Обучающие приложения для школьников. Компьютерные программы для начальной школы. Русский язык - грамотей

Екатерина Морозова — многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady

А А

Школа – это те первые шаги в самостоятельную жизнь, которые, увы, нередко сопровождаются проблемами с социальной адаптацией, обидами и тревогами. К сожалению, детские конфликты в наше время – весьма частое явление, и родители иногда оказываются в очень непростой ситуации. Как быть, если любимое чадо в школе обижают? Стоит ли вмешиваться или правильнее будет позволить детям разобраться самостоятельно?

Как понять, что вашего ребенка обижают в школе?

Не каждый ребенок расскажет родителям о школьных конфликтах. У одного не слишком доверительные отношения с мамой и папой, другой просто постесняется, третий не захочет «прослыть слабаком» и пр. Так или иначе, дети довольно часто умалчивают об истинном положении дел. Во избежание более серьезных проблем, следует быть внимательным к своему ребенку .

Когда стоит насторожиться?

  • Ребенок «сам не свой» — печальный, злой, подавленный; .
  • Падает успеваемость в школе.
  • Учитель постоянно оставляет замечания в дневнике об опозданиях и пр.
  • Пропадают вещи ребенка – вплоть до стирательной резинки.
  • Ребенок регулярно ищет предлог, чтобы остаться дома .

Бывает, что ребенок и сам жалуется. Конечно, первая реакция любого родителя – рвануть в школу и всем показать «где раки зимуют». Но паника здесь – последнее дело. Для начала стоит выяснить – почему обижают ребенка .

Ребенка в школе обижают – в чем может быть причина?

Как правило, основные причины конфликтов между одноклассниками – это…

  • Нерешительность и слабость ребенка, неспособность постоять за себя.
  • Слабость физическая (хроническое заболевание и пр.).
  • Изъян во внешности, здоровье (например, очки или хромота, заикание и пр.).
  • Манера поведения (хвастовство, заносчивость или, напротив, трусость, пугливость).
  • Менее модный, чем у сверстников, вид.
  • Низкая успеваемость.

Независимо от причины, в ситуации, когда ребенку нечего противопоставить обидчикам, он вынужден мириться со всеми издевательствами. Поэтому важно понять, как правильно действовать , чтобы помочь своему ребенку.

Ребенка обижают в школе – как действовать родителям?

Что чаще всего советуют родители (особенно занятые) в этой ситуации? Не обращать внимания. Конечно, если мальчик дернул одноклассницу за косичку, или кто-то кого-то обозвал, то здесь никакого конфликта нет, и данный совет вполне правильный. Но если конфликт перерастает в проблему, которая отражается на настроении, успеваемости и даже здоровье ребенка, то пора прибегать к более эффективным методам.

  • Совет о подставлении другой щеки, если ребенка ударили по левой, в корне неверный для современных детей. Трусливо или покорно проглатывая обиды, ребенок вынужден будет изначально смириться с ролью жертвы. Последствия для его последующего становления себя, как личности, могут быть неутешительными. Как минимум, ребенок замкнется в себе .
  • Сочувствовать, эмоционально поддерживать и быть рядом в любой ситуации – это первая задача родителя. Ребенок должен не бояться делиться с родителями своими переживаниями. Ваша задача – грамотно объяснить ребенку, почему он прав или не прав, и что делать.
  • Однозначно не следует мчаться в школу и наказывать обидчика . Во-первых, у вас нет права наказывать чужого ребенка, во-вторых, после вашего «акта отмщения» к ребенку могут начать относиться еще хуже. То есть, проблема не решится, а ребенок станет «ябедой».
  • Один из вариантов – собраться всем сторонам вместе и прийти к единому решению . То есть, оба ребенка, родители с обеих сторон и педагог.
  • Педагог – это человек, который играет основную роль «рефери» в конфликте. В силах учителя — как не допустить конфликта, так и грамотно примирить стороны еще до вмешательства родителей. Именно учитель, в первую очередь, должен найти способ объединить конфликтующие стороны – через беседу, дружеское наставление, игру или совместный труд. К слову, совместное выполнение какой-либо задачи – весьма эффективный способ примирить детей.
  • Отдать ребенка в спортивную секцию – тоже хороший воспитательный момент. Но дело не только в том, что ваш малыш научится защищаться физически и сможет «отразить удар». Руководитель секции должен обучать детей с точки зрения воспитания в ребенке лидерских качеств и правильной оценки ситуации. Опытный учитель учит не махать кулаками, а развивать уверенность в себе и решать конфликты, в первую очередь, психологически.
  • Будьте отстраненными при решении конфликта. То есть, постарайтесь отбросить эмоции родителя, который готов порвать любого за слезы своего крохи, и посмотреть на ситуацию со стороны. То есть, рассудительно и мудро.
  • Поищите способ примирить детей. Устройте детскую вечеринку, праздник. Придумайте сценарий праздника, в котором будут задействованы все стороны конфликта.
  • Если источник конфликта – ношение очков, проблемы с произношением звуков и пр., то можно (при возможности) перейти на контактные линзы, отвести ребенка к логопеду и т.д. Если проблема в полноте – запишите ребенка в бассейн и займитесь его физической формой.
  • Вопрос «модности» в школе был во все времена. Уровень достатка у всех разный, и зависть/обиды/хвастовство, увы, имеют место. Введение формы в школах частично решило эту проблему, но остаются рюкзаки, украшения, различные мелочи. В данном случае, родители и учитель должны объяснять детям, что гордиться нужно своими успехами и достижениями, а не красивыми и дорогими вещами.
  • Не игнорируйте проблемы ребенка. Будьте всегда на чеку, будьте внимательны даже к мелочам. Это поможет вам предупредить многие конфликты еще в их зачатке.
  • Если конфликт выходит за рамки допустимого, если речь идет уже о детской жестокости с причинением физического вреда, преследованием и унижением, то здесь уже проблема решается на уровне директора школы и сотрудника правоохранительных органов.

Безусловно, это важно – устранить возможные источники проблемы, научить ребенка раскрываться с лучших сторон, дать ему возможность для самореализации, чтобы у ребенка были основания для гордости за себя, для уверенности в себе. Но и родительская поддержка вне стен школы имеет очень большое значение. Учите своего ребенка постоять за себя, верить в себя и быть сильной и справедливой личностью.

Школа - первый институт в жизни каждого человека. От того, обижают ли ученика, и насколько комфортно и уверенно он себя чувствует, напрямую зависит его дальнейшее развитие, творческие способности, желание учиться и достигать новых высот.


Школа и последствия обид

Тяжело сосредоточиться на занятиях, если ты стал объектом насмешек для своих одноклассников. А если обиды имеют более серьёзный характер, последствия, вероятно, будут плачевными и выразятся в отсутствии силы воли, неспособности принимать решения, развитии комплексов, недоверия или, напротив, в озлоблении.


Как понять, что школьника обижают или дрязнят, если он молчит?

Признаками могут быть:

  • Ребенок отказывается идти учиться, ищет любой повод остаться дома, снижается успеваемость.
  • Малыш расстроен и подавлен в будни, но бывает в хорошем расположении духа в выходные дни.
  • Внешние признаки - побои, испорченные вещи или их отсутствие.
  • Жалобы на боль головы или живота (возможно, это признаки психологических проблем).


Как выбирают изгоя

Большинство людей считают, что причины травли - во внешних или социальных отличиях от большинства. На самом же деле объектом насмешек может стать любой человек. Один неверный шаг или секрет, разлетевшийся по классу, подрывает репутацию. Ни разный достаток, ни особенности внешности не обуславливают травлю. Гораздо большее значение имеют отношения в семье. Если ваш отпрыск спокоен и тверд, как правило, злые шутки быстро прекращаются.


Кто чаще подвергается нападкам:

  • "жертвы" - сомневающиеся, запутанные, апатичные. Не дают отпор на оскорбления.
  • "агрессоры" - часто сами нападают на окружающих, дают слишком бурную реакцию на провокации.
  • ребята из неблагополучных семей - неаккуратные, опаздывающие к уроку, плохо одетые.


Для того, что бы крохе было хорошо в любом социуме, воспитывайте в нем внутренний стержень, достоинство и уверенность в собственных силах.

Подробнее о детях, которых часто обижают, посмотрите в видео клинического психолога Вероники Степановой - получите ценные рекомендации родителям.

Ошибки родителей или как реагировать НЕ стоит

  1. Оставить одного, предоставив ему возможность самостоятельно справляться с проблемой. Ваш ребенок, пожалуй, не готов к этой ситуации, желательно его научить давать отпор правильно.
  2. Перевести его в другое учебное заведение или класс. Бывают случаи, когда быстро среагировать и спасти ребёнка необходимо. В этом случае перевод возможен, но нет никакой гарантии, что на новом месте все не повторится. Школьнику будет сложно адаптироваться в новом коллективе т.к. в предыдущем он уже потерпел поражение. А в старом один пострадавший сменится другим.
  3. Полностью брать решение конфликта в свои руки. Выяснять отношения с врагами, их родителями, преподавателями. Во-первых, можно ещё больше навредить и спровоцировать увеличение агрессии не только со стороны ребят, но и наставников. Во-вторых, не следует предпринимать какие-либо действия, не обсудив это со школьником.

Прислушайтесь к чувствам, доверяйте и уважайте его мнение.


Не следует оставлять проблему вашего ребенка для его самостоятельного решения

Как быть или неотложная помощь

Могут помочь:

1. Доверительный разговор по душам

Пусть он задаст вопрос "почему я?" - так вы выясните, что он сделал нападающей стороне, если ничего, то причина не в нем. Сын или дочь не виноваты в сложившейся ситуации.


2. Ребенок подвергается групповым преследованиям только в одном месте (учебное заведение, секция)

  • Узнайте, необходима ли ему помощь. Предложите свои варианты решения проблемы. Роль папы и мамы велика, от них требуется эмоциональная поддержка: вне агрессивно настроенного общества, он должен быть понят, принят, нужен.
  • Предложите устроить детский праздник с целью примерить, а, возможно, и подружить детей.
  • Запишите в секцию, лучше в спортивную. Он найдёт там себе единомышленников и почувствует себя тверже. Вообще все, что отвлечет школьника - хобби или кумир - даст ему возможность абстрагироваться, отвлечься и восстановиться морально.
  • Помогите разобраться в конфликте, проанализировать свое поведение и обидчиков. Возможно, он сам является провокатором. Не давите на него, объясните, как стоит себя вести.
  • Донесите, что внешность ни при чем, это защитит его от развития комплексов. Он должен знать, что любим таким, каков есть, в очках, полный или со шрамом на лице.
  • Причина чаще всего в нарушителях. Как правило, над слабыми издеваются желающие самоутвердиться и заглушить собственные комплексы. Объясните своему отпрыску, что те, кто это делают, чувствуют себя неполноценными и слабыми. Все, что стоит к ним испытывать, - жалость, т.к. они не нашли лучшего способа бороться со страхами. Эта установка может стать защитой: "Ты хочешь меня обидеть, потому что сам боишься". Обычно, когда задевают самое больное, желание нападать пропадает.
  • Иногда помогает игнорирование, если нет реакции, слез и истерик, обидчикам быстро надоедает жертва. Например, если забрали тетрадь, можно сказать: "Надоест с ней играть, вернёшь". В скором времени она будет брошена на соседнюю парту.
  • Не стоит показывать слёзы одноклассникам. Плакать полезно, чтобы снять стресс, но не демонстрировать слабость мучителям. Нет морального удовлетворения, если жертва не мучается.
  • Обратитесь в учебное заведение. Классному руководителю или завучу надлежит организовать классный час, темой которого станет "детская жестокость, групповое преследование". Для наглядности лучше показать фильм по теме (чучело) или мультфильм (гадкий утёнок). Главное - не указывать прямо на обидчиков. Иначе они закроются и примут позицию обороны (Причём тут я? Он начал первый и т.п.)


Необходимо научить ребенка правильно реагировать на происходящее

После демонстрации фильма ценно указать на базовые ценности, на комичность и уродливость преследователей.

Наставник объясняет, как мерзко и опасно то, что происходит. Часто дети не осознают размер ущерба, который наносят пострадавшей стороне.

Конечно, от профессионализма руководителя зависит качество проведения классного часа. Заранее обсудите с педагогом ход урока.

Если контакт с учителем найти не удаётся, следует обратиться к директору школы, а в случае физического насилия не тяните с обращением в правоохранительные органы.


3. Когда ребёнок - жертва в любом социуме (улица, лагерь)

Следует обратиться к семейному психологу, чтобы разобраться, почему он притягивает к себе агрессию. В том случае, когда в учебном заведении твёрдая позиция, чёткие правила о том, что нельзя оскорблять и нападать на других, и учителя не проявляют агрессию, не унижают учеников, тогда любые дети, даже с выраженными особенностями, будут приняты. В обществе будут развиваться лучшие качества - доброта, терпимость и сострадание.

Педагогу необходимо проводить мероприятия, выявлять скрытый буллинг (англ. агрессивное преследование одного из членов коллектива), не замалчивать проблему. Травля возникает не только из-за агрессивных детей, но и из-за нечутких, невнимательных взрослых. Нечувствительные к проблеме, они не вмешиваются, объясняя, что мальчик "сам виноват", " не может за себя постоять", "странный" и т.п. Необходимо информировать учителей, как бороться с насилием. Правильный способ - комплексный, влияние на всю группу. Работа с одним агрессором или только с потерпевшим результата может не дать.


В сложных ситуациях лучше обратиться с ребенком к пихологу

Обязанность классного руководителя - постоянно контролировать атмосферу в группе.Если после собраний дети согласны, что не хотят жить в коллективе, где кого-то травят - это начало выздоровления коллектива. Будет хорошо заинтересовать учеников совместной работой, научить показывать себя без применения силы.

Поможет бескорыстный обмен опытом, ранее неизвестными знаниями и достижениями, а также необычные игры). "Чему я научился за лето" - занятие, которое поможет каждому показать свои лучшие качества, продемонстрировать свои сильные стороны. Этим можно снизить доминирование одних детей над другими.


Как понять, что у ребенка проблемы в школе? Зачастую, родители настолько заняты работой и повседневными делами, что не сразу замечают изменения в поведении ребенка. Еще вчера бодрый и веселый – он вдруг становится задумчивым, подавленным, не всегда слышит обращенную к нему речь, ищет уединения. Могут быть и физиологические нарушения. У чада пропадает аппетит, сон, ему начинают сниться кошмары. Если маме, или папе бросились в глаза какие-либо из подобных изменений – с ребенком лучше немедленно поговорить.

Хорошо, если микроклимат в семье располагает к душевным беседам и отношения между ребенком и родителями – доверительные. Но даже если это не так, обязанность родителей – сохранить душевный мир их отпрыска, помочь ему справиться с проблемами, которые юному человечку кажутся неразрешимыми. Если ребенка обижают в школе: советы психолога помогут разрешить эту деликатную проблему.

Вот беседа состоялась, в ходе ее родители узнали, что чадо подвергается насмешкам, издевательствам, а то и избиениям. И все это происходит в стенах родной школы. Не спешите принимать решения, успокойтесь сами и успокойте ребенка. Дайте ему понять, что вы рядом и на его стороне, что обязательно вместе с ним найдете выход из любой сложной ситуации.

Постарайтесь посмотреть на все происходящее беспристрастно, со стороны. Не исключено, что ваш отпрыск сам отчасти виноват в создавшемся положении, и нужно ему пояснить, в чем именно он сделал ошибку. Возможно, он был груб, высокомерен, сам обидел кого-то слабого, чем спровоцировал конфликт с одноклассниками.

Причиной, конечно, не всегда служит поведение самого ребенка. Не секрет, что дети жестоки. Не прощают физических недостатков, некрасивости, и т.п. Могут давать обидные клички и буквально затравливать тех, кто чем-то выделяется из толпы. Встречаются великовозрастные оболтусы, вымогающие деньги у более младших школьников. В общем, случаи могут быть разные.

Выяснить ситуацию поможет визит к педагогам. С детьми, которые стали участниками конфликта с вашим чадом – лучше не общаться напрямую.

  1. Во-первых, это не этично. Взрослые люди старше, умнее, сильнее и никак не на равных со школьником.
  2. Во-вторых – может привести к конфликту с родителями того ребенка (или детей).
  3. В-третьих – раз конфликт случился в стенах школы, принимать меры к его разрешению – прямая обязанность педагогического коллектива. Учитель в данном случае будет играть роль третейского судьи.

Педагог, с его опытом и знанием участников конфликта, всегда найдет способ благополучного исхода ситуации. Возможно, примирить детей удастся – всего лишь организовав совместный «разбор полетов», в присутствии родителей учеников, самих детей и школьного учителя. Это касается небольших конфликтных ситуаций. В случаях травли, издевательств и избиения – уже нужна помощь психолога и директора школы.

Беседа проведена, страсти поулеглись. Что же дальше?

Лучше поговорить еще раз с ребенком дома, выразив ему свою поддержу и участие, подчеркнуть, что вы его любите и всегда будете на его стороне. Никогда не будет лишним напомнить это своим детям.

Для повышения самооценки чада – можно отдать его в спортивную секцию, театр-студию. Или еще куда-то, согласно его талантам и склонностям. Это даст маленькому человечку справедливый повод считать, что его есть за что ценить и уважать всем окружающим.

Если поводом для насмешек стали проблемы с успеваемостью в учебе – можно подтянуть школьные успехи, пригласив к вашему чаду репетитора по нужным предметам. Что, опять же, сделает ребенка более уверенным и даст повод гордиться собой.

Большое значение имеет круг друзей вашего отпрыска. Уделите этому внимание. Разрешите своему ребенку приглашать домой тех детей, которые легко и доброжелательно общаются с ним, разделяют его интересы. Получая положительный опыт общения со сверстниками, чадо научится быть спокойным со своими недоброжелателями, отвечать на их выпады и насмешки шуткой и сводить на нет напряжение в общении. Как только недоброжелатели заметят, что их колкости не достигают цели – интерес к жертве будет утрачен.

В любом случае – будьте в контакте с вашими детьми. Это однозначно сведет к минимуму их проблемы, а оставшиеся – уже не будут казаться слишком значимыми и неразрешимыми.

Кроме всего прочего, школа для ребенка - это место, где он впервые остается на какое-то, пусть небольшое, время без присмотра взрослых, вместе со своими одноклассниками. Но как быть, если отношения с одноклассниками не складываются? Если другие дети - это не друзья и товарищи, а источник тревоги и даже опасности?

Проблема насилия в школе в последние годы стоит особенно остро. И всем родителям необходимо задуматься, что можно предпринять, чтобы избежать детских конфликтов. Прежде всего, необходимо обратить внимание на обстановку в семье. Чаще всего жертвой насилия в школе становится ребенок, в чьей семье часто случаются ссоры, где привычным является общение на повышенных тонах. Дети, растущие в таких условиях усваивают такую модель поведения как стандартную и автоматически переносят ее на новую среду, что существенно затрудняет общение.

Если в семье властные, авторитарные родители, которые полностью подавляют волю своего ребенка и принимают за него все решения, то такой ребенок также попадает в категорию детей, чаще всего подвергаемых насмешкам и даже побоям одноклассников.

Поэтому в первую очередь обратите внимания на то, какова атмосфера внутри семьи, может быть именно это стало предпосылкой для непростых отношений Вашего ребенка с одноклассниками.

Однако зачастую конфликты случаются и у детей из благополучных семей, особенно если Ваш ребенок особенный: отличается от других детей ростом, весом, нестандартной внешностью, или же просто определенными чертами характера и поведения. Нападкам в школе может повергаться и слишком маленький, и слишком высокий, слишком полный или слишком худой, рыжеволосый, очкарик, слишком застенчивый или слишком обидчивый ребенок. Но даже если Ваш малыш не обладает ни одной из этих черт, все равно стоит поинтересоваться, каковы взаимоотношения Вашего ребенка с остальными детьми. Если Вы узнаете, что Ваш сын или дочь стали объектом насмешек, нужно немедленно вмешаться в ситуацию, потому что насмешки часто перерастают в более серьезную проблему - детское насилие. Необходимо внимательно изучить поведение ребенка в первые дни в школе. Необязательно это будет открытая травля или насилие, это может быть и пассивное неприятие (нежелание сидеть за одной партой, играть в одной команде) или игнорирование ребенка (не замечать его, не обращать на него внимания). Все это травмирует детей не меньше, чем придирки и насмешки.

Как же противостоять детским конфликтам в школе и помочь ребенку?

Многие из родителей в такой ситуации предлагают ребенку справиться самому, дабы развить в нем самостоятельность. Если это всего лишь мелкий конфликт с кем-то из одноклассников, который не приводит к серьезным последствиям, это может быть действительно неплохой метод. Однако если проблема глубже и ребенок находится в противостоянии с большой группой детей или со всем классом, без помощи родителей и учителя ему не обойтись.

Бывает и обратное решение - пойти и урегулировать конфликт самим. В такой ситуации родители могут отчитать хулиганов, что приводит к негативным последствиям: обидчики начинают угрожать своей жертве расправой за сообщение о конфликте родителям. Попытки родителей разобраться в ситуации с родителями обидчиков тоже чаще всего ни к чему не приводят.

Психологи в этой непростой ситуации советуют научить ребенка защищать себя самостоятельно. Причем имеется в виду не физическая сила, потому что силовые методы обычно оказываются неэффективны против морального насилия. Хотя безусловно иногда занятия спортом могут стать лучшим выходом: например, если Вашего ребенка дразнят из-за лишнего веса или неловкости, занятия спортом могут помочь ему развить силу, ловкость, похудеть и приобрести уверенность в себе. Но самое главное - научить ребенка уважать себя как личность, только в таком случае ребенок сможет заставить окружающих уважать себя. И в этом Вы тоже должны помочь ему. Ребенок осознает свою индивидуальность через осознание себя "таким как все". В этом смысле иногда полезно пойти у него на поводу: если ребенка смущает что-то из его вещей, одежды и он хочет, чтобы было "как у ребят", попробуйте сделать так, как он хочет - скорее всего, это придаст ему уверенности в себе. Но это не значит, что нужно исполнять все капризы, во всем должна быть мера.

Помогите Вашему ребенку подружиться с одноклассниками. Расспросите его, в какие секции, кружки ходят его новые товарищи. Может быть Вашему малышу будут интересны какие-то из них. Это отличный повод сдружиться с другими детьми на основе общих интересов. Также поощряйте общение детей вне школы, может быть, стоит приглашать время от времени некоторых ребят к себе домой. Особенно хорошо сближают детей общешкольные или классные мероприятия. Проконтролируйте участие Вашего ребенка в таких мероприятиях.

Именно родители могут лучше всего научить ребенка общению со сверстниками, дать ему модель правильного поведения, научить постоять за себя и дать отпор. Но не стремитесь решать все конфликты в одиночку. В сложных ситуациях, когда ребенок стал изгоем в классе, имеет смысл привлечь к решению проблемы учителей, классного руководителя и психологов. Совместные усилия обязательно приведут к успеху и Ваш ребенок станет полноценным членом коллектива, найдет себе друзей и будет комфортно чувствовать себя в школе.

Тперь вы знаете, что делать, если ребёнка обижают в начальной школе одноклассники, советы психолога.

Звонок на перемену. Катя выходит из класса, в дверях её обгоняют одноклассники, задевая плечом, выкрикивают: «Катя- жирная корова!». На другой день в классе стайка ребят подходит к ней, один из них говорит: «Дай молочка!» Катя понимает посыл, но, не зная, что делать, вступает в диалог:

  • У меня нет молока…
  • Как же ты живёшь, корова без молока! - Ребята дружно хохочут, кто-то в приступе смеха сгибается пополам.

На следующий день Катя идёт по коридору, мимо проносятся ребята, на ходу бросают: «Мууу…»

Катя в слезах обращается к учительнице с жалобой, что её дразнят. «Что ж они говорят?» - спрашивает учительница. «Му», - честно и всё ещё с надеждой отвечает Катя. «Ну, это что такое, это вообще не к тебе относится. Ты притягиваешь», - отвечает учительница с облегчением. Занавес.


Арсенал реакций и действий учителя на ситуацию моббинга разнообразен – игнорировать, решительно запрещать, увещевать, беспомощно вопрошать («Дима, ну зачем ты ударил Петю?»), вызывать родителей (чаще всего родителей обижаемого)- но неэффективен.


В Российской школе на настоящий момент нет ни единой российской, ни частной школьной политики в отношении моббинга – травли ученика другими учениками (или учителем и учениками). Но это не означает, что всегда будет так. Кажется, пришла пора менять порядки беспорядки на здоровые позитивные порядки.

Если вы – родитель ученика, и оказалось, что в классе идёт моббинг, то ваш ребенок вовлечён в него безусловно – либо в качестве свидетеля, либо в качестве жертвы, зачинщика или подпевалы. Вероятнее всего, раз вы читаете эту статью, то вы подходите ответственно, и не хотите, чтобы опыт свидетеля разъел душу человека малодушием, опыт гонителя полюбился и впитался, а опыт жертвы оставил болезненные рубцы на памяти и самооценке.

Травля возникает не на пустом месте. Есть предпосылки и причины возникновения травли. И причины находятся в семейной обстановке ребенка, осуществляющего травлю. Предпосылки (порой и причины) возникновения травли в классе формируются в школе.


О семье. В ребенке подросткового возраста нарастает потребность самореализоваться, почувствовать свою значимость. Эта глубокая потребность реализуется, когда человек 1) по движению своей воли делает что-то полезное для других 2) принимает ответственные решения 3) получает положительное подкрепление от родных – уважение, любовь, радость от его успехов и его существования как такового.


Представьте себе старшего сына в многодетной семье, которому родители поручают заботиться о младших и хвалят, поощряют его, поддерживают в его собственных начинаниях. Такого ребенка не вообразишь во главе стайки мобберов.


Если у ребенка нет регулярных ситуаций, где он должен принимать решения, где он помогает и служит людям, если ребёнок не получает поддержки от близких или получает противоречивое послание от родителей, если родители (это может быть очень устроенная семья в материальном и социальном отношении) общаются с ребенком поверхностно, предоставляют его самому себе, или очень давят и прессингуют, то ребенок попытается самореализоваться во зле. Человек, организовывающий травлю другого, получает удовольствие от власти - от злой власти.

Вместе с потребностью в самореализации в подростке проявляется и потребность в принадлежности к группе, в принятии среди сверстников – потребность пережить сплочённость. Учёба в этом не помогает. Дело в том, что учебная деятельность в школе не является групповой. Каждый учится сам для себя параллельно с одноклассником, как в первых цехах средневековья ремесленники трудились каждый над своим заказом, сидя рядом друг с другом. И если конструктивное групповое отсутствует, то дети будут получать удовольствие от сплочения ПРОТИВ кого-то. Это мотив участия в травле «подпевал», он движет ими вместе со страхом и желанием отвести удар от себя.

Важно понимать, что нет причин для травли в ребёнке, против которого она ведётся – есть лишь поводы (телесные особенности, национальность, успехи/неуспехи в учёбе и т.д.). Иллюстрирует этот тезис один пример: если вдруг этот ребёнок стал неудобным объектом для моббинга, например, ушёл из школы; окреп и научился отстаивать своё достоинство, то группа находит другой подходящий объект.

Повторю ещё раз, поскольку для школьного сообщества эта мысль нова - Мотив моббинга не имеет связи с жертвой. Это внутренний мотив ребенка, осуществляющего травлю. Потребность в любви, в признании его как важного и значимого, в самореализации, которую не направили в созидательное русло.

О школе. Главная предпосылка травли в том, что школа выполняет сугубо функцию образования. Дать знания – вот на что работают учителя. Выходит однобоко: в школе не стоит задачи воспитания.

Бывает, и не редко, что в школе есть и причины возникновения травли. Учитель невольно инициирует моббинг, делая регулярные уничижительные высказывания в адрес ученика. А иногда и специально учитель создаёт и поддерживает гонения, чтобы легче управлять классом.

Что делать родителю ребёнка в отношении школы.

Вы разобрались и прояснили с очевидностью, что идёт не противостояние соперничающих сил, а именно травля. Не молчите, поговорите с учителем. Обозначьте проблему моббинга, поскольку она часто не осознаётся как таковая.


Покажите учителю своё видение ситуации как травли, учитель может быть не согласен и привести доводы в обвинение вашего ребенка («она у вас сама кричит, дерётся») и в оправдание обижающих («это переходный возраст, ну что вы хотите») – будьте стойки в своей позиции и аргументируйте фактами. Когда консенсус в восприятии ситуации достигнут, постарайтесь найти общие с учителем цели - такие цели, про которые можно сказать «мы с Вами» – «мы с Вами вместе заботимся о создании дружелюбной среды в классе». Придите к согласию об однозначной недопустимости травли. Спросите, какими средствами учитель предлагает эту проблему решать. Если учитель не знает, как решать проблему в классе (что скорее всего, раз травля возникла) – предложите источники информации, книги, сайты. Дайте понять, что вы не обвиняете никого и не требуете от учителя « уметь справляться с моббингом» , но точно настаиваете, что пришла пора научиться. Преодоление травли в школе – это ответственность, в первую очередь, школы. Сообщите, что вы будете разговаривать с директором. Обязательно выходите с этой темой на более высокий уровень, не откладывая, каждый новый школьный день – это новые риски и новые душевные раны для детей. А преодоление моббинга по определению лежит в поле более широком, чем один класс.


Напишите письменное обращение к директору школы, подайте его секретарю и получите входящий номер. Почему важно письмо: мы живём в бюрократическом мире. Если разговор с директором ведётся на словах, то для директора вы малая весовая категория, и многие ли из директоров привыкли считаться с родителями? Но если есть входящее письмо, то по нему директор будет отчитываться в вышестоящей инстанции о данном ответе и принятых мерах. Более того, директор понимает, что если Вы написали ему, то можете написать и выше, его руководству. В Москве, например, принята система рейтинга, в которой оценивается и умение директора строить диалог с родителями, находить доверие. Если родители пишут выше (пусть они и не правы были бы) – это означает, что директор недостаточно работал с родителями, не договорился, и получит минус в рейтинге. Поэтому директор постарается более внимательно и ответственно выслушать Вас и решить проблему.


После передачи письма договоритесь о встрече с директором и назначьте день и время. Если нужно для вашей моральной поддержки, придите вдвоём с другим небезразличным взрослым, поскольку директор, вполне возможно, примет вас в присутствии классного руководителя, завуча и может быть, вызовет психолога или социального педагога. Поэтому, чтобы вы не растерялись, присутствие разделяющего вашу позицию человека очень поможет. Также, как с учителем, обозначьте директору видение ситуации как травлю, и, возможно, что опять надо будет доказывать и иллюстрировать это фактами. Когда вы пришли к единому видению ситуации, спросите, что предлагает делать директор для исправления атмосферы в классе. Директор обладает большими ресурсами и знает свой коллектив, в котором могут быть учителя, зрелые как личности, обладающие авторитетом среди детей и понимающие детей.

Директор может задействовать их. В его распоряжении целый комплекс мер. Главное, чтобы эти меры работали с истинной причиной, побуждающей детей к травле.

Моббинг возник не за секунду, и его не преодолеть в одночасье. Тут нужен бархатный каток долгосрочных целенаправленных усилий. В первую очередь – неусыпных усилий родителя. Хочется закончить статью на радостной ноте, или просто на светлой. Но будущее нам не видно, загадывать трудно, поэтому расскажу красивый пример из настоящего - живого состоявшегося будущего: о людях из одного класса Салтыковской средней школы Балашихинского района Московской области, которые закончили школу в 1951 году, и которых я лично знаю. Они учились в классе, где учитель обладал авторитетом, дружба была ценность, взаимовыручка культивировалась, труд был нормой жизни. Они все состоялись как люди. Их дружба и сплочённость такова, что, и сейчас, когда им за восемьдесят, каждую весну все, кто жив, собираются на встречу выпускников.

Анна Шапошникова

Москва, 07.02.2016

P.S. За рамками статьи осталось рассмотрение что делать родителю в отношении детей – ради фокуса на теме статьи.




Top