Суэцкий канал — история строительства в картинках. В египте открыли новое русло суэцкого канала Пропускная способность суэцкого канала

Суэцкий канал – искусственный морской путь на территории Египта, отделяющий Евразию от Африки. Почти 150 лет он используется для кратчайшей транспортировки грузов из Средиземноморья в Индийский океан.

Суэцкий канал на карте отыскать очень просто. Он соединяет Средиземное море с Красным. С одной стороны Суэцкого канала находится портовый город Порт-Саид (на побережье Средиземного моря), а на другом — Суэц (на побережье Красного моря). Он «разрезает» самую узкую часть Суэцкого перешейка.

С 1956 года Суэцкий канал полностью принадлежит Египту. До этого им владела Всеобщая организация Суэцкого канала, принадлежащая Франции и Англии.

Размеры

В разных источниках можно найти различную информацию о длине, ширине и глубине Суэцкого канала. По последним данным, его длина, включая подходные участки и трассу, равна примерно 193 километрам. На всей протяженности Суэцкий канал имеет неодинаковую ширину и глубину. По официальной информации на глубине 11 метров ширина составляет 205-225 метров. В 2010 году максимальная глубина была 24 метра.


Цена за проход

Правила и цену плавания определяет Египет. Его бюджет во многом зависит от Суэцкого канала, ведь каждый год прибыль от использования этого водного пути составляет порядка пяти миллиардов долларов. Проход через Суэцкий канал является для владельцев судов наиболее предпочтительным, так как при использовании альтернативного пути, огибающего Африку, расстояние увеличивается на 8 тысяч километров, соответственно происходит большая потеря времени. К тому же есть вероятность нарваться на сомалийских пиратов. Стоимость прохода через канал зависит от веса груза, осадки судна, высоты груза на палубе, даты подачи заявки и прочих факторов, и составляет 8-12 долларов за тонну. Общая цена прохождения корабля с большим грузом может достигать миллиона долларов.

Роль канала в жизни Египта

Суэцкий канал имеет огромное значение для мирового рынка транспортировки грузов. Через него транспортируется около 20% всей перевозимой нефти и осуществляется около 10% всех мировых торговых грузоперевозок. Кроме того, на Суэцкий канал приезжают посмотреть и сделать фото туристы со всего мира, что тоже способствует увеличению бюджета Египта.


Модернизация Суэцкого канала

После того, как Суэцкий канал стал принадлежать Египту, правительство стало считать одной из своих основных задач его расширение, ведь его изначальная глубина была равна 8 метрам, а ширина – 21 метру.

Сейчас в планах правительства создание нового русла, которое будет проходит рядом с основным. Его длина составит 72 километра. Это позволит извлекать еще большую прибыль в связи с увеличением проходимость канала. Расширение должно сократить время ожидания прохождения пути до трех часов (сейчас это время составляет 11 часов) и в три раза увеличить количество судов, одновременно проплывающих через канал. Кроме того, появится огромное количество новых рабочих мест. На расширение планируется потратить несколько миллиардов долларов.


Обходные пути

Из-за высокой стоимости прохождения владельцы транспортных судов ищут альтернативные пути транспортировки грузов. Правительство Израиля предложило проложить обходной путь по своей территории. Это так называемое «шунтирование» канала. Однако этот маршрут невозможно сделать полностью водным, поэтому в планах есть строительство железнодорожного пути между городом Эйлат и Средиземноморским побережьем.

Росатомфлот также предложил заменить Суэцкий канал. Предположительно, в качестве замены можно использовать Северный морской путь, который соединяет Европу с Азией. Из-за таяния арктических льдов этот путь открыт более продолжительное время и, возможно, в ближайшем будущем, можно будет транспортировать грузы по территории России.


История строительства

Идея о проложении кратчайшего пути в воды Красного моря посещала жителей Египта еще много веков назад. Первые попытки были предприняты фиванскими фараонами в эпоху Среднего царства. Они хотели соединить Красное море с одним из притоков Нила.

История создания самого канала началась в конце VII – начале VI века до нашей эры. Найдены свидетельства Геродота, в которых говорится, что начал строительство фараон Нехо II, но до конца построил канал Дарий I век спустя. Дальше дела шли не очень хорошо. Реконструкция пути произошла в III веке до нашей эры под руководством Птоломея II Филадельфа. Углубление канала произошло через несколько веков по распоряжению императора Траяна, в период его правления в Африке. В VIII веке (в период завоевания Египта арабами) несмотря на то, что этот транспортный путь активно использовался, его засыпали.

В 1854 году французский бизнесмен Фердинанд де Лессепс решает возобновить историю Суэцкого канала. Так как в тот момент Франция имела большое влияние в Египте, ему было разрешено запустить этот процесс. Работы по строительству стартовали в 1859 году, канал был открыт через 10 лет. Большое количество жителей Египта были задействованы в принудительных работах, многие люди погибли от каторжного труда, обезвоживания и болезней.


В результате строительства экономика страны серьезно пострадала, что заставило Исмаила-пашу продать свою часть акций Всемирной организации Суэцкого канала англичанам. В 1882 году в этом месте расположилась британская военная база.

Хорошо знаешь историю географических открытий?

Проверь себя

Начать тест

Ваш ответ:

Правильный ответ:

Ваш резульат: {{SCORE_CORRECT}} из {{SCORE_TOTAL}}

Ваши ответы

Содержание (развернуть)

8 000 км — это много? А для коммерческих перевозок, где каждый километр обходится в энную сумму? В этом вопросе весь секрет Суэцкого канала . Одно из самых известных сооружений мира заслуживает пристального внимания. 160 км позволяют избегать 8 000 км пути вдоль побережья Африки. 86 морских миль - и вы из Средиземного моря попадаете в Красное. Из Европы в Азию.

Неплохо? Какова была бы судьба , будь у них этот кратчайший путь в богатую Индию? Что делал бы Христофор Колумб ? Как ни странно, но у генуэзца был шанс пройти к вожделенному краю пряностей через Аравийский перешеек. И несмотря на то, что открыли канал только 145 лет назад - в 1869 году, история идеи намного старше и интереснее!

Рождение идеи

Древние египтяне быстро почувствовали все преимущества географического расположения своей страны. Государство, возникшее на берегах Нила, могло с одинаковым успехом торговать с Месопотамией, Грецией, странами Африки и Азии. Но были и серьезные препятствия — Аравийская пустыня, например. Её бескрайние пески отделяли удобный для судоходства Нил от Красного моря. Народ, который построил пирамиду Хеопса и Карнакский комплекс, просто обязан был задуматься о строительстве удобных судоходных путей. Так, при фараоне Меренре I (2285 - 2279 гг. до н.э.) для облегчения доставки гранита из Нубии были прорыты каналы в обход порогов Нила.

Самое интересное для Вас!

Скорость больше не нужна

За постройку полноценного канала взялся фараон Сенусерт III. Однако из-за того, что все означенные события происходили около 1800 лет до н.э., нельзя с полной уверенностью сказать, получилось ли у амбициозного правителя воплотить свой замысел в жизнь. По некоторым данным, Сенусерт в гранитных скалах пробил канал длиной 78 метров и шириной 10, чтобы облегчить судоходство по Нилу.

Конечно, учитывая уровень технологий — это тоже солидно. Но современный Суэцкий канал — недостижимая высота. Некоторые источники (Плиний Старший, например) утверждают, что планы у Сенурсета были гораздо грандиознее - прорыть между Нилом и Красным морем судоходный канал в 62,5 мили (около 100 км). Не сделал он этого вероятнее всего потому, что придворные инженеры не смогли составить нормальный план.

Согласно их расчетам, уровень воды в Красном море был выше, чем Ниле, и канал «испортил» бы воду в реке. По очевидным причинам использовать шлюзы древние строители не могли. Позже ошибочность расчетов египтян доказал блистательный Фурье, а позже, на практике, подтвердили строители Суэцкого канала.

Суэцкий канал: предтечи

Только через тысячу лет фараон Нехо ІІ (ок. 600 г. до н. э.) попытался не просто повторить своих предшественников, но и превзойти их! К сожалению, подробных сведений о канале Нехо не сохранилось, но известно, что путь по нему занимал 4 дня. Этот путь проходил рядом с городами Бубастиса и Патума. Канал был извилист, так как перед Красным морем приходилось обходить скальные породы. На строительстве погибло 120 000 египтян (по данным античных авторов, однако это может быть преувеличением). Увы, работа так и не была закончена — жрецы напророчили каналу незавидную участь и фараон не стал искушать судьбу и противиться воле богов.

Почему египтяне с таким упорством пытались воплотить в жизнь столь масштабную идею? В 19 веке это очевидно - Суэцкий канал нужен, чтобы сразу выйти в Индийский океан, а не огибать Африку. Но египтяне едва ли выходили даже в Аравийское море. Да и жизнь в пустыне приучила их к сухопутным походам и экспедициям. В чем же причина? Все дело в экспансионистской политике. Вопреки общественным представлением, в Древнем Египте не только строили пирамиды и поклонялись котам. Египтяне были искусными купцами, хорошими воинами и осторожными дипломатами. А территории современных Сомали, Емена, Эфиопии были источником ценнейших товаров: мирры, ценной древесины, драгоценных металлов, ароматических смол, ладана, слоновой кости. Также были совершенно экзотические «товары»: фараон Исеси, к примеру, наградил своего казначея Бурдиду за то, что тот из Пунта привез правителю карлика.

Египетские правители использовали весь арсенал средств - торговлю, войско, дипломатию. Но почему не сухопутный путь? Зачем просто так убивать 120 000 подданных и тратить массу средств? Все дело в том, что с древних времен и до наших дней включительно, морской транспорт остается самым дешевым. Максимальная автономность, грузоподъемность, скорость - это все о кораблях, а не караванных путях. Египтяне это понимали и идеи каналов, подобных Суэцкому, постоянно посещали фараонов и ученых. Вот только жрецы сломали амбициозному фараону все планы. Этот проект был закончен, но уже совершенно другим правителем - Дарием І.

Персы, греки и арабы

Через сотню лет после фараона Нехо II именно Дарий закончил строительство канала, приписав себе, однако, несколько больше совершенного: «Я приказал вырыть этот канал от реки, которая называется Нил и течет в Египте, до моря, который начинается в Персии. […] этот канал был вырыт, поскольку […] корабли пошли из Египта через этот канал в Персию, как я намеревался». В действительности персидский царь только очистил от ила уже построенный египтянами путь и проложил остаток водного пути — так возник «дедушка» Суэцкого канала.

Но и тут не все так однозначно. Историк Страбон подает несколько другие данные: «Канал был прорыт Сесострисом [он же Сенусерт, 1800 г. до н. э.] первоначально еще до Троянской войны; некоторые, однако, утверждают, что это дело сына Псаммитиха [этим сыном был тот самый Нехо ІІ], который только начал работы и затем умер; позднее за это взялся Дарий I, который унаследовал производство работ. Но под влиянием ложного представления он бросил уже почти законченную работу, ибо его убедили, что Красное море лежит выше Египта, а если прокопать весь промежуточный перешеек, то Египет будет затоплен морем. Тем не менее цари из рода Птолемеев прокопали перешеек и сделали пролив запирающимся проходом, так что можно было по желанию плыть беспрепятственно во Внешнее море и возвращаться обратно».

Этот античный автор утверждает, что Дарий так и не закончил постройку канала. Увы, древняя история пестрит такими вот несоответствиями и едва ли можно указать на однозначно верный вариант. Однако участие Птолемея II (285 - 246 гг. до н. э.) в постройке канала не вызывает никаких сомнений. По воспоминаниям современников, канал был настолько широк, что там могли свободно разминуться две триеры (ширина такого корабля около 5 м.), а это солидные цифры даже для современного сооружения. Именно этот правитель закончил строительство знаменитого Фаросского маяка (одно из 7 чудес света), да и вообще много средств выделял для экономического развития страны. Через тысячелетия Египет станет родиной нового Чуда света — Суэцкого канала.

После Птолемея канал достался римлянам вместе с Египтом. Очередное его масштабное восстановление организовал император Траян. Позже этот путь забросили и использовали лишь эпизодически для локальных целей

Вновь по-настоящему оценили возможности канала арабские правители. Амр ибн аль-Ас создал, благодаря каналу, прекрасный путь снабжения Египта продовольствием и сырьем. Торговая функция канала изменилась в пользу инфраструктурной.

Но в конце-концов халиф Аль-Мансур в 775 году закрыл канал из-за политических и военных соображений. Канал без должного обслуживания приходил в упадок и только некоторые его части заполнялись водой во время ежегодных разливов Нила.

Наполеон. Куда же без него!

Только через тысячу лет, во время пребывания Наполеона Бонапарта в Египте, о проекте вновь заговорили. Амбициозный корсиканец задумал восстановить канал, ведь в перспективе он хотел получить форпост между Британией и ее колониями в Индии, и такой элемент инфраструктуры было грех упускать. Суэцкий канал, его образ, идея — всё это незримо витало в воздухе. Но кто бы мог воплотить эту технологически и экономически колоссальную задумку?

Высадившись в Египте в 1798 году, Бонапарт смог легко разбить египетские войска. Не ожидая серьезного противодействия со стороны турок, он начал планировать обустройство будущей колонии. Но Османская империя не желала видеть корпус из 30 000 французов у себя на юге, поэтому обратилась за помощью к Великобритании. Владычица морей подавно не хотела усиления Франции, тем более если это грозило ее колониальным интересам. Гениальный Нельсон сумел нанести французам поражение при Абукире.

Лишившись поддержки флота на Средиземноморье, Наполеон оказался в западне и ему было уже не до канала. Надо было спасать солдат и спасаться самому. А в это время инженер Лепер, которого Бонапарт привез из Франции, составлял проект канала. Но готов он был только в 1800 году — Наполеон был уже во Франции, отказавшись от завоевания Египта. Решения Лепера нельзя назвать удачными, ведь его проект опирался отчасти на старый путь, проложенный ещё Дарием и Птолемеем. Кроме того, канал был бы непригоден для прохождения судов с большой осадкой, а это сильно сказывалось на перспективе такого «короткого пути» из Европы в Азию.

Первые шаги к Суэцкому каналу

В 1830 году Фрэнсис Чесни, британский офицер, в лондонском парламенте предложил идею постройки канала через Суэцкий перешеек. Он утверждал, что реализация подобного проекта серьезно упростит англичанам путь в Индию. Но к Чесни никто не прислушался, так как к тому времени англичане были заняты налаживанием наземной транспортной инфраструктуры на перешейке. Конечно, сейчас нам подобная схема кажется бессмысленной, из-за трудности и неэффективности подобного подхода.

Посудите сами — яхта или корабль, прибывший, допустим, из Тулона, высаживал пассажиров в Александрии, где они частью по суше, частью по Нилу добирались до Каира, а потом через Аравийскую пустыню до Красного моря, где вновь занимали места на другом корабле, который шел в Бомбей. Утомительно, не правда ли? А если посчитать стоимость подобного маршрута для перевозки товара? Тем не менее, проект Чесни был отвергнут, тем более в 1859 году была достроена прямая железная дорога через перешеек. Куда там какому-то Суэцкому каналу!

В 1833 году идеей канала живо заинтересовалось французское утопическое движение сенсимонистов. Несколько энтузиастов разработали план постройки, но Мухаммед Али-паша (правитель Египта) не был настроен на поддержку подобных проектов: на море Египет еще не оправился от последствий Наваринского сражения , а на суше нужно было воевать с турками. Время идеи еще не пришло.

Фердинанд родился в 1805 году в семье дипломата, что, собственно, и предопределило его карьеру. В 20 лет он был назначен атташе в посольстве Франции в Лисабоне, где работал его дядя. В это время часто ездит в Испанию и навещает свою двоюродную племянницу Евгению. Ее лояльное отношение к дядюшке Фердинанду еще сыграет свою роль. Чуть позже, не без помощи отца, он получил место в составе французского дипломатического корпуса в Тунисе. А в 1832 году его отправили в Александрию, на пост вице-консула. Именно здесь Суэцкий канал берет начало своей истории.

Еще во Франции де Лессепс ознакомился с работами сенсимонистов и вошел в их круг. В Египте он близко общался с Бартелеми Анфантеном, главой секты сенсимонистов. Естественно, идеи реформирования Египта и масштабных строек не могли не посещать достаточно радикального Анфантена. Тем более, что в это же время проевропейские реформы начал проводить Мухаммед Али. Бартелеми, очевидно, делился мыслями с молодым вице-консулом. Вполне возможно, что он делает это не только из чистого интереса, но и потому, что де Лессепс успешно продвигается по службе — в 1835 его назначили генеральным консулом в Александрии.

В это же время произойдет еще один примечательный факт, который во многом решит судьбу канала: Мухаммед Али предложит де Лессепсу заняться образованием своего сына, Мухаммеда Саида. До 1837 года Фердинанд работал в Александрии, формально консулом, а де-факто еще и репетитором.

За пять лет в Египте Лессепс оброс связями среди египетских чиновников и неплохо разбирался в местной политике. Позже француза отправили в Нидерланды, а еще позже — в Испанию. В 1849 году Фердинанд был в составе французского дипломатического корпуса в Риме, где решались вопросы, связанные с итальянским восстанием. Переговоры были провалены, а де Лессепса сделали козлом отпущения и отправили в отставку.

Бывший дипломат жил себе спокойно в своем поместье, а в свободное время работал с материалами, которые собрал во время своего пребывания в Египте. Особенно нравилась ему идея постройки канала через Суэцкий перешеек. Фердинанад даже отослал проект канала (назвав его «Канал двух морей») на рассмотрение Аббас Паши, правителя Египта. Но увы, отклика так и не получил.

Через два года, в 1854 году, на египетский престол взошел Мухаммед Саид. Как только де Лессепс узнал об этом, он сразу отправил поздравления своему бывшему ученику. Тот в ответ пригласил бывшего консула в Египет и 7 ноября 1854 года Фердинанд де Лессепс был в Александрии. В своей дорожной сумке он держал проект «Канала двух морей», рассчитывая показать его Саиду. Время идеи пришло.

Великий комбинатор

В литературе де Лессепса часто называют авантюристом и хитрым дельцом. Связывают это, правда, больше с постройкой Панамского канала, но и в Суэцком проекте он отметился. Дело в том, что 30 ноября 1854 года Саид-паша подписал концессионное соглашение о строительстве канала (дополненное в 1856 году). Условия соглашения, предложенного Фердинандом, были крайне невыгодны для Египта. Именно поэтому он заслужил сравнение с незабвенным Остапом Бендером. Но если посмотреть на ситуацию с точки зрения средины 19 века, все становится на свои места. Европейцы воспринимали азиатские и африканские страны исключительно как колонии — уже оформившиеся, либо потенциальные. Де Лессепс был прилежным учеником и следовал европейской политической парадигме. Едва ли уместно говорить о несправедливости, если ее как таковой не существовало.

Но что же было в том соглашении? В чем просчитался Саид-паша?

  • Все земли, необходимые для постройки, переходили в собственность компании.
  • Все оборудование и материалы, которые ввозили из-за границы для строительства не облагались пошлинами.
  • Египет обязывался обеспечить 80% необходимой рабочей силы.
  • У компании было право выбирать на государственных рудниках и карьерах сырье, забирать весь необходимый транспорт и оборудование.
  • Компания получила право владеть каналом на протяжении 99 лет.
  • Египетское правительство будет получать от компании ежегодно 15% чистого дохода, 75% уходит в пользу компании, 10% в пользу учредителей.

Выгодно? Как для колонии — вполне, но не более. Возможно, Саид-паша просто не был хорошим правителем. Он тоже проводил реформаторскую политику, но ему не хватало прозорливости отца. В итоге он отдал ценнейший канал в руки колонистов-европейцев.

Суэцкий канал, на старт, внимание… марш!

Окончательный проект Суэцкого канала со всеми необходимыми чертежами и расчетами был предоставлен в 1856 году. Только через два года — 15 декабря 1858 года была основана «Universal Suez Ship Canal Company». Прежде чем приступить к непосредственному сооружению канала компания должна была получить финансовую поддержку — для этого Фердинанд начал выпускать акции.

Всего он выпустил 400 000 ценных бумаг, которые надо было кому-то продать. Лессепс сначала попытался привлечь британцев, но не получил ничего кроме насмешек и запрета продажи акций «Suez Canal Company». Консервативность британцев в этот раз сыграла против них. Полагаясь на железную дорогу через Аравийский перешеек, они упустили замечательный судоходный путь. В Австрии и Пруссии идея тоже не стала популярной.

Зато в родной Франции акции пошли «на ура» — средний класс активно скупал бумаги по 500 франков за штуку, надеясь в будущем получить неплохие дивиденды. 44% акций выкупил Саид-паша, а еще 24 000 были проданы Российской империи. В результате фонд компании составил 200 000 франков (примерный курс: 1 франк 1858 года = 15 долларов США 2011 года). 25 апреля 1859 года начались строительные работы на месте будущего Порт-Саида.

Строительство Суэцкого канала продолжалось десять лет. Нет точной оценки количества задействованных рабочих. По разным данным канал строили от 1 500 000 до 2 000 000 человек. Из них несколько десятков тысяч (или сотен, никто не считал) умерли. Главной причиной этого был непосильный труд и ужасная антисанитария. О чем можно говорить, если нормальный канал для обеспечения стройки пресной водой построили только в 1863 году! До этого воду регулярными «рейсами» доставляли 1600 верблюдов.

Что интересно, Великобритания активно выступала против использования, фактически, принудительного труда на Суэцком канале. Но не обманывайтесь на счет политиков Туманного Альбиона — ими руководило отнюдь не человеколюбие. Ведь англичане не гнушались абсолютно так же использовать египтян при прокладке своей железной дороги (об этом с возмущением писал Лессепс в письме британскому правительству). Все дело было в экономических интересах — Суэцкий канал серьезно облегчал судоходство между Европой и Индией, богатейшей колонией британцев. Именно поэтому Лондон постоянно давил на турецкого султана и Францию, не давая компании спокойно работать. Доходило до того, что нанятые британцами бедуины пытались поднять восстание среди строителей канала! Турки и французы не хотели ссориться с Британией, так как совсем недавно они вместе воевали против России и терять такого могущественного союзника им не хотелось.

В 1863 году скончался Саид-паша, на египетский престол взошел Исмаил-паша. Новый правитель захотел пересмотра концессионного соглашения и стройка почти остановилась. Над Суэцким каналом повисла серьезнейшая угроза. Но Фердинанд де Лессепс был дипломатом, пусть и не блестящим. А что за дипломат без туза в рукаве? Фердинанд обращается к Наполеону III, правда не напрямую, а через племянницу Евгению, жену французского императора. Третейский суд под руководством Наполеона пересмотрел условия соглашения и вернул египетскому государству земли, перешедшие к компании. Кроме того, были отменены льготы по пошлинам и право компании на привлечение крестьян к строительству. Но и здесь компания извлекла пользу — в качестве компенсации за изменение условий соглашения Египет выплатил компании 3,326 млн египетских фунтов в 1866 г и 1,2 млн в 1869 году. Но самое главное — Суэцкий канал начал строиться! Сам идейный вдохновитель Лессепс участвовал в открытии — 25 апреля 1859 года проект сдвинулся с мертвой точки.

16 км/год

Лессепс планировал построить канал за 6 лет, но работы хватило на все 10. Из-за недостатка технических средств работа продвигалась достаточно медленно. Ручной труд неквалифицированных рабочих в условиях пустыни — не лучший способ сооружения гигантских каналов. Но приходилось довольствоваться тем, что есть. На заключительном этапе использовали экскаваторы, которые существенно ускорили работу.

Лессепс упоминал, что за один месяц шестьдесят таких машин извлекали 2 млн м3 земли. Всего же, по оценкам Администрации Суэцкого канала, объем земляных работ составлял около 75 млн м3 земли. Почему такое несоответствие в данных? Несложно подсчитать, что если бы землеройные машины работали на Суэцком канале все 10 лет, то можно было извлечь 240 млн м3. Дело в том, что действительно современное техническое оснащение появилось у компании только под конец строительства.

Суэцкий канал начинался у Средиземного моря, потом по прямой до озера Тимсах и высохших Горьких озер. Оттуда заключительный отрезок шел до Красного моря, к городу Суэц. Интересно, что Порт-Саид был основан как поселение строителей в 1859 году. Сейчас это крупный город с полумиллионным населением, который играет важную роль в обслуживании Суэцкого канала.

В 1869 году работы были завершены. Суэцкий канал готовился к открытию. Это действительно был технологический прорыв — длина нового канала составляла 164 км, ширина 60-110 м. по водному зеркалу и 22 м. по дну, глубина 8 м. Шлюзов не было, что серьезно упростило постройку. Несмотря на то, что формально канал был построен, перманентные работы по углублению и расширению, по большому счету, не прекращались никогда — канал не был приспособлен для больших судов. Часто, чтобы разминуться, один из кораблей швартовался у специального причала (они были построены через каждые 10 км) и пропускал другой.

Но это все частности. Главное что Лессепс и его компания доказали, что канал через Аравийский перешеек построить можно. Исмаил-паша устроил грандиозные торжества в честь открытия Суэцкого канала — было потрачено больше 20 млн франков (эти неумеренные траты, кстати, сильно ударили по бюджету страны)! Гвоздем программы должна была стать заказанная у Верди опера «Аида», но композитор не успел написать ее, поэтому гости «довольствовались» роскошным балом.

Среди приглашенных были представители монарших семей с Австрии, Пруссии, Нидерландов, любимая племянница Лессепса Евгения. Россию представлял посол и знаменитый художник-маринист Айвазовский . На 16 ноября 1869 были запланированы празднества, а 17 ноября Суэцкий канал был открыт!

Суэцкий канал — важнее с каждым годом

В 1869 году на реке Клайд был спущен на воду знаменитый клипер Катти Сарк . По иронии судьбы в этот же год открыли Суэцкий канал, «убийцу» скоростных клиперов. Теперь не было надобности в этих стремительных красавцах — приземистые грузовые пароходы успевали перевезти больше груза в тот же срок благодаря творению Лессепса.

Но Суэцкий канал — это не только лирика, но еще и политика. Вскоре после первых рейсов англичане поняли, какой лакомый кусочек они упустили. Наверное, так и остались бы гордые сыны Альбиона с носом, если бы не отсутствие элементарных навыков финансиста у Исмаил-паши. Любовь к непомерной роскоши правителя во всем (вспомним и то самое празднование в Порт-Саиде) серьезно пошатнули финансовые позиции Египта. В 1875 году все 44% акций, принадлежавших Исмаил-паше (они перешли ему от Саида, его предшественника) были выкуплены Великобританией за 4 млн фунтов стерлингов (если эту сумму конвертировать в фунт 2013 года, то получим 85,9 млн фунтов). Компания стала, фактически, франко-британским предприятием.

Значение Суэцкого канала очень ярко показано на примере соглашения 1888 года. Тогда девять великих государств Европы (Германия, Австро-Венгрия, Россия, Великобритания, Нидерланды, Турция, Франция, Испания, Италия) подписали конвенцию для обеспечения свободного судоходства по каналу. Канал был открыт для доступа всем торговым и военным судам в любое время. Было запрещено блокировать канал или вести в нем военные действия. Уж если на войне, где нет правил, так соблюдали неприкосновенность этой магистрали, можно представить, какую важную роль он играл.

С каждым последующим годом нагрузка на Суэцкий канал постоянно увеличивалась, он был важнейшим элементом инфраструктуры, который позволял за пару недель попасть из Средиземного моря в Азию. Египтяне были устранены от управления каналом, все ключевые посты занимали французы и британцы. Безусловно, такое положение сильно било по чувству национального самосознания египтян. Но в открытый конфликт это вылилось лишь в средине ХХ века.

Перед Второй мировой (в 1936 г.) британцы добились права держать войска у канала для его защиты. Во время войны союзники костьми ложились, но держали у Эль-Аламейна оборону, стараясь не пустить Роммеля к Суэцкому каналу. Это был действительно стратегический объект, который прикрывал ближневосточную нефть и Азию. Но после войны значение канала серьезно изменилось. Колониальные империи отошли в небытие, зато экспорт нефти возрос во много раз. К тому же начала накаляться атмосфера в арабском мире в связи с провозглашением Израильского государства.

В 1956 году британо-французский десант занял Порт-Саид. В то же время с севера на Египет наступала израильская армия. Причиной вторжения европейский войск была попытка президента Египта Гамаль Абдель Насера (героя антимонархической революции 1952 г.) национализировать Суэцкий канал. Несмотря на тяжелейшие потери и временное перекрытие канала (1956-1957 гг.), Насер достиг своей цели и канал стал стратегически важным объектом экономики Египта.

После Шестидневной войны 1967 года канал был закрыт на 8 лет. В 1975 году операцию по очистке и разминированию Суэцкого канала проводили силы ВМФ США и СССР. Простой канала был тяжелым ударом по экономике. И Египет смог его пережить только благодаря помощи других Арабских государств.

На 8 лет (1967-1975 гг.) в Большом горьком озере (по которому проходит Суэцкий канал) были заперты 14 судов: они не успели выйти из канала до его блокады. Их назвали «Желтой флотилией», как говорят — из-за песка, которым были занесены палубы.



Источник: Suez Canal Authority

Схема новой трассы Суэцкого канала

Источник: The Economist

Новое русло - новая надежда: в Египте открывается дублер Суэцкого канала // Россия 24. 06.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=QJwaBjp5X8U
В Египте сегодня, 6 августа, откроется дублер Суэцкого канала, который, по подсчетам властей, уже через 8 лет утроит доходы государства от судоходной артерии. На торжественной церемонии будут присутствовать главы государств и правительств.


Тщательно продуманная символика приоритетов Египта и дружественных ему глобальных банков: Три судна открыли движение по новому руслу Суэцкого канала: американский контейнеровоз (на фото) под сингапурским флагом из Порта Джидда в Порт Саид, датский контейнеровоз из Сингапура в США, бахрейнский контейнеровоз из Саудовской Аравии в Италию.

Церемония открытия нового русла Суэцкого канала (2 ч. 54 мин.) // RT на русском. 06.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=Hf_SGL9gAL8
Прямая трансляция (2 ч. 54 мин.) официальной церемонии открытия нового русла Суэцкого канала с участием президента Франции Франсуа Олланда, его египетского коллеги Абделя Фаттаха ас-Сиси и делегаций из более чем 50 стран.

LIVE: Opening of the Suez Canal’s new waterway (7 hours) // Ruptly TV . 06.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=BuMm0BtUnIQ
Ruptly TV Прямой эфир: 6 авг. 2015 г. (7 часов)
The expansion of the Suez Canal, the 35m parallel channel along with the 37 km widening and deepening of the older one, will be in operation from Thursday, August 6.
The new channel, running parallel to the canal that first opened in 1869, will reduce the waiting period for from 18 to 11 hours and is will allow a maximum of 49 ships to pass through each day, a number that is expected to multiply in the coming decades.
The project was finished in less than one third of the estimated time, taking only one year, and had an estimated cost of almost 8 billion euros.
Schedule of events:
11:15 GMT: Arrival of Egyptian President Abdel Fattah el-Sisi
13:00 - 14:00 GMT: Arrival of guests
14:00 GMT: Ceremony speeches
16:00 GMT: Dinner and speeches
17:30 GMT: Musical and opera ceremony

Ас-Сиси: "Суэцкий канал открывает путь тысячам проектов в Египте" // Euronews. 06.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=8I2Ru5CSfMc
euronews (на русском)
Суэцкий канал празднует свое третье рождение - в четверг было торжественно открыто параллельное русло водной артерии, которое было проложено для разгрузки самых узких частей старого.
В третий раз в истории судоходство по каналу открыла круизная яхта "Аль-Махруса" - как в 1865 году и 1975-м. На борту этой яхты первое путешествие по новой водной артерии, соединяющей воды Средиземного и Красного морей, проплыли президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси и члены правительства.

Большие надежды: новый Суэцкий канал изменит экономику Египта // Россия 24. 06.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=iD8mgfy4ID8
В Египте торжественно открыта навигация по новому руслу Суэцкого канала. Дублер позволит увеличить пропускную способность одной из важнейших водных артерий планеты почти вдвое, и во столько же снизить время, которое требуется судам для прохождения из Красного в Средиземное море.


В Египте состоялся концерт в честь открытия дублера Суэцкого канала // RT на русском. 07.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=5amIZB3TkIA
В Египте торжественно открыли второе русло Суэцкого канала. К этому событию был приурочен гала-концерт звезд египетской эстрады и новая постановка оперы «Аида» Джузеппе Верди под открытым небом. Завершился вечер грандиозным фейерверком.


Новое русло Суэцкого канала поспособствует росту экономики Египта // Телеканал 24KZ. 07.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=ExSILTD8HPo
Новое русло Суэцкого канала дает надежду на большие перспективы развития экономики не только Египта, но и всего мира.

В Египте открыли Суэцкий дублер // Россия 24. 09.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=To-qHodnbtk
Проект, без преувеличения, планетарного масштаба на этой неделе запустил Египет. Там торжественно открыли навигацию по новому руслу Суэцкого канала. Дублер длиной в 72 километра и стоимостью в 8 миллиардов долларов был построен всего за год. Новая ветка позволит увеличить пропускную способность одной из важнейших водных артерий Земли почти вдвое.

Новый Суэцкий канал: воля народа и решение командира // YouTube Хани Абдель-Рахман. 04.06.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=DKu3K_RizpI

Египет: Старый Суэцкий канал открыл новый водный путь - видео микс церемонии Суэц 2015 LIVE // YouTube Герасим Лейбович-Барский мл. 07.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=zx1miQD8glI
В прямом эфире из Египта https://www.youtube.com/watch?v=BuMm0BtUnIQ своё третье рождение праздновал Суэцкий канал, мощнейшая транспортная водная артерия, напрямую связывающая Средиземное море и Красное море, и, далее - Индийский океан.
В четверг было торжественно открыто параллельное русло Суэцкого канала, которое было проложено для разгрузки самых узких частей старого. В третий раз в истории судоходство по каналу открыла круизная яхта "Аль-Махруса" - как в 1865 году и 1975-м. На борту этой яхты первое путешествие по новой водной артерии, соединяющей воды Средиземного и Красного морей, проплыли президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси и члены правительства.
72-километровая водная нитка прорыта всего за год и позволит удвоить пропускную способность канала. Глубина фарватера - 24 метра, что позволит проходить даже супертанкерам. Строительство нового Суэцкого канала стало одним из самых масштабных строительных проектов в мире. Если старый канал строился 10 лет, то его дублер - только 1 год Новая ветка дублирует не весь старый канал, а лишь отдельные узкие его части. Канал жизненно необходим для Египта, который сильно пострадал от экономического кризиса, разразившегося после свержения президента Хосни Мубарака в 2011 году.


Египет празднует прирост судоходности. Новый Суэцкий канал должен вернуть Каиру экономический рост и былое величие. Карта. Как расширяется Суэцкий канал // Коммерсант. 06.08.2015.
http://www.kommersant.ru/doc/2782849

Карта. Как расширяется Суэцкий канал.

Источник. Suez Canal Authority

В Египте сегодня в присутствии мировых лидеров пройдет церемония открытия нового Суэцкого канала, который должен увеличить проходимость одного из главных транспортных путей мира вдвое, а доход государства от него - втрое. Событие уже называют главным достижением президента Абдель-Фаттаха ас-Сиси, стремящегося вернуть стране роль ведущей региональной державы. Однако успех постреволюционного Египта будет зависеть не только от роста мировой торговли, но и от исхода противостояния его властей с террористическими организациями, в том числе с прочно обосновавшимся на Синае - в непосредственной близости от Суэцкого канала - "Исламским государством" (ИГ). За "событием века" в Каире и Исмаилии наблюдала корреспондент "Ъ" МАРИЯ ЕФИМОВА.
Логотип Суэцкого канала и его изображения в эти дни в Египте можно увидеть повсюду: на самолетах, билбордах, шоколаде, почтовых марках. Даже визы в каирском аэропорту сейчас проставляют специальным штемпелем - с подписью, сообщающей, сколько дней осталось до исторического события. 6 августа объявлено общенациональным выходным днем.
Учитывая неспокойную обстановку на Синайском полуострове, где активны исламские радикалы, включая ИГ, охранять церемонию будут 10 тыс. полицейских и военных. В начале июля египетские спецслужбы уже рапортовали о предотвращенном теракте на канале. Согласно их заявлению, акцию при участии сотрудника администрации канала готовили "Братья-мусульмане", объявленные властями врагом номер один после свержения президента-исламиста Мохаммеда Мурси.
В сегодняшней церемонии, как ожидается, примут участие многие мировые лидеры, в том числе премьер России Дмитрий Медведев (он приехал на церемонию вместо приглашенного туда президента Владимира Путина). Для гостей проведут военный парад и исполнят оперу "Аида", которую Джузеппе Верди написал по заказу властей Египта после открытия первого русла Суэцкого канала.
Новый канал, построенный при помощи зарубежных компаний, в том числе из США, Бельгии, Нидерландов и Кувейта, в рекордно быстрые сроки - за год вместо изначально запланированных трех, обошелся египетским властям более чем в $8 млрд, которые были получены всего лишь за восемь дней от иностранных инвесторов, сообщает официальный сайт канала. Новое русло должно удвоить пропускную способность транспортной артерии, составляющую сейчас 49 судов в сутки, и сократить время прохождения с 18 до 11 часов. Углубление старого русла, открытого для судоходства в 1869 году, которое проводилось параллельно со строительством нового, позволит, как сообщается, проходить через канал более крупным танкерам, что раньше было невозможно. Кроме того, теперь движение судов по Суэцкому каналу будет двусторонним.
Египетские власти надеются, что повышение проходимости кратчайшего морского пути из Азии в Европу, через который идет от 7% до 10% мирового объема торговли, позволит к 2023 году повысить доходы страны от канала с $5,3 млрд до $13,2 млрд. Если расчет оправдается, эта статья бюджетных поступлений сравняется с доходами Египта от туризма - основы экономики.
Эксперты не вполне разделяют оптимизм властей, учитывая, что многое будет зависеть от роста мировой торговли, предсказать который сложно (в последние годы ее объемы снижались). "По Суэцкому каналу после углубления русла супертанкеры ходить по-прежнему не смогут, но суда среднего тоннажа уже пойдут. Это облегчит доставку нефти из стран Персидского залива в Европу. С этой точки зрения оптимизм египтян оправдан,- пояснил "Ъ" профессор ИСАА МГУ Владимир Исаев.- Что касается торговли между Азией и Европой в целом, идущей через канал, то здесь трудно делать прогнозы. Мировые судоходные компании будут еще какое-то время присматриваться к ситуации с безопасностью, к условиям логистики".
Хотя экономическая выгода от нового Суэцкого канала пока эфемерна, символические дивиденды от него власти Египта получают уже сейчас. "Перед рядовыми египтянами ас-Сиси пытается играть роль Гамаля Абдель Насера, который национализировал Суэцкий канал в 1956 году, став народным героем",- заявил "Ъ" эксперт по Ближнему Востоку британского аналитического центра Chatham House Надим Шехади. По словам собеседника "Ъ", египетский лидер пытается таким образом возродить "былое величие" страны.
Сегодня Египет вряд ли может претендовать на лидерство в суннитском мире - в этой роли вполне уверенно себя чувствует Саудовская Аравия. Именно благодаря содействию Эр-Рияда египетские власти смогли начать восстанавливать экономику, которой за время нестабильности после свержения Хосни Мубарака был нанесен серьезный ущерб. За два года при поддержке саудовцев Каир получил от Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) около $20 млрд, еще $12 млрд Саудовская Аравия пообещала выделить Египту в виде прямого банковского депозита.
"Новый Суэцкий канал был построен при помощи Национальной морской дноуглубительной компании ОАЭ и созданного ею при участии бельгийских и голландских компаний консорциума. Этот проект стал частью замысла стран ССАГПЗ создать в Египте крупнейшую зону развития с портами, индустриальными парками и логистическими хабами,- пояснил "Ъ" живущий в ОАЭ эксперт в области геополитики Теодор Карасик.- Проект будет способствовать стабильности в регионе. При этом странам ССАГПЗ придется смириться, что после снятия санкций через Суэцкий канал пойдут также и суда шиитского Ирана".
Взамен на щедрую помощь президент Египта обещает полную безопасность не только Суэцкого канала, но и всего морского пути, по которому нефть из залива идет в Европу. Так, в апреле господин ас-Сиси назвал защиту стратегически важного пролива Баб-эль-Мандеб на Красном море приоритетной задачей Египта. Об угрозе судоходству на Красном море заговорили после того, как шиитские повстанцы в Йемене захватили территории в непосредственной близости от ключевых портов пролива. Египет присоединился к арабской коалиции, наносящей удары по отрядам йеменского шиитского движения "Ансар Аллах". Кроме того, египетская армия - сильнейшая в арабском мире - остается главной надеждой аравийских монархий в противостоянии с суннитскими радикалами, в том числе с ИГ, мечтающим свергнуть "прогнившие режимы".

Египет запускает дублер Суэцкого канала. Власти страны надеются с его помощью восстановить экономику // Коммерсант. 02.08.2015.
http://www.kommersant.ru/doc/2781151

Канал египетской важности. В Исмаилии прошла торжественная церемония открытия Суэцкого канала // Коммерсант. 06.08.2015.
http://www.kommersant.ru/doc/2783237

Яхта Mahroussa возглавила церемонию открытия расширенного Суэцкого канала // ЖЖ ЦАСТ (bmpd). 07.08.2015.
http://bmpd.livejournal.com/1420654.html

6 августа 2015 года в Египте состоялась церемония открытия расширенного Суэцкого канала. Второй водный путь канала длиной 72 км был сооружен в рекордно короткий срок - фактически за год, работы обошлись в 8,2 млрд долл.
Первым судном, прошедшим по второму водному пути Суэцкого канала 6 августа 2015 года, стала египетская правительственная яхта Mahroussa - корабль, в ноябре 1869 года первым прошедший построенным Суэцким каналом на церемонии его открытия. Mahroussa является старейшим действующим самоходным судном ВМС в мире, эксплуатируемым с 1865 года. На борту яхты 6 августа 2015 года находился президент Египта Абель Фатах аль-Сиси. Следом за яхтой на церемонии следовал новейший боевой корабль египетского флота - только что пришедший из Франции фрегат FFG 1001 Tahya Misr (в постройке - французский D 651 Normandie) типа FREMM. В воздухе в парадном строю прошли девять самых новых боевых самолетов ВВС Египта - три истребителя Dassault Rafale DM и шесть истребителей Lockheed Martin F-16C/D Block 52+.
Египетская правительственная яхта Mahroussa на церемонии открытия расширенного Суэцкого канала. Исмаилия (Египет), 06.08.2015 (с) David Degner / www.gettyimages.in
Яхта Mahroussa ("Хранимый Божьим благословением") была построена в 1863-1865 годах для правителя Египта Исмаила-паши на британской верфи Samuda Brothers в Лондоне по проекту Оливера Ланга по образцу спроектированной последним британской королевской яхты Victoria and Albert II, и первоначально являлась колесным судном. В августе 1865 года яхта была в Лондоне передана египетскому экипажу.
17 ноября 1869 года яхта Mahroussa стала первым судном, прошедшим завершенным строительством Суэцким каналом на церемонии его открытия. На борту яхты в этом историческом плавании находились провозглашенный в 1867 году хедивом Египта и Судана Исмаил-паша, французская императрица Евгения, император Австрии и Венгрии Франц-Иосиф II, а также ряд других европейских коронованных особ и принцев.
По иронии судьбы, яхта Mahroussa трижды использовалась для удаления за границу свергнутых правителей Египта - в 1879 году самого Исмаила-паши, в 1914 году - хедива Аббаса II Хильми, и в 1952 году - короля Фарука I и его сына Ахмеда Фуада II (в пользу которого первоначально отрекся Фарук). После египетской революции 1952 года яхта была переименована в El Horreya ("Свобода") и стала использоваться уже в качестве президентской яхты, базируясь на Александрию, а в сентябре 2000 года по указанию президента Хосни Мубарака судну было возвращено прежнее название Mahroussa.
В июне 1975 года El Horreya с президентом Анваром Садатом на борту стала первым судном, прошедшим по Суэцкому каналу на церемонии возобновления работы канала после периода закрытия с 1967 года по причине арабо-израильского конфликта и израильской оккупации восточного берега канала. В 1976 году яхта приняла участие в торжествах по случаю 200-летия провозглашения независимости США, впервые за свою историю перейдя через Атлантический океан и пройдя суммарно в этом плавании 12700 миль. В период президентства Мубарака яхта использовалась главным образом в качестве учебного корабля военно-морской академии, хотя сам Мубарак выходил на ней море в среднем три раза в год.
За период своей эксплуатации яхта неоднократно перестраивалась и реконструировалась. В 1872 году на заводе-строителе в Лондоне яхта была удлинена на 40 футов (10,2 м). В 1894 годах на яхте была произведена замена котлов. В 1905-1906 годах яхта прошла капитальный ремонт и обширную модернизацию на шотландской верфи Pointhouse Shipyard компании A & J Inglis в Глазго, где была в том числе переделана в винтовую, с заменой паровых машин паровыми турбинами, работающими на три вала, и с установкой новых котлов. Длина судна была увеличена еще на 16,5 футов (5 м). В 1919 году в ходе очередной модернизации в Великобритании длина судна была увеличена еще на 27 футов (8,2 м), а котлы были переведены с угольного отпления на жидкое топливо. Последний значительный ремонт яхты (с обновлением надстроек и внутренних помещений) производился в 1949 году в Специи в Италии, в 1950-е годы в Александрии на яхте была произведена очередная замена паровых котлов. Последний ремонт судна в Египте на военно-морской верфи в Александрии имел место в 1987 году.
Сейчас имеет полное водоизмещение 3762 т, тоннаж 4561 брт, длину 145,72 м, ширину 13 м, осадку 5,3 м. В качестве главной энергетической установки сохраняются три паровые турбины Парсонса, изготовленные компанией Warroch Street Engine Works в Глазго в 1905 году, общей мощностью 6500 л.с. Скорость полного хода сейчас не превышает 12-13 узлов.
Президент Египта Абель Фатах аль-Сиси на борту яхты Mahroussa на церемонии открытия расширенного Суэцкого канала. 06.08.2015 (с) пресс-служба президента Египта / Reuters
Схема новой трассы Суэцкого канала (красный цвет) (с) The Economist


$8,2 млрд в воду: зачем Каиру новый Суэцкий канал // РБК. 07.08.2015.
http://top.rbc.ru/politics/07/08/2015/55c3c59c9a794740812e0728
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1438956000
Александр Ратников
В четверг президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси торжественно открыл новую ветку Суэцкого канала стоимостью $8,2 млрд. Масштабная стройка улучшит репутацию правительства Египта внутри и за пределами страны
Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси во время открытия новой ветки Суэцкого канала Фото: AP
В четверг, 6 августа, президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси в Исмаилии открыл новую ветку Суэцкого канала. В торжественной церемонии приняли участие более десятка глав государств и правительств, в том числе премьер-министр России Дмитрий Медведев и президент Франции Франсуа Олланд.
За места в шатре для VIP-гостей велась борьба: из соображений безопасности египетская сторона выделила делегациям по два места, рассказал РБК источник во французской делегации. Это не устроило французов, которые были почетными гостями. В результате переговоров Олланду было разрешено привести с собой больше людей. Российская делегация, по данным нескольких СМИ, тоже рассчитывала, что ей удастся вместить в почетную ложу больше десяти человек, но повторить успех французов в вопросе численности ей не удалось.
Для охраны мероприятия были задействованы свыше 10 тыс. полицейских и военных в шести провинциях страны, в том числе в Суэце, Каире, Исмаилии, Порт-Саиде.
Стоимость пышной церемонии, по данным организатора - пиар-компании WPP, составила по меньшей мере $30 млн. Эти расходы не уберегли организаторов от накладок и задержек. Несколько десятков журналистов, в том чиcле из Fortune, Синьхуа, Le Point, несмотря на аккредитацию, так и не смогли попасть на мероприятие.
Успешная модернизация важнейшей в мире судоходной артерии призвана укрепить репутацию нынешнего правительства Египта, которое находится под влиянием военных, как внутри, так и за пределами страны. Администрация Суэцкого канала (Suez Canal Authority; госкомпания, владеющая и управляющая каналом) рассчитывает увеличить прибыль за счет роста числа судов, проходящих по каналу. Но критики предупреждают, что дорогостоящий проект (на его реализацию было собрано около $8,2 млрд) не окупится, а рядовые египтяне предпочли бы вложения в другие инфраструктурные проекты. Была ли реальная необходимость в расширении канала?

Новый путь

Новым Суэцким каналом называют его заново отстроенную 35-километровую ветку, расположенную между 60-м и 95-м км канала. Общая длина канала составляет 193 км. Были также расширены и углублены два участка на протяжении 37 км, у входа в Большое Горькое озеро и поблизости от перехода в Балле. В общей сложности работы проводились на участках совокупной протяженностью 72 км.
Вид на новую ветку Суэцкого канала Фото: AP
После окончания работ двустороннее движение судов станет возможно на 115,5 км, то есть на 60% протяженности канала. Но в самом порядке использования артерии мало что изменится: движение по-прежнему будет строго регулироваться, а суда - проходить согласованными группами. Кроме того, супертанкеры в груженом состоянии по-прежнему не могут использовать Суэцкий канал из-за его относительной мелководности. Глубина канала составляет 24 м, из-за чего этому классу судов приходится проходить через Суэц полупустыми. Для этого супертанкеры на время выгружают нефть в нефтепровод SUMED и забирают ее на выходе из канала.
Зато модернизация должна снизить время ожидания на проход судов из Средиземного в Красное море с 18 до 11 часов. Администрация Суэцкого канала также рассчитывает, что улучшения позволят увеличить количество ежесуточно проходящих по нему судов с 49 до 97, но только к 2023 году. Тогда же выручка от обновленного сооружения должна возрасти с $5,3 млрд до $13,2 млрд.

Триумф президента

Главным героем вчерашней церемонии стал президент Египта ас-Сиси. Именно он в 2014 году настоял на том, чтобы модернизация канала была осуществлена за 12 месяцев, а не за 36, как планировалась изначально. За год правительству и лично президенту удалось избежать скандалов, связанных с крупной стройкой. Лишь в сентябре прошлого года The Guardian написала о нескольких тысячах жителей, чьи дома были снесены ради строительства. Компенсаций они не получили, утверждало издание.
По словам эксперта Ближневосточного центра Карнеги Амра Адли, правительство Египта воспользуется успешным завершением строительства в сжатые сроки для улучшения собственного имиджа внутри и за пределами страны. «Обновленный Суэцкий канал поможет ас-Сиси и его правительству заручиться доверием. Они показали, что могут выполнять свои обещания точно в срок», - сказал РБК эксперт.
В публичных выступлениях египетские чиновники постоянно подчеркивают, что обновление канала стало возможным только благодаря простым египтянам. Ас-Сиси использует проект для мягкой пропаганды национальной гордости. Реклама превратила популярный в Египте Суэцкий канал в национальное достояние. День открытия был объявлен в Египте выходным.

На деньги простых египтян

После объявления о начале модернизации Суэцкого канала финансирование на нее было получено за восемь рабочих дней. Египетские банки выпустили инвестиционные сертификаты, по сути облигации, на пять лет со ставкой купона в 12% (выплата процентов осуществляется ежеквартально). Гарантом по ним выступило правительство, которое рассчитывает расплатиться с инвесторами за счет будущих прибылей канала. Подавляющим большинством покупателей сертификатов стали рядовые египтяне.
Фото: REUTERS 2015
Использованная правительством схема несовершенна, считает эксперт Ближневосточного центра Карнеги Амр Адли. Рост прибыльности канала рассчитан к 2023 году, а срок годности сертификатов - четыре года. Кроме того, в бюджете администрации Суэцкого канала пока не появились статьи о выплатах по сертификатам.
Окупаемость канала зависит от роста мировой торговли. В начале августа консалтинговая компания Capital Economics опубликовала исследование, в котором усомнилась в реалистичности роста морских перевозок через канал. По подсчетам экспертов, мировая торговля должна расти на 9% в год, чтобы прогноз администрации Суэцкого канала по выручке стал реальностью. «Мягко говоря, это слишком оптимистично», - отмечается в исследовании. Скептики также указывают, что, хотя транспортным компаниям выгодно сокращение каждого часа в пути, разрекламированная модернизация Суэцкого канала на деле не способна фундаментально изменить маршрут торговых путей или увеличить загрузку канала.
В этих условиях Суэцкий канал может рассчитывать лишь на увеличение тоннажа проходящих по нему кораблей. По данным Dcode Economic and Financial Consultancy, которая исследовала экономику канала, с 2009 по 2014 год количество проходящих по нему судов снизилось на 0,4%. Однако за тот же период средний тоннаж вырос на 31%.

Безопасность канала

Но церемонию открытия канала сомнения экспертов не омрачили. Она включала в себя даже демонстрационный полет американских F16 и французских Rafale, состоящих на вооружении египетских ВВС. Участие недавно полученных от США и Франции истребителей было не просто красивым жестом. Основная проблема Египта - рост экстремизма на Синайском полуострове. К недавним терактам причастны исламисты, которые поддерживают связь с группировкой «Исламское государство». В своем выступлении ас-Сиси заявил, что в последнее время властям страны приходилось заниматься не только строительством канала, но и противостоянием с «самой опасной террористической идеологией».
Вопросы безопасности Суэцкого канала были одними из основных, которые интересовали журналистов. Пока у Каира получается ее поддерживать. Свержение во время «арабской весны» 2011 года бывшего тогда президентом Египта Хосни Мубарака, избрание ему на смену исламиста Мохаммеда Мурси и его дальнейшее отстранение от власти генералом ас-Сиси почти не отразились на безопасности сооружения.
Но в будущем из-за роста экстремизма на Синайском полуострове безопасность канала не гарантирована, считает Амр Адли. В июле боевики, поддерживающие ИГ, заявили об уничтожении египетского военного корабля в Средиземном море, и ситуация на полуострове близка к полноценному конфликту.

История вопроса

Суэцкий канал был построен в 1869 году. Он позволил сократить морской путь из Европы в Индию на 7 тыс. км. Канал неоднократно модернизировался. Дополнительные ветки-дублеры на отдельных участках сооружали в 1955-м и 1980-х годах.
По оценке администрации Суэцкого канала, через него проходит до 8% мировой морской торговли. В 2014 году основными пользователями среди европейских государств стали суда Испании, Нидерландов, Италии и Великобритании. Саудовская Аравия, Сингапур и Малайзия стали главными пользователями к югу.
По статистике, в 2014 году чаще других через Суэцкий канал проходили контейнеровозы - свыше 35% от общего количества судов. На втором месте - нефтяные и СПГ-танкеры (27,2% трафика).

Кто строил

Строительством новой ветки канала и углублением части его прежнего русла занимались шесть международных компаний - National Marine Dredging Company из ОАЭ, голландские Royal Boskalis Westminster и Van Oord, американская Great Lakes Dredge and Dock Company и бельгийские Jan de Nul Group и DEME Group. Директор по проектам DEME Group в Средиземноморье, Центральной и Южной Америке Пьер Катто рассказал РБК, что самым сложным для его компании было уложиться в очень сжатые сроки. DEME Group использовала на работах свой флагман - «Д’Артаньян», который в другое время занят на проекте по строительству нового порта на Ямале для приема СПГ-танкеров ледового класса.

Новый проект

В то время как основное внимание приковано к Суэцкому каналу, куда меньше говорится о сопутствующем проекте по созданию особой экономической зоны поблизости. В марте правительство Египта заявило, что она должна составить до трети ВВП ($78 млрд при оценке ВВП в $232,86 млрд, по данным Reuters за 2014 год). Пока Каир лишь ведет подготовку к ее запуску. Частью этого проекта может стать российская промышленная зона. Переговоры об этом идут с лета прошлого года, но конкретных договоренностей нет. Накануне визита в Египет премьер-министр Медведев в интервью изданию Al-Ahram подтвердил заинтересованность России в Суэцкой экономической зоне и сообщил о продолжении консультаций.

Суэцкий канал: Порт-Саид, Измаилия и израильские танки (Египет). Фоторепортаж // ЖЖ Александр Лапшин (puerrtto). 11.02.2009.

Дмитрий Медведев прибыл в Каир на церемонию открытия русла Суэцкого канала // Коммерсант. 06.08.2015.
http://www.kommersant.ru/doc/2783138
Премьер-министр России Дмитрий Медведев прибыл в столицу Египта, чтобы принять участие в церемонии открытия нового русла Суэцкого канала, сообщает «РИА Новости». В ходе визита господин Медведев планирует провести ряд встреч, направленных на укрепление отношений с Каиром.
Напомним, в Египте сегодня в присутствии мировых лидеров пройдет церемония открытия нового Суэцкого канала, который должен увеличить проходимость одного из главных транспортных путей мира вдвое, а доход государства от него - втрое. Событие уже называют главным достижением президента Абдель-Фаттаха ас-Сиси, стремящегося вернуть стране роль ведущей региональной державы.




ФОТО: два русла Суэцкого канала, 06.08.2015, Reuters.

Медведев приехал на открытие дублера Суэцкого канала // Россия 24. 06.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=DEdqVDbDRSo
В Египет с рабочим визитом прибыл премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Он примет участие в официальной церемонии ввода в эксплуатацию нового русла Суэцкого канала.

Медведев открыл второй Суэцкий канал и позвал россиян в Египет // Телеканал Звезда. 06.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=4zh2sO35QC8
В самой североафриканской стране это событие встречают, как национальный праздник. На улицы городов вышли тысячи людей, чтобы принять участие в народных гуляниях. В торжествах также принимают участие делегации из 50-ти стран, в том числе и российская, во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым.Также Дмитрий Медведев принял участие в торжественной церемонии открытия второго русла Суэцкого канала. «Россияне испытывают искреннее уважение к египетскому народу, с удовольствием ездят в вашу страну, интересуются ее культурой, историей. Я вообще считаю, что каждый человек обязан хотя бы раз побывать в Египте – колыбели цивилизации, увидеть своими глазами его древние памятники», - заявил премьер.Медведев открыл второй Суэцкий канал и предложил россиянам отправиться в Египет. Об этом глава российского правительства заявил в интервью египетской газете «Аль-Ахрам», перевод которого приводится на сайте правительства РФ.

Россия создаст около нового Суэцкого канала Египта промзону // Polit Russia. 07.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=K_wmiwJgR-s
Видео: Ruptly
Делегация России присутствовала в грандиозных торжествах в Египте на открытии второго рукава Суэцкого канала. Праздник возглавлял президент Египта Абдель Фаттах аль-Сиси. Премьер Дмитрий Медведев отметил, что в Москве готовы создать рядом с объектом промышленную зону из российских предприятий и заключить крупные контракты. А в Твиттере премьер написал: Новый Суэцкий канал – важнейшая веха в истории мирового судоходства. Поздравляю Египет с окончанием строительства!
Новый Суэц" проходит параллельно старому пути, проложенному 145 лет назад и являющемуся кратчайшим водным маршрутом между Индийским океаном и Средиземным морем.
Доходы Египта от транспортировки грузов по одной из важнейших артерий планеты, принимающей сейчас 10% всех морских перевозок, увеличатся втрое. Масштабы стройки сравнивают с египетскими пирамидами.
Проект стоит $ 8,2 млрд, включает в себя 72 км новой морской трассы, которая сможет принимать 97 кораблей в день к 2023 году, сейчас их количество в два раза меньше. Время для прохождения судов уменьшится с 18 до 11 часов.


ФОТО: Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАКР) "Пётр Великий" проходит Суэцкий канал.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Несколько контейнеровозов проследовали по новому водному пути

В субботу успешно прошли испытания второй очереди Суэцкого канала. Несколько контейнеровозов под флагами разных стран преодолели 72-километровый отрезок, проложенный параллельно старому. Официальное открытие намечено на 6 августа.

Канал был сооружен всего за год против 10 лет, потребовавшихся в XIX веке для строительства первой очереди, обошелся в 8,5 миллиарда долларов и, как ожидается, повысит доход египетской казны от эксплуатации водного пути с нынешних 5,3 миллиарда до 13,2 миллиарда долларов в год.

Цель проекта - обеспечить двустороннее движение судов. В дальнейшем с юга на север они будут следовать по старому, а с севера на юг по новому руслу. Это позволит избежать заторов и ожидания, сократит время прохождения канала с 18 до 11 часов и повысит суточную производительность с 49 до 97 кораблей.

Суэцкий канал обеспечивает 7% мирового морского грузооборота, играет ключевую роль в снабжении Европы ближневосточной нефтью, а для Египта является вторым после туризма источником валютных доходов и предметом национальной гордости.

Дело престижа

Новый канал, как и прежний, будет государственной собственностью. Строительство финансировалось из внутренних источников. Египетское правительство выпустило заем под 12% годовых, и крупные и мелкие инвесторы раскупили облигации в течение всего восьми дней. Работы велись круглосуточно при масштабном участии инженерных частей египетской армии.

Торжественная закладка канала в августе прошлого года сопровождалась помпезным воздушным парадом и оптимистическими речами. Президент Фаттах-аль-Сиси назвал проект "великой мечтой Египта" и "каналом процветания", пообещав нации экономический подъем и рост занятости.

Глава администрации Суэцкого канала адмирал Мохаб Мамиш говорил о "новом рождении страны" и назвал стройку "мирной битвой за развитие".

Как наши предки 150 лет назад, мы строим канал для наших детей и внуков и для всего человечества Мохаб Мамиш, глава администрации Суэцкого канала

"Как наши предки 150 лет назад, мы строим канал для наших детей и внуков и для всего человечества", - заявил он Би-би-си.

По словам министра инвестиций Ашрафа Салмана, проект "вернет Египет на карту мира" после периода нестабильности, когда в 2011-2013 годах в стране были насильственно свергнуты два президента - Хосни Мубарак и Мохаммед Мурси.

По мнению критиков режима, деньги лучше было бы потратить на улучшение инфраструктуры Каира и других египетских городов, страдающих от перенаселения.

"Для властей это в первую очередь патриотическое начинание, смысл которого не сводится исключительно к деньгам", - заявил Би-би-си живущий в Египте финансовый аналитик Энгус Блэр.

Вопрос безопасности

Субботнее испытание проходило под контролем боевых кораблей и вертолетов, поскольку лежащий к востоку от канала Синайский полуостров известен как база радикальных исламистов, однако все прошло гладко.

Несмотря на политические пертурбации последних лет, работа Суэцкого канала ни разу не нарушалась.

Единственный инцидент - , причинивший незначительный материальный ущерб - имел место 31 августа 2013 года. На следующий день адмирал Мамиш лично проплыл по каналу в обоих направлениях, дабы доказать, что с ним все в порядке.

Начальная фаза строительства сопровождалась техническими ЧП: затоплением части русла и обрушением мостового перехода, однако жертв не было.

Кроме того, египетское почтовое ведомство выпустило в честь проекта марку, был изображен Панамский канал.

История

Первый Суэцкий канал был построен при египетском фараоне Нехо II (конец VII – начало VI в. до н.э.), но затем пришел в упадок.

В новое время идею прокладки короткого водного пути между Европой и Азией выдвинул в 1849 году бывший французский консул в Александрии Фердинанд Лессепс, чей отец, Жан Лессепс, участвовал в экспедиции Лаперуза, проехал посуху от Петропавловска-Камчатского до Парижа и во время ее оккупации войсками Наполеона.

В 1854 году Лессепс создал франко-египетскую Всеобщую компанию Суэцкого канала и получил концессию от египетского хедива (впоследствии долю правительства Египта выкупили британские инвесторы). В 1859 году началось строительство, которое возглавил Лессепс, и 17 ноября 1869 года канал вступил в строй.

В 1956 году египетский президент-националист Гамаль Абдель Насер национализировал Суэцкий канал . Британия и Франция при содействии Израиля попытались силой вернуть свою собственность, но безуспешно, поскольку СССР активно поддержал Египет, а США заняли позицию невмешательства.

После Шестидневной войны 1967 года канал сделался разграничительной линией между Египтом и Израилем, но и тогда судоходство по нему не прекращалось. По Кэмп-Дэвидскому соглашению 1978 года Египет вернул себе контроль над Синайским полуостровом.

В Египте 6 августа проходит праздник, какого там не было 146 лет - здесь открыли новый Суэцкий канал . Под это дело даже исправили упущение, допущенное в 1869 года - тогда оперу "Аида" показать на открытии первого канала не смогли, поскольку Верди не успел ее закончить. Зато теперь она представлена прямо на берегу канала с прямой трансляцией на ведущих телеканалах мира. В Вашингтоне, Лондоне, Нью-Йорке, Пекине и Токио церемонию можно увидеть на огромных экранах на центральных площадях города.

Праздник за 30 миллионов

Празднество проходит в городе Исмаилия, находящемся посередине Суэцкого канала. Затраты на него оцениваются примерно в 30 миллионов долларов.

Открытие новой ветки канала началось с фейерверка рано утром 6 августа. Затем - авиашоу. В это время девять пловцов из паралимпийской сборной страны протянули по каналу пятикилометровый флаг Египта. В общем, Каир постарался. Даже на въезде в страну пограничники ставят в паспорта штамп с надписью "Новый Суэцкий канал". Также с 6 августа поступили в продажу сувенирные золотые монеты - египетские фунты с надписью "Новый Суэцкий канал - дар Египта миру".

Президент Египта Ахмед Фатах аль-Сиси прибыл на празднование на пятипалубной яхте El-Mahrousa. В 1869 году именно это судно с хедивом (вице-султаном, главой Египта во времена зависимости от Турции) Исмаилом на борту первой прошла по только что открытому Суэцкому каналу.

На церемонию собрались главы государств и правительств из многих стран мира. Россию представляет премьер-министр Дмитрий Медведев. Он не только посетил шоу, но и проведет ряд встреч, например, с греческим премьер-министром Алексисом Ципрасом. Также в Египет прибыл и главком ВМС РФ Виктор Чирков.

Российский премьер уже назвал новый канал "одним из символов современного мира". Также он отметил, что российские компании готовы участвовать в ряде экономических проектов в Египте, и совместная работа по созданию промышленной зоны в районе Суэцкого канала, в которой могут разместиться российские автопроизводители, производители стройматериалов, энергетики, фармацевты и другие - лишь первый шаг.

На время празднований по всему Египту введены беспрецедентные меры безопасности. Задействованы порядка 10 тысяч полицейских плюс армейские части, и это только в трех провинциях, непосредственно выходящих к каналу. Все мало-мальски значимые объекты, от правительственных зданий до предприятий, окружены круглосуточной охраной. Беспокойство властей понятно - несмотря на все усилия навести порядок в стране, взбудораженной "арабской революцией", сохраняется некоторая нестабильность. Кроме того, на Синайском полуострове идут реальные боевые действия между армией и боевиками из радикальных группировок.

Инфографика: Волков Константин

Египетские власти нашли оригинальный способ напомнить собравшимся, что они не намерены терпеть беспорядок и терроризм на Синае . В Исмаилии выставили на всеобщее обозрение стеллу из песчаника времен 26-й династии (663-525 годы до н.э). На стелле изображен поход фараона Апреса как раз на Синай. Артефакт был найден военными в ходе сооружения дополнительных укреплений вдоль Суэца во время революции 2011 года.

Канал-кормилец

Повод для гордости у Египта есть - новый канал был вырыт всего за год. Правда, его длина 71,9 километра, в отличие от маршрута, открытого в 1869 году протяженностью 193,3 километра. Такая протяженность новой нитки объясняется тем, что она лишь в самых проблемных местах отходит от прежнего русла, давая судам, следующим встречными курсами, свободно разойтись. Как ожидается, к 2023 году, когда новая нитка заработает в полную силу, весь комплекс канала сможет пропускать за сутки 97 судов против нынешних 49. Таким образом, будет решена и проблема прохода огромных современных танкеров. На сегодня порядка 8 процентов всех морских грузоперевозок в мире проходит через Суэц, а его расширение может существенно повысить долю судов, выбирающих этот маршрут, вместо того, чтобы огибать Африку мимо мыса Доброй Надежды.

Для Каира новый канал - повод для гордости и надежда на пополнение казны. Гордость потому, что, несмотря на кризис египетской экономики, все же удалось завершить столь масштабный проект. Строительство вместе с прилегающей инфраструктурой и дорогами, проходящими под каналом, оценивается в 8,6 миллиарда долларов, причем половина из этой суммы тратится на тоннели. Для финансирования работ были выпущены инвестиционные сертификаты, по которым ежемесячно обещают выплачивать дивиденды. Ожидалось, что продажа их затянется надолго, но, к удивлению властей, население раскупило ценные бумаги за неделю. Такой ажиотаж оказался тем более неожиданным, что порядка 40 процентов населения страны живут на два доллара в день.

Функционирующий сейчас Суэцкий канал приносит в египетскую казну в виде сборов за проход судов в среднем 4,7 миллиарда долларов в год - едва ли не больше, чем любая другая отрасль экономики государства. Власти надеются, что с увеличением судопотока доход от эксплуатации канала к 2023 году возрастет до 13,2 миллиарда долларов.

Хватит ли грузов?

Однако сможет ли Каир пополнить казну с помощью нового канала? Многие эксперты полагают, что ожидания египтян завышены. Так, по словам Уильяма Джексона, старшего экономиста международной компании Capital economics, занимающейся исследованиями в области макроэкономики, чтобы Египет достиг своих целей, объемы мировой торговли должны расти на 9 процентов в год (сейчас в лучшем случае рост составляет 6 процентов).
Кроме того, на объемах судоходства через Суэц может негативно сказаться и активно продвигаемый сейчас Китаем маршрут "Нового Шелкового пути" по железной дороге напрямую через просторы Евразии в Западную Европу.

Вызывает вопросы и ситуация с безопасностью, особенно в районе Синая. Несмотря на действия египетской армии, террористические организации пока что продолжают там свою деятельность.

Однако Каир рассчитывает увеличить доходы за счет создания промышленного и политического хаба вдоль нового канала. Там должно появиться шесть новых портов, производства и склады. Хаб получит статус особой экономической зоны (ОЭЗ), с особыми условиями в плане налога с продаж и вывоза произведенной в ней продукции за пределы Египта. Кроме того, в создающейся ОЭЗ не будет ограничений на владение для иностранных компаний. Как заявил египетский министр планирования Ашраф эль-Араби, на создание ОЭЗ планируется в ближайшие годы привлечь порядка 60 миллиардов долларов инвестиций.




Top