Таблица шульте 90 с разными решетками. Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей. Узкий угол зрения - основная причина низкой скорости чтения

Что это такое? Таблица Шульте представляет собой таблицу, в ячейках которой хаотичным образом размещена определенная информация (чаще всего последовательно идущие числа). Самый распространенный вид интерпретации таблицы Шульте (или Shultz tables) – это квадратная таблица, имеющая 5 столбцов и 5 строк, в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25. Такая таблица представлена на картинке ниже:

Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения, повысить которую и позволяют специальные методики работы с этими таблицами.

Эффект от упражнения. Таблицы Шульте применяются для развития темпа восприятия информации, а постоянная работа с таблицами Шульте помогает расширить ваше периферийное зрение. Широкое поле зрения сокращает время поиска информационных частей текста. Также за счет работы с такими таблицами растет скорость зрительных поисковых движений, что является важной составляющей навыка быстрого чтения.

Методика выполнения упражнения

Для того чтобы эффективно увеличивать скорость чтения, искать числа нужно беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25. Найденные числа фиксируются только взглядом. Однако есть своя особенность этого поиска. Для того чтобы правильно выполнить упражнение, и следовательно, быстрее найти все числа, тренируя периферийное зрение, нужно сфокусироваться на центральной ячейке таблицы так, чтобы видеть таблицу полностью.

Наилучшая тренировка зрительных навыков при работе с таблицами Шульте достигается при максимальном отсутствии горизонтального и вертикального движения глаз. Для этого необходимо соблюдать правильное расстояние от глаз до таблицы. Чем дальше таблица, тем удобнее смотреть на все ее ячейки сразу. Оптимальное расстояние до таблицы должно соответствовать удобному расстоянию до монитора при чтении. Обычно это 40-50 сантиметров, но не нужно отводить глаза слишком далеко, только в том случае, если вам сложно видеть всю таблицу.


Неверное выполнение упражнения
с таблицей Шульте


Правильное выполнение упражнения
с таблицей Шульте

Достижение нужного эффекта. Занимаясь с таблицами Шульте, важно понимать, что вы тренируете свои зрительные навыки. Поэтому главное не желание как можно скорее закончить каждую таблицу, а правильное выполнение упражнения, то есть соблюдение методики, описанной выше. Поначалу при выполнении упражнения у вас могут возникнуть определенные трудности, но с каждой следующей таблицей вы будете находить числа все быстрее и быстрее. В конце концов вы поймете, что теперь находите числа гораздо раньше, чем если бы просто искали их обычным движением глаз. Это и есть нужный эффект от методики упражнений с таблицами Шульте.


Режим занятий. Хорошее периферийное зрение, а также зрительные поисковые навыки могут быть достигнуты не только при правильном выполнении поиска чисел, но и при постоянной систематической программе тренировок. Поэтому с таблицами Шульте важно работать хотя бы 3-4 раза в неделю по 20-30 минут на протяжении 2-3 недель. Если же ваши глаза начинают уставать во время занятия, то лучше сделать небольшой перерыв или повторить упражнение на следующий день.

Сегодня хотела рассказать про один очень интересный тест — таблицы Шульте , который быстро проверяет уровень концентрации, распределения и переключения внимания. С его помощью можно не только оценить свое внимание, но и хорошо развить его.

Прежде чем перейти непосредственно к диагностике внимания, дам небольшую теорию:

Что такое внимание? Это способность человека направлять свое сознание на определенные объекты, имеющие для него некоторую значимость, а также его умение сосредотачиваться на чем-то конкретном.

Внимание тесно связано с остальными психическими процессами (памятью, мышлением, восприятием), в том числе и с двигательными реакциями человека. В связи с этим различают разные типы внимания :

  1. Сенсорное внимание — обусловленное сосредоточением на объекте с помощью наших органов чувств.
  2. Моторное внимание — обусловленное сосредоточением на движениях.
  3. Интеллектуальное внимание — обусловленное сосредоточением на наших мыслях, переживаемых чувствах, воспоминаниях.

С помощью внимания мы легко можем выделить из общего потока информации нечто конкретное, необходимое для нас в данный момент времени, отсеивая лишнее. Внимание удерживается только тогда, когда нужная цель достигается полностью , затем оно ослабевает и переключается на что-то другое.

Внимание сильно зависит от нашего психического состояния и общего здоровья. Очевидно, что уставшему, больному или взволнованному человеку крайне сложно удержать свое внимание и спокойно сосредоточиться на текущих делах.

Кроме этого, внимание не одинаково у детей и взрослых.

У дошкольников, в отличие от взрослых — непроизвольное внимание , т е. оно связано с настоящим и зависит от заинтересованности детей: нет интереса — нет и внимания.

  1. Преддошкольный возраст (до 3 лет). Младенцев привлекают световые, звуковые и механические раздражители внешнего мира, которые тесно связаны с его общим уходом (купанием, кормлением, одеванием и т.д.). Например, увидев маму и почувствовав, как она его берет на руки, чтобы покормить, кроха задерживает свой взгляд на ней. Позже начинает улыбаться и издавать радостные звуки, как только увидит или услышит ее ласковый голос.
  2. Младший дошкольный возраст (3-4 года). С возрастом непроизвольное внимание начинает развиваться в своем многообразии, когда малыш все больше и больше знакомится с окружающим миром. Внимание возникает и удерживается по мере проявления интереса ребенка к игрушке , к родителям, к другим детям. Манипуляции с игрушками постепенно сменяются сюжетными играми, ребенок может играть примерно 15-20 мин самостоятельно, если ему ОЧЕНЬ интересно.
  3. Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Непроизвольное внимание становится более многообразным и охватывает множество сторон жизни ребенка (дом, детский садик, отношения с родителями, с бабушками-дедушками, со сверстниками и другими посторонними людьми). Чем чаще ребенок бывает в обществе, тем больше у него возможности развить свое непроизвольное внимание.
  4. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) постепенно формируется произвольное внимание — способность ребенка выполнять какое-то дело независимо от интереса, на основе сознательного волевого усилия: он ставит перед собой цель и стремится ее выполнить.

К 7 годам произвольное внимание уже должно сформироваться. Это одно из условий для .

А теперь давайте проверим себя и своего ребенка. Есть замечательная методика: таблицы Шульте. Она нам поможет проверить уровень развития произвольного внимания. В тестировании могут принимать участие дети с 7 лет, только если они уже знают цифры и свободно умеют считать от 1 до 25.

Как выполнять тест?

Итак, что собой представляют таблицы Шульте ? Внизу вы видите 5 таблиц с разбросанными хаотично цифрами. Задача — как можно быстрее найти их по-порядку от 1 до 25. Детям можно показывать на цифры пальцем, взрослым достаточно пробежать по ним глазами.

Чтобы легче и удобнее было, вы можете для себя (в формате PDF, размер 387,7 Кб), распечатать их на принтере и вырезать каждую таблицу отдельно.

Интерпретация результатов

Берете секундомер и засекаете время на прохождение каждой таблицы. Закончив одну и быстро записав время, вы переходите к следующей и так до пятой таблицы. Лучше будет, если кто-то отметит время, в то время как вы пройдете весь тест, не отвлекаясь.

Затем постройте кривую утомляемости , которая покажет, как меняется концентрация и устойчивость внимания в динамике.

Еще интересно вычислить эффективность работы (ЭФ), степень врабатываемости (ВР) и психическую устойчивость (ПУ) по таким формулам:

ЭР = (Т 1 + Т 2 + Т 3 + Т 4 + Т 5) / 5 , где

Т i – время работы с i-той таблицей. i — это порядковый номер таблицы (1,2,3,4,5)

Средние нормативы на одну таблицу: 7-9 лет — 1 мин 10 сек. Взрослые — 40 сек.

Степень врабатываемости вычисляют так:

ВР= Т 1 / ЭР

Если у вас результат меньше 1,0 – врабатываемость хорошая. Чем больше данная цифра — тем больше времени вам нужно для подготовки к конкретному делу.

Психическая устойчивость или выносливость определяют так:

ПУ= Т 4 / ЭР

Если вы получили цифру меньше 1,0 — выносливость хорошая. Чем больше данная цифра — тем меньше выносливость для выполнения тех или иных заданий.

Таблицы Шульте используются для развития внимания и расширения угла зрения. Благодаря использованию таблиц Шульте, каждый человек может освоить навык быстрого чтения самостоятельно. Тренировки расширением угла зрения может заниматься каждый человек.

Скорочитателю нужно обратить внимание:

Скорочтение - это совокупность манипуляций с текстом, позволяющих значительно увеличить скорость чтения человека без существенной потери понимания прочитанной статьи. Следует, между прочим иметь в виду, что не существует никакого четкого разделения между «нормальным» и «скоростным» методами восприятия информации по той причине, что много читателей используют подходящие для них, упражнения чтения.

Основные особенности динамического чтения

  • Устранение, остановок, регрессии, возвратных движений глаз . При классическом способе чтения очень распространены перечитывания, а это существенно замедляет скорость чтение и снижает запоминания текста.
  • Подавление проговаривания текста - выработка другой стратегии чтения: вижу слово - вижу образ слова - понимаю смысл. Средний читатель имеет навыки визуального чтения. Например, сразу понимаются логотипы, («Pepsi», "Ford", "GM"«Nike»,). Очень многие привычные фразы, воспринимаются картинкой. При этом следует иметь в виду, что непонятные слова нужно читать декодируя слова в звуковые образы, то есть читать текст в слух.
  • Поверхностное чтение . «Просматривание» без внимательного фокусирования на тексте с малой информативной нагрузкой.
  • Отработка навыка мгновенного выделения главной мысли текста , отсекания бесполезной информации и чтения только полезной и эффективной информации.
  • Расширения поля зрения . Применяют специальные тренинги (например, таблица Shulte), направленные на расширение угла зрения до двух-трех слов, абзаца. Благодаря этому навыку, читатель за одну остановку взгляда, может охватить большее информации, чем читатель, не обладающий подобным навыком.
Существует множество, методик направлений, школ, курсов, обучающих навыку быстрого чтения. Большинство из них в той или иной степени базируются на описанных выше методиках скорочтения.

Особенности человеческого зрения

При движении взгляда наибольшая острота зрения возникает в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане. Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов. Поле, с которого происходит съем информации, как показали исследования, можно расширить, например, при регулярном использовании таблиц Шульте .

Работа с таблицей Шульте развивает объемное (параллельное, а не последовательное) внимание, когда символы, находящиеся в поле зрения, воспринимаются одновременно, а пересчитываются последовательно. Главное – не отыскать цифры, главное – при взгляде в центр таблицы видеть одновременно с центральной цифрой верхние левую и правую, нижние левую и правую цифры.

При регулярном использовании данный тренинг расширяет периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения как за счет охвата большего пространства читаемого текста, так и за счет освоения параллельного режима (а не сканирующего, последовательного) распознавания печатных символов.

Тренировка угла зрения для скорочтения

Концентрируй взгляд в центр. Боковым зрением отмечай одинаковые блоки. Цель не в том, чтобы как можно быстрее найти одинаковые блоки, а в том, чтобы сконцентрировав взгляд в центр экрана боковым зрением найти нужную информацию.

Как пользоваться Таблицами Шульте онлайн. Обучаемся скорочтению самостоятельно.

Нажмите на стрелку в нижнем правом углу. Концентрируйте взгляд на красной точке в центре экрана и одновременно старайтесь увидеть все цифры на поле. Этого можно добиться рассеянным взглядом. Смотрите сквозь экран (листок). Пытайтесь последовательно определить где находятся цифры от 01 до 25 и при этом не убирать взгляд с центральной точки. При каждом нажатии мышкой на центральную точку задание будет меняться.

Таблицы Шульте – один из самых простых в использовании психологических тестов. Его используют для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Описание теста

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Тестовый материал

Обработка и интерпретация результатов теста

Основной показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена “кривая истощаемости (утомляемости)”, отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике. С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (поА.Ю.Козыревой ):

  • эффективность работы (ЭР),
  • степень врабатываемости (ВР),
  • психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т 1 + Т 2 + Т 3 + Т 4 + Т 5) / 5 , где

  • Т i – время работы с i-той таблицей.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР= Т 1 / ЭР

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе. Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т 4 / ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Источник
  • Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.112-116.

Вот я подготовила для вас 8 таблиц для тренировки:

А здесь 2 таблицы посложнее 10х10 клеток – это та самая детская игра ”В 100 квадратов”, про которую я писала в .

Если еще хотите готовых таблиц, то можете найти их .

Часто используют также буквенные аналоги таблиц Шульте, так называемые “квадраты букв” . Можно просто буквы по порядку, по алфавиту называть, можно слова и фразы по заданию друг друга читать, показывая в квадрате каждую букву, показывать ответы на вопросы и т.д.

А вот это задания из моей серии “осмысленных” упражнений на основе таблиц Шульте. (Квадраты только копируются в пост какими-то прямоугольными)

1. Выпишите все знаки по порядку и узнаете, что говорил Сенека о значении цели для человека.

11-е 65-р 74-о 12-к 40-ж 72-т 46-ь 10-в 69-у
18-е 41-и 22-к 52-е 64-е 23-а 61-в 51-н 30-с
68-б 28-р 32-а 38-е 1-К 58-д 81-. 19-т 76-у
5-а 36-н 57-о 53-г 47-, 29-и 17-а 80-м 33-н
44-у 75-п 6-ч 48-д 15-з 79-ы 77-т 4-д 63-т
13-н 71-е 31-т 20-, 42-т 25-о 45-т 78-н 24-к
55-н 16-н 70-д 56-и 37-д 2-о 73- п 27-п 67-е
14-е 60-н 3-г 21-к 59-и 49-л 7-е 62-е 39-р
50-я 26-й 35-о 43-п 8-л 66-н 34-и 54-о 9-о

2. Это совсем простое задание: В квадрате найдите названия 7 животных, читать можно в любом направлении (кроме диагоналей)

  1. В «Волшебном квадрате» найдите 5 слов, из оставшихся букв составьте понятие, объединяющее их в одну смысловую группу

Еще подобные задания можете найти в статье и про синичек

Напишите, пожалуйста, какие задания вам больше нравятся, какие вы бы хотели еще получить. Я готовлю книгу с заданиями, и мне очень нужно знать ваше мнение.

">

Теперь о том, как работать с таблицами Шульте.

Желательно это делать два раза в день, минут по десять. Слишком перенапрягаться не стоит, это не даст правильную динамику.

Усаживаемся поудобнее, расслабляемся. Желательно включить либо приятную музыку, либо хороший, правильный настрой. Сейчас много разных авторов предлагают различные тексты, тут уж подбирайте на свой вкус. Можно на этом сайте включить , его произведения создадут великолепную атмосферу для работы.

Направляем свой взгляд в центр таблицы, и, как бы фиксируем это положение, даём себе команду делать минимальные движения.

Включаем секундомер и начинаем поиск цифр от 1 до 25. Глаза, при этом должны совершать минимальные движения. Вся работа происходит именно в размытом спектре зрения.

Вот как выглядят движения глаз у нетренированного человека. Соответственно, и время прохождения очень большое.

Первые результаты тренировок с таблицами Шульте

А вот так двигаются глаза у тех, кто находит все цифры за 15-20 секунд.

Хорошие результаты от тренировок с таблицами Шульте

А вот так двигаются глаза у тех, кто достиг в этом деле определённого мастерства, и проходит таблицу за 8-10 секунд. То, к чему надо стремиться.

То, к чему надо стремиться при работе с таблицами Шульте

Не надо делать из этого культа, и обязательно, именно сейчас, во что бы то не стало, достигать самого максимального результата. Всё должно проходить постепенно. Позанимались три недельки, достигли определённого стабильного результата, сделайте паузу. Через неделю, две, ещё раз попробуйте.

Постепенно, вы сами увидите эффект. Сами увидите, насколько улучшится ваша способность воспринимать информацию, память, мышление.

Когда вам надо что-то придумать, создать, написать, позанимайтесь с таблицами, и процесс пойдёт на более высоком уровне концентрации, более высоком творческом уровне.

Сами сформируете для себя правильный режим тренировок. И не забывайте, что это лишь базовое упражнение, своего рода гимнастика, зарядка для головы, поддержание хорошей, рабочей формы.

Я подготовил несколько таблиц, для того, чтобы вы смогли прямо сейчас приступить к тренировкам.

P.S. Вы можете получать информацию о новых статьях на электронную почту:

Обнаружили опечатку или ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите это слово и нажмите Ctrl+Enter

Если вы хотите выразить свою БЛАГОДАРНОСТЬ Автору в материальной форме, укажите сумму, выберите способ оплаты и нажмите на кнопочку ПЕРЕВЕСТИ :




Top