Большие данные для большого города. Московский транспорт перейдет на большие данные Помогают объехать пробки

Москва – огромный мегаполис с 11 979 529 жителей, по данным переписи населения 2013 года. Каждый из них ездит на работу, пользуется мобильным телефоном (а то и не одним), спускается в метро, стоит в пробках. За всем этим следят городские службы, государственные органы, частные компании, предоставляющие различные сервисы. Тысячи видеокамер, сотни тысяч датчиков, мониторов, которые контролируют жизнь города, миллионы мобильных телефонов, 3G/4G-модемов. А все вместе это миллиарды источников данных, обрабатывая которые можно получить информацию для дальнейшего планирования развития города, управления его транспортными потоками, обеспечения безопасности мегаполиса. Одним из немногих инструментов, способных справиться с обработкой такого количества информации, являются решения класса Big Data. Для начала рассмотрим, где они могут быть использованы.

Плотность проживания населения и данные о перемещении жителей

Основным инструментом определения численности и структуры населения, его распределения по местности на текущий момент является перепись. Основной недостаток переписи – стоимость её проведения и отсутствие данных о движении жителей. Источником информации для переписи служат сами жители, опрос которых проводится по месту их проживания.

Какие преимущества может предоставить использование решений Big Data? Для ответа на данный вопрос сначала определим, какие данные нам необходимы:

  • где ночуют и работают жители;
  • откуда и куда они ездят в будни и выходные;
  • каким транспортом пользуются москвичи и гости столицы;
  • откуда приезжают в город и зачем.

Для сбора этой информации нам в первую очередь необходимо определиться с источником данных и методом их анализа. Для определения местоположения жителя самым оптимальным является использование данных о местоположении его сотового телефона (он всегда с собой). Как это сделать?

Можно получить:

  • данные от сотовых операторов о местоположении телефонного аппарата;
  • данные от специализированных сервисов (таких, как “Яндекс.Пробки”);
  • данные от мобильных приложений со встроенным функционалом определения местоположения, предоставляемых городом для удобства жителей.

Для анализа полученной информации могут быть использованы различные алгоритмы в зависимости от источника, формата, способа их предоставления. Но вот основные положения.

Определение места, где ночуют жители и где работают, может быть получено путем анализа данных о перемещении и совершённых действиях. Например, периодическое отсутствие звонков с 22:00 до 7:00 и отсутствие перемещения покажет, где человек живет, а отсутствие перемещений в рабочие часы – где тот же человек работает, причем одним из критериев, повышающих точность, будет наличие активности телефонного аппарата абонента в данном местоположении. Здесь же можно будет определить, как часто человек перемещается в рабочее время, сколько людей в городе занимают должности, связанные с постоянным передвижением (курьеры, водители и другие профессии).

Определение направления перемещений жителей осуществляется аналогично, по тем же данным о перемещении абонентов сотовой связи, и позволяет выделить основные потоки перемещений местных жителей, приезжих, трудовых мигрантов, собрать статистику перемещений по районам и направлениям, узнать, как часто жители и гости посещают магазины, культурные мероприятия, городские достопримечательности, а также насколько популярны те или иные места в городе.

Отслеживая скорость перемещения и посещённые места, можно выделить, каким транспортом пользуется человек: автомобиль, метро, наземный общественный транспорт, междугородный транспорт.

Анализ работы городской инфраструктуры и обеспечение безопасности населения

Большое количество светофоров, систем управления городским движением, систем видеорегистрации событий (камеры наблюдения), контроль общественного транспорта в рамках города с населением более миллиона человек требует скоординированного подхода в управлении и централизации данных. Одной из проблем, выявленных в свое время при внедрении систем общегородского видеонаблюдения, стала невозможность контроля происходящих событий (например, с целью выявления неправомерных действий) силами оперативных дежурных. Учитывая текущие возможности современных технологий, становится возможным создание единых распределённых систем, обеспечивающих как распознавание событий по различным источникам (системы регулирования движения, камеры наблюдения и прочие), так и их аналитику с целью оперативной реакции: вызов полиции, сотрудников ремонтных организаций, иных оперативных служб города. Другим применением решений Big Data является распределенное и длительное хранение собранной информации, осуществление поиска необходимых данных и связанных с ними событий. Чем было вызвано то или иное изменение ситуации в городе, какие события ему предшествовали, на кого они повлияли – вот маленькая часть вопросов, на которые позволяют ответить «большие данные».

Сопоставление данных

Одним из ключевых моментов происходящих событий является определение характеристик объектов, в них участвующих. Для сбора данных могут быть использованы совершенно различные источники: например, для данных, полученных от оператора сотовой связи, – характеристики физического лица, на которого зарегистрирована сим-карта, для систем наблюдения – сведения от систем распознавания лиц, ведомственные базы данных. Одним из ключевых моментов является возможность анонимизации информации, исключения персональных составляющих при передаче данных от различных владельцев, источников.

Основные проблемы

И всё же во всём этом есть ложка дегтя. Основной проблемой всех интеграционных решений, особенно если обмен данными осуществляется между разными ведомствами, организациями, являются законодательные ограничения, которые не позволяют предоставлять данные в том виде, в котором они существуют. Как следствие – требуется предварительная их обработка на стороне владельца.

Итого

Подводя итог, хотелось бы отметить, что современные технологии обработки “больших данных” позволяют предоставить городу значительно больше, чем существующие ИТ-сервисы. При этом не требуется обновлять существующую инфраструктуру, так как могут быть использованы те источники данных, которые есть в настоящий момент.

С помощью решений класса Big Data можно повысить удобство жителей города и его гостей, уменьшить количество пробок не за счёт ограничений на въезд в город, а путём управления транспортными потоками, снизить количество преступлений благодаря оперативной реакции, повысить качество предоставления городских услуг вследствие их оперативного и автоматического контроля.

Введение

Согласно прогнозу аналитиков, 67% компаний из аэрокосмической отрасли реализуют проекты на основе Big Data , ещё 10% планируют такие проекты. Что касается авиакомпаний, то здесь реализация проектов на февраль 2019 года заявлена у 44% компаний, а планы на такие проекты анонсировали 25%.

Это результаты исследования, которое провела в декабре 2017 года компания FlightGlobal относительно роли Big Data для аэрокосмических предприятий и авиакомпаний. Аналитики также выяснили мнение по поводу совместного использования данных по состоянию самолётов с производителями и компаниями, осуществляющими ремонт и техническое обслуживание (ТО) . В исследовании приняли участие 300 профессионалов из аэрокосмической и авиационной отрасли. Большинство из них уверены, что технологии Big Data способны повысить операционную надёжность и эффективность авиакомпаний.

Приблизительно половина респондентов ответила, что их компании используют массивы данных о состоянии самолётов, что помогает им принимать более выверенные решения. В ближайшей перспективе доля таких компаний вырастет до 75%.

Совместное использование данных с OEM/MRO всё ещё остаётся проблематичным. Однако 38% авиакомпаний полагают, что такая модель может обеспечить им значительные бизнес-преимущества.

Согласно данным из опубликованного в мае 2018 года обзора компании Honeywell "Connected Aircraft" , 47% опрошенных авиакомпаний планируют потратить в целях подключения воздушных судов к Сети до 1 млн. долларов в течение следующего года на каждый самолёт, эксплуатируемый ими. Большинство этих компаний планирует уложиться в суммы от 0.1 до 0.5 млн. долларов. Однако, в пятилетней перспективе 38% авиаперевозчиков анонсировали инвестиции уже в размере 1-10 млн. долларов на каждый самолёт.

До февраля 2019 года при инвестировании авиакомпаниями в смежные к авиации технологии (connected technologies) речь шла, прежде всего, об обеспечении спутниковой связи и Wi-Fi . Теперь же компании готовы извлекать выгоду из тех данных, которые они могут получать путем использования оборудования непосредственно на борту самолётов. Например, такие данные могут обеспечить им экономию в размере 1% от потребляемого топлива, что эквивалентно 50 000 долларов на самолёт в год, подсчитали аналитики Honeywell.

Использование Big Data зарубежными авиакомпаниями

Технологии Big Data применяются для выполнения ряда задач в сфере гражданской авиации. В этой главе остановимся подробнее на основных направлениях использования в авиации в ряде зарубежных стран. В первую очередь это ремонт и техническое обслуживание, обеспечение экономии топлива, создание цифровых двойников , оптимизация операционной деятельности (включая прогнозирование задержек рейсов), формирование персональных предложений для пассажиров и т.д.

Big Data и поддержание летной годности воздушных судов

Одной из таких приоритетных областей в ближайшей перспективе будут техническое обслуживание (ТО) и ремонт судов. Так, 88% респондентов аналитических исследований ожидают, что именно в этой сфере они смогут получить максимальные преимущества от применения технологий. Техническое обслуживание и ремонт значительно опережают все прочие сферы по важности. Анализ и предиктивные ремонты в авиации демонстрируют свою эффективность и доказывают на практике, что connected technologies работают.

После ТО и ремонта респонденты ожидают преимуществ от внедрения связанных в сфере технологий пилотирования, включая оптимизацию потребления топлива и времени оборота самолётов, а также обслуживания пассажиров.

Так, в исследовании "Sky High Economics: Evaluating the Economic Benefits of Connected Airline Operations" аналитики отмечают, что подключенные самолёты могут передавать данные в облако или на наземные серверы , где эти данные могут быть проанализированы с помощью инструментов Big Data Analytics. Благодаря этому авиаперевозчики могут, например, выявлять неисправности, прежде чем они станут крупными проблемами. Полученная информация может быть использована для принятия более выверенных решений и сокращения дорогостоящего простоя самолётов (Aircraft on Ground).

Кроме того, с появлением прогнозного моделирования (predictive modelling) стала возможной замена деталей, которые на базе анализа определены как требующие замены, до того, как они вышли из строя, а именно во время плановых работ по ремонту и ТО. Всё это способствует сокращению расходов, повышает безопасность полётов.

Digit Twins. Что это такое?

С темой предиктивных (проактивных) ремонтов также тесно связано использование так называемых "цифровых двойников" ("digital twins"). Однако в отличие, например, от нефтегазовой отрасли, где ЦД уже используются рядом крупных компаний на практике, в авиационной отрасли эта тема пока больше обсуждается на уровне экспертов и аналитиков.

Эксперты авиационной отрасли в 2019 году стали активно продвигать тему использования "digital twins": руководство шведской компании IFS , разработчика ПО для корпоративных клиентов, в том числе из авиационной отрасли, заявило в апреле 2018 года, что одной из технологических инноваций, способной помочь авиакомпаниям обеспечивать эффективную эксплуатацию судов при одновременном снижении расходов на ТО и ремонты, являются "цифровые двойники" . Цифровые двойники ― это виртуальные реплики физических активов, способные демонстрировать инженерам на земле работу двигателя, в то время как самолёт находится в воздухе. Чтобы сделать это возможным, инженеры устанавливают на этапе проектирования и производства двигателя тысячи точек сбора данных. Затем они используются для создания цифровой модели, которая отслеживает и контролирует двигатель в режиме реального времени, обеспечивая необходимую информацию на протяжении всего его жизненного цикла, например, температуру, давление и расход воздуха.

GE помогла разработать цифровой двойник для посадочного устройства самолета. Сенсоры были размещены на частях шасси, наиболее подверженным поломкам. В режиме реального времени такие данные, как давление и температура, передавались специалистам, помогая прогнозировать сбои в работе или остающийся срок службы. Эти данные сравнивались с данными цифрового двойника, который подвергался аналогичным нагрузкам.

Для реализации модели прогнозного ремонта и ТО будут задействованы два решения ― бортовая система обмена данными по полётным операциям и ТО (FOMAX) и внебортовой инструментарий для анализа авиационных данных Skywise. FOMAX, сервер от Rockwell Collins, собирает данные по ТО и производительности самолёта, в автоматическом режиме отправляет их инженерам и техникам. SkyWise, работающий на облачной платформе, обеспечивает анализ различных данных, был разработан совместно компаниями Airbus и Palantir Technologies .

Система FOMAX получает все данные из расположенной на борту системы FDIMU (flight data interface management unit). FOMAX имеет функционал 4G-маршрутизатора: после приземления судна все данные с помощью 4G Gatelink-антенн передаются на аналитическую платформу Skywise и анализируются специалистами Airbus. Для анализа специалисты Airbus самостоятельно разработали специальные модели, способные прогнозировать возникновение системных неполадок. После проведённого анализа его результаты переправляются специалистам EasyJet, которые уже самостоятельно принимают решения о необходимости проведения предиктивного ТО или ремонта. Используя полученную информацию, специалисты авиаперевозчика могут создать алгоритмы, которые позволят в будущем прогнозировать возникновение той или иной неполадки на любом из самолётов.

Самолёты модели A320 с FOMAX способны собирать более 24.000 параметров, то есть обеспечивать 100%-й сбор информации с систем и компонентов самолётов. Самолёты без FOMAX собирают 400 параметров, то есть 2% от доступной информации.

Согласно заявлениям руководства Delta, используемая программа прогнозного ТО помогает авиакомпании значительно снизить число сбоев в работе: За последние 12 месяцев использование проактивного ТО помогло избежать 1.200 задержек с вылетом или отмен рейсов.

Программа использует данные, поступающие из различных систем, таких как, например, Aircraft Health Management от Boeing , от систем Airbus и GE. При этом, основу парка самолётов авиакомпании составляют самолёты, которые были разработаны ещё до того момента, как извлечение и анализ данных стали "must-have"-функцией. После анализа полученных данных программа вырабатывает рекомендации по замене деталей и механизмов. По данным специалистов Delta Air Lines, используемая программа демонстрирует 95%-й уровень точности в части рекомендаций по необходимости замены деталей.

При презентации решения стартап указывал, что весной 2018 года должен быть реализован пилот с крупным международным авиаперевозчиком. Однако, какой-либо дополнительной информации по этой теме опубликовано не было.

Применение Big Data для анализа и прогнозирования спроса на авиаперевозки

Разработчик в области технологий для авиации Sabre Corporation , разработчик решений для мировой туристической отрасли, сообщил в ноябре 2017 года о подписании многолетнего соглашения, согласно которому авиакомпания Hong Kong Airlines получит -решение MIDT (Market Information Data Tapes) . Данное решение представляет собой базу данных , обеспечивающую доступ к историческим и прогнозным (глубина до 11 месяцев) данным по бронированиям. Обладание этим продуктом позволяет авиакомпаниям анализировать влияние от мер в области формирования тарифов, маркетинговых программ.

Hong Kong Airlines рассчитывает использовать продукт при реализации планов по началу работы на рынке Северной Америки . Продукт позволяет формировать отчёты и обладает аналитическим функционалом, что даёт пользователю возможность выявлять оптимальные каналы для реализации маркетинговой стратегии. Hong Kong Airlines получит доступ к данным агентов Sabre по всему миру по всем пунктам вылета и назначения, где присутствует авиакомпания.

Big Data для повышения уровня удовлетворённости клиентов и персонализации

Входящая в TOP 10 по пассажиропотоку компания British Airways использует с 2013 года Big Data Analytics для повышения уровня обслуживания своих клиентов: Перевозчик собирает различные данные по пассажирам в специальном хранилище , а затем загружает их в программу под названием "Know Me" . Цель программы ― узнать и лучше понять потребности клиентов, а также использовать данные, накопленные во время всевозможных контактов с этими клиентами для повышения уровня их обслуживания.

"Know Me" содержит различные данные по пассажирам: поведение при онлайн-заказах, пожелания при совершении покупок, предпочтения при выборе места. Вся эта информация автоматически генерируется и автоматически используется при следующем бронировании, осуществляемом клиентом.

Программа работает с помощью аналитического программного обеспечения от Opera Solutions. Также используется поиск по фото Google Image Search, что позволяет сотрудникам авиакомпании распознавать особо важных и много летающих пассажиров уже в тот момент, когда они входят в аэропорт или бизнес-ложу, и, соответственно, предлагать им обслуживание высшего класса.

Другой крупный игрок рынка, Virgin Australia в конце 2017 года, сообщила, что она занимается оптимизацией работы своих приложений в области машинного обучения . Для этих целей компания привлекла стартап DataRobot. Американский стартап разработал платформу предиктивной аналитики для быстрого создания и внедрения прогнозных моделей. Эта платформа уже помогает Virgin Australia сократить время на создание прогнозных моделей на 90%, точность прогнозирования возрастает при этом на 15%.

На февраль 2019 года авиакомпания работает над оптимизацией своей программы лояльности Velocity Frequent Flyer, внедряя в неё предиктивную аналитику, которая должна поддержать клиентов компании при выборе ими лучшего времени для использования полученных балов. Перед DataRobot поставлена задача построения прогнозов/моделей того, кто с максимальной вероятностью готов отправиться в путешествие, какую цену и какой тип путешествия предпочитает путешественник. В общем и целом, речь идёт о повышении уровня сервиса для участников программы лояльности авиакомпании.

Использование умных чат-ботов

Первое решение ― модель чат-бота, который приближен к человеческому общению. При этом для улучшения диалоговых возможностей было использовано приложение на базе машинного обучения под названием LUIS (Language Understanding Intelligence Service). Кроме того, в чат-бот интегрированы когнитивные сервисы, в частности распознавание лиц. Благодаря этому клиенты авиакомпаний смогут запросить для просмотра на борту список фильмов, в которых играет определённый актёр. Для этого требуется только загрузить в приложение фотографию этого актёра.

Второе решение ― приложение на базе искусственного интеллекта для анализа видеоконтента с использованием машинного обучения. Платформа получила возможность выявлять определённые объекты, сценарии или контент с ограничениями по возрасту, что часто требуется в соответствии с требованиями авиакомпаний по контенту. Например, искусственный интеллект способен обнаруживать контент, связанный со сценами крушения самолётов или взрослого содержания, и отфильтровывать его.

В апреле 2018 года компания FoxTripper впервые продемонстрировала программу с "перемещающейся картой" . Программа предоставляет пассажирам информацию о тех местах, над которыми пролетает самолёт, и позволяет пассажирам осуществлять бронирования в пунктах назначения. Собранные в полёте данные в комбинации с данными авиакомпании о пассажире позволяют строить прогнозы относительно итого, какие продукты и сервисы являются для него релевантными.

Другой интересный пример ― Gogo Air. Эта компания-разработчик информационно-развлекательной системы для пассажиров в полёте использует искусственный интеллект и машинное обучение для того, чтобы помочь авиакомпаниям повысить уровень оказываемых услуг . Gogo Air использует набор инструментов серии Adobe Analytics, включая виртуального аналитика (Virtual Analyst) ― инструмент на базе машинного обучения, для сбора информации по клиентам для ряда крупных авиакомпаний.

Предоставляя развлекательный контент и Wi-Fi -доступ в полёте, Gogo Air собирает информацию о пассажирах, пользующихся этими сервисами. Затем эта информация подвергается обработке и анализу. В результате авиакомпании получают те данные, которые помогают им улучшить обслуживание клиентов и, зачастую, предложить своим пассажирам более таргетированные продукты. Авиакомпании узнают, какими продуктами могут интересоваться их клиенты во время полёта, какие устройства они используют в полёте, сколько времени они готовы проводить в Интернете или какие развлечения они предпочитают в самолёте.

Авиакомпании используют получаемые данные для персонализации сервисов на базе ситуационного контекста, например, адаптируя под клиента экраны информационно-развлекательных систем в самолёте в зависимости от длины полёта, используемых пассажиром устройств, пункта назначения.

Не остаются в стороне и технологии организации питания на борту. Так, в апреле 2018 года в Гамбурге компания Black Swan Data, разрабатывающая решения для анализа данных, заключила соглашение о сотрудничестве с gategroup . Цель сотрудничества ― анализ данных пассажиров и трендов в социальных сетях для прогнозирования того, какое меню в самолёте выберут пассажиры. Пассажиры смогут заказывать и рассчитывать на получение своих любимых блюд уже после посадки. Пилотный проект двух компаний продемонстрировал неплохие результаты: Удалось сократить отходы по продуктам питания на 50% и повысить производительность на 15%.

В мае 2018 года компания ― разработчик в области решений для авиации SITA предложила систему отслеживания и управления багажом. Разработанная ею технология BagJourney позволяет управлять операциями с багажом всё большему числу авиакомпаний . Только за первые шесть месяцев 2018 года более 20 перевозчиков выбрали это решение. SITA BagJourney ― одно из основных решений, которое помогает авиационной отрасли выполнять резолюцию 753 IATA , в которой прописано требование по отслеживанию багажа на каждом этапе путешествия.

Решение SITA BagJourney используется каждый год для обработки сотен миллионов мест багажа. По данным пользователей, решение снижает число ошибок на 30%. BagJourney совместимо с различными аппаратными средствами, включая мобильные устройства для сканирования или стационарные приборы.

По словам BahamasAir, одного из пользователей решения, после его внедрения в течение 7 дней удалось осуществить процесс полного перехода на мобильные устройства для отслеживание всего багажа по двум наиболее загруженным в плане багажа направлениям ― Нассау и Майями. По результатам шести месяцев количество жалоб на проблемы с багажом на наиболее загруженном направлении снизилось на 60%. Авиакомпания планирует внедрить решение на всех направлениях и рассчитывает, что до конца года она полностью будет соответствовать требованиям резолюции 753.

Интервью с экспертами

Применение технологий Big Data в российской гражданской авиации

Работа с клиентской репутацией имеет большое значение для транспортных компаний, в том числе, и для авиации. Социальные сети позволяют собирать в режиме реального времени отзывы пассажиров и быстро реагировать на них.

Преимущества рассматриваемой системы ― возможность непрерывного отслеживания удовлетворенности компанией и взаимодействия с пользователями в соцсетях; обеспечение безопасности и выявление террористических организаций, экстремизма и прочих проблем; постоянное улучшение предложения для заказчика посредством анализа в соцсетях и возможность общаться с оператором напрямую; поддержание репутации авиакомпании путем оперативного контакта с аудиторией в соцсетях; анализ пользовательских предпочтений и составление индивидуальных предложений продуктов, а также успешной таргетированной рекламы. Подробнее о проекте -

Отечественная СУБД Tarantool в проекте аналитики больших данных

«Аэрофлот» внедрил алгоритмы предиктивной аналитики в рамках проекта платформы для анализа и обработки обращений пассажиров в социальных сетях. В качестве СУБД была использована отечественная разработка ― решение Tarantool от компании Mail.Ru Group.

Комплекс состоит из большого количества модулей, которые покрывают как функциональные бизнес-требования, так и модули интеграции в существующую ИТ-инфраструктуру ПАО «Аэрофлот» и различные каналы поступления обращений (социальные сети, e-mail , официальный сайт, личный кабинет).

Первый модуль отвечает за идентификацию клиента на основе комплексного анализа данных, как самого текста, так и данных профиля автора. Количество обращений может доходить до нескольких тысяч в день.

Второй модуль предназначен для поиска дублей обращений. Копирование текста для размещения на разных ресурсах или отправки по почте. Происходит определение семантически похожих постов с целью выявления кластеров, являющихся инцидентами. Обработка сразу нескольких подобных постов приводит к существенному сокращению загрузки ответственных сотрудников.

Третий модуль «Инфоповоды» является одним из важнейших в системе. Главная его особенность ― предиктивно выявлять опасные посты еще до того, как начнется рост активности. Таким образом, заложенные алгоритмы указывают на потенциальную «инфо-бомбу» и дают возможность нивелировать репутационные потери.

Расчетное количество обращений к данным равнялось нескольким тысячам запросов в секунду с необходимым откликом в пару миллисекунд. Для удовлетворения высоких требований заказчика, как, например, прописанное ограничение времени в три секунды на обогащение обращения различными свойствами, требовалось использование высокотехнологичного программного обеспечения. По результатам проведенных тестов по производительности, качеству хранения данных и функционалу, было решено использовать отечественную разработку ― СУБД Tarantool.

Tarantool используется в Платформе как оперативная база данных, в которой обращения хранятся в виде специальных структур данных, необходимых для алгоритмов аналитики. Крайне высокая производительность и наличие в базе таких свойств, как вторичные индексы и поддержка большого количество соединений без потери производительности, позволило успешно реализовать вышеописанные функциональные модули, не выходя за поставленные временные рамки.

Использование отечественных разработок в такой крупной компании, как Аэрофлот, крайне важно. Российский софт часто ни в чем не уступает, а, как в нашем случае, и превосходит иностранные аналоги. Именно поэтому и был выбран Tarantool. И, естественно, выполняется важный фактор импортозамещения , что для нашей компании является одним из ключевых приоритетов на ближайшие годы.

Кирилл Богданов, CIO ПАО «Аэрофлот»


По результатам внедрения заказчик с помощью Платформы значительно увеличил эффективность процесса обработки жалоб и обращений клиентов ответственными сотрудниками ПАО «Аэрофлот», кардинально сократил время доставки обращения и время на обработку/решение вопроса за счет механизмов обогащения обращения контекстом, тональностью, тематиками (тегирование), профилем автора и т.п. Всё это нацелено на достижение положительного экономического и репутационного эффекта практически на всех этапах предоставления услуг ПАО «Аэрофлот». На основе успешного опыта все участники проекта продолжат использовать ПО Tarantool в своих проектах и укреплять партнерские отношения

"Техносерв" реализовал для "Аэрофлота" систему интеллектуальной сегментации клиентов

В "Техносерве" подтвердили, что технологии Big Data в целом востребованы в транспортной отрасли, и подтверждением этому служит увеличение количества проектов с использованием указанных технологий. При этом тематика проектов, по ее словам, совершенно различна. Это и задачи повышения персонализации коммуникаций с клиентами, проактивного ремонта оборудования, предсказания спроса и другие задачи, решаемые с помощью алгоритмов машинного обучения и анализа больших объемов структурированных, неструктурированных и слабоструктурированных данных как для авиакомпании, так и для ее партнеров. Скорость расчетов выросла с 14 дней до 23 секунд.

Мы провели сделку по покупке авиабилета через открытый блокчейн api к банку, но я уверен, что такая схема очень скоро будет использоваться многими компаниями во всем мире. Блокчейн-платформа позволяет существенно оптимизировать бизнес-процессы. Она автоматизирует любую схему взаиморасчета, даже очень сложную - например, складские поставки. При таком механизме практически не требуется участие человека: не надо выставлять счета, проводить сверки, писать акты. Потенциально к платформе могут быть подключены поставщики бортового питания, топлива, аэропортовых услуг - все те компании, с кем постоянно работает S7 Airlines и не только. (Aviation fuel smart contracts, AFSC), основанные на блокчейне . Проект позволил автоматизировать планирование и учет поставок топлива и призван повысить скорость взаиморасчетов при заправке самолетов.

Согласно заявлению представителей «Газпром нефти», это первый для российского авиарынка опыт использования технологий распределенных реестров. С их помощью авиакомпания получила возможность моментально оплачивать топливо непосредственно при заправке в самолеты без предоплаты, банковских гарантий и финансовых рисков для участников сделки. Такой подход повышает оперативность финансовых операций и сокращает трудозатраты, считают в нефтегазовой компании.

Прогнозирование поломок самолетов S7 Airlines с помощью машинного обучения и анализа больших данных

В начале марта 2018 года S7 Airlines разработала систему предиктивного технического обслуживания (predictive maintenance). По сообщению самой компании, она стала первым российским авиаперевозчиком, завершившим разработку подобной системы.

На начальном этапе она используется для воздушных судов Airbus A319. В дальнейшем система будет адаптирована для всего парка самолетов.

Система предиктивного технического обслуживания предполагает анализ массива исторических данных по техническому обслуживанию самолетов и работе отдельных компонентов.

Программное обеспечение для анализа данных и построения математической модели было разработано специалистами S7 Airlines совместно с российской компанией Datadvance, специализирующейся на разработке решений для прогнозной аналитики.

В марте 2018 года для анализа уже был доступен массив данных за период с 2012 по 2017 год. Это данные, зафиксированные в системах телеметрии самолетов, базы данных холдинга технического обслуживания и ремонта авиатехники S7 Technics и метеорологические данные.

Основные задачи, которые компания рассчитывает решить с помощью предиктивного техобслуживания, - сокращение числа задержанных по техническим причинам вылетов, повышение безопасности полетов и эффективности технического обслуживания судов, прогнозирование вероятности возможных поломок для каждого самолета в парке компании.

Несколько сотен RFID-меток в каждом из самолетов крепятся буквально ко всему, что не приколочено - от спасательных жилетов до ремней безопасности. Также метки крепятся на жаропрочные перчатки, мегафоны, кислородные баллоны, маски, огнетушители и т.п.

Цель проекта - ускорить инвентаризацию аварийно-спасательного оборудования, которая происходит после каждого полета. Один из бортпроводников запускает на планшете специальное приложение и проходит по салону, сканируя RFID-метки. Каждая обнаруженная метка отзывается коротким звуковым сигналом, и в конце приложение генерирует отчет о наличии всего аварийно-спасательного оборудования. Отчет тут же загружается на сервер: в планшеты установлены SIM -карты, а облачная часть реализована на базе Microsoft Azure .

Если же какого-то оборудования нет, это сразу же видно в отчете, соответственно, в этом случае не дается команда на отправление перронных автобусов с пассажирами и происходит их проверка.

Без оборудования самолет нельзя допустить к следующему рейсу (то есть, если на борту не хватает спасательного жилета - значит, одному из пассажиров будет отказано в перевозке). Ручная же инвентаризация отнимает гораздо больше времени и сил: одних только жилетов под креслами - 189 штук, и их надо все проверить. Таким образом, благодаря RFID-технологии «Победе» удалось сократить минимальное время оборота воздушного судна с 30 до 25 минут. Это один из ключевых KPI в пассажирской авиации: смысл в том, что чем меньше времени проходит от прилета в аэропорт до вылета следующим рейсом, тем выше экономическая эффективность авиакомпании, так как самолет приносит доход только когда он летает, а не стоит на земле. При размерах флота «Победы» в полтора десятка самолетов сокращение времени инвентаризации каждого борта на 5 минут дает возможность выполнить как минимум один дополнительный рейс, не увеличивая парка воздушных судов.

Создание центра инноваций в области гражданской авиации для укрепления экспертизы в области Big Data

В 2017 г. Компания «Иннодата», российский разработчик программного обеспечения в области инновационных технологий, и российский ИТ-университет «Иннополис» создали Центр Инноваций в Гражданской Авиации (ЦИГА) . Цель объединения ― развитие технологического и цифрового присутствия в современной гражданской авиации, способствование раскрытию сути и значения современных технологий, влияющих на спрос и предложение для игроков авиаотрасли, интеграция инноваций цифрового мира в текущие технологии гражданской авиации. В 2018 году партнером Центра стала ГК «РАМАКС» с целью укрепления существующей экспертизы в области технологий , так и развитию специализированных решений для авиационной отрасли.

Основные направления деятельности – это развитие существующих и создание новых решений для авиаотрасли, соответственно. Центр ведет как образовательную деятельность, так и проектную, будь то реализация проектов в научно-технической, инновационной или информационно-аналитической плоскости. ЦИГА также открыт и для экспериментальных проектов с целью продвижения передовых технологий и решений и готов оказать поддержку в развитии.

Виртуальной реальности для борьбы с аэрофобией, навигация в аэропорту на основе технологий виртуальной реальности, поведенческий анализ активностей сотрудников в информационном поле, предсказание покупательной способности пассажиров и формирование динамических рекомендаций по изменению стоимости билетов, планирование расписания полетов и анализ оптимизации сезонного расписания, предиктивное управление пассажиропотоком, управление персоналом в аэропортах, разработка системы подбора персональных пакетных предложений услуг авиакомпании и партнеров, а также методики сканирования поверхности воздушных судов во время послеполетного технического обслуживания, анализ взлетно-посадочной полосы, управление уровнем overbooking, анализ интересов пассажиров и формирование предложений для них.

Заключение

Примеры, рассмотренные выше, показывают, что авиакомпании ― уже не просто воздушные суда, перевозчики, к которым мы успели привыкнуть. Важная основа их развития ― технологии , которые делают возможной, например, персонализацию услуг. Индивидуальные предложения, которые делают поездку каждого пассажира максимально комфортной. Поиск информации о путешествии, заказ билетов, поисковые запросы – любые действия в сети оставляют цифровые следы, которые могут быть проанализированы для формирования максимально точечного пакета услуг. Кроме того, работа с большими данными позволяет повысить лояльность клиентов, например, за счет быстрого ответа на обращения пассажиров.

Еще больше данных генерируют производственные системы. Самолеты, железнодорожные локомотивы и поезда являются источником огромного потока технических данных, которые поступают с датчиков, установленных в двигателях и системах жизнеобеспечения. Детальный анализ этих данных позволяет выявлять и предсказывать необходимость ремонта той или иной запчасти. Таким образом, позволяют повысить уровень безопасности, а также сэкономить значительные средства для перевозчиков. Сокращается необходимое время на ремонт и самолет может использоваться по прямому назначению в течение более длительного срока.

Предлагаемый материал затронул некоторые из возможностей и практических результатов использования технологий Big Data в авиационной отрасли, в реальности же таких возможностей для развития с каждым днем становится все больше.

Данные стали важным активом, они представляют немалую ценность сами по себе. При правильном подходе к определению владельца и внимательном построении доступа к ним они могут приносить прибыль всем участникам перевозочного процесса. Но могут стать и яблоком раздора, - пишет журнал .

«Данные превратились в актив. Данные сегодня – это золото и нефть XXI века. Тот, кто быстрее с ними научится работать, обрабатывать, кластеризировать, делать из них продукты, которые повышают добавленную стоимость, тот и будет впереди», – убеждал своих слушателей Михаил Мишустин, глава Федеральной налоговой службы, на сессии «Цифровая трансформация и качество жизни. Взгляд из регионов», прошедшей в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи. Он ведёт речь о так называемых больших данных – и кому как не главе ФНС, где собраны данные о доходах и имуществе миллионов россиян, понимать всю их ценность? Но на самом деле чиновник лишь повторил фразу, которую сейчас можно услышать на сотнях форумов по всему миру от руководителей тысяч компаний, в том числе глобальных. И первый же вопрос, который возникает: раз большие данные стали ценным активом, значит, должны появиться правила, которые опишут, как с ними обращаться, кто ими владеет, можно ли и по какой цене эти данные купить?

Технология больших данных подразумевает наличие трёх элементов: огромных массивов данных, вычислительных мощностей для очень быстрой обработки этих данных и специальных математических моделей, позволяющих сравнивать заранее определённые параметры, доступ к которым раньше был запрещён. Это позволяет выявлять новые, очень часто неочевидные связи и закономерности и уже на основе их принимать управленческие решения и извлекать прибыль (или как вариант – решать общественно важные задачи).

Для того чтобы извлекать из больших данных пользу, должны были дозреть технологии. Совсем недавно в распоряжении компаний появились вычислительные мощности и алгоритмы, которые в состоянии быстро обрабатывать огромные массивы данных в режиме реального времени, дата-центры, где эти данные можно хранить, развивается так называемый Интернет вещей, который позволяет в режиме реального времени получать данные от оборудования и различных устройств, улучшаются характеристики и падает цена датчиков, которые используются для сбора данных.

Алексей Федосеев, руководитель департамента сервисной поддержки заказчиков «Сименс Мобильность», так определяет границу, с которой данные могут считаться большими: «1 млн измерений, так называемых дата-пойнтов. С этого момента мы можем реализовывать аналитические модели, которые основываются на подходе Big Data».

Пионерами стали авиастроители. Ценность больших данных, на основе которых можно предсказывать неисправности и отказы оборудования, в этой отрасли особенно велика. Например, сейчас Boeing 737 с двумя двигателями за шесть часов полёта передаёт 240 тыс. терабайт данных (объём данных на бумажных носителях в Ленинской библиотеке больше, но ненамного – примерно в 84 раза). Речь идёт о снятии за полёт нескольких сотен тысяч параметров, хотя предыдущие поколения самолётов собирали их всего несколько сотен.

В прошлом году глава горнодобывающей компании Tinto (в её парке данные снимаются с беспилотных самосвалов, буровых на карьерах, локомотивов и в порту) рассказал, что Центральный пункт управления в городе Перт получает 2,4 терабайта данных каждую минуту (приблизительно 3,5 тыс. терабайт в сутки).

Андрей Бородин, главный инженер проекта в Проектном конструкторско-технологическом бюро Центр цифровых технологий Департамента информатизации ОАО «РЖД», говорит, что, с точки зрения профессионалов, данные бывают горячие (то есть попадающие в обработку сразу, в режиме реального времени), тёплые и холодные (неиспользуемые, но оставленные для хранения).

«И даже сырые данные небезосновательно рассматриваются многими компаниями как актив, способный приносить ценность, даже если компании сейчас не могут ими воспользоваться, – сделать предиктивные модели или системы реагирования в режиме реального времени», – говорит Олег Пятаков, руководитель направления по инвестиционному анализу компании «2050. digital». Он уверен, что генерировать данные ради данных контрпродуктивно как минимум в ближайшей перспективе: «Нужна возможность связать данные между собой (идентификаторы устройств/пользователей, временные метки), хотя бы минимальная значимость данных для тех целевых параметров, которые пытаемся оптимизировать, умение выработать управляющее воздействие. Ведь в традиционных (старых) управленческих системах нормой была ситуация, когда более 95% собираемых данных в силу разных причин не использовались для принятия решения».

«РЖД» стали одной из первых компаний России, начавших процесс цифровой трансформации. И с технологией больших данных холдинг, конечно, тоже работает. Естественно, первая область для применения их очевидна – регулярный сбор данных с подвижного состава и инфраструктуры при помощи Интернета вещей.

В «Сименс Мобильность», который является стратегическим партнёром «РЖД» в этой области, проводится чёткое различение двух понятий – данных и информации. Данные, которые генерируются подвижным составом, инфраструктурой, по словам Алексея Федосеева, принадлежат эксплуатирующей организации: «Как только мы поставили технические системы компании Deutsche Bahn или ОАО «РЖД», данные принадлежат им».

Затем в рамках сервисных контрактов, в рамках отдельных контрактов на обработку этих данных они преобразовываются в полезную информацию. Например, поезда «Ласточка», которые эксплуатируются на МЦК, генерируют диагностические сообщения о техническом состоянии отдельных подсистем электропоезда. Эти данные агрегируются и по защищённому каналу передаются на сервер на территории РФ. И только потом, говорит Алексей Федосеев, в Центре анализа и обработки данных, созданном совместно ОАО «РЖД» и «Сименс» в феврале 2017 года, эти агрегированные данные преобразуются в полезную информацию.

Сотрудники центра используют аналитические модели, которые на базе полученных технических параметров позволяют реализовать концепцию предиктивного техобслуживания, прогнозировать отказы критически важных узлов подвижного состава, рассказывает эксперт. Пример – обработка данных, полученных с системы тягового привода. Но не только. Контролируется, например, и система пассажирских дверей. При движении в режиме городской электрички работа пассажирской двери может влиять на время нахождения поезда на станции, сбои и отказы в их работе могут влиять на нарушение графиков движения. К этой информации через компьютеризированную систему технического обслуживания Cormap имеют доступ сотрудники отдела ремонта Дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД». Система открыта, на её основе принимаются решения о выдаче поездов на линию.

Модели предиктивной аналитики по эксплуатации высокоскоростных поездов, поставляемых «Сименс» для немецких, испанских, российских, турецких железных дорог, а также компании Eurostar, совершенствуются на протяжении последних трёх-четырёх лет. Чем больше данных обработано, тем точнее модели функционируют. Результатом становится повышение технической готовности поездов. Например, работа Центра удалённого мониторинга компании «Сименс» по поездам Velaro в Испании началась немного раньше, чем с «Сапсанами» в России. Модели позволяют прогнозировать отказы тяговых двигателей за пять–семь дней, что привело к практически полному исключению возможности нарушения графика движения по причине снижения тяги. В результате компания RENFE продемонстрировала готовность компенсировать 100% стоимости билета пассажирам при опоздании поезда более чем на 15 минут на линии Мадрид – Барселона. Реакция пассажиров не заставила себя долго ждать: доля железнодорожных перевозок в пассажирообороте на данном направлении выросла с 20 до 61%, а авиаперевозок снизилась с 80 до 39%.

Если брать российский опыт по внедрению аналогичных моделей предиктивной диагностики поездов «Сапсан», то, по словам Алексея Федосеева, положительные эффекты очевидны: на линии Москва – Санкт-Петербург парк поездов «Сапсан» прошёл уже более 7 млн км без опозданий по причине технических отказов, которые превышают 5 минут (это один из параметров, его компания использует, чтобы оценить уровень надёжности).

Важной частью работы с большими данными стало создание так называемой доверенной среды – она предназначена для безопасного использования данных, исключения неправомерного доступа к ней. Например, «Доверенная среда локомотивного комплекса» строится для доступа к данным, которые будут генерироваться локомотивами, потребителями этих данных – сотрудниками холдинга «РЖД», сервисных компаний, производителями подвижного состава и производителями компонентов.

Не всегда взаимоотношения основаны на партнёрской основе. В этом случае возможно противостояние сторон, участвующих в предоставлении и обработке данных. Как это может происходить, демонстрирует история, которая прямо сейчас развивается с датской компанией Maersk, лидером океанских перевозок. Ещё в 2014 году компания решила, что будет цифровать свой бизнес океанских перевозок. Maersk тогда сообщила, что простая отправка морем охлаждённых фруктов из Восточной Африки в Европу проходит по цепочке из 30 людей и организаций и требует около 200 актов взаимодействия (передача документов, общение) между ними, а 20% затрат на доставку партии товара приходится на обработку, передачу документов и администрирование процесса. Maersk собиралась радикально снизить затраты в этой сфере, где серьёзных изменений не происходило уже 60 лет.

В 2016 году она определилась с технологией и партнёром, начала сотрудничество с компаний IBM как носителем продвинутых знаний в блокчейне. Блокчейн-систему умных контрактов, получившую название TradeLens, начали тестировать в 2017 году. В январе 2018 года Maersk и IBM объявили о создании совместного предприятия. Работали с партнёрами, чтобы понять, как ускорить передачу информации и снизить количество ошибок. Было объявлено, что к концу 2018 года будет запущена полноценная коммерческая версия TradeLens. Уже к середине 2018 года система содержала данные о 154 млн событий (даты прибытия судов, отчёты об отправке и прибытии контейнеров, таможенные разрешения, коммерческие счета и коносаменты, то есть документы о принятии груза перевозчиком от грузоотправителя), их количество прирастало на 1 млн каждый день – в общем, TradeLens была готова к полноценной эксплуатации.

На тестовой стадии к системе присоединились 92 участника: судовладельцы, океанские перевозчики, грузоотправители, порты (например, очень крупный порт Роттердама, через который проходит до 2/3 океанских грузов для Европы) и таможни. Но в то же время, как заканчивалось тестирование, стало известно, что другие океанские перевозчики категорически отказались подключаться к TradeLens. А без информации этих игроков исключено полноценное использование системы.

Похоже, для Maersk такое сопротивление стало неожиданностью. В середине ноябре датская компания приняла предложение конкурентов по первой шестёрке (MSC, CMA CGM, Hapag-Lloydand и Ocean Network Express) войти в некоммерческое объединение, которое займётся разработкой новых стандартов для обмена информацией в отрасли. Андре Симха, CIO компании MSC, океанского перевозчика № 2, заявил журналистам, что его компания с удовольствием присоединится к TradeLens, если компания станет более открытой. И вообще MSC гораздо больше нравится идея работать через некоммерческое объединение, ведь, несмотря на обещания равного доступа к информации, все интеллектуальные права на TradeLens разделены между IBM и Maersk. Перевозчикам не понравилась перспектива отдавать свои данные в систему, притом что зарабатывать на них будет их главный конкурент. Олег Пятаков всё же считает, что Maersk пошёл по правильному пути и в конце концов будут побеждать проприетарные решения мощных компаний, а открытые стандарты без участия сильных игроков будут уступать позиции. Но Maersk придётся побороться за владение таким ценным активом, как данные. В ноябре было объявлено о создании конкурирующей с TradeLens системы.

2,5 млрд гигабайтов данных. Согласно прогнозам аналитических компаний, количество данных, генерируемых ежегодно, достигнет 43 триллионов гигабайт уже к 2020. Среди всей этой информации: твитов, репостов и видео, есть та, которую многие компании используют для развития сервисов. Люди уже нашли применение большим данным в маркетинге для оценки желаний клиентов. Big Data также используется в медицине для улучшения диагностики и в банковской среде для составления персонализированных предложений. Большие данные используются и в автомобильной сфере, помогая водителям быстрее достигать точки назначения. Как? Об этом мы сегодня и поговорим.

Помогают объехать пробки

Данные помогают водителям добраться до точки назначения в прямом смысле этого слова. Речь идет о навигаторах - они строят кратчайший маршрут без пробок и дорожных работ.

Навигаторы каждые несколько секунд отправляют свои координаты в систему поставщика приложения. На основании полученных данных алгоритм строит трек, то есть маршрут с информацией о скорости движения. На основании суммы треков, полученных от множества водителей, и идет выявление заторов.

Автомобили являются частью сети и формируют стабильный поток информации. При этом они могут обмениваться данными с окружающей инфраструктурой. Использоваться для определения дорожных заторов могут и камеры видеонаблюдения, установленные на перекрестках в городе. Исследователи работают над различными вариантами реализации таких решений.

Например, чтобы создать коммуникации вида «автомобиль-автомобиль» и «автомобиль-инфраструктура», ученые предлагают использовать модули OBU (On-Board Units), которые определяют положение автомобиля и скорость в ограниченных временных интервалах. Эта информация будет поступать в RSU (Roadside Unit), а затем в кластеры, ответственные за агрегацию данных и их обработку.

Кластеры принимают данные по API и занимаются интерпретацией. Например, если на одном участке несколько пользователей приложения-навигатора движутся с маленькой скоростью, система понимает, что движение на нем затруднено. Подробнее об одном из предлагаемых алгоритмов можно почитать .

Пользователи также могут самостоятельно отправлять в сервис данные: информацию о ДТП, ремонтных работах, ямах на дороге и др. Агрегатор по кусочкам собирает получаемую информацию в единую картину и, сопоставляя данные с координатами GPS, проставляет баллы загруженности дороги. На основе этих данных идет построение навигационных маршрутов.

Когда маршрут построен, приложение проводит его мониторинг, чтобы освежить информацию о ситуации на пути. Алгоритм отвечает за построение маршрута, который был бы свободен от пробок. Если на маршруте образовался затор, то алгоритм ищет другую дорогу. Если альтернативных вариантов (даже с пробками, но более быстрых) не обнаружено, то маршрут остается прежним. Упрощенная форма этого алгоритма представлена ниже:

Блок-схема варианта алгоритма для мониторинга маршрута

Ученые уверены, что точность подобных систем значительно вырастет, когда все или почти все автомобили начнут общаться друг с другом и обмениваться данными. В перспективе они изменят правила поведения на дороге. Этого мнения придерживается Тим Ломакс (Tim Lomax), аналитик из Texas A&M Transportation Institute.

«Если автомобили начнут «общаться» друг с другом, нам не будут нужны светофоры, - говорит Тим. - Машина, подъезжая к перекрестку, будет сообщать о намерении его пересечь, а окружающие транспортные средства будут знать, как избежать столкновения». Ломакс говорит, что это станет шагом навстречу повсеместному использованию беспилотных автомобилей.

Сами довезут до места

Беспилотные автомобили - это еще одно направление, в котором большие данные могут оказать значительное влияние. Беспилотные автомобили являются частью интернета вещей и ведут к росту числа генерируемых данных. Чтобы построить маршрут, автопилот должен понять, по каким дорогам придется проехать, и что он встретит на пути. Для этого автомобили, помимо собственных сенсоров, черпают информацию из так называемых карт окружения. В будущем этот список пополнится другими участниками движениями и элементами инфраструктуры: светофорами, зданиями, даже деревьями.

Подобные документы

    Принципы технологий "Умный дом". Выбор управляющего элемента для системы. Разработка программного обеспечения сегментов системы управления помещением: измерение влажности и температуры, автономный контроллер и освещение. Вывод информации пользователю.

    дипломная работа, добавлен 07.08.2018

    Применение технологии блокчейн в финансовой сфере, игровой индустрии, госуправлении. Создание концепции объединения блокчейн и Интернета вещей для работы сети "Умный дом", ее реализация в сочетании с технологией Big Data и искусственным интеллектом.

    статья, добавлен 20.11.2018

    Понятие, принцип работы и элементы системы "умный дом". Протоколы обмена данными между управляющими, передающими и исполнительными элементами. Пример практической реализации проекта. Описание основных программных элементов прототипа "умного дома".

    дипломная работа, добавлен 30.07.2017

    Рассмотрение существующих проблем управления городским пассажирским транспортом в России. Методика автоматизации системы диспетчерского контроля. Анализ безотказности работы экспертной системы пассажирского транспорта в программной среде AnyLogic.

    статья, добавлен 01.03.2019

    Описания конструкции и особенностей роботов для развлечений и охраны. Управление роботом-пылесосом. Движения и внешность андроидов. Изучение общего алгоритма работы системы "Умный Дом". Механизм интеллектуального управления в жилых и офисных помещениях.

    реферат, добавлен 10.02.2015

    Исследование таких технологических решений для городской среды, как "умная улица", "умная парковка", "умный город". Описание основных принципов работы и функциональных возможностей интернет вещей, обозначение эффекта от их внедрения и главные достоинства.

    статья, добавлен 18.08.2018

    Рассмотрение схемы устройств "Умного дома" и программного обеспечения. Разработка связи между элементами. Выбор объектов элементов. Подготовка технической документации. Характеристика процесса внедрения и тестирования. Изучение используемых технологий.

    дипломная работа, добавлен 20.03.2017

    Рассмотрение вопросов, связанных с комплексной разработкой и внедрением технологий типа "Умного города". Знакомство с основными тенденциями в развитии информационной безопасности. Угроза как потенциальная возможность нарушить информационную безопасность.

    статья, добавлен 05.06.2018

    Рассматривается модель умного города IBM, состоящая из трёх стадий: "инструментальность", "взаимосвязанность", "интеллектуальность". Способы внедрения энергосберегающих технологий и экологически безопасным развитием городских систем, их эффективность.

    статья, добавлен 31.10.2017

    Понятие информационной системы, ее использование для обработки информации, ее хранения и распространения. Информационные технологии в отрасли водного транспорта. Береговые и бортовые информационные системы. Тренажерные и портовые технологические системы.



 Top