Как вводить координаты в "Яндекс Навигатор"? Особенности и правила. Функции современного навигатора. Выбираем лучший навигатор для пешеходов

Вы можете настроить интерфейс и функциональность карты - выбрать (включить):

Тип карты

Чтобы выбрать тип (внешний вид) карты:

Нажмите кнопку Меню , а затем нужную кнопку (Схема/Спутник/Гибрид ).

Слои

Эта настройка позволяет задать особенности отображения на карте пробок, парковок, панорам и движущегося транспорта.

Чтобы задать значение настройки:

Ночной режим

Ночной режим - это цветовая схема для использования в темное время суток (экран становится темнее и не слепит водителя).

Чтобы включить или выключить ночной режим:

Единицы измерения

Чтобы выбрать единицы измерения расстояний и скорости:

Язык голосового ввода

Определять, кто звонит

Включите эту опцию, и при звонке с неизвестного номера Карты покажут, какой организации принадлежит этот номер (если он принадлежит организации, которая есть на Яндекс.картах).

Дорожные события

Кнопки масштаба

Чтобы показать или скрыть на карте кнопки изменения масштаба:

Масштабная линейка

Чтобы показать или скрыть на карте масштабную линейку:

Вращение карты

Чтобы включить или выключить возможность вращать карту (поворачивая изображение двумя пальцами):

Клавиши громкости

Эта настройка доступна только в устройствах с ОС Android. Включите опцию, чтобы масштаб карты можно было менять клавишами громкости.

Настройки интерфейса при движении по маршруту

Камеры видеонаблюдения

Чтобы включить или выключить показ уведомлений о камерах видеонаблюдения, расположенных по маршруту:

Звук

Чтобы включить или выключить звуковое сопровождение (голосовые уведомления) при движении по маршруту:

Фоновое ведение

Чтобы включить или выключить сопровождение при движении по маршруту при свернутом приложении или при выключенном экране (фоновое сопровождение).

Многие активные люди заинтересованы в возможности успешной прокладки удобных и интуитивно понятных маршрутов. Для этого зачастую используется программа Яндекс Навигатор, признанная одной из лучших. Однако перед тем как пользоваться программным обеспечением следует узнать его особенности и понять, как задать маршрут в Яндекс Навигаторе. Для успешного использования приложения рекомендуется внимательно изучить возможные проблемы и понять схему их устранения.

Как проложить маршрут пешком и на машине

Первоначальная задача каждого пользователя - это понимание, как создать маршрут в Яндекс Навигаторе. Предусматривается возможность прокладки маршрута как на транспортных средствах, так и пешком. Итак, как проложить путь из исходной точки в нужный пункт?

Введение координат

Первоначальная задача - это введение координат с целью поиска интересующего места. На компьютере и смартфоне справиться с поставленной задачей поистине просто, ведь можно просто скопировать координаты для дальнейшего прокладывания пути. При этом существуют дополнительные способы забить координаты для дальнейшего использования программного обеспечения.

  1. Один из самых легких способов, как уже было отмечено — это найти интересующую информацию в интернете и просто скопировать ее.
  2. При необходимости можно добавлять специальные символы (в том числе знак градусов). Основная задача - это правильное задание координат к цифрам, которые известны изначально. В этом случае нужно обладать соответствующими знаниями.
  3. Промежуточный, но при этом оригинальный способ справиться с задачей — это найти любые координаты в интернете с необходимыми буквами, специальными знаками и заменить цифры на нужные.

Вне зависимости от того, какой способ будет выбран, можно отметить удивительную легкость забивания координат в Яндекс Навигатор для дальнейшего прокладывания маршрута и успешного прокладывания пути к необходимому объекту.

Возможности прокладывания маршрута

Интересуясь, как проложить маршрут в Яндекс Навигаторе, необходимо внимательно изучить все доступные способы и сделать правильный выбор.

Одна интересная задача - это прокладывание маршрута от текущей точки к нужному объекту. Первоначальная цель - это поиск нужной первой точки на карте, используя один из следующих способов:

  • голосовой поиск;
  • ручное прописывание названия (город и точный адрес);
  • самостоятельный поиск объекта на карте;
  • выбор из сохраненных точек.

После того как удалось выбрать нужную точку, следует нажать на «Поехали». В дальнейшем вопрос относительно того, как построить маршрут в Яндекс Навигаторе, удается решить с максимальной легкостью.

  1. В обязательном порядке прокладывают маршрут между двумя точками для успешного поиска подходящего способа добраться к интересующему объекту. Вначале выбирают конечную точку, подтверждая «Сюда». После этого нажимают пункт отправки и нажимают «Отсюда». Этот способ максимально приближен к выбору начальной точки с дальнейшим нажатием «Поехали».
  2. Маршрут при необходимости можно уточнить, задав промежуточные точки. Предусматривается выбор первых двух объектов с дальнейшим определением промежуточных позиций. Начальная и конечная точки выбираются перед тем, как задаются промежуточные пункты.

Таким образом, предусматривается возможность успешного прокладывания маршрута в минимальные сроки.

Яндекс Навигатор рассчитывает скорость, время и другие данные с учетом способа добраться до нужного места. Каждый пользователь программного обеспечения может выбрать один из следующих вариантов:

  • пешком;
  • на машине;
  • на автобусе.

Даже если будет выбран общественный транспорт, все актуальные сведения для самостоятельной поездки будут предоставлены. В результате появится возможность успешно планировать поездку.

Не ведёт по маршруту

Яндекс Навигатор - это одно из самых популярных и эффективных приложений для планирования путешествий и прокладывания пути из первоначальной точки к конечной, вне зависимости от интересующего варианта. Несмотря на это, иногда пользователи мобильных устройств отмечают следующую проблему: Яндекс Навигатор не ведет по маршруту. На самом деле с этим можно справиться в минимальные сроки.

Яндекс Навигатор без интернета работает только частично. Предусматривается возможность использования программы только если были предварительно загружены нужные карты. Пользователь вправе изучить загруженные карты при первой же необходимости. Однако отсутствие интернета не позволит проложить маршрут. Принимая во внимание этот нюанс, удается понять, почему Яндекс Навигатор далеко не всегда успешно прокладывает маршрут.

Итак, если программа не ведет по маршруту, следует обратить внимание на следующие советы:

  • проверка включения gps, без которого невозможно задать начальную точку с точными координатами;
  • проверка активного подключения к интернету и его скорости (Яндекс Навигатор успешно и быстро прокладывает путь между различными точками только если мобильное устройство подключено к wi-fi);
  • программные сбои мобильного телефона или планшета (в этом случае рекомендуется перезагрузить устройство или установить приложение заново).

В большинстве случаев помогает проверка подключения к интернету, так как Яндекс Навигатор работает в очень ограниченном режиме при отсутствии стабильного и скоростного wi-fi.

Как сохранить маршрут

Каждый пользователь программы вправе регулярно устанавливать новые версии для расширения первоначального функционала. В последнее время Яндекс Навигатор может успешно сохранять любые маршруты, которые представляют интерес для пользователей. Однако как запомнить маршрут в Яндекс Навигаторе?

Важно! Для использования сохраненных вариантов пути, которые могут пригодиться в дороге, рекомендуется предварительно загрузить карты на устройство.

В этом случае нужно провести очень легкий и быстрый процесс настройки:

  1. В самом начале рекомендуется зайти в Меню и нажать на «Загрузка карт» — «Поиск по городам».
  2. В обязательном порядке вводится название города. После этого можно скачать интересующую карту, обратив внимание на ее размер в мегабайтах. Загруженный файл будет представлен в списке загрузок.

Для того чтобы карта проявила свой максимальный уровень функциональности, следует позаботиться не только о ее установке, но и дальнейшей настройки перед применением. Итак, можно предварительно проложить маршруты с задачей необходимых характеристик. Впоследствии удастся сразу просмотреть сохраненные варианты достижения объекта, который представляет интерес. С помощью такого способа предусматривается возможность успешного использования не только обычных загруженных карт, но и получения гарантированного доступа к предлагаемым маршрутам.

Особенности использования Яндекс Навигатора

Навигационная программа Яндекс Навигатор является одной из самых лучших и полезных. При этом отмечается высокий уровень функциональности.

Основная задача - построение маршрутов на карте с помощью вбивания точных координат месторасположения.

Для максимально удобного использования доступно голосовое сопровождение, которое позволяет своевременно узнавать о следующих ситуациях:

  • дорожные события;
  • проведение ремонтных мероприятий;
  • использование камер слежения на пути.

Дополнительно возможно выполнение голосовых команд автомобилиста, который желает проложить маршрут или отметить на карте автомобильную аварию. Для этого достаточно просто сказать нужные сведения вслух, обратившись к программе и назвав ее Яндекс.

Еще одна возможность - это загрузка карт в кэш с их дальнейшим использованием без доступа к интернету. Данная функция отличает программу от ее конкурентов. Следует отметить, что при отсутствии интернета можно использовать ранее установленные карты. Если устройство обладает GPS модулем, отмечается возможность увидеть точное месторасположение. Обновленная версия навигационного приложения позволяет успешно использовать векторную карту с качественным и четким изображением, трехмерными зданиями.

Яндекс Навигатор - популярная программа, доступная в online- и offline-режиме. Данное приложение позволяет успешно прокладывать различные маршруты, отличающиеся максимальным удобством для составления путей.

1. Введение

Собственная картографическая служба - “Яндекс.Карты” – существует у крупнейшего российского поисковика довольно давно. Вслед за Google «Яндекс» решил использовать имеющиеся картографические данные для предоставления навигационного сервиса. Он предназначен для смартфонов; отличительной особенностью «Яндекс.Навигатора» является то, что это offboard-навигация – то есть, карты и другая информация хранятся не в памяти устройства, а на сервере и подгружаются через Интернет.

2. Установка программы и дистрибутивы

Яндекс.Навигатор доступен для устройств, работающих на iOS и Android и может быть загружен непосредственно из App Store и Android Market. Объем дистрибутива составляет около 12 МБ; после скачивания программы и подтверждения всех разрешений происходит установка.

Карты отдельно скачивать не нужно, они сами загружаются из Интернета по мере надобности и могут кэшироваться в памяти смартфона. Однако целиком карту, как в «Яндекс.Картах», выкачать нельзя.

Каких-либо настроек приложение не требует; для определения местоположения используется системный Location API, который помимо спутников GPS может задействовать базовые станции и Wi-Fi, это включается в настройках операционной системы.

3. Интерфейс

Пользовательский интерфейс – одна из сильных сторон “Яндекс.Навигатора”. Главный экран содержит три вкладки – “Поиск”, “Карта” и “Избранное”.

На карте имеются полупрозрачные кнопки увеличения и уменьшения масштаба (хотя это же можно делать удобными multitouch-жестами), возврата к отображению текущей позиции, компас и индикатор загруженности дорог в «баллах». При нажатии на него можно отключить отображение пробочной информации на улицах.

Интересной дизайнерской находкой стала раскраска линии проложенного маршрута в различные цвета (от красного до зеленого) в зависимости от интенсивности движения на данном участке. Кроме того, график интенсивности по участкам располагается в виде тонкой разноцветной строки над картой. Он позволяет оценить, сколько вам осталось ехать и сколько затруднений движения вас ждет по дороге.

Также на экране карты во время навигации отображается время, оставшееся до финиша. Текущая скорость и другие данные о поездке не видны.

4. Поиск

Очень удобно в программе реализован поиск: вместо выбора каких-либо категорий достаточно сразу ввести в строку поиска произвольный запрос, например, адрес или название организации. Более сложные варианты поиска, например, перекрестки, координаты, места интереса вдоль маршрута и т.п. не поддерживаются. Однако под поисковой строкой находятся 19 иконок тематических категорий POI (начиная с АЗС и заканчивая банями). Коснувшись такой иконки, можно отобразить на карте все POI данного типа и, нажимая на их значки, выводить о них подробную информацию и прокладывать к ним маршрут, визуально контролируя их местоположение и удобство заезда.

Точки назначения можно добавлять в “Избранное”, при этом в разделе присутствуют удобные готовые шаблоны с иконками, например, “Домой” и “На работу”.

5. Прокладка маршрута

При прокладке маршрута система предлагает два альтернативных варианта: самый быстрый и самый короткий. Длина и время прохождения маршрута отображаются на двух вкладках в верхней части экрана, сами маршруты также видны на карте.

После выбора маршрут прокладывается однократно и в процессе движения не изменяется. Даже если вы сойдете с маршрута в процессе движения, то он останется прежним и сиротливо останется ждать вас на карте – чтобы проложить новый маршрут, придется воспользоваться поиском заново.

Дорожный граф также далек от совершенства, поэтому “Яндекс.Навигатор” может проложить маршрут по несуществующей дороге или совершить запрещенный маневр, так что полагаться на навигатор нельзя, нужно смотреть в оба.

6. Пробки

“Яндекс.Пробки” имеют собственный аналитический центр, в котором собираются статистические данные от участников движения и из других источников, например, с камер на улицах. Достоверность информации о пробках в крупных городах довольно высока. Вместе с данными о пробках подгружаются также пользовательские сообщения о ДТП (с комментариями участников движения), камерах, ремонтах дороги и разводках мостов. Другие пользователи, увидев уведомление о событии, могут подтвердить или опровергнуть его наличие. Для каждого события указывается время его добавления, чтобы пользователь мог оценить его актуальность.

Интенсивность дорожного движения измеряется в баллах от 1 до 10, что позволяет оценить общую обстановку в городе перед выездом: при 9-10 баллах лучше сразу ехать на метро или велосипеде.

7. Онлайн-сервисы

Из онлайн-сервисов следует отметить “Разговорчики” – пользователи могут оставлять произвольные сообщения с привязкой к местам, доступные для всех остальных. Чаще всего это попытки демонстрации собственного остроумия теми, кто стоит в пробках, но иногда встречается и полезная информация.

8. Запись треков/маршрутов

Запись треков в программе не реализована.

9. Настройки

Настройки “Яндекс.Навигатора” позволяют включить или отключить автоматический переход в ночной режим отображения карты с наступлением сумерек, выбрать категории отображаемых пользовательских точек и голос подсказок (мужской, женский или отключен). Здесь же отображается объем памяти, используемый для кэширования карт, чтобы не загружать их каждый раз; кэш можно очистить.

10. Картография

10.1. Россия

“Яндекс.Навигатор” содержит подробные (до дома, часто с внутридворовыми проездами) карты большинства городов России. Для некоторых городов подробных карт нет, но для них могут быть “Народные карты”, т.е. составленные пользователями, а не профессиональными картографами. На таких картах POI отображаются на самой карте, как, например, в «Навителе».

Также можно использовать не обычные карты-схемы, а спутниковые снимки. Это увеличивает объем данных, загружаемых из Интернета, однако делает картинку более реалистичной.

10.2. Мир

Карты “Яндекса” с основными дорогами включают весь земной шар, однако маршрутизация, помимо России, возможна лишь по дорогам Украины. Для остальных стран работает лишь поиск; следить за дорогой и думать, куда ехать, вам придется самостоятельно.

11. Личное впечатление

Первая версия “Яндекс.Навигатора” пока не способна заменить такие системы onboard-навигации, как «Навител», «СитиГид», «Прогород» и т.п. Пока что ее функциональность и качество работы годятся лишь на то, чтобы окончательно не заблудиться в незнакомой местности, если у вас нет других средств навигации.

Достоинства

Главным достоинством “Яндекс.Навигатора” является то, что он бесплатен и в случае необходимости может быть оперативно установлен на любой смартфон. Также радует простота и эстетика интерфейса.

Недостатки

Очень примитивная функциональность, слабая проработка дорожного графа и зависимость от Интернета (которого может, например, не быть в глухом лесу) не позволяют отнести программу к серьезным навигационным решениям. Кроме того, бесплатна программа лишь условно: для ее использования вам придется платить за мобильный Интернет, а если на смартфоне не подключена безлимитная тарифная опция, то помегабайтная оплата за пару поездок “съест” всю экономию от бесплатности приложения.

По данным самой компании, «Яндекс.Навигатором» пользуются 13 миллионов пользователей. Недавно навигатор заговорил голосом Василия Уткина и Оптимуса Прайма, но пользователи все равно недовольны: кто-то считает, что навигатор строит неоптимальные маршруты, ведет прямо по пробке или часто сбивается с траектории. В апреле появилась новость о том, что вскоре сервис станет частично платным, а в июне в навигаторе стал доступен поиск свободных мест на парковках. The Village попросил Михаила Высоковского из «Яндекс.Навигатора» рассказать о том, как сервис строит маршрут, откуда берется прогноз пробок и каких нововведений ждать.

Михаил Высоковский

руководитель сервиса «Яндекс.Навигатор»

Откуда навигатор берет данные

Открывая навигатор, мы видим, как стрелочка красиво движется по линии дороги. Но на самом деле сигнал GPS вообще не такой - это что-то, что постоянно скачет: пять метров налево, 20 метров направо. Поэтому точно показывать местоположение и вести человека по маршруту - большая задача для любого навигатора.

Навигатор получает информацию о местоположении от мобильного устройства: сначала смартфон должен понять свою географическую координату и сообщить интернет-сервису. Например, у айфона есть несколько сенсоров: GPS, ГЛОНАСС, данные базовых станций сотовой сети и Wi-Fi. Айфон это автоматически анализирует и выдает приложению конкретную координату, условно говоря: «Друг, я точно знаю, что твои координаты такие». Как именно их определило устройство - по GPS, ГЛОНАСС или сотовой сети, - остается на усмотрение операционной системы. С Android чуть проще: можно узнать, откуда исходит сигнал.

После того, как координаты от устройства получены, нужно понять куда на самом деле движется автомобиль, по какой дороге он едет. Данные об этом навигатор получает каждые несколько секунд. Это непростая задача, особенно если пользователь находится на сложной развязке. Алгоритм делает ряд предположений о том, где пользователь находится на самом деле. Если пришло несколько сигналов, что человек едет ближе к дублеру, чем к основной дороге, то навигатор перекидывает его на дублер. В какой-то момент, проанализировав все предыдущие сигналы, система может поменять решение - тогда стрелочка окажется на основной дороге. В каждый момент времени это принятие решения на основании маршрута пользователя, предыдущих сигналов и новых, которые поступают.

«Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор» используют идентичные алгоритмы. Иногда их прогнозы и выбор маршрутов расходятся: так может случиться, потому что даже рядом лежащие устройства могут получить немного разные координаты или построить маршрут с разницей в несколько секунд. Притом что платформа единая, в «Яндексе» над геосервисами работают разные команды. Команда «Навигатора» отвечает за всю автомобильную тему и маршрутизацию - так проще синхронизироваться.

Как навигатор строит маршрут

В то время как пользователь строит маршрут из точки А в точку Б, система рассматривает большое количество альтернатив и выбирает оптимальные варианты маршрута. Есть граф дорог - это информация карты, где отмечены маневры: куда можно поворачивать и куда нельзя. Система перебирает разные варианты сочетания маневров, отдавая преимущество оптимальному по времени, и предлагает этот маршрут, но с учетом пробок и текущих перекрытий. Помимо этого, навигатор обычно предлагает два других маршрута, они должны содержательно отличаться - мы не будем предлагать точно такой же маршрут, но с заездом на заправку, чтобы сэкономить 30 секунд.

Сейчас «Яндекс.Навигатор» предлагает максимум три варианта маршрута. Мы можем предложить и 50 разных маршрутов, а пользователь пусть думает, что с ними делать. Но результаты юзабилити-тестирования свидетельствуют: когда человеку выдается огромное количество маршрутов, понять, какой из них нужно выбрать на самом деле, довольно трудно.

Во время движения каждые две минуты навигатор проверяет, нет ли маршрута быстрее. При этом есть некое ограничение на то, когда этот маршрут можно предложить. Ситуация в городе быстро меняется, и, если навигатор будет все время говорить: «Найден маршрут на 30 секунд быстрее», будет довольно тяжело. Сейчас система предлагает альтернативу, если экономия времени составляет больше пяти минут, когда до маневра есть немного времени. При этом, если человеку важны даже 30 секунд, он может запросить поиск быстрого маршрута самостоятельно, зайдя в «Обзор» на панели приложения.

Сейчас алгоритм устроен так, что он оптимизирует время для каждого конкретного пользователя, то есть строит маршрут конкретно для вас. И не учитывает общественное благосостояние, пытаясь развести потоки. (В интернете появлялись предположения , что «Яндекс.Навигатор» пытается глобально влиять на транспортную ситуацию в Москве. - Прим. ред.) Но, так как пользователей много, мы неизбежно влияем на ситуацию на дорогах. Несколько лет назад навигатор был таким элитным клубом - была небольшая доля людей, которая пользовалась навигатором, и остальные москвичи. Тогда пользователи видели: здесь пробки, а тут нет пробок - и навигатор на ситуацию на дорогах никак не влиял. Сейчас, когда миллионы пользователей каждый день строят маршруты с навигатором, а мы им говорим, что здесь нет пробки, - все едут сюда, и, наверное, пробка может появиться в том числе из-за этого.

Как навигатор учитывает пробки

Каждый раз, когда пользователи едут с приложением «Яндекс.Карты» или «Яндекс.Навигатор», они передают анонимную информацию о своих перемещениях. Всего в России нашим навигатором пользуются 13 миллионов человек.

Получая эти данные, мы автоматически анализируем их на сервере и понимаем, что на определенной дороге, если люди едут медленнее, скорее всего, образовалась пробка. Эту информацию мы учитываем и доводим до пользователей двумя способами. Первое - это цветовой показатель в приложении, второе - пробки учитываются во времени, которое прогнозирует навигатор. Это полностью автоматическая система: данные обновляются каждую минуту.

Некоторое время назад мы строили маршрут, учитывая только текущие пробки. Хотя на самом деле ситуация постоянно меняется, и часы пик - это тяжелое время для всех навигаторов. Трафик хаотично вырастает, а навигатор, когда строит маршрут по текущим пробкам, не учитывает новые, и из-за этого врет во времени. Поэтому сейчас мы в экспериментальном режиме учитываем прогноз пробок на ближайший час. Для такого прогноза у нас есть два фактора: первый - ситуация на прошлых неделях в этот день недели и в это время, а второй - обстановка на дорогах на данную минуту.

После того как мы спрогнозировали пробки, мы анализируем, насколько качественно это сделали. Если человек доехал с навигатором до конца, мы знаем, за сколько времени он это сделал, и можем сравнить с обещанием навигатора. Вторая наша метрика называется «Яндекс врет». Люди часто жалуются на то, как ведет себя навигатор, в «Разговорчиках». Мы считаем долю разговорчиков, в которых ругают «Яндекс», по ключевым словам «врет», «говорит неправду» и всяким другим ругательствам. Когда мы отображаем что-то неточно, то видим резкий взлет таких разговорчиков - получается достаточно чувствительный инструмент.

Почему навигатор барахлит около Кремля

Навигатор, как и другие приложения с геолокацией, получает информацию о текущем местоположении от устройства. И не может определить, насколько они достоверны. Устройство при этом не сообщает, что это плохие координаты, оно ведет себя стандартным образом - только координаты находятся не на Кремлевской набережной, а где-то в другом месте.

Простым способом навигатор с изменением сигнала GPS ничего сделать не может. Он ведет себя по принципу «что устройство сказало, то я и делаю». Когда в конце прошлого года мы поняли, что ситуация на Кремлевской набережной - не разовая история, а регулярная проблема, то придумали новый алгоритм. Теперь, если навигатор видит, что координата очень быстро меняется (например, пользователь будто перелетел со скоростью 200 километров в час из одной точки в другую), система блокирует это перемещение. Стрелочка навигатора никуда не перемещается: в этот момент не работает ведение по маршруту и не определяется точная позиция, но человек хотя бы может ориентироваться по карте, куда ехать, а не обнаружить себя в серой зоне Внукова. Это работает, когда происходит «телепортация». К сожалению, есть и более сложные схемы. Иногда координату может перебросить не на десятки километров, а на соседнюю улицу, потом еще чуть-чуть и еще. В этом случае навигатор не может понять, ложный это переброс или нужно доверять последнему значению.

Как изменения в городе влияют на работу навигатора

На самом деле алгоритмы нуждаются в постоянном улучшении. Казалось бы, сделал - и все должно работать бесконечно. В целом так бы оно и было, но мир постоянно меняется. Кроме истории с Кремлевской набережной, есть и другие кейсы. Например, год назад в Москве появилось очень много выделенных полос для общественного транспорта: по ним ездят такси, но еще ездят нарушители. В этом случае мы видим, что часть сигналов намертво стоит в жуткой пробке, а часть сигналов проезжает спокойно. Алгоритм автоматически определял это как пробку и выделял желтым - получалась глупость. Мы научились выявлять сигналы, которые отличаются от основного потока. А вот программу «Моя улица» достаточно сложно учесть, потому что ситуация каждый день меняется. Сегодня здесь ремонт, а завтра на соседней улице. Ее мы учитываем стандартными способами - отмечаем и проверяем все сообщения о перекрытиях.

Как навигатор ищет свободные парковки

Как-то раз я ехал в театр. Представьте ситуацию. Спектакль начинается в 19:00, после третьего звонка входить плохо. Я посмотрел состояние пробок и решил поехать на машине. Подъехал к конечному пункту, навигатор отчитался, что мы приехали, только на самом деле я никуда не приехал: я все еще за рулем машины, вижу театр справа, но это мне никак не помогает. Дальше вижу, что слева есть парковка, подъезжаю ближе и обнаруживаю знак «Только для инвалидов». Справа тоже есть парковка, но она стоит 200 рублей. Я вроде и хочу припарковаться, но надеюсь найти место подешевле. Пока думаю, куда ехать, оказывается, что стою на пешеходном переходе, а еще мне бибикают сзади. Возникает куча проблем. Дальше я сворачиваю в ближайший переулок и оказываюсь черт знает где. В итоге я худо-бедно оставляю машину и добегаю до театра, но это супернекомфортная история.

Мы поняли, что парковки - это новые пробки. Если раньше основной проблемой для москвичей были пробки, то сейчас они все равно остаются проблемой, но при этом навигаторы научились их предсказывать. С парковками ни один навигатор раньше не помогал. Мы сделали пять вещей. Первое - начали при подъезде к пункту назначения показывать, где разрешено и запрещено парковаться. В этот момент человек находится в стрессе и часто не видит знаков, и если все стоят, то это совершенно не значит, что здесь разрешена парковка - может, они номера бумажками закрыли. Следующее - когда человек понял, где можно парковаться, ему хочется припарковаться не за 200 рублей. Поэтому мы начали показывать, где и за сколько можно оставить машину. Третье - при подъезде к пункту назначения навигатор предлагает специальный маршрут, чтобы пользователь проехал по соседним переулкам и с большой вероятностью нашел парковку, не уходя далеко от пункта назначения. Иначе можно повернуть в односторонний переулок, а потом на Третьем кольце оказаться.

Но в идеале пользователь должен видеть, где на самом деле свободно. И это очень сложная история. Таких данных просто нет. Мы пытаемся своими алгоритмами задетектить, что место освободилось. Сейчас навигатор на Android в фоновом режиме предоставляет нам информацию - мы фиксируем, что человек изменил способ передвижения с автомобильного на пешеходный и наоборот. Делаем вывод, что он, скорее всего, оставил или забрал машину. Мы накладываем эти данные на карту парковок и показываем свободные точки в течение пять минут. Но сейчас мы не гарантируем, что там действительно свободно: место может быть занято и за 30 секунд. При этом вероятность найти свободное место все равно высока. Эта функция уже доступна пользователям: можно включить слой парковок и увидеть зеленые точки. После того как человек припарковался, ему еще нужно оплатить парковку - мы сделали интеграцию с платежным сервисом и тестируем функцию оплаты.

Данные о парковках мы ищем разными способами. Есть открытые данные от департамента транспорта, но часто они бывают устаревшими и из-за реконструкции в центре постоянно меняются. Мы их перепроверяем. Данные про другие парковки, например при торговых центрах, мы собираем вручную при помощи справочника организаций.

Будет ли навигатор платным

Мы чувствуем, что навигатор не должен делать все всем одинаково. Сейчас работаем над тем, чтобы предложить профессиональным пользователям навигатора особенные решения. Например, таксистам навигатор должен показывать дорожную ситуацию на выделенных полосах, а дальнобойщикам - строить маршруты с учетом того, где им разрешено ехать, и показывать нагрузку на ось. Сейчас у многих логистических и транспортных компаний есть приложения, из которых автоматически запускается наш навигатор. Раньше мы не знали, что это за компании и чего они хотят. Может быть, для курьерской компании надо вывести на карту 50 точек и показать оптимальный маршрут между ними. Мы попросили их зарегистрироваться в системе и сейчас пытаемся понять, на что есть спрос. Ближайшее, что появится, - навигация для таксистов по выделенным полосам. Для обычных пользователей «Яндекс.Навигатор» останется бесплатным.

Каких нововведений ждать

Сидя в комнате, можно сколько угодно рассуждать о том, как навигатор полезен или не полезен. Но за рулем ситуация меняется. Поэтому мы регулярно тестируем систему, делая заезды с пользователями и смотря, где навигатор хорошо работает, а где нет. Помимо этого, много читаем отзывы - через службу поддержки, в сторах и социальных сетях. Если какая-то проблема выходит на первый план, делаем прототип функции, устраиваем заезды, а потом тестируем на части пользователей.

Недавно стало возможным построить маршрут полностью голосом, без использования рук. Есть статистика, которая утверждает, что пользование смартфоном во время движения в 24 раза повышает вероятность аварий. Сейчас, садясь за руль, можно сказать: «Слушай, „Яндекс“, поехали домой».

Только появляется поиск по подъездам. Навигация на последней миле, когда надо понять, с какой именно стороны дома подъехать, где есть шлагбаум, а где нет, раньше была довольно трудной. Сейчас в «Народной карте» - в специальном редакторе, где пользователи могут самостоятельно наносить на карты дополнительную информацию, - мы объявили неделю подъездов. Если подъезд внесли на эту карту, то навигатор уже сейчас сможет его найти. Когда данных станет много, мы добавим более удобный способ поиска.

В России пользователи часто жалуются на плохую связь. Сейчас можно только скачать в навигаторе карты, и мы активно работаем над тем, чтобы можно было построить маршрут офлайн.

Мы хотим быть не просто сухим инструментом, который ведет сквозь пробки. Поэтому в навигаторе появляются новые озвучки: раньше были стандартные голоса Оксаны и Дмитрия, потом появились Василий Уткин и Федор Бондарчук, Оптимус Прайм и Бамблби из «Трансформеров». Запись голосов звезд длилась несколько часов. Когда навигатор говорит: «Через 200 метров поверните направо», на самом деле это пять склеенных кусочков. Сейчас доступен и синтезированный машинный голос: он отличается от обычных голосов тем, что может произносить гораздо больше фраз, например названия улиц. Будут появляться новые голоса для разных аудиторий.

Сейчас из приложения «Навигатор» можно вызвать эвакуатор. Это не связанная с навигатором напрямую вещь. Но мы собираемся развиваться в этом направлении. Возникла проблема с машиной? Иди в «Навигатор». Нужно оплатить парковку? Иди в «Навигатор». Не знаешь, что делать? Иди в «Навигатор».

Сегодня многие используют онлайн-сервисы, для того чтобы получить свежую информацию о ситуации на городских дорогах. Но ведь их создатели - компании “Яндекс” и Google давно пошли дальше: они выпустили бесплатные навигационные приложения для мобильных устройств, которые должны автоматически прокладывать маршрут в обход заторов. Правда, “таланты” этих продуктов пока остаются неисследованными. Этот пробел мы решили заполнить, проведя собственные изыскания.

“Навигация Google”

Картографический сервис Google известен и популярен давно. Постепенно к нему добавляют новые функции: сначала систему научили показывать загруженность дорог на сайте, затем на карте в мобильном телефоне, а пару лет назад появилось и полноценное навигационное решение. Правда, оно не является самостоятельным - это просто дополнение, оболочка с расширенными функциями к классической Google Maps для операционной системы Android. Странно и то, что, несмотря на уже солидный (по меркам компьютерных программ) возраст, “Навигация Google” все еще носит метку тестовой “бета”-версии.

По части функциональности программа хороша. В ней есть голосовой ввод, онлайн-поиск адресов и объектов, отображение карты схемой или картинкой со спутника. Предусмотрены также пешеходный режим и возможность прокладки маршрута с использованием общественного транспорта. Если рассматривать ее с точки зрения удобства автомобильной навигации, то и тут она на высоте: голосовые подсказки работают своевременно, индикация маршрута и маневров четкая и внятная. Не возникает проблем и с подкачкой данных, процесс происходит быстро и незаметно.

В городах онлайн-программы могут заменить “большой” навигатор

А вот с объездом пробок все не так радужно. На экране система показывает довольно подробную картинку - в часы пик, например, карта Москвы так и пестрит кроваво-красными пятнами заторов. Но попытка доехать до места назначения в объезд этого безумия далеко не всегда оказывается успешной. Чаще всего навигатор просто прокладывает самый короткий маршрут без оглядки на дорожную обстановку. Впрочем, порой он все же предлагает альтернативные варианты. Но происходит это очень редко. Да и выбор, как правило, оказывается небогат: за время теста программа лишь дважды предложила один вариант объезда и один раз, словно расщедрившись, выдала их целых два.

“Яндекс.Навигатор”

Какой московский водитель не слышал о сервисе “Яндекс.Пробки”? Перед выездом очень многие смотрят карту на сайте, чтобы понять, на какие улицы сейчас лучше не соваться. Со временем услуга пришла и на мобильные устройства, а затем превратилась в самостоятельную навигационную программу. Причем в отличие от соперника она более универсальна - установить ее могут владельцы смартфонов и планшетов на базе Android и iOS.

Что же получают ее пользователи? Очень симпатичный интерфейс с отличной индикацией пробок и проложенного маршрута, быструю подгрузку карт, понятные подсказки. Здесь тоже предусмотрен режим голосового ввода - по субъективным ощущениям, работает он чуть лучше, чем у Google. Совсем недавно возможности голосового управления существенно расширили: теперь, нажав на кнопку с микрофончиком, можно не только в свободной форме продиктовать адрес или название места назначения, но и сообщить, например, об аварии.

А вот пешеходного режима здесь нет - программа явно ориентирована на автомобилистов. Небольшим утешением могут послужить дополнительные небольшие значки, которые выводятся прямо на основной экран (прямо как в более простой версии “Яндекс.Карты”) - они предупреждают о камерах контроля скорости, ДТП или ремонтных работах.

К сожалению, “антипробочная” функция отечественного навигатора работает не лучше, чем у оппонента. На экране масса информации - круглые сутки схема города расчерчена разноцветными метками. Но по какой-то причине при прокладке маршрута они не учитываются, словно у системы стоит приоритет на самую короткую, а не на самую быструю дорогу. Это вдвойне обидно, ведь многие помнят, что пару лет назад программа “Яндекс.Карты” умела обходить заторы по самым глухим улицам и даже порой заводила в промзоны и дворовые проезды - в общем, шла на все, чтобы сократить потерю времени в пути. Почему эффективность сервиса настолько снизилась? Это остается загадкой.

Параллельный забег

Субъективных ощущений и наблюдений мало, для того чтобы сделать выводы. Поставить точку в споре, как всегда, может лишь очная ставка. Условия задаем равные - имитируем поездку из ближнего пригорода на работу. Две наших машины одновременно стартуют из Химок, с улицы Панфилова, в сторону редакции - на улицу Лобачика. Причем оба водителя едут строго по указаниям своего навигатора. Старт специально назначили на относительно позднее время, ведь пытаться искать объезд в часы пик практически бессмысленно. Итак, в путь!

При первом расчете пути обе программы показывают расчетное время в дороге. В нашем случае Google предсказал 38 минут, а “Яндекс” - 45. Забегая вперед, скажем, что ошиблись оба, но прогноз “Яндекса” оказался точнее. А вот маршрут обе программы предложили одинаковый, самый простой - по истерзанной постоянными реконструкциями Ленинградке и Третьему кольцу. Никаких вариантов, никаких объездов. Но все же мы продолжаем испытания.

Обе программы полезны, но от пробок полностью не спасают

Движение напоминает эстафету: рывок и снова медленно ползем в заторе. Впрочем, на долю водителя, едущего по американской программе, выпало несколько неприятных моментов - после проезда тоннелей программа пару минут не может сориентироваться в пространстве. Хорошо, что “Яндекс” такого недостатка лишен.

Рассказывать обо всем пути смысла нет - по ходу маршрута ни тот, ни другой навигатор так и не удосужился предложить варианты объезда. Зато у самого финиша Google снова сплоховал: он указал неправильный съезд с ТТК! На этот раз наш испытатель все же проигнорировал ошибочную подсказку и поступил по-своему. В противном случае он потерял бы еще минут пять. Если бы не этот эпизод, результаты можно было бы считать равными - на финиш оба экипажа прибыли с разницей в минуту, то есть практически одновременно! Соответственно, почти одинаковым оказалось и время в пути: 53 и 54 минуты.




Top