Что входит в программу наблюдения. Несплошное наблюдение подразделяется на. Любое статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки. От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения

Любое статистическое исследование необходимо начинать с точной формулировки его цели и конкретных задач, а, следовательно, и тех сведений, которые могут быть получены в процессе наблюдения. После этого определяются объект и единица наблюдения, разрабатывается программа, выбираются вид и способ наблюдения.

Объект наблюдения - это совокупность социально-экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию, или точные границы, в пределах которых будут регистрироваться статистические сведения.

Например, при переписи населения необходимо установить, какое именно население подлежит регистрации - наличное (фактически находящееся в данной местности в момент переписи) или постоянное (живущее в данной местности постоянно). При обследовании промышленности необходимо точно установить, какие предприятия будут отнесены к промышленным.

В ряде случаев пользуются тем или иным цензом.

Ценз - это ограничительный признак, которому должны удовлетворять все единицы изучаемой совокупности.

Так, при переписи производственного оборудования нужно строго определить, что отнести к производственному оборудованию, а что - к ручному инструменту, какое оборудование подлежит переписи - только действующее или находящееся в ремонте, на складе, резервное.

Определяя объект наблюдения, необходимо точно указать единицу наблюдения.

Единицей наблюдения называется составная часть объекта наблюдения, которая служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при наблюдении.

Так, при переписи населения единицей наблюдения является каждый отдельный человек.

Программа наблюдения - это перечень вопросов, по которым собираются сведения, либо перечень признаков и показателей, подлежащих регистрации. Программа наблюдения оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в который заносятся первичные сведения. К бланку прилагается инструкция (или указания на самих формулярах), разъясняющая смысл вопросов.

Состав и содержание вопросов программы наблюдения зависят от задач исследования и от особенностей изучаемого общественного явления. Основные принципы составления программы следующие:

    Программа должна содержать только те вопросы, которые безусловно необходимы для данного статистического исследования. Т.е. вопросов должно быть минимальное, но необходимое количество.

    В программу следует включать лишь те вопросы, на которые можно получить точные ответы.

    чтобы обеспечить единообразное толкование некоторые вопросы следует пояснять, давать подсказки в скобках или в виде вариантов ответов;

    Не следует включать в программу вопросы, вызывающие подозрение, что ответы на них могут быть использованы во вред опрашиваемым;

    Программу наблюдения целесообразно строить так, чтобы ответы на одни вопросы позволяли контролировать ответы на другие.

Организационные вопросы статистического наблюдения связаны с определением субъекта, места, времени, формы и способа наблюдения.

Определить субъект наблюдения - значит установить, какой орган будет осуществлять наблюдение. Это могут быть органы статистики и их кадровые работники, в некоторых случаях для статистического наблюдения привлекаются и другие специалисты.

При установлении времени наблюдения определяют либо период (сутки, декада, месяц, квартал, год), в течение которого будет проводиться наблюдение (срок наблюдения), либо время, к которому относятся регистрируемые сведения (объективное время наблюдения). Момент времени, к которому приурочены регистрируемые сведения, называют критическим моментом наблюдения. Устанавливая критический момент, можно с фотографической точностью отразить истинное состояние явления в данный момент.

Сбором, обработкой и анализом информации об экономических и социальных процессах в кредитовании занимается банковская статистика . Она разрабатывает программы статистических наблюдений, совершенствует систему показателей, методологию их исчисления и анализа, методы статистического анализа конкретных явлений. Статистика кредита занимается также обобщением сведений о кредитовании, выявлением закономерностей, изучением взаимосвязи использования кредитных ресурсов с эффективностью использования оборотных средств и т.п.  


Программа статистического наблюдения. Всякое явление обладает множеством признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те из них, которые являются существенными, основными для характеристики объекта исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.  

Программа наблюдения - это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа или статистического формуляра. К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования она должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты и свойства. Вопросы программы должны быть точными и недвусмысленными, иначе полученный ответ может содержать недостоверную информацию.  

Если арифметический контроль покажет, что данная зависимость не выполняется, то это будет свидетельствовать о недостоверности собранных данных. Поэтому в программу статистического наблюдения целесообразно включать показатели, дающие возможность провести арифметический контроль.  

Перечень признаков, значения которых нужно определить у каждой единицы в процессе наблюдения, называется программой статистического наблюдения. Для обеспечения единообразного получения данных от отчетных единиц программа оформляется в документе, называемом формой (бланком) отчетности, переписным листом, анкетой.  

От качества программы статистического наблюдения существенно зависит ценность получаемых данных. В. И. Ленин указывал, что правильная программа и обеспечение проверки данных, это - два важнейшие условия успешной статистики 1.  

В широком смысле слова программа статистического наблюдения, как уже было сказано, включает разработку таких вопросов, как объект наблюдения, единица совокупности, единица наблюдения и перечень вопросов, которые кладутся в основу составления форм статистической отчетности и переписных бланков.  

Так, например, при переписи населения единицей наблюдения является каждый отдельный человек. Однако если ставится также задача определить численность и состав домохозяйств, то единицей наблюдения наряду с человеком будет являться каждое домохозяйство. Именно эти две единицы наблюдения устанавливались при проведении микропереписи населения в 1994 г. Наряду с определением единицы наблюдения важную сторону статистического исследования составляет разработка программы статистического наблюдения.  

Статистическая сводка осуществляется по программе, которая должна разрабатываться еще до сбора статистических данных, практически одновременно с составлением плана и программы статистического наблюдения. Программа сводки включает определение  

Наиболее общие задачи, стоящие перед статистикой страхования , можно свести к организации сбора и обработки статистической информации о страховом деле , страхователях и страховщиках классификации и группировке собранной информации расчету тарифных ставок как цены личного и имущественного страхования анализу финансовой устойчивости страховой организации разработке инвестиционных программ и т.п. Сказанное ставит перед статистикой задачи в области развития системы статистического наблюдения в целом, внедрения в практику статистической работы выборочных наблюдений , перехода на международные стандарты учета и статистики.  

Процесс анализа охватывает все стадии статистического исследования . Каждый следующий этап статистической работы зависит от предыдущего. Этап обобщения данных оказывает влияние на статистическое наблюдение - ведь именно тем, что мы хотим получить в результате исследования , определяются границы объекта наблюдения, программа наблюдения (какие признаки мы будем регистрировать у единиц совокупности).  

Статистический формуляр - это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Обязательными элементами формуляра являются титульная и адресная части. Первая содержит наименование статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, иногда его номер вторая включает адрес отчетной единицы , ее подчиненность. Формуляр может иметь разные названия отчет, карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т.д.  

Перепись - это специально организованное наблюдение с целью получения данных об объектах статистического наблюдения по ряду признаков. Ее характерными особенностями являются одновременность проведения на всей территории, которая должна быть охвачена обследованием единство программы наблюдения регистрация всех единиц наблюдения по состоянию на один и тот же критический момент времени.  

Потребность в надежной информации о заработной плате и других формах дохода работников с переходом к рынку и углублением дифференциации в уровне оплаты труда возрастает. Программа государственного статистического наблюдения по труду предусматривает получение данных о структуре заработной платы , уровне оплаты труда по различным отраслям и секторам экономики , географическим районам, по предприятиям и организациям различных размера и форм собственности , для отдельных групп работников, выделенных по возрастному, профессиональному и иным признакам. При ее разработке учитываются конкретные потребности различных пользователей информации . Полученные данные необходимы для анализа социально -экономических процессов , измерения уровня жизни населения, изу-  

В основе второго подхода к исследованию личных доходов Населения лежит обследование бюджетов домашних хозяйств . Оно позволяет получить сведения о доходах различных групп и слоев населения, а также об их потреблении, накоплении и сбережении. Обследование бюджетов домашних хозяйств является одним из методов государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения. Оно проводится в соответствии с Федеральной программой статистических работ, ежегодно согласуемой с Правительством РФ.  

Отчетность - форма организации статистического наблюдения , при которой сведения поступают в статистические органы от предприятий, организаций и учреждений в виде обязательных отчетов об их деятельности. Для нее характерны а) обязательность представления отчетов по заранее установленной программе (показателям), в установленные адреса и сроки б) обоснованность данных документами, которыми оформляются хозяйственные операции в оперативном и бухгалтерском учете в) юридическая сила отчетов, за достоверность показателей которых ответственность несут руководители предприятий , организаций и учреждений.  

Из краткого анализа направления связей процесса (см. схему 1.1) расширенного воспроизводства мы делаем вывод и о том, с какими сложными явлениями при исследовании экономики СССР как единого целостного организма имеет дело экономическая статистика. При этом необходимо отметить, что с -формированием экономики - как единого народнохозяйственного комплекса - формировалась и советская статистика. В своем поступательном движении она охватывала все более широкий круг массовых явлений общественной жизни, она совершенствовала принципы организации статистического наблюдения , его программу и методологические основы исчисления многообразной системы показателей развития экономики и культуры. Вместе с совершенствованием планирования экономики и управления хозяйственным механизмом статистика превратилась в мощное орудие управления народным хозяйством.  

Такое разделение вызвано различной ролью грузового и пассажирского транспорта в народном хозяйстве , разным характером объектов перевозок, различным типом подвижного состава, различиями в организации самих перевозок. В связи с этим имеются принципиальные различия в программе и приемах статистического наблюдения , в формах статистической документации и в единицах измерения статистических объектов.  

В узком смысле слова программа каждого статистического наблюдения представляет собой перечень вопросов, разработанных в соответствии с целью статистического исследования , которые должны найти свое отражение либо в формах статистической отчетности , либо в переписных бланках и на которые надо получить ясные и достоверные ответы в процессе статистического наблюдения.  

Совершенствование организации статистического наблюдения в России на современном этапе осуществляется на основе концептуальных положений федеральной целевой программы Реформирование статистики в 1997-2000 годах. Важнейшими положениями этой программы являются следующие  

Собранный в процессе

ПРОГРАММНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ.

Цель наблюдения. Статистические наблюдения чаще всего преследуют практическую цель – получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Задача наблюдения предопределяет его программу и формы организации. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.

Объект и единица наблюдения. Отчётная единица.

При подготовке наблюдения кроме цели следует точно определить, что именно подлежит обследованию, т.е. установить объект наблюдения.

Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население отдельного региона), физические единицы (станки, машины), юридические лица (предприятия, коммерческие банки). Чтобы определить объект статистического наблюдения, необходимо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других сходных объектов. Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов – единиц наблюдения.

В статистике единицей наблюдения называют составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации.

Единицу наблюдения следует отличать от отчётной единицы. Отчётной единицей выступает субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения. Единица наблюдения и отчётная единица могут совпадать. Например, если надо определить объём освоенных за год капитальных вложений, то предприятие – застройщик будет одновременно и единицей наблюдения, и отчитывающейся организацией.

Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения. Программа наблюдения – это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. Чтобы составить правильно программу наблюдения, исследователь должен ясно представить задачи обследования конкретного явления или процесса, определить состав используемых в анализе методов. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа. К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования:



Программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства.

Вопросы программы должны быть точными и недвусмысленными, а также лёгкими для понимания во избежание лишних трудностей при получении объектов.

При разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок вопросов поможет получить достоверные сведения о явлениях и процессах.

Целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных. Вопросы в программе задаются в различной форме.

Для обеспечения единообразия получаемых сведений от каждой единицы программа оформляется в виде документа, называемого статистическим формуляром. Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Обязательными элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части. Первая содержит наименование статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, иногда его номер. Вторая включает адрес отчетной единицы, её подчинённость. Различают 2 системы статистического формуляра: индивидуальную (карточную) и списочную . Индивидуальный предусматривает запись на нём ответов на вопросы только об одной единице наблюдения, списочный – о нескольких. Кроме формуляра разрабатывается инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполнение форм отчётности, переписного листа, анкеты. Формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения.

Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни, в том числе и преступность, следует прежде всего собрать о них необходимые сведения – статистические данные (информацию, под которой понимают совокупность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате статистического исследования (наблюдения и научной обработки). Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития.

Формирование информационной базы статистического исследования социальных явлений и процессов – сложный, многоступенчатый процесс.

В этом процессе выделяют следующие обязательные этапы (стадии) исследования:

1. Статистическое наблюдение,

2. Сводка и группировка собранного материала,

3. Обработка и анализ сводных статистических данных.

Статистическое наблюдение – первый этап статистического исследования – планомерное, научно организованное и, как правило, систематическое получение данных (сбор сведений) о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жизни путем регистрации существенных признаков каждой единицы их совокупности. Статистическое наблюдение как целенаправленный, научно организованный и методически контролируемый учет признаков и свойств массовых явлений, событий, фактов – основополагающий способ сбора данных во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере реализации государственных мер социального контроля над правонарушениями.

От качества проведения статистического наблюдения зависят окончательные данные, которыми статистика характеризует изучаемые явления.

Значимость этого этапа исследования определяется тем, что использование только объективной и достаточно полной информации, полученной в результате статистического наблюдения, на его последующих этапах в состоянии обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта.

Необходимо отметить и то, что не всякое собирание сведений может быть названо статистическим наблюдением. С одной стороны, статистическое наблюдение может базироваться на собственном наблюдении человеком интересующих его фактов, например, путем опроса населения или измерения конкретного параметра наблюдаемого объекта и т.д. Статистический характер такому наблюдению обеспечивает регистрация соответствующих признаков устанавливаемых фактов в определенном инструментарии – опросном листе, анкете, бланке и других учетных документах. С другой стороны, статистическое наблюдение – это и процесс сбора информации по уже зарегистрированным данным, например по отчетности. Если в первом случае информация получается как бы из первых рук, то во втором – она вторична. Исходя из вышеперечисленного, можно наиболее ярко увидеть отличия статистического наблюдения от непосредственного восприятия человеком конкретных явлений и фактов общественной жизни.

Всякое статистическое наблюдение включает следующие этапы:

o Подготовительные работы,

o Непосредственный сбор массовых данных,

o Контроль за качеством данных,

o Подготовка данных к автоматизированной обработке;

и должно отвечать следующим основным требованиям:

Наблюдаемые факты должны иметь научно-практическую ценность, выражать важные явления и процессы социально-экономической, правовой жизни общества,

Учитывая постоянное изменение, движение, развитие явлений и процессов общественной жизни, непосредственный сбор массовых данных должен обеспечить полноту фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу,

Обеспечения соответствия статистических данных исследуемому явлению или процессу путем тщательной и всесторонней проверки их качества,

Создание наилучших условий для получения объективных материалов обеспечивается теоретическим обоснованием и научной организацией статистического наблюдения.

Главной задачей наблюдения для правоохранительных органов является регистрация каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, в соответствующих документах первичного учета. Под объектом статистического наблюдения понимается совокупность общественных явлений, процессов, фактов или событий, подлежащих исследованию.

Очень важным вопросом является разработка программы статистического наблюдения. Любое явление, в частности преступление обладает множеством различных признаков. Статистический признак – это конкретное свойство, качество, отличительная черта единицы наблюдения. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. В этих случаях отбирают те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта, исходя из цели исследования. Для определения регистрируемых признаков и разрабатывается программа наблюдения.

Программа наблюдения представляет собой научно обоснованный перечень признаков (или четко сформулированных вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения (или на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой обследуемой единице наблюдения). В программу наблюдения включаются такие вопросы и признаки, которые имеют наибольшее практическое и теоретическое значение и являются наиболее существенными для данного объекта. Содержание программы определяется особенностями наблюдаемого объекта и целями статистического исследования. Отсюда, составление программы наблюдения предполагает глубокое знание сущности изучаемого явления, его особенностей и важнейших признаков. В свою очередь правильно с научных позиций составленная программа и строго достоверные данные – это первейшие условия успешной статистики.

Уголовно-правовая статистика дает возможность подготовить обширные программы наблюдения, характеризующие в определенных показателях весь ход реализации мер социально-правового контроля над преступностью, ее уровень, структуру, динамику, данные о личности преступника и потерпевших.

Научная основа таких программ – теоретические положения криминологии, уголовного права и процесса, раскрывающие природу преступлений и преступности и предусмотренных законом действий государственных органов по социально-правовому контролю над ней.

Законодательным основанием этих признаков (программ наблюдения) являются действующие на территории РФ уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательно, а также различного рода нормативные (подзаконные) акты, рейдирующие деятельность органов, осуществляющих контроль над преступностью.

Исходя из основной задачи программы наблюдения уголовно-правовой статистики – характеристика преступности и процесс реализации государственных мер социального контроля над ней – она должна быть подразделена на следующие части, освещающие своими показателями:

1) состояние преступности, ее структуру, динамику, причины и условия, способствующие совершению преступлений, а также личность преступника;

2) систему виктимологических показателей и других общественно опасных последствий преступности (ее «цену»);

3) деятельность органов прокуратуры;

4) деятельность органов МВД России;

5) деятельность судебных органов;

6) деятельность учреждений ФСИН;

7) деятельность других правоохранительных органов.

Программа наблюдения в гражданско-правовой статистике должна быть подразделена на две части, характеризующие своими показателями:

1) состояние гражданских правоотношений, находящихся на разрешении в судах, арбитраже, нотариате; структуру и динамику этих отношений; причины, способствующие нарушению гражданского законодательства; состав сторон (истцов и ответчиков);

2) деятельность судов, арбитража и нотариата.

Поскольку программа наблюдения как система взаимосвязанных показателей и признаков получает наиболее полное выражение в действующей отчетности, составляемой на основе первичных документов, поэтому рассмотрим ее подробно при ознакомлении с отчетностью в правоохранительных органах.

К программе статистического наблюдения предъявляются определенные требования. Так, вопросы программы должны отражать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, быть точными и недвусмысленными.

Важна и последовательность их расположения. Логичный порядок расположения вопросов (признаков) обеспечит получение достойных сведений об изучаемом явлении. В программу наблюдения Несообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных.

Современные технологии сбора и обработки данных позволяют создавать такие программы статистического наблюдения, которые гибко реагируют на особенности явлений или изучаемых совокупно

стей. Это широко практикуется и при проведении криминологических исследований отдельных проблем преступности.

Вопросы программы наблюдения размещаются на специальной бланке – статистическом формуляре.

Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия отчет, статистическая карточка, переписной лист опросный бланк, анкета и т.д.

Различают две системы формуляров – индивидуальную (карточную) и списочную. При индивидуальной системе каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации одной единицы наблюдения и ее признаков. При списочной системе в одном формуляре (журнале) регистрируются сведения о нескольких единицах наблюдения. К статистическому формуляру обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения, порядок заполнения формуляров и т.д. Формуляр (карточки, анкеты, табели, формы отчетности, переписные листы) и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения. В настоящее время получают распространение технические носители информации, т.е. совершенствуется так называемая безбумажная технология сбора информации и введения ее в ЭВМ.

Цель программы статистического наблюдения — получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов социально-экономической жизни.

Объект наблюдения — определенная статистическая совокупность, в кᴏᴛᴏᴩой происходят исследуемые социально-экономические явления и процессы (отдельные граждане, население, предприятия, имущество, природные ресурсы)

Стоит сказать, что каждый объект наблюдения состоит из отдельных элементов — единиц наблюдения, кᴏᴛᴏᴩые будут носителями признаков, подлежащих регистрации.

Единица наблюдения — первичный элемент программы статистического наблюдения. Так например, объктом при переписи населения будет совокупность всех жителей страны, а единицей наблюдения — каждый отдельный человек.

Программа статистического наблюдения — перечень признаков регистрируемых в процессе наблюдения. Это перечень вопросов, на кᴏᴛᴏᴩые должны быть получены достоверные ответы по каждой единице наблюдения.

Требования к программе статистического наблюдения:

  • Программа должна содержать существенные признаки непосредственно характеризующие изучаемые явления.
  • В программу не следует включать второстепенные вопросы, кᴏᴛᴏᴩые затрудняют работу по сбору информации, ее обработке и анализу.
  • В программу следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения информации.

Для записи ответов на вопросы программы наблюдения разрабатывается формуляр наблюдения.
Формуляр наблюдения — ϶ᴛᴏ особым сформированный бланк, в кᴏᴛᴏᴩом содержатся перечень вопросов программы. Статистический формуляр должен быть удобен для чтения, записи и обработки. К формулярам составляется инструкция, где подробно разъясняется, как следует заполнить статистический формуляр.

В процессе статистического наблюдения собирается первичная информация, кᴏᴛᴏᴩая затем подвергается систематизации обобщению и анализу.

От качества первичной информации зависит успех всего исследования, по϶ᴛᴏму к информации предъбудет ряд требований:
1. Достоверность — ϶ᴛᴏ ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие тому, что есть на самом деле.
Достоверность зависит:

  • Статиста — профессиональная подготовка, организационные навыки, добросовестность.
  • Качества инструментария наблюдения — программа наблюдения, формуляр, инструкция по заполнению.

2. Сопоставимость - сравнимость данных с прошлыми исследованиями. Сопоставимость обеспечивается использованием одних и тех же единиц измерения, наблюдением в одно и тоже время и по единой методологии.




Top