Архитектурный паттерн MVC. Удобный подход к веб-разработке: Модель MVC

SRC:
O’Rеillу. ActionScript 3.0 Design Patterns.
Глава 12. Model-View-Controller Pattern.


Что такое шаблон Модель-Представление-Контроллер?

«Модель-Представление-Контроллер» (Model-View-Controller, MVC) - это составной шаблон, или несколько шаблонов, работающих совместно для реализации сложных приложений. Наиболее часто этот шаблон используется для создания интерфейсов приложений, и как следует из названия, состоит из трех элементов:

Модель (Model)
Содержит данные и логику приложения для управления состоянием этого приложения

Представление (View)
Реализует пользовательский интерфейс и состояние приложения, наблюдаемые на экране

Контроллер (Controller)
Обрабатывает действия пользователя, влияющие на состояние приложения.

Мощь шаблона MVC напрямую обуславливается разделением этих трех элементов с целью избежать пересечений зон ответственности каждого из них. Давайте посмотрим, за что отвечает каждый из элементов.

Модель

Модель отвечает за управление состоянием приложения. Логика приложения в модели представлена двумя важными задачами: модель отвечает на запросы относительно состояния приложения, и выполняет действия в ответ на запрос об изменении состояния.

Представление

Представление - это внешний облик приложения. Пользователь взаимодействует с приложением через Представление. Приложение может содержать несколько Представлений, которые могут быть как механизмом ввода, так и механизмом вывода. Например, в портативном цифровом плеере, таком как iPod, экран устройства будет Представлением. Кнопки плеера также считаются Представлением. Экран показывает название и продолжительность песни, изображение обложки альбома, и прочее, что соотносится с текущим состоянием устройства. Представление не обязательно должно быть видимым. В портативном плеере музыка, которая играет в наушниках, также является Представлением. Например, нажатие кнопки может вызвать некоторую слышимую ответную реакцию в виде щелчка в наушниках. Изменение громкости также отражается по каналу аудио-выхода. Слышимая ответная реакция связана с состоянием приложения.

Контроллер

Хотя термин Контроллер неявно подразумевает интерфейс, посредством которого управляется приложение, в шаблоне MVC Контроллер не содержит никаких элементов пользовательского интерфейса. Как говорилось выше, элементы пользовательского интерфейса, которые обеспечивают ввод, относятся к компоненту Представление. Контроллер же определяет, как Представления отзываются на ввод пользователя.

Допустим, наш цифровой плеер имеет кнопки Громче и Тише в Представлении. Громкость звука является переменной состояния. Модель будет отслеживать эту переменную, чтобы менять значение этой переменной в соответствии с логикой приложения. Если значение громкости звука проградуировать от 0 до 10, Контроллер определит, насколько нужно прибавить или убавить звук при одиночном нажатии на одну из этих кнопок. Поведение может сообщить Модели, что нужно увеличить громкость на 0,5 или на 0,1, или любое другое значение, как задано программно. В таком ключе, Контроллер - это специфичные реализации, которые определяют, каким образом приложение ответит на ввод пользователя.

Хотя каждый элемент в триаде MVC имеет отдельную и уникальную зону ответственности, они не функционируют в изоляции. На самом деле, с тем чтобы составить шаблон MVC, каждому элементу следует коммуницировать с остальными. Что это значит, мы рассмотрим ниже.

Взаимодействие элементов MVC

Каждый элемент в шаблоне MVC общается с остальными весьма специфичными способами. Коммуницирование реализуется последовательностью событий, которые обычно запускаются взаимодействием пользователя с приложением. Последовательность событий выглядит так:

  1. Пользователь взаимодействует с элементом интерфейса (например, нажимает на кнопку в Представлении).
  2. Представление отсылает событие нажатия Контроллеру, чтобы решить, как это нажатие обработать.
  3. Контроллер меняет Модель на основе того, что он решил относительно нажатия кнопки.
  4. Модель информирует Представление о том, что состояние Модели изменилось.
  5. Представление читает информацию о состоянии в Модели и самостоятельно видоизменяется.

Это очень простая схема того, как взаимодействуют элементы MVC. В некоторых случаях Контроллер может просто указать Представлению чтобы оно изменилось. Это единственный случай, когда изменения в Представлении становятся необходимыми из-за действий пользователя и не требуют изменений в Модели, а просто приводят к одним только визуальным изменениям. Например, вспомните о том, как пользователь выбирает песню на цифровом плеере. Он выбирает песню из списка кнопками прокрутки. Представление должно сообщить Контроллеру, что нажаты кнопки Листать вверх или Листать вниз, но Контроллеру не нужно информировать об этом Модель. Он напрямую говорит Представлению прокрутить список песен в нужном направлении. Такое действие пользователя не требует изменений в Модели. Однако, когда пользователь выберет песню из списка и запустит её на воспроизведение, Контроллер изменит Модель, чтобы отразить это изменение в значении воспроизводимой в данный момент песни.

Кроме того, изменения в Модели не всегда инициируются действиями пользователя. Модель может обновиться сама, основываясь на неких событиях. Возьмем, например, индикатор стоимости акций. Модель не связана с текущей стоимостью акций. Однако, стоимость сама по себе меняется, и Модель может установить таймер, чтобы периодически получать обновленные данные от веб-сервиса. И тогда, всякий раз, как только Модель обновит свои данные о стоимости акций, она проинформирует Представление о том, что состояние изменилось.

Другой особенностью шаблона MVC является то, что каждая такая Модель может иметь более одного Представления, ассоциированного с ней. Например, в нашем портативном плеере установки громкости могут быть отображены на дисплее с помощью индикатора уровня. А кроме того, уровень звука на аудио-выходе соотносится с громкостью звука в наушниках. И дисплей, и звук в наушниках являются Представлениями состояния устройства.

Взгляните на Рисунок 12-1 и обратите внимание на направление стрелок. Они показывают, кто инициирует взаимодействие между элементами. Для того, чтобы один MVC-элемент смог сообщаться с другим, ему нужно знать о нем и владеть ссылкой на этот элемент.

Думайте о Модели, Представлении и Контроллере как о трех разных классах. Давайте посмотрим, каким классам нужно иметь ссылки на остальные классы:

Представление
Ему нужно иметь ссылку и на Модель, и на Контроллер

Контроллер
Ему необходимо владеть ссылкой на Модель

Мы начали с того что заявили, что MVC – это составной шаблон, который объединяет несколько шаблонов. Вам, должно быть, интересно, какие шаблоны вошли в данный составной шаблон. Или, точнее, чем они могут быть представлены? Главным преимуществом использования шаблона MVC является возможность разъединять его на составляющие три элемента. Это позволяет нам увязать несколько Представлений с одной Моделью, заменять Модели и Контроллеры, не затрагивая другие элементы. Но некоторые элементы в триаде MVC должны поддерживать ссылки на остальные элементы, а также поддерживать активный обмен данными между ними. Как мы можем назвать такое разделение? Это имеет отношение к паттернам Observer (Обозреватель) , Strategy (Стратегия) и Composite (Компоновщик) .

Внедрение шаблонов в MVC

Как мы уже рассмотрели, Модель может быть ассоциирована с несколькими Представлениями. В MVC Модели нужно информировать все связанные с ней Представления о происходящих изменениях. К тому же, это нужно делать без знания специфичных подробностей относительно Представлений, и даже без информации о том, скольким Представлениям следует измениться. Эта задача лучше всего решается применением реализации шаблона Обозреватель (см. Главу 8).

Каждая Модель может иметь несколько Представлений, с ней связанных. Так же, Представления могут быть сложными, с несколькими окнами или панелями, внутри которых находятся другие элементы пользовательского интерфейса. Например, такие элементы интерфейса как кнопки, текстовые поля, списки, ползунки и т.п. могут быть сгруппированы в панель с закладками, а панель в свою очередь может быть частью окна наравне с другими панелями. Каждая кнопка или группа кнопок может быть Представлением. То же самое с коллекцией текстовых полей. Представляется полезным обращаться с панелью или окошком, которые содержат коллекции простых Представлений, таким же образом, как мы обращаемся с любыми другими Представлениями. Именно здесь использование шаблона Компоновщик сэкономит нам много сил (см. Главу 6). Почему реализация шаблона Компоновщик столь полезна в данном контексте? Если Представления могут быть вложенными, а они таковы, если созданы с применением шаблона Компоновщик, процесс обновления упрощается. Событие обновления автоматически обойдет все потомственные Представления. Создание сложных Представлений становится проще, когда нет необходимости рассылать индивидуальные сообщения об обновлении каждому вложенному Представлению.

Представления ограничивают свою деятельность лишь внешним представлением состояния Модели. Они передают события пользовательского интерфейса Контроллеру. Поэтому, Контроллер – это в большей степени алгоритм того, как обработать пользовательский ввод в конкретном Представлении. Такое делегирование инкапсулирует реализацию того как конкретный элемент пользовательского элемента ведет себя в условиях изменения Модели. Мы может довольно просто заменить один Контроллер для одного и того же Представления, чтобы получить другое поведение. Это идеальный контекст для реализации щаблона Стратегия.

Минималистичный пример шаблона MVC

Этот простой пример отслеживает нажатия клавиш. Когда нажимается очередная клавиша, это приводит к изменению Модели и информированию Представления о необходимости обновиться. Представление задействует стандартное окно вывода Output во Flash, чтобы поместить туда код символа, который ввел пользователь. Код символа - это числовое значение символа в кодовой таблице текущей раскладки. Этот пример объясняет, каким образом шаблоны Обозреватель, Стратегия и Компоновщик интегрированы в MVC.

Модель как Конкретный Субьект в шаблоне Обозреватель

Взаимоотношения между Моделью и Представлением - это связь между Субъектом и Обозревателем (См. Главу 8). Модель должна реализовать интерфейс Субъекта, который является частью шаблона Обозреватель. К счастью, ActionScript 3.0 имеет встроенные классы, уже реализующие этот принцип, используя модель событий ActionScript чтобы информировать Обозревателей об изменениях.

Класс EventDispatcher в ActionScript 3.0

Класс EventDispatcher снабжен интерфейсом IEventDispatcher. Наравне с другими методами, интерфейс IEventDispatcher определяет следующие методы, необходимые для субъекта в шаблоне Обозреватель. (См. документацию по AS3 для подробной информации о всех параметрах методов).

addEventListener(type :String , listener:Function , useCapture:Boolean = false , priority:int = 0 , useWeakReference:Boolean = false ) :void removeEventListener(type :String , listener:Function , useCapture:Boolean = false ) :void dispatchEvent(event:Event) :Boolean

Чтобы Модель могла выступить в качестве Конкретного Субъекта в шаблоне Обозреватель, необходимо реализовать интерфейс IEventDispatcher. Однако, самый простой способ для определенного пользовательского класса заполучить способность распространять события – это наследовать от класса EventDispatcher.

Обозреватель регистрирует методы слушателя, чтобы получать уведомлении от объектов EventDispatcher, методом addEventListener().

Модель

Наша Модель сохраняет код символа, соответствующий нажатой клавише, в свойстве. Необходимо реализовать сеттер и геттер, чтобы стало возможным Представлению и Контроллеру получить доступ к этому свойству и изменять его. Давайте определим для нашей Модели (Пример 12-1).

Пример 12-1. IModel.as

package { import flash.events .* ; public interface IModel extends IEventDispatcher { function setKey(key :uint) :void ; function getKey() :uint; } }

Интерфейс IModel, показанный в Примере 12-1, расширяет интерфейс IEventDispatcher и определяет пару методов для прочтения и установки кода символа последней нажатой клавиши. Поскольку интерфейс IModel расширяет IEventDispatcher, любой класс, реализующий его, должен реализовать все методы, определенные в обоих интерфейсах. Класс Model, показанный в Примере 12-2, реализует интерфейс IModel.

Пример 12-2. Model.as

package { import flash.events .* ; public class Model extends EventDispatcher implements IModel { private var lastKeyPressed:uint=0 ; public function setKey(key :uint) :void { this .lastKeyPressed =key ; dispatchEvent(new Event(Event.CHANGE ) ) ; // распространяется событие } public function getKey() :uint { return lastKeyPressed; } } }

Класс Model расширяет класс EventDispatcher, который уже реализовал интерфейс IEventDispatcher. Обратите внимание, что функция dispatchEvent() вызывается внутри метода setKey(). Она отсылает событие CHANGE всем зарегистрированным обозревателям, как только значение lastKeyPressed изменится внутри метода setKey().

Контроллер как Конкретная Стратегия в шаблоне Стратегия.

Отношения между Контроллером и Представлением можно представить как стратегию и контекст в шаблоне Стратегия. Каждый Контроллер будет конкретной стратегией, реализующей требуемое поведение в рамках интерфейса Стратегии.

Контроллер

В нашем минималистичном примере поведение, требуемое от Контроллера, это всего лишь принятие события о нажатии клавиши. IKeyboardInputHandler - это интерфейс Стратегии (Пример 12-3), где определен единственный метод keyPressHandler().

Пример 12-3. IKeyboardInputHandler.as

package { import flash.events .* ; public interface IKeyboardInputHandler { function keyPressHandler(event:KeyboardEvent) :void ; } }

Конкретным Контроллером будет класс Controller (Пример 12-4), который реализует интерфейс IKeyboardInputHandler.

Пример 12-4. Controller.as

package { import flash.events .* ; public class Controller implements IKeyboardInputHandler { private var model:IModel; public function Controller(aModel:IModel) { this .model =aModel; } public function keyPressHandler(event:KeyboardEvent) :void { model.setKey (event.charCode ) ; // изменяем модель } } }

Обратите внимание, что Контроллер имеет конструктор, который в качестве параметра принимает экземпляр Модели. Это необходимо для того, чтобы Контроллер смог установить связь с Моделью, как это показано на Рисунке 12-1. Поэтому необходимо хранить ссылку на Модель.

Метод keyPressHandler() принимает событие пользовательского интерфейса (в данном случае KeyboardEvent) как параметр, и потом решает как его обработать. В нашем примере он просто устанавливает код нажатой клавиши в Модели.

Представление как Конкретный Обозреватель в шаблоне Обозреватель и Контекст в шаблоне Стратегия

Представление, возможно, наиболее сложный элемент в шаблоне MVC. Он играет роль интегрирующей части в реализации шаблонов как Обозревателя, так и Стратегии, что формирует основу его взаимоотношения с Моделью и Контроллером. Класс View, показанный в Примере 12-5, реализует Представление в минималистичном примере.

Пример 12-5. View.as

package { import flash.events .* ; import flash.display .* ; public class View { private var model:IModel; private var controller:IKeyboardInputHandler; public function View(aModel:IModel,oController:IKeyboardInputHandler,target :Stage ) { this .model =aModel; this .controller =oController; // подписывается на получение уведомлений от Модели model.addEventListener (Event.CHANGE ,this .update ) ; // подписывается на получение нажатий клавиш от сцены target .addEventListener (KeyboardEvent.KEY_DOWN ,this .onKeyPress ) ; } private function update(event:Event) :void { // получение данных от Модели и обновление Представления trace (model.getKey () ) ; } private function onKeyPress(event:KeyboardEvent) :void { // обработка передается в Контроллер (Стратегия) на обработку controller.keyPressHandler (event) ; } } }

Представление нуждается в ссылках на Модель и на Контроллер для взаимодействия с ними, как показано на Рисунке 12-1. И экземпляр Модели, и экземпляр Контроллера передаются Представлению в его конструкторе. К тому же, Представление в нашем примере нуждается в ссылке на сцену (Stage), чтобы зарегистрировать себя как получателя событий нажатия клавиш.

Кроме того что класс View рисует пользовательский интерфейс, он выполняет еще пару важных задач. Он регистрируется у Модели для получения событий об обновлении, и делегирует Контроллеру обработку ввода пользователя. В нашем примере Представление не имеет внешнего видимого присутствия на сцене, но отображает состояние Модели в окне вывода Output. Ему нуждается в получении события нажатия клавиши, и регистрирует метод onKeyPress() для получения события KEY_DOWN от сцены. Вторая задача – это зарегистрировать метод слушателя update() для получения события CHANGE от модели. При получении уведомления об изменении, метод update() прочитывает код последней нажатой клавиши из Модели и печатает его в окне вывода, используя функцию trace().

Построение триады MVC

Мы рассмотрели реализацию каждой из трех составляющих шаблон MVC частей по отдельности. Однако, должен существовать клиент, который инициализирует каждый элемент и построит модель MVC. На самом деле, никакого сложного построения не будет - все что нужно уже сделано при написании классов Модели, Представления и Контроллера. В Примере 12-6 приводится класс Flash-документа, который иллюстрирует элементы MVC.

Пример 12-6. Main.as (основной класс минималистичного примера)

package { import flash.display .* ; import flash.events .* ; /** * Main Class * @ purpose: Document class for movie */ public class Main extends Sprite { public function Main() { var model:IModel=new Model ; var controller:IKeyboardInputHandler=new Controller(model) ; var view:View=new View(model,controller,this .stage ) ; } } }

После того как Модель, Контроллер и Представление инициализированы, они установят связь друг с другом и начнут работать. Нажатие клавиши на клавиатуре приведет к выводу кода соответствующего символа в окне Output.

Вам нужно запретить шорткаты для тестирования нажатий клавиш. В противном случае пользовательский интерфейс Flash перехватит события нажатия клавиш, которые соответствуют шорткатам. Чтобы запретить шорткаты, выберите Disable Keyboard Shortcuts из меню Control во время выполнения ролика.

Обратите внимание, что экземпляр Модели передается Контроллеру. Подобным образом экземпляры Модели и Контроллера передаются Представлению. Мы можем просто заместить существующие Модель и Контроллер другими, при условии, что они реализуют интерфейсы IModel и IKeyboardInputHandler. Дополнительные Представления также могут быть безболезненно добавлены прямо в отношения Субъект-Обозреватель между Моделью и Представлением. Модель ничего не знает о Представлениях, так как это забота Представления - зарегистрировать себя в качестве слушателя уведомлений об изменении Модели. Это большой плюс шаблона MVC; Модель, Представление и Контроллер разделены, слабо связаны, что придает гибкости в их использовании.

Вложенные Представления и узлы шаблона Компоновщик

Как вы помните, Представление, возможно, самый сложный элемент в триаде MVC, поскольку в контексте MVC он задействован как в реализации шаблона Обозреватель, так и в Стратегии. Наши элементы Представления способны быть более сложными, поскольку могут реализовать третий шаблон - Компоновщик (см. примеры шаблона Компоновщик в Главе 6). Реализация Представлений как элементов шаблона Компоновщик позволяет разобраться со сложными пользовательскими интерфейсами, которые содержат множественные Представления. Вложение Представлений превносит некоторые преимущества в процесс обновления пользовательского интерфейса, так как обновления могут распространяться по ветвям структурного дерева составного Представления. Также составные Представления могут добавлять и удалять вложенные Представления, основываясь на режиме работы приложения и пользовательских настройках. Хорошим примером сложного интерфейса является панель Properties Inspector в среде разработки Flash. Содержимое Properties Inspector зависит от контекста, и элементы интерфейса появляются и исчезают в зависимости от того, какой объект выделен на сцене.

Компонент и составное Представление

Первым шагом будет создание компонента и составных классов для Представления. Эти классы должны быть описаны как абстрактные, должны быть подклассами и не должны порождать экземпляры, как показано в Примере 12-7.

Пример 12-7. ComponentView.as

package { import flash.errors .IllegalOperationError ; import flash.events .Event ; import flash.display .Sprite ; public class ComponentView extends Sprite { { protected var model:Object ; protected var controller:Object ; public function ComponentView(aModel:Object ,aController:Object =null ) { this .model =aModel; this .controller =aController; } public function add (c:ComponentView) :void { throw new IllegalOperationError("add operation not supported" ) ; } public function remove(c:ComponentView) :void { throw new IllegalOperationError("remove operation not supported" ) ; } public function getChild(n:int ) :ComponentView { throw new IllegalOperationError("getChild operation not supported" ) ; return null ; } // АБСТРАКТНЫЙ метод(должен быть замещен в классе-потомке) public function update(event:Event=null ) :void { } } } }

Класс ComponentView из Примера 12-7 определяет абстрактный интерфейс для Представления компонента. Это похоже на класс классического компонента из Главы 6, но с несколькими ключевыми отличиями. Класс ComponentView хранит ссылку на Модель и Представление, и содержит конструктор. Не все Представления обрабатывают ввод пользователя, и компонентное Представление может быть сконструировано с простой передачей экземпляра Модели. Поэтому параметр aController принимает в конструкторе значение null по умолчанию. Также обратите внимание, что класс ComponentView унаследован от класса Sprite. Это логично, поскольку большинство Представлений рисуют пользовательский интерфейс на сцене. Мы можем использовать свойства и методы, реализованные в классе Sprite, для рисования и добавления объектов в список отображения.

Метод update() должен вести себя как абстрактный метод. Дочерние Представления, являющиеся потомками ComponentView, должны заместить и реализовать метод update(), чтобы уметь обновлять свою часть пользовательского интерфейса. По этой причине методу передается параметр типа Event. Этот параметр также по умолчанию установлен в null, что позволяет вызывать update() без передачи события как параметра. Такой подход полезен, когда изначально отрисованный пользовательский интерфейс находится в своем состоянии по умолчанию, и наш следующий пример иллюстрирует это.

Класс CompositeView расширяет ComponentView и замещает методы, которые отвечают за дочерние Представления.

Пример 12-8. CompositeView.as

package { import flash.events .Event ; // АБСТРАКТНЫЙ класс (от него нужно наследовать, не создавая экземпляра данного класса) public class CompositeView extends ComponentView { private var aChildren:Array ; public function CompositeView(aModel:Object ,aController:Object =null ) { super (aModel,aController) ; this .aChildren =new Array ; } override public function add (c:ComponentView) :void { aChildren.push (c) ; } override public function update(event:Event=null ) :void { for each (var c:ComponentView in aChildren) { c.update (event) ; } } } }

Обратите внимание на замещаемую (override) функцию update() класса CompositeView в Примере 12-8. Она вызывает метод update у всех дочерних классов. Поэтому, вызов функции update() в корне структуры составного Представления приведет к распространению обновления по структуре и обойдет дерево компонента, обновляя все Представления. Давайте расширим классы CompositeView и ComponentView, и создадим структуру Представлений, чтобы посмотреть как это работает

Концепция MVC (Model-View-Controller: модель-вид-контроллер) очень часто упоминается в мире веб программирования в последние годы. Каждый, кто хоть как-то связан с разработкой веб приложений, так или иначе сталкивался с данным акронимом. Сегодня мы разберёмся, что такое - концепция MVC, и почему она стала популярной.

Древнейшая история

MVC — это не шаблон проекта, это конструкционный шаблон, который описывает способ построения структуры нашего приложения, сферы ответственности и взаимодействие каждой из частей в данной структуре.

Впервые она была описана в 1979 году, конечно же, для другого окружения. Тогда не существовало концепции веб приложения. Tim Berners Lee (Тим Бернерс Ли) посеял семена World Wide Web (WWW) в начале девяностых и навсегда изменил мир. Шаблон, который мы используем сегодня, является адаптацией оригинального шаблона к веб разработке.

Бешеная популярность данной структуры в веб приложениях сложилась благодаря её включению в две среды разработки, которые стали очень популярными: Struts и Ruby on Rails. Эти две среды разработки наметили пути развития для сотен рабочих сред, созданных позже.

MVC для веб приложений

Идея, которая лежит в основе конструкционного шаблона MVC, очень проста: нужно чётко разделять ответственность за различное функционирование в наших приложениях:

Приложение разделяется на три основных компонента, каждый из которых отвечает за различные задачи. Давайте подробно разберём компоненты на примере.

Контроллер (Controller)

Контроллер управляет запросами пользователя (получаемые в виде запросов HTTP GET или POST, когда пользователь нажимает на элементы интерфейса для выполнения различных действий). Его основная функция — вызывать и координировать действие необходимых ресурсов и объектов, нужных для выполнения действий, задаваемых пользователем. Обычно контроллер вызывает соответствующую модель для задачи и выбирает подходящий вид.

Модель (Model)

Модель - это данные и правила, которые используются для работы с данными, которые представляют концепцию управления приложением. В любом приложении вся структура моделируется как данные, которые обрабатываются определённым образом. Что такое пользователь для приложения — сообщение или книга? Только данные, которые должны быть обработаны в соответствии с правилами (дата не может указывать в будущее, e-mail должен быть в определённом формате, имя не может быть длиннее Х символов, и так далее).

Модель даёт контроллеру представление данных, которые запросил пользователь (сообщение, страницу книги, фотоальбом, и тому подобное). Модель данных будет одинаковой, вне зависимости от того, как мы хотим представлять их пользователю. Поэтому мы выбираем любой доступный вид для отображения данных.

Модель содержит наиболее важную часть логики нашего приложения, логики, которая решает задачу, с которой мы имеем дело (форум, магазин, банк, и тому подобное). Контроллер содержит в основном организационную логику для самого приложения (очень похоже на ведение домашнего хозяйства).

Вид (View)

Вид обеспечивает различные способы представления данных, которые получены из модели. Он может быть шаблоном, который заполняется данными. Может быть несколько различных видов, и контроллер выбирает, какой подходит наилучшим образом для текущей ситуации.

Веб приложение обычно состоит из набора контроллеров, моделей и видов. Контроллер может быть устроен как основной, который получает все запросы и вызывает другие контроллеры для выполнения действий в зависимости от ситуации.

Разберём пример

Предположим, нам надо разработать онлайновый книжный магазин. Пользователь может выполнять следующие действия: просматривать книги, регистрироваться, покупать, добавлять пункты к текущему заказу, создавать или удалять книги (если он администратор). Давайте посмотрим, что произойдёт, когда пользователь нажмёт на категорию фэнтези для просмотра названий книг, которые имеются в нашем магазине.

У нас есть определённый контроллер для обработки всех действий, связанных с книгами (просматривать, редактировать, создавать и так далее). Давайте назовем его books_controller.php в нашем примере. Также нам нужна модель, например, book_model.php , которая обрабатывает данные и логику, связанные с позицией в магазине. В заключение, нам нужно несколько видов для представления данных, например, список книг, страница для редактирования и так далее.

Следующий рисунок показывает, как обрабатывается запрос пользователя для просмотра списка книг по теме фэнтези :

Контроллер (books_controller.php) получает запрос пользователя (запрос HTTP GET или POST). Мы можем организовать центральный контроллер, например, index.php, который получает запрос и вызывает books_controller.php.

Контроллер проверяет запрос и параметры, а затем вызывает модель(book_model.php), запрашивая у неё список доступных книг по теме фэнтези .

Модель получает данные из базы (или из другого источника, в котором хранится информация) , применяет фильтры и необходимую логику, а затем возвращает данные, которые представляют список книг .

Контроллер использует подходящий вид для представления данных пользователю . Если запрос приходит с мобильного телефона, используется вид для мобильного телефона; если пользователь использует определённое оформление интерфейса, то выбирается соответствующий вид, и так далее.

В чем преимущества?

Самое очевидное преимущество, которое мы получаем от использования концепции MVC — это чёткое разделение логики представления (интерфейса пользователя) и логики приложения.

Поддержка различных типов пользователей, которые используют различные типы устройств является общей проблемой наших дней. Предоставляемый интерфейс должен различаться, если запрос приходит с персонального компьютера или с мобильного телефона. Модель возвращает одинаковые данные, единственное различие заключается в том, что контроллер выбирает различные виды для вывода данных.

Помимо изолирования видов от логики приложения, концепция MVC существенно уменьшает сложность больших приложений. Код получается гораздо более структурированным, и, тем самым, облегчается поддержка, тестирование и повторное использование решений.

А зачем использовать рабочую среду?

Когда вы используете рабочую среду, базовая структура MVC уже подготовлена, и вам остаётся только расширить структуру, размещая ваши файлы в соответствующих директориях для соответствия шаблону MVC. Кроме того, у вас будет набор функций, которые уже написаны и хорошо протестированы.

Рассмотрим cakePHP в качестве примера рабочей среды MVC. После установки у вас будет три основных директории:

  • cake/
  • vendors/

Папка app является местом размещения ваших файлов. Это место для разработки вашей части приложения.

В папке cake размещаются файлы cakePHP (функциональность рабочей среды).

Папка vendors служит для хранения библиотек PHP сторонних разработчиков.

Ваше рабочее пространство (директория app) имеет следующую структуру:

  • app/
    • config/
    • controllers/
    • locale/
    • models/
    • plugins/
    • tests/
    • vendors/
    • views/
    • webroot/

Вам нужно размещать ваши контроллеры в директории controllers , модели в директории models и виды в директории views !

Как только вы начнёте использовать рабочую среду, то сразу станет ясно, где размещается практически любая часть вашего приложения, которую надо создать или модифицировать. Такая организация сама по себе значительно упрощает процесс разработки и поддержки приложения.

Использование рабочей среды для нашего примера

Так как данный урок не имеет целью показать процесс создания приложения с помощью cakePHP, то мы покажем только код для модели, контроллера и вида с комментариями о преимуществах использования рабочей среды MVC. Код специально упрощён и непригоден для использования в реальном приложении.

Помните, мы рассматривали книжный магазин и любопытного пользователя, который хотел увидеть полный список книг по теме фэнтези . Контроллер получал запрос пользователя и координировал необходимые действия.

Итак, как только пользователь нажимает кнопку, браузер запрашивает данный url:

Www.ourstore.com/books/list/fantasy

CakePHP форматирует URL по шаблону /controller/action/param1/param2 , где action - это функция, которая вызывается контроллером. В старом классическом виде url будет выглядеть так:

Www.ourstore.com/books_controller.php?action=list&category=fantasy

Контроллер

В рабочей среде cakePHP, наш контроллер будет выглядеть так:

class BooksController extends AppController {

Function list($category) {

$this->set("books", $this->Book->findAllByCategory($category));

Function add() { ... ... }

Function delete() { ... ... }

... ... } ?>

Просто, не так ли?. Данный контроллер будет сохранен как books_controller.php и размещён в /app/controllers . Он содержит список функций, которые выполняют действия для нашего примера, а также другие функции для выполнения связанных с книгами операций (добавить новую книгу, удалить книгу, и так далее).

Рабочая среда предоставляет нам множество готовых решений и нужно только сформировать список книг. Есть базовый класс, в котором уже определено базовое функционирование контроллера, таким образом, надо унаследовать свойства и функции этого класса (AppController является наследником Controller ).

Все что нужно сделать в списке действий — вызвать модель для получения данных и затем выбрать вид для представления их пользователю. Вот как это делается.

this->Book - это наша модель, и часть кода:

$this->Book->findAllByCategory($category)

сообщает модели, что нужно вернуть список книг по выбранной теме (мы рассмотрим модель позже).

Метод set в строке:

$this->set("books", $this->Book->findAllByCategory($category));

Контроллер передаёт данные виду. Переменная books принимает данные, возвращённые моделью, и они становятся доступными для вида.

Теперь остаётся только вывести на экран вид, но эта функция выполняется автоматически в cakePHP, если мы используем вид по умолчанию. Если мы хотим использовать другой вид, то надо явно вызвать метод render .

Модель

Модель даже ещё проще:

class Book extends AppModel {

Почему она пустая? Потому что она является наследником базового класса, который обеспечивает необходимую функциональность и нам нужно использовать соглашение об именах в CakePHP для того, чтобы рабочая среда выполняла все другие задачи автоматически. Например, cakePHP известно на основании имени, что данная модель используется в BooksController , и что она имеет доступ к таблице базы данных с именем books.

С таким определением у нас будет модель, которая может только читать, удалять или сохранять данные в базе данных.

Код сохраняем как book.php в папке /app/models .

Вид

Все, что нам нужно теперь сделать — это создать вид (по крайней мере, один) для списка действий. Вид будет иметь код HTML и несколько (как можно меньше) строк кода PHP для организации цикла по массиву книг, которые предоставляется моделью.












Название Автор Цена

Как можно заметить, вид создаёт не полноценную страницу, а лишь фрагмент HTML (таблицу в данном случае). Потому, что CakePHP обеспечивает другой способ для определения шаблона страницы, и вид вставляется в данный шаблон. Рабочая среда также обеспечивает нас некоторыми вспомогательными объектами для выполнения общих задач во время создания частей HTML страницы (вставка форм, ссылок, Ajax или JavaScript).

Сохраняем вид как list.ctp (list — это имя действия, а ctp означает шаблон CakePHP) в папке /app/views/books (потому, что это вид для действия контроллера).

Вот так выполняются все три компонента с помощью рабочей среды CakePHP!

Что такое MVC?

Итак, MVC - это про пользовательский интерфейс (UI). Не обязательно графический, голосовое управление тоже годится. Не забудем, что программа может не иметь пользовательского интерфейса, может иметь программный интерфейс (API) или вообще никакого не иметь и всё ещё быть полезной.

Но если у нас есть пользователь, значит должен быть пользовательский интерфейс. Что же такое интерфейс? Это смежная граница между двумя системами. В нашем случае: с одной стороны - программа, с другой - пользователь. Вот они.

Программа совершенно абстрактная, любой предметный код. Она умеет делать что-то полезное, и у пользователя есть нужды, которые можно удовлетворить с помощью этой программы. Тогда появляются кусочки логики, которые «знают», как, используя эту программу, сделать непосредственно то, что хочет пользователь. Кусочки - не предметные, предметная логика в программе. Они больше относятся к пользователю с его конкретными потребностями, и представляют собой комбинации вызовов и обращений к программе.

Юзкейсы

В качестве примера представьте терминал для торговли на бирже. Пользователь терминала выставляет заявку, в которой указывает, что он хочет купить акции компании «Светлый путь» в количестве 20 штук по цене 1500 рублей за акцию. Также указывает, что заявка действительна в течение четырёх часов, и с какого из его счетов списать деньги, в случае успешной сделки.

Ощутимое количество атрибутов. Проходит некоторое время, и он понимает, что по такой цене купить не удастся и готов поднять цену до 1550 рублей, оставив все остальные значения. Тогда он выбирает эту заявку, нажимает кнопку «изменить», указывает новую цену, да. Это удобно.

Но на бирже нельзя изменить заявку, в предметной области нет такого понятия. Заявку можно только выставить и отменить. Чтобы дать пользователю возможность в один клик менять заявку, надо запоминать старые значения, снимать заявку, давать редактировать то, что запомнили, и выставлять новую заявку. Такая комбинация. Но для пользователя она выглядит как одно простое действие: изменение заявки. Это называется - use case.

Дополним нашу диаграмму местом под юзкейсы.

Ещё пользователю надо дать возможность дёргать эти юзкейсы и получать результат. Это могут быть кнопки и другие графические элементы ввода-вывода, жесты, распознавание и синтез речи. Любой вариант обмена данными и командами. Вуаля:

Пользователь дёргает какой-то из юзкейсов, который, в свою очередь, производит манипуляции над программой. Программа публикует результат или изменения в её состоянии.

Так где же тут все-таки MVC?

Все, что осталось - это только раздать знакомые имена образовавшимся компонентам.

Когда модель публикует изменения, её не волнует для кого, она ничего не знает про View. Вместо или вместе со View на том конце может быть другая подсистема.

Теперь немного частностей.

Это был классический вариант MVC - Active Model. Бывает и так, что модель не оповещает об изменениях. Тогда эту обязанность берёт на себя контроллер. Он знает, какие манипуляции производит над моделью, и, очевидно, знает, какие изменения в состоянии модели могут последовать. Это Passive Model.

И ещё один момент. Деление кода на предметный и не предметный - условное и зависит от того, насколько педантично мы хотим смоделировать предметную область. Иногда это рациональное решение - включить какой-то юзкейс в модель. Возможно, это уменьшит количество кода в целом и упростит его.

За материал благодарим нашего подписчика Станислава Ильичева

В этой статье мы напишем «каркас» нашего проекта. Под словом «каркас» я подразумеваю рабочий код, который будет иметь в своей основе MVC подход, то есть будет иметь четкое разделение логики на контролеры, экшены, шаблоны (представления) и модели.

И так начнем, как я уже писал в предыдущей статье, паттерн MVC подразумевает одну точку входа – index.php, через это скрипт будут проходить все запросы, через него будет работать вся логика проекта. Для того чтобы реализовать такой подход необходимо настроить сервер, подразумевается, что сайт работает на сервере apache, поэтому нам достаточно создать файл.htaccess, в котором мы укажем правила маршрутизации URL. Помимо определения точки входа, маршрутизация позволяет создавать ЧПУ(человеко-понятные урлы). То есть после правильной настройки, адреса страниц буду выглядеть вот так site.ru/article/new.
Для начала, давайте составим.htaccess, который перенаправит обработку всех страниц на скрипт index.php. Код выглядит вот так:

RewriteEngine on RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-d RewriteRule ^(.*)$ index.php?route=$1

Файл.htaccess должен лежать в корневой папке сайта, тут же необходимо создать скрипт index.php, который является точкой входа. Давайте запишем в index.php одну строку, для проверки работы перенаправления:

Echo "test";

Теперь можно проверять работу перенаправления, введите любой адрес и посмотрите, что получиться: test-mvc.web/sdf/sdf/ или test-mvc.web/sdf/sdf/2342/не важно, на экране в любом случае, должно появиться «Test». Если Вы увидели эту надпись, значит, у нас все получилось.
Продолжим, давайте для удобства создадим в корне сайта файл config.php, в котором будем задавать различные константы, облегчающие своим существование настройку сайта. Это могут быть различные пути к скриптам, подступы к базе данных и так далее. Сейчас в конфиге давайте зададим следующее:

// Задаем константы: define ("DS", DIRECTORY_SEPARATOR); // разделитель для путей к файлам $sitePath = realpath(dirname(__FILE__) . DS); define ("SITE_PATH", $sitePath); // путь к корневой папке сайта // для подключения к бд define("DB_USER", "root"); define("DB_PASS", ""); define("DB_HOST", "localhost"); define("DB_NAME", "blog_mvc");

Для того, чтобы константы и другие данные конфига мы могли использовать во всем проекте, в файле index.php необходимо подключить скрипт config.php.
Помимо подключения файла с настройками, в index.php нужно создать подключение к базе данных, подключить скрипт с ядром сайта и запустить роутер, в котором будет происходить маршрутизация.
Теперь по порядку, создание соединения с базой данных будет находиться в index.php для того, чтобы соединение открывалось только один раз. Единожды открыв соединение, мы сможем использовать его во всех контроллерах и моделях, но об этом чуть позже. Сейчас просто создадим соединение с базой. Для работы с бд я решил использовать PDO. Подробнее почитать про PDO можно .
Ядро сайта расположим в папке core и назовем скрипт core.php, тут мы напишем функцию, которая будет сама подключать, необходимы для работы классы. Такая функция очень облегчит и упростит нам работу с контролерами, моделями и тд. Поскольку, забегая вперед скажу, что каждый контролер и каждая модель будут представлять собой отдельный класс.
Помимо авто подключения классов, добавим в ядро создания хранилища (реестра), в котором будем хранить все необходимые объекты и переменные, которые могут пригодиться в любом месте проекта.
Роутер тоже подключим в индексном файле, он будет анализировать URL и подключать необходимый контроллер и экшен. Что такое контролер я писал в предыдущей статье, а информацию про экшен я пропустил умышленно, не став нагружать лишней информацией. Так что же такое экшен?
Контролер это класс, в котором заключены различные методы, при MVC подходе каждый метод будет являться экшеном. То есть экшен(action) – это метод класса, который будет обрабатывать данные и передавать их в представление (в шаблон). Может быть, пока не совсем понятно, но после примера все станет на свои места.
На данном этапе теории достаточно, давайте перейдем к практике. Приведу код файлов, работу которых, я описывал выше.
Код скрипта index.php:

// включим отображение всех ошибок error_reporting (E_ALL); // подключаем конфиг include ("/config.php"); // Соединяемся с БД $dbObject = new PDO("mysql:host=" . DB_HOST . ";dbname=" . DB_NAME, DB_USER, DB_PASS); // подключаем ядро сайта include (SITE_PATH . DS . "core" . DS . "core.php"); // Загружаем router $router = new Router($registry); // записываем данные в реестр $registry->set ("router", $router); // задаем путь до папки контроллеров. $router->setPath (SITE_PATH . "controllers"); // запускаем маршрутизатор $router->start();

Скрипт core.php:

// Загрузка классов "на лету" function __autoload($className) { $filename = strtolower($className) . ".php"; // определяем класс и находим для него путь $expArr = explode("_", $className); if(empty($expArr) OR $expArr == "Base"){ $folder = "classes"; }else{ switch(strtolower($expArr)){ case "controller": $folder = "controllers"; break; case "model": $folder = "models"; break; default: $folder = "classes"; break; } } // путь до класса $file = SITE_PATH . $folder . DS . $filename; // проверяем наличие файла if (file_exists($file) == false) { return false; } // подключаем файл с классом include ($file); } // запускаем реестр (хранилище) $registry = new Registry;

Класс хранилища Registry.php, будет находиться в папке /classes/

// Класс хранилища Class Registry { private $vars = array(); // запись данных function set($key, $var) { if (isset($this->vars[$key]) == true) { throw new Exception("Unable to set var `" . $key . "`. Already set."); } $this->vars[$key] = $var; return true; } // получение данных function get($key) { if (isset($this->vars[$key]) == false) { return null; } return $this->vars[$key]; } // удаление данных function remove($var) { unset($this->vars[$key]); } }

Код файла router.php, который находиться в папке /classes/

// класс роутера Class Router { private $registry; private $path; private $args = array(); // получаем хранилище function __construct($registry) { $this->registry = $registry; } // задаем путь до папки с контроллерами function setPath($path) { $path = trim($path, "/\\"); $path .= DS; // если путь не существует, сигнализируем об этом if (is_dir($path) == false) { throw new Exception ("Invalid controller path: `" . $path . "`"); } $this->path = $path; } // определение контроллера и экшена из урла private function getController(&$file, &$controller, &$action, &$args) { $route = (empty($_GET["route"])) ? "" : $_GET["route"]; unset($_GET["route"]); if (empty($route)) { $route = "index"; } // Получаем части урла $route = trim($route, "/\\"); $parts = explode("/", $route); // Находим контроллер $cmd_path = $this->path; foreach ($parts as $part) { $fullpath = $cmd_path . $part; // Проверка существования папки if (is_dir($fullpath)) { $cmd_path .= $part . DS; array_shift($parts); continue; } // Находим файл if (is_file($fullpath . ".php")) { $controller = $part; array_shift($parts); break; } } // если урле не указан контролер, то испольлзуем поумолчанию index if (empty($controller)) { $controller = "index"; } // Получаем экшен $action = array_shift($parts); if (empty($action)) { $action = "index"; } $file = $cmd_path . $controller . ".php"; $args = $parts; } function start() { // Анализируем путь $this->getController($file, $controller, $action, $args); // Проверка существования файла, иначе 404 if (is_readable($file) == false) { die ("404 Not Found"); } // Подключаем файл include ($file); // Создаём экземпляр контроллера $class = "Controller_" . $controller; $controller = new $class($this->registry); // Если экшен не существует - 404 if (is_callable(array($controller, $action)) == false) { die ("404 Not Found"); } // Выполняем экшен $controller->$action(); } }

Теперь необходимо создать папки для хранения контроллеров, шаблонов и моделей – в корне создадим три папки controllers, views и models. И создадим несколько тестовых файлов /controllers/index.php, /views/index/index.php и /models/model_users.php, а теперь заполним файлы:
Для контроллера:

// контролер Class Controller_Index Extends Controller_Base { // шаблон public $layouts = "first_layouts"; // экшен function index() { $model = new Model_Users(); $userInfo = $model->getUser(); $this->template->vars("userInfo", $userInfo); $this->template->view("index"); } }

Для отображения(/views/index/index.php)

Test view
id:
name:

И модель:

// модель Class Model_Users{ public function getUser(){ return array("id"=>1, "name"=>"test_name"); } }

Как вы могли заметить, класс контролера наследуется от родительского класса Controller_Base. Это сделано, для того, чтобы упростить класс контролера. Поскольку нам еще необходимо подключать класс для работы с шаблонами, его подключение вынесено в Controller_Base.
Приведу его код, он расположен в папке /classes/ и называется controller_base.php:

// абстрактый класс контроллера Abstract Class Controller_Base { protected $registry; protected $template; protected $layouts; // шаблон public $vars = array(); // в конструкторе подключаем шаблоны function __construct($registry) { $this->registry = $registry; // шаблоны $this->template = new Template($this->layouts, get_class($this)); } abstract function index(); }

Теперь осталось только разобраться с шаблонами. В абстрактном классе Controller_Base мы вызываем класс Template и передаем ему имя шаблона и имя контроллера.
Код класса Template, который лежит тут /classes/ и называется template.php

// класс для подключения шаблонов и передачи данных в отображение Class Template { private $template; private $controller; private $layouts; private $vars = array(); function __construct($layouts, $controllerName) { $this->layouts = $layouts; $arr = explode("_", $controllerName); $this->controller = strtolower($arr); } // установка переменных, для отображения function vars($varname, $value) { if (isset($this->vars[$varname]) == true) { trigger_error ("Unable to set var `" . $varname . "`. Already set, and overwrite not allowed.", E_USER_NOTICE); return false; } $this->vars[$varname] = $value; return true; } // отображение function view($name) { $pathLayout = SITE_PATH . "views" . DS . "layouts" . DS . $this->layouts . ".php"; $contentPage = SITE_PATH . "views" . DS . $this->controller . DS . $name . ".php"; if (file_exists($pathLayout) == false) { trigger_error ("Layout `" . $this->layouts . "` does not exist.", E_USER_NOTICE); return false; } if (file_exists($contentPage) == false) { trigger_error ("Template `" . $name . "` does not exist.", E_USER_NOTICE); return false; } foreach ($this->vars as $key => $value) { $$key = $value; } include ($pathLayout); } }

Если вы внимательно прочитали код, то наверняка поняли, что для отображения на страницах у нас используется шаблон first_layouts и вьюха(отображение) index.php – ее код я приводил чуть выше. Все что нам осталось, это создать файл шаблона first_layouts. Расположим его в папке /views/layouts/first_layouts.php
Шаблон будет содержать вот такой код:

header

footer

Вот и все, на этом создание «каркаса» закончено. Сейчас у нас получилась самая простая структура, использующая в своей основе паттерн MVC. В этой статье я не стал затрагивать работу с базой данных, только вскользь упомянул ее, поскольку статья и так получилась большая. Непосредственно работу с базой данных я опишу в следующей статье.
На этом статья закончена, скачать исходники можно архивом .

Добрый день, уважаемые коллеги. В этой статье я бы хотел рассказать о своем аналитическом понимании различий паттернов MVC, MVP и MVVM. Написать эту статью меня побудило желание разобраться в современных подходах при разработке крупного программного обеспечения и соответствующих архитектурных особенностях. На текущем этапе своей карьерной лестницы я не являюсь непосредственным разработчиком, поэтому статья может содержать ошибки, неточности и недопонимание. Заинтригованы, как аналитики видят, что делают программисты и архитекторы? Тогда добро пожаловать под кат.

Ссылки
Первое, с чего я бы хотел начать - это ссылки на внешние материалы, которыми я руководствовался в процессе написания этой статьи:
Введение
Во времена, когда солнце светило ярче, а трава была зеленее, на тот момент команда студентов, как автор этой статьи, разрабатывали программное обеспечение, писав сотни строк кода непосредственно в интерфейсе продукта. Иногда использовались сервисы и менеджеры для работы с данными и тогда решение получалось с использованием паттерна Document-View. Поддержка такого кода требовала колоссальных затрат, т. к. нового разработчика надо обучить (рассказать), какой код за что в продукте отвечает, и ни о каком модульном тестировании и речи не было. Команда разработки - это 4 человека, которые сидят в одной комнате.
Прошло время, менялась работа. Разрабатываемые приложения становились больше и сложнее, из одной сплоченной команды разработчиков стало много разных команд разработчиков, архитекторов, юзабилистов, дизайнеров и PMов. Теперь каждый ответственен за свою область: GUI, бизнес-логика, компоненты. Появился отдел анализа, тестирования, архитектуры. Стоимость разработки ПО возросла в сотни и даже тысячи раз. Такой подход к разработке требует наличие стойкой архитектуры, которая бы синхронизировала разные функциональные области продукта между собой.
Паттерны
Учитывая цель уменьшения трудозатрат на разработку сложного программного обеспечения, предположим, что необходимо использовать готовые унифицированные решения. Ведь шаблонность действий облегчает коммуникацию между разработчиками, позволяет ссылаться на известные конструкции, снижает количество ошибок.
По словам Википедии , паттерн (англ. design pattern) - повторимая архитектурная конструкция, представляющая собой решение проблемы проектирования в рамках некоторого часто возникающего контекста.

Начнем с первого главного – Model-View-Controller. MVC - это фундаментальный паттерн, который нашел применение во многих технологиях, дал развитие новым технологиям и каждый день облегчает жизнь разработчикам.

Впервые паттерн MVC появился в языке SmallTalk. Разработчики должны были придумать архитектурное решение, которое позволяло бы отделить графический интерфейс от бизнес логики, а бизнес логику от данных. Таким образом, в классическом варианте, MVC состоит из трех частей, которые и дали ему название. Рассмотрим их:

Модель
Под Моделью, обычно понимается часть содержащая в себе функциональную бизнес-логику приложения. Модель должна быть полностью независима от остальных частей продукта. Модельный слой ничего не должен знать об элементах дизайна, и каким образом он будет отображаться. Достигается результат, позволяющий менять представление данных, то как они отображаются, не трогая саму Модель.

Модель обладает следующими признаками:

  • Модель - это бизнес-логика приложения;
  • Модель обладает знаниями о себе самой и не знает о контроллерах и представлениях;
  • Для некоторых проектов модель - это просто слой данных (DAO, база данных, XML-файл);
  • Для других проектов модель - это менеджер базы данных, набор объектов или просто логика приложения;
Представление (View)
В обязанности Представления входит отображение данных полученных от Модели. Однако, представление не может напрямую влиять на модель. Можно говорить, что представление обладает доступом «только на чтение» к данным.

Представление обладает следующими признаками:

  • В представлении реализуется отображение данных, которые получаются от модели любым способом;
  • В некоторых случаях, представление может иметь код, который реализует некоторую бизнес-логику.
Примеры представления: HTML-страница, WPF форма, Windows Form.
Различия MVP & MVVM & MVP
Наиболее распространенные виды MVC-паттерна, это:
  • Model-View-Controller
  • Model-View-Presenter
  • Model-View-View Model

Рассмотрим и сравним каждый из них.

Model-View-Presenter

Данный подход позволяет создавать абстракцию представления. Для этого необходимо выделить интерфейс представления с определенным набором свойств и методов. Презентер, в свою очередь, получает ссылку на реализацию интерфейса, подписывается на события представления и по запросу изменяет модель.

Признаки презентера:

  • Представление взаимодействует напрямую с презентером, путем вызова соответствующих функций или событий экземпляра презентера;
  • Презентер взаимодействует с View путем использования специального интерфейса, реализованного представлением;
  • Один экземпляр презентера связан с одним отображением.

Реализация:
Каждое представление должно реализовывать соответствующий интерфейс. Интерфейс представления определяет набор функций и событий, необходимых для взаимодействия с пользователем (например, IView .ShowErrorMessage(string msg)). Презентер должен иметь ссылку на реализацию соответствующего интерфейса, которую обычно передают в конструкторе.
Логика представления должна иметь ссылку на экземпляр презентера. Все события представления передаются для обработки в презентер и практически никогда не обрабатываются логикой представления (в т.ч. создания других представлений).

Пример использования: Windows Forms.

Model-View-View Model


Данный подход позволяет связывать элементы представления со свойствами и событиями View-модели. Можно утверждать, что каждый слой этого паттерна не знает о существовании другого слоя.

Признаки View-модели:

  • Двухсторонняя коммуникация с представлением;
  • View-модель - это абстракция представления. Обычно означает, что свойства представления совпадают со свойствами View-модели / модели
  • View-модель не имеет ссылки на интерфейс представления (IView). Изменение состояния View-модели автоматически изменяет представление и наоборот, поскольку используется механизм связывания данных (Bindings)
  • Один экземпляр View-модели связан с одним отображением.

Реализация:
При использовании этого паттерна, представление не реализует соответствующий интерфейс (IView).
Представление должно иметь ссылку на источник данных (DataContex), которым в данном случае является View-модель. Элементы представления связаны (Bind) с соответствующими свойствами и событиями View-модели.
В свою очередь, View-модель реализует специальный интерфейс, который используется для автоматического обновления элементов представления. Примером такого интерфейса в WPF может быть INotifyPropertyChanged.

Пример использования: WPF

Model-View-Controller

Основная идея этого паттерна в том, что и контроллер и представление зависят от модели, но модель никак не зависит от этих двух компонент.

Признаки контроллера

  • Контроллер определяет, какие представление должно быть отображено в данный момент;
  • События представления могут повлиять только на контроллер.контроллер может повлиять на модель и определить другое представление.
  • Возможно несколько представлений только для одного контроллера;

Реализация:
Контроллер перехватывает событие извне и в соответствии с заложенной в него логикой, реагирует на это событие изменяя Mодель, посредством вызова соответствующего метода. После изменения Модель использует событие о том что она изменилась, и все подписанные на это события Представления, получив его, обращаются к Модели за обновленными данными, после чего их и отображают.

Пример использования: MVC ASP.NET

Резюме
Реализация MVVM и MVP-паттернов, на первый взгляд, выглядит достаточно простой схожей. Однако, для MVVM связывание представления с View-моделью осуществляется автоматически, а для MVP - необходимо программировать
MVC, по-видимому, имеет больше возможностей по управлению представлением.
Общие правила выбора паттерна
MVVM
  • Используется в ситуации, когда возможно связывание данных без необходимости ввода специальных интерфейсов представления (т.е. отсутствует необходимость реализовывать IView);
  • Частым примером является технология WPF.
MVP
  • Используется в ситуации, когда невозможно связывание данных (нельзя использовать Binding);
  • Частым примером может быть использование Windows Forms.
MVC
  • Используется в ситуации, когда связь между представление и другими частями приложения невозможна (и Вы не можете использовать MVVM или MVP);
  • Частым примером использования может служить ASP.NET MVC.
Заключение
В заключении, автор этой статьи хотел бы отметить, что строго придерживаться только одному паттерну - не всегда лучший выбор. Например, представьте, что Вы хотели бы использовать MVVM для разработки приложений с использованием Windows Forms через свойство контролов Bindings. Ваша цель - это отделить представление от бизнес логики и логики, которая их связывает. Приложение должно быть легко тестируемым и поддерживаемым, а для аналитиков - понятным (ведь на вопрос «в чем измеряется работа жесткого диска» существует единственный правильный ответ - в Джоулях (абстрактный пример Модели -> Представления)).

Большое спасибо за уделенное время, приятного чтения!




Top