Южный мост в компьютере. Что такое южный мост на материнской плате ноутбука

На днях столкнулся с такой проблемой - компьютер включается, но не запускается, изображения на мониторе нет (мигает индикатор), все диоды на лицевой панели системного блока горят, звуковых сигналов системник не подает (т.е. BIOS не грузится), винчестер и другие дисководы не запускаются. При разборке системного блока и осмотре и "ощупывании" оказывается, что жутко греется южный мост (третья по величине микросхема на материнке после процессора и северного моста) - греется за 2-5 секунд так, что палец нельзя удержать. Это симптомы того, что "полетел" южный мост на материнской плате - быть может окончательно, а быть может - и нет. Случается такое, в основном, от того, что была неправильно, "на горячую" выдернута флешка из USB или "коротнуло" какое-то USB-устройство - в общем короткое замыкание по USB. Не стоит много раз пытаться включить/выключить ПК в надежде, что он одумается и заработает - такого не бывает, такими включениями с перегревом южника можно вогнать несчастную микросхему в могилу окончательно.

Проблема, конечно, неприятная, но все же выкидывать материнку не стоит - есть вероятность того, что южный мост еще можно спасти или заменить. Как вариант - "отжиг" USB-портов, но это не всегда выход, т.к. без USB конкретная машина - не нужна вовсе (как в моем случае), другой вариант - замена нескольких мосфетов питания южного моста - часто из-за их неисправности такое бывает, и последний вариант - полная замена микросхемы южного моста - это если мост сдох окончательно, но при этом не стоит забывать, что не сам мост виноват - есть еще элементы, которые придется заменить.

Конечно, как все это делать - я здесь писать не буду, ибо одним постом все не охватишь - для таких целей существует интересный, и по моему мнению, самый лучший русскоязычный сайт - http://www.rom.by . Здесь очень много информации по ремонту материнских плат, блоков питания и другие очень полезные материалы. Также стоит обратить внимание на ресурс http://monitor.net.ru , здесь также очень много нужной и полезной инормации - форум на котором обсуждаются вопросы ремонта огромного количества техники, мне там показался очень полезным - раздел "Файлы", откуда можно скачать принципиальные схемы устройств, необходимые для последующего ремонта. Для того, чтобы скачать ту или иную схему - при регистрации нужно ответить на 4 вопроса из области электроники и электротехники. Это нужно для отсеивания непрофессионалов.

И напоследок предупреждение - не стоит самому лезть в дебри микроэлектоники и ремонтировать что-то самому, если вы неспециалист, не имели опыта такого ремонта или вообще не разбираетесь в таких вопросах - как вариант: читать мануалы, руководства, учебники (обычные учебники по электротехнике и электронике), учить азы и т.д. или - отдать сломанную железяку специалисту, иначе - или вы сведете полудохлый девайс в могилу окончательно, или себе шкурку подпортите, а может и то и другое.

А вот Вам и материальчик, так сказать, пища для размышлений.

Сгорел южный мост ICH5 - ремонт БЕЗ перепайки!

Материал из ROM.by - это самый лучший сайт по ремонту материнских плат!

Выход из строя южного моста - самая распространенная проблема на платах, использующих чипсетные наборы i845/i865/i848-серий. Основная причина - выгорание USB-контроллера, встроенного непосредственно в южный мост. Однако целью данной статьи есть не поиск причин, а способы "возвращения к жизни" подобных плат.

В случае выхода из строя по причине "умирания" USB-контроллера (в южном мосте), возможны следующие основные варианты поведения материнской платы:

    Плата не включается (принудительный старт дает нули на посткарте), южный мост греется уже от дежурного питания. Плата стартует, но зависает на POST-коде 25 (для Award BIOS 6.0) или D0 (для AMIBIOS8).

  1. Плата стартует, но зависает на POST-коде 25 (для Award BIOS 6.0) или D0 (для AMIBIOS8).

1. Восстановление методом "отжига"

Первый случай особо характерен для плат Asus P4P800 серии. При таком варианте можно-нужно воспользоваться методом "отжига". Что значит "отжиг"? Это значит, что для предотвращения корочения по питанию итак уже сгоревших частей (внутри южного моста) - на них подается заведомо "сжигающее" напряжение до тех пор, пока они окончательно не сгорят, перестав таким образом мешать функционированию всех остальных, как правило оставшихся совершенно исправными, блоков внутри чипа.

"Отжиг" дежурного питания

Проверяем, не проседают ли дежурные 5В и 3.3В.

Подаем дежурное питание и проверяем, не проседают ли дежурные 5В и 3.3В. Если да - подаем на них "силовые" 5В/3.3В и ненадолго включаем БП (перемычкой на PS_ON). Снимаем все перемычки, проверяем дежуные напряжения. "Поднялись" - хорошо, не поднялись - пробуем еще раз, и еще несколько раз, не получается - оставляем "силовые" перемычки и двигаемся дальше.

"Отжиг" нагрузки конденсаторов, подключенных к выходам внутренних дежурных источников

Ищем на плате три конденсатора, подключенных к выходам внутренних дежурных источников 1.5В (VCCSUS1_5A,B,C) - как минимум один из них просевший до 0.2..0.4В (как правило, это только VCCSUS1_5A) и "отжигаем" его нагрузку. Для этого сначала подаем 1.5В (можно с Vсс установленного процессора, можно с Vmch/agp). Если не помогло - делаем несколько кратковременных замыканий на 2.5В питания памяти или, в крайнем случае, 3.3В. Дожигать пятью вольтами опасно - есть вероятность, что южный мост умрет насовсем. Если 2.5В не помогают - перед подачей 3.3 рекомендуется попробовать сначала 3.3VSB (как относительно слаботочный источник). Если в результате напряжение поднялось до требуемых 1.5В, значит операция прошла успешно! (Температура южного моста должна снизиться на 15-20 градусов по сравнению с той, что была до "отжига").

2. Восстановление перешивкой биоса

Второй случай характерен для материнских плат Gigabyte 8IPE1000-серии. В таком случае может быть, вообще, достаточно лишь перешивки "правильного" биоса.

Использование ProBIOS

Для проверки на возможность оживления плат с такой (остановка на 25-м посткоде для Авард и D0 для АМИ) проблемой - можно-нужно воспользоваться "пробиосом" (проверным биосом). ProBIOS - это специальный биос, подходящий для большинства материнских плат на основе логики i845/i865/i848 + ICH4/ICH5. В нем присутствует инициализация лишь "жизненно важных" частей платы (что позволяет его использовать в качестве проверочного и для всех "других" случаев - просто ремонта), в том числе пропущена процедура, на которой в "стандартных" (обычных, "родных") биосах плата и зависает.

3. Результат

Итак, как результат, на выходе мы обычно получаем снижение нагрева южного моста (на 15-20 градусов по сравнению с температурой до "лечения"), а также вполне работоспособную материнскую плату. Правда, с поправкой на отсутствующие USB-порты, однако ничто не помешает установить "внешний" PCI USB-контроллер и получить таким образом уже абсолютно рабочую систему.

Выход из строя южного моста - самая распространенная проблема на платах, использующих чипсетные наборы i845/i865/i848-серий. Основная причина - выгорание USB-контроллера, встроенного непосредственно в южный мост. Однако целью данной статьи есть не поиск причин, а способы "возвращения к жизни" подобных плат.

В случае выхода из строя по причине "умирания" USB-контроллера (в южном мосте), возможны следующие основные варианты поведения материнской платы:
1. Плата не включается (принудительный старт дает нули на посткарте), южный мост греется уже от дежурного питания. Плата стартует, но зависает на POST-коде 25 (для Award BIOS 6.0) или D0 (для AMIBIOS8).
2.Плата стартует, но зависает на POST-коде 25 (для Award BIOS 6.0) или D0 (для AMIBIOS8).
Методы решения:

1. Восстановление методом "отжига"
Первый случай особо характерен для плат Asus P4P800 серии. При таком варианте можно-нужно воспользоваться методом "отжига". Что значит "отжиг"? Это значит, что для предотвращения корочения по питанию итак уже сгоревших частей (внутри южного моста) - на них подается заведомо "сжигающее" напряжение до тех пор, пока они окончательно не сгорят, перестав таким образом мешать функционированию всех остальных, как правило оставшихся совершенно исправными, блоков внутри чипа.
"Отжиг" дежурного питания
Проверяем, не проседают ли дежурные 5В и 3.3В.
Подаем дежурное питание и проверяем, не проседают ли дежурные 5В и 3.3В. Если да - подаем на них "силовые" 5В/3.3В и ненадолго включаем БП (перемычкой на PS_ON). Снимаем все перемычки, проверяем дежуные напряжения. "Поднялись" - хорошо, не поднялись - пробуем еще раз, и еще несколько раз, не получается - оставляем "силовые" перемычки и двигаемся дальше.
"Отжиг" нагрузки конденсаторов, подключенных к выходам внутренних дежурных источников
Ищем на плате три конденсатора, подключенных к выходам внутренних дежурных источников 1.5В (VCCSUS1_5A,B,C) - как минимум один из них просевший до 0.2..0.4В (как правило, это только VCCSUS1_5A) и "отжигаем" его нагрузку. Для этого сначала подаем 1.5В (можно с Vсс установленного процессора, можно с Vmch/agp). Если не помогло - делаем несколько кратковременных замыканий на 2.5В питания памяти или, в крайнем случае, 3.3В. Дожигать пятью вольтами опасно - есть вероятность, что южный мост умрет насовсем. Если 2.5В не помогают - перед подачей 3.3 рекомендуется попробовать сначала 3.3VSB (как относительно слаботочный источник). Если в результате напряжение поднялось до требуемых 1.5В, значит операция прошла успешно! (Температура южного моста должна снизиться на 15-20 градусов по сравнению с той, что была до "отжига").

2. Восстановление перешивкой биоса
Второй случай характерен для материнских плат Gigabyte 8IPE1000-серии. В таком случае может быть, вообще, достаточно лишь перешивки "правильного" биоса.
Использование ProBIOS
Для проверки на возможность оживления плат с такой (остановка на 25-м посткоде для Авард и D0 для АМИ) проблемой - можно-нужно воспользоваться "пробиосом" (проверным биосом). ProBIOS - это специальный биос, подходящий для большинства материнских плат на основе логики i845/i865/i848 + ICH4/ICH5. В нем присутствует инициализация лишь "жизненно важных" частей платы (что позволяет его использовать в качестве проверочного и для всех "других" случаев - просто ремонта), в том числе пропущена процедура, на которой в "стандартных" (обычных, "родных") биосах плата и зависает.

Итак, как результате, на выходе мы должны получить снижение нагрева южного моста (на 15-20 градусов по сравнению с температурой до "лечения"), а также вполне работоспособную материнскую плату. Правда, с поправкой на отсутствующие USB-порты, однако ничто не помешает установить "внешний" PCI USB-контроллер и получить таким образом уже абсолютно рабочую систему.

И так, сначала немного теории.

Распространенной поломкой ноутбука является сгоревший южный мост. Наши клиенты которые сдают ноутбуки на ремонт задают вопрос, за что отвечает южный мост в ноутбуке? Для ответа что это южный мост и разъяснения этого популярного вопроса мы решили написать небольшой комментарий об этой популярной микросхеме.

Южный мост – в переводе с английского (Southbridge) – не менее важен по значимости контролер микросхема обеспечивающая работу большое количество функционала современного ноутбука или ПК. Если у вас перестал работать порт IDE, SATA, USB, LAN, BIOS, системы энергообеспечения APM и ACPI, шину LPC Bridge, Embeded Audio, SM шина (отвечает за скорость вращения кулеров), DMA-контроллер, IRQ-контроллер, можете быть уверены, что вам надо менять (перепаивать) южный мост. Эта микросхема хоть и не на столько производительна как северный мост но тоже выполняет ряд жизненно необходимых ноутбуку функций. Южный мост передает северному мосту данные который в свою очередь отправляет их на обработку процессору. В более старых моделях ноутбуков в задачи этой микросхемы входило еще и обработка данных на шинах PCI, PCIe и ISA. Можно перефразировать с технического на простой разговорный язык что южный мост стоит на передовой с пользователем и внешними техническими раздражителями такими к примеру как установка в ноутбук неисправной USB флешки в первую очередь подвергнет риску работы именно южного моста который из-за этого легко может сгореть. Короткие замыкания любого из вышеперечисленных портов приводят к повышению температуры этой микросхемы которая зачастую не имеет дополнительного охлаждения, что и приводит к перегреву.

Многие из Вас слышали фразу: ”Сгорел Южный мост, восстановлению не подлежит!”. Опытные пользователи сразу поймут о чём речь, а новички задумались откуда у меня в компьютере какой-то мост? Скажу сразу у Вас их два, есть ещё и Северный мост. Вот про эти мосты у нас и пойдёт речь.

Конечно же, вы можете сходить на сайт Википедии и узнать что такое южный мост и северный мост, но я решил написать своими словами, как я это понимаю.

"Северный и южный мосты компьютера (а правильнее будет сказать, материнской платы) — это два основных функциональных контроллера, которые отвечают за работу всех компонентов системной платы и называются чипсетом (от англ. chipset)".

Рассмотрим их по отдельности. Начнем с северного моста.

Северный мост — это мост, который подсоединен через шину Front Side Bus напрямую к процессору, сокращено обозначается тремя буквами FSB . Обычно северный мост содержит контролер памяти, который способствует процессору быстрый доступ к памяти. Северный мост соединен также с Accelerated Graphic Port , сокращенно AGP или PCI Express . Одной из основных функций северного моста является обеспечение взаимодействия системной платы и процессора, а также определение скорости работы. Частью северного моста во многих современных материнских платах является встроенный видеоадаптер. Таким образом, функциональная особенность северного моста являет собой еще и управление шиной видеоадаптера и ее быстродействием. Также северный мост обеспечивает связь всех вышеперечисленных устройств с южным мостом.

Южный мост — подсоединяется к северному мосту, он медленнее северного. К нему подключаются шины такие как, PCI , USB , SATA , IDE-контроллеры и т. д. В данный момент доступны два вида чипсетов, для изделий INTEL и AMD . На плате так же имеется гнездо процессора, установлены разъемы для установки оперативной памяти, TV-тюнеров, сетевых карт, звуковых карт и т.д.
Помимо вышеприведенных IDE, SATA, USB, LAN и прочего, южный мост отвечает еще и за SM шину (используется для управления вентиляторами на плате), DMA-контроллер, IRQ-контроллер, системные часы, BIOS, системы энергообеспечения APM и ACPI, шину LPC Bridge .

Как правило, выход из строя южного моста ставит точку в жизни системной платы. Именно южный мост является порой первым щитом, принявшим ”удар на себя”. Ввиду технологических особенностей это так. Причин ”гибели” южного моста на порядок больше, чем северного, ведь он работает напрямую с ”внешними” устройствами. Так, частой причиной выхода из строя Южный мост является банальный перегрев, вызванный коротким замыканием, например, USB-разъема. Либо неисправности питания жесткого диска. Т.к. в большинстве случаев южный мост не оборудован системой дополнительного охлаждения, он перегревается и сгорает.

Симптомы неисправности

  • При включении ноутбука, компьютера начинает вращаться кулер, загораются индикаторы, нету обращения к жесткому диску, на экране нет изображения
  • Ноутбук, компьютер может выключится после работы в несколько секунд
  • После включения уходит в циклическую перезагрузку
  • Отказали работать клавиатура, тачпад, USB порты
  • Некорректное изображение либо полное его отсутствие (бывает что есть при подключении монитора)
  • Оборудование начинает включаться только после нескольких попыток

Для разных производителей и моделей присущи разные симптомы неисправностей, которые можно обосновать только после детальной диагностики.

Причины поломки Северного и Южного моста

Причиной неисправности могут послужить многие факторы, такие как:

  • Перегрев. Чащего всего встречающееся причина. Может возникнуть при несвоевременной чистке и замене термопроводящих смазок.
  • Заводской брак чипа. Реже встречающееся проблема, но тоже имеет право на жизнь. Есть даже модели ноутбуков, где производитель сам заявил о некачественных чипах, такое оборудование рано или поздно но 100% попадет на ремонт (в замен ставятся уже доработанные чипы без проблемы)
  • Попадание жидкости. При попадании жидкости ножки между собой создают короткое замыкание, что и приводит к выходу из строя чип.
  • Физическое деформирование. При падении некоторые шарики могут оторваться от системной платы, а достаточно всего одного шарика, что бы ноутбук перестал работать полностью
  • Скачек напряжения. Например от неработающей батареи либо контроллера питания

Способы ремонта Южного и Северного моста

Понятие ремонт как таковое сводиться лишь к одному, полная замена чипа на новый. Так как это сложно-технологическое устройство, ремонт его не имеет право на жизнь. Можно сделать оговорку лишь в тех случаях когда речь идет не о выходе из строя самого чипа (отслаивания микросхемы от подложки/ выгорание элементов), а о отставании контактных шариков от контактов платы (однако такое бывает редко, чаще при физическом воздействии).

Отметим, однако, что в нормальных условиях причин для повышенного нагрева южного моста нет и быть не может, но помните, что южный мост отвечает за множество устройств, которые могли бы способствовать его перегреву и сгоранию.

Будьте внимательны.

На этом все. Спасибо, что прочитали статью. Надеюсь, она была Вам полезна.




Top