Топ платных CMS-систем. Главное правило при создании Лэндинга

Царь Давид – израильский и иудейский правитель XI – X веков до нашей эры, второй царь израильского народа после Саула.

Согласно Библии, правил сорок лет. Для религиозных людей этот персонаж весьма важен по двум причинам:

  • во-первых, он олицетворяет идеального правителя («добрый и справедливый царь»);
  • во-вторых, из его рода должен выйти «мессия» - спаситель рода человеческого.

По верованиям христиан, мессия уже давно пришёл под именем Иисуса Христа, а согласно иудаизму, он только должен прийти в будущем.

Между тем историчность царя Давида (ок 1035 - 965г до н.э.) , как и многих других библейских персонажей, является дискуссионным вопросом.

Ранние годы

Давид был младшим сыном Иессея – жителя Вифлеема. Всего у Иессея было восемь детей. Молодой Давид был высок, красив, беокур, физически силён, прекрасно играл на музыкальных инструментах и обладал даром красноречия. Его имя переводится как «возлюбленный».

Иессей владел большим стадом, и Давид с юных лет помогал ему в хозяйстве – пас скот. К своему делу он относился с усердием: оберегая скот, он защитил его от нападения льва и медведя.

В это время народом израильским правил царь Саул. Своим поведением он не устроил израильскую общественность, а согласно Библии – ещё и Бога. Поэтому «по велению Бога» пророк Самуил отправился к Давиду и помазал его как будущего царя.

При дворе Саула Помазанник явился во дворец Саула, где начал свою службу. Вначале он был придворным музыкантом и играл специально для царя. Его братья в это время стали военными.

Давид пришёл навестить своих братьев. В то время царь задумал бороться с филистимлянами, и тут будущий преемник решил проявить себя, благо сила у него была большая. Когда филистимлянский гигант Голиаф предложил израильтянам побороться с ним, на бой вышел Давид. Он сразил великана пращой, и Саул окончательно убедился, что такого человека стоит взять во дворец насовсем.

Саул отдал в жены Давиду свою дочь Мелхолу. Народ уважал Давида за силу и бесстрашие, а он продолжал совершать военные подвиги, из-за чего его слава стала больше, чем слава самого Саула. Тогда царь возненавидел его, несколько раз пытался убить, а затем устроил для него гибельное испытание. Давиду пришлось бежать к Самуилу, который укрыл его в пещере.

Затем Давид с мечом Голиафа бежал к филистимлянам. Там он прикинулся безумным, чтобы избежать ареста царских властей. Саул ещё долго преследовал своего соперника, но тот постоянно ускользал. А у Давида несколько раз была возможность убить Саула, но он постоянно отказывался.

Давид – разбойник

Поселившись у филистимлян, он с разрешения их правителя Анхуса занял город Циклаг в пустыне Негев, который превратил в разбойничий притон. Анхус был злейшим врагом израильтян, а взяв на службу Давида, надеется, что новый подданный будет совершать разбои и набеги на израильские племена. Но Давид грабил южные народы амаликитян и, даже, убивал их, чтобы обман не открылся. Часть награбленного отсылал Анхусу.

Давид - царь

Вскоре свершилась война, филистимляне одерживают победу. Убит Саул и его сын Ионофан. Заметим, что Давид дружил с царским сыном и Ионофан не раз прикрывал и спасал его от Саула. Отправившись затем с Анхусом в поход на Израиль, Давид занял город Хеврон, столицу Иудеи, и там местные вожди провозгласили его царём.

Так Иудея отделилась от Израильского царства, в котором новым правителем стал сын Саула Иевосфей. После очередной войны Давид захватил Иерусалим и перенёс свою столицу туда. Новый царь расширял и объединял свое государство довольно успешно. Правил Давид с 1005 по 965г до нашей эры.

Религиозные реформы Давида

Заняв Иерусалим, Давид превратил его в религиозный центр евреев. Однако долгая жизнь в земле филистимлян привели к тому, что новая религиозная традиция отличалась от ортодоксальных еврейских обрядов того времени, что приводило народ в недоумение.

  • На горе Сион Давид поставил Ковчег Завета.
  • Саул учредил музыку и танцы во время богослужений. Будучи музыкантом и поэтом, он сам писал тексты и музыку к обрядам.
  • Духовная власть была подчинена светской; священники были определены судьями и писцами, дабы приносить пользу государству, и два раза в день должны были устраивать богослужения.
  • Он намеревался также построить для «ковчега» специальный дом – Храм, но эту задумку довёл до конца лишь его сын Соломон, поскольку Давид много времени уделял военным походам.

Таким образом, израильская религия обрела первый в своей истории настоящий храм, он же является единственным иудейским храмом вплоть до нашего времени. Ортодоксальные иудеи поначалу подозревали Давида в идолопоклонничестве и человеческих жертвоприношениях, однако, судя по всему, царь до этого не снизошёл и ограничился чисто эстетическими нововведениями.

Читатели нашего журнала уже знакомы с протоиереем Леонидом Грилихесом — ученым-семитологом, заведующим кафедрой библеистики МДА, преподавателем древних восточных языков, поэтом и переводчиком. Продолжая наши беседы о Ветхом Завете, мы поговорим сегодня о Давиде — царе Израиля, псалмопевце, воине, одной из самых замечательных личностей ветхозаветной истории.

— В Ветхом Завете очень много незабываемых людей, ярких, мощных личностей — что отличает Давида от всех прочих, в чем его особенность? Почему именно он, точнее, его голос, его псалмы стали совершенно неотъемлемой частью православного богослужения и нашей христианской жизни?

— Давид — удивительная личность не только в библейской, но и в мировой истории. Во-первых, с его именем связано все, что мы видим сегодня в Иерусалиме. Именно Давид дал Иерусалиму тот духовный толчок, который сделал его священным городом трех религий. В начале X века до Рождества Христова Давид завоевал эту небольшую крепость у подножия горы Сион и сделал ее столицей объединенного под его властью Израиля. И с этого момента началась история Иерусалима как священного города — города, который не только принадлежал царю, но стал местом пребывания Господа. Духовная мощь этого города, мощь, которую и сегодня ощущают все приезжающие в Иерусалим, заквашена на личности Давида.

Во-вторых, к Давиду восходит гимнографическая традиция Церкви. Следует помнить, не все псалмы, содержащиеся в Псалтири, написаны Давидом; но именно Давид — родоначальник такого рода поэзии. Вся библейская поэзия и в конечном счете вся церковная гимнография восходит к песням, которые слагал Давид. Вся она выросла на его слове, на его преданности Богу, доверии к Богу, уверенности, что с Богом он пройдет сквозь стену, если это будет необходимо.

И третье, что особенно важно и что, может быть, важнее всего прочего,— то, что к Давиду восходит мессианская линия; Христос — потомок Давида, еще при жизни царя пророк Нафан сказал ему, что от него произойдет Мессия (см.: 2 Цар. 7 , 14-16). Таким образом, и город, посвященный Богу, и гимнография, обращенная к Богу, и, наконец, сам Господь, воплотившийся и родившийся в роде Давидовом,— все это сходится в одной личности.

— Давид — царь, второй царь в истории Израиля; первый из царей, Саул, оказался недостойным помазания, и его сменил Давид. Кончилась эпоха Судей, началась эпоха Царств. Хотелось бы спросить о духовном смысле царствования, помазания на царство. Почему Господь велит пророку Самуилу дать израильтянам царя, как бы снисходя к их неспособности без царя обойтись? Получается, что это вовсе не великое событие в жизни Израиля, а, наоборот — свидетельство некоего падения, слабости.

— Это действительно совершенно уникальное событие, по своей уникальности оно не уступает единобожию. Во всех восточных и не только восточных религиях царская власть превозносится и обожествляется, и только в Библии говорится, что династическая царская власть — это снисхождение Бога к слабости людей, к их маловерию, малодушию. Обращаясь к пророку Самуилу с просьбой: поставь над нами царя (1 Цар. 8 , 5), израильтяне отвергают судей, которые избирались непосредственно Богом, и хотят иметь более стабильный, как им кажется, институт власти. Господь нисходит к их просьбе (см.: 1 Цар. 8 , 7-9) и в конце концов по Своей милости ставит Израилю такого царя, который сам становится символом преданности Богу. Первый Израильский царь Саул теряет власть именно потому, что не был покорен Богу, он не хочет подчиниться словам пророка Самуила. Но Господь увидел подлинного царя в Давиде, мальчике-пастухе, музыканте, младшем из восьми сыновей Иессея.

— Читая историю Давида (1, 2 и начало 3 книги Царств), мы то и дело видим, что он ведет себя странно и неразумно в глазах современников; нам же эта неразумность все время что-то напоминает. Саул преследует Давида и хочет его убить; Давид же сохраняет его жизнь, отказываясь поднять руку на помазанника Божия, и оплакивает Саула, когда тот погибает. Давид отказывается покарать Семея, публично его, царя, оскорблявшего, потому что Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? (2 Цар. 16, 10). Давид прощает, любит, ждет и наконец оплакивает своего сына Авессалома, хотя тот его предал и хотел убить (см.: 2 Цар. 18)… И все это заставляет нас обратить взор не к Ветхому уже, а к Новому Завету.

— Бог ведь всегда один и тот же. И в Ветхом Завете, и в Новом — один и тот же Бог. Просто люди не одинаково близки или далеки от Него. Новый Завет открывает эпоху предельной близости между Богом и человеком. В Ветхом же Он не открывается в такой полноте. Но в тех, к кому Он приближался, кому открывался — в Аврааме, Иакове, Моисее, Давиде,— мы действительно находим немало новозаветного. Это проблески грядущего Нового Завета. Давид очень мужественный человек, воинственный, он страшен для тех, с кем он воюет, но почему-то мы по сей день читаем: Помяни, Господи, Давида и всю кротость его (Пс. 131 , 1). В чем кротость Давида? В том, что на первом месте у него то, что открывает ему Бог, и вот здесь Давид, действительно, кротчайший человек. Кроток он был — перед словом Божиим, которое было для него непререкаемым указом, даже если никак не сочеталось с его интересами в земном понимании. И именно потому Давид двигался в самом правильном направлении. Заметьте, в отличие от других древних владык, которые видели себя земными богами, Давид всегда знал, что он всего лишь человек. Что дни его — яко цвет сельный (Пс. 102 , 15). Он никогда не надмевался. Не терял правильного, трезвого видения самого себя. Власть и слава меняют человека, много ли найдется в истории человечества людей, способных выдержать испытание властью и славой? Давид — один из немногих.

— Всегда ли, однако, он это выдерживает? А история с Урией Хеттеянином и женой его, Вирсавией (см.: 2 Цар. 11)?

— Давид совершил преступление. И мы должны быть благодарны библейским хронистам, что они так откровенно об этом пишут, не пытаются это замаскировать. Давид взял жену Урии, человека, чье поведение, как оно изображается на страницах Библии, совершенно безупречно и благородно, и кроме того он предельно предан царю Давиду. Но Давид послал Урию на смерть. В этой ситуации Давид выглядит негодяем. Библия показывает нам, как низко он пал. И к нему приходит пророк Нафан (см.: 2 Цар. 12 ) и говорит ему это. И здесь мы снова видим отличие Давида от большинства земных владык, от Иоанна Грозного, например, который убил митрополита Филиппа; Давид готов услышать обличающие его слова, он знает, что голос пророка — это голос Божий. Раскаяние Давида столь же глубоко, сколь и его падение. Потому-то оно и поднимает его оттуда, из бездны, потому-то мы и слышим 50-й псалом каждый день за богослужением. И мы должны извлечь для себя из этой ситуации урок, иначе говоря, вывести для себя такой закон раскаяния: чтобы нас поднять, оно должно быть так же глубоко, как грех в нас.

— Есть такая метафора судьбы и личности Давида: солнце прорывается сквозь плотные тучи то здесь, то там и слепит людей своими лучами. Она отражает истину?

— Давид очень противоречив. И здесь мы вновь должны поблагодарить древнеизраильских хронистов: обычно придворные хроники выглядят совершенно иначе, перечисляют лишь великие заслуги царя. Мы говорили о том, что он отказался покарать Семея, публично его оскорблявшего, но ведь перед смертью своей он все-таки велел Семея казнить (см.: 3 Цар. 2 , 8-9). А Давид эпохи Саула, молодой Давид — это командир такого отряда из беглых людей, по сути, скрывающейся в горах вооруженной банды, и то, что он делает, каким образом он выживает — это очень похоже на современный рэкет, практику «крышевания» богатых людей, вспомним хотя бы историю с Навалом и супругой его Авигеей (см.: 1 Цар. 25 ). Более того, какое-то время Давид служит исконным врагам Израиля филистимлянам, Анхусу, царю Гефскому (см.: 1 Цар. 27 ). Давид вынужден жить по законам того времени, которые, впрочем, мало отличаются от сегодняшних. Но в Давиде при этом бьется совершенно удивительное сердце, в нем живет удивительная душа, нечто такое, что опережает его самого. Бог выбрал Давида, и Давид оказался отзывчивым. Причина его противоречивости — именно в том, что он не тождествен самому себе, в том, что Бог как бы приподнимает его над ним же самим. Люди, которые записали хронику Давидова царствования, это чувствовали, и для них это было наиболее значимым. И это осталось в веках.

— Многим памятны ахматовские строчки: «Во мне печаль, которой царь Давид По-царски одарил тысячелетья». Но ведь он еще и радостью одарил нас по-царски — радостью о Господе…

— Да, действительно, многие псалмы являются выражением радости, ликования, хвалы. Это ликование порой захлестывает Давида. Библия изображает, как, забыв о своем царском достоинстве, Давид плясал перед Ковчегом Завета, когда Ковчег переносили в Иерусалим (см.: 2 Цар. 6 , 5). За что, кстати говоря, он удостоился презрения со стороны своей собственной жены Мелхолы, которая слышит от него ответ: пред Господом играть и плясать буду (2 Цар. 6 , 21).

— Почему Архангел Гавриил предрекает Младенцу Христу престол Давида, отца Его (Лк. 1, 32)? Казалось бы, что общего между престолом (властью) Давида, земного царя, племенного вождя — и Престолом Сына Божия?

— Нужно понимать, что в эпоху Второго Храма сложился особый богословский язык, и выражение «престол Давида» нельзя понимать буквально. Ожидали Мессию из рода Давида. И поэтому выражение «престол Давида» служило указанием на мессианское достоинство.

— Образ царя Давида, по всей видимости, очень много значил для наших предков; храмы Владимирской Руси, Димитриевский собор, Покров на Нерли украшены барельефами царя Давида с псалтирью. Это ведь не случайно?

— В понимании наших предков Давид — это идеальный царь, который, с одной стороны, сохраняет верность Богу, а с другой — объединяет народ. Для князей эпохи разобщенной Руси, для Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, Давид был прежде всего царем-объединителем, ведь под властью Давида объединились два царства, северное и южное. Израиль времен Давида, а затем Соломона был большой, крепкой, мощной империей, объединяющей не только израильские колена, но и соседние племена. Вот почему на западном фасаде Димитриевского собора мы видим у ног Давида двух львов. Князь Всеволод, воспитывавшийся в Греции, мог воспринимать Давида как своего покровителя еще и вот почему: он — младший из сыновей Юрия Долгорукого, от второй уже его жены, и он, тем не менее, был призван на княжение. Поэтому Давид, младший из сыновей Иессеевых, Давид, которому поклонились братья его, много значил для Всеволода. На северном фасаде Димитриевского собора есть еще одно изображение: сидит человек, и на коленях у него маленький мальчик в сапожках, это говорит о княжеском достоинстве, а перед ним еще по два отрока с двух сторон — кланяются ему. По всей видимости, это изображение Иессея и Давида. Для князя Всеволода это было своего рода парадигмой — избранность Богом вопреки человеческим установлениям.

— Почему нет ни одного православного храма, освященного во имя Давида? Ведь память Давида совершается Церковью (10 января), и Псалтирь читается и поется в каждом храме.

— Не знаю. Почему-то нет такой традиции. Я был в Грузии, встречался со Святейшим Патриархом Илией, и первое, что он сказал мне: во всей России нет ни одного храма во имя Давида Псалмопевца, а мы освятили такой храм. Патриарх пригласил меня в этот маленький храм на берегу Куры, чтобы я читал там псалмы на языке Давида — по-древнееврейски.

— Но Вы ведь еще и переводите псалмы на современный русский язык. Зачем это Вам — священнику? Церковный, церковнославянский вариант Вас не удовлетворяет?

— Мне очень нравится, как звучит Псалтирь по-церковнославянски. Этот текст очень удобен для церковной рецитации. И я знаю, что многие, кто читает, особенно кто начинает читать псалмы в церкви, получают огромное удовольствие от этого чтения. Но я думаю, что в первую очередь — именно от звучания. Потому что смысл остается не совсем внятным. Обычно ухо выхватывает отдельное словосочетание или фразу, затем смысл куда-то уходит, отступает, связь теряется, потом опять наше восприятие выхватывает другую фразу… и в итоге у нас в голове сохраняются лишь отдельные предложения, которые только со временем, при наличии постоянной практики чтения Псалтири, может быть, начнут складываться в определенные образы. Я говорю, конечно, о себе, о своем восприятии, но думаю, что нечто подобное ощущают почти все, кто читает церковнославянскую Псалтирь. Что касается Синодального перевода на русский язык — определенно, он яснее передает значение псалмов (хотя надо иметь в виду, что в нем очень много неточных или даже совсем неверных чтений), но тяжеловесность, безыскусность языка, отсутствие даже намека на поэзию (на ту благозвучность, которой отличается наш славянский текст) отпугивают читателя, который каким-то интуитивным образом понимает, что псалмы должны быть поэзией.

Таким образом, славянский текст звучит красиво, но сложен для понимания, а Синодальный перевод хотя и яснее, но не звучит. В своих переводах я пытаюсь соединить две задачи: предельно точно и понятно передать смысл оригинала, но при этом добиться также и красоты звучания, ориентируясь на богатую традицию русской поэзии. Хотя я стараюсь сохранить характерное для библейской поэзии тоническое стихосложение и предпочитаю внутренние рифмы. Конечно, эти переводы не предназначены для чтения за богослужением, но скорее для домашнего чтения, с целью приблизиться к лучшему пониманию богатого мира псалмической поэзии.

Переводы псалмов протоиерея Леонида Грилихеса

Псалом 41

1 Начальнику хора.
Учение сынов Кореевых.

2 Словно лань, что стремится
в долину к воде
Душа моя, Боже, стремится к Тебе.

3 Бога жаждет душа моя —
Бога живого.
Когда же приду и увижу зрак Божий?

4 Слезы мои днем и ночью —
мне хлеб.
Целый день мне твердят:
«Бог твой где?»

5 Но душа моя тает во мне
Лишь припомню, как шел я в толпе
Как вошел я в дом Божий
с поющей толпой
С криком радости и хвалой

6 Почему же поникла душа?
Почему же ты плачешь во мне?
,
Он — моё Божество.

7 Душа моя, Боже, поникла
Потому что я вспомнил Тебя
В земле Иорданской,
На кряжах Хермонских,
С вершины горы Мицар

8 Бездна взывает к бездне,
Струи грохочут Твои,
Все Твои волны и валы
Надо мною прошли.

9 Днем мне Господь явит милость,
Песнь Ему ночью сложу —
Богу жизни моей мольбу —

10 Скале моей, Богу скажу:
Почему позабыл Ты меня?
Почему я под гнетом врага?
Почему я угрюмый хожу?

11 Словно кости ломают мне
Когда дразнят меня враги
Целый день мне твердят:
«Бог твой где?»

12 Почему же поникла, душа
Почему же ты плачешь во мне
Понадейся на Бога, я буду еще
Славословить Его за спасенье своё
Он — моё Божество.

Псалом 42

1 Рассуди меня, Боже,
Мой спор разреши,
От жестоких, от лживых,
От подлых спаси!

2 Боже мой, Ты — опора моя!
Почему Ты покинул меня?
Почему я под гнетом врага?
Почему я угрюмый хожу?

3 Свет Твой и правду пошли,
Пусть направляют меня,
Приведут меня в гору святую Твою,
Туда, где скиния Твоя.

4 И когда я достигну
жертвенник Божий,
Под кифару хвалу я Тебе вознесу,
Богу радости и веселья —
Богу и Божеству.

5 Почему же поникла, душа
Почему же ты плачешь во мне
Понадейся на Бога, я буду еще
Славословить Его за спасенье своё
Он — моё Божество.

найти

Давид

Давид
[По-видимому, «брат отца» или «любимец»]

I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПОМАЗАНИЕ

Давид был младшим из восьми сыновей Иессея – вифлеемлянина из колена Иуды (1Цар 16:1 , 1Цар 16:10 и следующие; 1Пар 2:13-16 ), правнуком Вооза и моавитянки Руфи (Руфь 4:18-22 ). Он был красив, силен, красноречив и хорошо играл на гуслях. Будучи пастухом (он пас овец своего отца), Давид показал себя человеком надежным и смелым (1Цар 16:12,18 ; 1Цар 17:34-36 ), мужем по сердцу Господню (1Цар 13:14 ). Поэтому Бог, отвергнув Саула за непокорность, послал пророка Самуила помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Давида снизошел Дух Божий и почивал на нем (1Цар 16:1-13 ).

II. ПРИ ДВОРЕ САУЛА

Призванный к Саулу, Давид игрой на гуслях отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество. Только после того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов Голиафа и сразил этого тяжеловооруженного филистимского воина пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору (1Цар 16:14 – 1Цар 18:2 ). Как придворный и воин, Давид завоевал дружбу царского сына Ионафана, а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Саула. Это вызвало зависть и ревность царя, так что «с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида» (1Цар 18:7-9 ). Поэтому при очередном нападении злого духа Саул попытался убить Давида. Когда это не удалось, Саул стал действовать более осторожно. Однако хотя он и подверг Давида опасности во время войны с филистимлянами – причем даже использовал чувство своей дочери Мелхолы к юному вождю, чтобы заставить Давида рисковать жизнью, – тот проявил себя человеком храбрым и мужественным (1Цар 18:3-30 ). Теперь Саул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьем, которое царь метнул в Давида, и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Мелхола, вынудили юношу бежать к Самуилу в Раму. При последней встрече Ионафан подтвердил Давиду, что примирение с Саулом невозможно (1Цар 19:1 ; 1Цар 20:1 ).

III. БЕГСТВО И ПРЕБЫВАНИЕ В ПУСТЫНЕ И В ГЕФЕ

Под предлогом исполнения тайного поручения царя Давид получил хлебы предложения и меч от священника Ахимелеха в Номве, а затем бежал к филистимскому царю Анхусу в Геф. Там Давид хотели схватить, и, чтобы спастись, он притворился безумным (1Цар 21:1 ; Пс 33:1 ; Пс 55:1 ). Затем Давид искал убежища в пещере Адолламской, где собрал вокруг себя родственников и множество притесняемых и недовольных; своих родителей он укрыл у моавитского царя. Поспешному бегству Давида и его тщетным попыткам обрести безопасность положило конец Божье повеление, переданное ему через пророка Гада, идти в землю Иуды (1Цар 22:1-5 ). Оттуда Господь, в ответ на вопрос Давида, повел его дальше, на освобождение от филистимлян Кеиля, куда к нему прибыл с ефодом Авиафар, единственный священник из Номвы, спасшийся от мести Саула. Саул услышал о пребывании Давида в Кеиле и начал многолетнее беспощадное преследование соперника (1Цар 23). Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Давид дважды отказался от представившейся возможности убить царя, помазанника Божьего, чтобы не понести за это кары (1Цар 23:1 ; 1Цар 24:1 ; 1Цар 26:1 ). Осознавая возможные последствия (1Цар 27:1 ), Давид с 600 воинами и обеими женами, на которых к тому времени женился (1Цар 25), ушел в Геф. Там он поступил на службу к филистимскому царю Анхусу, который предоставил ему для жительства Секелаг (1Цар 27:2-7 ). В последующие 16 месяцев Бог заставил Давида до конца испить горькую чашу. Он должен был казаться врагом Израиля, не будучи таковым. Поэтому он обманывал Анхуса относительно направления своих разбойничьих набегов и безжалостно убивал, чтобы его ложь не открылась. Завоевав таким образом доверие филистимлянина, Давид вынужден был пойти с войском Анхуса на Израиль, но его и его людей, как потенциальных перебежчиков, отослали по домам (1Цар 27:8 – 1Цар 28:2 ; 29). Обнаружив по возвращении, что Секелаг сожжен, а их жены и дети угнаны в плен, люди Давида взбунтовались и хотели побить его камнями. Тогда Давид сделал то, к чему не прибегал с самого Кеиля: обратился к Господу и получил ответ. Преследуя войско амаликитян, отряд Давида захватил богатую добычу и отбил всех пленных живыми и невредимыми, а имущество в целости и сохранности. Спустя два дня некий амаликитянин принес ему весть о смерти Саула на Гелвуе. Давид горевал до вечера, и его скорбь нашла выход в песне плача, посвященный Саулу и Ионафану. Потом он приказал казнить вестника, сознавшегося в убийстве царя Израиля (2Цар 1).

IV. ЦАРЬ НАД ДОМОМ ИУДЫ В ХЕВРОНЕ

После того как Давид вновь вопросил Господа, он двинулся (возможно с согласия Анхуса) в Хеврон, где колено Иуды помазало его на царство. Однако Авенир, военачальник Саула, воцарил сына последнего, Иевосфея, в Маханаиме, на который не распространялось господство филистимлян, и установил его власть над остальными коленами. В многолетней войне между Иудой и Израилем могущество Давида постоянно возрастало. В Хевроне у него родилось 6 сыновей, в т.ч. Амнон, Авессалом и Адония. Наконец Авенир поссорился с Иевосфеем и вступил в переговоры с Давидом, который прежде всего потребовал вернуть ему его жену Мелхолу. Это было исполнено, но еще до достижения окончательного соглашения Авенир был убит Иоавом, отомстившим за смерть Асаила. Однако вместо того чтобы судить своего племянника Иоава за убийство, царь лишь публично оплакал Авенира, пытаясь таким образом отвести от себя подозрения в подстрекательстве. Когда вскоре после этого двое вениамитян, служивших в войске Иевосфея, убили своего царя и принесли его голову в Хеврон, Давид тотчас же приказал их казнить (2Цар 2-4). После семи лет царствования Давида над домом Иуды путь к заветной власти над всем народом был свободен. Все старейшины Израиля, заранее подготовленные Авениром, явились в Хеврон и помазали Давида на царство (2Цар 5:1-5 ; 1Пар 11:1-3 ; 1Пар 12:23-40 ).

V. ЦАРЬ НАД ИЗРАИЛЕМ В ИЕРУСАЛИМЕ

После воцарения Давид первым делом взял считавшийся неприступным и принадлежащий до того иевусеям Иерусалим и сделал этот город, расположенный на границе между уделами колен Иуды и Вениамина, столицей, так называемой «градом Давидовым» – с военной и политической точки зрения необычайно удачный шаг (не оказывалось предпочтения ни северу, ни Иуде). Давид заново укрепил город, и приказал соорудить там царский дворец, используя труд ремесленников, посланных ему тирским царем. Новые жены и наложницы родили ему новых сыновей и дочерей (2Цар 5:6-16 ; 1Пар 3:4-9 ; 1Пар 14:1-7 ). Как только первые победы обеспечили Давиду внешнеполитическое спокойствие, он начал превращать Иерусалим и в культово-религтозную столицу. Ковчег завета со времени его возвращения из земли Филистимской находился в Кириафиариме (1Цар 7:1 ). Хотя первая попытка перенести ковчег в Иерусалим окончилась неудачей, Давиду все же удалось выполнить эту задачу, и под ликование народа торжественная процессия доставила несомый левитами ковчег в столицу, где он был помещен в заранее устроенную скинию (сравните Пс 23:1 ; Пс 131:1 ). В пути сам царь, облаченный в священническую накидку (ефод), плясал перед ковчегом. Мелхола осудила такое поведение как унижающее достоинство Давида перед народом. В наказание за это с того времени она оставалась бездетной (2Цар 6:1 ; 1Пар 13:1 ; 1Пар 15:1 и следующие). Перенесение ковчега завета позволило возобновить ежедневные богослужения. Священники, певцы и левиты, несшие службу при ковчеге и скинии в качестве привратников, совершителей жертвоприношений и хранителей храмовых сокровищ, были исчислены и включены в регулярно чередующиеся смены (череды). Сердцу стихотворца и музыканта Давида были особенно близки певцы, их песни и музыка во славу Господа. Он сам сочинял псалмы и поручил Асафу и его братьям спеть один из них, как благодарственную песнь Господу, в честь перенесения ковчега (1Пар 6:16-32 ; 1Пар 9:22 ; 1Пар 16:4-42 ; 1Пар 23:1 – 1Пар 26:28 ). Другие левиты были назначены судьями и писцами в землях западнее и восточнее Иордана (1Пар 26:29-32 ). В связи с этим могло быть окончательно проведено предписанное Моисеем и начатое Иисусом Навином (Чис 35:6 и следующие; Нав 20:7 и следующие) выделение левитам 48 городов, в т.ч. шести городов-убежищ, поскольку некоторые из соответственных городов (например, Елфеке и Гиввефон в земле филистимской) только после их взятия Давидом подпали под власть израильтян. Чувство благодарности за изобилие данной ему Господней благодати вызывало у Давида, сравнивавшего свой кедровый дворец, центр умиротворенного царства, с шатром ковчега завета (→ , V), желание построить для ковчега Божьего дом – храм. Однако воля Божья гласила иное. Не Давид, а лишь его сын осуществит строительство, ибо Давид, участвуя в войнах, пролил много крови (1Пар 22:8 ). Но зато Господь устроит дом Давида; он получил обетование, ставшее основой для мессианских ожиданий и нашедшее свое исполнение во Христе. Хотя Давид и не должен был строить храм, он начал подготавливать строительство, собрал средства и предоставил своему сыну Соломону строительные материалы и планы (2Цар 7:1 ; 1Пар 17:1 ; 1Пар 22:1 ; 1Пар 28:1 – 1Пар 29:21 ). Поскольку в это время на Израиль, в наказание за исчисление народа, предпринятое Давидом, была послана язва, царь получил через пророка Гада задание возвести алтарь Господу на том месте, где милосердие Божье остановило ангела с мечом, простертым на Иерусалим, – на гумне Орны иевусеянина. Тем самым Давидом было указано место, на котором Соломон позже начал строительство храма (2Цар 24:1 ; 2Пар 3:1 ).

VI. ВОЙНЫ С СОСЕДНИМИ НАРОДАМИ

Как только Давид стал царем всего Израиля, вновь зашевелились филистимляне, которым в Хевроне он казался зависимым и неопасным. Вблизи Иерусалима они были дважды наголову разбиты Давидом, действовавшим по наставлениям Господа (2Цар 5:17-25 ). Последующие сражения (2Цар 21:15-22 ) привели к покорению филистимлян (2Цар 8:1 ; 1Пар 18:1 ). На севере Давид побеждал сирийцев дамасских и Адраазара, царя сувского, что снискало ему дружбу противника Адраазара, Фоя, царя Емафа; на юге и юго-востоке Давид установил свое господство над Моавом, Идумеей и амаликитянами (2Цар 8:2-14 ). С аммонитянами при царе Наасе отношения были мирными, но его сын Аннон оскорблением послов Давида спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авесса разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), которые после этого окончательно покорились Давиду. Через год Давид взял Равву и сделал пленных аммонитян рабами на тяжелых работах (2Цар 10:1 ; 2Цар 11:1 ; 2Цар 12:26-31 ) Царство Давида простиралось от Ецион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Емафа на севере и занимало, за исключением узких прибрежных полосок, населенные филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней. Тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной (Чис 34:2-12 ; Иез 47:15-20 ).

1 Мнение автора о судьбе пленных аммонитян основано на высказывании многими исследователями предположений, будто в еврейский текст 2Цар 12:31 (Синодальный перевод ему в целом соответствует) вкралась ошибка. – Примечание редактора.

VII. СОЗДАНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ И ВОЙСКА

Обширное царство требовало упорядоченной организации управления и войска. При дворе Давида создал, во многом по египетскому образцу, должности дееписателя и писца (государтсвенного секретаря) (2Цар 8:16 и следующие). Далее мы узнаем о советниках царя (1Пар 27:32-34 ), о чиновниках, управлявших царским имуществом (1Пар 27:25-31 ), и о надзирателе за сбором податей (2Цар 20:24 ). Наряду с начальниками над отдельными коленами (1Пар 27:16-22 ) действовали уже упоминавшиеся левитские судьи и чиновники (1Пар 26:29-32 ). Давид произвел также всеобщее исчисление народа, которое, однако, было противно воле Господней и не было завершено (1Пар 27:23 и следующие). Высшим воинским чином обладали главный военачальник, т.е. начальник народного ополчения, которое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, хелефеев и фелефеев (2Цар 20:23 ), наемников критского и филистимского происхождения. Особое положение занимали храбрые Давида – его спутники со времени бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Некоторых из них (Иоава, Авессу, Ванею) мы видим впоследствии на высших командных должностях (2Цар 23:8-39 ; 1Пар 11:10 – 1Пар 12:22 ; 1Пар 20:4-8 ).

VIII. ГАВАОНИТЯНЕ И МЕМФИВОСФЕЙ

Когда Давид вопросил Господа о причине трехлетнего голода, он получил наказ искупить старый Саулов долг крови перед гаваонитянами. По требованию последних Давид выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, которые были подвергнуты жестокой казни. После того как Давид приказал предать земле их останки, «умилостивился Бог над страною» (2Цар 21:1-14 ). Давид должен был в этом случае действовать как верховный владыка и судья своего народа, повинуясь требованию Господа, возложившего долг крови Саула на его семью; сам он не питал к роду Саула личной ненависти. В знак этого Давид призвал Мемфивосфея, хромого сына Ионафана, к своему двору и разрешил ему есть за царским столом вместе со своими сыновьями (2Цар 9). Поскольку Бог даровал ему царство и победу, Давид проявил по отношению к последнему внуку Саула царственное милосердие.

IX. ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ И ПРЕСТУПЛЕНИЕ ДАВИДА

На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия, жена Урии, одного из его храбрых, Давид, несмотря на это, послал за нею. Вирсавия была вынуждена подчиниться. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал ее мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Давида, надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Вирсавии будет связываться с именем ее мужа. Давид послал Иоаву приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. И этот полководец, не искупивший еще грех убийства Авенира, выполнил приказ. Урия пал в бою. По истечении времени траура Вирсавия официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Тогда Бог послал к царю пророка Нафана, который объявил приговор: не отступит меч от дома Давида вовеки (что и исполняется по сей день), и жены его будут открыто отданы другому. Сын его должен умереть, но смертный приговор самому Давиду будет отменен, ибо он признал свой грех. Прощение распространилось и на брак с Вирсавией, от которой теперь родился преемник Давида – Соломон (2Цар 11:2 – 2Цар 12:25 ). С этого времени жизнь Давида была одновременно подчинена приговору и обетованию. Старший сын царя Амнон совершил насилие над своей единокровной сестрой Фамарью. Давид, узнав об этом, ничего не предпринял и тем предал Амнона мести брата Фамари Авессалома, который велел его убить, а сам бежал к своему деду в Гессур (глава 13). Иоав придумал предлог, под которым царь мог, не вынося приговора, призвать сына назад. Авессалом добился для себя полного прощения (2Цар 14) и подготовил восстание против Давида. Внезапно начав военные действия, он получил поддержку Ахитофела, деда Вирсавии и советника царя. После взятия Иерусалима Ахитофел побудил Авессалома открыто сделать своими женами наложниц, оставленных во дворце бежавшим Давидом (2Цар 15:1 ; 2Цар 16:1 ). Так исполнился Божий суд, но другой совет Ахитофела сумел дезавуировать Хусий, доверенное лицо Давида. Это дало царю возможность с надежными отрядами уйти за Иордан и собрать войско в Маханаиме. В решающем бою Давид не принял на себя командование, но отдал своим военачальникам категорический приказ сохранить жизнь Авессалому, которым Иоав сознательно пренебрег. Безгранично скорбя о смерти сына, царь под влиянием Иоава, угрожавшего ему новыми изменами, все же собрался с духом и показался народу у городских ворот (2Цар 17:1 – 2Цар 19:9 ). На обратном пути в Иерусалим Давид, полностью осознавший Божий суд, проявил милосердие к противникам и подозреваемым. Этим он, однако, не сумел предотвратить нового восстания, вспыхнувшего под руководством Савея вениамитянина, но умело и беспощадно подавленное Иоавом. Одновременно Иоав с помощью еще одного убийства устранил Амессая, назначенного Давидом военачальника вместо него (2Цар 19:10 – 2Цар 20:22 ).

Х. ОТРЕЧЕНИЕ И СМЕРТЬ

Воцарился мир, но лишь до того времени, когда снисходительность царя оказалась роковой и для Адонии, старшего на тот момент царского сына: зная, что отец находится в преклонном возрасте, он возжаждал власти. Пророку Нафану и Вирсавии удалось побудить Давида к действию. Соломон был своевременно помазан на царство, партия Адонии распалась, но временно осталась безнаказанной. Давиду при жизни довелось увидеть, как определенный Господом наследник его престола и царства после всех внутренних распрей благополучно вступил в мирную жизнь. Своей последней волей Давид завещал сыну совершить царское правосудие над Иоавом. Он также обязал Соломона вознаградить сыновей Верзеллия и не оставить безнаказанного Семея. Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребен в Иерусалиме (3Цар 1:1 – 3Цар 2:12 ).

XI. ЖИЗНЬ ДАВИДА ПО ОЦЕНКЕ БИБЛИИ

За время своего долгого и энергичного правления, полного крупных внешне- и внутриполитических, военных и организационных успехов, Давид не только создал обширное царство, но и сумел сохранить его. Он был одновременно полководцем и государственным мужем, умел терпеливо ждать и молниеносно действовать. Как музыкант и стихотворец, он сложил погребальную песнь по Саулу и Ионафану и псалмы, сопровождавшие его всю жизнь (сравните заглавие псалмов 31, 33, 36, 40, 50, 53 и другие, а также 2Цар 22; 2Цар 23:1-5 ; еврейское ле давид можно также перевести «для Давида»). Было у Давида много жен и детей, но здесь-то он и подвергался самой большой опасности. Женолюбие привело его к прелюбодеянию и убийству, а чадолюбие не позволяло быть твердым там, где это было необходимо. Попустительство членам собственной семьи и особенно племяннику Иоаву вело Давида к нарушению царского долга, что усугубляло его собственные грехи. Но решающее значение для общей оценки его жизни имеют не эти его недостатки, а успехи, основанные на обетованиях и благословениях милосердного Господа, Которого Давид твердо держался и к Которому постоянно обращался. В глазах Божьих грехи Давида были прощены и смыты. Давид остался царем, «которого Я избрал, который соблюдал заповеди Мои и уставы Мои» (3Цар 11:32 и следующие), «который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим» (3Цар 14:8 ). С образцом «любимца» Божьего – как переводится его имя – вновь и вновь соизмерялись цари иудейские и израильские – от Соломона (2Пар 7:17 ; 3Цар 3:3 ; 3Цар 11:4,6 ) и Иеровоама (3Цар 11:38 ; 3Цар 14:8 ) до Езекии (4Цар 18:3 ) и Иосии (4Цар 22:2 ). Ради Давида Господь пощадил Соломона, как было обещано в 2Цар 7:15 (3Цар 11:12,13 ), Авию (3Цар 15:4 и следующие), Иуду (4Цар 8:19 ) и Иерусалим (4Цар 19:34 ; 4Цар 20:6 ); ради Давида молят Бога о царе (Пс 131:10-18 ). Не только псалмопевец, как в данном случае, но и Сам Бог вновь и вновь ссылается на данное Им Давиду обетование (Ис 55:3 ; Иер 33:14-17 ). НЗ видит в Давиде пророка (Деян 2:30 ) и героя веры (Евр 11:32 ), мужа по сердцу Божьему и праотца (Деян 13:22 и следующие; Мф 1:1,6 ) «Сына Давидова» (Мф 9:27 ; Мф 15:22 ; Рим 1:3 ), Который одновременно есть Давидов Господь, Христос (Мф 22:42-45 ). В этом исполняются данные Давиду обетования (Лк 1:32,33 ).


Имя: Царь Давид (David)

Дата рождения: 1035 г. до н. э.

Возраст: 70 лет

Дата смерти: 965 г. до н. э.

Деятельность: царь народа Израиля

Семейное положение: был женат

Царь Давид: биография

Царь Давид – второй предводитель Израильского царства, сделавший Иерусалим центром духовного паломничества. Давид был богобоязненным и мудрым правителем, которому, как и всем смертным, было свойственно ошибаться: монарх совершил преступление, за которое ему пришлось долго расплачиваться.

Происхождение царя Давида

Царь Давид родился около 1035 года до нашей эры, на западном берегу реки Иордан, в Вифлееме. Историчность Давида является поводом для дискуссий, которые длятся и по сей день, потому что многие рассказы о жизни правителя носят характер легенд и сказаний, однако, некоторые археологические свидетельства доказывают реальность существования предводителя израильского народа.


У Копенгагенской школы, образованной в 1990-м году, по этому поводу свое мнение. Приверженцы библейского минимализма рассматривают личность царя Давида и реальность существования так называемого Израильского царства как единую идеологическую концепцию, созданную жрецами в Иерусалиме.

Скептики считали, что Давид так же историчен, как и герой рыцарских романов британского эпоса – король Артур. Биография потомка Иессея, которую излагают Священные Писания, гласит, что он происходил из древнего иудейского рода (из которого вышел мессия Иисус Христос) и был младшим из восьми сыновей своего отца.

Молодой Давид, трудящийся пастухом, показал себя человеком благонадежным и храбрым: он мог вырвать своих овец из лап могучего медведя или расправиться голыми руками со свирепым львом, так как от рождения был наделен богатырской силой.


Пока молодой человек работал на пастбище, на троне восседал основатель единого Израильского царства Саул, который стал предводителем народа по воле Бога, но вскоре показался неугодным Творцу. Поэтому пророк Самуил, раскаявшийся в том, что по жребию выбрал «непослушного носителя короны», начал подыскивать своему первому помазаннику преемника.

Его выбор пал на Давида, который в те годы радовал монарха игрой на струнном музыкальном инструменте – кинноре: льющиеся мелодии утихомиривали гнев царя, который обладал вспыльчивым характером (по сказаниям, он был «возмущаем злым духом»).

В юношеские годы молодой Давид, прибывший в израильское войско навестить братьев, отметился героическим поступком: будущий царь победил необычайно сильного великана Голиафа (в Коране – Джалута). Примечательно то, что противник Давида был вооружен до зубов, тогда как у молодого человека была при себе только праща.


Саул, поверивший в изобретательность юноши, пообещал благословить брак Давида с его дочерью Мелхолой, если тот отправится в поход против потомков Каслухима. Вернувшийся с поля брани «наследник престола» принес «подарок» – мешок с двумя сотнями мужских достоинств, ибо таковым было требование жестокого деспота.

Доблестный отпрыск Иессея завоевал лавры почета, а его блистательная борьба с неверующими филистимлянами вызвала зависть у Саула, поскольку слава Давида затмила все почести действующего царя. Ревностный Саул начал подозрительно относиться к молодому человеку, с каждым днем его презрение только усиливалось. Поэтому неудивительно, что в голову Саула прокралась мысль об убийстве своего подданного.

Дошло до того, что израильский царь, не скрывая своей вражды, подверг Давида опасности, метнув в него копье во время празднования. Но так как Саул перебрал с горячительными напитками, орудие пролетело мимо. Но, тем не менее, самодержец угрожал поместить неприятеля в тюрьму.


Но стоит отметить, что Давид почитал Творца и не осмелился поднять руку на помазанника божьего Саула, однако ему представился такой случай, когда они оказались наедине в пещере. Молодой человек незаметно подкрался к своему противнику и отрезал от его плаща кусочек ткани, тем самым показав Саулу, что не способен на преступление и не представляет никакой опасности.

Этот поступок не избавил Саула от паранойи, поэтому Давид бежал к Самуилу в Раму и прибыл в убежище, где ощущалось сильное присутствие Бога. Там же Давид и узнал, что примирение с Саулом невозможно, а сам царь был исполнен Духа Божия. Следовательно, будущий властитель народа долгие годы проводил в эмиграции, пытаясь сохранить свою жизнь и укрыть родственников от гнева первого помазанника.


Саул гневно преследовал врага, поэтому Давид вместе с многочисленными соратниками нашел поддержку у противников – филистимлян. На службе у этого народа Давид и его товарищи (600 мужей) грабили местных жителей амаликитян, а часть ворованной добычи отсылали царю Анхусу.

Сподвижники Давида, из-за возражения вышестоящих инстанций, не участвовали во вторжении филистимлян, которые отправились на завоевания земель Израиля и разгромили войска деспота Саула. В битве у горы Гелвуи воины убили сыновей царя, а сам Саул попросил своего подданного ранить его сердце копьем.

Начало правления

Давид не обрадовался известию о кончине своего преследователя, а наоборот, залился горькими слезами. Далее он прибыл на родину, в Хеврон, где был провозглашен потомками Иуды иудейским царем.


Следовательно, произошло отделение Иудеи от Израиля (преемником Саула стал единственный выживший сын Иевосфей), в результате чего началась двухлетняя междоусобная война.

Друг против друга выступили два войска, и соратники Давида вышли победителями из этой кровавой битвы, но, по слухам, исход дела решило предательство, ибо два враждующих военачальника были убиты. В конечном итоге Давид был избран старейшинами царем над всем Израилем, позже объединившим два государства.

Внутренняя политика

Прежде чем стать правителем, Давид, следуя жестокому обычаю, избавился от потомков царя Саула. Затем полководец пошел войной на иевусеев, захватив город Иерусалим. Завоеванный Иерусалим стал столицей княжества и по совместительству - сакральным иудейским центром, куда был перенесен Ковчег Завета, сделавший главный город сосредоточением национального культа.


К слову, Ковчег Завета – это величайшая святыня еврейского народа, которая расположилась в шатре, охраняемом священниками. Первоначально Давид хотел построить для алтаря храм, но не смог этого сделать, так как его руки были испачканы кровью врагов. Поэтому строительством церкви занялся его отпрыск Соломон.

Давид, отвергавший человеческие жертвоприношения, провел религиозную реформу и стал автором экзальтированных псалмов. Богослужения приобрели мелодичный характер, ибо Давид не забыл свое увлечение игрой на струнном инструменте.


Царь подчинил духовную жизнь светской, а священники стали подчиняться первосвященникам. Также Давид отметился как блестящий полководец: побежденные народы выплачивали владельцу престола дань, поэтому монарх организовал казну и учредил отряд государственных телохранителей.

Известно, что Давид начал укреплять свое государство, следуя египетскому образцу, а царским имуществом управляли чиновники. Вдобавок ко всему, Давид занимался переписью населения, но по воле Господа так и не завершил начатое.

Внешняя политика

Давид расширял свои территориальные владения, отбирая земли у соседних государств. Он завоевал историческую область в западной Иордании, разгромил арамейцев на территории Сирии, присоединил Идумею. К тому же царь обнаружил кладези меди и заключил деловое сотрудничество с финикийцами, которые слыли опытными торговцами.


Финикийцы покупали у Давида крупы и скот, платя бартером. Взамен царь получал древесину и передовые технологии: компаньоны Давида привезли в государство письменность и придуманный ими алфавит, позже заимствованный евреями.

Личная жизнь

Библейское сказание гласит, что Давид был умен, красив, а также обладал талантом к ораторскому искусству. Что касается амурных отношений, то дочь Саула – Мелхола была выдана замуж за другого молодого человека. Но тем не менее, у женолюбивого Давида было множество жен и наложниц, что, в принципе, было свойственно царям того времени.

Но из-за влюбчивости Давида внутренняя политика царя не была безоблачной. Правитель единого Израильского государства разгневал Бога, омрачив свою жизнь смертным грехом – прелюбодеянием. Дело в том, что царь, прогуливающийся по крыше своего дворца, был ослеплен красотой купающейся Вирсавии.


Однако женщина, пленившая его разум и чувства, была замужем за благодетельным Урием Хеттеянином, преданно служившим армии Давида. Но, несмотря на замужество красавицы, Давид велел доставить Вирсавию во дворец. Спустя время возлюбленная правителя забеременела, а Давид приказал военачальнику в письме послать Урия на верную смерть.

Узнавший об этом вероломном поступке, пророк Нафан проклял Давида, обрекши его будущее на братоубийственные конфликты и суровые наказания. Таким образом, в жизни Давида было много горечи и печали.


Царь начал чувствовать физическое недомогание, его тело покрылось язвами, а во дворце начались мятежи. Старший сын предводителя Амнон изнасиловал сводную сестру Фамарь, и был убит родным братом Авессаломом.

Сам Авессалом пошел против отца, но его армия была разгромлена в пух и прах. Несмотря на предательство, Давид любил своего отпрыска и ждал его возвращения домой. По легенде, молодой человек погиб, запутавшись длинными волосами в ветках дуба. Эта трагедия омрачила жизнь Давида, который причитал:

«Сын мой Авессалом, сын мой, сын мой Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!»

Давиду пришлось буквально на коленях вымаливать прощение у Бога. Творец простил согрешившего царя, подарив ему здорового сына Соломона, однако напомнил, что

«…за овечку должны платить вчетверо».

После раскаяния жизнь самодержца не была спокойной, ибо другой отпрыск Давида - Адония - фактический наследник престола, пытался организовать заговор против своего отца и узурпировать власть, потому что узнал, что корона уготована Соломону.

Смерть

Давид умер в семидесятилетнем возрасте, успев передать корону наследнику . Преемник продолжил политику отца по укреплению государства, однако, порицал кровопролитные войны.


Знаменитая мраморная статуя Давида работы Микеланджело

Известно, что в память о царе Давиде были написаны книги, а в 1997 году вышел телевизионный фильм «Царь Давид: Идеальный властитель». Но самым известным памятником культуры является мраморная статуя Давида, искусно выполненная талантливым .

В христианстве

В христианской религии Давид предстает как пророк, из рода которого в мир пришел . Согласно православию, Давид стал автором псалмов, вошедших в Псалтырь, которая считается неотъемлемой частью Ветхого Завета и христианского богослужения.


Считается, что икона царя Давида и молитвы, обращенные к нему, помогают людям приобрести лучшие человеческие добродетели - кротость, милосердие и целомудрие.

Святой пророк Давид - младший из восьми сыновей старейшины города Вифлеема Иессея, потомка Иуды, которому его отец Иаков обещал управление еврейским народом до пришествия Христа Спасителя. Святой Давид - первый царь из колена Иудина и второй царь народа израильского.

Он родился и жил в Вифлееме, где до помазания на царство пас овец своего отца. Святой Давид отличался послушанием и кротостью, не любил праздности: в свободное от работы время играл на псалтири, слагая под ее звуки славословия Богу. Впоследствии песнопения, сложенные Богодохновенным Давидом, стали известны под названием псалмов. Наделенный прекрасной внешностью, юноша отличался необычайной физической силой, храбростью, ловкостью, без оружия справлялся с хищными зверями, похищавшими овец.

Праведный царь Давид между Мудростью и Пророчеством. Миниатюра их псалтири, первая половина X века

За недостойное царствование Господь через пророка Самуила возвестил царю Израильскому Саулу, что Бог "отнимет у него царство... и отдаст его ближнему его, лучшему его" (1 Цар. 15:28).

Господь возлюбил юного Давида за кротость. "Братия моя добри и велицы, и не благоволи в них Господь" (Пс. 150). "Мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в век" (Пс. 40:13).

По велению Божиему в Вифлеем пришел пророк Самуил, взял рог с елеем и помазал святого Давида. "И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после... А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа" (1 Цар. 16:13, 14).

Слуги Саула пригласили к царю святого Давида, чтобы игрой на гуслях он облегчил ему припадки тоски и раздражительности.
Вскоре началась война с филистимлянами. 40 дней великан Голиаф, облаченный в медные доспехи, вызывал на поединок воина из израильтян; никто не решался сразиться с исполином. Голиаф насмехался над оробевшими израильтянами. Возмущенный высокомерием филистимлянина, святой Давид отказался от воинского снаряжения, взял пастушеский посох, пращу и сумку с пятью камнями и вышел на единоборство. На насмешки Голиафа юноша отвечал: "Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во Имя Господа Саваофа, Бога воинов израильских..." Вера святого Давида в помощь Божию принесла ему победу, решившую исход войны. "Изыдох в сретение иноплеменнику, и проклят мя идолы своими. Аз же, исторгнув меч от него, обезглавих его и отъях поношение от сынов Израилевых" (Пс. 150).

Давид поражает Голиафа. Гравюра. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Саул приблизил к себе святого Давида и сделал начальником всех войск. Израильские женщины встречали их после победы с песнями и плясками: "Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!" Зависть и ненависть овладели Саулом. Слушая музыку, он дважды бросал в святого Давида копье, чтобы пригвоздить его к стене, но тот уклонялся. Чтобы погубить юношу, он посылал святого Давида в самые опасные сражения, обещая выдать за него свою дочь. Нарушив обещание, он вынужден был отдать за него другую дочь - Мелхолу. Но преследования не прекращались. Начались странствования святого Давида по гористым, лишенным растительности пустыням. Наконец, он покинул родину. "И собрались к нему все притесненные, и все должники, и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек" (1 Цар. 22:2).

После возвращения святого Давида Саул продолжал преследовать его. Дважды святой Давид мог убить спящего царя, но только взял копье и отрезал край одежды его. "С ненавидящими мира бех мирен" (Пс. 119,6). Он старался убедить Саула, что в душе его нет злого умысла и коварства против помазанника Божия. "Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя" (Пс. 58:2),- взывал пророк. "Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой" (Пс. 41:12).

"Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь" (Пс. 33:20). Филистимляне обратили в бегство войско израильтян и убили царя и его сыновей.

Колено Иудино провозгласило царем святого Давида. Другие одиннадцать колен избрали царем сына Саула Иевосфея. Через 7 лет военачальники Иевосфея убили спящего царя. Голову его они принесли святому Давиду, но он приказал казнить изменников.

После смерти Иевосфея святой Давид был провозглашен царем над всеми двенадцатью коленами Израильскими. Через 5 лет столицей Израильского государства стал Иерусалим (город мира). Святой Давид перенес туда Ковчег Завета, установил торжественное Богослужение, в котором участвовали певцы и музыканты, и хотел построить величественный храм. Но Господь через пророка Нафана объявил святому, что это сделает его сын Соломон, так как святой Давид пролил много крови.

Благословляемый Богом, святой царь Давид преуспевал во всех делах. Он счастливо вел войны с врагами. Всё добытое у побежденных народов посвящал Богу, заготовляя материал для постройки храма.

Обличение Давида пророком Нафаном. Гравюра. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Святой Давид не превозносился среди благоденствия, творил суд и правду над своим народом. Но, увлекшись красотой Вирсавии, царь приказал послать ее мужа Урию в самое опасное место сражения. Урия погиб, а царь Давид женился на Вирсавии. Для обличения преступного царя Бог послал пророка Нафана. С глубокой скорбью взывал раскаявшийся: "Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей..." (Пс. 50:1). Господь простил пророка. Но в искупление вины бедствия не отходили от него. Сын Давида Авессалом восстал против отца, и ему пришлось покинуть Иерусалим и скрываться. Все скорби и испытания святой царь Давид принимал со смирением как воздаяния за свои согрешения.

Святой пророк и псалмопевец Давид постоянно находился в молитвенном общении с Творцом. Царь и полководец, обремененный заботами по управлению государством, он возносил свои молитвы даже ночью.

Прославился Давид не только своим бесстрашием, героическими подвигами, тем, что был самым любимым царем, но и талантом поэта, музыканта и певца. Он сложил много хвалебных песен - псалмов, которые пел, аккомпанируя себе на музыкальном инструменте - псалтири. Этот струнный инструмент был похож на арфу или лиру с 10-12 струнами.

Благодатью Святого Духа святой пророк Давид составил Псалтирь. В песнях-молитвах Давид обращался к Богу. Как пророк святой царь Давид явлен в третьей части Псалтири, где содержатся подробные предсказания о пришествии на землю Господа Иисуса Христа, Спасителя, о Его страданиях, Воскресении из мертвых, Вознесении, а также о Пресвятой Деве Марии - Матери Божией. Сейчас в Псалтири 150 псалмов. Большая часть из них принадлежит Давиду, некоторые написаны Соломоном и другими историческими лицами Ветхого Завета. Псалмы широко используются в Богослужении и личной молитве верующих.

Святой Василий Великий говорит: "Никакие другие книги так Бога не славят, как Псалтирь" - и называет ее общей врачебницей душ. А блаженный Августин пишет, что "пение псалмов души украшает, Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тмы, содевает святыню, человеку грешному укрепление ума есть, заглаживает грехи, подобно есть милостыням святым". В древних монастырях был обычай выучивать всю Псалтирь наизусть. Псалом 50 является образцом покаянной молитвы.

На славянский язык Псалтирь была переведена св. Кириллом и Мефодием в Х веке.

В старости святой пророк царь Давид приказал провозгласить и помазать в преемники себе своего сына Соломона, о котором клялся Вирсавии, что он будет царствовать после него. Передав Соломону материалы, приготовленные для строительства храма и самый план, он завещал приближенным содействовать построению храма. Затем, призвав Божие благословение на весь народ иудейский и прославив Господа за все милости Его, святой царь и пророк Давид мирно почил около 1048 года до Рождества Христова и погребен был в Иерусалиме. Могила царя Давида находится на Сионской горе, рядом с Сионской горницей, в которой Господь Иисус Христос совершил Тайную Вечерю со своими учениками.




Top