. Результат покажите учителю.

Задание 2.

  1. Создайте новую таблицу (Приложения>Офис>OpenOffice.org Calc)
  2. Заполните таблицу по образцу:

Ячейки D2:D6 содержат формулу - > Цена за единицу + 12% от Цена за единицу <; пример: (=B2+(B2*12%)
ячейки F2:F6 содержат формулу -
> Стоимость товара * Количество<

  1. Сохраните таблицу в личной папке под именем Техника
  2. Результат покажите учителю.

Предварительный просмотр:

Практическое задание «Форматирование, копирование, перемещение данных».

Задание 1.

  1. Создайте рабочую книгу с именем «Практическая №2».
  2. Переименуйте листы: Задание 1, Задание 2 и т.д.
  3. На листе Задание 1 введите приведенный ниже текст, а затем отформатируйте символы в ячейках по образцу, используя вкладку Гарнитура . (Кегль, начертание и цвет шрифта удобно менять кнопками на панели Форматирование.)

Образец:

Задание 2.

  1. Перейдите на лист Задание 2 . Ведите, начиная с ячейки А1 , числа, приведенные в левом столбце таблицы (см. ниже). Затем примените к ячейкам числовые форматы, указанные в правом столбце.

В результате ваши данные должны выглядеть как числа в среднем столбце таблицы:

  1. Введите в диапазон ячеек F7:F11 числа 1,2; 10,25; 178,675; 14563,452; 48947,1123.
  2. Примените к заполненному диапазону Оптимальная ширина.
  3. Заполните вправо этими же числами еще четыре столбца и примените к ним Оптимальная ширина.
  4. Подберите к столбцам форматы таким образом, чтобы получить таблицу, аналогичную образцу:

Задание 3.

  1. Перейдите на лист Задание 3. Пользуясь меню Формат/Ячейки…, Формат ячеек/Обрамление, установите для произвольной группы ячеек границы по образцу:
  1. Поместите в каждую ячейку диапазона C5:F5 слово «день».
  2. С помощью вкладки Выравнивание установите для всех ячеек направление текста согласно образцу. Углы поворота можно устанавливать, перемещая зеленую метку в поле Направление текста или указывая значение угла поворота на счетчике Наклон, град.

Образец:

Задание 4.

  1. Создайте лист Задание 4 . Введите в ячейку В2 слова «Буфер обмена». Измените кегль на 14, а начертание - полужирный курсив. Зафиксируйте ввод данных.
  2. Скопируйте содержимое ячейки В2 в буфер обмена при помощи комбинации клавиш Ctrl+Insert .
  3. Вставьте содержимое буфера обмена последовательно в ячейки A3, С3, D2 при помощи комбинации клавиш Shift+Insert .
  4. Выделите столбцы A, B, C, D . Примените Оптимальная ширина столбцов:

Задание 5.

  1. Создайте лист Задание 5 . Введите поочередно в первую строку (начиная с ячейки А1 ) числа 10, 20, 30, 40, 50. Введите поочередно в первый столбец (начиная с ячейки А2 ) числа 20, 30, 40, 50. Установите для заполненных ячеек Оптимальную ширину.
  2. Любым известным вам способом выделите блок ячеек В1:В2 . Подведите указатель мыши к границе этого блока, нажмите. Указатель мыши помечается маленьким «плюсиком».Получается Автозаполнение .

Перетащите рамку блока на ячейки В3:В4 .

  1. Повторите эту операцию для соседних столбцов по образцу:
  1. Перейдите в ячейку В1 . Выберите команду Вставка/Столбцы . И так для ячеек D1, F1, H1 .
  2. Выделите ячейку А2 . Выберите команду Вставка/Строки . И так для ячеек А4, А6, А8 .
  3. Закрасьте пустые ячейки любым цветом фона в шахматном порядке по образцу:

Предварительный просмотр:

Практическое задание №3.

Абсолютные, относительные и смешанные ссылки.

Задание 1.

  1. Откройте электронную таблицу. Присвойте первому листу имя Задача 1.
  2. Оформите на листе расписание школьных звонков:
  1. в первый диапазон В3:В10 введите номера уроков с помощью последовательности;
  2. в диапазон Е3:Е9 вручную введите продолжительность перемен между уроками;
  3. в ячейку F3 введите продолжительность урока;
  4. в ячейку С3 введите время начала первого урока;
  5. в ячейки D3 и С4 введите формулы и скопируйте их нужное число раз.

Образец:

  1. Определите свой возраст в каждом из годов с 1995 по 2011 . (Год рождения указывается в ячейке С20 .)

Образец:

Задание 2.

  1. Присвойте второму листу имя Задача 2 .
  2. Подготовьте таблицу для определения стоимости подписки на 2-6 месяцев для различных газет и журналов. (Исходной для расчета является стоимость подписки для каждого издания на один месяц, которая указана в ячейках В4:В8 .)

Образец:

Стоимость подписки

Количество месяцев

Название издания

Аргументы и факты

33,60 р.

Известия

162,50 р.

ТВ-парк

68,90 р.

Спорт-экспресс

132,60 р.

Даша

70,72 р.

  1. Создайте таблицу, с помощью которой можно, задавая показания счетчика электроэнергии, определять ее расход и сумму оплаты. Тариф (стоимость 1 Квт/ч электроэнергии)примите равным 1 руб. 35 коп. и задайте его в ячейке D20 .

Образец:

Задание 3.

  1. Присвойте третьему листу имя Задача 3 .
  2. Создайте таблицу сложения для первой десятки чисел. Формулу введите только в ячейку В2 , а затем распространите ее на остальные ячейки диапазона B2:J10 .

Получаемый результат:

  1. Составьте таблицу, содержащую все двузначные числа, по следующему правилу: в столбце А указано количество десятков, в строке 1 — количество единиц числа. Двузначные числа получить формулой, растянутой на весь диапазон:
  1. Создайте в ячейках В25:К33 таблицу квадратов двузначных чисел. Требуемую формулу введите в ячейку В25, а затем распространите ее на остальные ячейки указанного диапазона.

Получаемый результат:

Задание 4.

  1. Создайте лист с именем Расчет.
  2. Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал 8 километров. В каждый последующий день он увеличивал пробег на 10% от пробега предыдущего дня. Определите общий пробег легкоатлета за первые два, три,…, десять тренировок. Значения получите путем копирования формулы, введенной только в одну из ячеек.

Образец:

  1. Девушка открыла счет банке, вложив 5000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 0,6% от имеющейся суммы. Определите сумму вклада за первый месяц, 2 первых месяца,…, за 12 первых месяцев. Значения получите путем копирования формулы, введенной только в одну из ячеек.

Образец:

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа

Обработка данных, применение итоговых функций и построение экспериментального графика в OpenOffice Calc

Цель работы: Овладеть навыками работы с программой, изучить итоговые функции и научиться проектировать рабочие книги для вычислений.

  1. Запустите программу Open Office Calc (Электронная таблица).
  2. Дважды щелкните на ярлычке текущего рабочего листа « Лист1 » и присвойте листу имя Данные.
  1. Сделайте текущей ячейку А1 , введите в нее заголовок Результаты измерений .
  2. Введите 5 произвольных чисел (от -100 до 100) в последовательные ячейки столбца А , начиная с ячейки А2 .
  3. Введите в ячейку В1 строку Удвоенное значение .
  4. В ячейку С1 поместите строку Квадрат значения .
  5. Введите в ячейку D1 строку Квадрат следующего числа .
  6. В ячейку В2 введите формулу =2*A2 (буквы должны быть латинские и заглавные! )
  7. В ячейку С2 =A2*A2
  8. Введите в ячейку D2 формулу =B2+C2+1 .
  9. Выделите протягиванием ячейки В2, С2 и D2 : наведите указатель мыши на маркер заполнения в правом нижнем углу рамки, охватывающей выделенный диапазон. Нажмите левую кнопку мыши и перетащите этот маркер, чтобы рамка охватила столько строк в столбцах В , С и D сколько имеется чисел в столбце А .
  10. Убедитесь, что формулы автоматически модифицируются так, чтобы работать со значением ячейки в столбце А текущей строки.
  11. Измените одно из значений в столбце А и убедитесь, что соответствующие значения в столбцах В , С и D в этой же строке были автоматически пересчитаны.
  12. Введите в ячейку Е1 строку Масштабный множитель .
  13. Поместите в Е2 число 5.
  14. Введите в ячейку F1 строку Масштабирование .
  15. Введите в ячейку А2 формулу =А2*Е2 .
  16. Используйте метод автозаполнения, чтобы скопировать эту формулу в ячейки столбца А , соответствующие заполненным ячейкам столбца А .
  17. Убедитесь, что результат масштабирования оказался неверным. Подумайте, почему это произошло? Исправьте формулу таким образом, чтобы она работала верно.
  18. Сделайте текущей следующую свободную ячейку в столбце А .
  19. Щелкните по кнопке Вставка функции на стандартной панели
  20. В списке Категория выберите пункт Статистические .
  21. В списке Функция выберите функцию AVERAGE -> кнопку Далее -> выделите диапазон всех значений колонки A - >и щелкните по кнопке ОК .
  22. Используя порядок действий, описанный в пп. 21 - 23, вычислите минимальное число в заданном наборе (функция MIN ), максимальное число (MAKS ), количество элементов в наборе (COUNTA ).
  23. Выберите неиспользуемый рабочий лист и переименуйте его как Обработка эксперимента .
  1. В столбец А , начиная с ячейки А1 , введите произвольный набор значений (10 значений) независимой переменной .
  2. В столбец В , начиная с ячейки В1 , введите произвольный набор значений функции (например, возведение значения из ячейки A в куб, квадрат; умножение на 2, вычитание 5 и т.д.).
  3. Методом протягивания выделите все заполненные ячейки столбцов А и В .
  4. Выделите все значения A1:B10
  5. Щелкните Вставка -> Диаграмма на панели инструментов.
  1. В списке Тип диаграммы выберите пункт Диаграмма XY . В палитре Вид выберите пункт Линии и точки, отметьте флажок Сглаживание лини . Щелкните по кнопке Далее .
  1. Так как диапазон ячеек был выделен заранее, Мастер диаграмм автоматически определяет расположение рядов данных. Убедитесь, что данные на диаграмме выбраны правильно. Щелкните по кнопке Далее .
  2. Ряды данных оставьте без изменения. Щелкните по кнопке Далее .
  3. Во вкладке Элементы диаграмм в заголовке введите название диаграммы: Экспериментальные точки . Где Ось X введите значения A , где Ось Y - значения B. Установите флажок: Показать легенду Снизу. Поставьте флажок У становить сетку: Ось X, Ось Y. Щелкните по кнопке Готово .
  1. Рассмотрите построенную диаграмму и щелкните на кривой, чтобы выделить ряд данных.
  2. На вкладке Линия откройте палитру Цвет и выберите красный цвет. В списке Стиль выберите Тонкий пунктир 2 .
  3. На панели Значок кликните на кнопку Выбор->символы ->выберите в списке треугольный маркер .
  1. Щелкните по кнопке ОК , снимите выделение с ряда данных и посмотрите, как изменился вид графика.

Качественная глажка современными утюгами требует использования функции отпаривания. После применения отпаривания, внутри утюга образуется накипь, которую нужно убирать. Для этого есть функция самоочистки утюга. Она существенно продлевает срок жизни бытового прибора.

Какой бы аккуратной ни была эксплуатация электроприбора, дольше прослужит он только если проводить регулярную чистку. Не имеет значения какую воду вы заливаете резервуар, все равно накипь будет образовываться. Есть несколько видов самоочистки и у каждой свои особенности.

Calc clean

Это небольшая кнопка на электроприборах, выпускаемых компанией Philips. Она запускает возможность самоочищения, которая сопровождается несколькими действиями. Применяется в приборах фирмы филипс, борк, редмонд, ровента.

Self clean

Эта функция возможна если есть фильтр самоочистки. Self clean расположен между насосом и резервуаром для воды на утюге. Опция нужна для уменьшения появления накипи при паровыделении. Она присутствует в моделях фирмы бош и браун.

Anti calc

Это означает использование противоизвестковых кассет или стержня. Они очищают жидкость при глажке. Стержень или кассеты устанавливают на переключателе, который отвечает за подачу пара. Anti calc удерживает соли кальция и магния от попадания в воду, которая применяется для образования пара. Они установлены в устройствах компании тефаль, браун, Moulinex.

Как правильно пользоваться

Очистить утюг от накипи можно народными методами. Однако проще и быстрее можно избавиться от загрязнений приборов с функциями самоочистки . Прежде чем чистить электроприбор, ознакомьтесь с инструкцией. Она подскажет, как выполнить все действия правильно.

В супермаркетах есть электроприборы, внутри которых расположены картриджи. Они смягчают воду, которую наливают в резервуар. Таким способом можно снизить количество накипи, которое возникает при глажке.

Однако есть группа рассматриваемых бытовых приборов, которые не имеют внутри таких картриджей. У них чистка происходит за счет кнопки calc clean.

Как пользоваться Calc Clean

В электроприборах компании Philips легко проводить очистку.

Последовательность действий:

  • Заполните емкость жидкостью до максимальной отметки. Не добавляйте никаких средств очистки.
  • Прибор включите в розетку. Выставите на нем самую высокую температуру.
  • Дождитесь полного нагревания.
  • Поднесите прибор над раковиной и нажмите клавишу calc clean.

Электроприбор нужно двигать, чтобы накипь равномерно выходила из него вместе с паром.

Можно выполнить все вышеописанные действия еще раз, чтоб убедиться, что электроприбор полностью чист. Затем его рабочую поверхность протирают насухо и приступают к глажке.

Как пользоваться опцией Self Clean

Чтобы пользоваться этой опцией нужно выполнить действия:

  • Налейте в емкость для жидкости дистиллированную воду.
  • Подключите устройство к сети. Выставьте на нем наивысшую температуру.
  • Нагрейте до максимума и держите над раковиной. Периодически встряхивайте и нажимайте на кнопку самоочистки.

Для качественной очистки, нужно иногда чистить сам фильтр. Его вытаскивают из утюга и замачивают в уксусе или лимонной кислоте хотя бы на 30 минут. Потом промывают чистой водой.

Как пользоваться стержнем Anti Calc

Его достаточно периодически вытаскивать из устройства и погружать в стакан с водой. В стакан добавляют 20 мл уксуса или пол чайной ложки лимонной кислоты. Через 15 минут его промывают чистой водой и устанавливают назад.

Чтобы реже вытаскивать картриджи и стержни из электроприборов или пользоваться функцией самоочищения, в резервуар заливают дистиллированную или фильтрованную воду. Химические средства или дополнительные компоненты в емкость добавлять не нужно. Иначе при испарении мелкие частицы попадут в отверстия на рабочей поверхности утюга и застрянут в них.

Помните, если хорошо ухаживать за прибором, он прослужит долго. Среди всех описанных средств, проще всего пользоваться calc clean, потому что здесь нет съемных элементов, которые время от времени также нужно чистить. Если этого не делать, процесс самоочистки будет менее эффективным.




Top